Статья 3.1.1. Тантрология: академическая литература.

продолжение

3. АКАДЕМИЧЕСКИЕ (НАУЧНЫЕ) ИСТОЧНИКИ РОССИЙСКОЙ ТАНТРОЛОГИИ.

Таким образом, согласно выше приведенной информации, можно говорить о том, что академическими (научными) источниками информации для тантрологических исследований, т.е. исследований Российской Тантрологии, могут быть следующие источники, которые, более или менее отличаются от других источников соответствующими признаками и могут именоваться как «академические», т.е. «научные» или «теоретические», например:
— лекции
— обзоры
— тезисы
— резюме
— отзывы
— диалоги
— словари
— тексты
— статьи
— хроники
— доклады
— рецензии
— учебники
— интервью
— переписка
— дискуссии
— репринты
— сочинения
— рефераты
— сообщения
— аннотации
— публикации
— трактаты
— программы
— инструкции
— монографии
— справочники
— диссертации
— выступления
— курсы лекций
— энциклопедии
— рекомендации
— авторефераты
— научные статьи
— учебные пособия
— научные отчеты
— описания (очерки)
— научные журналы
— программы курсов
— словарные статьи
— авторские тексты
— краткие сообщения
— справочные издания
— научные публикации
— письменные тексты
— методические пособия
— периодические издания
— справочная литература
— специальная литература
— полемические выступления
— документы обзорного типа
— тезисы докладов и сообщений
— периодические научные издания
— отчёты о научно-исследовательских работах
— и др.

Поскольку в данном случае речь идет об источниках информации, то, естественно, следует также сказать несколько слов о так называемых первоисточниках, т.е. первичных источниках, поскольку есть еще и вторичные источники, которые иногда могут выступать в качестве первичных. Более того, часто существуют комментарии на них, например, в виде результатов исследований разных авторов. Поэтому в процессе исследований для формирования полноты видения той или иной проблемы необходимо работать не только с первоисточниками, но также и с вторичными источниками, учитывая при этом результаты академических (научных) исследований других авторов, чтобы исследование или какое-либо утверждение не превратилось в необоснованное умозаключение, а явилось серьезной академической (научной) работой, способной обогатить науку и дисциплину новыми догадками, идеями, подтверждениями, открытиями.

«Исторические источники — весь комплекс документов и предметов материальной культуры, непосредственно отразивших исторический процесс и запечатлевших отдельные факты и свершившиеся события, на основании которых воссоздается представление о той или иной исторической эпохе, выдвигаются гипотезы о причинах или последствиях, повлекших за собой те или иные исторические события
Классификация источников. Существует несколько подходов к общей классификации исторических источников. В XIX в. в Европе была распространена классификация источников на остатки и предания. Одним из первых детальную классификацию исторических источников предложил немецкий историк XIX в. И.Дройзен. Он разделил все многообразие продуктов целенаправленной человеческой деятельности на исторические остатки и исторические предания (исторические традиции). Согласно Дройзену, речь, письмо, изображение составляют историческую традицию. Она подразделяется на устную (песнь, сага, рассказ, легенда, анекдот, пословицы, крылатые слова), письменную (генеалогические таблицы, исторические надписи, мемуары, брошюры, газеты и т.п.) и изобразительную (географические карты, иконография исторических личностей, планы городов, рисунки, живопись, скульптура). По мнению Дройзена, непосредственными результатами самих событий являются так называемые остатки: произведения всех наук, ремесел, искусств, свидетельствующие о потребностях, способностях, взглядах, настроениях, состояниях; данные языка; обычаи, нравы, учреждения; монументы; деловые акты, протоколы, делопроизводственные и всевозможные административные документы. Историк Л.Н.Пушкарёв подразделял исторические источники на типы, роды, виды. Тип, по Л.Н.Пушкарёву, «это высшая систематическая категория». Отличительной чертой типа является сам принцип хранения. Пушкарёв выделил следующие три типа исторических источников: письменные; вещественные; этнографические. Тип «письменные» исторические источники подразделялся на два рода: документальные; повествовательные. Документальные исторические источники воплощают в себе действительность, а повествовательные отображают ее через сознание их авторов. Виды — еще более мелкая градация. Под видом Пушкарёв понимает «исторически сложившийся комплекс письменных источников, для которых характерны сходные признаки их структуры, их внутренней формы». В 1985г. С.О.Шмидтом была предложена другая схема классификации источников по типам и подтипам.
1. Вещественные источники во всем их многообразии (от памятников археологии до современных машин и предметов бытового обихода).
2. Изобразительные источники:
А) художественно-изобразительные (произведения изобразительного искусства, искусства кино и фотографии);
Б) изобразительно-графические;
В) изобразительно-натуральные (прежде всего, фотографии, кинокадры).
3. Словесные источники:
А) разговорная речь;
Б) памятники устного творчества (фольклор);
В) письменные памятники (включая эпиграфические) во всем многообразии содержания и формы — видов и разновидностей. К этому типу относятся и все фонодокументы, в той или иной мере фиксирующие «речь» человека.
4. Конвенционные источники во всем их многообразии. Сюда можно отнести все условные обозначения графическими знаками (ноты, знаки математической, химической и др. символики).
5. Поведенческие источники. Визуально наблюдаемые (или воспроизводимые) обычаи и обряды (ритуалы) — коллективные и индивидуальные действия (трудовые, семейно-бытовые, праздничные и пр.)
6. Звуковые или аудиальные источники (это звуки в широком и узком смысле).
Намеренные и ненамеренные письменные источники. Исторические источники также делят на намеренные и ненамеренные. Марк Блок в качестве примера намеренного источника приводит «Историю» Геродота, а в качестве примера ненамеренного источника — древнеегипетский погребальный папирус. Таким образом, намеренные источники — это те источники, которые создавались с расчётом на то, что их будут изучать потомки. Примеры намеренных источников — хроники, мемуары. Ненамеренные источники не предназначались для потомков. Примеры ненамеренных источников — деловая переписка, служебные документы. С точки зрения историка оба типа источников имеют свои преимущества и недостатки. Намеренные источники, как правило, передают хронологию исторических событий и их связь. В то же время эти источники часто ангажированы. Ненамеренные источники часто фрагментарны, но они дают историку те сведения, которые отсутствуют в намеренных источниках (например, по причине того, что современники не считали эти сведения достаточно значимыми для передачи потомкам). Подчеркивая важность источников, Марк Блок поставил вопрос об обязательном включении в книги по истории глав об источниках и методах их изучения.
В качестве исторических источников, как правило, выступают первоисточники, на основании которых создаются вторичные источники, однако иногда и вторичный источник может выступать в качестве первичного, поэтому некоторые исследователи затрудняются сформулировать точное определение первичного и вторичного источника. По словам Мишеля Фуко: «Все более и более полное сбережение письменных источников, учреждение архивов, их упорядочивание, реорганизация библиотек, создание каталогов, репертуаров, инвентариев представляют собой в конце классической эпохи нечто большее, чем просто новую восприимчивость ко времени, к своему прошлому, к глубинным пластам истории; это способ введения в уже сформировавшийся язык и в оставленные им следы того же самого порядка, который устанавливают между живыми существами. Именно в этом зарегистрированном времени, в этом разбитом на квадраты и пространственно-локализованном становлении, историки XIX в. возьмутся за написание, наконец, «верной» истории, то есть освобожденной от классической рациональности, от ее упорядоченности и от ее теодицеи, — истории, отданной во власть неистовой силе вторгающегося времени».
Работа с источниками. Извлекая информацию из источника, исследователь должен помнить два существенных момента:
— Источник дает лишь ту информацию, которую в нём ищет историк, он отвечает лишь на те вопросы, которые историк ставит перед ним. И полученные ответы всецело зависят от заданных вопросов.
— Письменный источник передает события через мировосприятие автора, его создавшего. Это обстоятельство имеет важное значение, ибо то или иное понимание картины мира, существующее в сознании создателя источника, так или иначе воздействует на те данные, которые он фиксирует.
Так как исторические источники различных видов создаются людьми в процессе осознанной и целенаправленной деятельности и служили им для достижения конкретных целей, то они несут ценную информацию об их создателях и о том времени, когда были созданы. Чтобы извлечь эту информацию, необходимо понимать особенности и условия возникновения исторических источников. Информацию из источника важно не только извлечь, но и критически оценить, а также правильно интерпретировать.
Интерпретация источников. Интерпретацию проводят с целью установить (в той или иной мере, в какой это возможно с учетом временной, культурной, любой другой дистанции, разделяющей автора произведения и исследователя) тот смысл, который вкладывал в письменный источник его автор. От интерпретации исследователь переходит к анализу его содержания. На этом этапе становится необходимым взглянуть на источник и его свидетельства глазами современного исследователя — человека другого времени. Исследователь раскрывает всю полноту социальной информации вокруг источника, решает проблему её достоверности. Он выдвигает аргументы в пользу своей версии правдивости свидетельств, и обосновывает свою позицию.
По мнению историка Марка Блока, сами по себе источники ничего не говорят. Историк, изучающий источники, должен искать в них ответ на какой-либо определённый вопрос. В зависимости от постановки вопроса источник может сообщать разную информацию. Блок приводит в качестве примера жития святых эпохи раннего Средневековья. Эти источники, как правило, не содержат достоверных сведений о самих святых, зато они проливают свет на образ жизни и мышления своих авторов.
Примеры интерпретации источников. Историк культуры Владимир Библер считал, что вместе с созданным когда-то руками человека историческим источником из прошлого в наше время попадает «фрагмент прошедшей действительности». После позитивной идентификации источника исследователь начинает заниматься реконструктивной работой: сопоставлением с уже известными источниками, мысленной достройкой, заполнением лакун, исправлением искажений и очисткой от более поздних напластований и субъективных интерпретаций. Главным для историка является определить, действительно ли описанное в источнике или донесенное им событие — факт, и что этот факт действительно был или происходил. В результате, историк расширяет попавший в наше время фрагмент прошедшей действительности и как бы увеличивает его «историческую площадь», более полно реконструирует сам источник, углубляет его истолкование и понимание, а в итоге — увеличивает историческое знание: «Расшифровывая исторический факт, мы включаем в современную действительность фрагменты действительности прошедшей и тем самым раскрываем историзм современности. Мы сами развиваемся как культурные субъекты, то есть субъекты, прожившие долгую историческую жизнь. Мы действуем как исторически памятливые субъекты». <…>.
Условия успешной работы с источниками. Многие историки предупреждают об опасности фетишизации источников. Следует помнить, что источники — это всего лишь рабочий материал для историка, а их анализ и критика закладывают базу для исследования. Основной же этап в работе историка начинается на стадии интерпретации источника в контексте его времени и осмысления отдельно взятого источника в комплексе с другими данными для производства нового исторического знания.
Говоря об исторических источниках, И.Дройзен постоянно подчеркивал их неполноту и фрагментарность, не позволяющую воссоздать пол¬ную картину прошлого. Он призывал проводить перекрестный анализ различных видов источников, чтобы избежать их неправильной трактовки. В качестве меры достоверности исследова¬ния Дройзен предлагал признать четкость в обозначении пробелов и возможных ошибок.
Для успешной работы с историческими источниками от историка требуется не только кропотливость и непредвзятость, но и глубокие знания предмета исследования и широкий культурный кругозор. В качестве примера плодотворной работы историка с источниками можно привести С.М.Соловьева, автора 29-томной «Истории России». В.О.Ключевский так писал о нём: «Широта исторического взгляда была отражением широты его исторического образования. В области русской истории трудно быть специалистом более Соловьева. Не много будет после него ученых, которым удастся так последовательно и полно изучить источники нашей истории. Но Соловьев не закапывался в свою специальность. В этом отношении он — поучительный образец, особенно для занимающихся отечественной историей, между которыми часто проявляется наклонность уединяться в своей цеховой келье».

(Википедия. Свободная Энциклопедия.)

«На сегодняшний день человечеством накоплено такое огромное количество информации, которое к тому же лавинообразно увеличивается с каждым днем, что человек не в состоянии его усвоить в полном объеме даже в пределах одной области знания. Поэтому так важно уметь ориентироваться в этом потоке самых разнообразных сведений, быстро и исчерпывающе находить источники необходимой информации, т.е., прежде всего, знать, ЧТО и ГДЕ искать. Конечно, мы подчас ограничиваемся тем, что стоит на полке в библиотеке, но от правильного выбора источников будет зависеть полнота изучения темы, а значит и качество научной работы. Да и к тому же процесс самостоятельного поиска так же способствует получению важной информации. Так, отыскивая нужный раздел в библиотечной картотеке или каталоге, можно получить общее представление о структуре научного знания, читая названия работ, вы волей неволей знакомитесь с разными типами и видами изданий, наиболее важными научными проблемами, осваиваетесь с терминологией, запоминаете наиболее часто встречающиеся фамилии авторов; а по количеству источников, по теме, можно оценить степень ее разработанности или освоения.
Литература, используемая при написании научной работы, очень разнообразна. Поэтому нужно хорошо знать какого рода информацию может содержать то или иное издание, с которым придется работать. Представим наиболее важные и распространенные виды изданий.
УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА. Учебник — основной вид учебной литературы. Он содержит систематическое изложение знаний, которые обязательно должны быть усвоены учащимися в рамках определенной учебной дисциплины. Учебник официально утверждается высшим органом образования страны в качестве такого издания, о чем обязательно указывается на его второй странице, которая называется оборотом титула.
Учебник может быть авторским, т.е. написанным одним или несколькими авторами, или коллективным, когда в его создании принимал участие целый коллектив авторов. В этом случае обычно указывается главный редактор. В отличие от школьного учебника, где излагаются основы наук: учебник для вуза, а последние наши поступления это в основном вузовские учебники, представляют саму науку. Постоянное интенсивное развитие научного знания приводит к относительно быстрому устареванию вузовских учебников, поэтому в дополнение к ним выпускаются различного рода учебные издания: курсы лекций, учебные пособия и др.
Курс лекций — разновидность учебного издания, в котором опубликован авторский лекционный курс по какой-либо учебной дисциплине. Один и тот же курс лекций, предусмотренный образовательной программой, разными преподавателями читается иногда с совершенно разных научных позиций, в рамках различных научных школ. Такие авторские курсы лекций могут иметь общенаучное значение. Опубликованные они становятся доступными не только для тех, кто имеет возможность послушать его сам, но и для широкого круга специалистов — как для современников ученого, так и для последующих поколений.
Учебное пособие обычно дополняет существующие учебники по данной дисциплине и поэтому, как правило, оно или уже по охвату материала, т.е. в нем рассматривается только часть учебного курса, или больше ориентировано на практическую сторону усвоения материала. В отличие от учебника, который представляет наиболее устоявшееся знание, учебное пособие в большей степени отражает позицию его автора или авторов, их личный преподавательский и научно-исследовательский опыт в той области знания, которой посвящено пособие. К учебным пособиям относятся также издания вспомогательного характера, используемые в процессе обучения: учебные словари и справочники, своды данных, таблицы, карты.
Методическое пособие — это издание, содержащее практические рекомендации по какому-либо вопросу. Оно может быть адресовано студентам; в этом случае методическое пособие содержит конкретные советы по выполнению каких-то учебных заданий и используется на лабораторно-практических занятиях. Методические пособия для преподавателей раскрывают методики обучения; преподавания какой-либо учебной дисциплины или ее разделов.
НАУЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА. Монография — научное или научно-популярное книжное издание, содержащее полное и всестороннее исследование одной проблемы или темы. Монография может принадлежать одному или нескольким авторам, рассматривающим проблему с одних научных позиций. В последнем случае она называется коллективной монографией. Монография — это ведущий жанр научной литературы. Обычно она содержит обширные научные данные, справочные сведения, а также указатель литературы по данной проблеме.
Сборники научных трудов (статей) — один из самых распространенных видов научных изданий. Они представляет собой книгу, в которой собраны статьи и другие материалы научного характера, принадлежащие разным авторам. Обычно сборник посвящен одной теме, которая может рассматриваться с различных, иногда прямо противоположных точек зрения, с позиций разных научных школ. Широко распространены периодические, выходящие через определенные промежутки времени (например, раз в год), или продолжающиеся, выходящие по мере накопления материалов, сборники. Они имеют общее заглавие, нумерацию и бывают, как правило, однотипно оформленными. Такие сборники издаются обычно научными учреждениями, обществами, а также учебными заведениями. Если такой сборник подготовлен представителями разных вузов, он называется межвузовским.
Материалы конференции — научный сборник, издаваемый по итогам конференции (съезда, симпозиума, семинара). Обычно содержит наиболее значительные доклады, а также, принятые участниками решения и рекомендации. Такие материалы дают возможность ознакомиться с работой конференции тем, кто не был ее участником. Кроме того, многие конференции становятся этапным событием в развитии науки, и материалы их работы приобретают высокую научную ценность.
Тезисы докладов (сообщений) — это сборник кратких изложений докладов, опубликованный до начала работы для предварительного ознакомления.
Научный журнал — периодическое издание, имеющее постоянную рубрикацию. Практически каждая научная отрасль имеет свой журнал, распространяющийся как наиболее доступный источник научной информации. Помимо центральных научных журналов распространяются журнальные издания вузов, научных обществ и ассоциаций, которые тоже содержат важную научную информацию.
Диссертация и автореферат диссертации представляют собой неопубликованные научные издания, т.к. существуют на правах рукописи. С ними можно ознакомиться в библиотеках тех вузов, где есть диссертационные советы по защите докторских или кандидатских диссертаций.
СПРАВОЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ЛИТАРЕТУРА. Энциклопедия — научное или научно-популярное справочное издание, содержащее систематизированный свод знаний. Различают два основных вида энциклопедий — универсальные, включающие сведения по всем отраслям знаний и практической деятельности. Например, Большая советская энциклопедия в 30-ти томах; Педагогическая энциклопедия в 4-х томах.
Каждая статья энциклопедии содержит основную информацию по существу вопроса: изложение научной теории, исторического события, описание объекта, процесса, явления и пр. Статьи располагаются в алфавитном порядке их заглавий или по определенному систематическому принципу. Энциклопедии снабжены системой отсылок и указателей, помогающих найти необходимые данные.
Энциклопедический словарь — справочное издание, представляющее собой краткий вариант энциклопедии, где можно достоверно уточнить необходимые сведения.
Справочник — издание, содержащее краткие сведения научного и прикладного характера, расположенные в таком порядке, чтобы их было удобно искать. Структура справочника определяется его назначением (его адресатом могут быть учащиеся, специалисты практики, любой интересующийся). Каждый справочник обязательно содержит вступительную статью, объясняющую как им надо пользоваться. А вспомогательные указатели помогут легко отыскивать нужные сведения. Умение и привычка пользоваться справочниками пригодятся в профессиональной деятельности.
Терминологический словарь (глоссарий) — справочное издание, в котором разъясняются значения специальных слов — терминов, используемых в какой-либо области знания. Например, Словарь практического психолога содержит более 2-х тыс. терминов, рассчитан на читателя, использующего психологические знания в практической деятельности.
Толковый словарь — справочное издание, содержащее перечень слов в алфавитном порядке с указанием их толкования (значения), особенностей употребления и звучания. Обращение к этим словарям поможет в тех случаях, когда вы сомневаетесь в правильности употребления того или иного слова. Наиболее известный и широко употребляемый — «Толковый словарь русского языка» С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой.
Где нужно искать литературу. В каждой крупной библиотеке и в нашей библиотеке есть библиографический отдел, где собираются специальные издания, содержащие сведения о вышедшей литературе. Библиографические указатели по содержанию могут быть универсальными, например «Книжная летопись», «Летопись газетных и журнальных статей». Здесь содержится библиографическое описание и краткая аннотация всей выпущенной в стране литературы. Выпускает эти указатели Российская книжная палата. Поработать с ними можно в ЦГБ.
Универсальные библиографические указатели отражают всю литературу, отраслевые по определенной отрасли знания и тематические по какой-либо теме. Так, в поиске литературы по педагогике может помочь издание Российской государственной библиотеки «Информкультура» и реферативная экспресс-информация Отраслевого центра научно-педагогической информации (ОЦНПИ) «Школа и педагогика».
Сейчас появляется возможность пользоваться библиографическими базами данных в сети «Интернет». Так, ГПНТБ им. К.Д.Ушинского представляет базу данных, в которой более 100.000 записей (пятилетний массив). Полнота комплектования по профилю составляет 85%, Остается только научиться этим пользоваться — выразить запрос через ключевое слово.
Библиотечные каталоги. Алфавитный каталог — один из обязательных каталогов любой библиотеки. Библиографические карточки там расположены в алфавитном порядке фамилий авторов и заглавий произведений. Систематический каталог организован исходя из содержания книг. Каталожные карточки располагаются в нем по отраслям знания в соответствии с определенной системой ББК. Он является базовым источником при поиске литературы по теме.
Систематическая картотека статей представляет источники из периодики и служит хорошим дополнением в тематическом поиске. Она отражает информацию наиболее оперативно, т.к. журналы мобильнее в представлении информации по теме.
Как нужно искать литературу. Самостоятельный подбор литературы — кропотливый труд, требующий внимания и тщательности. От правильного выбора источников будет полнота изучения вопроса или качества научной работы. Если вы подбираете литературу с целью расширить список работ, для написания доклада, более детального изучения какой-то темы, то лучше обратиться к предметному и систематическому каталогам какой либо крупной, лучше специализированной библиотеке. Зная предметную область своего списка, вы в этих каталогах быстро найдете вам нужную литературу и сможете с ней познакомиться».

(Как работать с учебной и научной литературой. Сайт www.interesting-book.belpc.ru.)

* * *

В связи с рассмотрением «академических» источников и «академического» аспекта Российской Тантрологии, возможно, наряду с другими «источниками», особое внимание следует обратить на тематические, специальные статьи в различных словарях и энциклопедиях, которые можно обозначить как «словарные статьи» и «энциклопедические статьи», например,
— статья А.М.Пятигорского о Тантризме в Философской Энциклопедии. (в 5-ти томах. / Под ред. Ф.В. Константинова. М. СЭ. 1960-1970гг.);
— статья С.А.Горохова о Тантризме в Энциклопедии для детей. (Том 6. Часть 1. Религии мира. 2-е изд. М. Аванта+, 1996г.);
— статья А.В.Парибок о Тантризме в Словаре «Индуизм. Джайнизм. Сикхизм» (ред. М.Ф.Альбедиль, А.М.Дубянский. М. Республика. 1996г.);
— статья В.Г.Лысенко о Тантризме в Новой Философской Энциклопедии (в 4-х томах. / Под ред. В.С.Стёпина. М. Мысль. 2001г.) и др.

«Словарная статья — структурная единица словаря/энциклопедии, пред¬ставляющая собой относительно самостоятельный текст, включающая заглавное слово (словосочетание, выражение, понятие, термин) и его пояснение (оп¬ределение, толкование, эквиваленты на др. языках и пр.)».

(Краткий толковый словарь по полиграфии. 2010г.)

«Энциклопедический словарь, энциклопедия — справочное пособие, состоящее из энциклопедических статей. Лингвистическая (языковая) статья — статья, описывающая лингвистическую/языковую реальность (например, слова или словесные конструкции, словосочетания). Энциклопедическая (предметная) статья — статья, описывающая предметы и явления окружающего мира».

(Википедия. Свободная Энциклопедия.)

«Словарная статья — статья в словаре, характеризующая то или иное слово и включающая различные зоны. 1. Вначале идет заглавное слово, оформленное таким образом, что мы можем получить сведения о его орфографии, произношении, ударении. Зонная структура словарной статьи варьируется, в зависимости от типа словаря. Наиболее полно она представлена в толковых словарях.
2. Одна из основных зон здесь — это зона значения: толкование лексического значения предполагает установление количества значений слова и определение каждого значения в отдельности.
3. Один из обязательных компонентов словарной статьи — это зона форм: указание грамматических категорий (часть речи, род, вид и т.п.), опорные словоформы; возможные варианты.
4. Особый компонент словарной статьи — это стилистические пометы, указывающие на разновидности книжной и разговорной лексики.
5. Следующий компонент словарной статьи — фразеологические обороты, устойчивые сочетания слов, обособившиеся формы, которые отделяются абзацем, ромбом или каким-нибудь другим способом.
6. Обязательный компонент словарной статьи – иллюстрации (иллюстративный материал): словосочетания, цитаты из произведений, которые дают дополнительную характеристику смысловых и грамматических особенностей слов, раскрывают сферу их употребления, подчеркивая их нормативность, служат руководством для современного словоупотребления».

(Словарь лингвистических терминов. 5-е изд. испр. и дополн.
/ Т.В.Жеребило. Назрань. Пилигрим. 2010г.)
(Термины и понятия лингвистики: Общее языкознание. Социолингвистика:
Словарь-справочник. / Т.В. Жеребило. Назрань. Пилигрим. 2011г.)

Помимо указанных и перечисленных выше «академических» источников информации для тантрологических исследований, возможно, следует обратить внимание еще на несколько «источников», которые можно записать в разряд «академических» — это различные форумы, конференции, круглые столы, семинары, различные тематические чтения и соответствующие сборники материалов. Например:

 

МОЛОДЕЖНЫЕ НАУЧНЫЕ КОНФЕРЕНЦИИ «ПУТЬ ВОСТОКА»

««Путь Востока» — ежегодная молодежная научная конференция по проблемам философии, религии, культуры Востока, которая проводится научным обществом студентов, аспирантов и молодых учёных «Традиции Востока». С 1998г. по 2005г. научным обществом было проведено восемь конференций. Первые три конференции — «Традиции освобождения» (1998, 1999, 2000) — были посвящены проблемам понимания целей человеческого бытия в религиозных и религиозно-философских традициях стран Ближнего, Среднего и Дальнего Востока. Четвёртая конференция («Проблема методов», 2001) была посвящена вопросам, связанным со способами реализации целей, ставящихся различными традициями, а также вопросам, касающихся проблем изучения и истолкования традиций, ритуалов и отдельных артефактов в современной науке (см. Путь Востока. Проблема методов. Материалы IV Молодежной научной конференции по проблемам философии, религии, культуры Востока. Серия «Symposium». Выпуск 10. СПб. Санкт-Петербургское философское общество. Отв. ред. С.В.Пахомов. 2001г. 132 стр.). На пятой конференции — «Традиции и современность» (2002) — рассматривались проблемы и вопросы, касающиеся современных форм религиозных и религиозно-философских традиций, а также вопросы, связанные с процессом вестернизации в странах указанных регионов. Доклады шестой конференции — «Межкультурная коммуникация» (2003) — посвящены проблемам, связанным с межкультурными контактами в различных регионах Азии и с последствиями колониальной политики европейских государств. На седьмой конференции, состоявшейся в апреле 2004г. («Культурная, этническая и религиозная идентичность») были рассмотрены проблемы формирования указанных форм идентичности в различные периоды истории стран Ближнего, Среднего и Дальнего Востока. В апреле 2005г. на конференции «Универсализм и партикуляризм в культуре», научное общество «Традиции Востока» продолжило работу над проблемами идентичности. Материалы конференций публикуются в сборниках «Путь Востока», а также в рамках нашего проекта».

(Сайт http://wiki.shayvam.org.)

 

МЕЖДУНАРОДНЫЕ НАУЧНЫЕ КОНФЕРЕНЦИИ АИЭМ

«Ассоциация исследователей эзотеризма и мистицизма (АИЭМ. 2009г.) — научная некоммерческая организация, объединяющая специалистов гуманитарного профиля в странах постсоветского пространства, которые занимаются исследованиями в области эзотеризма и мистицизма с позиций академической науки. АИЭМ призвана объединить усилия заинтересованных специалистов для планомерного изучения этой перспективной области исследований и будет способствовать выработке оригинальных методологических приемов и соответствующего языка описания, раскрытию различных мировоззренческих форм, лежащих в основе эзотерических и мистических движений, анализу их символических образов, категориального аппарата и социальных структур, выявлению этапов развития этой проблематики в ходе истории, и т.д.
Одной из важных задач АИЭМ является определение причин стойкого бытования мистико-эзотерических аспектов в общечеловеческой культуре на разных ее исторических этапах, а также выявление степени их влияния на культуру современной эпохи. АИЭМ стремится к налаживанию связей с соответствующими исследовательскими объединениями в других регионах мира, проведению совместных международных конференций, исследовательских проектов, изданию общих научных трудов. Основная форма реализации задач АИЭМ — регулярные международные научные конференции, посвященные исследованиям мистицизма и эзотеризма и открывающие возможность междисциплинарного освещения тематики, к которой могут быть применены разработки на основе исторических, психологических, философских и иных подходов. По замыслу организаторов, эти конференции носят «передвижной» характер и устраиваются в различных городах постсоветского пространства в целях большего привлечения внимания научной общественности к изучению мистико-эзотерической проблематики. К настоящему времени состоялось шесть конференций, носивших название «Мистико-эзотерические движения в теории и практике». АИЭМ организует также и другие научные мероприятия. АИЭМ издает и распространяет сборники научных материалов конференций. Кроме этого, АИЭМ выпускает собственный регулярный on-line журнал «Aliter» с периодичностью 1 раз в полугодие, на русском и английском языках».

(Сайт www.aiem-asem.org.)

 

ЗИГЕЛЕВСКИЕ ЧТЕНИЯ

«Зигелевские чтения — открытая конференция, которая получила своё название в честь Ф.Ю.Зигеля (1920-1988) — астронома, известного в СССР популяризатора науки, доцента МАИ. Феликс Юрьевич также считается основателем уфологического движения в СССР. Идея проведения чтений в память Ф.Ю.Зигеля принадлежит его ближайшему окружению, в первую очередь инженеру-конструктору А.Е.Семёнову, оптику А.С.Кузовкину и др. Ещё в конце 1980-х годов вместе с журналом «Вокруг света» они вели семинар «Экология Непознанного», посвящённый различным вопросам изучения аномальных явлений (АЯ). Впоследствии этот семинар превратился в Ассоциацию «Экология Непознанного», которая сегодня является одним из старейших в РФ исследовательских объединений. С первых Зигелевских чтений (1990) Ассоциация является их организатором. Чтения приурочены к концу марта и концу ноября — соответственно, датам рождения и смерти Ф.Ю.Зигеля. В первые годы Чтения собирали относительно небольшое число участников, большинство которых занимались изучением АЯ всерьёз. Со временем аудитория значительно расширилась, а в программу стали входить не только опытные, но и начинающие исследователи, качество выступлений которых вызывает сомнения. Вместе с тем в чтениях регулярно принимают участие космонавты, известные авторы, исследователи АЯ, журналисты, гости из-за рубежа. С годами Зигелевские чтения, несмотря на спорность ряда идей, стали своеобразной трибуной обкатки новых идей и направлений, причём вовсе не обязательно в области «альтернативных наук». Обычное число слушателей – 400-500 человек. Часть из них является постоянными посетителями, часть меняется из года в год».

(Ассоциация «Экология непознанного». Сайт www.aeninform.org.)

 

ТОРЧИНОВСКИЕ ЧТЕНИЯ

«Торчиновские чтения — междисциплинарный научный форум, созданный коллегами и учениками Евгения Алексеевича Торчинова. Ежегодные конференции стали для большого числа ученых, представляющих различные направления востоковедения, религиоведения, истории, психологии, культурологии и других дисциплин, пространством для заинтересованного диалога, обмена опытом, презентации результатов исследований.
Свойственные научному темпераменту Евгения Алексеевича черты — разнообразие интересов, методологическая открытость, непредвзятость взгляда — стали определяющими и для атмосферы Торчиновских чтений. Эти принципы можно назвать противоядием к доминировавшей долгое время над востоковедческим знанием тяги к узкой специализации. Преодоление такой архаичной, аморфной модели служит целостности и универсальности научного воззрения, стимулирует его способность объяснять феномены, в том числе, современной культуры. Встреча различных теоретических позиций и друг с другом, и с изысканиями, направленными на освоение самых актуальных явлений, вызвала широкий интерес, как профессионалов, так и людей, интересующихся Востоком, духовными традициями мира, психологией. За семь лет работы, начиная с 2004г., участниками конференции стали несколько сотен специалистов из разных стран мира, существенная доля которых — молодые исследователи-энтузиасты».

(Современное востоковедение и духовные традиции Востока.
Сайт «Познание запредельного». www.torchinov.com.)

* * *

N 36. 01.02.14г.