Статья 3.1.7. Тантрология: частные исследования.

«С исчезновением системы атеистического воспитания, одной из целей которого провозглашалось воспитание научного мировоззрения, характерным для отечественного среднего и высшего образования является игнорирование научно несостоятельной информации. В таких условиях молчание школы по поводу ряда псевдонаучных идей и учений, популярных и широко представленных в информационной среде, воспринимается как отсутствие научных аргументов для их опровержения, подрывает доверие к слову учителя. Никем не опровергаемые, астрология, нумерология, библейская хронология, неэволюционное происхождение человека и множество других совершенно несостоятельных учений процветают и воспринимаются широкими массами как полноценные научные теории или, по крайней мере, как поля научных исследований. <…>.
В настоящее время философия все более отходит от наукоцентристской ориентации, признавая право на существование вненаучных способов познания, выходящих за рамки строго рационального взгляда на мир. Таким образом, философская мысль отражает широкую тенденцию роста мировоззренческой толерантности в обществе, как в масштабе нашей страны, так и всего мира. Проявлением указанной тенденции следует считать расцвет разного рода школ и учений, претендующих «либо на замещение нормативной науки в выполнении всех ее социальных функций, либо манифестироваться как именно та новая наука, которая должна возникнуть после преодоления ее отчуждения от архаичных стереотипов» (см. Ярмак Ю.Г. Формирование астрономических знаний у учащихся старших классов в условиях современной информационной среды. Диссертация. М. 2007г. 202 стр. Сайт www.dslib.net.).

* * *

1. ИССЛЕДОВАНИЯ ТАНТРЫ.

Как известно, лучшими исследованиями по Тантре, Тантрической Йоге до сих пор считаются исследования Артура Авалона, чье имя хорошо известно всем, кто серьезно интересуется Тантрой. Вот что написано в аннотациях к книгам Артура Авалона:

«Аннотация. Автор данной книги Артур Авалон (сэр Джон Вудрофф) является величайшим исследователем и мистиком Шиваизма, особенно его шактийского направления. Труды Авалона по Тантре, опубликованные в 20-е годы XX в., считаются классическими не только на Западе, но и в самой Индии, а по глубине и охвату материала они не превзойдены до сих пор. В предлагаемой читателю книге Артур Авалон обсуждает самую суть тантрического учения — теорию мантрического звука. Он показывает, как божественная Речь творит Вселенную, начиная с ее высших и наитончайших сфер и заканчивая нашим миром грубой материи. Раскрывая это сокровенное Учение, Авалон охватывает практически все аспекты Шиваизма: доктрину 36 таттв и их божественных Владык, кон¬цепцию мантрического Звука как причинного напряжения, основы методологии практического овладения мистической силой мантр, связь различных уровней тонкости Звука и тонкой энергетической структуры человека (чакры, нади, кундалини и т.п.), эзотерический смысл Гаятри-Мантры и многое другое».

(Артур Авалон. Принципы тантрической космогонии.
Гирлянда букв: Речь, созидающая вселенную.
/ Пер. Д.Устьянцев. Амрита-Русь/Шечен. 2007г. 325 стр.)

«Может возникнуть естественный вопрос — есть ли смысл переводить, издавать и читать труды Джона Вудроффа сейчас, когда прошло уже почти столетие после написания основных из них? Действительно, за это время издано множество книг, о Тантра-Шастре и о Кундалини. Однако знакомство с ними — например, с книгами Гопи Кришны, Свами Муктананды, Аджита Мукерджи или же современных авторов, живущих на Западе показывает, что книги Джона Вудроффа (Артура Авалона) написаны несколько о другом — в них сделан упор на космологические и философские идеи Шакта-Тантр, о которых сейчас почти никто не пишет, — и по-другому, — как переводчик тантрических текстов, Вудрофф в своих книгах приводит выдержки из многочисленных первоисточников, большинство из которых сейчас нам недоступны. И если задача современных авторов — сделать идеи Тантрической Йоги понятными для многих, то задача Джона Вудроффа была в ином — погрузиться как можно глубже в эзотерические тонкости Шакта-Тантр, Поэтому его труды, являясь классическими, вряд ли устареют в обозримом будущем. (А.Ригин)».

(Артур Авалон. Змеиная сила. / Пер. А.Ригина.
К. Экслибрис. 1994г. 260 стр., М. Грамма.
1994г. 256 стр., М. Золотой век. 1997г. 260 стр.)

Артур Авалон считается известным британским востоковедом. Но можно ли считать Артура Авалона востоковедом в академическом смысле этого слова? Как известно, Артур Авалон не получил по-настоящему классического, традиционного (университетского) востоковедческого образования. Как востоковед он формировался не в тиши академических кабинетов, а в «лоне» Индуистской Традиции. Но тогда можно ли считать его исследования академическими, хотя они и считаются классическими, поскольку академические исследования представляют собой область научной деятельности, связанной с «научным» изучением предмета с использованием «научных» методов и в рамках «научного» подхода? Или Артура Авалона можно считать «частным исследователем Тантры, опубликовавшим огромное количество текстов и переводов и <…> пионером современного академического изучения классической Тантрической Традиции на Западе»? (источник см. ниже). Действительно, именно Артур Авалон впервые начал серьезную работу по переводу, интерпретации и адаптации древних знаний Тантры на очень хорошем академическом языке, который был одинаково интересен как людям, профессионально занимающимся вопросами философии и религии Древней Индии, так и тем, кто пытался практиковать это индийское наследие. Обратим внимание на своеобразный парадокс: представитель Запада приезжает в Индию, получает посвящение, изучает Тантрическую Традицию и начинает публиковать в первую очередь на английском языке работы, которые возвращаются в Индию, их начинают читать более широкие круги индийского общества и в восхищении удивляются, каким же грандиозным наследием они же сами и обладают. Поэтому считается, что Артур Авалон открыл самим индийцам их же собственное грандиозное духовное наследие — Тантру, несмотря на то, что был европейцем. Более того, Артур Авалон пролил свет на самые труднопонимаемые науки во всей Тантрической Йоге — а именно на Кундалини-Йогу и Мантра-Йогу.

«За рубежом академическое изучение Тантризма началось примерно с 30-х годов XX в. и связывается оно с именем Джона Вудроффа. Именно он избавился от присущей востоковедам того времени «брезгливости» по отношению к Тантре и представил более или менее адекватное изложение индуистского тантрического учения, хотя порой и с излишней пристрастностью. С 60-х годов, в результате накопления обширного фактического материала и научных наработок, формируется отдельная относительно самостоятельная научная дисциплина, предметом которой становится Тантризм».

(Семён Жаринов. Тантрология: Наука о Тантризме в России.
06.2012г. Философский портал «Арктогея». Сайт www.www.arcto.ru.)

«Вплоть до первых десятилетий XX в. Тантризм, как индуистский, так и буддийский, не считался в науке сферой, достойной пристального интереса. Среди основных причин этого пренебрежения — элементарное непонимание западными учеными тантрических мировоззренческих установок, во многом зависевшее от пристрастных оценок Тантризма со стороны некоторых ортодоксальных индуистов-пандитов нового времени (Б.Ч.Чаттерджи, Р.Л.Митра, Б.Бхаттачарья и др.). <…>.
Уже в работах Д.Вудроффа (он же Артур Авалон), писавшего об индуистской Тантре в целом, содержится немало информации о ее метафизической и эпистемологической сторонах. И после него практически все исследователи Тантры так или иначе затрагивали ее мировоззренческую проблематику. Среди них такие, как Г. фон Глазенапп, П.Ч.Багчи, Э.Пейн, М.Элиаде, Ш.Дасгупта, Ч.Чакраварти, А.Бхарати, С.Банерджи, П.Фейга, К.В.Болле, Н.Н.Бхаттачарья, Н.Д.Бхаттачарья, Т.Гудриаан, Д.Хартцелл и другие».

(Пахомов С.В. Индуистская тантрическая философия. Диссертация.
СПб. 2001г. Сайт www. yoga-shambhu.ru/biblio_texts/.)

«Джон Джордж Вудрофф (John George Woodroffe (1865-1936) — также известен под псевдонимом Артур Авалон, англ. Arthur Avalon), сэр — известный британский востоковед, чьи работы пробудили на Западе широкий интерес к индийской религиозной философии и практикам Тантризма и Шактизма. <…>. С начала 1870-х Вудрофф с младшим братом Фрэнсисом жили в Англии, где с ними занимались частные учителя. В 1879-1884гг. учился в Woburn Park School близ Вейбриджа, Суррей и затем в University College в Оксфорде, где получил II-й класс по юриспруденции и степень бакалавра гражданского права (англ ВСL). В 1890г. был назначен в качестве защитника в Высший Суд Калькутты. Был членом Калькуттского университета. В 1902г. был назначен Постоянным советником правительства Индии. В 1904г. был возведён в члены Высшего Суда Индии, который и возглавил в 1915г. Также в 1915г. получил посвящение в рыцари Св. Георгия, где и получил имя Артур Авалон. В 1923г. вышел на пенсию и вернулся в Великобританию, где преподавал индийское право в Оксфордском университете до 1930г. Параллельно со своей основной работой в области юриспруденции сэр Джон Джордж Вудрофф, практически с момента своего прибытия в Индию в 1890г., начал активно изучать Санскрит и индийскую философию и особо заинтересовался философией индуистского Тантризма и Шактизма. Он перевёл с Санскрита и опубликовал (под псевдонимом Артур Авалон) на английском языке в серии «Тантрические тексты» около 20-ти тантрических трактатов. Он также прочёл значительное количество лекций и опубликовал большое число статей по Йоге и Тантре. Фактически, можно сказать, что Вудрофф был первым из европейцев, кто познакомил Западную Европу с Тантрой как с серьёзным учением — в то время репутация Тантры в самой Индии и на Западе была далеко не однозначной. Это учение воспринималось как сочетание моральной распущенности и вредоносной магии, а не как сложная и интенсивная практика самосовершенствования. Т.М.П.Махадеван в предисловии к «Гирлянде букв» писал: «Проведя редактирование оригинальных санскритских текстов и опубликовав значительное количество статей о различных аспектах Шактизма, он показал, что эта религия и вероисповедание имеет глубокую философию и что в ней нет ничего иррационального или обскурантистского».
Урбан в своей книге «Tantra: sex, secrecy politics, and power in the study of religions» определяет Вудроффа, апологета Тантры, перед лицом чопорного общества: «Сохраняя основной профиль своей деятельности судьи и учёного британского индийского законодательства, Вудрофф был частным исследователем Тантры, опубликовавшим огромное количество текстов и переводов и был, таким образом, пионером современного академического изучения классической Тантрической Традиции на Западе».
С.В.Лобанов в предисловии к русскому изданию «Введения в Маха-Нирвана-Тантру» писал: «Он был первым, кто познакомил западный мир с важнейшими первоисточниками тантрического мистицизма, опубликовав некоторые из них, в том числе и в собственном переводе. Прежде всего, это «Маха-Нирвана-Тантра», «Куларнава-Тантра», «Каулавали-Нирнайя», «Шат-Чакра-Нирупана» и другие. Все они неоднократно переиздавались. Также не одно издание выдержали его «Принципы Тантры», «Змеиная Сила», «Шакти и шакта» и еще несколько работ по Тантре. До этого тайные писания тантриков, приверженцев шактистских культов Индии, не были доступны не только людям Запада, но даже большинству ортодоксальных индусов. По счастливой случайности сэр Джон Вудрофф проявил к Тантре неподдельный интерес и погрузился в ее изучение вместе с несколькими помощниками. Вместе с ними он разыскивал уникальные манускрипты, встречался с носителями традиции, сумел преодолеть отчуждение и закрытость большинства из них, ознакомился с учениями и практикой тантрических школ Бенгалии. Трудно сказать, был ли он сам по-настоящему посвящен в Тантру, то есть прошел ли традиционные процедуры посвящения и личного приобщения к практике. Одни утверждают, что был, другие это отрицают. Сам Авалон не сообщает на этот счет ничего, а тантрики хранят молчание. В любом случае это никак не умаляет его заслуг и не снижает ценности его работ».
Джон Вудрофф перевёл довольно большое количество тантрической литературы. Все его переводы вышли в серии «Tantric Text» (книги издавались с 1912 по 1940гг.)».

(Джон Вудрофф. Сайты www.assemblylenobl.ru, www.russian-texts.ru.)

Сегодня можно говорить о том, что Артур Авалон занимался тантрическими, или, если говорить более точно, тантрологическими исследованиями. На Западе эти исследования обозначены словосочетанием «Tantric Studies», что буквально можно перевести как «тантрические исследования», однако это английское словосочетание трудно поддается адекватному переводу на русский язык, поскольку «тантрические исследования», как и «культурные исследования», «религиозные исследования» и др. подобные выражения — это не совсем точный перевод тех областей науки, о которых идет речь, например:
— Cultural Studies — культурология («культурные исследования»);
— Religious Studies — религиоведение («религиозные исследования»);
— Antropological Studies — антропология («антропологические исследования»);
— Asian Studies/Oriental Studies — ориенталистика/востоковедение («восточные исследования») и др.
Согласно англо-русскому переводу множественное число слова «study» — studies — переводится как «учеба», «учение», «приобретение знаний». Само же слово «study» имеет следующие значения:
— молва
— очерк
— наука
— анализ
— кабинет
— изучение
— набросок
— старание
— дисциплина
— монография
— упражнение
— исследование
— область науки
— научная работа
— научные занятия
— предмет изучения
— глубокая задумчивость
— предмет, достойный изучения

Сегодня на Западе и в Индии существуют разные центры тантрических исследований, например, один из них — The Centre for Tantric Studies (CTS) at the Asia-Africa Institute of the University of Hamburg — Центр Тантрических Исследований (ЦТИ) при Институте Азии и Африки Гамбургского Университета (одного из крупнейших академических центров Германии, несмотря на то, что Гамбургский университет является одним из самых молодых университетов Геомании), официальный сайт — www.tantric-studies.uni-hamburg.de. Согласно информации, размещенной на этом сайте, «Тантрические Традиции являются одними из самых сложных, трудных и влиятельных форм восточной религии. Их значение в настоящее время широко признается, но эти традиции только недавно начали получать должное внимание со стороны ученых. Центр Тантрических Исследований существует для дальнейшего научного исследования тантрических традиций. Гамбургский университет, с его выдающейся культурой исследований в области индийской филологии, философии и религии, предлагает превосходную атмосферу для исследований в этой области».
Целями этого центра являются:
— осуществление строгих, беспристрастных, передовых исследований;
— содействие сотрудничеству между специалистами;
— обеспечение доступа к первичным текстам и другим научным ресурсам;
— открытая и своевременная публикация результатов исследований.
Также проводятся различные конференции, посвященные тантрическим исследованиям, например, согласно сайту www.tantricstudies.org, «Общество Тантрических Исследований (The Society for Tantric Studies) приглашает на свою конференцию, которая состоится в г.Флагстафф, штат Аризона, с 24 сентября по 26 сентября 2010г. Общество Тантрических Исследований (ОТС), основанное в 1985г., является общедоступным форумом для ученых, занимающихся академическими исследованиями Тантры как в традиционном азиатском контексте, так и в различных глобальных проявлениях. Конференция предоставляет ученым возможность для сотрудничества как в традиционных рамках религиозных традиций (например, Индуизм, Буддизм, Джайнизмм), так и в рамках региональных традиций (например, Индия, Тибет, Китай, Япония) и учебных дисциплин (например, история религии, антропология, история искусств, лингвистика, социология).
Прежде всего, ОТС стремится к критическим и творческим исследованиям. Это не форум для пропаганды тантрической практики. ОТС не подтверждает и не запрещает определенные подходы в любых исследованиях Тантры и ее практик. Ученые с докторскими степенями в смежных научных дисциплинах (например, религии, азиатских исследований, социологии, психологии, антропологии, искусства, истории, философии, или женских исследований), специалисты по исследованиям и / или преподаванию соответствующих областей Тантры, ученые, аспиранты и ученики любой из этих дисциплин также свободно приглашаются на эту конференцию».

Также издаются различные журналы тантрических исследований, например, Международный журнал тантрических исследований (International Journal of Tantric Studies. Asiatica Association. ISSN: 1084-7553), первое издание которого вышло 01.08.1995г. Согласно информации, размещенной на сайтах www.asiatica.org, www.indica-et-buddhica.org, «этот журнал открыт для всех добросовестных ученых, занимающихся тантрическими исследованиями (на санскрите, бенгали, др.) народного, индуистского, буддийского, тибетского, китайского, японского Тантризма. Особое внимание уделяется Трике — Школе Кашмира. Этот журнал создан в первую очередь для публикации исследований на научные темы, касающиеся Тантры или ее отдельных аспектов».

А теперь для примера обратим внимание на один из многочисленных и существенных аспектов и элементов Тантры — систему чакр человека. Точнее обратим внимание на печатные и электронные издания, статьи и публикации в СМИ и сети Интернет на русском языке, в которых можно найти информацию о системе чакр человека, о самих чакрах человека, информацию о каких-либо исследованиях системы чакр человека, самих чакр человека в хронологическом порядке, включая повторные издания, то есть своеобразную библиографию (букв. «книгописание», «систематизация и описание», «систематизированное описание (книг)», «информация (об источниках)» и т.д.) по чакрам и системе чакр человека.

1992г.
— Антонов В.В., Лапин А.Э., Каширина Т.Я. Раджа- и Буддхи-Йога. М. Велес. 1992г. 256 стр.

1993г.
— Козина Н.К. Практическое пособие начинающему экстрасенсу. В 5 кн. Книга 4. Работа с чакрами, диагностика и биокоррекция эмоционального состояния пациента. 2-е изд. М. Фонд парапсихологии им. Л.Л.Васильева. 1993г. 80 стр.
— Шри Свами Шивананда. Кундалини-Йога. / Пер. В.Жикаренцева. СПб. Культ-информ-пресс. 1993г. 184 стр.

1994г.
— Козина Н.К. Практическое пособие начинающему экстрасенсу. В 5 кн. Книга 4. Работа с чакрами, диагностика и биокоррекция эмоционального состояния пациента. Практическое пособие. 3-е изд. М. Фонд парапсихологии им. Л.Л.Васильева. 1994г. 80 стр.
— Артур Авалон. Змеиная сила. / Пер. А.Ригина. К. Экслибрис, М. Грамма. 1994г. 256 стр.
— Шри Чинмой. Кундалини. Материнская Сила. М. Центр Шри Чинмоя. 1994г. 112 стр.

1995г.
1996г.
— Бонни Гринвелл. Энергия трансформации. Путеводитель по Кундалини. / Пер. Н.Рубин, Н.Шпет. К. София. 1996г. 448 стр.

1997г.
— Ч.Ледбитер. Е.П.Блаватская. Чакры. Алетея. 1997г. 288стр.
— Ч.Ледбитер. Д.Перс. Чакры. Мистическая спираль. АДЕ Золотой Век. 1997г. 296 стр.
— Мукерджи Э. Авалон А. Кундалини. Змеиная сила. М. Золотой век. 1997г. 346 стр.
— Свами Сатьянанда Сарасвати. Кундалини-Тантра. Фундаментальное пособие. / Пер. с англ. К.Г.Стрельцова. К. Консент, Ника-Центр. 1997г. 320 стр.

1998г.
— Кристофер С.Килхэм. Око Возрождения. Пять тибетских жемчужин. К. София. 1998г. 94 стр.

1999г.
— Ч.Ледбитер. Е.П.Блаватская. Чакры. Алетея. 1999г. 288стр.
— Джон Мамфорд (Свами Анандакапила Сарасвати). Чакры и Кундалини. Практическое руководство. К. София. 1999г. 238 стр.
— Ошо. Мистический опыт. Т.1-2. М. Нирвана. 1999г. 351 стр.
— Профет Э.К. и М.Л. Человеческая аура. Как активизировать и пробудить энергию вашей ауры и чакр. Учение вознесенных владык. (Кутхуми, Джавал Кул). М. Саммит Юниверсити Пресс /Лонгфелло. 1999. 285 cтр, 2003г. 288 стр.

2000г.
— Востоков В.Ф. Искусство здоровой сексуальной жизни. АиФ-Принт. 2000г. 285 стр.
— Пак Чже Ву. Атлас энергетической системы человека. 2-е изд. Су Джок Академия. 2000г.
— Свами Сатьянанда Сарасвати. Мула-бандха. Ключ к мастерству. / Пер. Я.Терского. М. Янус. 2000г. 144 стр.
— Шри Свами Шивананда. Кундалини-Йога. К. София. 2000г. 191 стр.

2001г.
— Хариш Джохари. Инструменты для Тантры. Чакры: энергетические центры трансформации. К. Гелиос. София. 2001г. 264 стр.
— Равиндра Кумар. Кундалини для начинающих. Кратчайший путь. / Пер. Т.Новиковой. Фаир-Пресс. 2001г. 336 стр.
— Ошо. Мистический опыт. Т.1-2. М. Нирвана. 2001г. 351 стр.
— Ошо. Семь центров жизненной энергии. Наука чакр. София. 2001г. 288 стр.
— Свами Сатьянанда Сарасвати. Тантрические практики преображения (Таттва-Шуддхи-Садхана). / Пер. с англ. Сурендры Мохана. Харьков. Алока. 2001г. 168 стр.
— Шервуд К. Чакротерапия. Индивидуальное развитие и самоисцеление. М. Фаир-Пресс. 2001г. 320 стр.

2002г.
— Ч.Ледбитер. Е.П.Блаватская. Чакры. Алетея. 2002г. 288 стр.
— Ошо. В поисках чудесного: кундалини, чакры и семь тел. София. 2002г. 400 стр.
— Свами Сатьянанда Сарасвати. Кундалини-Тантра. Фундаментальное пособие. / Пер. с англ. К.Г.Стрельцова. Профит-Стайл. 2002г. 320 стр.
— Шервуд К. Чакротерапия. Индивидуальное развитие и самоисцеление. М. Фаир-Пресс. 2002г. 320 стр.
— Шри Свами Шивананда. Кундалини-Йога. / Пер., прим., ред. А.Очаповского. Интернет-издание. Уфа. 2002г. Сайт yogaways.info.

2003г.
— Брамари Ананда, Према Шакти Ананда, Бала Янтра. Манифест эволюции. Метанаука для йогов, учёных и программистов. М. Лаборатория «Сарасвати». 2003г. 366 стр.
— Андрей Ардха. Чакры и энергии изобилия. Пространство человека. Ключи доступа. Вида-Н. 2003г., 2005г., 2008г. 352 стр.
— С.Неаполитанский, С.Матвеев. Кундалини: энергия просветления. СПб. Святослав. 2003г. 368 стр.
— Анодея Джудит. Колеса жизни: Путеводитель по чакрам. М. Фаир-Пресс. 2003г. 512 стр.
— Кутхуми, Джвал Кул. Человеческая Аура. Как активизировать и пробудить энергию вашей ауры и чакр. Лонгфелло. 2003г. 288 стр.
— Женевьева Льюис Полсон. Кундалини и чакры. Эволюция в течение жизни. Практическое руководство. СПб. Будущее земли. 2003г. 248 стр.

2004г.
— Шарон Бодо, Кен Макмилан. Чакры — практика очищения. М. Садхана. 2004г. 176 стр.
— Анодеа Джудит. Сияющие чакры. США. Фильм (30 мин.). 2004г.
— Брэнда Дэвис. Путешествие по радуге чакр. Энергоинформационная структура человека. М. Будущее Земли. 2004г. 360 стр.
— Кристофер С.Килхэм. Око Возрождения. Пять тибетских жемчужин. К. София. 2004г. 112 стр.
— Гопи Кришна. Кундалини: Эволюционная энергия в человеке. С психологическими комментариями Джеймса Хиллмана. / Пер. с англ. А.Ригина. К. Ника-Центр, М. Старклайт. 2004г. 216 стр.
— Ч.Ледбитер. Е.П.Блаватская. Чакры. Алетея. 2004г. 304 стр.,
— Джон Мамфорд. Руководство по Кундалини и Чакрам. М. Будущее земли. 2004г. 296 стр.
— Женевьева Льюис Полсон. Кундалини и чакры. Эволюция в течение жизни. Практическое руководство. Будущее Земли. 2004г. 248 стр.
— Дэвид Понд. Чакры для начинающих. Руководство по приведению энергии ваших чакр к равновесию. М. Гранд. 2004г. 224 стр.
— Кумар Равиндра. Чакры и энергетические каналы. Диля. 2004г. 96 стр.
— Умеш С.Раи. Просветленная медицинская наука. Современный взгляд на вибрационное сознание во имя холического (целостного) подхода к здоровью. / Пер. И.В.Гулик. М. Сахаджа-Йога. 2004г. 255 стр.
— Свами Ниранджанананда Сарасвати. Прана. Пранаяма. Прана-Видья. / Пер с англ. А.Киселева. М. Северный ковш. 2004г. 404 стр.
— Л.Феррер. Энергетика Йоги. Чакры, меридианы и акупунктурные точки. Садхана. 2004г. 120 стр.

2005г.
— Брамари Ананда, Према Шакти Ананда, Бала Янтра. Манифест эволюции. Метанаука для йогов, учёных и программистов. М. Амрита-Русь. 2005г. 366 стр.
— Белов Н.В. Йога. Асаны. Чакры. Цепочки. Цигун. Самозащита. Раджа-Йога. Медитация. Биополе. Секреты знахарства. АСТ; Харвест. 2005г. 256 стр.
— Сатгуру Свами Вишну Дэв. Сияние драгоценных тайн Лайя-Йоги. Том 2. Шакти-Янтра. 2005г. Библиотека «Исследователь». Сайт ligis.ru.
— Рузов В.О. Чакравидья и планирование успеха. Ведическая психология. М. Веда-Пресс. 2005г. 240 стр., 2007г. 304 стр.
— Пак Чже Ву. Биоэнергетические системы гомо-взаимодействия тела человека. М. 2005г. 176 стр.
— Синди Дейл. Чакры: 32 энергетических центра человека. Будущее Земли. 2005г. 416 стр.
— Синди Дейл. Чакры. Как найти идеального партнера. София. 2005г. 208 стр.
— Синди Дейл. Чакры. Путь к богатству. София. 2005г. 192 стр.
— Кассандра Изон. Сила чакр. Источник жизненной энергии. Рипол-Классик. 2005г. 320 стр.
— Кришнамачарья Э. Оккультная анатомия. / Пер. К.Зайцева. Амрита-Русь. 2005г. 95 стр.
— Ч.Ледбитер. Е.П.Блаватская. Чакры. Алетея. 2005г. 272 стр.
— Анодеа Юдит. Чакры. АСТ. 2005г. 48 стр.

2006г.
— Владимир Данченко. Принципиальные вопросы общей теории чакр и тантрическая концепция тела. Вектор. 2007г. 224 стр.
— Г.Кондаков, К.Титов. Чакральные коммуникации. Вектор. 2007г. 160 стр.
— С.Некрасова. Чакры. Основы. Профит Стайл. 2006г., 2007г. 96 стр.
— Рузов В.О. Чакравидья и планирование успеха. Ведическая психология. М. Веда-Пресс. 2007г. 304 стр.
— Сборник «Сахаджа Йога». / Под ред. Е.С.Семенова. 06.11.2006г. Сайт fwcscorp.narod.ru.
— Сельченок К.В. Секреты управления чакрами. Харвест. 2007г. 432 стр.
— Л.Смирнова. Книга чакр. Минск. Современный литератор. 2006г. 63 стр.
— Сударенков В.В. Доктрина чакр. Очерк по психологии Тантризма. Феникс. 2006г. 480 стр.
— Синди Дейл. Совершенствуем тело при помощи чакр. София. 2006г. 286 стр.
— Дик де Рейтер. Йога и звук. Открытый мир. 2006г. 72 стр.
— Джон Мамфорд. Чакры и Кундалини. Практическое руководство. АСТ, Астрель. 2006г. 147 стр.
— Шри Чинмой. Кундалини. Материнская Сила. М. Центр Шри Чинмоя. 2006г. 108 стр.

2007г.
— Л.Смирнова. Книга чакр. Современный литератор. 2007г. 63 стр.
— Габриэла Челла Аль-Шамали. Чакры. Центры жизненной энергии. Контэнт. 2007г. 110 стр.
— Парамханс Свами Махешварананда. Скрытые силы человека: Чакры и Кундалини. / Пер. с англ. С.Приходъко, О.Рамер. София. 2007г., 2008г. 288 стр.)
— Полсон Л.Ж. Новая духовность. Чакры и Аура. Полное руководство к раскрытию семи чувств. Будущее земли. 2007г. 218 стр.
— Дэвид Понд. Чакры для начинающих. / Пер. Т.Новиковой. Фаир-Пресс. 2007г. 224 стр.
— Дик де Рейтер. Блаженство чакр. Поющие чаши для гармонизации энергетических центров. Рипол-Классик. 2007г. 56 стр.
— Свами Ниранджанананда Сарасвати. Прана. Пранаяма. Прана-Видья. / Пер с англ. А.Киселева. М. Северный ковш. 2007г. 404 стр.
— Шервуд К. Искусство духовного здоровья. Работа с телом: чакры и энергия. Диля. 2007г. 256 стр.

2008г.
— Активизация чакр — медитация. Аудиокнига. (150 мин.). 2008г.
— С.Некрасова. Чакры: Основы. Профит-Стайл. 2008г. 96 стр.
— Парамханс Свами Махешварананда. Скрытые силы человека: Чакры и Кундалини. / Пер. с англ. С.Приходъко, О.Рамер. М. София. 2008г. 288 стр.
— Полсон Л.Ж. Новая духовность. Чакры и аура. Будущее земли. 2008г. 224 стр.
— Сьюзан Дж. Шумски. Исследования чакр. / Пер. Э.Наумова. Будущее земли. 2008г. 288 стр.)

2009г.
— С.Неаполитанский, С.Матвеев. Кундалини: энергия просветления. СПб. Святослав. 2009г. 368 стр.
— Н.Чечеткин. Чудо исцеления. Чакры, биополе, энергия. (Серия: Библиотека магии и тайн). Эксмо. 2009г. 224 стр.
— Рами Блект. Алхимия творчества — гармонизация чакр. Аудиокнига. (107 мин.) Изд. «Блект». 2009г.
— Кристофер С.Килхэм. Пять тибетских жемчужин. К. София. 2009г. 160 стр.
— П.Мерсье. Чакры. Полное руководство. 2009г. Кладезь-Букс. 400 стр.
— Ошо. О чакрах. / Пер. Е.Мирошниченко. София. 2009г. 288 стр.
— Майкл Шарп. Книга Вознесения. Активация чакр и пробуждение Кундалини. София. 2009г. 224 стр.
— Сьюзан Дж. Шумски. Исследования чакр. Пробуждение вашей дремлющей энергии. 2009г. 288 стр.

2010г.
— Сергей Ратнер. Аура и Чакры. (Видеоурок). 2010г.
— Ильчи Ли. Исцеление чакр. / Пер. И.Гродель. Попурри. 2010г. 184 стр.
— Махешварананда Парамханс Свами. Чакры и Кундалини. Скрытые силы человека. / Пер. с англ. С.Приходъко, О.Рамер. М. София. 2010г. 288 стр.
— Ошо. Психология эзотерического. Оккультные тайны. / Пер. А. Солдатова. М. Нирвана. 2010г. 288 стр.
— Шакти Парва Каур Хальса. Кундалини-Йога. Поток бесконечной силы. М. Йога Экс-Пресс. 2010г. 319 стр.
— Сьюзан Дж. Шумски. Исследования чакр. Пробуждение вашей дремлющей энергии. 2010г. 288 стр.

2011г.
— В.Вороневич. Чакры. М. Гранмна. 2011г. 284 стр.
— Артур Авалон. Кундалини-Йога. Змеиная Сила. М. Центрполиграф. 2011. 285 стр.
— Синди Дэйл. Кундалини: Божественная энергия. Теория и практика. / Пер. с англ. Л.Милевской. М. София. 2011г. 256 стр.
— Ильчи Ли. Исцеление чакр. / Пер. И.Гродель. Попурри. 2011г. 184 стр.
— Ошо. Мистический опыт. В 2-х томах. М. Нирвана. 2011г. 356 стр.
— Лаура Туан. Чакры, семь врат энергии (+ 7 магических камней). / Пер. К.Савельева. М. Фаир. 2011г. 96 стр.

2012г.
— С.Некрасова. Чакры: Основы. Профит-Стайл. 2012г. 96 стр.
— Артур Авалон. Кундалини-Йога. Змеиная Сила. М. Центрполиграф. 2012г. 285 стр.
— Балансировка и активизация чакр. Аудиокнига. (200 мин.). 2012г.
— Свами Вишнудевананда Гири. Древние ведические практики. Кундалини-Йога. Лайя-Йога. Шат-Чакра-Йога. 3-е изд. Амрита. 2012г. 512 стр.
— Синди Дэйл. Кундалини: Божественная энергия. Теория и практика. / Пер. с англ. Л.Милевской. М. София. 2012г. 256 стр.
— Сан Лайт. Чакры — энергии жизненных сфер. Работа с внутренним космосом. Вектор. 192 стр.
— Ошо. В поисках чудесного. Чакры, Кундалини и семь тел. М. София. 2012г. 320 стр.

2013г.
— Дэвид Понд. Чакры для начинающих. М. Гранд-Фаир. 2013г. 224 стр.
— Энциклопедия Сахаджа-Йоги. Книга Первая. Муладхара-Чакра. М. Интернет-магазин «Nirmal System». 2013г. 32 стр.

2014г.
— С.Некрасова. Чакры: Основы. Профит-Стайл. 2014г. 96 стр.
— Анодея Джудит. Чакры. Популярная энциклопедия для начинающих. Серия: всемирная энциклопедия тайных искусств. Эксмо. 2014г. 304 стр.
— Ильчи Ли. Исцеление чакр. / Пер. И.Гродель. Попурри. 2014г. 184 стр.

Конечно, это далеко не полная библиография, тем более, что к ней следует добавить просто невероятное количество статьей и публикаций и просто «бесконечную» информацию о чакрах, размещенные на «бесчисленных» сайтах в сети Интернет. Вопрос в другом: можно ли все это рассматривать, например, как исследования, пусть далеко не строго научные или академические, или профессиональные, или научно-популярные, или околонаучные, или эзотерические, или эмпирические или какие-либо еще, но все же исследования — тематические, авторские, любительские, информационные и пр., или «предварительные», «частичные» исследования? Можно ли все эти исследования свести к частным исследованиям? И какие исследования следует сюда относить — исследования за рамками научных (академических) исследований или за рамками единого научного поля, или за рамками единой научной дисциплины? Но, как известно, сегодня в каждой (научной, академической) дисциплине насчитываются десятки, а то и сотни специальных (частных) теорий. Но тогда возникает вопрос, что такое исследования, какие бывают исследования и как следует к ним относиться в плане серьезности, истинности, научности, адекватности и пр. содержащихся в них информации, знаний, сведений, умозаключений и пр.?
Как известно, сегодня, в период стремительного развития средств массовой информации, в переходный период формирования культуры массовых коммуникаций в условиях свободы слова, грань между научными и околонаучными исследованиями оказалась размытой. Более того, «научно-популярная» литература и особенно интернет-ресурсы оказались просто перенасыщены научно несостоятельной информацией. Также «следует помнить, что к сети Интернет как к средству массовой информации получило доступ большое количество людей, не имеющих опыта и культуры, необходимых для корректной классификации и правильной подачи той информации, которую они предлагают пользователям Интернета. Все это усугубляется тем, что любой человек может опубликовать в Сети информацию любого характера, содержания, достоверности, свойства. Это связано с тем, что в данный момент понятия «цензура», «рецензирование», «библиографический контроль» к Интернету практически не применимы, за исключением отдельных сайтов. Поэтому, по мнению некоторых экспертов, при поиске необходимой информации пользователь, обратившийся к помощи какой-либо поисковой системы, должен быть готов к тому, что до 90 % предложенных ссылок не будут иметь к предмету поиска никакого отношения. Тем не менее, Интернет содержит большое количество научной информации и документов, которые ввиду некоторых причин (например, географических), кроме как через «всемирную паутину», получить просто не представляется возможным» (см. Интернет как источник информации. Сайт www.den-za-dnem.ru, также см. статью 3.1.6. Тантрология: интернет-ресурсы).
Если обратиться к сети Интернет, то можно найти следующие словосочетания:
— научные исследования
— частные исследования
— прикладные исследования
— зарубежные исследования
— профильные исследования
— комплексные исследования
— специальные исследования
— эмпирические исследования
— околонаучные исследования
— секторальные исследования
— эзотерические исследования
— академические исследования
— теоретические исследования
— диссертационные исследования
— фундаментальные исследования
— междисциплинарные исследования
— монодисциплинарные исследования
— и др.

Если мы говорим об исследованиях такого культурно-исторического феномена, как Тантра, об исследованиях ее аспектов, признаков, сторон, элементов, то можем ли мы говорить о том, что нам следует сузить границы тантрологических исследований строго до научных, академических исследований, и последовать в этом отношении примеру Эзотериологии? (напр., как пишет С.В.Пахомов: «С начала 1990-х гг. в западной гуманитарной науке (прежде всего в религиоведении) развернулись исследования Эзотеризма как комплексного предметного поля. На смену одиноким ученым пришли целые научные группы и институты; исследовательский процесс получил новый импульс к развитию, и с тех пор он не ослабевает» (см. Пахомов С.В. Специфика современной Российской Эзотериологии. Ж. «Государство, религия, церковь в России и за рубежом». М. № 4 (31). 2013г. С. 36-65. Сайт www.indcultur.narod.ru.), см. ниже п.3. «Что такое частные исследования?», а также см. статью 4.7. ««Эзотерическая» направленность Российской Тантрологии с 2000г. по 2012г.»).

Вот что пишет Виктория Дмитриева, индолог по образованию (см. статью 1.8. «Можно ли говорить о Школе Российской Тантрологии?»), в своей статье «Тантра. Пропасть или взлет?» (см. В.Дмитриева. Тантра. Пропасть или взлет? 10.01.11г. Сайт www.anavrita.com.):

«Так, профанируя и торгуя, современный рынок эзотерики продолжает порождать фантастические суррогаты древних учений, и, пожалуй, в наибольшей степени среди них искажена Тантра. Это объясняется тем, что Тантра представляет собой наиболее глубинный, скрытый и сложный слой Индуизма, понимание которого требует знания Санскрита, знакомства с живой, а не книжной Традицией, ясного ума, непреклонных духовных устремлений, нравственной чистоты, и, самое главное, чуткого руководства достойного и сведущего наставника. <…>.
К сожалению, та «Тантра», которую приходится видеть последние лет пятнадцать в большинстве изданий и рекламах семинаров по «тантрическому сексу», не тянет даже на грубую карикатуру или «пособие для чайников». Такое впечатление, что Древнее Знание прячется, притворяясь чем-то иным, дабы окончательно сбить с толку невежд и испытать искренне ищущих. <…>.
Случилось так, что большинство основополагающих тантрических текстов остаются непереведенными на европейские языки, а вот дурная слава и изуродованное представление о Тантре успели широко распространиться. <…>.
Проблема правильной интерпретации Тантры состоит еще и в том, что в современной Индии этим словом называется чрезвычайно широкий спектр всевозможных оккультных знаний, ритуалов, бытовой магии, чародейства, целительства. На хинди, например, слово «тантра» обозначает, как правило, колдовство, магию, фокусы, а иногда даже безнравственное поведение. Нередко можно встретить настороженное отношение к Тантре, как к чему-то нечистому, в особенности в рафинированной ведической среде брахманов. Разумеется, в данном случае, речь идет о разных Тантрах, точнее, о разных уровнях Тантры: бытовом и трансцендентном. <…>.
Слово «тантра» образуется из санскритских глагольных корней «tan» (распространяться, простираться, сиять, также ткать) и «t?» (пересекать, переплывать, превосходить, достигать, спасать, освобождать). Термин этот интерпретируют по-разному, но самую распространенную трактовку можно сформулировать так: всеобъемлющее учение, расширяющее сознание и помогающее пересечь океан сансары, т.е. освобождающее учение. Несмотря на официальную опалу, Тантра занимает весьма значительное место во многих семьях и ашрамах Индии. Ее методы, как правило, хранятся в тайне, описаны специальным «сумеречным» языком (сандхи-бхаша), и используются и передаются из поколения в поколение — от учителя к ученику. <…>.
Первым европейцем, приподнявшим вуаль таинственности с Тантрической Традиции, был Сэр Джон Вудрофф (1865-1936), писавший под псевдонимом Артур Авалон. Книги его особенно ценны тем, что Вудрофф был не просто исследователем, а практиком, подолгу живущим в Индии и впервые сумевшим аутентично рассказать о Тантре и развенчать многочисленные предрассудки и заблуждения на ее счет. В последнее время западные ученые уделяют все больше внимания Тантре, и в особенности самой изысканной из ее школ — Кашмирскому Шиваизму, достигшей к X-XI вв. н.э. поразительных философских и йогических высот. Здесь хотелось бы заметить, что Тантра, безусловно, — интереснейшая и богатейшая тема для академического исследования, но в первую очередь, это — живой инструмент, руководство к действию, это особая пробуждённость сознания, которую и следует реализовать в собственной жизни, а не только в научных докладах и диссертациях. Именно с этой освобождающей целью и записывались тексты Тантры. Изучать подобные предметы, не применяя их преображающей силы на деле — все равно, что просить милостыню, сидя на ларце с сокровищами».

Также обратим внимание на то, что Артур Авалон в своей книге «Змеиная сила» писал следующее:

«Основания этой Йоги имеют глубоко метафизический и научный характер. Для их понимания требуется достаточно полное знакомство с индийской философией, религиозными учениями и ритуалами как в целом, так, в частности, с теми представлениями, которые содержатся в Шакта-Тантрах и в монистических (адвайта) Шиваитских-Тантрах. Нужен слишком объемный труд, чтобы описать и объяснить детально природу этой Йоги и те идеи, на которых она основывается. Поэтому я предполагаю либо наличие у читателя общих знаний в этой области, либо, по крайней мере, стремление получить его, и ограничиться здесь изложением тех основных принципов и фактов, которые смогут сыграть роль ключа, которым желающие смогут открыть дверь, ведущую к пониманию этой темы».

И вот что пишет Кавьякантха Ганапати Муни в введении к книге Дэвида Фроули «Тантрическая Йога и Мудрость Богинь» (см. Д.Фроули. Тантрическая Йога и Мудрость Богинь. (Духовные секреты Аюрведы). / Пер. и ред. К.Г.Стрельцова (Шантам) и Н.П.Русских (Мукти). Ника-Центр. 2006г., 2013г.):

«Сегодня Тантру воспринимают во всем мире как популярный вариант восточной духовности. Современная нео-Тантра представлена как в Индии, так и на Запале в различных формах. Тантра как универсальная система обладает огромным потенциальным стремлением к свободе, чего так ищет современный ум, жаждущий творческой инициативы, любви к разнообразию, и что так стимулирующе воздействует на широкую публику. И все-таки Тантра по-прежнему остается одной из наиболее сложных йогических дисциплин. Духовную и медитативную сущность Тантры трудно разъяснить западному уму с позиций Индуизма, оплодотворенного многими различными тантрическими учениями. Следовательно, необходимо взглянуть на древнейшую науку Тантры с новых позиций…».

Таким образом, в фокусе внимания такого раздела Российской Тантрологии как Антология (Тантры) могут и должны стать не только научные (академические) исследования и научная (академическая) информация, но и любые частные исследования, любая частная информация, которые тем или иным образом касаются Тантры, Тантризма, Тантрической Традиции в целом или их разных аспектов, признаков, сторон, элементов и пр., поскольку, возможно, именно Российской Тантрологии суждено «взглянуть на древнейшую науку Тантры с новых позиций…». В подтверждение этих слов в статье 1.4. «Четыре аспекта Российской Тантрологии» рассмотрены четыре аспекта Российской Тантрологии — академический, неакадемический, эзотерический, мистический, что нашло отражение в эмблеме Российской Тантрологии в виде четырехлепесткого лотоса, четыре лепестка которого олицетворяют четыре термина тантрической формулы «Ом Мани Падме Хум», а четыре аспекта Российской Тантрологии выражают скрытую идею этих четырех терминов.
Возможно, поэтому и следует говорить не только о новой научной (академической) парадигме, но также следует говорить и о новой околонаучной (неакадемической) парадигме, о новой духовной (эзотерической) парадигме и новой интуитивной (мистической) парадигме, и, как следствие, о новой исследовательской парадигме, если под «исследовательской парадигмой» понимать подход к проведению исследований, характеризующийся определенной методологией, основанной на различных парадигмах или их совокупности.
Например, ученые всегда подходили к исследованию религиозного сознания с позиций различных наук: философии, истории, политики, юриспруденции, психологии, гносеологии и др. Это с неизбежностью требовало использования нескольких научных парадигм. (Парадигма — научная теория, концепция, принцип, подход, определяющие исходные установки изучения какого-либо предмета. «В широком смысле парадигма может быть определена как набор убеждений, ценностей и техник, разделяемых членами данного научного сообщества. Некоторые из парадигм имеют философскую природу, они общи и всеохватны, другие парадигмы руководят научным мышлением в довольно специфических, ограниченных областях исследований. Отдельная парадигма может поэтому стать обязательной для всех естественных наук, другая — лишь для астрономии, физики, биологии или молекулярной биологии, еще одна — для таких высокоспециализированных и эзотерических областей, как вирусология или генная инженерия». См. Философия науки и роль парадигм. Сайт www.allmystic.ru.).
Философская парадигма в центр внимания ученых ставила вопросы сущности, предмета, категорий религиозного сознания, степени его религиозности, выявления общего и особенного в различных религиях, их общих истоков, объекта, субъекта, носителя религиозного сознания; отражение в нем вопросов мироздания, природы, общества, человека; внешних и внутренних причинно-следственных связей и др. при этом очевидна и недостаточность философского подхода. Важно выяснить историю зарождения, становления, развития религиозного сознания, его взаимоотношения с другими конфессиями, внутреннюю динамику религии, выработку ее идейных, организационных, правовых основ и др.
С помощью исторической парадигмы исследования религиозности выявляются извечные представления народов о мире, вселенной, природе, человеке, их взаимоотношениях между собой, о богах, верованиях, ритуалах, праздниках, посвященных чествованию богов, о знаменательных событиях в религиозной жизни, обычаях, составляющих существенную часть религиозного сознания. Но и историческая парадигма тоже не в состоянии дать ответы на многие вопросы, касающиеся существа и функционирования религиозного сознания. На его формирование оказывают большое влияние экономика, политика, право, нравственность, культура и т.д. А это самостоятельный объект научного знания, самостоятельная исследовательская концепция, своя научная парадигма. Поэтому в религиозных исследованиях также большое значение имеют и политологическая, социологическая, культурная, психологическая и другие парадигмы. Поскольку необходимо иметь максимально возможное представление о состоянии религиозного сознания. Это способна сделать системная парадигма, которая исследует предмет во всей его сложности и противоречивости, в его живом движении, открывая в нем корневые, основополагающие компоненты и показывая, как они, сохраняя свое существо, изменяются под воздействием жизненных обстоятельств, приобретая новые, мало знакомые формы… Как говорил известный русский социолог П.А.Сорокин, «любая теория, пытающаяся объяснить явление лишь с помощью отдельного фактора, не уделяя должного внимания данному обществу и культуре в целом, — ошибочна».
Потому и выбран (ввиду сложности феномена сознания, как и феномена познания) в качестве символа Российской Тантрологии четырехлепестковый лотос, психологический символ Человеческого Царства, четыре лепестка которого означают четыре состояния человеческого сознания (санскр. джаграт, свапна, сушупти, турийя) и могут олицетворять четыре аспекта Российской Тантрологии (русск. академический, неакадемический, эзотерический и мистический), чтобы нашли подтверждение слова С.В.Пахомова, сказанные им в отношении исследований Эзотеризма, и в отношении Российской Тантрологии (см. Пахомов С.В. Специфика современной Российской Эзотериологии. Ж. «Государство, религия, церковь в России и за рубежом». М. № 4 (31). 2013г. С. 36-65. Сайт www.indcultur.narod.ru.): «С начала 1990-х гг. в западной гуманитарной науке (прежде всего в религиоведении) развернулись исследования эзотеризма как комплексного предметного поля. На смену одиноким ученым пришли целые научные группы и институты; исследовательский процесс получил новый импульс к развитию, и с тех пор он не ослабевает», и чтобы в российской гуманитарной науке развернулись исследования Тантры, нео-Тантры, Тантризма, нео-Тантризма, Тантрической Традиции как комплексного предметного поля, и на смену одиноким ученым и энтузиастам пришли целые научные группы и институты, и чтобы их исследовательский интерес и общий исследовательский процесс не ослабевал, а развивался и нарастал. Чтобы были все основания не только воспринимать Тантру как поле научных исследований, а тантрологические исследования как научные теории, но чтобы и Тантра и тантрологические исследования в действительности являлись таким полем комплексных исследований. Как пишет В.С.Пахомов в конце своей статьи: «Есть все основания надеяться на появление новых поколений специалистов, которые, несмотря на все сложности, связанные с изучением эзотеризма [Тантры] и особенностями функционирования гуманитарной науки в России, внесут свежую, молодую «кровь» в эти исследования и выведут их на еще более высокий, качественно новый уровень».

 * * *