Статья 2.7. Тантра как Древняя Философия. (ч.7).

«Веды и Агамы [Тантры] представляют собой два взаимодополняющих, сообщающихся потока Индуистской Традиции, которые проявляются, в частности, как философии, соответственно, Веданты и Сиддханты» (см. Коваль С.Н., Холин Ю.Е. Секреты Тантра-Йоги. Ростов-на-Дону. Феникс. 2004г. 416 стр. Сайт www.lib.rus.ec.).
«Амара-Коша», авторитерный словарь синонимов Санскрита, называет синонимом для слова «тантра», прежде всего, слово «сиддханта» (siddh?nta) — букв. доктрина, теория, писание, учение, аксиома. Это весьма широкое понятие, не имеющее непосредственного отношения к какой-то конкретной доктрине или набору доктрин. Поздние комментаторы понимают Сиддханту в смысле Шрути — услышанная истина альтернативного ведического направления» (см. Анешвари. Тантра. 30.12.2010г. Мастер Хум. Сайт www.olo-hum-olo.livejournal.com.).
«Сиддханта — санскритский термин, который можно перевести как «доктрина», «учение» или «традиция». В школах индийской философии сиддхантой называют философское заключение, установившуюся или принятую точку зрения» (см. Википедия. Свободная Энциклопедия.).
«Сиддханта представляет собой кульминацию духовных знаний в сжатой форме. <…>. Сиддханта — общепризнанные доктрины» (см. «Хатха-Йога-Прадипика». Прояснение Хатха-Йоги. / Пер. и комм. Свами Сатьянанда Сарасвати и Свами Муктибодхананды. Ишвара. 2002г.).
«Тематизация Сиддханты свидетельствует о высоком уровне философской саморефлексии в индийской мысли. (В.К.Шохин)». (см. Новая философская энциклопедия. В 4 т. / Под ред. В.С.Стёпина. М. Мысль. 2001г.).

* * *

(продолжение)

6. ТАНТРИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ.

По мнению многих исследователей, в отличие от многих систем, главным образом западных, суть Тантры постигается не тогда, когда изучают философскую мысль, философские положения многочисленных школ Тантрической Традиции, а когда обращаются к древним тантрическим текстам, описывающим тантрические взгляды и практические методы. Западная философия носит чисто теоретический характер, тогда как Тантрическая философия лежит в основе «устройства» внутреннего и окружающего человека мира, в такой деятельности, как, например, взаимоотношения полов, медицина, мантическая практика, приготовление пищи, обустройство окружающего пространства (Васту), воинские искусства, управление государством и т.д. Тантрическая философия носит не столько теоретический характер, сколько практический, прикладной, и для того, чтобы быть успешным в жизни, необходимо знание не только и не столько философских, теоретических основ, но и практических тонкостей в своей деятельности. Приемы, методы, техники, методики, разработанные в Учении Тантры, соответствуют тантрическим представлениям о строении Космоса и Человека. Поэтому Тантрическая Традиция представляет собой теоретически обоснованный набор средств для создания действующей модели «Космос-Человек-Сила-Способности» с практической целью — получить совершенство — не только Мудрость — Знание и Опыт, но еще и силу, точнее силы — магические силы или мистические силы или тантрические силы… для развития различных способностей, в первую очередь для помощи в духовной практике и духовном развитии. Но управлять силой можно лишь ощутив и осознав ее.

Как пишет С.В.Пахомов (см. Пахомов С.В. Представление о тождестве в индуистской тантрической философии. Ж.«Религиоведение» 2004г. №1. С.134-149), «Тантра по преимуществу является садханой, т.е. комплексом практик, направленных как на достижение высшей религиозной цели (освобождения), так и на обретение могущественных магических сил (сиддхи). В Тантре знание трактуется не как нечто отвлеченное и самодостаточное, но как инструмент преобразования ограниченного сознания в неограниченное, как средство превращения человека в Бога».

«Часть 1. Тантра-Йога. Тантра-Шастра заслуживает самого тщательного и глубокого изучения. Фундаментальные идеи этой системы находятся в соответствии с разумом. Учения Тантр весьма правильны. <…>. Это действительно глубокая и могущественная система. <…>.
Симпозиум по Шакти. 20.5. Шакти (Шри Йоги Гаури Прасад, отст. судья. Сварг Ашрам). Тантра — это то (шастра или священное писание), с помощью чего распространяется знание. Распространяется то знание, которое спасает. Что является тем знанием, которое спасает? Тантра-Шастра — это трактат, имеющий дело с этим Знанием. Знание в шастрическом смысле есть действительное непосредственное (Сакшаткара) восприятие или демонстрация, о которых не просто читают в книгах, а божественные и полезные, как подготовительное учение.
Таким образом, Тантры можно считать скорее научным открытием, чем откровением; поскольку нечто открывается скорее с помощью «Я», чем без него. Тантры открывают значения, с помощью которых таттвы и другие материи и силы могут быть раскрыты».

(Шри Свами Шивананда. Тантра-Йога. Нада-Йога. Крийя-Йога. Сборник.
/ Пер. прим., ред. А.Очаповского. 2002г. Сайт www.yogaways.info.)

Возможно, следует обратить внимание на слово «сиддхи», от которого, возможно, образуется слово «сиддханта», термин, которым обозначается Тантрическая Философия.

«Сиддхи создаются садханой. Первый из этих терминов, который буквально означает «успех», включает в себя завершение, выполнение, успех и осуществление всевозможных видов. Таким образом, можно достичь сиддхи в речи, сиддхи в мантре и т.д. Сиддха — это тот, кто завершил свое духовное развитие».

(Артур Авалон. Введение в «Маханирвана-Тантру».
Ключ к полному пониманию всей тантрической
литературы. Старклайт. 2002г. 158 стр.)

«Сиддхи — Магия. Волшебство. Сверхъестественные способности, силы, которые могут проявляться спонтанно или в результате духовной практики. Овладевшего сиддхами называют сиддхой. сиддха (совершенный. В Тантризме сиддха — учитель высокой степени посвящения. Асиддха — профан, дилетант, несовершенный».

(Популярный словарь по Буддизму и близким к нему учениям.
/ Голуб Л.Ю., Другова О.Ю. Хроникер. 2003г.)

«Сиддхи (санскр. осуществленность, реализованность) — совершенство, осуществление; цели самодисциплины, достигнутые посредством Йоги; необычные или оккультные силы; паранормальные телесные или психические способности, обретаемые благодаря практике Йоги. Высшим сиддхи является реализация высшего «Я» — Парашивы. <…>.
Сиддханта — конечные достижения или выводы. Предельное понимание, которого достигают в любой области знания».

(Степанов А.М. Большой словарь эзотерических терминов. Толковый
словарь по оккультизму, эзотерике и парапсихологии. Сайт ezoezo.ru.)

 

6.1. ЧТО ТАКОЕ СИДДХАНТА?

«Веды и Агамы представляют собой два взаимодополняющих, сообщающихся потока Индуистской Традиции, которые проявляются, в частности, как философии, соответственно, Веданты и Сиддханты».

(Коваль С.Н., Холин Ю.Е. Секреты Тантра-Йоги. Ростов-на-Дону.
Феникс. 2004г. 416 стр. Сайт www.lib.rus.ec.)

«Шиваиты школы Шайва-Сиддханта опираются в равной мере на авторитет ведических писаний и шиваитских Агам. Учение Шайва-Сиддханты (наиболее влиятельной школы в современном Шиваизме) представляет собой синтез Веданты (Ведической философии) и Сиддханты (Тантрической философии)».

(Сундарадевананда Грихавадхута. Место Тантры в системе Индуизма.
// Тантрический Путь. Выпуск 3. Тантра-Сангха. 1995-1996гг. С.47-57.)
(Шиванандана Вашикаран. Тантра. Предельная Реальность.
Электронное издание. © LitRes. 2008г. Сайт www.litres.ru.)

2.7 Секреты Тантра Йоги

«Аннотация. Данная работа Ю.Холина и С.Коваля является глубоким исследованием определенных аспектов Тантрической философии и практики, изложенных в Шайва-Тантре. Подобно шести ортодоксальным системам индийской философии — Йога, Ньяя, Вайшешика, Сангхья, Миманса и Веданта — Тантры имеют свою особенную философию, которая может быть определена как модификация Санкхьи и Веданты. «Секреты Тантры» это еще и уникальное произведение о самом таинственном эзотерическом учении Востока, которое предлагает достижении гармонии через сексуальный экстаз. Впервые публикуемые материалы, высокохудожественные редчайшие иллюстрации, сакральная техника динамической и медитативной йоги, магия и ритуалы шиваизма — все это в книге Сергея Коваля и Юрия Холина «Секреты Тантра-Иоги».

2.7 Тантра Предельная Реальность

«Аннотация. Кроме официальных культов и вероучений, а также верований простонародья, в Индии самой древней религией является Тантризм, который представляет из себя не только религию или философскую доктрину, но также и методику достижения определенных практических целей. Так называли в древней Индии свод правил и установлений, регламентирующих поведение и повседневную жизнь, определявших историю своей страны на протяжении столетий. Чистота и ясность языка, глубина мысли, предельная искренность переживания и связь времен отличают эти высказывания».

(Шиванандана Вашикаран. Тантра. Предельная Реальность.
Электронное издание. © LitRes. 2008г. Сайт www.litres.ru.)

Выше приведенные утверждения часто воспроизводятся во многих статьях и публикациях в сети Интернет. Как известно, кроме термина «сиддханта» в Древней Индии также существовала тантрическая школа Сиддханта и даже тантрическое направление Сиддхантачара, которое может быть определено как «тропа совершенства», последователи которого могут достичь высшего мастерства в практике Тантрической Йоги, Тантрической Медитации и Тантрической Магии. Но сейчас обратим внимание на информацию о самом термине «сиддханта», поскольку под ним подразумевается не только Тантрическая Философия. Однако, сам факт того, что Тантрическая Философия в отличие, например, от Ведической Философии, определяется термином «сиддханта», может говорить о некоторых особенностях Тантрической Философии и тантрических текстов, в которых она излагается. Например, название Шайва-Сиддханта означает «последние или признанные выводы Шиваизма», т.е. «Сиддханта» означает «последние и признанные выводы» (и ассоциируется с Садашивой), хотя сам термин «сиддханта» означает букв. трактат, теория, концепция, доктрина, система, традиция и др., или общепризнанное, установленное, заверщающее и др.

«Сиддханта — любой научный труд по астрономии или математике в Индии». (Теософский словарь).
«Сиддханта — установленный принцип или доктрина». (Словарь Йоги и Веданты. 2014г.)».

(Значение слова «сиддханта». Сайт www.dic.academic.ru.)

«Сиддханта представляет собой кульминацию духовных знаний в сжатой форме. Слушание текстов с духовными знаниями и описаниями того, что нашли мудрецы древности в своих поисках и переживаниях, помогает развить наши высшие способности к знанию, или джняну.
Словарь. Сиддханта — общепризнанные доктрины».

(«Хатха-Йога-Прадипика». Прояснение Хатха-Йоги.
/ Пер. и комм. Свами Сатьянанда Сарасвати и
Свами Муктибодхананды. Ишвара. 2002г.)

«Сиддханта (санскр. последняя цель, заключительное положение) — название индийских астрономических трактатов. Древнейшие из них следующие пять: Брахма-Сиддханта, или Пайтамага-Сиддханта, Саура-Сиддханта, или Сурья-Сидханта, Паулиша-Сиддханта, Ромака-Сиддханта и Васиштха-Сиддханта. Дошла до нас только Сурья-Сиддханта, имевшая главное значение для дальнейшего развития индийской астрономии. Время, когда возникли пять основных Сиддхант, не поддается точному определению. Астроном Варагамигира, живший в VI в. н.э., уже упоминает их, хотя в его время они имели, вероятно, несколько иной состав: по крайней мере, цитаты, приводимые им из Сурья-Сиддханты, не всегда согласуются с дошедшей до нас редакцией этого трактата».

(Энциклопедический словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона.
СПб. Брокгауз-Ефрон. 1890-1907гг.)

«Главным предназначением Тантры была адаптация более ранних ведических знаний к той среде, с которой постоянно соприкасаются многие люди, благодаря чему Тантра и стала всеобщим спасительным учением. Это учение способствует тому, чтобы все объекты мира помогали человеку в его духовной практике. Итак, подход Тантры оказался настолько эффективным, что его взяли на вооружение многие духовные традиции. <…>.
Словом «тантра» часто называют тексты, в которых изложена тантрическая доктрина (сиддханта). Эти тексты, по сути, могут иметь и другие названия, например, агамы, самхиты или грантхи. В них освещаются различные методы поклонения божествам, прикладные науки. Это также могут быть тексты, описывающие систему духовных практик в целом. Все это называется Тантрой».

(Особенности тантрической практики. 21.10.2010г. Сайт www.asdmagic.ru/ezoterica/.)

«Сиддханта — в традиции Ньяи термин означает «основоположение какой-либо философской школы». Если есть предмет, который можно трактовать по-разному, например, познание, то принятие определенной точки зрения на него, встроенной в философскую традицию, называется Сидханта. Так, для Ньяи Сиддхантой будет «познание — мгновенный акт», а для Санкхъи — «познание есть длительно существующий материальный орган». Расширительно слово «сиддханта» означает философскую или теоретическую традицию, школу, обладающую своими принципами и прибегающую к рациональной аргументации. В композиции схоластических текстов индийской философии сиддханта есть изложение позиции автора по проблемному вопросу, следующее за изложением мнения оппонента и содержащее опровержение его. (А.Парибок)».

(Индуизм. Джайнизм. Сикхизм. Словарь. / Ред.
М.Ф.Альбедиль, А.М.Дубянский. М. Республика. 1996г.)

«Сиддханта — санскритский термин, который можно перевести как «доктрина», «учение» или «традиция». В школах индийской философии сиддхантой называют философское заключение, установившуюся или принятую точку зрения. Сиддханта — это установившийся богословский термин в индуистской философии, где он используется для обозначения специфической линии богословского развития в определённой индуистской религиозной традиции. Исторически, в различных индуистских философских школах сиддханта устанавливалась основателями этих школ в форме сутр (афоризмов). Впоследствии, выдающиеся философы каждой традиции писали к сутрам комментарии, в которых продолжали формулировать установленную ранее доктрину путём цитирования шастр и использования логики и праманы. Например в традиции Веданты автором «Веданта-Сутры» был Вьяса, а комментаторами — Шанкара, Рамануджа и Мадхва (каждый из которых выступил основателем одной из ведантических школ). Также, в традиции Мимансы автором «Миманса-Сутры» был Джаймини, а комментатором — Шабарасвами. Сиддхантами также называют базовые древнеиндийские трактаты по астрономии».

(Википедия. Свободная Энциклопедия.)

«Каждая школа Веданты характеризуется своей сиддхантой, или «основным заключением» об отношениях души и Бога, души и материи, материи и материи, материи и Бога, а также души и душ. Сиддханта Шанкары — это адвайта, «неотличие» (все едино; поэтому эти пять типов взаимоотношений нереальны). Все другие сиддханты подтверждают реальность этих взаимоотношений с различных точек зрения. Сиддханта Рамануджи — это вишиштадвайта, «качественное сходство». Сиддханта Мадхавачарии — двайта, «различие». Сиддхантой Вишнусвами является шуддхадвайта, «очищенное сходство». А сиддханта Нимбарки — это двайта-адвайта, «различие и сходство».
Бенгальская ветвь сампрадайи Мадхвы известна как Брахма-Мадхва-Гаудийя-Сампрадайя, или Чайтанья-Сампрадайя. В начале XVII в. эта школа представила индийским философам комментарии на «Веданта-Сутру», написанные Баладева Видьябхушаной, который установил другую сиддханту. Она называется ачинтья-бхедабхеда-таттва, что означает «одновременное непостижимое единство и различие». В последнее время эта сиддханта стала известна людям во всем мире, благодаря популярности книг Его Божественной Милости А.Ч.Бхактиведанта Свами Прабхупады».

(Восточная философия. Индуизм. Что такое
сиддханта? Сайт www.vedic-culture.in.ua.)

«Сиддханта и Садхана — по сути дела, это то, что нам предстоит увидеть очами веры, и то, как к этому придти, соответственно. Философия Вайшнавизма и практика. Я решила поместить оба тематических направления в один раздел, поскольку они довольно близки, особенно это справедливо для катхи (бесед) Гурудэва, в которой Сиддханта и Садхана очень плотно переплетаются в гармоничное целое. Действительно, мышление верой и жизнь по вере неделимы, если речь идет о подлинной Дхарме. То, что говорит Гурудэв, всегда сильно, глубоко и практично. Никакой «Гаврилиады» вроде: «должны мы Кришне все предаться, служить Ему должны мы все».
На самом деле, в архивах довольно много статей, небольших заметок, аудиозаписей. По мере обработки буду постепенно выкладывать имеющееся и вновь написанное или произнесенное Учителем. Надеюсь, что для мыслящих людей, которых не прельщают более штампованные фразы религиозных идеалистов, здесь найдется много нужного и интересного. Гурудэв вообще склонен воспринимать свою катху и статьи, переводы не как очередной философский монолит, который последователь должен заочно принять пакетом «все включено», а как тонкий инструмент, помогающий человеку научиться шастрическому мышлению».

(Садхана и сиддханта. Сайт www.dharma-path.org.)

«Сиддханта (санскр. утвержденный конец) – шестая категория Ньяи, философская доктрина, «догма». В «Ньяя-Сутре» сиддханта определяется как установление того или иного положения на основании: 1) определенного учения, 2) других положений или 3) презумпции (1.1.26). Поскольку первый класс доктрин делится на доктрины, разделяемые всеми философскими школами и некоторыми из них, речь идет фактически о четырех разновидностях сиддханты (1.1.27-31). Ватсьяяна иллюстрирует каждую из них конкретными примерами. Доктрины — такие общепризнанные положения как то, что у нас пять чувств, что земля и т.п. суть их объекты или что предмет знания постигается через источник знания; к положениям, принимаемым одной школой, относятся, к примеру, «догмы» санкхьяиков: «не-сущее» не появляется, сущее не разрушается, а сознания внеположены опыту или «догмы» вайшешиков: миросозидания обусловливаются кармой людей, сознания различаются по качествам, «не-сущее» возникает, а возникшее разрушается. К положениям, с принятием которых принимаются другие и которые сами в свою очередь не устанавливаются без них, относится, к примеру, положение «познающий отличен от тела и индрий, ибо он познает одну и ту же вещь и через зрение, и через осязание». Это положение предполагает, что индрии множественны, что у них фиксированные объекты, что способности восприятия фиксируют свои объекты и т.д. Наконец, к третьему классу доктрин относятся такие, когда допускается какое-нибудь еще не исследованное положение, напр. «субстанция звук — она вечна или не вечна?». В данном случае, предполагая субстанциальность звука, исследуют ее специфику — здесь демонстрируется превосходство своего познания над чужим. Уддйотакара интерпретирует последний вид сиддханты как положения, бесспорно принимаемые, но не эксплицируемые в сутрах (типа: «манас относится к чувствам»). Он же предлагает конструктивное различение тезисов и сиддханты: первые должны обосновываться, вторые — приниматься как аксиомы. Тематизация сиддханты свидетельствует о высоком уровне философской саморефлексии в индийской мысли. (В.К.Шохин)».

(Новая философская энциклопедия. В 4 т. / Под ред. В.С.Стёпина. М. Мысль. 2001г.)

«Словом «тантра» сегодня принято называть множество духовных направлений, прежде всего, Индии, обладающих общими чертами. Тантры принято рассматривать отдельно от традиции Вед. Чаще всего Татры ассоциируются с Агамами, текстами, сказанными самим Богом в той или иной форме. Тантра — очень широкое понятие, затрагивающее сегодня, по сути, всю духовную практику, ритуал и философию большинства индийских, и не только, духовных направлений. Каждое направление, духовная школа имеет свой священный текст и соответственно Тантра — это еще и большой блок священных текстов на Санскрите и других языках.
«Амара-Коша», авторитерный словарь синонимов Санскрита, называет синонимами для слова «тантра», прежде всего, сиддханта (siddh?nta) — доктрина, теория, писание, учение, аксиома. Это весьма широкое понятие, не имеющее непосредственного отношения к какой-то конкретной доктрине или набору доктрин. Поздние комментаторы понимают Сиддханту в смысле Шрути, услышанная истина альтернативного ведического направления. Второе значение, данное в «Амара-Коше» — сутравайе (s?trav?je), в смысле прясть нить или ткать, а также ткацкий станок. В Ведах слово «тантра» встречается в значении ткацкого станка (Ригведа 10.71.9, Атхарваведа 10.7.42). В том же значении слово используется в «Тайттирийя-Брахмане» (11.5.5.3). В «Аштадхйяйе», текте по грамматике Санскрита, есть слово «тантрака», как производное от слова «тантра» в значении ткани, снятой с ткацкого станка. Таким образом, слово «тантра» может означать «ткань». «Танту» значит «нить». Шанкарачарья употребляет слово «тантра» в значении, предложенном «Амара-Кошей», без указаний на Тантру как самостоятельную доктрину, то есть в значении слова «доктрина», «система мысли». Он говорит о направлении Санкхья как Санкхья-Тантра, доктрина Санкхьи. Бхаскара использует слово в этом же значении, говоря о Мимансе. Ни Санкхья, ни Миманса не являются тантрическими системами, хотя и повлияли на развитие Тантр. На этом основании делается вывод, что слово «тантра» для означения определенных учений и духовных направлений появилась достаточно поздно. Но когда именно — установить сложно».

(Анешвари. Тантра. 30.12.2010г. Мастер Хум.
Сайт www.olo-hum-olo.livejournal.com.)

«В данной работе постараюсь осветить вопросы, связанные с Тантрой. В рассуждениях буду в основном опираться на философию и тексты натха-йогинов, которые, по сути, представляют одно из тантрических духовных направлений.
Для того, чтобы понять почему такой подход как Тантра существует и на каких основаниях он работает, разберёмся с основами строения мира. Для начала разберёмся с понятиями Шивы и Шакти, и чтобы было понятней, рассмотрим процесс проявления вселенной. Махант Аведьянатх в «Введении в Натха-Йогу» так описывает постепенное раскрытие Шакти, обоснованное Горакхнатхом в «Сиддха-сиддханте-паддхати». <…>.
Проявляясь, Шакти становится понимающей и чувствующей верной Супругой Шивы, превращается в Веданашила-Пракрити — особую активную личность, извечно соединённую с Шивой и неотделимую от него. На данном этапе её называют Кундалини-Шакти, и теперь она переполнена творческим побуждением. Вселенная, представляющая собой космическое тело Шивы, включая всё многообразие, которое должно быть порождено Шакти во времени и пространстве, идеально присутствует в чреве Кундалини-Шакти. Она находится в любовных блаженных духовных объятиях с трансцендентной природой Шивы, но в то же самое время она чувствует неодолимое побуждение к рождению множественности, к созданию космического тела для своей Души и Бога.
Выходит, что Шакти — это сила Бога, которая создает все мироздание, она его поддерживает и разрушает. Шакти — это творческая сила, которая позволяет Шиве сотворить себя как единую душу, воплощенную во множестве тел Богов, риши, людей, животных, растений и т.д. Шакти помогает Шиве воплотиться в разных телах, которые она создает посредством своей творческой силы, для того чтобы Шива, как множество отдельных воплощенных душ, смог получить самые разнообразные трансцендентные наслаждения, общая гамма которых является высшим блаженством.
Поэтому Шакти — это принцип динамического меняющегося разнообразия. Эту силу также называют материнской: она, подобно земной матери, которая родила нас в этом мире, является для нас вселенской матерью, которая привела нас к воплощению в мире.
Так как Бог для несовершенных существ, в связи с их духовным невежеством, является запредельным и недоступным, то о Боге Отце мы можем узнать через то, что ему ближе всего, — через Богиню Мать. Следовательно, Богиня Мать является способом, методом (упайя) для возвращения к тождеству со всесовершенной изначальной причиной всех причин. Она проявляется во множестве форм, множестве методов. Она также известна как Кундалини: в теле Вселенной она присутствует как Махакундалини, а в наших человеческих телах — как Кулакундалини. Когда при помощи разных практик садхака пробуждает в себе эту духовную силу, он постепенно все больше и больше очищается от своего ложного эго, разных форм невежества, и последовательно постигает Богиню как великую космическую Силу и Сознание, а также как ту, которая тождественна с Богом.
Итак, надеюсь, с понятиями Шива и Шакти стало понятней, далее посмотрим, как это связано с Тантрой. Считается, что в ведические времена, когда ещё не наступила Кали-юга брахманы могли следовать строгим предписаниям и вести дисциплинированную жизнь в соответствии с Ведами. По прошествии времени многие ведические обряды стали для большинства людей слишком сложными. В эпоху Кали-юги даже праведники стали вынуждены соприкасаться с разными нечистыми (в духовном плане) объектами, тогда и появилась Тантра.
Главным предназначением Тантры была адаптация более ранних ведических знаний к той среде, с которой постоянно соприкасаются многие люди, благодаря чему Тантра и стала всеобщим спасительным учением. Это учение способствует тому, чтобы все объекты мира (помним, что все объекты и есть Шакти) помогали человеку в его духовной практике. Тантра — это принятие всего и способность видеть мир во всей его полноте, как энергию Бога во всех её проявлениях.
Итак, подход Тантры оказался настолько эффективным, что его взяли на вооружение многие духовные традиции. Можно встретить разные направления Тантры, такие как буддийская Тантра, вайшнавская Тантра, джайнская Тантра, исламская Тантра, сикхская Тантра, но, пожалуй, шире всего Тантра распространилась в традициях шиваитов и шактов (которые поклоняются разным аспектам бога Шивы и Шакти). Помимо перечисленного есть ганапатья-Тантра и саура-Тантра.
Словом «тантра» часто называются тексты, в которых изложена тантрическая доктрина (сиддханта). Эти тексты, по сути, могут иметь и другие названия, например, агамы, самхиты или грантхи. В них освещаются различные методы поклонения божествам, прикладные науки: джьотиш (астрология), санкхья-шастра (нумерология), хаста-видья (хиромантия), шаткарма-прайога (магические практики). Это также могут быть тексты, описывающие систему духовных практик в целом. Все это называется Тантрой. Через Буддизм влияние Тантры распространилось на страны юго-восточной Азии и Океании. Кроме того, методы, подобные тантрическим, можете встретить в Иудаизме, Исламе и Христианстве. Хотя они и не обозначаются таким термином (кроме ряда исламских суфийских направлений в Индии), тем не менее, они соответствуют духу тантрической доктрины».

(К.Чиняев. Тантра — что это? Сайт www.oum.ru.)

«Ранняя шиваитская Тантра. Два направления, Сиддханта и Каула-Шайва-Тантра в их современном понимании возникли в середине V в. с появлением первого неоспоримо тантрического текста «Нишваса-Таттва-Самхита» («Свод ниспущенных принципов»). Этот объёмный текст настолько тщательный и подробный в своей космогонии, что предполагает существование более ранней устной традиции, существовавшей как минимум, один или два века до этого. В своей иерархии миров он детально описывает шиваитские учения Атимарги. Рукопись принадлежит к первой из девяти школ или сампрадай в шиваитской Тантре и иногда считается основным текстом этой школы, также в нём присутствуют такие черты, которые позже будут связанны с различными (трансагрессивными, поклоняющимися богине) группами. Это предполагает, что на ранней стадии развития Тантры традиция ещё не была строго дифференцирована на два основных направления в Тантре: пути правой и левой руки.
Мы можем рассмотреть ортодоксальную и дуалистическую шиваитскую Сиддханту (первую из 9 сампрадай), что поможет нам обрести представление о пути правой руки и каулических вариантов Куламарги, в особенности Трика и Крама, а также о пути левой руки с сампрадаями Мантрамарги, находящимися где-то по середине шкалы, которую мы рассмотрим более подробно.
Давайте вернёмся на шаг назад и представим себе в наиболее общих чертах спектр представлений шиваитской Тантры в первые несколько веков её развития (особенно 700-1000гг. н.э). В этой традиции существовали два основных направления. С одной стороны, мы имеем дуалистическую традицию, иногда называемую «правым течением», которая акцентируется на следующем: акцент делается на почитании Шивы без Шакти; существовало убеждение, что освобождение может быть достигнуто только лишь сильнодействующей ритуальной инициацией и последующей ритуальной практикой; её последователи не желали бросать вызов социальным нормам, предписанным брахманическими священнослужителями ведийского общества, а, скорее, стремились к их принятию. Это течение называлось «Шайва-Сиддхантой» («сиддханта» означает «установленная доктрина» или «ортодоксия»). Его последователи назывались «сиддхантистами». Шайва-Сиддханта была первым из тантрических направлений, которое было известно своими последовательными сводами священных текстов и комментариям к ним, а также главенствовала в организованных религиозных учреждениях Шиваизма, таких как храмы и монастыри. Как было упомянуто ранее, сиддхантисты были дуалистами. Это означает, что они придерживались учения о трёх вечных отдельных принципах реальности: Бог, проявленная вселенная и индивидуальная душа. Здесь вселенная рассматривается как источник зависимостей. Бог освобождает душу (богоподобные качества которой скрыты собственным воплощением) от привязанностей, даруя индивидууму свою милость, побуждающую искать гуру для инициации. Мантры этого ритуала посвящения поведаны Богом для того, чтобы разрушить карму и даровать освобождение от сансары… <…>.
Философия сиддханты может показаться не совсем «тантрической» для большинства людей, но это лишь потому, что они путают одну её часть (левое течение) с целым. Эта философия левого направления, которая включает в себя недуальную шиваитскую Тантру и является тем, что люди себе представляют, когда думают про Тантру, однако, сиддхантики создали подробные тантрические писания, использовали тантрические мантры и создали формы Тантрической Йоги, которые повлияли на всю традицию. Даже недуалисты левого направления признавали, то, что сиддхантисты были частью той же традиции, несмотря на то, что первые высказывались категорически против их дуалистической интерпритации по данному вопросу.
Левое течение шиваитской Тантры, чью философию мы называем НШТ (недуальная шиваитская Тантра), было, прежде всего, недуалистической концепцией линий передачи учения, которые труднее точно определить, поскольку они были менее гомогенизированными, но, в основном, левое течение соответствовало следующим характеристикам: акцент делался на почитание женщин и гневных божеств; существовало учение о том, что освобождение может быть достигнуто в этой жизни (а не только в её конце) в результате мощного духовного опыта, достигаемого посредством понимания и йоги; оспаривание традиционного социального порядка различными путями, такими как обожествление женщин и совершение ритуалов с трансагрессивными элементами.
Такие группы носили различные названия (Трика, Крама и т.д.), но, как правило, имели тенденцию определять себя термином «Каула», который обозначает «происходящий из семьи» («кула»), подразумевая семью эзотерических тантрических богинь и культ Йогинь. <…>.
Наконец, мы должны понимать, что разделение Тантры только лишь на правый и левый путь — это существенное преуменьшение самого понятия, особенно учитывая то, что существовало много школ, которые были между этими двумя направлениями и представляли своего рода «срединный путь». В действительности, это не было средним путём умеренного выражения между двумя крайними взглядами, но скорее, абстрактным компромиссом с философской точки зрения между альтернативами трансагрессивных и нетрансагрессивных практик. Обладая культурной и эстетической ценностью, срединный путь был философски ни к чему не обязывающим и таким образом не сформулировал развитой теологии. Несмотря на то, что срединный путь был популярен в своё время, это менее важно в истории развития идей, которые привели к пониманию Тантры в наши дни».

(SatyaShivadasi/Черновик. Обзор 9 сампрадай. Сайт www.wiki.shayvam.org.)

 

6.2. ТАНТРИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ.

«Тантру можно рассматривать как сборник советов по Йоге, изложение естественной философии и свод метафизической и мистической мудрости».

(Источник неизвестен.)

«По сути, самым главным принципом тантрической философии является отсутствие чёткого деления всех явлений и вещей в мире на чёрное и белое. Любое явление, любой, предмет, любое существо имеет как положительные, так и отрицательные характеристики».

(Все о тантрическом сексе. Магия секса. 26.09.2012г. Сайт www. anaksa.ucoz.ru.)

«В настоящее время существует огромное количество тантрических школ, каждая из которых идет своим путем. Большинство из этих школ построены на древнеиндийских традициях Тантра-Йоги, философия которой довольно сложна для восприятия европейского человека, не знакомого с мировоззрением и культурой Древней Индии»

(Тантра — мелодия тела, музыка души. Практика Тантры. Сайт www.a-u-m.ru.)

«Глава 1. Тантра — источник методов расширения ума. Основа тантрической садханы. Тантризм отмечают как один из самых революционных и примечательных аспектов индийской философии благодаря его способности к объединению множества разнородных элементов. Неудивительно поэтому, что тот, кто начинает свой духовный поиск, легко может обнаружить подходящий ему путь, если обратится к тантрической литературе».

(Свами Сатьянанда Сарасвати. Тантрические практики преображения
(Таттва-Шуддхи Садхана). / Пер. с англ. Сурендры Мохана.
Харьков. Алока. 2001г. 168 стр.)

«Тантры, тантра (санскр. tantra, «нить», «непрерывность», от корня tan, «тянуть», тиб. гью) — в Буддизме 1) «непрерывная последовательность», т.е. непрерывность потока индивидуального сознания; 2) непрерывное существование в нашем сознании природы будды, путь к состоянию будды; 3) система йогических практик Ваджраяны (иначе — Тантраяны), способствующих «созреванию» (випака) потока сознания практикующего до уровня «Тантры плода», а также описывающие эти практики обширные тексты. В этом, третьем, значении термин Тантра приобрел наибольшую известность.
Элементы философии Тантраяны встречаются уже в Типитаке, однако как отдельные тексты Тантры развиваются сравнительно поздно. Самые ранние Тантры (такие как, например, «Гухьясамаджа-Тантра») современные исследователи датируют не ранее IV в. н.э. (тибетские буддийские историки объясняют это тем, что до этого времени Тантра оставались совершенно тайным учением); значительное число сохранившихся рукописей относятся к XVI в. <…>. (A.A.Терентьев)».

(Философия Буддизма. Энциклопедия. / Отв. ред. М.Т.Степанянц. ИФ РАН. М. ВЛ. 2011г.)

«Аннотация. Во все века мысль человека была направлена на познание Истины и не познавала ее, причем терпела крах именно при приближении человека к Истине. Не может вечно продолжаться такое положение, что венец Творения, человек, живет, не зная цели и смысла своего существования. Он должен познать основы Бытия, законы высшего духовного Мира, законы Космические. Но человек, как индивид, никогда не достигнет Истины — идти к ней должен человек, как родовое понятие, Человек, как венец Творения, Человек, как отражение Вселенной, образ и подобие Творца. В таком качестве перед человеком встает задача не только познания Истины, но и возрождения угасающего Огня Жизни, преображения основ Бытия, возврата утерянного и пропавшего, открытия новых путей. Человек должен Со-Творить Истину. Новая дорога начинается после усвоения всего духовного опыта человечества, а Дверь открывается ключом Творчества. И не я собираюсь в Путь — мы пойдем: с человечеством и с Богом. В Путь!
Книга состоит из 5-ти частей: 1. Путь за Тантру. 2. Философия Высшего Творчества. 3. Причина и Карма. 4. Управляющие матрицы. 5. Первая Книга Принципов».

(Василий Гоч. Путь за Тантру. М. СВ-96. 1997г. 480 стр.)

«Санскритская литература делится на шесть ортодоксальных глав (шрути, смрити, итихаса, пурана, агама, даршана) и на четыре мирских (субхашита, кавья, натака и аланкара). Основой тантрической практики являются Агамы. Это трактаты и пособия, посвященные божественному поклонению. В них включены тантры, мантры и янтры. Это писания повествуют о джняне или знании, о йоге или концентрации, о крийе или движении, о чарье или действии. Также, они в деталях передают информацию об онтологии, космологии, освобождении, преданности, медитации, философии мантр, мистических диаграммах, чарах и заклинаниях, строительстве храмов, домашних обрядах, социальном поведении и даже о национальных праздниках.
Агамы разделены на три части: Вайшнавизм, Шиваизм и Шактизм. Три главные секты Индуизма основывают свои догмы в соответствии с Агамами. Агамы вайшнавов или Панчаратра-Агамы прославляют Бога Вишну. Шиваитские Агамы видят Бога в образе Шивы, а Шакта-Агамы или Тантры славят Бога как Мать Мира, дэви Шакти, также имеющую множество и других имен. Несмотря на то, что Агамы похожи по своей философии на Веды, они не являются частью Вед, поэтому их принято считать отдельным и самостоятельным учением Индуизма.
Тантра-Агамы принадлежат к культу Шакти, культу Богини-Матери. Они полагаются на энергию Шакти и описывают различные способы поклонения ей. Существует 77 Агам. В некоторых аспектах они напоминают Пураны. Тексты этих писаний созданы в виде диалога между Шивой и Парвати: иногда Шива задает вопросы, а Парвати отвечает, а иногда наоборот. Следует отметить такие труды, как Маханирвану, Куларнаву, Куласару, Прапанчасару, Тантрараджу, Рудра-ямалу, Брахма-ямалу, Вишну-ямалу и Тодалу Тантру, как одни из самых важных работ в области Тантры. В Агамах можно также найти различные эзотерические практики, которые описывают как, например, обрести силу или получить знание и освобождение. Среди этих книг самой известной является Маханирвана».

(Тантра-Йога. Сайт www.atmanspirit.com.)

«Тантра (санскр. — непрерывность, связь, нить) — древняя индийская философия, совокупность телесных и психологических, духовных техник, нацеленных на развитие осознанности человека, глубокое восприятие мира, расширение способностей, с помощью которой человек выходит за рамки своих возможностей. Целью занятий Тантрой есть эволюция человека, просветление, возвращение к истоку, Богу, достижение состояния Будды. И задача достичь этого здесь и сейчас. Человек должен стремиться к духовному пути, развивая у себя позитивные, духовные качества и избавляясь негативных. И чтобы этого достичь, нужно уже считать себя совершенным. Отношение к мужчине и женщине как Богу и Богине.
Изначально две техники — Йога и Тантра — были нераздельны и сейчас истинные мастера их не разделяют. Основой тантрической философии является пробуждение скрытой божественной энергии Кундалини.
В Тантре много уделяется внимания сексуальной энергии, как одной из основных сильных энергий в человеке. Считалось, что женщины и мужчины наделены духовными качествами, как воплощение Бога и Богини на земле. В большинстве техник Тантры сексуальную энергию используют не так, как обычные люди, без привычного эротизма, скорее, как слияние основных вселенских энергий, женской и мужской стороны Бога.
Сексуальная энергия практикующего Тантру набирая силу, может трансформироваться в любовь к Богу. Для этого и происходит медитация в паре. Парная медитация способна достичь состояния единения энергий, как это происходит во вселенной и таким образом ощутить соединение с Богом. И эта медитация происходит, прежде всего, на уровне душ. При этом тела людей могут не соприкасаться.
Тантра делится на два основных направления: Тантра левой руки и Тантра правой руки. Сродни отношениям между мужчиной и женщиной. В Тантре левой руки взаимодействие осуществляется на физическом и энергетическом уровне. В Тантре правой руки только на ментальном и энергетическом уровнях.
Практики Тантры используют в своем арсенале чтение мантр, медитации, йогу и йогические медитации, мудры (ритуальные жесты, символы божеств) и др.
В современном понимании Тантра рассматривается как сексуальная практика, которая дает богатый эротический опыт. И, к сожалению, основной духовный аспект Тантры не используется, в силу не раскрытия и не понимания».

(Тантра. Портал Познание. Сайт www.poznanie.com.ua.)

«Слово «тантра» имеет много значений, и возможно его истинное значение потеряно в древности. Некоторые исследователи утверждают, что это слово происходит от санскритского слова, обозначающего ткань или гобелен, символизируя что-то, что вплетено в нашу жизнь. Другие утверждают, что оно произошло от двух санскритских слов — «таноти» и «трайати». Таноти означает расширение сознания, трайати означает освобождение. Таким образом, можно сказать, что Тантра расширяет и освобождает сознание, делая его тканью существования.
Являясь наивысшим из возможных синтезом между любовью и медитацией, Тантра еще является связью между третим измерением и другими планами существования за пределами материального плана. Также как и религиозная философия, Тантра охватывает глубокое духовное понимание жизни и древнее искусство жизни в гармонии с реальностью. Это поэтическая наука сверхсексуальности, корни которой теряются в тысячелетиях не только в Индии и Тибете, но также на Дальнем Востоке, Полинезии и туземных культурах во всех частях мира, включая культуру американских индейцев. Она использовалась как средство для достижения состояния космического сознания и соединения с Божественным. <…>.
Само понятие «тантра» означает буквально «сцепление», в переносном смысле — «сокровенное знание». Тантра — это метод, или путь, достижения Просветления, помогающий практикующему обрести состояние будды в течение одной жизни, хотя и с великими усилиями. При этом стремление к достижению Просветления является скорее альтруистическим, поскольку, согласно учению Махаяны вообще и Ваджраяны в частности, чем ближе сущность к Просветлению, тем более она стремится помогать другим, идущим этим путем.
Корни Тантризма уходят в доарийскую Индию, в культ Богини-Матери, в магию сельской общины, во многом связанную с сексуальными ритуалами. Тантрическое учение выросло из этих верований, взяв за основу представление о тождестве микро- и макрокосма, человека и мироздания, поскольку все возводится к единению двух начал — женского и мужского. В зависимости от того, какое начало признается главенствующим, Тантра разделяется на «правую» и «левую». <…>.
Тантра — это чистый, чрезвычайно глубокий и многогранный в своих аспектах путь духовного развития человека, путь принятия и познания мира в себе и себя в мире, путь любви в истинной мудрости. (Источник: www.samopoznanie.ru/scools/tantra/.)».

(Тантра. 15.02.2013г. Сайт www.misterymagic.mybb.ru.)

«Взгляд, с позиции западного человека, на Тантра-Йогу граничит с культурным шоком, в то же время открывает широкие возможности для пробуждения скрытого источника энергии, духовного роста и как «побочный эффект» новых чувств между супругами, преодоления главного врага здоровой сексуальности — привыкания и скуки.
Динамические и статические медитации, парные практики и массаж изменяют взгляд на жизнь и самого себя, открывает новый способ существования в современном мире, коренным образом изменяется отношение к сексуальному взаимодействию и распределению ролей в паре, исчезает дискомфорт и депрессии.
Тантра-Йога помогает снять внутренние барьеры и комплексы, раскрывает и реализует в полной мере сексуальную энергию и энергию Любви, позволяет понять и использовать в жизни законы космической гармонии.
Тантра — искусство принимать и давать любовь. … В Тантре исчезают условности, а рамки приемлемости расширяются до бесконечности, растворяются обиды, спокойствие и гармония начинают постепенно входить в вашу жизнь. Изменения внутри становятся причиной изменений снаружи, и йог осознанно совершает поступки, которые раскрывают новые грани жизни. Жизнь становится более яркой, радостной и интересной, а самое главное — осознанной. <…>.
Тантра — доктрина, способ, инструмент для изменения сознания, для трансформации энергии от грубой, биологической к более тонкой, божественной. Это возможность обрести не только сверхсознание и сверхвозможности, но и прямой путь к проявлению божественной природы Человека.
Традиционно о Тантре говорят, что она не отвечает на вопрос «Что есть истина?», но отвечает на вопрос «Как постичь эту истину?». Тантра — практика, объединяющая в себе все области знания о человеке — от анатомии и физиологии до эзотерических взглядов на его роль в структуре Вселенной. <…>. Тантра — мостик в другие измерения, ближайшие из которых находятся за гранью трёхмерного материального мира. Цель Тантры в достижении единения с вселенной (Богом), что приводит к освобождению от повторяющихся рождений в материальном мире и переходу на качественно новый уровень существования.
Тантра считает, что тело человека — это Микрокосм, который отражает все тонкости существования Макрокосма (Вселенной). Поэтому овладение своим телом в физическом, психическом, ментальном и других планах, а также осмысленное воздействие на своё тело, приводит к овладению Космосом и его энергией, то есть к проявлению божественной сущности человека (раскрытие индивидуальности).
Наиболее удивительная особенность Тантры как учения в том, что ей абсолютно не присущи застой, консерватизм, традиционализм. Вместе с изменением условий жизни, меняются и практики и философия Тантры. Классические тантрические тексты — не догма. В основных документах Тантры заложено понятие того, что тексты постоянно устаревают и также постоянно обновляются. При этом, конечно же, меняется и форма изложения, но внутренняя сущность учения сохраняется из тысячелетия в тысячелетие, из поколения в поколение. Это проявление жизненности Тантры, которая постоянно совершенствуется и изменяется соответственно новым условиям, всё время продолжая оставаться самой собой.
Таким образом, каждое новое поколение последователей Тантры оставляет свой след в учении, а оно впитывает в себя каждого, изменяется от прикосновения каждого, при этом оставаясь незыблемым».

(Философия Тантры. Центр «Сатори». Сайт www.temirlan.ru.)

«Понятие «философия» страдает известной двусмысленностью при соотнесении с тантрическим контекстом. Во-первых, философская система, объединяющая все без исключения направления Тантры, отсутствует: на философских писаниях Тантры всегда заметна печать конфессиональной и субконфессиональной принадлежности. Во-вторых, когда современники употребляли термин «тантра», они обычно имели в виду только направления Шактизма — а значит, и философия должна формально соотноситься только с Шактизмом. Решительно отмежевывается от подозрений в тантрических пристрастиях вишнуитская Панчаратра, одна из старейших религиозных систем Индуизма. Тем не менее, легко заметны разительные сходства в мировосприятии и практиках тех направлений, которые мы с полным правом можем отнести к тантрическим (даже если они, как та же Панчаратра, не считали себя таковыми). Эти сходства, если их не трактовать как случайность, должны говорить о глубинном родстве, об общем источнике. В-третьих, понятие «тантрической философии» отсутствует и в выдающихся компендиумах средневековой философской мысли, например, в «Сарва-даршана-санграхе» Мадхавы (XVI в.). Мадхава пишет о Пашупате, о Пратьябхиджне, не называя эти системы тантрическими, при этом он умалчивает о Шактизме, чрезвычайно популярном в то время течении. В-четвертых, следует помнить, что Тантры как класс литературы практически никогда не ориентированы на прояснение одних только метафизических вопросов. Философия, точнее, некоторые ее аспекты, использовалась лишь в контексте общего массива знаний, описывавшихся в текстах. Тантрики никогда не были «чистыми» философами, посвятившими себя одному лишь умственному поиску истины («Философия всегда рассматривалась в Тантрах как структурно связанная с йогической практикой осознания единства Я и Всего в самом себе». Goudriaan T., Gupta S. Hindu Tantric and Shakta Literature. Wiesbaden. 1981. P. 162.).
Только в Кашмирском Шиваизме (в том числе в школе Пратьябхиджня) философия, которую можно назвать тантрической, приближается к некоему подобию систематизации; во всех остальных течениях Тантры философские представления разбросаны по различным текстам. Это связано, конечно, с тем фактом, что Тантра по преимуществу является садханой, т.е. комплексом практик, направленных как на достижение высшей религиозной цели (освобождения), так и на обретение могущественных магических сил (сиддхи). В Тантре знание трактуется не как нечто отвлеченное и самодостаточное, но как инструмент преобразования ограниченного сознания в неограниченное, как средство превращения человека в Бога. Философия в Тантре оказывается в каком-то смысле «служанкой практики».
Если согласиться понимать под термином «философия Тантризма» комплекс представлений тех разнообразных магико-религиозных групп и школ, которые тяготели к использованию тантрических элементов в своих практиках и образе жизни, то можно вычленить в ней отдельные сферы мысли. Теологический компонент философствования является здесь центральным и определяющим для остальных взглядов. Природа божества воспринимается и оценивается при этом на основе некоторых «измененных» состояний сознания. Далее, тантрическую философию весьма занимает проблема происхождения эмпирического мира из Бога, который в этом смысле понимается как высшая субстанция универсума; мир же мыслится как форма и «тело» Бога, сущностно не отделимым от него. Данный компонент тантрической философии можно назвать онтологическим; его подвариантом является проблема произведения мироздания из тончайших «слоев» Слова. Еще один аспект тантрической философии связывается с антропологической проблематикой: в центре ее оказывается человек как существо, идентичное мирозданию и Богу. Когда человек понимается как «связанное» существо (пашу), а мир как круговорот страдания (сансара), то проблематика выхода из этого круговорота, спасения индивида охватывается сотериологическим компонентом. В него же как составные части входят этическая, эстетическая и гносеологическая сферы (следует помнить, конечно, об условности использования терминов «онтология», «гносеология», «этика» и т.п. применительно к философии не-европейского происхождения. Те значения, которые мы привыкли вкладывать в эти понятия, оказываются не вполне адекватными для соответствующих разделов «восточной» мысли. Собственно, это можно сказать и о термине «философия»)».

(Пахомов С.В. Представление о тождестве в индуистской
тантрической философии. Ж.«Религиоведение» 2004г. №1. С.134-149)

«Современная сексуальная революция достаточно варварски отнеслась к восточной философии. В частности из Тантры выделена только Кама-Сутра. Картина мироустройства и взаимоотношений живых субъектов, желающих любить друг друга, или хотя бы гармонично сосуществовать, при этом утеряна. Тантра представляется европейцу вульгарным сексуальным пособием или искусством соблазнения. Она достаточно часто эксплуатируется в целях бизнеса как секс-символ, порно-символ и проституцией, психологами для популяризации сексуальной культуры в семье. Но данный уровень знаний ищет дополнительных удовольствий и развлечений и наивно полагает, что необычайные сексуальные ощущения и умения владеть половой энергией могут возникнуть без философских знаний о природе либидо и регулярных медитативных практик. Поэтому в данном цикле статей я позволю себе как можно проще, сжимая, архивируя информацию в образы, представить на суд читателя — не дословный — а литературный перевод Тантры, тексты которой я записывала последние несколько лет.
Напомним читателю, что в данной теории мужской принцип называется Сознание, а женский, соответственно, Бессознательное. Выбирая такой перевод терминов, мне хотелось приблизить понятия древней Тантры к современным психологическим терминам, также описывающим субъективную природу человека. У человека во все времена и в любых регионах была одна природа. Анатомия и физиология тела имеет одинаковые алгоритмы у всех людей. Точно также они существуют для субъективной и трансцендентной природы. Но современная наука не способна изучать такую природу, так как базируется на объективных принципах. Ограничив себя изучением объектов, европейская наука оказывается не способна описывать и лечить психические явления (даже современный психоанализ считается ненаучным, потому что бездоказателен объективно). Природа психического только субъективна, такова же психология, которая ее изучает и это — правильно. Возможно, если нам удастся внести ясность и разграничить инструмент изучения и воздействия, мы сможем в психотерапии найти более гуманные методы лечения, нежели психотропные препараты и транквилизаторы. Но, учитывая, что Психологии всего полтора века, а восточной философии тысячи лет, практическая Психотерапия откровенно берет методы из восточных религиозных техник. Зачем же заново изобретать велосипед? В эпоху интернет-технологий достаточно быстро происходит интеграция культур Востока и Запада, и не видеть в ней быстрой перспективы качества нашей жизни может только человек фанатичный либо невежественный.
Тантра высоких ступеней не изучает секс как таковой. Она выявляет и исследует более абстрактные алгоритмы человеческой природы внутри самого себя.
Итак, давайте обозначим мужское и женское начала как Сознание и Бессознательное. В каждом человеке, независимо от пола сейчас, оба начала присутствуют одновременно и между ними происходит «брак», тантрическая интрига.
Сознание есть мужское начало, кинетическая энергия Вселенной, которая все время движется. Оно имеет свою особую природу и когда переживается индивидом, то становится самосознанием. Его количество и качество ограничено лишь возможностями Самости.
Бессознательное — есть женское начало, потенциальная энергия Вселенной, имеющая пассивную природу, но способное создавать любые психические проявления и хранить в своей структуре информацию об индивидуальном опыте. Без участия Сознания не способно различать и отбирать этот опыт.
Теперь мы должны разграничить два понятия: Бессознательное и Подсознание. Бессознательное отличается от Подсознания также, как девушка отличается от женщины. Подсознанием в данной теории можно назвать женское начало, которое уже посещало Сознание и оставило в нем свой потенциал. Тантра изучала взаимодействие начал и, чтобы понять, по каким законам оно происходит, нам придется изучить ритмы их пассивности и активности.
Сознание и Подсознание, как два диаметрально противоположных принципа, не могут действовать одновременно. Поэтому проявление каждого из начал будет иметь свой временной период развития. Самость — это единое состояние и когда возникает ее деление на мужское и женское, возникает дуальность. Чтобы возник проявленный мир, Самость переключает внимание c мужского начала на женское, и наоборот. Внимание Самости есть ключевой аспект жизни.
Ритмы активности. Кроме индивидуального ритма существуют ритмы развития нации и цивилизации в целом. Эти коллективные ритмы могут нарушать программу индивида (так как являются более сильными энергетически) и переписывать ее в соответствии со своей программой, создавая общую судьбу поколения и его задачи…».

(Философия Тантры. Портал «Новая Культура». Сайт www.spirit-ua.com.)

«Предисловие. Данная работа Юрия Холина и Сергея Коваля является глубоким исследованием определенных аспектов Тантрической философии и практики, изложенных в Шайва-Тантре. Подобно шести ортодоксальным системам индийской философии — Йога, Ньяя, Вайшешика, Санкхья, Миманса и Веданта, Тантры имеют свою собственную философию, которая может быть определена как модификация Санкхьи и Веданты. Они занимают четвертое место в порядке индуистских текстов после Шрути, Смрити и Пуран. Эти священные книги, считается, были представлены в форме диалога между Шивой и его прекрасной супругой Парвати. Существует два основных класса Тантр — Агама и Нигама. В то время как в Агаме Парвати задает вопросы, а Шива отвечает, в Нигаме происходит наоборот.
Тантры являются частью Вед, и, как таковые, имеют равное с ними значение. Считают, что Веды возникли из четырех ртов Шивы, в то время как Тантра — из пятого. Указание на Агаму по-своему предвещает Веды, следовательно термины «Веды», «Тантры» и «Агама» взаимозаменимы и удостоверяют их внутреннее единство. Что же касается ритуала и других особенностей, то здесь существует некоторое различие между сектами. И, тем не менее, как было сказано, Веды и Тантры взаимосвязаны в своих основных характеристиках.
По происхождению Тантра древней, чем два известных индийских исторических эпоса Рамаяна и Махабхарата. В Рамаяне Вальмики мы находим эпизод, когда Вишвамитра обучает Раму и Лакшмана двум секретным мистическим дисциплинам «бала» и «анибала». Процесс связи с этими двумя эзотерическими дисциплинами известен Тантре. Тантрическая терминология и ритуализм неоднократно упоминаются в Махабхарате Вьясадевы. Все это подтверждает происхождение Тантр до этих эпосов. Период их письменного фиксирования может быть определен VI-VII вв. н.э. <…>.
Согласно Шайва-Тантре высшее «Я» является источником и первопричиной Вселенной. Оно всемогуще и вездесуще. Его высшее могущество, безусловно, заключено в разуме, но оно характеризуется отсутствием любого внешнего проявления. Оно прокладывает дорогу отречению от окружающего мира.
Бог Шива первопричина всего. Он наделен множеством качеств и способностей. Он обладает огромным количеством форм для распределения своего могущества на разумные и неразумные существа. Его провидческое сострадание направлено на индивидуальное Я. Его любовь и беспредельная доброта находят выражение в распределении счастья и освобождения на земле. Это освобождение есть ни что иное, как слияние собственного Я-Джива с Я мировым-Шива.
Концепция Бога, как она дана в Ведических гимнах, полностью отражена в Шайва-Тантре. Мы видим, что Ведические гимны широко пропагандируют наличие Бога. Они так же воспевают могущество Абсолюта. Единственным различием между Ведами и Тантрой является то, что метод почитания в Ведах тщательно отработан и регламентирован, в то время как в Тантрах существуют формы различной сложности и доступности.
Авторы преподносят содержание своей работы в легком и понятном стиле. Неоднократно посещая Индию, встречаясь с известными Гуру, являясь посвященными тантриками, они действительно открывают для европейца многие секреты Тантры.
Авторы не меняют своих прежних имен на духовные, полученные при инициации, что мы можем охарактеризовать как желание перенести семена восточной мудрости, философских, религиозных и этических знаний на родную им почву. Мы слышали, что в России уже существуют общины Тантры. Хотелось бы, чтобы они в своей деятельности пользовались действительно серьезной литературой и проповедовали идеалы мира, гармонии и сострадания. (П.Б.Л.Баладева, доктор Университета Санскрита. Варанаси. Индия. Ш.Ш.Ш.Упадхьяя, профессор Санскрита и Тантры Института Йоги. Дели. Индия. Сентябрь. 1990г.).
«Введение. Шайва-Тантра, будучи обобщенным термином в ряду религиозных и культуроведческих работ, определяется как Мантра-Шастра. Она включается в Агама-Шастру и как таковая имеет божественное происхождение. Тантрологи утверждают, что Тантра — отражение Супрема подобно Ведам. Поэтому это знание вечно и неизменно. Тантра, по сути, не отличается в этом от Вед. Полное смешение дуализма в единство является основной чертой Тантры. <…>.
Само выражение «тантра» указывает на священные тексты, которые были переданы в форме диалога между Шивой и Парвати на благо людей, живущих в четвертом цикле человеческих эр — Кали-юге. <…>.
Шайва-Тантра. … Тантры предстают в виде диалога между Шивой и Парвати. Он-то и должен служить ключом к секретным доктринам и к возможности их применения. Считается, что это пятый (центральный) рот Шивы выдал нам послание тантрического культа во имя и на благо человечества. Подчеркивается особо, что эти доктрины должны быть закрыты для непосвященных. Последователи же приходят к Тантре посредством контакта с Гуру. Веды, Шастры и Пураны подобны публичной женщине, только доктрина, открытая Шамбху, то есть Тантра, всегда остается скрытой под вуалью, как строгая домохозяйка и преданная жена. Таким образом, доктрина Тантр ни под каким предлогом не должна быть открыта мирянам. Куллука Бхата, комментируя второй стих второй главы «Ману-Самхиты», утверждал, что Шрути включает двоякую классификацию: Вайдика и Тантрика».

(Коваль С.Н., Холин Ю.Е. Секреты Тантра-Йоги. Ростов-на-Дону.
Феникс. 2004г. 416 стр. Сайт www.lib.rus.ec.)

* * *