Статья 2.5. Тантра как Древняя Наука. (ч.1).

продолжение

«Урок 13. Двери восприятия. Тема 6. Тантра. … Следует помнить, что Тантра — это в большей степени наука, чем что-либо другое. Она не просит вас просто верить во что бы то ни было. Это система типа «проверь и узнай». Только имея опыт можно поверить в то, что слышишь. Суть Тантры — в личном опыте посредством практики.
Наука бесконечного. Тантра — это наука видения, ощущения и познания бесконечного в конечном и через него. Она ведет к переживанию бесконечного через посредство ограниченного мира формы. А как только человек увидел бесконечное в одном объекте, ему остается один короткий шаг до того, чтобы видеть бесконечное во всем. Тантра учит познанию и переживанию макрокосма с помощью микрокосма. Она учит познанию неограниченного средствами ограниченного; познанию высшего сознания (параматман) через познание индивидуального сознания (дживатман). Тантра позволяет человеку познать свою божественную природу, а затем божественную природу всего сущего. Это метод использования материального для настройки на нематериальное; метод использования проявленного для познания непроявленного. Это метод погружения в бесконечное, втягивания в бесконечное через водоворот материальных объектов и энергий. Мир используется как ступенька к запредельному, к тому, что неописуемо. Объективная вселенная используется как трамплин для прыжка в вечное. Тантра направлена на расширение опыта повседневной жизни, на ее проживание и переживание во всей полноте в качестве средства достижения высшего осознания. Она охватывает все аспекты жизни, будь то в материальном мире или в запредельном.
Тантра — универсальная система. Тантра — поистине универсальная система. Она была и до сих пор остается образом жизни для различных групп людей по всему миру. Хотя могут существовать местные различия, ее фундаментальная предпосылка повсюду одинакова — ради понимания религиозной и духовной практики бытие подразделяется на два аспекта — непроявленный и проявленный. На самом деле, подлинная природа мира и бытия выходит далеко за пределы даже такого представления, но это должно постигаться в более высоких состояниях осознания. Указанное деление удобно проводить для практических целей. В индуистской Тантре, о которой идет речь в данном обсуждении, эти два аспекта называются Шива (сознание) и Шакти (сила или энергия проявления). Шакти считается космической матерью. В современном языке о ней говорят как о матери-природе, хотя немногие люди, использующие этот термин, отдают себе отчет в его происхождении и значении. <…>.
Тантра — это система, продолжающая традицию, которую практиковали по всему миру с незапамятных времен. В действительности, это не что-то придуманное; это выражение глубочайших постижений человека. Для практики системы Тантры (Универсальной Тантры и не обязательно той ее формы, что преобладает в Индии) существовали веские причины — самая очевидная из которых состоит в том, что такое изображение или понимание бытия было найдено верным вплоть до достаточно высоких уровней осознания. Это подразделение на Шиву и Шакти можно проверить на личном опыте от умеренных состояний осознания до его возвышенных уровней. Справедливость такого представления была подтверждена мистиками в состояниях медитации. Оно представляет собой выражение мистических переживаний бесчисленных йогов, святых, мудрецов и т.д. на протяжении столетий и было сформулировано на основе постижений в состояниях медитации. Эта концепция не подходит только для неописуемых уровней осознания… но Тантра остается справедливой и для них, ибо Шива и Шакти просто становятся одним и тем же. Поэтому помните, что представление о Шиве и Шакти и все другие аналогичные персонификации на протяжении всей истории человечества основываются на мистическом опыте. Еше одна причина столь важного значения концепции Шивы и Шакти состоит в том, что ее легко применить на практике. На протяжении веков люди принимали ее потому, что она облегчала мощные духовные практики, которые могли давать человеку собственный опыт. Эта концепция служит основанием для использования практик, которые могут вести к общению и единению с силой, гораздо большей, чем сила отдельного человека. Система Шивы и Шакти, система Универсальной Тантры, ведет к высшему осознанию, знанию и блаженству. <…>.
Повторим: суть Тантры имеет универсальный характер. Она от природы свойственна человеческой психике. В отличие от многих других вещей в жизни это не что-то, навязываемое извне. Суть Тантры естественным образом приходит к человеку, даже к современному обитателю городов, ибо хотя человек может производить поверхностные перемены в своей жизни, всегда есть что-то, всплывающее из самых глубин его существа. Суть Тантры и сегодня глубоко запечатлена в душе каждого человека так же, как это было в давно минувшие эпохи». <…>.
Определение Тантры. … Тантра — это система, призванная научить нас жить полной жизнью. Это средство, позволяющее успешно мириться с жизнью и ее кажущимися сложностями и, в конечном итоге, достигать просветления. В действительности, Тантра представляет собой собрание многих других систем, поскольку она охватывает и включает в себя широкий спектр различных аспектов человеческой жизни. Она имеет дело с физической, психической, умственной и духовной сферами. Она касается работы, развлечений, религии, мышления и многих других видов человеческой деятельности. В тантрическом тексте под названием «Варахи-Тантра» дается детально разработанное описание основных предметов Тантры. Вот их краткий перечень:
1. Сознание.
2. Создание и разрушение физической вселенной (шристи и пралайя).
3. Поклонение божествам (дэви или дэва пуджа).
4. Классификация существ.
5. Небесные тела — астрономия и астрология.
6. Различные уровни осознания (локи).
7. Психические пути и центры в структуре человека (нади и чакры).
8. Законы и обязанности в обществе.
9. Священные ритуалы (самскары).
10. Посвящение форм божеств (мурти).
11. Магические формулы (мантры).
12. Магические круги (мандалы и янтры).
13. Символические и магические жесты (мудры).
14. Духовные практики (садхана).
15. Богослужение — внутреннее и внешнее.
16. Освящение домов, колодцев и т.д.
17. Описание священных алтарей.
18. Магия (йогамайя садхана).
19. Ритуальные обряды и инициации (дикша).
20. Йога — включая асаны, пранаяму, медитативные методы и т.д.
21. Многие виды медицины, в том числе Аюрведа — наука использования трав в сочетании с практиками Йоги.
22. Наука.
К этому перечню можно добавить, что Тантра также включает в себя алхимию, искусство плодотворной и счастливой жизни, а также использование сексуальной энергии в качестве средства развития высшего осознания».

(Свами Сатьянанда Сарасвати. Древние тантрические техники Тантры
и Крийи. т.2. Продвинутый курс. Издательство К.Кравчука. 2005г.)

«Большинство известных путей самопознания предполагает предварительную подготовку духовного искателя, планомерное устранение одних его качеств и развитие других. Только когда человек будет «чист и свят», ему даются мощные практики и техники, да и то они могут не принести результата, если не придерживаться рамок «допустимого» и «дозволенного».
Тантрические практики действуют иначе. Тантра говорит: «Будь собой. Давай на этой основе, учитывая все твои врожденные особенности, подберем тебе практику. Она не будет противоречить твоей глубинной природе, но будет использовать всё, что свойственно твоей личности».
Например, если разум неустойчив и постоянно прыгает с одной мыслеформы на другую — Тантра предложит метод использовать эту нестабильность в целях Йоги. А если человек часто думает о сексе — Тантра использует и эту тенденцию.
Слово «тантра» означает любой практический метод, через индивидуальные склонности личности раскрывающий истинную суть человека и приводящий его к трансцендентальному опыту. Тантрические тексты предлагают множество разнообразнейших техник на любой вкус, и некоторые из них далеко не «белые и пушистые». Лекции на тему «Тантрические практики: древняя наука самоосознания» ознакомят вас с важнейшими тантрическими методами и научат их использовать. Этот и другие курсы Йоги проводит Школа Йоги Авадхутов. Подробнее о тантрических практиках можно прочесть в материале «Что такое Тантра?
Что такое Тантра? Слово «Тантра» используется настолько часто и настолько многими людьми, что уже бывает даже сложно разобраться, что же под этим понятием подразумевается. Кто-то называет Тантрой сексуальные практики. Для кого-то — это техники достижения измененных состояний осознания. Еще для кого-то Тантра — это таинственные магические ритуалы, связанные чуть ли не с жертвоприношениями. Мы постараемся разобраться, есть ли что-то общее во всех «Тантрах», и что же на самом деле стоит называть этим словом.
Древние традиции. Во многих путях духовного развития существует одна общая особенность, которую можно назвать словом «традиция». Мол, вон в том горном монастыре тысячу лет практиковали определенный вид духовного совершенствования, значит, у них сформировалась традиция. А вон в том, уже предгорном монастыре, практиковались другие методики познания себя и окружающей реальности. И там сформировалась другая традиция.
И это прекрасно. Получение знания «в традиции» определенной школы или учения станет хорошим подспорьем в духовном развитии. Единственная проблема, что в современном мире, где информация становится общедоступной, уже бывает сложно разобраться, к какой традиции относится та или иная школа. А у нормального человека просто голова может распухнуть, если он попытается классифицировать все существующие традиции и направления.
Благо, что в подобных разбирательствах нет никакого смысла. Соотносить Знание нужно с тем, какую пользу и результат оно может принести практикующему, а не с тем, в какой традиции оно передавалось, и какими правильными сложными названиями его можно назвать. Еще более неприятное и очень опасное заблуждение — разделять техники и практики на «правильные» и «неправильные». <…>.
Тантра — это очень древняя традиция. То, что в разных монастырях или религиозных направлениях под этим словом подразумевают разные понятия, может запутать только в первом приближении. Смысл тантрических учений в тех целях, к которым они приводят, а не в методах, которые они используют. Смысл Тантры — это достижения наивысшего уровня осознания, выход за рамки ограниченного существования, познания своих истинных возможностей и потенциалов. А то, как это достигается — это лишь особенности характера и личности человека. Всего лишь метод, но не цель.
Любая работающая методика — это Тантра. Многие люди даже не догадываются о своей истинной безграничной природе. Мы все живем в ограниченном мире, в котором скорее можно услышать о слабости и ничтожности человеческого существа, чем о его силе и величии. Но самое интересное, что все ограничения человек сам себе и придумал. Сам себе построил тюрьму и в нее же спрятался. «Я глупый. Я слабый. Я этого не смогу достичь. Мне это не под силу» — это не объективные факты, а лишь мыслительные построения. И только они и ограничивают человека. И все бы хорошо, но от этих ограничений бывает не так просто избавиться. Они укоренились в глубинах личности, и вытащить их оттуда бывает непросто. Очень часто сам человек, даже на подсознательном уровне, не хочет сбросить свои собственные оковы.
Тантра — это любой метод, любая практика или техника, которая покажет человеку его истинный потенциал, бездонную глубину переживаний и максимальную полноту жизни. Каждый человек имеет безграничный потенциал. В своем самом широком понимании Тантра — это то, что даст человеку не просто описание его истинной сути, но реальное, непосредственное переживание неограниченности. Такое переживание, после которого у человека просто не останется никаких сомнений.
Тантра — гибкая система. Каждый человек — личность и индивидуальность. Как невозможно найти две одинаковые снежинки, так не получится найти двух абсолютно идентичных людей. А что уж говорить о людях, живущих в разных климатических зонах или в разные временные эпохи! Конечно, общие тенденции могут сохраняться, но в целом те практики самопознания, которые подходили древнему египтянину, будут требовать серьезной доработки, чтобы они оказали такой же эффект на среднестатистического современника.
Именно поэтому в Тантре так много течений и направлений. И поэтому существует такое огромное количестве практик и техник. Тантра — это не закостенелый свод правил, который утвержден тысячелетиями и не может меняться под страхом анафемы. Наоборот, Тантра — очень гибкая система. Все то, что приносит результат в самопознании, можно назвать Тантрой. Если для целей Тантры требуются сексуальные практики — то так оно и должно быть. Но если йогину достаточно просто повторять гуру-мантру, то это тоже будет тантрическая практика.
Секс, дыхание и мистические ритуалы. Учения о сексуальном взаимодействии пользуются сейчас очень большой популярностью. Большинство современных тантрических школ основано на взаимодействии мужского и женского начала. Но говорит это только о том, что для большинства людей тема секса остается незакрытой и непроработанной.
Тантра использует все человеческие проявления. Именно из-за этой особенности некоторые ортодоксальные слои общества относятся к ней с большой опаской. Например, в Индии, где Тантра практикуется уже столетиями, некоторые тантрические практики могут находиться под запретом, а духовные наставники вообще неохотно касаются этой темы.
Если человеку требуются сексуальные практики для раскрытия всех своих потенциалов — Тантра расскажет, что и как нужно делать. Если человеку требуется особый вид дыхания — в Тантре есть и такой метод. Если кому-то может помочь только жесткая маргинальщина — Тантрой такое тоже может допускаться. Но не стоит думать, что всем подряд нужно навязывать тантрический секс, усиленное дыхание или магические ритуалы. Каждый человек уникален. И к каждому требуется уникальный подход. А Тантра — это своего рода самосовершенствующийся конструктор, который найдет тропинку к каждому человеку, предлагая подходящие для него техники. <…>.
Йога — это тоже Тантра. Йога — это детище Тантры. Йоговские методики приводят человека к непосредственному опыту сверхсознательного состояния. Йога расширяет ограничения человека на физическом, энергетическом и ментальном уровне. И потому Йогу можно назвать одним из направлений Тантры, а йоговские практики — отнести к категории тантрических».

(Тантрические практики: древняя наука
самоосознания. Сайт www.khelshala.org.)

«Сегодня постепенно происходит возрождение всего, что так долго утаивалось и скрывалось от «посторонних людских глаз». Одно из самых знаменательных возвращений — тантрический ренессанс, символизирующий окончание эпохи разделения и конфронтации. Тантра несёт на крыльях Любви энергию всеобщего Единства в мир дуальности.
Многие рассматривают Тантру в ряду таких прикладных искусств любви, как «Кама-Сутра», «Искусство брачных покоев», новое модное направление New Age. Однако, как человек много лет изучающий, практикующий и обучающий Тантре, могу утвердительно ответить вам, что это не так.
Тантра — ветхая днями наука. Но её энергия Любви настолько всеохватывающая, что просто неспособна кануть в лета. Поэтому на стыке эпох и на изломе мерностей она вливает свою божественную потенцию в души и тела жаждущих её преображающего импульса. Тантра — это синтез идеализма и эротизма, символизма и ритуализма, за которым всегда скрывается имманентное (от лат. immanentis — пребывающий в чем-либо, свойственный чему-либо) Божество.
В любом случае, под каким бы углом мы не рассматривали Тантру и какие бы ярлыки ей не навешивали, она всё равно останется натурфилософией. А в отношении между мужчиной и женщиной, Тантра — это непрекращающаяся глубина откровений взаимного познания пар противоположностей.
Тантра, Культура и Свобода. Ренессанс с французского «renaissance», итальянского «rinascimento»; от «re/ri» — «снова» или «заново» и «nasci» — «рождённый». Или иными словами, новое рождение/возрождение. Ренессанс — культурное явление, а в Тантре культура тела проявлена через естественное этическое и эстетическое начало.
Важное качество и отличительная особенность культуры — наличие свободы слова, творчества, самовыражения. «Культура предлагает наличие свободных людей, ибо только они могут выработать и воплотить в жизнь её принципы». (А.Швейцер).
Сво/бо/да — это своевременный божественный дар, которым мы вправе воспользоваться всегда. И у каждого из нас для этого есть все предпосылки. Но свобода — это не столько отсутствие ограничений, а сколько их осознание и возможность устранения. <…>.
Иными словами и культура, и свобода едины в своих целях: помочь человеку избавиться от борьбы за существование с одной стороны и скатывания человеческих ценностей к массовой/потребительской культуре, с другой.
Отнюдь не случайно на Санскрите Тантра предстаёт перед нами в своём этимологическом значении, как «сокровенная», «истинная», «трактат», «непрерывность», «ритм», «освобождение».
Тантрическое возрождение. Почему возрождение? И какая связь современной Тантры с эпохой, в которой красной нитью прошиты идеи гуманизма, направленные на человека, его личность и свободу, активную и созидающую деятельность как высшую ценность? Ведь сейчас казалось бы не в почёте античная культура и собственно само человеческое тело, как выражение божественного и прекрасного в его природе.
Возрождение древней науки Тантры, берущей начало значительно раньше эпохи Атлантиды, в современное искусство, направленное на гармонизацию телесного и духовного начал в человеке, неминуемо. Это всего лишь дело времени, которое сегодня стремительно ускоряется.
Невозможно рассматривать Тантру вне контекста мужского и женского начал, ибо она есть наука о правильном использовании сексуальной энергии Любви. Поэтому Тантра изначально предполагает искусство раскрытия в себе и партнёре высших качеств и состояний преображающего и просветляющего внутреннего характера. Акцент же на телесных побуждениях, сексуальных реакциях и физической активности является естественным продолжением первичного внутреннего изменения.
Секс или Тантра? То есть Тантра, буквально, трансформирует сексуальные отношения при осознанном подходе партнёров в энергию исцеляющего, вдохновляющего и творческого характера. <…>. В Тантре — сознательное единение души и тела. Возможно, не все догадываются, что секс — главный катализатор физической и духовной зрелости партнёров, в которой каждый проходит свои уроки. Но, пока секс не окрашен безусловной любовью зеленого Луча сердечного центра, имеет место манипуляция с целью получения желаемого. И в этой сексуально-манипуляторной «игре» всегда есть энергетический дисбаланс. Женщина не укрепляется и полноценно не оживляется/освежается физически, а мужчина недополучает вдохновения, исцеления и благословения.
Тантра же учит правильной передаче сексуальной энергии, без утраты последней. Как результат, у вас не только здоровая сексуальная жизнь, но и взаимный рост во всех остальных сферах жизнедеятельности. <…>.
Если мы хотим достичь баланса чувств, нам необходимо осознать, что контролировать стихию невероятно трудное и, зачастую, напрасное занятие. Но мы можем направить её в созидательное или творческое русло. И тогда её природная мощь не разрушает и не истощается, а мы пребываем в гармонии с собой и любимым/любящим партнёром/партнёршей. И это уже Тантра.
В этом смысле Тантра, словно парусник, переносящий нас через беспокойные эмоциональные воды океана страстей. Она перемещает нас из зависимых и ограниченных условий астральной и низшей ментальной природы в мерность неизмеримо более разнородную — эмпирический мир чувственных ощущений и восприятий, дополненный сверхчувственным трансцендентным переживанием.
Безусловно, Тантра не Ноев Ковчег, однако она возвращает нам целостность того, что когда-то было утрачено и, прежде всего единения эмоционально-чувственной природы с умственной. <…>.
Тантра, как наука, также учит тому, что, так называемые несовершенства низшей природы мужчины и женщины есть не что иное, как не преобразованная, не пробужденная духовная суть — спящий дух тела — Змей Кундалини. В этимологическом смысле орг/а/з/м — органичный акт змеиной мудрости, проявленной энергии дремлющей жизненной силы человека или телесной сознательности. Управление данным телесным сознанием и его движущей и динамичной Силой и лежит в основе Тантры, перенаправляющей её в высшие центры для алхимического воссоединения.
В Тантре постигается истинное освобождение и познание своего зеркального отражения. То есть, партнёры в Тантре являются духовными зеркалами друг друга. А это значит, что мужчина и женщина в своём опыте взаимоотношений и совместной жизни проявляют качества зеркала — отражая как несовершенные качества личности, так и уникальные качества друг друга принимаемые и ретранслируемые через любовь.
При правильном обращении с сексуальной энергией, её сила наполняет не только жизненностью, а и исцеляет, уравновешивает механизм напряжения-расслабления. Так извечное напряжение сменяется полноценными релаксирующими проявлениями, вживляемыми во все наши действия, реакции, ритм жизни.
В Тантре присутствует гедонистическое понимание катарсиса, то есть восприятие переживания, как высшего эстетического чувства наслаждения, возвышенного и величественного. Образы божеств, смешение стихий, незабываемые экстатические состояния приветствуются в Тантре как инициирующие объекты постижения своей сути через погружение в транс как мистериальный акт. <…>.
Есть и обратная сторона неверно используемого полового импульса природы — подавление, изживание, вытеснение. Кроме разрушительного действия для души, это ещё и пагубно для тела и психоэмоционального состояния человека. Нашему иллюзорному миру астральных/эмоциональных наваждений свойственна абсурдная обречённость. Во многом потому, что тысячелетия, предшествующие нынешней эпохе крайнего невежества и неразборчивости во всём, довели поиск и выражение своей сексуальности до апогея у/божества или удалённого божества. Далее уже некуда. Либо — духовное вырождение, либо возвращение к естественной гармонии.
И Тантра, безусловно, это заря надежды для многих из нас, изголодавшихся по божественно чистым, и блаженно прекрасным отношениям, в которых каждый новый день неповторим.
Триада состояний: счастье / радость / блаженство — это постепенное восхождение / преображение / замещение эмоционального восприятия жизни — разумно чувствознающим, раскрывая безмерную духовную природу удовольствия и восторга.
Терапия Тантрой. Тантра — практика, позволяющая достичь естественного преобразования сексуальной энергии через оргазмические переживания: телесные и психоэмоциональные, повышая качество данных телесных реакций с одной стороны, и раскрывая безмерный творческий потенциал человека с другой.
Кроме того, Тантра может служить и естественным терапевтическим инструментом в случае различных сексуальных расстройств, или других заболеваний, в основе которых лежит принцип «неудовольствия» или «страх перед удовольствием», так как психологические и психотерапевтические методы не всегда действенны. <…>.
Тантра объединяет современные способы мышечной релаксации, психологической коррекции, сексуальной разрядки в сакральном действии, именуемом, как единство согласованной дуальности».

(С.Колеша. Тантрический ренессанс. Сайт www.kolesha.ru.)

«Тантрический секс — индийское радикальное учение о сексе; одна из мистических тантрических практик, основное содержание которой — интимная близость. Слово «тантра» означает «исповедовать, распространять, чтобы доказать» и «ткать». В этом контексте тантрический секс — расширение сознания и вплетение полярностей мужчины (воплощение Шивы) и женщины (воплощение Шакти) в одну ткань, в единое гармоничное целое.
Отграничение от смежных учений. Близкими учениями являются даосские сексуальные практики и Кундалини-Йога. Различия состоят, прежде всего, в конкретных практических методиках и техниках, а не в идеях. В даосских сексуальных практиках не развит ритуализм и мистицизм, Тантра, напротив, тщательно разрабатывает на религиозной основе ритуалы (посвящения, заклинания, мантры) и мистический ритуализм (пантеон божественных существ — боги и богини, бодхисатвы и демоны). Кундалини-Йога, как самостоятельная единица, возникла сравнительно недавно, до этого являлась неотъемлемой частью Тантра-Йоги, соответственно имеет единую терминологию с Тантрой и её можно представить как отрасль физической культуры (асаны), прикладную к тантрическим сексуальным практикам. Тем не менее, Кундалини-Йога имеет некоторую обособленность, и может практиковаться независимо от тантрического секса, тем более, что сам по себе тантрический секс — это всего лишь самая малая часть Тантра-Йоги.
История. Происхождение тантрических сексуальных практик правильно прослеживать не от Вед, или от Индуизма, а от индийских доведических первобытных племен. Тантра существовала в Индии как система знаний и практик задолго до прихода туда арийских племён, а позже Веды и Тантра стали влиять друг на друга, взаимно проникая и дополняя и теорией и практиками.
В современную эпоху интерес к Тантре возник как протест против традиционной религии, которая считает, что отказ от сексуальности необходим для просветления. Наука Тантры напротив утверждает, что сексуальность можно и нужно перенаправить от падения человеческого существа к животным инстинктам — употребления наслаждений жизни только для себя самого, до высот божественной духовности — посвящения всех своих мыслей и действий осознанному служению другим людям и божественному. В результате преобладания догматизма практически во всех мировых религиях, учениях и концепциях, сексуальная жизнь людей была объявлена чем-то грязным и греховным, и к Тантре стали относиться как к чему то «порнографическому». Отчасти это произошло по причине того, что некоторые так называемые «гуру» стали продавать древние знания, и что бы их «товар» продавался быстрее и больше оптом, но без опыта, они выкинули из стройной системы Тантры и всю науку, и саму главную цель Тантры. В системе древних человеческих знаний, которые объединены в Тантре, сексуальным вопросам уделяется меньше одного процента от общего объёма информации, но невежественные люди извратили все на 100 %. <…>.
Человек получает радость только тогда, когда он находится в активном осознанном действии, и в итоге человек получает свободу, свободу от осознания, что всё зависит именно от него самого, а не от окружающих его обстоятельств или других людей. Совершенно в другую сторону направляет человека стремление получать удовольствие, а не радость. Удовольствие получается, когда человек стремится принимать секс больше для себя самого и целью является достижение физического рефлекторного финала как непременного условия окончания выполненной работы. В таком случае у человека развивается ненасытность, и стремление только потреблять для себя самого усугубляется, что приводит к дальнейшему закабалению от такой страсти. И в итоге человек теряет реальность многоплановой и яркой во всех её проявлениях жизни, он перестаёт жить осознанно и ответственно. В таком случае возникает идея, что партнёр по сексу — это участник сделки, на котором лежат определённые обязательства, и всё волшебство секса исчезает, остаётся механика действия. При стремлении человека к получению удовольствия для себя самого постепенно и незаметно пропадает, интерес к подробностям и деталям всего события секса, и яркость ощущений притупляется, поскольку человек ориентируется только на финале.
Идея важности распознавания различий радости от удовольствия в сексуальном сладострастии берёт своё начало в древней индийской концепции Врити (пластов ума человека, расположенных соответственно чакрам, психических реакций воли человека на внешние раздражения и внутренние побуждения, в способности выбора оценки реальности происходящего и последующих осознанных либо неосознанных действий) и концепции Чита (способности человека отождествлять себя с одной из реальностей пространства материи и сознания). Тантристы и йоги утверждают, что человек никогда не стоит в своём развитии на месте, он всегда движется либо условно вверх (по пути Ниврити), либо условно вниз (по пути Паврити). Русские слова «врать» и «не врать» имеют именно это родственное санскритское происхождение. То есть, если человек не осознаёт свою зависимость от секса и употребляет секс как разврат и похоть (он врёт, идёт по пути Врити, влипает в эмоции рефлексов и инстинкты), то он попадает в зависимость от дальнейшего действия закона Кармы, и причинно следственная связь между тем, что он делает для окружающих и тем, что будет с ним самим, не заставит себя долго ждать. <…>..
Если человек осознаёт свою привязанность к сексуальному наслаждению, но ведёт себя осознанно и в своих мыслях, в первую очередь, и в своих последующих действиях видит только хорошее развитие всех аспектов жизни и для других и для себя, (человек не врёт, идёт по пути Ниврити, не влипает в зависимость от инстинктов и рефлексов) то тогда человек освобождается от влияния закона Кармы и получает освобождение, и просветление, и подлинное наслаждение. Именно поэтому тантристы утверждают, что нарочитое затворничество и наложение на себя обетов безбрачия приносит скорее отрицательное действие, если в человеке ещё не гармонизированы сексуальные вибрации его существа. То есть невозможно оторвать от себя часть своего существа, именно потому, что она (эта часть) существует, и человек обязан с этой своей частью работать осознанно и ответственно. Именно поэтому можно считать истинным утверждение, что любовь и воля всегда существуют вместе и неразрывно друг от друга. Таким образом, сексуальные тантрические практики можно рассматривать как часть Карма-Йоги и Бхакти-Йоги, если делать это осознанно и ответственно. <…>.
Методы Тантры и Йоги направляют практикующего именно к личному опыту, и призывают вырабатывать самостоятельное отношение ко всему в жизни, избегая догматизма и излишних ментальных спекуляций, существующих в виде многочисленных различных религий, теорий и концепций. Для продвинутых практикующих (но без ортодоксальных задач Тантры) важно владеть несколькими базовыми техниками при одновременной осознанной деятельности в принципах Карма-Йоги и Бхакти-Йоги… <…>.
Тенденции профанации тантрического секса в современном обществе. Так как в нео-Тантре сексуальность является допустимой, более того, сексуальные энергии пробуждаются и активно используются для саморазвития, то слова «тантра», «тантрический», как имеющие духовную коннотацию, могут быть использованы в качестве «благородных синонимов», заменяющих слова «секс», «сексуальный». И тантрическим сексом могут именовать обычный секс, но с индийской или тибетской атрибутикой. Например, организованный в коммерческих целях «групповой секс» могут красиво назвать «Семинар по тантрическому сексу».
Метод тантрического секса используется для цели освобождения от оков личности (ложного эго), и имеет целью необусловленную радость от ощущения жизни во всех её проявлениях, в том числе и для осознанного сотворения детей. И если традиционные школы Тантры и Йоги дают этот метод только после многолетних практик под контролем учителя, и только после освобождения ученика от страхов, низменных желаний, ревности, жадности, похоти, гневливости, то некоторые (так называемые) школы нео-тантрического секса предлагают сразу окунуться в оргии и тем самым якобы преодолеть и ревность, и похоть, и само сексуальное влечение. Тут есть коварство заблуждения в видимости лёгкого пути. И таких нео-учеников ждёт только разочарование, усиление ревности, разрыв прежних отношений с партнёром и есть опасность свалиться в наркоманию, так как нео-тантрические школы часто используют лёгкие наркотики, ссылаясь на якобы древние ритуалы употребления напитка Сома. Такие псевдо-гуру используют учеников ради простого личного обогащения и для личного удовлетворения развратных желаний, совершенно не заботясь об изменениях, которые происходят в существе человека, практикующего такую нео-Тантру. Если в Ведической Традиции сексуальные посвящения существуют только для семейных пар и только как высшие посвящения, доступные лишь немногим, их даже в древности именовали не иначе как Герои, то теперь фальшивые гуру обещают сделать всё просто, быстро и за деньги. <…>.
Есть много запретов в духовных практиках, которые существуют тысячи лет совершенно не спроста, и как говорил Сатьянанда Сарасвати: « если вам говорят, что эти ягоды ядовитые, то лучше их не пробовать».
Отвечая на вопрос о профанациях тантрического секса, Ошо говорил: «Медитация должна быть на самом первом месте, потому что она трансформирует энергию, но она стала второстепенной. И много людей, которые были сексуально извращены и подавлены, присоединились к школе Тантры. Они не интересовались трансформацией, они были только заинтересованы избавиться от своей подавленности; они интересовались только сексом… На группе им разрешают делать все, что они захотят, поэтому они избавятся от подавленностей, и почувствуют себя освобожденными и легкими. Но это не было опытом Тантры — это была просто сексуальная оргия… Только после глубокой медитации следует разрешить им познакомиться с переживанием Тантры». (Ошо. Путь Мистика)».

(Википедия. Свободная Энциклопедия.)

«Есть разные точки зрения, они разные и в чём-то противоречивые, но каждая из них интересна и своеобразна, а поэтому и полезна. Я приведу цитаты. По мнению С.Н.Дасгупты, «тан» происходит от «tantra» и имеет значение выставлять, объяснять. Тантра — означает так же соглашение, договор, и в этих специальных значениях термин «тантра» часто употребляется в литературе, не имея при этом никакого отношения к «Тантризму».
Для большинства индийцев Тантра представляет собой доктрину или неведический культ, демонстрирующий весь антагонизм между Тантрой и арийской ведическо-брахманической системой.
Тантра — это так же «ткач», «ткачество». И, казалось бы, такое определение никак не соприкасается с термином «доктрина». Но согласно Тантре, Вселенная воспринимается как бесконечное полотно (ткань), где всё итмеет место и всё происходит под её кровом.
Происхождение слова «тантра» можно также обьяснить присоединением к корню «тан» (со значением растягивать, распространять) суффикса «тра» (означает принадлежность к какому-либо инструменту), т.е. в буквальном смысле Тантра — это расширение поля сознания, прикосновение к высшему сознанию, основе бытия; цель Тантры — пробуждение «вместилища» непознанных возможностей и их использование.
Здесь я позволю себе привести выдержки из книги Хориша Джохари «Инструменты для Тантры»: «Тантра представляет собой целостный подход к изучению Универсума с позиции Инливидуума; это исследование макрокосма посредством микрокосма. Она исследует само древо жизни, не ограничивая себя изучением какой-либо одной из его ветвей. Это и есть то самое знание, которое расширяет границы разума, тела и сознания».
Следующая цитата взята из предисловия к книге Джона Мамфорда «Тантрический экстаз», написаного издателем Карлом Ллевеллином: «Тантра — это духовная наука, которая, выражаясь словами Парамаханса Сатьянанда Сарасвати, использует «методы проникновения в глубины подсознания, очищая личность от глубоко укоренившихся комплексов, корректируя поведение и возрождая человека психологически и физиологически». Она так же включает в себя Кундалини-Йогу, целью которой является «пробуждение в человеке сверхсознания для обретения видения своей божественной природы»».
Тантра — это наука, составляющие дисциплины которой подразумевают использование многих техник, включая мантру, янтру, мандалу, йоганидру, асаны, пранаяму и т.д.
Тантра — это наука о сознании человека, но её основные постулаты понятны и легко применимы, ибо она оперирует доступным для всех понятием «любовь».
Тантра даёт ключ к пониманию того, что исповедуют все религии и что утверждается в освящённых обычаями брачных уз ритуалах. Это — освященность брачных уз.
Дословно термин «тан-тра» означает «расширение», «освобождение». Под «освобождением» подразумевается полная реализация заложенного в человеке потенциала. Развитие следует рассматривать как обязательства, которые на нас накладывает сама жизнь. Именно развитие является необходимым условием здоровой и успешной жизни.
И ещё одна цитата. На мой взгляд, без неё не обойтись, потому что она написана одним из Учителей: «Слово «тантра» означает технику, метод, суть. Поэтому она не становится философией, запомните это… Она не связана с «почему», она связана с «как»; не с вопросом «что есть истина», но с тем, как её достичь. <…>. Тантра не имеет отношения к вашей одежде, она имеет отношение к вам. Тантра не говорит, что такое свет, она воздействует на человека, изменяя его таким образом, чтобы он мог видеть. Она говорит, как достичь озарения, как обрести способность видеть, как достичь видения… Тантра означает метод — метод выхода за пределы сознания». (Ошо. Вигьяна-Бхайрава-Тантра). <…>.
Я предложил вашему вниманию несколько точек зрения и не хочу ни одну из них предлагать, как единственно верную. Её Величества Истины в них нет. Каждый решает сам, каким значением наполнить поступок, слово, состояние. Хирург и Убийца (формально) делают одно и то же — льют кровь, рассекая плоть. Но скальпель Целителя несёт Жизнь, а нож Негодяя — Смерть. Как сказал Андрей Лапин: «Секс — это лестница между раем и адом и каждый сам выбирает куда идти». Для меня ТАНТРА — это путь принятия и любви, ключ к познанию себя и окружающего мира. И именно этим значением я его наполняю. <…>.
Итак, что же такое Тантра? Цитаты из различных авторитетных источников вы сможете прочесть в соответствующих книгах. Я напишу о Тантре то, что знаю сам, о понимании, к которому пришел за годы своей практики, контактов с тренерами, учителями, просто людьми, чтения литературы и тех озарений, которые приходят в мистических переживаниях после практик. Я напишу о том, чем для меня является Тантра. Каждый сам расшифровывает понятие, исходя из своей точки зрения. Поэтому для кого-то — это изысканный и необычный секс, для другого — путь Любви, для третьего — сатанизм, поклонение языческим богам, для кого-то ещё — неизменная древняя традиция и т.д.
Я попробую написать о Тантре с позиции современности. А как же иначе? Любое учение, как и любое живое явление, должно развиваться и расти, вбирая в себя все новое, что приносит время; иначе учение становится застывшим, бессмысленным и умирает, в конце концов. А тем, что вносит новизну и продолжает жизнь учения, являются конкретные люди, их жизни, их осознания.
Вот почему подчеркиваю — Тантра в современности. Нет смысла сожалеть о древних, передаваемых из уст в уста практиках, искать их учителей, гуру и так далее. Время меняется, многое стало другим. Гуру не хватает на всех, поэтому ждать встречи с ними мы не имеем права. И поэтому Тантра в нашем времени должна быть иной, она должна быть другой в каждом регионе, в каждом человеке, ибо каждый человек глубоко индивидуален.
Поэтому нет правильных и неправильных (с внешней точки зрения) практик. Каждая что-то дает. И каждая хороша только в каждом конкретном случае. Без учёта динамичности и изменчивости учения, как естественного и необходимого условия для его существования, можно утешать себя мыслью о близости к истокам древнего знания Йоги, Тантры, Даосизма, слепо повторяя оставленные мастерами древности движения, позы и формы, но это будет иллюзия, самообман, контакт будет односторонним.
Истинный контакт с учением — то, что даёт возможность получать, вкладывая — всегда обоюдный. Он происходит не через книги, монастыри, ашрамы и гуру — это всего лишь его проводники, внешние символы, намёки. Истинный контакт случается внутри, когда мы тонко настроены на себя, свои ощущения, свой опыт. Истинный контакт — это контакт со своим внутренним знанием, со всем коллективным опытом бессознательного, частичкой которого мы являемся сами. Меняясь, мы вносим эти изменения в этот пласт, пропуская через себя накопленный до нас тысячелетиями опыт, и трансформируя его. И вкладываем в учение свои знания, свою энергию, свой опыт. И оно тоже растёт, меняясь. Не учитывать это — значит пытаться заморозить, стабилизировать и, наконец, умертвить учение великой Тантры.
Попробуем абстрагироваться от конкретных практик, ритуалов, техник, пойти глубже и найти основу, фундамент, на котором строятся технологии и ритуалы, основу, которая, как и космос, как душа, как смерть, мало изменились за всё время развития человека. Определив эту основу, её принципы, суть, мы сможем гораздо эффективнее создавать способы трансформации сознания, учитывая динамику времени.
Итак, Тантра. Это наука о развитии осознания и для развития осознания. О развитии осознания — так как нет ничего важнее, чем этот динамический, постоянно меняющийся, пребывающий в движении процесс. Осознание нестабильно фиксированная данность, это постоянно меняющийся процесс. Меняющийся по направленности, интенсивности, в зависимости от физических данных, энергетичности осознающего, времени суток, биохимии и физиологии тела на данный момент.
Тантра — это наука об этом процессе и для тренировки, усиления этого процесса. Для того, чтобы сохранить непрерывность осознания в измененных, отличных от рядового, будничного состояния сознания.
Тантра — это наука о внутренних преобразованиях человеческого тела и сознания. Поэтому бессмысленно судить о Тантре по внешней ее стороне, ритуалам, антуражу. Практики верны лишь в том случае, если они ведут к внутренним изменениям. Точно также можно бесконечно долго оттачивать стиль и движения айкидо или тай-цзы цюани, мастерски выполнять все формы, но это будет пустым и напрасным, если внутри (в теле и в психике) ничего не меняется целенаправленно, если нет целенаправленной и осознанной внутренней работы.
Тантра — это наука о сексуальном постижении себя и мира. Тантра — это наука о сексе мужчины и женщины. Это наука об интеграции мужского и женского в адепте.
Тантра — это наука об интеграции в адепте двух граней «осознавать»: 1) практического погружения в исследуемую область и 2) всестороннем безоговорочном принятии того, во что погружаешься.
Тантра — это наука о контакте, о контакте с собой и окружающим миром. В контакте мы должны глубоко погрузиться в исследуемую область, иначе контакт будет поверхностным. Поэтому для изучения себя и жизни необходимо погрузиться очень глубоко в свои эмоции, чувства, прожить их тотально, в гнев, в смех, в слезы, в радость, в секс, в алкоголь, в смерть.
И второй момент — также необходимо тотально принять все то, что встречается на пути погружения в исследуемые явления. Принять безоговорочно и целиком, ничего не отрицая, ничего не отталкивая. Так реализуются мужской и женский принципы. При интеграции этих принципов возникает растворение границ и возможность роста способности осознавать, трансформация адепта и интенсивности его осознания. <…>.
Тантра — это наука о том, как выйти за пределы человеческой ограниченности, усиливая свое осознание методом интеграции его двух модусов — погружения и принятия. Именно это приводит к трансформации адепта, его сознания, биохимии и энергетики.
Именно в этом смысл слова Тантра — ткать, соединяя в непрерывность полотно нашего осознания, расширяясь в возможности осознавать во всех проявлениях жизни и смерти».

(П.Остриков. Что такое Тантра? 03.04.2006г. Сайты www.tantrist.ru, www.yogatherapy.org.ua.)

«Мир «Вигьяна-Бхайрава-Тантры» не является интеллектуальным, он не является философским. Говорить о ней, как о доктрине, бессмысленно. Она связана с методом, с техникой, а совсем не с принципами. Слово «тантра» означает технику, метод, путь. Поэтому она не является философией — запомните это. Она не связана с интеллектуальными проблемами или запросами. Она не связана с «почему» различных вещей, она связана с «как»; не с вопросом «что есть истина», а с вопросом «как можно постичь истину».
Тантра означает технику. Так что этот трактат является научным. Наука не связана с вопросом «почему», наука связана с вопросом «как». В этом основное отличие науки от философии. Философия спрашивает: «Почему это существует?» Наука спрашивает: «Как это существует». В тот момент, когда вы задаете вопрос «как», становится важным метод, техника. Теории становятся бессмысленными, центром всего становится переживание.
Тантра является наукой, а не философией. Понять философию нетрудно, поскольку для этого требуется только ваш интеллект. Если вы можете понимать язык, если вы можете воспринимать понятия, вы можете понимать философию. Вы не должны меняться, от вас не требуется трансформация. Таким, как вы есть, вы можете понимать философию — но не Тантру.
Вам потребуется изменение… даже, скорее, мутация. Пока вы не станете другим, вы не сможете понять Тантру, поскольку Тантра — это не интеллектуальное суждение, а переживание. Оно не придет к вам, пока вы не будете восприимчивыми, готовыми, уязвимыми.
Философия связана с умом. Вашей головы для нее достаточно, ваша целостность здесь не требуется. Тантра нуждается в вас во всей вашей целостности. Это более глубокое требование. Вы должны будете находиться в ней целиком. Она не фрагментарна. Для того чтобы принять ее, требуется другой подход, другая позиция, другой ум. Именно поэтому кажется, что Дэви задает философские вопросы. Все вопросы могут восприниматься как философские.
В действительности же каждый из вопросов может восприниматься двояким образом: философски или тотально, интеллектуально или экзистенциально. Если кто-нибудь, например, спросит: «Что такое любовь?», вы можете отнестись к нему интеллектуально, вы можете дискутировать, вы можете предлагать теории, вы можете отстаивать конкретные гипотезы. Вы можете создать систему, доктрину — и, тем не менее, совсем не знать любви.
Для создания доктрины переживание не требуется. На самом деле наоборот, чем меньше вы знаете, тем лучше, поскольку тогда вы можете предлагать какую-либо систему без всяких колебаний. Только слепой человек легко может дать определение того, что такое свет. Когда вы не знаете, вы становитесь самоуверенными. Невежество всегда самоуверенно; знание сомневается. И чем больше вы знаете, тем больше вы чувствуете, что земля уходит из-под ног. Чем больше вы знаете, тем больше вы чувствуете, насколько вы невежественны. И те, кто действительно мудр, становятся невеждами. Они становятся простыми, как дети, или простыми, как идиоты.
Чем меньше вы знаете, тем лучше. Легко философствовать, быть догматиком, создавать учения. Очень легко решать проблему интеллектуально. Но решать проблему экзистенциально — не только думать о ней, но прожить ее, пройти сквозь нее, позволить себе быть трансформированным ею — это сложно. Это значит, что для того, чтобы знать о любви, нужно будет любить. Это опасно, потому что вы не сможете остаться тем же самым. Переживание может изменить вас. В тот момент, когда вы начинаете любить, вы становитесь другим человеком. И когда вы выйдете из переживания, вы не в состоянии будете узнать свое старое лицо, оно не будет принадлежать вам. Произойдет нарушение непрерывности. Теперь имеет место разрыв, старый человек мертв, пришел новый человек. Это то, что известно как перерождение — второе рождение.
Тантра является не философской, а экзистенциальной. Поэтому Дэви задает вопросы, которые кажутся философскими, но Шива не собирается отвечать на них подобным образом. Поэтому лучше все это понять в самом начале; в противном случае вы будете обескуражены, поскольку Шива не собирается отвечать ни на один из вопросов. Шива совсем не собирается отвечать ни на один из вопросов, которые задает Дэви. И все-таки он отвечает! И действительно, только он ответил на них и никто другой — но совсем в другом плане.
Дэви спрашивает: «В чем заключается твоя реальность, мой господин?» Он не собирается отвечать ей. Наоборот, он даст технику. И если Дэви пройдет через эту технику, она узнает. Поэтому ответ является иносказательным, а не прямым. Он не собирается отвечать на вопрос: «Кто Я?». Он даст технику — делайте ее и вы узнаете. Для Тантры делание есть знание, и другого знания не существует. Пока вы не будете делать что-нибудь, пока вы не будете меняться, пока вы не будете иметь другой взгляд на то, что рассматривать и чем рассматривать, пока вы не будете двигаться в измерении, совершенно отличающемся от интеллекта, ответа не будет. Ответы могут быть даны — все они будут ложью. Все философии являются ложью. Вы задаете вопрос, и философия дает вам ответ. Он удовлетворяет или не удовлетворяет вас. Если он вас удовлетворяет, вы становитесь приверженцем этой философии, но вы остаетесь тем же самым. Если он вас не удовлетворяет, вы отправляетесь на поиски некоторой другой философии, чтобы стать ее приверженцем. Но вы остаетесь тем же самым; вы остаетесь совсем незатронутым, вы не изменились.
Поэтому не имеет значения, являетесь ли вы индусом, мусульманином, христианином или джайном. Реальная личность позади вывески индуса, мусульманина или христианина является одной и той же. Различаются только слова или одежды. Человек, который направляется в церковь, или в храм, или в мечеть, остается одним и тем же. Изменяется только внешность, и эта внешность является лживой, она является маской. За маской вы найдете того же самого человека — тот же гнев, ту же агрессию, то же насилие, ту же жадность, ту же похоть — все то же самое. Отличается ли сексуальность мусульманина от сексуальности индуса? Отличается ли насилие христианина от насилия индуса? Все одно и то же. Действительность остается одной и той же, меняется только одежда. Тантра не имеет отношения к вашей одежде, она имеет отношение к вам. <…>.
Тантра не даст вам ответ, Тантра даст вам метод для получения его. Итак, этот ответ не будет интеллектуальным. Если вы скажете что-нибудь о свете слепому человеку, это будет интеллектуальным. Если сам слепой становится способным видеть, это является экзистенциальным. Вот что я имею в виду, когда говорю, что Тантра является экзистенциальной. Поэтому Шива не собирается отвечать на вопросы Дэви; и все же он ответит — и это первое.
Второе заключается в том, что это другой тип языка. Прежде, чем мы войдем в него, вы должны знать о нем что-нибудь. Все рассуждения Тантры представляют собой диалоги между Шивой и Дэви. Дэви спрашивает, а Шива отвечает. Все рассуждения Тантры начинаются таким образом. Почему? Почему именно этот метод? Это имеет большое значение. Это не диалог между учителем и учеником, это диалог между двумя любовниками. И Тантра подчеркивает эту очень важную мысль: что более глубокое обучение не может быть осуществлено до тех пор, пока не будет любви между этими двумя — мастером и учеником. Мастер и ученик должны стать страстными любовниками. Только тогда может быть выражено нечто высшее, запредельное.
Таким образом, это язык любви; ученик должен быть в состоянии любви. Но не только это — друзья тоже могут любить друг друга. Тантра говорит, что ученик должен быть восприимчивым, что ученик должен быть в состоянии женской восприимчивости; только тогда что-либо возможно. Чтобы быть учеником, вы не обязаны быть женщиной, но вы должны быть в состоянии женской восприимчивости. Когда спрашивает Дэви, это значит, что спрашивает состояние женственности. Почему делается упор на этом состоянии женственности?
Мужчина и женщина отличаются не только физически, они отличаются также психологически. Пол означает не только различие в телах, но и различие в психологиях. Женский ум подразумевает восприимчивость — тотальную восприимчивость, безоговорочную капитуляцию, любовь. Ученику нужна женская психология — в противном случае он не сможет учиться. Вы можете спрашивать, но если вы не являетесь открытым, вам невозможно будет получить ответ. Вы можете задавать вопрос и, в то же время, оставаться закрытым. Тогда ответ не сможет проникнуть в вас. Ваши двери закрыты — вы мертвы. Вы не открыты. <…>.
Все, что воспринимается, не должно накапливаться в виде мертвых знаний. Оно должно расти в вас, оно должно стать вашей плотью и кровью. Оно должно стать частью вас. Оно должно расти! Этот рост изменит вас, преобразует вас, принимающего. Вот почему Тантра использует этот прием. Каждое рассуждение начинается с вопроса Дэви, а Шива отвечает на него. Дэви является супругой Шивы, его женской частью.
И еще одно… Современная психология, особенно глубокая психология, утверждает, что человек является и мужчиной, и женщиной. Никто не является только мужчиной, никто не является только женщиной; все являются бисексуальными. Здесь присутствуют оба пола. На Западе это является результатом совсем недавних исследований, но для Тантры это было одним из основных понятий в течение тысяч лет. Вы, вероятно, видели некоторые изображения Шивы как ардха-наришвары — наполовину мужчина, наполовину женщина. Во всей истории человечества нет больше понятий, подобных этим. Шива представляется наполовину мужчиной, наполовину женщиной.
Поэтому Дэви не просто супруга, она — другая половина Шивы. И пока ученик не превратится во вторую половину мастера, ему невозможно будет передавать высшие учения, эзотерические методы. Когда вы превратитесь в единое, тогда исчезнут сомнения. Когда вы являетесь единым целым со своим мастером — тотально единым, глубоко единым, — тогда не нужны будут аргументы, не нужна логика, не нужны рассуждения. И тогда учение начинает расти в вас и изменять вас.
Тантра написана на языке любви. О языке любви необходимо понимать еще кое-что. Имеется 2 типа языков — язык логики и язык любви. Между ними имеются существенные различия. Язык логики является агрессивным, спорящим, насильственным. Если я использую язык логики, я становлюсь агрессивным по отношению к вашему уму. Я стараюсь убедить вас, обратить вас, сделать вас своей марионеткой. Мои аргументы являются «правильными», а вы являетесь «неправым». Язык логики является эгоцентрическим: «Я прав, а вы неправы, поэтому я должен доказать вам это». Я проявляю беспокойство не о вас, я проявляю беспокойство о своем эго. Мое эго всегда «право».
Язык любви является совершенно другим. Я не забочусь о своем эго, я забочусь о вас. Я не стремлюсь к тому, чтобы доказать что-либо и укрепить свое эго. Я забочусь о том, чтобы помочь вам. Это сострадание, направленное на то, чтобы помочь вам расти, помочь вам трансформироваться, помочь вам переродиться.
Во-вторых, логика всегда будет интеллектуальной. Будут иметь значение понятия и принципы, будут иметь значение аргументы. В языке любви то, что говорится, не имеет такого значения, скорее имеет значение, как это говорится. Не имеет значение оболочка, слово; более важным является содержимое, сообщение. Это есть разговор от сердца к сердцу, а не дискуссия между двумя умами. Это не дебаты, это общение.
Итак, какое редкостное явление: Дэви сидит на коленях у Шивы и спрашивает, а Шива отвечает. Это не конфликт, а любовный диалог — как будто Шива говорит сам с собой. Почему я делаю такой упор на любви, на языке любви? Потому что если вы находитесь в состоянии любви со своим мастером, то все ваше мироощущение меняется, оно становится другим. Тогда вы не слышите его слов, тогда вы пьете его. Тогда слова становятся неуместными. Тогда более значительным становится молчание между словами. Все, что он говорит, может иметь значение, а может и не иметь значения… но значение имеют его глаза, его жесты, его сострадание, его любовь.
Вот почему Тантра имеет такую фиксированную структуру изложения. Каждая новая тема начинается с вопроса Дэви и ответа Шивы. Здесь не будет никаких аргументов, никакой ненужной траты слов. Здесь имеется только простое утверждение фактов, телеграфные сообщения без всякого намерения убедить, но лишь установить связи между явлениями.
Если вы атакуете Шиву вопросом, находясь в состоянии замкнутого ума, то в этом случае он вам не ответит ожидаемым образом. Сначала должна быть сломлена ваша замкнутость. Тогда он будет вынужден быть агрессивным. Тогда должны быть разрушены ваши предрассудки, ваши заранее составленные мнения. Пока вы полностью не очиститесь от своего прошлого, ничто не может быть дано вам. Но все совсем не так по отношению к его супруге Дэви — у Дэви нет прошлого.
Когда вы находитесь в глубоком состоянии любви, ваш ум приостанавливает свое существование
Нет никакого прошлого, лишь настоящий момент становится всем. Когда вы пребываете в состоянии любви, единственным временем является настоящее, нет ни прошлого, ни будущего. Итак, Дэви просто открыта. В ней нет никакой защиты — ничего не должно быть очищено, ничего не должно быть разрушено. Почва готова, остается только опустить в нее семя. Почва не просто готова, но является доброжелательной, восприимчивой, просящей оплодотворения.
Каждая сутра, каждое телеграфное сообщение, переданное Шивой, заслуживает Веды, заслуживает Библии, заслуживает Корана. Каждое отдельное предложение может стать основой для великой священной книги. Священные книги логичны — вы должны делать предположения, защищаться, аргументировать. Здесь же нет аргументов, одни лишь простые утверждения любви.
В-третьих, сами слова «Вигъяна-Бхайрава-Тантра» означают технику выхода за пределы сознания. Вигъяна означает сознание, бхайрава означает состояние за пределами сознания, а Тантра означает метод — метод выхода за пределы сознания. Это высшая доктрина — без каких-либо доктрин. (Ошо. «Вигьяна-Бхайрава-Тантра». Книга Тайн. Том I»)».

(«Вигьяна-Бхайрава-Тантра»: философия или наука? Сайт www.samtulana.ru.)

* * *

О какой же науке идет речь, если мы говорим о Тантре как Древней Науке? Или все-таки речь должна идти об определенной форме Науки, например, Науке о Жизни, Науке о Человеке, Науке о Сознании, Науке Освобождения и др., которые сегодня имеют свои характерные названия и которые все вместе формируют определенное научное знание, определенное научное мировоззрение, определенную научную картину мира, которая, кстати, только за последние 50-100 лет менялась несколько раз (чего нельзя сказать о философской, религиозной, эзотерической и др. картинах мира).

«Наука — сфера деятельности, основная функция коей — выработка знаний о мире, их систематизация, на основе чего возможны построение образа мира — научная картина мира, и способов взаимодействия с миром — научно обоснованная практика. Конечно, знания, вырабатываемые наукой, нельзя считать абсолютными. Тело науки составляют законы, формулируемые в рамках определенных теорий. Теория является самой развитой формой научного знания. Собственно развитие науки в основном и есть развитие и смена теорий».

(Словарь практического психолога. / Сост. С.Ю.Головин. М. АСТ. Харвест. 1998г.)

Если мы говорим о Тантре как Древней Науке, применимы ли к Тантре такие понятия, как научное знание, научное мировоззрение, научная картина мира так же, как и такие понятия, как магическое, религиозное, философское, эзотерическое, мистическое знание, мировоззрение и соответствующие картины мира, если мы говорим о Тантре как Древней Магии, Древней Религии, Древней Философии, Духовной Традиции и Мистической Традиции?
Что же следует понимать под Наукой, когда мы говорим о Тантре как Древней Науке? Когда используется слово «наука», предполагается, что все одинаково понимают, о чём идёт речь. А так ли это на самом деле? Для примера всего лишь три цитаты:

«Согласно концепции [ученого-естествоиспытателя, физика, химика и философа] В.И.Вернадского, зарождение научных представлений как процесс всемирного масштаба происходило примерно одновременно и независимо в древних цивилизациях Египта, Месопотамии, Индии, Китая, Средиземноморья, Южной и Центральной Америки. В одной из своих работ Вернадский утверждает, что наука произошла из недр религиозного мировоззрения, а точнее, религиозных форм трансляции и закрепления результатов познания. Ведь религия, как и наука, ставит своей целью дать человеку некое общее представление об окружающем мире. Не все религиозные положения основаны только на вере, религия разработала свой аппарат формулирования и обоснования знаний, который отчасти и был воспринят наукой, но все же наука как явление возникает лишь тогда, когда она выделяется как специфическая область знания из других видов духовного творчества».

(Литовка И.И. История протонауки и теоретические модели
развития науки. Журнал «Философия науки» №4 (39) 2008г.)

«Внезапные изменения, произошедшие под влиянием науки, нарушили равновесие между нашими инстинктами и обстоятельствами нашей жизни, однако недостаточно было сказано о направлении этих изменений. Переедание не является серьезной опасностью, в отличие от чрезмерной борьбы. Если мы хотим добиться успеха индустриализма, человеческие инстинкты власти и соперничества, подобно волчьему аппетиту собаки, должны искусственно сдерживаться.
Наука способна, если она захочет, помочь нашим внукам прожить достойную жизнь, давая им знание, самоконтроль и воспитывая людей, склонных скорее к гармонии, чем к борьбе. Пока что она учит наших детей убивать друг друга, потому что многие люди науки готовы принести будущее человечества в жертву своему сиюминутному обогащению. Однако этот этап завершится, как только человек приобретет такую же власть над своими страстями, какой он уже обладает над физическими силами внешнего мира. И тогда, наконец, мы добьемся своей свободы. Разнообразные формы безумия — коммунизм, нацизм, японский империализм — являются естественным результатом воздействия науки на нации с сильной донаучной культурой. Для Азии последствия только начинаются. Для коренных народов Африки они еще впереди. Поэтому мир едва ли образумится в ближайшем будущем.
Наука, о чем свидетельствует само это слово — прежде всего знание. Принято считать, что это знание особого рода, а именно, знание, которое стремится найти общие законы, связывающие множество отдельных фактов. Постепенно, однако, взгляд на науку как знание оттесняется на задний план взглядом на нее как на силу, управляющую природой. Именно потому, что наука дает нам власть над природой, она имеет большую социальную значимость, чем искусство. Наука как поиск истины равноправна с искусством, но не выше его. Наука как метод, хотя может и не иметь особой самостоятельной ценности, обладает практическим значением, недостижимым для искусства. <…>.
Иногда люди говорят о прогрессе науки как о том, что безусловно должно стать благодеянием для человечества, однако, я опасаюсь, что это всего лишь одно из удобных заблуждений XIX в., которое предстоит развеять нашей более реалистической эпохе. Наука позволяет власть предержащим осуществлять свои цели более полно, чем они могли бы сделать это без нее.
Из того, что было сказано о субстанции, я сделал вывод, что наука скорее имеет дело с группами «событий», чем с «вещами», отличающимися изменением «состояний». Это также естественным образом следует из замены пространства и времени пространством-временем. Старое понятие субстанции достаточно успешно применялось в течение столь длительного времени, что мы смогли убедить себя в существовании единого космического времени и единого космического пространства; однако это понятие уже не подходит, если мы принимаем четырехмерную пространственно-временную структуру.
Помимо возврата к донаучному обществу (который может произойти только в результате процесса, ведущего к массовому голоду и устрашающей нищете), единственное лекарство против отклонения науки в направлении деструктивных методов состоит в создании единого сверхгосударства, достаточно сильного для того, чтобы сделать невозможными серьезные войны. Однако, это проблема политиков, а не ученых».

(Б.Рассел. Философский словарь разума, материи, мрали.
Port-Royal. 1996г. Сайт www.terme.ru/dictionary/.)

«Марксистско-ленинское мировоззрение, рассматривая современную Науку как исторически обусловленный способ производства и организации знаний, видит будущее Науки в преодолении жёстких границ между её отдельными отраслями, в дальнейшем обогащении содержания Науки методологическими элементами, в сближении Науки с другими формами духовного освоения мира, что создаст условия для формирования новой Науки. Такая Наука будущего, гармонически соединяющая познавательные, эстетические, нравственные и мировоззренческие элементы, будет соответствовать всеобщему универсальному характеру труда при коммунизме, непосредственной целью которого является всестороннее развитие человека. (И.С.Алексеев)».

(Философский энциклопедический словарь. / Гл. ред. Л.Ф.Ильичёв,
П.Н.Федосеев, С.М.Ковалёв, В.Г.Панов. М. СЭ. 1983г.)

* * *

N 36. 01.09.14г.

продолжение см. в статье 2.5. Тантра как Древняя Наука. (ч.2, ч.3, ч.4, ч.5, ч.6, ч.7, ч.8).