Статья 3.1.3. Тантрология: «эзотерическая» литература.

продолжение

«Эзотерическая литература — жанр литературы, направленный на публикацию сведений необычного характера, не объяснимые традиционными науками. У Аристотеля это вошло в «метафизику». Эзотерические знания охватывают космогенез, антропогенез, теософию, парапсихологию, рекламируемые системы оздоровления, и так называемого духовного развития. Зачастую информация преподносится как данная кем-то свыше в виде откровения, или как тайные знания закрытого общества.
Кроме того, что писатели-эзотерики сами далеки от истины, они породили толпу писателей — критиков, которые пишут о том же, но с критикой первоисточника, А так как первые и вторые грешат ссылками на авторитетные первоисточники, то массовая компиляция носит повальный характер. К примеру, кто-то написал книгу под названием «карма», а кто-то пишет тоже самое, но объясняет происхождение материала по итогам контакта с сущностью Эль Мория, или Крайоном, или другим из нескольких десятков подобных источников. Блаватская в трудах ссылается на несколько сот первоисточников, истинность которых вызывает большие сомнения. Народоволец-энциклопедист Николай Морозов в своём произведении «Иисус Христос» заявляет о том, что первоисточники, на которые многие ссылаются, на самом деле просто не существуют. Имеет место хождение более поздних переводов, которые выдают за копии, но их точность под большим вопросом: «Древний мир с его научным мировоззрением и особенно история первых веков христианства теперь являются отделенными от нас как бы непроницаемой завесой мрачного церковного самодержавия, профильтровавшего в XII-XV вв. через огонь своих костров все исторические документы и допустившего до нас лишь те из них, которые были благоприятны господствовавшей церкви, да и то нередко в наполовину подделанном или искаженном до неузнаваемости виде.
Прежде всего, никаких первоисточников большею частью нигде на земном шаре не оказывается в рукописях. Имеются только печатные книги, появившиеся в свет позднее 1450г., и из них мы узнаем, что в средние века рукописи этих книг оставались неизвестными и что они «открыты» лицами, принесшими их издателю только перед самым печатанием, а потом снова делись неизвестно куда…
Я не буду приводить дальнейших примеров. Скажу только одно: таково возникновение всех древних книг! Возьмем хотя бы сочинения Василия Великого, Иоанна Златоуста, Оригена, не говоря уже о Сократе, Аристотеле, Цицероне, Виргилии, Горации, Геродоте, Пифагоре и о всех остальных. Их рукописей, хотя бы от IX в., нигде нет; как будто лица, принесшие их в типографии, нарочно уничтожали их тотчас же после напечатания… И невольно думается: не призраки ли, не миражи ли все то, что мы воображаем о древней жизни греков, египтян, римлян, евреев и всего древнего Востока по подобным документам?».
Вот что пишет Д.Верищагин в книге «Терапия истинной кармы»: «Карма… Как оказалось, невероятно наболевшая тема. Тема, которая непрерывно муссируется в неимоверном количестве разного рода изданий. Литературой о карме сегодня завалены все прилавки. Естественно, люди обращаются к этой литературе, потому что всех волнует, например, отчего мы бываем несчастливы, хотя стремимся к счастью, почему преследуют неудачи, почему, когда хочется как лучше, получается как всегда, и т.д. Люди ищут ответа в книгах и буквально сметают подобную литературу с прилавков… А толку что? Толку, прямо скажем, маловато.
Почему же мало толку от огромного количества соответствующих книг? Да просто потому, что вся современная литература данного направления исходит из совершенно ошибочного представления о карме, вообще свойственного европейской культуре. Большая часть творений, что мы до сих пор читали о карме, — ошибка, страшная ошибка, беспрерывно калечащая души наших современников, тысяч людей, наших друзей и знакомых, и посторонних наших соотечественников, и зарубежных граждан. Более того — ошибочные представления о карме помимо воли человека становятся частью культуры и менталитета, а значит, подспудно воздействуют даже на тех, кто вопросами кармы не интересуется. В итоге без преувеличения можно сказать, что едва ли не весь мир пребывает в колоссальном заблуждении относительно кармы и ее влияния на жизнь человека. А заблуждение, как известно, никому еще не помогало решить проблемы, оно лишь способно создать множество новых проблем.
Основным заблуждением является то, что люди начинают все свои жизненные трудности списывать на карму, тогда как на самом деле большая часть этих проблем к карме не имеет никакого отношения. Видя везде и во всем карму — даже там, где ее нет и в помине, — люди делают не что иное, как создают себе ложную карму. И портят себе жизнь сами, хотя для этого нет никаких объективных предпосылок.
Откуда же взялось само это понятие — «карма», как и при каких обстоятельствах явилось оно миру? Произошло это очень давно, как минимум за четыре тысячи лет до Рождества Христова. Уже тогда людям был известен удивительный текст под названием «Махабхарата». Этот научно-философский труд, по меньшей мере в два раза древнее Ветхого Завета. А уж Новый Завет по сравнению с ним и вовсе современная литература.
Что же такое Махабхарата? Поистине великий труд, родившийся в духовном центре нашей планеты — в Индии и Гималаях. Махабхарата содержит в себе все основы Индуизма, а также учения Санкхья — оно позднее нашло воплощение в Буддизме, потому что только великий Шакьямуни (Будда) сумел первым пройти этим путем до конца, и учения Йоги — всех ее направлений, таких как Хатха-Йога (Йога тела), Джняна-Йога (Йога знания), Раджа-Йога, Крийя-Йога… их существует еще много, но уже в числе них упоминается и самая трудная Йога — Карма-Йога. Кстати, мы в свое время очень смеялись, прочитав у одного из современных кармологов, что Карма-Йога является Йогой новой… Все те открытия, которые многие современные специалисты приписывают себе, на самом деле были сделаны еще древнейшими философами и отражены в Махабхарате. А самое главное для нас сейчас — что именно в Махабхарате, и только там, можно найти сегодня истинное, неискаженное представление о карме. Не поленитесь, почитайте замечательный перевод Махабхараты, сделанный еще в советское время и вышедший в издательстве «Ылым». Он есть в любой крупной библиотеке. Вы от души посмеетесь и над многими современными кармологами, и над интерпретаторами Йоги, и над мнимыми «первооткрывателями» истин, древних как мир».
Не лучше обстоит дело и по энергетическим практикам. Их главная задача — духовное развитие — к этим практикам не имеет никакого отношения. Ведь Дух, это действие Души, а духовное развитие — это воспроизводство Души через сознание. Другими словами: развитие сознания по особым технологиям позволяет получить доступ к информации из Души, видеть и развивать Структуру Души, структуру Духа, научиться управлять через все духовные структуры по информационным технологиям. Но мир обходился без знаний по информационным технологиям, пока не появились книги Грабового, Арепьева и Королёвой. Полки книжных магазинов завалены энергетическими и парапсихологическими техниками, реальная ценность которых сильно преувеличена.
Многочисленные трактователи Йоги и Тантр так же тянут в энергетическое болото. Синельников, Кехо и многие десятки подобных описывают диагностику причин заболеваний по информации, скрытой в мифическом подсознании. На самом деле очень точно это делал Эдгар Кейси, потому что имел интуитивный доступ к информации из Души. Что бы иметь такой доступ, нужно быть хорошим ясновидящим. Писателей-ясновидящих на самом деле меньше десяти человек. А подсознание, суперсознание, сверхсознание, это вульгарные издержки писателей и психологов по проблеме точных знаний о Душе.
Коммерческий проект Мегре выглядит как путь духовного развития через соединение с природой, но, по сути, обычная утопия, так как задача развития человека обусловлена его социальной ролью, а не отшельничеством на вольном поселении. Серьёзных знаний не несёт.
Все напечатанные сказки современных пророков не выдерживают критики, и кроме каши в головах эти «Урантии» ничего не несут.
Есть мнение, что Каббала располагала некоторым объёмом точных знаний, но и они уже не актуальны, так как мир с недавних пор изменился. В книгах Майкла Ньютона много интересных сведений из статистики регрессивного гипноза по реинкарнации, но думаю, что многое вызывает сомнение, так как определённый уровень сознания выдаётся за Душу. Информация о возможности одной Душой поддерживать одновременно тринадцать воплощений вообще не верная. Из опыта начинающих ясновидящих имею случаи ошибочного принятия на ясновидении уровень сознания человека за его Душу.
У меня за десять лет чтения так называемой эзотерической литературы сформировалось понимание, что её как таковой не было. Технологий духовного развития не было, кроме некоторых медитативных практик по расширению сознания, способствующих возникновения ясновидения. Процесс объективного ясновидения — это получение информации с уровня Души. Представляют интерес книги Лопсанга Рампы. Так в книге «Доктор из Лхасы» описана технология обмена физическими телами. Это высокий уровень знаний для простого писателя, так как такая технология действительно существует, но об этом знают единицы. Ясновидящие высокого уровня смотрели на информационную объективность книг Мулдашева, и подтверждают точность его знаний по пирамидам, Тибету, другим темам.
Когда в книге встречаются такие выражения как «владыки кармы», «великие учителя», «высшие силы», «голос сердца», «огненный мир», но нет серьёзных технологий, значить это, мягко говоря, писательские фантазии в смеси с компиляцией из Йоги, Тантры, сказок о суфиях и т.д. Знания должны быть направлены на технологию, — иметь практический смысл. Дополнение в разделе «рекомендуемая литература». 

(А.Бурлаков. Эзотерическая литература. 8.08.2010г.)

«То, о чём вначале повествуется и в дальнейшем пойдёт речь в этом материале, представляет собой синтез нескольких мировых учений и называется Русским философско-ведическим мировоззрением или Славяно-Арийской ведическо-эзотерической философией.
Здесь необходимо предупредить, что вовсе не призываю кого-либо приобщиться к той или иной религии, так как сам не явлюсь сторонником ни одной из религий, просто потому, что понимаю разницу между религиозным учением и самой религией. Учение — это не столько набор знаний, сколько методология их получения и осмысливания. То есть, учение способствует развитию познания и сознания. Религия же основана на готовых знаниях, на постулатах, которые осмысливать считается не только не нужным, но и вредным, тем самым подавляет развитие сознания, подчиняя его тому, кто стоит выше по иерархической лестнице.
Любое мировоззрение — это, прежде всего, система взглядов, понятий и представлений об окружающем мире. В широком смысле слова мировоззрение включает в себя совокупность всех взглядов человека на окружающий мир: философские, общественно-политические, этические, эстетические, естественнонаучные воззрения и т.д. Основное ядро всякого мировоззрения (мировоззрение в более узком смысле слова) составляют философские взгляды. Главным вопросом существующего мировоззрения всегда являлся основной вопрос философии. В зависимости от его решения различаются два основных вида мировоззрения: материалистическое и идеалистическое.
Говоря о философско-ведическом мировоззрении и его основах — Ведизме и Эзотерике, следует сразу пояснить, что Веды являются самыми древними и объёмными Священными Писаниями Земли. Они содержат информацию об устройстве Космоса, обо всех сферах человеческой жизни. Ведами назывались Древние (Гиперборейские и Славяно-Арийские) писания Руси. Веды — означает «Знание». Русские слова «ведать», «исповедь», «проповедь», «медведь» (знающий мёд) происходят из того же корня. Независимо от веры, все люди подчиняются единым физическим законам. В духовной сфере действуют единые метафизические законы, изложенные в Ведах. Когда-то на Земле была одна цивилизация, и было единое Знание — Ведическое, которое несло в себе истинное знание и передавалось из поколения в поколение.
Что касается Эзотерики (от древне-греческого слова «внутренний» — учение о скрытой сути объектов мира и человека; область изучения эзотерики — процессы, происходящие во Вселенной, синхронно отражающиеся в глубинах человеческой души), то почти все эзотерические традиции восходят к доисторической культуре — Гиперборейской и Атлантической — Славяно-Арийской ведической культуре. Они могут рассматриваться как предпосылки многих великих культур древности — самой Славяно-Арийской, а также выходящих из неё Индийской, Шумерской, Египетской, Китайской и др. Этот источник трансцендентный или сверхчеловеческий. Официальная наука не признаёт существование Гиперборейской и Атлантической цивилизации, мотивируя, как бы, в связи с недостаточными фактами доказательств их существования.
Эзотерика представляет собой свод знаний (а не верований), полученных высокотехнологическими цивилизациями, существовавшими на нашей планете десятки тысяч лет назад. По мере своего развития современная наука повторяет путь развития науки древних цивилизаций и знания, бывшие эзотерическими, постепенно становятся общедоступными. Итак, эзотерическая система знаний базируется на достижениях древней науки. Она включает в себя знания об устройстве мира, строении человека и природе того феномена, который религии называют Богом. Именно эзотерические учения научно доказывают существование Бога и занимаются его исследованием.
Каждый Человек — это микрокосм. То есть — каждый человек является Богом, в глубинной своей сущности, Бог не вовне, а внутри Человека, в безднах его Души. В основе развития эзотерического учения лежит определяющий критерий достоверности знаний: трансцендентный (сверхчеловеческий) источник; инициатический опыт; символизм языка.
В целом эволюция эзотерики делится на 3 этапа: тайное знание является эзотерической (внутренней) традицией для посвященных; элитарное мировоззрение, выступая в форме оккультных доктрин; массовый оккультизм и магизм; трансцендентный (сверхчеловеческий) источник…
Если внимательно посмотреть на жизнь природы, жизнь планетарного общества, становится совершенно очевидным тот факт, что основной смысл бытия — развитие. Развитие жизни — смысл вселенского бытия. Развитие сознания личности — смысл человеческого бытия. Сейчас уже всё большее число людей интуитивно чувствует, что этот скрытый смысл жизни есть. Совсем не случайно в нашей стране много людей начинают серьёзно интересоваться древней славянской культурой, читают ведическую литературу, другие же обратились и блуждают в рабовладельческих церковных догматах, некоторые строят разные фантастические теории о пришельцах, о ежедневных контактах с Высшим Разумом. В нашей стране особенно много «ясновидящих», магов, колдунов, магистров тайных обществ, «жителей» с Арианы и многих — многих других.
Это результат тех глубинных процессов, которые происходят в нашем обществе. Это предчувствие существования некой истины, которая должна родиться для многих, предощущение того, что те представления, на которых строится современная цивилизация, должны быть заменены другими. И это ощущение очень правильное. Заканчивается эпоха Рыб, длившаяся на Земле свыше двух тысяч лет, — иудохристианская эра. Мы на пороге следующей эпохи, эпохи Водолея, тоже протяженностью 2,2 тысячи лет.
Так среди современных астрологов распространено мнение, что в этой эре человечество достигнет гармонии и взаимопонимания, высокого духовного уровня. Эра Водолея возвысит Славянскую ведическую культуру и объединит все нации. Материальные ценности будут играть меньшую роль по сравнению с духовными. Так же эра Водолея может указывать на идею достижения внутренней свободы, когда определяющим влиянием на выбор и жизненный путь человека будут оказывать его природа и предназначение, а не социальная обусловленность…
Оккультные науки (не путать с оккультизмом, тайными знаниями — общее название учений, признающих существование скрытых сил в человеке и космосе, недоступных для обычного человеческого опыта, но доступных для «посвященных», прошедших через особую инициацию и специальную психическую тренировку) — науки о тайнах природы — физических и психических, ментальных и духовных, называемые герметическими и эзотерическими науками. У Славяно-Арийцев — это Магия и Йога; на Западе в Иудохристианстве может быть названа Каббала, на Востоке — Мистицизм, Магия и Йога.
Последние индийские Чела (ученики, воспитанники Гуру или Мудреца, или последователи определенного Адепта или философской школы) называют оккультные науки седьмой «Даршаной» (школа философии в Индуизме, от «узреть реальность», «получить внутреннее озарение», «прозреть»), в то время как миру непосвященных в Индии известно только шесть Даршан. Оккультные науки являются, и были в течение веков, сокрытыми от толпы на том веском основании, что они никогда не были бы оценены ни эгоистичными образованными классами, которые могли бы злоупотреблять ими для собственной выгоды, тем самым превращая Божественную науку в чёрную магию, ни необразованными, которые просто не поняли бы их. Открытия и факты оккультной науки трудны для понимания по своей природе ещё и потому, что в большинстве европейских языков нет слов для их выражения. Кроме того, наша магическая терминология вызвана необходимостью, во-первых, ясного описания фактов для сведущего в оккультной науки, и, во-вторых, — для сокрытия их от профанов.
Если обратить внимание на проблемы Ведических эзотерических знаний, то можно увидеть следующее. В большинстве случаев, воспринятые сумбурно, бессистемно, через невежественных интерпретаторов, древние знания часто искажаются и просто фальсифицируются. Для нашего времени характерным является множество профанаций, искажений, откровенной халтуры на эту важную тему знаний.
Но, думается, что это явление временное. В будущем неизбежно возникнет потребность в истинном знании о жизни. Это знание очень точно и конкретно. Здесь существует совершенно точная терминология, точные понятия, здесь необходима абсолютная научная логика. Никаких домыслов, фантазий, невежественных искажений эта наука не допускает. С самых древних времен знания о законах жизни существовали на Земле. Они назывались посвятительными. Передавались в специальных закрытых школах очень немногим. Их нельзя получить, читая разрозненную литературу на ведическо-эзотерические темы. Необходимо получить систему знаний. Они должны войти глубоко в сознание человека, тогда возникнет познание или собственное знание личности, которое она признаёт истиной. Тогда возникнут убеждения, которые станут руководить жизнью человека. Это постигнутое знание совершенно меняет отношение человека к жизни, к себе, к окружающим. Информация, полученная из разрозненных книг, не дающих целостного мировоззрения, — это знание мёртвое, так как не стало руководящим в вашей жизни, не стало вашим собственным знанием. Это заимствованная информация. Она не задерживается в разуме, очень быстро забывается и никаким образом не влияет на вашу личность, никак не корректирует отношение человека к жизни. Информация сама по себе, жизнь сама по себе. Никому не нужны знания ради знаний, информация, вычитанная из книг, если она не соотносится с вашей жизнью, не объясняет её, не учит другому отношению к ней. Внутренний рост, изменение бытия целиком зависит от работы, которую человек должен произвести над самим собой. Для того чтобы человек захотел жить осознанно, захотел что-то менять в себе, он должен получить истинные знания о законах жизни, о зависимости своей судьбы от качеств своей личности. О том, что жизнь полностью передаёт в руки человека процесс созидания себя и создания своей судьбы. Вся беда в том, что люди не желают знания или не в состоянии его принять. Познание, то есть постигнутое знание, входит в ваше сознание, становится его частью, начинает менять вашу личность.
Самая важная задача ведическо-эзотерического знания — разрушить иллюзорные, ложные представления Человека о самом себе, и о жизни. Научить его внимательно относиться ко всему, что происходит в его жизни, потому что всё имеет внутренний смысл, все события имеют причину. Эта причина всегда находится в нас. Ничего случайного в нашей жизни нет. Нет врагов беспричинно нам вредящих, нет бессмысленных случайностей. Истина состоит в том, что наши внутренние свойства, качества нашей личности являются причиной всех обстоятельств жизни. Но эта истина принимается лишь душой созревшей, приготовленной к её приятию.
Для современного «субъективного» т.е. научного знания характерным является то представление, что мир расколот на миллион отдельных, не связанных между собой явлений. Реальность жизни иная – взаимосвязанность и взаимозависимость всего. На нас влияет всё, энергии ближайших планет солнечной системы, энергии людей, окружающих нас, энергетическое влияние природы, животных, энергии городов, зданий. Мы тоже своими энергиями влияем на всё. Вы поймете, что жизнь во всём своём бесконечном многообразии, упорядочена, подчинена единым законам. Знания помогут вам осознать, что всё в вашей жизни и в жизни общества, происходит в соответствие с Универсальными законами». 

(Е.Тарасов. Славяно-Арийская ведическо-эзотерическая философия.)

 

6. «ЭЗОТЕРИЧЕСКАЯ» ЛИТЕРАТУРА И ТАНТРА

Обратим внимание на такой интересный факт. Информацию о Тантре или каких-либо ее аспектах можно найти в эзотерической литературе в самых неожиданных местах, т.е. в таких источниках, в которых о Тантре, казалось бы, и речи быть не может или не должно быть по логике вещей, судя по названию источника, а можно вообще ничего не найти, даже если источники и посвящены вопросам, напрямую связанным с Традицией Тантры, например, когда речь идет о чакрах человека. Вот несколько примеров.
MANAS — самый большой сервер эзотерической и религиозной литературы. Из кредо сайта: «Почему именно MANAS? MANAS (санскр. ум) — ментальная способность, превращающая человека в разумное и нравственное существо и отличающая его от простого животного. Эзотерически, Высший Манас — один из трёх элементов, составляющих человеческую монаду (Атма, Буддхи, Высший Манас). АТМА(н) — дух. Атма не прогрессирует, не забывает и не помнит. Атма не принадлежит этому миру, это частица Высшего. БУДДХИ — сознание. Буддхи становится сознательным через нарастания, получаемые от Манаса после смерти человека. МАНАС — высшее проявление человеческого разума. Манас бессмертен, так как после каждого нового воплощения он присоединяет к Атма-Буддхи нечто от себя. На настоящем этапе эволюции человечества приоритетным является развитие Буддхи, т.е. сознания. Но сознание расширяется через работу разума — Манаса. На развитие вашего сознания путём воздействия на разум (MANAS) через книги и создан данный сайт. На сайте кроме книг, способствующих духовному развитию и познанию истины (они составляют основную массу книг библиотеки), присутствуют и книги, которые получили популярность среди любителей непознанного, но способны лишь затуманить разум неподготовленного искателя и принести вред. Поэтому основательно советуем предварительно ознакомиться с разделом сайта «Краткие рецензии» и «Распознавание»».
Среди выделенных разделов библиотеки эзотерической и религиозной литературы значатся: Агни-Йога, астрология, Буддизм, Вайшнавизм, Веданта, Даосизм, единство религий, здоровье, Йога, Каббала, работы Махатм, научный взгляд, Педагогика, Рерихи, сновидения, Теософия, Учение Храма, философия, Христианство, другое.
Несмотря на такое серьезное и «подробное» (внимательное) отношение к эзотерике и эзотерической литературе, мы нигде здесь не найдем и намека на Тантру или Тантризм. Есть две «классические» публикации:
1. Б.Дандарон. Махамудра как определяющий принцип Буддийского Тантризма.
2. В.Данченко. Принципиальные вопросы общей теории чакр и тантрическая концепция тела.
Они помещены в раздел «Другое», где представлено около 400 публикаций разного рода. Вот и все. Если покопаться, то среди публикаций разного рода можно найти несколько публикаций, в которых все-таки можно найти еще кое-что интересное о Тантре или Тантризме:
1. Het Monster. Тринадцать врат. История эзотерических учений от Адама до наших дней.
2. Айванхов О.М. Сексуальная сила, или крылатый дракон.
2. Станислав Гроф. Космическая игра (исследование рубежей человеческого сознания).
См. ниже.

 

«Классическая Тантра — это техника развития астрального тела. Для развития чакры необходимо работать с пиковыми состояниями, чем, собственно, и занимается настоящая Тантра».

(А.Сафронов. Йога и Секс. Сексуальные практики в Йоге.)

«Кроме официальных культов и вероучений, а также верований простонародья в Индии издавна развивался Тантризм, являвшийся не столько религией или философской доктриной, сколько методикой достижения определенных практических целей. Учение Тантризма передавалось, как правило, устно и тайно посвященным людям. Важным элементом Тантризма были магические изображения — янтры и магические формулы-заклинания — мантры».

(Синельченко В.Н., Петров М.Б. В мире мифов и легенд. СПб. 1998г.)

«Тантризм (санскр. tantra — ткацкий станок, основа, правило, учение, учебник) — одно из религиозно-философских течений, которое совмещает в себе принципы ведийской Йоги с положениями Буддизма. Как самостоятельное учение он оформился в V в. Учение было запечатлено в текстах — Тантрах, — содержащих наряду с философскими и космогоническими воззрениями практические указания к тайным действиям, цель которых — слияние человеческого «Я» с каким-либо божеством». 

(Козлов В.В. Духовная психология: в поисках изначального. М. 2000г.)

«Глава 5. Строительство дома. 5.4. Ритуалы. Есть три основных аспекта тантрического учения, которые обычно используются в комплексе. Это Тантра, Мантра и Янтра. Тантра есть учение, которое отражает реальность, которую мы хотим создать. Это универсальный подход к исследованию общих законов существования без разделения их на различные сферы знания. Иными словами, Тантра исследует само дерево жизни, не ограничивая себя изучением какой-либо одной из его ветвей. Предметом ее изучения являются жизнь и среда ее существования». 

(Лев Игельник. Индийский Васту и китайский
Фэн-Шуй. М. Профит-Стайл. 2003г.)

«Одним из учений, позволяющим совершенствовать себя с помощью преобразования сексуальной энергии, является Тантра-Йога. <…> Тантризм как один из видов Йоги, приспособленный к нашему времени, в различных видоизменениях, но с одной основой, распространился за пределы Индии. <…> Тантризм является одним из древних эзотерических учений, которое секретно передавалось только посвященным и достойным. <…> Тантра — это философия, наука, искусство и образ жизни, где сознательно и творчески используется сексуальная энергия. Высшее Учение о Сверхсознании в течение нескольких тысяч лет было единственной культурной традицией, полностью принимающей секс. <…> Тантризм как древнее эзотерическое учение представляет огромную ценность и дает обильную пищу для размышлений». 

(Востоков В.Ф. Искусство здоровой
сексуальной жизни. АиФ-Принт 2000г. 285 стр.)

«Аннотация. Читатель столкнется с необычным литературным феноменом — изложением некоторых базовых идей Тантризма в форме русского классического романа. При всей своей необычности подобное освещение идей Тантризма, тем не менее, выглядит достаточно органичным в новом произведении филолога-исследователя А.Л.Антипенко, книги которого «Мифология богини» (2002) и «Путь Предков» (2005) уже выходили в издательстве «Ладомир». Эротическая проблематика и Тантрическая Традиция уже сами по себе могут быть интересны для читателя, но рассмотрение их в контексте судьбы героини раннего незаконченного романа Ф.М.Достоевского в некотором роде взрывает устоявшиеся стереотипные воззрения на современную авангардную прозу. Тантризм (возникшая еще в доарийскую эпоху сакральная эротическая практика, связанная с культом богини-матери) и по сей день играет большую роль в жизни Индии, пропитывая многие направления Индуизма. Некоторые из базовых постулатов Тантризма освещены автором в комментариях, что делает роман доступным для широкого круга читателей». 

(Антипенко А.Л. Достоевский: версия тантрическая. М. Ладомир. 2010г.)

«Как бы то ни было, коротко укажу истоки магии наших чувственных представлений (как мы условились, я употребляю слово «магия» в широком значении) — главного предмета этой книги. Наверно, самым обширным вместилищем разнообразных психо-мистических традиций и школ является культура древних арьев, берущая начало в Ведах. Из всего их многообразия рискну выделить, во-первых, некоторые направления Йоги, а во-вторых, южноиндийские традиции почитателей Шивы, опирающиеся на Тантры.
Между прочим, в нашей стране об Индийском Тантризме бытует сегодня искажённое представление, — в основном благодаря множеству популистских публикаций на эту тему, авторы которых преподносят нам исключительно сексуальную сторону данного явления (к тому же с искажениями) и, как правило, даже не упоминают об изощрённых медитативных практиках приверженцев индийских Тантр, направленных на последовательное раскрытие духовно-энергетических центров (чакр) и пробуждение особой психической силы, образно именуемой змеиной силой, или Кундалини.
Но, пожалуй, полнее всего проработаны методики репрезентации нашего чувственного опыта в буддийских традициях и школах, избравших доктрину прямого пути. Данную ветвь Буддизма часто называют алмазной колесницей (Ваджраяна, Тантраяна) или Буддийским Тантризмом». 

(Хольнов С. Магия чувственных представлений.
Развитие неординарных способностей. М. Респекс. 2006г.)

«К концу эры Овна из Брахманизма выделились шесть ортодоксальных и целый ряд неортодоксальных учений: Веданта, Миманса, Санкхья, Йога, Вайшешика и Ньяя, схоластические системы, старавшиеся уложить все древние и новые представления в строгие схемы, что, конечно, не так-то просто сделать. Эти схемы так или иначе восходят к Шат-Чакра-Нирупана, обрастая лишь некоторыми добавлениями. Подробности можно найти в любой книге по индийской философии.
Эти учения были как бы «приняты в семью» индийских философий, т.к. они не претендовали на значение и роль религий. Учения же, претендовавшие на нечто большее, т.е. породившие новые религии или секты, считаются «неортодоксальными», т.е. выходящими как бы за рамки официальной доктрины.
Это, во-первых, ТАНТРИЗМ (от санскр. тантра — «сокровенное», «магия») — ряд сект и школ с особыми обрядами, восходящими к древним культам плодородия. Их отличает прежде всего эзотеричность обрядов, несовместимость с брахманистическим ритуалом, представление о мужском и женском энергетическом начале. Общение полов рассматривалось как мистический акт, в результате которого оба партнера приобретают часть космической энергии (шакти). Многие элементы Тантризма были приняты Ламаизмом, о котором говорилось в предыдущей лекции». 

(Е.Колесов. 13 врат эзотерики. История эзотерических учений
от Адама до наших дней. Изд. РостГУ. Росткнига. 1999г.)

«Тантристское мировоззрение основывается на том, что Кундалини, дремлющая в глубинах человеческого организма, — не что иное, как та же самая Шакти, вернее — ее малая, «микроскопическая» часть. Поэтому освобождение может произойти при одном непременном условии: «большая» и «малая» Шакти должны слиться воедино. Способом их соединения и становится асана. Плотская сексуальная энергия мужчины и женщины, преобразуясь в ходе обряда, превращается во всепобеждающую духовную силу. Поэтому о сфере секса, с точки зрения Тантризма, недопустимы никакие моральные суждения. Тело — как женское, так и мужское — не более чем инструмент, умелое применение которого позволяет человеку выйти за пределы своего индивидуального «я». Но чтобы достигнуть этой цели, необходимо пройти далекий и нелегкий путь…
Изощренная сексуальная техника составляет в Тантризме только первую ступень восхождения к Шакти. Подняться же на следующую ступень — значит представить себе свою Шакти как Шакти, управляющую миром, почувствовать в данной, конкретной женщине — безличную женскую сущность, Абсолют.
«Тантра учит Йоге Секса, Йоге Еды (даже — вкушения запретных блюд и напитков). Обычная жизнь сакрализуется, и таким образом любое явление превращается в способ, с помощью которого можно пожелать и достигнуть просветления посредством постоянного следования Истине. В этом — в следовании Истине и в осознании бессознательного, как на физиологическом уровне, так и на духовном — состоит высшая Йога» (О.Хаксли).
Постепенный, многоступенчатый процесс восхождения человеческого «я» к освобождению через экстаз представляет собой, несмотря на бесконечные эротические упражнения и символы, своеобразный вариант аскетизма. Это становится очевидно на завершающем этапе пути: пройдя все стадии слияния с Шакти, садхака, в конце концов, отказывается от секса в его «обычном» понимании. «Внешняя» женщина ему теперь не нужна: он наслаждается единством со своей собственной «женской стороной» — пробужденной Кундалини. Примечательно, однако, что освобождение означает прекращение не только сексуальной, но и обрядовой практики».

(Пименов А.В. Возвращение к дхарме. М. Наталис. 1998г.)

«В Индии, и особенно в последние двадцать пять лет на Западе, Тантрическая Йога стала признанным термином, относящимся к работе с сексуальной энергией. Однако нужно заметить, что есть 112 йога-тантр, или техник для приведения практикующего к большему «расширению знания». Я отмечаю это, потому что менее 1% Тантрической Йоги занимается сексом. Все же тема сексуальности настолько эмоционально заряжена, что Тантрическая Йога продается на Западе благодаря её связи с сексом, даже хотя секс составляет менее 1% её практики. Больше того, реклама секса как Тантры — это отличный прием маркетинга, используемый индийскими «гуру».
Все же при работе с сексуальной энергией, и в Тантрической Йоге в её чистом виде, сексуальная энергия рассматривается как не отличающаяся от любой другой энергии. Таким образом, «сексуальная энергия» не считается плохой, дьявольской, тем, что нужно подавлять. С другой стороны, «сексуальная энергия» не рассматривается как то, что обязательно нужно выражать. Обычно, как говорилось раньше, у нас есть только противоположные возможности: выразить (я буду, я должен), и подавить (я не должен, мне лучше не). Этот раскол на противоположности, как все мы знаем, вызывает конфликт, который знаком всем нам. А в данном случае сексуальная энергия разрешается, признается и наблюдается как то, чем она есть, энергия в другой форме, чем злость, чем грусть, или даже физические объекты.
Тантрический секс не ставит своей целью оргазм. Он направлен на то, чем по определению является Тантра — «расширение знания». В райховском цикле оргазма энергия разряжается. А в тантрическом сексе есть напряжение, заряд; ваше внимание обращается в другую сторону и ощущения рассматриваются как энергия. Заметьте, что происходит. Наглядно это можно рассмотреть и проиллюстрировать так: напряжение, заряд, обратить внимание в другую сторону, напряжение, заряд, обратить внимание в другую сторону, напряжение, заряд, обратить внимание в другую сторону. Когда вы рассматриваете сексуальную энергию как энергию, достигается горизонтальный участок стабилизации. Затем с помощью сексуальной активности заряд снова накапливается, и в момент заряда вы обращаете внимание в другую сторону и рассматриваете ощущения как энергию, еще один горизонтальный участок. Работа на все более высоких горизонтальных участках без разряда энергии вызывает «расширение знания», это и есть Тантра». 

(Стивен Волинский. Квантовое сознание. / Пер. с англ. Д.Ивахненко. К. 1997г.)

«Любому человеку потенциально доступна безграничная информация и неограниченные «физические» и «психические» силы, но каждый получает их в соответствии со своим духовным созреванием. По мере своего созревания, человечество получает ключи к тому, что раньше считало невозможным. Путь к этому высшему состоянию человека лежит через те или иные системы Йоги (религии). Йога — это самый мощный инструмент в руках человека из всех, какие он когда-либо способен создать, это дверь в бесконечное, которая сама открывается перед всеми теми, кто созрел, чтобы шагнуть за нее. Путь к состоянию, более высокому, чем то, в котором сейчас пребывает человек, лежит через практику духовного совершенствования.
Путей к Высшему так много, что у каждого имеется возможность выбирать для себя подходящий. В конце все они сходятся, а в начале могут быть настолько разными, что запрещенное для одного из них оказывается совершенно необходимым для другого. Примером подобного расхождения может служить, например, пара Хатха-Йога — Тантра-Йога. Если в Хатха-Йоге каждый шаг основан на твердой воле, несокрушимой силе и железной дисциплине, то в Тантра-Йоге, наоборот, — на расслаблении, полной самоотдаче, нежности и любви без каких бы то ни было элементов борьбы. Хатха-йогу в его изнурительной борьбе с Природой необходимо много энергии; и он накапливает ее всеми возможными путями, совершенно исключая секс как наиболее энергорассеивающий процесс. В то же время в Тантра-Йоге именно секс как раз и является острием копья, поражающим желанную цель — Освобождение. Тантра — это путь к Богу через собственную слабость, посредством полной самоотдачи, а Хатха — путь через тысячи препятствий, которые сам йог и возводит, чтобы затем их преодолевать, получая, однако, на этом пути наслаждение от той могучей силы, которая идет к нему от Бога, чтобы помочь ему преодолеть возведенные им же самим преграды. Как говорит Патанджали (автор «Йога-Сутры») этот Мир создан только для того, чтобы дать нам опыт для созревания и Освобождения. Только состояние Освобождения дает человеку настоящее счастье, которое никогда не может смениться несчастьем.
Хатха-йоги продлевают жизнь (под руководством своего духовного Учителя), чтобы успеть достичь Освобождения в этой жизни. Существенное продление жизни возможно только в связи с реализацией той или иной высокой цели. Без подобной цели методы Хатха-Йоги помогут лишь устранить болезни и удлинить жизнь лишь в 1.5-2 раза. Что же касается других систем Йоги, то они не только не ориентируются на методы продления жизни, но скорее наоборот, используют приемы, позволяющие достичь Освобождения ценой потери жизни. Наиболее ярким представителем одной из таких систем (Тантра-Йоги) в XX в. был европеец Гурджиев*, решившийся 6 июля 1924г. на автомобильную катастрофу, не оставляющую шансов на жизнь. Лишь чудом врачам удалось собрать из груды поломанных костей аналог его бывшего до катастрофы тела. Но этот смертельный трюк помог ему Освободиться. Прожив после этого 25 лет, он стал одной из самых ярких личностей, оставив после себя оригинальный труд о новом пути к Освобождению и идейные основы психологии здоровой личности».

(Э.Смоляков. Тайны жизни. Практика умственного
и физического совершенствования. М. Агра. 1993г.)

(*Г.И.Гурджиев (1866/72/74/77-1949) — философ, оккультист, мистик, композитор, путешественник греко-армянского происхождения, автор детально разработанного учения о «четвертом пути» внутренней реализации человека. См. статью 4.2. «Неакадемическая предыстория Российской Тантрологии до 2000г.»).

«В мировоззрении Тантризма связь между космосом и человеческим организмом не просто метафора или средство, помогающее понять основные идеи. Древние тантрические тексты утверждают, что человеческое тело в буквальном смысле является микрокосмом, отражающим и содержащим в себе весь макрокосм. Если бы человек смог тщательно изучить свое тело и психику, он обрел бы знание всех феноменальных миров. Графически это представлено в Пуруша-Янтре — образе Космического Человека. В его фигуре материальный мир, в котором мы живем, располагается в области живота, верхняя часть тела и голова представляют различные небесные сферы, а область таза и ноги — преисподние… <…>.
Материалистическое наукообразие XX в. осмеивало любые духовные искания, считая их патологией, независимо от того, насколько они серьезны и сложны. Авторитет науки в современном обществе затрудняет серьезное восприятие духовности и следование по пути духовных открытий. Вдобавок догмы и деятельность главных религий имеют тенденцию затуманивать тот факт, что единственным местом, где можно обнаружить истинную духовность, служит наша психика. Организованная религия в худшем своем проявлении становится не институтом, который помогал бы нам поддерживать связь с божественным, но серьезным препятствием к любым духовным поискам.
Технологии священного, разработанные различными туземными культурами, отвергались на Западе как продукты магического мышления и примитивных дикарских суеверий. Духовный потенциал сексуальности, который находит свое выражение в Тантре, намного перевешивают ошибочные выводы относительно того, что секс якобы есть хищный, животный инстинкт…<…>.
Главное препятствие в изучении трансперсональных переживаний заключается в том, что традиционная психология и психиатрия находятся во власти материалистической философии и не обладают истинным пониманием религии и духовности. В своем подчеркнутом отрицании религии они не проводят различий между верованиями примитивных народов или буквальными фундаменталистскими толкованиями священных писаний, с одной стороны, и сложнейшими мистическими традициями или духовными философскими учениями Востока — с другой. Западная материалистическая наука огульно отрицала любые духовные понятия и виды деятельности, включая и те, что основаны на многовековом систематическом интроспективном исследовании психики. Многие из великих мистических традиций разработали особые методы вызова духовных переживаний и соединения наблюдение и теорию примерно так же, как это делает современная наука.
Крайним примером такого неразличения является то, что западная наука отвергает Тантру — систему, предлагающую необычное духовное видение бытия в контексте всеохватного и сложного научного мировоззрения. Ученые-тантристы разработали глубокую концепцию вселенной, во многом подтвержденную современной наукой. Она включала сложные модели пространства и времени, понятие «Большого взрыва», а также такие элементы, как гелиоцентрическая система, межпланетное притяжение, сферическая форма Земли и планет и энтропия.
Дополнительные достижения Тантры — продвинутая математика, десятичное счисление и введение нуля. Тантра обладала глубокой теорией психологии и эмпирическим методом, основанным на картах тонкого энергетического тела, где указаны психические центры (чакры) и каналы (нади). В Тантре разработаны изысканное абстрактное и фигуративное духовное искусство, а также сложная система обрядов». 

(С.Гроф. Космическая игра. (Исследование рубежей
человеческого сознания). Пер. с англ. О.Цветковой. М. 1997г.)

«Есть некоторое сходство идей Налимова о спонтанности и представлений Карла Густава Юнга о Синхронности, но Налимов идёт гораздо дальше Юнга. В его концепции окончательно отбрасывается — или, точнее, растворяется — детерминистская картина мира, управляемого жёсткими Законами Бога-Демиурга: «Спонтанность – это реальность другого мира, смежного нашему. Спонтанность не подчиняется причинно-следственным связям; не локализована в физическом пространстве – в нём она только проявляет себя; не персонализирована – персонализируется только её проявление; не ограничена временными рамками, она отождествляется с забеганием вперёд, что порождает завихрение времени; принадлежа другому миру, не может умирать в нашем мире».
Сравните это с известными словами Иисуса Христа: «Царство Моё не от мира сего… Я — путь, истина и жизнь… Я есмь воскресение и жизнь… И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек, и никто не может похитить их из руки Отца Моего» (Евангелие от Иоанна, 18: 36; 14: 6; 11: 25; 10: 28). С большой силой это представление об абсолютной свободе духа и человека, познавшего своё единство с космическим началом свободы, выражено в «Бхагавад-Гите» (2:20): «Для Духа нет смерти, как нет и рожденья, И нет сновиденья, и нет пробужденья».
Снова цитата из «Спонтанности сознания» Налимова: «В этом термине заложено целое мировоззрение, чуждое привычному нам видению Мира как начала логически обусловленного и погруженного в систему причинно-следственных связей… Смысл этого термина может раскрыться через корреляционно связанную семантическую триаду: свобода — спонтанность – творчество».
Отметим также, что в арамейском языке, на котором говорил Иисус, обозначающее творческое начало Мира, слово «Дух» — женского рода, поменявшее этот род при переводах новозаветных текстов на греческий и другие европейские языки. В одном из апокрифических евангелий Иисус прямо говорит: «Мать моя — Дух Святой…». Учение о спонтанности (цзы-жань) было хорошо развито в Даосизме. Но среди всех культур и эзотерических традиций мира наиболее развитую метафизику спонтанности мы находим, пожалуй, только в философии и духовной практике Тантрической Традиции.
Как и в Даосизме, в Тантре свобода не просто психологична, она — космична. Уже в Ригведе мы находим Гимн Адити, Богине-Свободе (RV.Х, 72:3-4). Это — древнейший гимн Спонтанности как несотворённой, то есть предвечной Свободе, саморожденной из Ничто, Любви — основе Мира и самого его Творца, персонифицированной в Богине-Женщине. В этом образе Свободы — Адити (то есть «вечной, безначальной»), проявилось влияние на арийскую ведическую религию более древнего матриархального тантрического учения дравидийского Индостана: в Тантре именно женщина — носительница спонтанного начала.
Первозданность, точнее, несозданность, а также безначальность и вездесущность Свободы — это главное послание великих тантрических йога-сиддхов Индии и Тибета, жизнь и песни которых (чарьягити, дохакоша и вакана) поразительно и волнующе пeрекликаются со словами и образом как Иисуса Христа гностических апокрифов, так и Будды Гаутамы, передавшего это хранившееся в тайне знание духовно подготовленным последователям только изустно: «Так же непостижимая, эта спонтанность Будды, действия которого истекают из неразличающего сознания». И снова цитата из Налимова: «Иллюзорность личности — в её спонтанности. Личность — это спонтанность. Спонтанность — это открытость вселенской потенциальности».
Эта очень древняя идея глубоко развита в эзотерическом учении Сахаджия, лежащем в основании традиций Сахаджа-Тантры Кашмирского Шайвизма, Тибетского Буддизма и бенгальского Вайшнавизма, особенно школ Пратьябхиджня, Спанда, Кула, Агхора, Махамудра, Дзогчен, Чайтанья, Валлабхачарья и Панчаратра. Считается, что эта традиция существует в Индии не менее 10 тысяч лет в непрерывных линиях личной передачи мистического знания от учителя к ученику, имея своим истоком эзотерическую культуру дравидийской (до-арийской) цивилизации и в той или иной степени пронизывая все тантрические школы.
Сахаджия — один из ключевых и самых трудных для понимания аспектов Тантризма, подобно представлениям о Лиле и Нирване, Пустоте или Ничто (отметим, что в целом естественнонаучные, математические и психологические знания в Тантрической Традиции были огромны).
В этом учении трансцендентный Бог, к которому устремлено сознание человека, оказывается имманентен миру и самому человеку, включая человеческое тело. Просто целиком осознать эту истину — самая трудная задача мистика, особенно западного, хотя эта идея является по сути центральной и в Христианстве — именно она выражена в известных словах Христа: «Царствие Божие внутри вас» (Евангелие от Луки, 17:21), а ещё точнее и полнее переданной словами Иисуса в гностическом Евангелии от Фомы (логия 3): «Но царствие внутри вас и вне вас»». 

(В.Багрянский. Василий Васильевич Налимов, учёный,
гностик и рыцарь 20-го столетия. Ж. «Биометрика». Январь. 2005г.)

«Глава 5. Опасности Тантризма. Существует наука возвышения сексуальной силы, которая в Индии и Тибете называется Тантра-Йога. Она содержит различные методы, и об одном из них я вам расскажу, чтобы дать вам представление об этой науке. В течение нескольких лет йог изучает, что такое любовь, он медитирует, постится, выполняет дыхательные упражнения. Когда он хорошо подготовлен, ему выбирают молодую женщину, также прошедшую курс обучения, и четыре месяца они живут вместе в одной комнате: он полностью ей служит, обожествляя ее, считая ее проявлением Богоматери; но он к ней не прикасается. Затем они начинают спать в общей кровати: четыре месяца она ложится справа от него, затем четыре месяца — слева от него, но и теперь они не касаются друг друга. Наконец, когда они достигли самой большой степени самообладания, они начинают целоваться и соединяться, но это происходит в такой чистоте, что это соединение может продолжаться несколько часов без семяизвержения у мужчины.
Очевидно, очень немногие могут себе представить, что это означает, ибо, как только чувствуют сексуальное желание, они спешат его удовлетворить. Согласно науке о Тантризме, растранжиривание этой квинтэссенции — это смерть, тогда как ее возвышение означает вечную жизнь. Вот так некоторые Посвященные достигли бессмертия, и это не пустые слова — они стали бессмертными.
Чтобы без всякой опасности предаться физической любви, инстинктам, страстям, чувственности, океану наслаждений, надо быть очень сильным и чистым. Способные на это достают из своих глубин драгоценные жемчужины, как ныряющие в океан искатели жемчуга, не плененные водорослями и не съеденные акулами, достают жемчужные раковины. Советовать всем это невозможно. Надо уметь владеть этой чудовищной силой, чтобы посметь идти ей навстречу, и я вам не советую начинать практиковать Тантра-Йогу, я вам только излагаю некоторые ее аспекты.
Конечно, если вы поднялись очень высоко, до сверхсознания, поняли и оценили эту любовь, распространенную во всей вселенной и являющуюся квинтэссенцией Самого Бога, вы можете без риска все себе позволить; в этом случае ничто вам не может повредить или вас очернить, вы не способны совершить никакой грех. Но если вы не дошли до такого уровня, сохраняйте спокойствие! Очень мало людей на земле могут себе позволить спуститься в глубины своей природы, чтобы все изменить, возвысить, все сделать светлым и красивым. Именно это называется «свести концы с концами», то есть высшее и низшее. Но если, достигнув этого высшего мира, вы начнете опускаться, то низший мир вас уничтожит, так как вы не защищены, не вооружены, и вы не в силах преобразовать материю Ада в жемчужины, в золото или в драгоценные камни. Вот тайна Зла и Ада. Только дойдя до вершины, можно понять смысл Зла. До тех пор Зло остается непонятным, неразрешимым. Невозможно решить проблему Зла рассудком, обучением, лекциями: проблема Зла находится выше человеческого понимания. В действительности Зло не существует. Зло является злом только для слабых. Для неподготовленных, для тех, кто не умеет им пользоваться, Зло существует — это мощная реальность. Но для детей Бога, для великих Учителей Зло, о котором христианская религия столько говорила, совершенно его не понимая, представляет собой драгоценную и богатую материю, которой они пользуются в своей работе.
Когда я был в Индии, я встретился с некоторыми йогами, называющимися сиддхами. Для них ничто не является ни отвратительным, ни грязным, они питаются отбросами, чем попало, ибо они обладают желанием все преобразовать для получения огромных магических способностей; и они этого действительно достигают, я имел возможность в этом убедиться. Но, по-моему, нет необходимости пользоваться такими причудливыми и неэстетичными методами. Следовательно, я не очень согласен с методами Тантризма, особенно если речь идет об их применении в западной цивилизации. Для сублимации сексуальной силы Учение Всемирного Белого Братства предлагает другие методы, и, познакомясь с ними, вы увидите, что это Учение далеко превосходит как все христианские традиции чистоты и целомудрия, делающие, в конечном счете, из человека своего рода евнуха, так и те доктрины, которые под предлогом Тантризма вовлекают людей в разные сексуальные крайности. В прошлом веке английский оккультист Алейстер Кроули, пожелав провести опыты, подобные опытам в Тибете, погрузился в черную магию; и все закончилось тем, что некоторые женщины, с которыми он проводил эти эксперименты, сошли с ума. Он достиг власти, но какой ценой!
Поэтому я вам не советую ввязываться в эти опыты, ибо вы можете плохо кончить. Чтобы практиковать Тантризм, надо быть очень тренированным, достичь очень большой степени самообладания, но даже и тогда это чрезвычайно опасно. Если вы действительно решили облагородить сексуальную силу, то наилучшее решение — это соблюдать умеренность и принимать любовь только в гомеопатических дозах, то есть в ваших отношениях с мужчиной или женщиной довольствоваться только взглядом, несколькими словами, рукопожатием. Если вы хотите поспешить сблизиться, соединиться, то это намного сложнее: погрузившись в огонь, вы не сможете больше себя контролировать, вы больше не будете владеть своими энергиями, и в этом случае бесполезно говорить о Тантризме!». 

(Омраам Микаэль Айваханов. Сексуальная сила
или крылатый Дракон. Просвета. 1993г. 160 стр.)

«1.3.4. Медитация в Тантризме. Тантризм (букв. «тайная доктрина») — одно из религиозно-фило¬софских течений, которое совмещает в себе принципы Ведийской Йоги (см. ниже) с положениями Буддизма. Как самостоятельное учение он оформился в V в. благодаря основателю — мудрецу Асанге из секты йогачаров. Учение было запечатлено в текстах — Тантрах, — содер¬жавших наряду с философскими и космогоническими воззрениями практические указания к тайным действиям, цель которых — слияние человеческого «Я» со вселенским Единством и великой Пустотой. Однако истоки Тантризма восходят еще к древним культам плодородия и соответствующим обрядам, т.е. к древнейшим верованиям индо-тибетских племен. К VII-VIII вв. учение размежевалось на два направления: Тантризм Левой руки и Тантризм Правой руки. Первое, известное также под названием «Ваджраяна» («Алмазная колесни¬ца»), укоренилось в Тибете и в Индии. Его другие названия — «Мантраяна», «Тантраяна» — характеризуют это учение как одну из «колес¬ниц» северного Буддизма (Ламаизма). Отличительная черта Тантризма Левой руки — известные сексуальные оргии, основанные на культах женских божеств. Более умеренный и проповедую¬щий культ мужских божеств Тантризм Правой руки получил распро¬странение в Китае и Японии».
Одна из наиболее известных черт Тантризма — так называемое правило «Пяти М», которое сводится к следующему. Пять аспектов в быту были запрещены: алкоголь; мясо; поджаренная фасоль и другие возбуждающие средства (например, специи-приправы); рыба и поло¬вые сношения. Все они начинались с буквы «М», и потому правило называется «правилом пяти М». Нарушение одного принципа для «компенсации греха» требовало применить и какое-либо из ос¬тальных, а затем оба отбросить, отказаться от них. Например, если человек съел мяса, рекомендовалось совершить половое сношение или выпить вина, — тогда равновесие качеств человека сохранится.
Если верующий буддист почитает Будду и бодхисаттв, придержи¬ваясь обычных обрядов, и читает сутры Махаяны или книги палийского канона Хинаяны, то последователь Тантризма, говоря упрощенно, медитирует над МАНДАЛАМИ (магическими кругами, схематично изображающими Вселенную), читает особые заклинания (МАНТРЫ), совершает многочисленные тайные обряды-действия, которые понятны лишь очень узкому кругу посвященных, и поклоняется наиболее таинственным божествам буддийского или индуистского пантеона. При этом тантрическая форма молений и поклоне¬ний Божеству была строже, чем, например, ведическая. Ежеднев¬ный ритуал, в частности, включал обязательные пуджи («очищения, священные действия»): очищение 5 элементов, находящихся выше линии пупка, — сердца, горла, нёба, переносья и головы. Молящийся обводил себя кругом, наносимым водой на пол или землю, затем водил правой рукой вокруг головы, щелкая пальцами, — это считалось сим¬волическим сжиганием плоти, регулировал дыхание по правилам Йоги , клал ладони на колени и погружался в состояние внутреннего сосредоточия, стараясь представить себе «растение познания», корнем которого считается дхарма (общественный долг, свод обязанностей, правил поведения), стволом — знания, а лепестками — добродетели. Затем необходимо было сконцентрировать дух в Сушумне (энергети¬ческом канале, на физическом плане соответствующем спинномозговому), соединить руки на груди и «слить свое дыхание с Богом», при¬званным в тело молящегося этими действиями.
Из всех эзотерических школ древнего Востока Тантризм — одна из самых неразгаданных, так что воссоздать основные черты его можно пока только в общих чертах, суммируя и сопоставляя отдельные отры¬вочные сведения.
Один из основных тезисов Тантризма — признание каждой части триады (мысль — слово — действие) нераздельными гранями всеобъ¬емлющего единства Вселенной. Путями к постиже¬нию Единого и к слиянию с Великой Пустотой было чтение Тантр и размышление на темы Тантр, произнесение мантр и воспроизведение магических жестов (т.е. мудр, или символов). Все основные положе¬ния в Тантризме подчинены идее теснейшей связи макро- и микрокос¬ма, которая была унаследована еще от традиций Ведийской Йоги . От¬сюда, как полагают, также происходят приемы магии, гипноза, враче¬вания и укрепления духовных и физических сил.
В практике Тантризма, как и в других учениях, большое внимание уделяется сверхъестественным способностям, называемым «сиддхи», а человек, их достигший, почитается даже многими из числа тех, кто занимается йогической практикой. В «Сутре Великого будды Вайрочаны» — памятнике тантристской литературы — говорится: «В этом теле кроется чудесная способность всепроникновения, радостных странст¬вий в Великой Пустоте, кроются таинственные возможности, которые нужно выявить. Желая обрести сиддхи в этом рождении, действуй в соответствии со своей изначальной природой, непрестанно занимайся самосозерцанием!».
В ходе становления и развития Тантризма учение разделилось не только на две большие ветви — Левой и Правой руки, но и те, в свою очередь, дали в итоге огромное множество разных сект, особенно на территории Тибета. Кроме того, вряд ли возможно подходить к вопросу о дифференциации Тантризма как к процессу естественного размеже¬вания обычных научных дисциплин, например математики или физи¬ки. Ядро учения — древнейшие эзотерические знания, необъяснимо высокие по уровням наших представлений. Они связаны не только с путями достижения человеком нирванических состояний благодаря медитативной практике, но и с невероятно глубокими для средневе¬ковья сведениями о космических ритмах, астрономией и астрологией…
Примечательно, что система передачи тайных знаний о Шамбха¬ле, Калачакре и других системах тантрических знаний, включая уче¬ния о морально-нравственных ценностях, зачастую передается, со¬гласно легендам, не просто из уст в уста, от Учителя к ученику посред¬ством логически связанного рассказа или чтением рукописных тек¬стов, а особым способом, с помощью привлечения сверхъестественных способностей, которые сейчас принято называть «нетрадиционными каналами энергоинформационного обмена»…
Тантризм оказал огромное влияние на Ламаизм — главную религию Тибета: едва ли не вся специфика Ламаизма связана с Тантрическими философско-религиозными воззрениями. В Индуизме Тантризм проявился в форме Шиваизма». 

(Каптен Ю.Л. Основы медитации. Вводный
практический курс. СПб. Андреев и сыновья. 1991г. 336 стр.)

* * *

N 36. 01.09.13г.