Статья 3.1.5. Тантрология: зарубежная литература. (ч.3 FJ).

продолжение

H

Hatharatnavali (A Treatise on Hatha Yogas and Tantra).

(Трактат о Хатха-Йоге и Тантре)

   

Dr. M.L.Gharote. P.Devnath. Hatharatnavali (A Treatise on Hatha Yogas and Tantra).
Publ. Motilal Banarsidass. 2003. M.S.R. Memorial Yoga Series. 2011. 299 p.

«Аннотация. Трактат «Хатхаратнавали» — важный текст по Хатха-Йоге и Тантре, написан йогом Шринивасой (1625-1695), не так широко известен, как «Хатха-йога-прадипика». В трактате «Хатхаратнавали» проливается свет на тантрические аспекты Йоги. Другой особенностью этого текста является то, что он описывает наибольшее количество опубликованных до сих пор асан. Отличительными чертами текста является четкая концепция описания выполнения предварительных восьми действий, восьмидесяти четырех асан и мудр. В книге представлены авторитетная версия «Хатхаратнавали» на Санскрите вместе с английским переводом и пояснительными примечаниями, где это необходимо. В книге исторически рассматриваются философия Санкхья-Йоги, концепция Хатха-Йоги, живые традиции Йоги и различные точки зрения Тантры на концепцию Хатха-Йоги в повседневной жизни, которые в основном были поняты неправильно. Книга также содержит философское обсуждение микромира и макромира, пинда-брахманды. Описывая йогические методы, авторы также ссылаются на старые традиции и дают новые сведения и методы, которые были до сих пор не известны.
Содержание.
Dedication: Late Sri. M. Subbi Reddy.
Our Special Thanks to Govt. of India & Other.
Organizations.
Foreword by Late. Sri. Ramananda Yogi.
Preface to the Second Edition.
Preface to the First Edition.
Aknowledgements — Oriental Research Institutes.
Scheme of Transliteration.
Abbreviations.
Introduction.
Summary of the Text by Ramashankar Bhattacharya.
The Title: Hatharatnavali.
Date of Hatharatnavali.
Nativity of Srinivasa Bhatta.
Srinivasa’s Otherworks.
Srinivasa’s Short Comings.
Yamas and Niyamas of Srinivasa Bhatta.
Srinivasa Bhatta, his predecessors, contemporaries and successors.
Atmarama, Author of Hathapradipika.
Philosophy and theology in Hatharatnavali.
Concept of Hatha.
An account of Tantric Practices in HR.
Ayurvedic Thoughts in Hatharatnavali.
Lacunae in the Manuscript.
Hathapradipika — Hatharatnavali with reference to Yogaratnapradipika (M.S.).
Sanskrit Text, Transliteration in Roman.
Characters, English Translation and Critical Notes.
Notes.
Appendices.
Extent of Hatharatnavali.
Extent of Hatharatnavali.
List of Health and Diseases in HR.
Glossary.
Word Index».

(Dr. M.L.Gharote. P.Devnath. Hatharatnavali (A Treatise on Hatha Yogas and Tantra).
Publ. Motilal Banarsidass. 2003. M.S.R. Memorial Yoga Series. 2011. 299 p.)

 

Health in Your Hand (Kundalini Awakening by Sigfa Method).

Исцеление в ваших руках (Пробуждение Кундалини Сигфа-методом).

Dr. B.K. Chandra Shekhar. Health in Your Hand.
(Kundalini Awakening by Sigfa Method).
Publ. Teenage Publishers. Delhi. 2010. 120 p.

«Аннотация. Оставаться здоровым в настоящее время — это скорее позитивное мышление и здоровый образ жизни, чем употребление таблеток и хождение к врачу. Современная наука признала роль психики, мышления и эмоций в создании здоровых и нездоровых реакций в организме. Всякий раз, когда мы держим что-то «отрицательное» в своем сознании, оно блокирует поток жизненной энергии в организме, приводя к многим заболеваниям. Чтобы избавиться от всех физических и психических заболеваний и страданий, следует разрушить цепь всех нездоровых привычек и учится здоровому образу жизни. «Здоровье — это счастье», чем скорее мы это поймем, тем лучше это будет для нас. Здоровье и счастье вместе в жизни обязательно превратят все наши мечты в реальность. Нейробика и Раджа-Йога предназначены для всех тех читателей, которые действительно осознают важность здоровья и счастья в жизни.
Доктор Б.K. Чандра Шекхар исследовал методы и приемы Нейробики при лечении диабета, гепатита С и рака и обнаружил, что они обладают уникальной эффективностью. Этот необычный опыт дал ему уверенность в проведении экспериментов с другими пациентами, и к своему удивлению обнаружил, что эта техника очень эффективна для лечения этих опасных для жизни людей заболеваний.
Содержание.
Foreword.
From the Desk of Editor.
Neurobics (the Perfect Lifestyle in India in the Golden Age).
Lifestyle in the silver Age.
Neurobics (the Root of All Yogic Exercise).
Holistic Health Through Psycho Neurobics.
What is Mind?
Power of the Human Mind.
How to Utilise Maximum Power of Mind.
Difference Between Mind and Brain.
Ensure Your Cure.
Neurobics with hand Gestures.
Empowering Neurobics.
Purifying Neurobics.
Joyful Neurobics.
Loveful Neurobics.
Peaceful neurobics.
Englishtening Neurobics.
Blissful Sound Neurobics.
Dynamic Neurobics.
Rajyoga for Happiness and Spiritual Attainments.
Why Diseases are Psychosomatic?
Ways of Maintaining a Good Physical health.
Neurobic Machine».

(Dr. B.K. Chandra Shekhar. Health in Your Hand. (Kundalini Awakening
by Sigfa Method). Publ. Teenage Publishers. Delhi. 2010. 120 p.)

 

Heritage of Kamakhya on The Nilachala Hill (Based on Field-Investigation).

Наследие Камахьи на холме Нилачала (основано на полевых исследованиях).

Heritage of Kamakhya on The Nilachala Hill (Based on Field-Investigation).
Publ. Vivekananda Kendra Institute of Culture. 2010. 258 p.

«Аннотация. Представляемая как сваямбху («самосотворенная») на вершине холма Нилачала в Гувахати [одном из древнейших городов Азии] в Ассаме [древней Камарупе] (Индия), Камахья является одной из самых важных из 51 шакти-питх [священных мест]. В конце 1990-х годов исследовательская группа VKIS [Vivekananda Kendra Institute of Culture] задалась вопросом: что привлекает тысячи людей в храм Камакхья на протяжении многих лет, особенно во время ежегодного большого фестиваля, Амбувачи Мела (Ambuvachi Mela), посвященного Богине Матери Камакхье? Так началось исследование, которое потом превратилось в эту книгу.
Богиня древней Камарупы Камакхья представлена здесь саморожденным каменным Йони [Лоном] на вершине Нилачала (или Нилапарваты, голубого холма) в Гувахати в Ассаме, освященным ее присутствием, всем спектром Космической Энергии. Это шакти-питха, священное место, связанное с одним из воплощений Богини-Матери. Вокруг храма Камакхья вырос целый храмовый комплекс, включающий множество больших и малых святилищ. Сегодня это религиозно-духовное место большого значения.
Храм Камакхья является самым мощным символом наследия и религиозных убеждений значительной части населения этого региона Индии. Это не только место поклонения, но и место огромной археологической и социологической ценности. Поэтому эта инициатива Института Культуры Вивекананда Кендра (VKIS) приобрела важное значение для исследования социальной истории Северо-Восточной Индии. Институт на протяжении многих лет документировал различные аспекты Камакхьи, включая священные места, практики и религиозные обряды и фестивали. Эти материалы были представлены на семинарах и различных форумах и были очень хорошо приняты. Теперь решено собрать и записать эту работу в виде книги.
Содержание.
List of Illustration.
Table of Transliteration and Key to Pronunciation.
Foreword.
Preface.
The Nilachala Hill.
Geographical Features.
Legends Associated with the Nilachala Hill.
A Place of Pilgrimage.
Communication.
Demographic Details of Inhabitants.
Residential Buildings Health & Amp; Amp; Hygiene.
Kamakhya Episodes in Traditional History.
Role of Tradition in Understanding History.
Oral Legends.
Legends in the Kalikapurana.
Legends in the Yogini Tantra.
Historical Legends.
Fact from History.
Inference from the Kalikapurana.
From Legend to History.
The Advent of the Kochs.
Rebuilding the Kamakhya Temple.
Ahom Patronage.
Ravages of the Great Earthquake.
Dubious Generosity.
Dasamahavidya or the Ten Incarnations of Devi.
Rites and Rituals.
Kumari Puja.
Durga Puja.
Kali Puja.
Manasa Puja.
Fairs and Festivals.
Ambuvachi mela.
Deodhani-nritya.
Janmasthami.
Vratas on the Nilachala Hill.
Different Types of Vrata.
Satha Vrata.
Katyayani or chorai vrata.
Doul Vrata or the Event of Penance and worship.
Sevaits of Kamakhya Temple.
Sculptures on the Nilachala Hill.
Sculptures on the Body of the Temples.
Sculptures on the Gateway.
Isolated Images.
Rock-cut images.
Art and Architecture.
Early Phases.
Living Temples and Shrines.
Architectural Features of Standing Temples.
Historical Inscription of Nilachal Hill.
Map, Table, Plans, Photographs, List of Pithas.
Map.
Table.
Iconographical Data of Dasamahavidya.
Table of Ambuvachi-mela. 1999.
Table of Ambuvachi-mela. 2002.
Table of Deodhani Mela. 2001.
Names of Deodhas. 2001.
Ground-Plan of Temples.
List of Documented Photographs.
Photographs of Festivals, Sculptures and Architecture.
List of Pithas.
Index».

(Heritage of Kamakhya on The Nilachala Hill (Based on Field — Investigation).
Publ. Vivekananda Kendra Institute of Culture. 2010. 258 p.)

 

Heritage of the Tamils: Siddha Medicine.

Наследие тамилов: медицина сиддхов.

S.V.Subrahmanian. V.R.Madhavan. Heritage of the Tamils: Siddha Medicine.
Publ. International Institute of Tamil Studies. Madras. 1983. 771 p.

«Аннотация. В этой книге представлены сведения об истории и развитии медицины сиддхов. Также уделено внимание и санскритской медицинской традиции. Вопреки распространенному мнению, в этой книге представлено мнение о том, что основные принципы и многие из практик, применяемых в медицине сиддхов, являются результатом сочетания методов местной медицины, а также теоретических и практических элементов, полученных, прежде всего, из Аюрведы, а также, возможно, из арабской медицины — Унани (Unani). Конечно, подобное утверждение требует гораздо более серьезных исследований. Данное исследование основано на серьезной оценке имеющихся вторичных источников по медицине сиддхов и ее истории».

(S.V.Subrahmanian. V.R.Madhavan. Heritage of the Tamils: Siddha Medicine.
Publ. International Institute of Tamil Studies. Madras. 1983. 771 p.)

 

Highest Yoga Tantra.

Высшая Йога-Тантра.

      

Daniel Cozort. Highest Yoga Tantra.
Publ. Snow Lion Publications. New York. 1986. 2005. 200 p.

«Аннотация. Эта необычная книга четко описывает и обсуждает методы преобразования тела и ума через высшую форму тантрической практики. Высшая Йога Тантра — это вершина тантрической системы в тибетской буддийской Традиции. В первой части книги рассматриваются практики, общие для Сутр и Тантр. Во второй части представлены практики стадии Зарождения Высшей Йога Тантры. Третья часть книги посвящена практикам стадии Завершения Высшей Йога Тантры. В четвертой части книги представлено сравнение практик стадии Завершения в Калачакра-Тантре и Гухьясамаджа-Тантре. Это четкое и ясное изложение этапов Высшей Йога Тантры является первым в своем роде на английском языке и обязательно для всех, кто интересуется Высшей Йога Тантрой».

(Daniel Cozort. Highest Yoga Tantra. Publ. Snow
Lion Publications. New York. 1986. 2005. 200 p.)

 

Hindu, Buddhist & Tantric Gods & Goddesses (In A Nutshell).

Индуистские, Буддийские и Тантрические Боги и Богини (кратко).

Hindu, Buddhist and Tantric Gods and Goddesses.
Ritual Objects and Religious Symbols.
(Authentic, Accurate, Sequential, with Index and Research Based).
Publ. New Delhi. 1982. 383 p.
Hindu, Buddhist & Tantric Gods & Goddesses (In A Nutshell).
Publ. Majupuria. 2016. 130 p.

«Аннотация. Эта книга написана для тех, кто хотел бы узнать больше о богах и богинях в Индуизме, Буддизме и Тантризме. Также подробно рассмотрены тибетские божества и те, которые связаны с Сутрами (эзотерическими дискурсами), В книге дается наиболее точное описание различных божеств, которое сопровождается иллюстрациями, черно-белыми изображениями и рисунками на основе 56-летних авторских исследований. Также даны легенды, связанные с различными богами и богинями. Описаны храмы и фестивали, связанные с различными божествами. Также упоминаются различные фестивали, связанные с божествами. В книге также приводится подробный глоссарий. Эта книга будет представлять особый интерес для тех, кто собирается посетить Непал. Поскольку большинство скульптур и картин этого региона основаны на религиозной мифологии.
Содержание.
Why this book?
Religions in Nepal.
Hindu and Hinduism.
Some features of Hinduism.
What are Gods and goddesses?
Unique Gods and Goddesses of Nepal.
I. Hinduism.
Hindu gods and Goddess.
Vedic Gods.
Pauranic Gods and goddesses.
Weekly Deities.
Major Hindu Deities.
Brahma.
Vishnu.
Shiva.
Bhairava.
Hari-Shankara.
Ganesh.
Kumar (Kartikeya).
Ten Incarnations of Vishnu.
Vishwarupa.
Vedic Goddesses.
Minor vedic Goddesses.
Tantrism.
Tantric Goddesses.
Shaktis(Consorts).
Female Goddesses.
Mother Goddesses.
Nava (Nine) Durgas.
Sapta Matrikas (Seven Mother Goddesses).
Ten Mahavidyas.
Some Minor Goddesses.
Nagas (Snake Deities).
Garuda and Bantej.
Principles of Tantrism.
Animal-faced Goddesses.
Bird-faced Goddesses.
II. Buddhism.
General Features of Buddhism.
Theravada.
Mahayana.
Tantrayana.
Vajrayana.
Comparison of Hindusim and Buddhism.
Buddhist Deities.
Mahayana and Vajrayana deities.
Brief Description of Buddhist Deities.
Protective Deities or Guardians of Directions.
Some Distinguished Masters.
III. Ritual Objects and Religious Symbols.
Some Ritual Objects and Religious Symbols.
Pedastals or Seats or Asanas.
Gestures(Mudras).
Select References.
Index».

(Hindu, Buddhist & Tantric Gods & Goddesses (In A Nutshell). Publ. Majupuria. 2016. 130 p.)

 

Hindu Religion and Iconology According to the Tantrasara. (The Tantric tradition).

Индуистская религия и иконология согласно «Тантрасаре». (Тантрическая Традиция).

Pal Pratapaditya. Hindu Religion and Iconology According to the Tantrasara.
Publ. Vichitra Press. Los Angeles. 1981. 157 p.
Paragon Book Gallery Ltd. 1982. 157 p.

 

Hindu Tantric and Sakta Literature. // History of Indian Literature. V. II.).

Индуистская тантрическая и шактистская литература. // История индийской литературы. Т.2).

Teun Goudriaan and Sanjukta Gupta. Hindu Tantric and Sakta Literature.
(A History of Indian Literature. Vol. II. Fasc. 2.)
Publ. Otto Harrassowitz. Wiesbaden. Germany. 1981. 245 p.

«Содержание.
Pbeface.
PART I. Teun Goudriaan. Hindu Tantric Literature in Sanskrit.
Chapter I. General Characteristics.
Chapter II. The Early Tradition.
Chapter III. Tantras of the Srikula.
Chapter IV. Tantras Devoted to Kali and Some Other Goddesses.
Chapter V. Some Other Kaulatantras and Tantras on Restricted Subjects.
Chapter VI. Vaisnavatantras and Tantras of Other Sects.
Chapter VII. Tantras of Magic.
Chapter VIII. Digests of Mantrasastra.
Chapter IX. Ritual Compilations.
Chapter X. Monographs on Miscellaneous Subjects.
Chapter XI. Some Works of Speculative Contents.
PART II. Sanjukta Gupta. Tantric Sdkta Literature in Modern Indian Languages.
Chapter I. Introduction.
Chapter II. Tantric Literature in Bengali.
Chapter III. Tantric Literature in Hindi and Related Languages.
Abbreviations.
Bibliography.
Index».

(Teun Goudriaan and Sanjukta Gupta. Hindu Tantric and Sakta Literature.
Publ. Otto Harrassowitz. Wiesbaden. Germany. 1981. 245 p.)

 

Hindu Tantrism.

Индуистский Тантризм.

         

T.Goudriaan. S.Gupta. D.Hoens Jan. Hindu Tantrism.
Publ. E.J.Brill. Leiden. 1979. 210 p.

«Новое западное определение Тантры — Тантризм. Термин «тантризм» (tantrism) — это новое и современное европейское изобретение XIX в. для обозначения религиозного аспекта Тантры, (которая, впрочем не является религией, а скорее более связана с Йогой и определенным образом жизни), которое не присутствует ни в одном азиатском языке.
По мнению Паду (André Padoux), «Тантризм» — это западный термин и понятие, а не категория, которая используется так называемыми тантриками (тантристами) в реальной жизни и практике.
Роберт Браун о Тантризме. Роберт Браун (Robert Brown) также отмечает, что термин «тантризм» представляет собой конструкт, взятый из западной науки, а не понятие самой по себе религиозной системы. Он определяет Тантризм как апологетический (примирительный) ярлык западников для системы, в которой они мало что понимают (или вообще мало что могут понять), что это «не логически последовательно» и что это «накопленные идеи и практики из различных источников, которыми обменивались между своими адептами в группе, отличавшимися по категориям, по географии и по истории». Это система, добавляет Браун, которая дает каждому последователю свободу для того, чтобы смешивать тантрические элементы с не-тантрическими аспектами, создает проблемы…».
Теун Гудриаан о Тантризме. Теун Гудриаан (Teun Goudriaan) в 1981г. в своем обзоре Индуистского Тантризма часто относит его к «систематическому поиску спасения и духовного совершенства» посредством реализации и развития божественного внутри собственного тела, которое является одновременно союзом мужского-женского и духа-материи, и имеет конечной целью реализацию «изначального блаженного состояния не-двойственности».
Термин обычно относится к методическому пониманию системы, с набором конкретных практик, которые могут включать тантрические элементы, например, такие, как мантры (биджи), геометрические узоры (янтры) и символы (мандалы), жесты (мудры), ритуалы посвящения (ньясы), ритуалы поклонения (пуджы), медитации (дхьяна), посвящения (дикша) и др. Тантризм, считает Гудриаан, это живая система, которая, бесспорно, является монистической, но с большими вариациями, и не может быть догматичной.
Дэвид Грей о Тантризме. Тантризм является всеобъемлющим термином для «тантрических традиций», — утверждает Дэвид Грей (David Gray) в обзоре 2016г., который сочетает в себе ведические, йогические и медитативные традиции из древнего Индуизма, а также Буддийской и Джайнской Традиций. Этот термин есть неологизм западных ученых и не отражает само понимание какой-либо конкретной тантрической традиции. До сих пор нет ни одного единого определения Тантризма с универсальной характеристикой, общей для всех традиций Тантры, потому как она является открытой развивающейся системой. Тантризм, будь то буддийский или индуистский, лучше всего можно охарактеризовать как практику, набор методов, с упором на ритуалы и медитацию, как путь к освобождению, который характеризуется как знанием, так и свободой».

(Определение Тантризма. Сайт www.vajray.wordpress.com.)

 

Historical Studies in the Cult of the Goddess Manasa (A Socio-Cultural Study).

Исторические исследования культа Богини Манаса (социокультурное исследование).

Pradyot Kumar Maity. Historical Studies in the Cult of the Goddess Manasa.
(A Socio-Cultural Study).
Publ. Punthi Pustak. 2001. 423 p.

«Аннотация. Среди самых красивых и любимых легенд Бенгалии есть история Богини Манаса. Она содержит множество элементов странного сюрреалистического характера, а также многочисленные захватывающие эпизоды. Это тщательное и критическое исследование культа Богини Манаса проливает свет на некоторые особенности социокультурной истории Индии. Вводная часть посвящена важности, характеру и объему темы. Также обсуждаются источники. В книге представлена история Богини Манаса, написанная на бенгальском, асамском и бихарском языках и найденная в Пуранах, для сравнительного изучения и анализа. Предприняты также попытки установить период и место происхождения Богини, историчность главной легенды о Богине Манаса. Прослеживается постепенная эволюция культа Богини Манаса и его взаимоотношений с другими культовыми божествами.
Содержание.
Preface.
Foreword.
Abbreviations.
Note on Transliteration.
Introduction.
Nature and importance of the subject.
Scope of the subject.
Sources.
Chapter I. Serpent Worship in Ancient India.
Introductory.
The snake cult in art and literature.
Association of the snake cult with the different religious systems.
Methods of worship.
Origin of other beliefs relating to the cult.
Chapter II. Socio-Religious Background.
Chapter III. A Comparative Study of the Stories of Manasa.
Bengal.
(a) The story told by Bipradas.
(b) Variations in other versions.
(c) Discussions.
Assam.
Bihar.
The story of Manasa in the Puranas.
Chapter IV. Original Location and Historicity of the Principal Legend.
PART I.
Original location.
PART II.
Historicity of the principal legend.
Chapter V. Evolution of the Goddess.
Worship by the lower classes.
Worship by the upper class women.
Worship by the upper class men.
Worship by the Muslims.
Chapter VI. Relations of Manasa With Other Cult-Divinities.
Manasa and Chandi.
Manasa and Siva.
Manasa and Dharma.
Manasa and Ganga.
Chapter VII. The Iconography And Heredity Of Manasa.
Chapter VIII. Rites and Cermonies Connected With Manasa.
PART I.
Bengal:
Periods and days of worship.
Introduction.
Districts of West Bengal:
Bankura.
Birbhum.
Burdwan.
Cooch-Behar and Darjeeling.
Hooghly.
Howrah.
Jalpaiguri.
Malda.
Midnapore.
Murshidabad.
Nadia.
24 Parganas.
West Dinajpur.
Methods and places of worship.
Methods.
Places.
Priestly functions and sacrificial offerings.
Priestly functions.
Sacrificial offerings.
Purposes of worship.
Fertility goddess.
Curer of diseases.
Rain giver.
Wealth giver.
Tutelary goddess.
Gramadevi.
Other aspects.
Districts of East Bengal.
Bakarganj.
Bogra.
Chittagong.
Dacca.
Faridpur.
Jessore and Khulna.
Mymensingh.
Noakhali.
Pabna.
Rajshahi and Rangpur.
Tripura.
Bihar.
Assam.
(a) Introduction.
(b) Periods, methods and places of worship.
(c) Purposes of worship, priestly functions and sacrificial offerings.
(d) Festivals.
(e) Worship of Manasa at Kamakhya.
Orissa.
PART II.
Manasa Vrata.
Festivals.
(a) The Jhanpan or Jhapan ceremony.
(b) Boat-Racing ceremony.
(c) Arandhana ceremony.
Folk-entertainments and the Manasa legend.
(a) Bhasan Yatra.
(b) Jagarana gan.
(c) Rayani gan.
(d) Putul nach.
(e)Patas and Patua Sangit.
(f) Other methods.
Summary and Conclusion.
Appendices.
List of the Manasamangal poets.
List of the name and epithets of Manasa according to different sources.
Table of equivalent English months in relation to our months.
Specimen of a completed questionnaire translated from Bengali.
Chart showing the percentage of Manasa worshippers in different districts of west Bengal.
Bibliography.
Notes on Illustrations.
Tables.
Map of Eastern India.
Index.
Plates».

(Pradyot Kumar Maity. Historical Studies in the Cult of the Goddess Manasa.
(A Socio-Cultural Study). Publ. Punthi Pustak. 2001. 423 p.)

 

History of Indian Erotic Literature.

История индийской эротической литературы.

N.N.Bhattacharyya. History of Indian Erotic Literature.
Publ. Munshiram Manoharlal Publishers Pvt. Ltd. 1975. 147 p.

«Аннотация. Настоящая работа предназначена главным образом для широкого читателя, чтобы дать четкое представление о природе и содержании индийской эротической литературы и развеять туман ложных представлений, которые так долго характеризовали исследования по этой теме. Те, кто знаком с работами д-ра Бхаттачарьи, знают, что он всегда настаивает на социальной основе исследований, этот же принцип сохранен и в этой книге, в которой он рассматривает историю индийской эротической литературы как средство для понимания сложных проблем индийской социальной истории. Можно отметить критический взгляд и беспристрастный подход автора ко множеству неясных и сложных вопросов. Ожидается, что книга вызовет у читателей большой интерес.
Содержание.
Preface
Chapter 1. Introduction: Sex and Indian Society.
Chapter 2. The Primitive Sex Rites: Their Survival in Indian Life and Religion.
Chapter 3. The Two Streams: Myth and Reality of the Matriarchat.
Chapter 4. Erotic Elements in Indian Art: A Few Remarks.
Chapter 5. Age of Vedic Literature: The Changing Patterns of Sex life.
Chapter 6. Sexual Life in Post-Vedic Literature: The Gradual Triumph of Patriarchy.
Chapter 7. Erotic in Sophisticated Literature: Role of Urbanism.
Chapter 8. Kautilya’s Arthasastra.
Chapter 9. Hala’s Gatha-Saptasati.
Chapter 10. The Kamasutra and its Sources.
Chapter 11. Social Life as Reflected in the Kamasutra.
Chapter 12. Sexual Knowledge in the Kamasutra.
Chapter 13. The Texts on Prostitution.
Chapter 14. Later Erotic Texts.
Introduction.
The Ratirahasya of Kokkoka.
The Nagarasarvasva of Padmasri.
The Jayamangala Commentary of Yasodhara.
The Pancasayaka of Jyotirisvara.
The Ratimanjari if Jayadeva.
The Ratiratnapradipika of Devaraja.
The Anangaranga of Kalyanamalla.
Conclusion.
Bibliography.
Index».

(Narendra Nath Bhattacharyya. History of Indian Erotic Literature.
Publ. Munshiram Manoharlal Publishers Pvt. Ltd. 1975. 147 p.)

 

History of Mysticism: The Unchanging Testament.

История мистицизма: неизменный завет.

         

Swami Abhayananda. History of Mysticism. The Unchanging Testament.
Publ. Atma Books. 1938. 1987. 1990. 1996. 2012. 424 p.
Sri Satguru Publications. 2000. 2007. 2010. 454 p.
Watkins Publishing. 1994. 2002. 434 p.

«Аннотация. Современный американский мистик и ученый рассказывает историю повторяющегося опыта Просветления человека на протяжении веков и представляет в историческом контексте жизнь и высказывания более 40 известных мистиков из религиозных традиций Востока и Запада, в том числе: провидцы Упанишад, Капила, Лао-Цзы, Будда, Сократ, Платон, Филон Иудей, Иисус, Плотин, Дионисий Ареопагит, Нарада, Патанджали, Шанкара, Даттатрейя, Миларепа, Чань и Дзен-буддисты, Аль-Халладж, Ибн Араби, Ираки, Руми, Джнянешвар, Майстер Экхарт, Фома Кемпийский, Николай Кузанский, Святой Иоанн Креста, Кабир, Нанак, Даду, Шри Рамакришна, Свами Рама Тиртха и многие другие.
На протяжении веков мистические переживания сходятся на одном и том же осознании: «Я — Истина!». Так воскликнул мусульманин Аль-Халладж; так воскликнула святая Екатерина Генуэзская. И Руми, Джнянешвар, Миларепа, Кабир и Башо на Востоке и Экхарт, Беме и Эмерсон на Западе сказали то же самое. Это утверждение великих мистиков мира было сделано не как простое философское размышление; оно основывалось на опыте настолько реальном, что все те, кто получил этот опыт, единогласно свидетельствуют о том, что это есть безошибочное осознание высшей истины существования. В этом опыте сознание индивидуума вдруг становится сознанием всей огромной вселенной. Все предыдущее чувство двойственности поглощается осознанием неделимого Единства.
Мистицизм — это такая точка зрения, которая утверждает в качестве своей основы глубокое знание, которое открывается через Откровение в редкие моменты озарения. Те, кто утверждает, что действительно пережил такой прямой опыт Откровения, составляют элитарную, высокую традицию, которая выходит за границы отдельных религиозных культур и языков и которая существует непрерывно с начала времен, по утверждению Олдоса Хаксли, как непрерывная философия, которая воскресает снова и снова на протяжении всей истории учений великих пророков и основателей всех религиозных систем.
Мы удивляемся реально существующему удивительному разнообразию мнений и убеждений, относительно природы Реальности, выраженных во множестве религиозных и философских систем, но, когда мы рассматриваем свидетельства мистиков прошлого и настоящего, мы удивляемся их единодушному согласию между собой. Их методы могут различаться, но их конечный опыт Просветления и Реализации идентичен по содержанию. Именно этот опыт является отличительной чертой мистицизма, который упоминается под разными именами, но опыт для всех одинаковый.
Если мы можем верить этим людям, то именно этот опыт Единства является конечной целью всего Знания, всех мирских усилий, всех человеческих достижений, которую все люди сознательно или неосознанно преследуют. Поэтому изучить и проанализировать жизнь и учение тех, кто приобрел эти знания – эта задача становится особенно значимой и ценной.
Эта книга является не только историей и сборником редких произведений великих мистиков, но и новым источником вдохновения для всех учеников Просветления — как новичков, так и опытных ученых. Автор, Свами Абхаянанда, (Стэн Троут, 1938) был учеником Свами Муктананды Ганешпури и был инициирован как саньясин ордена Сарасвати в 1978г. Написал ряд книг, в том числе «Высшее Я», «Мудрость Веданты», «Джнянешвар», «Мистика и Наука» и «Божественная Вселенная».
Содержание.
Preface.
Introduction.
I. Mystics of the Ancient Past.
Pre-history of Mysticism.
Vedic Hymnists.
Early Egyptians.
The Early Jews.
Upanishadic Seers.
Kapila.
The Bhagavad Gita.
The Taoist Sages.
The Buddha.
II. Mystics of The Greco-Roman Era.
The Pre-Socratic Greeks.
Socrates And His Successors.
Zeno of Citium.
Philo Judaeus.
Jesus of Nazareth.
Early Christians.
The Gnostics.
The Hermetics.
Plotinus.
III. Mystics of The Early Middle Ages.
Pseudo-Dionysius.
Narada.
Patanjali.
The Tantra.
Shankara.
Dattatreya.
Milarepa.
The Ch’an and Zen Buddhists
The Sufis.
Al-Hallaj.
IV. Mystics of The Late Middle Ages.
Jewish Mysticism.
Ibn Arabi.
Iraqi
Rumi.
Jnaneshvar.
Medieval Christians.
Meister Eckhart.
Thomas á Kempis.
V. Mystics of The Modern Era.
Nicholas of Cusa.
Juan de la Cruz.
Kabir
Nanak.
Dadu.
Seventeenth and Eighteenth Century Mystics
Sri Ramakrishna.
Ramana Maharshi.
Swami Rama Tirtha.
Twentieth Century Mystics.
Conclusion.
About the Author.
Notes.
Bibliography.
Illustrations».

(Swami Abhayananda. History of Mysticism. The Unchanging Testament.
1938. 1987. 1990. 1994. 1996. 2000. 2002. 2007. 2010. 2012. 454 p.)

 

History of Sakta Religion.

История религии Шакта.

         

Narendra Nath Bhattacharya. History of Sakta Religion.
Publ. Munshiram Manoharlal Publishers Pvt. Ltd. 1974. 188 p. 1996. 254 p.

«Аннотация. В настоящей работе всесторонне рассматривается генезис и развитие Шактизма как организованной, гибкой и восприимчивой религии, ее примитивных, древних, средневековых и современных форм, ее вовлеченности в другие религиозные системы и, наконец, ее функциональной роли в каждый поворотный момент истории Индии. Социальные силы, определяющие процесс исторического развития Шактизма от грубых примитивных убеждений, связанных с плодородием, до более совершенных идей и более изысканных чувств, рассмотрены в этой книге на общем фоне соответствующего исторического развития других форм индийской религиозной системы. Автору удалось провести сравнительный анализ их содержания в хронологической последовательности и сформировать тщательно проработанный социологический подход. Это сделало работу действительно ценной для базового понимания религиозной истории Индии в целом. Это пересмотренное и расширенное издание, некоторые взгляды и выводы предыдущего издания были изменены, кроме того, были добавлены новые главы.
Содержание.
Preface to the Second Edition.
Preface to the First Edition.
Abbreviations.
Chapter 1. Introduction: The Pre-Vedic Elements.
Chapter 2. The Vedic Age.
Chapter 3. The Formative Period (c 600 BC-AD 300).
Chapter 4. Rise of Saktism: The Gupta Age and After (AD 300-700).
Chapter 5. The Period of Sakta Expansion (AD 700-1000).
Chapter 6. Early Medieval Saktism (AD 1000-1300).
Chapter 7. Late Medieval Saktism (AD 1300-1700).
Chapter 8. Modern Saktism (from AD 1700).
Chapter 9. A Note on Sakta Philosophy.
Bibliography.
Indes».

(N.N.Bhattacharya. History of Sakta Religion. Publ. Munshiram
Manoharlal Publishers Pvt. Ltd. 1974. 1996. 254 p.)

 

History of The Tantric Religion. (A Historical Ritualistic and Philosophical Study).

История Тантрической Религии. (Историческое ритуалистическое и философское исследование).

   

N.N.Bhattacharyya. History of The Tantric Religion.
A Historical, Ritualistic, and Philosophical Study.
Publ. Manohar Publishers. 1982. 1987. 1992. 1994. 1999. 2005. 2007. 484 p.

«Аннотация. В этой книге автор представляет в историческом плане генезис, развитие и структурный анализ Тантрической Традиции в Индии и ее места в индийских религиозных и философских системах. Он исследует различные аспекты Тантризма, его обширность и тонкости, его разнородные и противоречивые элементы и дает историческую перспективу совокупности тантрических идей и практик в пространстве и времени. После введения в смысл и значение Тантры в работе описываются различные тексты, которые составляют тантрическую литературу. Развитие Тантризма прослеживается с доведийских времен через ведический, постведический, ранне-буддийский и джайнский периоды вплоть до эволюции концепции Шакти в индийском религиозном мышлении. Эта последовательность продолжается исследованием развития тантрического Буддизма в Индии и тантрических идей и практик в средневековых религиозных системах.
Содержание.
Preface to the Second Edition.
Preface of the First Edition.
Chapter 1. Introduction.
What is Tantra? Veda and Tantra. The Parallel Tradition. «Pure knowledge» versus Empirical knowledge. Tantra and Science. Tantric Texts on Chemical Sciences. Tantric Alchemy and the Concept of Revitalizing the Body. The Apathy towards Tantra. The Other Side. Tantrism and Hindu Religion.
Chapter 2. Tantric Literature.
The Traditional Classification, Nature, Date, etc. The Pancaratra Samhitas. The Ahirbudhnya Samhita. The Laksmitantra. The Saiva Agamas. The Nisvasatattva Samhita. Saiva Tantras in the Far East. Some Saiva Tantras of the Nepal Collection. The Buddhist Tantras. The Guhyasamaj Tantra. The Manjusrimulakalpa. The Sadhanamala and the Nispanayogavah. The Prajnopaya and the Hevajratantra. The Sakta Tantras. The Paranandasutra. The Kularnavatantra. The Saradatilaka. The Mahanirvanatantra. A few other Sakta Tantras. Tantras of Other Religious Sects.
Chapter 3. External Influences and Interactions.
Tantrism and the Universal Mother Goddess Cult. Scholars on Foreign Elements in Tantrism. Buddhism, Confucianism and Taoism: Background of Chinese Influence. Taoism and Tantra. Vasistha and Cinacara. The Tara Cults: Its Renovation, Migration and Influence.
Chapter 4. The Primitive Substratum.
Vamacara and the Primitive Female-dominated Societies. Role of Woman in Tantric Cults. Maithuna: Social Significance of the Sex Rites. Kha-puspa or Menstrual Blood. Savasadhana: Concept of Death and Resurrection: Fertility Beliefs. Madya: The Efficacy of Wine. Diksa or Initiation. The So-called Black Acts and Miraculous Powers.
Chapter 5. Tantrism and the Earlier Forms of Indian Religious Systems.
Tantrism in Pre-Vedic Religion. Tantrict Elements in the Vedic Religion. Tantra in Post-Vedic Though. Tantric Influence on Early Buddhism and Jainism. Tantra and Early Vaisnavism. Tantra and the Pasupata Saivism. Evolution of the Concept of Sakti.
Chapter 6. Development of Tantric Buddhism.
Tantric Background of the Buddhist Doctrine of Elements. The Mahayana: Its Tantric Association. Tenets of Tantric Buddhist and Hindu Tantras: Similarities in Modus Operandi. The Vajrayana Pantheon. Kalacakrayana. Sahajayana.
Chapter 7. Tantric Ideas and Practices in Medieval Religious Systems.
Tantrism and Medical Vaisnavism. Tantrism and Southern Saivism. Tantrism and Virasaivism. Tantrism and Kasmira Saivism. Tantrism and Saktism. The Atimargika sects: Kapalikas, Kalamukhas, Mattamayuras. Tantrism and the Smarta Pancopasana.
Chapter 8. Tantrism and the Religion of the Masses: The Lokayata Tradition.
The Siddhacaryas: Buddhist Tantric Influence. Tantrism and the Natha Siddha Tradition. Sahajayana in the Carya Poems. Sahajayana and the Female Principle. The Sahajiya Spirit in Jain Dohas. The Vaisnava Sahajiyas. Tantric and Sahajiya Ideals in Medievel Religious Reform Movements and in the Teachings of the Saints. Sufism and Tantric-Sahajiya Tradition.
Chapter 9. The Sophisticated Tantras with Sakta Orientation.
Tantric Substratum of Saktism. The Functional Aspects of the Sakta Tantras. The Satcakra: Conceptual Transformation. Deities, Mantras and Letters: Their Position in the Cakras. Employment of the Mantras and Allied Methods. Yogic Exercises: Awakening of Kundalini. Use of Chemical Drugs: Rasesvara Darsana. Vamacara: Its Professed Anti Brahmanism. The Sakta-Tantric Deities. Philosophy of the Sakta Tantras.
Chapter 10. Tantric Art: A Review.
The Problem. Tantric Architecture: Some Aspects. Sexual Depictions: Their Tantric Probabilities. Tantric Icons.
A Glossary of Tantric Technical Terms.
Bibliography.
Index.
Предисловие. Настоящая работа, как следует из ее названия, предлагает представить в историческом плане генезис, развитие и структурный анализ так называемой Тантрической Традиции Индии. Ее основная цель — определить точное место Тантризма в индийских религиозных и философских системах и выяснить социальное и функциональное значение некоторых тантрических идей и их производных, которые еще не были полностью затуманены потоком времени. Тантризм с его обширной литературой, содержащей замысловатые ритуальные и теоретические детали, занимает значительное место в религиозной и общественной жизни Индии. Но этот предмет по-прежнему остается загадкой для нас, несмотря на многочисленные работы в этой области, как научные, так и дилетантские. Это связано с тем, что до сих пор не было предпринято попытки интерпретировать сами основы Тантризма путем выявления и анализа в исторической последовательности происхождения и развития составляющих его компонентов.
Раньше ученые относили Тантру к классу черной магии, недостойной изучения человеком хорошего вкуса, в то время как сторонники Тантры, такие как Джон Вудрофф, Сибчандра Видьярнава, Панчанан Таркаратна, Гопинатх Кавирадж и другие отождествляли Тантру со всем Индуизмом и заявляли, что она есть сущность Вед. (Они, однако, склонялись к мысли, что для толкования Тантризма было достаточно оставаться в пределах этих мыслей и идей, которые на самом деле были наложены на их первоначальное содержание).
Большинство современных писателей на эту тему настаивают исключительно на сексуальных элементах Тантры, хотя и минимальных по сравнению с обширностью предмета, и преследуют цель популяризировать некоторые современные идеи, касающиеся сексуальных проблем, под именем Тантры.
Таким образом, историческое исследование Тантризма было затруднено, осложнено и обусловлено озабоченностью писателей в этой области. Возможно, это неизбежно, потому что видение историка всегда ограничено господствующим мировоззрением его собственного возраста. Как справедливо заметил Мирча Элиаде: «Когда человек приближается к экзотическому явлению, он понимает в основном все так, как предопределено понимать через свое собственное призвание, через свою культурную ориентацию и через исторический момент, к которому он принадлежит. Эта истина имеет общее применение».
В результате в области тантрических исследований мы обнаруживаем появление различных теоретических подходов, каждый из которых утверждает свое собственное объяснение всех тонкостей предмета. Среди них традиционный индийский подход, не встречающий никаких трудностей приравнивать основы Тантризма к ведической интерпретации содержания основных Шайва и Шакта школ.
Что касается современных подходов, то здесь наблюдается стремление с прагматическим предвкушением найти определенные нормы в Тантризме, связанные со специфическими и многообразными ментальными, эмоциональными и духовными проблемами нашего времени, как будто они специально предназначены для изучения неясных зон бессознательного, к которому относятся проблемы физиологической, социальной, культурной и религиозной обусловленности человека. <…>.
Психологический подход, описанный выше, направленный на изучение неясной зоны бессознательного с помощью тантрического ключа, в конечном итоге привел к изучению так называемых сексуальных элементов, найденных в Тантрах, которые были истолкованы традиционалистами как «чисто символические», а другими как «достоверно символические». По мнению Г.В.Гюнтера, сексуальные аспекты Тантр — это не что иное как противоядие против одностороннего интеллектуализма и рационализма, которые не способны справиться с проблемами повседневной жизни.
Символическое двуединство (юганаддха) указывает на неповторимую гармонию, слияние и взаимопроникновение мужского и женского. Бисексуальность присуща всем существам, и этот аспект должен быть реализован для того, чтобы понять истину собственной природы. Поэтому сексуальное единство является наилучшим выражением наиболее тесной связи между двумя противоположностями. Для мужчины женщина — материальный объект концентрации, богиня для медитации и символическая истина для понимания».

(N.N.Bhattacharyya. History of The Tantric Religion.
Publ. Manohar Publishers and Distributors. 2005. 482 p.)

 

History through Textual Criticism in the study of Saivism, the Pancaratra and the Buddhist Yoginitantras. // In Les Sources et le temps. Sources and Time. ed. F.Grimal. Publications du département d’Indologie. Institut français de Pondichéry. 1997.

История через текстовой критицизм в изучении Шайвизма, Панчаратры и буддийских Йогини-Тантр. (Доклад на коллоквиуме «Источники и Время». 1997г.).

   

A.Sanderson. History through Textual Criticism in the study of Saivism,
the Pancaratra and the Buddhist Yoginitantras. 1997. 2001.

 

Hymn to Kali. Karpuradi-Stotra.

Гимн Кали. «Карпуради-Стотра».

         

Arthur Avalon. Hymn to Kali. Karpuradi-Stotra.
(with Introduction and Commentary by Swami Vimalananda).
Publ. Luzac & Co. London. 1922. Ganesh & Co. Madras. 1953. 1965. 2015. 95 p.

«Предисловие. Эта знаменитая Каула-Стотра впервые переводится с Санскрита, она приписывается самому Махакале. Используемый для переода текст — это издание, опубликованное в Калькутте в 1899г., с комментариями на Санскрите, сделанными пандитом Махамахопадхьяя Кришнанатха Ньяя-Панчанана, который был очень сведущ в Тантра-Шастре и верен своей Дхарме. Он отказался от предложения, сделанного ему лично представителем правительства, получить оплату за передачу знаний. Я обязан ему за его примечания, к ним я добавил другие, как на английском, так и на Санскрите. Я также ссылаюсь на издание «Стотры», опубликованное Ганеша-Чандра-Гхошей в Калькутте в 1891г. с переводом на бенгальский язык Гурунатхом Видьянидхи и комментарием Дургарама-Сиддхантавагиши Бхаттачарьи. Я впервые публикую комментарий Свами Вималананды. Одной из главных особенностей этой Стотра является то, что она упоминает мантроддхару (mantroddhāra) из «Дакшина-Калики» (DakshinaKālikā). Она дает нам не только Дхьяну, Янтру, Садхану и Сварупа-варнану Махадеви, но также содержит главные мантры «Дакшина-Калики». Среди различных мантр «Дакшина-Калики» величайший является «Видья-раджини» (Vidyā-rājñī), состоящая из 22 слогов ((Dvāviṁsākṣarī). Эта мантра дает самый полный и верный символ Сварупы Махадеви. Эта мантра содержится в первых пяти шлоках Стотры… (Артур Авалон. Пури. 30 мая 1922г.)».

(Arthur Avalon. Hymn to Kali. Karpuradi-Stotra.
(with Introduction and Commentary by Swami Vimalananda).
Publ. Luzac & Co. London. 1922. Ganesh & Co. Madras. 1965. 95 p.)

 

Hymns to the Goddess.

Гимны Богине.

         

         

Arthur Avalon. Hymns to the Goddess.
Publ. Luzak & Co. 1913. Ganesh & Co. Madras. 1952. 1964. 1973.
Publ. Forgotten Books. 2008. 232 p. Library of Alexandria. 2009. 240 p.

«Аннотация. Богиня — это женское божество. Во многих культурах существуют богини. Чаще всего эти богини являются частью политеистической системы, которая включает несколько божеств. Божественные пантеоны в различных культурах могут включать как богинь, так и богов, а в некоторых случаях и андрогинные божества. Как в древних, так и современных культурах символизм гендерных божеств является предметом широкого разнообразия интерпретаций. Главенство монотеистической богини, по утверждению современных сторонников матриархата и пантеизма, выступает как женская версия или аналог Авраамического Бога. В некоторых культурах главными божествами являются одна Богиня и один Бог, которые вместе рассматриваются как единое целое, трансцендентное божественное и сущность Творения».

(Arthur Avalon. Hymns to the Goddess. Publ. Ganesh & Co. Madras. 1913. 1952.
1964. 1973. Forgotten Books. 2008. 232 p. Library of Alexandria. 2009. 240 p.)

 

Hymns to the Goddess and Humn to Kali.

Гимн Богине и гимн Кали.

      

Sir John Woodroffe. Hymns to the Goddess and Humn to Kali.
Publ. Lotus Light Publications. 1981.
Ganesh & Co. 2001. 2008. 2014. 335 p.

«Аннотация. Эти гимны переведены с Санскрита известным ученым-тантрологом сэром Джоном Вудроффом. Они демонстрируют глубину и мистическую силу тантрической садханы, преданности и излияния любви к Богине, Божественной Силе и Красоте. Эти гимны являются прямым и убедительным выражением внутреннего стремления человека к чему-то более высокому и истинному в жизни. Иногда откровенные, но порой мистически таинственные в своей вуали символов, они разговаривают с сердцем человека в моменты его удивления и поисков. Это первое издание того, что можно считать очень важным вкладом в духовное развитие человека. Богиня рассматривается как одна и как множественность, подобно тому, как одна Луна отражается в бесчисленных водах. Она пребывает во все живом мире и неорганическом тоже. Как говорит «Деви-Пурана», Она есть эта Реальность. Все это разнообразие жизни и форм — это лишь бесконечные проявления цветущей красоты единой Высшей Жизни — этой доктрине нигде не учили с таким вдохновением и наглядностью, как в Шакта-Шастрах и Тантрах. Великий Бхарга в сияющем Солнце, и все Деваты, и, несомненно, вся жизнь и вечное бытие достойны почитания и поклонения, и становятся поклонением, но только как Ее проявлениям». А кто почитает их иначе, тот, по словам великой «Деви-Бхагаваты», «подобен человеку, держащему в руках ярко горящий светильник, и тем не менее проваливающемуся в безводный и ужасный колодец».

(Sir John Woodroffe. Hymns to the Goddess and Humn to Kali. Publ.
Lotus Light Publications. 1981. Ganesh & Co. 2001. 2008. 2014. 335 p.)

 

Hypnotism and Mysticism of India.

Гипнотизм и мистицизм Индии.

Ormond McGill. Hypnotism and Mysticism of India.
Publ. Westwood Publishing Company. 1979. 208 p.

«Аннотация. Основой всех форм магии и мистицизма являются секреты. Эта книга вполне могла бы называться «учебником» индуистских магов, поскольку в ней раскрываются секреты, которые веками передавались от отца к сыну в Индии. Эта работа была написана в Калькутте в сотрудничестве с Садху Парималом Бандху. Те, кто знаком с «Тайным миром колдовства и религиозных мистерий Востока» Ормонда МакГилла и его партнера и соавтора Рона Ормонда, знают имя Паримала Бандху. Он является индуистским мудрецом величественного знания. Скорее всего, именно благодаря теплой дружбе с Роном Ормондом и его признательности за профессиональный интерес Ормонда МакГилла к магии, он так щедро раскрыл эти секреты йоги магических и мистических учений. Кроме того, Садху был человеком высокой интуитивной мудрости, так что вполне возможно, что он почувствовал, что пришло время открыть для западных людей эту эзотерическую мудрость Востока. Кроме того, благодаря согласию правительства Индии, в книге представлена прекрасная картинная галерея некоторых из самых замечательных художественных и архитектурных достопримечательностей Индии»

«Ormond McGill. Hypnotism and Mysticism of India.
Publ. Westwood Publishing Company. 1979. 208 p.)

 

I

Iconography of Sadasiva.

Иконография Сада-Шивы.

B.N.Sharma. Iconography of Sadasiva.
Publ. Abhinav Publications. 1976. 82 p.

«Аннотация. Аспект Бога Шивы — Садашива, имеющий пять голов и десять рук, до сих пор не получил большого внимания со стороны ученых. Настоящая книга объединила все материалы, имеющие отношение к данной теме. Множество фотографий (в большинстве своем ранее не публиковавшихся) скульптур, бронзовых статуэток и миниатюр, отражающих разные этапы развития индийского искусства, иллюстрирующие текст, делают эту книгу полезной для студентов, изучающих искусство, иконографию, религию и философию. Книга посвящена иконографии Садашивы, важной формы Господа Шивы и состоит из четырех глав: Садашива, Махасадашива, супруга Садашивы, Резюме. Автором книги является доктор Б.Н.Шарма, известный ученый, историк индийского искусства и видьяртхи (vidyаrthi) — тот, кто является обладателем и хранителем знания высшего порядка.
Никакое другое исследование не является столь увлекательным, как изучение Бога Шивы в различных его формах и аспектах. Образами индуистских и буддийских богов и божеств можно не только восхищаться как произведениями искусства, эти образы можно, так сказать, читать как литературный текст. Существует не только экзотерический способ взгляда на них, как это может сделать любой человек или простой преданный, но и эзотерический, который является основой для дальнейшей концентрации и медитации, которые могут постепенно привести к более высоким интуитивным прозрениям. Эзотерический способ «чтения» позволяет человеку, который был инициирован во внутренний смысл Учения, понять образ в его полном значении, в его духовной таттве – таковости, истинности. Таким образом, изображение превращается в своего рода книгу, наполненную этими кажущимися странными символами и аспектами: множеством голов, рук, ног и т.д. Поэтому эстетическая оценка этих изображений, этих образов, основана на пратибимбе (pratibimba) – отражении, воспроизведении очень высоких и сложных истин, что приводит к состоянию идентичности с высшей истиной. Абхинавагупта в своих работах справедливо исследует эту деликатную сторону эзотерической ценности эстетического созерцания, которая заставляет нас превосходить двойственность эмпирической формы, за которой скрываются высшие смыслы, недоступные для профанного лицезрения, и подниматься к самой высокой метафизике и более глубокой преданности, потому что метафизика не растворяет, а превозносит Бхакти.
Все эти образы своими истоками уходят в седую глубину веков. В них сконцентрированы тысячелетние размышления и медитации, их правильное воспроизведение, понимание нуждается в хорошем знакомстве или полном понимании огромных философских предположений. Мурти (образ) — это лишь начало пути, ведущего к предварительному пониманию Реальности. Когда открываются новые подходы к Богу, даже изображения преображаются; визуальные проявления Божественного приобретают новую форму и становятся образами, доступными для человеческого ограниченного восприятия.
Содержание.
Ivocation.
Dedication.
Foreword.
Preface.
List of Illustrations.
Chapter 1. Sadasiva.
Chapter 2. Mahasadasiva.
Chapter 3. Consort of Sadasiva.
Chapter 4. Resume.
Appendices:
A. Vishnudharmottara Purana.
B. Linga Purana.
C. Siva Purana.
D. Aparajitaprchchha.
E. Rupamandana.
F. Uttara-Kamikagama.
G. Bhagavata Purana.
Bibliography.
Index.
Illustrations: Frontispiece and plates».

(B.N.Sharma. Iconography of Sadasiva. Publ. Abhinav Publications. 1976. 82 p.)

 

Iconography of Sakta Divinities.

Иконография божеств религии Шакта.

Harish Chandra Das. Iconography of Sakta Divinities. (in 2 vols).
Publ. Pratibha Prakashan. 1997. 508 p.

«Аннотация. В своей развитой форме религия Шакта представляет собой комплекс ритуалов и практик, тайных и мистических обрядов, в основе которых лежит глубокое религиозное чувство и разработанная философия, в центре которых находится концепция Высшей Силы – Шакти, которая имеет множество проявлений и аспектов. Согласно традиционным представлениям, Шакта получила развитие в самой глубокой древности и была связана со сложной мифологией. Изучение доступных источников, как письменных, так и устных, археологических и иконографических, дает богатую информацию о происхождении и развитии этой Традиции. Шакта уходит своими корнями в доисторические представления о Богине-Матери, Богине плодородия, и ее древние культы. Ее изображения, восходящие к верхнему палеолиту, свидетельствуют о ее первостепенной важности для древнейшей культуры Индии. <…>.
То, что является наиболее значимым для исследователей, занимающихся иконографией религии Шакта, это богатый символизм богинь, многочисленных проявлений Богини, связанных с ее творческими апсектами, вместе с их различными атрибутами. Изначальные формы, цвета и атрибуты основных Шакта-богинь связаны с землей: красный, цвета киновари, или желтый обращаются в белый, или голубой в специфическом концептуальном контексте или в связи с высшей целью – мукти (освобождением). Богини изображаются как прекрасные, юные и очаровательные девушки, они держат в своих руках такие атрибуты, как петля, стрекало, лук из сахарного тростника и стрелу, четки и книгу. Свободными руками они показывают исполнение тайных жестов — мудр. Петля, стрекало, лук и стрела являются символами мирских привязанностей, материальных желаний и привлекательных вещей, и основных человеческих способностей. Петля символизирует материальную привязанность, гнев, а лук из сахарного тростника символизирует ум, полный желаний. Другие атрибуты, такие как четки и книга, которые держат женские божества, также исполнены смысла. Четки представляют санскритский алфавит от «А» до «Кша», они есть также Варнамала (гирлянда букв или вселенская творческая энергия в форме звуков); книга символизирует все виды спеиального знания, включая дхарму и адхарму, вайрагью и авайрагью, джняну и аджняну…».

(Harish Chandra Das. Iconography of Sakta Divinities.
(in 2 vols). Publ. Pratibha Prakashan. 1997. 508 p.)

 

Images of Varahi: An Iconographic Study.

Образы Варахи. Иконографическое исследование.

Dr. Haripriya RangarajanImage. Images of Varahi: An Iconographic Study.
Publ. Sharada Publishing House. 2004. 310 p.

«Аннотация. В центре внимания этой книги находится Богиня Варахи, которая является атмашакти Варахи [третьей аватары Вишну], ответственного за возвращение Богини Притхиви [Земли] со дна вселенского океана. Существует очень мало настоящих книг, которые посвящены Богине Варахи. В этой книге автор подробно излагает различные аспекты Богии Варахи, включая иконографические особенности различных форм, а также мантры и янтры, связанные с поклонением Богине Варахи. Вся представленная информация основана на древних текстах, Пуранах и сильпа-шастрах [руководствах по архитектуре].
Книга состоит из шести глав. Первые две главы посвящены древности и развитию поклонения Богине-Матери в доведический и ведический периоды. В третьей главе раскрывается эволюция идентификации трех женских божеств — Вак, Сарасвати и Варахи и их слияния в одно божество. В этой главе также говорится о важном положении Богини Варахи в Вайшнавизме, Шактизме и тантрическом Шактизме. В четвертой главе представлены канонические правила, предписанные в сильпа-шастрах в отношении различных форм Богини Варахи. Пятая глава посвящена иконографии Богини Варахи в храмах, пещерах и других местах Индии. Также были описаны некоторые изображения, хранящиеся в музеях в Индии и за рубежом. В шестой главе представлены основные мантры и янтры, которые предписаны для успешного поклонения Богине Варахи. Особенность этой книги заключается в большом количестве представленных изображений Богини Варахи, найденных в разных частях Индии. Это исследование является уникальным интеллектуальным экспериментом, представляющим в одном месте различные аспекты концептуальной, традиционной, ритуальной, иконографической значимости Богини Вараги. Эта книга принесет пользу не только исследователям, но и тем, кто заинтересован в поклонении Богине Варахи.
Содержание.
Foreword.
Preface.
List of Illustrations.
The Antiquity of Mother Goddess Earth Goddess.
Goddess in The Vedas and Upanisads.
Goddess Varahi in Different Sects.
Iconography of Varahi.
Icons of Varahi.
Mantras and Yanteras of Varahi.
Conclusion.
Appendix.
Bibligraphy.
Index.
Illustraions».

(Dr. Haripriya RangarajanImage. Images of Varahi.
An Iconographic Study. Publ. Sharada Publishing House. 2004. 310 p.)

 

Impact of Tantra on Religion and Art.

Влияние Тантры на религию и искусство.

   

Dr. T.N.Mishra. Impact of Tantra on Religion and Art.
Publ. D. K. Printworld Pvt. Ltd. 1997. 2004. 184 p.

«Аннотация. Обладающая своими корнями, уходящими в доисторические времена, Тантра является уникальной, очень сложной духовной Традицией Индии, которую трудно определить, но еще труднее понять, особенно тем, кто не посвящен в Традицию, во многом из-за оккультных и таинственных ритуальных элементов, часто сопровождаемых столь же таинственными мантрами, янтрами, криями и даже сексуальными практиками. Как религиозная философия, этот эзотерический культ Шакти (Женского Принципа) стремится открыть источник космической энергии в теле человека через интенсивную специализированную йогическую деятельность. И, подобно Йоге, эта Традиция выходит далеко за пределы религиозных границ.
Традиционно принято считать, что Тантры относятся к своду литературы, который распространяет, в частности, знание глубоких вещей с помощью янтр, или мистических диаграмм, и мантр, т.е. слов, обладающих эзотерическим значением, с конечной целью спасения. Интересно отметить, что в литературе, начиная с V и VI вв. Тантра рассматривается как особая религиозная или философская концепция; а в разных философских системах до этого времени термин «тантра» скорее всего использовался в обыденном и нерелигиозном смысле.
В свое время слово «тантра» широко применялось к священной литературе вайшнавитов и шайвитов, хотя теперь оно применяется исключительно для религиозной литературы шактистов.
Эта книга представляет не-ведический, эзотерический культ в совершенно новой перспективе. Она рассматривает Тантру как философию и как самостоятельную духовную Традицию, и как Тантризм с древности оказывал непреодолимое влияние не только на основные индийские религии (брахманический Индуизм, Буддизм, Джайнизм), но также и на все индийские искусства. Доктор Мишра подтверждает свои выводы доказательствами из многочисленных текстов Вишнуизма. Шиваизма, Шактизма, Буддизма и Джайнизма, посвященных вопросам религии, философии, искусства и иконографии.
В этой книге рассматриваются различные аспекты тантрической религии, философии и искусства, включая эволюцию Тантры, фундаментальные концепции Тантры и др. Тантрическая религия чрезвычайно интересна: она загадочна, вызывает любопытные вопросы, ее послания полны эзотерических смыслов, а ее символы глубоко осмысленны. В книге предпринята попытка объяснить некоторые ее тайны и указать на определенные заблуждения, преобладающие в обществе в отношении тантрической религии и ее практики.
Эта работа доктора Мишры, снабженная иллюстрациями, бесспорно, вызовет живой интерес у искушенных читателей, как и у специалистов, занимающихся изучением индийских религий, традиционной философии, искусства и истории искусства.
Содержание.
Preface.
List of Illustrations.
Introduction.
Religious Mythology.
The Concept of the Tantra.
Philosophy of the Tantra and Sadhana.
Evolution of the Tantras.
Concept of Sakti and Saktism.
Tantric Culture of Buddhism and its Tenets.
Siddhi, Siddha and the Natha Cult.
Influence of Tantra in Art.
Visuals.
Bibliography.
Glossary.
Index».

(Dr. T.N.Mishra. Impact of Tantra on Religion and Art.
Publ. D. K. Printworld Pvt. Ltd. 1997. 2004. 184 p.)

 

Indian Alchemy or Rasayana In the Light of Asceticism and Geriatrics.

Индийская алхимия или Расаяна в свете аскетизма и гериатрии.

S.Mahdihassan. Indian Alchemy or Rasayana In the Light of Asceticism and Geriatrics.
Publ. Motilal Banarsidass Publishers Pvt. Ltd. 2002. 167 p.

«Аннотация. В этой книге доктор Махдихассан пытается разъяснить точку зрения, согласно которой Алхимия — это наука, через которую высшие состояния бытия проявляют себя в матрице пространственно-временного мира. Это наука, которая напрямую связана с временными уровнями универсальной Иерархии, которая полностью недоступна любому из профанных методов, применявшихся в прошлом веке. Именно эту точку зрения доктор Махдихассан положил в основу изучения Расаяны, которую он рассматривает в основном как гериатрию [область медицины, изучающую болезни людей пожилого и старческого возраста и разрабатывающую методы их лечения и профилактики с целью сохранения физического и психического здоровья до глубокой старости; частный раздел геронтологии], тесно связанную с жизнью аскетиков в пустыне и пожилых людей, оставленных ими в отдаленных местах. Это книга полезна не только для познания, но и обучения, предоставляя впервые новый материал.
Содержание.
Foreword.
Introduction.
1. Differential approach of a scientist and a historian.
2. The agencies on which alchemy depended.
3. Other lacunae in the accounts of alchemy.
4. Cardinal points of knowledge.
5. The positive criterion of alchemy as a whole.
6. Times that made alchemy.
7. Social life created asceticism and this in turn an urge for rejuvenation.
8. Birth of herbalism.
9. The first need of the ascetic for an energizer.
10. Comparative pharmacology of energizers.
11. Soma as fresh plant juice and its herb.
12. The position of rasayana in indian medicine.
13. Prehistoric cosmogony supporting the idea of rejuvenation.
14. Charaka and his two categories of medicine.
15. Herbal rasayanas.
16. Metallic preparations as rasayana.
17. Charaka extolling iron and a reducing agent.
18. Charaka’s incidental mention of a gold preparation.
19. Silajit or mineral pitch vitalizer.
20. Calcined metals as phlogiston.
21. Calcined metals as alchemical preparations.
22. The legend of phoenix as implying resurrection.
23. Growth versus reproduction.
24. Growth intrinsic to matter.
25. Animism versus dualism.
26. The two sub-souls.
27. Pulverization of calcined metals.
28. Calcined gold as the ideal herbo-metallic preparation.
29. Other systems of gaining longevity.
30. The beginning of alchemy.
31. Herbalism in china as progenitor of alchemy.
32. Kashmir as connecting india with china.
33. Indian alchemy probably begins about 500 a.d.
34. Alchemy in india about 1000 a.d.
35. Momiyai a panacea of later origin in India.
36. Drug-induced sublimation of the material body.
37. Legends of gold with the power of growth.
38. Etymology of rasayana.
39. Rasayana as elixir.
40. Kimiya-elixir.
41. Drugs of rejuvenation, chinese and indian, as reaching Alexandria.
42. Rasayana as a proper name.
43. Rasayana as shiva, the resurrector, in the hindu trinity.
44. Mercurials as drugs of choice in acquiring rejuvenation.
45. Makaradhwaja or cupid’s hallmark.
46. Mercury as related to shiva in indian mythology.
47. Persistence of herbalism in mercurial.
48. Shiva as hermaphrodite and creator.
49. Shiva as related to Brahma and Vishnu.
50. Drugs of longevity versus of immortality.
51. The nature of active principle in drugs of immortality.
52. Sublimating sub-souls as prelude to union of opposites.
53. The one origin of creative power.
54. Legends implying alchemy as initiating creation.
55. Dualism versus pantheism and alchemy.
56. Positive conception of sub-souls.
57. Symbolism revealing alchemy as imitating creation.
58. Concordance between indian medicine and indian philosophy.
59. Union of opposites as a practical doctrine.
60. Jabir’s magic square and the importance of its four numbers.
Summary.
Bibliography.
Explanation of figures.
Figures».

(S.Mahdihassan. Indian Alchemy or Rasayana In the Light of Asceticism
and Geriatrics. Publ. Motilal Banarsidass Publishers Pvt. Ltd. 2002. 167 p.)

* * *