Статья 2.7. Тантра как Древняя Философия. (ч.3).

продолжение

3. «КОНЦЕПЦИЯ» ФИЛОСОФИИ.

3.1. ВИДЫ, ТИПЫ И СОСТАВ ФИЛОСОФИИ.

Сегодня в различной литературе и сети Интернет можно встретить самые разные словосочетания со словом «философский», например:
— философские идеи
— философский путь
— философский труд
— философская наука
— философские науки
— философская схема
— философская школа
— философский смысл
— философский текст
— философский форум
— философский анализ
— философское знание
— философское учение
— философский камень
— философский вопрос
— философская теория
— философский портал
— философский диспут
— философский журнал
— философский словарь
— философский семинар
— философские понятия
— философские аспекты
— философская система
— философские термины
— философский минимум
— философский трактат
— философский контекст
— философская доктрина
— философская дискуссия
— философская категория
— философская тематика
— философская концепция
— философский ежегодник
— философский плюрализм
— философская публикация
— философский практикум
— философский факультет
— философская дисциплина
— философская литература
— философские конструкты
— философское исследование
— философский клуб (кружок)
— философская антропология
— философская коммуникация
— философский иррационализм
— философская несостоятельность
— и др.

Первое, что приходит на ум, — слово «философский» в данных словосочетаниях может означать «имеющий отношение к философии (как отдельной, самостоятельной науке). Возможна и другая интерпретация, например, «отвлеченный, теоретический, разумный, рассудительный, или спокойный» (поскольку говорится: «относиться ко всему философски»). Возможно, в некоторых случаях слово «философский» следует понимать и как «имеющий отношение к исконному понятию «философия»», которое происходит от слова «мудрость» (см. выше), и такое понимание будет более точно, глубже передавать смысл, суть такого определения, как «философский», например, «глубокомысленный», «содержащий в себе какую-либо глубокую мысль, идею», «заключающий в себе глубокую мировоззренческую концепцию» и пр.
Таким образом, слово «философский» по своему значению может иметь сразу несколько смыслов. И это понятно, ведь как было показано выше, понятие «философия» изначально использовалось для «определения» особого отношения к процессу мышления, процессу познания, стремления к пониманию, стремления к знанию, стремления к истине и т.д. Поэтому слово «философский» также может означать «имеющий отношение к особой системе, культуре мышления», которая выражает определенный настрой души и ума человека на гармоничное равновесие внутренней и внешней жизни человека, который в определенной мере на определенном этапе приводит к мудрости, понятие которой может означать способность человека гармонично сочетать и использовать в своей жизни разные стороны Опыта (Познания) и Знания (Истины). Такое понимание слова «философский» прекрасно раскрывается в таком словосочетании как «философская традиция» (см. (см. 5-ю часть настоящей статьи, п.5.1. Что такое философская традиция?). Поэтому сегодня в различной литературе и сети Интернет можно найти такие словосочетания:
— русская философия
— западная философия
— греческая философия
— античная философия
— индийская философия
— китайская философия
— восточная философия
— буддийская философия
— современная философия
— классическая философия
— философия Просвещения
— христианская философия
— средневековая философия
— неклассическая философия
— философия Нового времени
— философия эпохи Возрождения
— постмодернистская философия
— арабо-мусульманская философия
— и др.

Более того, кроме вышеперечисленных словосочетаний, мы также можем обратить внимание на присутствие «несколько иных» словосочетаний, например:
— философия науки
— философия языка
— философия жизни
— философия религии
— философия истории
— философия природы
— философия человека
— философия сознания
— философия политики
— философия культуры
— философия искусства
или
— высшая философия
— духовная философия
— моральная философия
— этическая философия
— социальная философия
— религиозная философия
— мистическая философия
— практическая философия
— нравственная философия
— эзотерическая философия
— спекулятивная философия
— сравнительная философия
— аналитическая философия
— теоретическая философия
— экзистенциальная философия
— трансцендентальная философия
— феноменологическая философия
— и др.

«Философские дисциплины. Философия внутренне дифференцирована на отдельные дисциплины. Научная (и учебная) дисциплина — это самостоятельная отрасль, раздел какой-либо науки, в нашем случае — самой философии как предметно-проблемной целостности. В философских дисциплинах отражаются или выражаются относительно самостоятельные стороны, аспекты общего и единого предмета философии. Как части целого они несут на себе его отпечаток.
В общем плане философские дисциплины делят на теоретические и практические. Соответственно философию — на теоретическую и практическую. Теоретическая философия, если пользоваться Кантовской терминологией, отвечает на вопрос «Что я могу знать?». Внимание философии практической, опять же по Канту, сосредоточено на вопросе «Что я должен делать?». Иными словами, теоретическая философия (теоретические философские дисциплины) имеют дело с размышлением относительно «предельной реальности» (исходно- и определяюще- первых начал, принципов, причин) всего существующего и его отдельных сфер, а практическая (практические философские дисциплины) — с человеческим поведением, теми силами и способностями, которые в него вовлечены. Теоретическая философия учит свободе мысли, практическая — свободе действия (как жить и достойно прожить жизнь).
К теоретической философии относятся такие дисциплины, как онтология (учение о бытии), гносеология или эпистемология (учение о знании и познании), логика (учение о формах мышления), антропология (учение о человеке, человеческом бытии в мире) и т.д. В практической философии выделяют, прежде всего, этику (учение о нравственности, обоснование морального поведения), эстетику (учение о прекрасном, художественном творчестве), философию религии, политики, права и т.д. Теоретические философские дисциплины можно отнести к аристотелевскому, а практические философские дисциплины — к сократовскому типам философии».

(Гречко П.К., Вержбицкий В.В. Курс Философии.
Электронный учебник по философии. Сайт www.ido.rudn.ru.)

«1. Разнообразие философской мысли и основания ее классификации. По проблемам мировоззрения философия предлагает нам самые разнообразные ответы, поскольку разнообразным является мир, в котором мы живем, разнообразным является и положение каждого из нас в этом мире. Наряду с этим каждая отдельная философия (философское произведение, учение отдельного философа или всей философской школы) не может ни объять все проблемы мировоззрения, ни дать по какой-то одной мировоззренческой проблеме исчерпывающий ответ или, как говорят сами философы, «предложить нам Абсолютную Истину». Конечно, философия стремится к исчерпывающему ответу в последней инстанции. Если бы она не стремилась к этому, то кому и зачем нужна была бы такая философия? Но в действительности, каждая философия (произведение, школа) обычно затрагивает только определенную (или определенные) проблемы и к решению ее подходить с определенных позиций, с определенным методом исследования и таким образом приобретает свои неповторимые или характерные черты конкретности.
Как мы уже знаем, философское мировоззрение — это теоретический тип мировоззрения со всеми принадлежащими ему особенностями. Но кроме всего этого каждое философское произведение — это проявление индивидуального и неповторимого мировоззрения того или иного философа, а поэтому несет на себе отражение неповторимой личности философа. И сколько есть оригинальных философских произведений, столько есть оригинальных и неповторимых философских мировоззрений. А поэтому знакомиться с философией можно путем изучения философских произведений.
Мировоззренческие взгляды философов, философских произведений и философских школ принято группировать (классифицировать) по таким показателям (признакам):
— по содержанию решения философией мировоззренческих проблем…
— по методологии исследования мировоззренческих проблем…
— по той роли, которую отводит философия разуму и чувствам в постижении мировоззренческих проблем…
— по месту и содержанию Идеи Бога в философии…
— по количеству доминирующих факторов (начал, первопричин) в мире…
— по национальной специфике и историческому времени функционирования философской мысли…
По перечисленным признаками мы можем охватить, оценить и описать почти все философское наследство и направления философской мысли. При более детальном изучении философии мы будем использовать и другие признаки классификации философской мысли, о чем будет идти речь в следующих разделах курса.
Одну и ту же философию можно (и в самом деле так делается) характеризовать по разным признакам. Двух или более философов по одним показателям можно зачислять к одному и тому же типу, а по другим — к разным и даже враждебных друг другу. Все это мы увидим и при изучении истории философской мысли и при изучении отдельных философских тем».

(Дулуман Е.К. (проф., д.ф.н., канд. богословия).
Тема 2. Принципы классификации и типы философии.
Курс лекций для студентов ВУЗов. К. 1998г. Сайт www.ateism.ru.)

«На настоящий момент философия состоит из четырёх главных частей, проблемных областей, наук или дисциплин, в которых рассматриваются главные философские проблемы и которые соответствуют первичной, глубинной, основной структуре Реальности, это — Онтология (учение о бытии, Гносеология (учение о знании), Этика (учение о благе) и Метафизика (учение об их единстве — об абсолютном).
Тем не менее, для первоначального ознакомления с философией можно выделить во всей совокупности философских идей, имеющих хождение в современном обществе, ряд наиболее крупных проблемных областей философии и соответствующий ряд достаточно широко используемых терминов, их обозначающих:
МЕТАФИЗИКА — «первая философия», учение о первых началах и причинах всего существующего в общем и целом, материального и духовного, о последних основаниях, о глубочайшем, о божественном, об абсолютном, о бытии и небытии.
ОНТОЛОГИЯ — общая теория бытия: что в мире не возникает, не уничтожается, существует вечно и неизменно, образует основу и источник всякого конкретного бытия; что есть «бытие» вообще, какие есть виды, способы, «слои» бытия, как они связаны друг с другом.
ФИЛОСОФИЯ ПРИРОДЫ (натурфилософия) — учение о природе в целом (космосе, мире, вселенной, универсуме), т.е. о материальном бытии в целом в пространстве и времени.
ПСИХОЛОГИЯ — учение о душе как субстанции, о внутреннем мире человека, о сознании и бессознательных психических процессах, о нематериальной, субъективной реальности. До XIX в. психология входила в состав философии. В настоящее время наряду с философской психологией существуют многочисленные частные психологические науки.
ЛОГИКА — наука о разуме, о мышлении, о правильных, последовательных, упорядоченных (по правилам) рассуждениях, о формальных условиях истинности знания, о понятиях, суждениях и умозаключениях, о методах аргументации и доказательства. Наряду с формальной или традиционной логикой в философии различают математическую или символическую логику (логистика), а также диалектическую логику.
ГНОСЕОЛОГИЯ (теория познания) — учение о знании, об источниках, способах, сущности, границах, видах, методах познания; о субъекте (носителе, создателе) и объекте знания, о его содержании и развитии; учение об истине.
ЭТИКА — учение о высшем благе человека, об основаниях, определяющих в конечном счёте волю, поступки, позицию личности по отношению к другим людям и к обществу; учение о добре и зле, о морали и нравственности, о добродетели и справедливости, о долге и счастье.
ЭСТЕТИКА (философия искусства) — учение о прекрасном, о его проявлениях (формах) в природе и в искусстве; общая теория искусства, его места в жизни человека.
ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ — учение о человеке, целостное представление человека о себе самом, поиск им своей сущности, своего места в мире, осмысленного самоосуществления.
СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ — учение о сущности, строении общества в целом, о наиболее общих законах его существования и развития, о человеке как социальном существе, осуществляющем себя в общении с другими; критика современного индустриального и постиндустриального общества, научно-технической цивилизации.
ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ — учение о смысле, законах, периодах всемирной истории, о судьбе человечества как единого целого; исследование историчности человеческого бытия.
ФИЛОСОФИЯ НАУКИ — изучение особенностей, сущности, значения научного знания и познания, его оснований и предпосылок, принципов и методов, форм и целей, места науки в обществе, воздействия науки на жизнь человека.
ФИЛОСОФИЯ РЕЛИГИИ — учение о сущности религии, её происхождении и формах, о Боге, о «божественном», священном, о значении религии для человека и общества».

(Философия. Сайт Открытая Реальность. www.openreality.ru.)

«Раздел 1. Истоки, смысл и предназначение философии. Глава 3. Смысл и предназначение философии. § 2. Предметные уровни, дисциплины и метод философии. Рассматривая различные варианты понимания философии на всем протяжении ее истории, можно обнаружить, что для них характерно признание своеобразной «двойственности» ее предмета. Философия всегда рассматривалась, с одной стороны, как рационально-теоретическое постижение бытия, а с другой стороны, как определенная форма ценностного сознания. В конкретных философских системах эти две стороны философии могут сочетаться самым различным образом. Мы уже упоминали о сциентистской ориентации, в рамках которой философы пытаются строить предмет философии по образу точных наук, и антисциентистской, представители которой исходят из того, что философия вообще не является и не может быть наукой. Однако даже в этих крайних случаях «двойственность» предмета философии сохраняется.
Выступая как рациональное познание бытия, философия, безусловно, устремлена к науке как к некоему идеалу, хотя сама философская рациональность внутри философии понимается гораздо шире, так же как и поле применения такой рациональности. Чем отличается философия от науки? Чтобы ответить на этот вопрос, сначала надо определить, как понимается здесь понятие «наука»? Отвечаем: «Самым традиционным образом, на уровне обыденного сознания: наука — это, прежде всего, естествознание, иногда к нему прибавляется математика, и весь этот комплекс называется точными науками». Дискуссии о критериях научности применительно к философии, со времен Канта потрясавшие мировое сообщество философов, логиков и методологов, не имели никакого результата, но привели к ситуации, которую мы ранее обозначили как «конец классической философии» и которая поставила под сомнение правомерность философии именоваться наукой.
Кроме того, философия — многосистемное и многофункциональное образование, которое при решении тех или иных проблем оборачивается к ним одной из своих сторон. Этими сторонами выступают конкретные философские концепции. Единая цель, объединяющая все философское знание, — выяснение сущности бытия и человека, а также взаимоотношения между миром и человеком, между человеком и обществом — достигается различным образом, что создает целостную палитру представлений, хотя каждая из философских концепций претендует на единственно правильное понимание проблемы.
Философия рассматривается как высший вид теоретического знания о фундаментальных основах бытия и принципах его познания. Как учение о всеобщем. В этом смысле на протяжении всей истории предмет философии, как справедливо отмечает П.В.Алексеев, оставался стабилен. «Процесс дальнейшего развития проблематики, дифференциация и интеграция не изменяют раз найденного предмета науки, а лишь уточняют, углубляют его понимание».
Для философии всегда представляла интерес проблема выявления сущности и предназначения Человека, размышление о его месте в мире, о его отношениях с миром и с другими людьми и т.д. В этом плане философия отвечала на «запросы» эпохи, выступая самосознанием культуры.
Наиболее четко предметная область философии представлена у И.Канта. Прежде всего, он выделяет два самостоятельных уровня философии, выполняющих разные задачи в общественном сознании. Первый он обозначает как «школярскую» философию. Данная характеристика не является негативной. Это некоторая совокупность наиболее общих представлений о философии, философах, проблемах, которые стояли в ее истории и с которыми должен ознакомиться каждый культурный и образованный человек в рамках своего самовоспитания, так же как он должен знакомиться с религией, искусством, правом, не становясь при этом обязательно верующим, художником или юристом. Знакомиться с такой философией следует на ранних стадиях обучения, в школах, гимназиях и лицеях, говоря современным языком, в рамках среднего школьного образования. Сами по себе эти знания не учат философии, а лишь дают знания о том, что понимали под философией другие люди.
Однако, кроме этого, существует философия как особая наука о последних целях человеческого разума, которая придает ценность всем другим видам знания, выявляя их значение для человека. Именно в этом плане она выступает как философская мудрость. Философ, стремящийся к такой мудрости, должен постигать то, насколько знание может способствовать достижению высших целей Человека и Человечества. «Если существует наука, действительно нужная человеку, то это та, которой я учу — а именно подобающим образом занять указанное человеку место в мире — и из которой можно научиться тому, каким быть, чтобы быть человеком».
Кант формулирует основные вопросы, на которые должна отвечать это философия в ее всемирно-историческом значении: Что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу надеяться? Что такое человек? Ответы на эти вопросы, пишет Кант, позволяют философии определить: 1. Источники человеческого знания, 2. Объем возможного и полезного применения всякого знания и, наконец, 3. Границы разума. Попробуем проанализировать вопросы, поставленные философом, и дать им более широкую интерпретацию.
«Что я могу знать?». Ответ на данный вопрос связан с особым пониманием взаимоотношения человека с миром. Человек познает мир, но это познание — не просто слепок бытия, а результат сложного взаимоотношения между человеком и предметом познания. По Канту, часть знаний содержится в разуме в априорной форме, носит доопытный, надприродный характер. Исследование процесса познания и знания в целом является одной из важнейших сторон философского предмета, которая обозначается как гносеология, или учение о познании. Но это в свою очередь требует от философа выработки неких общих представлений об устройстве мира, сущности бытия в целом, что и входит в область онтологии — другой важнейшей стороны философского предмета.
«Что я должен делать?». Для ответа на этот вопрос требуется предварительно исследовать «объем и возможности применения наших знаний» и уже на основе этого рассматривать проблемы этического характера, связанные со взаимоотношениями между людьми, а также такие общие проблемы, как: что есть нравственность вообще; существуют ли абсолютные критерии нравственности; может ли человек следовать этим критериям в жизни; что есть добро и зло и пр. Таким образом, можно очертить этико-праксеологическую сторону философии.
«На что я могу надеяться?». Ответ на этот вопрос предполагает исследование феномена веры (в том числе и религиозной) как одной из фундаментальных предпосылок человеческого существования. Анализируя данные проблемы, философ выделяет основные параметры человеческого существования, поэтому данную предметную область можно обозначить как экзистенциальную часть философии.
«Что такое человек?». Это, по Канту, итог философствования, когда на основании решения предшествующих проблем выясняются роль, место и предназначение человека в мире. Это предмет того, что сегодня мы называем философской антропологией.
Еще раз оговоримся, что мы даем здесь определенную интерпретацию кантовской философии и что делаем это сознательно, усматривая именно в этом смысл философствования.
Таким образом, можно сказать, что в общем плане предметом философии является бытие как особая сложная система, включающая такие его подсистемы, как Мир и Человек. Философия выступает как знание о предельных взаимоотношениях (закономерностях) между миром и человеком на всех уровнях бытия.
Мир — это окружающая нас природа на всех ее уровнях, включая общество. Это то материально-всеобщее (вспомним чувственно-материальный космос у древних греков), что противостоит человеку и частью чего он одновременно является в качестве одухотворенного существа. Человек, с одной стороны, рассматривается в философии как творческий субъект познания и носитель сознания и мышления, а с другой стороны, как самостоятельный объект философского познания, объект самосознания. Человеческое «Я» — это и сознание, и мышление, и дух, и особая мыслящая структура бытия. Поэтому противопоставление мира и человека, духа и материи является условным, так как они слиты в едином бытии. Выявление сущности человека есть фактически выявление различных сторон его взаимоотношений с миром, базирующихся на представлениях об истинном знании. Истина есть отношение Человека к Миру, Действие есть действие Человека в Мире, Красота есть переживание Человеком Мира.
Человек, будучи частью бытия (мира) и взаимодействуя с ним, ставит вопросы о сущности и происхождении мира, вопросы о том, что лежит в основе мира: материальная или духовная субстанция. Он пытается выявить основные формы проявления мира, ставит вопросы о том, един или множественен мир, в каком направлении он развивается и развивается ли вообще. Частные науки также отвечают на данные вопросы в рамках собственного предмета. Но лишь философия ставит их в предельной форме, говоря о наиболее общих предпосылках бытия, о наиболее общих взаимоотношениях между миром и человеком. Данный предметный уровень мы можем обозначить как онтологический.
Различные философские решения онтологических проблем задают и различные философские направления. Например, философы, по-разному решающие вопрос о том, что лежит в основе мира: дух или материя, дают нам идеалистическое или материалистическое решения данного вопроса. Философы, которые кладут в основу мира одну или несколько субстанций (духовных или материальных), подразделяются на монистов или плюралистов (чаще всего дуалистов).
Являясь частью бытия, человек в то же время противостоит ему и осознает это свое противостояние. Это позволяет ему рассматривать весь окружающий мир как объект познания, причем не только внешний мир, но и самого себя как часть мира, а также организованную совокупность людей — общество. На этом уровне философия в предельной форме ставит вопрос о познаваемости мира и обоснованности наших знаний о нем. Представитель частных наук в рамках своего предмета никогда не ставит вопрос о познаваемости мира, ибо сам предмет науки строится на ограничении бытия, и это позволяет воспринимать его как принципиально познаваемое.
Если математик выделил некую систему количественных отношений, т.е. описал мир математически, то он тем самым познал некоторые его структуры. Если ему это не удалось, значит, математика в данной области просто не применима. Если физик выявляет физические закономерности каких-то процессов, он познает лишь их физические характеристики, не вникая в сущность данных объектов.
Общая гносеологическая проблематика находит самые разнообразные варианты ее решения в философии. Есть философские направления, представители которых не признают познаваемости мира. Есть философские концепции, в которых познаваемость мира признается, но выводится это из разных начал, как материалистических, так и идеалистических. Имеются философские системы, которые значительно огрубляют процесс познания, сводя его к воздействию объекта на субъект, или отрицающие возможность познания части бытия, например социального. Для представителей частных наук такие вопросы могут показаться с точки зрения предмета их наук просто бессмысленными. Здесь вопрос о том, возможно познание или нет, не может даже ставится, ибо тогда не будет науки. Наука всегда реализует познавательную установку, философ вправе в ней сомневаться.
Человек является существом одухотворенным. Он не только познает мир, но и эмоционально переживает свое существование, взаимоотношения с другими людьми, свои права и обязанности, а также трагичность своего существования: невозможность абсолютного познания, смертность, греховность, отсутствие абсолютных критериев добра, красоты, истины и пр. Философия исследует эти ценности человеческого существования, их обоснованность и необходимость. Эту область философских исследований можно обозначить как аксиологический предметный уровень. Соответственно, и здесь возможны самые различные варианты философских решений, от атеистических до религиозных.
Человек осуществляет свою деятельность в результате практического освоения бытия, предметного мира. Практика является как бы активным связующим моментом между миром и человеком, между бытием и мышлением. Человек познает закономерности бытия, оценивает их значимость для своего развития и развития человечества в целом, имея возможность творчески использовать полученные знания. Он способен активно воздействовать на окружающую его действительность, может направить течение тех или иных событий в желаемое русло, практически осуществляя, например, свои собственные представления об устройстве мира и общества. Однако человек может осуществить и такие преобразования, которые представляют угрозу существованию самого человечества. В этом плане задача философии — на основании познания общечеловеческих ценностей и интересов выработать некую общую систему норм данной деятельности, ее параметры и ограничения. Эта область исследований относится к праксеологическому предметному уровню философии.
Каждому уровню философии соответствует определенная философская дисциплина. Кроме того, имеются «вспомогательные» философские дисциплины. Рассмотрим области философского знания.
Философская антропология в качестве предмета исследования рассматривает человека. Попытка выявить общечеловеческое в существовании людей способствует самосознанию человека и выяснению его собственного места в мире, отличия его от живой природы. Особое значение приобретает данная дисциплина в наше время, когда развитие человечества в целом становится все более осмысленным и человек остро ощущает, что его саморазвитие должно сочетаться с развитием общества, последнее же должно обеспечить каждому человеку достойное существование.
Этика в основном рассматривает вопросы, связанные с проблемой добра. Цель этики — выявить фундаментальные, предельные основания справедливых и разумных действий в совместной жизни людей. При этом выдвигаемые этические принципы должны быть общезначимыми и понятными, их обоснование не должно опираться на какие-то внешние авторитеты или соглашения. Поэтому по отношению к действующей морали, господствующей на конкретном историческом этапе, этика занимает критическую позицию, подвергая эту мораль (эмпирически данную) критическому осмыслению (теоретическому анализу). В рамках данной дисциплины развивается также метаэтика, задача которой заключается в анализе языковых форм морали, этических высказываний.
Эстетика предлагает общие определения прекрасного и исследует формы его проявления в искусствах и природе, а также его воздействие на воспринимающего. Эстетика может быть либо чисто функционально-описательной (анализ эстетических объектов), либо нормативно-дискурсивной (анализ некоторых критериев прекрасного). Эстетика включает в себя теорию искусств, анализ эстетического суждения, а также форм эстетического ощущения и переживания. В современной эстетике активно используются информационно-коммуникативные и логические подходы к анализу эстетического языка.
Метафизика и онтология. Первая представляет собой раздел философии о принципах и началах бытия. В ряде философских систем она отождествляется с онтологией. Вторая традиционно, от Аристотеля, считается важнейшей частью метафизики и исследует бытие как таковое, его наиболее общие свойства, сущности и категории. Кроме этого, в ряде философских концепций исследуются божественное бытие (философская теология), душа (психология) и общая взаимосвязь всего сущего (космология).
Социальная философия — дисциплина, связанная с выяснением вопросов о том, что такое общество, что можно отнести к общественным явлениям, как реализуют себя в общем бытии социальные закономерности. Разделом социальной философии является философия истории, которая исследует сущность, смысл и ход истории общества и человека как субъекта исторического процесса.
По своему формальному статусу данная дисциплина должна быть отнесена к разряду вспомогательных, о которых речь пойдет ниже. Однако поскольку человек реализует себя как личность прежде всего в обществе, вопросы общественного развития, путей его изменения чрезвычайно важны для человека, что и позволяет говорить о социальной философии как одной из основных философских дисциплин.
Логика, представляющая собой учение о последовательном и упорядоченном мышлении, изучает формы выражения мыслей и формы развития знаний, приемы и методы познания, а также особые законы мышления. Классическая формальная логика подразделяется на элементарные учения о понятии, суждении и умозаключении, а также учение о методах логического исследования, доказательства и опровержения. Кроме того, в ней выделяются логико-методологические и логико-семиотические проблемы. Современная логика стремится к предельной формализации и математизации. Она работает с логическими исчислениями, понимаемыми как система знаков (символов) с соответствующими правилами оперирования над ними. Современная логика изучает также многозначные системы, в которых высказывания могут принимать большее количество значений, чем истина или ложь. Важный раздел современного логического знания — неклассические логики, изучающие своеобразные способы рассуждений, связанные с использованием модальностей, времени, нормативных и оценочных понятий, вопросно-ответных методик, нестандартных условий истинности (например, без использования некоторых основных законов логики или с ограничением области их применения).
Гносеология выступает как раздел философии, исследующий условия, сущность и границы познания, отношение знания к реальности, а также условия достоверности и истинности познания. Кроме того, в теории познания исследуется и теория науки (эпистемология), как один из видов познавательной деятельности. Сюда наряду с общегносеологическими вопросами включаются также исследования особых познавательных процедур в науке, критериев и способов создания идеализированных объектов, которыми оперирует наука, изучение соотношения эмпирического и теоретического уровней исследования и пр. Весь комплекс указанных проблем часто выделяют в специальный раздел знания, который называют методологией науки.
Философия языка рассматривает возникновение, развитие и функции языка, а также его значение в жизни человека и общества. Традиционно, вслед за Витгенштейном, анализ языка подразделяется на два направления. Первое — анализ посредством критики языка и использования средств логики и создание языка высокой логической точности, соответствующего требованиям точной науки. И второе — «философия естественного языка», в которой анализируются высказывания обыденного языка с позиции их использования и значения.
Философия религии ставит вопрос о сущности феноменов религиозной веры и религиозного сознания, о специфике их функционирования в обществе, о значении религии для человека. Здесь выясняются фундаментальные предпосылки такого феномена, как вера, критически анализируются религиозные положения.
Философия права решает проблемы обоснования права. Исследует, из чего исходит право, существует ли некая высшая правовая норма. Она занимается проблемами соотношения права с моралью, религией, политикой, государством, властью, экономикой.
Политическая философия конкретизирует положения социальной философии, рассматривает построение, функцию и смысл государства, закономерности его развития и особенности управления, основные движущие силы (социальные группы, партии).
Важная особенность проблемного поля философии — широкий исходный базис, на который она опирается в своих исследованиях. Материалом для ее выводов могут служить и результаты всего научного познания и знания, в том числе полученные через «внетеоретические» формы постижения мира, и даже отдельные факты, которые тоже могут быть подвергнуты философской интерпретации. В качестве последних можно говорить о тех фактах, которые носят устойчивый характер, «вечные факты», факты социального и жизненного опыта. Кроме того, философ размышляет над теми фактами, которые по тем или иным причинам не получили или принципиально не могут получить своего объяснения в науках. Существует и прямо противоположный взгляд на данную проблему, согласно которому философия как форма рационального познания должна опираться лишь на теоретические выводы наук.
Для философии как мировоззрения важно ее отношение к обыденному сознанию. Одна из задач философии, как мы отмечали, — выдвижение системы ценностных ориентиров, по которым должны жить человек и общество. Философия не должна замыкаться в самой себе. Борясь с предрассудками здравого смысла, она не игнорирует то положительное, что в нем имеется. Это помогает ей ориентироваться на интересы человека, в том числе на ценностно-эмоциональное переживание им бытия. Если наука стремится в максимальной степени отвлечься в познании от конкретного человека, что придает «чистоту» ее теориям и объективность ее результатам, то философия принципиальным образом неотделима от субъекта. Осознавая себя как личность, человек глубже познает и понимает мир. Особый интерес представляет сам процесс философствования, философской деятельности, которая также носит специфический характер, отличающий ее от естественных наук и ставящий в особое положение среди наук гуманитарных».

(Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Миронов В.В., Момджян К.Х.
Философия: Учебник. М. Инфра-М. 2004г. 519 стр.)

«Часть 1. Тема 2. Структура философии: основные философские проблемы и дисциплины. Философия как система знаний. Философия, как рациональное познание, теоретическое мышление имеет, подобно специальным наукам, логически связный, систематический характер. В Древней Греции впервые в истории появляется мысль о том, что вся совокупность наших знаний может быть упорядочена, что из всего огромного разнообразия знаний и сведений можно выделить знания наиболее общего характера, наиболее важные, достоверные, очевидные — «архаи», «прота», «начала», «принципы», «аксиомы», из которых затем можно последовательно, шаг за шагом вывести и прочно обосновать все остальные знания так, что каждое из них займет своё место в единой системе, в упорядоченном и обозримом целом. Мудрому, по замечанию Аристотеля, свойственно упорядочивать. Человеческий разум, как утверждал Кант, по природе своей архитектоничен, т.е. он рассматривает все знания как принадлежащие к какой-нибудь возможной системе. Согласно же Платону, «должен быть почитаем как Бог тот, кто умеет хорошо разделять и определять», приводя в порядок свои познания. Подобно тому, как окружающий нас мир, обнаруживая в себе некое устройство, или порядок, представляет собой космос (греч. порядок), а не хаос, так и знания человека об этом мире составляют идеальный космос идей, духовный «мир».
Поэтому, хотя непосредственное, «живое» философствование отдельного и даже крупного мыслителя может иметь несистематический (по крайней мере, внешне) вид, но со временем, по мере образования философской школы и философского направления, оно приводит к созданию философских систем, которые, как и все научные системы, разделяются на логически связанные части, разделы, «учения», «науки», «дисциплины» и т.п., каждая из которых рассматривает ту или иную крупную философскую проблему и связанные с ней предметы. Это внутреннее расчленение философского знания, его дифференциация, происходит не только в связи с потребностями «школьного» изучения и трансляции знания, т.е. его передачи от учителя к ученикам, от учёного к учёному, от одной эпохи к другой. Внутренняя структура и упорядоченность философского знания обусловлена, в конечном счете, фундаментальной структурой Реальности, мира вне человека, внутреннего мира самого человека и сферы «божественного», объемлющей все сферы действительности. Поэтому во всех великих философских учениях обнаруживается по существу одна и та же глубинная, инвариантная структура философского знания. Вместе с тем, в ходе исторического развития в этой фундаментальной структуре происходили и важные изменения. Кроме того, всякое крупное философское учение имеет нечто оригинальное и неповторимое и в своём строении (в зависимости от своего исходного принципа), поэтому проблему структуры философии необходимо и полезно ставить и рассматривать конкретно-исторически.
Первая классификация, систематизация философских знаний была произведена в Академии Платона и школе стоиков. Философия была разделена здесь на три части — физику, этику и логику.
Греческая «фюсика» — это всё научное знание о «фюсис», т.е. о природе как в целом, так и в частностях, как о материи, движении, пространстве, времени вообще, так и о строении Космоса в целом, о небесных светилах, о земле, воде, воздухе, огне, минералах, о видах растений и животных. В греческой классификации «физикой» называлось научное знание о том, что не зависит от сознательной, разумной деятельности человека — обо всём том, что существует само собою, само собою происходит, само себя создает, изменяет и разрушает вне человека и в самом человеке. «Фюсис», природа в целом — это бытие невозникшее, несозданное, неуничтожимое, вечно само собою изменяющееся, телесное и подвижное, иначе говоря, всё естественное в отличие от искусственного, т.е. созданного «искусством», деятельностью и умением человека.
Словом «этос», напротив, обозначалось поведение человека, сфера его поступков, деятельности, обусловленной его умом, характером, обычаем, законами, — всё, связанное с образом жизни людей, их «нравами». Однако главнейший предмет этики составляет добродетель. Этика должна научить искусству жизни, определить, в чём состоит истинное и высшее возможное для человека благо.
«Легейн» по-гречески — «говорить», в отличие от «крюптейн» — молчать, скрывать, утаивать. «Логос» — это и «слово», и «разум». Разумность человека, по убеждению античных философов, обнаруживается, прежде всего, в речи, в способности человека высказывать суждения, рассуждать. В слове открывается и являет себя то, что до этого «молчало», было тайным, скрытым, невидимым, нереализованным. И «фюсис», и «этос» раскрываются, выражаются, изъясняются лишь в «логосе». И поскольку логос, умение выражать вещи и поступки в слове, имеет первостепенное значение, особенно в науке, постольку рассмотрение и изучение самого «логоса» также становится необходимым. Разум обращается к самому себе и самого себя исследует. Мышление и речь сами становятся предметом особой науки — логики. Логика — самопознание разума, наука о мышлении, поскольку оно выражает себя в слове, в рассуждениях.
Таким образом, впервые возникли три главные философские проблемы и три философские науки, дисциплины, области философского размышления и исследования, соответствующие трем сферам реальности — природе, обществу, мышлению (материальной, социальной, духовной). Через две с лишним тысячи лет один из крупнейших энциклопедистов-систематиков во всей истории философии, Гегель, утверждал, что философия разделялась, разделяется и всегда будет разделяться лишь на данные три основные части, которые в его собственном учении носят название логики, философии природы и философии духа.
Однако в I в. до Р.Х. к трем философским дисциплинам присоединилась ещё одна, четвертая. Собиратели и знатоки рукописей Аристотеля, разделив их на указанные три группы, обнаружили, что часть их, причём теоретически наиболее важная и глубокая, не может быть отнесена ни к одной из этих дисциплин. В этих рукописях рассматривались самые общие вопросы о первых началах всего существующего, о сущем как таковом, в общем и целом, а также о божественном, вопросы, отнесённые самим Аристотелем к новой науке, которую он создал, — к «первой философии» или «эпистеме теологикэ», т.е. — к «познанию божественного».
Эти рукописи были расположены в ряду дисциплин «логика — этика — физика» вслед за рукописями по «фюсика» и получили, поэтому, обозначение «та мета та фюсика» — буквально: «то, что идёт после физики». Через несколько столетий, в эпоху Средневековья, четыре греческих слова слились в одно латинское — metaphysica, метафизика, которым с тех пор и обозначается последняя в классификационном ряду Андроника Родосского, но первая по степени общности, глубины и важности область философского знания.
В текстах Аристотеля, однако, можно найти и более детальную классификацию знаний вообще, в том числе философских. Вся совокупность знаний человека вообще разделяется им на три рода: «теоретикэ» (теоретическое), «практикэ» (практическое) и «пойэтикэ» (включающее в себя также «технэ» и «механэ» — всё, как мы бы сейчас сказали, связанное с «технологией»). Последнее — это знание-искусство, т. е. связанное с искусностью, умением человека, с его творческой деятельностью, направленной на природный материал и что-нибудь создающее, производящее. Одно из важнейших «искусств» для Аристотеля, например, — медицина. Первые же два рода знаний и составляют собой философию, которая разделяется им далее на теоретическую и практическую.
Основоположниками новой науки и философии обычно считают Бэкона и Декарта, создателей методологии классического эмпиризма и классического рационализма соответственно. Особенность классификации Бэкона состоит в том, что он кладёт в её основание новый, субъективный принцип: знание вообще разделяется на основные виды по тем способностям души, которыми преимущественно создаётся данная область знания. Основных познавательных способностей три: память, разум (рассудок, способность логически рассуждать), воображение. На памяти основана история. На разуме — философия. На воображении — поэзия. Историю далее Бэкон разделяет на естественную (история природы) и гражданскую (история общества). К философии же относятся естественная теология (наука о Боге), математика (вспомогательное приложение к учению о природе), физика (наука о материальных и действующих причинах всего существующего), метафизика (учение о формах и конечных причинах в природе), механика и магия (как прикладная часть физики и метафизики), антропология (учение о человеке). Учение о человеке разделяется на учение о теле (медицина, косметика, атлетика и т.д.) и о душе (которая включает в себя вопросы психологии, этики, политики, логики).
Декарт полагал, что философия подобна дереву, корни которого — метафизика, ствол — физика, а ветви, исходящие от этого ствола, — все прочие науки, сводящиеся к трём главным: медицине, механике и этике. Таким образом, все науки, в конечном счете, основываются на метафизике, которая даже более фундаментальна и достоверна, чем математика, а служат все науки, в конечном счёте, тем целям, которые указывает этика. Без метафизики все науки утрачивают основательность и достоверность, без этики они утрачивают смысл и цель. Обратим внимание, что метафизика в начале Нового времени отделяется от теологии и уже не рассматривается как учение о сверхъестественном мире. Бэкон и Декарт возвратили понятию «метафизики» первоначальный, аристотелевский смысл: хотя познание божественного остаётся одной из её главных задач, но по существу она есть наука о первых причинах и началах о «сущем как таковом», о всеобщем.
Начало и основу всех наук образует чистая теоретическая философия, иначе говоря — метафизика. Метафизика, согласно Вольфу, есть первая по порядку и значению наука, главная наука во всей системе человеческих знаний, высшая и самая достоверная наука, которая должна дать абсолютно прочную и достоверную основу для всех других наук и для всей практической деятельности людей, ибо она содержит в себе основные истины всего человеческого познания. А именно, это — строгая, рациональная наука о Боге, о мире, о душе и обо всех вещах вообще. Это самое глубокое и важное знание, к которому способен наш рассудок. Тот, кто знает метафизику, мыслит ясно, глубоко и основательно во всех науках; у кого нет ясности в метафизике, у того нет ясности ни в чем — ни в теологии, ни в медицине, ни в юриспруденции, ни в морали, ни в повседневной жизни, ибо в основе всего этого лежат одни и те же всеобщие понятия и принципы. Метафизика есть чисто рациональное знание, т.е. познание из одних только понятий.
Метафизика состоит, в свою очередь, из четырех наук: онтологии, или «общей метафизики», и трех специальных (частных) метафизических наук — рациональной космологии, т.е. науки о мире в целом, рациональной психологии, т.е. науки о душе как бессмертной субстанции, и рациональной теологии, т.е. философского учения о Боге.
Ядро метафизики образует онтология, «основная наука» в составе «главной науки». Термин «онтология» (букв. «наука о бытии») был придуман и введён в философию в XVII в. Гоклениусом в качестве синонима слова «метафизика» (а также слов «онтософия», «первая философия», «архитектоника»), но в школе Вольфа он обозначал первую и важнейшую часть метафизики, а именно, науку о первых основаниях нашего познания и всех вещей вообще, или, иначе, науку об общих предикатах сущего. Словом «предикат» в логике обозначается то, что высказывается о каком-либо предмете, то, что ему приписывается, например, когда мы утверждаем, что «этот стол — прямоугольный». Общие предикаты, соответственно, — это такие понятия, которыми, в отличие от «прямоугольности», может быть охарактеризован любой предмет мысли и высказывания или, по крайней мере, очень широкие классы предметов. Онтология, другими словами, полностью выявляет, перечисляет и исследует все без исключения абстрактнейшие понятия людей, или категории, и соответствующие им свойства «всех вещей вообще». В трёх же частных метафизических дисциплинах речь идёт о познании таких особенных предметов, и самых важных для мировоззрения, которые не даны и в принципе никогда не могут быть даны в опыте (Бог, мир как целое и душа как субстанция), и могут быть постигнуты, следовательно, одним лишь чистым разумом.
Последние великие энциклопедические системы философии, которые набрасывали общие контуры всего здания человеческого познания в целом и вместе с тем стремились к точному отграничению различных философских наук и дисциплин, были созданы в Германии в конце XVIII — начале XIX вв. Кантом и Гегелем.
Кант исходил из систематики Вольфа, внеся в неё следующие важные изменения. Во-первых, он дополнил две «догматические» содержательные части философии предварительной критикой (исследованием возможностей и границ) соответствующих способностей человеческой души — познавательной способности (чистого разума) и способности желания (воли, или чистого практического разума). Эту предварительную (т.е. предшествующую построению системы философии) критику Кант назвал трансцендентальной философией, т.е. такой философией, которая имеет своим предметом сам разум, однако не так, как в общей традиционной формальной логике, где исследуются его всеобщие формы безотносительно к предметам. Трансцендентальная философия исследует разум в отношении его способности к априорному, т.е. не опирающемуся на опыт, познанию предметов — как всех возможных предметов познания вообще, так и особых предметов метафизики — Бога, мира в целом и души как субстанции. Во-вторых, Кант добавил к традиционным трём частям философии четвёртую — «критику способности суждения», включающую в себя эстетику (философию прекрасного и возвышенного, философию искусства) и телеологию как учение об органической целесообразности в природе (философию жизни в биологическом смысле этого слова). Кант также выделил в особый важнейший раздел философии антропологию, учение о человеке «в прагматическом отношении». Философская антропология говорит не о том, что «природа сделала из человека», т.е. не исследует человека как природное существо, но о том, что человек, как разумное, т.е. свободное, существо «может сделать из себя сам». Кант также ввёл для обозначения «чистых» (рациональных) частей теоретической и практической философии термины метафизика природы и метафизика нравов.
Поскольку Кант предпослал построению системы философии предварительное критическое исследование познавательных способностей человека, законов процесса познания, его элементов и форм, а также его возможностей и границ, а также поскольку на первое место среди основных вопросов философии он поставил вопрос о том, «что я могу знать?», постольку в его учении многие последующие философы увидели, прежде всего, теорию познания или гносеологию («гносис» — знание). В основном под влиянием Канта, а также британского эмпиризма Нового времени (особенно Локка и Юма), теорию познания с XIX в. стали рассматривать как одну из важнейших или даже самую важную часть философии, иногда сводя к ней и всю философию в целом. Сторонники последней точки зрения аргументируют её примерно так: знание о мире могут дать лишь конкретные науки. Философия — не познание мира, природы или общества, а познание познания. Она должна понять сущность науки, её место в жизни людей, определить место научного познания среди других форм познавательной деятельности и жизненного опыта человека.
Весьма важные изменения в понимание структуры философии внёс Гегель. На первый взгляд его разделение философии на три части — логику, философию природы и философию духа — выглядит традиционным (логика — физика — этика). Однако «логика» Гегеля — это совершенно новая наука, в которой сливаются воедино прежние логика и метафизика, поскольку учение Гегеля исходит из принципа диалектического тождества мышления и бытия. Следовательно, его «логика», учение о мышлении, есть одновременно и учение о бытии, т.е. онтология. Мышление же, совпадающее с истинным бытием, — это божественное мышление, или сам Бог. Поэтому логика Гегеля — это и его философская теология. Она описывает вневременное и внепространственное движение и развитие абсолютного мышления, «абсолютную идею». Соответственно этому общему исходному принципу по-новому трактуется и отношение «физики» и «этики» (т.е. философии природы и философии духа) друг к другу и к «логике». Под влиянием Гегеля возник термин диалектическая логика для обозначения уже не просто традиционной, формальной логики, а философского учения о развитии мышления, т.е. такого учения, которое связывает и объединяет воедино на основе диалектики учение о бытии, о познании и о мышлении, т.е. онтологию, гносеологию и логику. Эта идея Гегеля была переосмыслена на основе принципа материализма в философии марксизма, в основе которой также лежит диалектическая логика, которая, однако, говорит уже не о развитии божественного Логоса, а об историческом развитии человеческого познания в ходе развития его предметно-практической, трудовой деятельности.
В обширной и детально проработанной системе Гегеля были выделены также в качестве самостоятельных разделов философии эстетика, прежде всего как философия искусства, а также философия религии, философия права, философия истории, история философии.
До XVIII в. включительно практически не проводилось различия между понятиями «философия» и «наука». Начала всех наук, поскольку они имеют теоретические понятия и принципы и строятся систематически, были созданы философами. В недрах философии развивалось и вполне конкретное научное знание. Так было не только в древности, когда собственно математические или астрономические исследования и результаты в школе пифагорейцев были «философией» и «познанием божественного», но и в Новое время. Трактат Ньютона, в котором были сформулированы законы классической механики и теория всемирного тяготения, назывался «Математические начала натуральной философии». Сам Ньютон, как и его коллеги по Лондонскому Королевскому обществу, физики, математики, химики и медики, считал себя «натуральным философом». Классики естествознания называли свои работы «Философия ботаники», «Философия химии» и др. Предметом философского осмысления может быть как наука в её целом, общенаучные понятия, принципы и методы, так и отдельные науки. Философские размышления об отдельных областях научного исследования, их предпосылках, методологии и значении для жизни людей получили названия философия математики, философские проблемы физики, философия биологии, философские вопросы медицины и т.д.
Подведём итоги. Как мы видели, структура философии с течением времени изменялась. Каждое философское учение, кроме того, имеет собственную внутреннюю логику, в зависимости от которой оно имеет собственную, уникальную структуру. Тем не менее, для первоначального ознакомления с философией полезно выделить во всей совокупности философских идей, имеющих хождение в современном обществе, ряд наиболее крупных проблемных областей философии и запомнить ряд достаточно широко используемых терминов, их обозначающих:
Метафизика — «первая философия», учение о первых началах и причинах всего существующего в общем и целом, материального и духовного, о последних основаниях, о глубочайшем, о божественном, об абсолютном, о бытии и небытии.
Онтология — общая теория бытия: что в мире не возникает, не уничтожается, существует вечно и неизменно, образует основу и источник всякого конкретного быти; что есть «бытие» вообще, какие есть виды, способы, «слои» бытия, как они связаны друг с другом.
Философия природы (натурфилософия) — учение о природе в целом (Космосе, мире, Вселенной, универсуме), т.е. о материальном бытии в целом в пространстве и времени.
Психология — учение о душе как субстанции, о внутреннем мире человека, о сознании и бессознательных психических процессах, о нематериальной, субъективной реальности. До XIX в. психология входила в состав философии. В настоящее время наряду с философской психологией существуют многочисленные частные психологические науки.
Логика — наука о разуме, о мышлении, о правильных, последовательных, упорядоченных (по правилам) рассуждениях, о формальных условиях истинности знания, о понятиях, суждениях и умозаключениях, о методах аргументации и доказательства. Наряду с формальной или традиционной логикой в философии различают математическую или символическую логику (логистика), а также диалектическую логику.
Гносеология (теория познания) — учение о знании, об источниках, способах, сущности, границах, видах, методах познания; о субъекте (носителе, создателе) и объекте знания, о его содержании и развитии; учение об истине.
Этика — учение о высшем благе человека, об основаниях, определяющих, в конечном счёте, волю, поступки, позицию личности по отношению к другим людям и к обществу; учение о добре и зле, о морали и нравственности, о добродетели и справедливости, о долге и счастье.
Эстетика (философия искусства) — учение о прекрасном, о его проявлениях (формах) в природе и в искусстве; общая теория искусства, его места в жизни человека.
Философская антропология — учение о человеке, целостное представление человека о себе самом, поиск им своей сущности, своего места в мире, осмысленного самоосуществления.
Социальная философия — учение о сущности, строении общества в целом, о наиболее общих законах его существования и развития, о человеке как социальном существе, осуществляющем себя в общении с другими; критика современного индустриального и постиндустриального общества, научно-технической цивилизации.
Философия истории — учение о смысле, законах, периодах всемирной истории, о судьбе человечества как единого целого; исследование историчности человеческого бытия.
Философия науки — изучение особенностей, сущности, значения научного знания и познания, его оснований и предпосылок, принципов и методов, форм и целей, места науки в обществе, воздействия науки на жизнь человека.
Философия религии — учение о сущности религии, её происхождении и формах, о Боге, о «божественном», священном, о значении религии для человека и общества.
Философия языка — исследование возникновения, развития, функционирования и значения языка как такового, в целях выяснения и разрешения философских проблем (онтологических, гносеологических, этических и др.) средствами логико-лингвистического анализа.
Если же выделить самое основное, то, резюмируя, можно сказать, что философия по-прежнему, как и в древности, состоит из четырёх главных частей, проблемных областей, наук или дисциплин, в которых рассматриваются главные философские проблемы и которые соответствуют первичной, глубинной, основной структуре реальности: это — учение о бытии (онтология), учение о знании (гносеология), учение о благе (этика) и учение об их единстве — об абсолютном (метафизика)».

(Чернов С.А. Начала философии. СПбГУТ. СПб. 2002г.)

* * *