Статья 3.1.1. Тантрология: академическая литература.

продолжение

2. ЧТО ТАКОЕ АКАДЕМИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА?

2.1. ЧТО ОЗНАЧАЕТ «АКАДЕМИЧЕСКАЯ»?

Согласно «Словарю русских синонимов» (см. сайт www.Jeck.ru.), «частота употребления слова «академический» составляет 478 раз на 300 млн. слов».

Если обратиться к синонимам слова «академический», то разные словари дают разное их количество:
— синонимы слова «академический» — теоретический, отвлеченный, духовный, учебный;
— трансцендентальный — это абстрактный, отвлеченный, академический, мысленный, умозрительный, умственный, теоретический;
— синонимы слова «академический»: абстрактный, бесплотный, беспредметный, бестелесный, духовный, душевный, идеальный, метафизический, моральный, небесный, невещественный, неземной, платонический, психический, психологический, религиозный, теоретический, трансцендентный, умозрительный, умственный, церковный, мысленный, отвлеченный, горний, вышний.

ЗНАЧЕНИЯ СЛОВА «АКАДЕМИЧЕСКИЙ».

«Слово «академический» употребляется сравнительно часто.
1. Академическим называется всё то, что связано с какой-либо академией. Академический институт, центр, городок.
2. Академическим изданием справочника, словаря, литературных произведений и т.д. называется авторитетное издание, содержащее научно выверенный текст и его различные варианты, комментарии и другой справочный аппарат. Оно обычно делается под руководством какой-либо научной организации. Академическое издание собрания сочинений А.С.Пушкина.
3. Академическая живопись, скульптура основаны на классических принципах правильности, гармонии, порядка. 4. Академическими называют спор, дискуссию, обсуждение, которые предполагают лишь научное рассмотрение проблемы без учёта практических соображений. Увлечься чисто академическими дискуссиями. (Толковый словарь Дмитриева)».

(Значение слова «академический». Сайт www.dic.academic.ru.)

«Толковый словарь Ожегова. Академический — 1. соблюдающий установившиеся традиции (в науке, искусстве). Пример: академическая живопись. 2. Учебный (в применении к высшим учебным заведениям). Пример: академический год, час. 3. чисто теоретический, не имеющий практического значения. Пример: академический спор. 4. в составе названий театров, оркестров, хоров, ансамблей: высшей квалификации, образцовый. Пример: Государственный академический Большой театр. 5. см. академия.
Ефремова Т.Ф. Толковый словарь русского языка. Академический (прил.):
1. Соотносящийся по значению с существительным: академия (1), связанный с ним.
2. а) Соотносящийся по значению с существительным: академия (2), связанный с ним.
б) Учебный.
3. а) Соотносящийся по значению с существительным: академизм (1,2), связанный с ним.
б) Соответствующий строгим классическим образцам.
4) а) Соотносящийся по знач. с существительным: академизм (3), связанный с ним.
б) Имеющий сугубо теоретическую направленность.
5) Употребляется как почетное звание, присваиваемое государственным театрам, хоровым коллективам и т.п.
С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка. Академический, -ая, -ое.
1. CM. академия.
2. Соблюдающий установившиеся традиции (в науке, искусстве). Академическая живопись.
3. Учебный (в применении к высшим учебным заведениям). Академический год, час.
4. перен. Чисто теоретический, не имеющий практического значения (книжн.). Академический спор.
5. В составе названий театров, оркестров, хоров, ансамблей: высшей квалификации, образцовый. Государственный академический Большой театр».

(Значения слова «академический» в толковых словарях
русского языка. Сайт www.что-означает.рф.)

 

ЗНАЧЕНИЯ СЛОВА «НАУЧНЫЙ».

«Толковый словарь Ожегова. Научный — 1. научный. см. наука. 2. Основанный на принципах науки, отвечающий требованиям науки. Пример: Вполне научный подход.
Ефремова Т.Ф. Толковый словарь русского языка. Научный (прил.):
1. Соотносящийся по знач. с существительным: наука (1,2), связанный с ним.
2. Свойственный науке (1,2), характерный для нее.
3. Основанный на принципах науки (1,2).
С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка. Научный, -ая, -ое; -чен, -чна. 1. см. наука. 2. Основанный на принципах науки, отвечающий требованиям науки. Вполне научный подход».

(Значения слова «научный» в толковых словарях
русского языка. Сайт www.что-означает.рф.)

«Научный — см. ученый. (Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. / Под. ред. Н.Абрамова. М. Русские словари. 1999г.).
Научный (прил.) — 1) Соотносящийся по значению с существительным: наука (1,2), связанный с ним. 2) Свойственный науке (1,2), характерный для нее. 3) Основанный на принципах науки (1,2). (Толковый словарь Ефремовой).
Научный, -ая, -ое; -чен, -чна, -чно. 1. только полн. ф. прил. к наука (в 1 знач.). Научная проблема. Слушая разговор брата с профессором, он замечал, что они связывали научные вопросы с задушевными. Л.Толстой. Анна Каренина. || Связанный с исследованием каких-л. проблем, с организацией работы в той или иной области знаний. Научное открытие. Научное учреждение. 2. Основанный на принципах науки, отвечающий требованиям науки… (Малый академический словарь).
Научный, -ая, -ое; -чен, -чна, -чно. 1. только полн. к наука (1 зн.). Научная проблема. Научное открытие. Научные вопросы. // Связанный с исследованием каких-л. проблем, с организацией работы в той или иной области знаний. Научное учреждение. Научные кадры. Научный работник. Научное общество (добровольная организация лиц, ведущих исследовательскую работу). 2. Основанный на принципах науки, отвечающий требованиям науки. Научное мышление. Научное познание мира. Вполне научный подход. Метод вполне научен. Научная теория, методика. Научная организация труда. (Толковый словарь Кузнецова).
Научный, -ая, -ое; -чен, -чна. 1. см. наука. 2. Основанный на принципах науки, отвечающий требованиям науки. Вполне научный подход. II сущ. научность, -и, ж. (Толковый словарь Ожегова).
Научный, научная, научное; научен, научна, научно. 1. только полн. формы. прил. к наука в 1 и 2 знач.; занятый разработкой вопросов какой-нибудь науки. Научный работник. Научная ассоциация. Научное образование. Научная работа. Научное учреждение. 2. Основанный на принципах науки. Научная организация труда. Научный вывод. Научная теория. Научный социализм (в противоп. утопическому). 3. Соответствующий требованиям науки, истинному понятию о науке. Эти положения (мнения, выводы) вполне научны. (Толковый словарь Ушакова).
Научный — высоко научный, глубоко научный, подлинно научный. (Словарь русской идиоматики. Сочетания слов со значением высокой степени. Academic. 2011г.).
Нау?чный — прил., употр. часто. 1. Научным называют то, что имеет отношение к науке. Научные сведения, данные. | Провести научный эксперимент. | Получить научные результаты. | Круг его научных интересов был чрезвычайно широк. 2. Общество, центр, институт и т.д., а также их работников называют научными, если они занимаются … (Толковый словарь Дмитриева)».

(Значения слова «научный. Сайт Энциклопедии & Словари. www.enc-dic.com.)

 

ЗНАЧЕНИЯ СЛОВА «ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ».

«Теоретический, теоретическая, теоретическое. 1. прилагательное к «теория». Теоретическое построение. Теоретический вывод. / Склонный к занятиями теорией. Теоретический ум. Теоретический талант. У него теоретическая складка. / Представляющий собой тот отдел какой-нибудь науки, который рассматривает вопросы ее теории (научн.). Теоретическая механика. 2. Основанный на отвлеченных соображениях, а не на практических наблюдениях. Всякое теоретическое предположение должно быть проверено на практике. Теоретически (нареч.) верно, но практикой еще не подтверждено».

(Значения слова «теоретический». Сайты www.onlinedics.ru, slovarslov.ru.)

«Теоретический, -ая, -ое. 1. прил. к «теория»; основанный на теории, связанный с ней. Теоретическая подготовка. Теоретические исследования. // Склонный к занятиям теорией, отвлеченно-логическому мышлению, обобщениям. Теоретический ум. // Рассматривающий вопросы теории какой-либо науки. Теоретическая физика. Теоретическая астрономия. Теоретическая хирургия. 2. Полученный путем отвлеченно-логических операций или математических расчетов. Теоретические выкладки. Теоретические построения. Теоретические расчеты. // спец. Предполагаемый, возможный при определенных исходных данных, условиях. Теоретический потолок самолета. Теоретическая производительность машины. Теоретический вес отливок».

(Малый академический словарь А.П.Евгеньева. М. Институт
русского языка Академии наук СССР 1957-1984гг.)

«Теоретический (от слова теория). Научный, умозрительный, основанный на теории. (Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. А.Н.Чудинов. 1910г.).
Теоретический — в противоположность практическому, не применяемый непосредственно к жизни, к делу, а имеющий отношение к отвлеченной науке, к отвлеченному мышлению; согласный с логическими доводами науки в широком смысле слова, не считающейся с практикой. (Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке. М.Попов. 1907г).
Теоретический — от слова теория. Научный; основанный на теории. (Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней. А.Д.Михельсон. 1865г.).
Теоретический — отвлеченный, научный, не имеющий отношения к практике. (Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Ф.Павленков. 1907г.)».

(Значение слова «теоретический». Сайт www.enc-dic.com.)

«Толковый словарь Ожегова. Теоретический — основанный на теории, относящийся к вопросам теории. Пример: Теоретический вывод. Теоретическая конференция. Рассуждать теоретически (нареч.). 2. см. теория. 3. О складе мышления: склонный к обобщениям, к теоретизированию. Пример: Теоретический ум. 4. не опирающийся на реальность, на практические возможности. Пример: теоретически (нареч.) возможно, а практически вряд ли.
Ефремова Т.Ф. Толковый словарь русского языка. Теоретический (прил.):
1. Соотносящийся по значению с существительным: теория, связанный с ним.
2. Свойственный теории (1-4), характерный для нее.
3. Относящийся к вопросам теории (1-4).
4. Склонный к обобщениям, теоретизированию (о складе мышления).
5. То же, что: теоретичный.
С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка. Теоретический, -ая, -ое.
1. см. теория.
2. Основанный на теории, относящийся к вопросам теории. Теоретический вывод. Теоретическая конференция. Рассуждать теоретически (нареч.).
3. О складе мышления: склонный к обобщениям, к теоретизированию. Теоретический ум.
4. Не опирающийся на реальность, на практические возможности (разг.). Теоретически (нареч.) возможно, а практически вряд ли».

(Значения слова «теоретический» в толковых словарях
русского языка. Сайт www.что-означает.рф.)

* * *

Таким образом, если обратиться к различным словарям, то можно найти следующие толкования слова «академический»:
— принадлежащий академии;
— отвлечённый, малодоступный, непопулярный;
— имеющий сугубо теоретическую направленность;
— имеющий отношение к академии и университету;
— относящийся к академии как научному учреждению;
— соответствующий строгим классическим образцам;
— соблюдающий установившиеся традиции (в науке, искусстве);
— чисто теоретический, не имеющий практического значения (книжн.);
— чисто теоретический, отвлеченный, не имеющий практического применения;
— имеющий отношение к академии как научно-исследовательскому учреждению;
— слово «академический» означает, что данное знание не является произвольным и выведено с помощью академических процедур исследования;
— слово «академический» означает высоту достижений и в обучении, и в исполнении, глубокую преданность методологии и приоритет перед достижениями предыдущих поколений. С помощью системы абстракций создается специфический академический язык, позволяющий формулировать теоретические положения и осуществлять необходимые рассуждения.

 

2.2. ЧТО ТАКОЕ ЛИТЕРАТУРА?

«Литература (лат. lit(t)eratura — букв. написанное, от lit(t)era — буква) — в широком смысле совокупность любых словесных текстов.
О границах понятия. Чаще всего под литературой понимают художественную литературу, то есть литературу как вид искусства. Однако это современное понимание не следует прямо применять к культуре отдалённых от сегодняшнего дня эпох. Древние научные трактаты и религиозно-мифологические сочинения — такие, например, как «Теогония» Гесиода или «О природе вещей» Лукреция — с точки зрения современников не противопоставлялись, например, эпическим поэмам («Илиаде» Гомера или «Энеиде» Вергилия) как нехудожественная литература художественной. Отделяя художественную литературу других периодов от литературы религиозной, философской, научной, публицистической, мы проецируем наши современные представления в прошлое, и это требует осторожности. Тем не менее, у литературы есть ряд универсальных свойств, неизменных во всех национальных культурах и на всем протяжении человеческой истории, хотя каждое из таких свойств связано с определёнными проблемами и оговорками.
К литературе относятся авторские тексты (в том числе и анонимные, т.е. такие, у которых автор по тем или иным причинам неизвестен, и коллективные, т.е. написанные группой лиц — иногда довольно многочисленной, если речь идёт, к примеру, об энциклопедии, но все-таки определённой). То, что текст принадлежит определённому автору, создан им, важно в данном случае не с юридической точки зрения (ср. авторское право) и не с психологической (автор как живой человек, сведения о котором читатель может попытаться извлечь из читаемого текста), а потому, что наличие у текста определённого автора обеспечивает этому тексту законченность: автор ставит последнюю точку, и после этого текст начинает существовать сам по себе. История культуры знает типы текстов, существующие по другим правилам, — например, фольклорные: из-за отсутствия авторства сам текст окончательно не закреплён, и тот, кто в очередной раз его пересказывает или переписывает, волен вносить в него изменения, порой довольно существенные. Те или иные записи такого текста могут быть связаны с именем писателя или учёного, осуществившего такую запись (например, «Народные русские сказки» Афанасьева), однако такая литературная фиксация нелитературного текста не отменяет возможности существования иных его версий, и автору такой записи принадлежит именно эта запись, а не сама сказка.
С предыдущим свойством связано и другое: к литературе относятся письменные тексты и не относятся устные. Устное творчество исторически предшествует письменному и прежде, в отличие от письменного, не поддавалось фиксации. Фольклор всегда был устным (вплоть до XIX в., когда начали появляться его письменные формы — например, девичьи альбомы). Современность знает, однако, переходные и пограничные случаи. Так, в национальных культурах, осуществивших в XX в. большой скачок в развитии, сохранялись или сохраняются сказители, занимающиеся устным (стихотворным, на грани песни) творчеством, — прежде такие песни уходили бы в фольклор и существовали в нем, изменяясь и развиваясь в устах других исполнителей, однако в новейшее время сочинения, например, Джамбула подвергались письменной фиксации сразу после своего создания и поэтому существуют в качестве литературных. Другой способ превращения устного творчества в письменное — так называемая «литературная запись». <…>.
К литературе относятся тексты, материалом которых являются исключительно слова человеческого языка, и не относятся тексты синтетические и синкретические, т.е. такие, в которых словесный компонент не может быть оторван от музыкального, визуального или какого-либо иного. Песня или опера сами по себе не являются частью литературы. Если песня написана композитором на уже имеющийся текст, написанный поэтом, то проблемы и не возникает; в XX веке, однако, вновь приобрела широкое распространение древняя традиция, согласно которой один и тот же автор создаёт сразу словесный текст и музыку и (как правило) сам исполняет получившееся произведение. Вопрос о том, насколько правомерно извлекать из получившегося синтетического произведения только словесный компонент и рассматривать его как самостоятельное литературное произведение, остаётся дискуссионным. В ряде случаев синтетические произведения все-таки воспринимаются и квалифицируются как литературные, если несловесных элементов в них относительно немного (такова, например, знаменитая «загогулина» в «Приключениях Тристрама Шенди» Лоренса Стерна или рисунки в известной детской книге Синкен Хопп «Волшебный мелок») или их роль принципиально подчинённая (как роль формул в математической, химической, физической литературе, даже если они и занимают большую часть текста). Иногда, однако, место дополнительных визуальных элементов в литературном тексте настолько велико, что рассматривать его как чисто литературный с научной точки зрения уже натяжка: наиболее известный из таких текстов — сказка Сент-Экзюпери «Маленький принц», важной частью которой являются авторские рисунки.
Всем трём названным критериям не вполне удовлетворяют некоторые древние тексты, традиционно понимаемые как литературные, — например, «Илиада» и «Одиссея»: считается доказанным, что Гомер как единый автор этих двух поэм никогда не существовал, а тексты этих двух поэм сложились из древнегреческого фольклора, исполнявшегося сказителями в виде песен. Однако письменная фиксация этих текстов в их окончательном варианте состоялась настолько давно, что такой традиционный подход можно считать оправданным. Следует добавить ещё один критерий, относящийся уже не к структуре литературных текстов, а к их функции.
К литературе относятся тексты, сами по себе имеющие социальное значение (или рассчитанные на то, чтобы таковое иметь). Это значит, что не рассматриваются как литература частная и служебная переписка, личные дневники, школьные сочинения и т.п. Данный критерий кажется простым и очевидным, но на самом деле и он вызывает целый ряд сложностей. С одной стороны, личная переписка может становиться фактом литературы (художественной или научной), если её ведут значительные авторы: недаром собрания сочинений и писателей, и учёных включают раздел писем, и в этих письмах подчас содержатся важные и ценные для литературы и науки сведения; то же относится и к школьным сочинениям будущих писателей, учёных, политиков: они могут быть задним числом втянуты в пространство литературы, проливая неожиданный свет на последующее творчество своих авторов (так, сказка, написанная по школьному заданию 14-летним Сент-Экзюпери, обнаруживает удивительные переклички с «Маленьким принцем»). Более того, в некоторых случаях писатели, философы, публицисты целенаправленно превращают частную переписку или дневник в факт литературы: пишут их с расчётом на постороннего читателя, публично исполняют отрывки, издают и т.п.; известными примерами таких личных по форме, но публичных по задаче текстов могут служить письма русских писателей 1820-х годов, входивших в литературное общество «Арзамас», а в новейшей русской литературе — переписка Вячеслава Курицына и Алексея Парщикова и др. С другой стороны, остаётся проблематичным статус художественного творчества авторов-дилетантов, чьи тексты остаются достоянием их самих и узкого круга их друзей и знакомых: правомерно ли рассматривать как явление литературы стихотворное поздравление, сочинённое группой служащих ко дню рождения своего начальника? Новые сложности в этом отношении возникли с появлением Интернета и распространением сайтов со свободной публикацией, где свои произведения может обнародовать любой желающий. Современные учёные (например, французский социолог Пьер Бурдье и его последователи) пытаются описать социальные механизмы, определяющие литературу, искусство, науку и отграничивающие их от дилетантской деятельности любого рода, но предложенные ими схемы не являются общепринятыми и остаются предметом ожесточённой дискуссии.
Основные виды литературы. Виды литературы могут выделяться как по содержанию текстов, так и по их предназначению, и полностью соблюсти принцип единства основания при классификации литературы затруднительно. К тому же такая классификация способна вводить в заблуждение, объединяя совершенно непохожие и действительно различные явления. Зачастую типологически различные тексты одной и той же эпохи гораздо ближе друг к другу, чем типологически одинаковые тексты разных эпох и культур: у лежащих в основе европейской философской литературы «Диалогов» Платона куда больше общего с другими памятниками древнегреческой словесности (скажем, с драмами Эсхила), чем с трудами таких философов Нового времени, как Гегель или Рассел. Судьба некоторых текстов складывается таким образом, что во время своего создания они тяготеют к одному виду литературы, а впоследствии движутся в сторону другого: так, например, «Приключения Робинзона Крузо» Даниэля Дефо прочитываются сегодня скорее как произведение детской литературы, а между тем писались они даже не просто как произведение художественной литературы для взрослых, а как памфлет с существенной ролью публицистического начала. Поэтому общий список основных видов литературы может носить только приблизительно-ориентировочный характер, а конкретная структура литературного пространства может быть установлена только применительно к данной культуре и данному периоду времени. Для прикладных целей, однако, эти сложности не имеют принципиального значения, так что практическим нуждам книжной торговли и библиотек удовлетворяют довольно разветвлённые, хотя и поверхностные по подходу системы библиотечно-библиографической классификации.
Художественная литература. … <…>.
Научно-популярная литература. … <…>.
Справочная литература. Литература вспомогательного содержания, используемая для получения наиболее общей, не вызывающей сомнений информации по тому или иному вопросу. Основные виды справочной литературы:
Словари, упорядочивающие информацию по основным для данной сферы знаний (или для всего языка в целом) словам и выражениям, чаще всего — в алфавитном порядке;
Справочники, в которых информация упорядочена каким-то другим способом, в соответствии с собственной структурой данной сферы знаний (например, медицинский справочник — по локализации заболеваний или характеру симптомов);
Энциклопедии — наиболее комплексные и системные своды информации по данной сфере знания.
В идеале справочные издания должны содержать только считающиеся объективно установленными факты и адекватно отражать существующий в данный момент уровень человеческих знаний. Однако на практике невозможно полностью отделить факты от интерпретаций и неявных, подразумеваемых допущений, поэтому та или иная доля тенденциозности в любом справочном издании присутствует. В некоторых случаях эта доля довольно велика и привносится в справочное издание целенаправленно: таковы, в частности, большинство справочных изданий советской эпохи, особенно в том, что касается гуманитарного знания, — даже короткие словарные статьи оказываются в них идеологически окрашены. Касается это и отбора материала: так, в литературных энциклопедиях, выпущенных в СССР, находилось место для сугубо второстепенных писателей социалистической и коммунистической ориентации, но отсутствовали весьма значительные авторы, известные своим негативным отношением к советскому строю. Даже спустя короткое время пользоваться такими изданиями как справочными становится невозможно: слишком много усилий приходится затрачивать на то, чтобы отделить факты от интерпретаций; однако именно эта идеологическая окраска делает справочные издания особенно интересными как историческое свидетельство, памятник своей эпохи.
Учебная литература. Учебная литература, делящаяся в основном на собственно учебники и сборники задач (упражнений), имеет немало общего со справочной: как и справочная литература, учебная имеет дело с той частью знаний по тому или иному вопросу, которая считается более или менее общепризнанной. Однако назначение учебной литературы иное: изложить эту часть знаний системно и последовательно с тем, чтобы адресат текста составил о ней достаточно полное и отчётливое представление и овладел рядом востребованных в этой части знаний навыков, будь то умение решать уравнения или правильно расставлять знаки препинания. Эта прагматическая задача определяет особенности строения учебных текстов: повторы, подхваты, проверочные вопросы и задания, и т.п.
Техническая литература — это литература, относящаяся к области техники и производства (каталоги изделий, инструкции по эксплуатации, обслуживанию и ремонту, каталоги деталей, патенты и т.п.).
Литература и носители текста. Литературный текст остаётся самим собой независимо от того, каково его материальное воплощение: рукопись, книга, компьютерный файл на мониторе. Не следует, однако, думать, что эволюция носителей текста никак не влияет на саму литературу. Напротив, состояние литературы в обозримом прошлом полностью определяется цивилизационной революцией, совершённой изобретшим книгопечатание Гутенбергом: до этого воспроизведение любого сколько-нибудь длинного текста требовало значительных затрат времени и сил писца, и это накладывало существенные ограничения на количество и характер текстов, фиксируемых письменно и распространяющихся за пределы непосредственного круга общения автора. На исходе XX в. новая цивилизационная революция вызвала к жизни два качественно новых носителя текста: это аудиокнига и компьютерный файл. Вполне возможно, что повсеместное распространение этих носителей в самом скором будущем приведёт к новым серьёзным изменениям в структуре литературного пространства».

(Наука. Сайт www.ru.science.wikia.com.)
(Свободная русская энциклопедия «Традиция». Cайт www.traditio-ru.org.)

 

2.3. АКАДЕМИЧЕСКАЯ (НАУЧНАЯ) ЛИТЕРАТУРА.

«Научная литература — в риторике: вид словесности, в котором представлена объективная, не зависящая от личных взглядов автора истина, презентируемая в абстрактной и обобщенной форме, предполагающей специальную терминологию и символику; научная литература предназначена для всякого, кто изучил данную науку».

(Жеребило Т.В. Словарь лингвистических терминов
5-е изд. испр. и дополн. Назрань. Пилигрим. 2010г.)

«Научная литература — совокупность письменных трудов, которые созданы в результате исследований, теоретических обобщений, сделанных в рамках научного метода. Научная литература предназначена для информирования ученых и специалистов о последних достижениях науки, а также для закрепления приоритета на научные открытия. Как правило, научная работа не считается завершённой, если она не была опубликована.
Первые научные произведения создавались в различных жанрах: в виде трактатов, рассуждений, поучений, диалогов, путешествий, жизнеописаний и даже в стихотворных формах. В настоящее время формы научной литературы стандартизованы и включают монографии, обзоры, статьи, доклады, рецензии, биографические, географические и др. описания (очерки), краткие сообщения, авторефераты, рефераты, тезисы докладов и сообщений, распространяемые в виде публикаций, а также и непубликуемые — отчёты о научно-исследовательских работах, диссертации.
В настоящее время во многих странах действует механизм аттестации научной литературы, поддерживаемый правительством или общественными научными организациями. В России, например, такую аттестацию проводит ВАК (Высшая аттестационная комиссия). В числе основных требований к изданию научной литературы — обязательное её рецензирование. В рамках этого процесса издательство или редакция научного журнала перед публикацией новой научной работы направляет её нескольким (обычно двум) рецензентам, считающимися специалистами в данной области. Процесс рецензирования призван исключить публикации в рамках научной литературы тех материалов, которые содержат грубые методологические ошибки или прямые фальсификации.
С начала XX в. наблюдается регулярное экспоненциальное увеличение объёма публикуемой научной литературы. В связи с этим, одним из самых главных носителей научной литературы в настоящее время являются периодические издания, главным образом, рецензируемые научные журналы. С конца XX в. наблюдается тенденция по переходу этих журналов с бумажных носителей на электронные, в частности в Интернет».

(Википедия. Свободная Энциклопедия.)

«Научная литература — совокупность произведений письменности и печати, которые создаются в результате научных исследований или теоретических обобщений и распространяются в целях информирования специалистов о последних достижениях науки, ходе и результатах исследований. Независимо от конкретной отрасли знания, предметом содержания научной литературы является сама наука — идеи и факты, законы и категории, открытые учёными. Научная работа не считается завершенной, если результаты её не закреплены в письменной форме для передачи другим (в случае возникновения вопроса о закреплении приоритета на научное открытие публикация научного сочинения необходима). По социальной функции и назначению в обществе научная литература — не только продукт, но и орудие умственного труда, «… инструмент не менее важный, чем исследовательский прибор. Хорошо поставленное издание научной литературы — непременное условие высокой эффективности труда ученых. Это и форма отчетности, и арена соревнования идей, и средство внедрения научных достижений в практику» (газета «Правда», 1966г., 15 декабря, с. 2).
Ранние научные произведения создавались в жанрах трактатов, диалогов, рассуждений, «поучений», «путешествий», жизнеописаний и даже в стихотворных жанрах (оды и поэмы). Постепенно эти формы сменились новыми формами: появились монографии, обзоры, статьи, доклады, рецензии, биографические, географические и др. описания (очерки), краткие сообщения, авторефераты, рефераты или тезисы докладов и сообщений, распространяемые в виде публикаций. К современным формам научной литературы относятся и непубликуемые — отчёты о научно-исследовательских работах, диссертации (по которым впоследствии могут быть созданы и опубликованы монографии). Стилистика современной научной литературы отличается объективностью («обезличенностью») и строгой логичностью изложения, ясностью и точностью литературного языка в сочетании с использованием знакового аппарата науки (терминов, символов, формул, графиков, схем, чертежей и др.); наблюдается тенденция к интернационализации научного стиля, что проявляется, в частности, в стремлении к композиционному единообразию научных сочинений (цель, результаты предшественников, метод, материал, экспериментальная база, полученный результат и его оценка, предположения на будущее).
Научно-техническая революция середины XX в. вызвала к жизни «информационный взрыв», характеризующийся лавинообразным нарастанием потока научных публикаций, что обусловливает и определённые изменения в структуре изданий научной литературы. Отмечается рост числа и объёма периодических и продолжающихся изданий при некотором снижении изданий книжного типа; тенденция превращения разовых (непериодических) сборников в продолжающиеся издания, а последних — в журналы и бюллетени. Появляются «журналы кратких сообщений» и «писем в редакцию» (опережающие публикации приоритетного характера). Внедряются новые формы распространения научных работ: система депонирования, когда подготовленная к печати работа передаётся на хранение в соответствующий информационный центр, который публикует краткое сообщение о ней, а при поступлении запроса выдаёт копию работы; система препринтов — размножение и рассылка в небольшом количестве копий научного сообщения для ознакомления с ним узкого круга специалистов. Выделилась и оформилась в самостоятельную группу произведений печати научно-информационная литература, содержанием которой являются результаты аналитико-синтетической переработки первичных научных публикаций в виде библиографических описаний, рефератов, сокращённых публикаций или документов обзорного типа (см. Реферативный журнал, Экспресс-информация, Сигнальная информация). Как следствие дифференциации науки и углубляющейся обособленности отдельных отраслей научного знания получают распространение научно-справочные издания отраслевого характера (см. Справочная литература).
В СССР научную литературу выпускают издательство «Наука» и издательства академий наук союзных республик («Наукова думка» в УССР, «Наука и техника» в БССР и др.); они издают 55% всей научной литературы; кроме того, научную литературу выпускают издательства «Мысль», «Мир», «Прогресс», центральные отраслевые издательства, крупнейшие вузы, многие НИИ. В 1972г. было издано 6992 названий книг и брошюр научно-исследовательского характера тиражом свыше 23 млн. экз. (в 1960 — 5,1 тыс. назв. тиражом 12,9 млн. экз.).
Научно-информационная литература, выпускаемая всесоюзными, центральными отраслевыми и межотраслевыми институтами и центрами научной и технической информации, в 1972г. составляла 7834 названия тиражом 4,8 млн. экз. (в 1966 — 2,2 тыс. названий тиражом 1,4 млн. экз.).
По видам изданий научная литература весьма разнообразна: выпускаются собрания сочинений классиков науки и современных советских и зарубежных учёных, серии общенаучного («Классики науки», «Литературные памятники») или специального (например, «Философское наследие», «Механика космического полёта») типа, публикации исторических документов, однотомные и многотомные, разовые и серийные (например, «Литературное наследство»), монографии однотомные и многотомные, индивидуальных авторов и коллективов (например, 10-томная «Всемирная история»). Характерен рост научных периодических и продолжающихся изданий. Из их числа бюллетени и сборники продолжающегося типа («Труды», «Учёные записки» и др.) составили в 1940г. 59,3%, а в 1972г. 79,7% общего выпуска всех периодических и продолжающихся изданий.
По данным ООН, выпуск книжных изданий по разделу международной классификации Pure sciences («Теоретические науки») за 1968-1970гг. в большинстве стран уменьшился на 0,5-5% по удельному весу названий; вместе с тем отмечается стабильный рост названий по разделу Social sciencis («Общественные науки») в пределах от 1 до 6% общего выпуска. По абсолютному числу названий в разделах «Теоретические науки» и «Общественные науки» СССР занимает ведущее место в мире: в 1970г. СССР выпустил соответственно 6,6 тыс. и 19.3 тыс. названий, Великобритания — 3,4 тыс. и 6 тыс., США — 2,5 тыс. и 1,3 тыс., ФРГ — 2,5 тыс. и 13,7 тыс., Япония — 2,1 тыс. и 7 тыс., Франция — 1.2 тыс. и 5,1 тыс. названий (Statistical yearbook 1972, N. Y., 1973). (См. также Научный журнал). (Б.Г.Тяпкин)».

(Большая советская энциклопедия. М. СЭ 1969-1978гг.)

 

2.4. ЖАНРЫ АКАДЕМИЧЕСКОЙ (НАУЧНОЙ) ЛИТЕРАТУРЫ.

«Жанры научной литературы — исторически сложившиеся устойчивые типы произведений научной литературы, имеющие стереотипную композиционно-смысловую структуру. К крупным жанрам относятся:
1. МОНОГРАФИЯ (индивидуальная и коллективная) — в культуре речи: жанр собственно-научного подстиля, ориентированный на детальное, глубоко научное раскрытие актуальной темы в той или иной области научного знания.
2. ДИССЕРТАЦИЯ;
3. ЭНЦИКЛОПЕДИЯ;
4. СЛОВАРЬ;
5. СПРАВОЧНИК;
6. УЧЕБНИК — жанр научной литературы, учебно-научное сочинение, излагающее основы той или иной науки и предназначенное для дидактических целей. Основные признаки учебника: 1) «сжатая полнота» информации, компрессия изучаемого материала; 2) предметно-логическая последовательность, ясность, доходчивость изложения, доступность материала; 3) активизация внимания обучаемого. Сжатая полнота выражается в том, что в учебнике излагается базовый материал, разносторонне и целостно характеризующий предмет; последовательность изложения материала обусловлена логикой изучаемого предмета; ясность и доступность материала достигается за счет выбора учебного стиля, доступного для обучаемых того или иного этапа обучения. В учебнике содержатся устоявшиеся, стабильные сведения из определенной науки, соответствующие действующей программе, принятым стандартам, в отличие от учебного пособия, где могут излагаться неустоявшиеся знания, не утвержденные программой, имеющие рекомендательный характер.
7. УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ.
К малым жанрам относятся:
1. СТАТЬЯ — 1) Вид текста, включающего типологически разные элементы рассуждения;
2) научное, научно-популярное, публицистическое сочинение небольшого размера в сборнике, журнале, газете;
3) в лексикографии: словарная статья, включающая в себя заголовочное слово и все виды лексикографической информации, которые к этому слову относятся.
2. РЕФЕРАТ — 1) Краткое изложение основных положений, содержания статей, монографий и др. работ научного характера;
2) доклад, построенный на обзоре, реферировании научных работ;
3) один из видов профессионального повествования с элементами описания и рассуждения, в котором характеризуется тематика книг (статей), раскрывается проблема, анализируются особенности композиции книг (статей), иллюстрируется позиция автора, говорится о том, какие выводы сделаны автором. Кроме описания компонентов содержания и структуры текста, здесь характеризуются смысловые отношения в тексте (текстах), авторское изложение информации. При этом сама информация оценивается референтом.
3. АННОТАЦИЯ;
4. ТЕЗИСЫ — 1) Жанр научной литературы, представляющий собой краткую запись содержания научного исследования в виде основных положений, сформулированных в сжатой форме. Они подразделяются: а) на первичные (авторские) и б) вторичные, созданные на основе чужого текста. Первичные, оригинальные тезисы предназначены для научно-делового общения, публикуются в виде сборника тезисов, распространяются между участниками форума до его начала. Тезисы рассчитаны также на долговременного адресата — специалистов, заинтересованных в получении соответствующей информации и в поисковой ориентировке. Для тезисов характерна строго нормативная композиционно-смысловая структура, включающая: а) преамбулу, содержащую ввод в проблематику, обоснование ее актуальности, представление предмета исследования; б) основное тезисное изложение — 3-7 тезисов, составляющих предметно-логическое единство; в) заключительный тезис, ориентированный на целостную подытоживающую экспликацию выводного знания. К тезисам применяются строгие требования стилистической чистоты и однородности речевой манеры.
2) Один из видов творческих работ учащихся обучающего и контрольного характера. Читая текст предложенной для работы статьи, ученик излагает основную мысль абзаца в форме предложения. Тезисы могут использоваться как опорный материал для пересказа текста.
5. ОБЗОР;
6. РЕЦЕНЗИЯ — 1) Критический отзыв о каком-нибудь сочинении, спектакле и т.п. 2) Один из видов (жанров) профессионального — сочинения-рассуждения с элементами описания и повествования, в котором даются выходные данные книги (статьи и т.д.), раскрывается проблематика произведения, излагается авторская позиция, анализируются авторские выводы, объясняются поставленные автором задачи, обосновывается своевременность или несвоевременность выхода в свет данной книги; говорится об актуальности поднятых проблем; оценивается практическая значимость сделанного автором; указывается на оригинальность концепции; определяется достоверность исследуемого материала. Кроме того, дается итоговая оценка книги (статьи и т.п.). 3) Один из видов творческих работ учащихся старших классов.
Рецензия включает следующие компоненты:
а) Библиографическое описание;
б) Общую характеристику книги (раскрытие ее проблематики, изложение авторской позиции, анализ авторских выводов; объяснение поставленных автором задач; актуальность поставленных проблем, оригинальность книги);
в) Какое место занимает эта книга в литературном процессе?
7. ХРОНИКА и др.
Первичные жанры включают сведения, получаемые в процессе исследований, вторичные жанры информируют о конечных результатах исследований».

(Словарь лингвистических терминов. 5-е изд. испр. и дополн.
/ Т.В.Жеребило. Назрань. Пилигрим. 2010г.)
(Термины и понятия лингвистики: Общее языкознание. Социолингвистика:
Словарь-справочник. / Т.В.Жеребило. Назрань. Пилигрим. 2011г.)

«Жанры научной литературы — исторически сложившиеся устойчивые типы произведений научной литературы, обладающие функционально-стилевой спецификой и стереотипной композиционно-смысловой структурой.
Научный стиль речи реализуется в крупных и малых жанрах научной литературы. К первым относятся монография (индивидуальная и коллективная), диссертация, энциклопедия, словарь, справочник, учебник, учебное пособие; ко вторым — статья в периодическом или непериодическом издании, реферат, аннотация, тезисы, обзор, рецензия, хроника и др. Малые жанры научной литературы выделяются не только по количественному признаку. Обычно они не обладают отдельностью: статьи, рецензии, хроники, рефераты помещаются в журналах и сборниках. В крупных жанрах научной литературы, например, в учебнике, соседние части подчинены целому, даже при разном авторстве, т.е. связаны как логико-смысловой, так и внешней линейной связью.
Известны различные классификации жанров научной литературы. В зависимости от степени обобщения научных сведений выделяются первичные научные произведения и вторичные. Целевое назначение первичных жанров научной литературы состоит в изложении первичных научных сведений, получаемых в процессе исследований. В отличие от них, вторичные научные произведения информируют только о конечных результатах исследований, полученных в процессе аналитико-синтетической переработки первичных научных текстов. Каждый из данных типов текста реализуется в соответствующей системе жанров научной литературы, которые объективируют конкретные коммуникативно-прагматические функции в рамках общей функции научного стиля — объяснения явлений природы и социальной жизни: собственно научный (академический) тип реализуется в монографиях, статьях, диссертациях, тезисах, докладах, сообщениях, выступлениях, научно-технических отчетах и т.п.; информационно-реферативный — в рефератах, обзорах, аннотациях, резюме; справочно-энциклопедический — в энциклопедиях, словарях, справочниках; научно-оценочный — в рецензиях, отзывах, экспертных заключениях, полемических выступлениях, дискуссиях; научно-учебный — в учебниках, учебных пособиях, курсах лекций; научно-методический (инструктивный) — в методических пособиях, программах, рекомендациях, инструкциях; научно-деловой — в патентах, авторских свидетельствах, описаниях изобретений, стандартах, технических условиях, спецификациях, рекламациях (М.П.Брандес, 1983; Ю.В.Ванников, 1984; Е.С.Троянская, 1989 и др.).
В зависимости от композиционно-смысловой организации жанры научной литературы подразделяются на жанры научной литературы с «открытой», «свободной», «мягкой» структурой — статьи, монографии, рецензии, тезисы и некоторые др. и жанры научной литературы с жестко фиксированной структурой — патенты, авторские заявки, стандарты и др.; промежуточные формы — рефераты (в том числе авторефераты диссертаций), аннотации.
Е.С.Троянская вводит полевое представление жанровой структуры научного стиля, выделяя в нем три зоны: ядерную, периферийную и пограничную, подчеркивая при этом, что «отнесение жанров к различным зонам научного стиля носит весьма неоднозначный характер» (Е.С.Троянская, 1989, с. 91). Ядерную зону образуют ведущие жанровые разновидности, репрезентирующие новое научное знание, — собственно научная статья, монография, диссертация, научно-технический отчет, тезисы, в которых находит свое наиболее яркое выражение стандарт стиля. К периферийной области относятся жанровые разновидности, в которых лингвостилистические характеристики, присущие научному стилю в целом, выражены в меньшей степени, — реферат, аннотация, справочники, рецензия, отзыв, курс лекций, инструкция и др. Пограничную зону составляют жанры научной литературы, представляющие собой межжанровые образования (например, рецензия-рекомендация) и межстилевые жанры научной литературы (рекламная статья, научно-публицистическая статья, комментарий в научном и публицистическом стилях и др.). Пограничная область неоднородна, ей свойственны контрастные лингвостилистические характеристики, идущие от различных стилей. Например, патент, стандарт, договор, акт, заявка и т.д. всегда репрезентируют пограничную зону, сближающуюся с научными произведениями официально-делового стиля. Чем дальше жанр научной литературы от ядра, тем слабее его стилевая выраженность. Кроме того, чем меньшее место в общем объеме публикаций занимает та или иная жанровая разновидность, тем меньше она влияет на языковые особенности жанра научной литературы в целом. На самом краю пограничной области располагается научно-популярная и научно-публицистическая литература. Ниже приводится общая характеристика некоторых из названных жанров научной литературы.
МОНОГРАФИЯ — научный труд, посвященный многоаспектному рассмотрению и решению актуальной проблемы, обладающий новизной теоретического или эмпирического содержания, единством научного подхода, смысловой завершенностью, сложной композиционной структурой. Монография характеризуется многоаспектным содержанием, включающим формулировку проблемы и/или постановку задачи; определение и дифференциацию понятий с установлением между ними логико-семантических отношений; экспликацию идеи, гипотезы или основного тезиса научной концепции, «окрашенного» гипотетической модальностью; доказательство гипотезы с использованием разнообразных средств аргументации; характеризацию изучаемого объекта; демонстрацию эмпирического материала, подтверждающего достоверность нового знания, и др.
Несмотря на типовое содержание (введение, основная часть, заключение), текстам монографий свойственна вариативность, обусловленная воздействием различных экстралингвистических факторов: специфики предметной области; типа изучаемого объекта (последний может быть «субстратным», т.е. материальным, либо «ментальным», т.е. идеальным продуктом человеческого сознания); теоретического или эмпирического ракурса исследования; многоуровневой структуры самой научно-познавательной деятельности; стиля индивидуального мышления ученого — «дискретно-логического» или «континуально-психологического» (М.П.Котюрова), а также уровня владения автором нормами научного изложения.
Композиция монографии определяется процессом коммуникативно-познавательной деятельности ученого и динамикой научного мышления, включающего этапы проблемной ситуации, проблемы, идеи, гипотезы, аргументации, вывода (закона). Каждый из этапов получает оформление посредством функционально типизированных текстовых единиц — коммуникативных блоков (Е.М.Крижановская, 2000). Реализация познавательных этапов в их закономерной последовательности является основным конструктивным принципом текстообразования во всех крупных академических жанрах научной литературы. В целом монографии свойственны два типа композиции — моноцентрическая и полицентрическая. Первая характеризуется последовательной манифестацией познавательных форм (проблемной ситуации, проблемы, идеи и др.), отражающих решение одной проблемы. В произведениях с полицентрической композицией основная проблема расчленяется на ряд соподчиненных проблем, что приводит к разветвленности научного содержания произведения. Стереотипная композиционная структура является коммуникативно целесообразной: она создает четкую перспективу развертывания и восприятия текста, способствует ясности изложения, программирует восприятие и понимание смысла адресатом.
Структурная целостность монографии обеспечивается не только за счет тематического и смыслового единства ее содержания, но и благодаря прагматической рамке, которую образуют периферийные тексты — аннотация, предисловие, заключение, библиографический список, оглавление и др. Несмотря на научно-познавательную избыточность, они являются необходимыми компонентами политекстуальной структуры монографии: в краткой и обобщенной форме дублируя основной текст, периферийные тексты представляют важнейшие аспекты полученного знания, программируя тематическое развертывание основного текста и в то же время удовлетворяя информационные потребности адресата. Одни из этих текстов предварительно сообщают о содержании основной части (аннотация, предисловие); другие акцентируют внимание на наиболее значимых результатах проведенного исследования и сообщают о возможностях его практического использования (заключение); третьи ориентируют читателя в расположении научной информации на текстовом пространстве (оглавление); четвертые выполняют справочно-библиографическую функцию (библиографический список).
Так, аннотация кратко информирует о содержании и структуре научного произведения, эксплицирует центральную проблему исследования, репрезентирует цели и задачи автора, а также намечает перспективу развертывания основного текста. Аннотация характеризуется высокой степенью обобщения научного содержания, имеет специфическую прагматическую установку и обладает высокой степенью автосемантии по отношению к основному тексту.
Основные черты монографии как ядерного жанра научной литературы присущи и статье, обладающей менее разветвленной смысловой структурой и в связи с этим более простой композицией и меньшим объемом. Жанр научной статьи дифференцируется следующим образом: 1) проблемно-постановочная статья; 2) Статья — краткое сообщение о результатах научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ; 3) собственно-научная (научно-техническая) статья, в которой достаточно подробно излагаются основные результаты исследования; 4) историко-научная обзорная статья; 5) дискуссионная / полемическая статья; 6) научно-популярная статья; 7) рекламная статья. Подобные разновидности можно выделить и в других жанрах научной литературы, например: рецензия — научный отзыв, рецензия-аннотация, рецензия-рекомендация (см. Т.Н.Мальчевская, 1976; Е.С.Троянская, 1989).
ТЕЗИСЫ — краткая запись содержания научного исследования в виде основных, сжато сформулированных положений. По содержанию тезисы бывают первичными, т.е. авторскими, и вторичными, созданными на основе чужого текста. Оригинальные тезисы предназначаются для научно-делового общения, публикуются в виде сборника и обычно распространяются между участниками форума до его начала. Кроме того, тезисы как бы создают аудиторию «заочных» участников форума, для которых важно в предельно экономной форме представить его содержание. Наконец, тезисы имеют и более долговременного адресата — массу специалистов, заинтересованных в получении соответствующей информации и в поисковой ориентировке. Публикуемые тезисы обычно совмещают все три предназначения, которые должны учитываться в первую очередь автором, а также редактором и читателем.
Тезисы предполагают определенную и строго нормативную композиционно-смысловую структуру, состоящую из 1) преамбулы (содержащей ввод в проблематику, обоснование ее актуальности, представление предмета исследования), 2) основного тезисного изложения (3-6 тезисов, составляющих предметно-логическое единство), 3) заключительного тезиса (итога изложенному). Заключительный тезис обычно необходим при комбинаторной усложненности основного тезисного изложения или при необходимости целостной подытоживающей экспликации выводного знания.
Строго логическое членение тезисного содержания подчеркивается рубрикацией, а в определенных случаях и выделением абзацев под одной рубрикой. Выделение первой и третьей структурной части под отдельной рубрикой или в отдельный абзац не обязательно — они могут примыкать к последующей или предыдущей части. По стилю изложения различают два типа тезисов: глагольного (с преобладанием глагольных сказуемых) и именного строя (с преобладанием имен существительных). На практике тезисы часто имеют вид мини-статьи.
Взаимосвязи отдельных тезисов в рамках основного тезисного изложения могут осуществляться в различных комбинациях: по принципу причинно-следственной последовательности, по принципу индуктивного соподчинения, по принципу дедуктивного соподчинения, а также в различных комбинациях компонентов этих трех типов. В тезисном произведении должна четко просматриваться строгая логическая схема целого, и ему не свойственно затрудняющее мышление многообразие частных комбинаций. Обычно последовательное причинно-следственное соединение комбинируется с индуктивным или (реже) с дедуктивным соподчинением.
К тезисам больше, чем ко многим другим жанрам научной литературы, применимы строгие требования стилистической чистоты и однородности речевой манеры. Здесь в принципе недопустимы эмоционально-экспрессивные метафоры, перифразы, инверсии, эллипсисы, восклицания и иные иностилевые включения, смещения способов речевого оформления, неточности и небрежности в оформлении. Тезисы основного изложения имеют, как правило, характер модально-утверждающего умозаключения, а не характер конкретно-фактологической констатации, что требует определенной речевой формы.
Общей нормой стиля тезисов является высокая насыщенность высказывания предметно-логическим содержанием. Эта норма реализуется в оптимальном преодолении противоречия между содержательной концентрацией и коммуникативной доступностью. Нарушения данной нормы находят следующие типичные проявления: 1) чрезмерная усложненность фразы, затрудняющая восприятие и сохранение в памяти ее содержания; 2) содержательная недогруженность фразы (низкий удельный вес научно значимой информации); 3) чрезмерное дробление фраз «ради простоты», приводящее к дроблению самой мысли, затрудняющее установление взаимосвязей между ее фрагментами, а также часто привносящее ложную эмоциональную экспрессию. Трудности содержательного восприятия фразы зависят не только от ее длины, но и от характера построения. Даже длинная фраза может легко восприниматься при логически прозрачном и последовательном движении мысли, а также соответствующем этому движению четком и однозначном языковом оформлении. Напротив, если части словосочетания разбиваются широко распространенной вставкой, если предикативная основа обрастает многочисленными оборотами и «оборотами в оборотах», попутными замечаниями и оговорками, то фраза и при небольшой длине часто становится трудно воспринимаемой, раздражает читателя, запутывает его.
УЧЕБНИК (УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ) — учебно-научное сочинение, излагающее основы той или иной науки и предназначенное для дидактических целей. Основными отличиями учебника от других видов научной литературы являются «сжатая полнота» информации (А.Н.Васильева), предметно-логическая последовательность, ясность и доходчивость изложения, активизация внимания адресата. Сжатая полнота выражается в том, что, с одной стороны, излагается только часть накопленной информации о предмете данной науки, но, с другой — эта часть является базовой и равномерно-разносторонне характеризующей предмет. Этим определяется и предметно-логическая последовательность изложения, а именно: сначала дается определение и общая характеристика предмета, определяются его основные стороны (аспекты), затем рассматривается каждая из них. При описании аспектов данная структурно-содержательная схема обычно сохраняется. Поскольку в учебнике представлено уже устоявшееся, базовое (дисциплинарное) научное знание, изложение в целом не имеет проблемного характера и полемической заостренности (за отдельными исключениями). Построение целого и его частей подчиняется закону предметно-логической иерархии и является линейно-разветвленным.
НАУЧНАЯ РЕЦЕНЗИЯ выполняет функции репрезентации научного произведения, его оценки и осмысления в общем пространстве научного знания. Рецензия — давно сложившийся жанр научной литературы с высокой степенью стандартизации на всех уровнях построения текста. Ее отличают особый словарь (прежде всего оценочная лексика) и типовые грамматические структуры, посредством которых актуализируется диалогическая природа этого жанра. В рецензии отражается состояние науки в определенный период ее развития, формулируются критерии оценки научного труда и система требований к научному произведению. Рецензия может иметь рекламный характер, если на первый план выдвигается цель заинтересовать читателя научным трудом.
Основные функции рецензии — информирующая и оценочная — могут быть реализованы по-разному, так как ее композиция и пропорциональное соотношение частей вариативны. В то же время инвариантная структура рецензии гармонично сочетает информирование читателя о содержании новой научной публикации, анализ ее отдельных положений с оценкой работы в целом. От ядерных жанров научной литературы рецензия отличается максимальным проявлением личностного начала, что ведет к использованию различных языковых единиц, посредством которых рецензент обнаруживает себя как субъект речи, субъект сознания, субъект эмоций, т.е. индивидуальная языковая личность.
Текст рецензии находится в интертекстуальной связи с первоисточником, которая проявляется в форме содержательных или текстуальных повторов по отношению к первичному тексту. Повторы, в том числе цитатные, сочетаются с оценочной частью или формулами согласия/несогласия, образуя с ними двучленные конструкции. На уровне композиции текст рецензии может быть представлен как двучленная реплика: изложение содержания (основная часть) + оценка (заключительная часть).
Объектами оценки являются: обозначение рецензируемой работы через ее жанр или часть (словарь, справочник, пособие, монография, издание, раздел и др.); аспекты, методы исследовательской деятельности ученого; поставленная научная задача; материал исследования; характер стиля и др. Л.В.Красильникова выделяет четыре типа оценок научного произведения в целом и его отдельных аспектов: 1) общая аксиологическая оценка (высокий уровень, хороший образец, блестящая идея); 2) ментальная оценка, включающая в себя психолого-интеллектуальную (важный вклад, основополагающий метод, серьезная попытка и др.) и эмоционально-интеллектуальную (остроумная идея, рациональный подход, тонкий анализ) оценку; 3) практическая оценка, основывающаяся на отношении к норме, стандарту, традиции, актуальности, эффективности и т.д. (идеальная классификация, академический труд, своевременная постановка проблемы); 4) эмоциональная оценка, обозначающая различные психологические состояния и реакции (сильное впечатление, неожиданные выводы, поразительные результаты). Оценка лица, упоминаемого в рецензии, включает в себя общую оценку мастерства (большой ученый), профессиональную оценку (высококвалифицированный специалист), этико-психологическую оценку (смелое решение) (Л.В.Красильникова, 1999).
РЕФЕРАТ — семантически адекватное, ограниченное малым объемом и вместе с тем достаточно полное изложение основного содержания первичного научного текста, отличающееся постоянством структуры и предназначенное для выполнения разнообразных информационных функций при использовании его читателями разных категорий. В настоящее время в сфере научной коммуникации реферат является одним из самых распространенных жанров научной литературы. Главная функция любого реферата — информативная. Из всех вторичных документов реферат отличается наибольшей информативностью, благодаря чему в ряде случаев он может заменить первоисточник. Прежде всего, это касается расширенных рефератов, типа публикуемых в экспресс-информации ВИНИТИ, реферативных журналах ИНИОН и т.п., а также кратких рефератовстатей, содержащих описание изделий, технологических процессов, результатов экспериментов.
Основные требования, предъявляемые к реферату, были сформулированы еще М.В.Ломоносовым, который цель реферата видел в том, «чтобы уметь схватить новое и существенное в сочинениях…». Поскольку реферат является сообщением вторичного характера, его тема и содержание обусловлены темой и содержанием реферируемого источника информации. В реферате сохраняются уровень доступности материала, присущий первичному тексту; отдельные структурные элементы реферируемого документа (заглавие, текстовая часть, некоторые рисунки и др.). Для процесса реферирования имеет значение и такое существенное явление, как инвариантность информации относительно логических преобразований, совершаемых в процессе подготовки реферата. Инвариантный характер информации проявляется в том, что независимо от степени сжатия ее семантические свойства остаются неизменными. Свертывание становится возможным благодаря анализу, обобщению и представлению в реферате прежде всего тех фактов, которые относятся к основным аспектам содержания первичного текста. Иными словами, в процессе подготовки реферата извлекается и освобождается от логических связей (доказательств, обсуждений и т.п.) главная идея, которая объединяет все информационные элементы первичного документа и основные факты.
Важно, что при пользовании рефератом читатель имеет иную направленность чтения, иную цель, чем при чтении первичного текста, а именно оценить первичный документ и определить свое отношение к нему. В ряде случаев реферат может заменять чтение первичного документа. Поэтому при оценке адресата реферата учитывают различия в понятиях «потребитель информации» и «читатель».
Структура реферата стандартизована и включает следующие части: заголовочную (заглавие реферата и библиографическое описание первичного текста), собственно реферативную (информацию, получаемую путем аналитико-синтетической переработки содержания первичного текста), справочный аппарат (индекс УДК, справки о числе иллюстраций и таблиц в тексте реферируемого документа, примечания референта или редактора и др.).
В зависимости от назначения и объема разграничиваются информативные и индикативные рефераты. Информативный реферат может выполнять весь комплекс функций вплоть до замены реферированной работы: в нем указываются предмет исследования и цель работы, приводятся основные результаты, содержатся данные, относящиеся к характеру, методам, условиям исследования, отражаются намеченные автором возможности применения результатов и т.д. Индикативный реферат лишь указывает на основные аспекты содержания первичного документа без детальной фактографической информации, подробного изложения теоретических и практических результатов и выводов. Его целевое назначение — обратить внимание потребителя информации на важность первичного документа. Текст индикативного реферата обычно излагается в пассивном залоге (Исследуется проблема… Анализ проводится с точки зрения… Используются методы… Рассматриваются вопросы…).
Специфической разновидностью реферата является АВТОРЕФЕРАТ ДИССЕРТАЦИИ (АРД), фиксирующий основное содержание диссертации, выполняющий функцию информирования о результатах проведенного исследования и введения их в сферу научной коммуникации. Наряду с информативной АРД выполняет также «сигнальную», «адресную», «представительскую» и «правовую» функции (В.И.Соловьев). Первая связана с тем, что факт появления автореферата сигнализирует о предстоящей защите диссертации. Вторая — с наличием в АРД сведений о времени и месте защиты, об оппонентах, ведущей организации, месте хранения диссертации и др. Представительская функция заключается в ознакомлении с диссертацией читателей — как правило, специалистов в соответствующей области науки, среди которых выделяются читатели-ученые, выступающие в роли оппонентов, рецензентов, критиков. В связи с этим важно, чтобы АРД содержал данные, по которым можно было бы судить об уровне диссертации и о научной квалификации ее автора, включая его навык реферирования и оформления результатов научного труда. АРД имеет силу официального юридического документа, без которого диссертация не может быть допущена к защите, — с этим связана его правовая функция.
В структурном отношении АРД, как и всякий реферат, включает три части: заголовочную (сведения о специализированном совете, ФИО автора, название темы, шифр и название специальности, название ученой степени); собственно реферативную, в которой излагается содержание диссертации; справочную (сведения о ведущей организации, научном руководителе, оппонентах, дате защиты, а также перечень опубликованных работ).
Основной объем АРД занимает собственно реферативная часть, которая существенно отличается от аналогичного структурного элемента прочих рефератов. Ее особенность заключается в том, что она состоит из трех практически самостоятельных разделов. В первом разделе дается общая поаспектная характеристика содержания диссертации, во втором излагается содержание диссертации по ее структурным элементам, в третьем приводится обобщенное заключение. Поаспектная характеристика диссертации включает следующие рубрики: актуальность темы, научная проблема (задача), цель исследования, результаты исследования, методы, материал, условия исследования, научная новизна, теоретическая значимость, практическая ценность, реализация результатов, пути их дальнейшей реализации, апробация работы, структура и объем диссертации. Для представления соответствующих аспектов диссертации используются стандартные стилистические конструкции, например: Автор видит новизну полученных результатов в том, что…; По мнению автора, новыми являются…; В отличие от… в данной диссертации…; Материалы исследования могут быть использованы в…; На защиту выносятся следующие положения… и др.
Второй раздел АРД должен дать как можно более полное представление о научном содержании и внутреннем единстве диссертации. Здесь важно показать, как были получены результаты, представить ход исследования, изложить суть использованных методов, привести данные об их точности и трудоемкости, описать условия и основные этапы эксперимента. Во всех случаях — т.е. независимо от научной области, темы и других конкретных факторов — в АРД необходимо включать выводы и конечные результаты. Сокращение текста в процессе реферирования достигается за счет уменьшения количества (или исключения) рассуждений, сравнений, обсуждений, обоснований, описаний и т.п. Резервом для сокращения могут послужить иллюстрации, из которых в АРД целесообразно включать лишь самые необходимые.
В Заключении не стоит перечислять общие выводы диссертации, уже изложенные в первом и втором разделах, целесообразнее давать обобщенную итоговую оценку проделанной работы. При этом следует указывать, в чем автор видит главный смысл своего труда; какие важные побочные результаты получены при выполнении диссертации; каковы новые научные задачи / проблемы в связи с проведенным исследованием и возможные направления их решения. Заключение, составленное по такому принципу, дополнит характеристику теоретического уровня диссертации, а также продемонстрирует профессиональную зрелость автора и его научную квалификацию.
Жанр — категория исторически изменчивая. Ядро и периферия научного жанра непостоянны во времени, и, кроме того, характеристика ядра и его соотношение с периферией и пограничными областями зависят от конкретной научной дисциплины и ее полиграфических традиций, от издательских традиций той или иной страны, обусловленных исторически и социально-экономически. (Е.А.Баженова, М.П.Котюрова)».

(Стилистический энциклопедический словарь русского языка.
/ Под ред. М.Н.Кожиной. М. Флинта. Наука. 2003г.)

* * *