Статья 3.1.8. Тантрология: Tantric Studies (тантрические исследования). (ч.2).

«Я тантрист. Я рассматриваю мир как рожденный Анандой и живущий Анандой, идущий от Ананды к Ананде. Ананда и Шакти — вот два действительно основополагающих принципа существования» (см. Шри Ауробиндо. Йогическая садхана. К. 1991г.). «Тантра — духовный путь, в основе которого лежит Сознание-Сила (почитаемая как Божественная Мать) как Высшая Реальность» (см. Шри Ауробиндо. Мать. / Пер. О.Сафронова. 29.05.2012г.). 
«Истина всегда является одной и той же независимо от того, какой она предстает перед естественными науками и ведическими или тантрическими мудрецами» (см. Хариш Джохари. Инструменты для Тантры. Чакры: энергетические центры трансформации. София. 2001г. 261 стр.).
«Мужество, согласно Ошо, — это величайшее качество в жизни, ибо без мужества нет свободы, а без свободы нет Истины» (см. А.Якунина. Духовные учителя Человечества XIX-XX вв. М. Пилигрим-пресс. 2007г.).
«По мнению Андре Паду, «Шакти — это основополагающий элемент тантрического представления о божестве и о мире» (Padoux A. Recherchez sur la symbolique et l’?nergie de la parole dans certains textes tantriques. Paris. 1963. P.47.). Понятие «шакти» фигурирует на всех уровнях и во всех аспектах Тантризма. Оно имеет мифологическое измерение, философско-теологическое, лингвистическое, психопрактическое и др.» (см. Пахомов С.В. Проблема определения и классификации тантрических школ. 06.07.2004г.).

* * *

2. ШКОЛА ЗАРУБЕЖНОЙ ТАНТРОЛОГИИ

 (продолжение)

АУРОБИНДО ГХОШ

«Словарь. Тантра — йогическая система, являющаяся по своей природе синтетической, стартующая с великого центрального принципа Природы, с великой динамической силы Природы: в ведических методах Йоги [т.е. тримарге] господом Йоги является Пуруша, Сознание-Душа, но в Тантре это, скорее, Пракрити, Природа-Душа, Энегия, Воля-в-Силе, исполнительная во Вселенной; именно изучением и применением секретов этой Воли-в-Силе, ее метода, ее Тантры, тантрик добивается целей свой дисциплины — господства, совершенства, свободы, блаженства; метод тантрической дисциплины направлен на то, чтобы поднять Природу в человеке в проявленную силу Духа». 

(Шри Ауробиндо Гхош. Интегральная Йога.
/ Ред. Н.И. Дорофеев. М. Никос. 1992г. 396 стр.)
(Словарь терминов в работах Шри Ауробиндо.
Центр эволюционных исследований сознания человека.)

«Глоссарий. Тантра. 1. Йогическая система, являющаяся по своей природе синтетической, которая стартует от великого центрального принципа Природы, великой динамической силы Природы: в Ведических методах Йоги — господь Йоги — это Пуруша, Сознание-Душа, но в Тантре это, скорее, Пракрити, Природа-Душа, Энергия, Воля в Силе, исполнительная во Вселенной; именно изучением и применением секретов этой Воли в Силе, ее метода, ее Тантры, тантрик преследовал цели своей дисциплины — власть над собой и своей природой, совершенство, свобода, красота; метод тантрической дисциплины должен поднять Природу в человеке в проявленную силу Духа. 2. Тексты тантрической системы». 

(Шри Ауробиндо Гхош. Письма о Йоге. Книга 1. Часть 1. Амрита-Русь. 2004г. 192 стр.)

«Словарь терминов. Тантра — система Йоги, которая по своей природе является синтетической и ведет начало от великого центрального принципа Природы, от великой динамической силы Природы: в Ведических методах Йоги (т.е. Тримарга) господином Йоги является Пуруша, Сознательная Душа, но в Тантре это скорее Пракрити, Душа Природы, Энергия, исполнительная Сила Воли в Универсуме; именно благодаря изучению и применению секретов Силы Воли, благодаря ее методу, ее Тантре, тантра-йогин двигался к целям своей дисциплины — мастерству, совершенству, освобождению, блаженству; методом тантрический дисциплины является достижение Природы в человеке в проявлении силы духа». 

(Шри Ауробиндо Гхош. Йогическая садхана. К. 1991г.)

3.1.8. Ауробиндо символ 1Символ Шри Ауробиндо

«Нисходящий треугольник представляет собой Сат-Чит-Ананду [Истину-Сознание-Блаженство]. Восходящий треугольник представляет собой ответ, устремляющийся из материи в форме жизни, света и любви. Место соединения обоих треугольников — квадрат в центре — это совершенное проявление, которое имеет в своём центре Аватара Всевышнего — Лотос [символ Божественности]. Вода внутри квадрата представляет собой многообразие, творение».

(Символ Шри Ауробиндо. Сайт www.integralyoga.ru.)

«Существует божественная Сила, которая действует и во вселенной, и в индивидууме. За всем этим стоит Мать, однако она проявляется здесь, в теле, для того, чтобы, внеся в него то, что ещё не выражено в этом материальном мире, преобразить жизнь здесь. К ней нужно относиться как к Божественной Шакти, посвятившей себя этим целям. Такова она в теле, но в своём полном сознании она тождественна всем остальным качествам Бога».

(Шри Ауробиндо. Мать. М. Благовест. 1993 г.)

«Мать — Божественная Сознательная Сила, властвующая во всем существовании, единая и всё же столь многосторонняя… Мать — это Сознание и Сила Высочайшего и далеко за всем, что Она творит».

(Шри Ауробиндо. Практическое руководство по Интегральной Йоге. К. 1993г.)

3.1.8. Ауробиндо 1      3.1.8. Ауробиндо 2      3.1.8. Ауробиндо 3

«Введение. 1. Основные этапы жизни и деятельности Шри Ауробиндо. Почти все, кто пишет о Шри Ауробиндо Гхоше, отмечают в качестве одной из причин популярности его идей многосторонний характер его дарований. Одни из индийских мыслителей нового времени были поэтами (Тагор), другие — политическими лидерами (Ганди), третьи — религиозными деятелями (Рамакришна), четвертые — «академическими» философами (К.Бхаттачарья). Шри Ауробиндо сочетал в себе все эти качества. Как один из вождей крайне левого (экстремистского) крыла Индийского Национального Конгресса он в начале нашего века успешно выступил на политической арене. По словам Неру, он «сверкнул подобно блистательному метеору и оказал могущественное влияние на молодежь Индии» (цит. по Сингх К. «Пророк индийского национализма». Лондон. 1963. С.7). В то же время он публикует ряд стихотворений и поэм, свидетельствующих о незаурядном поэтическом таланте. Впоследствии, отойдя от непосредственного участия в политической жизни, Шри Ауробиндо получает широчайшую известность как «последний Риши» Индии (о его «духовных поисках» с восторгом отзываются Ромен Роллан и Р.Тагор), а также как автор глубоких и серьезных философских работ…<…>.
Шри Ауробиндо и Мать экспериментально доказали, что «нисхождение Света в Материю», тотальное преобразование человека — это не индивидуальная, а социальная проблема и с «оккультной» точки зрения. В 1940г., после 14 лет напряженной индивидуальной работы с узким кругом учеников, они широко открыли двери своего Ашрама.
Собственно говоря, этот Ашрам не укладывается в традиционные представления об Ашрамах — духовных или религиозных коммунах, члены которых, объединившись вокруг Учителя, покинули мир для практики проповедуемых этим Учителем методов достижения Освобождения. «Ашрам Шри Ауробиндо» — это социальная лаборатория, экспериментальная модель общества будущего, созданная не с целью ухода от мира, а с целью его преобразования…
2. Общие черты учения Шри Ауробиндо. Попытка Шри Ауробиндо привлечь духовное наследие древней Индии к решению современных проблем, дать новую интерпретацию этого наследия представляет собой, пожалуй, одну из наиболее впечатляющих среди всех предпринимавшихся. Его учение получило известность под названием «Интегральная Веданта» или «Интегральная Йога» (Пурна Йога)…
Заключение. Шри Ауробиндо считает свое учение наиболее последовательным и логичным развитием основной монистической идеи Адвайта-Веданты, при этом его интерпретация Майи более адекватна выражению этой идеи. Кроме того, в его учении сочетаются рациональные стороны основных ведантических школ: Адвайты, Вишишта-Адвайты и Двайта-Веданты. С одной стороны, он представляет эти учения в виде обобщения различных сторон йогического опыта, с другой — связывает их с тремя модификациями супраментального сознания.
Подобно Рамакришне, Шри Ауробиндо осуществляет свой ведантический синтез под сильным влиянием идей Шакти-Тантры. Один из наиболее выдающихся исследователей Тантризма, Артур Авалон, включает в круг идей, общих всем шактистским Тантрам, концепции Бога как высшей личности (Парахантар), двух аспектов божественного существования (космическое и акосмическое бытие), реального созидания мира, опирающегося на высшую природу Бога в качестве формальной и материальной причины чистого (Шудха-Сришти) и не-чистого (Ашудха-Сришти) творения, изначальной мировой силы (Адья-Шакти) и модификации этой силы в мире (Майя-Шакти). Он подчеркивает также их полемическую направленность против Майя-Вады Шанкары, их апелляцию ко всем индийцам, независимо от касты и пола, наличие в них ряда характерных для Санкхьи категорий (Пракрити, Пуруша, Гуны, проч.). (См. Артур Авалон (Джон Вудроф). Шакти и Шакта. Мадрас. 1959г.).
Идеи Шри Ауробиндо близки указанным идеям Тантр. Так, тантрической концепции Парахантара соответствует его учение о Пурушоттаме, «чистые» и «не-чистые» творения Тантр могут быть сопоставлены с двумя сферами бытия в его онтологии, а проявления одного из аспектов Ниргуна-Брахмана (Чит) в указанных сферах — с Адья- и Майя-Шакти. Три категории «чистого» творения Шакти-Тантры (Садакхья, Ишвара и Садвидья Таттвы) предназначены для демонстрации постепенного разделения первоначально нераздельных субъективной и объективной сторон единой Реальности. Той же цели служат и три подразделения супраментального сознания у Шри Ауробиндо.
Шри Ауробиндо близки также характерные для Шакти-Тантры идеи о божественном характере физической природы человека, сочетании Бхукти (наслаждения) и Мукти (освобождения), телесном бессмертии как одной из целей Йоги и т.д. Он разделяет представления о Чакрах в Сукшма-Шарире (энергетические центры тонкого тела), однако полагает, что тантристы, придавая чрезмерное значение техническим упражнениям, игнорируют многосторонний характер человеческой личности и не понимают необходимости вовлечения в Йогу всех ее сторон.
Подобной же односторонностью, по его мнению, отличается и восьмеричный путь Раджа-Йоги Патанджали. Шри Ауробиндо связывает недостатки этого учения с недостатками онтологической теории Санкхьи, из положений которой во многом исходил автор «Йога-Сутры». Однако он признает относительную ценность этих положений. В его собственной антологии находят место все основные категории Санкхьи (Пуруша, Пракрити и 23 ее эволюта) и признается существование трех Гун.
По мнению Шри Ауробиндо, дуалистическая трактовка Пракрити и Пуруши как двух полностью отличных друг от друга и по существу независимых принципов бытия представляет собой прагматическую истину, отражающую определенную ступень духовного опыта Йоги». 

(Костюченко В.С. Интегральная Веданта: критический анализ
философии Ауробиндо Гхоша. ИФ АН СССР. М. Наука. 1970г.)

«Шри Ауробиндо (1872-1950) – индийский философ, поэт, революционер и организатор национально-освободительного движения Индии, йогин, гуру и основоположник Интегральной Йоги.
Ауробиндо Гхош родился в Калькутте 15 августа 1872г. Его отец, доктор Кришна Дхан Гхош, был окружным хирургом Рангапура в Бенгалии. Его мать, Сварналата Деви, была дочерью деятеля движения религиозно-реформаторского общества «Брахмо-Самадж», Раджнараяна Басу. Имя «Ауробиндо» — санскритского происхождения, по-санскритски произносится «арави?нда» и означает «лотос». Будучи в Англии, Ауробиндо писал своё имя как «Aravinda», в Бароде — «Aravind» или «Arvind», а переехав в Бенгалию — «Aurobindo». С рождения ему было дано и второе имя, английское, Акройд (Akroyd). Вместе с двумя своими братьями он воспитывался в духе английской культуры. В пять лет начал посещать ирландскую монастырскую школу в Дарджилинге. Двумя годами позже (в 1879) был отправлен в Англию, где к двадцати годам завершил свое образование в Королевском колледже Кембриджа.
Получив западное образование и вернувшись в Индию (в 1893), Шри Ауробиндо посвящает себя самостоятельному изучению Санскрита, современных индийских языков, философских систем и древних священных книг Индии — Упанишад, «Бхагавад-Гиты», Рамаяны, Вед. В течение последующих 13 лет Шри Ауробиндо занимает различные посты в администрации города Бароды (Baroda) (сейчас Вадодара), преподает английскую и французскую литературу в местном университете, а в 1906г. переезжает в Калькутту, где становится ректором Национального колледжа. С первых дней пребывания в Индии Шри Ауробиндо непрестанно следит за политической ситуацией в стране. После вспышки волнения против разделения Бенгалии в 1905г. Шри Ауробиндо открыто присоединяется к национально-освободительному движению. В течение восьми лет (1902-1910) активно участвует в политической жизни страны, что дважды приводит его к арестам с последующим оправданием.
В 1907г. Бариндранатх Гхош, младший брат Ауробиндо, познакомил его в Бароде с йогом из Махараштры Вишну Бхаскарой Леле. В течение нескольких лет Ауробиндо уже занимался Йогой, а эта встреча, получение от Леле соответствующих наставлений и последующее трёхдневное уединение, способствовали его первому значительному духовному опыту, называемому нирваной — состоянию полного умственного безмолвия, без какой бы то ни было мысли или умственной деятельности. Во время своего второго ареста и пребывания в Алипорской центральной тюрьме в Калькутте (1908-1909) Шри Ауробиндо испытал духовное озарение, которое положило начало новому этапу его жизни. В тюрьме у Ауробиндо был ряд мистических переживаний. В своих письмах он упоминает, что когда он ожидал суда в тюрьме, в течение двух недель его посещал дух Свами Вивекананды и говорил о высших уровнях сознания, ведущих к сверхразуму. Шри Ауробиндо позже рассказывал, что во время заключения он видел всё — заключённых, тюремщиков, полицейских, тюремные решётки, деревья, судью, адвокатов — как различные формы единой Божественности. В 1910г. Ауробиндо уходит из активной политической и общественной жизни и сосредотачивает свои силы на духовной работе. Этой деятельностью было исследование уровней сознания, лежащих за пределами обычного человеческого разума, и подготовка сознательного эволюционного изменения природы человека. Он переселяется в Пондишерри, французскую колонию на юге Индии, чтобы начать интенсивные занятия Йогой.
В своей концепции «Интегральной Веданты» Шри Ауробиндо стремился к синтезу традиций индийской и европейской мысли. Это выразилось в его полемике с двумя полярными позициями — философией «аскетического» спиритуализма Адвайта-Веданты и материализмом западной философии. Шри Ауробиндо работал над созданием новой интегральной философии, которая вобрала бы в себя лучшее от первой и второй, избавившись при этом от их слабых сторон. В основе этой новой философии должен быть принцип, из которого можно было бы вывести всё качественное многообразие мира. Эта философия должна показать связь Духа и Материи, не пытаясь отрицать реальность обоих, и при этом она должна быть избавлена от дуализма при объяснении вселенной. Она должна объяснить поступательный процесс мировой эволюции, её законы, место и назначение человека в этом процессе.
Синтез идеализма и материализма в философии Шри Ауробиндо даёт совпадение духовного и материального начал в Абсолюте. Однако духовное начало оказывается все же «сильнее», так как оно способно к самостоятельному существованию, в то время как материальное может существовать лишь в качестве противоположности духовному в качестве его проявления.
Одним из самых выдающихся новшеств, привнесённых Шри Ауробиндо в философскую мысль Веданты, является новое изложение концепции космической и человеческой эволюции. Философия Санкхьи изложила свою теорию эволюции несколькими веками ранее, однако Ауробиндо отверг материалистические представления об эволюции в философии Санкхьи и Дарвина и развил концепцию интегральной эволюции духа и материи, основанную на нисхождении Божественной силы в Материю и последующей трансформации Материи.
Согласно эволюционной теории Шри Ауробиндо человечество как форма существования не является конечным пунктом эволюционной иерархии, но, посредством интеграции с Божественным, может быть вовлечено в последующее духовное существование, преодолевающее существующие материальные ограничения, выходящее за пределы неведения к состоянию Супраментального Существования. Это состояние, согласно Шри Ауробиндо, станет Божественной жизнью на земле, которой будет сопутствовать знание, истина, а также субстанция и энергия Супраментального Сознания.
Духовный опыт Шри Ауробиндо синтезирован в его многогранной философской системе Интегральной Йоги, целью которой является не только освобождение человеческого сознания, но также глубокая трансформация самой природы человека.
Интегральная Йога подчёркивает индивидуальность каждого человеческого сознания и не ограничивает практикующих каким-либо определённым набором правил для реализации йогического опыта, давая лишь основные направления и разъясняя основные трудности пути. Йогическое устремление через работу, медитацию, любовь, преданность и открытость Божественному сознанию, согласно опыту Шри Ауробиндо, является движущей силой для преобразования сознания и трансформации человеческой природы».

(Википедия. Свободная Энциклопедия.)

«Шри Ауробиндо (Ауробиндо Гхош. 1872-1950). Рабиндранат Тагор назвал его «Голосом, в котором воплотилась душа Индии», Ромен Роллан провозгласил его «величайшим мыслителем нашего времени». В Индии он известен как революционер и организатор национально-освободительного движения, а также как великий гуру и основоположник Интегральной Йоги. Он был также величайшим поэтом, автором множества поэм, стихов и поэтического эпоса «Савитри», который в Индии называют Пятой Ведой.
Иерархия высоко оценила его труд — во время одного из телепатических контактов с Е.И.Рерих Учитель Мориа сказал: «Ауробиндо Гхош был ближе всех к цели, но у него все-таки не было жизненной простоты, он удалился от жизни. Ценно, не покидая жизни, подойти к высшим путям». Это, как никто другой, понимал Шри Ауробиндо — именно на этом фундаменте он строил всю свою систему. Но, как говорил он сам: «Пока у нас свежее знание, оно непобедимо, но, старея, оно теряет свои достоинства. Это потому, что Бог всегда движется вперед…».
Родился он в Бенгалии, в Калькутте, 15 августа 1872г. Получил европейское образование, ничего не зная о традициях и языках Индии, практически не зная даже своих родителей. Он вырос абсолютно независимым от влияния семьи, страны и традиций. Это был свободный дух. И, может быть, первый урок, который дает нам Шри Ауробиндо, и есть урок свободы. Он блестяще учился, знал в совершенстве основные европейские языки, читал в оригинале множество книг, при этом влачил почти нищенское существование, но ни в малейшей степени не заботился ни о своем будущем, ни о карьере. Он вернулся в Индию двадцатилетним юношей, проведя на Западе 14 лет.
Первое время он много читал — впервые он познакомился со священными книгами Индии — Упанишадами, «Бхагавад-Гитой», Рамаяной. Путь посвящения в Йогу Ауробиндо прошел не под руководством Учителя, а совершенно самостоятельно. Он самостоятельно изучил Санскрит и смог постичь утерянный смысл Вед.
Наступил период, когда он осознал, что можно бесконечно накапливать знания, читая книги и изучая языки, и при этом не продвинуться ни на один шаг вперед. «Йога, которая требует отречения от мира — не для меня, я чувствовал чуть ли не отвращение к спасению собственной души». И он обратился к Богу с мольбой: «Если ты существуешь, Ты знаешь мое сердце, Ты знаешь, что я не прошу освобождения, я не прошу ничего, о чем просят другие. Я прошу только дать мне силу поднять эту нацию и позволить мне жить и работать для этого народа, который я люблю».
Исходной точкой поисков Шри Ауробиндо стала реальная жизнь, а не философские абстракции. Борьба за освобождение Индии явилась началом его пути. Мало кому известно, что тактика пассивного сопротивления и несотрудничества с англичанами, которой впоследствии придерживался Ганди, была разработана Шри Ауробиндо. Однако главной темой политической программы Шри Ауробиндо была «подготовка вооруженного восстания и публичная пропаганда, направленная на обращение всей нации к независимости…». Для того, чтобы поднять огромную нацию на борьбу, нужно было вдохнуть в нее силу. Именно в поисках этой силы Шри Ауробиндо впервые обратился к Йоге. Йога стала средством эффективного действия, а не уходом от мира. «Я хочу практиковать Йогу для работы, для действия, а не ради саньясы (отречения от мира) и Нирваны».
К этому времени он уже достиг высшего состояния Нирваны, которое стало для него не завершением эволюции, а отправной точкой для высшей эволюции. В этом состоянии он был способен ежедневно издавать газету, посещать тайные собрания, выступать с политическими речами. Он вошел в контакт с Сверхсознательным, и «с тех пор все — речь, мои рукописные произведения, моя мысль и внешняя активность приходят ко мне из того источника, который находится выше головы», — писал он.
На рассвете 4 мая 1908 г. его разбудили вооруженные английские полицейские. Итак, ему предстояло провести целый год в Алипорской тюрьме в ожидании приговора. Так, в Алипорской тюрьме началась работа по реализации космического сознания и исследованию планов Сверхсознательного — планов сознания, лежащих выше обычного разума.
Поистине Бог не находится вне Своего мира, Он не сотворил мир, а стал этим миром, как говорят Упанишады: «Он стал знанием и неведением, Он стал истиной и ложью… Он стал всем, что бы то ни было». Это основной постулат, на котором основывается Йога Ауробиндо. Веданта говорит: «Человек, ты един по природе и субстанции с Богом, ты един по духу со своими человеческими братьями. Проснись тогда и устремись к своей полной божественности, живи для Бога в себе и других». «Это евангелие, данное немногим,- писал Шри Ауробиндо, — теперь должно быть открыто всему человечеству для его освобождения». «В каждом человеке есть Бог и проявить Его — это цель жизни. Это то, что все мы можем делать».
Цель Йоги — совершить духовную трансформацию человека, преобразовать человеческое бытие. Для Шри Ауробиндо ключом является понимание того, что Дух — это не противоположность жизни, а полнота жизни, что внутренняя трансформация — это ключ к трансформации внешней. Главное, для чего Шри Ауробиндо пришел в мир, — это доказать, что нет никакой необходимости улетать на небеса для того, чтобы стать духовным существом.
Меньше чем через год после освобождения из Алипорской тюрьмы Шри Ауробиндо предупредили о готовящемся аресте. Внутренний голос отчетливо произнес: «Отправляйся в Шандернагор». Это был финал его политической жизни, завершение Интегральной Йоги и начало Йоги Супраментальной. В Шандернагоре он прошел страшный опыт исследования подсознательного: «Достичь небесных сфер не может ни один, минуя недра ада». Цель Супраментальной Йоги — не закрывать глаза на то, что окружает нас внизу. Это первое условие достижения контроля. В тот день, когда он достиг дна, пересек все пласты грязи, он был резким толчком вытолкнут в высший Свет — не впадая в транс, без потери индивидуальности, не растворяясь в космосе, — полностью сохраняя четкое видение.
Так, он открыл утерянную Тайну Вед — битвы с силами подсознательного, великанами — людоедами, гномами и змеями, схождение Орфея в Ад, трансмутация Змея, пожирающего собственный хвост. Тьма и Свет, Добро и Зло подготавливали божественное рождение в Материи. Ничто не проклято, ничто не напрасно. После нисхождения и восхождения ищущий становится «сыном двух Матерей» — Белой Матери сверхсознательного бесконечного и земной Матери «темного бесконечного». Он обладает двумя происхождениями — человеческим и божественным.
Через два месяца пребывания в Шандернагоре Шри Ауробиндо вновь услышал голос: «Отправляйся в Пондишери». «Я принял за правило … двигаться с места лишь тогда, когда мною двигало Божественное», — говорил Ауробиндо. Он немедленно подчинился — новый арест был сорван.
Последние 40 лет жизни Ауробиндо посвятил тому, чтобы превратить индивидуальную реализацию в реализацию земную…
В ноябре 1926г. Шри Ауробиндо неожиданно объявил, что он удаляется в полное одиночество. Официально ашрам был основан под управлением Матери. Так начался второй период работы по трансформации. Он продолжался до 1940г. Это был второй период работы над телом и работы в подсознательном. Ему было необходимо адаптировать тело, которое сопротивлялось, к супраментальному разуму: «Эта борьба — как перетягивание каната… Духовная сила теснит сопротивление физического мира, а оно цепляется за каждый дюйм и предпринимает контратаки». Но какая польза в индивидуальном успехе, если его нельзя передать миру?
В 1940г., после 14 лет индивидуальной концентрации, Шри Ауробиндо и Мать открыли двери своего ашрама. Начался третий период трансформации. «Этот Ашрам был создан … не для отречения от мира, но как центр и поле практики для эволюции иного вида и иной формы жизни».
Шри Ауробиндо говорил: «Духовная жизнь находит свое самое мощное выражение в человеке, который живет обычной человеческой жизнью, вливая в нее силу Йоги. …Именно благодаря такому союзу внутренней и внешней жизни человечество, в конце концов, возвысится и станет могущественным и божественным». Поэтому он хотел, чтобы его ашрам был полностью в повседневной жизни. Именно здесь, а не на вершинах Гималаев, должна была осуществиться трансформация. Более 1200 учеников всех социальных слоев, принадлежащих к различным религиям, с семьями, с детьми, были рассеяны по всему городу. Некоторые занимались искусством, другие работали на заводе, третьи преподавали. Никто не оплачивался, никто не считался выше, чем другой.
Сейчас «человек — это переходное существо, — писал Шри Ауробиндо, — его становление не закончено… Шаг от человека к сверхчеловеку станет новым свершением в земной эволюции. Это неизбежно, поскольку это логика природного процесса». Эволюция не имеет ничего общего с тем, чтобы становиться «святее» или «интеллектуальнее», ее смысл в том, чтобы становиться сознательнее».
«Для того, чтобы разрушение исчезло из этого мира, недостаточно, чтобы наши руки оставались чистыми, а души — незапятнанными, необходимо, чтобы корень зла был удален из человечества. Для того, чтобы излечить мир от зла, необходимо излечить его основу в человеке». «Есть единственный выход, — писал Шри Ауробиндо, — это изменение сознания. Когда глаза наши, ослепленные ныне идеей материи, откроются Свету, мы обнаружим, что нет ничего неодушевленного, но во всем присутствуют — проявленно или непроявленно — и жизнь, и разум, и блаженство, и божественные сила и бытие».
Он пытался создать общечеловеческую религиозно-философскую систему, примиряющую Запад и Восток. В ней он старался «избежать их недостатков: материализма Запада и спиритуализма и отрешенности от материальности Востока». Он понимал, что «любая философия, являясь односторонней, всегда выражает истину лишь частично. Мир, каким его создал Бог, — это не жестокое упражнение в логике, но, подобно музыкальной симфонии, бесконечная гармония самых разнообразных проявлений… Так же как лучшей религией является та, что признает истину всех религий, лучшая философия — это та, которая признает истину всех философий и отводит каждой из них свое надлежащее место», — говорил Ауробиндо.
Учитель говорил: «Невелика работа того, кто трудится ради собственного спасения или спасения немногих, даже если он преуспевает в ней. Бесконечно велика работа того, даже если он терпит поражение или ему сопутствует временный или неполный успех, кто живет только ради одного: вселить духовный покой, радость, чистоту и совершенство во все человечество». Этому и посвятил свою жизнь Шри Ауробиндо».

(А.Якунина. Духовные учителя Человечества XIX-XX вв. М. Пилигрим-пресс. 2007г.)

«Что такое Йога. При правильном восприятии Жизни и Йоги становится очевидно, что вся Жизнь является Йогой, либо осознанной, либо подсознательной, ведь мы обозначаем этим термином целенаправленное самосовершенствование индивида путём реализации скрытых возможностей его существа и воссоединение отдельной личности с универсальным и трансцендентным Бытием, которое мы видим отчасти проявленным в человеке и в Космосе. Но и вся жизнь мира — если мы направим взгляд по ту сторону её внешних феноменов — предстаёт грандиозной Йогой Природы, пытающейся постепенно осуществить заложенное в ней совершенство и достичь тождества со своей божественной реальностью…
Сама суть Йоги — в соприкосновении человеческого и индивидуального сознания с божественным. Йога — это воссоединение самобытия, которое в условиях вселенской игры стало обособленным, с собственным истинным «я», собственным источником и собственной всеобщностью. Такой контакт может иметь место в любой точке того сложно организованного, многомерного сознания, которое мы называем своей личностью. Его можно осуществить на физическом уровне, задействуя тело; на витальном — задействуя те функции, которые определяют состояние и переживания нашего нервного существа; на ментальном — либо средствами эмоционального сердца, активной воли или понимающего разума, либо — в больших масштабах — общим преобразованием ментального сознания во всех его проявлениях. Наряду с этим его можно достичь и через непосредственное пробуждение к осознанию универсальной Истины и Блаженства через преобразование центрального умственного эго. Какую точку соприкосновения мы выберем, таким будет и тип нашей йогической практики». 

(Шри Ауробиндо. Мать — «Йога». / Сост. Виджай. Пер. с англ. Д.Мельгунова. СПб. Адити. 2010г.)

«IX. Заключение. …Опять же, если вы вместе с буддистами думаете, что вся жизнь — это страдание и отторженность от некоего высшего Блага, или если вы думаете вместе с майявадинами, будто мы пришли в этот мир, не имея никакой иной цели, кроме как по возможности побыстрее выбраться отсюда, подобно прославленному полководцу, чьим величайшим военным подвигом было захватить высоту единственно с тем, чтобы сейчас ее покинуть — если вы думаете так, то вам лучше обойти меня стороной. Я тантрист. Я рассматриваю мир как рожденный Анандой и живущий Анандой, идущий от Ананды к Ананде. Ананда и Шакти — вот два действительно основополагающих принципа существования. Скорбь и слабость представляют собой плоды аджняны — забвения нашего высшего и истинного «Я»… Наше назначение в том, чтобы соединить Небеса с Землею не только для себя и человечества, но чтобы устранить слабость и скорбь даже из тех уголков пространства и времени, где им пока позволено существовать. Я совершенно не согласен с мрачным догматом, который проповедует миру скорбь и недеяние, а уход из него рассматривает как единственно возможное состояние благодати и свободы, который полагает вопреки всякому знанию и здравому смыслу, будто Бог в себе блажен, а Бог в проявлении проклят. Я отказываюсь признать, что Брахман … собственноручно загипнотизировал себя нелепыми иллюзиями. Я не нахожу такого учения в Ведах, оно не согласуется с моими реализациями, достоверностью которых является непоколебимое блаженство и знание в душе, освобожденной от желания феноменальной деятельности. Я придерживаюсь той точки зрения, которую в Махабхарате высказывает Шри Кришна: «Некоторые проповедуют деятельность в этом мире, а некоторые — недеяние; что касается проповедующих недеяние, то я не разделяю мнение этих немощных существ» — «На ме матам тасья дурбаласья»». 

(Шри Ауробиндо. Йогическая садхана. К. 1991г.)

«Предисловие переводчика. Предлагаемая вашему вниманию работа состоит из двух частей. Первая часть — небольшая статья Шри Ауробиндо «Мать» («The Mother»). Это одна из последних работ Шри Ауробиндо, написанная им гораздо позже его остальных трудов, уже в уединении, в 1927г. (первое издание вышло в свет в 1928г.). Этот факт подчеркивает ее особое значение для понимания сути Интегральной Йоги Шри Ауробиндо. В ней рассматриваются основные принципы природы Божественной Матери, проявление ее на разных уровнях Бытия, ее непосредственное участие в Творении. Подробно описаны четыре основных ее проявленных в мироздании качества, четыре Ипостаси, ответственные за связь между непроявленным Изначальным Единством и проявленным множеством форм Творения.
Впервые дается подробное и всестороннее описание женского принципа Бытия — Божественной Матери, — составляющего вместе с мужским принципом Бытия — Богом Отцом — Изначальное Единое. Эта небольшая по объему работа помогает восстановить в сознании утраченное нашим веком равновесие этих двух равных и неотъемлемых друг от друга качеств Изначального, поскольку природа женского принципа Бога, его Творческая Сила — первоисточник всех представлений о женских божественных образах и богинях — недостаточно еще глубоко понята и осмыслена, а его роль в мироздании все еще мало изучена и скрыта для нас.
Шри Ауробиндо со свойственным ему мастерством решает эту задачу, давая в яркой, высокохудожественной, почти поэтической форме описание Матери Мира, Прародительницы всех миров и вселенных — Божественной Матери.
Эта работа интересна не только с теоретической, но и с практической точки зрения, поскольку описывает условия и пути установления прямой связи с Божественной Матерью, помогает наладить с Ней личные отношения.
Часть 1. Мать. Наступит время, когда вы отчетливо поймете, что вы — посредник, а не исполнитель. И тогда, в силу вашей преданности, связь с Божественной Матерью станет настолько глубокой, что достаточно будет просто сосредоточиться и довериться ее воле, чтобы получить ее прямое руководство, точное указание, поддержку и ясное понимание того, что нужно выполнить, какой путь избрать и каковы будут последствия. Ну а позже вам откроется, что божественная Шакти не только вдохновляет и ведет вас, но сама начинает и осуществляет всю работу, что все ваши действия исходят именно от нее, все силы ваши принадлежат ей, а разум, жизнь и тело — сознательные и радостные проводники ее движений, инструменты в ее игре, формы ее проявления в физической вселенной. И нет более благодатного состояния, чем это единение с ней и эта зависимость, ибо оно переводит жизнь в иное русло, за пределы скорби и страдания, из состояния невежества в истину духовного бытия, с его безмятежным покоем, с его глубоким Блаженством…
Она соглашается на величайшую жертву и одевает на себя, подобно маске, образ и формы Неведения. Но она снизошла до того, что лично погрузилась во Тьму, чтобы вывести ее на Свету, спустилась в Ложь и Заблуждение, чтобы превратить их в Божественную Истину, вошла в мир Смерти, чтобы возродить его к Жизни, достойной Богов, опустилась в этот мир боли, скорби и страдания с тем, чтобы он завершился преобразующим экстазом высочайшего Блаженства, Ананда. От большой и глубокой любви к детям своим согласилась она облачиться в покровы тьмы, изволила терпеть атаки, мучительное действие могуществ Лжи и Тьмы, прошла через врата рождения, а значит и смерти, взяв на себя страдания и скорбь творения, поскольку, видно, только так возможно этот мир возвысить к Свету, Радости и Правде, к Жизни вечной…
Ей дороже всего Истина вещей, и знание — оплот ее могущества, а ее дело и нелегкая задача в том, чтобы возвысить нашу душу и природу до божественной Истины…
Великая Мать проявляет не только Мудрость и Силу, в ее природе есть иная, не столь явная тайна, без которой Мудрость и Сила не будут совершенны, а совершенство не достигнет полноты. Их превосходит чудо вечной красоты, неуловимая загадка божественных гармоний, чарующая магия неотразимого космического обаяния и того притяжения, которое влечет друг к другу предметы, силы, существа, удерживает их вместе и заставляет встречаться и соединяться с тем, чтобы скрытое Блаженство, Ананда, могло вступить в игру и, оставаясь незримым, слагать из них свои ритмы и образы.
Раздел 2. Божественная Мать в Гите, Тантре и Интегральной Йоге. Гита следует Традиции Веданты, опираясь исключительно на божественный аспект Ишвары, почти не упоминая Божественную Мать, поскольку цель ее — оторваться от земной природы и достичь высочайшего осознания вне ее. Тантрическая Традиция опирается на Шакти или женский аспект Ишвары — Ишвари — и все ставит в зависимость от Божественной Матери, поскольку цель ее — овладеть земной природой и достигнуть с ее помощью высшего осознания. Наша Йога опирается на оба аспекта. Необходима преданность Божественной Матери — без нее не достичь цели этой Йоги.
Божественная Мать является верховным божественным Сознанием и Могуществом, превосходящим все миры, Адья Шакти; она несет в себе Всевышнего и проявляет Божественное в мирах посредством Акшара и Кшара. Как Акшара, она является той самой Пара-Шакти, которая заключает в себе неподвижного Пурушу и сама остается в нем неподвижной, отстраненной от всего. Как Кшара, она является активной космической энергией, рождающей все сущности и силы. Восприятие Матери как Всевышнего — это тантрический опыт и только одна сторона Истины.
Ишвари Шакти, Божественная Сила-Сознание, Матерь Мира становится посредником между вечным Единым и проявленным Многообразием.
Можно подойти к знанию, начиная с полного растворения в Едином, но только при одном условии, что вы не остановитесь на этом, не будете воспринимать его как высшую Истину, а будете продолжать осознавать Единого как Божественную Мать, Сознание-Силу Всевышнего. С другой стороны, если вы обратитесь к Божественной Матери, она даст вам освобождение в безмолвном Едином, а также понимание динамичного Единого, и тогда легче прийти к Истине о их единстве и нераздельности. И вместе с тем, преодолевается пропасть, созданная разумом между Высочайшим и его творением, и исчезает противоречие, порождающее все непостижимое.
Бог есть Господь, Повелитель, отстраненное «Я» — он всегда немой свидетель, поддерживающий существование, то есть статический аспект. Но есть также и динамический аспект, через который Бог действует — за ним стоит Мать. Не забывайте о том, что все осуществляется с помощью Матери.
Словарь. Тантра — духовный путь, в основе которого лежит Сознание-Сила (почитаемая как Божественная Мать) как Высшая Реальность». 

(Шри Ауробиндо. Мать. / Пер. О.Сафронова. 29.05.2012г. Сайт www.textarchive.ru.)

 

АЛЕН ДАНИЕЛУ

3.1.8. Даниелу 1

«Персоналии, чья религиозная принадлежность до обращения в Индуизм неизвестна:
— Ален Даниелу — французский историк, музыковед и индолог. Обратился в Шиваизм».

(Список известных людей, обратившихся в Индуизм. Сайт www.dic.academic.ru.)

«Младший брат Жана Ален Даниелу (1907-1994) известен как крупный специалист по Индологии, автор ряда публикаций по индийской философии* (*Об отношениях двух братьев см. книгу, написанную внучатой племянницей Мадлен Даниелу: De Boysson Е. Le Cardinal et l’Hindouiste. Le myst?re des fr?res Dani?lou. P. 1999)».

(Михайлов П.Б. Жан Даниелу (1905-1974): кардинал, ученый, богослов.
К 35-летию со дня смерти. Вестник ПСТГУ.
I: Богословие. Философия. 2009. Вып. 3 (27). С.13-31)

«Вот великий французский индолог Алэн Даниелу, за время двадцатилетней жизни в Индии, узнавший многое о том, о чем мы ничего не знаем, пишет: «Священные места неминуемо связаны с тонкими присутствиями, отсылающими нас к реальным и перманентным существам, которые мы иногда маскируем в соответствии с нашими мифологическими концепциями». 

(Радио Аквариум. 08.06.2008г. Сайт www.aquarium.ru.)

«Как думаете, насколько компетентен Ален Даниелу в этих вопросах? Встречал информацию, что он вроде бы был «внутри» Традиции (религиозной, музыкальной и т.п.)… А вот мнение Сергея Лобанова: Alain Danielou — известный французский индолог, известный всем, кто более или менее в индологической теме. Это не шизотерические бредни, а нормальные научные исследования…». 

(Религии Индии. Форум. Сайт www.rutracker.org)

«Жан Даниелу (1905-1974) — Его Высокопреосвященство кардинал Жан Даниелу, французский католический теолог, историк, кардинал, член Вранцузской Академии, Титулярный архиепископ Таормина с 1969г, кардинал-дьякон с дьяконством с 1969г. Жан Даниэлу родился в семье Шарля и Мадлен Даниэлу (в девичестве Кламорган). Шарль был политиком-антиклерикалом, несколько раз занимал пост министра. Мадлен активно занималась развитием образования, основала несколько образовательных учреждений для женщин. Младший брат Жана, Ален Даниелу (1907-1994), был известным индологом». 

(Википедия. Свободная Энциклопедия.)

«Ален Даниелу (р.1907[-1994]) — французский музыковед. Занимался в Париже у Ш.Панзеры (пение) и М. д’Оллона (композиция), затем в основанном с Р.Тагором в университете Вишва-Бхарати в Шантиникетоне (Зап. Бенгалия), где изучал индийскую музыку. С 1937г. руководил музыкальным факультетом этого университета. В 1938-1954гг. жил в Варанаси, с 1949г. профессор и директор Института музыкальных исследований, с 1954г. директор Исследовательского центра в Мадрасе. С 1960г. советник по восточным и африканским вопросам в Международном музыкальном совете при ЮНЕСКО, с 1963г. директор Международного института сравнительных музыкальных исследований и документации (Западный Берлин). Специалист в области сравнительного музыкознания и музыкальной этнологии. Ален Даниелу стремится к созданию так называемой всеобщей теории музыки, объединяющей музыковедение с психофизиологией и другими науками. Многие его работы посвящены музыке Индии и Индокитая. Ему принадлежат переводы ряда древних санскритских текстов, касающихся музыки, а также комментарии к ним». 

(Музыкальная Энциклопедия. Сайт www.musenc.ru.) 

«Ален Даниелу (1907-1994) — французский историк, интеллектуал, музыковед, индолог, обращенный в Индуизм, эксперт по Шиваизму. Его мать, Мадлен Кламорган, была родом из старинного дворянского рода Норманов; ревностной католичкой, основала религиозный орден для женщин-учителей. Его отец, Шарль Даниелу, был антиклерикальным Бретонским политиком, который занимал многочисленные министерские посты. Один из его братьев, Жан Даниелу, был католическим теологом, членом Французской академии.
Молодой Даниелу учился пению и классическому танцу у знаменитых мастеров. Впервые в Индию он отправился вместе со своим партнером, швейцарским фотографом Раймондом Барни (Burnier), в рамках предпринятого ими путешествия ради приключений. Они были очарованы искусством и культурой Индии. Они были среди первых западных туристов, которые посетили знаменитые эротические храмы Индии в деревне Кхаджурахо. Потрясающие фотографии древнего храмового комплекса, сделанные Барни, были выставлены на междунородное обозрение. Фотографии были представлены на выставке в музее Метрополитен в Нью-Йорке.
Важным вкладом Алена Даниелу в Индологию являются его труды по древней мудрости Вед, индуистской философии и Шиваизму. В 1949г. Ален Даниелу был назначен профессором в Индуистском Университете Бенареса и директором колледжа индийской музыки.
Ален Даниелу является автором более тридцати книг по индийской музыке и культуре. Он получил несколько наград за работы по музыке. Он был также фотографом и художником. Учился индийской классической музыке в Варанаси, играл на вине. Он также перевел некоторые из работ Свами Карпатри, который дал ему посвящение в Шиваизм и духовное имя Шива Шаран (Защищенный Шивой). Он также работал над классической индийской музыкой.
Ален Даниелу был офицером Почетного Легиона, награжден национальным орденом за заслуги. Являлся директором серии «Коллекция Юнеско» — серии записей традиционной мировой музыки. В 1981г. получил приз Юнеско в области музыкы, а в 1987г. медаль Катманду от Юнеско.
Некоторые работы:
1. While the Gods play, Shaiva Oracles and Predictions on the Cycle of History and Destiny of Mainkind (1987г.).
2. The Myths and Gods of India: The Classic Work on Hindu (1991г.).
3. Yoga: Mastering the Secrets of Matter and the Universe. (1991г.).
4. Gods of Love and Ecstasy: The Traditions of Shiva and Dionysus. Omnipresent Gods of Transcendence. (1992г.).
5. Virtue, Success, Pleasure, and Liberation: The Four Aims of Life in the Tradition of Ancient India. (1993г.)
6. The Hindu Temple: Deification of Erotism.
7. The first unabridged translation of the Kama-Sutra
8. Yoga. The Method of Re-Integration.
9. Shiva аnd The Primordial Tradition: From the Tantras to the Science of Dreams».

(Википедия. Свободная Энциклопедия.)

3.1.8. Даниелу книга 1
«Аннотация. Согласно ранним писаниям Традиции Шайва — еще живой в Индии и, насчитывающей, по меньшей мере, 6000 лет, — наличие разных идеологий и моралистических религий современного общества говорит о последних днях человечества, двигающегося к гибели. Это предсказание — всего лишь фрагмент того огромного знания Традиции Шайва, которое автор, Ален Даниэлу, попытался ассимилировать. Он описал основные понятия философии Традиции Шайва и ее предсказания. Четко выраженные в древних учениях, эти понятия соответствуют, но далеко превосходят даже самые смелые научные рассуждения о сознании, времени, природе жизни и материи, истории и судьбе человечества.
Неотъемлемой частью этого массива знаний является понимание циклов созидания и разрушения, которые, в соответствии с астрономическими фазами, определяют продолжительность каждолй эпохи. С 1939г. человечество находилось в закате Кали-юги, или в конце цикла. Предстоящий катаклизм, согласно А.Даниэлу, будет вызван нашими собственными ошибками, и его дата будет определяться наших текущими и будущими действиями».

(Alain Danielou. While the Gods Play: Shaiva Oracles and
Predictions on the Cycles of History and the Destiny
of Mankind. USA. Inner Traditions / Bear & Co. 1987.)

3.1.8. Даниелу книга 2
«Аннотация. Изучение индуистской мифологии обьясняет значимость самых известных индуистских божеств, как они воспринимаются самими индуистами. Рассматриваемый своими приверженцами как «вечная Религия», Индуизм признает, что для каждой эпохи и каждой страны существует своя форма Откровения, как и для каждого человека, в соответствии со стадией его развития, или реализации.
Это получившее широкое признание изучение индуистских божеств раскрывает нам дух толерантности, или терпимости к иному мировоззрению, и адаптивности, или приспосабливаемости к новым условиям, заключенный в самом сердце этой древней религии».

(Alain Danielou. The Myths and Gods of India: The Classic Work
on Hindu Polytheism from the Princeton Bollingen Series.
USA. Inner Traditions / Bear & Co. 1991.)

3.1.8. Даниелу книга 3
«Аннотация. Основанная на оригинальных санскритских источниках, эта книга дает подлинное представление о методах Йоги в ее различных формах, в том числе и сложных методах «Пути левой руки», а также практиках, наиболее подходящих для западных учеников».

(Alain Danielou. Yoga: Mastering the Secrets of Matter and the Universe.
USA. Inner Traditions / Bear & Co. 1991.)

3.1.8. Даниелу книга 4
«Аннотация. Шива и Дионис являются индуистским и греческим богами магической силы, вдохновения, экстатической сексуальности и трансцендентности, которые инициируют нас в общение с творческими силами Жизни. Выявляя ранние источники традиций Шивы и Диониса, Ален Даниелу реконструирует картину древних взаимоотношений через практики, которые nрисутствовали на территории от долины Инда до берегов Португалии не менее шести тысяч лет назад».

(Alain Danielou. Gods of Love and Ecstasy:
The Traditions of Shiva and Dionysus. USA. Inner Traditions / Bear & Co. 1992.)

3.1.8. Даниелу книга 5
«Аннотация. Какова природа социального порядка, который, бесспорно, создал одну из величайших и самых долгих цивилизаций, известных человечеству? Ален Даниелу, выдающийся востоковед, музыковед, лингвист, раскрывает основы культуры Индии и четыре цели человеческой жизни, как они рассматриваются в традиционном индуистском обществе: добродетель на моральном плане; успех на материальном и социальном планах; удовольствие на чувственном плане; и освобождение на духовном плане. В соответствии с этими четыремя целями существуют четыре стадии жизни: стремление к знаниям, семейная жизнь, отшельничество в лесу, и отречение от материального мира. А.Даниелу объясняет, как индуистское общество служило образцом для реализации человеческого потенциала на многих уровнях, обращаясь к социологическим и человеческим проблемам, которые имеют вневременный и универсальный характер».

(Alain Danielou. Virtue, Success, Pleasure, and Liberation:
The Four Aims of Life in the Tradition of Ancient India.
USA. Inner Traditions / Bear & Co. 1993.)

3.1.8. Даниелу книга 6
«Аннотация. Шедевр А.Даниелу, посвященный эротическому характеру сакрального символизма Индуистского Храма. Включает в себя потрясающие фотографии главных храмовых комплексов Индии, сделанные А.Даниелу, одним из величайших авторитетов по Индуизму.
Древнеиндийские трактаты по архитектуре утверждают, что храм, лишенный эротических образов, был бы неэффективным и пагубным. Эротические статуи и представления, охватывающие наружные и внутренние стены индуистского храма служат как магическим так и учебным целям. Через энергию янтр — магических диаграмм, созданных с помощью размещения эротических образов — архитектор возводил Храм как полное отражение Божественного. В то же время эта образность воспитывала верующих в духе фундаментальных положений индуистской религии, в которой слияние противоположных принципов в сексуальном акте является совершенным образом творческого начала, а эротические наслаждения является отражением божественного блаженства».

(Alain Danielou. The Hindu Temple: Deification of Eroticism. 2001.)

3.1.8. Даниелу книга 7
«Аннотация. Эта книга Алана Данилова (4.10.1907-27.01.1994), французского учёного и исследователя Индии, её культуры, религии, философии, целиком посвящена Шиваизму — от ранних Тантр и до сегодняшних дней, в ней даётся описание школ, как с религиозной, так и с научной точки зрения. Книга рассчитана на подготовленного читателя, знакомого, как с религиозной, так и с научной точками зрения на Шиваизм».

(Alain Danielou. Shiva And The Primordial Tradition:
From the Tantras to the Science of Dreams. USA. Inner Traditions. 2007.)

3.1.8. Данилеу книга 8
«Аннотация. «Новый и полный перевод «Кама-Сутры», выполненный Аленом Даниелу, является очередным его шедевром, полным очарования миром изысканных ощущений, полностью лишенного всякого вздора. Мы в неизмеримом долгу перед его научностью и человечностью» — «Times Literary Supplement». Старейшее и самое читаемое руководство в мире по удовольствиям и методам секса, «Кама-Сутра» была составлена в IV в. н.э. брахманом и религиозным ученым Ватсьяяной, который работал с текстами, датируемыми IV в. до н.э. До настоящего времени существовал только английский перевод этог любимого классического индуистского произведения, выполненный знаменитым английским исследователем сэром Ричардом Бёртоном (1821-1890), опубликованный в версии 1883г. Непохожий на версию Бёртона, новый перевод Алена Даниэлу сохраняет нумерацию стихов оригинала и включает в себя два основных комментария: комментарий «Fayamangala», написанный на санскрите Яшодхарой в средние века, и современный комментарий на хинди, выполненный Девадаттой Шастри.
Ален Даниелу, чей творческий путь насчитывает 6 десятилетий, в своих многочисленных книгах разъяснил не одной тысяче читателей значение искусства, музыки и религиозных традиций Востока и Запада.
Вселенная наслаждений, отраженная в этом переводе «Кама-Сутры», возвращает нас в Индию, где сексуальность была неотъемлемой частью жизни и дорогой к духовному блаженству. Как говорит Девадатта Шастри в своем комментарии: «В тот момент, когда достигается пик блаженства, внутренний и внешний миры растворяются, Мужчина и Женщина перестают быть раздельными мирами, и растворяются в Блаженстве Бытия».

(Alain Danielou. The Complete Kama Sutra: The First
Unabridged Modern Translation of the Classic Indian Text.
USA. Inner Traditions / Bear & Co. 2011)

* * *