Статья 3.1.4. Тантрология: «тантрическая» литература.

Если говорить о тантрической литературе, то в России, как и на Западе, сложилась уникальная, даже парадоксальная ситуация, поскольку можно говорить о том, что сегодня сосуществуют как бы две литературы — тантрическая и «тантрическая». Что представляет собой тантрическая литература и каковы ее особенности? Что представляет собой «тантрическая» литература, каковы ее особенности и какое отношение она имеет к Тантрической Традиции? Может ли «тантрическая» литература донести до нас то Тантрическое Знание, на котором основана и которое хранит в себе Тантрическая Традиция?

* * *

1. ПРЕДИСЛОВИЕ

Как было сказано в статье 3.1. «Антология (Тантры) как раздел Российской Тантрологии», этот раздел, первый в списке разделов Российской Тантрологии, открывает собой Группу из 8 разделов («размещенных справа, нечетные числа, Шива), которые как бы «выражают» собой Совокупность (Знания) Тантры.
Также было сказано, что все, что можно сказать об антологии (слове и явлении), в полной мере применимо и к первому разделу Российской Тантрологии — Антология (Тантры). А как известно, в антологиях представлены, как правило, лучшие, избранные «изречения, мысли, выдержки, отрывки, статьи, сочинения, произведения» и пр. разных авторов – «литературных, философских, музыкальных» и пр., сгруппированные по отдельным предметам, темам извлечения и выстроенные по определенному принципу («жанровому, национальному, литературному, историческому, временному» и пр.). Более того, антологии могут сопровождаться «биографическими заметками, хронологическими датами, справочными материалами, обзорами по темам», которым посвящены эти антологии, поскольку «их цель обыкновенно педагогического и популярно-исторического характера…».

Таким образом, когда речь идет об Антологии (Тантры) как разделе Российской Тантрологии», то, конечно, речь может идти о «самом лучшем», что было, есть и будет известно о Тантре, о Тантризме, о Тантрической Традиции в виде избранных «изречений, мыслей, выдержек, отрывков, статей, сочинений, произведений» и пр., будь то проза, и даже стихи, художественное или научно-популярное, «академическое» или «неакадемическое» и даже «эзотерическое» произведение и пр., самых разных авторов — религиозных, философских, светских и пр., как специалистов (востоковедов, индологов, санскритологов, буддологов, тибетологов, религиоведов, психологов и пр.), так и любителей, «энтузиастов», по всем темам не только тантрологических и тантрических исследований, но и по темам самого Тантрического Знания, которое в Тантрической Традиции именуется как Тантра-Видья.
Поэтому предметом внимания Антологии (Тантры) как раздела Российской Тантрологии (в антологическом смысле) должны стать, в первую очередь, литературные источники как отечественные, так и зарубежные), и, конечно же, в виду массовой интернетизации не только России, но и всего мира, интернет-источники, или, точнее, интернет-ресурсы, а также специализированные источники, например «частные» исследования (имеются в виду исследования «других» или «иных» областей знания) и конечно же зарубежные тантрологические исследования («Tantric Studies») — исследования Зарубежной Тантрологии.

Если говорить о литературных источниках, то, возможно, для начала, следует немного определиться с их названием. Что значит «литературный»? Или, что такое литература, если иметь в виду источник возможной информации по всем темам не только тантрологических и тантрических исследований, но и по темам самого Тантрического Знания? И что может представлять собой эта литература, т.е. состав этой литературы как источника информации.

«Литература — это чаще всего письменные тексты».

(Ответы на Mail.ru)

«Литература в широком смысле слова — совокупность любых письменных текстов».

(Википедия. Свободная Энциклопедия.)

«Термином «литература» обозначают также любые произведения человеческой мысли, закрепленные в письменном слове и обладающие общественным значением; так, различают литературу научную, публицистическую, справочную, эпистолярную и др.».

(Большая Советская Энциклопедия. 1969-1978гг.)

«Литература — 1) в широком смысле слова — совокупность произведений человеческой мысли (научных, художественных, философских и т.п.), закрепленных письменностью; 2) в узком смысле — художественное творчество, выраженное в слове, т.е. художественная литература; 3) совокупность произведений по определенному предмету, вопросу».

(Словарь иностранных слов, 1937г.)

«Пропагандистская литература — отрасль литературы, которая, используя форму литературы художественной, имеет своей самодовлеющей установкой наглядное разъяснение читателю определенных социальных, моральных и других положений, их популяризацию. В широком смысле слова всякое литературное произведение — научное, публицистическое, художественное — является пропагандистским, т.к. каждое из них проводит, отстаивает известные идеи, составляющие его содержание».

(Литературная Энциклопедия. 1929-1939гг.)

«Литература (от франц. litt?rature, восходящего к лат. littera — буква) — в широком смысле вся письменность, обладающая общественным значением; в узком и более употребительном смысле — сокращенное обозначение художественной литературы, качественно отличающейся от других видов литературы: научной, философской, информационной и т.п. Литература в этом смысле есть письменная форма искусства слова. Как всякое искусство, Литература — познание и творчество; она эстетически в художественных образах».

(Краткая литературная энциклопедия. 1962-1978гг.)

Таким образом, под «литературой» в отношении Антологии (Тантры) как раздела Российской Тантрологии можно подразумевать:
— вся письменность
— письменные тексты
— совокупность письменных текстов
— совокупность произведений по определенному предмету, вопросу
— любые произведения человеческой мысли, закрепленные в письменном слове
— совокупность произведений человеческой мысли, закрепленных письменностью, и т.д.

Т.е. в данном отношении речь может идти о совокупности любых письменных текстов (произведений) по определенному вопросу, предмету, которые отражают «познание и творчество», выражают «богатство и многообразие человеческого бытия», воплощают «общественное сознание», отстаивают «идеи, составляющие их содержание», обладают «общественным значением» и т.д.

Также, если говорить о литературных источниках, то в данном отношении, возможно, их следует «разделить по интересам» — для удобства их рассмотрения и возможности их оценки с точки зрения их специфических особенностей, например:
— академическая (научная) литература
— неакадемическая (научно-популярная и др.) литература
— эзотерическая литература
— тантрическая литература
— зарубежная литература

Если говорить о тантрической литературе, то в России, как и на Западе, сложилась уникальная ситуация, поскольку можно говорить о том, что сегодня сосуществуют (условно говоря) как бы две (!) тантрические литературы. Предполагается, что любая тантрическая литература содержит тантрические знания, тантрические — т.е. имеющие отношение не только к Тантрической Традиции, но и к тому «Особому Знанию», которое является «содержанием» этой Традиции и которое требует особого понимания, разъяснения. Но ведь есть и другая тантрическая литература, название которой, возможно, следовало бы взять в кавычки. Конечно, такая «тантрическая» литература, как, впрочем, и любая другая литература, имеет право на существование, тем более, что интерес людей к этой «тантрической» литературе с каждым годом только возрастает. Вопрос в другом. Неужели все это, что есть на книжных полках и бесконечных просторах Интернета, что можно отнести к разряду «тантрической» литературы, может быть прочитано, воспринято и самое главное просто понято. Возможно, это может быть понято, к сожалению, лишь узким кругом подготовленных читателей, для которых, в принципе, и предназначена эта «тантрическая» литература. Но ведь существует определенное влияние этой «тантрической» литературы, этих печатных и электронных изданий, этих статей и публикаций на тантрические темы на сознание других, случайных, неподготовленных читателей, которые живут совсем другими интересами? Скорее всего, наличие «тантрической», т.е. «второй», «альтернативной» тантрической литературы, теоретически предназначенной для ознакомления, просвещения и, возможно даже, просветления людей, создает у них не всегда «корректное», «адекватное», «правильное», «истинное» понимание Тантры, или в лучшем случае «двойственное» отношение к Тантре, «хаос» в уме и «засорение мозгов», а в худшем случае — искушение использовать «полученные» знания на практике… И ведь такой «тантрической» литературы — длинные-длинные книжные полки!

Что же представляет собой тантрическая литература? И каковы ее особенности? Что представляет собой «тантрическая» литература? И каковы ее особенности? И какое она имеет отношение к Тантрической Традиции? Может ли «тантрическая» литература донести до нас то Тантрическое Знание, на котором основана и которое хранит в себе Тантрическая Традиция? Все это требует самостоятельных исследований и может стать предметом изучения такого раздела Российской Тантрологии как Антология (Тантры), который мог бы искать, находить, собирать, «коллекционировать» все «самое лучшее», что было, есть и будет известно о Тантре, о Тантризме, о Тантрической Традиции в виде избранных изречений, мыслей, выдержек, отрывков, статей, сочинений, произведений и пр., будь то стихи, проза, художественное или научно-популярное, «академическое» или «тантрическое» произведение и пр., самых разных авторов — религиозных, философских, светских и пр., как специалистов (востоковедов, индологов, санскритологов, буддологов, тибетологов, религиоведов, психологов и пр.), так и «энтузиастов», по всем темам не только тантрических и тантрологических исследований, но и по темам самого Тантрического Знания, которое в Тантрической Традиции именуется как Тантра-Видья (см. статью 3.1. «Антология (Тантры) как раздел Российской Тантрологии»).

 

2. ЧТО ТАКОЕ ТАНТРИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА?

«Тантры. …Дополнение к собственно Тантрам составляют бесчисленные пособия по отдельным разделам тантрического ритуала, компиляции из разных Тантр, а также книги, целые библиотеки комментариев и толкований, которые появились в попытках объяснить «непростые» строки Тантр».

(Энциклопедия «Кругосвет».)

«Основополагающие трактаты Аюрведы относятся к разряду именно тантрической литературы. Например, один из них — «Ваджикарана-Тантра», содержащая описания и рекомендации для сохранения и увеличения сексуальной энергии, для лечения сексуальных расстройств и вообще относительно сексуальной жизни».

(Шрипада Садашивачарья. Сексуальная жизнь в Тантрической
Традиции и ее отличие от практики «неотантризма».)

«Глава 8. Современный Индуизм и гуруистские секты. …В первые века н.э. складывается верховная триада индуистских богов — Брахма, Вишну и Шива. В дальнейшем культ Брахмы практически не получил развития, зато приверженцы Шивы и Вишну создали множество храмов, сложили множество гимнов, составили огромный корпус литературы, в который входят прежде всего Пураны, а также «сектантские» тексты Индуизма — Агамы, Самхиты и Тантры, написанные по большей части в I тыс. по Р.X». 

(Дворкин А.Л. Сектоведение: тоталитарные секты. Опыт
систематического исследования. 3- изд. Нижний Новгород. 2002г.)

«Относительно тантрических текстов, существует 6.400.000 Тантр Великого Совершенства, которые могут быть разделены на Три Раздела Ума, Пространства, и Наставлений. «Кулаяраджа-Тантра» (Царя Всетворящего) является главной тантрой Раздела Ума, «Тантра Бесконечного Пространства» является главной тантрой Раздела Пространства, и Коренная «Тантра Дра Талгюр» является главной тантрой Раздела Наставлений. Все эти Тантры Дзогчен были составлены Ваджрасаттвой, который является манифестацией блаженства и пустотности ума Самантабхадры. Ваджрасаттва передал Тантры трем главным бодхисаттвам, которые распространили учения в трех мирах: Манджушри учил девов, Авалокитешвара учил нагов, и Ваджрапани учил человеческих существ. Таким образом, бесчисленное количество существ было приведено к изначальной основе освобождения». 

(Кхенпо Нгакчунг, Нгаванг Палсанг. Писания Дзогчен.)

«Тантризм — одна из разновидностей Индуизма, включающая в себя методы Йоги и систему эзотерической (скрытой от непосвященных) практики. Вероучение Тантризма является весьма сложным и основывается, прежде всего, на Тантрах — священных текстах этого религиозного течения, почитающихся как богооткровенные. Тантристы считают, что Тантра — это писание, предназначенное для практики. Общее число Тантр с трудом поддается исчислению, одних только употребляемых насчитывают от нескольких десятков до нескольких сотен. В качестве священных, кроме того, используются значительное количество упа-Тантр — второстепенных Тантр, а также общие для Тантризма и Индуизма тексты: Веды, Пураны, Итихасы и др., но только в той части, где они согласуются с Тантрами. Все священные тексты Тантризма написаны на Санскрите, являющемся также языком тантрического культа. К упа-Тантрам приравниваются произведения тантрических духовных учителей — комментарии к Тантрам, трактаты по религиозной философии, магии, йоге и другим мистическим дисциплинам». 

(Шри Вашикаран Шиванандана. Тантра. Предельная реальность.)

«Тантрическая литература. Тантрическая литература — авторитетные тексты тантрических школ. По одной из традиционных классификаций тантрическая литература делится на 28 Агам Шивизма, 108 Самхит Вишнуизма (школа Панчаратра), 64 Тантры Шактизма (в реальности Тантр и Самхит больше). Наиболее значимы среди них Тантры, тексты магико-эзотерического содержания, авторство которых приписывается обычно Шиве. Тантры могут подразделяться на Агамы (учение излагается от лица Шивы) и Нигамы (от лица Шакти), или на Астику (индуистские) и Настику (неиндуистские). Тантры написаны в основном на Санскрите, зачастую темным, намеренно загадочным языком, смысл которого непонятен без общения с гуру или без подробного письменного комментария. По форме Тантры обычно представляют диалог между сакральными персонажами (в основном между Шивой и Шакти).
Тантрическая литература разрабатывает, как правило, следующие темы: повседневное поклонение божествам, мантры, способы посвящения, формы йогической практики, магико-сексуальные ритуалы, достижение сверх способностей, внутренние центры энергии (чакры) и сила Кундалини, правила поведения, мистические диаграммы (янтры и мандалы), восхваления божеств. Тексты тантрической литературы — это, прежде всего, руководство для духовной практики. В тантрической литературе содержится также большое количество сведений из различных сфер индийской культуры — грамматики, астрономии, медицины, права, сакральной истории и т.д. Сохранившиеся рукописи датируются начиная с IХ в., но известно, что тексты составлялись уже в VII-VIII вв.».

(Шакти. интернет-сайт В.Адамовича.)

«Тантра — Тайное Знание, раскрывающее человеку Природу Реальности, передаётся наиболее достойным душам в традиции мистического Учения Тантры. В Тантрах сущность высшего Знания скрыта в особой системе знаков, священных символах, звуковых формулах и вибрациях, визуальных образах. Стараясь прояснить подлинный смысл йогических писаний, необходимо вникнуть в сокровенный смысл эзотерических символов и знаков. Ум современного практикующего Йогу человека, слишком «научен и логичен», поэтому не способен заглянуть за границы стандартного мышления. Для такого «практикующего», с его прагматичным умом, древний символизм кажется устаревшим и бессмысленным.
Тантры имеют разные системы классификации. Можно говорить о классах внешних и внутренних Тантр, отцовских, материнских, недвойственных и т.п. Наиболее общая классификация рассматривает Тантры «левой руки» (Вама-марга), «Правой руки» (Дакшина-марга) и срединного пути (Мадхьяма-марга)…
Существует огромное число неавторитетных, сомнительных тантрических писаний, которые выдаются за работы известных мистиков прошлого, древних тантрических гуру, священных посланий якобы самого Шивы, писаний, с «непререкаемой авторитетностью». Этих «откровений» следует всячески избегать, так как они составлены полуобразованными псевдо-риши, факирами и оккультистами, пытавшимися оставить какой-то след в умах других людей, или просто одурачить кого-либо. Однако, искусно составленные подделки не так легко отличить от истинных Тантр и Агам. Это может сделать лишь хорошо знающий тантрические писания исследователь, учёный, эзотерик или тантрик-практик, на опыте познавший сокрытые в Тантрах мистические переживания и силы…». 

(Сущность учения Тантры.)

«Помимо многочисленных Тантр, которые составляют костяк тантрического свода писаний, имеется обширный корпус иных трудов, включающий как комментарии, так и оригинальные произведения. Последние состоят из монографий (пракарана), руководств (наддхати), справочников (нибандха, нирная), словарей (нигантху), гимнов (стотра) и колдовских книг (кавача). Если смотреть более широко, то Тантрическая Традиция включает еще афористические сочинения наподобие «Шива-Сутры» Васугупты и упанишадских текстов вроде «Трипура-Упанишады» (пишется «Трипуропанишада»). Тантрические произведения могут носить подзаголовок -Тантра, -Агама, -Ямала, -Рахасья, -Самхита, -Арнава, -Шикха, -Пурана и т.д.
Одним из наиболее значительных тантрических трудов считается грандиозная «Тантра-алока» (пишется «Тантралока») образованного кашмирского подвижника Абхинавы Гупты (Абхинавагупта), чей перевод доступен лишь на итальянском языке. Хотя сам автор относит свое детище к комментаторской литературе, на самом деле это оригинальное произведение, выходящее за рамки принятых для комментария критериев. Так, согласно его ученику Кшемарадже Абхинава Гупта писал «Тантра-алоку» в состоянии созерцания, что сближает ее с литературой откровения. В этом сочинении, состоящем примерно из шести тысяч шлок, мы можем обнаружить ссылки и извлечения из многих иных тантрических писаний (упоминается название более двухсот произведений)…
Тысячи тантрических сочинений, написанных на санскрите, тамильском и местных языках, показывают невероятную разносторонность в теоретических и практических познаниях многих поколений подвижников Тантры. Западные исследователи этой разветвленной традиции лишь коснулись того, что лежит на поверхности этих текстов, не говоря уже о заключенной в них сложной психотехнике. Поэтому нам следует быть осторожными в своих оценках данной традиции. Как предостерегает нас буддийский ученый Герберт В. Гюнтер: «То, что изложено в Тантрах, необходимо пережить, дабы понять». А Дэвид Гордон Уайт, написавший солидную монографию по средневековому движению сиддха, характеризует Тантру как «волну гения… которую еще предстоит укротить». 

(Asaban. Тантрическая литература. 11.07.13г.)

«Тантрическая литература. В соответствии с одной традицией считается, что Тантры — это Пятая Веда; для каждого периода Бог создал своё писание: для Сатья-юги — Веды; для Трета-юги — Смрити; для Двапара-юги — Пураны; для Кали-юги — Тантры. Тантры предназначаются человечеству Кали-юги. В них открывается не относящаяся к этому времени истина, адаптированная к сильно ослабленным способностям людей этой юги. Слово «тантра» означает что-то, расширяющее знание, «таньяте вистарьяте, джнанам анена тантрам».
Практики, близкие Тантризму, очень древние. Их обнаруживают и в Ригведе, и в Атхарваведе. Некоторые считают, что они произошли ещё в до-ведические времена. Но как вид литературы с философским смыслом Тантры появились гораздо позднее. Если тантрические работы можно отнести к началу Христианской эры, если не раньше, то последние появились не позднее XVIII-XIX вв.
Тантры, вообще говоря, можно разделить на пять категорий: Шайва, Шакта, Вайшнава, Шаура и Ганапатья. Свои собственные Тантры также имеют буддисты. Обнаруживается сходство в композиции брахманических и буддийских тантрических текстов.
В Тантрах соблюдается строгое следование обычаям Тантризма как Шрути или Агама, «откровение», как противоположность Смрити или Нигама, «традиция». Слово «агама» подразумевает шастру, посвящённую Шивой его божественной супруге Парвати. Аналогично, «нигама» подразумевает класс Тантр, пришедших от Парвати. Большинство тантрических произведений Шайва и Шакта представлены в виде диалога Шивы с каким-либо аспектом его божественной супруги. В Тантрах Вайшнава говорящим является один из аспектов Вишну. В буддийских Тантрах, называемых сангити, говорящим или автором надлежит быть Будде или Бодхисаттве.
В Тантрах поднимаются и обсуждаются различные вопросы. Несмотря на разнородные элементы, присутствующие в них, Тантры, как религиозная литература, главным образом связаны с садханой или религиозными обрядами, а не с какой-либо системой абстрактных размышлений. Практический аспект, садхана, является основной частью Тантр. Как в Буддизме, так и в Брахманизме Тантры сильно принижают общепринятые практики. Они содержат протест против ортодоксальных идей. Они принимают исключительно практическую часть религии». 

(Джагги О.П. Расаяна. Йогическая и тантрическая медицина. / Пер А.Агапкиной.)

«Беседы Шивы и Шакти образуют обширный корпус текстов многочисленных тантрических традиций (тантрика-сампрадайя) Шайвы (Шиваизма) и Шакты (Шактизма). В некоторых Тантрах Шива говорит богам и великим мудрецам. Существуют также Тантры, сказанные Нараяной (Вишну), Брахмой и другими божествами, махасиддхами и великими учителями (ачарья).
«Панчаратра-Агама» (свод вишнуитских тантрических писаний) разделяет Тантру на пять основных видов (в соответствии с именами их создателей: Шивы, Вишну, Брахмы, Сурьи и Кумаров): «Шайва, шакта, брахма, саура и каумара — так пятикратно разделяется Тантра и провозгласившие ее». («Вишну-Самхита» 2.20).
В «Сатвата-Тантре» (9.25-30) рассказывается о происхождении и последующем распространении вишнуитских Тантр, сказанных Шивой. Шива говорит девариши (божественному мудрецу, сыну Брахмы) Нараде: «Став преданной Вишну вследствие общения со мной (в Вишнуизме Шива считается великим преданным Вишну), Повелительница богов (Сурешвари, эпитет Парвати) стала спрашивать меня. Бывшие там (в духовном мире Вишну) великие преданные Бхагавана, Кумары (четверо вечно юных риши) и другие великие владыки, а также Кубера и другие божества, предавшиеся лотосоподобным стопам Кришны, также многократно спрашивали меня. О высший из дважды рожденных, эти вопросы и сказанные мной ответы, в высшей степени благоприятные и очищающие всех, сосредоточенно записал мой сын Ганеша, находившийся рядом. Из этих моих бесед появились Шастры, приносящие благо для всех. Мудрецы, слышавшие эти Тантры, о лучший из мудрецов, будут многократно рассказывать их во всех местах на земле».
Тантрические писания, сказанные древними мудрецами, известны как упа-Тантры (вторичные, дополнительные Тантры). В «Варахи-Тантре» говорится: «Васиштха, Капила, а также Нарада и Гарга, Пуластья, Бхаргава, Яджнявалкья, Бхригу, Шукра, Брихаспати — этими и другими мудрецами были изложены многочисленные упа-Тантры».
Количество тантрических писаний необычайно велико. Существует множество видов Тантр: Агама, Нигама, Тантра, Ямала, Дамара и др., а также различные тантрические Самхиты, Сукты, Сутры и другие Шастры. Все это известно как Тантра-Шастра.
Содержание Тантр объясняют, обобщают и дополняют различные тантрические компендиумы, комментарии, поэтические произведения и другие сочинения известных тантрических учителей.
Наличие слова «тантра» в названии какого-либо текста (например, ведического сочинения Кумарилы «Тантра-вартика») не означает его принадлежности к тантрической литературе. Тантрами также называются различные аюрведические медицинские тексты («Какачандишвара-Тантра» и др.) и алхимические трактаты («Расахридайя-Тантра» и др.), которые не считаются тантрическими (тантрика), но используются в тантрических традициях». 

(Ольшевский А.П. Тантра-Шастра. Ж. «Садхана» №1 1998г.)

«Мы сделали классификацию Тибетской литературы по двум большим подразделениям: религиозная и светская. Хотя, было очень мало литературы, которая бы не несла на себе влияния религиозных концепций, существует много текстов, основной темой которых были нерелигиозные предметы, такие как грамматика, медицина и закон. Здесь эти работы классифицированы как светская литература. Только работы, которые касаются в основном религиозных тем, помещены в категорию религиозной литературы.
Религиозная литература. Религиозная литература может быть классифицирована двумя способами: (A) по происхождению, и (B) по теме. В соответствии с происхождением, существует, прежде всего, (1) обширный корпус литературы переведённой с Индиийских источников на Тибетский язык. Второе, (2) существуют обширные тома религиозных работ, написанные Тибетскими учеными. В соответствии с темами, религиозная литература разбивается на четыре подразделения: Религия; История и биографии; Поэтические сочинения и йогические песни; Искусство, музыка и танцы.
1. Литература, переведенная из Индийских источников. Собрание Каджур — учения Будды. Каджур (bKa’ ‘Gyur) содержит писания Сутр и Тантр. Хотя многие Сутры были переведены в период Позднего Распространения Доктрины, большинство из них было переведено на Тибетский в течении Раннего Распространения Доктрины и пересмотрено во время Позднего Распространения. Большинство Тантр, содержащихся в Каджуре, являются Новыми Тантрами, но в этом собрании существуют также некоторые тексты Старых Тантр. Новые Тантры, это те, которые были переведены вначале Лочен Ринчен Зангпо (bZang Рo, 958-1051). Старые Тантры, это тантрические тексты переводившиеся начиная с VII в. и вплоть до времени Ачарья Смритиджнана, до начала XI в. Большинство Старых Тантр содержатся в собрании Ньингма Гьюбум (rNying Ma rGyud ‘Bum). Собрание Каджура (количество томов — количество трактатов):
Собрание Тенджур — работы Индийских Буддийских ученых. Тенджур (bsTan ‘Gyur) — собрание комментариев, написанных древними Индийскими Буддийскими учеными по Хинаяне, Махаяне и Тантре, которые были переведены на Тибетский. Тенгьюр также содержит тексты на светские темы и они включены в раздел мирской литературы.
2. Литература, написанная Тибетскими учеными. Существует обширная литература, написанная тысячами Тибетских учёных и мудрецов по различным аспектам Буддизма. Эта литература в основном касается толкования и объяснения Сутр, Тантр и комментариев, написанных великими Индийскими учёными.
Для понимания этой первоначальной литературы, необходимо немного знать о Буддийских школах которые развивались в Тибете. Эти школы развивались из опыта и мудрости великих Тибетских учёных и мудрецов, а также из литературного отображения их понимания.
В Тибете развивалось четыре больших и множество меньших Буддийских школ. Четыре большие школы это: Ньингма, Кагью, Сакья и Гелуг. Главные различия между этими школами были связаны с Тантрами, хотя, также была разница в интерпретации Сутр. Последователи Старых Тантр или Ранних Переводов, также известны как Ньингмапы. Последователи Позднего Перевода Тантр, также известны как Сармапы. Это линии Кагью, Сакья и Гелуг, все они принадлежат традиции Сарма. В дальнейшем рассмотрении литературы этих школ, будут выделены некоторые их особые черты.
Тантры. Существуют некоторые Тантры, содержащиеся в Каджуре и Тенджуре, которые были переведены в Ранний и Поздний периоды, и являются общими для всех школ. Однако, различные школы выделяют определённые Тантры, и эти тексты стали специфическим аспектом практики для отдельных линий. Особые Тантры Ньингма — это тексты по Махайоге, Ануйоге и Атийоге (или Дзогпа Ченпо). Большинство этих учений содержится в собрании Старых Тантр (Ньингма Гью Бум). Три главных подразделения Старых Тантр, это: Кама (Канон), Терма (обнаруженные Сокровищницы Дхармы), и Дагнанг (Чистое Видение)». 

(Тибетская литература.)

«Проблема выяснения того, что такое тантрический текст, похожа на аналогичную проблему применительно к Ведам. Что считать ведическим текстом? «Ортодоксальная» Индийская Традиция на разных этапах существования и в разных своих ответвлениях, упоминая слово «веда» или «веды», вкладывала в него различное содержание. Например, Ведами могли считаться только четыре самхиты во главе с Ригведой; или же в комплекс Вед включались лишь три самхиты, исключая Атхарваведу; или же понятие «веды» распространялось и на Брахманы, Араньяки и Упанишады; или на Эпос, Пураны, дхарма-шастры. Таким образом, понятие «ведическая литература» оказывается размытым и зависимым от контекста, в котором оно употребляется. Ведический текст как выражение сакрального знания представляет собой удобную форму, наполняемую различным содержанием.
Примерно такая же ситуация складывается и в отношении к Тантрам. «Тантра» в качестве религиозного текста тоже трактуется «контекстуально» и понимается как минимум трояко. С одной стороны, Тантры — это священные произведения Шактизма. С другой — Тантрами часто называются неведические произведения иных индуистских течений, прежде всего Шиваизма. С третьей же — Тантры могут восприниматься очень широко, почти совпадая с понятием «тантрическая литература». Выбор того или иного значения зависит от позиции исследователя. Когда я употребляю здесь термин «тантра», то, прежде всего, ориентируюсь на первое значение, а при необходимости — и на второе. Под тантрическим текстом будет подразумеваться тантра в своем третьем значении…<…>.
Понятие «тантра» часто служит синонимом для текстов родственной Шактизму традиции — шиваитской, в которой они называются Агамами. Как и Тантры, Агамы представляют собой литературу «дополнительного» откровения, отличающегося от более раннего ведического откровения (Шрути).
Все Агамы могут упоминаться и как Тантры (например, «Кирана-Агама» называется и «Кирана-Тантрой»). Поэтому, с формальной точки зрения, учение Агам может считаться тантрическим. С содержательной стороны Агамы представляют собой, по всей видимости, ранний этап развития тантрической литературы…<…>.
Если Агамы могут считаться синонимами Тантр, то встречается и обратное (т.е. когда тантру называли агамой); правда, это не означало, что подобная тантра помещается в контекст чисто шиваитского учения. В целом же четкой границы между шиваитскими Агамами и шактистскими Тантрами нет, как нет ее и между Шиваизмом и Шактизмом. Это становится еще более очевидным в контексте развития шиваитской литературы: опираясь на предшествующую ступень Агам, возникают уже чисто тантрические шиваитские сочинения (такие, как «Сваччханда-Тантра», «Виджняна-Бхайрава-Тантра» и др.), в которых акцент смещается на «внутренний» ритуал (т.е. на техники Йоги) и на метафизическую проблематику. Подобные тексты часто сложно определить и «конфессионально», поскольку и Шакти занимает в них чрезвычайно весомое место. Видимо, на основе подобных шиваитских Тантр впоследствии развивалась чисто шактистская тантрическая литература… <…>.
Согласно мнению большинства исследователей, да и самой Индийской Традиции, своя тантрическая литература есть и в Вишнуизме. В частности, тантрической считают литературу ранневишнуитской школы Панчаратра, которая начала формироваться, вероятно, примерно в то же время, что и агамический Шиваизм…<…>.
Из сказанного выше становится ясно, что понятие «Тантры» может фигурировать в очень широком контексте, в том числе в качестве класса «тантрической литературы» в целом. Последняя включает в себя не только сочинения, которые принято считать «тантрами», но и многие другие произведения. Сюда относятся всевозможные религиозные гимны, прославляющие божеств (стути, стотры и пр.); произведения, созданные в жанре Упанишад, например, «Каула-Упанишада» (ср.: «В число канонических 108 Упанишад входят и 8 тантрических» [Feuga P. Tantrisme. Doctrine, pratique, art, rituel. St. Jean-de-Braye, 1994. p. 8]. А вот Ч.Чакраварти считает, что их более 60, вероятно включая сюда и многочисленные «йогические» Упанишады [Chakravarti C. Tantras. Studies on their Religion and Literature. Calcutta, 1963. p. 61]8), сутры, например «Шакти-Сутра» и вторичные (упа-)Пураны, например «Калика-Пурана», при этом многие ученые выдвигают мнение о наличии тантрических элементов и в «главных» Пуранах, например в «Агни-Пуране».
Существует ряд компендиумов, своеобразных тантрических «энциклопедий» (нибандха), создававшихся начиная со Средневековья вплоть до XIX в. Эти компендиумы, как правило, хорошо систематизированные, освещают весьма широкий спектр различных вопросов, имеющих отношение к Тантризму. Одним из лучших произведений такого рода является «Тантрасара» (ок. 1580г.) знаменитого бенгальского ученого Кришнананды Агамавагиши, с именем которого традиция связывает введение в Бенгалии Культа Кали.
Создавались также сборники легенд, агиографические сочинения, перечни работ (нигханту) и т.д. За многовековую историю Тантризма большинство его текстов комментировалось, и эти комментарии также можно рассматривать как часть тантрической литературы (фундаментальная работа Абхинавагупты «Тантралока», в сущности, представляет собой развернутый комментарий на «Малинивиджайя-Тантру»; известны также комментарии Кшемараджи, Амритананды, Бхаскарараи на «Йогинихридаю», Рагхавабхатты на «Шарадатилаку», Лакшмидхары на «Ананда-Лахари» и другие работы).
Кроме того, формировалась специальная литература в рамках отдельных тантрических школ (Натха, Трика, Каула, Саура и т п.). Есть и ряд текстов чисто магического содержания, которые тоже называются Тантрами. Таковы, например, «Шабара-Тантра», «Даттатрейя-Тантра» и др. Известна также «Уддиша-Тантра», которая сохранилась в 80 рукописях [Goudriaan T., Gupta S. Hindu Tantric and Sakta Literature. Wiesbaden. 1981. р. 119], что свидетельствует о большой популярности этой Тантры. Известно немало и алхимических тантрических работ, например, «Какачандешваримата», «Расарнава», «Суварна-Тантра» и мн. др.
Следует упомянуть и обширный массив разнообразных поэтических текстов, которые создавались уже в позднее время различными авторами, посвященными в культы тантрических божеств. Характерным примером может служить творчество бенгальского поэта Рампрасада Сена (1718-1775). Много тантрических текстов было написано не только на Санскрите, но и на новоиндийских языках — бенгали, хинди, гуджарати и др. Есть литература и на дравидийских языках, причем относительно древняя. Так, несколько особняком от «магистрального потока» тантрической литературы стоит традиция тамильских читтаров (сиддхаров), создавших множество произведений, в которых причудливо смешиваются идеи Йоги, «тонкой физиологии», алхимии и бхакти. Еще к VIII в. (а возможно, что и к VII в.) относится деятельность выдающегося тамильского читтара Тирумулара (известный историк философии Сурендранат Дасгупта относит время жизни Тирумулара к I в. н.э., при этом считая его основоположником школы Шайва-Сиддханта), написавшего трактат «Тирумантирам», в котором, кстати, впервые приводится список из 28 агам. На рубеже I и II тыс. н.э. культ 18 читтаров во главе с самим Тирумуларом был довольно популярен в Тамилнаде. Их литература, написанная на тамильском языке и во многом представлявшая собой вызов современному им официальному жречеству, практически остается еще неизученной.
Тантрические тексты отличаются друг от друга по объему. Часто говорится о том, что высший Бог возвестил свое откровение в огромном количестве стихов, однако воспринять такой громадный материал человеческому уму, даже самому изощренному, оказывалось невозможным, вследствие чего этот материал приходилось сокращать до более скромных размеров. Так, «Камика-Агама» якобы содержала изначально одну парардху (100 тысяч миллиардов) шлок, а «Лакшми-Тантра» — сотни миллионов. Дошедшие до нас Тантры, за редким исключением, не очень велики, а бывают и совсем маленькими. Наверное, самым небольшим произведением может считаться «Марджари-Тантра» (комментарий на мантру, посвященную богу Ганеше), которая содержит всего 10 шлок…<…>.
На основании этих и других свидетельств можно сделать вывод о том, что в VII в. тантрическая литература не просто существовала, но и была широко известна. Если же добавить к этому упомянутые выше гипотетические выкладки о судьбах индийских текстов, то можно прийти к выводу, что начало появления литературы Тантр, причем одновременно и буддийских, и индуистских, возможно еще в IV-V вв. — в эпоху Гуптов [Bolle, 1965, p. 41]. Это совпадает и с периодом систематического «школьного» оформления Тантризма…<…>.
Таким образом, индуистская тантрическая литература, или Тантры, представляет собой специфический массив текстов, которые складывались и развивались на протяжении многих сотен лет, начиная примерно с эпохи Гуптов, в различных частях страны. Эти тексты различаются по авторитетности, жанру, объему и по многим другим параметрам, но в совокупности они образуют важную сферу индийской религиозной литературы и разделяют в целом ее судьбу. Без исследования этих произведений трудно понять специфику индийского религиозного сознания как в прошлом, так и в настоящем его проявлении».

(Пахомов. С.В. Индуистская тантрическая литература.
Ж. «Восток» №2 март-апрель 2005г. стр. 16- 27).

* * *

Подведем итог. На основе выше приведенной информации можно говорить о том, что корпус тантрической литературы или, согласно С.В.Пахомову, «специфический массив текстов» Тантры, могут составлять:
— сборники легенд
— гимны (стотра)
— словари (нигантху)
— тантрические книги
— поэтические тексты
— тантрические писания
— руководства (наддхати)
— монографии (пракарана)
— тантрические сочинения
— вторичные (упа-)Пураны
— комментарии к Тантрам
— колдовские книги (кавача)
— перечни работ (нигханту)
— поэтические произведения
— агиографические сочинения
— тантрические произведения
— компиляции из разных Тантр
— справочники (нибандха, нирная)
— буддийсие тантрические тексты
— всевозможные религиозные гимны
— афористические сочинения (сутры)
— упанишадские тексты (упанишады)
— священные произведения Шактизма
— алхимические тантрические работы
— шиваитские тексты класса «Агамы»
— тантрические шиваитские сочинения
— неведические произведения Шиваизма
— различные тантрические компендиумы
— бесчисленные тексты класса «Тантры»
— тексты чисто магического содержания
— основополагающие трактаты Аюрведы
— вишнуитские тексты класса «Самхиты»
— свод вишнуитских тантрических писаний
— шактистская тантрическая литература
— буддийские, джайнские и индусские Тантры
— произведения, созданные в жанре Упанишад
— авторитетные тексты тантрических школ
— сочинения известных тантрических учителей
— тексты многочисленных тантрических традиций
— неавторитетные, сомнительные тантрические писания
— произведения тантрических духовных учителей (упа-Тантры)
— специальная литература в рамках отдельных тантрических школ
— компендиумы, своеобразные тантрические «энциклопедии» (нибандха)
— бесчисленные пособия по отдельным разделам тантрического ритуала
— целые библиотеки комментариев и толкований, объясняющие «непростые» строки Тантр
— трактаты по религиозной философии, магии, йоге и другим мистическим дисциплинам (Тантры)

На основе этой весьма скудной информации, можно говорить о том, что Тантрическая литература может представлять собой как священные писания с «непререкаемой авторитетностью», составляющие костяк тантрического свода писаний, так и обширный корпус иных трудов, включающий как комментарии и другие формы произведений, так и оригинальные произведения. Тантрическая литература, согласно С.В.Пахомову, — «органичная и очень важная часть индийской духовной литературы»; «эти тексты различаются по авторитетности, жанру, объему и по многим другим параметрам, но в совокупности они образуют важную сферу индийской религиозной литературы и разделяют в целом ее судьбу», как и отражают ее особенности.

 

3.ОСОБЕННОСТИ ТАНТРИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

«Вопрос: Не могли бы Вы более подробно рассказать о системе Панчаратры и Тантре? Как они связаны с Вайшнавизмом, как практикуются? Какое влияние данные системы оказали на Гаудийа-Вайшнавизм?
Ответ: Различные вайшнавские культы считают канон «Панчаратра» священным. «Панчаратра», а также тантрические священные писания олицетворяют собою женский принцип священной литературы. В таких Писаниях особое внимание придаётся превосходству Шакти над Шактиманом.
Подобные Писания также часто называют «самхиты», «агамы», «панчаратра», «тантра».
Все тантрические писания (впрочем, как и саму Тантру) можно разделить на 2 класса:
1. Тантра Левой Руки (Тантра Левого Пути, Вамачара). Вамачара — это различные культы, которые связаны с различными вульгарными, тамасичными практиками и сексуальными оргиями. Данный путь совершенно не интересует вайшнавов.
2. Тантра Правой Руки (Тантра Правого Пути, Дакшиначара). Дакшиначара опирается на различные очистительные ритуалы, поклонение в храме, крайне строгую садхану и такое же строгое поклонение Изначальной Шакти.
Если внимательно изучать текст «Шримад-Бхагаватам», то становится ясно насколько сильны в нем идеи Тантры Правого Пути (Дакшиначары)». 

(Вайшнава-Тантра как она есть или почему вайшнавы безразличны к Кундалини-Шакти.)

«Существует обширная литература, известная как тантрическая литература. Тантрические произведения носят различные названия, обычно содержащие в себе следующие слова: -Тантра, -Агама, -Ямала, -Самхита. Однако, далеко не все произведения, имеющие в своих названиях такие слова, являются действительно тантрическими по своему содержанию. Принадлежность к классу Тантр определяется, естественно, не по названию, а по содержанию в работе основ тантрической философии и практики, которые излагаются во всех Тантрах, признаваемых как авторитетные различными тантрическими школами. Существует ряд Тантр, авторитетность которых является спорной. Кроме того, в настоящее время с проникновением на Запад Йоги, Индуизма и Тантры — распространяется достаточное количество псевдо-Тантр (или псевдо-тантрических произведений), написанных псевдо-гуру, не имеющими посвящения в тантрические традиции преемственности и искажающими принципы Тантры в соответствии со своими желаниями. Появление таких работ неизбежно, и только знакомство с истинной, традиционной Тантрой и спокойное различение может рассеять сомнения. Само обилие книг и рукописей о Тантризме поражает. Как отмечено некоторыми исследователями, отнюдь не всегда можно прийти к пониманию подлинной природы Тантризма, основываясь на сохранившихся и имеющихся в нашем распоряжении тантрических текстах. Многие из них являются поддельными. Все священные тексты Тантризма написаны на Санскрите, являющемся также языком тантрического культа. Существует знаменитое высказывание Гуру Садашивачарьи (Тантра-Сангха, Россия): «Не все золото, что блестит, не все истина, что Санскрит»». 

(Димешвар Рам Аватхута. Тантра: Постижение высшей реальности. СПб. 1991г. 112 стр.)

«Глава V. Тантра. Загадочные культы и земледельческие обряды. 9. Тантрические секты. По словам Багчи: «Тантризм все еще остается для нас загадкой. В этой области проведено слишком мало исследований и чувствуется недостаток серьезных попыток объяснения данного учения. Однако нельзя отрицать того, что о нем существует довольно обширная литература, состоящая в основном из рукописей».
Это совершенно справедливо. Тантризм при всей обширности соответствующей литературы действительно все еще остается загадкой для наших ученых. Причины такого положения вещей сложны, а иногда они даже носят весьма неожиданный характер. На некоторых из них мы вкратце остановимся здесь. Прежде всего, как это ни парадоксально, само обилие книг и рукописей о Тантризме препятствует его правильному пониманию. В многочисленных трактатах о нем содержится заманчивое, но лживое обещание раскрыть его подливную сущность. Даже лучшие умы нередко вводились этим в заблуждение.
Сказанное не означает, конечно, что в подобных текстах вовсе не содержится элементов подлинного Тантризма. Они есть, но, кроме них, там находится множество вещей, не имеющих к последнему никакого отношения. Чуждые и даже враждебные Тантризму идеи постоянно вплетались в первоначальную ткань данного учения, причем как масштабы, так и разносторонность этого процесса делают весьма трудным обнаружение скрытой таким образом истины.
Добавочным источником трудностей является также и то, что для современных исследователей мысли, содержащиеся в подобных наслоениях, близки и знакомы, соответствуя их собственным предрассудкам. Поэтому они весьма склонны считать достаточным объяснением Тантризма то, которое можно получить, оставаясь в пределах имеющихся трактатов о нем. С другой стороны, все действительно древнее в исследуемых ими текстах кажется им отвратительным, и они стараются или отодвинуть его на задний план, или скрыто осудить». 

(Чаттопадхьяя Д.Л. Локаята Даршана. История индийского
материализма. М. Издательство иностранной литературы. 1961г.)

«Хотя Тантры появлялись в разных регионах Индии, многие из них взаимосвязаны: в одних часто упоминаются другие, равно как фигурируют и нетантрические произведения (Пураны, древние Упанишады). Общие цитаты «кочуют» из одной тантры в другую, новации, возникающие в одном тексте, тут же переходят в другие и т.п. Вместе с тем бывают и разногласия в содержании текстов и даже откровенная враждебность.
Индийский ученый П.Ч.Багчи предлагает оригинальную концепцию генезиса литературы Тантры. Первой ступенью были тексты Агам, создававшиеся, на его взгляд, в течение первых веков н.э., за ними последовали Ямалы (VI-IX вв.), и уже после них сформировались Тантры [Bagchi, 1953, p. 214 ff]. Религия Агам развивалась по двум направлениям — экзотерическому и эзотерическому; первое привело к становлению чистого Шиваизма, поздние тексты которого уже не называются Тантрами, а второе привело к образованию шактистского Тантризма через стадию Ямал [Bagchi, 1953, p. 219]. По всей вероятности, под «чистым» Шиваизмом П.Ч.Багчи подразумевает школу Шайва-Сиддханта, расцвет которой относится к XII-XIII вв. в Тамилнаде благодаря усилиям выдающегося мыслителя Мейкандадева (или Мейкандара), автора трактата «Шиваджнянабодха»… <…>.
Тантрические произведения вряд ли можно считать выдающимися художественными творениями. Поскольку основная цель этих текстов сугубо практическая, то, за редкими исключениями, акцент в них ставится не столько на форме произведения, сколько на его содержании. Большинство Тантр написано на Санскрите, при этом такой «тантрический Санскрит» далеко не всегда бывает правильным. Авторы допускают немало грамматических изъянов (смешивают роды, падежи, не соблюдают правил сандхи, неправильно образуют сложные слова и т.д.). Т.Гудриаан полагает, что это может быть связано с тем, что авторы Тантр принадлежали к низким социальным слоям, а потому не получили полноценного образования [Goudriaan, Gupta, 1981, p. 27]. Изложение материала в Тантрах не всегда дается систематично, встречается много повторов и монотонностей — скорее всего это свидетельствует об устных истоках Тантры. Наиболее систематично тантрическая тематика изложена в упомянутых выше нибандхах.
Однако есть и другие проблемы, относящиеся скорее к области герменевтики. Поскольку Тантры — это тексты эзотерические (гухья), их авторы могли сознательно умалчивать о многих важных положениях, имеющих отношение к йогической практике и познанию, так как такие положения мог сообщить только наставник. Кроме того (хотя эта ситуация в большей степени характерна для Буддийского Тантризма [Bharati, 1992, p. 164 ff]), в Тантрах подчас намеренно используется «темный», двусмысленный язык, помогавший скрывать важные аспекты учения от непосвященных. В Тантрах постоянно подчеркивается важность и тайность их учения…». 

(Пахомов. С.В. Индуистская тантрическая литература.
Ж. «Восток» №2 март-апрель 2005г. стр. 16- 27)

«Тантры (санскр. Таntra — ткацкий станок, основа, правило, учение, учебник) — особый класс религиозных книг у индийских сектантов, находящийся в известной связи с Пуранами и представляющий, подобно последним, сравнительно поздний фазис развития индийской религии. Довольно сложная и обширная литература Тантр до сих пор еще мало знакома европейским ученым (наиболее подробный обзор ее дает Aufrecht, «Catalogus codicum Mss. sanscritorum post-Vedicorum quotquot in Bibliotheca Bodleiana adservantur», Оксфорд, 1859-64). Датированные образчики этого рода произведений не восходят далее VIII в. по Р. Х., хотя самое возникновение их может быть отнесено к более древней эпохе ввиду того, что самый культ кровожадных богинь, описываемый в Тантрах , восходит к более раннему времени (может быть, даже раньше III-IV вв.), а также и ввиду несомненного влияния неприличных шиваитских Тантр на непальские буддийские Тантры (между прочим, на одну из девяти канонических книг их — Tath?gata Guhyaka), а через эти последние и на их тибетскиe переводы, большинство которых относится к эпохе более ранней, чем IХ в. Содержание Тантр большею частью состоит в описании мистических и неприличных обрядов в честь Шивы и особенно его супруги в ее различных формах, т.е. культа так называемой Шакти. Есть, впрочем, небольшое число вишнуитских Тантр. Шиваитские Тантры очень многочисленны, и некоторые из них очень обширны. Обычная их форма — диалог между Шивой и его супругой, в котором богиня расспрашивает своего мужа о способе совершения различных церемоний, о молитвах и заклинаниях, употребляемых в это время. Все они анонимны, и автором их считается сам Шива. Последователи Тантр считают их Пятой Ведой и приписывают им одинаковую с Ведами древность и большую авторитетность. Иные Тантры, по-видимому, более древни, чем Пураны, представляющие в некоторых отношениях дальнейшее развитие содержания Тантр. Божественное женское, материнское начало представляется в Тантрах воплощенным не только в богинях индийской мифологии, но и в любой женщине, могущей поэтому делаться — и при случае действительно делающейся — предметом культа. Кроме обычных жертвоприношений, гимнов, воззваний, ритуал Тантр содержит и некоторые мистические церемонии, сопровождающие их манипуляции, жесты, односложные магические слова в начале и конце обрядов и т.д. Тантры указывают различные способы сочетания этих слов, изменения их смысла с помощью особых жестов во время их произношения, определяют таинственное значение отдельных звуков, их образующих, располагают соответствующие буквы в известные диаграммы, имеющие особую силу и т.д. Целью этих обрядов и волшебных манипуляций является получение особой сверхчеловеческой силы, позволяющей повелевать духами неба, земли и ада. В Тантрах находятся также длинные литании, состоящие в повторении «тысячи имен» Шивы или Вишну. Некоторые из Тантр изданы, но большинство находится в рукописи». 

(Энциклопедический словарь. Ф.А.Брокгауз и И.А.Ефрон. СПб. 1890г.)

«Лишь малая часть тантрической литературы (Тантр) была переведена на западные языки. Хотя Тантры содержат элементы философии и мифа, главным образом, они представляют собой так называемые садхана-шастры, практические пособия по духовной практике. Эта практика включает использование священных слов и форм (мантр и янтр), и направлена на достижение различных мистических совершенств (сиддхи), высшим из которых является мукти, освобождение духа от оков иллюзии (Майи).
Тантрическая литература подчёркивает роль гуру в качестве инициирующего начала, хотя временами, по мнению авторитетов в Тантре, «Сама Деви инициирует преданных». Тантрическая литература разнообразна: существуют буддийские, джайнские и индусские Тантры. В рамках последней группы существуют произведения категории шайва (в которых предпочтение отдаётся Господу Шиве), и произведения категории шакта (в которых прославляется Богиня).
Вопреки распространенному (особенно на Западе) мифу, лишь 6-7% тантрической литературы содержат сведения о мистических «техниках», включающих физическую сексуальность. В то же время, полярность мужского и женского принципов стоит в центре тантрического мировззрения. Полярность «мужчина-женщина» парадоксальна и является естественным символом парадоксальности как таковой. В некоторых формах Тантры физический акт сексуального единения становится священнодействием, в котором мужчина и женщина открывают Бога и Богиню в себе и друг в друге.
Мистическая ценность женского принципа есть основная тема тантрической литературы. Как индуистские, так и буддийские Тантры утверждают, что мужчина, стремящийся к совершенству, нуждается в помощи женщины. Этот путь требует от него не только ритуального почитания женщин, но также мягкого и уважительного отношения к ним всюду и всегда.
Женственная сила также присутствует в каждом индивидууме (мужчине или женщине), в качестве Кундалини, «змеи». Она обладает и универсальным бытием, концептуализируемым в Тантрах в качестве Шакти, Энергии. Шакти есть активная сторона Брахмана, вечного и неизменного Духа. Широко известным образом, представляющим взаимосвязь активной Шакти и неизменного Духа, служит изображение Кали, танцующей на подобном трупе Шиве.
Шива Чандра Видьярнава, бенгальский учёный и преданный Кали, живший в XIX в, говорит, что «Тантра открыла сокровенный путь, идя по которому, можно познать недвойственную истину посредством двойственного мира». Этот характер Тантры прекрасно передают поэтические строки того же Шивы Чандры: «Моя Садхана — Мать; цель моей садханы — Мать; моё Сиддхи — Мать, и объект, обретаемый мной посредством Сиддхи, — Мать. Мать — в начале, в середине, в конце и за пределами конца»». 

(Тантра. сайт «Аудиоведа».)

«Урок 8. Тантры, Агамы, Ямалы. Тантра (санскр. «нить, ткань; стяжка») — обозначение индусских и буддистских религиозных книг, обычно написанных в форме диалога между богом Шивой и его супругой Парвати, в котором он объясняет ей мифы, науки, философию и психологию, лежащие в основе тантрической обрядности. Обычно считают, что индусские Тантры были написаны после Пуран, где-то в средневековом периоде. Также существует устойчивое мнение, что тантрический ритуал влечет нарушение современных индусских обычаев и социальных устоев.
Сами Тантры утверждают свою непререкаемую древность и святость, равную Ведам. Тантризм, по крайней мере, его главнейшие элементы, несомненно, содержится в Ведах и не противоречит их духу. Географически Тантра очень распространенное явление: тантрические секты прежде существовали по всей Индии, по всему Китаю, Тибету, Таиланду, Камбодже, Монголии и Непалу, но в настоящее время сохранились только в Индии.
В Тибете, например, Тантра именовалась «риг-юд», делилась на 78 частей и охватывала литературу из 2640 наименований. Некоторые из этих книг были переводами санскритских книг, другие — изложениями и пересказами.
Структурно Тантра — чрезвычайно сложное психофизиологическое учение, требующее тщательного изучения. Эта работа успешно начата в Европе с начала нашего века Джоном Вудроффом и результировала уже в послевоенной Европе в целый ряд глубоких научных исследований, публикаций и переводов текстов. В Советском Союзе и странах СНГ подобных исследований ничтожное количество и отличаются они крайне поверхностным характером. Только в последнее время пробудился некоторый интерес к этому предмету, но, как водится, часто — с негативной стороны.
Каждая тантра, как правило, содержит четыре части: познание, йога, обычаи и обряды. Помимо этих предметов частыми темами являются астрономия, фонетика, социальное устройство, храмовое ваяние, описание мест паломничества, изготовление диаграмм, описание мантр, мифология. Трудно переоценить их значение для истории индийской философии, психологии, этики и религии.
Из различных ссылок выявлено 199 названий текстов класса «тантра». В Шиваизме классическими считаются 92 текста, но существуют многочисленные тексты и в русле всех других вероисповеданий: Вишнуизма, Шактизма, Буддизма, Джайнизма.
Хотя Тантризм в северной Индии сильно пострадал в средние века и был значительно извращен, его возможно реконструировать по сохранившимся кашмирским текстам направления Трики («троицы»), представленным трудами Абхинавагупты, Кшемараджи и др., как монистическое рационалистическое учение высокой духовности…
Тантристы разработали оригинальное учение о теле (дехаваду) и духе (чит-шакти), а кроме того, благодаря их увлечению алхимией и астрологией, они, несомненно, сделали немалый вклад в становление химии, математики и астрономии. Я не могу здесь повторять все то, что подробно изложено в «Ключе к Ведам», во втором томе или в книге «Ведийское кодирование». Любознательных читателей отсылаю к этим книгам». 

(М.И.Михайлов. к.и.н. Лекция 2. Санскритская литература.)

«Приверженцы Тантры стремятся сохранять в строгой тайне все, что относится к их духовным практикам. И поэтому может показаться удивительным, что в нашем распоряжении имеется столь значительное количество тантрических письменных работ, большинство из которых представлены в публичных книгохранилищах, а к другим доступ еще более прост. Объем тантрической литературы очень обширен, а содержание источников сильно варьируется, причем настолько сильно, что адекватная классификация их вряд ли возможна. Помимо этого, большинство тантрических текстов, которыми мы располагаем, не имеют определенных философских установок, принадлежности к конкретным сектам и даже авторства. Многие из них кажутся абсолютно бессвязными в своих описаниях и грандиозных претензиях. И несомненно, что большинство текстов составлено довольно поздно — в период с X по XVIII вв. н.э. В разных тантрических текстах тематика перекрывается, идеи повторяются, а версии просто дублируются, происходит это настолько часто, что невозможно определить, где оригинал, а где заимствование.
И все же есть несколько критериев, согласно которым тантрические тексты могут быть классифицированы, особенно сравнительно ранние тексты. Один из этих критериев базируется на концепции «амнайя» (аmnауа, пять «амная» — культовые центры Индии), другой критерий классификации тантрических текстов основан на концепции трех гун. Среди других критериев классификации можно назвать и такой как географическое место происхождения текста. Но, пожалуй, наиболее общепринятой является классификация текстов на основе их принадлежности к той или иной традиции (сампрадайя).
Согласно этому принципу, тексты делятся на те, которые принадлежат Ведической религии (Веда-марга), Буддизму или Джайнизму. Есть тантрические тексты, которые относятся к секретным практикам (вама-чара), другие — предназначены для широкой публики (дакшиначара), третьи — смешанные (мишра), содержат наставления и по вамачаре, и по дакшиначаре…
Тантрические тексты, которые имеют дело преимущественно с энергией (Шакти), составляют отдельную группу, которая имеет специальное название — Шакта. Помимо этого, существуют тантрические тексты, посвященные Шиве или Вишну. Они называются соответственно Шаива- и Вайшнава-Тантрами.
Большинство тантрических идей претерпело становление во времена деятельности полулегендарных общин Сиддхов и Натхов, которые существовали в первые века Новой Эры. Поэтические произведения («парадоксальные песни») — доха Апабхрамсы и карьягиты Сиддхов, а также составленные на санскрите тексты Натхов, являются важными источниками тантрических идей. Под воздействием импульса, который дали Тантре Сиддхи и Натхи, разнообразные письменные источники обильно появлялись вплоть до периода Средневековья. Кашмирская разновидность Шиваизма и южно-индийская Шайва-Сиддханта имеют очень интересные тантрические тексты. Кашмирский Шиваизм ярко представлен такими работами как «Шивадришти» автора Сомананды, «Тантра-лока» и «Тантра-сара» автора Абхинавагупты, «Пратъябхиджняхридайя» и «Спандасандоха» автора Кшемараджи…
В первые века новой эры Тантра привлекла к себе внимание таких религиозных течений как Джайнизм и Буддизм… Поскольку обряды в честь древних тантрических божеств были весьма популярны повсеместно, то нет ничего удивительного в том, что множество джайнско-тантрических практических пособий было составлено прославленными джайнскими учеными. Тексты «Бхайрава-Падмавати-калпа», «Джагатсудари-прайога-мала», «Шри-чинтамани-калпа-сара» и «Видхи-прана» являются прекрасной иллюстрацией того, что может быть названо «джайнской Тантрой».
Подавляющее большинство сохранившихся тантрических текстов до сих пор остаются в виде рукописей. Из тех которые были опубликованы, многие принадлежат обрядовым типам Каула и Самайя… Большинство из них до сих пор остаются не переведенными с Санскрита. Сэр Джон Вудрофф (Артур Авалон) сделал очень много не только в плане перевода тантрических текстов, но и как интерпретатор изложенных в них концепций. Чинтакаран Чакраварти, Харапрасад Шастри, Бхавтош Бхаттачарья, М.П.Пандит, Капали Шастри, Прабодха Чандра Багчи, М.Элиаде, Дж.Туччи, П.X.Потт, Гопинатх Кавирадж и Хазарипрасад Двиведи — вот некоторые имена ученых, работы которых пролили свет на многие, ранее темные вопросы Тантрической Традиции.
Много тантрических работ остается пока в состоянии рукописей, но они включены в каталоги. Большинство из таких работ посвящены конкретным ритуалам и божествам… Есть некоторые работы, посвященные общим вопросам…
Таким образом, тантрическая литература не только обширна, но и весьма разнообразна. Она не только отражает разнообразные мировоззрения и уровни духовного развития, но и позволяет понять причины многообразия религиозных культов в Индии. Тантрическая литература дает также ключ к пониманию такого своеобразного и многогранного религиозного явления, какое представляет собой Индуизм». 

(Письменные источники Тантры. Сообщество Йоги «Yayog.ru».)

«Тантрические тексты — органичная и очень важная часть индийской духовной литературы. Они активно заимствуют из других ее жанров арсенал образных, дидактических и мировоззренческих приемов, используя эти приемы для основополагающей цели — описания и анализа особого духовного измерения, которое позволяет ограниченному по своей природе индивиду получить доступ к радикальному самопреображению (мокша)…<…>.
Довольно трудно с точностью определить объем понятия «тантрическая литература», даже если ограничивать его рамками Индуизма. Он не совпадает с объемом понятия Тантра, потому что, во-первых, далеко не все тантрические тексты являются Тантрами, а, во-вторых, не все то, что фигурирует под вывеской Тантры, относится именно к Тантризму как специфической Эзотерической Традиции Индуизма. Характерный пример второго аспекта — известнейший дидактический текст «Панчатантра», созданный в начале новой эры. Как уже становится понятно по переводу названия этого текста («Пятикнижие»), тантра — это просто «книга», причем «книга» в смысле главы, части единого системного целого. Очевидно, что «Панчатантра» не только не является тантрой в собственном смысле слова, но и вообще не имеет отношения к тантрической литературе.
Помимо собственно Тантр, речь о которых еще впереди, в конгломерат тантрических текстов входят также раннешиваитские Агамы и вишнуитские Самхиты (с оговорками), произведения североиндийских натхов, тамильских сиддхов, бенгальских сахаджиев, адептов Кашмирского Шиваизма и некоторых других тантрических школ и течений. В целом тантрическая литература представляет собой масштабный комплекс, состоящий из сотен, если не тысяч, текстов, созданных в разное время и в разных регионах и «канонически» друг с другом никак не связанных. В силу того, что Тантризм пустил корни, наверное, во всех индуистских культах, тантрическая литература с формальной точки зрения приобрела определенную конфессиональную окраску.
В жанровом отношении тантрическая литература не менее пестра, чем в конфессиональном и региональном. Помимо упомянутых выше Тантр, Агам и Самхит, она включает в себя Упанишады, Сутры, Пураны, Стотры, Стути, Нибандхи и другие, жанрово размытые, типы текстов. Уместно добавить, что ко многим таким сочинениям составлялись комментарии, каждый из которых тоже можно рассматривать как отдельное тантрическое произведение.
В силу различных обстоятельств единый свод текстов, авторитетный для всех школ и направлений индуистской Тантры, не сложился. Из необозримого литературного набора эти школы и направления брали такие тексты, которые в наилучшей мере совпадали с их собственными программными установками и задачами. Примечательно, что широта диапазона сюжетов позволяла тантрическим авторам свободно обращаться за подтверждением правильности своих постулатов к корпусу ведийских сочинений: различные Тантры обильно цитируют Самхиты и особенно Упанишады, превращая их в своих благосклонных предшественников. Впрочем, каким бы соблазнительным ни выглядело для многих тантристов ретроспективное включение древних индоарийских священных сочинений в разряд «прото-тантрических», в реальности между теми и другими нет прямой связи: тантрическая литература отмечает совершенно иной этап религиозной истории Индии и предназначена для иных целей.
Произведя редукцию общего массива тантрических текстов до индуистских пределов, мы совершим внутри этих пределов еще одну редукцию, вынеся за рамки рассмотрения все жанры тантрической литературы, за исключением самих Тантр, преимущественно шактистских. Ведь Тантры составляют ядро тантрической литературы, и поэтому они достаточно репрезентативны для того, чтобы адекватно судить о ней, равно как и о Тантризме в целом…<…>.
В частности, делается заметным встречающийся в Тантрах прием самовосхваления — обычно содержательного характера, когда в какой-либо тантре прославляется проповедуемое ею учение (например, в «Нирвана-тантре» XI. 3-5). Данный прием служит тем же целям, что и идея божественного автора, а также тому, чтобы показать, что именно данная тантра является наилучшим путем к окончательной свободе. Самовосхвалению вторит и критика (подчас резкая и уничижительная) мнений оппонентов. Автор тантры не знимается их подробным критическим разбором, ему достаточно уже того, что они не следуют тантрическому учению, а значит, их собственные взгляды и практики по определению весьма далеки от совершенства. Это бескомпромиссная, не идущая ни на какие уступки позиция, наверное, излишне категорична, потому что при более внимательном изучении содержания любой тантры обнаруживается, что ее собственное учение носит следы явного влияния иных религиозных и философских систем Индии, особенно Санкхьи и Веданты. ( Ср.: «Философские идеи, «лежащие в основании Тантр, суть модификации систем Санкхьи и Веданты» [Пэйн, 1933: 76]. Ср. также: [Чакраварти, 1963: 39])…<…>.
Язык, на котором создавались Тантры — это в основном все тот же Санскрит, язык классической индийской учености. Применительно к Тантрам наблюдаются некоторые особенности его использования. В частности, это далеко не всегда правильный классический Санскрит с его строгими правилами. В Тантрах нередки случаи смешения грамматических родов (например, мужского со средним), нестандартно используются падежи, не всегда соблюдаются правила сандхи, нормы применения временных и модальных форм. Бывают случаи «забвения» долгот, встречаются и орфографические ошибки. (Некоторые исследователи полагают, что сравнительно низкое качество такого «тантрического Санскрита» связано с тем, что авторы Тантр не получили классического образования, поскольку принадлежали к низким социальным слоям. См.: [Гудриаан, Гупта, 1981: 27]).
С таким применением языка коррелирует и его стилистика. Хотя многие Тантры написаны в стихах, чаще всего в размере шлока, они — отнюдь не художественные тексты. Можно сказать, наверное, что Тантры — одни из наименее эстетичных и наиболее бедных в художественном отношении текстов, написанных на Санскрите. Богатейший арсенал образных средств Санскрита, его синонимия и паронимия, аллитерации и игра слов — эти и другие языковые достоинства используются Тантрами крайне незначительно. Нередко встречаются штампованные фразы, скудный набор метафор. Объясняется все это практичной направленностью Тантр: они обращаются к языку обычно только как к удобному инструменту описания. Но, несмотря на такую видимость простоты языка, зачастую Тантры достаточно темны для понимания — либо благодаря намеренному применению неоднозначных идиом, либо благодаря утаиванию тех или иных подробностей практики. Это роднит Тантры с текстами европейской Алхимии, известными своими причудливыми описаниями. Информация же о недостающих подробностях приобретается не напрямую из тантрического текста, а через устный комментарий компетентного лица. (См. любопытные соображения о «тантрическом языке» в: [Бхарати, 1992: 164 ff.]).
К содержательным особенностям тантры можно отнести и такое явление, как квазимифология. В то время как Пураны или эпос воспринимают миф в его чистом виде, не усматривая в нем дополнительного слоя значений, Тантры, черпая мифологические образы и сюжеты из тех же Пуран и Эпоса, на языке мифа могут сообщать, например, о расположении энергетических каналов или о движении микрокосмической энергии («Шат-Чакра-Нирупана»). Тем самым экстравертивная мифология Пуран трансформируется в Тантре в интровертивную мифологию — квазимифологию психосоматических объектов. В частности, те или иные божества, упоминаемые в Тантре, предстают там не как объекты культа, а как условные знаки, относящиеся к каким-либо аспектам Микрокосма или Макрокосма. (Ср.: «Все шакто-тантрические божества… не имеют ни антропоморфной основы, ни мифологии» [Бхаттачарья, 1982: 347]). Отдельные застывшие фрагменты мифа становятся в тантре символическими образами, элементами иконографии, и применяются в духовной практике — например, как объекты созерцания…». 

(Пахомов С.В. Специфика тантрической литературы. 01.09.06г.
// Индийские исследования в странах СНГ:
Материалы научной конференции. М. ИВРАН. 2007г.)

* * *