Статья 2.6. Тантра как Древняя Религия. (ч.2).

«Индия — это отправная точка духовного поиска и начало пути к высшему. Индия — колыбель Санатана-Дхармы — незыблемого закона, вечной религии, вечного пути. Индия — это необыкновенная, удивительная страна, история которой исчисляется тысячелетиями, страна мудрецов, святых и отшельников, страна древних храмов и таинственных обрядов, страна, где каждый новый день начинается с молитвы, аромата благовоний и цветов. Таинственные культы и монастыри, разнообразие духовных школ и традиций — всё это Индия. Индия — страна Мистического Откровения. Тысячелетиями хранит она сакральные Истины. Её земля пропитана преданиями о тайнах Мироздания и Бытия. <…>. Древняя Мудрость, реализованная в жизнь, давала возможность приоткрыть перед достойнейшими тайны, о которых всё человечество узнает значительно позже. Об этих тайнах рассказано везде: они запечатлены в языке и литературе, скульптуре и танце, ритуалах и традициях. Они становятся доступными каждому, кто научился говорить языком Любви и открытого Сердца, кто за внешним проявлением Жизни ищет её внутреннее содержание. <…>. Индия хранит в себе полный объём мистических способов и технологий, цель которых — привести к Откровению, к блаженному «союзу» (таково буквальное значение слова «йога») конечного «Я» и Бесконечного. <…>. Эти практики преподаются там до сих пор в самых разнообразных местах, начиная с пещер и лачуг в Гималаях и заканчивая университетами Йоги, получившими правительственный сертификат. Многие из этих практик уже были экспортированы на Запад. Но, как иногда бывает с посылками из Индии, многие из них по дороге рассыпались на части, и мы получили кусочки и обломки, лишенные культурных и философских корней» (см. Индия — страна Санатана-Дхармы. Сайт www.bharatiya.ru.).

* * *

(продолжение)

3. ЧТО ТАКОЕ САНАТАНА-ДХАРМА?

«Основой Санатана-Дхармы (Неизменной Дхармы) является Откровение (Шрути), представленное в различных Шастрах — Смрити, Пуранах и Тантрах».

(Артур Авалон. Введение в «Маханирвана-Тантру».
Ключ к полному пониманию всей тантрической
литературы. Старклайт 2002г. 158 стр.)

«Глава четвертая. Боги и аватары. Индия между II в. до н.э. и началом н.э. Индийцам гораздо больше импонировала религия, не имеющая ни основателя, ни различимого во времени начала, религия, которая претендовала быть Санатана-Дхармой — Вечным Учением».

(А.Мень. История Религии. Том 6. На пороге Нового Завета.
В поисках пути, истины и жизни. От эпохи Александра
Македонского до проповеди Иоанна Крестителя. М. Слово. 1992г.)

«Индуизм, или Санатана-Дхарма (именно так эта религия именуется в Ведах и других священных писаниях), — самая древняя из существующих религий. В глубокой древности Санатана-Дхарма охватывала значительную часть человечества и была известна как Ведическая Религия (Вайдика-Дхарма)».

(Сундарадевананда Грихавадхута. Место Тантры в системе Индуизма.
// Тантрический Путь. Выпуск 3. Тантра-Сангха. 1995-1996гг. С.47-57)

««Санатана» означает нечто столь древнее, что возраст его не поддается определению. Санатана — это седая древность, что теряется в туманной дали времен, где едва брезжит заря цивилизации. «Дхарма» — это кодекс, согласно которому мысли, слова и дела должны быть основаны на Истине. Санатана-Дхарма — источник всех религий, и все религии содержатся в ней. В основе Санатана-Дхармы — учение о Едином Универсальном Высшем Я, или Атме, проникающей собою все сущее».

(Что такое Санатана-Дхарма? Сайт www.book.uraic.ru.)

«Суть Санатана-Дхармы можно передать следующим образом: если взять все существующие религии и убрать из них все, отличающее их друг от друга, тогда то, что останется и будет Санатана-Дхарма. Санатана-Дхарма заключает в себе несколько принципов, в том числе: 1. Кроме физического (материального) мира существует более тонкий мир — Духовный Мир, мир тонких энергий. 2. Существуют законы Духовного (тонкого) Мира, с которыми человек связан через ту часть своего существа, которая относится к Тонкому Миру».

(Религия и вера. Санатана-Дхарма. Сайт www.maxpark.com.)

«Учения могут меняться, святые могут меняться; школы, религии и названия также могут меняться. Линия передач, верования людей, те или иные убеждения, писания могут меняться. Но, поскольку они меняются, все это не является Санатана-Дхармой, потому, что Санатана-Дхарма — это то, что не меняется, то, что не зависит от относительного. Санатана означает вечная. Вечная Дхарма — это то, что существует всегда. Когда есть что-либо относительное — это не Санатана-Дхарма, это просто палец, указывающий на Санатана-Дхарму. Настоящая цель духовной практики (садханы) — это реализация такой Санатана-Дхармы. Человек должен познать Недвойственность, это главная цель Садханы. Вести человека по Жизни должно практическое знание Вечной Истины — Санатана Дхарма!».

(Источник неизвестен.)

«Санатана-Дхарма. Санатана-Дхарма (букв. вечная религия; естественная религия; вечный закон) — религия, провозглашенная Ведами, основная форма которой ныне известна как Индуизм. Синонимы: вайдика-дхарма (ведическая религия), арья-дхарма (закон ариев), хинду-дхарма (Индуизм)».
Дхарма. Дхарма — букв. «то, на чем все держится»; закон мироздания, религиозная вера, религиозные законы, путь праведности, священный долг, добро, истина, справедливость, гармония. Согласно Ведам, дхарма — это правильное осуществление предназначения той или иной вещи, явления, закономерности; по отношению к личности — это образ поведения, наиболее благоприятный для ее духовного развития, следование своему предназначению. Религия Вед и Агам именуется Санатана-Дхармой (Вечная Дхарма) мира и всех существ».

(Словарь. Сайт «Традиция Натхов». www.nathas.org.)

«Индуизм — одна из индийских религий, которую часто описывают как совокупность религиозных традиций и философских школ, возникших на индийском субконтиненте и имеющих общие черты. Историческое название Индуизма на Санскрите — Сана?тана-Дха?рма, что в переводе означает «вечная религия», «вечный путь» или «вечный закон. Индуизм уходит своими корнями в ведийскую, хараппскую и дравидийскую цивилизации, из-за чего его называют древнейшей в мире религией. В отличие от авраамических религий, у Индуизма не было своего основателя, в нём отсутствует единая система верований и общая доктрина. Индуизм представляет собой семейство разнообразных религиозных традиций, философских систем и верований, основанных на монотеизме, политеизме, панентеизме, пантеизме, монизме и даже атеизме. Типичными для Индуизма можно признать такие религиозные положения, как дхарма, карма, сансара, мокша и йога».

(Википедия. Свободная Энциклопедия.)

«Учение Бога есть Его Извечный Закон — Санатана-Дхарма. Он состоит в том, чтобы мы устремлялись к познанию Его, Слиянию в Любви с Ним и служили Ему, любя людей и помогая им, любя все твари, развивая, совершенствуя себя ради полной духовной самореализации. Бог на протяжении всей истории человечества на Земле учит людей одному и тому же: как развивать себя, стремясь к Божественному Совершенству, к Слиянию с Ним. Это Божественное Учение называется Санатана-Дхарма — Извечный Закон. Бог этому учил и учит через Аватаров и пророков. Но люди каждый раз со временем забывают самое главное в данном им конкретном Учении, кое-что в нём извращают, иногда вплоть до противоположности, и начинают враждовать с другими людьми, которые извратили Учение несколько иначе. Поэтому Богу приходится снова и снова говорить всё через новых пророков — чтобы в очередной раз попытаться воскресить Санатана-Дхарму».

(Антонов В.В. Экопсихология: Гармония общения с природой.
Психическая саморегуляция. Одесса. 2007г. Сайт www.seluk.ru.)

«С гималайских вершин ниспадают десятки тысяч потоков мысли, и их холодные воды дают жизнь всему внизу. Они текут вместе, их пересечения образуют широкие потоки. Из них рождаются две могучие реки, которые на протяжении всей истории орошали и озеленяли поросль индийской духовности. Одна из них — Веданта, а другая — Сиддханта. Этот современный катехизис представляет собой слияние этих двух мощных традиций в один поток, полноводный поток Санатана-Дхармы, неудержимый и мощный. Человек родственен Богу каждой клеточкой своего тела, и это знание вдохновляет на духовный поиск. Это постоянное чувство вечной Истины, ощущение, что Бог находится внутри человека, является сутью Санатана-Дхармы. Такая внутренняя реальность бьет ключом жизнь за жизнью, раскрывая врожденное совершенство души по мере того, как человек все больше и больше пробуждается и обретает видение своего полного и всецелого единства с Богом».

(Садгуру Шивайя Субрамуниясвами. Слияние с Шивой. Ника-Центр. 2008г. 338 стр.)

«Существует понятие Дхармы и существует понятие Санатана-Дхармы. Под Дхармой обычно подразумевают какие-либо религиозные учения, религию, как таковую. К примеру, учение Будды, Кришны, Шивы, традиционную Веданту, Адвайта-Веданту, все то, что составляет религиозную практику. Дхарма — это обусловленный местом, культурой, временем и определенным менталитетом набор обычных практик, верований, систем интерпретаций мира, связанных с миром людей или миром Богов, с тем, чтобы человек мог достичь Освобождения. Но выше Дхармы существует Санатана-Дхарма. Санатана-Дхарма — это то, что называется «вечная религия». Санатана-Дхарма — это высшее недифференцированное недвойственное осознавание, чистое осознавание вне рамок, доктрин и концепций. Санатана-Дхарма — не то, что учит нас каким-либо доктринам или теориям, не то, что учит нас каким-либо ритуалам. Санатана-Дхарама — то, что учит нас недвойственности. Познать свое сознание, как недвойственность — это сущность Санатана-Дхармы».

(Источник неизвестен.)

«Санатана-Дхарма — Святая Дхарма; Всеобщая предвечная религия, Вечная Дхарма, Вечный закон, то, что поддерживает этот мир. Вечная праведная деятельность Души — учение о духовных основах жизни, существующее с незапамятных времен. «Слово «Санатана» в выражении «Санатана-Дхарма» означает непреходящий, вечный, всегда существующий, а «Дхарма» — учение, или определенные фундаментальные принципы, которые должны вести человечество к внутренней гармонии и мирной жизни на земле. Когда человек отклоняется от Дхармы, то он попадает даже в большую зависимость, чем при физическом рабстве. Сейчас говорят, что если мы не будем достаточно сильны, то нас завоюют и поработят. Но потеря Дхармы — это еще большее бедствие. Чего стоит жизнь человека, если он не реализовал заложенные в нем таланты? Это учение называется вечным, потому что никто не знает, когда оно зародилось и кто его создатель. Это откровение, воспринятое возвышенными умами мудрецов. Оно фундаментально и вечно. Это не что-то временное. (Шри Сатья Саи Баба)».

(Словарь санскритских терминов. Организация
Шри Сатья Саи Бабы. Сайты www.saiorg.ru, www.saibaba.narod.ru.)

«Санатана-Дхарма — Путь познания и исполнения Истины, который есть Право, Закон, обозначаемый на древнем языке Дхарма. Это Путь принятия Божественной Воли, который является Правом, Истинным Законом. Древние риши молились знанию Закона Истины — Сатья-Дхармайя. Это была Истина-Закон, который искали все мудрецы и провидцы Ведического периода и над которой они работали. Древние риши видели, что Истина-Закон в действительности является Истиной-Волей Божества и может действовать в жизни, как внутренний духовный закон, и, как правило, личного поведения. Они применяли принцип Санатана-Дхармы как Путь Божественной Воли ко всей жизни, личной и общественной. Таким образом, Дхарма становится руководящим принципом всей жизни, чья природа действительно спрятана в тайнике сердца — Хридайя. Это была идея Дхармы, которую имели в виду древние, когда они призывали человека искать её внутри и предписывали эту санкцию сердца, необходимую для особого курса действия. Даже Ману, когда он составлял законы этического поведения, использовал фразу «Хридайя-Абхьяну-Джняна». Настоящая Дхарма есть Закон Истины — Сатья-Дхарма, это способ, с помощью которого Божественная Воля действует в каждом».

(Свами Шивананда. Тантра-Йога, Нада-Йога,
Крия-Йога. Сборник. Уфа. 2001г. 206 стр.)

«Бессмертный индийский святой Бабаджи, в последний раз прилюдно материализовавший своё тело в 1970г. в Гималаях и покинувший его там же в 1984г., проповедовал Санатана-Дхарму — «вечную религию», которая является источником всех религий. Санатана-Дхарма — это духовная суть Вселенной. Основатели различных религий касались этой сути и называли её Дао, Брахманом, Аллахом, Матерью — Ясным Светом. Бабаджи упоминал, что одним из его любимых учеников был Иисус, который провёл с ним девять лет. В нескольких древних библиотеках Ладакха (Гималаи) сохранились до наших дней записи о пребывании Иисуса в Индии и на Тибете. Бабаджи говорил, что все религии ведут к одной и той же цели и похожи на реки, впадающие в один бесконечный океан, — Санатана-Дхарму. Санатана-Дхарма не имеет никаких ритуалов, и в ней только три принципа — истина, простота, любовь, — которые являются основой всех религий. В Индии и Непале бессмертный Бабаджи из Хайдакхана (штат Уттар-Прадеш) был известен с 1800г. В 20-х годах ХХ в. Бабаджи в присутствии короля Непала и многих людей, пройдя по поверхности реки до её середины, превратился в столп света и исчез. Перед этим святой сказал королю, что для него настало время покинуть этот мир и что его тело отслужило своё (хотя и выглядело очень молодо)».

(А.Лапин. Тантрические взгляды на устройство Вселенной,
человека и природу любви. 1994г. Сайт www.darklight-tantra.narod.ru.)

«Верования Индуизма. До тех пор, пока жители Персии не назвали «индусами» тех, кто жил на востоке от реки Инд, пока для описания их религиозных практик не стали использовать слово «индуизм», эта древняя вера имела ранее другое название — Санатана-Дхарма (Вечная Истина). <…>.
Индуизм включает в себя целый спектр различных философских позиций — более широкий, чем у любой другой религии. Один учитель восхваляет преданность в качестве высшего пути, тогда как другой, пренебрегая преданностью, говорит, что освобождение приходит только после того, как разрушена иллюзорная видимость вселенной. Как же, в таком случае, понять Индуизм? С гималайских вершин ниспадают десятки тысяч потоков мысли, и их холодные воды дают жизнь всему внизу. Они текут вместе, их пересечения образуют широкие потоки. Из них рождаются две могучие реки, которые на протяжении всей истории орошали и озеленяли поросль индийской духовности. Одна из них — Веданта, а другая — Сиддханта. Этот современный катехизис представляет собой слияние этих двух мощных традиций в один поток, полноводный поток Санатана-Дхармы, неудержимый и мощный.
Шабдакоша. Словарь. Санатана-Дхарма — «Вечная Религия» или «Непрекращающийся Путь». Традиционное название индуистской религии».

(Садгуру Шивайя Субрамуниясвами. Танец с Шивой.
Современный катехизис Индуизма. СПб. 1993г.)

«Позвольте мне привлечь ваше внимание к другому факту. В предыдущих случаях, когда Бог воплощался на земле, блаженство осознания Его в этом воплощении признавалось только после того, как физическое воплощение покидало мир, несмотря на множество доказательств его благодати. И лояльность, и преданность, которую они вселяли в людей, возникала из-за опасения и страха перед их сверхчеловеческими силами и возможностями или из-за их верховной и карающей власти. Но задумайтесь на мгновение об этой Сатья Саи Манифестации; в этой эпохе необузданного материализма, агрессивного недоверия и непочтительности, что является тем, что приносит ему обожание миллионов со всего мира? Вы убедитесь, что основная причина этого — надмирская Божественность в человеческой форме.
Опять же насколько удачливы вы в том, что вы можете наблюдать, как все страны мира воздают должное Индии; вы можете слышать восхищение именем Сатья Саи, звучащее по всему миру, прямо тогда, когда это тело существует, не когда-нибудь в будущем, а тогда, когда оно с вами, перед вами. И опять же, очень скоро вы сможете наблюдать восстановление Древней и Вечной Религии (Санатана-Дхармы) в ее подлинном и естественном состоянии, справедливость (дхарма) лежит в основе Вед ради блага всех народов мира. Возрождение ведической дхармы — это Саи Санкальпа (намерение Саи), которая не только притягивает людей ко мне, привлекая их проявлением моей шакти (силы) и самартхья (способностей). Это явление будет поддерживать истину, оно искоренит неправду, и эта победа приведет всех вас в ликующий экстаз. Такова Саи Санкальпа».

(Откровение. 17 мая 1968г. Сатья Саи говорит. VI. стр. 210-213,
последняя часть лекции Сатья Саи Бабы на Всемирной Конференции
Бхагаван Шри Сатья Саи Сева Организаций в Бомбее, 17 мая 1968г.)

«Часть четвертая. Живые религии Востока. Бессмертное учение: Индуизм. Религиозная Традиция, которую мы называем Индуизм, является результатом пяти тысяч лет развития. Само название, однако, возникло примерно в 1200г. н.э. в связи со стремлением мусульманских завоевателей провести различие между верой индийского народа и их собственной. Индуизм — персидский эквивалент слову «индиец». Сами индийцы, однако, предпочитают говорить о бессмертном учении или законе (Санатана-Дхарма), подчеркивая неземное происхождение их верований, возникших в результате божественных откровений.
Нет основателя, нет символов. У Индуизма нет основателя и нет пророка. Нет у него ни духовной иерархии, ни установленных символов веры. Значение придается, скорее, образу жизни, а не образу мышления. Бывший президент Индии Радхакришнан однажды заметил: «Индуизм является больше культурой, нежели вероучением».
Существует мнение, что Индуизм является федерацией культов и традиций, коллажем идей и духовных стремлений. Если так, то можно ли говорить об Индуизме в единственном числе или же существует множество индуизмов?
Под одним зонтиком. Для Индуизма, как и для других религиозных течений, название является зонтичным термином, который не требует полной идентичности с явлением. (Можно провести параллель: ритуалы африканской независимой христианской церкви во многом не похожи на коптские или армянские литургии, однако все они обозначаются термином христианские). Но если Индуизм включает в себя семейство религиозных верований, то нам все равно следует найти что-то, что могло бы называться характером религии индийцев».

(Религии мира. История и современность.
(6 выпусков). М. ГРВЛ. 1982-1986гг., 1988г.)

«Неотъемлемой чертой восхождения человеческой эволюции, осознания человеком своей высшей цели является религия и духовная дисциплина. Религия — связь между личностью и вселенной. Если бы ее не было, жизнь бы превратилась в хаос. <…>.
Но к счастью, в каждом человеке мы видим строителя моста, который поможет перейти эту реку [хаоса]. Мы можем обладать большим, чем один мост: цели всех людей в этом сходятся. Мост, построенный мудрецами и искателями истины в Индии, известен как Санатана-Дхарма. Он называется так, потому что он вечен и покоится на вечной основе Вед и может использоваться всеми во всех странах во все времена. Вот почему его называют Ведическим мостом и Ведическим путем, Арийским путем. Все люди приглашены следовать этому пути.
Санатана-Дхарма — Святая Дхарма, всеобщая предвечная религия, вечная Дхарма, вечный закон, то, что поддерживает этот мир. Вечная праведная деятельность Души — учение о духовных основах жизни, существующее с незапамятных времен. Слово «санатана» означает непреходящее, вечное, всегда существующее, а «дхарма» — учение, или определенные фундаментальные принципы, которые должны вести человечество к внутренней гармонии и мирной жизни на земле. <…>.
Дхарма (кодекс жизни), которую Веды предлагают нам освятить, также не имеет ни начала, ни конца. Потому что она связана с Конечной Целью. Святое ядро учения, известного как Ведическое, появилось вместе с Творением, и оно не имеет ни начала, ни конца. В нем должны найти исполнение все духовные проблемы и все вопросы веры. Человек, изучающий Веды и живущий по ним, не сможет не придти к такому выводу. Для всех проблем, возникающих в ходе духовной практики, мы сможем найти решение прямо из самих Ведических текстов».

(Ведический путь. Санатана-Дхарма — Вечная Всеобщая
Дхарма или Религия. Сайт www.gayatri.spb.ru.)

««Санатана» означает нечто столь древнее, что возраст его не поддается определению. Санатана — это седая древность, что теряется в туманной дали времен, где едва брезжит заря цивилизации. «Дхарма» — это кодекс, согласно которому мысли, слова и дела должны быть основаны на Истине. Санатана-Дхарма — источник всех религий, и все религии содержатся в ней. В основе Санатана-Дхармы — учение о Едином Универсальном Высшем Я, или Атме, проникающей собою все сущее.
Саи Баба говорит: «Дхаpма предписывает человеку соблюдать определенные правила поведения для достижения социального и духовного прогресса. Соблюдение таких ограничений и дисциплин может быть названо дхаpмическим. Дхаpма также способна стать причиной вреда, наносимого тем людям, которые пытаются уклониться с пути Праведности. И, в свою очередь, она будет защищать тех, кто старается защитить ее. Иными словами — где Дхаpма, там и победа. Можно также сказать — поступай по отношению к другим так, как тебе хотелось бы, чтобы они поступали по отношению к тебе, — вот это и есть Дхаpма, и она состоит в том, чтобы избегать действий, приносящих вред другим.
Когда мы знаем, что чужие действия приносят нам неприятности, а сами поступаем точно так же, то это уже будет Адхарма. Если ваши поступки продиктованы ложью, то это тоже Адхаpма, но любое действие, совершенное с Любовью, не может быть Адхаpмой. Любовь — это Закон действия, и вся система законов основана на Любви. Например, если мальчик совершил проступок и мама наказывает его, назовете ли вы это жестокостью или Адхаpмой? Когда доктор берет нож, чтобы прооперировать больного, назовете вы это жестокостью или актом помощи пациенту?».
Дхаpма приобрела много значений, относящихся к нравственности, религиозным убеждениям и т.п., которые имеют хождение в настоящее вpемя. Комбинация всех форм и сущность всех типов Дхармы и составляют Санатана-Дхаpму».

(Что такое Санатана-Дхарма. Сайт www.madrona.uraic.ru.)

«Основа Ведической философии — Санатана-Дхарма, то есть «Вечный Закон». Санатана-Дхарма обладает такими особенностями:
— уважение Шрути (писаний), которые входят Веды, и следование писаниям.
— вера в Бхагавана (Ишвару) — причину проявленной Вселенной.
— почитание Земли-Матери (Дэви), то есть Божественной Матери (у каждого физического проявления Творения есть мать, и каждое проявление — это форма Божественной Матери). Таким образом, Дэви обладает неисчислимыми формами (насколько неисчислимы существа и формы Творения).
— всё отрицательное в жизни — это результат Тамаса (невежества) или Раджаса (страсти, желания). Таким образом, нет Дьявола или Сатаны. И, поскольку эта вся Вселенная — часть Бхагавана, то любовь к Творению и всем его созданиям — это первый шаг к реализации. В жизни нет места для ненависти к кому-нибудь или чему-нибудь. Даже во время сражения или войны этот уровень непривязанности должен преобладать без присутствия ненависти.
— любовь к Бхагавану выражается через практику и действия, в том числе по отношению к Мурти (олицетворениям), растениям, животным, предкам, а также через почитание Природы.
— сансара и мокша: настоящее — это последствия действий, совершённых в прошлом (в том числе, в прошлой жизни). Понятие Кармы (действия) — это краеугольный камень Ведической философии. Без понимания и осознания этого принципа невозможно изучение Джйотиш и других эзотерических наук и методов в направлении поиска освобождения (поиска мокши).
— дхарма — праведная жизнь — должна быть в гармонии с материальными стремлениями (артхой), чувственными удовольствиями (камой) и духовными поисками (мокшей), которые формируют четыре айаны — четыре цели жизни.
— есть много вариантов построения собственной жизни (марга — путь), позволяющих постичь Бхагавана».

(Что такое Дхарма. Сайт www.istochnik.ucoz.com.)

«Термин «дхарма» имеет значения «закон бытия» и «предназначение». Можно говорить о дхарме и как об индивидуальном предназначении конкретного человека, и как о Всеобщем Извечном Законе Эволюции и нашего бытия (санскр. Санатана-Дхарма). Понятно, что полноценно понять индивидуальную дхарму можно только на основе понимания дхармы всеобщей. Поэтому сейчас рассмотрим вкратце основы знаний о Санатана-Дхарме.
В беспредельном вселенском пространстве существует Единое Макросущество, именуемое Абсолютом. Он вечен и бесконечен по размерам. Он — многомерен, т.е. существует одновременно в нескольких пространственных мерностях, именуемых на Санскрите локами или, по-гречески, эонами. Его главной Сутью является Изначальное Сознание, Которое люди обозначают — на разных языках — Ишварой, Творцом, Аллахом, Дао, Богом-Отцом и т.д. Изначальное Сознание является «Сердцем Абсолюта» — т.е. Главной Частью Абсолюта. Оно существует в высшей, наитончайшей пространственной мерности, которую также называют Обителью Творца.
Абсолют пребывает в непрерывном процессе Своего дальнейшего развития, эволюционирования. Именно для этого Изначальное Сознание сотворяет из существующих в космосе запасов протоматерии островки материального мира. На эти островки поселяются для их развития зачатки индивидуальных душ, которые проходят там ступени роста в постепенно усложняющихся материальных телах разных биологических видов: от самых просто устроенных и мельчайших — через стадии воплощения в растительные и животные тела — вплоть до воплощений в тела человеческие.
Смысл всего этого состоит в том, чтобы эти индивидуальные души развили себя до того уровня, чтобы стать достойными влиться в Изначальное Сознание, обогатив Его собою. И понятно, что такое становится возможным лишь после многих именно успешных человеческих воплощений. Изначальное Сознание является Единством Множества Достигших Его. Причём этот процесс пополнения Изначального Сознания продолжается вечно. Он идёт и сейчас».

(Антонов В.В. Дхарма, Дхармакайя, Ниродхи, Нирвана. New Atlanteans. 2010г.)

«Санатана-Дхарма. Учение Бога до нас дошло, в том числе, через уста или письмена Кришны, Лао-Цзы, Иисуса Христа, Мухаммада, Бабаджи, Сатья Саи и других Божественных Посланцев, пророков, великих учеников Бога и духовных подвижников. В «Бхагавад-Гите» о Боге и о Пути к Нему сказано всё. Беда лишь в том, что «Бхагавад-Гиту» переводили на русский язык раньше те люди, которые сами её не вполне понимали. Достоверный же перевод могли сделать только те, кто сами претворили в свою жизнь всё Учение Кришны.
Бог на протяжении всей истории человечества на Земле учит людей одному и тому же: как развивать себя, стремясь к Божественному Совершенству, к Слиянию с Ним. Это Божественное Учение называется «Санатана-Дхарма» — «Извечный Закон». Бог этому учил и учит через Аватаров и пророков. Но люди каждый раз со временем забывают самое главное в данном им конкретном Учении, кое-что в нём извращают, иногда вплоть до противоположности, и начинают враждовать с другими людьми, которые извратили Учение несколько иначе.
Поэтому Богу приходится снова и снова через новых пророков в очередной раз пытаться воскресить Санатана-Дхарму. А людям свойственно принимать Его Посланцев как врагов своей «истинной веры».
Суть Учений всех Божественных Учителей кратко сводится к следующему: главная цель любого человека — слияние себя, как развитого сознания, с Сознанием Бога. Ради реализации этого надо изучить себя и Бога как многомерные явления, в том числе, познать Обитель Творца и переселиться сознанием в неё. Чтобы это осуществить, надо подготовить себя духовными практиками. Но никакие тренировки не окажутся полезными, если в человеке нет сильной веры и устремлённости к Творцу, а также развитой способности к Любви. Любовь — это функция духовного сердца, и её надо начинать развивать через взаимодействие с людьми Основные принципы здесь таковы: сострадание ко всем и служение всем по принципам Карма-Йоги. Карма-йога — это и есть практическое осуществление любви к Богу и людям, это и есть наилучший способ развития себя. Одна лишь вера без активного служения — мертва».

(В.Антонов. Экология человека в многомерном пространстве.
Сайты www.ariom.ru, www.oko-project.org.)

«Санатана-Дхарма — что это такое? Можно ответить такими словами: Понятие Санатана-Дхармы не относится к какой-то религиозной секте. Этим словом называют вечную деятельность вечных живых существ во взаимоотношениях с вечным Верховным Господом. Санатана-Дхармой называют вечные обязанности живого существа. Объясняя значение слова «санатана», Шрипада Рамануджачарья говорил, что санатана — это «то, что не имеет ни начала, ни конца». Поэтому когда мы говорим о Санатана-Дхарме, то, опираясь на авторитет Шрипады Рамануджачарьи, должны исходить из того, что у нее нет ни начала, ни конца.
Значение слова «религия» несколько отличается от понятия Санатана-Дхармы. Слово «религия» несет в себе идею веры, а веру, как известно, можно сменить. Кто-то из нас сегодня может верить в один путь, а завтра перестать верить в него и начать верить во что-то другое. Между тем Санатана-Дхармой называют деятельность, которую невозможно поменять. К примеру, у воды нельзя отнять то, что она жидкая, так же как тепло нельзя отделить от огня. Aналогичным образом, у вечного живого существа нельзя отнять его вечную деятельность. Поэтому, говоря о Санатана-Дхарме, мы должны, опираясь на авторитет Шрипады Рамануджачарьи, исходить из того, что у нее нет ни начала, ни конца. То, что не имеет ни начала, ни конца, не может быть чем-то сектантским, ибо его невозможно ограничить никакими рамками. Те, кто сами являются членами какой-то секты, могут по ошибке считать Санатана-Дхарму сектой, однако, изучив этот вопрос достаточно глубоко и рассмотрев его с позиций современной науки, мы увидим, что Санатана-Дхарма — это обязанность всех людей в мире, а точнее, всех живых существ во вселенной.
У любой веры, не относящейся к категории Санатаны, можно обнаружить начало в анналах мировой истории, тогда как Санатана-Дхарма не имеет исторического начала, ибо вечно остается с живым существом. Объясняя понятие Санатана-Дхармы, мы должны попытаться понять смысл этого слова (иногда переводимого как «религия»), исходя из значения его санскритского корня. Дхармой называют качество, вечно присущее какому-то объекту. Известно, что тепло и свет являются атрибутами огня; огонь, лишенный тепла и света, — не огонь. Подобно этому, мы должны выявить существенное качество живого существа, неотделимое от него. Это качество должно быть вечно присуще живому существу. Оно-то и составляет его вечную религию».

(А.Лопатин. Санатана-Дхарма — что это такое? Сайт www.vk.com.)

«Понятие «санатана-дхарма» не относится к какой-то религиозной секте. Этим словом называют вечную деятельность вечных живых существ во взаимоотношениях с вечным верховным господом. Санатана-Дхармой называют вечные обязанности живого существа. Объясняя значение слова «санатана», Шрипада Рамануджа говорил, что «санатана» — это «то, что не имеет ни начала, ни конца». Поэтому, когда мы говорим о Санатана-Дхарме, то, опираясь на авторитет Шрипада Рамануджи, должны исходить из того, что у нее нет ни начала, ни конца.
Значение слова «религия» несколько отличается от понятия «санатана-дхарма». Слово «религия» несет в себе идею веры, а веру, как известно, можно сменить. Кто-то из нас сегодня может верить в один путь, а завтра перестать верить в него и начать верить во что-то другое. Между тем Санатана-Дхармой называют деятельность, которую невозможно поменять. К примеру, у воды нельзя отнять то, что она жидкая, так же как тепло нельзя отделить от огня. Аналогичным образом, у вечного живого существа нельзя отнять его вечную деятельность. Поэтому, говоря о Санатана-Дхарме, мы должны, опираясь на авторитет Шрипады Рамануджи, исходить из того, что у нее нет ни начала, ни конца. То, что не имеет ни начала, ни конца, не может быть чем-то сектантским, ибо его невозможно ограничить никакими рамками. Те, кто сами являются членами какой-то секты, могут по ошибке считать Санатана-Дхарму сектой, однако, изучив этот вопрос достаточно глубоко и рассмотрев его с позиций современной науки, мы увидим, что Санатана-Дхарма — это обязанность всех людей в мире, а точнее, всех живых существ во вселенной.
У любой веры, не относящейся к категории «санатана», можно обнаружить начало в анналах мировой истории, тогда как Санатана-Дхарма не имеет исторического начала, ибо вечно остается с живым существом. В авторитетных Шастрах говорится, что живое существо никогда не рождается и не умирает. Живое существо вечно и неразрушимо, оно продолжает существовать и после гибели бренного материального тела. Объясняя понятие «санатана-дхарма», мы должны попытаться понять смысл этого слова (иногда переводимого как «религия»), исходя из значения его санскритского корня. Дхармой называют качество, вечно присущее какому-то объекту. Известно, что тепло и свет являются атрибутами огня; огонь, лишенный тепла и света, — не огонь. Подобно этому, мы должны выявить существенное качество живого существа, неотделимое от него. Это качество должно быть вечно присуще живому существу, оно-то и составляет его вечную религию».

(Введение в «Бхагавад-Гиту». Санатана-Дхарма. Сайт www.vyasa.ru.)

«Брахман, Абсолютная Истина, цель Веданты, может быть достигнут двумя путями. Первый, как описывалось выше, — с помощью Веданта-даршаны, или философского понимания заключения Вед. Второй путь — посредством Санатана-Дхармы, вечной религии Веданты. И даршана и Санатана-Дхарма описываются в «Бхагавад-Гите», рассказанной Шри Кришной Своему ученику Арджуне 5000 лет назад на Курукшетре. Санатана-Дхарма объяснена в «Бхагавад-Гите» (18.66). Этот стих является кульминацией всей книги: сарва-дхарман паритьяджа / мам экам шаранам враджа / ахам твам сарва-папебхйо / мокшаишьями ма шучах — «Оставь все другие религии и вручи себя Мне. Я освобожу тебя от всех последствий твоих греховных поступков. Не страшись ничего».
И в даршане и в Санатана-Дхарме вручение Кришне является целью, так как Кришна есть цель Вед, как это подтверждается в «Бхагавад-Гите» (15.15): «Цель всех Вед — познать Меня. В действительности Я — составитель Веданты и знаток Вед».
Каково различие между религией (дхармой), которая является вечной (санатана), и религией, которая не является вечной? Невечная религия, которую Кришна в «Бхагавад-Гите» (18.66) советует нам оставить, есть двух типов: бхога-дхарма и тьяга-дхарма. <…>.
Санатана-Дхарма, вечная религия, это Бхакти-Йога — Йога преданного служения Господу Кришне. Избегая как деятельности, направленной на удовлетворение себя, так и прекращения всякой деятельности, Бхакти-Йога направлена лишь на удовлетворение Кришны. Бхакти-Йога освобождает душу от запутанности в сетях три-гуны (трех модусов материальной природы) и переносит освобожденную душу к Кришне. <…>.
Санатана-Дхарма представлена в качестве образца в жизни махатм, или великих душ, Их религиозная практика так описана в «Бхагавад-Гите» (9.14-15): «Великие души, о сын Притхи, те, кто не покрыты иллюзией, находятся под покровительством божественной природы. Они целиком отдают себя преданному служению Мне, потому что знают: Я — Верховная божественная личность, изначальная и неисчерпаемая». «Всегда воспевая Мою славу, целеустремленно направляя свои усилия, падая ниц передо Мной, эти великие души постоянно поклоняются Мне, с любовью и преданностью». <…>.
В «Бхагавад-Гите» (4.2) Господь Кришна объявляет, что принципы вечной религии передаются через гуру-парампару (ученическую преемственность). Система парампары защищает вечные религиозные принципы от искажений неавторитетными учителями, которые, сами не следуя принципам, истолковывают «Бхагавад-Гиту» исходя из своих спекулятивных предположений».

(Восточная философия. Индуизм. Санатана-Дхарма. Сайт www.vedic-culture.in.ua.)

«Материал из Википедии — свободной энциклопедии: «Индуи?зм — одна из индийских религий, которую часто описывают как совокупность религиозных традиций и философских школ, возникших на Индийском субконтиненте и имеющих общие черты. Историческое название Индуизма на Санскрите — Санатана-Дхарма, что в переводе означает «вечная религия», «вечный путь» или «вечный закон». Согласно Большой советской энциклопедии, «Конституция Индии включает в Индуизм также Буддизм, Джайнизм и Сикхизм, однако в научной индологической литературе их принято считать самостоятельными религиями».
Почему Сана?тана-Дха?рма получила статус «исторического названия», а в понятие «Индуизм» входят совсем разные с точки зрения традиционного взгляда (астика и настика) религиозные и философские школы? Что такое Сана?тана-Дха?рма и чем она отличается от «Индуизма»? Кто придумал термин «Индуизм»?
Цитата из «Очерков ведической литературы» Сатсварупы дас Госвами, глава 8 «Первые индологи», подраздел «Первые ученые».
Вильсон (1786-1860) полагал, что, в конце концов, христианская культура должна будет просто заместить ведическую. Он был уверен, что доскональное знание индийского наследия поможет этому процессу. Он с его умеренным консерватизмом является как бы тенью Ост-Индской Компании. Хорошо отдавая себе отчет в том, что народ Индии так просто не оставит свои традиции, он сопровождал свои рекомендации тонким анализом:
«Общая тенденция брахманического образования заключается в том, чтобы поставить человека в зависимость от авторитета, в первую очередь от авторитета гуру, а затем — авторитета Писания. Образованный брахман полностью полагается на то, чему его учили; он никогда не отважится на независимое мышление; он призывает на помощь память, он цитирует тексты без меры и с полным доверием. Ему крайне трудно втолковать, что Веды — творение человека, и к тому же довольно ординарное, что Пураны написаны недавно и не содержат ничего подлинного, и даже то, что Тантры не заслуживают уважения. До тех пор, пока он противопоставляет логике авторитет и сводит на нет всю работу убеждения своим преклонением перед высказываниями некоего уважаемого мудреца, вряд ли можно хоть как-то изменить его мировоззрение. Не подлежит сомнению, что это результат того, что он всякий раз прибегает к помощи безусловного для него авторитета, и потому так важно дискредитировать этот авторитет в его глазах».
Каким образом индологи-христиане дискредитировали Веды в глазах индийцев? Как Индуизм подменил понятия Санатана-Дхармы? И происходит ли это в наше время?».

(Индуизм и Санатана-Дхарма: в чем отличие?
06.14.2013г. Сайт www.forum.hari-katha.org.)

«Индия — это отправная точка духовного поиска и начало пути к высшему. Индия — колыбель Санатана-Дхармы — незыблемого закона, вечной религии, вечного пути. Индия — это необыкновенная, удивительная страна, история которой исчисляется тысячелетиями, страна мудрецов, святых и отшельников, страна древних храмов и таинственных обрядов, страна, где каждый новый день начинается с молитвы, аромата благовоний и цветов. Таинственные культы и монастыри, разнообразие духовных школ и традиций — всё это Индия. Индия — страна мистического откровения. Тысячелетиями хранит она сакральные Истины. Её земля пропитана преданиями о тайнах мироздания и бытия. Пророки и мудрецы, риши и аватары воплощались здесь именно потому, что эта страна давала возможность познать Божественный Закон. Разнообразие религиозных традиций и культур учило бхаратийцев терпеливому и бережному принятию иного уклада жизни и принципу ненасилия. Древняя мудрость, реализованная в жизнь, давала возможность приоткрыть перед достойнейшими тайны, о которых всё человечество узнает значительно позже. Об этих тайнах рассказано везде: они запечатлены в языке и литературе, скульптуре и танце, ритуалах и традициях. Они становятся доступными каждому, кто научился говорить языком любви и открытого сердца, кто за внешним проявлением жизни ищет её внутреннее содержание. Легче всего это сделать в Индии, где очарование природы, великолепие храмовых комплексов и постоянное соприкосновение с безграничными возможностями проявления человеческого духа дают возможность увидеть самого себя и осознать себя, как частицу бесконечности, называемой человечеством.
Индия хранит в себе полный объём мистических способов и технологий, цель которых — привести к откровению, к блаженному «союзу» (таково буквальное значение слова «йога») конечного «Я» и Бесконечного. Безусловно, истоки Йоги находятся отнюдь не в Индии, а в сердце и душе того, кто занимается Йогой. Но Индия сформировала огромное количество практик, чтобы подключить человека к внутреннему источнику блаженства. Эти практики преподаются там до сих пор в самых разнообразных местах, начиная с пещер и лачуг в Гималаях и заканчивая университетами Йоги, получившими правительственный сертификат. Многие из этих практик уже были экспортированы на Запад. Но, как иногда бывает с посылками из Индии, многие из них по дороге рассыпались на части, и мы получили кусочки и обломки, лишенные культурных и философских корней.
Именно поэтому в Индию во все времена стремились сотни и тысячи путешественников, ищущих ответы на вечные вопросы: «Кто я?», «В чём смысл жизни?», «Что такое добро и зло?», «Как постичь истину?» и так далее и тому подобное. Но и сегодня поиск ответов на эти вопросы не потерял актуальности, а, наоборот, только совершая эти изыскания, только находясь в этом поиске, мы можем обрести откровение о себе и тайнах мироздания, ведь Индия — это мистическое откровение».

(Индия — страна Санатана-Дхармы. Сайт www.bharatiya.ru.)

«Представления о единстве всех религий, о духовном родстве человечества начинают всё чаще звучать в XX в. — и из уст известных религиозных деятелей, и в научном мире. Но эти представления очень многообразны и имеют под собой совершенно разные основания. Люди, которые являются приверженцами восточных религий, либо симпатизирующие религиям Востока, наиболее склонны к диалогу, сближению и даже единению религий. Ярким примером является Китай, в котором уже многие века Даосизм, Конфуцианство и Буддизм не просто мирно сосуществуют, но гармонично слились вместе дополняя друг друга.. Китайцы зачастую и не подозревают что в повседневной жизни используют либо мудрость даосов, либо традиции конфуциан. «Религии книги» (авраамические) более категоричны к вопросам смешения и истины. Бог один, а пути к нему разные. Иудеи считают себя избранным народом, которому дано единственно правильное откровение, христиане и мусульмане считают, что Иисус Христос и Мухаммад соответственно дополнили учение пророков от Моисея и наиболее правильно его трактовали.
Культовые стороны различных религий многообразны. Религии разнятся и в вероучении — понимании Бога, и в трактовках мира и человека, концепциях спасения. Но, несмотря на это, всё же можно сказать, что некоторые основные положения присутствуют во всех религиях. В этом смысле сущность многих религий едина, и, пожалуй, нет ни одной, которая не утверждала бы, что человек находится в некотором родстве с Богом (или почитаемыми богами).
Одни религии, как, например, Буддизм, предлагают спасение здесь и сейчас, в этой жизни. Другие религии относят это событие к будущим временам. А сходство основных религиозных этических принципов и положений настолько очевидно, что приводит многих учёных, теологов, философов к мысли о существовании единой мировой универсальной этики. То же самое мы можем сказать и об аскетике, которая поразительно похожа в большинстве религий.
Являясь выражением естественной религиозности, присущей всей человеческой природе, религия открывает для всех людей, приверженцев религии, врата в лучшую и совершенную жизнь. В этом ключе интересны некоторые примеры представления об истине у некоторых религий. Многие зороастрийцы считают, что в основе каждой религии лежит одна и та же совершенная Истина, Вечная Единая Религия. А возникновение разных религий они сравнивают с появлением различных цветов, образующихся при преломлении одного и того же чистого и бесцветного луча Истины через призму многочисленных культурных традиций. Индуисты думают, что то, что мы сейчас называем различными религиями, на самом деле только разные названия или ответвления одной универсальной религии (Санатана-Дхарма). У суфиев — похожее представление о том, что Истина — источник всех верований и Она как фонтан, который бьёт вверх одной струёй, а ниспадает множеством во всех направлениях и в разное время».

(Единая Универсальная Религия. Сайт www.relig.info.)

«В мире существует много религий. У каждой из них есть свой основатель, тот, кого мы обычно называем её родоначальником, историческим Гуру этой религии. Так, например, основоположником и Гуру Христианства является Иисус Христос, Ислама — Хаджрат Мохаммед, Иудаизма — Моисей, Гуру сикхов — Нанак, буддистов — Будда. У всех этих религий существует место и время их создания, но когда и где появилась религия, известная как Индуизм, никто сказать не может. Вот почему исповедующие Индуизм называют эту религию Санатана-Дхарма.
Слово «санатана» означает вечный, или находящийся вне времени. Другими словами, это религия, которая существовала до начала творения этого мира и будет существовать даже после его разрушения. При этом, из всего, что существует в мире, Верховный Господь Бхагаван — наивысшая истина, неподвластная времени. Верховный Господь, Сам создатель Санатана-Дхармы и Он — обладатель всего во вселенной. Слово Бхагаван (указывает на Того, Кто владеет всей славой и всеми достояниями.
Множество религий возникало на планете в разные исторические периоды, но все они имеют одну конечную цель — достижение божественного мира и гармонии. Даже в Санатана-Дхарме существует множество делений и направлений — шакты, смарты, шиваиты или вайшнавы. Духовные наставники различных религий были каждый по-своему провидцами Божественной Истины. Их осознание выражалось в словах, слова становились писаниями духовного пути, который они основывали. Слова Христа и Моисея легли в основу Библии. Коран был явлен Мухаммедом. Основное писание Санатана-Дхармы — Веды, были даны Самим Верховным Господом.
Хотя призвания каждой индивидуальной личности разные, тем не менее, у всех нас одна цель — достижение мира. Если мы игнорируем Покровителя мира и просто посвящаем себя материальным обязанностям или своей работе, думая, что мир и гармония придут к нам через материальные блага или богатства, мы обречены на падение в пучину страданий. Последствия такого отношения ясны — люди становятся все более и более эгоистичными, а потому игнорируют интересы своего общества и страны. Они забывают, что борьба за наслаждения или борьба за отречение — это не самая важная битва жизни. Истинное наслаждение мы получаем, поступаясь собственными эгоистичными интересами в пользу высшего — общества, страны, Бога.
В важнейшем писании Санатана-Дхармы «Бхагавад-Гите» Сам Бхагаван Шри Кришна говорит Своему другу Арджуне, что следует не бороться с желанием наслаждения или отречения, а найти способ использовать их должны образом. Если мы сделаем это, мы сможем сделать нашу жизнь успешной.
Санатана-Дхарма являет нам, как обрести гармонию в жизни, приняв вечные отношения с Верховным Господом как слуги и господина, и достигнуть так совершенной гармонии. Каждая душа может достичь мира, сосредоточившись на отношениях служения господину — Верховному Господу. Религия — означает гармония. Путь к гармонии самым совершенным образом проявлен в Санатана-Дхарме, называемой как Санатана-Хинду-Дхарма».

(B.B.Bodhayan. Санатана-Дхарма — путь к гармонии. Сайт www.gopinathmath.com.ua.)

«Термин «philosophia perennis» отражает идею существования универсального набора истин, общих для всех народов и культур. Его ввёл немецкий философ Годфрид Лейбниц, а популяризировал Олдос Хаксли. Традиционное наименования индуистской религии, «санатана-дхарма», также означает «Вечный Порядок». И отец Беда и Шри Абхишиктананда использовали этот термин, поэтому мы предлагаем вашему вниманию размышления Кена Найта на эту тему, а также цитаты из работ этих двух учителей.
«В чём особенно нуждается человечество сегодня — это преодоление рамок великих религий и поиск мудрости, философии, которая примирила бы противоречия, и выявила Единство, лежащее в основе всех различий. В каждой религии по-разному проявляется «philosophia perennis», вечная мудрость» (Bede Griffiths, «Universal Wisdom», стр. 7).
Говоря о Санатана-Дхарме, Шри Абхишиктананда отмечал: «Санатана-Дхарма, вечный закон, религия, не имеющая начала — это традиционное наименование того, что мы обычно называем Индуизмом. Несомненно, это одно из самых возвышенных выражений Космического Завета» (Swami Abhishiktananda, «Saccidananda», p.52-54). Нам очень важно понять эту концепцию, так как многие индусы по-прежнему опасаются христианского экспансионизма и нападок на индуистскую культуру и богословие. Энергичное возрождение Индуизма превратило эти опасения в открытую угрозу для христианского миссионерства. Некоторые утверждают, что только Индуизм — это Санатана-Дхарма, а остальные религии имеют свои недостатки. Однако, традиционно индуисты уважают все великие религии и одобряют их духовность, поэтому другие учителя уверены, что Санатана-Дхарму следует понимать и прославлять в духе утверждения Вед о том, что «Истина одна, а путей много».
Ключ к пониманию значения Санатана-Дхармы — это положение «Истина одна». Отец Беда напоминает нам об этом единстве за пределами слов и формулировок: «Все слова, которыми мы описываем эту тайну, суть знаки и символы невыразимого. Они нужны лишь для того, чтобы указать нам путь к тайне и позволить нам получить опыт её присутствия в сердце или во внутреннем центре личности, лежащем за пределами речи и мысли» (Bede Griffiths, «The Universal Christ», стр.47). ««philosophia perennis» уходит корнями в решающий период истории человечества, в середину первого тысячелетия до рождества Христова. Именно тогда был осуществлён прорыв сквозь культурные ограничения древней религии к опыту Высшей Реальности» (Bede Griffiths, «Universal Wisdom», стр. 7).
Подведём итог: Божественное остаётся неизменным, и, поскольку вся Вселенная исходит из Божественного, то все предметы и существа священны, и к ним следует относиться как к таковым и на уровне мысли, и на уровне действия. Божественное дремлет в минералах, пробуждается в растениях, двигается в животных и мыслит в человеке. Таково базовое учение Санатана-Дхармы, такова основная истина Адвайты, такова полнота «philosophia perennis» и высшего христианского опыта встречи с Христом во всех и во всём, как нас и учит Шри Абхишиктананда: «Судьба Церкви заключается в утверждении трансцендентной ценности Адвайты и Санатана-Дхармы, с которой христианин встречается, общаясь с духовно развитыми индуистами» (Swami Abhishiktananda, «Saccidananda», p.72-73)».

(Кен Найт (Ken Knight). Санатана-Дхарма.
«The Bede Griffiths Sandha Newslette» 2009г.
Сайт www.shantivanam.info.)

«С.Радхакришнан. Восток и Запад. London. 1954г. «Его последовательная интерпретация всего индийского философского наследия пользуется широчайшей известностью как вне, так и внутри академических кругов». «Воззрения Радхакришнана, претерпевшие сложную и долгую эволюцию, оформились в цельную систему, именуемую философией «вечная религия» (Санатана-Дхарма). Основные ее положения изложены в ряде трудов». «Радхакришнан не отрицает принципиальных различий между религией и наукой, которые он видит в том, что первая духовна и имеет дело с «внутренней природой» человека, тогда как вторая эмпирична и имеет дело со всем, что выходит за пределы «внутренней природы». Но различия между ними относительны, а их общность и взаимосвязь, напротив абсолютны».
Важнейшая функция религиозной дисциплины состоит в том, что она содействует эволюции человека, поскольку религия выражает самую квинтэссенцию жизни. Религия — это форма бытия, это образ жизни. Духовная жизнь – не проблема, подлежащая решению, а реальность, которую нужно претворять. Человечество способно создать универсальную религию — Санатана-Дхарму. Мы имеем возможность развить религию, которая будет научной, нравственной, духовной и универсальной. Те, кто не обращает внимания на эту неувядающую мудрость, вечную религию за пределами всех религий, на Санатана-Дхарму… кто придерживается внешних форм и враждует между собой, ответственны за хаос, в котором мы живем. Заключенные в ней идеи определяют самую суть общественной жизни. Пренебрежением к ним, игнорированием их и объясняются все социальные неурядицы и жизненные коллизии. Санатана-Дхарма в самой своей основе предназначена не столько для объяснения сущности бытия, сколько для решения проблемы человека, для выработки путей и средств преобразования его природы, что в конечном итоге поможет ему обрести подлинное счастье. Главное и решающее заключается в понимании того, что в каждом человеке заложено нечто божественное. Человек с его признанием ценностей — самое конкретное воплощение Божественного на земле. Он есть атма или фрагмент Божественного и потому — принцип света и могущества.
Вера и поведение человека всегда идут рядом. Подобно тому, как существуют общие универсальные основы религии, существуют и универсальные нравственные принципы, базирующиеся на человеческой природе как таковой. Хотя в различные эпохи наши представления о них меняются. Важнейшим принципом Санатана-Дхармы является Любовь. Любовь — это закон бытия человека, и, где бы он ни находился, чем бы ни занимался, он должен следовать этому закону. Любовь должна носить осознанный, целеустремленный характер, основываться на главных принципах всех религий, значит, и на религии духа. Сознательность является важнейшим требованием, предъявляемым жизнью к человеку. Осознанная Любовь — основа всякой цивилизации. Такая любовь достигается лишь в результате познавательной деятельности, неукротимого стремления к познанию сущности бытия. Истина — не отражение реальности в чувстве и интеллекте, а творческая мистерия, которую испытывает душа в своей глубочайшей сути. Это не вопрос о субъекте, познающем объект. Она включает в себя осознание того, что субъект и объект едины в более глубоком смысле, чем это может разъяснить какая-либо физическая аналогия. Процесс познания сводится к осознанию самого факта божественной природы реальности, а через него — и божественного начала в человеке, что органически связано с духовным, религиозно-нравственным его развитием. Достижение подобного знания совпадает и с достижением нравственного совершенства, а оно в свою очередь означает достижение уровня божественного, обретение высшей духовной свободы и счастья».

(Современная индийская философия. Традиции индуизма
и неоиндуизма. Сайт www.otherreferats.allbest.ru.)

* * *