Статья 2.13. «Традиция 64» как предмет Российской Тантрологии.

В Китайской Традиции число 64 легло в основу системы мировосприятия и миропонимания; в Буддийской Традиции — в основу такого понятия как «дхармадхату»; в Древнеиндийской Традиции — в основу системы индийской архитектуры и в основу системы индийской науки любви; в Зороастрийской Традиции в основу системы «родового дерева»; в Древнеегипетской Традиции в основу системы египетских дробей. В Майянской Традиции система майянского календаря и майянского года были связаны именно с числом 64. И только в Традиции Тантры и в Традиции Йоги число 64 легло в основу не только концепции Макрокосма, но и концепции Микрокосма, более того, число 64 легло в основу концепции развития человека и достижения им Просветления (в Христианской Традиции — Спасения, в Индийской Традиции — Освобождения). Открытия ученых подтвердили обоснованность такого «выбора». В Традициях Тантры и Йоги можно найти много того, чего нельзя найти больше нигде. Такова особенность этих уникальных традиций.

* * *

1. ВЕЛИЧИЕ ШИВЫ.

В 2008г. издательство Ника-Центр выпустило в свет классическую работу Гурудэвы Садгуру Шивайи Субрамуниясвами «Слияние с Шивой» (см. Садгуру Шивая Субрамуниясвами. Слияние с Шивой. Современная метафизика Индуизма. / Пер. Чандра Шекхаран. Ника-Центр. 2008г. 1144 стр.). Вот что было написано в аннотации к этому изданию:

«Современная метафизика Индуизма» — это сборник вдохновенных бесед, рекомендаций, пошаговых указаний, отражающих жизненный опыт на пути к самореализации. Исходя из глубин разума, эти тексты объясняют структуру самого разума. Эта сокровищница мудрости в значительной степени прояснит понимание наиболее значительных вопросов и концепций метафизики, относящихся к древней Индийской Духовной Традиции. Книга открывает Йогу жизни, Джняна-Йогу, Йогу познания истинной сущности человека и Йогу взаимосвязей. Это Йога изменения, открытия новых перспектив. Речь идет о раскрытии истинной, божественной природы личности — ее «Я», Атмана, Наблюдателя, Провидца. На русский язык переводится впервые».

Садгуру Шивая Субрамуниясвами (1927-2001) — американец, датского происхождения, Роберт Хансен, получивший посвящение в линию Натха-сиддхов, шиваитский гуру, признанный во всем мире один из виднейших проповедников Индуизма, основатель и первый руководитель общины Шайва-Сиддханта, автор более 30 книг по Индуизму, Йоге и медитации. Другой важнейшей книгой Мастера является «Танец с Шивой» (см. Садгуру Шивая Субрамуниясвами. Танец с Шивой. Современный катехизис Индуизма. СПб. 1993г., София. 1997г., 2001г. 800 стр.). Согласно аннотации, в ней содержится все духовное богатство Индии — медитация, религия, философия. Это настоящий энциклопедический справочник по самым разным сторонам богатейшей духовной культуры Индуизма (Шиваизма), иллюстрированный, объемный (в английском оригинале 1008 страниц) и аутентичный текст, написанный доходчивым и увлекательным языком и, по словам самого автора, «по-новому излагающий очень древнее и непреходящее знание», интересный и понятный как специалисту-религиоведу и индологу, так и самому массовому читателю.

Вот что пишет Садгуру Шивая Субрамуниясвами в своей работе «Слияние с Шивой» (см. Садгуру Шивая Субрамуниясвами. Слияние с Шивой. Современная метафизика Индуизма. / Пер. Чандра Шекхаран. Ника-Центр. 2008г. 1144 стр.):

«Четыре Веды, самые древние священные тексты человечества, поют песнь Господу Шиве: «Он сияет в своем великолепии, как Солнце, сверкающее, словно чистое золото. Он — лучший среди Богов» (Ригведа, 1.43.4-5). «Он есть Бог, скрытый во всех существах, всепроникающая душа, которая во всем. Он надзирает за созиданием, обитает во всём и наблюдает за всем. Он является чистым сознанием, пребывающим за пределами трех условий природы» (Яджурведа, «Шветашватара-Упанишада», 6.11). «Туда не проникает глаз, не проникает ни речь, ни разум. Мы не знаем. Мы не в состоянии постичь, каким образом можно объяснить Его. Поистине, Он находится за пределами известного, и Он пребывает за пределами неизвестного» (Самаведа, «Кена-Упанишада», 1.3). Пронизывая собой всю природу, Шива благословляет всех. Для тех, кто поклоняется Ему, Он является золотым стеблем сокрытого глубоко внутри лотоса сердца. Изначальный Господь благословляет всех обитателей Земли и всех, живущих на небесах. Он рассеивает мрак самых темных закоулков души, излучая изнутри своей Сущности сияющий Свет. Пусть все твои мысли будут лишь о Шиве, и тогда Господь своей милостью откроет тебе все…».

Вот что пишет Шрипада Садашивачарья (см. Шрипада Садашивачарья. Гимн Шатарудрия в свете недуалистической философии Шиваизма. Лекция. Москва. 30.03.1999г. Сайт www.sivalingam.ru.):

«Сегодня мы поговорим о боге Шиве, о Шиваизме. Чем Шиваизм отличается от Шактизма, при всей общности между ними, тем более что и шиваиты и шактисты признают, что божественная Реальность двуипостасна, то есть она существует в двух гранях, двух измерениях: Шива и Шакти, сознание и энергия, дух и материя, Отец мира и Матерь мира — непроявленный трансцендентный и проявленный имманентный аспекты Абсолюта. В тантрах говорится, что без Шивы Шакти не могла бы появиться, а без Шакти Шива не способен был бы проявится. Поэтому оба должны быть почитаемы: и Отец Мира и Мать Мира…
Среди четырех Вед — Яджурведа, третья по счету, содержит в себе самый центральный в Ведах гимн, в котором впервые встречается великая мантра Шиваизма: «Намах Шивайа», «Поклонение Шиве». Если раскрыть все четыре Веды посередине, мы раскроем их на Яджурведе. Если саму Яджурведу раскрыть примерно посередине, мы найдем в ней гимн «Шатарудрия» («Гимн ста проявлениям Рудры»). Этот гимн является самой древнейшей из сохранившихся письменных молитв Шиве. До сих пор в Индии, в большинстве шиваитских храмов и общин, каждое утро или чаще рецитируется «Шатарудрия». Помимо Яджурведы первоверховенство Шивы провозглашает Атхарваведа — Веда заклинаний.
Кроме ведических мантра-самхит (сборников мантр), к Шиваизму прямое отношение имеют многие Упанишады — философские части Вед, Пураны, из которых примерно половина провозглашает верховенство Шивы в пантеоне Индуизма и провозглашают Его Всевышнем Богом. Тантры, как шиваитские, так и шактистские, провозглашают Шиву Всевышним Господом, Учителем Пути Тантры и Йоги…
Почему этот гимн назван «Шатарудрия», то есть «Гимн ста Рудрам»? Почему ста? Не двум, не трем, не тысяче, не миллиону, а именно ста? Число сто в мифологии, духовной традиции всех индоевропейских, арийских народов, является символом полноты, символом целостности. Когда мы желаем кому-либо прожить сто лет, это не значит, что мы не желаем ему прожить, скажем, сто двадцать лет, однако подразумевается полный срок жизни. Веды очень часто восклицают «Да проживем мы сто лет», «Да увидим мы сто зим». В народных поговорках также часто встречается число сто. Это число — сакральный символ, обозначающий некое абстрактное много, нечто неисчислимое, нечто полное. Когда говорится о ста проявлениях Бога, подразумевается именно эта полнота, содержащая в себе некое множество… Этим подчеркивается, что Бог един, но через свою Шакти, свою Силу, проявляет Себя в многообразии…
Если мы посмотрим на горящий огонь, то увидим, что как стихия, как энергия — он целостен, един. Но языки пламени играют многообразием. Единое проявляется как множественность, множественное не перестает быть единством. Сам же Всевышний Господь — Абсолютность. То, что абсолютно, не может описываться в категориях относительности. Когда мы называем его Шива, что означает «благой», «совершенный», «добрый», это подчеркивает его совершенство не в мерках относительного мышления, а именно Всесовершенство. Поэтому в Ведической и Тантрической литературе Шива именуется то Махадева (Великий Господь), то Махасура (Великий Демон), ибо именно в нем заключена вся полнота созидательной и разрушительной силы, а также и силы абсолютного покоя.
…следующая анувака является центральной. Она является сердцевиной священной «Шатарудрии». Когда мы открываем посередине тексты Вед, мы открываем их на Яджурведе. Открывая посередине Яджурведу, мы открываем ее на «Шатарудрии». И если саму «Шатарудрию» открыть посередине, мы откроем ее именно на этой ануваке:

«Поклонение Рудре вместе с Умой! Поклонение Красному и Розово-Красному! Поклонение Несущему Благо и Повелителю всех созданий! Поклонение Грозному и Мощному! Поклонение Поражающему спереди и Поражающему сзади! Поклонение Губящему и Уничтожающему! Поклонение [Ему] в деревьях, в зеленеющих и желтеющих листьях! Поклонение Спасающему [, чей священный звук — Ом]! Поклонение Подателю всего благого сейчас и впоследствии! Поклонение Творящему благо теперь и впоследствии! Поклонение Благому и Тому, Кто непревзойденно Благ!». И апогеем является фраза: «Намах Шивайа Ча Шиватарайа Ча» — «Поклонение Шиве (Благому) и Тому, Кто непревзойденно Благ».

Это апогей. Во всем перечне имен последним называется — «Шива». Другого нет. «Атара». За Ним ничего нет. Он — Самый Высший. Это — вершина гимна. Эта мантра находится в самой середине Вед, это — самая сердцевина воспевания Бога. Назвав Бога именем Шива, ведические пророки не нашлись как назвать Его еще. Все остальные имена указывают на какие-то внешние проявления, скорее описывают Силы Бога, чем Его Самого. Имя Шива указывает на Его внутреннюю природу. «Благой», «Совершенный», «Милостивый» — таковы основные значения этого слова.
Это слово созвучно со словом «джива — «индивидуальная душа». Индивидуальное живое существо называется джива, Бог называется Шива. Только один звук различает эти понятия в философии шиваизма. Остальные звуки идентичны. Это созвучие священного санскритского языка напоминает о том, что джива и Шива обладают родственной, общей природой. Их отличает самая малость. Эзотерически сама природа этих имен раскрывает, в чем именно это отличие. Первая буква имени Шива — мягкий, глухой звук, означающий состояние покоя — Шантибхава, состояние стабильности, просветленности. В слове джива, первый звук — «дж», напоминает о ДЖАГАТ (см. статью 1.4. Четыре аспекта Российской Тантрологии) — Вселенной, Мире. Джива — это ни что иное, как частица Духа Шивы, воплощенная в мире, душа, связанная с материальным телом… Душа должна перерасти этот мир, прорасти сквозь него. Тем самым, это «жужжащее» эго (звук — «дж») должно перейти в «ш», шанти, покой. Душа должна обнаружить в себе Шиванубхаву, то есть непосредственно реализовать общность своей природы с природой Шивы, осознать себя непосредственной частью Его Сознания, Его Духа, Его Силы, Его Тела. И, тем самым, восстановить свое богоединство. Оно всегда существует, однако его нужно восстановить на уровне осознания каждой дживы. Это практическая цель Тантры, Йоги, Веданты, всей ведической духовной практики…
Личностные взаимоотношения с Божеством, погружение в Него, жизнь с Ним единой божественной жизнью становится целью и средством одновременно. Такова пара-бхакти. В состоянии пара-бхакти (высшей преданности), душа обретает пара-джняну (Высшее Знание). В этом состоянии душа переживает пара-шанти (Высший Покой) и пара-ананду (Высшее Блаженство). Это высшее состояние, в котором Шива переживается в своем высшем аспекте Парамашивы — Высшего Абсолюта».

И вот что писал Тирумулар, тамильский шиваитский мистик и поэт, один из 64 тамильских шиваитских святых (63 Найанара и Маниккавасагар) и 18 сиддхаров, один из старейших сиддхов, в своём главном труде «Тиру-Мантирам»:

«Пребывающие в неведении по глупости своей заявляют, что Шива и Любовь — две разные вещи и не знают, что только Любовь есть Шива. Если человек познает, что Любовь и Шива — одно, то он навсегда становится Любовью, как и Шива. (стих 270)».
«Всюду пребывает Божественная Форма. Всюду — Шива-Шакти*. Всюду Чидамбарам**. Всюду — Божественный Танец. Как Шива пребывает всюду, так и Милость Шивы вездесуща. Всё, всё является Его Божественной игрой. (стих 2772)».

*Справка. Шива-Шакти — согласно Тантрической Традиции, Всевышний Бог обнаруживает себя в двух Его основных проявлениях: как Шива — Отец Мира и Шакти — Матерь Мира. В своей сущности Шива и Шакти представляют собой единое начало. Это не два бога — это Единый Господь, это Бог и Его Сила. Они нераздельны. Шива находится в Шакти, а Шакти — в Шиве. Когда Шакти не проявлена — Шива один и абсолютен. Когда Шакти начинает проявляться — Шива танцует и творит.

Тирумулар записал 3000 стихов под общим названием «Мантра Малай» («Гирлянда Мантр»). Они были собраны в девять книг, названных «тантрами». В настоящее время этот сборник известен под названием «Тиру-Мантирам» и является одной из величайших книг, когда-либо написанных в мистической традиции Йоги. Слово «тиру» означает «священный, святой», а слово «мантирам» является тамильским эквивалентом санскритского термина «мантра», обозначающего свя­щенный слог, который выражает молитвенное обращение или служит звуковой формулой, способствующей раскрытию сознания более высокого уровня. «Тиру-Мантирам» называют книгой Тантры, Мантры, Янтры, Йоги и Философии одновременно, где Тантра — способ совершения покло­нения, Мантра — мистическая звуковая формула, используемая при совершении поклонения и Янтра — образ, символ или инструмент поклонения.

**Справка. Чидамбарам — старинный храмовый город (комплекс) в Тамил-Наду, расположенный в 150 милях от Мадраса, одно из самых сакральных мест Индии, поскольку в его центре находится знаменитый главный храм Бога Шивы, который был возведен ещё в незапамятные времена.

     

«Читамбалам» значит «Город Бога космического танца». Первое упоминание о нем относится к VI в. до н.э., но как утверждают мифы, построен он был намного раньше в честь Бога Шивы, танцующего свой космический танец.
Именно в этом храме Бога Шивы находится изображение Шивы-Натараджи, которое получило известность и популярность во всем мире. Считается, что канонический образ Натараджи сложился к Х в.; именно при династии Чола (X-XII вв.) начиняют появляться бронзовые изображения танцующего Шивы.

Обратим внимание на один интересный факт. В южной Индии можно найти 5 уникальных храмов. Они уникальны тем, что каждый из них посвящен одному из пяти великих элементов (стихий, санскр. панча махабхута) — земле, огню, воздуху, воде. Храмовый комплекс Чидамбарам посвящен пятой — самой тонкой и всеобъемлющей стихии — Акаше (ср. «вакуум», «эфир», «пространство»), которая пронизывает всю Вселенную и в которой, как утверждает Древнеиндийская Традиция, заключена энергия Творения всего на свете. Поэтому каждая деталь храма открывает посвященному самую суть природы вещей.

Крышу храма поддерживают 64 деревянные балки, она состоит из 21600 черепиц, которые удерживаются 72000 тысячами гвоздей. Считается, что деревянные балки символизируют 64 вида искусства, именно столько их насчитывает Древнеиндийская Традиция. Количество черепиц обозначает число вдохов, отпущенных человеку на время его жизни, а число гвоздей соотносится с ритмом человеческого сердца. Как известно идеальный пульс 72 удара в минуту. И как утверждает древнеиндийская мистическая физиология, в теле человека насчитывается от 360.000 до 720.000 тонких «биоэнергетических» каналов (санскр. нади).

И снова обращаем внимание на то, что пишет Садгуру Шивая Субрамуниясвами (см. Садгуру Шивая Субрамуниясвами. Слияние с Шивой. Современная метафизика Индуизма. / Пер. Чандра Шекхаран. Ника-Центр. 2008г. 1144 стр.):

«В древние времена существовали миллионы храмов Шивы — от Гималаев до Непала, от севера к югу Индии, на Шри-Ланке, в Малайзии и Индонезии. Все поклонялись Шиве, воспевали Ему хвалу. В результате этого Индия была духовно едина. Она была самой богатой страной в мире. Поклонение Шиве дает богатство. Поклонение Шиве дает здоровье. Поклонение Шиве дает знание. Поклонение Шиве наполняет любовью и состраданием. Тому, кто воспевает хвалу Господу Шиве, Он дает все, что тот просит. Он даст ему все, что тот просит, потому, что Шива — это Бог Любви. Индийские святые говорили, что Шива находится внутри нас, а мы находимся внутри Шивы. Имея такое знание, благодаря поклонению, дхаране и дхьяне разум преодолевает все свои сомнения, тогда мы обретаем знание о том, что не подвержено никаким влияниям, что находится внутри нас. Тогда внутреннее крепче внешнего. Тогда легко видеть, как каждый идущий по духовному пути проходит на нем девять этапов, шагов к Шиве. Пережить — значит понять. Обретя этот опыт, человек достигает Мудрости, Мира и Покоя. Мы знаем Шиву в Его трех совершенных аспектах, два из них связаны с формой, а один формы не имеет. Прежде всего, мы поклоняемся Его проявленной форме как Чистой Любви и Сознанию, которые на санскрите называются Сат-Чит-Ананда. Во вторых, мы поклоняемся Ему как нашему Личному Господу, Махешваре, Изначальной Душе. Он нежно любит преданных Ему и заботится о них, а Его сверкающее тело можно увидеть мистическим зрением…».

 

2. ТАНЕЦ ШИВЫ КАК ПОЛНОТА ВСЕЛЕННОЙ.

И снова обращаем внимание на то, что пишет Садгуру Шивая Субрамуниясвами (см. Садгуру Шивая Субрамуниясвами. Слияние с Шивой. Современная метафизика Индуизма. / Пер. Чандра Шекхаран. Ника-Центр. 2008г. 1144 стр.):

«Космический танец Шивы Натараджи является одновременно и символом, и реальностью. Это движение созидания, поддержания и растворения; триада, являющаяся принципом Майи, бесконечным импульсом Бога, имеющим место в каждом из нас, в каждом атоме Вселенной. Мы все танцуем с Шивой в данный момент и Он танцует вместе с нами. Посреди Его неистового танца ГОЛОВА Господа Шивы сохраняет равновесие и неподвижна; ЛИЦО выражает безмятежность и спокойствие, сохраняя полную невозмутимость и является «неподвижной Движущей Силой». Его СЕРЬГА в правом ухе, сделанная из змеи, — мужская. Левая серьга — женская, в виде большого диска. Вместе взятые они являются символом того, что Шива не есть ни мужчина, ни женщина, но превосходит обе эти формы. ТРЕТИЙ ГЛАЗ Господа Шивы — это глаз огня, он и символизирует высшее восприятие, проникающее сквозь прошлое, настоящее и будущее… <…>
ОГНЕННАЯ АРКА (прабхавали), в которой танцует Шива, — это Дворец Сознания. У каждого пламени три языка, символизирующие огонь на Земле, в атмосфере и на небе. В верхней части арки — МАХАКАЛА (Великое Время). Махакала — это Сам Господь Шива, который создает время, выходит за его пределы и уничтожает его. Шива Натараджа танцует в состоянии вневременной трансценденции. Двойной лотос, ПЬЕДЕСТАЛ (махамбуджапитха), символизирует проявление. Из этой основы исходит Космос».

натараджа 36

Шива-Натараджа (санскр. букв. «король танца», «владыка танца») — одна из самых знаменитых индуистских скульптур и, пожалуй, самое известное и популярное изображение Шивы. Считается, что образ Шивы-Натараджи исполнен глубокого символизма: Шива танцует в золотом овале, золотом центре Вселенной – Чидамбарам, потому что Он — Создатель, Хранитель и Разрушитель Вселенной. Шива-Натараджа — это парадокс Времени и Вечности. Это «сочетание» стремительного потока и спокойного океана. Шива «сочетает» в себе и покой Абсолюта, в котором исчезают все различия, и активность Абсолюта, которая проявляется в творении, жизненной силе, игре.
Танец Шивы, который на Санскрите называется Тандава, имеет особый сакральный смысл: считается, что в 108 движениях этого танца заключается информация о законах Бытия. А Шива своим танцем символизирует его единство. Все, что человек может видеть в этом мире, движущееся и недвижущееся, — это не что иное, как Космический Танец Шивы. А огненное кольцо, или ореол из огня (санскр. прабха-мандала) вокруг фигуры танцующего Шивы символизирует Вселенную, в которой происходит сам танец, но это также и символ запредельности Абсолюта. Поэтому все это непостижимо, все это прекрасно, и в этом всем заключено блаженство (санскр. ананда). По словам А.Эйнштейна, Шива-Натараджа — это лучшее иконографическое изображение Бога. А по словам Садгуру Шивая Субрамуниясвами, «Господь Шива — это Полнота Вселенной, пребывающая в каждой ее точке. Он — Абсолютная Реальность».

«Внутренний свет чист, как источник самого света. Это великий золотой свет. Это свет Шивы, который испускает лучи джняны. Это свет высших чакр. Этот свет, который рожден из постоянного осознавания чистого звука Аум. В этом свете слились все виды света».

(Тиру-Мантирам. 2686. Сайт www.sivalingam.ru.)

«Прабха-мандала» (санскр. «светящийся круг») — 1. То же, что аура. 2. Кольцо огня, в котором танцует Шива; наполненное светом сердце человека, центральное помещение проявленного Космоса. Синоним — читсабха».

(Степанов А.М. Большой словарь эзотерических терминов. Толковый
словарь по оккультизму, эзотерике и парапсихологии. Сайт www.eknigi.org.) 

«Прабха-мандала (санскр. «светящийся круг», дипта-чакра) — огненный круг, в котором танцует Шива в зале сознания — чит-сабхе. Наполненное светом сердце человека, центральное место проявленного Космоса. Одно из названий человеческой ауры».

(Википедия. Свободная Энциклопедия.)

«Словарь Шабдакоша. Прабха-мандала — «светящийся круг», дипта-чакра. Огненный круг, в котором танцует Шива в зале сознания — читсабхе. Наполненное светом сердце человека, центральное место проявленного Космоса. Одно из названий человеческой ауры».

(Садгуру Шивая Субрамуниясвами. Слияние с Шивой. 
Современная метафизика Индуизма. Ника-Центр. 2008г.)

«Вокруг Шивы — огненное кольцо (прабхамандала), это энергия и свет в широком смысле: энергия и мира, и человеческого сознания. Это вселенская душа, космос и пульсация миров, возникающих в танце Шивы и разрушаемых им. Языки пламени иногда трактуют как мантру ОМ, АУМ — звук, символизирующий полноту творения (А — пробуждение, мирской опыт; У — сны, грёзы, наваждения; М — сон без сновидения, безмятежность, растворённость; тишина после — не-проявленность, высшая степень просветления, Брахман)».

(М.Капшина. Nacho Hey Nataraaj! Livejournal. 10.10.2008г. Сайт www.Livejournal.ru.)

«Введение. Скульптурная икона северного Буддизма. Значение трона и сидящего на нем божества как воплощения Космоса подтверждает название трона-престола, принятое в дальневосточной традиции — сумеру, т.е. гора Меру, стоящая в центре Вселенной. Развитием этой идеи служат и другие компоненты композиции — нимб и ореол, называемые в Индийской Традиции ширашчакра («круг вокруг головы») и прабхамандала («светящийся круг»), представляющие излучение энергии божества, в котором возникают боги, эманирующие из главного персонажа скульптуры. Никак не изображенные, эти персонажи присутствуют незримо. Так, единичная фигура божества мыслится мандалой — магической моделью Космоса, в которой вокруг главного персонажа размещаются его сопутствующие, отмечая стороны света и другие точки Вселенной.
В обрамлении трона и пьедестала божество предстает в канонической позе, с каноническими жестами. Формально они имеют соответствия в естественных движениях человека, но канон преобразует их в сакральные положения — асаны и мудры, -символизирующие трансцендентное состояние изображаемого. Живую физическую активность сменяет фиксированность, остановка движения. Композициям канонических поз свойственно сложное соотношение динамики и покоя, способствующее ощущению экстатической приподнятости образа. Если композиция скульптуры в целом несет идею бога как зримого проявления единой безличной Реальности, то позы и жесты в совокупности с атрибутами раскрывают конкретное имя персонажа, с которым ассоциируются значение и функции данного представителя пантеона. Заметим, что символизм композиции, условный язык поз, жестов, атрибутов увеличивают информационные возможности скульптуры, в известной мере снимая исконную ограниченность этого вида искусства в раскрытии сюжета. Всего лишь поворот ладони руки меняет содержание произведения…».

(Ганевская Э.В., Дубровин А.Ф., Огнева Е.Д. Пять семей Будды. Металлическая
скульптура северного Буддизма IX—XIX вв. 2004г. 368 стр. Сайт www.URSS.ru.)

«Подобно гирлянде обрамляет фигуру Натараджи огненное кольцо — это джвАла-мАла-прАбха-мАндала (джвАла — мерцание пламени, мАла — гирлянда, прАбха — озаряющий, мАндала — круг, окаймление). Это исходящая от него мощь и энергия, порождающая и уничтожающая миры… <…>.
На мочке правого уха Шивы Натараджи красуется золотая серьга (макара-кундала) в форме фантастического существа макара, отдалённо напоминающего крокодила (изображение макары часто украшает фасады индусских храмов). Такая форма серёг была предназначена для ношения исключительно мужчинами. Макара-кундала указывает на Шиву как на верховного наставника (гуру). В старые времена в Индии такой серьгой отмечали заслуги учёных, учителей, достигших в своей области наивысшего мастерства. Этот знак — символ полнейшего знания, а носящий его, следовательно, является обладателем полноты знания в своей области.
Его левое ухо украшает серьга декоративной формы, лишённая особой символики (татанка). Такая серьга является обычным украшением и мужчин, и женщин, хотя в конкретном случае она представляет божественную красоту, часто проявляющуюся в красоте женщин.
Шива объединяет в себе природу мужского и женского начал в своей форме Ардханаришвары (ардха — половина, нари — женщина, ишвара — владыка), он одновременно и мужчина, и женщина, однако эта «половинчатость» не приписывается самому Богу (Ишвара). Считается, что Шива сам выделил эти части в самом себе.
Священные тексты наделяют Шиву эпитетом «воплощение дара» или просто «вознаграждающий» (дакшина-мурти). Под «даром» здесь подразумевается мудрость, опыт… <…>.
Почему же Шива показан танцующим? Быть может создатели этого образа пожелали подчеркнуть вечно меняющийся мир, его непрерывную динамику, которую лучше всего передаёт именно танец. Быть может они хотели подчеркнуть божественное предназначение искусств…».

(Е.Тарасова. Шива Натараджа: символика,
значение, философия образа. Сайт www.old.apsara.ru.)

Обратим внимание на одну примечательную особенность изображения «огненного кольца» (прабха-мандала), внутри которого танцует Шива, — на количество языков пламени в нем. На приведенной выше фотографии их — 36 (о значении числа 36 см. Статью 1.2. «Эмблема Российской Тантрологии»). Если в каждом пламени по три меньших языка (согласно Садгуру Шивая Субрамуниясвами), то общее число языков пламени равняется 36 х 3 = 108. А как известно число 108 является священным, сакральным числом в Древнеиндийской Традиции и в Тантрической Традиции, в частности. Возможно, такое количество языков пламени выражает следующие идеи: 108 мудр (позиций) танца, 108 карана (движений) танца, 108 видов танца Шивы, 108 мурти (форм) Шивы, 108 нама (имен) Шивы, и т.д. Также в Древнеиндийской Традиции и в Тантрической Традиции, в частности, говорится о 108 жизненно важных точках в теле человека (санскр. марма), которые используются в акупунктуре и акупрессуре, о 108 основных энергетических каналах в теле человека, которые пересекаются в сердце человека, о 108 внутренних потоках энергии, которые раскрываются в каждом из 108 движений в танце Шивы. Также известно, что количество бусин в джапа-мале (четки для медитации) — 108, количество разделов эклиптики в ведической астрологии (джьотиш) тоже 108 и т.д. Согласно Древнеиндийской Традиции, число 108 представляет собой полную завершенность или полноту проявления Творения, т.е. полноту Макрокосма.

На самом деле в изображениях Шивы-Натараджи можно встретить разное количество языков пламени (например, 13 ,15, 17, 20, 24, 25, 28, 30, 31, 40, 42, 44, 47, 53) и даже разное количество огненных колец (см. фото):

       

            

        

Согласно канонам Тантрической Традиции, Шива-Натараджа изображается в «огненном кольце», в котором насчитывается 64 основных языка пламени, означающих Свет, т.е. Знание (санскр. Видья):

натараджа 64

Вот что пишут А.Сидерский и А.Лаппа (см. Д-р Т.В.Анантхападманабха. Нади-Виджняна. Внутренняя работа в йогических практиках. / Пер. с англ. и комм. А.Сидерский и А.Лаппа. К. «Janus books». 2000г. 144 стр.):

«Аннотация. Йогические упражнения оказывают благотворное влияние на тело и ум, что подтверждено исследованиями физиологических показателей, — таких как артериальное давление, насыщение крови кислородом, параметры электроэнцефалограммы и т. д. В древней системе йоги нет ничего непроверенного или ошибочного. Напротив, Аюрведа содержит доступное пониманию описание внутреннего механизма человеческого тела. Развитие йогической практики происходило под управлением четко очерченного экспериментального метода, который называется «Нади-Виджняна». В основу данной книги лег взгляд на Йогу, Аюрведу и «Нади-Виджняну» с позиций нейрофизиологии.
Глава 7. Обретение знания с помощью Йоги. Краткий обзор. Йогические практики (пранаяма, медитация и т.д.) — это путь к достижению состояния запредельности для обретения Абсолютного Знания (Джняна). Эти практики сопровождаются мистическими переживаниями. Такие переживания при правильном их понимании являются интуитивным постижением знаний в различных областях обучения (видья и кала).
И наоборот, изучение какой-либо ветви знаний ведет человека к мистическому опыту. Например, в качестве одного из йогических методов рекомендуется произнесение пранавы («ОМ»), Занятия музыкой — это тоже один из методов йоги. Не все люди психологически предрасположены заниматься медитацией или изящными искусствами. Экстраверты могут выполнять обряды. Идол, который используется в таких обрядах, символизирует внутреннее действо йоги. Все, что входит в обряд (ритуал), направлено на возникновение предварительного условия для мистического переживания. Следовательно, ритуал — это тоже путь обретения знания, джняны.
Истинное образование (видья) — это обретение знания внутреннего источника, или корней, знания с помощью йоги. В Древней Индии считалось, что все знания зашифрованы в природе и внутри человека. Йогическая практика — это путь пробуждения творческой энергии и интуитивных озарений. Человек может часами безрезультатно глазеть на мистические картины. Но когда просыпается творческая энергия, та же картина способна открыть человеку множество секретов. Легкость, с которой поэты сочиняют стихи, детская одаренность — все эти явления следует рассматривать в данном контексте. Такие события зачастую случайны, потому что люди, с которыми они происходят, не занимаются йогой систематически.
Автор размышляет еще над одной возможностью. Современные нейрофизиологические эксперименты показали, что обучение планарий (пресноводных плоских червей) определенным навыкам приводит к тонким молекулярным изменениям РНК. Если такая РНК передается по наследству либо имплантируется хирургическим путем, то потомство (или особи с имплантантами) обучаются этим навыкам гораздо быстрее и проще. Процесс напоминает скорее освежение памяти, чем обучение. Возможно, Йога вызывает тонкие молекулярные изменения в РНК или активизирует (пробуждает) уже существующие, дремлющие молекулы. Так облегчается обретение знаний.
7.6. Изображение знаний на иконах (Натараджа). Риши передали основное послание Йоги в символическом виде через изящные скульптуры и иконы. Центральным объектом поклонения является икона или идол — персонифицированная форма теистического Бога, — которые установлены в храмах.
Скульптура Натараджи, танцующего Шивы, является известным произведением, которое видели очень многие люди. Некоторые могут называть его просто «индуистским божеством» и не более. Но Шриранга глубоко постиг каждую деталь иконы, что описано в ряде книг. Книга доктора Чаму «The Divine Dancer» основана на большом количестве таинственных записей, предоставленных Шрирангой. Она дает стройную и законченную картину взаимоотношений Йоги и культа, связанного с Натараджей. Попытаемся дать краткое объяснение.
Описание божества. Натараджа стоит в величавой позе; правая его нога упирается в спину демонического существа, а левая поднята вверх и немного повернута. Вокруг него на уровне пупка обвилась змея. Левая рука выпрямлена перед туловищем и прикрывает сердце, пальцы левой руки собраны вместе и направлены вниз (называется «гаджа хаста» — «как хобот слона»). Правая ладонь открыта, пальцы направлены вверх, составляя абхайя-мудру — позу бесстрашия. У Натараджи две дополнительные руки! Явный символ. В дополнительной правой руке он держит дамару, а в дополнительной левой — Агни, огонь. Натараджа глубоко увлечен внутренним видением. Правая половина его лица — мужская, а левая половина-женская. На голове его надета Аркапатра, в левой половине головы виден полумесяц. Похоже, что змея внимательно наблюдает за происходящим вокруг. Натараджа находится в центре овального кольца, в котором есть 64 лампы. Здесь не видны еще очень многие детали.
Толкование с точки зрения Йоги. Демон символизирует ту силу, которая затуманивает объекты внутреннего мира. Чтобы раскрыть память внутреннего мира, нужно задавить это невежество. Имя демона — апасмара, что означает «крадущий память». Дамару, или кимвал, символизирует прану. Удерживая дамару и Агни на одном уровне, Натараджа показывает, что обрел контроль над потоком праны, пробудил Агни и уравновесил их (самйога). Пробуждение Агни также обозначено поднятой левой ногой (относительное движение апаны вверх). Когда наступает состояние равновесия, то слышится внутренний или небесный звук редкого, чарующего качества (нада). Выражение лица Натараджи говорит о том, что его ум целиком поглощен этим звуком. Змея с раскрытым капюшоном означает пробуждающуюся Кундалини. Таким образом, наличествует все необходимое для йогического переживания: самйога праны и Агни, пробужденный манас и Кундалини.
Йогическое переживание может быть весьма быстротечным. Чтобы приостановить его и глубже изучить, следует задержать дыхание (прану в чакре). Задержка праны в центре называется бандхой. Она представлена змеей, которая скручена выше пупка и не позволяет пране опускаться. Правой рукой Натараджа показывает, что одно из состояний во время внутреннего опыта — бесстрашие. Переживание является сугубо внутренним, на что указывает закрытое сердце.
Кольцо из 64 ламп символизирует 64 взаимосвязанных видья, или ветвей знания. Как только внутреннее переживание достигнуто, они воссияют. Полумесяц в голове Натараджи означает неизменное Универсальное Сознание (чит). Так вкратце выглядит описание образа Натараджи.
Образ Натараджи прежде всего является символом. Поклонение Натарадже означает глубокое понимание его скрытого смысла. Поклоняться Натарадже — значит быть одним с этим образом, т.е. достичь предварительного условия и пережить йогический опыт. Поклонение — это поиск знания. Ищущий должен следовать жизни с целью отыскать конечную Истину. Этого можно добиться с помощью Йоги. Как только условие выполнено, раскрывается внутренний опыт. Таким образом, поклонение Натарадже — это и символизм, и путь обретения знаний».

Обратим внимание, что в данной цитате речь идет о 64 «лампах». Возможно, такое количество языков пламени («ламп света», «направлений знания (видья)») выражает следующую идею: в разных источниках и у разных авторов можно найти разные выражения, но единые по сути, например:
.     — 64 агамы
.     — 64 бхайрава-агамы
.     — 64 бхайрава-тантры
.     — 64 канта-агамы
    — 64 каула-агамы
    — 64 каула-тантры
.     — 64 кашмирские шайва-агамы
.     — 64 кула-агамы (вама-агамы)
.     — 64 системы Тантры
.     — 64 тантры
.     — 64 тантры конона Шактизма
.     — 64 тантры Трики
.     — 64 тантры Шактизма
.     — 64 шайва-агамы
.     — 64 шайва-тантры
.     — 64 ямалы

Агамы, тантры, ямалы и др. — это лишь разные названия тантрических текстов. Обращает на себя внимание так называемое «каноническое количество» тантрических текстов. С другой стороны, если мы вспомним, что, согласно утверждению Садгуру Шивая Субрамуниясвами, языки пламени в огненном кольце, в котором пребывает Шива Натараджа, имеют по три меньших языка-лепестка, то получается число 192. Что это может означать? Есть очень скромная информация по этой цифре. Читаем Словарь-справочник «Религия» (см. сайт www.sr.artab.ru), статью о Тантризме: «Формирование доктрины Тантризма связывают с Китаем, поскольку именно там были созданы 64 из 192 канонических Тантр». Эту же статью о Тантризме можно найти в учебном пособии «Религиоведение» под ред. И.Н.Яблокова (М. 2004г.).

«Существуют самые разные традиционные классификации Тантр. Например, они подразделяются по региональному признаку. В таком произведении, как «Шакти-мангала», Индия разделена на три региона: Вишнукранта (от гор Виндхья в сторону Явы и на Дальний Восток), Ратхакранта (от Виндхья на север, в том числе охватывая Китай, или «Махачину»), Ашвакранта (от Виндхья к западу). С каждым регионом ассоциируется по 64 Тантры. [Итого 192 Тантры]».

(Пахомов С.В. Индуистская тантрическая литература. Ж. «Восток»
№2 март-апрель 2005г. стр. 16- 27. Сайт www.indcultur.narod.ru.) 

«Происхождение Тантризма точно неизвестно; ряд исследователей относит его к наиболее древним доарийским культам жителей Индии, считает прототипом Йоги и др. магических действий. Происхождение доктрины обычно связывается с Китаем, где были созданы 64 из 192 канонических тантр. Более позднее развитие Тантризма происходило в Непале, Бутане и Сиккиме. Предполагается, что Шива открыл особые тексты, предназначенные для Кали [ипостаси Шакти] и рассматриваемые последователями Тантризма как гораздо более значимые, чем Веды. Большинство тантрических произведений написано в форме диалога между Шивой и его женой Парвати».

(Учебный словарь-минимум по религиоведению.
/ Под ред. проф. И.Н.Яблокова. М. 1998г.)

 

3. 64 ТАНТРЫ.

Такой авторитет Древнеиндийской Традиции как Шри Шанкарачарья в своем прекрасном, мистическом гимне «Саундарья-Лахари» говорит о 64 тантрах, хотя С.В.Пахомов утверждает (см. Пахомов С.В. Индуистская тантрическая литература. Журнал «Восток». 2005г. №2, март-апрель, с. 16-27. Сайт www.indcultur.narod.ru.), что ««Ананда-Лахари» представляет собой часть известного тантрического произведения «Саундарья-Лахари», которое традиционно (но безосновательно) приписывается великому мыслителю Шанкаре». А Димешвар Рам Аватхута утверждает (см. Димешвар Рам Аватхута. Тантра: постижение высшей реальности. СПб. 1991г., 1992г. 112 стр.), что «к тантрическим текстам, авторство которых в лице Ади-Шанкарачарьи не вызывает сомнения, в частности относят «Саундарья-Лахари» («Волна Красоты»), в которое входит великолепное восхваление Шакти — «Ананда-Лахари» («Волна Блаженства»)…». Вот что сказано в предисловии к «Ади-Шанкарачарья-Тантре» (см. Шри Шанкарачарья. Ади-Шанкарачарья-Тантра. / Введ. и пер. Б.Динанатха):

«Раскрыв тайный смысл и силу величественных строк «Саундарья-Лахари», ученики и последователи Шанкары, сведущие в Тантре, составили на его основе уникальный в своем роде тантрический текст, снабив его соответствующими Янтрами, мистическими диаграммами, графически выражающими смысл каждого из стихов этого гимна, и дали прайогу (особые указания по применению). Так родилась «Ади-Шанкарачарья-Тантра». Сто стихов «Саундарья-Лахари, ставшие в этой Тантре ста мантрами, вместе с соответствующими им янтрами и садхана-прайога-видхи («практическим методом осуществления», способом реализации Шакти данной Тантры) обретают новое значение и, по сути, становятся независимыми ста Тантрами, каждая из которых, как и полагается, несёт определённые сиддхи (совершенства).
Сам Шанкара заявляет об этой Тантре следующее: «Вначале, Шива был удовлетворён, предоставив миру 64 Свои Тантры, излагающие методы духовного совершенствования; каждая из которых, наделяет определённого рода сиддхами и способствует осуществлению тех или иных мирских желаний. Но, впоследствии, благодаря особой настойчивости Деви, Он открыл миру Эту Её собственную Тантру, независимую от всех остальных и способную даровать человеку реализацию сразу всех четырех его устремлений». («Саундарья-Лахари». 31). Другими словами — это единственная Тантра Богини-Матери, следуя которой человек может обрести и каму, и артху, и дхарму и мокшу в течение одной жизни…
Известный комментатор «Саундарья-Лахари» Лакшмидхара, последователь пути Самайя, ссылаясь на 31-й стих гимна, который переводит как: «Пашупати (Шива) ввёл в заблуждение (atisandhaaya) Мир Своими 64-я Тантрами, каждая из которых несёт определённого рода сиддхи…», утверждает, что Каула-Марга в нём предаётся анафеме, а 64 Тантры, указанные здесь, не что иное, как Vedabaahya («изгнанные из Вед»). Бхаскарарая, другой известный комментатор шактистских писаний, отмечает тот факт, что согласно «Вамакешвара-Тантре» и «Кальпа-Сутре», эти 64 Тантры признаны как Шастры. Тантрик-модернист Артур Авалон, поддерживая точку зрения последнего, переводит вышеупомянутый стих следующим образом, заменив в нём atisandhaaya на abhi-sandhaaya (согласно тексту «Камешвара-Сури»): «Пашупати, зная все вещи во Вселенной посредством 64-х Тантр, был сведущ в сиддхах, которые несут эти Тантры…». Подобного рода разногласия можно встретить и в комментариях других стихов «Саундарья-Лахари»…».

Вот что пишет А.Ригин (см. Саундарья-Лахари. / Пер. и комм. А.Ригина):

«Стих 14. «О, Мать! Есть 56 лучей Земли, 52 луча Воды, 62 — Огня, 44 — Воздуха, 72 — Эфира и 64 — Разума, но Твои лотосоподобные ноги сияют над всём этим».
Комментарий. Под «лучами» подразумеваются сутки. «Лучи» шести Чакр в сумме образуют лунный год — 360 дней и 6 сезонов: 56 дней весна, 52 дня лето и т.д. (См. описание сезонов в «Гхеранда-самхите»). Ноги Богини — символ двух букв, ХАМ и САХ, Нада и Бинду, которые вне времени. Поэтому и говорится, что лотосоподобные ноги Богини выше «всего этого», преходящего.
Стих 31. «Шива узнал все вещи во Вселенной благодаря пониманию шестидесяти четырех Тантр. Он искусен в Сиддхи, о которых говорится во всех этих Тантрах. Под Твоим влиянием Он бросил на землю (в мир) Твои же Тантры, которые — Сватантра, и в которых собраны вместе все четыре цели человеческого существования».
Комментарий. Сватантра — видимо, имеется в виду, что в шестидесяти четырех Тантрах собрана вся сущность тантрического учения. Какие именно шестьдесят четыре Тантры имеются в виду — неизвестно».

Вот что говорит В.Запорожцев (см. Йога «Ананда-Лахари». Комментарии В.Запорожцева к тексту «Ананда-Лахари» (лекция); «Ананда-Лахари». / Пер. и комм. В.Запорожцева):

««Ананда-Лахари» является в высшей степени тантрическим текстом. Текст посвящен Богине Шри, по-другому — это Шакти, Майя, Очарование. Этот текст — гимн, посвященный Богине Шри. Это любовное произведение, которое можно написать и подарить своей любимой девушке. Весь этот труд излагается как восхваление. Существует очень много комментариев на этот текст. В традиции Тантры взгляд на наш мир с точки зрения того, что существует Великая Запредельная Богиня, Шри, называется Шри-Видья. Человек, осознающий смысл Шри-Видьи — это человек, познавший все тайны Вселенной. То, что он ощущает, — это ощущение открытости мира.
«Стих 14. «Есть 56 лучей — Земли, 52 луча — Воды, 62 луча — Огня, 54 луча — Воздуха, 72 луча — Эфира и 64 — Разума, но Твои лотосоподобные ноги сияют над всем этим в Сахасраре».
Комментарий. Как вы помните, с одной стороны «Ананда-Лахари» — красивое поэтическое произведение, посвященное запредельной Богине Шри, но, с другой стороны, каждый афоризм как бы приоткрывает ту или иную тайну или ту или иную завесу над устройством этой Вселенной.
Принцип Шри-Видьи, принцип Богини Шри, он выше даже самых сильных, даже самых могущественных знаний, весь этот мир был придуман только лишь для одной цели, чтобы познать Шри. Т.е. это то Высшее Знание, из которого взяли цитаты и построили многочисленные другие тексты по Тантре, по Йоге и так далее.
Вся красота Мира — это всего лишь жалкий отблеск красоты Богини Шри. И способы восприятия Богини Шри — разные. На этих способах и построены все практики Тантры и Йоги. И когда мы рассматриваем очередной стих, мы рассматриваем тот или иной метод, как приблизиться к этому.
«Ананда-Лахари» — это, в общем-то, текст энергии, посвященный великой Богине. Великая Богиня — это аспекты энергии. Мы как бы начинаем доходить до сшивок этого мира. То есть весь этот мир сделан из лоскутов, и эти лоскуты каким-то образом сшиты. Мы не видим этих сшивок. Но рано или поздно, если мы внимательно начинаем изучать, мы доходим до них. И вот там нам открывается совсем какой-то другой, новый подход к Миру. Совсем новый, где-то даже необычный. И вот «Ананда-Лахари» как раз и является одним из текстов, который может быть даже при всей своей очевидности, когда ты его читаешь, настолько необычный, настолько в нем все по-другому. Это, вероятно, другой уровень. Напоминаю вам, что мы рассматриваем Шри-Видью, учение такое, где предлагается совершенно новый взгляд для человека на окружающий его Мир.
Стих 31. «Пашупати узнал, как управлять всей этой Вселенной благодаря пониманию 64 Тантр, каждая из которых — часть Твоей Сватантры и даёт своё собственное отдельное совершенство; затем, по Твоему наставлению, он бросил вниз, на Землю, эту твою Тантру, которая абсолютна, и одна даёт все цели человеческого существования».
Комментарий. Кто же дал благословение на эти знания, которыми мы пользуемся? Ведь нам дали высшие знания, которые работают! Я подчеркиваю, — они работают! Почему это все проявилось? Ответом на эти вопросы является это стих. Именно Богиня Шри попросила Шиву передать эти знания людям. И все эти знания мы имеем только лишь потому, что, как здесь сказано: «по Твоему наставлению он (Шива) бросил вниз, на Землю, эту твою Тантру, которая абсолютна, и одна даёт все цели человеческого существования». Здесь используется термин «Тантра» и здесь немного другой оборот. Какая связь между 64-мя Тантрами и Сватантрой?
Пашупати — одно из имен Шивы. Достаточно могущественная личность. У Шивы абсолютные возможности в этом мире. В любой области. Все находится под Его властью. Как утверждает, опять же, мифология, все эти способности он получил или он узнал благодаря 64-м Наукам, 64-м ветвям Знания, здесь они называются 64-мя Тантрами. Тантра — это не всегда текст по Йоге. Под словом «Тантра» подразумевается знание, наука, некие практические знания. Так вот, Шива узнал и достиг этого могущества благодаря этим 64-м Тантрам или 64-м Наукам. И как здесь сказано, каждая из этих Наук или Тантр является всего лишь составной частью некой грандиозной Сватантры или Высшей Науки. Иногда под словам «Тантра» подразумевается что-то наподобие текста, написанного на пальмовых листьях или еще на чем-то. Так вот это, как 64 главы этой гигантской книги. Сватантра подразумевает некое Абсолютное Знание, которое в Тантрической Традиции имеет отношение к Санатана-Дхарме (Вечное Знание, Вечное Учение). Но оно настолько высокое и настолько недоступное нашему разуму, что каждое тысячелетие приходит новый Учитель, чтобы понять его и изложить своими словами. Сватантра — это Абсолютное Знание. А 64 Тантры — это тот минимальный набор разных наук, знание которых дает представление о Сватантре. Существует три координаты, на основе которых мы можем говорить об объекте. Так вот у Сватантры этих координат 64.
Шива обладает всеми этими знаниями благодаря знанию 64-х Тантр. Как только он составил эту комбинацию из 64-х, получилась эта высшая Сватантра, абсолютная, которая дает эти 64 знания. Поэтому Шива — могущественнейшее существо, точнее, это сам Абсолют. И 31-й стих приоткрывает нам завесу этой тайны. Шива по просьбе Шакти передал Сватантру — Тантру Шакти на Землю. А на Земле эту Тантру поняли не до конца, а вернее, каждый кусок по-своему. И в результате возникло 64 основных Тантры. А потому эти 64 Тантры уже потом тоже до конца непонятые, расплодились до огромного числа других, второстепенных, третьестепенных текстов. Как говорится, Шива бросил на землю один трактат, а его растащили по листикам, а потом еще по строчкам, а потом по буквам. Потом уже вообще, кто-то что-то сказал, и это тоже назвали Тантрой. Это очень сложный вопрос — донесение Знания».

Вот что пишет К.Э.Кришнамачарья (см. Кришнамачарья К.Э. Оккультная анатомия. 1996г. Амрита-Русь. 2005г. 95 стр.):

«Тантра. Теперь несколько слов о Тантре. Обычно Тантрами называют определённый тип литературы. Если вы зададитесь вопросом, сколько Тантр в каждой тантрической книге, то обнаружите, что всего 64 Тантры. Но если вы попытаетесь подсчитать количество книг, то вы придёте в замешательство, потому что сейчас существует уже не менее 6400 книг. Зная секрет, каждый может написать такую тантрическую книгу, учить правильно, и принимать правильно. Но даже если завтра вы напишете такую книгу, объяснив Тантру языком нашего века, в ней вы всё равно сможете упомянуть, что всего Тантр — 64. И в этом нет ничего неправильного — ведь и двадцать авторов книг по астрологии могут написать, что в неделе всего семь дней, однако самих книг будет гораздо больше. Точно так же, Тантры — это не какие-то книги. Они существуют и в нас, и в мироздании. В книгах же содержатся тайные техники.
Буквально и этимологически слово «тантра» означает ткань или «устройство» чего-либо. Таким образом, это сеть и расположение. «Тану» означает нити. Таким образом, Тантра — это ткань, состоящая из нитей. О ткани этого Мироздания и учат нас эти книги. Так что существует не 64 книги, а 64 тканей. В этом Мироздании есть 64 типа ткацких производств. Мы упоминали, что в шестнадцатислоговом имени Матери-Богини содержится шестнадцать лунных фаз, а говоря о нади, мы говорили о шестидесяти четырёх. У каждой лунной фазы есть четыре равных деления, и потому есть 64 подфазы, именуемые настроениями, состояниями. Их и называют 64 Тантрами».

Абхинавагупта (X-XI вв.), один из наиболее уважаемых философов Индии, бесспорный и весьма почитаемый авторитет Тантрической Традиции, в своей работе «Тантра-сара» («Сущность Тантры») говорит:

«Шастра, изречённая Высшим Владыкой, есть средство познания. Низшие Шастры называются так, потому что их так называемая «цель» направлена на отделённость. Такая цель отличается от идеи совершенного единства, поэтому это и зовётся низшей Агамой, знание которого отнюдь не является полностью спасающим от оков. Лишь Шастра Парамешвары спасительна полностью. Полнота сознания (пять потоков), которая поделена на десять, восемнадцать и шестьдесят четыре (Агамы)».

 

4. ЧИСЛО 64 В ТРАДИЦИИ ТАНТРЫ.

В Традиции Тантры существует такое понятие как Даша-Маха-Видья — 10 обликов Божественной Матери, которые символизируют десять различных аспектов, или измерений Духовного Знания. Маха-Видья — это богини, которые обладают своей собственной мудростью и именами, и вместе образуют комплекс Духовного Знания (Маха-Видья, если их 10) и комплекс Высшего Знания (Шри-Видья, если их 64). Они формируют «структуру понимания» Человека и Космоса. 10 Маха-Видья или 64 Шри-Видья — «все они одно» — так подчеркивается в священных текстах Тантры. Они произошли от одной Богини (ведь Богиню зовут и Маха-Деви и Шри-Видья); они — разные грани, аспекты или ипостаси этой Богини. Они — аспекты и грани сознания и осознанности человека. В «Маркандейя-Пуране» говорится: «Все Видъи (аспекты Знания) являют собой различные облики Божественной Матери». В «Лалита-Сахасранаме» Божественную Мать описывают так: «Она есть все Тантры и все Янтры». Каждая Видья связана с мантрой, янтрой и чакрой, с ее лепестком или центром. «Мантра», «янтра», «чакра» — одни из основных и многих оригинальных понятий, на которых «выстроена» вся Традиция Тантры. Понимание единства этих понятий и соответствующих концепций формирует «структуру понимания» Человека и Космоса. В «Шри-Лалита-Сахасранама-Стотре» (Восхваление тысячью именами Шри-Лалиты — Божественной Матери) говорится: «Шестьдесятью четыремя «подходами» имущая, шестьдесят четыре искусства образующая /и ими преисполненная». «Из шестьдесят четырех Лучезарных Йогинь свитой почитаемая, Она — величайшая Сила, благодаря которой реализуемо все».
Как известно, среди свиты, окружающей Великую Богиню, есть 8 Матерей (советниц и посланниц Богини), 32 Шакти (помощниц Богини), 64 Йогини (Хранительниц Учений), 64 Кала (Хранительниц Искусств) и 64 Агамы (Хранительниц Традиций).
В «Бхайрава-Ямала-Тантре», древнем тексте Традиции Тантры, который до сих пор хранится в состоянии рукописи и не имеет переводов ни на один из языков, Шива, обращаясь к своей супруге Шакти, говорит:

«Приветствую тебя, о, Трипура-Сундари, Красавица трех миров! Я рад твоим вопросам. Это Знание, которое я сообщу тебе — тайна из всех тайн, и до сих пор я никому его не сообщал. Но теперь я открою тебе эту великую тайну, поэтому слушай внимательно.
В центре Сахасрара-Чакры есть Шри-Чакра — обитель Шивы и Шакти. О, Высочайшая, весь Космос — это Шри-Чакра. В середине этой Шри-Чакры есть место, которое называется Байндава, где отдыхает Она, та, которая выше всех Таттв, соединенная со своим Господом. Верховная Богиня, Пара-Шакти, причина творения, сохранения и разрушения Вселенной, находится здесь, всегда соединенная с Пара-Шивой, который выше всех Таттв, благой и вечносияющий».

1.2 8я чакра байндава

Если мы посмотрим на символическое изображение Байндава-Чакры — 8-й основной (дополнительной) чакры, то в центре лотоса чакры мы увидим 64-х лепестковый лотос, на котором пребывают Шива и Шакти. А за ними символическое изображение солнечного диска с 64 лучами (токами сознания). Здесь пребывают 64 Мудрости — 64 Видьи, которые составляют Высшее Знание — Шри-Видья.

Согласно «Хеваджра-Тантре» «Чакра Учения» имеет 8 лепестков, «Чакра Наслаждения» — 16, «Чакра Великого Блаженства» — 32, а «Чакра Сотворенного» имеет 64 лепестка лотоса.

64 лепестка Чандра-Мандалы — это 64 состояния-аспекта (энергии; божества; человека; сознания; опыта; знания; мудрости; света). Согласно Традиции Тантры, Луна (Чандра) обладает 16-ю «калаа» (санскр. букв. луч, например, «луч света»). В Тантрической Традиции это слово означает скрытую энергию. В совокупности лунная энергия представлена 64-мя лепестками лотоса Чандра-Мандалы, которые олицетворяют проявленную Реальность, состоящую из 8 аспектов. Эта проявленная лунная энергия представляет собой весь феноменальный мир. Обрамленный 64-мя серебристо-белыми лепестками лотоса круг Чандра-Мандалы, отливающий персиковым светом, есть порог Просветления и является символом Великого Перехода и Духовного Возрождения. Это место, точка (санскр. бинду), где соединяются имманентное и трансцендентное, конечное с бесконечным. Это «Точка Перехода (Расширения)» (букв. Тан-Тра), которая действует в обоих направлениях, она доступна и богам и человеку. Поэтому она называется Байндава.

 * * *