Статья 2.5. Тантра как Древняя Наука. (ч.3).

продолжение

«Лженаука расцвела в нашей стране пышным цветом, поэтому борьба с лженаукой — это актуальная и общественно полезная задача. При этом необходимо учитывать, что лженаука — явление многоликое, многоаспектное и подчас хорошо замаскированное. Поэтому ниже приведен ряд критериев, которые позволяют заподозрить учение, концепцию, книжку, текст в их лженаучном характере.
Красивые книжки, изданные большим тиражом и неспециализированным издательством. Научные выводы, в том числе новейшие и сенсационные, как правило, не очень понятны массовому читателю, поэтому новые открытия становятся достоянием масс не сразу и не в формате книжек для массового читателя. Вряд ли крупный ученый, потративший годы на совершение, верификацию открытия, на его презентацию в формате научных конференций, побежит публиковать массовую научно-популярную книжицу. У него просто не хватит на это времени, да и языком массовых, популярных публикаций владеют не все ученые. Вдобавок, многие из них воспринимают популяризацию науки как ее профанацию. Поэтому сегодня в России массовых научно-популярных публикаций крайне мало. Спешат же поделиться своими открытиями с массами, как правило, не профессиональные ученые, а выдумщики лженаук. Поддержку аудитории массовой, но не компетентной ищут лжеученые, а не люди, уверенные в поддержке научного сообщества.
Вот и завалены книжные магазины книжками по НЛП, соционике, соблазнению (пикапу), лжеистории и, конечно, про заговоры и заговоры. В принципе магазины обвинять нельзя, ведь капитализм предполагает, что если не идти за спросом, то ничего не заработаешь. В то же время серьезный магазин, заботящийся о своей репутации, должен был бы выделить специальную секцию для подобного рода литературы, например, под названием «Спорные учения, оккультизм, эзотерика».
Сенсационность. Известен принцип привлечения внимания масс к теме, сообщению, публикации: «если собака кусает человека — это не новость, если человек кусает собаку — вот это новость». Именно этот принцип определяет тематику лженаучных публикаций. Так что, к сожалению, сожалению, сегодня в России можно издать любую книжку: и про инопланетян, и про психическую энергию, и про торсионные поля. Издать можно что угодно, т.е. все, что, по мнению издательства, будет иметь спрос, будет сенсацией. Поэтому чем абсурднее, эпатажнее, сенсационнее содержание публикации, тем радужнее ее перспективы попасть на книжные полки. Сенсационно, провокационно, бульварно звучат и многие названия лженаучных книжек. <…>.
Простые решения. Лженаука, как правило, предлагает простые решения, простые выводы, упрощает реальность, заставляет потребителя чувствовать себя экспертом, дает возможность легко понимать предлагаемые выводы и построения. Например, учет множества факторов, определяющих направление, характер, результаты исторического процесса слишком сложно, проще все объяснять жидо-масонским заговором. Или: зачем рассматривать психику человека во всей ее полноте, зачем учитывать влияние разнообразных ситуаций, гораздо проще свести психику человека к набору нескольких простых параметров будь то соционические функции или репрезентативные системы НЛП.
Посвящение в тайну. Авторы лженаучных книжек и других тестов строят свои творения, как бы подмигивая читателю, будущему адепту, создают иллюзию приобщения к истине, узнавания секретных данных, обретения тайного знания, знания, пока не ставшего достоянием широких масс. Человек, читающий лженаучные труды, ощущает приобщение к великой, сенсационной, удивительно полезной истине. Причем адепт лженауки, постоянно сталкиваясь с сопротивлением лженаучным выводам со стороны объективной реальности, реальных фактов, окружающих людей, друзей, знакомых, испытывает не сомнение в выводах и рецептах лженауки, а чувство собственной исключительности, ощущает свою избранность, свою уникальную способность понять тайные знания, новые теории, уникальные открытия, не доступные пониманию профанов. И вместе с сенсационностью посвящение в тайну становится катализатором самолюбия, этого естественного наркотика, порождающего настоящую зависимость.
Ложная экспертность. Во-первых, создатель лженауки или придумщик лженаучных рецептов и советов сильно преувеличивает свою экспертность. Во-вторых, и адепт лженауки ощущает себя экспертом, специалистом в области, с которой прежде был не очень хорошо знаком или в которой плохо разбирался: в истории, психологии, прививках, геополитике. Согласитесь, странно было бы, если бы после прочтения одной книжицы, нескольких статей в интернете, человек бы становился более компетентным в той или иной области, чем специально подготовленные профессионалы. Хотя в России многие профессионалы не разбираются в той области, в которой работают и/или получили образование, это все-таки издержки конкретного этапа истории нашей страны, а не общее правило.
Лженаука сталкивается с противодействием. Хотя многие реальные и настоящие науки сталкивались в нашей стране с противодействием (например, генетика, кибернетика), это противодействие исходило от идеологизированного государства. Противодействие же современной лженауке оказывают независимые от государства (которое, вдобавок, сегодня лишено идеологии) люди: добровольцы, волонтеры.
Голословность. Обычно лженаучные тексты очень трудно проверить и опровергнуть. В них нет ссылок на достоверные источники, в которых описаны факты, лежащие в основе лженаучных построений. Человек, не поддавшийся обаянию лженауки, должен сам искать эти источники и опровержения. Конечно, большинство людей предпочитает верить на слово тому, что тешит их самолюбие, дает чувство экспертности, и не будут напрягаться, пытаясь найти объективные подтверждения тому, что и так занимательно и приятно.
Авторы лженаучных построений, текстов, рецептов могут самонадеянно заявлять, что ссылаться не на что, что нормальной науке еще работать и работать до достижения тех истин, которые понятны автору лженауки «на раз-два». Сюда примыкает и обвинение ученых в заговоре, застревании в парадигме и пр.
Противоречащие лженаучным выдумкам источники (теории, факты) в лженаучных текстах тем более не приводятся или высмеиваются, вульгаризируются. Для настоящей науки, напротив, очень важно рассматривать противоречащие факты и альтернативные объяснения, не убегать от критиков, а цивилизованно и аргументированно дискутировать с ними.
Обычно лженаука имеет дело не с научными проблемами, противоречиями, как настоящая наука, а с простейшими концепциями, выводами, которые всем известны еще со школы и/или давно и прочно вошли в массовое сознание. <…>.
Умозрительность (спекулятивность). Помимо того, что лженаука строится не на новых открытиях, она, вдобавок, строится не на фактах, полученных в результате экспериментальных исследований, а как попытка дать объяснение (причем в подавляющем большинстве случаев — чисто умозрительное, спекулятивное) фактам общеизвестным (и это еще полбеды, хотя и тут можно, что называется, наворотить) или вообще артефактам (т.е. фактам субъективным, кажимостям — и это уже совсем страшно), интерпретировать, причем весьма вольно и избирательно, избитые истины. Примером тут может быть объяснение постройки египетских пирамид инопланетным вмешательством, или возникновения Христианства — попыткой неких евреев навязать неевреям психологию рабов в духе измышлений ныне покойного Левашова. Причем лженаучные «объяснения» помимо своей умозрительности, спекулятивности, являются еще и жареными, броскими, сенсационными, подходящими для желтой прессы.
Вообще, надо сказать, что лжеученые (да и адепты лженауки) просто не понимают разницы между гипотезой и научно доказанной и обоснованной теорией. В нормальной науке новые теории тесно связаны именно с новыми фактами, причем с фактами достоверными, проверенными на высоком научном уровне. В лженауке же довольствуются умозрительными построениями, схемами на грани шизофрении. Помните как в фильме «Игры разума», главный герой находил закономерности в газетных вырезках? Похожим образом и лжеученые, не проверяя свои выводы и пребывая в эйфории от собственной гениальности, постепенно окончательно отрываются от реальности и сходят с ума, например, начинают считать себя пришельцем с Марса или каким-нибудь Высшим существом.
Коммерческий характер лженаучной деятельности. Как правило, лжеученые пытаются на своих выдумках, фантазиях и сознательных подтасовках заработать, причем заработать много, т.е. охватить массовую аудиторию. Одни выдумщики лженаук зарабатывают, получая высокие гонорары за большие тиражи, другие — привлекают массы людей на обучение, лекции, тренинги, мистические посвящения, третьи же пытаются получить бюджетное финансирование и/или спонсорскую помощь (эти, кстати, находятся в меньшинстве). Настоящие ученые все-таки ставят во главу угла не максимизацию своего дохода, а постижение истины, да и зарабатывают они иначе (в основном, за счет грандов, патентов, целевого финансирования, выполнения исследований по заказу коммерческих организаций). <…>.
В общем-то перечисленных выше признаков достаточно для того, чтобы распознать лженауку в различных ее проявлениях. Ну, а если их не хватает, Вы всегда можете использовать современные информационные ресурсы.
Признаки лженауки о душе. Сегодня в России помимо научной психологии (экспериментальной, имеющей развитый математико-статистический аппарат) действуют множество лжепсихологий, лженаук о душе. Если перед Вами источник информации (сайт, книжка) по вроде бы психологической тематике, например, посвященный душе человека, его личности, характеру, психологическим проблемам, общению, отношениям, то важно суметь быстро понять, содержит ли этот источник информацию из научной психологии или же только лженаучные построения и измышления. Вот список критериев, которые помогут решить эту задачу.
Название. Лженаучные построения и измышления, обычно, имеют название, специально придуманное изобретателем лженауки, чтобы придать лженауному учению научный лоск. Можно выделить следующие виды названий лженаук о душе.
1. Название, похожее на название науки (дианетика, соционика, эниология).
2. Название, состоящее из используемых в нормальной науке терминоэлементов (нейро-лингвистическое программирование).
3. Название, в которое входит слово «психология» (онтопсихология, трансперсональная психология).
Позиционирование. Чтобы что-то продать, это что-то необходимо правильно позиционировать, подать потребителю. Изобретатели лженаук о душе, обычно позиционируют свое детище одним из следующих перечисленных ниже способов.
1. Лженаучные построения и измышления прямо позиционируется как наука. Например, создатель лженауки под названием «дианетика» Хаббард назвал свою программную книжку так: «Дианетика: современная наука душевного здоровья».
2. Лженаука позиционируется по схеме «мое учение — это не наука, оно не может быть проверено научными методами, но при этом оно объективно описывает реальность и практически полезно». По этой схеме действовали и создатель дианетики и сайентологии Хаббард, и создатель НЛП Гриндер. Практика показывает, что не проверенные научным методом и не подтвержденные экспериментально и статистически измышления и построения, как правило, оказываются бесполезными, а зачастую и вредными для пользователей, адептов, причем как с точки зрения кошелька, так и с точки зрения здоровья психики и даже здоровья организма.
3. Лженаука позиционируется как синтез всего лучшего, что есть в науке и практике. Поскольку создается лженаука, как правило, людьми некомпетентными в тех областях, из которых таскаются идеи и приемы, то получающаяся окрошка в итоге приводит к расстройству кишечника.
4. Иногда лженаучные учения позиционируются как имеющие особую (даже вселенскую) значимость. Например, дианетика позиционируется как спасение человечества, а последователи Хаббарда на полном серьезе хотят «клировать» всю планету.
Используемые понятия (термины). Лженауки о душе сразу дезавуируют себя, если посмотреть на используемый ими понятийный аппарат. По форме понятия (термины), используемые в лженауках о душе таковы:
— принятые в нормальной науке (рефлекс, психика), но использующиеся неправильно или весьма специфически, например, «модель» в НЛП, в соционике, «информация» в соционике;
— созданные специально из научных терминоэлементов (субмодальности, метапрограммы) и/или по образцу научных (чанкинг, четырехкортежность, деклатим);
— скрыто-оккультные (подсознание, ресурсы в НЛП);
— оккультные, мифологические, религиозные термины: чакры, энергия в соционике;
— обобщенные и абстрактные, но позитивные: успех, ресурсы, эффективность, лидерство.
Вообще любая лженаука обязательно сопровождается порождением новояза. А при чтении лженаучных текстов, испещренных новоязными словечками, может возникнуть головокружение и тошнота: одитор, тетан, чанкинг, четырехкортежность, деклатим, квестим, баунсер, метапрограмма, субмодальность, миражник, зеркальщик и т.д. и т.п. Это напоминает такие явления как технотреп и словоблудие.
По сути же понятия (термины), на которых строятся лженауки о душе:
— имеют неясный объем (какие предметы/явления/свойства описываются данным понятием не ясно);
— имеют неясное содержание (каковы особые черты этих предметов/явлений по сравнению с другими предметами/явлениями/свойствами не ясно);
— не являются операциональными и вообще операционализируемыми.
Такими же, по сути, словами оперируют и различные гадатели, предсказатели, и экстрасенсы: чем менее ясны и чем более многозначны понятие, текст, тем легче убедить потребителя в их истинности.
Созданы все лженауки о душе не в рамках нормальной науки (психологии), и, зачастую, вообще человеком, не обладающим соответствующей квалификацией. Иногда изобретатель лженауки не скрывает, что не имеет соответствующей квалификации, иногда такую информацию можно найти в интернете.
Дело в том, что новую науку не может создать один человек. Бывает, что профессиональный ученый, работая много лет в той области, профессионалом в которой является, достигает результатов, изменяющих научную парадигму и даже картину мира (например, Альберт Эйнштейн). Но такие люди не объявляют о создании новой науки, не выходят из мира нормальной науки, продолжают публиковаться в авторитетных журналах и приобретают последователей среди других ученых и профессионалов, а не среди плохо образованных масс и дилетантов.
Отношения с нормальной наукой складываются у лженаук о душе следующим образом. Во-первых, происходит дистанцирование от нормальной науки, наблюдается отсутствие попыток сближения. Как правило, лженауки о душе превращаются в замкнутые системы, нуждающиеся в притоке новых членов типа тоталитарно-деструктивных сект, центров деструктивного тренинга или финансовых пирамид.
Во-вторых, создатели и адепты лженауки прямо отрицают достижения нормальной науки, обесценивают их. Например, Хаббард называл психологию «наукой о душе, отрицающей существование души», ряд социоников тоже отрицают психологию.
В-третьих, отсутствуют попытки публикации лженаучных теорий и концепций в авторитетных научных журналах. Иногда создатели лженаук даже прямо заявляют о том, что не желают публиковаться в научных журналах или о том, что их публикации не принимаются в научных журналах по причине отсталости ученых, их нежелания признавать великие достижения одинокого гения. Так что лжеученые предпочитают издавать собственные журналы, в которых их мнению никто не может противопоставить научные данные. Пример — соционический журнал «Соционика, ментология и психология личности» (обратите внимание, на еще одно лженаучное наименование — «ментология» — наука о сотрудниках милиции что ли?).
Вообще в рамках лженауки часто отмечается фанатичная вера в заговор ученых и/или в неспособность ученых оценить вновь созданное верное и всесильное учение.
При этом создатели лженаук все же часто опираются на данные нормальной науки. Но использование данных науки осуществляется в вульгарной и искаженной форме. Характерно для лженауки и неадекватное использование не экспериментальных (умозрительных, спекулятивных) научных теорий. Например, создатели НЛП использовали в своих лженаучных построениях теорию американского лингвиста Хомского, на вульгарной и искаженной версии которой построена так называемая «мета-модель». Еще одним примером использования при создании лженауки о душе теорий, концепций, не имеющих экспериментального подтверждения, является использование теорий и концепций К.Юнга и С.Грофа в соционике.
Вообще создатели лженаук о душе, видимо, просто не понимают, что такое верификация, эксперимент и статистический вывод и, наверное, считают, что их гениальные идеи в проверке не нуждаются.
В сущности лженауки о душе (как и лженауки вообще) характеризуются следующими параметрами.
1. Умозрение, спекуляции ставятся выше экспериментальных данных, не проводятся эксперименты, отрицается сама возможность научной проверки измышленных построений.
2. Выводы делаются и закономерности выводятся на основе единичных случаев, а не на основе статистических данных.
3. Случайное не отделяется от закономерного, и, видимо, понимание принципиальной разницы между случайным и закономерным вообще отсутствует».

(А.Невеев (к.псих.н.). Признаки лженауки. Сайт www.neveev.livejournal.com.)

«Резюме. В статье на фоне анализа известной лженаучной книги «Физика веры» (под авторством Тихоплав Т.С., Тихоплав В.Ю.) рассматриваются некоторые актуальные моменты научной и лженаучной деятельности в России. Основная цель работы — показать лженаучный характер «Физики веры» в частности и соответствующих теорий, являющихся теоретическим основанием рассматриваемой работы («торсионные поля» и «теория физического вакуума Шипова»). Анализ проводится с точки зрения философско-методологических оснований науки и современной научной картины мира.
Общее место. Появление на рынке научно-популярной литературы книги Тихоплав Т.С., Тихоплав В.Ю. Физика веры (ФВ) и общее положение с лженаукой в России — звенья одной цепи. Распространение подобной литературы формально не противоречит ни российскому законодательству, ни принципу плюрализма мнений. На наш взгляд, законодательство не нуждается в поправках, регламентирующих выпуск литературы такого рода. Мы глубоко убеждены, что цензура ввиду своей потенциальной опасности — не метод. Но в силу сложившейся на интеллектуальном поле неблагоприятной обстановки российское общество как никогда восприимчиво к околонаучным спекуляциям. Спрос на лженауку ускоренно растет пропорционально снижению образовательного уровня. Но кризис образования, которому способствует и попустительство властей, и засилье клерикализма, и элементарная личная незаинтересованность в овладении знаниями, существенно снижает продуктивность борьбы науки и философии науки с лженаукой в России.
Выясняется, однако, что лженаука расцветает не только в России. В странах с развитой рыночной экономикой положительное или в лучшем случае нейтральное отношение широкой общественности к лженаучным уфологии, астрологии и проч. так же имеет место. Возникает парадокс: с одной стороны исследователи говорят о том, что лженаука и прочие иррациональные феномены общественного сознания начинают процветать, как правило, в условиях общественного кризиса, с другой — налицо распространение иррационализма не только в России, постоянно балансирующей на грани экономических и политических потрясений, но и в странах, где стабильность и обеспеченность, демократические свободы — прерогативы большинства.
По-видимому, тяга и укрепление предрасположенности людей к иррационализму — мультифакторный, сложный процесс. Без сомнения, идеологический кризис западного существенно постиндустриального общества потребления, который относительно мало поддается целенаправленному регулированию — существенный фактор, но не следует забывать, что, не смотря на то, что жизнь российского обывателя имеет мало общего с жизнью западного «среднего класса», конечные последствия дерационализации в этих разных условиях во многом схожи. При разных причинах и механизмах налицо почти идентичные следствия.
Самое действенное оружие в борьбе с иррациональным — разум и образованность. Это отмечают современные философы, например, директор Института философии РАН В.С.Степин указывает на самый эффективный, по его мнению, метод борьбы (а борьба необходима!) с лженаукой: «…открытое разоблачение лженаук в СМИ — это важно. Но это не решает проблемы. А решает ее отлаженная система образования». Это особенно актуально для современной России, механизмы развития духовного кризиса в которой особенно тесно связаны, во-первых, с падением десятилетиями навязываемой обязательной идеологии и духовными метаниями современного российского человека; во-вторых, со следствиями экономического кризиса вообще и с банальным снижением общеобразовательного уровня в частности.
В сфере академической науки наблюдаются не менее болезненные и резко негативные процессы. Несовершенство законодательной базы научной деятельности привело к тому, что в России на настоящий момент при попустительстве властей создано и беспрепятственно функционирует более ста двадцати самых разных академий. В этом отношении ситуация складывается совершенно нездоровая: наряду с РАН, РАМН и РАСХН (которая, кстати, в 30-50-х гг., будучи еще ВАCХНИЛ, в полной мере испытала на себе власть лженаучной лысенковщины) существуют одиозные организации, никакого отношения к науке не имеющие, например, Всероссийская академия практической магии и гипноза и т.п. Под крышей некоторых из них находит себе хорошее прибежище лженаука, как это происходит с общественной Российской академией естественных наук (РАЕН). При участии «желтых» СМИ и сомнительных книг, при чрезмерно либеральном законодательстве, звания члена-корреспондента, академика, профессора, кандидата и доктора наук оказались девальвированными на фоне огромной массы учреждений, гордо именующих себя академиями и научно-исследовательскими институтами, деятельность которых не имеет ровным счетом никакого отношения к науке. Самозваные организации, конкурирующие с ВАКом, пытаются обязать государство согласовать процедуру защиты диссертаций с т.н. МСОАН (Международный союз общественных академий наук, куда входят Международная академия наук информации, информационных процессов и технологий, международная академия наук высшей школы, российская академия естественных наук и прочие). <…>.
Социальные плоды отрицательных процессов, происходящих сейчас в сфере образования и науки налицо уже сегодня, один факт выхода и распространения литературы, подобной ФВ, представляется знаковым в отношении лояльности общественного сознания к творениям подобного рода.
Тем не менее, при всех отрицательных моментах настоящая российская наука все еще сохраняет свое лицо: рецензируемые журналы, такие, как «Наука и жизнь» и «Успехи физических наук» не публикуют торсионный и энергоинформационный бред, так что создателям т.н. «труда» не на что ссылаться, кроме своих же источников: «Принятие Творца современной наукой», «Торсионные поля Тонкого Мира» etc. РАН, пожалуй, единственная российская академия, чьи исследования в области физики достойны уважения и доверия и в ряды которой входят известнейшие ученые с мировыми именами, по-прежнему сохраняет лицо и остается одной из самых престижных научных организаций.
Никому не приходит в голову называть РАЕН авторитетной академией. Так называемый Международных институт теоретической и прикладной физики РАЕН, где реализуются одиозные торсионные «проекты» под руководством г-на Акимова, в свою очередь, давно дискредитировал себя в глазах российского научного сообщества (по крайней мере, той его части, которая живо интересуется обсуждаемыми проблемами науки). Однако это не мешает процветать лженаучным проектам под прикрытием некоторых явно заинтересованных чиновников, поскольку в крупномасштабные аферы, совершающиеся в аппарате государственного управления, привлечены огромные денежные средства.
Но вернемся к ФВ. Ненаучность книги — единственная тема, не являющаяся вопросом для обсуждения. С первых же строк у думающего читателя не должно возникать сомнений относительно бредово-апологетического характера книги. На первый взгляд она может показаться по-детски наивной, простота застит глаза. Но вдумчивое чтение открывает истинную природу книги: лженаука в кристально чистом виде. Самыми вероломными и откровенно реакционными по отношению к науке средствами эта антинаучная ересь пробивает себе дорогу в массы, укореняет в общественном сознании псевдонаучные идеи торсионных полей и энергоинформационного обмена, формирует абсолютно неверное понимание отношений науки и религии, попирает самые фундаментальные основы научной методологии. Каковы цели? На мой взгляд, ответ очевиден. Цель — создать прочный теоретический базис для процветания лженаучных идей, которые имеют своей конечной целью создание высокого спроса на чудеса и фантастические приборы, лечащие десятки болезней и поражающие врага на громадных расстояниях. Так или иначе, финансовая выгода — существенный признак лженауки, правда, признак, который может быть обнаружен лишь по факту… однако, недостатка в таких фактах в отношении «торсионных полей» нет, с чем мы столкнемся ниже. Сейчас же перейдем к рассмотрению непосредственно книги.
Введение в предмет. Определения. Для начала следует определиться с понятиями. Наука — одна из центральных тем нашего обсуждения. Мы принимаем определение науки и будем понимать под наукой сферу человеческой деятельности, функция которой — выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности. Это определение отражает основную черту научной деятельности: стремление на основе построения аксиоматических (логико-математических) систем познать объективно существующие законы природы, человека и общества, постичь, в конце концов, сущность мироздания.
Применяя философский метод, то есть, рассматривая всеобщее содержание «науки», для ответа на вопрос, что такое «наука», современная философия науки рассматривает несколько атрибутов «науки» как особого теоретического объекта, имеющего основания во всеобщих характеристиках сознания:
— во-первых, наука есть результат деятельности рациональной сферы сознания (в этом смысле она противостоит иррациональному во всех его проявлениях);
— во-вторых, наука — объективный тип сознания, существенно опирающийся на внешний опыт;
— в-третьих, наука в равной степени относится как к познавательной, так и к оценочной сфере рационального сознания.
Итак, наука с точки зрения всеобщих свойств сознания является рационально-предметной деятельностью человека, цель которой — построение и изучение на основе внешнего опыта свойств мысленных (в том числе математических) идеализаций и моделей объектов изучения. Отсюда следует, что источником научного знания не может быть ни чувственный опыт сам по себе, ни художественное воображение, ни религиозно-мистическое откровение, ни экзистенциальные переживания, а только мышление — либо в форме построения эмпирических моделей чувственного опыта, либо в форме конструкций теоретических объектов.
С этой точки зрения науке противостоит лженаука. Поскольку мы часто будем прибегать к этому понятию, следует особо уточнить, что употребляться оно будет в том смысле, какой вкладывает в него А.М.Хазен в своей специально посвященной этой теме работе «О лженауке, ее последствиях и об ошибках в науке»: «Лженаукой является введение в процесс научной работы, научных публикаций и обсуждений политических и религиозных установок, преднамеренной фальсификации экспериментов, прямой или косвенной цензуры, а также методов уголовного мошенничества, использующих научную терминологию, научные степени и званий, в частности, при рецензировании научных работ».
В.Б.Губин приводит ряд существенных признаков лженауки. Перечислим их.
1. Резко сниженная самокритика, «…без которой нет достаточных побуждений как можно полнее проверять свою теорию на согласованность со всем другим знанием»;
2. Плохая ориентация авторов в критериях правильности научной теории; в особенности часто нарушается основополагающий принцип согласованности новых гипотез с установленным знанием, что необходимо в силу того, что все теории «говорят об одном и том же мире и, следовательно, не должны противоречить друг другу»;
3. Обрывочные представления о современном состоянии научной области, в которой «работают» лжеученые, а так же общего процесса исторического развития науки и конкретных исторических фактов (лженаучными зачастую становятся теории «…уже неоднократно выдвигавшиеся и давно отвергнутые» как непродуктивные). Сюда же можно отнести и случаи преднамеренного искажения при изложении научных фактов и теорий (например, случаи с ЭПР-парадоксом и вакуумом, с которыми мы познакомимся ниже);
4. Рассуждения лжеученых зачастую нелогичны. В противном случае авторы часто упускают из виду тот факт, что сама по себе логика ничего не говорит о мире физических фактов: это совокупность правил корректного мышления, наполняющихся конкретным физическим смыслом только благодаря эмпирии. Следовательно, правильная научная теория должна быть органическим целым, состоящим из установленных фактов, объясняемых логически;
5. «Культ математики» в естественных науках, то есть неверное понимание роли математики в построении формальной модели действительности. «…правильность математического утверждения проверяется не сравнением с природным образцом, а проверкой правильности формального построения, т.е. фактически по наличию точки в конце доказательства». Предмет математики — структура рассуждений; в сущности, математику все равно, о чем он говорит, основной вопрос математики в этом отношении — не «Что я говорю», а «Как я говорю». Каким бы четким ни было формально-математическое представление, оно вовсе не обязательно отвечает рассматриваемой области действительности, а если это и так, то, согласно геделевской неполноте, бесконечно сложная реальность a priori сложнее модели;
6. Отсутствие исторического взгляда на проблему: зачастую — а именно так действует команда Акимова-Шипова — производятся попытки сломать все исторически преемственное здание теоретической физики, якобы пребывающей в тупике, кризисе, и на его месте «…построить что-нибудь правильное и несомненно эффективное».
Историческая преемственность гипотез и теорий, о которой речь ниже, — необходимое условие, атрибут научности. Познание – процесс, прежде всего, исторический и в этом отношении требования диалектического материализма совершенно справедливы. Базовые эпистемологические принципы определены давно, их справедливость подтверждается всем ходом научного и общечеловеческого развития.
Целью данного эссе не является философский анализ лженауки вообще, поскольку эта интересная и неразработанная тема требует особого рассмотрения. Однако, рассмотрение лженаучной методологии требует обращения к общей философии науки.
И наука, и лженаука с философской точки зрения представляют собой формы общественного сознания, а потому имеют два онтологических аспекта: личный — деятельность (научная и лженаучная) конкретных индивидов, плоды этой деятельности и общественный, то есть, комплекс социально-исторических предпосылок и следствий деятельности всего научного/лженаучного сообщества. Если наука, как мы сказали, представляет собой историческую форму рациональной, разумной деятельности человека, то лженаука, как и религия, основана на иррационализме. Нужно сказать, что в индивидуальном аспекте действия лжеученых вполне осознаны и рациональны: в процессе деятельности ставятся определенные цели, для достижения которых используется целая совокупность соответствующих методов. Но социальный спрос на лженаучную деятельность коренится в глубинах общественного бессознательного, что и имеется в виду при разделении науки и лженауки по признаку отношения к общественному сознанию.
Анализ источников и ресурсов лженауки — предмет отдельного разговора. В данной же работе мы ставим вполне скромную цель: анализ отдельно взятой книги, которая, по нашему мнению, являет собой ярчайший пример опасной в социальном отношении лженаучной публикации, с учетом того, что подобная литература приобретает все большую популярность у широкого читателя.
Логическая противоречивость и физическая бессмыслица. Еще один атрибут ФВ как лженаучной книги — физическая бессмыслица, скрывающаяся под нагромождением сложной и бессмысленной же терминологии, очевидно призванная ввести читателя в глубокое заблуждение. С терминологией дело особое. В силу своей высокой специфичности и непонятности для не связанных с наукой людей научная терминология (особенно в этом смысле отличается сложнейший понятийно-терминологический аппарат физики и медицины), используемая в лженауке, служит очень эффективным инструментом убеждения несведущего обывателя. Иногда даже высокие специалисты подвержены такому запутывающему влиянию: к примеру, не каждый врач может навскидку ответить, что отражает понятие «горизонт событий»; с другой стороны, найдется мало даже докторов физико-математических наук, которые знают наверняка, что такое, скажем, пневмоперитонеум. Эта ситуация нормальна, поскольку специфичность знания, то есть, его ограничение довольно узкими рамками, почти наверняка определяет специалиста, о котором говорят, что он хорош в своей области. Но в таком случае следует особо осторожно относиться к терминологическому аппарату новой теории. Особое внимание нужно уделять смысловому наполнению терминов, для того чтобы не пропустить переход с истинно научной на квазинаучную терминологию. Примером такого злоупотребления в ФВ служит уже упоминавшееся выше понятие «классический спин». Сами по себе понятия «классический» и «спин» являются совершенно научными, но их одновременное использование приводит к противоречию, следовательно, бессмысленно и ненаучно. Другой пример квазинаучного термина — научная терминология, лишенная своего изначального смыслового наполнения: понятие информации в том смысле, в котором оно употреблено в ФВ (см. ниже) или понятие реальности, лишенной своих физических атрибутов.
С методологической точки зрения научная и квазинаучная терминология используется в лженаучных работах исключительно для того, чтобы завуалировать бессмыслицу, предлагаемую читателю в качестве истины. Использование подобного рода терминологии упоминается, между прочим, А.М.Хазеном в определении лженауки, которое мы приняли в качестве исходного. Кроме того, все случаи алогичности и физической бессмыслицы, рассмотренные в этом разделе, демонстрируют четвертый признак лженауки. <…>.
Итоги. Рассмотренная книга, как и предполагалось, являет собой ярчайший пример агрессивной лженауки. Здесь использованы все мыслимые методы введения в заблуждение читателя: и манипуляции с фактами, их искажение и неадекватная трактовка, и пустые ни к чему не обязывающие ссылки, и вообще полное отсутствие каких бы то ни было ссылок — голословные заявления в вопросах, связанных с важнейшими проблемами теоретического естествознания и философии, и откровенная ложь, и игра на патриотических чувствах читателей, российский национализм, и обращение к естественному иррациональному стремлению людей максимально облегчить жизнь, и вера в чудеса, и обвинения против науки… словом, полный арсенал. Надо сказать, что такой подход оказывается весьма действенным: люди, теоретических знаний которых не хватает для того, чтобы адекватно, критически воспринимать ерунду книги Тихоплавов (а таких людей большинство) оказываются беззащитными перед соблазнительными идеями нового Золотого века Человечества, перед обещаниями легкого бытия, перед чудесами торсионных полей. Но чудес, и это постоянно доказывает научно-технический прогресс, на свете не бывает, как ни прискорбно это говорить.
Обращение к религии и потустороннему делает еще более навязчивым характер лженаучной агитации: «какой выход видится из тупикового положения, в котором оказалась наука, разум, рассудочность? А он прост… необходимо соединить интуитивное и научное знания, уравнять в правах на критерий «истинности» то, что получено в результате озарения, транса или наития, и то, что выявил точный эксперимент и логическое построение».
Совершенно очевидно, что эта фраза отражает самые глубинные надежды и чаяния команды Акимова-Шипова. Авторы, сами того не желая, открывают карты и показывают конечную цель своей деятельности. Такое уравнение науки и эзотерики в правах было бы более, чем желательно. Это сокровенная мечта всех лжеученых, ведь при этом открылись бы дотоле невиданные горизонты их деятельности, разумеется, со всеми вытекающими отсюда, прежде всего кредитно-денежными, последствиями. Тут уж вся наша лженаука раскрылась бы в полную силу и показала бы свое истинное лицо, только было бы уже поздно: общество религиозно-мифологического сознания — не что иное, как общество темного Средневековья.
Точный эксперимент на то и точен, на то он и эксперимент, что его можно проверить в любой точке планеты, в любой лаборатории, и при этом результаты эксперимента не должны зависеть ни от личных качеств физика, ни от его настроения, ни от языка, на котором он говорит, ни от книжки, которую он читал накануне вечером. Логика для всех одна и усмотреть ошибку в построении не представляет трудности, а вот так горячо любимые авторами книги наитие, транс или озарение — не более, чем хорошо известные психиатрии «измененные состояния сознания», а пророки в большинстве своем — психически неуравновешенные истероидные личности или попросту душевнобольные, и в это можно легко убедиться, открыв и изучив классические труды по психиатрии, а для наглядности и вящей убедительности можно и вообще посетить психиатрическую клинику — уж там-то пророков, жрецов, изобретателей, мессий и спасителей человечества великое множество и ни одному нормальному врачу не приходит в голову считать слова, сказанные в бредовом забытьи пророчеством, а галлюцинаторные явления — «третьим глазом». Но если приравнять эти способы «познания» к науке, то придется верить каждому шизофренику и психопату. И трудно даже представить, во что тогда превратится наша и без того трудная и полная противоречий жизнь».

(Бородулин А.В. Торсионная лженаука. Методологический
анализ книги Тихоплав Т.С. и Тихоплав В.Б. «Физика веры».
Таганрог. 2004г. Сайт www.atheism.ru.)

«Аннотация. Настоящая статья посвящена такому явлению в познании, как лженаука. Проведен междисциплинарный, системный анализ явления лженауки, с целью определения методологии лженаук, основных характеристик и классификации лженаучных концепций. Обобщение понятия лженауки позволит рационализировать мероприятия по контролю и ограничению развития и распространения лженаук.
1. Основы лженаук. 1.1. Лженаукой является все, что не соответствует современной официальной науке, а это те знания, которые недоказуемы или опровергнуты. Под лженаукой подразумевается широкий круг лженаук и иных ложных концепций, которые не развивают познание и не имеют таковой ценности, но стремятся занять место науки. Большинство лженаук имеют своей целью те или иные выгоды, либо это денежные средства, изымаемые от людей, либо это власть над людьми. Лжеученые, например астрологи и экстрасенсы осознают, что занимаются лженаукой, они осмысленно занимаются, вернее, имитируют научный процесс, поскольку не хотят терять легкие доходы. Именно поэтому все лженауки характеризует то, что их тезисы направлены на социальные и личностные процессы, поскольку рассчитаны на людей, а не на познание мира. Классические лженауки имеют много общего с мошенничеством, и возможно являются таковыми в том отношении, что, маскируясь «научностью» или истинностью, они получают доверие людей, и получают доход от пустых услуг и товаров. Помимо преступности, лженаука стремится уравняться с наукой или даже задавить науку, поскольку только в этом случае она обретет значимость истины в обществе, и лживость ее афер будет скрыта. Лженауки создают технологии и прочее, которые станут поводом для изъятия больших фондов и государственных денег. Подобные варианты лженаук особенно стремятся задавить науку и влиять на политиков и научные институты, от которых эти лженауки могут получить признание, а за ним крупную прибыль.
Любое общество изобилует глупыми и доверчивыми людьми и невеждами, количество которых обратно пропорционально просвещенности общества, но в любом случае их количество несравненно больше, количества мыслящих и самостоятельных людей. Лженаука использует этот контингент мало просвещенных людей и проникает в их сознание с целью получения от них легких доходов. Мало просвещенные люди, как правило, это доверчивые люди, которые, не обладая знанием о мире, находятся на уровне средневекового развития, веря в богов и сверхъестественное. Во времена Средневековья лженаука и ложные учения, вроде религии, находились в оппозиции с наукой, и с помощью инквизиции подавляла познание, в нынешнее время наука настолько развилась, что обрела заслуженное главенствующее место в осознании человечеством мира. Нынешняя наука обрела главенствующую позицию не только в силу доказанности своих тезисов, но и за счет особой значимости для развития техники и уровня жизни, что в свою очередь определяет уровень развития цивилизации, то есть является основой цивилизации. Нынешняя наука достигла авторитетности, которую уже никогда не достигнет религия, поэтому религия кроме мелких попыток не способна противостоять фактам. Лженаука избрала иной путь развития: не в противостоянии, а в адаптации и интеграции с наукой, создавая тезисы, подобные научным, но имеющие смысл и цели религии — влияние на сознание людей и их доверие.
1.2. Опасность лженауки кроется в том, что она стремится уравняться или занять место науки, в этом случае доверие к ней со стороны общественности будет неограниченно, а мошенничество лженауки будет максимально эффективным. Опасность лженауки ещё и в том, что она разрушает прочный фундамент доказуемости наук, внося лживые знания и нарушая понимание реальности. Лженаука проникает в доверие людей тогда, когда людям трудно понять или принять научные истины, когда наука имеет ограничение развития, и когда наука отрицает что-либо, в этом случае лженаука занимает эту вакансию в сознании этих людей, и позволяет легко понимать мир через сверхъестественное, дает людям «знания», которые легче принимаются (об исключительности людей и Земли во вселенной). Лженаука, основываясь на вымысле, «легко» объясняет и «делает» то, чего наука не может, например, лечить рак, и конечно лженаука ничего не отрицает того, что не отрицают простые люди, лженаука не отрицает Дарвинизм, существование души и прочего.
1.3. Человеческий вид, обретя независимость от природы, и достигнув уровня самосознания, обладает архаичными особенностями, например, человек неосознанно приписывает себе избранность и совершенство в сравнении с животным миром, человек осознает себя центром мироздания — это самосознание полностью реализовалось в религиозных учениях, в которых человек произошел по подобию бога, является повелителем Земли, «Земля находится в центре вселенной», а «вся вселенная — это твердая оболочка с прикрепленными звездами», «мысли человека — проявления его души, которой нет у животных». Наука путем неопровержимых доказательств опровергала каждый из этих тезисов: Коперник создал гелиоцентрическую систему и низверг миф об избранности Земли, Дарвин доказал происхождение человека от животных, это же подтвердили генетики — так был опровергнут миф об избранности человека в живой природе, Павлов доказал рефлекторный механизм мышления и разоблачил мифическую душу человека. Лженауки и религия опираются на эту архаичность самосознания, и развиваются в их рамках — вновь появляется те направления, которые были опровергнуты наукой недавно или которые слишком неугодны для самолюбия людей, как, например, теория Дарвина и теория эволюции вообще, лженауки развивают представления о некоем мире сверхъестественного, в котором может быть душа и прочее — таким образом, развивается неудачная альтернатива познанию, но в замен лженаука получает большее одобрение людей, которым утешили самолюбие.
1.4. Человеческая психология обладает ещё одной особенностью, которую используют лженауки для проникновения в сознание — это субъективное мышление доверчивых людей. Доверчивые и впечатлительные люди видят то, чего нет, но чего они хотят видеть, и не видят того, что не хотят видеть, не видят явных противоречий. Религиозные люди именно к таким относятся, они даже не желают слышать что-либо против бога и религии, будь то хоть явные опровержения, в то же время они в обычных явлениях видят знамения, явления ангелов, божью волю или божью кару. Доверчивые люди ограничены в своем критическом мышлении, поскольку собственные мысли им заменяет совокупность домыслов, сформированных верой во что-либо. Переубедить таких людей почти невозможно, какими бы доказанными не были опровергающие факты.
1.5. Одним из средств развития и популяризации лженаук является фальсификация, когда вымышленные явления выдаются за реальные. В случае фальсификации, лженауки пытаются укрепить свои позиции ложными доказательствами, экспериментальными данными, подделанными подтверждениями. Фальсификации продвигаются лженаукой через СМИ и литературу, и служат «доказательством» лженаучных положений. Помимо фальсификаций, лженаука распространяет вымыслы о проявлениях сверхспособностей и целительных свойств чего-либо, при этом лженаука не утруждает себя доказательствами и связыванием с наукой, их «доказательства» идут параллельно и независимо от науки, тем самым, демонстрируя свою изоляцию и независимость от противника — науки. В аспекте использования лженаукой фальсификаций стоит отметить, что всякого рода сверхъестественные явления демонстрируются, как правило, публично, или в лабораторноподобных условиях какого-либо помещения в присутствии неких сторонних людей, производящих впечатление экспертов или ученых, и все эти демонстрации не отличаются, а даже уступают в зрелищности фокусам иллюзионистов. Нетрудно найти связь демонстрации лженаучных «доказательств» и производимых иллюзионов. Всякий опытный престидижитатор без труда разоблачит такие демонстрации, но рассчитаны они на простых людей, которые, видя фокусы иллюзионистов, дивятся им, но видя те же фокусы, названные «сверхспособностями». Можно допустить, что Иисус Христос существовал и творил чудеса, но только чудеса эти были обычными фокусами, нынешние иллюзионисты творят такое, что Иисус меркнет в их свете: иллюзионисты летают (Копперфилд) — Иисус не летал, только один раз вознесся (по свидетельству 12 учеников, против тысяч свидетелей полетов Копперфилда), исчезают, проходят через стены, заставляют исчезать объекты и даже сооружения (Статуя свободы), повторяют фокусы с «приумножением хлебов», воскрешают мертвых (Лонго, Грабовой), исцеляющие на расстоянии целые стадионы (Кашпировский, Чумак). <…>.
Как правило, разного рода «феномены», на которые опираются лженауки, представляют собой либо иллюзию, созданную или естественную, либо очень искаженные явления, преувеличенные или неверно истолкованные, либо эти феномены просто вымысел. Лженауки никогда не занимаются изучением своих явлений, как это происходит в науке, в лженауке явления и законы просто описываются, поскольку являются результатом произвольных размышлений сторонних от реальности людей. Несмотря на то, что, например, некоторые специализированные институты официально подтверждают наличие сверхвозможностей у людей, тем не менее, эти же институты не идут дальше частного «подтверждения» и частных конференций, и тема о неких способностях не превращается в исследования, диссертации и статьи, которые в свою очередь докажут сверхвозможности человека и сделают это частью науки. Этого не происходит в силу фальсификаций экспертизы, ограниченной единичными случаями и рискующей при полноценном исследовании немедленно быть опровергнутой. Подобный синтез лженауки и научных фальсификаций наиболее эффективен для существования лженаук, поскольку позволяет лженауке напрямую интегрироваться в официальную науку.
1.6. В прежние времена и ныне лженаука описывает и пользуется реальными явлениями, облачая их в некую сверхъестественность. Хорошо изучено официальной наукой явление самовнушения, при котором человек с помощью психики способен неосознанно влиять на функции организма и стимулировать внутренние резервы. На основе эффекта самовнушения существует лечебное средство — плацебо, которое представляет собой пустое вещество, лишенное лечебных свойств, но в то же время, оказывающее лечебное воздействие той силы, насколько недуг связан с психическими функциями организма. Лженауки используют эффект плацебо, но под его видом продают дорогостоящие вещества и аппараты, получая мошеннический доход от «высокотехнологичного» плацебо. Аналогичным путем лженаука использует гипноз, подводя под него некие свойства некой души или сверхчувственного мира, чем добиваются согласия со своих ложных учений с реальностью. Эффект плацебо также возникает при «предсказаниях судьбы», когда человек настраивает и неосознанно наводит на себя предсказание, или при магических обрядах, когда «магия» путем самовнушения действует на человека.
2. Характерные признаки лженаук. 2.1. Лженауки описывают некий непознаваемый, «скрытый» мир, обладающий той или иной одухотворенностью, божественностью, это позволяет использовать веру недалеких людей в сверхъестественное и при этом придать своему учению больше научности — это позволяет интегрировать глупое доверие и «сферу наук». Лженауки оперируют понятиями и терминологией абстрактно-всеобъемлющей, напоминающей рассуждения философов или людей Средневековья, которые формируются из ограниченного набора слов: бог (создатель, вселенский разум), душа, разум, мысли, жизнь, вселенная (космос), пространство-время, волны (резонанс), энергия (свет, квант), информация, счастье, любовь, здоровье, добро и зло, свобода, новые знания, из которых путем комбинации формируются подавляющее большинство рассуждений и терминов лжеучений.
2.2. Социально-личностная направленность. Лженауки описывают личность, социальную жизнь, отношения людей, болезни, бизнес, войны и катаклизмы, и прочие явления, имеющие непосредственное отношение к жизни человека, при этом, не проявляя интереса к явлениям, не связанным с человеком (например, физику звезд, вулканологию, энтомологию). Это указывает на то, что лженаука стремится развиваться в той сфере человеческого мышления, которая имеет для каждого человека наибольшее значение, а значит наиболее востребованной людьми, то есть лженаука нацелена на наибольший интерес людей, получая большее внимание. Независимо от области лженауки, будь то физика, биология или религиозные учения — все они сходятся в итоге к свойствам человека.
2.3. Очень характерным признаком лженаук является их бурное внедрение в практику. Лженаука не только стремительно достигает уровня применения своих «идей» в деле, которое порой опережает развитие самих этих идей, но и стремление в первую очередь использовать «идею». Ярким примером являются торсионные технологии, которые развились прежде, чем физики развили идею полей кручения, позднее опровергнутую.
2.4. Лженаука реализуется в торговле и услугах. Лженауки преимущественно стремятся к непосредственной продаже своей продукции, будь то вещи, в виде амулетов, гороскопов, целительных средств и прочее, или это услуги, в виде предсказания судьбы или «излечения». Этот признак указывает цель лженаук — легкий доход, поэтому лженауки развиваются там, где у доверчивых людей имеются крупные денежные средства и власть, то есть у политиков, бизнесменов, преступников и других, поэтому для разного рода лжеученых характерно стремление в эти круги, дабы дороже продать свои вымыслы, например при дворе королей и президентов всегда были собственные астрологи, маги, целители и прочий сброд.
2.5. Лженаука обладает высокой универсальностью. Обычно в основе целостного учения лежит некий единый принцип, напоминающий произвольные рассуждения, вроде милогии, или единое явление вроде биоинформатики (биоэнергоиформатики), торсионных полей, от которых развивается некое учение, чуть ли не до панацеи или теории всего. Для лженаучных лекарств, способов лечения и аппаратов характерен огромный перечень излечиваемых болезней, на гране панацеи от всего, причем, болезней никак не связанных между собой. Одно и то же лженаучное средство лечит одновременно и ожирение и худобу.
2.6. Лженаучные учения создаются, заимствуя понятия от разнородных наук, которые обладают минимальной связью, иначе говоря, лженауки очень междисциплинарные. В своих междисциплинарных достижениях лженауки достигают высоких величин, превращаясь в принципиальный балаган, например, в медицинских и психологических направлениях лжеученые активно применяют понятия квантовой физики (торсионные поля), в своих физических направлениях применяют религиозно-эзотерических понятия (милогия, биоэнергоинформатика). Это качество лженаук проявляется также в том, что лженауку могут создавать даже ученые, только при условии, что это ученый занимается лженаукой в области познания, отличной от той, в которой он является специалистом, так, например, часто о физике рассуждают инженеры, биологи, историки, философы и рассуждения эти формируют лженауки.
2.7. В лженауках все положения основаны на произвольных измышлениях, в виде каких-то философствований или домыслов, которые выдаются в качестве выводов, за которыми должно быть экспериментальное подтверждение. Иначе говоря, лжеученые заменяют эксперименты рассуждениями, в тех случаях, когда это недопустимо.
2.8. Лженаука развивается параллельно официальной науке, адаптируя и заимствуя из науки знания, с целью маскировки себя «научностью», именно развивается следом, то есть, именно догоняя, а не превосходя, поскольку не может достигать новых знаний. Лженаука заимствует термины из официальной науки, такие как кванты, черные дыры, пространство-время, волны, резонанс и прочие, привязывая их к своим учениям, делая это так глупо и наивно, как попугаи, которые повторяют за человеком слова и производят впечатление разговора, хотя естественно ничего не понимают в них. Наука развивается, терминов становится больше, а значит, словарный запас лжеученых расширяется и их речи приобретают более научный звон, оставаясь бессмысленным лепетом попугая. Лженаука активно искажает понятия науки, приспосабливая их к своим учениям, делая сложные трактовки банальных явлений.
2.9. Лженаука попустительствует и развивается в тех направлениях, которые более предпочтительны простым людям с их архаичным мышлением. Лженаука не пытается переубедить, а напротив соглашается, что существует некий божественный мир непознанного, что человек является высшим существом, что существует душа, что человечество и Земля обладает избранностью и прочее, именно потому, что такие взгляды более предпочтительны простым людям, лженаука особенно легко проникает в их сознание. Лженауки «подтверждают», что существуют некие сверхспособности человека, в которые хочет верить обычный человек, эта же лженаука «опровергает» теорию Дарвина, стремясь доказать обычным людям, которые хотят видеть в себе нечто высшее, что они действительно высшие, подобных поощрений архаичному пониманию людей со стороны лженаук много, поскольку это один из стимулов их развития.
2.10. Для лженаук характерно бурное развитие, поскольку основано оно не на научном поиске, а на произвольных рассуждениях. Та или иная новая лженаучная концепция появляется уже с готовым базисным знанием, которое было словно написано кем-то до них, и длительно кем-то изучалось, хотя в действительности было придумано в короткие сроки неким проходимцем. Лженаука характеризуется полным отсутствием, каких-либо сомнений в себе, она утверждает себя как истинную истину, подобно религии «как написано, так и есть». Это признак того, что лженаука заимствует способ самообразование от религиозного способа, и потому никак не приемлет каких-либо опровержений, и никогда не сойдется в дискуссии с научной экспертизой, результат которой предопределены, причем, не в пользу лженаучного учения. <…>.
3. Взаимодействие лженауки и науки. Наука в своем развитии неуклонно познает мир, и в этом познании нет таких фактов, которые нельзя объяснить, нет таких пределов, за которые познание не могло бы проникнуть, иначе говоря, в мире нет ничего божественного и сверхъестественного, а есть только то, что уже изучили, и то, что предстоит изучать. Физика проникла в глубины атома, и до элементарных частиц и полей изучила его, нашла законы, управляющие им. Атом не оказался неделимым «божественным творением», «бог» решил себя утрудить и усложнил вещи до такой степени, что они могли бы существовать и без бога. Казалось бы, лженауки должны отступать и разрушаться под действием развивающейся науки, но этого не происходит, этого не происходит потому, что глупые невежды, владеющие деньгами, не перевелись, а значит, почва для лженауки сохранилась.
Лженаука даже развивается, она развивается параллельно науке, поскольку начинает использовать научные понятия и законы для «объяснения» прежде «необъясненных вещей», фактически лженаука пытается интегрироваться в науку, она тянется вверх по научному древу, как лиана, достигая при этом вершины без собственного крепкого ствола. Этот механизм формирования лженаук на основе достигнутого научного знания является универсальным, отличает лженауки то, что они только адаптируются к науке, и не развивают познание, как это делает наука. Объяснение, которые делает лженаука на основе научных познаний, является довольно примитивным связыванием аналогий, связи доказанного наукой и аналогичного недоказанного. <…>.
Лженаука, интегрируясь в науку, не только сохраняет себя, но даже пытается укрепить свои позиции, так сказать, приобрести больше научности, найдя всему «необъяснимому» объяснение через термины и понятия науки. В некоторых случаях, лженаука даже принуждает науку, можно сказать эксплуатирует в своих интересах, как, например, это было с Туринской плащаницей или поиском Ноевого ковчега, когда религия пыталась заставить науку исследовать свои тезисы.
Не только развитие науки дает лженаукам и религии больше понятий, неуместно манипулируя которыми можно имитировать любую «реальность» и объяснить любые явления, лженауку в большей степени стимулирует неразвитость науки. Лженауки развиваются особенно плодотворно в тех областях познания, где наука ещё не развилась, в тех уровнях, которые наука не достигла и потому не только есть повод для существования лженауки, но есть и безопасность от опровержения официальной наукой. Особенно способствуют развитию лженаук те направления познания, в которых наука нашла трудности развития, и либо слишком медленно, либо безрезультатно стремится познать эти направления, иначе говоря, особо благоприятные условия для лженаук складываются, когда в науке возникает кризис.
Неизученные области познания, невозможные и опровергнутые явления составляют собой своеобразную «темную сторону» познания, которая на «просвещена» наукой, это та область познания, в которой зарождаются и существуют большинство концепций лженаук. Величина «темной стороны» тем больше, чем слабее развито познание, и характеризует всю науку человечество в целом на данный период развития. Однако понятие «темной стороны» можно применить к мировоззрению каждого человека, которое зависит от уровня его образованности, чем ниже образованность, тем больше «темная сторона» в его мировоззрении, поэтому до сих пор существует, например, обожествление молний у диких племен, но даже у ученых с высокими научными званиями «темная сторона» в мировоззрении больше, чем уровень «темной стороны» человечества, поскольку самый лучший специалист может познать только часть накопленных знаний человечества в пределах своей науки или наук, проще говоря, физик не понимает биологии, биолог не понимает математики и т.д., поэтому органы по борьбе с лженаукой должны включать специалистов из разных областей познания.
Лженауки сильнее проникают туда, где «темная сторона» больше, то есть «знание — свет, а незнание — тьма и лженаука». Лженаука и религиозные секты подобно плесени распространяются тогда и там где формируются неблагоприятные условия для развития науки, где ослаблено общество (социальные кризисы) и там где при всем этом есть денежные средства, в таких условиях развиваются и ведут идеологическое разложение многие явления, среди которых лженаука и религиозные секты».

(Савинов С.Н. Методология лженаук. 24.06.2008г. Сайт www.ateism.ru.)

* * *

N 36. 01.10.14г.

продолжение см. в статье 2.5. Тантра как Древняя Наука. (ч.4, ч.5, ч.6, ч.7, ч.8).