Статья 2.5. Тантра как Древняя Наука. (ч.4).

«Поскольку паранаука — амбивалентна по своему существу и значимости, постольку она может быть как точкой будущего научного прогресса, так и отвлекающим фактором в ее развитии» (см. Философия науки: Словарь основных терминов. / С.А.Лебедев. М. Академический Проект. 2004г.).
«Паранаука — это просто иная (по сравнению с официальной) ветвь науки, иная школа (или множество школ), базирующаяся на иной научно-философской парадигме, использующая иные понятия, модели и методы. Современное Знание можно представить, как толстый, отвердевший ствол большого дерева (официальная наука), поглощающий подавляющую часть питательных веществ и солнечного света и мелкую поросль деревьев вокруг (паранауки). Вообще, любое явление нашего мира многовариантно, поливекторно, и если один вектор доминирует и подавляет остальные, это вовсе не означает, что он — самый правильный или единственно возможный. Поэтому, крона даже официальной науки разделяется на множество ветвей (научных школ), но исходящих из единого ствола. В сущности, едины не только различные научные школы, но также наука и паранауки. Однако, их единство глубже. Наука и паранауки идут из одного корня, который не виден невооружённому глазу, скрывается в туманной дали веков. Докопаться до него и вдохнуть новые жизненные силы во все ветви Знания — это сейчас актуальная задача» (см. Паранаука. Сайт www.club.itdrom.com.).
«Паранаука — это (в известном смысле) вершина айсберга. Существуют парафилософия, парарелигия, параискусство, параполитика, etc. Думается, детальное изучение феноменов паракультуры и паракультурных процессов ждёт своего исследователя. <…>. Исследование паранауки могло бы сосредоточить внимание на классификации таких её проявлений как лженаучные, псевдонаучные, антинаучные, квазинаучные явления, так как лженаука, псевдонаука, антинаука, квазинаука, будучи разновидностями паранауки, имеют свои собственные разновидности. <…>. Представляется полезным и комплексное исследование таких паранаучных явлений как «про-религиозная» паранаука (возникающая на стыке науки и религии), «про-идеологическая» паранаука (возникающая на стыке науки и идеологии), а также исследование соответствующих этим феноменам оснований и функций» (см. Головин Д.В. к.ф.н. Панараука. Диссертация. Орел. 2012г. 226 стр. Сайт www.dissercat.com.).

* * *

2. «КОНЦЕПЦИЯ» НАУКИ.

(продолжение)

2.4. ЧТО ТАКОЕ ПАРАНАУКА?

«Паранаука (др.-гр. para — «около, рядом») — собирательное название идейно-теоретических концепций и учений, характеризующихся антисциентистской направленностью. Ввиду важности понятия обсуждение феномена паранауки входит в курсы истории и философии науки. Термин несколько отличается по смыслу от понятия псевдонаука».

(Свободная русская энциклопедия «Традиция». Сайт www.traditio-ru.org.)

«Статья посвящена анализу феномена паранауки в его взаимодействии с академическим знанием. Автор приходит к выводу, что, стремясь изучать паранормальное, паранаука не достигает своей цели, так как ее наукообразные методы вступают в противоречие со специфической природой ее объекта. Тем не менее, анализируя также и позитивные функции паранауки, автор все же подчеркивает необходимость плодотворного диалога науки и вненаучных форм знания».

(Ермошина К.А. О статусе паранауки: возможна ли
наука о чудесах? Вестник СПбГУ. №3 2010г. )

«Паранаука — идеи и концепции, относительно которых не существует твердого консенсуса среди членов соответствующего сообщества ученых в признании их полноправными элементами системы научного познания (парапсихология, евгеника и др.). Как правило, в паранауке фиксируется ряд действительно имеющих место фактов и опытных данных, но либо количество и содержание этих фактов трудно поддаются объективной, научно-общезначимой оценке, либо они вступают в противоречие с имеющимися теориями, относящимися к данной предметной области. Поскольку паранаука — амбивалентна по своему существу и значимости, постольку она может быть как точкой будущего научного прогресса, так и отвлекающим фактором в ее развитии, требующим значительных усилий для доказательства, либо неадекватной формулировки действительно важной проблемы, либо ее неразрешимости в принципе». (См. наука, лженаука, научный консенсус)».

(Философия науки: Словарь основных терминов.
/ С.А.Лебедев. М. Академический Проект. 2004г.)

«Паранаука — совокупность различных отраслей знания, претендующих на объяснение действительности вне рамок научного знания в его собственном смысле, но с использованием его средств и форм выражения. Паранауа не представляет собой концептуальную или теоретическую целостность и фактически не имеет под собой какого-либо системного парадигматического основания. Возникновение и развитие Паранауки связано с кризисом классического естествознания (вторая половина XIX в. — начало XX в.) и уверенности в возможности точного, непротиворечивого и фактически обоснованного знания, основанного на некой универсальной объяснительной схеме (напр., теоретическая механика Ньютона). Однако сам соблазн построения такой завершенной картины мира сохранился и реализовался в целом спектре «паранаучны теорий» (из которых наиболее известны парапсихология и парафизика). Наиболее общим признаком различных паранаучных концепций является апеллирование к идеям и принципам оккультизма, стремление объяснить действительность с точки зрения древних, тайных, забытых и т.п. знаний. Однако в отличие от традиционного оккультизма, Паранаука носит популярный характер и является одним из типичных феноменов массовой культуры. Во второй половине XX в. возник ряд направлений Паранауки, отразивших достижения научно-технического прогресса, к числу которых относятся так называемые уфология (от англ. UFO — Unidentified Flying Object — неопознанный летающий объект; исследование НЛО как свидетельств посещения инопланетными цивилизациями Земли в настоящем) и теория «палеоконтактов» Э. фон Деникена (объяснение феноменов прошлого с точки зрения влияния инопланетных цивилизаций). С конца XX в. в Паранауке все большее внимание уделяется так называемым «пси-феноменам», под которыми подразумеваются ресурсы человеческой психики, недоступные «официальной науке» (ясновидение, телепатия и т.п.). В англоязычной литературе под названием Паранаука иногда фигурируют «пограничные» отрасли научного знания, разрабатывающие проблемы, не имеющие на данный момент адекватного объяснения в современной науке, но не выходящие за пределы общепринятых стандартов и установок научного исследования. Как синонимы термина «Паранаука» в его общем значении употребляются термины «квазинаука» и «псевдонаука». (Е.В.Гутов)».

(Карпов А.К., Полищук В.И., Гутов Е.В., Самохина Н.Н.
История и философия науки. Энциклопедический словарь. 2010г.)

«Паранаука (от лат. para — «около») — околонаука, историческая фаза развития науки, система воззрений, сформированная до становления ее доказательной и верифицированной базы. (Сравните: квазинаука — будтонаука, трактовка по В.П.Даниленко; в то время как псевдонаука, или лженаука — преимущественно сознательное оболванивание ближних).
Исторические корни. Паранаука (отчасти ассоциирующаяся с эзотерикой) занимает положение между религией и наукой, являясь в историческом контексте естественным этапом познания, опирающегося более на непосредственные ощущения, чем на проверяемые и доказанные факты. От религии паранаука сохраняет веру в существование неких таинственных сил, постижение которых доступно, как правило, лишь редким людям. Эти силы постигаются ими мистическим (чудесным, следовательно — не рациональным) образом. Таким же образом они устанавливают связь между той или иной конфигурацией небесных тел, например, и будущими событиями, между болезнями людей и их лечением посредством магии и т.д. Наука признаёт эти связи, в конечном счете, ложными (при этом содержательный компонент из такой «преднауки», если он есть, постепенно переходит в научное знание, становясь его частью). Вот почему эзотерические ветви паранауки постепенно приводят к псевдонауке.
Если ветвь науки закосневает и не признаёт совершившихся изменений в научном познании мира, она превращается в паранауку (так происходит, например, с гомеопатией). Приобщение к искусству постижения таинственных сил, на которые она опирается, называют оккультизмом. Большинство эзотерических «наук» являются оккультными, поскольку овладеть ими способны лишь избранные, посвящённые в их таинственный, мистический смысл. От науки же эзотерика берет материал, с которым она работает.
Пять базовых ветвей паранауки:
— парафилософия (Теософия и др.);
— парафизика (Астрология, Алхимия, торсионные поля и др.);
— парабиология (Хиромантия, Физиогномика, Метопоскопия, Креационизм);
— парапсихология, НЛП и др.;
— паракультурология («Живая Этика»).
Классификация паранаук по группам:
— футурологические — Астрология, Нумерология и Мантика;
— когнитивные — Физиогномика, Метопоскопия и Графология;
— коммуникативные – Теософия, Спиритизм, Телепатия и оккультная Конспирология;
— прагматические – Алхимия, Магия, Экстрасенсорика и «Живая Этика».

(Информационный ресурс НКК «Красная Застава».
Сайт www.krasnaya-zastava.ru.)

«С точки зрения философского метода 1) наука есть результат деятельности рациональной сферы сознания; 2) наука — это объективный тип сознания, опирающийся в существенной степени на внешний опыт; 3) наука в равной степени относится как к познавательной, так и к оценочной сфере рационального сознания. Наука — как рационально-предметный вид познания. Ее цель — построение мысленных моделей предметов и их оценка на основе внешнего опыта. Рациональное знание более широкое понятие, чем научное знание. Хотя всякое научное знание рационально, не всякое рациональное знание научно. Существует четыре типа научной рациональности: соответствующих четырем классам наук. К всеобщим характеристикам понятия наука, наряду с определением науки как рационально-предметного вида познания, относится также выделение в ней трех ее основных аспектов: наука как специфический тип знания, наука как особый вид деятельности, наука как особый социальный институт. Все аспекты связаны между собой и только в своем единстве позволяют достаточно полно и адекватно описать функционирование реальной науки как целого.
Новации в науке: научные открытия, новые теории, новые гипотезы, исследовательские программы, новые области науки (в том числе новые направления), новые дисциплины, обновления средств и методов исследования, новые методологические идеи, новые стили мышления, развитие языка науки. Рост и развитие научных знания зависит от уровня развития производительных сил, материальной культуры и социальной структуры общества.
Паранаука — это знания, которое стремится принять научную форму, но утверждает, что паранаука имеет преимуществу перед наукой. Во-первых, паранука изучает другие формы реальности. Объектом является другая онтолгия (наука о бытии). Во-вторых, паранаука утверждает, что существуют способы познания этих фундаментальных глубоких связей. В третьих, паранаука — это когда познанные знания можно использовать в интересах человека. Существует четыре направления паранауки: герметизм (очень закрытое направление, напоминает сектантство); каббала; оккультизм, магия — этому можно научиться; спиритизм — постижение знаний в несуществующем мире.
Паранау?ка (лат. para — около) — собирательное название идейно-теоретических концепций и учений, характеризующихся антисциентистской направленностью. Ввиду важности понятия обсуждение феномена паранауки входит в курсы истории и философии науки. Содержание понятия несколько отличается от понятия псевдонаука. Паранаучные представления бытуют не только у менее просвещенной части общества, но и в среде его культурной элиты. Той самой, которая занята производством классических ценностей науки и искусства. Более того, именно научная элита стояла в конце прошлого века у истоков парапсихологии — этого айсберга псевдонауки! Стараниями этой элиты во второй половине ХХ в. парапсихология приобрела внешнее подобие раздела естествознания. Это показывает, что возникновение и существование псевдонауки, как феномена культуры, нельзя объяснить исключительно доступностью и привлекательностью предмета, причины этого более глубоки и разнообразны».

(Наука и паранаука. Сайт www.filnauk.ru.)

«В чём разница между наукой и паранаукой? Между психологией и парапсихологией? Между нормальными и паранормальными явлениями? Приставка «пара» означает «около». На мой взгляд, паранаука — это просто иная (по сравнению с официальной) ветвь науки, иная школа (или множество школ), базирующаяся на иной научно-философской парадигме, использующая иные понятия, модели и методы. Современное Знание можно представить, как толстый, отвердевший ствол большого дерева (официальная наука), поглощающий подавляющую часть питательных веществ и солнечного света и мелкую поросль деревьев вокруг (паранауки).
Вообще, любое явление нашего мира многовариантно, поливекторно, и если один вектор доминирует и подавляет остальные, это вовсе не означает, что он — самый правильный или единственно возможный. Поэтому, крона даже официальной науки разделяется на множество ветвей (научных школ), но исходящих из единого ствола. В сущности, едины не только различные научные школы, но также наука и паранауки. Однако, их единство глубже. Наука и паранауки идут из одного корня, который не виден невооружённому глазу, скрывается в туманной дали веков. Докопаться до него и вдохнуть новые жизненные силы во все ветви Знания — это сейчас актуальная задача.
Если говорить более конкретно, то современные паранауки расходятся с официальной в основном по вопросам о наличии тонкоматериальных планов бытия, о природе духа, души, мистики, эзотерики, религии и т.д., о методах Познания (приборно-аналитический или метод медитативного созерцания, вчувствования). <…>.
Но, вернёмся к современной паранауке. В ней простор для лженаучных построений гораздо шире, чем в официальной науке по причине использования ею в качестве важного метода Познания медитации, расшифровки сновидений, галлюцинаций и других феноменов внутреннего Мира (т.е., использования внутреннего Мира, души, как инструмента Познания). Однако, внутренний Мир, душа исследователя могут быть загрязнены различными штампами, мифами, патологическими «искривлениями внутреннего пространства-времени», социальными программами, ценностными клише, навязчивыми образами и оценками, стандартными способами эмоционального реагирования и т.п. Вследствие этого, исследователь-параучёный может, к примеру, увидеть гуманоида и искренне быть уверенным в том, что это — пришелец с Дзета Сети, а не трансформированный подсознанием образ инопланетянина, увиденный им в кино в раннем детстве. Эта ситуация находится на грани заблуждения и сознательной подтасовки фактов. Но, в современной паранауке это — почти типичная ситуация. По этой причине возникают трудности и с независимой экспертизой паранаучного Знания. Так, к примеру, если один человек видит нечто своим внутренним зрением, а другой — не видит, то можно, например, сказать, что второй «не дорос до высокого духовного уровня первого» и на этом «экспертиза» закончится.
Всё это приводит к тому, что паранауку часто объявляют лженаукой, что неверно. Впрочем, возможно, миф о тождестве паранауки и лженауки культивируется сознательно, ибо выгоден кому-то. Объявление той или иной (пара)науки лженаукой может быть инструментом политтехнологии. Вспомним положение с генетикой и кибернетикой в середине XX в. в СССР…».

(Паранаука. Сайт www.club.itdrom.com.)

«Глава IV. Сознание и познание. § 23. Многообразие путей познания мира. Там, где кончается наука. Еще одним следствием существования вненаучного знания является появление время от времени таких направлений, которые получили обобщенное наименование «паранаука» (от лат. para — после, при), т.е. околонаучное знание. В отличие от здравого смысла, который неизменно стремится к ясности, однозначности, рецептурности (делай так-то и не делай того-то), паранаука грешит туманностью и загадочностью сведений, которыми она оперирует. Как часто приходится читать или слышать о неких загадочных, необъяснимых явлениях (неопознанных объектах, фантастических случаях исцеления неизлечимо больных, отвергнутых медицинской наукой и практикой, и т.д.). Нет сомнения, далеко не все тайны природы, общества, самого человека открыты, никто не возьмется утверждать, что наука проникла в самые далекие уголки мироздания. В силу ограниченности возможностей науки ответить на все без исключения вопросы всегда существует некое неисследованное пространство, проникнуть в которое стремится человек. Это пространство занимает паранаука, нередко используя сведения, не подтверждающиеся экспериментом, не вписывающиеся в принятые теории или просто противоречащие общепринятыми проверенным практикой научным знаниям.
Вероятно, было бы неверным считать, что все, что сегодня наука объяснить не может,
— это область паранауки. Конечно, возможны прорывы на отдельных участках познания, обгоняющие развитие теорий. Существуют достоверные факты, не вписывающиеся в сложившиеся научные системы. Но это не значит, что недобросовестное обращение с такими фактами дает право на отрицание их научной ценности. Подход к таким вопросам должен быть продуманным и объективным.
Паранаука отличается претензией на универсальность: часто найденные лекарства или методы лечения, далекие от традиционной медицины, сторонники паранауки спешат объявить универсальным средством от всех болезней. Нередко паранаука, претендуя на исключительность, прибегает к псевдонаучной терминологии, труднопереводимой и загадочной или бессмысленной. Например, утверждение, что «человек рождается со сферическим биополем», содержит больше вопросов, чем информации. Что такое сферическое биополе? Кто и как определил его сферичность? На какое расстояние оно распространяется? Если геометрически человек не точка, то значит ли это, что на разных участках тела биополе имеет разную толщину, чтобы оставаться сферой? Но паранаука не стремится к ответам на эти бесконечные вопросы, она безапелляционно использует подобную формулу, объясняя с ее помощью причины болезней или другие проблемы человека.
Для паранауки характерны также завышенные претензии на внимание к себе (это выглядит примерно так: «Я предложил новое лекарство от всех болезней, но фармацевтам объяснять этого небуду, поскольку они еще не доросли. Организуйте мне доклад перед президиумом Академии наук или выступление по телевидению на всю страну, иначе я слова не скажу»). Всякие предложения провести дополнительные экспертизы или проверки воспринимаются как оскорбление и недоверие. При этом паранаука нередко демонстрирует нетерпимость к науке традиционной, апеллирует не к профессионалам, а к массам, прессе и т.п. Хотя она иногда и способствует выдвижению новых научных проблем, для нее характерны уход от конкретных объяснений, стремление обойти те факты, которые не соответствуют или противоречат используемым ею методам».

(Обществознание. Профильный уровень. Учебник для
10 класса общеобразовательных учреждений. / Под ред.
Л.Н.Боголюбова, А.Ю.Лазебниковой, Н.М.Смирновой. 2007г.)

«Паранаука — 1) область человеческой деятельности, оперирующая научной терминологией, использующая авторитет официальной науки, но отвергающая традиционный научный метод; син.: антинаука, лженаука. 2) учение, исследующее пси-феномены, аномальные явления, не признаваемые официальной наукой; син.: нетрадиционное учение.
(В.П.Даниленко. Инволюция в науке: футурологические паранауки. (избранное из статьи)). Формулу инволюции в науке составляет переход «истина — ложь». Он означает переход науки в псевдонауку, антинауку. Последняя существует в двух формах — в форме паранауки (эзотерики) и квазинауки. Отличие паранауки состоит в степени приближенности к настоящей науке: паранаука находится от нее значительно дальше, чем квазинаука. Если мы переведем латинские приставки в этих словах на русский язык, то получим такие эквиваленты: паранаука — это околонаука, а квазинаука — будтонаука.
Паранаука (эзотерика) занимает положение между религией и наукой. От религии она берет веру в существование неких таинственных сил, постижение которых доступно, как правило, лишь редким людям. Эти силы постигаются ими мистическим (чудесным) образом. Таким же образом они устанавливают связь между той или иной конфигурацией небесных тел, например, и будущими событиями, между болезнями людей и их лечением посредством магии и т.д. Приобщение к искусству постижения таинственных сил, на которые она опирается, называют оккультизмом. Большинство эзотерических «наук» являются оккультными, поскольку овладеть ими способны лишь избранные, посвященные в их таинственный, мистический смысл. От науки же эзотерика берет материал, с которым она работает. В качестве этого материала выступает, в конечном счете, весь мир. Вот почему кажется естественным подойти к вопросу о классификации эзотерических «наук», исходя из вида материала, из которого исходит та или иная эзотерическая дисциплина, т.е. выделить в паранауке те же отрасли, которые мы выделяем и в науке, но с приставкой «пара». Мы будем в этом случае иметь дело с предметной классификацией паранаук и получим пять базовых паранаук — парафилософию, парафизику, парабиологию, парапсихологию и паракультурологию.
Теософию — в случае с предметной классификацией эзотерических «наук» — мы должны расценить как науку парафилософскую, поскольку она представляет собою мистическое познание божественной мудрости, которая распространяется на весь мир. Алхимию и астрологию мы должны включить в парафизику, поскольку их предметная область в какой-то мере совпадает с физическими науками — химией и астрономией. А такая наука, как хиромантия, очевидно, должна войти в состав парабиологии, если иметь в виду, что она производит гадание по руке — части живого организма. В свою очередь физиогномика и метопоскопия, по-видимому, должны быть включены в парапсихологию, поскольку по лицу и лбу они определяют психические особенности их хозяев. «Живая Этика», наконец, — пример паракультурологической «науки», поскольку нравственные императивы она согласовывает с эволюцией космоса, направляемой высшими, божественными силами.
Однако предметная классификация паранаук, на мой взгляд, имеет меньшую значимость по сравнению с их функциональной классификацией. Дело в том, что предметная область той или иной эзотерической дисциплины имеет в паранауке лишь вспомогательное значение по отношению к ее основным задачам — предсказательству, целительству, установлению контактов с духами и т.д. В выполнении этих задач и состоят главные функции эзотерических «наук». Исходя из четырех основных функций этих наук — футурологической (предсказывающей), когнитивной (познавательной), коммуникативной (общения) и прагматической (воздействующей) — мы можем предложить функциональную классификацию эзотерических наук, т.е. разделить их на четыре класса — футурологические, прагматические, когнитивные и коммуникативные. Исходя из доминантных функций тех или иных паранаук, к футурологическим паранаукам мы можем отнести астрологию, нумерологию и мантику, к когнитивным — физиогномику, метопоскопию и графологию, к коммуникативным — теософию, спиритизм, телепатию и оккультную конспиралогию, к прагматическим — алхимию, магию, экстрасенсорику и «Живую Этику»».

(Паранаука. Сайт www.bessmertie.org.)

«Древнегреческая приставка «пара-» означает «около, подле, возле»; соответственно паранаучные знания — это околонаучные знания. Понятие «паранаука» пересекается с понятием «квазинаука» («псевдонаука») и может быть определено как такое знание, которое, не являясь научным, тем не менее, выдает себя за научное. Специфику паранаучного знания можно определить через предмет, метод и язык.
Предмет паранаук — это паранаучные (паранормальные) феномены. Можно выделить несколько классов таких феноменов, взяв за критерий их отношение к науке: 1) оккультные явления (спиритизм, магия), которые находятся в оппозиции к научному знанию; 2) явления, не согласующиеся с современными научными теориями (при этом их существование не доказано и ставится под сомнение), но и не противоречащие науке как таковой (снежный человек, лохнесское чудовище, НЛО); 3) явления, существование которых не вызывает сомнений, но они не имеют научных объяснений (напр., йога, тибетская медицина и т.п.); 4) явления, существование которых ставится под сомнение, противоречит научным принципам и на основании которых создаются новые квазинаучные дисциплины (телекинез, телепатия, экстрасенсорика).
Метод паранаук определяется через отрицание экспериментального метода «нормальной» современной науки. Паранауки могут использовать наблюдения и спекулятивные построения, но в случае использования экспериментального метода терпят крах. Экспериментальный метод предполагает повторяемость и воспроизводимость опыта, а значит и его законосообразность и возможность эмпирического подтверждения или опровержения.
Язык паранаук характеризуется тремя чертами: 1) маскировкой символического (многозначного) употребления языка под однозначное, терминологическое (напр., использование многозначных алхимических символов как обозначений химических веществ или, наоборот, математических чисел как многозначных символов нумерологии, а звезд — как символов астрологии); 2) образованием квазинаучных «кентаврических» терминов (напр., психологическая энергия); 3) смешением эзотерического языка с неспециализированным и общеупотребительным языком массовой культуры (введение неологизмов, которые позволяют обыденному сознанию ощутить себя причастным тайному знанию, напр. биогравитационное поле).
Отношение науки к паранауке может строиться в соответствии с несколькими стратегиями: 1) разоблачение претензий паранаук на научность (на уровне решений Академии наук), 2) объяснение паранаучных явлений с помощью методов и языка науки, 3) социокультурная интерпретация самого паранаучного знания как определенной синкретической формы сознания, в которой объединены научное, мифологическое, религиозное и идеологическое сознание.
Если попытаться более точно развести понятия паранауки и квазинауки, то следует обратиться к истории их возникновения. В этом случае паранаука обнаруживает свои глубинные исторические корни и включает в себя такие типы знания, которые появились одновременно с современной экспериментальной наукой и являются альтернативными по отношению к ней (т.е. несоизмеримы, несоотносимы и несовместимы с ней, развиваются параллельно и не пересекаются с наукой). К паранаукам можно отнести, например, алхимию, астрологию, магию, которые основаны на символическом и мифологическом мышлении в противоположность понятийному. Квазинаука же будет включать в себя такие феномены, интерес к которым возникает как реакция на современную экспериментальную, точную и математизированную науку (т.е. не ранее XVII в.), несколько позже ее возникновения, а развитие квазинауки будет идти по линии, пересекающей линию развития науки как таковой и претендующей на ее замещение. К квазинаукам можно отнести, например, уфологию, которая использует научный тип мышления в ненаучных целях. Поэтому причина возникновения паранаук — историческое и культурное разнообразие форм рациональности и освоения мира человеком, а причина возникновения квазинаук — кризис научной рациональности, развитие антисциентистских тенденций в обществе, крах или расцвет тоталитарных идеологий, развитие массового потребительского общества с его спросом на неомифы и т.д. (Ю.Л.Халтурин)».

(Общие проблемы философии науки: Словарь для аспирантов и
соискателей. / Сост. и общ. ред. Н.В.Бряник; отв. ред. О.Н.Дьячкова.
Екатеринбург.2007г. Сайт www.science.logistics-gr.com.)

«Паранаука (от греч. около) — учение, притязающее на научный статус, но требованиям научности не отвечающее. Ниже перечислены признаки науки — по Холтону — в сравнении с признаками паранауки.
НАУКА:
высокий статус объективности
стремление к количественным фактам
интерсубъективный характер результатов
воспроизводимость
установка на доказательность
открытость для критики и дискуссии
ПАРАНАУКА:
низкий статус объективности
стремление к качественным фактам
личностный характер результатов
уникальность
вера
авторитет
В качестве примера к паранауке относят различные устаревшие научные концепции, такие как алхимия, астрология и пр., сыгравшие определённую историческую роль в развитии современной науки, народную медицину и другие «традиционные», но в определённой степени оппозиционные современной науке учения, cпортивные, семейные, кулинарные, трудовые и т.п. «науки», представляющие собой образцы систематизации практического опыта и прикладных знаний, но не соответствующие определению науки как таковой, также к паранауке относят Теологию.
Выше приведенное сравнение представляет идеальный взгляд на науку и паранауку. Действительная ситуация более сложна.
Понятие паранауки выражает то обстоятельство, что содержание самой науки неоднородно и некоторые из ее элементов могут не укладываться в идеалы научной рациональности, соответствующие доминирующей теоретической парадигме. Тогда название паранауки может получить новая и еще не завоевавшая авторитета теория (космонавтика К.Э.Циолковского в начале XX в. или гелиобиология А.Л.Чижевского в наши дни), которая со временем имеет шанс войти в сферу «нормальной науки». Такую теорию отличает отсутствие развитой теоретической схемы на фоне провозглашения новой научной картины мира, в результате чего теоретическая интерпретация эмпирического материала строится непосредственно на основе последней. Наряду с блестящими теоретическими гипотезами в подобной теории присутствуют опора на непроверенные факты и противоречивые логические построения, неразработанность вспомогательных теорий или практических приложений.
В 1970г. появились ситуационные исследования (case studies) — исследования конкретных ситуаций и эпизодов из истории науки, как правило, касающихся открытий, не получивших признания со стороны научного сообщества (ненаучных, паранаучных). <…>. Научные коммуникации разделяют на два форума: конститутивный — формальные коммуникации (такие, какими видятся научные дискуссии), и контиджентный — коммуникации, опирающиеся на случайные обстоятельства. Социологи говорят, что роль последнего велика.
Отношения между наукой и паранаукой должны быть более терпимы. Границы со временем претерпевают изменения. Например, долгое время лидировал критерий непротиворечивости. В 1931г. австрийский математик Курт Гёдель сформулировал теорему о неполноте: в любой достаточно богатой теории существуют утверждения, которые не могут быть доказаны или опровергнуты средствами теории. Тарский и ещё один учёный указали на ограниченность теоремы о неполноте. В физике критерием является эмпирическое обоснование. Но почему верх одержала гелиоцентрическая теория? Возможно, потому, что она оказалась проще, лучше отвечала веяниям Нового Времени. Подобное неэмпирическое объяснение даёт Эйнштейн: «моя теория проще, чем теория эфира Лоренца».

(Наука и паранаука: их особенности и специфика взаимоотношений.
Лекционные материалы для подготовки к экзаменам. Сайт www.lects.ru.)

«Современная постнеклассическая наука отличается целым рядом особенностей, о которых шла речь выше. Она находится в состоянии поиска новых мировоззренческих ориентиров, направленных на целостное обобщение имеющихся многообразных областей знания, что должно способствовать созданию единой общенаучной картины мира. Эта новая картина мира должна включать в себя разные объяснения многообразных явлений мира, в том числе и паранаучные. Приставка «пара» означает отклонение от смысла и значения того слова, к которому она присоединяется. К примеру, существует наука физика, занимающаяся различными явлениями и процессами, происходящими в природе, и парафизика как представление о скрытых силах в природе, которые считается возможным использовать в практических целях. Если физика занимается выявлением закономерных связей, процессов и явлений, существующих в природе, используя приборы и другие формы и методы исследования, то в парафизике скрытые силы вызываются специфическими методами: заклинаниями, магическими ритуалами, воздействием сознания человека на природный объект.
К паранаучным феноменам относят алхимию, астрологию, уфологию, парапсихологию или психофизику и др. В сфере психофизики сегодня работает много ученых различных специальностей. К данной сфере исследований относят ряд таких паранормальных явлений, как различные виды экстрасенсорики: телепатию, психо- и телекинез, восприятие экранизированных или удаленных в пространстве и во времени предметов или событий, способность воздействовать на весомые тела, находящиеся вне сферы нашей моторной деятельности при помощи мыслей, психики. Сюда же относятся левитация (нейтрализация поля тяготения), полтергейст (в переводе с нем. «возня духов», в нашем простонародье «барабашка»).
Психофизика выросла из парапсихологии — направления деятельности ученых, исследующих способности человека, необъяснимые с точки зрения существующих научных гипотез. История парапсихологии восходит к древнейшим временам и окутана мистической тайной. Возрождение интереса к ней началось сравнительно недавно, когда психология стала превращаться в экспериментальную науку. <…>.
И еще одно объяснение обозначенных феноменов — спинторсионные поля. Это поля кручения, вращения и квантовые поля (помимо искривленных полей Эйнштейна). Интересен в данном подходе вывод о том, что на уровне вакуума физическое и психическое совпадают.
Что, прежде всего, бросается в глаза, когда знакомишься с научными объяснениями паранормальных явлений? Во-первых, здесь мы видим стремление объяснить необъяснимое с материалистических позиций, а потому — и это, во-вторых, — можно говорить о редукционизме — сведении психических свойств к физическим. Явления сознания, психики, т.е. духовного свойства, сводятся в данном подходе и объясняются с точки зрения физических, химических, биологических, физиологических явлений.
Правомерно поставить вопрос: что же тогда такое эти явления, эпифеномены психического, физического и т.д.? Имеются и другие, более гибкие и осторожные, подходы к исследованию феноменов психофизики. Так, доктор технических наук И.М.Коган предлагает выделить три уровня объяснения психофизических явлений: уровень физических моделей, на котором уже реально выявлены физические характеристики психических явлений; уровень математических моделей, при котором дается чисто теоретическое объяснение с помощью гипотез, и такой уровень психофизических феноменов, при котором невозможно объяснение с точки зрения сложившихся теорий. К этому уровню принадлежат нетрадиционные физические концепции микролептонного эфира, вакуума, нелокальности, опережающих волн. Сюда же относится и идея «панкосмизма», рассматривающая всю Вселенную как единое целое во взаимосвязи и взаимодействии живого и неживого, составляющее единый космический процесс.
Однако И.М.Коган указывает в своих исследованиях и публикациях и на то, что психофизические феномены могут иметь принципиально нефизическую сущность, поскольку они проявляются в чувственной, эмоциональной, интуитивной сферах, а потому рассудочное их объяснение ничего не дает. Психофизические явления индивидуальны, а потому подводить их под общие рассуждения, опирающиеся на общие законы, вряд ли правомерно. <…>.
Тем не менее, изучение этих способностей, их популяризация, сотрудничество представителей разных наук — психологии, медицины, физики, гуманитарных дисциплин, необходимы для того, чтобы хотя бы приоткрыть еще одну тайну человеческого бытия».

(Наука и паранаука. Научно-информационный
журнал «Биофайл». Сайт www.biofile.ru.)

«В жизни каждого бывает момент, когда он впервые сталкивается с чем-то удивительно-замечательным. Иногда, читая книгу, но, бывает, и в жизни непосредственно вдруг ошеломляет чудо.
Это происходит не слишком рано, а когда среди игр-протестов против ранее навязываемых порядков, почти по-взрослому, все чаще возникают неожиданные свои или услышанные мысли о других возможных порядках, пока беспомощные и эпизодические. Изредка такая мысль настолько поражает необычностью, что хочется запомнить, чтобы учитывать на будущее.
Такие эпизоды воспринимаются поначалу очень личностно, сокровенно так, что ребенок даже не всегда решается высказать другим, боясь непонимания и насмешек. Но сказать очень хочется. Рано или поздно находятся формы для выражения: иногда — художественное творчество, иногда — увлеченность исследованиями, иногда — религия.
И вдруг… в жизнь врывается нечто гораздо более завораживающее, такое, что сам придумать точно не мог, ослепляющее новизной, сулящее таинственно заманчивые возможности. И, замирая, понимаешь, что коснулся чего-то очень большого, давно поджидающего и открывающего бесконечно интересный иной мир.
Если ребенок впервые столкнулся с уже давно развиваемой в культуре сокровенной идеей в форме поражающего воображения чуда, то это может произвести на него потрясающее впечатление и овладеть им настолько, что станет постоянным контекстом его мыслей, поисков и поведения — доминантой. Затем интерес может исчерпаться и все забыться как сон, или найдется еще более интересное направление, или интерес становится все более верным предмету до конца. Почти каждый в той или иной степени заинтригованности сталкивается с немалым количеством таких идей в культуре и сложно предсказать, какие из них какое окажут на него влияние.
В развитии человек проходит качественно различающиеся по задачам адаптации стадии: 1. Период доверчивого обучения (беспрекословное перенимание правил поведения), 2. Игровой период (развивает личное отношение к ранее воспринятым авторитарным правилам и личный стиль коммуникабельности, 3. Период активного познания, который перекрывает физиологический период половой зрелости. В этот последний, примерно с 10-13 и до 25-35 лет, формируются навыки творческого поиска и общее мировоззрение, которое определяет понимание всего в жизни.
Эффект формирования субъективных представлений таков, что те идеи, которые в 14 лет можно посчитать гениальными, в 30 — кажутся наивными. То, что изрекает 14-летний с напористой уверенностью, свойственной еще периоду игрового преступления авторитетов, вызывает снисходительную улыбку у 30-летнего.
Очень интересно бывает читать свои собственные записи, сделанные много лет назад. Иногда кажется, что писал — совершенно другой человек. Это и в самом деле был другой человек. Возникающие идеи, мечты, призрачные миры, порождаемые фантазией и раздуваемые как огонь естественными половыми особенностями этого возраста, кажутся самым заманчивым, желанным и не заменимым из всего вообразимого, без чего нет смысла и целей (смысл — личная значимость, мечты — отложенные цели).
Вот только горизонт вообразимого пока еще очень мал, и человек просто не представляет, что может существовать куда как более сложное, интересное и величественное. И так наивно сомневаться, что такое есть, что существует то, что покажется намного более значительным, интересным и увлекательным, если только суметь развиться до соответствующего уровня понимания. И детские сказки уже не будут казаться такими заманчивыми и незаменимыми. А дальше все может пойти очень по-разному. Кому-то повезет, и он сумеет доразвиться до понимания более величественного. Отрезвляющая мысль: «все, я взрослый», похоже, на физиологическом уровне способствует ограничению и даже полному окончанию последнего критического периода развития, когда слои мозга третичных зон перестают обновляться за счет созревания новых нейронов-распознавателей. После этого человек становится консервативен и затруднен в познании новых для него качеств в восприятии явлений.
Мистика, в понимании ее сущности (субъективные фантазии вплоть до отчетливых признаков творческого развития), всегда предшествует субъективному нахождению объективной истины (субъективному предположению, соответствующему объективной реальности, в отличие от лжи), но вовсе не всегда приходит к такому предположению. Она часто остается на уровне так и не определенной и не сопоставленной с реальностью на опыте — на уровне субъективной истины, но при этом уверенность в истинности (в том, что это, в самом деле, соответствует реальности) может быть даже выше, чем уверенность при практической проверке реальностью, вплоть до предельно возможного уровня — веры».

(Невыразимое очарование сокровенного или
период активного познания. Сайт www.scorcher.ru )

«Паранаука (др. греч. около), квазинаука — группа концепций и учений идейно-гипотетического, теоретического и псевдотеоретического характера, стремящихся к применению научной методологии к предметам ненаучного и вненаучного характера (в том числе к так называемым «паранормальным явлениям»). Наиболее ярким примером является парапсихология, стремящаяся к распространению психологической методологии в исследованиях на свой специфический предмет — неординарные, подчас невоспроизводимые, психические явления. Паранаучное знание возникает как альтернатива, дополнение к существующим видам научного знания, не соответствует критериям построения и обоснования научных теорий и не способно дать рациональное толкование изучаемых фактов. Аксиологически и идеологически паранаучные концепции нередко связаны с течениями антисциентической направленности. Ввиду важности понятия, обсуждение феномена паранауки входит в курсы истории и философии науки. Содержание понятия отличается от содержания термина «псевдонаука», обозначающего в обобщённой форме ненаучные концепции и учения, позиционируемые или воспринимаемые в качестве научных. Зачастую в рамках псевдонауки происходит явное и открытое отрицание собственно научного подхода к предмету паранауки.
По определению доктора философских наук В.А.Кувакина: «Термин «паранаука» относится к утверждениям или теориям, которые в большей или меньшей степени отклоняются от стандартов науки и содержат в себе как существенно ошибочные, так и, возможно, истинные положения. «Пара» (от греческого par? — возле, мимо, вне) как часть сложных слов означает находящееся рядом, отклоняющееся от нормы или нарушающее что-либо. Близость по смыслу понятий «квазинаука» и «паранаука» позволяет использовать их как синонимы».
М.Манер (Martin Mahner) предложил именовать паранаукой все виды ненаучной деятельности, не являющиеся псевдонаучными.
Культурно-историческая классификация паранаучных концепций. Принято выделять различные типы паранаучных концепций, специфицирующиеся принадлежностью к тому или иному культурно-историческому контексту своего возникновения:
— древнейшие учения медицинского, алхимического, астрологического, гадательного (дивинация) и пр. характера, имевшие распространение в Древнейших Египте, Вавилоне, Индии и Китае;
— древние учения аналогичного типа, свойственные для Античной Греции и Античного Рима (например, герметизм, мантика, некромантия и нумерология);
— неортодоксальные средневековые учения (такие как Каббала, Алхимия);
— церковные средневековые учения (демонология, учение об аде, экзорцизм, арифмомантия);
— эволюционно восходящие к средневековым учения Эпохи Возрождения, Нового и Новейшего Времени (дополняясь такими направлениями, как физиогномика, хиромантия и спиритизм);
— некоторые побочные разработки учёных позднего времени, лишённые собственного научного характера (например, опыты по телепатии В. М. Бехтерева или по достижению бессмертия через переливание крови А.А.Богданова).
Разнообразие современного контекста. В современной практике термин «паранаука» применяется в разнообразных контекстах:
— по отношению к новым, ещё не завоевавшим авторитета теориям, не соответствующим доминирующей теоретической парадигме (Примеры таких теорий, как космонавтика Циолковского или теория дрейфа материков Вегенера свидетельствуют, что некоторые паранауки со временем имеют шанс войти в сферу «нормальной» науки.
— по отношению к комплексу практического познания мира, для которого не обязателен идеал научной рациональности. Например, «народные науки» — народная медицина, народная архитектура, народная педагогика, народная метеорология и т.д., или современные прикладные руководства по различной тематике — «семейные науки», «кулинарные науки» и др. Эти дисциплины учат полезным знаниям и навыкам, но не содержат системы идеальных объектов, процедур научного объяснения и предсказания и потому не поднимаются выше систематизированного и дидактически оформленного опыта.
— по отношению к концепциям и учениям, преувеличивающим роль определенных природных закономерностей или постулирующим существование особых, неизвестных науке или сверхъестественных сущностей, явлений и сил. Например, парапсихология, уфология, «оккультные науки» — алхимия, астрология, френология, геомантия, хиромантия, физиогномика, толкование сновидений и т.д.
К паранаукам обычно не относят те разделы некоторых наук, в которых изучаются методы, средства и практики, находящиеся вне основного содержания данной науки. Например, паралингвистика — раздел языкознания, изучающий неязыковые средства в составе речевого сообщения; парамедицина — раздел медицины, изучающий методы оказания доврачебной медицинской помощи».

(Википедия. Свободная Энциклопедия.)

«Наука — это, во-первых, результат деятельности рациональной сферы сознания; во-вторых, наука это объективный тип сознания, опирающийся в существенной степени на внешний опыт; в-третьих, наука в равной степени относится как к познавательной, так и к оценочной сфере рационального сознания. Цель науки — построение мысленных моделей предметов и их оценка на основе внешнего опыта. Рациональное знание более широкое понятие, чем научное знание. Хотя всякое научное знание рационально, не всякое рациональное знание научно. Существует четыре типа научной рациональности: соответствующих четырем классам наук. К всеобщим характеристикам понятия наука, наряду с определением науки как рационально-предметного вида познания, относится также выделение в ней трех ее основных аспектов: наука как специфический тип знания, наука как особый вид деятельности, наука как особый социальный институт. Все аспекты связаны между собой и только в своем единстве позволяют достаточно полно и адекватно описать функционирование реальной науки как целого.
Формы ненаучного знания: ненаучное; донаучное; паранаучное; лженаучное; квазинаучное; антинаучное; псевдонаучное.
Паранаука (лат. около) — собирательное название идейно-теоретических концепций и учений, характеризующихся антисциентистской направленностью. Ввиду важности понятия обсуждение феномена паранауки входит в курсы истории и философии науки. Содержание понятия несколько отличается от понятия псевдонаука. Паранаучные представления бытуют не только у менее просвещенной части общества, но и в среде его культурной элиты. Той самой, которая занята производством классических ценностей науки и искусства. Это говорит о том, что возникновение и существование псевдонауки, как феномена культуры, нельзя объяснить исключительно доступностью и привлекательностью предмета, причины этого более глубоки и разнообразны.
Паранаука — это знание, которое стремится принять научную форму, но утверждает, что паранаука имеет преимущество перед наукой. Во-первых, паранаука изучает другие формы реальности. Объектом является другая онтология (наука о бытие). Во-вторых, паранаука утверждает, что существуют способы познания этих фундаментальных глубоких связей. В третьих, паранаука — это когда познанные знания можно использовать в интересах человека.
Мировоззренческие установки сциентизма и антисциентизма:
Сциентизм:
— научное знание — наивысшая культурная ценность и определяющий фактор ориентации человека в мире;
— идеалом научного знания выступает математическое естествознание;
— отрицание других форм культуры.
Антисциентизм:
— допускается многообразие форм культуры и признание их значимости для человека;
— критическое отношение к науке, признание противоречивого характера её развития;
— отрицание науки (как крайняя форма).
Существует четыре направления паранауки: Герметизм — очень закрытое, напоминает сектантство; Кабала; Оккультизм, Магия — этому можно научиться; Спиризм — постижения знания в несуществующем мире.
Понятие паранауки сформулировано в рамках философии и социологии науки и фиксирует ряд результатов рефлексии о природе науки и ее взаимодействии с окружением, в частности стремление провести демаркационную линию между наукой и иными типами знания.
В понятии паранауки отражается то обстоятельство, что содержание самой науки неоднородно и некоторые из ее элементов могут не укладываться в идеалы научной рациональности, соответствующие доминирующей теоретической парадигме. Тогда название паранауки может получить новая и еще не завоевавшая авторитета теория, которая со временем имеет шанс войти в сферу «нормальной науки». Ее отличает отсутствие развитой теоретической схемы на фоне провозглашения новой научной картины мира, в результате чего теоретическая интерпретация эмпирического материала строится непосредственно на основе последней. Наряду с блестящими теоретическими гипотезами в ней присутствует опора на непроверенные факты, противоречивость логических построений, неразработанность вспомогательных теорий или практических приложений. Название паранауки нередко получают и устаревшие, деградировавшие научные теории, не учитывающие многочисленных опровержений и новых научных данных. В подобных случаях паранаука тождественна понятиям «альтернативной» или «девиантной» наук. <…>.
Самостоятельный тип паранаук представляют собой «оккультные науки» (алхимия, астрология, уфология, эзотеризм, френология, геомантия, хиромантия, физиогномика, толкование сновидений). В каждой из них существует свое теоретико-подобное учение, основанное на вере в сверхъестественное, и выдвигаются амбициозные претензии на чрезвычайную эффективность практических приложений. «Оккультные науки» опираются на натурфилософские теории и древние мифы, народный опыт и некоторые научные факты и методы, направляя все это синкретическое единство на то, чтобы «предсказывать судьбу» и способствовать ее оптимальному развертыванию. Деятели таких наук создают академии и университеты, присуждают и получают ученые степени и звания, открывают журналы, тщательно имитируя структуру науки и научного образования, и в то же время критикуют науку за догматизм и сциентизм».

(Наука и паранаука. Сайт www.allendy.ru.)

«Положения, выносимые на защиту:
1. Псевдонаука — преимущественно когнитивное, а не социальное явление, поскольку она имеет эвристический потенциал, глубокие корни в структуре знания, в том числе научного.
2. Для классификации околонаучных терминов наиболее фундаментальны критерии претензий на научность или истинность, которые позволяют отделить псевдонауку от лженауки (путем анализа соотношения истинности и научности), а основные термины классификации — паранаука, псевдонаука и лженаука. Другие критерии (по предмету исследования, методам) вторичны.
3. Важнейшим признаком псевдонауки является наличие девиантных по отношению к науке доктрин, которые представляют собой теоретические интерпретации фактов, конфликтующие с другими обоснованными доктринами. Псевдонаука сильно укоренена в научном познании, так как подобная структура свойственна и самому научному знанию, в частности, гипотезам.
4. Противоречивость псевдонауки обусловлена неопределенностью феномена знания, разнообразием идеалов научности и разностью понимания науки и научности в разных странах. Конфликты, представляемые как борьба науки и ненауки, часто носили внутринаучный характер и были связаны с несхожестью идеалов научности, методологии.
5. Наиболее важными когнитивными предпосылками псевдонауки являются плюралистичность знания и разнообразие идеалов научного знания. Важнейшая социальная предпосылка псевдонауки — зависимость признания научности от социума, социального признания. <…>
2. Основное содержание работы. <…>. В третьем параграфе «Структурирование околонаучного знания» исследуются термины, относящиеся к околонаучному знанию, случаи сращивания вненаучных и псевдонаучных идей, а также конкуренция разных классификаций околонаучного знания. <…>. Как наиболее обоснованные выделяются понятия паранауки, псевдонауки, лженауки, антинауки, квазинауки. Этимологически приставки квази-, псевдо- и лже- на латинском, греческом и русском соответственно синонимичны. Поэтому эти термины эквивалентны и неправильно ставить одно над другим; термин же «паранаука» этимологически имеет более общий смысл «околонаука» и не может быть синонимом псевдо- или лженауки. Нельзя считать синонимами и понятия псевдонаука и лженаука, так как в их определениях как синонимы приводятся ложное, неистинное (как неправильное) и неподлинное (как мнимое, кажущееся) — в контексте теории познания это далеко не одно и тоже. Неистинное и неподлинное обозначают разное отношение объекта к истине и не эквивалентны.
В четвертом параграфе «Анализ терминов: паранаука, антинаука, квазинаука, анормальное знание» исследован смысл и фактическое словоупотребление терминов паранаука, псевдонаука, антинаука, квазинаука, лженаука, анормальное знание. Показывается, что этимологический смысл термина паранаука – «возле, мимо, вне» чаще совпадает с фактическим употреблением — околонаучное знание, однако бывают и случаи иного употребления (Л.Н.Медведев, Д.Холтон). Всё же этимологически (и фактически) более правильно говорить о паранауке как собирательном термине, более общем по отношению к псевдо-, лже-, народной науке и другим формам околонаучного знания. <…>.
В пятом параграфе «Псевдонаука и лженаука» исследуются самые важные для диссертации термины — псевдонаука и лженаука. Проведенный анализ терминов позволяет утверждать, что эти термины различны и выражают разное отношение: отношение к научности (псевдонаука как ненаучное) и истинности (лженаука как неистинное). Указана неправильность некоторых определений, которая заключается в соединении этих терминов или утверждениях, что оба термина обозначают ложное знание, фальсифицированную науку. Правильнее различать лженауку и псевдонауку и понимать под лженаукой только воспроизведение заведомо ложного, повторение ошибок, а под псевдонаукой ненаучные, но не обязательно неистинные феномены, теории.
Приводятся более шести определений термина лженауки, отмечается, что именно заведомую ложность выдвигаемых теорий можно считать наиболее существенным признаком лженауки, в отличие от акцента на личности лжеученого или методах исследования. На примере статьи С.Н.Савинова показана неправильность определения лженауки как непроверенного знания, апелляций к современной официальной науке как критерию истины, рассмотрения религии и философии как лженаук.
При анализе определений псевдонауки рассматривается более десяти вариантов определения. Наиболее подробно рассматривается подход С.Хэнссона. <…>.
Анализ определений псевонауки позволяет говорить о том, что псевдонаука:
— когнитивное явление, связанное с познанием и, в первую очередь, с научным познанием;
— не является априорно ложной и отлична от лженауки, т.к. её оценка неоднозначна;
— не произвольные измышления, а иная интерпретация фактов;
— имеет когнитивный потенциал и схожа с научными гипотезами. <…>.
По итогам работы можно утверждать, что:
— псевдонаука – преимущественно когнитивное, а не социальное явление;
— в исследованиях псевдонауки необходимо различать принципиально вненаучные идеи и околонаучные;
— многообразие и неопределенность идеалов научности является одной из фундаментальных когнитивных предпосылок псевдонауки;
— наиболее фундаментальные термины: паранаука, псевдонаука и лженаука;
— часто конфликты, представляемые как борьба науки и ненауки, носили внутринаучный характер;
— социальное признание научности часто замещает когнитивное признание, легитимируя научный статус областей знания.
Как перспективные «точки роста» отмечены дальнейшее исследование соотношения разных видов околонаучного знания, уточнение как терминов псевдонаука и лженаука, так и их соотношения с другими видами околонаучного знания. Кроме того, важным нужно признать исследование изменения традиционных, классических идеалов научности (которые, возможно, приведут, как это уже предсказывает ряд авторов, к формированию нового идеала научности). Развитие междисциплинарных исследований, успешность и неудачи процессов редукционизма между идеалами научности, изменения в разграничении наук и классификациях ученых — важные объекты для философского анализа».

(Конопкин А.М. (к.ф.н.). Когнитивные и социальные предпосылки
псевдонауки. Диссертация. Самара. 2010г. Сайт www.liveukr.ru.)

«Паранаука (от греч. para — около, возле, при, вне) — термин, обозначающий многообразие сопутствующих науке идейно-теоретических учений и течений, существующих за ее пределами, но связанных с нею определенной общностью проблематики или методологии.
Понятие «Паранаука» сформулировано в рамках философии и социологии науки и фиксирует ряд результатов рефлексии о природе науки и ее взаимодействии с окружением, в частности стремление провести демаркационную линию между наукой и иными типами знания.
Во-первых, понятие «Паранаука» выражает то обстоятельство, что содержание самой науки неоднородно и некоторые из ее элементов могут не укладываться в идеалы научной рациональности, соответствующие доминирующей теоретической парадигме. Тогда название Паранауки может получить новая и еще не завоевавшая авторитета теория (космонавтика К.Э.Циолковского в начале XX в. или гелиобиология А.Л.Чижевского в наши дни), которая со временем имеет шанс войти в сферу «нормальной науки» (Т.Кун). Такую теорию отличает отсутствие развитой теоретической схемы на фоне провозглашения новой научной картины мира, в результате чего теоретическая интерпретация эмпирического материала строится непосредственно на основе последней. Наряду с блестящими теоретическими гипотезами в подобной теории присутствуют опора на непроверенные факты и противоречивые логические построения, неразработанность вспомогательных теорий или практических приложений. Название Паранауки нередко получают и устаревшие, деградировавшие научные теории, не учитывающие многочисленных опровержений и новых научных данных. Их сторонники продолжают строить вечные двигатели, истолковывать таблицу химических элементов в рамках гипотезы У.Праута, искать квадратуру круга или детерминистскую интерпретацию квантовой механики. В подобных случаях Паранаука тождественна понятиям «альтернативной» или «девиантной» науки.
Во-вторых, понятие «Паранаука» фиксирует то, что идеалы научной рациональности не обязательны также и для целого ряда иных видов познания (практического и практически-духовного освоения мира, в частности). Оппозиционные науке практические традиции нередко выступают в форме «народных наук» («органическая агрикультура» Р.Штейнера, народная медицина, народная архитектура, народная педагогика, народная метеорология и синоптика и пр.). «Народные науки» обычно опираются на организмически-мифическую картину мира и представляют собой концентрированные выражения практического и обыденного опыта, приспособленные к традиционным условиям жизни. Их ценность определяется тем, насколько традиционные обычаи и знания применимы за пределами данных традиций. «Народные науки» могут органически дополнять науку и технологию или даже заменять их при определенных обстоятельствах (народная медицина в эпоху «культурной революции» в Китае). Нередко они содержат знания, дающие позитивный импульс развитию науки и техники (форма поморского коча была использована при проектировании первых ледоколов). Превознесение результатов «народной науки» приводит к ее деградации (противопоставление мичуринской опытной селекции научной генетике).
В последнем случае велик шанс превращения «народной науки» в псевдонауку. В США, к примеру, широко распространено присвоение имени «наука» (science) всякой системе знания, оформленной в школьную или университетскую специальность. Возникает широкий спектр «сельскохозяйственных наук», «семейных наук», «кулинарных наук», «музыкальных наук», «спортивных наук» и пр. Эти дисциплины учат полезным знаниям и навыкам, но не содержат системы идеальных объектов, процедур научного объяснения и предсказания и потому не поднимаются выше систематизированного и дидактически оформленного опыта, оставаясь прикладными руководствами по различной тематике. Другой вид псевдонаук представляет собой околонаучную публицистику, спекулирующую на тематике, имеющей громкое общественное звучание или, напротив, таинственной. Такова «уфология», или «наука об НЛО» (UFO — англ. аббревиатура «неопознанных летающих объектов»), содержащая фантастические гипотезы и массу малодостоверных фактов. Аналогична ей и «теория мировых катастроф» американского психиатра И.Великовского, претендующая на объяснение явлений природы, описанных в Ветхом Завете. Здесь и исследования паранормальных феноменов (парапсихология, теория биоритмов, биоэнергетика и т.п.), постулирующие существование особых, неизвестных науке субстанций и природных сил или преувеличивающие роль определенных природных закономерностей.
Самостоятельный тип Паранаук представляют собой «оккультные науки» (алхимия, астрология, френология, геомантия, хиромантия, физиогномика, толкование сновидений). Это в той или иной мере теоретикоподобные учения, основанные на вере в сверхъестественное и отличающиеся выраженными претензиями на эффективность своих практических приложений. «Оккультные науки» опираются на натурфилософские теории и другие мифы, народный опыт и некоторые научные факты и методы, направляя все это синкретическое единство на то, чтобы предсказывать судьбу и способствовать ее оптимальному развертыванию. Этому призваны служить поиск «жизненного эликсира» или составление гороскопа, прослеживание «линий судьбы» по руке или прогноз, исходящий из символики сновидений. Современные шаманы создают академии и университеты, присуждают и получают ученые степени и звания, открывают специальные журналы, тщательно имитируя структуру науки и научного образования, и в то же время критикуют науку за догматизм и сциентизм.
Именно для последнего типа Паранаук характерно выдвижение неоправданных претензий на статус науки в целях обеспечения себе более благоприятных социальных условий. Паранауки нередко связаны с самыми разными оппозиционными или маргинальными общественными движениями, политическим радикализмом, крайним экологизмом, агрессивным феминизмом. Адепты и сторонники таких Паранаук избегают присущей науке самокритики, культивируют фанатизм, сектантство, идеологическую пропаганду, популистскую риторику, не чужды стремления к политической власти или влиянию.
Задача Паранауки не только в том, чтобы удовлетворять духовные потребности невежественных людей. Паранаука в ее современном виде — естественный спутник и вызов науке в условиях демократического общественного устройства, когда наука вынуждена вести диалог с другими социокультурными системами и не может окончательно устранить оппонентов. Это способствует формированию более широкого мировоззрения, развитию критического мышления и активной социальной позиции ученых по пропаганде науки и техники. (И.Т.Касавин)».

(Философия: Энциклопедический словарь. / Под ред.А.А.Ивина. М. Гардарики. 2004г.)
(Новая философская энциклопедия. В 4 т. / Под ред. В.С.Стёпина. М. Мысль. 2001г.)
(Энциклопедия эпистемологии и философии науки. / Под ред. И.Т.Касавина. М. Канон+. 2009г.)

«Резюме: В докладе я защищаю три главных тезиса:
1. Идеал научности в настоящее время претерпевает наиболее существенные изменения за всю историю своего существования.
2. Современному распространению паранаук объективно способствовали, по крайней мере, три обстоятельства, порожденные самой «хорошей» наукой:
а) переходный этап к новому идеалу научности, который характеризуется известной неопределенностью;
б) гиперкритицизм современной теории науки, начавшийся с борьбы неопозитивистов за «чистоту» науки;
в) определенные черты внешнего сходства паранаук с новым, еще формирующимся идеалом научности.
3. Спор между наукой и паранаукой не есть вопрос критериев, прежде всего это вопрос мировоззренческого выбора.
Определение. Под «идеалом научности» я понимаю систему познавательных ценностей и норм, интерпретация которых зависит от широкого социокультурного контекста. Это нормы объяснения и описания знания, его обоснованности и доказательности, структуры и организации. Однако все эти нормы имеют определенную социокультурную нагруженность.
Структура идеала. Структура идеала может быть представлена в виде пирамиды ценностей и норм. Иерархическая структура получила отчетливое выражение у И.Канта. Он делал различия между «наукой» и «наукой в собственном смысле». «Всякое учение, — писал Кант, — если оно есть система, т.е. некоторая совокупность познания, упорядоченного согласно принципам, называется наукой». С другой стороны, Кант утверждал, что «в любом частном учении о природе можно найти науки в собственном смысле лишь столько, сколько имеется в ней математики».
По поводу вершины пирамиды существует относительное единство взглядов. Несмотря на усиление релятивистских тенденций, преобладающим является представление о том, что истинность является наиболее сильным регулятивом научного познания.
Основание пирамиды составляют универсальные нормы, значимые для всех областей научного познания во все исторические периоды. Различные авторы дают сходные, хотя и не во всем совпадающие списки таких универсальных критериев. <…>.
Поиски новых образцов научности еще далеко не завершены. Однако и здесь заметны ведущие тенденции. В реальном научном познании сегодня происходят изменения, в русле которых идет и теоретико-научное мышление. Современная наука переходит все больше к междисциплинарным исследованиям. Изменяется и характер решаемых современной наукой проблем: возрастает их сложность и социально-практическая значимость. Комплексные междисциплинарные исследования (например, социальная экология) чаще всего и выдвигаются в качестве нового образца научности.
Что такое паранаука? Под паранаукой обычно понимают учение, которое притязает на научный статус, однако этим претензиям не соответствует, не удовлетворяет требованиям научности, не укладывается в принятые наукой стандарты. Такое определение кажется интуитивно ясным. Однако после проведенного нами анализа возникает естественный вопрос: о каких, собственно, стандартах научности должна идти речь в данном случае? Идет ли речь об универсальных требованиях научности (понятие «наука») или более сильных («наука в собственном смысле»)? Если последние, то какие именно стандарты, идеалы должны применяться? Почему именно эти, а не иные?
Постановка таких вопросов уже размывает первоначально казавшееся интуитивно ясным определение паранауки. Попытка же ответа на них приводит к еще более серьезным проблемам и парадоксам. Попробуем, например, применить кантовский критерий демаркации «науки»: системность, упорядоченность знания согласно принципам. В соответствии с этим критерием, фактически все, что обычно третируется как псевдонаука (астрология, алхимия и пр.) должно приобрести научный статус.
Попытки применить более сильные критерии также не приводят к желанной ясности. Обратимся еще раз к непротиворечивости. Выявление внутренних противоречий паранаучных дисциплин является важным и интересным направлением их критического анализа. По отношению к астрологии весьма серьезную работу такого рода проделал, например, Б.Каничайдер. Казалось бы, мощная, развернутая критика «изнутри» могла иметь убийственные последствия для астрологии. Однако подобных последствий совершенно не обнаруживается. Сторонники астрологии не без внешнего успеха разрешают многие из этих внутренних противоречий. Кроме того, опираясь на наш предшествующий анализ идеалов научности, можно добавить, что критерий внутренней непротиворечивости не является решающим для учений типа астрологии. Они не претендуют, на мой взгляд, на статус логико-математических, структурных дисциплин. Физикалистский идеал, к которому по внешней видимости устремлена астрология, также, конечно предполагает отсутствие внутренних противоречий. Однако в области эмпирических учений это требование действует в ослабленном виде. Противоречия в теории могут быть точно выявлены посредством формального анализа ее структуры, при том условии, если она достаточно строго построена. Известно, однако, что далеко не все признанные естественно научные теории построены достаточно строго и тем более формализованы. Почему же требования повышенной строгости должны применяться к учениям типа астрологии? <…>.
Много усилий, причем отнюдь не безуспешных, было потрачено на то, чтобы доказать ее не-естественно научный характер. В качестве основного результата такой критики самые убежденные противника астрологии делают вывод: «не наука, — возможно, помощь для жизни». Но если это главное, то, может, и следовало бы взглянуть на астрологию как на социально-гуманитарную дисциплину и оценивать ее по соответствующим стандартам? Что же касается естественно научных притязаний астрологии, на чем активно настаивают сами астрологи, то их можно рассматривать лишь как часть социально-психологического инструментария, особенно необходимого в условиях высокого авторитета математики и естественных наук. <…>.
В качестве заключительного аккорда обострения проблемы демаркации между наукой и паранаукой укажу еще на одну трудность, которую Г.Фоллмер назвал «проблемой археоптерикса». Эта древняя птица найдена всего лишь в шести экземплярах. Эволюционные биологи могут сказать, что эта птица является переходной формой, существовала относительно недолго, была распространена не на всей Земле, прочие ее останки, возможно, находятся под океаном или в горах. Объяснение биологов разумно. Но если объяснения такого рода допустимы как общая стратегия, то уфолог, парапсихолог также может сказать примерно следующее: «Феномены, о которых я сообщаю, являются редкими. Если я их обнаружу, будет большой успех. Если нет, то это также объяснимо, более того это соответствует природе самих феноменов». Если такая стратегия допустима для эволюционной биологии, то почему ее не могут использовать паранауки?
Известно, что на демократическом пути развития, демократия может дойти до самоубийства. Быть может, в современной теории науки мы имеем дело с аналогичным процессом? Быть может, именно гиперкритицизм борцов за «чистоту науки», утонченная теоретико-научная рефлексия и привели к размыванию границ? Такой «обратный» эффект, на мой взгляд, также имеет место. Однако в гораздо большей мере общие условия для распространения паранауки возникают в результате глубоких объективных процессов перехода к новому идеалу научности. Переходные состояния всегда характеризуются значительной мерой неопределенности. Дополнительно к этому, характерные черты нового, формирующегося идеала научности, как отмечалось выше, оказались внешним образом сходными с паранаукой, которая в этом плане идет как бы «впереди прогресса».
Однако ни указание на переходный период в развитии идеалов научности, ни указание на переходные формы между наукой и не-наукой, не должны скрывать от нас того обстоятельства, что мы не можем провести однозначных линий разграничения между наукой и паранаукой. Критерии научности, рассмотренные нами выше, являются признаками, имеющими не столько демаркационный, сколько нормативно-ориентирующий характер. Они важны для развития «хороших» наук, как позитивный идеал. Однозначные критерии научности отсутствуют. Это констатирует современная теория науки, это обстоятельство активно используют в своих целях защитники параучений. Где же тогда главный пункт столкновения между спорящими сторонами? В чем же тогда подлинная проблема? На мой взгляд, этот спор имеет мировоззренческую природу. Это мировоззренческий спор, полем которого является наука, это спор «за науку». То, что обычно называют «научным мировоззрением» есть по своей сути «натуралистическое мировоззрение», не допускающее возможности «чуда». Напротив, основу паранауки как раз и составляет вера в реальность «чудесных» явлений.
Мировоззрение, как известно, имеет огромные интерпретативные возможности. Даже наука, как, впрочем, все иные формы культуры может получать различную мировоззренческую трактовку. Другая, также хорошо известная особенность мировоззрения состоит в том, что для него невозможно указать четких формальных или эмпирических критериев. Более того спор между наукой и паранаукой и не может быть разрешен с помощью формальных критериев. В своей основе это не вопрос критериев, это вопрос мировоззренческого выбора».

(Кезин А.В. Идеалы научности и паранаука. Сайт www.library.by.)

* * *