Статья 2.7. Тантра как Древняя Философия. (ч.6).

продолжение

5.2. ТАНТРА И ФИЛОСОФИЯ.

В 4-й части статьи 2.3. «Тантра как предмет Российской Тантрологии» (см. п.3. Определения и толкования Тантры) представлен краткий перечень всех определений и толкований Тантры, которые были представлены в 1-й, 2-й, 3-й частях статьи 2.3. (Также см. статью 2.1. «Тантризм как предмет Российской Тантрологии»). Среди этих определений и толкований Тантры можно найти и такие, которые характеризуют Тантру как Философскую Традицию или как Древнюю Философию. Например, согласно этим определениям и толкованиям, Тантра — это:
— древнее Учение
— целостный путь
— путь к осознанию
— философия любви
— высшее из учений
— путь блаженства
— социальное учение
— путь осознанности
— древний путь к Богу
— учение посвященных
— философия отношений
— универсальная система
— синоним Дхармы, Пути
— спасительная мудрость
— древнеиндийское учение
— мощная система учений
— путь внутреннего роста
— оригинальная философия
— великое искусство жизни
— путь истинного познания
— многосторонняя система
— путь наслаждения жизнью
— путь к интеграции сознания
— древнее философское учение
— путь самосовершенствования
— видение мира, мировосприятие
— мощнейшая философия древних
— религиозно-философское учение
— великое учение об освобождении
— возвращение своего истинного Я
— Учение Шамбалы Эпохи Водолея
— восточная философская система
— религиозно-философское течение
— религиозно-философская система
— великий процесс постижения себя
— одно из древнейших учений на земле
— познание себя через познание других
— учение о связи макрокосма и человека
— тайная мудрость и высший полет духа
— одна из систем религиозной философии
— древнейшая философия дравидов Индии
— древнейшая наука и философия человека
— древняя индийская философская система
— оригинальная философия дравидов Индии
— основа доктрин и тысячелетних практик
— система философско-религиозных взглядов
— философия, наука, искусство и образ жизни
— древнейшая наука и философия человечества
— целая система мировоззрения и опыта жизни
— самое древнее учение в истории человечества
— религиозно-философское учение Древней Индии
— постижение Универсума с позиции Индивидуума
— древневосточная мистико-философская концепция
— традиция, система взглядов на мир, на человека, на любовь
— религиозно-философское направление в Индуизме и Буддизме
— мистика, философия, психология, космологическая концепция,
— простая, серьезная, трезвая и реалистичная философия жизни
— наиболее жизнеспособная и значимая ветвь индийской философии
— эзотерическое течение в философии и культовой практике индусов
— символическая мудрость, переданная непосредственно через учителя
— мистико-философская, психологическая и космологическая концепция
— самый революционный и примечательный аспект индийской философии
— универсальная система, путь жизни различных групп людей во всем мире
— мудрость, напрямую передаваемая от учителя к ученику посредством символов
— глубокий, мудрый, высоко духовный и эстетический путь к пониманию осознания вселенной
— учение о двуединой природе мира, о нераздельном союзе блаженства мужского и женского начал
— религия, философская доктрина и методика достижения определенных практических целей
— одно из древнейших учений на земле, возникшее много тысячелетий назад на территории Индии
— система преимущественно неинтеллектуальная, целая система мировоззрения и опыта жизни
— постепенный, многоступенчатый процесс восхождения человеческого «я» к освобождению через экстаз
— практическое учение, шаг за шагом исследующим состояние человека и ведущим его к самопознанию
— учение, создающее мост между материей и разумом, телом и духом, индивидуальным и универсальным
— собрание многих систем, охватывающих широкий спектр различных аспектов человеческой жизни
— метафизические идеи, перенесенные в область религии и воплотившиеся в верованиях и мифологических образах.
— странная смесь из суеверий и магии, с возвышенной философией и проницательными философскими инсайтами
— и Йога, и религия, и философия, это система комплексного развития личности и в духовном плане и в физическом
— интегральная целостная система — мироощущение, философия, образ жизни, этические подходы и постулаты, эстетика
— высшие разделы Йоги, изучающие наиболее сложные и тонкие аспекты действительности и способы взаимодействия с ними
— конспект (резюме) многих других систем, включающий и охватывающий широкий выбор различных аспектов человеческой жизни
— система, обучающая в полной мере познавать и использовать мир, равно как и настраиваться в лад с высшим сознанием
— комплексная система, которая органическим образом соединяет и сочетает все различные аспекты человеческого существа
— одна из немногих религиозно-философских систем, которая, связывает религиозное мировоззрение человека с его сексуальной жизнью
— простая, серьезная, трезвая и реалистичная философия жизни, принимающая во внимание естественные импульсы и устремления человеческой личности
— путь «быть и чувствовать» в дополнение к возможности размышлять, рассчитывать, сравнивать, сопоставлять, представлять, взвешивать, дробить
— не догматическая и не неизменная формальная система. Это живая и непрерывно обновляющаяся система, постоянно совершенствующая свои методы
— не только и не столько особый вид секса и способ растянуть удовольствие, а целая жизненная философия, искусство преобразования сексуальной энергии в духовную
— предельно развитая реальность личностного самосовершенствования во имя освобождения, воплотившая в практику высшие доктрины Буддизма и Брахманизма
— не свод жестких правил, ограничений и предписаний, а философский путь, подразумевающий обучение на собственном опыте и умение жить в гармонии с собой и партнером
— эзотерическое течение в философии и культовой практике индусов, ритуалы которых держатся в тайне, так как некоторые из процедур сомнительны с точки зрения общепринятой морали
— одна из немногих религиозно-философских систем, которая, связывая религиозное мировоззрение человека с его сексуальной жизнью, открывает путь для проявления искреннего сексуального чувства
— не собрание мистических культов, содержащих довольно необычные идеи, а простая, серьезная, трезвая и реалистичная философия жизни, принимающая во внимание естественные импульсы и устремления человеческой личности
— система, затрагивающая все аспекты человеческой жизни, с раннего утра до поздней ночи, с рождения до смерти, делающая жизнь человека более гармоничной и счастливой в любом действии и любой ситуации, для всех типов людей от домохозяек до монахов.

При этом возникает закономерный вопрос: правомерно ли сводить указанные выше «определения» и «толкования» Тантры к таким понятиям как «философская традиция», или «философская система», или «философия»? Насколько корректно рассматривать такие слова и понятия, или совокупность словосочетаний и понятий, которыми так щедро определяют разные авторы такой феномен как Тантра, например:
— путь
— учение
— система
— познание
— традиция
— доктрина
— мудрость
— концепция
— постижение
— видение мира
— мировоззрение
— система учений
— мировосприятие
— искусство жизни
— тайная мудрость
— высший полет духа
— процесс постижения
— метафизические идеи
— универсальная система
— символическая мудрость
— многосторонняя система
— система комплексного развития
— интегральная целостная система
— система, затрагивающая все аспекты
— система мировоззрения и опыта жизни
— процесс восхождения человеческого «я»
— и др.

Как показывает опыт изучения философских традиций мира, а также как мы смогли убедиться выше, понятие «философская традиция» вполне предполагает присутствие выше обозначенных и др. словосочетаний и понятий. Как говорится, «Философская система — это выражение духовного опыта, а не сами философские конструкции как таковые».
Как известно, философия есть любовь к мудрости, или стремление к познанию Истины. Означает ли это, что если говорится о Тантре, например, — «это путь к внутренней свободе», «это слияние противоположностей», «это стремление к познанию высшей реальности», «это знание, которое расширяет границы разума, тела и сознания» и др., то это, в первую очередь, предполагает философский аспект Тантры, нежели йогический (практический), поскольку, как известно, Тантра «исследует энергию самой жизни и стремится постичь законы, благодаря которым все в мире существует и взаимодействует»?
Таким образом, возникают закономерные вопросы: можно ли говорить о том, что Тантра представляет собой Философию? И какую Философию она может собой представлять — практическую, жизненную, религиозную, эзотерическую, трансцендентальную, мистическую, оккультную, тайную или древнюю философию, поскольку речь идет о Тантре, которая представляет собой, прежде всего и в первую очередь, древний, исторический феномен? Возможно, ответ очень простой — все зависит от того, что мы подразумеваем в данном случае под Философией, и, конечно же, что подразумевалось под Философией в Древней Индии (см. 4-ю часть настоящей статьи, п.4. Восточная философия. п.5. Индийская философия. п.6. Тантрическая философия). Когда используется слово «философия», предполагается, что все одинаково понимают, о чём идёт речь. А так ли это на самом деле?

«Философия возникла в рабовладельческом обществе как наука, объединяющая всю совокупность знаний человека об объективном мире и о самом себе, что было вполне естественно для низкого уровня развития знаний на ранних этапах человеческой истории. В ходе развития общественно-производственной практики и накопления научных знаний происходил процесс «отпочкования» отдельных наук от философии и одновременно выделение ее в самостоятельную науку. Философия как наука возникает из необходимости выработки общего взгляда на мир, исследования его общих начал и законов, из потребности в рационально обоснованном методе мышления о действительности, в логике и теории познания».

(Философский словарь. / Под ред. И.Т.Фролова. 4-е изд. М. Политиздат. 1981г.)

«Философия — теоретически выраженное мировоззрение, форма культуры, предлагающая рефлективное осмысление человека и его места в мире. <…>. Классическая философия ищет через арсенал собственных категорий универсальные, сущностные определения мира, его реалий. <…> Каждый новый уровень философской рефлексии не отбрасывает всецело предыдущий, сохраняет его категориальную систему в качестве самодостаточной и самоценной при условии ее культурной значимости, связи с интересами коллективной практики. Философский дискурс традиционно ориентирован в двух плоскостях — теоретической и практической. Теоретическая философия всегда ставила умозрительные проблемы, сопряженные с осознанием сущности Универсума и места в нем человека, возможностей и границ его познавательной активности. Она находится в единстве с практической философией, направленной на рассмотрение нравственных и социально-политических проблем. В компетенцию философии издавна входят онтологические, гносеологические, логико-методологические, антропологические, аксиологические, этические, эстетические, философско-религиозные, философско-исторические и другие проблемы. Научные теории фальсифицируются, обнаруживают свою неполноту при столкновении с невписывающимися в них фактами. В этом смысле философские теории нефальсифицируемы: их универсальные утверждения не могут быть опровергнуты фактуально. Продуктивность той или иной философской системы проявляется в ее способности рефлективного осмысления, синтеза достижений культуры определенной эпохи».

(Культурология. XX век. Энциклопедия. / Гл. ред. С.Я.Левит.
СПб. УК. 1998г. Сайт www.psylib.org.ua.)

Возможно, именно это мы и наблюдаем в Тантрической Традиции. Более того, вполне возможно, что способности Тантрической Традиции рефлективного осмысления и синтеза достижений культуры (т.е. в первую очередь Знания и Опыта) определенной эпохи, стали тем благодатным неиссякаемым источником вдохновения не только для Древнеиндийской Философской Традиции.

«Тантра охватывает глубокое духовное понимание жизни и древнее искусство жизни в гармонии с Реальностью. Основной принцип Тантры, или тантрического видения — принятие всей Вселенной во всех ее измерениях, от земли до небес, от мирского до священного, всего Мира как единого целого, и, прежде всего, себя! <…>. В эзотерическом понимании Тантра — это то, что расширяет джняну. Этот санскритский термин означает «знание» или «мудрость». Тантра «расширяет» горизонты Реальности за счёт выявления глубинных слоёв мудрости. Таким образом, она представляет собой неразрывное целое, Трансцендентальное и Имманентное, Реальность и Бытность, Бытие и Проявление, Сверхсознание и Сознание, Бесконечность и Конечность, Дух и Материю, Вечное и Мирское, а выражаясь в санскритских терминах, Нирвану и Сансару или Брахман и Джагат».

(Георг Ферштайн. Тантра. Фаир-Пресс/Гранд. 2002г. 400 стр.)
(Что такое Тантра? Сайт www.tantrist2007.narod.ru.)
(Тантра. Сайт www.romanticcollection.ru.)

«Становление философской традиции — это всегда целая историческая эпоха. Философия как своеобразная, автономная сфера духовной активности человека обретает свое лицо в мире национальной культуры, достигшей определенного рубежа зрелости. Оригинальные философские идеи и учения не появляются «вдруг». Любомудрие, проявляющееся в самых различных областях культурного творчества народа, пройдя испытание историческим временем, находит выражение в опыте собственно философского дискурса, в постепенно складывающейся традиции философской культуры. Когда историки философии говорят о «древнегреческой философии», «немецкой философии», «английской философии», то речь идет о том, что философия стала органической частью той или иной национальной культуры, что в общем русле культурной традиции существует вполне сформировавшаяся философская культура, включающая в себя разнообразные формы восприятия, изучения и трансляции философского опыта. Какими бы уникальными чертами ни обладал «национальный» опыт философствования, отражая особенности культурно-исторического бытия народа, он уже изначально универсален, обращен к подлинно общечеловеческим вопросам и проблемам. Иными словами, философия может иметь свою, неповторимую судьбу в различных национальных традициях, но при этом остается философией, избирая и проходя собственный, философский путь постижения истины»

(Губин В.Д., Сидорина Т.Ю., Филатов В.П. Философия. Учебник.
2-е изд., пер. и доп. М. ТОН-Остожье. 2001г. Сайт www.bibliotekar.ru.)

Что же следует понимать под Философией, когда мы говорим о Тантре как о Древней Философии? Если мы говорим о Тантре как о Древней Философии, применимы ли к Тантре такие понятия, как философское знание, философское мировоззрение, философская картина мира так же, как и такие понятия, как магическое, научное, религиозное, эзотерическое, мистическое знание, мировоззрение и соответствующие картины мира, если мы говорим о Тантре как о Древней Магии, Древней Науке, Древней Религии, Духовной Традиции и Мистической Традиции?
И что представляет собой Тантра с точки зрения Философии? Можно ли остановиться на таком определении Тантры, как Древняя Философия? А может быть как Древнейшая Философия, т.е. своего рода «Предфилософия»? Но тогда возникают вопросы соотношения этой Древнейшей Философии с Современной Философией и современными представлениями о Древнейшей Философии (Предфилософии)…
Хочется надеяться, что ответы на все эти и многие другие вопросы, связанные с Тантрой, если ее рассматривать как Древнюю Философию, смогут быть сформулированы на основе будущих исследований Российской Тантрологии, а пока обратим внимание на существующие мнения разных авторов.

 

5.3. ТАНТРА КАК ДРЕВНЯЯ ФИЛОСОФИЯ.

«Суть Тантры — это философия и познание духовности».

(Что такое Тантра. Сайт www.astroguide.ru.)

«Тантризм — религиозно-философское учение, усматривавшее путь к спасению в слиянии «элементов»».

(Кхаджурахо. Сайт www.ladya-tour.ru.)

«Тантризм — мистическая идеология, излагаемая в Тантрах — священных писаниях индусских и буддийских сект».

(Дм. Гайдук. Энциклопедия конопли. 2001г. Сайт www.olkpeace.org.)

«Тантру можно рассматривать как объединение высочайших метафизических идей и идеалов с народными (сельскими) верованиями и практиками».

(Георг Ферштайн. Энциклопедия Йоги. Гранд-Фаир. 2003г. 768 стр.)

«Тантра соединила в себе Йогу, Религию и Философию. Тантра у индийских философов означает «распространять и исповедовать, чтобы доказать».

(Что такое Тантра?. Сайт www.woomy.ru.)

«Тантра — это источник универсального знания об энергии и искусстве жизни. Это приглашение раздвинуть границы сознания простым и динамичным способом».

(Гильермо Феррара. «Кама-Сутра». Тантра.
М. АСТ, Астрель, Харвест. 2008г. 192 стр.)

«В эзотерическом понимании Тантра — это то, что расширяет знание за счет трансформации человеческого сознания и прямого доступа к мудрости всего человечества».

(С.Волков. Калачакра-Тантра. Сайт www.baikal.irkutsk.ru.)

«Тантризм отмечают как один из самых революционных и примечательных аспектов индийской философии благодаря его способности к объединению множества разнородных элементов».

(Свами Дайананда Сарасвати. Бихарская школа Йоги. Сайт www.kuchaknig.ru.)

«Тантра — древнее философское учение, которое заслуживает тщательного исследования и познания, хотя считается, что ее путь — самый короткий, среди других духовных направлений».

(А.Шеляков. Тантра: книги о древнем учении. Сайт www.shelyakov.ru.)

«Как и любая религиозная система, индуистская Тантра включает в себя сложные религиозно-философские представления о мире и человеке, а также комплекс различных религиозных ритуалов».

(А.Лапин. История Тантры. Сайты www.osoznanie.org, www.meditation-portal.com.)

«Тантра — это путь целостного восприятия и виденья сути вещей и реальностей, с которыми мы соприкасаемся, выход за пределы всех пределов, полное освобождение и бесконечный путь познания».

(А.Нептунов. Наследие мира Тантры. Таврия. 2006г. 144 стр.)

«Словарь терминов. Тантра — одна из систем религиозной философии, в которой Божественная Мать или Сила является Конечной Реальностью; также писания, относящиеся к этой философии».

(Евангелие Рамакришны. Сайт www.litrus.net/book/.)

«Предисловие к русскому изданию. … Тантра — это предельно развитая реальность личностного самосовершенствования во имя освобождения, воплотившая в практику высшие доктрины Буддизма и Брахманизма».

(Артур Авалон. Гирлянда знаков (Варнамала). Опыт изучения
тантрических мантр. М. Ситников консалтинг. 2006г. 304 стр.)

«Тантризм (букв. «тайная доктрина») — одно из религиозно-философских течений, которое совмещает в себе принципы ведийской Йоги с положениями Буддизма. Как самостоятельное учение он оформился в V в.».

(Каптен Ю.Л. Основы медитации. Вводный
практический курс. СПб. Андреев и сыновья. 1991г. 336 стр.)

«Тантризм — религиозно-философское направление в Индуизме (Шактизм, Шиваизм, Вишнуизм) и Буддизме (Ваджраяна), в основе которого лежит идея человека-микрокосма и представление о некоем половом энергетическом начале».

(Толковый словарь обществоведческих терминов. / Сост. Н.Е.Яценко. М. Лань. 1999г.)

«Тантра — это познание себя через познание других. Очень сложно объяснить, что такое Тантра. Это нечто неуловимое и вместе с тем безумно сильное. Каждый переживает это по-своему, каждый вкладывает свой смысл в это слово».

(Самосовершенствование через Йогу и Тантру. Все о Тантре. Сайт www.mirtesen.ru.)

«Следует отметить, что учение Тантры во все времена было тайным, но появлялось в разных культурах и у разных народов как независимое открытие, потому что принципы Тантры естественны для мироздания и природы человека».

(Энергия Любви. Беседа со Львом Тетерниковым. Сайт www.teternikov.ru.)

«Тантризм — религиозно-философское учение в Древней Индии, первоначально связанное с культом женских божеств и магическими обрядами, направленными на обеспечение плодородия. В ходе исторического процесса видоизменился».

(Большой толковый словарь по культурологии. Сост. Б.И.Кононенко. 2003г.)
(Религиозные термины. Словарь. Сайт enc-dic.com.)
(Философский словарь. / Под ред. И.Т.Фролова. 4-е изд. М. Политиздат. 1981г.)

«Тантра — восточная философская система, которая пришла к нам из Индии, целью занятий которой является достижение духовного экстаза, что увеличивает знания, расширяет сознание, способствует пониманию мира природы».

(А Шеляков. Тантра. Сайт www.shelyakov.ru.)

«В самом общем виде Тантризм можно определить как религиозно-философскую, эзотерическую традицию, использующую в качестве своих священных текстов Тантры. Эта традиция получила распространение, прежде всего, в Индуизме и Буддизме».

(Пахомов С.В. Генезис индуистского Тантризма. (Часть Первая).
IX Социологические чтения преподавателей, аспирантов и студентов.
Межвузовский сборник научных трудов. Пенза. ПГПУ. 2007г.)

«Тантра — мистический предмет, который невозможно четко определить словами. Это древняя индийская философская система и единственная духовная практика, которая называет секс священным и не считает грехом, даже если это интимные отношения вне брака».

(Тантрический секс. Сайт www.passion.ru.)

«Кроме официальных культов и вероучений, а также верований простонародья, в Индии самой древней религией является Тантризм, который представляет из себя не только религию или философскую доктрину, но также и методику достижения определенных практических целей».

(Димешвар Рам Авадхута. Тантра: Постижение высшей реальности. СПб. 1991г. 111 стр.)

«Тантра — старейшая наука и философия человека, которая расширяет ум и освобождает потенциальную энергию и внутреннее сознание от материи. Также тексты, имеющие отношение к философии и техникам расширения ума и освобождения энергии — всего 64 трактата».

(Термины в «Хатха-Йога-Прадипике». Сайт www.color.od.ua.)

«Тантра — старейшая наука и философия человека, которая расширяет ум и освобождает потенциальную энергию и внутреннее сознание от материи. Также тексты, имеющие отношение к философии и техникам расширения ума и освобождения энергии — всего шестьдесят четыре трактата».

(«Хатха-Йога-Прадипика». Прояснение Хатха-Йоги.
/ Пер. и комм. Свами Сатьянанда Сарасвати
и Свами Муктибодхананды. Ишвара. 2002г.)

«Кхаджурахо — это город в центральной Индии, являющийся частью мирового наследия и очень популярный среди туристов. Архитектура города во многом пропитана Тантризмом, религиозно-философским учением, усматривавшим путь к спасению в слиянии «элементов», а также великой книгой любви «Кама-Сутрой»».

(Кхаджурахо. 1999г. Сайт www.e-x.com.ua/india/guide/khajuraho.)

«Тантризм — направление в Буддизме и Индуизме. Восприняло методы Йоги и разработало практическую систему. В основе религиозно-философские концепции — идея человека-микрокосма и представление о некоем половом (женском или мужском) энергетическом начале».

(Современная энциклопедия. Сайт www.enc-dic.com.)

«По определению современного востоковеда Алана Мориниса, Тантризм есть «эзотерическое течение в философии и культовой практике индусов, ритуалы которых держатся в тайне, так как некоторые из процедур сомнительны с точки зрения общепринятой морали»».

(Н.Рукавишникова. Тантрик может все?
Журнал «Вокруг Света». № 1 1990г. Сайт www.vokrugsveta.ru.)

«Тантризм — это аутентичное индийское учение, связанное с физическим проявлением сексуальности. Несмотря на множество неверных толкований, Тантра остается наиболее жизнеспособной и значимой ветвью индийской философии. Вероятно, Индуизм можно считать истоком всех религий, а Тантризм — основой индийской метафизики».

(Джон Мамфорд. Экстатический путь
Тантры. / Пер. Ю.Бондарева. 2000г. Фаир-Пресс. 2001г.)

«Тантра — не религия, Тантра — не секс. Тантра — это путь к себе через любовь и удовольствие. Тантра — это целостное учение, которое связывает воедино все науки, использует основы каждой из них для создания действенных практических формул, она не изучает какую-нибудь отдельную ветвь Древа Жизни. Она изучает все древо».

(Добро пожаловать в мир Тантры.
Практические занятия-консультации. Сайт www.re-birth.ru.)

«Тантризм. Авторы книги «Индийская мифология» (М. и А. Якиновичи) пишут, что Тантризм является древним эзотерическим учением, передаваемым секретно только посвященным и достойным. Он является не столько религией, философской системой, сколько методом, ведущим к отождествлению самого себя с высшим существом.

(Сексуальная мозайка Индии. Сайт www.lovestuff.ru/culture/world/.)

«Тантра — древняя философская система, которая учит нас принятию Мира, Природы, Любви. Методы Тантры — приводят к расширению сознания, к осознанию каждого человека, как частицы Бога. Тантрические техники помогают человеку избавиться от ложных представлений об окружающем нас мире, помогают осознать Любовь, как движущую силу Жизни».

(Авторский проект А.Ласточкина «Йога Лицом к Лицу». Сайт www.samopoznanie.ru.)

«Тантризм — религиозно-философское течение, сочетающее в себе принципы Ведийской Йоги (аскетическая практика и отречение от мирских благ) с положениями Буддизма. Триада «мысль-слово-действие» признавалась нераздельными гранями всеобъемлющего единства Вселенной. Все основные положения в Тантризме подчинены идее теснейшей связи макро- и микрокосмоса».

(Медитативные практики в Индуизме, Йоге, Тантризме. Сайт www.erudition.ru.)

«Как писал И.Ефремов об эротических изображениях Кхаджурахо, надо быть подростком, чтобы увидеть в них похоть. Индийская Тантра, то есть Учение о связи макрокосма и человека, утверждает, что любой принцип дуален, обладает активной и пассивной стороной — и только в их единстве достигает наивысшего проявления. Это и символизирует соитие богов и богинь».

(«Кама-Сутра» в камне. Храмы любви Кхаджурахо. Сайт www.bookvachka.org.ua.)

«Тантризм — мистико-философская, психологическая и космологическая концепция. Целью Тантризма является слияние противоположностей на всех уровнях бытия и становления — от макрокосма до микрокосма. Тантризм охватывает астральные, психические и физические явления. Его концепция нашла выражение в многочисленных священных текстах, искусстве, алхимии, науке и ритуалах».

(Георг Ферштайн. Тантра. Фаир-Пресс/Гранд. 2002г. 400 стр.)
(Краткий словарь Йоги. Хатха-Йога в Киеве. Сайт www.ukryoga.com.)
(Введение в Тантру. Откровенно о сокровенном или
зримая манифестация первопричины всего сущего. Сайт www.sneglotos.ru.)

«Традиционно считается, что Тантра — это оригинальная философия дравидов Индии, но исторически это не доказано. Скорее всего, Тантра создана кастой арийских воинов в противовес учению брахманов. Приверженцы Тантры считают ее наиболее подходящим учением для текущей эпохи (Кали-юги). В Тантре содержатся глубочайшие философские доктрины и мощнейшие техники психофизической тренировки».

(Психосоматическая Йога. Сайт www.sunhome.ru.)

«Тантра — «система, ритуал, доктрина». Традиционно считается, что это оригинальная философия дравидов Индии, но исторически это не доказано. Скорее всего, Тантра создана кастой арийских воинов в противовес учению брахманов. Приверженцы Тантры считают ее наиболее подходящим учением для текущей эпохи (Кали-юги). В Тантре содержатся глубочайшие философские доктрины и мощнейшие техники психофизической тренировки».

(Словарь терминов. Твоя Йога. Сайт www.youryoga.org.)

«Кроме официальных культов и вероучений, а также верований простонародья в Индии издавна развивался Тантризм, являвшийся не столько религией или философской доктриной, сколько методикой достижения определенных практических целей. Учение Тантризма передавалось, как правило, устно и тайно посвященным людям. Важным элементом Тантризма были магические изображения — янтры и магические формулы-заклинания — мантры».

(Синельченко В.Н., Петров М.Б. В мире мифов и легенд. СПб. 1998г.)

«Аннотация: Тантра рассматривается многими как самый быстрый путь к просветлению и в то же время это одна из древнейших оккультных наук. В книге приводится глубокая культурологическая характеристика Тантры как одного из древнейших магических искусств. Тантра многолика, как сама жизнь. Ее нельзя однозначно отнести ни к философии, ни к медитации, ни к упражнениям, ни к ритуалам — она объемлет их все, и в этом смысле она универсальна».

(Тантра. Тантра как путь к просветлению. Тантра
как оккультная наука. Ника-Центр. 2001г. 192стр.)

«Тантра — это то, что содержит информацию, знания, философию и различные техники. Это конспект, трактат или изложение различного рода духовных и оккультных знаний. <…>. Тантра является мощным методом найти себя, реализовать все самое лучшее, что есть в нас. <…>. С одной стороны, Тантра — это традиция, система взглядов на мир, на человека, на любовь, с другой стороны, Тантра — это инструмент и техники для достижения понимания этой доктрины».

(Тетерников Л.И. Тантра. Искусство любить. 1996г.
Школа Льва Тетерникова. Сайт www.teternikov.ru.)

«Тантризм (санскр. tantra — ткацкий станок, основа, правило, учение, учебник) — одно из религиозно-философских течений, которое совмещает в себе принципы ведийской Йоги с положениями Буддизма. Как самостоятельное учение он оформился в V в. Учение было запечатлено в текстах — Тантрах, — содержащих наряду с философскими и космогоническими воззрениями практические указания к тайным действиям, цель которых — слияние человеческого «Я» с каким-либо божеством».

(Козлов В.В. Духовная психология:
в поисках изначального. М. 2000г. 95 стр.)

«Дорогой Тим [Тимоти Лири], я забыл в своем последнем письме задать тебе вопрос по поводу Тантры. <…>. Насколько можно понять, Тантра похожа на странную смесь из суеверий и магии, с возвышенной философией и проницательными философскими инсайтами. В ней бесконечное количество ритуальной и словесной магии. Но ее основной идеал представляется мне высочайшим из возможных — достижение просветления путем постоянного контроля. Это высшая Йога. <…>. Твой Олдос»».

(Олдос Хаксли и Джералд Хёрд. Письма. 02.02.1962г. Сайт www.вседуховное.рф.)

«Тантра — не только и не столько особый вид секса и способ растянуть удовольствие (хотя это тоже имеет место), а целая жизненная философия, искусство преобразования сексуальной энергии в духовную. Тантра — это не свод жестких правил, ограничений и предписаний, а философский путь, подразумевающий обучение на собственном опыте и умение жить в гармонии с собой и партнером, наслаждаясь каждой минутой своего существования. Причем, ключевое слово здесь — собственный опыт».

(В поисках Сахасрары, или вся правда о
«тантрическом сексе». 27.11.2006г. Сайт www.opp.kz.)

«Древнейшим цивилизациям были известны различные формы сексуальной жизни. Одни — нормативно одобрялись, возводились в ранг религиозных символов, а другие — осуждались и запрещались. Тантра — одна из немногих религиозно-философских систем, которая, связывая религиозное мировозрение человека с его сексуальной жизнью, не только не вводила запретов, а напротив, открывала путь для проявления искреннего сексуального чувства, объясняла его истоки и поощряла, и просто учила быть настоящим человеком».

(Тантра и Тантризм в Древней Индии. Сайт www.donnasummer.ru.)

«Тантризм является одним из древних эзотерических учений, которое секретно передавалось только посвященным и достойным. <…> Тантра — это философия, наука, искусство и образ жизни, где сознательно и творчески используется сексуальная энергия. Высшее Учение о Сверхсознании в течение нескольких тысяч лет было единственной культурной традицией, полностью принимающей секс. <…> Тантризм как древнее эзотерическое учение представляет огромную ценность и дает обильную пищу для размышлений».

(Востоков В.Ф. Искусство здоровой
сексуальной жизни. АиФ-Принт 2000г. 285 стр.)

«Тантра — одна из немногих религиозно-философских систем, которая, связывая религиозное мировоззрение человека с его сексуальной жизнью, не только не вводила запретов, а напротив, открывала путь для проявления искреннего сексуального чувства, объясняла его истоки и поощряла, и просто учила быть настоящим человеком. Тантризм — одно из течений Индуизма (Шиваизма). Тантризм рассматривает Вселенную как следствие божественного слияния богов Шивы и Шакти. Согласно этому учению, человек имеет сознание, энергию и тело».

(Тантра и Тантризм. Сексуальные религии в Древней Индии. Сайт lilitochka.ru.)

«Глава 6. Кундалини: спящая космическая энергия внутри человека. 6.4. Эволюция Кундалини. Период эволюции восходит к раннему периоду — 500г. н.э., времени, когда появились Тантризм и Шактизм. Изложение философии Тантры может быть найдено также в Ведах, древнейшей священной книге (1500г. до н.э.) индо-арийской философии. Тантризм — это священное исполнение тайных ритуалов с повторениями мантры и другие аскетические практики для соединения в трансцендентной сфере с абсолютным духом Брахмы, Бога созидания».

(Ранджит Сен Гупта. Пранаяма. Сознательный
способ дыхания. СПб. Диля. 2004г. 192 стр.)

«Новое веяние туристической моды — отдых, нацеленный на гармонизацию интимных отношений между влюбленными. Так, эксклюзивный бермудский отель Cambridge Beaches включил в список услуг специальные консультации и семинары с дипломированными психологами и инструкторами. Темы семинаров звучат так: «Венера и Марс: в поисках баланса», «Общение внутри пары», «Особенности мужской и женской психологии» и «Бесконечной романтике — особенное место». Как сообщает travel.ru, дополнительно проводится курс введения в Тантру — древнюю философию секса, любви и духа».

(На Бермудах обучают тантрической любви. 25.01.2007г. Сайт www.pravda.ru.)

«Тантра — это не только Йога, но и богатая философская и религиозная система. И, чтобы до конца понять и усвоить философию Тантры, необходимо познакомиться с ее текстами. Если мы приходим к новому видению, новому взгляду на вещи, то его модальность может совершенно отличаться от общепринятой. Так было всегда, куда ни кинь взгляд, с великими философскими лидерами человечества. Эти люди перешли и расширили наш горизонт. Через их действия мы испытали удовлетворение от перерастания узости нашего обычного мира, в котором нам пришлось родиться».

(Секс и Йога. Форум. Сайт.www.universalinternetlibrary.ru/forum/.)

«Наука духовности возникла из врожденного желания людей постичь таинство творения. Люди начали искать тайные причины, лежащие в основе как ужасных, так и прекрасных аспектов природы. Они смотрели вокруг себя, на реки и ручьи, на далекие горные хребты, на вспышки света; они слушали гром, они слушали рев свирепых животных — и они начали проникать в глубину этих таинств. Эти попытки достичь скрытой истины всего сущего, известны как Тантра. В силу того, что эти попытки делались в разные времена, в разных местах, и разными группами людей, мы находим некоторые различия в методологии среди разных школ Тантры».

(Тантра. Виды Тантры. Видья-Тантра. (публикация по материалам
книги Шри Шри Анандамурти «Беседы о Тантре», т.2 и Дады Дхармаведананды
«Кто боится тантрического гуру?». Сайт www.anandamarga.ru.)

«Тантра — это многомерное, многослойное учение, основанное на практической отработке различных аспектов знания, вплетенного непосредственно в ткань самой жизни. Это знание объясняет суть существования и способы освобождения от иллюзии и заблуждения, зависимости от зафиксированного раз и навсегда способа восприятия мира. Тантра — это практический путь реализации, отличающийся глубокими эзотерическими знаниями о теле человека, о природе, о космосе, об устройстве Вселенной и о силах и законах, действующих в ней. Тантра представляет собой целостную систему, использующую физические средства для достижения духовных целей».

(Рутель. Знакомство с Тантрой — от традиции к современности. Сайт www.a-u-m.ru.)
(Рутель. Тантра от традиции к современности: Индуистская Тантра. Сайт www.a-u-m.ru.)

«Тантра — это философия жизни, это одно из древнейших учений на земле, возникшее много тысячелетий назад на территории Индии. В литературе встречаются различные переводы слова Тантра — «сплетение» или «единение», «расширение сознания» и т.д. Корень «тан» означает расширять, распускать, расцветать, а «тра» означает инструмент. Таким образом, Тантра — инструмент расширения поля сознания и вывода его на уровень сверхсознания. На практике Тантра это комплекс методов, позволяющих расширить способности человека и выйти за пределы своих возможностей. Тантра — это и йога и религия, и философия, это система комплексного развития личности и в духовном плане и в физическом».

(Мифы и факты о Тантре. Сайт www.horror13.ru.)

«Тантризм. Тантризм — совокупность религиозно-философских традиций Индии. Название Тантризму дали соответствующие произведения — Тантры. Самосознание последователей Тантризма выражается в их претензии на более эффективный (и при этом тайный) по сравнению с нетантрическими системами практический путь обретения высшей цели — освобождения (мокша), a также в подчеркивании необходимости получения специальных инициаций для более глубокого проникновения в Абсолютную Истину. В Тантризме на переднем плане стоят практики духовного совершенствования (садхана); чисто теоретические философские проблемы в нем отсутствуют, либо занимают подчиненное положение».

(Обзор систем индийской философии. Серия «Индийские учения».
Часть 1. 11.08.2011г. Сайт «Бекмология». www.becmology.ru.)

«Шестьдесят четвертая мандала. Тантра-Йога. Система Тантры — интегральная часть Индуизма, одна из наиболее важных восточных систем. Писания Тантры требуют внимательного и глубокого изучения. Фундаментальные идеи этой системы находятся в согласии со здравым смыслом. Учение Тантр очень верное. Это действительно глубокая и могущественная система. <…>. Тантра — это спасительная мудрость. Это волшебная лодка, доставляющая человека целым и невредимым на другой берег бесстрашия, бессмертия, свободы и совершенства. Тантра детально объясняет знание, касающееся таттвы (Истины, или Брахмана) и мантры (мистических слогов). Она спасает (трайяте). Поэтому она и названа «Тантрой»».

(Свами Шивананда. Золотая книга Йоги. Йога-Самхита
(Энциклопедия богопознания, самореализации и мудрости).
Йога-Бхаван, Энига+. 2001г., Северная столица. 2004г. 354 стр.)

«Тантра — древнее искусство священной сексуальности и одновременно философия жизни. Тантра происходит из Индии, где ее развивало и применяло на практике тайное общество тантриков. <…>. Тантра — это еще и искусство медитации, учение о практической жизни, о поисках земного счастья. Тантра учит открывать в себе и других проявления божества, уважать и ценить как других, так и самого себя, учит развивать свои уникальные таланты и способности и тем самым приносить счастье самому себе и окружающим. <…>. Одна из важнейших задач Тантры — трансформация низовой сексуальной энергии в высшую жизненную энергию и далее в энергию духовную». (Михаэла Коштялова для «Тантра-массажи Прага»)».

(Таинственная Тантра. Словарик терминов.
Сайт «Тантра-массажи Прага». www.tantramasaze.com/ru/.)

«Понятие «Тантра» обросло слухами, сплетнями и домыслами настолько, что для простого обывателя, знающего о Тантре по статьям в желтой прессе и передачам на ТВ, Тантра ассоциирует с групповым сексом, а все тантристы извращенцы. Что же на самом деле Тантра? Тантра — одно из древнейших учений на земле, возникшее много тысячелетий назад на территории Индии. Тантра — инструмент расширения поля сознания и вывода его на уровень сверхсознания. На практике Тантра это комплекс методов позволяющих расширить способности человека и выйти за пределы своих возможностей. Тантра — это и Йога и Религия, и Философия, это система комплексного развития личности и в духовном плане и в физическом. Тантра — это философия жизни».

(Тантра — философия жизни. Сайт www.athaom.narod.ru.)

«Книга Первая. Тантра-Йога. Глава 1. Тантра-Йога. … Тантра-Шастра заслуживает самого тщательного и глубокого изучения. Фундаментальные идеи этой системы находятся в соответствии с разумом. Учения Тантр весьма правильны. Это действительно глубокая и могущественная система. Тантра — это спасающая мудрость. Это надежный корабль, безопасно переносящий человека к другому берегу бесстрашия, бессмертия, свободы и совершенства. Как утверждает Камика-Агама Тантра называется так потому, что она объясняет (Таноти) в мельчайших подробностях знание, имеющее отношение к Таттве (истине) и Мантре (мистическим слогам), и поскольку она спасает (Транам). Тантра есть спасительное знание, судно, которое благополучно доставляет душу в порт свободы».

(Шри Свами Шивананда. Тантра-Йога. Нада-Йога. Крийя-Йога.
Сборник. / Пер., прим., ред. А.П.Очаповский. Уфа. 2001г., 2007г.)

«Ученье о единстве Брахмана-Атмана, Макрокосма (Вселенной) и Микрокосма (Человека), является краеугольным камнем познания Мироздания и Человека в Тантре, которая отличается сугубо эзотерической и даже мистической философией, в которой единство Макрокосма и Микрокосма понимается через единство познаваемого объекта и познающего субъекта: вся Вселенная помещается в индивидуальном сознании или, точнее, в подсознании, она просто умещается в нем и становится тождественна ему, а различия между ними несущественны. Отождествление — действительно очень удобный способ познания мира (эзотерическая философия), а также воздействия на него (магия), гениальный в простоте своего принципа, но невероятно трудный в своем практическом осуществлении, особенно для западного человека».

(Е.Колесов. 13 врат эзотерики. История эзотерических учений
от Адама до наших дней. Издательство РостГУ. Росткнига.
1999г. 256 стр., Золотое сечение. 2006г. 244 стр.)

«Тантра — мистико-философская, психологическая и космологическая концепция. Учение Тантры нашло свое выражение в многочисленных тантрических текстах, в произведениях искусства, в алхимических опытах и магических ритуалах. <…>.
Действительная задача Тантры заключается в том, чтобы достичь предельного единения человека, мира и Космоса с помощью такого живого и чувствительного инструмента, каким является человеческое тело. Во всем мире все больше и больше растет и крепнет убеждение в том, что Тантра — это духовный путь нового тысячелетия. Все больше и больше людей рассматривают тантрические практики как возможность примирить и объединить физическую сторону жизни человека с духовной. По своей природе Тантра обладает внутренним потенциалом к расширению и распространению по всему миру».

(Самсонов С.А. Камасутра. Энциклопедия любви. М. Рипол-Классик. 2010г. 390 стр.)

«Тантризм представляет собой именно экспериментально-мистическое учение: все его, казалось бы, чисто теоретические положения, как относительно анатомии и физиологии «тонкого тела», так и относительно космогонии, представляют собой не что иное, как концептуальное оформление мистического опыта. Представляя собой особый тип видения мира и человека в нем, Тантризм не исчерпывается индуистскими и буддистскими Тантрами, в которых он обрел свое наиболее полное и систематизированное изложение, и которым он обязан самим своим именем. Элементы такого видения мира обнаруживаются в учениях китайских даосов, кельтских друидов, мексиканских индейцев и даже христианских гностиков, — например, в «Евангелии от Фомы». В истоках же своих это мировосприятие восходит к почитавшим творческое начало («Мать Мира») культам и земледельческим обрядам эпохи матриархата».

(Владимир Данченко. Принципиальные вопросы общей теории
чакр и тантрическая концепция тела. Вектор. 2007г. 224 стр.)

«Тантризм — общее название различных школ, течений Индуизма и Буддизма. В Индии Тантризм возник среди представителей низших каст, в противовес Брахманизму и господству высших каст. Тантристы поклоняются мужскому и женскому началу, лингаму и йони, как символам плодородия, радости жизни, половой энергии, как животворящей силе Космоса, рассматривая человека как микрокосмос, малую модель Вселенной и Бога. Есть Тантрическая Йога, тантрический секс (Кама — Сутра) и обширная философия Тантризма, наиболее полно, подробно описанная в книгах Ошо, показавшего современникам всю глубину и красоту Тантры, а не только самые пикантные ее стороны, связанные с сексом, эротикой или магией, о которых только и знает широкая публика, если речь заходит о Тантре и ее разновидностях. Не все так примитивно, как преподносят Тантризм многие недобросовестные авторы и «гуру» на семинарах по Тантризму».

(Словарь. Портал о Магии. Сайт www.magik.ru.)

«Западная наука отвергает Тантру — систему, предлагающую необычное духовное видение бытия в контексте всеохватного и сложного научного мировоззрения. Ученые-тантристы разработали глубокую концепцию Вселенной, во многом подтвержденную современной наукой. Она включала сложные модели пространства и времени, понятие «Большого взрыва», а также такие элементы, как гелиоцентрическая система, межпланетное притяжение, сферическая форма Земли и планет и энтропия.
Дополнительные достижения Тантры — продвинутая математика, десятичное счисление и введение нуля. Тантра обладала глубокой теорией психологии и эмпирическим методом, основанным на картах тонкого энергетического тела, где указаны психические центры (чакры) и каналы (нади). В Тантре разработаны изысканное абстрактное и фигуративное духовное искусство, а также сложная система обрядов».

(Станислав Гроф. Космическая игра. М. АСТ. 2004г. 256 стр.)

«Чтобы понять идейные истоки Тантрической Йоги, необходимо обратить внимание на основополагающие идеологические и философские положения Тантризма. Они по своим акцентам противостояли религиозной идеологии Вед и Буддизма, в которых освобождение нужно было искать через духовное преображение и отрешение от материального. В Тантризме всё наоборот. Его учителя полагали, что религия Вед уже не соответствует текущему историческому этапу — чёрной эпохе торжества материи и упадка духа (Кали-юга). Следовательно, путь к освобождению должен идти из самой материи, через материю и земную плотскую жизнь. Что же это означает на практике? Прежде всего, отрицание аскетизма как важнейшего элемента духовного пути, характерного для всех классических религиозных доктрин Древней Индии, в том числе и для Йоги. Конечно, в Тантризме существовали разные течения и школы. И далеко не все из них отличались этическим нигилизмом и сексуальной распущенностью».

(Аблеев С.Р. Этико-философские и психотехнические доминанты йогических учений
средневекового Востока: анализ некоторых культурно-исторических тенденций развития. //
Этико-философский журнал «Грани Эпохи». 2008г. Сайт www.grani.agni-age.net.)

«Аннотация. Кашмирский Шайвизм является кульминацией философской и метафизической мысли Индии. Он наиболее полно описывает Тантрическую Традицию древних мастеров Кашмира. В книге освящены такие темы традиции, как Крама, Каула и Пратьябхиджна. Автор книги — знаменитый профессор Бенаресского университета и мастер Тантры, ныне проживающий в Бенаресе (Варанаси). Эта книга издавалась в Индии и США и принесла автору мировую известность. Книга просто и доступно описывает сложнейшие метафизические и философские аспекты Тантризма, и по существу является учебником для начинающих и практикующих Тантру. В ней также хорошо объяснены тонкости доктрины Тантры левой руки. Являясь великим философом Индии, Камалакар Мишра в пух и прах разбивает своих философских оппонентов в стане буддистов, джайнов, ведантистов, и др. систем. Хорошо развитая и глубокая философия Кашмирского Шайвизма изучается в университетах Индии, США и Европы».

(Камалакар Мишра. Кашмирский Шайвизм. Центральная философия
Тантризма. 2004г. Библиотека Лотоса. Сайт www.book.ariom.ru.)

«Глава 1. Что такое Тантра? Тантра представляет собой целостный подход к изучению Универсума с позиции Индивидуума; это исследование макрокосма посредством изучения микрокосма. Чтобы обеспечить практические средства осознания высочайших идеалов философии в повседневной жизни, Тантра пользуется всеми науками: астрономией, астрологией, нумерологией, физиогномикой, парапсихологией, математикой, геометрией и так далее. Вместо того чтобы разделять различные сферы человеческого знания и распределять их по категориям, Тантра, напротив, соединяет их воедино, словно нанизывая бусины на одну нить. Возникающие при этом прекрасные четки становятся уникальным инструментом совершенствования физической, умственной и духовной жизни человека.
Иными словами, Тантра исследует само дерево жизни, не ограничивая себя изучением какой-либо одной из его ветвей. Это дерево, этот макрокосм являет собой беспредельную совокупность разнообразных составляющих, соединенных в единое целое всеобщим законом (дхармой), присущим самой их природе. Тантра стремится постичь этот закон, благодаря которому мир разнообразных явлений упорядочивается и превращается в мир относительного существования (майи); кроме того, целью Тантры является использование этого закона для поощрения эволюции сознания личности».

(Хариш Джохари. Инструменты для Тантры. Чакры:
энергетические центры трансформации. София. 2001г. 261 стр.)

«1. Тантра — Культ Женщины. Определение Тантры, ее истоки и основные положения. Тантра — инструмент, расширяющий поле сознания для достижения сверхсознания, для постижения фундаментальных основ Бытия. «Тантра» также означает экспериментальный, практический метод, позволяющий расширить способности человека. В более широком толковании «тантра» означает книги или любую литературу, ведущую к расширению сознания, в соответствии с ее доктриной. Другими словами, это не что иное, как просто «книга», практическая книга. Тантра — это то, что содержит информацию, знания, философию и различные техники. Это конспект, трактат или изложение различного рода духовных и оккультных знаний. Одно из значений слова «тантра» на Санскрите буквально означает ткацкий станок. В символическом смысле — это учение, которое сопрягает материальное с идеальным, телесное с духовным, рациональное с иррациональным, мужское с женским, Инь с Ян. Это сопряжение происходит как взаимопереплетение нитей «основы» и «утка» в производстве ткани. На выходе из станка получается единая и прочная ткань.
Давайте вдумаемся в само значение слова «тантра», не имея в виду его перевод на наш современный язык. Задумаемся над тем, какой уровень цивилизации и какой уровень мышления должен был быть у того народа, который выработал эту доктрину. «Инструмент, расширяющий состояние сознания»! Это значит, что люди знали не только, что такое «сознание» человека. Они знали ограниченность его природы и придумали доктрину, учение, систему, расширяющую поле сознания».

(Тетерников Л.И. Тантра. Искусство любить. Старклайт. 2000г., 2003г. 232 стр.)

«Что основные категории Санкхьи и Тантры те же самые, не вызывает сомнения. Поэтому и должна быть некоторая связь между Тантрой и Санкхьей. Однако под влиянием изменившихся идей Санкхьи, согласно которым это первоначально материалистическое мировоззрение ошибочно принималось за некую форму мистического идеализма, современные ученые в общем отрицательно отнеслись к признанию этой связи; ибо Тантризм, особенно в его ритуальном аспекте, оставался преимущественно в своей первоначальной стадии грубого примитивизма, несмотря на все духовные наслоения, которые пытались внести в него в более поздние времена. Или когда такую связь между Тантрой и Санкхьей считают вообще допустимой, то говорят, что Тантризм заимствовал свои философские основы из системы Санкхьи. Мы докажем позднее, что здесь большое недоразумение. Ибо, по всем предположениям, Санкхья, несмотря на все метафизические изменения, которые, в конце концов, были привнесены в нее, имела тот же самый простой источник, что и Тантризм. На самом деле, по своим истокам Санкхья и Тантра не отличались друг от друга, и если мы вообще склонны приписывать приоритет чему-либо, то он принадлежит Тантризму. Первоначальный комплекс архаического мировоззрения и ряд соответствующих ритуальных приемов, которыми характеризовался первоначальный Тантризм, в конце концов, растворились в параллельной двойственности, из которой возникли теоретические положения Санкхьи, с одной стороны, и практическое учение Йоги — с другой. <…>. Тантризм был первоначальным комплексом, из которого возникли Санкхья* и Йога* в более поздние времена. <…>. [*Санкхья и Йога — самостоятельные философские системы, две из шести древнеиндийских ортодоксальных философских школ].
Таким образом, один из основных вопросов, который встал перед нами, заключается в том, что же точно следует понимать под первоначальным Тантризмом».

(Чаттопадхьяя Д.Л. Локаята Даршана. История индийского материализма.
/ Пер. с англ. М. Издательство иностранной литературы. 1961г. 736 стр.)

«Вопрос: Дает ли человеку знание философии гарантию духовного роста? Ответ однозначен: да, да и еще раз да! Практически все эзотерико-мистериальные системы (от Тантры до Каббалы и Суфизма) в достижении конечного Освобождения решающую роль отводят именно джняне (сакральному гнозису), а ритуалы, магию и медитативно-йогическую практику считают лишь вспомогательными средствами. Только в руках истинного джнянина эти вспомогательные средства имеют духовную значимость и принесут должный эффект. Ибо только в этом случае существует полная гармония теории и практики.
В Тантризме, как и в любой полноценной эзотерической традиции, теория и практика тесно взаимосвязаны. Без правильного усвоения теории практика неизбежно выродится и потеряет свой изначальный смысл (это уже произошло с Йогой, которая на Западе и в России воспринимается сугубо поверхностно, как просто оздоравливающая система упражнений). Теория в отрыве от практики тоже становится ущербной. Но в Тантре джняна не просто «теория», а тоже является садханой, только более тонкого порядка.
Непосвященный в тайны Тантры профан думает обычно, что «настоящая практика» это только конкретные асаны, крии, прикладная магия, ритуалы, а джняна «всего лишь голая философия», которую, мол, можно и вообще игнорировать, а то и вовсе за ненадобностью отбросить. Не следует забывать, что тантрическая философия — это не продукт человеческого ума да и только, а Откровение (Агама), нечеловеческое (апаурушея) Знание, дарованное свыше через Веды, Тантры и живые наставления Учителей. Поэтому она не какое-то заурядное «теоретизирование», а объективное отражение определенных реалий, которые мы познаем на собственном опыте рано или поздно.
В случае тантрической практики все еще сложнее. Здесь философия есть и теория и практическое средство одновременно. Тантрическая философия от обычной философии как науки, изучаемой в ВУЗах, отличается, пожалуй, еще больше, чем прасад — от просто еды, Гуру от обычного человека, магические таинства и обряды от обыденных действий, а йога и медитация — от физкультуры и спорта. Поэтому привычные стереотипы мышления не только не помогают правильно понять сами смысл и практическое назначение философии Тантр, но и заводят наш разум в безвыходный тупик».

(Шрипада Садашивачарья. Зачем тантристам нужно изучать
философию. (Ответы на вопросы). Сайт shantira.narod.ru.)

«Предисловие. Данная работа Юрия Холина и Сергея Коваля является глубоким исследованием определенных аспектов Тантрической философии и практики, изложенных в Шайва-Тантре. Подобно шести ортодоксальным системам индийской философии — Йога, Ньяя, Вайшешика, Санкхья, Миманса и Веданта, Тантры имеют свою собственную философию, которая может быть определена как модификация Санкхьи и Веданты. Они занимают четвертое место в порядке индуистских текстов после Шрути, Смрити и Пуран. Эти священные книги, считается, были представлены в форме диалога между Шивой и его прекрасной супругой Парвати. <…>. Авторы преподносят содержание своей работы в легком и понятном стиле. Неоднократно посещая Индию, встречаясь с известными Гуру, являясь посвященными тантриками, они действительно открывают для европейца многие секреты Тантры. <…>. (П.Б.Л.Баладева, доктор Университета Санскрита. Варанаси. Индия. Ш.Ш.Ш.Упадхьяя, профессор Санскрита и Тантры Института Йоги. Дели. Индия. Сентябрь. 1990г.).
Введение. Тантрологи утверждают, что Тантра — отражение Супрема подобно Ведам. Поэтому это знание вечно и неизменно. Тантра, по сути, не отличается в этом от Вед. Полное смешение дуализма в единство является основной чертой Тантры. <…>.
Огромное преимущество Тантры в ее всеобъемлющем характере. Порталы Тантры открыты для всех желающих, независимо от их касты и веры. Омерзительный и отталкивающий символ неприкасаемости чужд ей. Все могут попробовать чудодейственный нектар Тантры. Нет в Тантре и особо строгих правил и предписаний. Вот почему она так популярна, и сторонники ее многочисленны. <…>.
Тантру можно назвать системой, культом, дисциплиной, с помощью которой адепт способен вызывать состояние единства его внутреннего и внешнего бытия, это способ материализации всех его потенциальных возможностей. Это синтез внутреннего и внешнего — духа и тела, сознания и материи. Это божественный путь, ведущий к возможности реализации материальных и духовных потенций.
Характерная тантрическая мудрость, которая имеет вполне понятную земную подоплеку, утверждает, что радости и удовольствия мира не должны подавляться, но быть правильным образом культивированы и направлены на достижение высшей цели реализации. Как раз этот аспект и отличает Тантру от всех других религиозных и философских систем».

(Юрий Холин, Сергей Коваль. Секреты Тантра-Йоги. Феникс. 2004г. 416 стр.)

«Введение. Сегодня Йогой занимаются почти во всех уголках мира, но мы не наблюдаем никакой реальной трансформации в сознании человечества. В чем же заключается ошибка? В практике, как таковой? Нет, потому что нам известны примеры многих случаев, когда она была успешной. Скорее всего, ошибка заключается в том, каким образом мы осуществляем нашу садхану — всякий раз «всего понемножку». Чтобы избежать такого неверного подхода к Йоге, мы должны уделить больше внимания философии и практике Тантры, которая является источником Йоги.
Нет пользы в поверхностном обзоре такого обширного предмета, как Тантра, которая рассматривает существование со всех углов и точек зрения. Через глубокое изучение структуры творения, его проявления, его причины и следствия по отношению к человеку тантристы обнаружили недостающее звено, которое соединяет человека и космос.
Осознав возможность ликвидировать разрыв, они разработали методы, которые могут служить практическим руководством для всех. Хотя эти методы невероятно древние, они выдержали испытание временем, так как лежащий в их основе принцип настаивает на необходимости внутреннего опыта для эволюции личности; не ограниченного знания, но непосредственного живого опыта.
Тантра придает практике большее значение, чем стоящей за ней философии. Многие совершенные тантристы вовсе не знают о сложной философии, обсуждаемой в различных переводах и комментариях Тантры. Их увлекает не философия, но трансформация сознания через его выход на все уровни опыта. Поэтому вы должны глубоко войти в практику, а не просто пытаться понять Тантру по обрывкам информации из вторых рук. Попробуйте это и затем уже выносите свое суждение о Тантре.
Различие между Тантрой и большинством других философий заключается в том, что они накладывают много ограничений на жизнь ищущего и требуют строгого соблюдения правил, тогда как Тантра представляет простор для развития каждого индивидуума, невзирая на его уровень развития. Тантра говорит, что будь вы сенсуалистом или спиритуалистом, атеистом или теистом, сильным или слабым, богатым или бедным, существует ваш путь, который вы должны обнаружить. Это является целью тантры, а не оккультный секс, не черная магия, не приобретение сиддх (психических сил), не безнравственный образ жизни. Последние никогда не были целью Тантры. Все люди не могут следовать одному и тому же пути, потому что каждый находится на своем уровне развития. Как говорится, «пища одного человека может быть ядом для другого».
Словарь. Тантра — древнейшая наука и философия человека; процесс расширения ума и освобождения энергии и сознания от материи».

(Свами Сатьянанда Сарасвати. Тантрические практики преображения
(Таттва-Шуддхи Садхана). / Пер. с англ. Сурендры Мохана. Харьков. Алока. 2001г. 168 стр.)

«Урок 13. Двери восприятия. Тема 6. Тантра. Это обсуждение не носит практического характера. Мы приводим его для того, чтобы дать вам общие основы и введение в Тантру. Многие из идей поначалу могут показаться странными, однако чем больше погружаешься в Тантру, тем лучше понимаешь ее величественность. Ее философские понятия достигают невероятных высот в попытках выразить невыразимое, однако они не утрачивают связи с практическим применением. Многие философии затерялись в словах и непонятны среднему человеку. Они формулируют сложные концепции, которые никак не связаны с отдельным человеком и его попытками бороться с превратностями жизни и понимать ее. Они редко пытаются показать человеку, как он может сам переживать высшее осознание. С другой стороны, Тантра представляет собой практическую систему. Ее называют Садхана-Шастра, что означает «писание, ориентированное на практику». Ее цель — давать всякому и каждому отдельному человеку духовное просветление любыми доступными и подходящими средствами. Она состоит из огромного числа практик, рассчитанных на все возможные типы людей, в сочетании с высочайшими понятиями, на протяжении веков постигавшимися тантрическими мудрецами в состояниях глубокой медитации. Именно за это сочетание мы так высоко ценим Тантру. Тантра охватывает все аспекты жизни. Ее философские основы достигают самых высоких высот понимания, однако, в то же самое время, податливы практическому применению. Она имеет различные уровни обозначения и значения, которые раскрывают себя только постепенно через личный опыт.
Наука бесконечности. Тантра является наукой видения, чувствования и знания бесконечности через конечное. Она ведет человека к опыту бесконечного через ограниченный мир формы. И однажды бесконечность видят в одном объекте, именно тогда остается небольшой шаг до того, чтобы увидеть бесконечность во всем. Тантра учит знанию и опыту макрокосмоса через инструменты микрокосмоса. Она учит знанию неограниченного через средства ограниченного; знанию верховного сознания (суперсознания — параматман) через знание индивидуального сознания (дживатман). Тантра является средством узнать вашу божественную природу, а затем божественную природу всего. Это метод использования материального, чтобы настроиться под нематериальное, используя проявленное, чтобы узнать непроявленное. Это метод поглощенного бесконечностью, втянутого в бесконечность через водоворот материальных объектов и энергий. Мир используется как ступенька к запредельному, к тому, что является неописуемым. Объективная вселенная используется как стартовая площадка в вечность. Тантра нацелена на расширение опыта ежедневной жизни, радости и жизни живого до полноты, как средство к более высокому осознанию. Она включает все аспекты жизни, как в материальном мире, так и являющиеся трансцедентальными (запредельными).
Тантра — универсальная система. Тантра является в самом широком смысле универсальной системой. <…>. Сущность Тантры является универсальной (вселенской).
Мы хотим, чтобы вы подходили к Тантре непредубежденно. Не нужно слепо принимать ее идеи. Просто усваивайте их. Вы должны сами путем личного опыта и постижения доказать себе, действительно ли они верны».

(Свами Сатьянанда Сарасвати. Древние тантрические техники Тантры
и Крийи. т.2. Продвинутый курс. Издательство К.Кравчука. 2005г. 688 стр.)

* * *

«Истинно только то, что происходит с вами. Истинно только то, что цветет в вас. Только то, что растет в вас, является истинным и живым. Запомните навсегда: избегайте заимствованного знания. Заимствованное знание становится обманом ума, оно скрывает невежество, а не разрушает его, И чем больше вы окружены знанием, тем больше незнания и тьмы находится внутри вас, в глубине вашего существа. И человек, обладающий заимствованным знанием, почти полностью замкнут внутри него. К нему нельзя подступиться, невозможно обнаружить его сердце, он сам потерял всякую связь со своим сердцем. Внешнее знание, оно дает вам иллюзию познания. Вам начинает казаться, что вы познали, потому что вы наизусть читаете Веды, можете спорить, потому что обладаете логическим острым умом. Не будьте глупцом. Логика никогда никого не приводила к истине, а рациональный ум — это просто игра. Все аргументы — это просто детская игра. Жизнь существует без доказательств. Истина не требует доказательств, ей нужно только ваше сердце. Не доказательства, а ваша любовь, ваше доверие, готовность к принятию.
Само бытие — это Тантра. С самого начала нужно понять, что такое тантрическое отношение к жизни. Тантра смотрит на жизнь всеобъемлюще. У нее нет позиции, с которой она смотрела бы на жизнь. У нее нет концепции, она не является философией. Тантра даже не религия, она не имеет теологии. Она не верит ни в слова, ни в теории, ни в доктрины. Она хочет смотреть на жизнь без всякой философии, безо всякой теологии, безо всякой теории. Она хочет видеть жизнь такой, как она есть, не делая ум посредником, потому что иначе произойдет искажение. Ум будет проецировать и все путать — и тогда вы не сможете узнать то, что есть. Тантра исключает ум и встречает жизнь лицом к лицу, не думая: «это хорошо» или «это плохо» просто принимая то, что есть. Поэтому трудно назвать это позицией — в действительности это отсутствие позиции.
Тантра — это Великое Учение. Малые учения говорят вам, что делать и чего не делать. Они дают вам «десять заповедей»: «Делайте это, не делайте того» — малые учения. Великое Учение не дает вам никаких заповедей. Его не заботит, что вы делаете. Для него важно, чем вы являетесь — ваше существо, ваш центр, ваше сознание, вот, что единственно важно. Дисциплина, которая приходит извне — это украшение. Она должна прийти изнутри; она должна распространяться от центра к периферии. Она не должна быть навязана от периферии к центру. Вот Великое Учение: Вы уже то, чем вы можете быть, поймите это. Вы уже есть цель, осознайте это. В этот самый момент может осуществиться ваша судьба. Чего же вы ждете? Не верьте в постепенное продвижение — прыгайте, будьте мужественны. Только тот, кто отважен, может следовать великому учению Тантры.
В природе нет ничего плохого или хорошего. Запомните, что Тантра — это путь естественный и свободный. Она хочет привести вас к глубочайшим естественным явлениям жизни, поэтому Тантру многие неправильно понимают. Но только Тантра и ничто другое принесет настоящий порядок, естественный порядок, естественный расцвет внутренней дисциплины. Но это очень глубокий процесс. Пока вы не достигли Сат-Чит-Ананды (существование, осознанность, блаженство) — абсолютной истины, абсолютного сознания, абсолютного блаженства — вы — еще не пришли домой, вы все еще в пути».

(Ошо. Высшее понимание Тантры. 2000г. Сайт www.yogalib.ru.)

* * *

N 36. 01.02.15г.

продолжение см. в статье 2.7. Тантра как Древняя Философия. (ч.7, ч.8).