Статья 2.7. Тантра как Древняя Философия. (ч.7).

продолжение

«Вы когда-нибудь видели кого-то, кто бы молился на свой собственный портрет? Вы, конечно же, скажете, что это, как минимум, нелепо. Но как же быть с теми людьми, которые не верят в Бога, а вместо этого ставят самих себя на первый план, как единственно существующую Высшую Реальность? Добро пожаловать в философию Тантризма.
Удовлетворение страсти. Тантра и секс. Существуют некоторые древние индуистские тексты, в которых много внимания уделяется физическим наслаждениям, как высшей возможности познать свое «я». Позже, из подобных мировоззрений и возникла концепция, именуемая Тантризмом, как вид преданности самому себе. Сторонники данной «темной стороны» Индуизма не только прославляют тело, они ищут и прибегают ко всем возможным способам, чтобы удовлетворить его. Для этого они часто используют оккультные ритуалы и тайные силы. К сожалению, моральные нормы Тантризма не имеют рамок, его характер набирает обороты в понятии аморального, а также становится антиномическим. Среди последователей считается, что человек может обрести просветление путем удовлетворения своих желаний, и ничто не может стоять преградой у него на пути. Поэтому, разрешается делать все, что хочется, вне зависимости от того, греховным или не греховным это действие считается в окружающем его мире.
Происхождение Тантризма. Ходит очень много споров об истинном происхождении Тантризма. Некоторые считают, что у его истоков находится Хараппская Цивилизация, другие берут на себя смелость приписывать возникновение этого движения первобытным людям. В любом случае, Тантризм можно смело датировать периодом расцвета Буддизма, поскольку позние буддисты позаимствовали некоторые символы Тантризма и обосновались, как отдельная секта. Сегодня же сердце тантрического секса — это Индия, практикуется Тантризм не так широко, в основном он «выживает» на северо-востоке Индии, средь предгорий и джунглей Гималаев. <…>.
Учения Тантры. Тантры, как и Веды, являются сборниками писаний, которые описывают нелегкие пути достижения наивысшей цели жизни путем поклонения Богу. Большинство из данных учений, как правило, подходят для выполнения лишь для садхак, поскольку они носят мистический и эзотерический характер. Секс и различные позы при занятиях любовью составляют важную часть философии Тантризма. Описывается, что мужчина испытывает неистовое влечение к женщине. Использование нецензурных слов, посещение проституток или соблазнение чужой жены способствует приобретению сверхъестественных способностей. Так гласит учение Тантры.
Кундалини: сила змеи. Тантрический секс. Другим путем достижения этих способностей считается овладение и управление энергией Кундалини или «силой змеи». Согласно тантрическим текстам, невидимая змея лежит в нашей промежности, у основания копчика. Чтобы пробудить ее, необходимо выполнять определенные упражнения, заниматься йогой, которая и будет постепенно пробуждать ее. Практика Кундалини раскручивает кольца змеи и выпускает наружу энергию, которая проходит по позвоночнику, как горячая жидкость. Многие ощущают ожоги кожи, внутреннее жжение, потливость или холодок, что пробирается снизу тела и доходит до макушки головы. Эта сиддха настолько мощная, что может уничтожить человека, не умеющего управлять Кундалини. Когда змея выпрямляется полностью, человек испытывает наивысшую радость, блаженство. И как только садхака достигает этой сиддхи, он становится садху или мудрецом.
Одержимость женской природой в Тантризме. В Тантризме основным объектом поклонения является женщина, а не мужчина. Принято любоваться и наслаждаться женщиной во всех аспектах этого понятия. Чем грубее будет наслаждение, тем быстрее достигается «высокое». Поэтому, характеристики материнства, нежности и чувственности стираются, уступая место жестокости, безнравственности, распущенности. В Тантризме не существует ничего постыдного или греховного. Все разрешено. <…>.
Гендерные рамки в Тантре. Одна из крупнейший тантрических сект считает, что в каждом человеке заложены как мужские, так и женские атрибуты, почти что в равной степени. Боги также имеют бисексуальный характер. Даже визуальный образ Шивы включает в себя и женскую (слева), и мужскую (справа) половины. Другие последователи Тантризма даже уверяют, что для того, чтобы достичь высшее состояние, Абсолют, просветленный мужчина должен думать о себе, как о женщине (и наоборот). Он должен ходить, как женщина, думать, как женщина, одеваться, как женщина. В Тантризме женоподобные мужчины считаются более святыми, чем обычные. Поэтому, преданный имеет полное право заниматься с любовью с кем угодно, чтобы познать свое истинное «я» и открыть новые грани. Но все дело в том, что ортодоксальные индуисты избегают тантристов, они их боятся и недолюбливают. Они не выносят их ритуалов и понятий о «любви», они считают их шарлатанами и антиобщественными деятелями. Крупные тантрические объединения в Индии запрещены законом. Из-за этого, кстати, Тантризм медленно, но уверенно исчезает с лица земли. Его наследие не должно быть проигнорировано или забыто, однако, вопросу о его месте среди обычных людей нужно уделить гораздо больше внимания и, возможно, принять какие-либо меры «осовершенствования» и «осовременивания» Тантры в XXI в.».

(Что такое тантрический секс. Дикий Мир Тантры.
Темная сторона Индуизма. Сайт www.atmanspirit.com.)

«Истоки Тантры. Здесь мы опишем лишь наиболее общие принципы Тантрического Пути, Учения, которое является наиболее древним и глубоким из всех существующих духовных традиций мира. И это так потому, что сама Тантра возникла на основе первичных архаичных религиозных культов, истоки Учения лежат во врожденной способности человека воспринимать мир образно, интуитивно ощущать его. Затем, на основе прямой, косвенной, знаковой информации создавать для себя духовную картину мироздания, мир, который наполнен жизнью видимой и скрытой. Это способность воспринимать дух явлений и вещей, качество, восходящее в глубочайшие слои бессознательного, способность, которая помогала человеку выживать в агрессивной среде дикого первобытного мира. Лишь много позднее стали появляться те формы религиозного поклонения, которые мы теперь называем мировыми религиями. И чем дальше развивалось человечество, тем больше религия отделялась от природы, тем больше она насыщалась философией, схоластикой, ментальными спекуляциями в ущерб непосредственному духовному опыту.
Тантрический путь. В отличие от Йоги, где практика нацелена на полный контроль тела, энергии и ума, в основном за счет подчинения и отрешенности, Тантра использует эти аспекты человека для видоизменения, духовной трансформации негативных качеств в позитивные. Некоторые люди обладают достаточной силой и решимостью преодолевать любые препятствия, кто-то обуреваем страстями и желаниями, испытывает сильные привязанности, гнев и т.п., для таких личностей порой сложно практиковать «путь ухода от социума», самоизоляции, отрешения и монашества. Напротив, применяя против своих ограничений и страстей особые методы Тантры, цель духовной реализации достигается значительно быстрее. Существуют люди, которые по природе обладают особым тонким, образным восприятием мира, они ощущают глубинные процессы в энергетике тела, видят потоки энергии в живых существах, а потому для таких личностей будет правильным развивать эти способнсти до совершенного уровня и, с помощью их, постигнуть природу души. Тантрический путь ведет человека к источнику духовного сознания через проникновение в скрытые законы энергетики и психики.
Сущность учения Тантры. Эта система духовного совершенствования — необычайно мощное средство, способное привести к достижению результата за одну жизнь. Путь к «сердцу Реальности» в Учении Тантры проходит через управление жизненными потоками, энергетическими центрами, методы контроля энергии тела и ума. Эти средства служат единственной цели — духовной трансформации (преображению). Трансформация негативностей в позитивные качества — истинная сущность Тантры. Любое психологическое ограничение, страсть или зависимость можно преобразить с пользой для себя и других, если понимать, как это сделать и применить необходимые методы. <…>.
Цель учения Тантры. Мы живем в мире, который не понимаем, более того, мы не понимаем даже самих себя. Множество неразрешенных вопросов постоянно ввергают личность в состояние психологического дисбаланса. Человек, находясь в эмоционально агрессивной среде, должен использовать определенные методы защиты для успешного отражения негативного энергетического натиска. Тантра, за многие тысячелетия, сформировала целый комплекс действенных средств трансформации любой негативной энергии в положительный процесс. Действуя в мире, без каких-либо ограничений, не впадать в зависимость и бессилие, а достигать большей свободы и энергичности — сущностная цель Тантры. Раскрыть весь потенциал личности, заложенный в ней изначально — главная задача Тантры, как системы духовного преображения человека.
Символизм Тантры. В Тантрах сущность высшего Знания скрыта в особой системе знаков, священных символах, звуковых формулах и вибрациях, визуальных образах. Это знание передается в священных текстах иносказательно, на тайном, понятном только посвященным, языке. Стараясь прояснить подлинный смысл йогических писаний, необходимо вникнуть в сокровенный смысл эзотерических символов и знаков. Ум современного, практикующего Йогу человека, слишком «научен и логичен», поэтому не способен выйти за границы стандартного мышления. Для такого «практикующего», с его прагматичным умом, древний символизм кажется устаревшим и бессмысленным, а потому понять тантрические метафоры для него невозможно. <…>.
Духовная преемственность в Тантре. Тантра — тайное Знание, раскрывающее человеку Природу Реальности, она предаётся наиболее достойным душам, от учителя — ученику. Сам процесс передачи знания является в Тантре тайным, священным, так как учитель является источником не просто интеллектуального понимания, но носителем трансцедентного опыта, тем, кто пережил высшее состояние непосредственно. Считается, что, не «подключившись к источнику», невозможно достичь цели, так как будет отсутствовать причина духовной реализации.
Поскольку тантрические техники очень глубоки, и затрагивают самые сокровенные уровни человека, то обычный человек, без специальных разьяснений и передачи знания (посвящения) не в состоянии понять и осуществить метод. Более того, тантрические тексты специально написаны скрытым тайным языком и совершенно непонятны непосвященному. Это, с древности, служило надежной защитой учения от профанации, защищало учителей и последователей Тантры в смутные времена. Тантрические техники могут быть опасны для здоровья или психики, если их пытается практиковать непосвященный, поэтому получение наставлений учителя крайне необходимо.
Таким образом, в учении Тантры изначально сложилась традиция духовной передачи знания, которое бережно, без искажений передавалось наиболее благородным и мудрым ученикам, достойным быть дальнейшими хранителями тайного Знания. Духовная преемственность учения, передача сокровенной мудрости и метода от учителя (гуру) к ученику именуется «парампара»».

(Тантра. Учение о Высшей Реальности. Центр
«Лесная Школа Йоги». Сайт www.yoga-shambhu.ru.)

«Тантра. Эволюция. 30 ноября 2010г. Основная суть преображенной тысячелетиями культуры Тантры направлена на достижение полной гармонии во взаимоотношениях партнеров. Современные занятия Тантры всегда проходят в совокупности с традиционным индийским учением. Обновленная теория вошла в новый канал, поднявшись на следующий виток своего развития и совершенства. Ученик Тантры нового времени стремится к оптимистическим результатам древних практик. Современные тантристы приветствуют радость и веселье, которые наполняют человека энергией вселенной и жизненными ресурсами.
Тантрическое учение. Тантрическое учение сохранилось для нашего поколения в прежнем видении, лишь с некоторыми эволюционными поправками. Все человечество в наши дни стремится к всеобщей любви и положительным ощущениям. Мы начали понимать, что пора обратить внимание на свою внутреннюю наполненность, и попытаться самому сделать свою жизнь комфортной и совершенной.
На древнем санскрите понятие «тантры» означало дословно — «ткацкий станок» и это название было аллегоричным. Под ткацким станком подразумевалась символическая формула устройства жизни, где происходит соединение физического с духовным, логического с иррациональным, Ян с Инь. Эта гармония переплетений напоминает процесс производства ткани, когда из отдельных тончайших нитей, рождается красивое ажурное полотно.
Тантрическое учение — это древние практики, дошедшие до наших времен. Это система специальных техник, направленных на расширение границ сознания и самосовершенствование. Основное правило Тантры: энергия силы желания не должна подавляться, как в привычном социальном мире, а наоборот — накапливаться. Полученный резерв энергии наделяет нас здоровьем и долголетием. Мощный поток, созданный из двух вселенных — мужской и женской — используется для духовного роста и активного функционирования нашего тела. Современные сторонники Тантры, как и древние их предшественники, стремятся выйти за границы своих возможностей. Теория Тантры имеет старейшую индийскую философию, изложенную в трактате.
Тантра — это та сила, которая рождает в человеке невероятные способности, повышая его жизненную активность и потенциал. Техники, развивающие чувственность, любовь и духовность — ведут человечество к самореализации и внутренней свободе.
Тантра. Что это такое? 09.12.2010г. … На Востоке уже давно выработаны методы работы с мужской и женской энергиями. Всем известен, например, принцип инь-ян. Мужчина и женщина в идеале дополняют друг друга. Вместе они устремляются к духовному росту, поддерживая друг друга на этом сложном пути. Но что же делать, если они даже не могут понять друг друга? Если потеряли нить, связывающую их воедино?
Тантра-Йога с партнером — это один из способов обретения друг друга. Способ универсальный и подходящий всем. … Это поможет мужчинам и женщинам легче находить общий язык, познать психологию противоположного пола, научиться чувствовать партнера. Все это и есть Тантра. … их энергии взаимодействуют, люди получают глубокое удовлетворение от телесных ощущений, переживания нового опыта, осознания себя и партнера.
Тантра. Книги о древнем учении. 22.12.2010г. Тантра — древнее философское учение, которое заслуживает тщательного исследования и познания, хотя считается, что ее путь — самый короткий, среди других духовных направлений. Тем не менее, это утверждение весьма относительно и восхождение к свободе — это тонкий и кропотливый процесс, основанный на высокой восточной духовности. Учения Тантры, глубокие знания или популярные рекомендации духовных наставников можно найти в многочисленной тантрической литературе. Тантра, книги о которой были написаны в давние века, не утратила своей актуальности.
Тантра-книги. Начинающим удивительное исследование Тантры интересно будет ознакомиться с некоторыми книжными изданиями, открывающими тайну тантрической философии. Полезную информацию об учении Тантры можно узнать из книги «Тантрический Буддизм». Она расскажет о возникновении первой школы Буддизма и тантрического учения в Китае, основанную Ваджрабодхи и Шубхакарасимхи. В этом издании следует прочесть комментарии исторических личностей и учителей Тантры.
Ответы на многие жизненные и духовные вопросы могут дать разнообразные Тантра-книги. Если говорить об истории возникновения Тантры, известны, лишь некоторые факты. Учение зародилось настолько давно, что нить его начала безвозвратно утеряна. Установлено, что Тантра зародилась еще до возникновения письменности, в эпоху становления Йоги. С XVI в. цепочка истинных учителей и мастеров Тантры прекратила свое существование, и современное учение — это лишь древние фрагменты некогда глубокой и объемной философии Тантры.
Настоящие заветы древнего трактата хранятся в виде некоторых фрагментов, в Тибете. Много разнообразной информации можно получить, познавая Тантра-книги, где содержится большой объем самой разной информации. Каждый может выбрать для себя свой путь духовности, изучая теорию и тантрические практики. Тантра и Йога — много веков были связаны, хотя, если быть точнее, тантрическое учение — считается частью всеобъемлющей Йоги. Эти два учения разнятся некоторыми принципами.
Гармония в Тантре. В Тантре все основано на достижении гармонии чувств и ощущений, поэтому важной частью тантрической философии является любовь. Книга, с таким же названием поведает о технике дыхания, об искусстве массажа и о любовной медитации. Повествование автора Ма Ананды Сариты поможет вернуть партнерам интересную половую жизнь и сексуальное здоровье.
Тантра-книги помогут перестроить отношение к миру, к себе и своему партнеру. Гармония, к которой стремятся последователи Тантры, рождает благоприятные условия существования в согласии с миром и с самим собой. Тантрические взгляды нацелены на слияние с духовным космосом и теми нитями чувств, которые способна возбудить древнейшая наука. <…>.
Познание науки Белой Тантры — путь к свету и независимости! 27.08.2011г. Древние восточные мудрецы, открывшие Тантру, поведали миру о том, что реальность — это не только то, что нас окружает, это энергетические проекции наших мыслей, чувств и желаний. Реальность, как и все на земле, имеет определенную длину и ширину, то есть координаты, которые можно измерить! Чем? Для этого существует мудрое учение древних йогов.
Тантра бывает в трех цветовых направлениях — белая, красная и черная. Классическая Белая Тантра — это развитие способностей к телесному и душевному исцелению. Ее техники вызывают в человеке мощный поток энергии, несущей баланс в работе всех систем организма. Регулярно выполняя упражнения, мы избавляемся от неврозов, заряжаемся позитивными мыслями и получаем настоящее удовольствие от жизни. <…>.
Современные учителя Тантры стремятся максимально адаптировать древнейшую науку Индии к нашему времени. Ведь и алфавит когда-то был совсем другим, но мы уже можем читать древние тексты. Человеку, живущему в нашу тревожную эпоху, эти целительные упражнения требуются, как никогда. Если каждый начнет процесс очищения с себя, познавая теорию индийских мудрецов, мы сможем избежать глобального общечеловеческого и природного кризиса!».

(А.Шеляков. Тантра. Сайт Путь с сердцем. www.shelyakov.ru.)

«Глава 1. Тантра-Йога. Философия Шакти стара, как Веды. Подлинным источником доктрины Шакти является Дэви-Сукта в Ригведе. Дэви — не просто принцип творения, принцип покровительства, принцип космической энергии, но также принцип Божественного Знания. Величие Дэви наиболее подробно воспевается в Шакти-Агамах, Тантрах и в «Дэви-Бхагавате». Маха-Дэви или Махешвари или Парашакти является высшей Шакти, или Силой верховного Существа. Она является Творцом Вселенной. Дурга, Трипурасундари, Лалита, Раджа-Раджешвари — все являются формами Пара-Шакти или Мула-Пракрити или Чит-Шакти или Брахма-Шакти. В доктрине Шакти Шива является высшим, неизменным, вечным сознанием и Шакти является Его кинетической энергией. Вселенная есть энергия. Вселенная является проявлением величия Дэви. Это утверждение доктрины Шакти. Шакти является Силой Бога. <…>.
Система Тантра является составной частью Индуизма. Система Шакти является одной из наиболее важных восточных систем. Тантра-Шастра заслуживает самого тщательного и глубокого изучения. Фундаментальные идеи этой системы находятся в соответствии с разумом. Учения Тантр весьма правильны. Шакта-Тантра является Садхана-Шастрой Адвайта-Веданты. Это действительно глубокая и могущественная система.
Тантры — это не книги по колдовству или волшебству, магическим словам или мистическим формулам. Это превосходные священные писания. Все люди независимо от касты, вероучения или цвета кожи могут получить от них вдохновение и достичь духовной силы, мудрости и вечного блаженства. Это Садхана-Шастры. Они показывают путь к освобождению, совершенству, свободе и вечному блаженству. <…>.
Тантра является в определённом смысле тайным учением. Это Гупта-Видья. Вы не сможете научиться ей по книгам. Вы должны получить знания и практику у практических тантристов, тантрических ачарьев и гуру, которые владеют её ключом. <…>.
Глава 2. Философия Шакти-Йога. I. Сила, или активный аспект, присущий Богу, есть Шакти. Шакти — это воплощение Силы. Это поддержка огромной вселенной. Это высшая сила, с помощью которой поддерживается мир. Это вселенская Мать. Это Дурга, Кали, Чанди, Чамунди, Трипурасундари, Раджараджешвари. Нет различия между Богом и Его Шакти, как нет различия между огнём и его силой горения.
Знание Шакти ведёт к спасению. «О Дэви, нельзя достичь Мукти без знания Шакти», говорит Ишвара (Шива) Дэви. С помощью благословения Шакти и с помощью садханы или самокультуры, индивидуальная душа освобождает себя от всех уз, достигает духовного понимания и растворяется в Высшем. Шакти является великим Учителем Джняны. Она излучает мудрость на своих приверженцев. <…>.
Шактизм не просто теория или философия. Он предписывает систематическую садхану Йоги, регулярную дисциплину, согласно темпераменту, способности и степени эволюции ученика-садхака. Она помогает ученику поднять Кундалини и соединить Её с Богом Шивой и наслаждаться высшим блаженством или Нирвикальпа-Самадхи. <…>.
20.4. Система Шакта (Шри Деван Бахадур К.С.Рамасвами Шастригал). Великой частью доктрины Шакти является её утверждение о том, что Вселенная есть Сила — проявление славы Дэви. Но Сила является не слепой физической силой, а силой знания, силой блаженства, силой любви (Чит-Шакти, Ананда-Шакти, Према-Шакти). Хотя, не отрицая доктрину Адвайты, что с точки зрения ноуменальной реальности в реальности вовсе нет сотворения, Шакти-Шастры, которые являются Садхана-Шастрами, описывают Вселенную как проявление Шакти.
Другим важным аспектом философии Шакти является делаемый ею упор на Йогу, с помощью которой высшие энергии, находящиеся в нас, могут быть пробуждены и введены в игру, чтобы помочь миру и дать нам возможность реализовать Высшее. Она учит нас как пробуждать Кундалини-Шакти и пронизывать 6 центров силы (шат-чакра) и реализовать неописуемую славу Шива-Шакти в Сахасраре (духовном центре в головном мозгу).
Третьей важной особенностью доктрины является упор, делаемый на систему мистических мантр и поклонений, хотя все садханы: Нишкама Карма, Бхакти, Йога и Джняна — принимаются как садханы (средства освобождения). <…>.
20.5. Шакти (Шри Йоги Гаури Прасад, отст.судья, Сварг Ашрам). В отношении Тантр к Ведам и Вед к Тантре преобладают невежественные замечания. С внешней исторической точки зрения, поклонение Великой Матери, большой матери Ближнего Востока, Адья-Шакти Шакта-Тантры в своей сущности является одной из старейших и наиболее широко распространённых религий в мире и единственной, которая в Индии была возможна в своём происхождении от Брахманической религии, дошедшей до нас в Вайдика Самхитах и Брахманах. Если это было так, то она позже смешалась с традицией Веданты так, что Вера Шакты сегодня особо присутствует в общем Ведантическом учении. Каковы бы ни были источники доктрин Шакти, ошибочно рассматривать возможность так называемой «Тантрической» Традиции, как питающейся от мысли и практики, которые не были в прямом смысле термином, частью Вайдического культа или на линии его происхождения. <…>.
Последняя тенденция в современной Западной философии основана на интуиции или сверхсознании, как прежде восхвалялась диалектическая тенденция. Но, однако, интуиция должна привести к всё более и более высоким возможностям с помощью садханы, которая просто постепенно раскрывает широкие скрытые запасы силы Духа или Шакти, которой обладает каждый человек. Она будет основана на компиляции, названной «Яти-Дхарма-Нирнайя», которую даже Ведантисты школы Шри Шанкары сопровождали Тантрическим ритуалом, подходящим для их состояния. <…>.
Давайте внимательно изучим некоторые основные принципы этой системы, обычно называемой «Тантра» или «Тантра-Шастра». Использование самого этого выражения происходит благодаря неправильному пониманию и ведёт к другому неправильному пониманию. Слово «тантра» происходит от корня «Тан» — распространяться. Тантра — это то (Шастра или священное писание), с помощью чего распространяется знание. Суффикс «Тра» происходит от корня «спасать». Распространяется то знание, которое спасает. Что является тем религиозным знанием, которое спасает? Тантра-Шастра — это трактат, имеющий дело с этим Знанием. Знание в Шастрическом смысле есть действительное непосредственное (Сакшаткара) восприятие или демонстрация, о которых не просто читают в книгах, а божественные и полезные, как подготовительное учение.
Таким образом, Тантры можно считать скорее научным открытием, чем откровением; поскольку нечто открывается скорее с помощью Я, чем без него. Тантры открывают значения, с помощью которых Таттвы и другие материи и силы могут быть раскрыты. Короче говоря, Тантра-Шастра или форма Агам является практической философией, то есть философией, которая не просто доказывает, но является экспериментами. Фактически все, кто не достиг, должны действовать. По этой причине каждая древняя вера имеет свой ритуал. <…>.
20.6. Ассамский Тантризм: его значение (Шри Анварул Хасан, Дхубри). Тантрическая философия, хотя часто понимается неправильно, является замечательным продуктом духовного гения индийцев. Она подходит для тонкого и философского ума. Поскольку она была не для простых масс людей, посвящённые Тантризма выражали свои доктрины на непонятном символическом языке. Знание следующих основных идей поможет прояснить неправильное понимание многих вопросов. Это:
1) поклонение Матери;
2) символы подсознательного ума;
3) сексуальные символы;
4) поклонение Идолу;
5) Кундалини Шакти.
Мы последовательно разберём все их…».

(Шри Свами Шивананда. Тантра-Йога. Нада-Йога. Крийя-Йога. Сборник.
/ Пер. прим., ред. А.Очаповского. 2002г. Сайт www.yogaways.info.)

«Новая книга философа А.Дугина поражает своей многогранностью и богатством рассмотренных в ней тематик, взятых из самых различных сфер: философии, религии, мистики. Здесь и философия языка, и оригинальный анализ философии досократиков и платонизма, связи последнего с Гностицизмом (как дуальным Платонизмом), Исламом, Христианством и Каббалой, и попытка новой интерпретации немецкой классической философии (Шеллинг, Гегель), и деконструкция философии традиционализма, и осмысление современных форм философии Дзэн и др. Данная работа — это поистине энциклопедия религиозно-философской мысли, предлагающая, безусловно, авторский взгляд на целую гамму сложнейших (при этом рассмотренных достаточно интересно и увлекательно) философских и теологических проблем, который пронизывает их одним животворным порывом — создать предпосылки для «другого начала» философии, которая сейчас либо скатывается в постмодернистскую хаотическую игру, либо инерциально воспроизводит уже прогнившие формы модерна. Именно этот последний момент создает целостность данного труда, несмотря не его некоторую мозаичность.
В силу обилия и невозможности адекватной оценки в рамках небольшой статьи всех поднятых А.Дугиным тем, мы ограничимся предметным анализом, т.е. попытаемся осмыслить лишь определенный аспект этой книги, а именно интерпретацию Тантры. А.Дугин довольно часто обращался к теме Тантры в своих работах, что, по-видимому, навеяно философами-традиционалистами, прежде всего Юлиусом Эволой. [Эвола Ю. Йога могущества; Метафизика пола. Тему Тантры также затрагивали в своих работах Р.Генон (см. Очерки об Индуизме), Ф. Шюон и др.]. Так, в статье «Имманентная революция Тантры» [Дугин А.Г. Имманентная революция Тантры. // Милый Ангел. 1994. № 2.], которая является, по сути, рецензией на книгу Эволы «Йога могущества», внимание уделяется, прежде всего, тантрическому опыту, который интерпретируется как «имманентная революция» или даже как «консервативная революция». Это обусловлено тем, что этот опыт, с одной стороны, радикально отличается от индуистской ортодоксии своей антиномичностью (революция), хотя и не противопоставляет себя ей, в отличие от Буддизма, а с другой — заново утверждает «конкретность трансцендентного и вневременного содержания» (консерватизм). Это опыт мгновенного, молниеносного разрыва уровня сознания в столкновении с абсолютным ужасом, олицетворенным богиней Кали, и последующим его преодолением, в котором сливается (иерогамия) имманентное и трансцендентное, дозволенное и запретное, мужское и женское и т.д. В книге «Философия традиционализма» [Дугин А. Философия традиционализма. М. Арктогея-Центр. 2002г. 395-400 стр.] консервативно-революционная интерпретация Тантры развивается благодаря привлечению учения о тантрической инициатической иерархии (трибхава): пашу, вира, дивья. Здесь тантрическая революция осмысляется как революция пола, реализация подлинного мужчины, и переносится в социально-политический контекст. При этом делается акцент на антиномичности тантрического учения и опыта виры («герой»), который предстает как радикальный нонконформист. Согласно Дугину, именно вира может соответствовать образу субъекта консервативной революции, поскольку пока «мы будем находиться в состоянии тантрических пашу, т.е. зверо-людей, подавленных иллюзорной массой внешнего мира, ставшего непроницаемым для лучей духа, мы останемся недееспособными, бессильными, а наше неприятие экстремальных форм современности не выйдет за пределы жалкого ressentiment’а» [там же, С. 398]. Только подлинный мужчина, т.е. вира, может противопоставить себя современному миру, «темному веку», выходя за пределы метафизически нелегитимных социальных и политических стереотипов. В книге «Философия политики» [Дугин А. Философия политики. М. Арктогея. 2004г. С. 463.] Дугин вводит понятие «политического Тантризма» как некоего синтеза «крайне левых» (Тантра левой руки, Вамачара) и «крайне правых» (Тантра правой руки, Дакшиначара), что опять-таки намекает на концепт консервативной революции.
В целом, для ранних работ А. Дугина, вплоть до «Постфилософии» [Дугин А. Постфилософия. Три парадигмы в истории мысли. М. Евразийское Движение. 2009г. С. 569], характерно именно подобное «консервативно-революционное» истолкование Тантризма. В настоящей же работе мы видим весьма оригинальные моменты. В контексте философского осмысления феномена галлюцинации автор рассматривает индуистское понятие Майи. <…>. Тантры же в некотором смысле онтологизируют галлюцинацию, используя доктрину паринама-вады, которая утверждает реальность изменений. Эта доктрина заимствована из Санкхьи, однако при этом отбрасывается дуализм последней. Здесь речь идет, как выразился автор, о «недуальной галлюцинации». Тантрическая метафизика идет дальше, чем Адвайта-Веданта Шанкары, который во имя принципа недуальности отказывается признавать за Майей, а, следовательно, и за миром как галлюцинацией, всякую онтологию. Недуальность здесь заключается в том, что Майя здесь не есть Брахман и в то же самое время не есть не-Брахман. Здесь предлагается совершенно парадоксальный подход, который А.Дугин именует «действием безумия» и «догматической иррациональностью» (Ж.Парвулеско), что сравнивается им с неоплатоническим понятием ???????, что обозначает интеллектуальную интуицию, в которой сочетаются противоположности. Мы же можем от себя предложить еще одну интересную параллель из византийского богословия. Православное богословие, по словам выдающего богослова минувшего века В.Н.Лосского, есть богословие антиномическое, которое оперирует путем «противопоставления утверждений противоположных, но равноистинных». Св. Григорий Палама дает критерий верного богословия: «Всякому богословию, желающему почитать благочестие, свойственно утверждать то одно, то другое, если оба утверждения истинны». Это означает, что рассуждая о Боге, который непознаваем в своей сущности, нужно сохранять равновесие между двумя членами антиномии, чтобы не сводить реальность Откровения к рациональным истинам и «человеческой, слишком человеческой» философии. Так рождается догмат, а не набор философских понятий. Таковы антиномии познаваемости и непознаваемости Бога (отсюда различение сущности и энергий в Боге), единства и троичности Бога, двух природ Христа, свободы и предопределения и др. Проблеме антиномий особое внимание уделял Павел Флоренский, который считал, что антиномия — признак истины. Разум всегда стремится преодолеть антиномию, однако именно она возвышает его над областью понятий к божественным тайнам. Антиномии, по словам Флоренского, есть бессмыслица для рассудка. Рассудок должен отвергнуть себя, чтобы постичь истину-антиномию, ведь А может быть одновременно и не-А, что невообразимо для него. В антиномии «невозможно» может сочетаться с «несомненно».
Именно подобную «бессмыслицу для рассудка» мы видим в Тантрах, где Брахман един и двойственен (Шива и Шакти), статичен (Шива) и динамичен (Шакти), неизменен (Шива) и изменчив (Шакти), где Шива и Шакти и тождественны и различны, где мир/майя/игра/галлюцинация тождественны Божеству и не тождественны. Тантра оперирует теми различиями и тождествами, которые либо неуловимы для разума, либо разрушительны. Этот метафизический антиномизм служит источником и антиномичности в контексте ритуала панчамакара («пять м»), где утверждается недуальность запрещенного и разрешенного, правильного и неправильного. <…>.
Также весьма интересны компаративистские размышления А.Дугина, где он соотносит тантрическое учение с некоторыми идеями Гегеля, содержащимися в его «Феноменологии Духа». Здесь сразу обращает на себя внимание совершенно иной Гегель. Он в своих некоторых, приведенных А.Дугиным, пассажах предстает отнюдь не как вполне рациональный философ Нового времени, а как откровенный мистик. И действительно, в своей «Феноменологии Духа», как справедливо выразился востоковед Е.А.орчинов, «по конкретным проблемам мощь гегелевского ума часто преодолевала зачарованные границы созданного ею же мира». Дугин обращает внимание на то, что рассудок по Гегелю воспринимает вещь на определенном этапе как силу, причем эта сила двоится на две силы: одна имеет внешнюю развернутость, а другая — внутреннюю оттесненность. Эта сила, таким образом, представляет собой «возбуждающую» игру сил. Здесь уже сразу напрашиваются тантрические аналогии: двойственность Шакти как сокрывающей (Майя-Шакти) и открывающей (Видья-Шакти) абсолютную реальность, идея феноменальной реальности как эротической игры (лила) сил сознания, представленных в образе совокупляющихся Шивы и Шакти. Кроме того, Дугин соотносит тантрическую инициацию с гегелевским достижением самосознания, при этом обращает внимание к образу «перевернутого мира» как выражения «внутреннего», идеального, в противоположность феноменальному и внешнему. Здесь переворачиваются все феномены и ценности: благой поступок становится преступлением, наказание — благодеянием, северный полюс — южным и т.д. Здесь мы также можем заметить аллюзии на тантрический антиномический опыт достижения абсолютного Сознания.
Тема политического Тантризма и идея сравнения философии Гегеля с Тантрой представляются весьма перспективными и интересными. Вообще, следует заметить, что философ А.Г.Дугин обладает исключительным даром эксплицировать совершенно оригинальные, непривычные и интереснейшие темы. При этом, как правило, он дает лишь общее направление или некие указатели для возможного дальнейшего исследования, выступая не тем, кто предлагает окончательный и исчерпывающий ответ, а в роли вдохновителя. И в данной книге мы также встречает целый спектр набросков, которые при желании можно превратить в отдельные исследования».

(Жаринов С.А. Тантрические сентенции в работе А.Г.Дугина
«В поисках темного Логоса». Сайт www.sophiaperennis.org.)

«1. ФИЛОСОФИЯ И ИСТОРИЯ ТАНТРЫ. 1.1. Что значит слово Тантра? Термин «тантра» довольно сложен и многолик. В переводе с Санскрита это значит «ткань», «соединение», «обобщение», «согласие» и т.д. Но существует и расшифровка термина с несколько другим оттенком — «расширение». То есть — расширение сознания, принятие мира целиком, во всей его полноте, не деление на черное и белое.
1.2. Что такое Тантра-Йога? Тантра — это, пожалуй, самое древнее учение в истории человечества. Тантра появилась в Индии много тысячелетий назад, задолго до прихода арийских племен, заложивших основу современной религии Индии — Индуизма. Тантра — это не Йога, не религия и не философия. Это — соединение всех трех этих элементов, но в то же время — нечто большее. Тантра-Йога — это система практик и упражнений, направленных, в первую очередь, на работу с энергетикой человека и, во вторую очередь, с его сознанием. Энергетические практики Тантра-Йоги работают с энергетическими центрами человека — чакрами, с потоком энергии (праны) и ее трансформацией, направлением в нужное человеку русло. В связи с этим обычно говорят не об одной Йоге, а о целой системе йогических учений. <…>. Основная идея Тантра-Йоги: человек должен полностью овладеть своей собственной энергией, всеми ее проявлениями (в том числе и сексуальными), чтобы затем трансформировать эту энергию, направляя ее на достижение совершенства. Для этого в Тантра-Йоге используется масса практик, как физических, так и психологических. Особое внимание Тантра традиционно уделяет взаимодействию мужской и женской энергии (Шива-Шакти). Именно поэтому тантрические техники в большинстве своем — парные. (Подробнее о Тантре, ее философии и учениях вы можете прочесть на этой странице: www.hubcom.com/magee/tantra.).
1.3. Какие существуют виды Тантры? Или это — единое, монолитное учение? Из-за особенностей истории своего развития Тантра не создала единой, универсальной философской и йогической системы. Сегодня в мире существует множество тантрических школ, которые можно условно разделить на два «крыла»: Индийскую и Тибетскую Тантру. Индуистскую Тантру принято считать более «чистым» учением, в котором философия частенько преобладает над йогическими практиками. Кроме того, некоторые особо шокирующие западных людей (и правоверных индуистов) практики (в том числе и сексуальные) в Индуистской Тантре подаются в «завуалированном», полусимволическом виде, или вообще отсутствуют. Основа Индуистской Тантры — ритуалы, почитание божеств, теология.
Тибетская линия Тантры более близка к изначальным тантрическим учениям. На протяжении веков Тибетская Традиция была под значительно меньшим влиянием Индуизма, чем индийская линия: его место занял появившийся значительно позже Буддизм. Тибетская Тантра — более «практическая», обладающая серьезной и продуманной системой йогических практик, ориентированных на работу с телом и его энергетикой.
Существует еще и третья линия Тантры — Китайская, в которой привнесенные из Тибета тантрические практики тесно слились не только с Буддизмом, но и с учением и практиками Дао.
Часто Тантрические учения делят на практики «левой руки» (агхора) и «правой руки». Но отождествлять тибетскую ветвь исключительно с «левой рукой», равно как и индуистскую с «правой» было бы ошибкой. «Чистые» практики «правой руки», равно как и жесткие «левые» встречаются и в тибетских, и в индийских учениях. Спор о том, какая ветвь Тантры «подлинная», «изначальная» — пожалуй, самое бесполезное в Тантре занятие, которым, однако, не брезгуют и самые «продвинутые» учителя…
1.6. Что такое «нео-Тантра»? Начиная с конца 60-х и ранних 70-х, так называемая «сексуальная революция» в культурных нравах, наряду с возросшим интересом к восточным религиям, привела к широкой популяризации духовно-сексуальных техник, пришедших из Индийской Тантра-Йоги под немного сбивающим с толку названием «тантрический секс». С того времени по настоящее время, гуру и учителя с Запада и Востока продвинули большое разнообразие систем, которые включают в себе в большей или меньшей степени религиозные и культурные принципы и практики Индийской Тантра-Йоги, преследуя разнообразные цели от того, что один клеветник зовет «лучший секс», до действительного «мокша» или освобождения (т.е. освобождения от реинкарнации, если реинкарнация включена в космологическую парадигму). Одной из характеристик, которая отличает учителей нео-Тантры от гуру Тантра-Йоги, является то, что в нео-Тантре обычно совершенно очевиден акцент на сексуальности; в Тантра-Йоге, часто совсем наоборот, — некоторые современные гуру настаивают, что Тантра-Йога вовсе не сексуальна, или что она не учит ничему в самом сексе, а цельность практики связана с пением мантр, визуализацией янтр, практикой тапас и тому подобное. <…>.
Как правило, «настоящие» тантристы считают нео-Тантру вульгарной профанацией древнего учения — и в этом есть немало правды. Однако нельзя не признать, что даже в таком «осовремененном» виде тантрические методики могут быть весьма успешно применены для решения многих повседневных жизненных проблем. В особенности — связанных с общением и сексуальностью. Духовного совершенства на пути нео-Тантры достигнуть трудно, но изменить что-то в своей жизни — можно. Правда, существуют и чрезмерно упрощенные, вульгаризированные формы нео-Тантры, в которых сексуальные практики превращаются в обыкновенные оргии… Ни о каких результатах, помимо полученного удовольствия, здесь говорить уже не приходится.
1.7. Чем отличается тантрическое учение от сатанизма? К сожалению, даже сегодня Тантру и сатанизм частенько смешивают другом с другом — вольно или умышленно. Хотя между ними существуют кардинальные различия. Во-первых, Тантра никоим образом не призывает поклоняться злу или Сатане — более того, в Тантре вообще отсутствует концепция «вселенского зла». Тантра непохожа на дуалистические религии Запада, где Богу-добру обязательно противостоит Сатана-однозначное зло.
Тантра, как религия Неделения, вообще не стремится навешивать ярлыки на что-либо, называя вещи добрыми или злыми, черными или белыми. Философия Тантры иная — принимать мир, как единое целое, не отбрасывать и не отвергать ни одну его стороны. В Тантре для самосовершенствования может быть использовано все — в том числе и техники, вызывающие у европейца мысль о сатанизме. Например, знаменитые тантрические медитации на кладбищах, использование для практик человеческих черепов и т.д. Все это связано с тем, что Тантра обожествляет смерть наравне с жизнью, как великую космическую силу. Медитация на кладбищах помогает тантристам острее ощутить всю хрупкость и бренность человеческой жизни, видимого материального мира.
Другим «камнем преткновения» для европейцев остается ужасающий образ тантрических божеств — например, богини смерти Кали. Однако эти страшные изображения глубоко символичны, их нельзя воспринимать буквально (как, кстати, и тантрические сексуальные практики). Например, рисунок, изображающий увешанную змеями богиню, отрубающей голову человеку, можно расшифровать как освобождение человека в ходе тантрических практик от диктата ума, сознания — без этого «надсмотрщика» человек может воспринимать мир во всей полноте. Змеи же символизируют преображенную сексуальную энергию — Кундалини. <…>.
4. МАТЕРИАЛЫ К РАЗМЫШЛЕНИЮ. 4.1 Я хотел бы больше узнать о тантре, но я не знаю, где найти учителя… Тем более, что сейчас так много подделок под тантру…
К сожалению, опыт и рекомендации западных тантристов для нас бесполезен. По вполне понятным причинам тантрических групп и учителей в нашей стране очень немного — описание и координаты самых известных из них вы найдете на этой страничке в разделе «Семинары». В основном, правда, речь идет о нео-Тантре. Классическая Тантра представлена в России еще слабее: на слуху осталась только община «Тантра-Сангхъя». Обмануться и вправду несложно — модный «лейбл» Тантры сегодня используют многие учителя и организации, не имеющие отношения к этому пути. Вплоть, как это ни грустно, до публичных домов. Могу сказать только одно: чем больше шумной рекламы и атмосферы тусовки вокруг той или иной структуры или личности, тем дальше она от Тантры. Хотя эта отдаленность сама по себе и не страшна. <…>.
4.3. Имеются ли в России тантрические семинары? Книги? Видео? Обо всем этом подробно рассказано в соответствующих разделах сайта «Русская Тантра» (www.tantra.da.ru.). Дополнительную информацию вы можете найти также на сайте Андрея Лапина Тантра.Ру.
4.4. В чем разница между «религиозной» Тантрой и New-Age семинарами «тантрического» толка?
Отвечает востоковед С.Горохов: Интересно, что отечественные востоковеды и религиоведы из всех тантрических объединений в стране только «Тантра-Сангху» считают собственно религиозным объединением, в то время как прочих «тантристов» (за исключением еще некоторых буддийских сект тантрического характера) рассматривают исключительно в контексте New-Age. В целом это верно. Пожалуй, на данное время именно ТС обладает в полной мере всеми основными признаками классической индуистско-тантрической секты (за исключением разве что того, что действует не в Индии):
1. Легитимное происхождение общины. В процессе религиоведческой экспертизы выяснилось, что Гуру Садашивачарья действительно получил соответствующее посвящение и обучение в индийской тантрической секте Кали-Кула-крама в рамках кашмирской разновидности Каула-Тантризма, что подтверждается и несколькими индийскими источниками. (Мы делали по этому поводу специальный запрос от КИО «Веда». Подобный запрос делали и чиновники из Минюста).
2. Развитая и сложная система метафизики, религиозной философии. Используется обширный набор священных текстов.
3. Практикуется традиционный культ божеств и различных святынь, другие тантрические ритуальные, йогические, медитационно-психотехнические и прочие садханы, описанные в Тантрах.
4. Высокий уровень знания санскрита, мантрических текстов и имен. Отсутствуют «тарабарские» и нехарактерные для индусских тантриков имена и мантры.
5. Сложная многоступенчатая система посвящений и обучения соответствует практике ортодоксальных тантрических сект Индии.
6. Сексуальные практики эзотеризированы и ритуализированы (что является, пожалуй, самым характерным отличием вообще тантриков-ортодоксов от неотантристов и ньюэйджеров). Неверующие, непосвященные и посвященные начальных ступеней к этим практикам не допускаются.
7. Совершенно отсутствуют типичные признаки «New-Age группы» (за исключением попыток проводить время от времени «семинары», напоминающие семинары ньюэджевского типа). <…>. (В.Леонтьев. Сайт «Русская Тантра». www.tantra.da.ru.)».

(Философия и история Тантры. Сайт www.athaom.narod.ru/tantra1.)

* * *