Статья 2.6. Тантра как Древняя Религия. (ч.4).

«Существует множество определений понятия «религия»: на бытовом уровне, в рамках современного религиоведения, философии и богословия. Религия — это феномен, который одновременно находится и в имманентной и в сфере «запредельных знаний» (трансцендентного), что создает возможность для различных спекуляций и споров» (см. Определения понятия «религия». Сайт www.almpos.su/wiki/религия.).
«Религия как явление, присущее человеческому обществу на протяжении всей его истории и охватывающее до настоящего времени подавляющую часть населения земного шара, оказывается, тем не менее, областью, мало понятной для очень многих людей. Одной из причин этого, казалось бы, странного факта служит то обстоятельство, что религию, как правило, оценивают по ее внешним признакам, по тому, как она практикуется ее последователями в культе, в личной и общественной жизни. Отсюда проистекает масса различных трактовок религии, усматривающих ее существо либо в элементах, являющихся в ней второстепенными, незначительными, либо даже в ее искажениях, которых не избежала ни одна религия. Поэтому вопрос о том, что составляет существо религии, какие признаки являются в ней определяющими, а какие несущественными, требует особого рассмотрения». (см. Религия: понятие и сущность. Сайм www.ayp.ru.).

* * *

4. ЧТО ТАКОЕ РЕЛИГИЯ?

(продолжение)

4.3. СТАТЬИ И ПУБЛИКАЦИИ.

«Несмотря на то, что слово «религия» чрезвычайно употребительно, что существуют понятия «преобладающая религия народа, культуры», «наиболее известные религии мира», «законодательства о религии» и т.п. его однозначного определения все еще нет, хотя есть немало попыток формализации этого понятия.
Думаю, что определить нужно сам предмет исследования, чтобы иметь возможность изучить его свойства и признаки, а не давать некое определение не вполне представляемому. Поэтому, выделив известные признаки, которые, несомненно, отличают религию, мы достигнем желаемого. Почти ни у кого не вызывают разногласия основной признак, которым обладает любая религия. Это — безусловная вера, как правило, не основанная на эмпирическом знании и, как правило, воплощающая непредставимые силы, влияющие на бытие. Можно безгранично верить в свою правоту и убеждения или безгранично доверять лидеру, но это не назовешь религией. Религию всегда питает религиозное чувство, имеющее очень древнее происхождение. Это — второй неотъемлемый признак религии.
В религии всегда присутствует элемент непознаваемости (неисповедимости) и всегда присутствует нечто, обладающее непознаваемым могуществом. Это — третий неотъемлемый признак религии. Вера во всесильность Знания, вера в Истину как первооснову всего, вера в Добро, вера в План Творца и т.п. основывается на религиозных чувствах».

(О религии. Сайт www.scorcher.ru.)

«Религия (от лат. religio — благочестие, набожность, святыня) — мировосприятие, одушевленное верой в Бога. Это не только вера или совокупность взглядов. Религия — это также чувство связанности, зависимости и долженствования по отношению к тайной высшей силе, дающей опору и достойной поклонения. Именно так понимали религию многие мудрецы и философы — Зороастр, Лао-Цзы, Конфуций, Будда, Сократ, Христос, Мухаммед. Не расходится с этим осмыслением религии и то, что предлагают более современные мыслители.
Исследованием религии занимаются богослов, историк, философ, но они это делают с разных сторон, первый заботится о наиболее точном выражении фактов религиозного сознания, данных путем откровения, второй рассматривает ступени религиозного сознания, сравнивает и классифицирует различные религии. Философ стремится осмыслить феномен религиозности. Сравнительное изучение религии началось лишь в XIX в. Философы пытаются выделить религиозные формы сознания, раскрыть их основные типы.
«Сила религии покоится главным образом на вере в неё, а сила человеческих законов — на страхе перед ними. Древность существования благоприятствует религии; степень веры часто соизмеряется с отдаленностью предмета, в который мы верим, ибо наш ум при этом бывает свободен от побочных понятий той отдаленной эпохи, которые могли бы противоречить нашим верованиям» (Шарль Монтескье)».

(Философия, религия и наука и их соотношения
в философском знании. Сайт www.ref.by.)

«Существует множество определений религии. Приведем некоторые из них. Религия (от лат. religare — связывать, reeligere — воссоединять, religio — счастливость, благочестие, набожность, предмет культа) — это:
— вера в сверхъестественное (в Бога);
— совокупность взглядов и представлений, система верований и обрядов, объединяющая признающих их людей в единую общность;
— одна из свойственных культуре форм приспособления человека к окружающему миру, удовлетворения его духовных потребностей.
Вызывает споры и проблема происхождения религии:
1) Богословско-теологический подход — религия появляется вместе с человеком, существует исконно. Религия — особое, сверхприродное явление, результат сверхъестественной связи человека с Богом.
2) Материалистический подход — религия является продуктом развития человеческого сознания. Религия возникла из-за беспомощности и невежества первобытного человека, полностью зависимого от стихийных сил природы, которые он обожествлял.
Будучи одной из основ духовной жизни людей, а также формой общественного сознания, религия характеризуется следующими признаками: вера в сверхъестественное; организованное поклонение высшим силам; стремление согласовать жизнь с требованиями безусловного начала (Бога, Абсолюта).
Вера является центральной мировоззренческой позицией и одновременно психологической установкой всех религий. Она выражает специфическое отношение к действительности или воображаемым объектам, явлениям, когда их достоверность и истинность принимаются без доказательств. Религиозная вера включает в себя:
— нормы морали, которые объявлены происходящими от Божественного откровения; нарушение этих норм является грехом и, соответственно, осуждается и наказывается;
— определенные юридические законы и нормы, которые также объявлены или появившимися непосредственно в результате Божественного откровения, или как результат вдохновенной Богом деятельности законодателей;
— веру в боговдохновенность деятельности тех или иных священнослужителей, лиц, объявленных святыми, угодниками, блаженными и т.п.;
— веру в спасительную силу для души человека ритуальных действий, которые совершают верующие люди в соответствии с указаниями Священных книг, священнослужителей и деятелей церкви (крещение, молитва, пост, богослужение и т.п.);
— веру в богонаправленностъ деятельности церквей как объединений людей, считающих себя приверженцами той или иной религии.
Религия — это не только комплекс представлений, верований, доктрин, но и культ, ритуалы и иные формы практического воплощения веры. Религиозный культ является главным видом религиозной деятельности. Культ (от лат. cultus — возделывание, уход, почитание, поклонение) — это вид религиозной деятельности, практически духовного освоения мира».

(Религия. Сайт www.terver.ru.)

«Религия (от лат. religio — связь) — особенная форма осознания мира, основой которой есть вера в сверхъестественное, и которая включает у себя совокупность моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединения людей в организации: церковь, религиозное общество. В узком понимании религия — вера в существование сверхъестественных — персонифицированных или нет — сил, что сопровождается убеждением в способности этих сил или силы (Бога, богов, Абсолюта, Космоса и тому подобное) влиять на Вселенную и на долю людей. Эта вера отражается мысленно, в ощущениях и воле человека, включает в себя определенный этичный кодекс, выражается в определенном способе поведения и/или ритуалах, с помощью которых человек ищет одобрения и благосклонности Бога или богов. По определению теолога Ганса Кюнга, религия является социально и индивидуально реализованной, воплощенной в традиции и отношением к чему-то, что превышает или охватывает человека и его мир, — к какой-то, как бы ее не понимали, наивысшей правдивой действительности (Абсолютное, Бог, Нирвана); в отличие от философии, в религии идет речь о слове и пути спасения.
Следовательно, религия определяет представление человека о своей роли в этом мире, о своих возможностях и обязанностях по отношению к этому миру, другим людям и самому себе. Формирование этих представлений осуществляется, как правило, через призму предписаний, установок и разъяснений, которые предоставляются сверхъестественной силой (Богом или богами, Абсолютом и тому подобное) или другими людьми — учителями, авторитетными философами и тому подобное. Таким образом, религией также часто называют любую устоявшуюся и четко выраженную систему веры, способа поведения, этичных ценностей, представлений о сущности человека и мира.
Религия — это сложное социальное и духовное явление, корни которого выходят из глубинных поприщ общественной истории. Социальная природа и черты религии указывают на ее связь с развитием общества — определенной самовоспроизводящей системы, где один элемент связан с другим. Слово происходит от лат. religio — и означает связь. Процессы прогрессивных изменений или упадка духовных ценностей в целом всего общества непременно обозначаются и на исторической эволюции религиозных учений, содержание которых представляет основу религиозных верований. Отсюда возникает необходимость комплексного изучения религиоведением религиозных учений с учетом их догматичного содержания и тех общественных факторов, которые обусловливают исторические особенности возникновения и функционирования тех или других религиозных идей.
Религия — явление очень сложное и имеет социальный характер, то есть оно возникло в обществе полностью закономерно и существуют вместе с ним. Религия является одной из найдревнейших форм общественного сознания — одной из форм отображения мира, но отображения своеобразного.
Другие определения термина «религия»: 1. образ жизни; 2. система символов, моральных правил, обрядов и культовых действ, что поступает от общих представлений о порядке бытия; 3. Любая религия — больше или меньше стройная система, которая состоит из трех элементов: представлений, настроев, действий (Г.В.Плеханов)».

(Религия. Сайт www.religere.ru.)

«Существует множество определений понятия «религия»: на бытовом уровне, в рамках современного религиоведения, философии и богословия. Религия — это феномен, который одновременно находится и в имманентной и в сфере «запредельных знаний» (трансцендентного), что создает возможность для различных спекуляций и споров. Например, богословы и теологи не признают «знаний» ученых о религии, считая невозможным изучение религии (сакрального) методами эмпирической науки, а иногда считая подобную практику — неким кощунством и святотатством. Одновременно, существует традиция отождествлять религиоведение и научный атеизм, что также вызывает негативную реакцию со стороны верующих — к возможной научной оценке такого явления как «религия». Философские определения религии:
— Фома Аквинский — Религия есть «ordo ad Deum» (подчинение Богу).
— К.Г.Юм — религия является не чем иным, как видом философии.
— А.П.Флоренский — религия есть жизнь нас в Боге и Бога в нас. Феноменалистическая религия есть система таких действий и переживаний, которые обеспечивают душе спасение. Другими словами, спасение в том наиболее широком, психологическом смысле слова есть равновесие душевной жизни.
— Ж.-Ж.Руссо — Религия, рассматриваемая в ее отношении к обществу, которое бывает или общим, или частным, может быть тоже разделена на два рода, именно: религия человека и религия гражданина. Первая — без храмов, без алтарей, без обрядов, ограниченная чисто внутренним почитанием всевышнего Бога и вечными обязанностями морального свойства — составляет чистую и простую религию Евангелия, истинный теизм. Другая — введенная в одной стране, дает ее богов, ее специальных патронов — покровителей; она имеет свои догматы, свои обряды, свой внешний культ, установленный законом; исключая единственную нацию, которая ей следует, все для нее неверные, чужие, варвары.
— Гегель — Философия и религия — одно и то же проявление Мирового Духа в объективной и субъективной формах, обе они — «служение Богу», различающееся только своими методами, но не предметом осмысления. Конкретные «определенные религии, правда, не составляют нашей религии, но в качестве существенных, хотя и подчиненных моментов… они содержатся и в нашей религии. Следовательно, мы видим в них не чужое, а наше, и понимание этого заключает в себе примирение истинной религии с ложной.
— Л.Фейербах — Основу религии составляет чувство зависимости человека; в первоначальном смысле природа и есть предмет этого чувства зависимости, то, от чего человек зависит и чувствует себя зависимым.
— К.Маркс — Религия есть «вздох угнетенной твари, сердце бессердечного мира, дух бездушных порядков, опиум народа».
— М.Вебер — Определение того, что «есть» религия, не может быть дано в начале исследования такого типа, каким является наше, — оно может быть дано только в его конце. Однако нас здесь вообще интересует не «сущность» религии, а условия и взаимодействия совместной деятельности определенного типа, понимание которой возможно только исходя из субъективных переживаний, представлений, целей отдельного человека — из «смысла» деятельности, так как внешний ее характер чрезвычайно многообразен.
Для современного религиоведения религия — это «мировоззрение, миропонимание, мироощущение, а также сопряженное с ними поведение людей, определяемое верой в существование сверхъестественной сферы, артикулируемой в зрелых формах Религии в качестве Бога, божества. Религия предполагает доминирование в душе человека чувства зависимости и долженствования по отношению к дающей опору и достойной поклонения трансцендентной и тайной силе. Религия отражает стремление человека и общества к непосредственной связи с Абсолютом (Богом, богами, субстанцией — безусловным средоточием всего существующего, главной святыней). Круг вопросов о существовании и ликах Абсолюта, о путях постижения Его, о практической значимости этого постижения для иных сфер духовной жизни человека, об отношении этого постижения к «посюсторонней» материальной жизни людей — неизбывно перекрещивал исторические судьбы Религии и философии, Религии и всего гуманитарного знания.
В рамках научного атеизма религия — это мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), которые основываются на вере в существование (одного или нескольких) богов, «священного», т.е. той или иной разновидности сверхъестественного. По своему существу Религия является одним из видов идеалистического мировоззрения, противостоящего научному».

(Определения понятия «религия». Сайт www.almpos.su/wiki/религия.)

«Религия как явление, присущее человеческому обществу на протяжении всей его истории и охватывающее до настоящего времени подавляющую часть населения земного шара, оказывается, тем не менее, областью, мало понятной для очень многих людей. Одной из причин этого, казалось бы, странного факта служит то обстоятельство, что религию, как правило, оценивают по ее внешним признакам, по тому, как она практикуется ее последователями в культе, в личной и общественной жизни. Отсюда проистекает масса различных трактовок религии, усматривающих ее существо либо в элементах, являющихся в ней второстепенными, незначительными, либо даже в ее искажениях, которых не избежала ни одна религия.
Поэтому вопрос о том, что составляет существо религии, какие признаки являются в ней определяющими, а какие несущественными, требует особого рассмотрения.
Религия имеет две стороны: внешнюю — как она представляется постороннему наблюдателю, и внутреннюю, которая открывается верующему, живущему в соответствии с духовными и нравственными принципами данной религии. С внешней стороны, религия представляет собой, прежде всего, мировоззрение, включающее в себя ряд положений (истин), без которых (хотя бы без одного из них) она теряет самое себя, вырождаясь или в колдовство, оккультизм и подобные псевдорелигиозные формы, являющиеся лишь продуктами ее распада, извращения, или в религиозно-философскую систему мысли, мало затрагивающую практическую жизнь человека. Религиозное мировоззрение всегда имеет общественный характер и выражает себя в более или менее развитой организации (церкви) с определенной структурой, моралью, правилами жизни своих последователей, культом и т.д. С внутренней стороны, религия — это непосредственное переживание Бога.
Предварительное понимание религии дает и этимология данного слова. Существует несколько точек зрения на происхождение слова «религия». Сам термин имеет латинское происхождение: (от лат. religio — совестливость, благочестие, благоговение, святость, богослужение). Так, знаменитый римский оратор, писатель и политический деятель I в. до н.э. Цицерон считал, что термин является производным от латинского глагола relegere (вновь собирать, снова обсуждать, опять обдумывать, откладывать на особое употребление), что в переносном смысле означает «благоговеть» или «относиться к чему-либо с особым вниманием, почтением». Отсюда и самое существо религии Цицерон видил в благоговении перед высшими силами, Божеством. Эта мысль Цицерона верно указывает на то, что благоговение является одним из важнейших элементов в религии, без которого религиозность превращается в ханжество, лицемерие и пустое обрядоисполнение, а вера в Бога — в холодную безжизненную доктрину. В то же время нельзя согласиться с тем, что благоговение перед чем-то таинственным и даже перед Богом составляет сущность религии. Сколь ни велико и необходимо благоговение в религии, тем не менее, оно представляет собой лишь одно из чувств, присутствующих в религиозном отношении человека к Богу, и не выражает его сущности.
Известный западный христианский писатель и оратор Лактанций (1330г.) считает, что термин «религия» происходит от латинского глагола religare, означающего «связывать», «соединять». Поэтому и религию он определяет как союз благочестия человека с Богом. «С тем условием, — пишет он, — мы и рождаемся, чтобы оказывать справедливое и должное повиновение порождающему нас Господу, Его одного знать, Ему следовать. Будучи связанными сим союзом благочестия, мы находимся в соединении с Богом, от чего получила название и самая религия… Так имя «религия» произошло от союза благочестия, которым Бог соединил с Собою человека…». Это определение Лактанция раскрывает самое существенное в религии — то живое единение духа человека с Богом, которое совершается в тайниках сердца человеческого.
Подобным же образом понимает существо религии и блаженный Августин (1430г.), хотя он считает, что слово «религия» произошло от глагола reeligere, т.е. воссоединять, и сама религия означает воссоединение, возобновление когда-то утерянного союза между человеком и Богом. «Его то ища, — пишет он, — или лучше, вновь отыскивая (от чего, кажется, получила название и религия), мы стремимся к Нему с любовью, чтобы, когда достигнем, нам успокоиться». Таким образом, происхождение слова «религия» указывает на два основных его значения: соединение и благоговение, — которые говорят о религии как о таинственном духовном союзе, живом, благоговейном единении человека с Богом.
Происхождение термина выводит нас на ряд определений, которые соответствуют сущности религии как культурного феномена. Вот, например, определение, данное русским философом, князем С.Н.Трубецким, в бытность им ректором МГУ: «Религия может быть определена как организованное поклонение высшим силам… Религия не только представляет собою веру в существование высших сил… но устанавливает особые отношения к этим силам: она есть, следовательно, известная деятельность воли, направленная по отношению к этим силам».
Интересное определение религии дает еще один известный русский философ и филолог А.Ф.Лосев: «Религия всегда есть то или иное самоутверждение личности к вечности». Таким образом, суммируя все вышеизложенные определения, итоговое определение может выглядеть примерно таким: Религия — это совокупность взглядов на мир, которые чаще всего основываются на вере в Бога, сотворившего мир и человека, давшего человеку в Откровении знание; религиозные верования составляют мировоззренческий, интеллектуальный компонент религии. Это затем совокупность действий, составляющих культ, в которых религиозный человек выражает свое отношение к Богу и вступает с Ним в мистическую связь в молитве, жертвоприношении. Это, также, совокупность норм, правил поведения, которым должен следовать человек как требованиям, предъявляемым ему Богом. И, наконец, это объединения религиозных людей в те или иные организации, такие как церковь, община, монастырь, секта, орден.
Иными словами говоря, любая религия характеризуется сочетанием трех характеристик: 1) наличием религиозного учения; 2) наличием религиозной практики (культа); 3) наличием религиозной организации. Рассматривая определения и сущность религии, нам приходится сталкиваться с рядом непонятных терминов, сопутствующих данному явлению. Это относится к понятию «культ». Культ — это совокупность действий, являющихся для представителей данной религии священными. Еще один термин является в обыденном языке синонимом религии. Это термин «вера». Существует множество определений данного термина, как философских, так и специальных. Самым главным заблуждением в трактовке этого термина было его противопоставление термину знание. Однако в контексте религиозном эти два понятия неразрывно связаны. Я не могу верить тому, чего не знаю, и я не могу полноценно знать и познавать то, во что не верю. Например, если я не верю в научные методы познания мира, то никакие законы и эксперименты меня не убедят. И, наоборот, если я признаю и принимаю научное познание мира, тогда научная методика работает. Т.е. вера и знание должны находиться в смысловом единстве. Таким образом, вера — личностное самоопределение человека по отношению к имеющемуся у него знанию».

(Религия: понятие и сущность. Сайм www.ayp.ru.)

«Религия является общественным институтом, занимающим важное место в структуре общества; выступает как форма общественного сознания, выражающая определенные идеи и регулирующая общественные отношения; существует в виде системы норм и предписаний поведения человека в обществе.
Науке известно около пяти тысяч религий. Многообразие религиозных форм, языковые различия для выражения этих форм в разных культурах делают чрезвычайно трудной проблему поиска характерных черт, которые позволили бы относить некоторые явления к религиозным. Все это усложняет проблему определения религии. Насчитывают более 250 таких определений, и число это постоянно растет. Невозможно рассмотреть каждое из определений, однако все определения можно разделить на группы и изучить характерные черты каждой группы. Выделяют следующие группы определений религии: теологические; философские; психологические.
Теологические определения — это определения, принятые в богословии. Они рассматривают религию «изнутри», исходят из той модели, которую задает соответствующая религия и конфессия. Несмотря на различие религиозных конфессий, в этом вопросе общим для всех является то, что они рассматривают религию как связь человека с Богом. Определения этого типа можно разделить на две группы: 1. Супранатуралистические исходят из того, что религия — это действительно существующая связь человека с Богом, она возникает из Откровения Бога, она дана человеку Богом раз и навсегда в неизменном виде. Эти определения не могут объяснить причин изменения религии. Их авторы считают, что человек нуждается в понятии Абсолюта, присутствие которого он постоянно ощущает; это ощущение помогает человеку упорядочить свою собственную жизнь. Русский религиозный философ П.Флоренский писал, что религия — это система действий и переживаний, обеспечивающих душе спасение. Душу окружает хаос общественных отношений и собственных бессознательных импульсов. Религия помогает выстроить из этого хаоса целостный закономерный мир и тем самым спасает душу от хаоса. 2. Исторические определения утверждают, что религия и общество тесно связаны. Религия является априорным, доопытным переживанием. Однако в обществе она испытывает разнообразные влияния со стороны государственных, семейных, экономических и других отношений. Таким образом, религия представляет собой одновременно и субъективное отношение к Богу, и историческую реальность. Эту точку зрения развивали многие богословы, в частности немецкие теологи Э.Трельч и Р.Отто. Исторические определения позволяют понять религию как исторический феномен, изменяющийся в соответствии с изменениями общества и в то же время сохраняющий неизменной свою способность к трансцендированию — выходу за пределы реальности с целью конструирования смыслового поля существования.
Философские определения позволяют взглянуть на религию как на особое образование, выполняющее в обществе важные функции. Они стремятся отыскать признаки религии извне, сознательно дистанцируют себя от какой бы то ни было религии и часто занимают по отношению к ней критическую позицию. Наиболее оригинальный взгляд на соотношение религии и общества в истории философии высказал И.Кант. Он считал, что человек как свободное существо должен следовать категорическому императиву, т.е. нравственному закону. Этот закон требует полноты нравственной добродетели, которая недостижима в «мире вещей для нас», следовательно, достижение этой высшей добродетели возможно только в перспективе, а значит, душа бессмертна и Бог является гарантией этого бессмертия и моральной основой бытия.
Кант различает религии моральные и статуарные. Моральные религии основаны на вере «чистого разума», в них человек с помощью собственного разума познает божественную волю в себе самом. Статуарные религии основаны на исторической традиции, в них познание происходит посредством Откровения Бога, их нельзя признать обязательными для людей. Только моральная религия является обязательной. Религия возникает сначала как моральная, но, чтобы получить распространение в обществе, она принимает статуарный характер. Высшая форма религии — Христианство, причем прежде всего в его протестантской разновидности.
Немецкий философ Г.Гегель считал, что религия является одной из форм самопознания Абсолютного духа, наиболее адекватной его природе. Религия равнозначна философии, у них один предмет — вечная истина, Бог и объяснение Бога. Но они различаются по методу исследования: религия исследует Бога с помощью чувств и представлений, а философия — с помощью понятий и законов.
Л.Фейербах в отличие от Канта и Гегеля считал, что религия появилась в результате отчуждения от человека самых лучших его характеристик, возведение их в абсолют и поклонение им. Он считал, что такую религию нужно уничтожить, а на ее место поставить поклонение одного человека другому, или любовь человека к человеку.
Психологические определения видят основу религии в особенностях человеческой психики. Представитель прагматизма, американский философ и психолог У.Джеймс считал, что истинность религии определяется ее полезностью. Основная функция любой религии — переход от душевного страдания к постепенному освобождению от него. Религия обладает чудесной силой, считал Джеймс, — самое невыносимое страдание человеческой души превращать в самое глубокое и самое прочное счастье. Полезность религии Джеймс видел в том, что она способствует внутреннему росту и более интенсивной духовной жизни.
Австрийский психолог, невропатолог и психиатр З.Фрейд называл религию великой иллюзией. Общество накладывает запреты на проявление человеческих инстинктов, в результате чего происходит вытеснение инстинктивных влечений, а это порождает неврозы. Религия является средством защиты от невроза, поскольку предлагает замещение желаемого и, соответственно, иллюзию исполнения желаний. Фрейд считал, что под воздействием рационального начала, по мере осознания человеком своих бессознательных влечений религия как иллюзия будет уничтожена.
Швейцарский психолог и культуролог К.Юнг считал, что помимо индивидуального бессознательного существует коллективное бессознательное, которое выражается в архетипах и воплощается в образах мифологии и религии. Коллективное бессознательное одинаково для всех людей на земле, так как обусловлено телесной организацией человека, оно является причиной появления религии. Различия, имеющиеся в религиозных представлениях разных народов, объясняются особенностями исторически сложившихся обычаев, традиций, ритуалов этих народов. Религия, как считал Юнг, выполняет важную функцию защиты сознания от разрушающих факторов — тайных бессознательных сил человеческой души.
Человек объясняет темные стремления души промыслами дьявола, а светлые стороны — стремлением к Богу. С такими объективированными образами человеку справиться легче, чем с собственными влечениями. В любой религии существует система действий, ритуальных предписаний, направленных на защиту человека от бессознательных сил. Юнг считал, что религия в таком понимании не будет преодолена никогда, потому что ее основа — свойства человеческой психики — неизменна. Не случайно психоанализ возникает в то время, когда религия сдает свои позиции. То, что осуществляла религия на протяжении веков, теперь пытаются заменить психоанализом.
Элементы и структура религии. Любая религия обычно состоит из следующих основных элементов: религиозное сознание (идеология и религиозная психология); религиозный культ (отношения); религиозные организации.
Религиозная идеология представляет собой приведенные в систему взгляды, касающиеся существования сверхъестественной силы, творящей мир и безраздельно господствующей в нем. В настоящее время религиозная идеология, в частности, включает: догматику; богословие; учение о культах (экзегетика); церковную археологию; учение об отцах церкви (патрология); историю святых книг церкви; правила проведения служений (гомилетика).
Религиозная психология подразумевает эмоциональные отношения верующих к Богу и его атрибутам, религиозным организациям, друг к другу, государству, обществу, природе. Преобладающими среди них являются чувства полнейшей зависимости от Божьей воли, обязанности, вины и страха перед Богом. Православный катехизис гласит: «Каждый последователь Христа должен нести свой крест, т.е. стараться всегда умерщвлять в себе свое самолюбие, злую волю, плотские страсти и чувственные греховные пожелания, а также, предавшись всецело воле Божьей, безропотно переносить разные лишения, труды, недостатки, бедность, скорби и обиды, подавляя в себе зависть, мстительность, вражду».
Религиозный культ представляет собой совокупность предписаний, указывающих, что как и когда надо делать, чтобы быть угодным Богу. В культе реализуется связь людей со сверхъестественными силами, проявляется стремление воздействовать на них.
Религиозная организация подразумевает деление верующих на рядовых и их руководителей, т.е. на паству и пастырей или мирян и клир. Религиозные организации выступают и в виде различных объединений пастырей и паствы: монашеские ордена, религиозные братства, общества верующих и др.».

(Религия и проблема её определения. Сайт www.grandars.ru.)

«5. Происхождение, сохранение и сущность религии. Религии, как упоминалось выше, по мнению археологов, палеонтологов и религиоведов насчитывается не менее 150-200 тыс. лет. Религия возникла ещё у первобытных людей, находившихся на очень низкой ступени развития, как по средствам производства, так и по мировоззрению. Это были примитивные культы и обряды магии, тотемизма, анимизма, фетишизма. Поэтому религия не могла быть результатом каких-то серьёзных мыслительных процессов первобытного человека.
До сих пор среди теологов, ученых и философов нет единого мнения о причинах и сущности процесса возникновения религии как общечеловеческого феномена. Ни одна из многочисленных известных в настоящее время теорий не получила всеобщего признания. Научную и религиозную общественность не убедил ни религиозный, ни светский подходы. Нет единства и внутри этих подходов. Разработанные теории противоречат друг другу и не имеют достаточно убедительного теоретического, и в целом, научного обоснования. Более того, эти теории очень «похожи» на своих создателей, так как каждый автор рассматривал проблему со своей мировоззренческой и профессиональной позиции. В результате теории получались односторонние и не охватывали всей совокупности вышеприведенного комплекса факторов, которые не только могут влиять на содержание любой религии, но и в свое время создали условия для её возникновения.
В итоге у материалистов и марксистов преобладали факторы грозных сил природы и классовое расслоение общества. У психологов с подачи З.Фрейда религия появилась в тесной связи с комплексом Эдипа и в конечном итоге объявлена массовым психозом, как отражением несбывшихся желаний. Социологи видят в религии средства осознания верующими социума, членами которого они являются. Соответственно и появление религии напрямую связывают с появлением коллективного образа жизни, охоты, защиты, спасения и, наконец, осмысления реальностей жизни. Этнографы видели в религии некоторый первичный природный элемент культуры и способ её нормального функционирования. У теологов вопрос возникновения религии сводится к доказательствам существования Бога. Несмотря на очевидную односторонность этих теорий нельзя сказать, что все они ложны. В каждой из них есть несомненное зерно истины, как в каждом кусочке смальты есть определенная часть содержания общей мозаики.
В соответствии с этим всё большее число исследователей в настоящее время приходит к выводу о комплексном характере происхождения религии.
Рассмотрение проблемы в координатах среда – объект автоматически приводит к такому же выводу. Но проблема в том, что количество действующих факторов, как мы видели выше, очень велико. И все эти факторы с одной стороны связаны между собой, а с другой в свою очередь зависят от множества других факторов. Поэтому одновременно теоретически в одной теории все эти факторы учесть практически невозможно. При разработке подобной теории нужно заранее быть готовым к приближенности конечного результата, и заранее знать, что к адекватной реальности теории можно подойти только методом последовательных и многоэтапных приближений. В процессе этого приближения необходимо перебирать и оценивать все участвующие факторы, постепенно выстраивая самый оптимальный набор факторов с указанием их функций и степени влияния.
В соответствии с этим при анализе приведенного общего комплекса факторов обращает на себя внимание очевидная недооценка влияния на процесс формирования религиозного сознания (а в дальнейшем и развития) природы и специфики самого процесса познания, результатом которого является любое знание, и источником которых является любая вера, т.к. верить можно только в то, что себе как-то представляешь, т.е. в какой-то степени знаешь. В частности практически не рассматривается процесс хранения и обработки информации, зависимость от источников и способов её получения.
На наш взгляд именно учет степени влияния этого фактора в сочетании с другими доступными для исследования факторами может в какой-то степени прояснить и дополнить ситуацию с происхождением религии.
Необходимость комплексного подхода в данном случае вытекает также из того известного факта, что «зашоренный» узкопрофессиональный подход известных в своей области глубоко верующих специалистов и ученых сослужил им в данном случае плохую службу, не позволяя им выйти за рамки колеи родной науки и шире взглянуть на сущность религии. Хотя именно у творческих натур, в том числе и у выдающихся ученых, как правило, сильно развито творческое воображение, основанное на интуитивно-эмоционально-чувственном восприятии мира, которое тоже основано на работе подсознания. Т.е. подсознания и учета влияния только нескольких факторов здесь недостаточно.
Поэтому для объективности вопрос нужно решать с максимально общих позиций, соответствующих разносторонности и масштабу проблемы. Одну из таких возможностей представляет теория замкнутой системы (ТЗС).
В соответствии с ТЗС в объекте не может быть ничего того, чего нет или не было в его среде прошлой или настоящей. Для случая религии это означает, что в ней не может быть другого содержания, чем в комплексе факторов её среды настоящей и прошлой. В полном соответствии с этим вся информация священных текстов соответствует времени их появления, со всеми его знаниями и незнаниями. В одном из вариантов там есть сотворение мира за семь дней, но нет намёка на современные информационные средства и технологии, на космические открытия или виды вооружений. Сказано, кто кого родил, но не сказано, что земной шар вращается вокруг Солнца, а оно в свою очередь является рядовой звездой одной из множества мировых галактик. Сказано, что Бог создал первочеловека Адама из глины, но нет ни слова об успехах современной генетики, в частности генной инженерии.
Изменение факторов с развитием нашей цивилизации изменяло содержание соответствующих религий. Различие действующих факторов в разное время на различных территориях у разных народов сформировало различные религии от примитивных языческих до мировых, от магии, фетишизма, политеизма до монотеизма. Этот процесс продолжается и сейчас. Глобальные процессы унификации жизни медленно, но неизбежно приведут к унификации сознания и мировоззрения, в том числе и религиозного. Строго говоря, человечество как единое целое на данной стадии развития находится на одном из этапов политеизма, т.к. боги всех мировых и региональных религий — это разные боги, их много, они разные, и всех их породило ещё недостаточно унифицированное сознание пока немонолитного, необъединенного человечества. Настоящий общечеловеческий монотеизм ещё впереди. Т.е. мы, исследуя религию и её происхождение, преследуем движущуюся цель, которой движет меняющаяся среда.
Первые следы религиозных обрядов относятся к периоду 150-200 тыс. лет назад, когда человек жил в основном не разумом, а чувствами, представлениями, ощущениями, инстинктами, эмоциями и т.д. Объём знаний об окружающем мире, способ и степень обработки поступающей информации не намного отличалась от наших ближайших биологических родственников.
Человек как один из элементов, звеньев цепи земной жизни неразрывно связан с ней как исторически, так и биологически. Современная наука при исследовании генома человека и животных обнаружила очень много общего даже с далёкими биологическими родственниками (с шимпанзе — 98%). Построенные по этим генетическим программам, живые организмы естественно также оказывались во многом похожи, как анатомически, так и функционально. Ранее ещё до появления генетики эту связь обнаружила сравнительная эмбриология человека. У человека много общих с животными органов чувств, подобны их поведенческие реакции и стереотипы поведения и т.д. Сохранились даже наши общие черты с растениями. Известно, например, что при длительной голодовке (~>40 суток) в человеческом организме происходит фиксация растворимого в крови углекислого газа и повышенное потребление азота из воздуха, т.е. питание организма производится прямо из воздуха. С другой стороны развитие растений зависит от эмоционального воздействия на них окружающих людей.
Несмотря на недостаточную изученность вопроса к настоящему времени накопилось достаточно много данных об общности процессов получения, хранения и первичной обработки информации получаемой от окружающего мира нами и животными. На основе этого и вырабатывается подобное поведение организма. В процессе развития головного мозга и соответствующего развития сознания все эти процессы неуклонно совершенствовались, менялись количественно и качественно, повышался уровень, менялись виды, объём и скорость обработки информации. На последнем этапе развития в головном мозгу появилась кора больших полушарий, и появились малоинерционное и быстродействующее рационально-рассудочное мышление и интеллект. В структуре головного мозга человека чётко видны (отпечатались) этаж за этажом исторические этапы его развития, начиная от исторически первого продолговатого мозга, служащего непосредственным продолжением спинного мозга, моста, мозжечка, среднего и промежуточного мозга к конечному мозгу с его корой больших полушарий. Последняя с её серым веществом, содержащим миллиарды нейронов, как известно, отвечает (точнее осуществляет) за высшие психическую и интеллектуальную деятельность. Именно кора больших полушарий определяет рационально-логическое восприятие мира и соответствующее мировоззрение. Инстинкты, интуиция, чувства, воображение и т.д. вырабатываются и хранятся, как известно, в подсознании.
Но с появлением рационального мышления другие виды отражения окружающего мира, как и соответствующие отделы головного мозга не исчезли и до сих пор продолжают получать от органов чувств, обрабатывать и хранить информацию и выдавать на этой основе свои исполнительские команды, часто не совпадающие с командами коры больших полушарий, работающих по другой технологии. Различие в командах разных структур мозга обуславливается различными механизмами их функционирования, которые в свою очередь и в свое время вырабатывались в соответствии со своими средами обитания. Подсознание исторически возникло раньше, но в своей среде и, несмотря на её существенное изменение, по-прежнему работает по старым программам, соответствующим прежней среде. Сознание обогатилось новыми программами, вырабатывающими в одних и тех же условиях из одной и той же информации органов чувств уже совсем другие решения.
Поэтому в нашей голове в настоящее время в лучшем случае двоевластие (сознание и подсознание), а в худшем – многовластие (так сказать, вполне законная и естественная шизофрения). И каждая власть издает свои приказы, часто противоречащие, а иногда взаимоисключающие друг друга. Хочется одно, а надо другое. Эту ситуацию хорошо иллюстрирует народная мудрость: «И хочется, и колется», «Охота пуще неволи», «Глаза боятся, а руки делают», «Больше воли (желания) — меньше доли (пользы)», «Дай сердцу волю — заведет тебя в неволю» и т.д. Здесь четко противопоставляется противоречивые приказы подсознания (желания) и сознания (разума).
У каждой власти свои привычки и особенности. Подсознание более инерционно и консервативно. Оно намного медленнее принимает новую информацию и перерабатывает её, но более прочно удерживает, чем сознание. Связь между обеими властями вероятно чисто символическая и не узаконена каким-либо существенным органическим образом. Решения подсознания нельзя опровергнуть логикой, фактами и доказательствами сознания. Человеку нельзя объяснить, что он сыт, когда он голоден, нельзя объяснить, что ему холодно, когда ему жарко. Внушить (через подсознание) можно, а доказать нельзя. Таким образом, нельзя изменить содержание подсознания, воздействием на него сознанием.
По этим причинам наше мировоззрение и поведение часто эклектично и противоречиво, и в нем нередко одновременно уживаются совершенно противоположные представления и мнения об одном и том же.
Иногда мы из-за недопонимания и хаоса в обществе откровенно усиливаем природную «шизофрению», внушая одним и тем же детям в одной школе, но на разных уроках сразу две противоположные теории происхождения человека: божественно-библейскую и дарвиновскую, и таким образом успешно «расщепляем» их несформировавшееся сознание.
Религия, как составляющая часть общего мировоззрения, занимает свое законное место где-то в подсознании, поскольку религиозные чувства и представления основываются не на логике и научном знании, а на чувственно-интуитивном ощущении наличия чего-то непознанного трансцендентного и всемогущего. Все попытки логического доказательства существования Бога опровергаются всем развитием нашей цивилизации и научно-техническим прогрессом.
Первые религиозные представления, вероятно, появились на заре формирования сознания. Появились в виде игры воображения, мифов, легенд, гипотез, т.к. развитой системы знаний в то время ещё не было, а вокруг было много непонятного, что необходимо было бы хоть как-то объяснить, чтобы эти объяснения в дальнейшем использовать на практике. Альтернативы этой модели мира и поведения для многих случаев тогда ещё не было.
Возникает вопрос, какие гипотезы, какие предложения мог выдвинуть первобытный человек для объяснения непонятного? Скорее всего, первой была попытка объяснить неизвестное через ближайшее аналогичное известное. А что было известно человеку того времени о причинах тех или иных изменений в его окружении? Очевидно действия свои собственные и своих сородичей, т.е. живых, одухотворенных и реально влияющих на природу, на результативность охоты, собирательства, рыбной ловли, трудовые процессы и т.д. Вполне естественно, что эти свойства и способности живых он за неимением других аналогий перенёс и на окружающие явления, вещи, предметы, небесные тела, явления природы. Поэтому вероятно ожили и одухотворились все явления природы и вся неживая природа. Религия дала объяснение, но не на основе знаний, а на базе веры, как недоказанной (или недоказуемой) истины. Незнания заменялись верой без объяснений, размышлений и доказательств, по предположению, переходящему от постоянного использования в убеждение.
Но предположения и фантазии тоже не могли появиться ниоткуда. Они могли появиться только из опыта, т.е. это тоже был какой-то вариант вероятных, но бессознательных, интуитивных знаний, связанных с истиной намного слабее, чем знания доказанные, точные, явившиеся результатом аналитической работы головного мозга или мышления. Но, несмотря на эту весьма далекую от реальности точность, вера тоже должна была быть в какой-то степени адекватна действительности, иначе, основанные на ней действия были бы ошибочными, и человек бы не выжил.
То есть вера возникла как способ заполнения интервала между приблизительным, предполагаемым, вероятным знанием и знанием абсолютным — т.е. законами науки, законами реального окружающего мира. Вера что-то знает, но не всегда знает, что именно и не знает почему. Это общая ситуация, а конкретное наполнение веры зависит от перенесенного в неё содержания наиболее близких, аналогичных, интуитивных знаний и т.д. За многие тысячелетия этот механизм закрепился глубоко в подсознании и стал неотъемлемой частью системы управления человека, превратилась в его религию, в которую он верит, потому что у него нет других объяснений.
Поскольку тотемизм, фетишизм, пантеизм и политеизм создавали весьма пёструю, неубедительную и сложную для понимания и взаимодействия общества систему веры, входящую в противоречие с общими общественно-политическими тенденциями развития человеческой цивилизации, со временем стала доминирующей и объединяющей вера в более удобную и простую общую причину всего непознанного — в единого, но пока разноликого Бога.
Монотеизм в большей степени соответствовал новому набору факторов новой среды. Но почва подсознания для всех религий остается прежней, в то время как на почве сознания «выросло» уже новое восприятие мира — научное мировоззрение.
Но почва, на которой «растут» иррациональные представления не исчезла и до настоящего времени. Она успешно функционирует и в наше время в виде творческого воображения, инсайта, интуиции, гипотез и т.д. На современном этапе развития процесса познания эта форма человеческого мышления выделена в специальную группу эвристических методов исследования, в противоположность аналитическим, физическим и т.д. Как известно эвристика — это наука, изучающая творческую деятельность, а истинное творчество — алогично, интуитивно, неочевидно, т.е. оно также «растет» из подсознания.
Поскольку религия является функцией своей среды, т.е. результатом действия её переменных факторов, то она обречена на соответствующую непрерывную трансформацию с изменением своих свойств, содержания и значимости для отдельных людей и для общества в целом, противореча и сопротивляясь более совершенному современному научному мировоззрению. Возникает вопрос, а почему бы вообще не отказаться от её услуг? Очень просто: мы не умеем этого делать, как не умеем ликвидировать более 100 атавизмов современного человеческого организма. А религия действительно в определенном смысле является одним из атавизмов человека, но атавизмом очень деликатной его сферы: тончайшей системы управления, поэтому касаться любыми инструментами (не говоря уже о хирургических) очень опасно. А, кроме того, в подсознании размещаются все наши чувства, и, главное, наши инстинкты.
Но как оказалось, религия пока вообще необходима мировому сообществу по целому ряду довольно важных и очевидных причин.
Естествознанию и вообще науке до сих пор неподвластны целые области пока необъяснимых явлений и загадок природы типа уникальных способностей некоторых людей (память, счёт, иностранные языки, ясновидение, телепатия, гипноз, телекинез, телепортация, мануальная терапия), ряд религиозных «чудес». Не поддаются точному описанию и анализу вопросы морали, нравственности, эмоций, духовности и т.д. До сих пор нет единой теории сознания. В этих областях религии нет альтернативы.
Оказалось, что религия, как продукт одного из древнейших способов познания, может одновременно обладать целым рядом полезных дополнительных свойств и функций (компенсационной, регулятивной, легитимизирующей, коммуникативной, интегрирующей, общественно-политической, оздоровительной и др.).
В противоположность современной науке она проста и понятна широким народным массам. За этими причинами востребованности религии прослеживаются уже другие действующие факторы её среды (относительно факторов возникновения). <…>.
Религия в разных ипостасях оказалась самым мощным идеологическим оружием массового уничтожения и спасения. Религия — это идеология, которая одновременно может объединять и разобщать, освобождать и угнетать, умиротворять и ожесточать, учить любить и ненавидеть. Именно эти качества в разных ситуациях обуславливают необходимость религии, даже не меняя её содержание, а меняя только точку зрения на неё и соответствующую интерпретацию её догм, разработанных в своё время отнюдь не квалифицированными юристами.
Таким образом, наряду с очевидной пользой религия способна приносить существенный вред как отдельным людям и группам, так и целым государствам, а в тёмное тупо-агрессивное средневековье и всей человеческой цивилизации.
Всё существование религии является плодом её балансирования между порождаемыми ею добром и злом. Именно этот баланс обеспечивает её жизнеспособность и одновременно возможность, и необходимость её трансформации. Задача современной науки состоит в том, как обернуть этот баланс в пользу общества. Вопрос только в том, как это сделать. Вполне очевидно, что воздействовать на религию можно только с помощью известных факторов её среды, а также используя её вышеперечисленные известные свойства как отдельных конфессий, так и религии в целом.
Таким образом, сущность любой религии можно определить следующим образом. Религия — это разновидность и составляющая часть системы знаний человека об окружающем мире. Религия является результатом совместного действия на человека комплекса разнообразных взаимозависимых переменных внешних факторов. Религия есть результат интуитивно-эмоционально-чувственного подсознательного опыта взаимодействия человека с окружающей средой. Религия решает человеческие проблемы, нерешенные или не решаемые другими способами. На базе иррационального опыта религия «объясняет» необходимое и «познает» непознаваемое.
Религия основана на принципе слепой веры в справедливость и истинность определенной неосознанной эмпирически полученной «вечной» системы догм, представляющих своеобразную модель мира, в частности, набор основных правил жизни. Мир религии параллелен и плохо совместим с миром науки и разума. Религия существует, пока она полезна и пока существует и функционирует подсознание человека, видоизменяясь с изменением комплекса внешних факторов.
На базе изложенного можно сформировать соответствующее определение религии, отличное от исходного. Религия — содержание одной из разновидностей мировоззрения человека, основанное на подсознательном восприятии и оценке окружающего мира, удовлетворяющее его личным и общественным потребностям и замещающее мир непознанного атрибутом слепой веры в истинность и ценность определенной системы эмпирических и интуитивно обоснованных незыблемых базовых догматов этого мировоззрения.
7. Перспектива развития религии. Анализируя динамику изменения наиболее значимых однонаправленных факторов среды религии в частности глобализацию, информатизацию, интеграцию, унификацию условий жизни, можно предположить, что этим объединительным процессам мирового устройства в будущем больше будет соответствовать истинный, а не региональный монотеизм, т.е. единый Бог для всех верующих Земли.
Учитывая противоречия между системами религиозных догм, бурно развивающейся наукой и интенсивным увеличением объема рациональных знаний можно прогнозировать постепенное увеличение доли научного мировоззрения, относительно религиозного. Темп этого процесса будет зависеть от инерционности подсознательных религиозных программ и политики человеческого сообщества по отношению к религии.
Как частные этапы и элементы приведенных целых циклов развития религии можно прогнозировать некоторые такие промежуточные состояния как усиление терпимости, плюрализма и толерантности между разными конфессиями, а также постепенное и длительное сближение их позиций, что неизбежно приведет к сближению народов и установлению между ними религиозного мира.
Кроме того, возникновение числа новых модификаций мировых религий можно рассматривать как размывание традиционной системы мировых религий.
Экстраполируя динамику развития религиозных процессов за последние тысячелетия, можно ожидать, что предполагаемая смена циклов займет тоже не одно тысячелетие, если человеческое сообщество не сочтет необходимым каким-либо образом ускорить этот процесс».

(Мельников В.И. Религия как закономерный процесс смены
подсознательных мироощущений. 18.06.2010г. Сайт www.filosofia.ru.)

* * *