Статья 2.5. Тантра как Древняя Наука. (ч.2).

«Вряд ли отыщется в истории науки и науковедении другая проблема, которая регулярно вызывает столь же острую полемику, как возраст науки. <…>. Существуют веские возражения против датировки возникновения науки эпохой античной Греции. Не случайно историки частных наук в большинстве случаев ведут их начало от более ранних эпох. Концепция возникновения науки в классической Греции оставляет вне рамок науки обширные знания, накопленные в Индии, в странах Дальнего Востока и в других регионах мира. <…>.
Задача дать четкое и однозначное определение науки представляется весьма неблагодарной. Дж.Бернал, например, вообще отказался обсуждать этот вопрос: «Наука так стара, на протяжении своей истории она претерпела столько изменений и каждое ее положение настолько связано с другими аспектами общественной деятельности, что любая попытка дать определение науки, а таких имеется немало, может выразить более или менее точно лишь один из ее аспектов, и часто второстепенный, существовавший в какой-то период ее развития… так что дать определение науки, по существу, невозможно, и поэтому единственным способом выражения того, что рассматривается в данной книге как наука, должно быть пространное и развернутое описание». В работе 1970г. М.М.Карпов анализирует свыше 150 отличающихся друг от друга определений науки» (см. Гурштейн А.А. Наука и протонаука. Сайт www.omdp.narod.ru.).
«Невозможно дать понятию общей Науки абсолютное определение, ее можно определить только относительно частной науки. С этой последней ее не разделяет ни предмет, ни метод, ни цель, ни результат исследования. Но она проделывает для ряда частных наук, изучающих смежные сферы действительности <…>, ту же самую работу и тем же самым способом и с той же целью, что каждая из частных наук над своим материалом» (см. Авторский терминологический словарь Л.С.Выготского. 2014г.).

* * *

(продолжение)

2. «КОНЦЕПЦИЯ» НАУКИ.

2.1. ЧТО ТАКОЕ НАУКА?

«Наука — учение, дисциплина, доктрина, предмет (учебный); памятка, пример, урок, нравоучение, мораль».

(Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений.
/ Под. ред. Н.Абрамова. М. Русские словари. 1999г.)

«Наука — учение, дисциплина, доктрина, предмет (учебный); памятка, пример, урок, нравоучение, мораль, бездна премудрости, гранит; предупреждение; сельхознаука, мастерство, обучение»

(Словарь русских синонимов. Сайт www.dic.academic.ru.)

«Наука — от древнерусского — укъ (учение). Слово «наука», означающее «определенную область знаний», является русским — исконным — по происхождению. В других славянских языках существуют также слова с тем же значением и похожим звучанием».

(Этимологический словарь русского языка.
М. Русский язык от А до Я. М. Юнвес. 2003г.)

«Наука — сфера человеческой деятельности, функция которой — выработка и систематизация объективных знаний о действительности; одна из форм общественного сознания. Самостоятельной наука считается, если у нее имеется свой объект, предмет исследования и своя терминология».

(Новый словарь методических терминов и понятий
(теория и практика обучения языкам).
/ Сост. Э.Г.Азимов, А.Н.Щукин. М. Икар. 2009г.)

«Наука — 1). Исторически сложившаяся и непрерывно развивающаяся система знаний о закономерностях развития природы, общества и мышления и о способах их планомерного воздействия на окружающий мир.
2). а) Отдельная область, раздел каких-либо знаний. б) Направление в какой-либо области знаний, названное по имени его основателя.
3). разг. Навыки, знания, полученные человеком. 4) разг. То, что поучает, дает жизненный опыт; урок».

(Толковый словарь Ефремовой. Сайт www.enc-dic.com.)

«Наука — 1. Система знаний о закономерностях в развитии природы, общества и мышления и о способах планомерного воздействия на окружающий мир. «Наука потому и называется наукой, что она не признает фетишей, не боится поднять руку на отживающее, старое и чутко прислушивается к голосу опыта, практики» (И.В.Сталин).
2. Работа в той или иной области человеческих знаний, как род занятий, профессия. Отдаваться науке. Заниматься наукой.
3. Обучение (прост). Отдать в науку.
4. Урок, извлекаемый из жизненного опыта (разг.)».

(Толковый словарь Ушакова. / Сост. Д.Н.Ушаков. 1935-1940гг.)

«Наука — сфера человеческой деятельности, функция которой — выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности; одна из форм общественного сознания; включает как деятельность по получению нового знания, так и ее результат — сумму знаний, лежащих в основе научной картины мира; обозначение отдельных отраслей научного знания. Непосредственные цели — описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет ее изучения, на основании открываемых ею законов. Система наук условно делится на естественные, общественные, гуманитарные и технические. Наука, зародившись в древнем мире в связи с потребностями общественной практики, начала складываться с XVI-XVII вв. и в ходе исторического развития превратилась в важнейший социальный институт, оказавший значительное влияние на все сферы жизни общества и культуру в целом».

(Большой энциклопедический словарь. БЭС. М. 1998г.)
(Современный толковый словарь. Сайт www.enc-dic.com.)

«Наука как систематизированный опыт и целенаправленное исследование закономерностей природы и общества была основана греками. В целом для духовной ориентации греков в отличие от соседних восточных народов были характерны следующие богатые последствиями тенденции: непрагматичное любопытство к жизни и нравам чужеземных стран и народов; стремление к объяснению мира из него самого, рационалистическая трактовка природы и общества без предположений о вмешательстве божественной воли; желание представить в виде сочетания наименьшего числа простых элементов сложные явления человеческого тела, звездного неба и движения светил, языка, музыки, мира геометрических фигур и др. Отдельные научные дисциплины, первые шаги к образованию которых были сделаны пифагорейцами и Демокритом, а затем софистами, формируются в эпоху Эллинизма. Около начала н.э. возрастает преклонение перед авторитетами, ознаменовавшее начало застоя античной Науки».

(Словарь Античности. / Пер. с нем.
Ред. В.И.Кузищин, А.К.Авеличев. М. Прогресс. 1989г.)

«Наука — сфера человеческой деятельности, в которой выражаются объективные знания о действительности и закрепляются в систематизированной форме. Базируется на абстрактном мышлении. Наука — это абстрактное, теоретическое моделирование действительности. Наука — область культуры, связанная со специализированной деятельностью по созданию системы знания о природе, обществе и человеке. Наука — сфера человеческой деятельности, направленная на производство новых знаний о природе, обществе и мышлении и включающая в себя все условия и моменты этого производства: ученых с их знаниями и способностями, квалификацией и опытом, с разделением и кооперацией научного труда; научные учреждения, экспериментальное и лабораторное оборудование; методы научно-исследовательской работы, понятийный и категориальный аппарат, систему научной информации, а также всю сумму научных знаний, выступающих в качестве либо предпосылки, либо средства, либо результата научного производства».

(Большой толковый словарь по культурологии. / Сост. Б.И.Кононенко. 2003г.)

«Наука — духовная деятельность людей, направленная на производство новых знаний о природе, обществе и самом познании, имеющая непосредственной целью постижение истины и открытие объективных законов, которые одновременно являются разновидностью социального творчества сообщества ученых, представляет собой определенную систему отношений между ними, регулируемую социальными нормами и ценностями, изменяющимися на всем протяжении развития науки в соответствии с особенностями ее статуса в жизни общества. Наука создает единую, взаимосвязанную, развивающуюся систему знаний о его законах. <…>. Основаниями для выделения науки являются фундаментальные идеи, понятия, представления, на которых базируются конкретные эмпирические знания и объясняющие их теории, а основными ее компонентами являются: 1) научная картина мира; 2) идеалы и нормы научного познания; 3) философские системы и принципы. Языком науки является система знаков, символов, понятий, терминов, взятых из естественного языка или искусственно изобретенных, посредством которой наука наиболее адекватно, емко и точно выражает свои изначальные интуиции, гипотезы, опыты, исчисления, объективные закономерности действительности, принципы и фиксирующие их теории».

(Некрасов С.И., Некрасова Н.А. Философия науки и техники. 2010г. Сайт www.terme.ru.)

«Наука — факт познания. Наука может обозначать как теоретическое знание (например, математика), так и практическое умение, технику. В более широком смысле термин может обозначать комплекс наук (то есть, если следовать классификации Конта: математику, астрономию, физику, химию, биологию и гуманитарные науки). История науки гласит, что первой возникшей наукой была математика (Древняя Греция и даже Древний Египет), а последней — гуманитарные науки. Если же мы посмотрим на науку с точки зрения ее объекта, то математика окажется самой простой наукой, а гуманитарная наука — социология — самой сложной. Философия науки называется эпистемологией. Различают науки о природе и науки о человеке (классификация Вильгельма Дильтея в Германии, Огюста Конта во Франции): первая группа включает в себя «аналитические» науки, цель которых — дать математическое выражение «законам», или постоянным отношениям между феноменами; вторая объединяет «понимающие» науки, основанные на чувстве, а не на объективном измерении. От философии наука отличается тем, что ее призвание — познание материи, тогда как призвание философии — познание духа (Бергсон), при этом «гуманитарные науки» (психология, социология) занимают промежуточное положение между наукой и философией в собственном смысле слова».

(Дидье Жюлиа. Философский словарь. / Пер с фр.
М. Международные отношения. 2000г. Сайт www.terme.ru.)

«Наука — сфера деятельности, основная функция коей — выработка знаний о мире, их систематизация, на основе чего возможны построение образа мира — научная картина мира, и способов взаимодействия с миром — научно обоснованная практика. Конечно, знания, вырабатываемые наукой, нельзя считать абсолютными. Тело науки составляют законы, формулируемые в рамках определенных теорий. Теория является самой развитой формой научного знания. Собственно развитие науки в основном и есть развитие и смена теорий. Новые теории охватывают все большее количество явлений и все надежнее служат практике, что позволяет говорить о возрастающей достоверности знания; это и определяет прогресс в науке. При этом нередки ситуации возвращения старых, как будто отвергнутых теорий, переосмысленных на ином уровне и обнаруживших новые возможности. Наука не ограничивается чистым теоретизированием. Ее развитие означает выход на новые области явлений, на новые взаимодействия с миром. Основной механизм развития научного знания — исследование научное, выполняемое на базе специальных методов исследования. Особое внимание уделяется совершенствованию этих методов. Хотя наука нередко претендует на свою исключительность в ряду способов познания мира и наибольшую достоверность и эффективность познания, все же она — не единственная форма познания и во многих отношениях связана с другими формами; что же касается достоверности получаемых знаний, то в ряде случаев науке приходится признать приоритет этих иных форм познания».

(Словарь практического психолога. / Сост. С.Ю.Головин. М. АСТ. Харвест. 1998г.)

«Наука вовсе не состоит исключительно из готовых решений, найденных ответов, истинных положений, достоверных законов и знаний. Она включает в себя в равной мере и поиски истины, процессы открытия, предположения, опыт и риск. Научная мысль тем и отличается от религиозной, что вовсе не требует непременной веры в себя.
Невозможно дать понятию общей Науки абсолютное определение, ее можно определить только относительно частной науки. С этой последней ее не разделяет ни предмет, ни метод, ни цель, ни результат исследования. Но она проделывает для ряда частных наук, изучающих смежные сферы действительности <…>, ту же самую работу и тем же самым способом и с той же целью, что каждая из частных наук над своим материалом. <…> Наука не ограничивается простым накоплением материала, <…> она подвергает его многообразной и многостепенной переработке, <…> группирует, обобщает материал, создает теории, гипотезы, помогающие шире осмыслить действительность. <…> Общая наука продолжает дело частных наук. Когда материал их доведен до высшей степени обобщения, возможного в данной науке, тогда дальнейшее обобщение оказывается возможным только за пределы данной науки и в сопоставлении с материалом ряда соседних наук. <…> Общую науку поэтому можно определить как науку, получающую материал из ряда частных наук и производящую дальнейшую обработку и обобщение материала, невозможные внутри каждой отдельной дисциплины. Наука начинает представляться не в виде мертвого, законченного, неподвижного целого, состоящего из готовых положений, а в виде живой, постоянно развивающейся и идущей вперед системы доказанных фактов, законов, предположений, построений и выводов, непрерывно пополняемых, критикуемых, проверяемых, частично отвергаемых, по-новому истолковываемых и организуемых и т.д. Наука начинает пониматься диалектически в ее движении, со стороны ее динамики, ее роста, развития, эволюции».

(Авторский терминологический словарь Л.С.Выготского. 2014г.)

«Наука — в широком смысле совокупность всяких сведений, подвергнутых некоторой умственной проверке или отчету и приведенных в известный систематический порядок, начиная от теологии, метафизики, чистой математики и кончая геральдикой, нумизматикой, учением о копыте кавалерийских лошадей. В более тесном смысле из области Науки исключаются, с одной стороны, все чисто-фактические и технические сведения и указания, а с другой стороны — все чисто умозрительные построения, и она определяется как объективно достоверное и систематическое знание о действительных явлениях со стороны их закономерности или неизменного порядка. Хотя на деле существуют только особые науки, но это не мешает говорить о Науке в единственном числе, разумея под этим общее свойство всех наук или самую научность, в неравной степени принадлежащую различным результатам познавательной деятельности человеческого ума. Существенные признаки Науки, как такой, или свойства научности сводятся к двум условиям: 1) наибольшей проверенности или доказательности со стороны содержания, и 2) наибольшей систематичности со стороны формы. Оба эти условия ставят Науку в неизбежную связь с философией, как такою областью, в которой 1) окончательно проверяются понятия и принципы, безотчетно предполагаемые различными науками, и 2) сводятся к всеобъемлющему единству все частные обобщения этих наук. В самом деле, математика, в высшей степени точно и доказательно определяющая всевозможные пространственные и числовые отношения, принимает самые понятия пространства и числа, как готовые, без отчета и проверки; подобным образом естественные науки без доказательств принимают бытие материи и физического мира и постоянство естественных законов. С другой стороны, если между областями всех частных наук существует связь, не входящая ни в одну из научных специальностей, то эта связь не может быть определена и простым их сложением. Следовательно, если Нука в целом не хочет терять своего научного характера, оставаясь без полной доказательности своего содержания и без полной систематичности своей формы, она должна ждать от философии окончательных принципов своей достоверности и своего единства. Исторически несомненно, что Наука и после того, как выделилась и стала самостоятельно развиваться, всегда получала из той или другой философской системы обосновывающие и объединяющие начала».

(Вл. Соловьев. Толковый словарь по философии. (Репринт 2001г.). Сайт www.terme.ru.)

«Наука — систематическое накопление знаний о мире, организация и обобщение знаний в тестируемые законы и теории, одна из сфер человеческой деятельности в процессе познания физического и духовного Мира. Поскольку знание увеличилось, некоторые методы оказались более надежными, чем другие, и сегодня научный метод — стандарт для науки. Это включает использование осторожного наблюдения, эксперимента, метрологии, математики и результат, который должен быть рассмотрен наукой, совокупностью знаний, чтобы противостоять повторному испытанию независимыми наблюдателями. Использование научного метода для новых открытий называют научным исследованием, и людей, которые выполняют это исследование, называют учёными. <…>.
Основные классификации. Научные области обычно делятся на две главных группы: естественные науки, которые изучают естественные явления (включая биологическую жизнь), общественные науки, которые изучают поведение людей и общества. Эти области — эмпирические науки. Это означает, что знание должно быть основанным на известных явлениях и способно к тому, чтобы быть проверенным на его законность другими исследователями, работающими при тех же самых условиях. Здесь также связаны дисциплины, которые сгруппированы в междисциплинарные и прикладные науки, типа науки здравоохранения и новых технологий. В пределах этих категорий специализированы научные области, которые могут включить элементы других научных дисциплин, но в осноаном обладать своей собственной терминологией и предметом экспертизы. <…>.
Современная классификация наук. Попытки классифицировать области человеческого знания по различным основаниям предпринимались ещё со времён Античности. Так, Аристотель выделял три большие группы таких областей: теоретические (физика и философия), практические (этика и политика) и поэтические (эстетика). <…>.
История науки. Этимология слова «Наука» и основные значения термина. Русское слово «наука» (от слав. на- + учити + -ка (научить, учить, выкнуть)) имеет глубокие корни, образовано и употребляется на территориях проживания руссих, украинских, белорусских, чешских и др. народов. <…>.
Слово «наука» распространяется, например, у «Старых французов», и получено в свою очередь из латинского scientia, «знания», номинальная форма глагола scire, знать. <…>. От Средневековья до Просвещения «Наука» означала любое систематическое зарегистрированное знание. Наука поэтому имела тот же самый вид очень широкого осмысления, как тогда имела философия. На других языках, включая русский, французский, испанский, португальский и итальянский языки, слово, соответствующее науке, несет это значение».

(Свободная русская энциклопедия «Традиция». Сайт www.traditio-ru.org.)

«Наука. Наука — это область профессиональной человеческой деятельности, как и любая другая: педагогическая, индустриальная и т.п. Единственное отличие заключается в том, что наука — эта та область деятельности, где основной целью является получение самого научного знания. Говоря о науке, необходимо иметь в виду три ее аспекта:
— наука как социальный институт (сообщество ученых, совокупность научных учреждений);
— наука как результат (научные знания);
— наука как процесс (научная деятельность).
Наука определяется как система достоверных знаний о природе, человеке и обществе. Важно подчеркнуть в этом определении два существенных признака:
— наука рассматривается как взаимосвязанная совокупность знаний по всем известным на сегодняшний день человечеству вопросам и отвечает требованиям полноты и непротиворечивости;
— речь идет только о достоверных знаниях — в отличие от бытовых, житейских знаний каждого человека.
Необходимо отметить следующие свойства науки как результата:
1. Кумулятивный характер развития научного знания — за каждые десять лет объем научных знаний удваивается.
2. Дифференциация науки. Накопление научных знаний приводит к дифференциации, к дроблению наук. Появляются новые и новые отрасли научного знания, например: социальная психология, гендерная психология и т.д.
3. По отношению к практике наука как система знаний имеет следующие функции:
— описательная — сбор и накопление данных, фактов. С этой функции начинается любая наука, так как она может базироваться только на большом количестве фактического материала. Так, например, научная химия могла появиться только тогда, когда ее предшественниками — алхимиками был накоплен огромный фактический материал о химических свойствах различных веществ;
— объяснительная — объяснение явлений и процессов, их внутренних механизмов;
— обобщающая — формулирование законов и закономерностей, систематизирующих и вбирающих в себя многочисленные разрозненные явления и факты.
— предсказательная — научные знания позволяют заблаговременно предвидеть неизвестные ранее процессы и явления.
— предписывающая, или нормативная, — научные знания позволяют, например, оптимально выстраивать государственные стандарты на те или иные изделия или технологии, которые становятся обязательными для выполнения на производстве, в школе и пр.».

(Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология: словарь
системы основных понятий. М. Либроком. 2013г.)

«Наука — одна из сфер человеческой деятельности, функцией которой является производство и систематизация знаний о природе, обществе и сознании. Наука включает в себя деятельность по производству знания. Термин «Наука» употребляется также для обозначения отдельных областей научного познания — физики, химии, биологии и т.п. Предпосылками возникновения Науки являются общественное разделение труда, отделение умственного труда от физического и превращение познавательной деятельности в специфический род занятий первоначально небольшой но постоянно растущей группы людей. Отдельные элементы научного знания появились еще в Древнем Китае, Индии Египте, Вавилоне. Однако возникновение Науки относят к VI в. до н.э., когда в Древней Греции появляются первые теоретические системы, противостоящие религиозно-мифологическим представлениям. Особым социальным институтом Наука становится в XVII в., когда в Европе возникают первые научные общества и академии, начинают выходить первые научные журналы. На рубеже XIX-XX вв. возникает новый способ организации Науки — крупные научные институты и лаборатории с мощной технической базой. <…>.
Попытки выработать точное определение Науки, научного знания научного метода, определение, которое позволило бы отделить Науку от других форм общественного сознания и видов деятельности — от искусства, философии, религии, — не увенчались успехом. И это вполне естественно, ибо в процессе исторического развития границы между Наукой и не-наукой постоянно изменяются: то, что вчера было не-наукой, сегодня обретает статус Науки; то, что мы сегодня считаем Наукой, завтра может быть отброшено как псевдонаука. Однако, некоторые черты Науки, отличающие ее от других форм общественного сознания, все-таки можно указать. Например, от искусства Наука отличается тем, что дает отображение действительности не в образах, а в абстракциях, в понятиях, стремится к их логической систематизации, дает обобщенное описание явлений и т.д. В отличие от философии, Наука стремится к открытию новых фактов, к проверке, подтверждению или опровержению своих теорий и законов, использует наблюдение, измерение, эксперимент как методы познания и т.п. По отношению к религии Наука отличается тем, что старается ни одного положения не принимать на веру и периодически возвращается к критическому анализу своих оснований. Тем не менее, Науку, искусство и философию объединяет творческое отношение к действительности и ее отображению, элементы научного знания проникают в искусство и философию, и точно так же элементы искусства и философии являются неустранимым компонентом научного творчества. Различные стороны Науки изучаются целым рядом особых дисциплин: историей науки, логикой науки, социологией науки, психологией научного творчества и т.п. С середины XX в. начала формироваться особая область, стремящаяся объединить все эти дисциплины в комплексное исследование Науки — науковедение».

(Значение слова «Наука» по Логическому словарю. Сайт www.tolkslovar.ru.)

«Наука — система знаний о природе, обществе и человеке. По словам М.В.Ломоносова: «Наука есть ясное познание истины, просвещение разума, непорочное увеселение в жизни, похвала юности, старости подспорье». На Руси наука возникла и развивалась с древности. Об этом свидетельствуют памятники письменности и техники. Особенно высокий уровень знаний был достигнут в зодчестве и строительном деле, а также в различных ремеслах и металлообработке (См.: Промышленность). Центрами древнерусской науки были монастыри, при которых нередко существовали школы. Монашествующие стали первыми русскими учеными и интеллектуалами. «Повесть временных лет» монаха Нестора и «Слово о Законе и Благодати» митрополита Илариона заложили основы русской исторической и философской науки.
Св. Нил Сорский был не только религиозным деятелем, но и выдающимся ученым, создавшим целую научную школу из числа своих последователей (Вассиан Косой, Иннокентий Вологодский и др.). В произведении Нила Сорского «Устав монастырский» дается развитие таким наукам, как философия, психология, педагогика. Серьезным историческим, философским и педагогическим трудом является книга «Просветитель» св. Иосифа Волоцкого. В архитектурных сооружениях зодчих Бармы, И.Я.Постника и Ф.С.Коня развивалась русская строительная наука.
В конце XVI в. Борис Годунов собирается учредить в Москве университет, однако преждевременная смерть царя не позволила осуществиться его замыслу. К идее этой возвращаются уже после Смутного времени, когда в Москве учреждается Славяно-греко-латинская академия.
Новый импульс русской науке дает Петр I. При нем возникает целый ряд научных учреждений, и прежде всего Петербургская Академия наук. Академия разрабатывает широчайший по тем временам круг научных проблем. Гений М.В.Ломоносова выдвинул русскую науку на передовые мировые рубежи. Ломоносову принадлежит ряд величайших открытий XVIII в. Он впервые на опыте доказал закон сохранения вещества, разработал атомистическую теорию газов, создал новую науку — физическую химию, дал мощный импульс развитию отечественной науки в таких ее областях, как география, геология, астрономия, приборостроение, история, языкознание. Достигнутое им одним в этих областях достойно было бы деятельности целой академии. По выражению Пушкина, Ломоносов был «русским университетом». В XVIII в. Петербургская Академия наук внесла фундаментальный вклад в отечественную и мировую науку. <…>.
Серьезным тормозом развития русской науки было наличие в ней высокого удельного веса лиц еврейской национальности, нередко приносивших в нее дух космополитизма, национальной обособленности, кастовой замкнутости, высокомерного отношения к простым русским людям, а главное — нетерпимый догматизм в сочетании с научной бесплодностью и авантюризмом. <…>.
Достижения русских ученых поставили отечественную науку на передовые рубежи мирового научно-технического развития, обеспечив ей приоритет во многих ключевых областях соперничества с западными странами. (О.Платонов)».

(Энциклопедия «Русская цивилизация». Сайт www.enc-dic.com.)

«Наука — область культуры, связанная со специализированной деятельностью по созданию системы знания о природе, обществе и человеке. Современное научное знание представлено совокупностью естественных, общественных и гуманитарных дисциплин. Каждая из них объективирует определенный сегмент жизненного мира, говорит о нем присущими ей способами. Немалый вклад в выявление специфики научного знания, его социокультурной обусловленности внесли представители логического позитивизма, постпозитивизма, неорационализма, структурализма и иных направлений западной философии науки XX в. Отличительными чертами научного дискурса являются: претензия на интерсубъективную значимость — «объективность», системность, логическую доказательность, использование специализированного искусственного языка, теоретичность. Научное знание реализует функции описания, объяснения и предсказания относительно исследуемых явлений. Развитие научного знания связано с постановкой и разрешением проблем. Проблема — итог эволюции познавательных представлений в данной области Науки, своеобразное знание о незнании. Она «объективно» вызревает в поле научного знания, обретая своих выразителей в кругу ученых, способных сформулировать ее содержание. К.Поппер полагал, что проблемные ситуации в Науке относительно независимы от индивидов, которые делают их достоянием общественности. Вместе с тем, не следует недооценивать и роль субъекта — носителя понимания предлагающего свою интерпретацию знания о незнании. «Объективный» — интерсубъективно значимый и субъективный компоненты проблемной ситуации нерасторжимы, что говорит о ее герменевтической природе. Разрешение проблем стимулирует рост эмпирического базиса Науки, эволюцию теоретических представлений. Эмпирический уровень научного познания так или иначе ориентирован на создание фактуального базиса теоретических построений. Для этого ученые прибегают к наблюдению, измерению, эксперименту, модельному воспроизведению и т.д. изучаемых явлений, процессов. Собирание и обобщение фактов — не самоцель для ученого, ибо под покровом феноменально данного раскрывается нечто общее, повторяющееся и потому заслуживающее возведения в ранг существенного, закономерного. Эмпирический слой научного дискурса тяготеет к теоретическому завершению, и первый шаг на этом пути — выдвижение гипотезы, вероятностного предположения о возможной связи между явлениями в данной предметной области, о наличии в ней закономерного порядка. Гипотеза, получающая достаточно полное дедуктивное развертывание и претерпевающая проверку своих основных следствий на базе эмпирического материала обретает статус лидирующей теории. Теория претендует на достоверное описание, объяснение и предсказание в данной предметной области. Она — системно упорядоченная целостность, обладающая жесткой структурой, в которой можно выделить ряд важных компонентов: фундаментальные понятия, теоретическая схема, принципы, законы и система объяснений, возникающая на их основе. Наука, подобно иным формам культуры, уходит своими корнями в пространство жизненного мира. Имея своим фоном целостность культуры, картина мира опирается на эмпирический и теоретический материал, питается бытующими философскими представлениями, идеалами знания. В свою очередь она способствует формированию идеалов и норм научного знания, философского видения универсума. (Б.Л.Губман)».

(Культурология. XX век. Энциклопедия. / Гл. ред. С.Я.Левит. 1991-1997гг.)

«Наука — сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности. Понятие «наука» включает в себя как деятельность по получению нового знания, так и результат этой деятельности — научную картину мира. Непосредственная цели науки — теоретическое отражение действительности. В основе науки может «лежать» натурный эксперимент, мысленный (теоретический) эксперимент и логическое мышление на их основе. Критерием истины является устойчивая приборная регистрация теоретических выкладок. На каждом историческом этапе научное познание использует определенную совокупность познавательных форм — фундаментальных категорий и понятий, методов, принципов и схем объяснения, т.е. всего того, что объединяется понятием «стиль мышления».
Наука представляет собой особый вид социальной памяти человечества, теоретически кристаллизирующей прошлый опыт познания действительности и овладения ее законами. Западное направление науки изучает внешнюю сторону «мысли» — понятие «мышление». «Мышление» изучается многими науками: теорией познания (в плане анализа соотношения субъективного и объективного, чувственного и рационального, эмпирического и теоретического и т.п.); логикой (формы, правила и операции мышления); кибернетикой (техническое моделирование мыслительных операций в виде «искусственного интеллекта»); психологией (изучающей мышление как актуальную деятельность субъекта, мотивированную потребностями и направленную на цели, которые имеют личностную значимость); языкознанием (в плане соотношения мышления и языка); эстетикой (анализирующей мышление в процессе созидания и восприятия художественных ценностей); науковедением (изучающим историю, теорию и практику научного познания), нейрофизиологией (имеющей дело с мозговым субстратом и физиологическими механизмами мозга); психопатологией (вскрывающей различные виды нарушений нормальных функций мозга); этологией (рассматриваются предпосылки и особенности развития мозга в животном мире).
Высшей фазой мышления является творчество. Различают научное и художественное творчество, индивидуальное и групповое. Важнейшими понятиями научного творчества являются: интеллект (способность к рациональному познанию), интуиция, воображение, культура мышления. Исследователями процесса научного творчества рассматриваются и другие темы, например: теория творческого воображения в науке, природа великих открытий, естественное и гуманитарное мышление, психобиографическая эволюция человека.
Среди тем, которыми руководствовался А.Эйнштейн в построении своей теории, вне всякого сомнения, были следующие: первичность скорее формального, чем материального, объяснения; единство (или объединение) и космологический масштаб (равноправная применимость законов ко всей совокупности опытных данных), логическая экономность и необходимость, симметричность и простота, причинность, полнота, континуум и, конечно же, постоянство и инвариантность. Именно темы, подобные только что перечисленным, объясняют в каждом отдельном случае, почему А.Эйнштейн настойчиво продолжал свою работу в данном направлении даже тогда, когда проверка опытом была затруднительна или недоступна.
«Небесным узором, — говорил Платон, — надо пользоваться как пособием изучения подлинного бытия…». Античное мышление носило эстетический характер, принцип идеальной геометрической формы оказывался в одно и то же время принципом красоты, познания и бытия, сфера искусства была предметной основой для развития искусства мыслить теоретически. Эта сфера давала как бы «ощущение» вселенской Гармонии, пребывание мыслью в которой и является достижением правильного взгляда на мир — основой знания. Однако, правильный взгляд на мир — это личное достижение, а знание — это то, что лишено индивидуальных особенностей человека и может быть сохранено культурой для восприятия другими людьми».

(Особенности биоэнергетики ментального тела (принципы
мысленного эксперимента). Днепропетровск. 1996г. Сайт www.juragrek.narod.ru.)

«Наука — особый ответ человека на вызов истории, на усложнение социального мира. Она направлена на получение предметного знания, знания вещей, процессов как таковых, включает в себя критику своих собственных оснований и достижений, т.е. в Науке преобладает предметная модальность. Наука периодически меняет картину мира, мало считаясь со стремлением людей сохранить комфортную картину, постоянно создавая новый мир, чем может вызвать дискомфортное состояние, враждебность к себе. Наука тем самым — элемент либеральной культуры, нацеленной на превращение факторов дискомфортного состояния в комфортное.
Представления о Науке носят расколотый характер. Существует вера в Науку, в ученых как некоторый источник чудес, идущий от веры в способность некоторых людей приобщаться к потусторонним силам. Это позволяет им взять на себя разрешение всех проблем: ликвидировать рак, изобрести машины, посредством которых можно поднять сельское хозяйство, найти рецепт для развития экономики и т.д. Здесь Наука выступает как некоторого рода тотем. Но одновременно Наука — особая хитроумная форма тунеядства, эксплуатации, попытка уклониться от труда, одна из причин нашей бедности, так как многочисленные институты с множеством людей, получающих «большие тыщи», объедают страну.
Готовящееся к антимедиации архаичное сознание квалифицирует Науку как дьявольскую силу, которая разлагает материю и тем самым несет гибель. Здесь Наука — оборотень, форма мирового зла. Общественная наука задавлена и пронизана изнутри теологией. Она все меньше связана со старой Наукой. Почвенные силы, нахлынувшие в Науку, постепенно теряли старый научный этос, замещая его утилитарным приспособленчеством и идеологической конъюнктурой, стремясь создавать средства для подчас абсурдных и разрушительных ведомственных целей. В Науке, как и во всех сферах духовной жизни, имел место раскол.
Постепенно в ней усиливалась тенденция стать на собственные нравственные позиции. Тем не менее, она оказалась слишком слаба, чтобы решать беспрецедентные по своей сложности задачи, стоящие перед обществом. Науке не в состоянии даже понять, что из себя представляет общество, которое она изучает. В своих попытках в этой области она постоянно апеллирует к различного рода вненаучным ценностям, например, постоянно культивируя основное заблуждение интеллигенции. Это является одним из проявлений отставания способности общества решать свои задачи по сравнению с ростом их сложности, приводит к недостаточному уровню предлагаемых решений (инфантильность).
Сложность положения Науки заключается в том, что она, изучая социальную реальность, пытается найти пути ее улучшения, исправления положения, выход их сложившейся ситуации. При этом тот уровень исторической необходимости, который сегодня доступен ее пониманию, лежит слишком близко к поверхности, чтобы реально выполнить эту задачу. Она не учитывает, что господствующая в стране инверсионная логика создает химерические социальные отношения, в самой сути которых заложена невозможность реализации социокультурного закона, разрушительные пульсации, ей не известны реальные истоки потоков дезорганизации. В обществе возникла сверхцентрализация бюрократического управления, которая, по сути, нефункциональна, возник хаос дезорганизации локальных миров, который по природе неуправляем, загадка дефицита, возникновение странных сообществ, например колхозов, возникли явления типа псевдо…, псевдоэкономика, псевдорынок и т.д., системы фантомов и абсурдов, результатов столкновений различных утопий. Общественная Наука попадает в этом мире в крайне сложную, превышающую ее силы ситуацию, подрываемая псевдокультурой, т.е. идеологией. Здесь легче всего превратиться в псевдонауку. Можно идти и другим путем, т.е. пытаться улучшить функционирование каждой из этих химер. Однако поверхностная Наука может сделать здесь что-то позитивное, не подымаясь выше здравого смысла.
Но реальная Наука, т.е. постоянно углубляющая свой уровень познаваемой необходимости, неизбежно подкапывается под эти химеры и оказывается неспособной повысить их эффективность, приговаривая их к смерти. Здесь нет аналогии с естественными науками. <…>.
В традиционной цивилизации Наука может существовать в виде замкнутых анклавов. В либеральной цивилизации Наука превращается во все более важное средство разрешения всех сложных технических и социальных проблем. Вместе с тем либеральный идеал, ориентированный на массовое сознание, постоянно ищет меру между сциентистскими и антисциентистскими ценностями».

(А.Ахиезер. Социокультурный словарь по книге
«Критика исторического опыта». 1991г. Сайт www.terme.ru.)

«Наука — особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно-организованных и обоснованных знаний о мире. Взаимодействует с другими видами познавательной деятельности: обыденным, художественным, религиозным, мифологическим, философским постижением мира. Как и все виды познания, Наука возникла из потребностей практики и особым способом регулирует ее. Наука ставит своей целью выявить сущностные связи (законы), в соответствии с которыми объекты могут преобразовываться в процессе человеческой деятельности. Любые объекты, допускающие преобразование человеком, — фрагменты природы, социальные подсистемы или общество в целом, состояния человеческого сознания и т.п. — могут стать предметами научного исследования. Наука изучает их как объекты, функционирующие и развивающиеся по своим естественным законам. Она может изучать и человека как субъекта деятельности, но также в качестве особого объекта.
Предметный и объективный способ рассмотрения мира, характерный для Науки, отличает ее от иных способов познания. Например, в искусстве освоение действительности всегда происходит как своеобразная склейка субъективного и объективного, когда любое воспроизведение событий или состояний природы и социальной жизни предполагает их эмоциональную оценку. Художественный образ всегда является единством общего и единичного, рационального и эмоционального. Научные же понятия — это рациональное, выделяющее общее и существенное в мире объектов. Отражая мир в его объективности, Наука дает лишь один из срезов многообразия человеческого мира. Поэтому она не исчерпывает собой всей культуры, а составляет лишь одну из сфер, которая взаимодействует с другими сферами культурного творчества — моралью, религией, философией, искусством и т.д.
Признак предметности и объективности знания является важнейшей характеристикой Науки, но он еще недостаточен для определения ее специфики, поскольку отдельные объективные и предметные знания может давать и обыденное познание. В отличие от него Наука не ограничивается изучением только тех объектов, их свойств и отношений, которые в принципе могут быть освоены в практике соответствующей исторической эпохи. Она способна выходить за рамки каждого исторически определенного типа практики и открывать для человечества новые предметные миры, которые могут стать объектами массового практического освоения лишь на будущих этапах развития цивилизации. В свое время Г.В.Лейбниц характеризовал математику как науку о возможных мирах. В принципе эту характеристику можно отнести к любой фундаментальной науке. <…>. Постоянное стремление Науки к расширению поля изучаемых объектов, безотносительно к сегодняшним возможностям их массового практического освоения, выступает тем системообразующим признаком, который обосновывает другие характеристики Науки, отличающие ее от обыденного познания. Прежде всего — это отличие по продуктам (результатам). Обыденное познание создает конгломерат знаний, сведений, предписаний и верований, лишь отдельные фрагменты которого связаны между собой. Истинность знаний проверяется здесь непосредственно наличной практикой, т.к. знания строятся относительно объектов, включенных в процессы производства и наличного социального опыта.
Но поскольку Наука постоянно выходит за эти рамки, она лишь частично может опереться на наличные формы массового практического освоения объектов. Ей нужна особая практика, с помощью которой проверяется истинность ее знаний. Такой практикой становится научный эксперимент. Часть знаний непосредственно проверяется в эксперименте. Остальные объединяются логическими связями, что обеспечивает перенос истинности с одного высказывания на другое. В итоге возникают такие присущие Науке характеристики, как системная организация ее знаний, их обоснованность и доказанность.
Далее, Наука, в отличие от обыденного познания, предполагает применение особых средств и методов деятельности. Она не может ограничиться использованием только обыденного языка и тех орудий, которые применяются в производстве и повседневной практике. Ей необходимы особые средства деятельности — специальный язык (эмпирический и теоретический) и особые приборные комплексы. Именно постоянное развитие этих средств обеспечивает исследование все новых объектов, в т.ч. и тех, которые выходят за рамки возможностей наличной производственной и социальной практики. Этим же вызваны потребности Науки в постоянной разработке специальных методов, обеспечивающих освоение новых объектов безотносительно к возможностям их сегодняшнего практического освоения».

(Философия: Энциклопедический словарь. / Под ред. А.А.Ивина. М. Гардарики. 2004г.)

«Наука — сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности. В ходе исторического развития Наука превращается в производительную силу общества и важнейший социальный институт. Понятие «Наука» включает в себя как деятельность но получению нового знания, так и результат этой деятельности — сумму полученных к данному моменту научных знаний, образующих в совокупности научную картину мира. Термин «Наука» употребляется также для обозначения отдельных отраслей научного знания.
Непосредственные цели Науки — описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет её изучения на основе открываемых ею законов, т.е. в широком смысле — теоретическое отражение действительности. Будучи неотъемлемой от практического способа освоения мира, Наука как производство знания представляет собой весьма специфическую форму деятельности. Если в материальном производстве знания используются в качестве средств повышения производительности труда, то в Науке их получение — в виде теоретического описания, схемы технологического процесса, сводки экспериментальных данных, формулы какого-либо препарата и т.п. — образует главную и непосредственую цель. В отличие от других видов деятельности, результат которых в принципе бывает известен заранее, научная деятельность даёт приращение нового знания, т.е. её результат принципиально нетрадиционен. Именно поэтому Наука выступает как сила, постоянно революционизирующая другие виды деятельности. <…>.
Развитию Науки свойствен кумулятивный характер: на каждом историческом этапе она суммирует в концентрированном виде свои прошлые достижения, и каждый результат Науки входит неотъемлемой частью в её общий фонд; он не перечёркивается последующими успехами познания, а лишь переосмысливается и уточняется. Преемственность Науки обеспечивает её функционирование как особого вида «социальной памяти» человечества, теоретически кристаллизующей прошлый опыт познания действительности и овладения её законами.
Процесс развития Науки находит своё выражение не только в возрастании суммы накапливаемых положительных знаний. Он затрагивает также всю структуру Науки. На каждом историческом этапе научное познание использует определенную совокупность познавательных форм — фундаментальных категорий и понятий, методов, принципов и схем объяснения, т.е. всего того, что объединяют понятием стиля мышления. <…>.
Современную Науку характеризует стремление к целостному и многостороннему охвату изучаемых объектов. Каждая конкретная структура научного мышления после своего утверждения открывает путь к экстенсивному развитию познания, к его распространению на новые сферы реальности. Однако накопление нового материала, не поддающегося объяснению на основе существующих схем, заставляет искать новые, интенсивные пути развития Науки, что приводит время от времени к научным революциям, т.е. радикальной смене основных компонентов содержательной структуры Науки, к выдвижению новых принципов познания, категорий и методов Науки. Чередование экстенсивных и революционных периодов развития характерно как для Науки в целом, так и для отдельных её отраслей. <…>.
Научные дисциплины, образующие в своей совокупности систему Науки в целом, весьма условно можно подразделить на три большие группы (подсистемы) — естественные, общественные и технические науки, различающиеся по своим предметам и методам. Резкой грани между этими подсистемами нет — ряд научных дисциплин занимает промежуточное положение. Каждая из указанных подсистем в свою очередь образует систему разнообразным способом координированных и субординированных предметными и методическими связями отдельных наук, что делает проблему их детальной классификации крайне сложной и полностью ещё не решённой.
Наряду с традиционными исследованиями, проводимыми в рамках какой-либо одной отрасли Науки, проблемный характер ориентации современной Науки вызвал к жизни широкое развёртывание междисциплинарных и комплексных исследований, проводимых средствами нескольких различных научных дисциплин, конкретное сочетание которых определяется характером соответствующей проблемы. <…>.
Марксистско-ленинское мировоззрение, рассматривая современную Науку как исторически обусловленный способ производства и организации знаний, видит будущее Науки в преодолении жёстких границ между её отдельными отраслями, в дальнейшем обогащении содержания Науки методологическими элементами, в сближении Науки с другими формами духовного освоения мира, что создаст условия для формирования новой Науки. Такая Наука будущего, гармонически соединяющая познавательные, эстетические, нравственные и мировоззренческие элементы, будет соответствовать всеобщему универсальному характеру труда при коммунизме, непосредственной целью которого является всестороннее развитие человека. (И.С.Алексеев)».

(Философский энциклопедический словарь. / Гл. ред. Л.Ф.Ильичёв,
П.Н.Федосеев, С.М.Ковалёв, В.Г.Панов. М. СЭ. 1983г.)

«Наука (греч. episteme, лат. scientia) — сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая схематизация объективных знаний о действительности; отрасль культуры, которая существовала не во все времена и не у всех народов. Родоначальниками науки как отрасли культуры, выполняющей самостоятельную функцию, были греки, передавшие затем ее, в качестве особого идеала культурной жизни, европейским народам. Наука образует сущность человеческого знания; по Канту, она есть совокупность знаний, упорядоченная согласно некоторым принципам; реальная упорядоченная связь истинных суждений, предположений (см. Гипотеза, Теория) и проблем, относящихся к действительности в целом и отдельным областям или сторонам ее. В отличие от опытного знания (эмпирии), Наука не довольствуется только вопросом «что», но спрашивает также и «почему», вопрошает об основах и причинах вещей (Аристотель). В анализе она переходит от «целого» к «частям», а в синтезе — наоборот; посредством индукции Наука от опыта и наблюдений обращается к понятиям, суждениям и умозаключениям, от отдельного, особенного — к общему, а при помощи дедукции — от общего к частному, всегда проверяя одно другим (см. Метод). Прогресс науки заключается в том, что она все более систематически проникает вглубь и вширь (см. Система) в действительность, в элементы бытия, событий, т.е. во все более глубоком познании их связей, всеобщей связи действительности вообще, которую мы называем миром. Смысл этой связи исходит от нас самих, из нашего существования с другими и из роли, которую играет в этом событии реальность сущего. Наукой в истинном смысле является Наука о Мире. По отношению к частным наукам задача философии заключается в том, что она намечает области реально связанных друг с другом объектов. Но наметить предметные области — значит дать не простую схему деления на специальные области, но «вместе с тем и проект, на котором основывается вся конкретная работа мысли и постановка научных вопросов… При этом особенно важно, что этот намечающий области проект реальности и ее строения может сделать видимым лишь то сущее, которое он определяет» (Хайдегтер). И именно потому, что философия в первую очередь должна выработать инструменты мышления, прежде чем вообще сможет обнаружиться какая-нибудь определенная и соответственно новая область реальности (напр., техника стала возможной только тогда, когда уже были налицо метафизические предпосылки господства над природой в современном смысле этого слова; см. Рационализм). Такие проекты возникают постепенно, являясь результатом взаимодействия философии с частными науками. В Западной Европе Наука представляет собой продукт развития мысли древних греков, которая, возникнув из мифологического рассмотрения мира, перешла к постижению его в понятиях (см. Европейская философия). Наука в дневнегреческой культуре представляла собой целостную науку, и зачатки мышления, идущие в плане частных наук, появившиеся в особенности под влиянием Аристотеля и его школы, таких великих врачей, как Гиппократ, Гален и т.д., а также атомистов, не нарушали целостности науки и картины мира. В эпоху христианского Средневековья Наука также разрабатывалась (и с успехом) как гармоническое целое. Только в конце Средних веков произошла (замеченная только немногими мыслителями) подмена понятия «наука» понятием «естествознание». Эта «Новая Наука» начала свое триумфальное шествие с эпохи Возрождения, когда была признана возможность математического описания результатов, получаемых экспериментальным путем, и обнаружена и точно исследована закономерность природы. Эта новая форма приобрела столь большое значение, что Кант оценивал частные науки в зависимости от степени их применения в математике. Под влиянием экспериментально-математической науки коренным образом изменилось мировоззрение европейца и усилилось его влияние на духовную жизнь остальных стран мира. В особенности оно возросло благодаря подведению строго научного фундамента под возникшую из медицины технику, которая базировалась до этого времени исключительно на ремесленном опыте. С развитием Новой Науки возникла необходимость более глубокого разделения ее на специальные. В результате этого часто утрачивалось понимание истинной цели Науки как Науки о Мире в целом, а действительности — как единого целого. Рационализм также превратился в единственно господствующую форму образования и воспитания, что привело к переоценке интеллектуального образования. Это в свою очередь отразилось на Науке и повлекло за собой все большее и большее превращение ученого в специалиста, а высших учебных заведений — в места по подготовке специалистов. Из-за отсутствия со стороны частных наук достаточного внимания к этой общей для них всех цели наступил «кризис» Науки, который был не только кризисом доверия в отношении вещей, но главным образом кризисом самих ученых. «Ныне всюду глядят в корень, ищут теоретические принципы в разнообразных возможностях, противопоставляют их друг другу. Это обстоятельство повергает дилетанта в сомнение и приводит его к выводу, что больше вообще нет никакой твердой опоры и все познанное эфемерно. Но познание выглядит таким только для того, кто сам не участвует в нем. Творческие шаги к новым принципам хотя и потрясают все здание знаний, но они предпринимаются вновь и вновь, составляя непрерывную цепь исследований, которые в новом смысле сохраняют по отношению к отдельной науке в целом полученные результаты, вызывавшие сомнение. Впрочем, кризис Науки является кризисом людей, которые ее постигают, если они неискренни в своем желании знания» (Ясперс). Некоторые мыслители (напр., такие, как Фр.Бэкон, Лейбниц, Даламбер, Кант, В.Вундт, Б.Эрдман, Оствальд и др.) пытались объединить частные науки в систему, основанную на единых принципах. Но только возврат к метафизике и применение целостного способа рассмотрения во всех областях Науки преодолевают ее «кризис» и способствуют в наше время срастанию частных наук и философии в единую науку в собственном смысле этого слова (см. Studium generate). Частные науки классифицируют с точки зрения их предмета или метода и выделяют описательные, объясняющие, типизирующие, генерализирующие науки; науки, изучающие события, законы, структуру, чисто теоретические дисциплины, технические методы и т.д. Они делятся также на практические и теоретические, общие и специальные, идеальные и реальные. Точными науками часто называют те, которые основаны на мере и числе (математика, физика и астрономия)».

(Философский энциклопедический словарь. 2010г. Сайт www.dic.academic.ru.)

«Наука — сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности; одна из форм общественного сознания. В ходе исторического развития Наука превращается в производительную силу общества и важнейший социальный институт. Понятие «Наука» включает в себя как деятельность по получению нового знания, так и результат этой деятельности — сумму полученных к данному моменту научных знаний, образующих в совокупности научную картину мира. Термин «Наука» употребляется также для обозначения отдельных отраслей научного знания. Непосредственные цели Науки — описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет её изучения на основе открываемых ею законов, т.е. в широком смысле — теоретическое отражение действительности.
Наука и другие формы освоения действительности. Будучи неотъемлемой от практического способа освоения мира, Наука как производство знания представляет собой весьма специфическую форму деятельности, существенно отличную как от деятельности в сфере материального производства, так и от других видов собственно духовной деятельности. Если в материальном производстве знания лишь используются в качестве идеальных средств, то в Науке их получение образует главную и непосредственную цель, независимо от того, в каком виде воплощается эта цель — в виде ли теоретического описания, схемы технологического процесса, сводки экспериментальных данных или формулы какого-либо препарата. В отличие от видов деятельности, результат которых в принципе бывает известен заранее, задан до начала деятельности, научная деятельность правомерно называется таковой лишь постольку, поскольку она даёт приращение нового знания, т.е. её результат принципиально нетрадиционен. Именно поэтому Наука выступает как сила, постоянно революционизирующая другие виды деятельности. <…>.
Основные этапы развития науки. Истоки Науки уходят своими корнями в практику ранних человеческих обществ, в которой были нераздельно сплавлены познавательные и производственные моменты. «Производство идей, представлений, сознания первоначально непосредственно вплетено в материальную деятельность и в материальное общение людей, в язык реальной жизни. Образование представлений, мышление, духовное общение людей является здесь еще непосредственным порождением их материальных действий» (Маркс К. и Энгельс Ф., Фейербах. Противоположность материалистического и идеалистического воззрений. 1966г. с. 29). Первоначальные знания носили практический характер, выполняя роль методических руководств конкретными видами человеческой деятельности. В странах Древнего Востока (Вавилонии, Египте, Индии, Китае) было накоплено значительного количество такого рода знаний, которые составили важную предпосылку будущей Науки. Отдалённой предпосылкой Науки можно считать и мифологию), в которой впервые была реализована попытка построить целостную, всеобъемлющую систему представлений об окружающей человека действительности. В силу своего религиозно-антропоморфного характера эти представления, однако, очень далеко отстояли от Науки и, более того, формирование Науки требовало в качестве предварительного условия критики и разрушения мифологических систем. Для возникновения Науки были необходимы также определённые социальные условия: достаточно высокий уровень развития производства и общественных отношений (приводящий к разделению умственного и физического труда и тем самым открывающий возможность систематических занятий Наукой), а также наличие богатой и широкой культурной традиции, допускающей свободное восприятие достижений разных культур и народов.
Эти условия сложились к VI в. до н.э. в Древней Греции, где и возникли первые теоретические системы (Фалес, Демокрит и др.), в противовес мифологии объяснявшие действительность через естественные начала. <…>.
В современном её понимании Наука начала складываться в Новое время (с XVI-XVII вв.) под влиянием потребностей развивавшегося капиталистического производства. Помимо накопленных в прошлом традиций, этому содействовали два обстоятельства. Во-первых, в эпоху Возрождения было подорвано господство религиозного мышления, а противостоящая ему картина мира опиралась как раз на данные Науки, иными словами, Наука начала превращаться в самостоятельный фактор духовной жизни, в реальную базу мировоззрения (Леонардо да Винчи, Н.Коперник). Во-вторых, наряду с наблюдением Наука Нового времени берёт на вооружение эксперимент, который становится в ней ведущим методом исследования и радикально расширяет сферу познаваемой реальности, тесно соединяя теоретические рассуждения с практическим «испытанием» природы. В результате резко усилилась познавательная мощь Науки. <…>.
Быстрый рост успехов Науки, занятие ею ведущих позиций в формировании новой картины мира привели к тому, что Наука начала выступать в новое время как высшая культурная ценность, на которую так или иначе стало ориентироваться подавляющее большинство философских школ и направлений. В области познания явлений общественной жизни это проявилось в поисках «естественных начал» религии, права, морали и т.п., опиравшихся на представления о «человеческой природе». Несущая «свет разума» Наука рассматривалась как единственная антитеза всем порокам социальной действительности, преобразование которой не мыслилось иначе, как на ниве просвещения. «Мыслящий рассудок стал единственным мерилом всего существующего» (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20 с. 16). <…>.
Структура науки. Научные дисциплины, образующие в своей совокупности систему Науки в целом, весьма условно можно подразделить на 3 большие группы (подсистемы) — естественные, общественные и технические науки, различающиеся по своим предметам и методам. Резкой грани между этими подсистемами нет — ряд научных дисциплин занимает промежуточное положение. Так, например, на стыке технических и общественных наук находится техническая эстетика, между естественными и техническими науками — бионика, между естественными и общественными науками – экономическая география. Каждая из указанных подсистем, в свою очередь, образует систему разнообразным способом координированных и субординированных предметными и методическими связями отдельных наук, что делает проблему их детальной классификации крайне сложной и полностью не решенной до сегодняшнего дня».

(Большая Советская Энциклопедия. М. СЭ. 1969-1978гг.)

* * *