Статья 3.1. Антология (Тантры) как раздел Российской Тантрологии.

Слово «антология» (греч. anthologia) означает выбор цветов; собрание цветов; цветник; букет и др., и происходит от греч. anthos — цветок и lоgos — слово; понятие; речь; смысл; отношение, наука; учение (или logo/lego — говорить, произносить, читать, считать, перечислять, собирать, связывать, конструировать и т.д.). Как это ни покажется странным, но все, что можно сказать об антологии (слове и явлении), в полной мере применимо и к первому разделу Российской Тантрологии — Антология (Тантры), и прекрасно вписывается в название раздела, чья деятельность может осуществляться как в интересах развития самой Российской Тантрологии и ее 16 разделов, так и в интересах удовлетворения общественного интереса и спроса…

* * *

1. ЧТО ТАКОЕ АНТОЛОГИЯ?

В 2004г. в издательстве Старклайт вышла интересная антология (см. С.С.Федоров, С.В.Лобанов. Каула-Тантра-Санграха. Антология текстов индуистской Тантры. М. Старклайт. 2004г. 161 стр.), в аннотации к которой написано:

«Тантризм, или учение Тантры, привлекает внимание многих интересующихся мистическими знаниями и практиками Востока, но изданий на эту тему пока еще мало. Предлагаемая вниманию читателя антология индуистских текстов — уникальный сборник загадочных и впервые переведенных Тантр, тайных священных писаний последователей Шактизма и тантрических культов Индии (прежде всего школы Каула). Несколько вводных статей, а также словарь терминов и божеств, помогают лучше понять издаваемые переводы и получить более полное представление об учении, мистицизме, метафизике и эзотерических практиках каула-тантриков и шактов».

Санскритское слово «санграха» означает букв. собрание, сборник, т.е. антология, а также конспект, совокупность, сочетание. Например, такое словосочетание как «лока-санграха» (где лока — мир) буквально означает гармоничное сочетание жизни людей в любом конкретном месте обитания. Эта идея включает в себя не только материальное благосостояние, но также все, что относится к психологическому благополучию (эмоциональному, умственному и этическому) и к индивидуальному и общественному развитию.

Слово «антология» (греч. anthologia) означает выбор цветов; собрание цветов; цветник; букет и происходит от греч. anthos — цветок и lоgos — слово; понятие; речь; смысл; отношение, наука; учение (или logo/lego — говорить, произносить, читать, считать, перечислять, собирать, связывать, конструировать и т.д.).

«Антология — греческий цветник; сборник мелких образцовых статеек или стихотворений»

(В.Даль. Толковый словарь живого великорусского языка. М. 1889 г.)

«Антология (греч. anthos — цветок и lego — собираю) — собрание стихотворений, написанных в подражание древним».

(Михельсон А.Д. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших
в употребление в русский язык, с означением их корней. 1865г.)

«Антология (гр. anthologia — букв. собрание цветов) — сборник избранных произведений (чаще — стихотворений) разных авторов».

(Комлев Н.Г. Словарь иностранных слов. 2006г.)

«Антология — собрание выборных сочинений и отрывков, преимущественно сборник стихотворений древних поэтов; отсюда антологический».

(М.Попов. Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке. 1907г.)

«Антология (греч. anthologia, букв. собрание цветов) — сборник избранных произведений (литературных, философских, музыкальных) разных авторов».

(Современная энциклопедия. 2000г.)

«Антология (от греч. anthos — цветок, и lego — собираю) — 1) название сборника древнегреческих эпиграмм, 2) сборник избранных стихов, статей, изречений, афоризмов; 3) букет цветов».

(Чудинов А.Н. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. 1910г.)

«Антология (греч. anthologia — собрание цветов) — сборник художественных произведений разных авторов (обычно стихотворений), построенных по жанровому, национальному или историко-литературному принципу».

(Литература и язык. Современная иллюстрированная
энциклопедия. / Под ред. проф. А.П.Горкина. М. Росмэн. 2006г.)

«Антология (гр. anthologia — букв. букет цветов) — 1) название нескольких сборников древнегреческой лирики; 2) подборка наиболее представительных сочинений (чаще стихотворных) разных авторов».

(Новый словарь иностранных слов. EdwART. 2009г.)

«Антология (от греч. antos — цветок и lego — собираю) — собрание мелких лирических стихотворений, преимущественно разных авторов. (От названия древнегреческих и древнеримских сборников эпиграмм)».

(Толковый словарь русского языка. / Под ред. Д.Н.Ушакова. М. ОГИЗ. 1935-1940гг.)

«Антология (греч. собрание цветов) — сборник избранных произведений разных авторов. Стандартная антология посвящена какой-либо теме, и рассказы в ней подбираются соответственно под неё: контакт с инопланетным разумом, путешествия во времени, исследования космоса и т.д. Иногда составитель антологии ориентируется на временные или территориальные рамки: лучшее за год, лучшие рассказы молодых сибирских писателей и пр. Составителями антологий обычно выступают редакторы, но нередки случаи, когда авторами таких подборок становятся маститые писатели-фантасты или известные критики и литературоведы, профессионально занимающиеся изучением фантастики. Иногда в антологию также входят справочные материалы, а также обзор фантастической литературы по теме, которой посвящена эта антология». 

(Лаборатория фантастики. Сайт www.fantlab.ru.)

«Антология (греч. выбор цветов) — первоначальное название сборников избранных произведений древнегреческой поэзии. Из таких сборников одним из древнейших и первым по богатству и разнообразию содержания является сборник, составленный поэтом Мелеагром из Гадары (в Сирии) в I в. до х.э. и названный им «Stefanos» (Венок). В него вошли, вместе с произведениями самого Мелеагра, песни, элегии и эпиграммы сорока греческих поэтов, начиная от классиков VII в. до х.э. и кончая современниками составителя. «Венок» Мелеагра послужил образцом для всех последующих антологий.
В настоящее время слову «антология» придается широкий смысл, означающий название вообще всякого сборника избранных произведений литературы как античной или восточной, так и современной, будь то проза или стихи, или изречения, афоризмы, мысли и т.п., так что под это название может подойти любая хрестоматия или «чтец-декламатор». Появление антологии нередко служит признаком упадка литературного творчества, как было, например, в античной поэзии. Спрос на антологию в наше время объясняется главным образом потребностью ознакомления широких читательских масс с итогами литературы по образцам вследствие невозможности полностью охватить ее колоссальный объем». 

(Литературная энциклопедия. В 11 т. / Под ред. В.М.Фриче, А.В.Луначарского. М. 1929-1939гг.)

«Антология (греч. цветослов) — служит обыкновенно заглавием сочинения, представляющего сборник избранных статей, стихов, изречений или афоризмов. Уже в древности составлялись такие сборники, особенно, маленьких, по большей части эпиграфических стихотворений различных авторов… Литературы восточных культурных народов весьма богаты подобными сборниками, в которых или сгруппированы по отдельным предметам извлечения из лучших поэтов, или же выдержки из стихотворений одного поэта; к ним часто присоединены биографические заметки, изложенные в хронологическом порядке, по национальностям. Древнейшую известную антологию имеют китайцы в книге «Ши-кинг», которая принадлежит к каноническим книгами, авторство ее приписывается Конфуцию. Санскритская литература имеет сравнительно только немногие антологические сборники. Зато богаче в этом отношении арабская литература, от которой обычай составлять антологии перешел в персидскую литературу; персидские же многочисленные и часто очень обширные сборники, называющиеся «Tedskireh», послужили образцом для тюркских, османских и мусульмано-индусских сборников. Многочисленные сборники избранных отрывков из произведений поэтов или других писателей, которые являются во всех европейских странах, носят тоже часто название антологии; их цель обыкновенно педагогического и популярно-исторического характера и поэтому они имеют весьма малое литературное значение. Антологии весьма сходна хрестоматия». 

(Энциклопедический словарь. Ф.А.Брокгауз и И.А.Ефрон. СПб. 1890г.)

«Антология (др.греч. ἀνθολογία досл. «собрание цветов, цветник», перен. «антология») — служит обыкновенно заглавием сборников избранных статей, стихотворений, изречений или афоризмов. Уже в древности составлялись такие сборники, особенно маленьких, по большей части эпиграфических, стихотворений различных авторов. Из числа таких антологий более всех известна греческая. Мы не имеем ни одной древней римской антологии. Только более поздние писатели стали составлять сборники наподобие греческих. Литературы восточных культурных народов весьма богаты подобными сборниками, в которых или сгруппированы по отдельным предметам извлечения из лучших поэтов, или же содержатся выдержки из стихотворений одного поэта. К ним часто присоединены биографические заметки, изложенные в хронологическом порядке, по национальностям. Древнейшую известную антологию имеют китайцы в книге «Ши-Цзин», которая принадлежит к каноническим книгам и авторство её приписывается Конфуцию.
Санскритская литература имеет немногие антологические сборники. Зато богаче в этом отношении арабская литература, от которой обычай составлять антологии перешел в персидскую литературу. Персидские сборники, многочисленные и часто очень обширные, называющиеся «Tedskireh», послужили образцом для тюркских, османских и мусульмано-индусских сборников.
Многочисленные сборники избранных отрывков из произведений поэтов или других писателей, которые являются во всех европейских странах, носят тоже часто названия антологий. Их цель обыкновенно педагогического и популярно-исторического характера, и поэтому они имеют весьма малое литературное значение. Антологии весьма сродна хрестоматия». 

(Википедия. Свободная Энциклопедия.)

«Антология (греч. цветослов) — сборник цветов словесного творчества в виде стихотворений, афоризмов, изречений. В христианской Греции и Александрии это слово охотно заменяли тавтологичными по смыслу «стромата-ковры». Антологии получают особое значение и широко распространяются в эпохи упадка литературного творчества, когда приходится довольствоваться только выборками из прошлых запасов, без надежды на появление новых захватывающих произведений, или в эпохи упадка покупательных сил общества, в эпохи напряженного стремления экономизировать затраты приобретением наиболее ценного.
Литературы восточных культурных народов весьма богаты антологиями, причем здесь антологии часто сопровождаются и биографическими заметками, и хронологическими датами. Древнейшая антология китайская «Шикинг» приписывается Конфуцию. Особенно богата антологиями арабская литература, под ее влиянием обычай издания антологий укрепился и в персидской литературе. Имеются антологии в древней Индии, и тюркские, и османские (турецкие). Антологии на Востоке пользуются большим спросом, так как свободное творчество придавлено разными путами общего мировоззрения и религии, в частности.
В настоящее время антологией называется сборник, напоминающий собою обычную хрестоматию. В первой половине XIX в. под именем антологии разумели сборник преимущественно древних лирических стихотворений.
Усиленный выпуск антологий и аналогичных им изданий свидетельствует: во-первых, об упадке в данную эпоху творчества, вызванном, прежде всего, разладом между психологией масс и психологией установившихся писателей; старое не удовлетворяет, а новое не создается, бьется в страстной борьбе за одоление форм; во-вторых, — о жадном стремлении масс впитать в возможно короткий срок все лучшее из старой культуры; в третьих — о необходимости при ускорении темпа жизни упростить способ быть постоянно в курсе наивысших достижений художественности путем чтения готовых выборок, а не кропотливого самостоятельного искания. Все это определяет спрос на антологии. Однако, предоставленные личному выбору составителей, антологии часто дают плохой, наскоро сделанный подбор литературного материала, притом объединенного часто по ложному признаку популярности. (Л.Богоявленский)». 

(Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов. В 2-х т.
/ Под ред. Н.Бродского, А.Лаврецкого, Э.Лунина, В.Львова-Рогачевского,
М.Розанова, В.Чешихина-Ветринского. М.; Л. Изд-во Л.Д.Френкель. 1925г.)

 

2. ЧТО ТАКОЕ АНТОЛОГИЯ (ТАНТРЫ)?

Обратим внимание на то, что раздел под названием Антология (Тантры) идет первым в списке разделов Российской Тантрологии (см. статью 3.0. «Разделы Российской Тантрологии»). Кроме того, если названия 16 разделов Российской Тантрологии разместить как бы справа налево, то получится два столбца с четными и нечетными числами (см. там же):

.     2. Антропология (Тантры)
.     4. Культурология (Тантры)
.     6. Мистериология (Тантры)
.     8. Онтология (Тантры)
.     10. Сотериология (Тантры)
.     12. Теология (Тантры)
.     14. Трансцендентология (Тантры)
.     15. Феноменология (Тантры)
1. Антология (Тантры)
3. Концептология (Тантры)
5. Мантрология (Тантры)
7. Ономалогия (Тантры)
9. Симвология (Тантры)
11. Текстология (Тантры)
13. Терминология (Тантры)
16. Филология (Тантры)

Как известно, в Китайской Традиции нечетные числа — это Ян, Небо, Непреложность и Благоприятность, им приписывается мужская сила; четные числа — это Инь, Земля, Изменчивость, Непрерывность, им приписывается женская сила. И те, и другие должны присутствовать в равном количестве, чтобы поддерживать баланс двух начал, Инь-Ян. В Тантрической Традиции это Шива и Шакти, «сжимающие друг друга в объятиях».

Таким образом, можно видеть, что названия 8-ми разделов, размещенных слева (четные числа, Шакти), как бы «выражают» собой Учение Тантры, а названия 8-ми разделов, размещенных справа (нечетные числа, Шива), как бы «выражают» собой Совокупность (Знания) Тантры. Эту «совокупность» открывает первый раздел Российской Тантрологии — Антология (Тантры).

Обратим внимание на значения и толкования слова «антология», приведенные выше:
— сборник
— цветник
— собрание
— подборка
— хрестоматия
— букет цветов
— собрание цветов
которые, в принципе, означают «совокупность» и в отношении к слову «антология» подразумевают, как правило, «совокупность»:
— выдержек
— отрывков
— избранных стихов
— избранных статей
— выборных сочинений
— избранных изречений
— избранных афоризмов
— избранных произведений
— избранных стихотворений
— мелких образцовых статеек
— выборок из «прошлых запасов»
— мелких лирических стихотворений
— избранных отрывков из произведений
— наиболее представительных сочинений
— цветов словесного творчества в виде стихотворений, афоризмов, изречений
— и др.

То есть «Антология» может представлять собой, согласно Литературной энциклопедии (под ред. В.М.Фриче, А.В.Луначарского. М. 1929-1939гг.) «всякий сборник избранных произведений, будь то проза или стихи, или изречения, афоризмы, мысли и т.п.», и под название «Антология» «может подойти любая хрестоматия». Слово «хрестоматия» (греч. chrestomаtheia от chrestоs — полезный и manthano — учусь) может означать:
— учебная книга, пособие, сборник
— сборник избранных произведений или отрывков из них (в учебных целях)
— сборник избранных текстов или отрывков из текстов (в качестве учебного пособия)
— сборник систематически подобранных материалов по какой-либо отрасли знания, — художественных, мемуарных, научных, публицистических или отрывков из них, а также различных документов
— и др.

Обратим внимание еще на некоторые моменты. В антологиях представлены, как правило, лучшие, избранные изречения, мысли, выдержки, отрывки, статьи, сочинения, произведения и пр. разных авторов — литературных, философских, музыкальных и пр., сгруппированные по отдельным предметам, темам извлечения и выстроенные по определенному принципу (жанровому, национальному, литературному, историческому, временному и пр.). Более того, антологии могут сопровождаться биографическими заметками, хронологическими датами, справочными материалами, обзорами по темам, которым посвящены эти антологии, поскольку «их цель обыкновенно педагогического и популярно-исторического характера…».

В данном случае, в какой-то мере, также можно говорить и о библиографии, как о дополнении к антологии, например, библиография тантрической литературы, или библиография тантрических текстов и т.д. Слово «библиография» древнегреческого происхождения (букв. «книгописание») и может означать:
— перечень книг и статей по какому-нибудь вопросу
— перечень книг по какому-либо вопросу или какого-либо автора
— научное систематизированное описание книг, составление их списков, указателей, обзоров литературы и т.п.
— научное описание и систематизация произведений печати и письменности, их выявление и отбор, составление их перечней, указателей и информационных изданий
— отрасль научной и практической деятельности, в задачи которой входят информация о произведениях печати и их активная пропаганда в определенных общественных целях
— область научно-практической деятельности по подготовке различных источников библиографической информации и библиографическому обслуживанию потребителей информации
— система различных видов деятельности (практической, научно-исследовательской, учебной, управленческой), обеспечивающая функционирование библиографической информации в обществе
— и др.

Составителями антологий обычно выступают редакторы, но нередки случаи, когда авторами таких подборок становятся маститые писатели, или известные критики и литературоведы, профессионально занимающиеся изучением темы, которой посвящена конкретная антология.

Все выше сказанное в полной мере применимо к такому разделу Российской Тантрологии, как Антология (Тантры), и прекрасно вписывается в название раздела. Ведь данный раздел мог бы искать, находить, собирать, «коллекционировать» все «самое лучшее», что было, есть и будет известно о Тантре, о Тантризме, о Тантрической Традиции в виде избранных изречений, мыслей, выдержек, отрывков, статей, сочинений, произведений и пр., будь то стихи, проза, художественные или научно-популярные, «академические» или «некадемические», «эзотерическое» произведения и пр., самых разных авторов — религиозных, философских, светских и пр., как специалистов (востоковедов, индологов, санскритологов, буддологов, тибетологов, религиоведов, психологов и пр.), так и «энтузиастов», по всем темам не только тантрических и тантрологических исследований, но и по темам самого Тантрического Знания и Тантрического опыта, которые в Тантрической Традиции именуются как Тантра-Видья.

Еще один важный момент. Потребность в такого рода «деятельности» связана не только с развитием Российской Тантрологии (см. Статью 1.1. Что такое Российская Тантрология?), но и, согласно Литературной энциклопедии (под ред. В.М.Фриче, А.В.Луначарского. М. 1929-1939гг.), «спрос на антологию в наше время объясняется главным образом потребностью ознакомления широких читательских масс с итогами литературы по образцам вследствие невозможности полностью охватить ее колоссальный объем». Или, согласно Литературной энциклопедии-словарю литературных терминов (под ред. Н.Бродского, А.Лаврецкого и др. М., Л. 1925г.), «впитать в возможно короткий срок все лучшее из старой культуры;… необходимости при ускорении темпа жизни упростить способ быть постоянно в курсе наивысших достижений художественности путем чтения готовых выборок, а не кропотливого самостоятельного искания. Все это определяет спрос на антологии».

И там же мы находим одно ценное примечание: «Однако, предоставленные личному выбору составителей, антологии часто дают плохой, наскоро сделанный подбор литературного материала, притом объединенного часто по ложному признаку популярности…».

Таким образом, Антология (Тантры) может представлять собой не столько коллекцию, собрание, сборник, подборку тантрических текстов, тантрических формул, тантрических практик и пр., сколько определенную деятельность по поиску и сбору, обработке и анализу информации о Тантре, Тантризме, Тантрической Традиции и их аспектах как в интересах развития самой Российской Тантрологии и ее 16 разделов, так и в интересах удовлетворения общественного спроса на такого рода информацию.

Как известно, сегодня в сети Интернет присутствует огромное количество интернет-ресурсов, в которых можно найти информацию о Тантре, или ее отдельных аспектах. То же самое можно сказать и о СМИ, о научной, научно-популярной, эзотерической литературе, многочисленных справочниках, словарях и энциклопедиях, и многочисленных печатных изданиях, где говорится, пишется, упоминается о Тантре или ее отдельных аспектах. Прибавим к этому рефераты, курсовые, дипломные работы и диссертации, переводы и комментарии. А еще семинары, круглые столы и конференции. И, конечно же, сами «тантрические исследования» и публикации, и «достижения» таких «специализированных» отраслей знания, как Востоковедение, Индология, Санскритология, Тибетология, Буддология, Религиоведение и др., и более того, интерес к Тантре со стороны других, самых разных направлений знания, как академических (медицина, психология, культурология и др.), так и неакадемических (эзотерика, магия, парапсихология и др.). Все это требует определенного поиска, изучения систематизации и анализа.

* * *

N 36. 01.08.13г.