Статья 2.5. Тантра как Древняя Наука. (ч.5).

«Как бы далеко ни шагнула Наука, до сих пор нет внятного объяснения, что же собой представляет человек. Ученые расходятся во мнении, подчинен ли человек известным законам физики и химии, или для него существуют отдельные биологические законы, дополняемые физическими и химическими факторами. Отдельные ученые готовы утверждать, что живые организмы и вовсе подчинены только своим собственным законам. Ведь благодаря новейшим исследованиям стали известны бесчисленные биологические закономерности и поведенческие формы, которые не поддаются объяснению с точки зрения физики или химии» (см. О.Грейгъ. Экстрасенсы и маги в спецслужбах мира. М. Алгоритм. 2012г. 400 стр. Сайт www.modern lib.ru/books/.).
Вполне очевидно, закономерно, логично и обоснованно, что изучением, исследованием Тантры должна заниматься наука, т.е. в первую очередь академическая наука. Но какая (академическая) наука должна заниматься изучением, исследованием Тантры, если:
— «Аюрведа, Йога, Тантра являются древнейшими науками о жизни» (см. Васант Лад. Аюрведа. Наука самоисцеления. СПб. 1992г.);
— «Тантра представляет собой целостный подход к изучению Универсума с позиции Индивидуума; это исследование Макрокосма посредством изучения Микрокосма» (см. Хариш Джохари. Инструменты для Тантры. Чакры: энергетические центры трансформации. София. 2001г.);
— Тантра является наукой видения, чувствования и знания бесконечности через конечное. Она ведет человека к опыту бесконечного через ограниченный мир формы. Тантра учит знанию и опыту Макрокосмоса через инструменты Микрокосмоса. Тантра является в самом широком смысле универсальной системой. Она была и до сих пор является путем жизни различных групп людей во всем мире» (см. Свами Сатьянанда Сарасвати. Древние тантрические техники Тантры и Крийи. т.2. Продвинутый курс. Издательство К.Кравчука. 2005г.)?
Какой (академической) науке следует заниматься изучением, исследованием Тантры, если Тантра — это, в первую очередь Духовная Наука, это, конечно же, Эзотерическая Наука, это так же и Тайная Наука, но еще это универсальная и практическая система мудрости о жизни и человеке, точная система Знания и Опыта, которые обеспечивают особые результаты? Более того, какая (академическая) наука способна изучать, исследовать Тантру, если рассматривать феномен Тантры не только с точки зрения Культуры и Человека, но так же и с точки зрения Магии, Науки, Религии, Философии, Духовности, Мистики, Эзотерики?

* * *

2. «КОНЦЕПЦИЯ» НАУКИ.

(продолжение)

Вполне очевидно, закономерно, логично и обоснованно, что изучением, исследованием Тантры должна заниматься наука, т.е. в первую очередь академическая наука. Но, «академическая наука» — это понятие комплексное, собирательное, так же как и понятия «медицинская наука» (медицина) или «психологическая наука» (психология), «философская наука (философия) и др. Считается, что изучением Тантры следует заниматься Религиоведению, но, как известно, Религиоведение — это (академическая) наука, предметом изучения которой являются все мировые религии и вероисповедания. В таком случае, Тантра будут рассматриваться, в первую очередь, как Религиозная Традиция, т.е. феномен Тантры будет рассматриваться с точки зрения Религии. Также считается, что поскольку феномен Тантры связан с Востоком, изучением Тантры также следует заниматься Востоковедению, в частности, Индологии, Тибетологии и др. но, как известно, Востоковедение — это (академическая) наука, комплексно изучающая историю, экономику, языки, литературу, этнографию, искусство, религию, философию, памятники материальной и духовной культуры Востока. Согласно энциклопедии «Культурология» (см. Культурология. XX век. Энциклопедия. 1998г.), Востоковедение должно рассматриваться как филологическая культурология, основанная преимущественно на филологическом базисе изучения традиционных культур Востока в их историческом движении. «Главным объектом классического Востоковедения должен стать человек той или иной культуры Востока, для чего самому классическому Востоковедению следует преобразоваться в восточную культурологию, особую, основывающуюся на филологическом анализе. Неразвитость культурологического аспекта способна превратить классическое Востоковедение в науку не столько о человеке, сколько о тексте. В предложенной «формуле» классического Востоковедения речь идет не о всякой культуре, а лишь о традиционной по типу, ориентированной на самотождество, а не на инновацию, обладающей высокой степенью единства и устойчивыми методами воспроизведения…».
Какая же (академическая) наука должна заниматься изучением, исследованием Тантры, если:
— «Аюрведа, Йога, Тантра являются древнейшими науками о жизни» (см. Васант Лад. Аюрведа. Наука самоисцеления. СПб. 1992г.);
— «Тантра представляет собой целостный подход к изучению Универсума с позиции Индивидуума; это исследование Макрокосма посредством изучения Микрокосма» (см. Хариш Джохари. Инструменты для Тантры. Чакры: энергетические центры трансформации. София. 2001г.);
— Тантра является наукой видения, чувствования и знания бесконечности через конечное. Она ведет человека к опыту бесконечного через ограниченный мир формы. Тантра учит знанию и опыту Макрокосмоса через инструменты Микрокосмоса. Тантра является в самом широком смысле универсальной системой. Она была и до сих пор является путем жизни различных групп людей во всем мире» (см. Свами Сатьянанда Сарасвати. Древние тантрические техники Тантры и Крийи. т.2. Продвинутый курс. Издательство К.Кравчука. 2005г.)?
Какой (академической) науке следует заниматься изучением, исследованием Тантры, если Тантра — это, в первую очередь Духовная Наука, это, конечно же, Эзотерическая Наука, это так же и Тайная Наука, но еще это универсальная и практическая система мудрости о жизни и человеке, точная система Знания и Опыта, которые обеспечивают особые результаты? Более того, какая (академическая) наука способна изучать, исследовать Тантру, если рассматривать феномен Тантры не только с точки зрения Культуры и Человека, но так же и с точки зрения Магии, Науки, Религии, Философии, Духовности, Мистики, Эзотерики?

 

2.5. ЧТО ТАКОЕ ДУХОВНАЯ НАУКА?

«К чему же стремится Духовная Наука? Она заканчивает то, что было сделано Джордано Бруно и другими для внешней науки, когда она говорит: то, что может познать внешняя наука, это майя, иллюзия. Как раньше смотрели до «восьмой сферы» и считали пространство ограниченным, так современное мышление считает человека заключённым между рождением и смертью. Но Духовная Наука расширяет взгляд за пределы рождения и смерти. В подобных идеях дает себя познать непрерывная цепь развития человечества. И в истинном смысле слова преодоление видимости внешних чувств, совершенное Коперником и Джордано Бруно для пространства, исходило из инспирации того же духовного течения, которому следует и современная Духовная Наука. То, что мы можем назвать новейшей эзотерикой, таинственным образом влияло уже на Коперника, Бруно, Кеплера и других. (Здесь и далее Рудольф Штайнер постоянно смешивает признанных авторитетов, свои фантазии, гипотезы и факты — прим. И.Л. Викентьева). И люди, которые теперь стоят на почве Джордано Бруно и Коперника и не хотят понять Духовной Науки, изменяют своим собственным традициям, желая держаться видимости внешних чувств. Духовная Наука показывает: как Джордано Бруно пробил голубой свод небес, так пробивает эта наука границы рождения и смерти для человека, показывая, как происходящий из Макрокосма человек живёт в физическом бытии и через смерть снова вступает в макрокосмическое бытие. И то, что мы видим в ограниченной степени в каждом отдельном человеке, то выступает перед нами во всём величии в представителе духа Космоса, в Иисусе Христе. Но только один раз мог быть дан тот импульс, который дан Христом. Только один раз мог весь Космос отразиться таким образом, ибо та констелляция, которая была тогда, больше уже не вернется. Эта констелляция должна была действовать через человеческое тело, дабы она могла дать импульс на Земле. И как поистине одна и та же констелляция никогда не наступает вторично, так и Христос только один раз мог придти к воплощению. Только когда не знают, что Христос есть представитель всей Вселенной, и когда не в состоянии пробиться к той идее Христа, элементы которой даны Духовной Наукой, только тогда могут утверждать, что возможно многократное явление Христа на Земле. Так оказывается, что из новой Духовной Науки или антропософии вытекает такая идея Христа, которая в обновленном виде указывает человеку его сродство со всем Макрокосмосом. Поистине для того, чтобы действительно познать Христа, нужны те инспирирующие силы, которые выступают теперь благодаря древнеегипетским и халдейским сверхчеловеческим существам, предводимым ныне самим Христом. Необходима новая инспирация, та инспирация, которую подготовили великие эзотерики Средневековья с тринадцатого столетия и которая отныне должна всё больше и больше проникать в открытую жизнь. Если в смысле этой науки человек правильно подготовится в своей душе к познанию духовного мира, то он сможет услышать как ясновидящий, увидеть как ясновидящий то, что открывают древние халдейские и египетские силы, которые стали теперь духовными водителями, предводимые самим существом Христа. И то, что тогда возникает для человечества, могло быть подготовлено в первые христианские столетия до настоящего времени. Поэтому можно сказать: в будущем в сердцах людей будет жить такая идея Христа, величие которой не сравнимо ни с чем, что человечество знало до сих пор. То, что возникло, как первый импульс, данный Христом, и жило как представление о Нём, до сих пор было — даже у лучших носителей принципа Христа — только подготовлением к действительному познанию Христа. <…>.
Теперь мы идём навстречу такому времени, когда люди должны будут осознать присутствие ведущих духовных сил. Мы всё больше и больше будем постигать то, что должно совершиться в будущем, если правильно поймем то, что действует инспирирующе в качестве новой эзотерики и что показывает нам, как те же самые духовные существа, на которых указывали древние египтяне, когда их спрашивали греки об их учителях, как те же самые существа, которые тогда господствовали как Боги, начинают теперь снова господствовать, но желают подчиняться теперь водительству Христа. Люди будут все больше и больше чувствовать, как они могут снова воскресить то, что было до пришествия Христа, в более высоком блеске и виде, на более высокой ступени. Сознание, которое необходимо современности, которое должно быть усиленным сознанием, быть высоким ответственным долгом перед познанием духовного мира, это сознание может проникнуть в наши души только тогда, когда мы в указанном смысле поймем задачи Духовной Науки. (см. Рудольф Штайнер. Духовное водительство человека и человечества. Духовнонаучное рассмотрение развития человечества. Калуга. Духовное познание. 1992г.). Замечу, что Рудольф Штайнер обычно не приводит каких-либо проверяемых доказательств своих тезисов, а излагает их так, как «ему видится» и повторяет тезисы много, много раз. В психологии это называется «внушением», но не научными данными».

(Викентьев И.Л. Духовная наука — как фантазии Рудольфа Штайнера. www.vikent.ru.)

«Аннотация. Эта книга возмутит спокойствие широкого круга читателей, побуждая каждого из них принять важнейшее в своей жизни решение. Ибо это послание врывается в нынешний век подобно трубному гласу — логика его идей нелицеприятна, тверда и неумолима. Со всей полнотой дается в нем ответ на проклятые вопросы человеческого бытия. Знание, преподаваемое в этой книге, столь грандиозно, что заставит непредубежденного читателя задуматься, взвесить и пойти дальше вперед. Устрашатся многие, влачившие доныне растительное существование, никак не вмешиваясь в ход событий — им, быть может, казалось, что изменить все равно ничего невозможно. Ужас обуяет их при мысли, что? ими упущено; и — казалось бы — навсегда. Но тот, в ком теплится искра благих побуждений, обретет в этом Послании путеводную нить для радостного Познания Новых, Ясных Путей в Совокупном Творении. В изумлении познает человек, сколь необычайно значительно его бытие в Этом Творении и какая Сила, о существовании которой он и не подозревал, имеется в его распоряжении — Всесокрушающее действие этой Силы поразит его самого, если он не сможет правильно воспользоваться Ею, направив Ее на Благо. Тому, кто не страшится сорвать покровы со все еще не разгаданных загадок жизни, книга эта принесет ни с чем не сравнимую, огромную пользу. Она явится для читателя животворным Посланием Грааля.
Абд-ру-Шин. Современная Духовная Наука. Современная Духовная Наука! Кто только не становится под ее знамена! Кто только не объединяется там, и кто только из них не борется друг с другом! Попурри из серьезных поисков, малых знаний, великих планов, тщеславия и глупости; масса пустой болтовни — а еще больше бесстыдного делячества. Нередко из всего этого хаоса расцветает зависть, безграничная ненависть, находящая выход в коварной мстительности самого низкого пошиба.
В подобных обстоятельствах, разумеется, не приходиться удивляться тому, что многие обходят эту ярмарку тщеславия стороной, страшась отравиться при одном прикосновении к ней. Не так уж они и неправы; ибо в поведении бесчисленных приверженцев духовной науки действительно нет ничего прельстительного, а еще менее — притягательного; более того, человека другого плана все в них настораживает.
Странно только, что всю эту так называемую «Духовную Науку», которую многие злонамеренно или по незнанию путают с «наукой о духах», еще и теперь считают некой бесхозной территорией, на которой каждый беспрепятственно, разнузданно и безнаказанно может творить любые бесчинства. Такой ее считают. Однако богатейший опыт убедил нас в том, что это не так!
Бесчисленное множество пионеров в этой области, достаточно легковерных, чтобы полагать, что воображаемые знания позволят им сделать несколько шагов вперед в исследованиях, стали беспомощными жертвами своей собственной беспечности. Печально лишь то, что все эти жертвы пали, так и не свершив ровно ничего для человечества!
Собственно, каждый из этих случаев мог бы послужить доказательством того, что избранный путь неправилен, ибо приносит только вред и даже порчу вместо Благодати. Однако этих ложных путей продолжают держаться со странным упорством, идя на новые жертвы; о каждой обнаруженной крупице впервые распознанного ими, само собой разумеющегося в Грандиозности Творения, поднимают страшный крик, пишут бесчисленные трактаты, которые могут только отвратить многих серьезно ищущих, ибо в сочинениях этих явственно обнаруживается блуждание в потемках. Все эти проводимые до сих пор исследования правильнее было бы назвать опасной забавой с благими намерениями.
Нельзя безнаказанно вступать на территорию Духовной Науки, представляющуюся бесхозной, не осмыслив прежде того Всей Полноты Духовных Законов. Каждое сознательное или неосознанное противодействие Этим Законам, то есть «несоблюдение» Их, равнозначное Их нарушению, должно в неотвратимом обратном действии поразить дерзких, непочтительных или легкомысленных, не придерживающихся Их строго или не способных Их придерживаться. Пытаться проникнуть в Сферу Неземного земными средствами равнозначно тому, как завести в девственный лес и оставить там одного неопытного и не ведающего о земных опасностях ребенка; в лес, из которого невредимым может выбраться только надежно для этого снаряженный, сильный и осторожный взрослый человек.
Не иначе обстоит дело в наши дни и с приверженцами Духовной Науки при их нынешнем образе действий, даже если они воображают, что принимаются за дело всерьез, и действительно познания ради отваживаются на многое, тщась помочь людям перейти границу, у которой они так давно топчутся. Эти исследователи и поныне там; беспомощные, как дети, бредут они на ощупь, не ведая об опасностях, что каждый миг могут поразить их или через них — других, в том случае, если они своими неловкими попытками проделают брешь в Защитной Стене Природы или отомкнут дверь, которая для блага многих лучше бы оставалась запертой.
И до той поры, пока все, рвущиеся за эти пределы, не будут уверены, что они немедля и непременно одолеют все возможные, грозящие не только им, но и другим опасности, все это нельзя будет назвать ничем иным, как легкомыслием, а отнюдь — не отвагой. Но самым безответственнейшим образом поступают те «исследователи», что занимаются постановкой экспериментов. Исследователи, все еще продолжающие экспериментировать в несколько ином роде, в большинстве случаев совершают достойную сожаления ошибку, сами того не ведая — ибо иначе они бы ее, конечно, не сделали — погружая весьма восприимчивых или медиумических индивидуумов в магнетический или гипнотический сон, чтобы приблизить их к телесно незримым воздействиям «Потустороннего» Мира в надежде увидеть и услышать многое из того, что было бы невозможно, будь подопытный индивидуум в состоянии полноценного «дневного» сознания. <…>.
Так получается, что исследователи, сами того не желая, становятся преступниками; перед земной справедливостью они за это ответственности не несут. Это, однако, не исключает проявления всей силы обратного действия Духовными Законами, связывающих в единую цепь исследователя и его жертву. <…>.
Причиной ложных сообщений и бесчисленных заблуждений является всегда и исключительно вредоносное форсирование, которому подвергают своих подопытных сами исследователи. Поэтому получается, что среди большого количества уже «исследованных» явлений из области оккультных наук многое никак не вяжется со строгой логикой. Эти «результаты» содержат множество заблуждений, не распознанных до сих пор. Такими явно ложными методами не достигнуто абсолютно ничего, что могло бы быть в какой-то мере полезно или благодатно для людей. А полезным людям может быть в действительности только то, что помогает их возвышению или хотя бы указывает путь к тому. При таких экспериментах, однако, это изначально и навечно полностью исключается! <…>.
Поборники духовной науки теперь, правда, заявляют, что их первоочередная цель — это обнаружение потусторонней жизни, то есть продолжения жизни после земной смерти, и что — при господствующем ныне повсеместном скепсисе — они нуждаются для этого в очень сильном и мощном оружии, то есть осязаемых земных доказательствах, способных прорвать оборонительную линию противника. Но и этот аргумент не извиняет, однако, продолжающейся легкомысленной игры с человеческими душами!
Кроме того, нет ни малейшей необходимости пытаться непременно убедить злонамеренных противников. Ведь известно, что они не поверили бы и в том случае, если к ним, чтобы возвестить Истину, явился Ангел прямо с Небес. После ухода Его они принялись бы утверждать, что здесь имела место массовая галлюцинация, а никакого Ангела и не было, или отделались бы какой-нибудь иной отговоркой. А если появится нечто или некто, остающиеся земными, то есть не исчезающие и не становящиеся незримыми — найдутся другие увертки; ибо не желающим верить в Потустороннее явления эти покажутся слишком земными.
Они не остановятся и перед тем, чтобы представить такое доказательство обманом, а человека — фантазером, фанатиком или таким же обманщиком. Будь все это слишком земным или чересчур небесным, они все равно найдут повод для критики и сомнения. А если уже совсем не будет иных аргументов, то просто забросают грязью, перейдут к более дерзким нападкам и не остановятся даже перед насилием.
Чтобы убедить таких, не стоит приносить жертвы! Еще менее — для множества так называемых приверженцев. Последние мнят в своем страшном высокомерии, что их в большинстве случаев несколько неясная и фантастическая вера в потустороннюю жизнь дает им право требовать чего-то определенного, чтобы за это, в свою очередь, нечто «увидеть» или «испытать». От своих руководителей они ждут потусторонних сигналов в награду за примерное поведение.
Претензии на нечто само собой разумеющееся, с которыми они носятся, как правило, просто смешны; равно, как и снисходительные ухмылки всезнаек, лишь демонстрирующие их полное невежество. Устраивать для этой толпы какие-то представления просто вредно; ведь они воображают себя столь всезнающими, что сочтут эксперименты эти не более, чем вполне заслуженным развлечением, в котором потусторонние должны играть роль актеров варьете.
Оставим же теперь в стороне крупномасштабные эксперименты, а обратимся к мелким, наподобие столоверчения. Они совсем не так безобидны, как кажется; напротив, в силу невероятной легкости их широкого распространения в них заключается очень серьезная опасность. Предостеречь от этого следует каждого! Посвященным не остается ничего, как отвернуться в ужасе, увидев, с каким легкомыслием оперируют такими вещами. Какое множество приверженцев стремится продемонстрировать свои «знания» в широких кругах, способствуя распространению опытов со столоверчением; усмехаясь или с заговорщическим шепотом, чуть ли не играючи, проделывают они в семейном кругу эти экзерсисы с буквами и стаканом или другим вспомогательным инструментом, который при легком касании рукой скользит или тянется к различным буквам, из которых таким образом складываются слова. Распространяясь с умопомрачительной скоростью, это приобрело характер светских развлечений; проделывается это все со смехом, глумлением, а порой и с приятно щекочущим содроганием. <…>.
На нынешней Земле по воле человечества Мрак захватил главенство над материей. Итак, он укрепился во всем материальном как на благодатной, хорошо знакомой ему почве; поэтому он в состоянии проявиться в материальном во всей своей полноте. Он чувствует себя здесь в своей стихии и борется на известной ему почве. Поэтому и главенствует он ныне над Светом во всем материальном, то есть грубо-вещественном.
Вследствие этого Мрак обладает во всем материальном большей силой, чем Свет. С другой стороны, при таких забавах, как столоверчение и т.п. о Свете, то есть о Возвышенном, вообще не может быть и речи. В крайнем случае, можно говорить о худшем, то есть о мраке, и о лучшем — то есть Просветленном. <…>.
Исследовательская деятельность подобного рода предстает при пристальном рассмотрении пронизанной детским упрямством и безудержным эгоизмом, а притом еще настолько неуклюжей, что, пожав плечами, невозможно не задать себе вопрос, как вообще это возможно, чтобы кто-то захотел открыть широкой общественности страну, о которой он сам в действительности ни крупицы не знает. Порочно и то, что все изыскания производятся на глазах широкой общественности. Это открывает простор перед фантазерами и шарлатанами. А люди — перестают верить!
И в какой области знания такого никогда не бывало. И каждое сегодня общепризнанное исследование терпело множество неудач на пути к успеху. Но никто не посвящал в это общественность! Со временем это наскучило бы, и всяческий интерес был бы утрачен. В результате, когда Истина явилась, основная сила воодушевления утрачена, порыв погас и восторги охладели. Человечество уже потеряло способность радоваться в ликовании, охватывающем всех и вся.
Разочарование вследствие того, что пути оказались ложными, обращается в мощное оружие в руках врага; сотни тысяч людей со временем настолько изверились, что несчастные эти из одного только страха обмануться вновь не пожелают серьезно отнестись к представшей им Истине! Они заткнут уши, чего не сделали бы, сложись все иначе, и так упустят последние мгновения, что могли бы еще помочь им вознестись к Свету! Тем самым Мрак одержал новую победу! За это он может поблагодарить исследователей, которые помогли ему и которые охотно и гордо стали во главе современных духовных наук!».

(Абд-ру-Шин. В Свете Истины Послание Грааля. / Пер.
Фонд Откровения Грааля. 1992г. Сайт www.vsvete.narod.ru.)

* * *

«Аннотация. Нумерология — это, возможно, самое древнее искусство познания мира, которое находится в сердцевине многих религиозных систем. Книга «Пусть числа ведут вас» даёт действительно научную основу использования чисел, объясняя и показывая то, почему они обладают своей собственной целостностью. Она объясняет, почему они соотносятся с определёнными психологическими состояниями, и показывает, как можно использовать числа для диагностики жизненных проблем и нахождения их разрешения. Эта книга показывает, что числа являются зеркалом нашей самой глубинной сути, объясняя взаимосвязь временных циклов и дат рождения. Рассматривая универсальную формулу жизнеописания, стоящую за всеми формулами, книга не предлагает быстрых решений, однако она представляет нумерологию как многогранный драгоценный кристалл, к которому вы захотите обращаться снова и снова в поисках ответов на свои вопросы».

(Шив Чаранг Сингх. Пусть числа ведут вас. Нумерология как духовная наука.
Йога Экс-Пресс. 2012г. Сайт Библиотека Тайн. www.ezospirit.com.ua.)

««Из всех созданий Я — начало и конец и также середина, O Арджуна. Из всех наук Я — духовная наука самоосознания, и среди логиков Я — заключительная истина». [«Бхагавад-Гита»]. Начало, конец и середина — имеется в виду создание, поддержание и разрушение. Все это делает Бог через различные силы, воплощающие Его различные качества. В логике есть несколько положений, самое важное из которых «вада» — окончательное заключение. Показательно, что западная логика, особенно в ее современном варианте, очень слаба в этом отношении, практически она предлагает лишь нескончаемые умственные ходы, не приводя, в конце концов, ни к каким выводам, и потому утомительные. Даже античные философы, такие как Сократ или Платон, не были столь беспочвенны, наводя хоть на какою-то модель миропонимания. Подобным же образом душа является заключением или сутью всех материальных объектов, любая дисциплина, не приводящая к пониманию «я» или сознания, бесплодна и должна быть оставлена как бесполезная».

(Индуизм. Духовная наука. www.sunhome.ru.)

«Аюрведа — сегодня это, пожалуй, самая известная область ведической науки, которая привлекает всех: и тех, кого просто волнуют вопросы здоровья, и тех, кто ставит перед собой серьезные духовные цели. С чем это связано? Попробуем сказать несколько слов на эту тему. Слово «аюрведа» состоит из двух слов: аюр — «жизнь», веда — «знание» или «наука». Соответственно, Аюрведа — это наука о жизни или знание о том, как жить. Звучит очень фундаментально. Но не случайно это так. <…>.
Законы нашего тела могут быть поняты на разных уровнях. В зависимости от того, на каком уровне мы их осмысляем, мы можем понимать Аюрведу или очень примитивно — как знание о здоровье грубого физического тела, что, к сожалению, чаще всего сегодня и происходит, или же такой, какой она изначально дается в Ведах — как науку об освобождении. В самих Ведах эти два уровня Аюрведы обозначаются как арогья и свастьяя.
Поверхностный взгляд на аюрведу хорошо проявлен в литературе, которой очень много на книжных развалах. Поэтому попробуем немного восполнить пробел в понимании того, что такое Аюрведа как духовная наука».

(О.Гадецкий. Аюрведа как духовная наука. Сайт www.coolreferat.com.)

«К сожалению, за последнее время астрология больше стала развлечением, неким хобби, забавным времяпрепровождением, нежели духовной наукой. Причиной того, что астрология приобрела дурную славу и скептическое отношение, является Кали-юга — наш «тёмный век». В период Кали-юги только материальное имеет значение, процветают технологии и науки, способствующие производству этого материального. Духовные знания, в том числе и астрологическая наука, отвергаются как суеверия. Тем не менее, приближающаяся эпоха Сатья-юги — «века истины», раскроет истинную природу и предназначение астрологии. Следует напомнить, что астрология является частью Ведических знаний. На Санскрите астрология называется Джйотиш. Джйотиш буквально означает свет. Главная идея этой науки заключается в следующем. Наше будущее сокрыто от нас тёмной завесой, и чтобы узнать, его мы обращаемся к астрологу, проливающему немного света на то, что с нами будет. <…>. Следует помнить, что астролог служит каналом, передающим божественные знания и связующим нас с Богом. Если вы сможете изменить своё отношение к астрологии и начнёте воспринимать её как серьёзную духовную науку, вы удивитесь чудесам, которые начнут происходить в вашей жизни».

(Астрология — развлечение или духовная наука? 05.07.2012г. Сайт www.oim.ru.)

«Перед вами — открытая антропософская библиотека, собрание книг и лекций Рудольфа Штейнера, основателя духовной науки — антропософии, его учеников, тех, кто вместе с ним закладывал Камень основы антропософского движения и тех, кто в наше время, приняв в свои души духовную науку, стремится творчески обосновать ее в жизни. <…>.
«Под антропософией я понимаю научное исследование духовного мира, которое прозревает односторонность как просто природопознания, так и обыкновенной мистики и которое, прежде чем пытаться проникнуть в сверхчувственный мир, сначала развивает в познающей душе бездеятельные в обычном сознании и обычной науке силы; они-то и делают возможным такое проникновение».
«Антропософия есть путь познания, стремящийся привести духовное в человеке к духовному во Вселенной. Она возникает в человеке как потребность сердца и чувства. Свое оправдание она должна находить в том, что она способна утолить эту потребность. Антропософию может признать лишь тот, кто находит в ней искомое им из своей души. Поэтому антропософами могут стать лишь те люди, которые подобно голоду и жажде ощущают жизненную потребность в решении известных вопросов о существе человека и Вселенной».
Антропософски ориентированная духовная наука не ищет окольных путей, но говорит к людям таким же образом, как это делает современная наука. Только в терминах этой науки духовная наука, если можно так выразиться, говорит о том, что в настоящее время Небо хочет открывать людям. И это должно быть понято. Это есть нечто такое, что духовную науку как таковую, а не общественную жизнь, ставит на передний план; ставит на передний план объективно, а общество делается только ее носителем».
«Антропософски ориентированная духовная наука не является какой-либо теорией или сектантской программой наравне с другими партийными или сектантскими программами, ибо она черпает из того знания, которое можно приобрести, если развитие Земли и развитие Человечества постигают в их взаимодействии и в их целостности».
«Антропософия может оплодотворить знание, … она может оплодотворить и чувство, ибо она влияет на сердце врача, на всю его душевную установку; она усиливает его готовность к жертвенному подвигу — именно через сознание внутреннего сродства, существующего между болезнью и необходимостями духовного развития. Антропософия располагает всюду возможностью углубить не только наш интеллект, нашу мысль, но и наше сердце, наше чувство, все наше человеческое бытие. В этом смысле мы должны понять ответ на вопрос: «Что может обрести медицина через духовнонаучный метод исследования?». Медицина может обрести то, что врач, благодаря антропософскому методу, становится в своем качестве исцелителя целым, интегральным человеком; не головой только он размышляет над болезнью, но переживает целиком всем существом своим внутренний процесс болезни и тем самым учится видеть в процессе исцеления свою отвечающую достоинству человека задачу и высокую миссию. Врач понимает тогда, что болезни суть тени, отбрасываемой духовным развитием человека. Но для того чтобы правильно оценить тень, надо познать истинную природу света — т.е. природу и сущность духовных процессов. Там, где есть свет, должна быть и тень; там, где имеется духовное развитие, должны существовать и болезни. Справиться с ней может только тот, кто зрит Свет».

(Духовная наука и медицина. Сайт www.vk.com.)

«Вега Розенберг всемирно известный мастер, гомеопат, целитель и преподаватель. Занимается естественными методами излечения с 1978г., практикует духовную науку Ганнемановской гомеопатии, консультирует и преподает в созданной им Эволюционной Школе Гомеопатии и Самосовершенствования в Северной Америке, Европе и Израиле. За свою карьеру Вега успел повлиять на американское законодательство и изменил законы относительно гомеопатии штата Аризона, создал собственную школу и стал соучредителем двух академий. <…>.
Вопрос: По сравнению с другими практиками, в гомеопатии совершенно особый подход к пациенту. В чем состоит различие?
Вега: Одно из различий в том, что я не верю в существование четко установленной системы, которую можно использовать в гомеопатии. Важно не ограничиваться узким взглядом на вещи: особое внимание к «деллюзиям» не поможет вам во всех случаях, так же как и только внимание ко «снам». Есть множество способов и методов, которые могут быть использованы для того, чтобы найти правильное средство. Вы должны расшифровать, какая система лежит в основе случая, который перед вами: распознать чакры или меридианы, которые находятся в дисбалансе, проанализировать историю человека, исследовать привычки и желания. <…>.
Вопрос: Если бы у вас было три пожелания к будущему гомеопатии, какими бы они были?
Вега: У меня тридцатилетний опыт работы гомеопатом, а врачи, которые учатся у меня, часто говорят, что изучать гомеопатию по системе Веги сложнее обучения и практики традиционной медицины, но влияние и результативность этой системы более глубоки. <…>. …мое второе пожелание заключается в том, чтобы гомеопатия получала такое же финансирование, как и фармацевтические компании для того, чтобы продвигать традиционную медицину. Я верю, что гомеопатия не столь популярна сегодня не потому, что она неэффективна – она более эффективна, чем традиционная медицина во многих случаях, просто она не столь прибыльна. К сожалению, мы живем в мире, где важна лишь прибыль.
Третье пожелание — я надеюсь, что студенты, изучающие гомеопатию, придут к пониманию, что имеют дело с Духом, с Жизненной Силой. Гомеопатия — духовная наука, она находится на границе духа и материи и соотносится с квантовой физикой. Тем не менее, важно чтобы гомеопатия не была приманкой для тех, кто ищет «спиритические сеансы» или экстази-переживания, или для тех, кому нужны лекции по медицине. Напротив, она должна заинтересовать компетентных и образованных людей, выпускников медицинских вузов. Она должна привлекать людей, хорошо знакомых с человеческим и социальным поведением, и которые имеют глубокое и конкретное понимание вселенских законов и духовности, а не тех, кто обладает поверхностными знаниями в популярной психологии или в умозрительных духовных теориях. Кроме того, она должна привлекать тех, кто имеет такие же способности к логическим, математическим и клиническим наблюдениям, какими обладают инженеры. Когда мы объединим эти два совершенно разных аспекта человеческих знаний, мы получим дисциплину, способную дать точный конечный результат. <…> …у человека есть естественная склонность либо свести все к материи, что мы называем «наукой», либо к духу, что мы называем «религией». Гомеопатия, напротив, объединяет и то и другое в точную духовную науку, которая, при правильном использовании, создает конкретную материальную действительность».

(Вега Розенберг. Гомеопатия как духовная наука. Сайт www.spaceerahomeopathy.ru.)

«Ведическая астрология должна быть духовной наукой. Наша карта рождения — это зеркало нашей души и ее данной конкретной инкарнации. Расположение небесных тел в этой карте — показатель роста и эволюции нашей внутренней сущности в ее путешествии из жизни в жизнь. Это не означает, что умение истолковать астрологическую карту откроет нам истину или путь к освобождению. Это означает, что астрология вручает нам ключи к духовному развитию и сама может быть использована как ключ к раскрытию внутреннего «Я». <…>.
Поскольку ведическая астрология — это отражение самой вселенной, с ее помощью можно исследовать все без исключения области жизни. Она способна рассказать о нашем здоровье и богатстве, карьере и личных отношениях, обо всех наших материальных, интеллектуальных и духовных проявлениях. В ней отражена вся сложная картина энергий, окружающих нас на протяжении жизни и побуждающих нас действовать так, а не иначе. Вот почему ведическая астрология — самая универсальная и всеобъемлющая из имеющихся в нашем распоряжении наук. Однако на высшем своем уровне ведическая астрология призвана быть составной частью Йоги — науки духа. Ее цель — вывести нас из хитросплетений сети внешних сил и приблизить нас к источнику этих энергий. Источник же этот — не на небесах, будь то небеса физического мира или плана более тонкого. И это вовсе не какая-то таинственная или чуждая нам сила, а всего лишь то, что мы есть на самом деле, когда ум наш свободен от заблуждений ограниченного «я». <…>.
Основополагающий принцип Духовной Науки — самопознание. Великие мудрецы не уставали повторять: «Познание себя — вот основа всякого знания». Однако не следует полагать, будто самопознание — это всего лишь психоанализ. Самопознание — это не познание нашей внешней личности или ограниченного «я», а постижение нашего внутреннего сознания и необусловленной сущности. Погружение в недра памяти лишь загоняет нас в рамки поверхностной стороны нашего бытия. Самопознание — это также нечто и большее, чем знание своих предшествующих воплощений, которое, по сути своей, есть та же память, только расширенная в далекое прошлое, но по-прежнему не свободная от покрова формы и ограничений времени. Самопознание — это познание того, кто мы есть на самом деле, постижение нашей истинной сущности или, иными словами, свет осознания. Это — то внутреннее «Я», для которого все наши инкарнации — не более чем маски. Чтобы обрести его, недостаточно узнать, кем мы были или почему стали такими-то и такими-то; нужно отвергнуть все ограничивающие нас отождествления и заново воссоздать мир в глубинах своего сердца. А для этого необходимо узреть в самом себе все жизни всего сущего. Достигнуть этого — значит признать всеприсутствие Божества.
Ведическая астрология, при подобающем ее применении, способна показать нам весь мир, заключенный внутри нас. Она способна вывести наше сознание за пределы физических ограничений человеческого мозга и помочь ему через посредство лучей творения охватить всю вселенную. <…>.
В действительности никакого внешнего мира не существует. Внешний мир — это всего лишь комбинация сенсорных возможностей нашего разума. Свет сознания, многократно преломленный линзами разума, становится объектами чувственного восприятия. Как только нам удается осознать это, мы освобождаемся от желаний и открываем свое истинное «Я» во всем сущем. В этом и состоит конечная цель астрологии — а вовсе не в том, чтобы мы признали над собою власть планет и звезд и слепо повиновались их влияниям. Ведическая астрология показывает нам, в какой форме эти влияния проявляются в нашем внутреннем мире, с тем чтобы, овладев ими, мы обрели власть над всей вселенной.
Кто-то, возможно, скажет, что астрология, какие бы истины она ни открывала, не является духовной наукой, ибо она не есть путь освобождения, а лишь одна из оккультных дисциплин. Да, она помогает нам понять нашу карму, но ведь мы не полностью тождественны своей карме. Лишь невежественный человек всецело находится во власти собственной натальной карты, — скажут многие, — мудрого же карта рождения не заботит. И действительно, астрология в том виде, в каком ее обычно практикуют в наше время, не может именоваться духовной наукой. Она увязла в сетях мирской суеты, поддалась соблазнам эго и ограниченной личности. Однако существует и высшая форма астрологии — отражение нашего высшего «Я», не только божественного, но и универсального, отраженного, в свою очередь, во всем Космосе. Именно из такой концепции исходит ведическое понимание духовной ведической астрологии.
Не преобразовав астрологию в соответствии с такой системой представлений, мы не сможем заложить основу подлинно духовной культуры. Это преобразование необходимо: без него мы не сможем ни постичь язык жизни, ни воспринять высшее наследие наших древних духовных прародителей».

(Дэвид Фроули. Джйотиш как духовная наука. Сайт www.astrojyoti.ucoz.ru.)

«Обычно в сознании людей наука и религия находятся по разные стороны баррикад и несовместимы друг с другом. Но действительно ли научная мысль обязательно должна исключать всякую духовность или нынешняя ситуация — всего лишь временная аномалия развития (точнее деградация)?
Дело в том, что в западном мире теологи не смогли научно представить законы Бога и самого Бога, и потому на Западе возник раскол между наукой и религией. Видя силу авторитета науки, некоторые теологи согласились подкорректировать свои доктрины, чтобы идти в ногу со временем. Ряд церквей принял недоказуемые спекуляции об эволюции человека из обезьяны, хотя они не являются ни научными, ни, тем более, библейскими. С другой стороны, некоторые фанатичные теологи полностью отрицают всякую науку и держатся за иррациональные догмы типа того, что человек был создан из пены морской.
Лишенная систематической теологии, западная мысль разделилась на три основных направления: наука, философия и религия. Наука пошла по пути грубого материализма, ведущего к саморазрушению. Философия выродилась в поверхностный релятивистский анализ и этику. Не имея духовных корней, западная философская мысль не приемлет ничего абсолютного. А поскольку абсолютной истины якобы нет, или, по Ф.Ницше, «Бог — мертв», то нет и объективной шкалы ценностей и объективных этических норм. Отсюда рождается философия и этика вседозволенности. У каждого свой Бог, своя истина, свои понятия о нормах поведения. Очевидно, что при внешней привлекательности такой философии последствия ее весьма разрушительны.
Что касается западной религии, она превратилась в иррациональный фанатизм, догматизм и мистицизм, лишенный философской и научной основы. Итак, эти три ветви знания должны быть в гармонии, но лишенные единой цели, они раскололись и движутся в разных направлениях, как лебедь, рак и щука. Например, наука пытается заниматься клонированием или исследованием космоса, а религия ее за это осуждает. Философия же выступает в качестве судьи и пытается установить — кто же прав?
Однако если в качестве мировоззренческой альтернативы взять Веды, мы увидим, что Ведические технологии (наука) не вступают в противоречие с религией и философией Вед. Веды — это и наука (прикладное материальное знание), и целостная философия, и духовная практика, возвышающая сознание и дающая человеку непосредственный духовный опыт. Итак, в Ведах мы обнаружим и строгую научную логику, и потрясающую метафизику, которые органично уживаются друг с другом и создают целостную картину реальности, в которой нет белых пятен.
Грамотный читатель может возразить: «Как Веды могут описывать реальность, если они называют этот материальный мир иллюзией?» Да, действительно Веды называют этот мир иллюзорным, но не в смысле того, что его нет, а в смысле того, что он обладает природой тени или отражения, которые можно назвать формой иллюзии, т.к. они не несут в себе никакой субстанции. Но для того чтобы иллюзия существовала, где-то должна быть реальность, от которой эта иллюзия является производной. Другой пример: пластиковый муляж яблока. Оно реально существует, но оно иллюзорно в том смысле, что не имеет реальных качеств яблока (питательности и вкуса). Более того, сама материя не может вводить нас в иллюзию. Ведь кусок пластика сам не может принять форму иллюзорного яблока. Это должен кто-то сделать сознательно. Поэтому материя превращается в иллюзорный мир лишь тогда, когда Бог придает материи облик, подобный облику реальности.
Итак, какова же реальность? В основе ведического мировоззрения лежат несколько последовательных и логически связанных постулатов, которые формируют целостную картину бытия. <…>.
Во всей этой ведической концепции наиболее сложным для людей является принять и воспринять Бога. Так как если Он практически не ощутим, тогда вся эта парадигма рушится, ведь Бог в ней является точкой отсчета. На веру Его многие принять не хотят, а эксперимент сложен, т.к. его надо проводить на себе, а не на мышах. Однако человеческая жизнь для того и предназначена, чтобы ощутить опыт присутствия Бога. Наше тело является энергетической установкой, правильно пользуясь которой, душа может войти в контакт с Богом и достичь максимального счастья. Еще тело можно сравнить с лестницей, по ступенькам которой поднимается душа, переходя от физических потребностей к чисто духовным. Если человек использовал временное тело для блага вечной души, тогда в конце жизни он становится духовным миллионером, т.к. его ожидает непосредственная встреча с Богом. Как же грамотно использовать временное тело в интересах вечной души?
Сейчас мы рассмотрим вполне научный подход к практическому восприятию Бога. Все эксперименты, основанные на эмпирическом наблюдении в ограниченном пространстве и времени не могут дать восприятия всепроникающего и беспредельного существа, которым по определению является Бог. Поэтому наш эксперимент будет относиться не к внешнему трехмерному наблюдению, а к внутреннему восприятию, которое, однако, отличается от произвольных фантазий и самовнушения.
Итак, процесс, позволяющий ощутить присутствие Бога в реальности, называется Йога. На Западе это слово ассоциируется с комплексом гимнастических упражнений, но это лишь одна из разновидностей Йоги. В целом, Йога означает «воссоединение» и представляет собой многоступенчатый процесс связи с Богом, дающий разные практики в зависимости от уровня человека. <…>.
Итак, все это было изложено лишь для того, чтобы показать, что постижение Бога – это не что-то иррациональное, а строго научный процесс, в котором есть свои обязательные и необходимые условия. Сейчас религиозные проповедники (особенно на Западе) превратили практику постижения Бога в сентиментальный фарс. Там нет ясного знания ни о душе, ни о Боге, ни о процессе, их связующем. Поэтому западные интеллектуалы не воспринимают религию так, как они воспринимают науку. Но реанимация древней мудрости Вед по всему миру постепенно возвращает религии статус прикладной духовной технологии, науки всех наук, позволяющей душе реализовать три своих потребности: вечность, знание и блаженство [Сайт Чит Ананда]».

(Духовная наука. Сайт www.vrajendra.ru.)

«Часть 1. Человек — тонкая структура и функции. Глава 1.12. Парапсихология — духовная наука о Тонком Мире и реальной (полевой) структуре человека.
«Способность замечать незаметное называется «ясность». Способность удерживать ускользающее называется «сила». (Лао-Цзы. «Дао дэ Цзин». Стих 52).
«Истинная физика — та, которая сумеет включить человека в цельное представление о мире». (П. Тейар де Шарден. «Феномен человека». Пролог).
«Первичная и истинная реальность — это реальность сознания и энергии. Всякая наука, которая концентрирует своё внимание на вторичной или материальной реальности нашего физического мира, занимается исследованием иллюзий и, следовательно, является иллюзорной». (Бреннан Б.Э. Свет исцеляющий. Глава 3. Переход на холистическую точку зрения)».
В ту самую пору, когда материализм достиг своей наивысшей точки, распространив повсюду идею небытия, появляется новая наука, новое верование, основанное на действительных фактах. Наука эта дарует человеческой мысли прибежище, в коем та, наконец, обретает знание вечных законов прогресса и справедливости. И тогда происходит расцвет идей, идей, давно считавшихся мёртвыми и которые в действительности только дремали, ожидая своего часа; и расцвет этот возвещает человечеству умственное и нравственное обновление. Учения, бывшие душою прошлых цивилизаций, выступают вновь в ещё большем величии, и множество явлений, давно пренебрегаемых, но важность коих, наконец, узрели некоторые учёные, является подвести прочную основу доказательств и уверенности. Занятия магнетизмом, гипнотизмом, внушением; ещё более, исследования фактов психической природы, поставляют всё новые данные для решения великой проблемы. Открываются широкие горизонты и далёкие перспективы, формы существования обнаруживаются в таких условиях, в коих и не предполагали их увидеть. И из этих исследований, открытий и наблюдений выступает новое мировоззрение, новое жизнеистолкование, намечается познание высших законов, явствует торжество вселенской справедливости и порядка.
В тайну законов… необходимо проникнуть, ибо из знания их для человека последует обладанье значительными силами, практическое примененье которых может изменить лицо Земли и строй обществ. Именно это и составляет область экспериментальной психологии, или, как сказали бы некоторые, «оккультных наук». Науки эти стары как мир.
Всё во Вселенной управляется законами. Доказать существованье какого-либо явления, значит поставить его в ряд постоянного порядка вещей, значит подчинить его естественному закону. Для того, чтоб познать их восхитительное действие, есть всего лишь одно средство: изучение их.
Зная лишь одну сторону вещей, видимую сторону их, наиболее грубую, и желая на этих недостаточных данных основать действие вселенских законов, современная наука, сухая и холодная классификация материальных фактов, приходит к чисто механической теории строения мира, непримиримой с идеей справедливости, поскольку её логические следствия неизбежно приводят её к тому выводу, что в природе сила является единственным правом. Вот почему наука осталась бессильна оказать оздоровительное, благотворное влиянье на людские нравы. Лишённая до сей поры всякого цельного взгляда на вещи, она не смогла из собранного ею множества знаний вывести высшее миропониманье, должное определить судьбы человека, отметить его обязанности, дать ему побужденье к индивидуальному и общественному совершенствованью. (см. Л.Дени. Спиритизм — религия будущего. М. АУМ. 1993г.).
Наши интеллектуальные сомнения могут найти своё разрешение лишь в духовном просвещении. Оккультизм, верно понятый, служит связующим звеном между психологией и религией; он открывает путь для духовного подхода к науке и научного подхода к духовной жизни. …Оккультист со своим знанием скрытой стороны вещей может научить психолога очень многому. (см. Д.Форчун. Тайное без вымыслов. Ч.1, Гл.3).
Парапсихология — это отрасль науки, в которой производится поиск объективных доказательств высших возможностей разума, таких, как телепатия, а также свидетельств того, что смерть личности не приходит с телесной смертью, свидетельств необычных явлений, таких, как полтергейст, — иными словами, всего того, что отказывается признавать консервативная ветвь психологии. (см. К.Боумэн. Прошлые жизни детей. Ч.1, Гл.6).
1.12.1. Парапсихология как наука (из книги: Дубров А.П., Ли А.Г. Современные проблемы парапсихологии). Парапсихология — наука о необычных явлениях человеческой психики. …Парапсихология реальностью своих явлений и феноменов и … выводами из своих экспериментальных исследований затрагивает интересы учёных и специалистов самых разных областей науки и техники. Например, в биологию и физику она вводит понятие биологического поля, биоэнергетического и биоинформационного обмена и действия, а в медицине показывает возможности биополевой диагностики и коррекции, состояния здоровья человека на расстоянии от него, в радиофизике и радиотехнике демонстрирует необычные способы передачи мысленной информации и дистантного воздействия на кристаллы и металлические изделия с помощью мысленного усилия. И что самое важное, парапсихологические исследования показывают необходимость признания важной роли Сознания в Природе.
…Научная значимость парапсихологии отмечается в трёх больших областях знания — физической, психологической и мировоззренческой (философии). …Современное состояние психологии можно представить в виде пирамиды, на вершину которой время и развитие психологического знания выдвинули парапсихологию (она является авангардом психологии)…
Проведённые исследования в парапсихологии показывают, что психическая деятельность человека является интегральной функцией полевых, радиационных, гравитационных, плазменных, резонансных, солитонных, голографических, трансмутационных и вакуумных свойств живой материи. Фундаментальные основы материи, жизни и психики находятся в тесном единстве с энергоинформационными процессами окружающего нас мира. Учитывая активное влияние парапсихологии на всю систему научного знания, следует рассматривать её достижения как фактическую основу грядущей научной революции и саму парапсихологию как авангардную науку, преобразующую существующий взгляд на мир и существующие в нём закономерности и ведущую к смене научных представлений в естествознании. (из книги В.Алексеева «Мужские именные формы славяно-русов». СПб. Инфо-Да. 2012г.)».

(Парапсихология. Сайт www.vedrus.vnimanie.es.)
(В.Алексеев. Мужские именные формы славяно-русов.
СПб. Инфо-Да. 2012г. Сайт www.chelovek.vnimanie.es.)

«Глава 4. Подлинная духовная наука. «И познаете истину, и истина сделает вас свободными… Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете». (Иоанна 8:32,36).
Что представляет собой Универсальная Мудрость, которую Учитель проповедовал в Евангелиях, и чем она отличается от других наук? Высшая Наука имеет отношение к внутренней жизни человека. Часть миссии Иисуса состояла в раскрытии Царства Бога на земле. Это раскрытие происходит не через наблюдение за внешними фактами, из которых люди выводят естественные законы путем опытов и анализа. Подобные методы более свойственны физике и биологии. Но Духовная Наука начинается с зова к сердцу человека. Этот зов обращен из невидимой сферы бытия, в которой он имеет подлинное существование. Проверкой этой истины служит не закон рационального постоянства, или способность человека защищать ее от возражений, но применимость истины к восполнению людских потребностей. Первый импульс побуждает индивидуума жить этой истиной, лично видеть ее справедливость, стать свободным и нести освобождающее послание другим людям. На первом месте стоит божественная истина, сходящая в человеческий дух и доказывающая свою практичность, работоспособность и конкретность. Далее следует работа в общественном окружении и в физическом теле, так чтобы эта истина могла проявиться в своей полноте и объективности. Божественная Наука доказывает себя, принимая конкретные формы в делах человека. Слово, которое делается плотью в мышлении, в воле и в жизни, становятся фактом. Процесс познания в естественных науках протекает иначе. Там на первом месте стоят факты, анализ которых помогает установить универсальные категории.
Распространено мнение, что Иисус в первую очередь хотел воплотить социальный идеал, что Он был заинтересован в братстве людей и служении. Но, поскольку работу в обществе совершает индивидуум, Иисус всегда начинал с обращения к отдельным людям, призывая их к жизни целостности и всестороннего здоровья. Иисус проповедовал людям с типичными потребностями, в то же время излагая принципы, которые позволяют видеть по-настоящему эффективные средства. Предлагаемый Им стандарт здоровья включает в себя три составляющих. На первом месте стоит внутреннее единство индивидуума — единство между головой и сердцем, служение лишь одному господину, а также все, что это единство подразумевает — чистоту мотивов, мужество и настойчивость в достижении идеала. Нам необходимо почитать любящего Отца, стоящего превыше всех людей и превыше всего мира. Нам необходимо верить в божественную жизнь, ежедневно дающую человеку все для благополучного существования. Мы также должны выражать свою веру в небольших повседневных делах, которые намного лучше великих свершений раскрывают наши подлинные убеждения. На втором месте стоит любовь к ближним, доказывающая свою истину и реальность в конкретных делах служения. Сколь бы сильной ни была наша любовь к отцу, матери и братьям, любовь к Христу превыше всего. Мы призваны охотно жертвовать низшим ради высшего и по-настоящему значительного. Наконец, на третьем месте стоит физическое здоровье. Оно призвано быть зримым доказательством того, что человек живет Христом в полноте и целостности, не ограничивая свои интересы узкой сферой интеллектуальных теорий.
Помогая людям достичь этих целей, Иисус проникает в глубины каждой жизни, не имеющей в себе внутреннего единства. Он называет лицемерие и на самоправедность наиболее печальными заблуждениями. Почему Он уделял этим порокам так много внимания? Дело в том, что они акцентируют внешность, в ущерб подлинной внутренней жизни человека. До тех пор, пока индивидуум не начнет проявлять извне свою подлинную природу, сколь бы малого он ни достигнул, он не может жить конструктивной жизнью. Внутри такой личности идет война между различными силами. Пытаясь продвинуться в одном направлении, человек терпит поражение на другом. Лицемер может притворяться, что живет чистой и праведной жизнью в сфере общественных отношений, одновременно ища собственных удовольствий в тех сферах жизни, которые принято не замечать. Самоправедный человек может почитать себя «духовным» и «спасенным» просто потому, что верит церковному учению о спасении через Христа, не осознавая живой связи между спасением и физическим здоровьем. Но Иисус соединяет в единое целое то, что люди часто разделяют. Читая истории об исцелении и прощении грехов, мы видим, что Учитель пользуется тем же самым языком: «Прощаются тебе грехи твои». «Встань, и ходи». Иными словами, болезнь, какими бы ни были ее внешние условия и формы, вызывается беспорядочной жизнью. Подлинное и постоянное исцеление достижимо через очищение каждого желания и каждой жизненной активности от похоти и от сосредоточенности на себе, как в грубых, так и в утонченных формах, — от всего, что препятствуют свободному проявлению божественного здоровья. <…>.
В вопросе практической реализации Духовной Науки, Иисус не просто ищет веры и обращается к нуждающимся. Он избирает учеников, которые вслед за Ним пойдут «трудиться в винограднике», непосредственно соприкасаясь с миром. Иисус «дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь». Христос не только приносит освобождающую истину, как если бы индивидуальная свобода была целью жизни. Он не просто учит этих последователей молитве, проповеди и различению духов, особо выделяя при этом страдающих, которые подобны «разделенному в себе дому». Освобождая учеников, Иисус вдохновляет их стать активными и любящими носителями мудрости Христа. Дарованная ученику сила не была достигнута им самим при помощи медитации, концентрации или самоконтроля. Она не проистекает от безмолвной восприимчивости, от духовного понимания себя или же изучения и развития внутренних качеств. Эта сила подобна дару. Дающий Жизнь посылает ученика давать другим, точно так же, как и он сам принял дар.
Парадоксально, но Духовная Наука побуждает человека начать с себя, и при этом не концентрироваться на себе — как если бы он мог через простое помышление стать Христом. Великая истина состоит в том, что человек сам по себе ничто и не может делать ничего. Это утверждение настолько глубоко и важно, что всякий осознающий его человек может с полным правом ожидать в своей жизни серьезных перемен. Большая часть Евангелия содержит в себе советы, как начать с себя. Начав прощать, «убирать бревно из собственного глаза», побеждать беспокойство и страх, позволяя «мертвым погребать своих мертвецов», индивидуум обретает подлинную восприимчивость. Познав, что грех и болезнь проистекают из внутренней жизни и имеют единый корень, индивидуум спрашивает: «Кем же являюсь я, когда я целостен?». Если болезнь и грех есть разделение, то какая моя часть не больна, что во мне остается нетронутым, когда я грешу? Эта часть — моя внутренняя, духовная идентичность, дитя Бога, созданное по Его образу и подобию. Я уверенно говорю, что небесный Отец хочет видеть меня здоровым во всех отношениях, включая мои мысли и мою волю. Я принимаю этот божественный образец как стандарт, сосредоточившись на Его идеале. Мое подлинное «я» — это дитя света, воспринимающее божественную мудрость и открытое для божьей любви. Это — подлинный источник здоровья и добродетели. Этот источник находится внутри меня и внутри каждой человеческой души, ожидая признания и сотрудничества. Наука Христа стоит превыше всей науки «подлинного я». <…>.
Человек есть дух, рожденный для господства через божественную любовь и мудрость, по образу и подобию которых он создан. Такова вечная истина. Никакая дурная наследственность не может быть сильнее «нашей наследственности от Бога». Никакое окружение не может сравниться с окружением божественных ресурсов, которые ближе к нам, чем мы это представляем. Дух способен восторжествовать над любыми враждебными условиями. Мир существует ради Духа. Человеческий дух облечен в тело, как в одежду. Все внешнее окружение содействует человеку, который живет по этой великой истине. Мы должны избрать Дух в качестве точки отсчета, думать и жить для Христа, рассматривая внешний мир как сферу выражения духовных идей. Лишь при таком настрое мы сможем осознать всю силу Духовной Науки.
Наука Христа обладает больше духовным, нежели ментальным характером. Обращаясь к внутренней жизни, она не останавливается не ментальных установках, верованиях, ожиданиях и предпочтениях человека, но двигается к основному центру его личности. Желающий «войти в жизнь» должен победить все, что имеет отношение к эгоизму, ведущему к греху и болезням. Как члены человеческой семьи, мы зависим друг от друга, и поэтому часто страдаем вместе. Таким образом, высшее здоровье и подлинная жизнь обладают социальным характером. Но вместо того, чтобы откладывать общественные перемены на будущее, Евангелие побуждает каждого индивидуума, стремящегося к «жизни с избытком», уже сегодня действовать, жить, думать и любить с опорой на духовную реальность.
Чем именно Духовная Наука Иисуса отличается от других наук? В первую очередь тем, что каждый индивидуум должен лично убедиться в ее истинности прежде, чем делиться ей с окружающими. В четырех Евангелиях изложены все основные законы, необходимые для достижения совершенной жизни. Нам следует применять метод Христа там, где мы находимся, ни от чего не уклоняясь и избегая претенциозности, но во всем доверяя единому Господу. Путь узок и прям, и лишь немногие вступают на него. Жатва обильна, но работников — мало. Люди отвращаются от Евангелия из-за печального непонимания того, что найти большей свободы и большего счастья невозможно. Путь Христа — это единственный путь истины и полноты жизни, вне зависимости от того, признаем мы это, или нет. Каждому из нас даны силы для того, чтобы сделать все зависящее от нас. Следуя примеру Учителя, мы можем идти по пути жизни. Подлинная наука жизни есть Духовная Наука Христа».

(Горацио Дрессер. Путь Единства. Сайт www.unityway.net.)

«Что такое наука? И правомерно ли деление науки на светскую и духовную наряду с принятым делением на прикладную и фундаментальную, на естественную и точную, на материализм и идеализм? Попробуем ответить на эти вопросы.
Наука есть результат деятельности или образ жизни особой группы людей, овладевших методикой работы или управления специальными приборами и своим мыслительным аппаратом на самой грубой плоскости материального Космоса и в рамках некоторых общих законов или догматов, называемых ими законами природы. Причем каждый научный работник в произвольно выбранной и достаточно узкой области знаний о мире и человеке учится всему, что было достигнуто его предшественниками, и на этой основе создает нечто новое и более совершенное. Диапазон исследований определяется длиной дуги сознания исследователя, а глубина проникновения в материю — качеством его сознания. Так обычный научный работник является узким специалистом, способным охватить своими изысканиями лишь небольшое пятно на видимой плоскости материального Космоса, который семеричен. И только Архатам или Махатмам, чье сознание представляет полный круг, доступны все семь плоскостей материи и не фрагментарно, а целиком. Поэтому Христос, Будда и Майтрейя являются самыми выдающимися Учеными не только в сфере Земли, но и во всей нашей Солнечной системе, хотя современная наука об этом не знает, точнее, не хочет знать.
Однако при отсутствии связи с Высшим любая органическая система перестает быть открытой, и тогда процессы кристаллизации становятся необратимыми. Мы не можем считать науку достоянием таких ограниченных сознаний и потому будем рассматривать ее не как профессию или работу, или даже хобби, но как образ жизни или путь бесконечного познания и совершенствования, которых много. Для этого рассмотрим сначала общую схему эволюции сознания человека, как системы микрокосмической, включенной в эволюционные процессы всего Космоса, а затем перейдем к явлениям коллективного порядка, поскольку наука есть все-таки занятие не одного человека, но всего человечества в целом, начиная с вполне определенного витка спирали развития сознания. <…>.
Так явление Иисуса Христа открыло эпоху Великого Просвещения народов мира, возможного лишь в свете Истины и Божественной Любви, сокрытой в сердце каждого человека. Сейчас открыты все пути познания и совершенствования: наука, искусство, религия, философия, воспитание, образование, ремесла, строительство, охрана здоровья, кооперация и промышленность. Но все они сходятся у одних единственных Врат, ведущих в Новый Мир и жизнь вечную, — это Царские Врата нашего сердца. <…>.
Поэтому для нас важно сейчас осознать, в приложении к науке наших дней, что любое кажущееся нам новым или даже выдающимся открытие является таковым лишь для нашего уровня сознания, шкала качества которых бесконечна. Открывая нечто «новое» во вне или внутри себя, мы только проявляем в своем сознании то, что давно уже было проявлено нашими Учителями и Наставниками, идущими намного впереди нас по уровню развития или по цепи Иерархии, которая также бесконечна. В идеале, с помощью Иерархии Творящих Сил Космоса, нам предстоит вместить и проявить скрытую в нашем сознании Вселенную через ряд познавательных шагов от изучения сначала некоторых фрагментов и аспектов непосредственно окружающего нас мира форм и явлений, потом в масштабе видимого Глобуса нашей планетной Цепи и других ее Сфер, расширяясь далее до размеров Солнечной системы и всего семеричного Космоса. На этом бесконечном пути познания и совершенствования мы, в конце концов, поймем, что Вселенная на заре Манвантары была «сокрыта в Божественной Мысли и Лоне Божественном», а мы лишь участвуем в процессе разворачивания ее в конкретную полноту в качестве доброкачественных или злокачественных объектов и субъектов эволюции. Это разворачивание не является самоцелью, — мир форм и явлений, в котором мы живем, дан нам для того, чтобы мы, манипулируя ими, смогли проникнуть в их содержание и сущность, которые по качеству всегда выше материи видимой оболочки, и так расширить свое сознание в количественном отношении и повысить его в качественном. Причем, не имеет значения, по каким направлениям идет совершенствование: по каналам ли науки, искусства, философии, религии или социальных отношений, — главное, что на каждом из этих и других путей Культуры человек должен постоянно утончать свое сознание, чтобы проникать во все более тонкие слои материи, поднимаясь, таким образом, и сам по лестнице духовного восхождения к Вершинам Недосягаемого. Другими словами, не так важны промежуточные открытия, картины, философские концепции или подвиги того или иного ученого, художника, философа или народного героя, которые безусловно могут стать достоянием Общего Блага, как важен сам процесс трансмутации сознания, сопровождающий творческие искания и духовные напряжения. Именно в этом заключается цель и смысл жизни — «стремиться за пределы известного наверх и помочь друг другу».
Теперь вернемся к понятию «наука», чтобы, с одной стороны, отделить сложившуюся в предыдущие два столетия науку, названную ортодоксальной, от иных областей Культуры, а с другой расширить сферу научных исследований до масштабов космических. Действительно, ограниченность сознания земного человечества при неограниченном эгоизме привела к почти полному сокращению числа изучаемых материальных плоскостей семеричного Космоса до одной, причем самой грубой, доступной либо простому глазу, либо вооруженному приборами; и все, что оказалось за пределами очевидности или чувствительности приборов, было объявлено ненаучным. Даже те науки, которые не пользовались приборами (например, психология и марксистско-ленинская философия, получившая свое название уже после смерти Маркса и Ленина, которые не были ограниченными людьми), тем не менее, громко говорили о своей объективности, были заняты защитой и навязыванием именно одноплоскостной картины мира вопреки всякой очевидности и объективности. Эта мировоззренческая ограниченность и холодный прагматизм превратили ортодоксальную науку в подобие трупа, занятого обслуживанием лишь ветхого человека и разлагающегося вместе с ним. Не случайно, поэтому, наука прошлого столетия вошла в резкое противоречие со всей остальной Культурой, в основе которой все-таки лежат не грубо материалистические, а идеалистические, и в первую очередь религиозные представления о мире и человеке, пусть и превратно понятые. Именно многочисленные войны прошлого столетия, не затихающие до сих пор, свидетельствуют о том, что лучшие открытия и достижения ортодоксальной науки были использованы не на развитие и совершенствование человека, но на его уничтожение — и физическое, и духовное. Наука, будучи частью Культуры, выступила против самой Культуры, как основы всей жизни, так что в первой половине прошлого века Учителям человечества пришлось экстренно поднимать Знамя Мира, как Красный Крест в защиту всех культурных сокровищ и достижений. Тогда человечество было спасено от самоуничтожения, но какой ценой…
Явление ограниченности не входит в понятие Эволюции, и наука, чтобы остаться частью Культуры и утвердить научный подход к изучению всех сфер жизни человека и природы, должна стать семеричной или духовной. Никто не говорит против исследований на плоскости физической материи, но сознание ученых должно вмещать и другие Миры, а вместе с ними и Законы, по которым живет весь Космос. В чем же будет заключаться семеричность науки? Расширим в первую очередь ее приборную часть. Сейчас уже многим понятно, что физические приборы, принадлежащие Плотному Миру, могут фиксировать лишь самую грубую плоскость материи и ближайшую к ней, которым отвечают два низших принципа человека — Стхула- и Линга-Шарира. Реагировать на энергии более высокого качества они могут лишь при участии психической энергии самого исследователя. Такие приборы описаны в «Тайной Доктрине» и Учении Живой Этики, но здесь есть определенные сложности. Дело в том, что качество получаемых результатов будет напрямую зависеть от качества сознания самого ученого, то есть работать можно лишь в тех энергетических плоскостях, которым отвечает его собственное сознание, — более высокие в энергетическом отношении сферы будут просто проецироваться на плоскость его сознания, то есть будут ему недоступны. Например, фиксируемое число лепестков лотоса вращения психической энергии у какого-нибудь духовного человека может быть лишь меньше или равно количеству лепестков лотоса самого ученого, если, конечно, сердце последнего открыто. Можно ли считать результаты таких измерений объективными? Конечно, нет. Но ведь и весь Мир дифференцированной материи, в котором мы живем, есть Мир Майи или Иллюзии, плотность которой, к счастью, уменьшается при переходе к Тонкому и Огненному Мирам. Но все равно, даже такие субъективные и относительные результаты лучше полного их отсутствия у современной ортодоксальной науки, необъективно отбрасывающей все, что не помещается в ее сознании и догмах.
Таким образом, речь идет о том, что сделать науку семеричной можно, лишь расширив сознание ученого вмещением явления семеричного Космоса и семеричного человека и допустив использование самого исследователя в качестве семеричного «прибора» новой науки. При этом объективность научных исследований будет зависеть не от совершенства физических приборов и механических приспособлений, но от утонченности невидимых тел или оболочек самого научного работника, посредством которых он будет входить во взаимодействие с изучаемыми энергетическими плоскостями или сферами семеричных объектов и явлений жизни. Поэтому каждый ученый должен быть прямо заинтересован в расширении своего сознания и повышении его качества, ибо только таким путем он может максимально приблизиться к Истине. <…>.
Само слово «религия» уже говорит о связи с Высшим, то есть с Абсолютом. Также философия есть наука всей жизни, потому что Космос основан на Сердце, как источнике Мудрости и Любви, и полюбившие Мудрость, откроют Врата Беспредельности. Так же искусство, как наука о высшей Красоте и Гармонии мира, способно поднимать сознание в очень высокие сферы Сердца, откуда оно (искусство) черпает свое вдохновение. А разве Моцарт и Пушкин менее ученые люди, чем Ньютон и Ломоносов — основатель Московского университета? И не является ли ученым любой человек, и даже ребенок, исследующий и познающий жизнь на своем уровне развития сознания? И не будем ли мы сами такими же «учеными» детьми по сравнению с нашими Учителями?
Итак, любую форму или путь познания мира, собранных под сводом Культуры, можно считать наукой. Духовной же наука становится тогда, когда сердце исследователя жизни широко открывается ко всем ее огненным проявлениям и начинает биться вместе с Сердцем Иерархии или Космическим Магнитом. Только новый человек принадлежит Новому Миру и является истинным ученым и самым выдающимся исследователем жизни, потому что с помощью Агни может легко проникать любую форму или явление на всех планах семеричного Космоса. Новый человек есть достояние каждого, вопрос только в том, как сделать его ведущим и руководящим началом своей жизни. Путей много, но все они начинаются и заканчиваются в Сердце».

(Наука светская и духовная. Сайт www.altay-zvenigorod.narod.ru.)

* * *