Статья 2.5. Тантра как Древняя Наука. (ч.3).

«Книжные прилавки, страницы периодики, телепрограммы, интернет-сайты и форумы полны антинаучной белиберды. Искренне сочувствуя жертвам лженауки, попробуем составить определитель лженауки, подобно определителям опасных животных и ядовитых грибов» (см. Энциклопедия практической психологии. Сайт www.psychologos.ru.).
«Особенно очевидна размытость граней между квазинаукой, паранаукой, псевдонаукой и лженаукой. Тем более что в ряде случаев явно паранормальные, оккультные или мистические вымыслы сознательно маскируются под научные теории или выдаются за открытия. Попробуем разобраться с терминологией. Эта амбивалентность (двусмысленность) дана уже этимологически. Квази (от лат. quasi — якобы, как будто) означает «мнимый», «ненастоящий» и в то же время «почти», «близко». Квазинаука — это область такого знания, в котором в разной степени и пропорции содержатся ложные и, возможно, истинные утверждения и которая может содержать утверждения как фактуального, так и сфальсифицированного характера. Образно говоря, это что-то близкое к науке, но не наука. Пара (от греческого par? — возле, мимо, вне) как часть сложных слов означает находящееся рядом, отклоняющееся от нормы или нарушающее что-либо. Как видим, слова «квази» и «пара» близки по своему смыслу. Термин «паранаука» относится к утверждениям или теориям, которые в большей или меньшей степени отклоняются от стандартов науки и содержат в себе как существенно ошибочные, так и, возможно, истинные положения. Близость по смыслу понятий «квазинаука» и «паранаука» позволяет использовать их как синонимы. Понятия лженауки и псевдонауки семантически более определенны и практически также синонимичны. Псевдо (от греческого ps?udos — ложь) — часть сложных слов, означающих «ложный», «мнимый». Лженаука — это такая теоретическая конструкция (и, не исключено, соответствующая ей практика), содержание которой, как удается установить в ходе независимой научной экспертизы, не соответствует ни нормам научного знания, ни какой-либо области действительности, а ее предмет либо не существует в принципе, либо существенно сфальсифицирован. Между тем, все идентифицированные выше феномены объединяет одна общая черта — их претензия быть истиной и иметь статус науки. Отдельная проблема — это антинаука. <…>. Когда мы говорим о квазинауке, паранауке, псевдонауке и лженауке, то при этом важно различать ошибку в научном исследовании и квазинауку или лженауку. <…>. Отдельной проблемой является психологическая сторона квазинауки и паранауки. <…>. С точки зрения научного скептицизма, являющегося важной компонентой свободного исследования, особенно важно установление типичных признаков и истоков квазинауки и лженауки» (см. Теория практического мышления. Российское гуманистическое общество. Сайт www.humanism.ru.).

* * *

2. «КОНЦЕПЦИЯ» НАУКИ.

(продолжение)

2.3. ЧТО ТАКОЕ ЛЖЕНАУКА?

«Книжные прилавки, страницы периодики, телепрограммы, интернет-сайты и форумы полны антинаучной белиберды. Искренне сочувствуя жертвам лженауки, попробуем составить определитель лженауки, подобно определителям опасных животных и ядовитых грибов.
Лженаука (псевдонаука, квазинаука, альтернативная наука, неакадемическая наука) — деятельность, имитирующая науку, но по сути таковой не являющаяся. Главное отличие лженауки от науки — это построение лженауки на основе ошибочных данных и/или отрицание возможности опровержения, тогда как наука основана на фактах и постоянно развивается.
Для лженауки характерно явное отсутствие научного подхода (необъективность, опора на ошибочные либо заведомо ложные сведения и т.д.).
В.Гинзбург, Нобелевский лауреат по физике 2003г.: «Лженаука — это всякие построения, научные гипотезы и так далее, которые противоречат твёрдо установленным научным фактам. … Лженаука — это то, что заведомо неверно»».

(Энциклопедия практической психологии. Сайт www.psychologos.ru.)

«Лженаука — это такая теоретическая конструкция (и, не исключено, соответствующая ей практика), содержание которой, как удается установить в ходе независимой научной экспертизы, не соответствует ни нормам научного знания, ни какой-либо области действительности, а ее предмет либо не существует в принципе, либо существенно сфальсифицирован. Фальсификация данных происходит в политических, религиозных, экономических или личных целях.
Опасность лженауки заключается в том, что она, пользуясь авторитетом науки, паразитирует на ней. Никакого вклада в развитие подлинной науки псевдонаука не вносит, однако претендует на те привилегии, которыми обладают ученые. Нередко среди представителей псевдонауки встречаются настоящие мошенники, пользующиеся тем доверием, которое испытывает современный человек к научному знанию. Массовое сознание, которое не видит разницы между наукой и псевдонаукой, нередко сочувственно относится к псевдоученым, которые, в отличие от настоящих ученых, стремятся находиться на виду. Поэтому следует четко представлять себе, что такое псевдонаука, знать, чем она отличается от подлинной науки».

(Лженаука. Сайт www.slovensk.info.)

«Псевдонаука (также лженаука) — это любая методология или система взглядов, которая претендует на научность, но которая не в состоянии соблюдать стандарты методологии и доказательств, являющихся отличительной характеристикой действительной науки. Хотя псевдонаука и рассчитывает на получение научного статуса, в ней нет ничего научного.
Деятели псевдонауки часто используют научную терминологию, называя свои догадки теориями, либо законами, часто предоставляя наблюдаемые свидетельства, экспертные оценки или даже развивая математические теории своих идей. Тем не менее, в псевдонауке на деле нет стремления следовать научному методу, обеспечивающему фальсифицируемость предсказаний, равно как и нельзя встретить двух одинаковых результатов, полученных независимо. Псевдоучёные часто употребляют тактику неверного использования научного метода.
Таким образом, псевдонаука является деятельностью, которая имитирует научный стиль и язык (терминология, формулы, графики), но которая не имеет отношения к реальности. Причина того, почему псевдонаука стремится получить научный статус, состоит в том, что неспециалисту бывает трудно отличить науку от псевдонауки. <…>.
В русскоязычной академической среде чаще используется термин «лженаука». Здесь используется термин «псевдонаука» как обладающий меньшей эмоциональной окраской».

(Энциклопедия. РациоВики. Сайт www.ru.rationalwiki.org.)

«Член комиссии РАН по борьбе с лженаукой В.Кузнецов в интервью «Газете.Ru» объяснил, почему чрезвычайно важно бороться с уфологами и прочими псевдоучеными. Будучи директором Института земного магнетизма, ионосферы и распространения радиоволн им. Н.В.Пушкова (ИЗМИРАН), он также рассказал о загадках Солнца и том, почему оно до сих пор притягивает исследователей. <…>.
Вопрос: Насколько известно, вы являетесь членом комиссии РАН по борьбе с лженаукой. Расскажите, пожалуйста, читателям о том, как работает эта комиссия. Распространяется ли ее влияние на лженаучные передачи, зачастую показываемые по ТВ?
Ответ: Считаю для себя это весьма важным вопросом. Поэтому, в частности, несмотря на свою занятость, никогда не отказываюсь от чтения лекций, так как иначе нас заменят уфологи и лжеученые. Уже было немало лекций, ТВ-передач и фильмов с моим участием, но и здесь возникали всякие коллизии, когда, например, мои записи и записи других коллег по этой теме нарезались и вставлялись между выступлениями уфологов и прочих псевдоученых, чтобы, на усмотрение составителей, это было поинтересней для телезрителей, а на самом деле из этой компиляции получалась настоящая лженаука.
Границ для борьбы с лженаукой быть не должно — все СМИ и телевидение в первую очередь, как самое доступное и массовое. Нужно понимать, что государство вкладывает деньги в научные исследования, чтобы добывать истинные знания о природе и ставить их на службу обществу, а лженаука — это как компьютерный вирус, мешает и к тому же дезинформирует простых людей».

(Лженаука — это как компьютерный вирус. Сайт www.gazeta.ru/science/.)

«Лженаука (псевдонаука) — имитация научной деятельности с использованием грязных, недостоверных, заведомо фальшивых и/или неопровержимых концепций». <…>.
А.Б.Мигдал (1982): «Когда система заблуждений преподносится под видом научной теории, ее называют лженаукой. К сожалению, это слово часто употребляли лжеученые, порочившие подлинные научные достижения, например, пытавшиеся привесить ярлык лженауки кибернетике, молекулярной биологии, генетике, теории относительности. Но другого слова не придумано, и — хочешь не хочешь — придется пользоваться этим. Как установить, где наука и где лженаука, особенно если речь идет об истинах, еще не установленных окончательно? Ведь истина одна, а заблуждений неисчислимое множество». «Лженаука — это попытка доказать утверждение, пользуясь ненаучными методами, прежде всего выводя заключение из неповторяемого неоднозначного эксперимента или делая предположения, противоречащие хорошо установленным фактам». «У лженауки есть устойчивые, почти непременные черты. Одна из них — нетерпимость к опровергающим доводам. К этому надо добавить претенциозность и малограмотный пафос. Лжеученый не любит мелочиться, он решает только глобальные проблемы и по возможности такие, которые не оставляют камня на камне от всей существующей науки. Как правило, работ меньшего значения у него никогда не было. У него самого нет сомнений, задача только в том, чтобы убедить тупых специалистов о своей очевидной правоте. Почти всегда он обещает громадный, немедленный практический выход там, где его не может быть, Далее, почти без исключения — невежество и антипрофессионализм, очевидные любому серьезному специалисту. И, наконец, — агрессивность. Лженаука пытается доказать свою правоту, не гнушаясь никакими приемами. Можно и нужно протестовать против несправедливой оценки работы, но стремиться изменить общественное мнение следует принятыми в науке способами» (Мигдал А.Б. Отличима ли истина от лжи? // Наука и жизнь. 1982г. № 1, стр. 60-67)».

(Сайт www.mizugadro.mydns.jp)

«Теперь о том, что такое лженаука. Само слово говорит о том, что это — теоретические построения, основанные на лжи, т.е. на сознательных искажениях Истины: на фальсификации фактов, на сознательных логических ошибках и т.п. Такая научная нечестность исследователя часто обусловлена желанием любой ценой завоевать положение в научном мире или у власть предержащих, заработать деньги, а также другими ненаучными мотивами. Очень часто лженаучные построения являются компонентом массового идеологического «промывания мозгов», политтехнологии, манипулирования общественным сознанием, нацеленных на укрепление власти тех или иных социальных групп.
Лженаучные теории отличаются от заблуждений, которым может быть подвержен любой, даже самый честный исследователь. Просто шёл человек по лесу и заблудился. Это период его личного творческого кризиса, период проблем, парадоксов, тупика. Но если человек сохраняет в себе божественную искру стремления к Истине, к ясности Знания, если он внутренне честен (и чист), он со временем выберется из любого тупика-заблуждения, освободится от устаревших мыслительных форм и найдёт новые. Совершит свою внутреннюю «научную революцию». Лишь бы хватило на это времени его жизни. По этому поводу А.А.Любищев сказал: научные теории прошлого — это не кладбище руин, а собрание недостроенных архитектурных ансамблей.
Менее честный исследователь может долго жить в заблуждении, не видя (или не желая видеть) парадоксов и проблем, выдавая тупик за абсолютное Знание, за конец научного поиска. Так, в конце XIX в. многие физики полагали, что физика вывела все основные уравнения, познала все фундаментальные Законы Природы, и теперь остаётся только прикладывать их к конкретным объектам. Самое интересное, что многие современные учёные считают также в отношении современной официальной науки… История науки, как видно, мало кого чему-либо учит…».

(Паранаука. Сайт www.club.itdrom.com.)

«Научный фрик (англ. freak — странный человек, чудак, урод) — это относительно новое словосочетание, обозначающее немногочисленную часть общества, невежественную и противопоставляющую себя научному сообществу. Одно из самоназваний этой публики — «альтернативщики» («альты»), т.е. занимающиеся некой «альтернативной наукой». Не все шарлатаны принимают этот термин, именуя себя истинными учеными. Отрицая научные данные, фрик рассматривает свое мнение как единственно верное. Главные темы Фрикопедии — лженаука и ее направления, фрики с их теориями, а также прочие проявления мракобесия. Фрикопедия не ограничивается лишь традиционно научными извращениями. Астрология, экстрасенсорика и прочие направления, для которых характерно построение теорий и использование научного аппарата, или, по крайней мере, его подобия, так же являются объектом нашего интереса. Экстрасенсы, целители, маги и прочая нечисть — список шарлатанов постоянно пополняется. Однако следует понимать, что лженаука это не философия, религия, фантастика или юмор.
Зачем это нужно? Лженаука — тема, вызывающая в последнее время все больший интерес. Из маргинального направления она превратилась в хорошо организованную силу, обладающую немалыми финансовыми возможностями. Деятельности научных фриков посвящены сайты и интернет сообщества. Существует даже комиссия РАН по борьбе с лженаукой. Однако объектом внимания во всех случаях являются, как правило, лишь отдельные факты.
Фрикопедия позволяет объединить и систематизировать имеющуюся информацию. Это дает возможность получить общие сведения о тех или иных лженаучных направлениях, проследить их историю и основные этапы развития. Кроме того Фрикопедия представляет из себя хорошо структурированный справочник по лжеученым и список шарлатанов, который всегда может быть дополнен и исправлен. Надеемся, что Фрикопедия будет полезна всем тем, кого интересует лженаука, серьезно или «just for lulz»».

(Фрикопедия. Энциклопедия лженауки. Сайт www.freakopedia.ru.)

«В человеческой культуре помимо науки существует псевдонаука или лженаука. К псевдонаукам относятся, например, астрология, алхимия, уфология, парапсихология. Массовое сознание либо не видит разницы между наукой и псевдонаукой, либо видит, но с большим интересом и сочувствием воспринимает псевдоученых, испытывающих, по их словам, гонения и притеснения со стороны закостеневшей «официальной» науки. Культурному человеку необходимо иметь представление об истинной ценности псевдонауки, ее исторических, психологических и социальных корнях и характерных признаках.
Псевдонаука — социально-психологическое явление, которое, выполняя в обществе функции, не связанные с получением достоверного и практически эффективного знания, претендует на статус и авторитет науки. Популярность псевдонаук свидетельствует, что их существование обусловлено серьезными социальными и психологическими причинами.
Псевдонаука отличается от науки, во-первых, содержанием своего знания. Утверждения псевдонаук не согласуются с установленными фактами, не выдерживают объективной практической проверки.
Во-вторых, псевдонаука отличается от науки структурой своего знания. Псевдонаучные знания фрагментарны и не вписываются в какую-либо интегральную картину мира. Отличить псевдонаучное знание от научного по его содержанию и структуре можно, но это не всегда легко, так как требует обширных и глубоких познаний. Легче отличить псевдоученого по используемой им методологии.
Для псевдонаук характерны следующие методы получения, проверки и распространения знания.
1. Некритический анализ исходных данных. За достоверные факты принимаются легенды, мифы, рассказы из третьих рук и т.д.
2. Пренебрежение противоречащими фактами. Интерес проявляется лишь к материалу, который можно истолковать в пользу доказываемой концепции, все остальное просто не рассматривается.
3. Неизменяемость взглядов, несмотря ни на какие возражения. Настоящие ученые не стесняются признаться в ошибке. Не стесняются потому, что есть уверенность в научном методе познания, который гарантирует устранение ошибок.
4. Отсутствие законов. Излагается не концепция, а рассказ или сценарий, по которому, по мнению автора, происходили определенные события.
5. Нарушение общепринятых этических норм. Это в наибольшей степени относится к девиантной науке. Подтасовывать результаты экспериментов, подгонять решения под заданный ответ означает не просто давать неверную информацию (от ошибок никто не гарантирован), но поступать аморально».

(Наука и псевдонаука. Сайт www.libsid.ru)

«Согласно Википедии, псевдонаука — деятельность или учение, осознанно или неосознанно имитирующие науку, но по сути таковыми не являющиеся. Другое распространённое определение псевдонауки — «мнимая или ложная наука; совокупность убеждений о мире, ошибочно рассматриваемая как основанная на научном методе или как имеющая статус современных научных истин». Близкие по значению термины: «паранаука», «квазинаука», «альтернативная наука», «неакадемическая наука».
Э.П.Кругляков. Лжеученые и лженаука грозят превратить Россию в страну дикарей (см. сайт www.atheismru.narod.ru): Колоссальный урон наука, да и вся страна понесла от кипучей деятельности лжеучёных, активно использовавших либерализацию жизненного уклада для собственной выгоды. Лженаука пустила в нашем обществе такие прочные корни, что Российской Академии Наук даже пришлось создать специальную комиссию по борьбе с этим явлением».
«Упомяну самую, пожалуй, характерную черту лжеучёных: они регулярно нарушают научную этику. Сделал открытие — опубликуй статью в научном журнале, а уж потом обращайся в средства массовой информации. Лжеучёные действуют с точностью до наоборот: «бомбят» СМИ, игнорируя научные журналы. «… лженауку интереснее и легче воспринять непрофессионалам: она обещает чудеса, причём прямо сейчас. Другое дело, что обещания лжеучёных никогда не сбываются. Но несбывшиеся обещания быстро забываются!».
С.Н.Савинов. Методология и систематика лженаук. 29.03.2009г. (Сайт www.allscience.ru.). «Лженаукой являются все учения, претендующие на познание, но которые не соответствуют современному уровню развития науки», — т.е., если работа хоть немного опережает этот уровень, то уже явная лженаука». Формулировка и обобщение понятия лженауки. Описание и выявление основных характеристик. Классификация. Статья посвящена лженауке как распространенному явлению в познании. Проведен междисциплинарный, системный анализ явления лженауки с целью определения методологии лженаук, основных характеристик и классификации лженаучных концепций. Обобщение понятия лженауки позволит рационализировать мероприятия по контролю и ограничению развития и распространения лженаук.
«Наука и лженаука, ученые и лжеучены» — большая и острая дискуссия на форуме журнала «Наука и жизнь», сайт wwwnkj.ru. Дискуссия о лженауке на форуме CNEWS.ru.
В.П.Гудков, выпускник факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, автор многих научных и научно-популярных работ в области практической психологии (см. В.П.Гудков. Заметки о лженауках и их сторонниках. Сайт russzastava.narod.ru.) с профессиональным интересом следит за антинаучными тенденциями и в нашей стране, и за рубежом: «… в борьбе со всяческими проявлениями лженауки нельзя ограничиваться только проведением «независимой и объективной экспертизы, рецензированием работ», как это предложено в резолюции Международного симпозиума по лженауке (см. «Наука и жизнь» 2001г. № 12).
От активной обороны необходимо перейти к широкомасштабному наступлению, «расставив точки над i», провести системное исследование шарлатанства в гносеологическом и социально-психологическом аспектах с освещением результатов этих исследований в средствах массовой информации, чтобы любой гражданин знал, что такое лженаука и кто ее апологеты на самом деле».

(Лженаука и лжеученые. Сайт www.nauki-online.ru.)

«Причины популярности лженаучных теорий заключаются, с одной стороны, в общем кризисе культуры современности и поисках новых ценностей, а с другой — в тяготении человека к чуду. Более многообразны личные причины, заставляющие человека заняться лженаукой: стремление к славе или деньгам, искреннее заблуждение или заказ. Исходя из этого, можно дать следующее определение.
Лженаука — это фальсификация научных данных в политических, религиозных, экономических или личных целях. Лженаука использует в своих построениях научную терминологию, выступает от лица различных организаций и «академий», маскирует свою деятельность учеными степенями и званиями, широко использует средства массовой коммуникации и государственные структуры, осуществляет широкую издательскую деятельность. Поэтому человеку (даже специалисту) зачастую сложно найти критерии для того, чтобы отличить лженауку от настоящей науки. Тем не менее, можно выделить некоторые общие показатели лженаучности.
Обычно ненаучны:
— концепции, направленные на отрицание всей предшествующей науки. Как правило, даже самая «сумасшедшая» концепция, если она верна, согласуется с рядом законов и ранее подтвержденных фундаментальных принципов. Например, теория относительности Эйнштейна не отменила механику Ньютона, а только ограничила ее определенными условиями;
— всеобщие и глобальные теории — от новой теории устройства Вселенной до изобретения «лекарства от всех болезней». В век постоянного увеличения объемов информации трудно быть специалистом во всех областях и учесть все факторы, необходимые для глобальной «теории всего»; таким теориям противоречит и все более осознаваемая сложность мира. Подобные идеи также обычно отличаются излишним пафосом и самовосхвалениями;
— теории, отличающиеся туманностью и непонятностью доказательств. Самые сложные научные теории можно объяснить простым языком; если понятия принципиально не определимы, то, скорее всего, такая расплывчатость маскирует отсутствие доказательной базы;
— бессистемные и внутренне противоречивые теории, что указывает на безграмотность автора. Верно и обратное: безграмотная работа обычно бессмысленна;
— теории, в которых смешиваются научные термины и понятия из сферы мистики или религии (например, «карма», «благодать», «космические вибрации» и пр.) или обычным понятиям придается «сокровенный» смысл (Свет, Начало, Разум, Природа и т.д.);
— непроверяемые теории, поскольку они основаны на нерациональной вере. Например, ссылки на космический разум, гармонию Вселенной или откровение не поддаются научной проверке.
Сторонники лженауки часто выдвигают новые гипотезы не для получения нового знания, а для дополнительной поддержки своих теорий. <…>.
Лженаука обычно оформляется в виде эзотерики, мистики, сектантства, фальсификаций и спекуляций, информационного и политического заказа и т.д. Она редко является безобидной: практически все ее формы оказывают негативное воздействие на психику человека. Поэтому терпимость по отношению к ней не должна простираться до слишком широких пределов: психическое здоровье общества, подрываемое верой в лженауку, не менее важно для будущего, чем здоровье физическое».

(Лженаука. Сайт www.grandars.ru.)

«Наука — важный феномен человеческой культуры. Важный, но далеко не единственный. За пределами науки лежат поэзия, театр, религия и многие другие феномены культуры. Математический опыт подсказывает, что дополнение науки разумно называть ненаукой. Стоит подчеркнуть, что в ненауку входят многие замечательные вещи, часть из которых уже упомянута. Есть и менее привлекательные явления. Одно из них — псевдонаука.
Что такое псевдонаука? Часто спрашивают: «Почему Вы не даете строгого определения псевдонауки?». Отвечаю. Дело в том, что псевдонаука, как и наука, относится к вещам, которые легче указать, чем определить строго. Для понимания, о чем идет речь, достаточны образные указания: «псевдонаука — альтернативная наука», «псевдонаука — кривое зеркало науки» или «псевдонаука — тень науки» (в смысле Е.Шварца). Открою все же небольшую тайну — мне самому особенно близко определение: «псевдонаука — это то, что не так».
Псевдонаука, как и наука, делится на разделы. Некоторые разделы псевдонауки не имеют аналогов в науке. Обычно в этой связи указывают уфологию, астрологию и хиромантию. Важно отметить, что основные классические науки имеют свои псевдонаучные аналоги. Псевдонаука искажает основные разделы науки. Например, существуют псевдоматематика и псевдофизика. Натурфилософия наших дней искажает философию и принадлежит псевдонауке.
К счастью, псевдоаналоги классических разделов науки значительно беднее по содержанию и объему, чем их прообразы. Далеко не все научные теории имеют разработанные псевдоаналоги. В частности, есть псевдохронология, но нет псевдотопологии и псевдогидродинамики. Этой бедности псевдонауки есть простое объяснение: для того, чтобы исказить какую-нибудь содержательную теорию, ее надо хоть в малой степени знать и понимать. Мне не известны псевдонаучные сочинения по теории кобордизмов. По-видимому, их и не будет, так как добраться до понимания слова «кобордизм», взятого из современной топологии, непросто. Псевдонаучных теорий, относящихся к первичным математическим и физическим понятиям числа, точки, длины и времени, пруд пруди. Конечно, вклад таких псевдотеорий в культуру лежит за пределами науки.
Убожество, бедность и неполнота псевдонаучных теорий — лакмусовая бумага для теста различения науки и псевдонауки. К сожалению, тест на неполноту недостаточен. Есть псевдонауки, поражающие обилием материала. Для них годятся тесты на претенциозность и локальную правильность. Нет псевдонауки, которая не заявляет о своих колоссальных преимуществах над традиционной наукой. Нет псевдонауки, не основанной на использовании антинаучных технологий, среди которых шаманство вместо доказательств, апелляция к классикам, туманные определения, отсутствие логики и самокритичности. Этот список родовых черт псевдонауки легко продолжит любой учёный. Тесты на неполноту, претенциозность и локальную правильность, невзирая на свою простоту, весьма сильны. Их эффективность подтверждена практикой выявления подавляющего большинства псевдонаучных теорий.
Что такое лженаука? Внутри псевдонауки существует злокачественное образование — лженаука. Есть много различных определений этого феномена. Мне нравится самая простая и четкая формулировка: «лженаука — это псевдонаука, существующая на деньги науки». Псевдонауке наука не оппонирует. Наука на псевдонауку указывает. Наука смеется над псевдонаукой и от нее отмежевывается. Лженауку, паразитирующую на теле науки, наука изживает».

(С.Кутателадзе (профессор). Наука, псевдонаука и лженаука. Сайт www.math.nsc.ru)

«Псевдонаука (или лженаука) — это система взглядов и представлений, основанных на ложных ненаучных принципах. Тема роли и места псевдонауки вызывает в последнее время всё больший интерес. Совсем недавно, как бы подтверждая вышесказанное, была создана комиссия РАН по борьбе с лженаукой. Из маргинального течения, лженаука в современности превратилась в хорошую и организованную силу, которая располагает немалыми финансовыми и другими возможностями. Основным оправданием и одновременно толчком для дальнейшей деятельности псевдоучёных является так называемый «эффект Галилея» — сравнение себя с Галилео Галилеем, который подвергался гонениям за попытку распространения своих научных теорий, которые в свою очередь противоречили утвердившимся представлениям о мире того времени.
Список псевдонаучных течений постоянно растет. Это происходит по мере развития человечества, знаний об окружающем мире и изменения воззрений. Примером может послужить социология. Появившись в конце XIX в., социология долгое время не признавалась наукой. «Лженаука для буржуев» — так характеризовалась социология в советское время в нашей стране, и даже была под строжайшим запретом. Сейчас социология проникла практически в любую отрасль человеческой деятельности и занимает важное место в системе научного знания. Протонауки (предшественники современной науки) также пополняют лженаучный список. Они достигли определенного успеха в далеком прошлом и дали толчок для развития многих важных на сегодняшний день учений (алхимия — химия, астрология — астрономия). Сюда же можно отнести и различные психологические, политические учения, которые пересекаются с религией (валеология, гомеопатия, дианетика, френология, энвайронменталогия). Эти течения внесли огромный вклад в становление иммунологии, фармакологии. Также существуют альтернативные науки — некорректные попытки основания новой науки в противопоставление уже существующей (информациология, новая хронология, яфетическая теория). У таких лженаук как криптозоология, уфология непонятен даже объект исследования. Как можно исследовать то, наличие чего объективно еще не установлено? (НЛО, снежный человек и другие чудовища).
Феномен псевдонауки стал предметом изучения для многих наук. Не осталась в стороне и философия. Уже на протяжении более чем ста лет философия науки ищет ответ на вопрос: «Где граница между наукой и псевдонаукой?». Этот вопрос весьма спорный несмотря даже на то, что во время поиска на него ответа были достигнуты некоторые результаты. В частности определения научной методологии. Некоторые же философы считают, что ответа на этот вопрос нет — невозможно раз и навсегда провести четкую грань между наукой и псевдонаукой, и необходим частный подход. В настоящее время в философии науки выработаны скорее частные критерии демаркации между наукой и ненаукой, чем общие. Теория дрейфа материков, космология, шаровая молния, радиационный гормезис, остеопатия — примеры изначально псевдонаучных теорий, которые шагнули в мир рационального. Таким образом, в науке создается некая последовательность теорий, где каждая последующая теория вытесняет собой предыдущую, добавляя к ней новые условия (теория Имре Лакатоса). Несовершенство знаний об окружающем мире — важнейшая проблема, которая стоит перед философами при поиске границ между наукой и лженаукой. Всё же можно выделить некоторые признаки, характерные для псевдонаучных теорий:
— Апелляция в первую очередь к СМИ, а не к научному сообществу;
— Обещание быстрого эффекта;
— Претензия на революционное открытие;
— Использование в попытках доказательства какой-либо теории феноменов, которые ранее не были фиксируемы официальной наукой (торсионные поля, энергия ауры);
— Жалобы на гонения представителями другой науки.
— Отсутствие возможности проверки на «степень бредовости» Нильса Бору (возможность независимой проверки).
Взаимодействие науки и псевдонауки имеет не только философский аспект, но и политический, религиозный, социальный, экономический. В современном мире наука — это уже не просто вид познавательной деятельности. Это уже и инструмент борьбы за власть, и один из многих способов обогащения, и путь к обретению душевного спокойствия. Право на существование есть у любой теории, пока эта теория не нарушает такого же права другой теории. А с приставкой «лже» эта теория или нет, решать каждому из нас».

(В.Коротин. Псевдонаука в современном мире:
Философский аспект. Сайт www.sankt-petersburgpost.ru.)

«Казалось бы, есть все основания смотреть в будущее с оптимизмом. Однако не все так безоблачно. В обществе существуют влиятельные силы, заинтересованные в снижении роли науки. Об одной из этих сил пойдет сегодня речь. Вот высказывания одной из наших газет с большим тиражом: «…над новой наукой, проникающей в ключевые тайны мироздания, нависла старая угроза — со стороны Российской Академии Наук, организовавшей Комиссию по борьбе с лженаукой». О том, что подразумевается под «новой наукой», мы поговорим позднее, а сейчас еще одна цитата: «Пасуя перед сложнейшими загадками, которые задает нам природа, РАН торопится обозвать лжеучеными тех исследователей, которые рискуют работать на переднем крае познания».
Приведенные цитаты — это не точка зрения невежественного журналиста, это заказ. Идет систематическое преднамеренное оболванивание населения через СМИ. Страшно становится от одних только заголовков: «Бытовые лазеры убивают человеческую кровь», «Крах классической физики», «Чудовища-кровопийцы возвращаются», «Российские физики открыли новое смертоносное излучение».
Дикая отрава, которой скармливают людей, ведет к одичанию общества, к планомерному воспитанию людей обреченных, для которых все заранее предопределено. Людей отучают мыслить критически, но приучают верить. Кстати, такие же попытки предпринимаются и в сфере образования. Что бы там ни говорили апологеты реформ, но уровень образования в России стремятся понизить. Об этом не раз писал академик В.И.Арнольд, так что не буду развивать эту тему. Замечу лишь, что в данном направлении кое-какие «успехи» уже достигнуты.
Кому же нужно загонять страну в Средневековье? Людьми, не способными критически мыслить, не знакомыми с логикой, легко манипулировать. Если подавить науку (в таком случае образование само захиреет), начнется золотой век, к примеру, для бизнесменов, зарабатывающих на продаже населению совершенно абсурдных «приборов», излечивающих до 350 (!) разнородных болезней, и для коррумпированных чиновников, поддерживающих преступный бизнес.
Уже сегодня ситуация с рынком медицинских приборов выглядит совершенно ненормальной. Назойливо рекламируются приборы квантовой медицины и бессмысленные циркониевые браслеты, возникла целая серия устройств, улавливающих излучение больных клеток, усиливающих его и возвращающих «в противофазе» больным клеткам, после чего мгновенно происходит исцеление. Разные жулики по-разному варьируют идею: кто-то направляет излучение больных клеток на них же, используя эффект усиления за счет интерференции. Кто-то направляет на больные клетки излучение здоровых… Удивительно, что «приборы», как правило, имеют разрешение Минздрава России или главного санитарного врача, так что несчастных больных людей грабят на законном основании.
Гвоздь минувшего сезона — нейтринный генератор для лечения онкологических заболеваний в любой стадии. Автор этого «шедевра» производит нейтрино при прохождении акустической волны через вакуум. Даже школьники должны знать, что звуковая волна через вакуум пройти никак не может, но автор этого бреда, представляющийся профессором, твердо стоит на своем. Не смущает изобретателя ни то, что физикам для регистрации одиночных частиц нейтрино приходится создавать детекторы в сотни тонн, ни то, что нейтрино, родившиеся в центре Солнца, практически без затруднений выходят на его поверхность, свободно проходят сквозь толщу Земли. По тому, насколько беззастенчиво некоторые из упомянутых устройств проталкиваются в различные регионы страны, можно судить о масштабах коррупции высокопоставленных медицинских чиновников.
Сегодня лженаука проникла во многие органы государственной власти — в Минобороны, МЧС, МВД, в Государственную Думу. Большинство ученых до сих пор не осознают степени опасности, нависшей над наукой. Но некоторые ученые (и не только члены нашей комиссии) обеспокоены ростом влияния лженауки. Выступая в Ватикане незадолго до конца прошлого столетия, академик В.И.Арнольд сказал: «Учитывая взрывной характер всевозможных псевдонаук (вроде Астрологии), во многих странах в грядущем столетии вполне вероятно наступление новой эры обскурантизма, подобной средневековой. Нынешней расцвет науки может смениться необратимым спадом, подобным тому, который произошел с живописью после итальянского Возрождения». По мнению известного американского философа П.Куртца, «мы живем в такое время, когда прогресс науки на границах знания является беспрецедентным. В то же самое время антинаука, псевдонаука и вера в паранормальное растут, бросая вызов жизнеспособности научного исследования». Лженаука располагает сегодня огромными возможностями. Совершенно ясно, что полностью уничтожить ее — задача нереальная. Однако если наши планы удастся реализовать, у лженауки появятся очень большие трудности, как, впрочем, и у недобросовестных чиновников, строящих свое благополучие на союзе с ней. (Э.П.Кругляков — академик, председатель Комиссии РАН по борьбе с лженаукой»)».

(Э.Кругляков. Чем угрожает обществу лженаука? Сайт www.www.atheism.ru.)

«В марте 2007г. журнал «Lancet» опубликовал список двадцати самых опасных наркотиков. Ученые ввели такие критерии, как распространенность вещества, опасность для здоровья, насколько сильно тот или иной препарат вызывает привыкание. Отказаться от некоторых заблуждений людям порой не легче, чем «слезть» с героина или кокаина. Заблуждения могут вынуждать людей избегать приема лекарств, спускать деньги на ветер, ссориться с родными и близкими. Таким образом, заблуждения приносят ущерб образованию, здравоохранению и материальному благополучию граждан.
Цель данного предварительного исследования — оценить, какие распространенные заблуждения являются самыми опасными в современном Российском обществе, основываясь на данных опроса, проведенного в сети Интернет. Участниками опроса стали 155 мужчин и женщин, которым был предложен список из 40 «учений», с кратким описанием их ключевых позиций, а затем был задан ряд вопросов, суть которых приводится ниже. Знаете ли Вы о таком учении? Практикуете ли Вы его? Считаете ли Вы, что учение ложно или Вы склонны доверять ему? Быть может, Вы раньше практиковали или изучали это учение, но разочаровались в нем? Тратите ли Вы или Ваши друзья деньги на нужды, связанные с практикой или изучением этого учения? Пострадали ли от этого учения Ваши друзья или близкие (психологически или физически)?
С использованием результатов опроса были подсчитаны шесть величин, характеризующие каждое из сорока учений. Насколько легко «втянуться» в учение? Насколько сильно привыкание? Насколько велик материальный ущерб, когда-либо нанесенный отдельному человеку? Насколько велик материальный ущерб для общества в целом? Насколько велик ущерб личному благополучию? Насколько велико количество пострадавших от практики данного учения? Все шесть величин считались весомыми в равной степени. По каждому параметру было выбрано шесть выделяющихся учений. Учения, отличившиеся по наибольшему количеству параметров, считались самыми опасными».
10-е место. Нейролингвистическое программирование (НЛП). <…>.
9-е место. Гомеопатия. <…>.
8-е место. Уринотерапия. <…>.
7-е место. Хиромантия. <…>.
6-е место. Целительство. <…>.
5-е место. Фен-Шуй. <…>.
4-е место. Биоэнергология. <…>.
3-е место. Астрология. <…>.
2-е место. Магия. Это учение о том, что с помощью ритуала можно навести на человека беду, «порчу», негативно повлиять на его жизнь, не вступая в непосредственный контакт. Магия также используется, чтобы «приворожить», наслать богатство. Магия — абсолютный лидер по количеству пострадавших среди людей, практиковавших ее, и занимает второе место по вовлеченным в практику денежным затратам (после молитв). И, хотя магия вызывает слабое привыкание, вера в нее является одним из самых опасных заблуждений.
1-е место. Молитвы. В рамках концепции религии существует представление о том, что физические недуги можно эффективно лечить молитвой. Как ни парадоксально, именно на ритуалы, связанные с молитвой, у людей уходит больше всего денег. Это связано с покупкой икон и свечек, пожертвованием в храмах, заказах молитвенных обрядов… Молитвы лидируют по пяти из шести измеренных параметров, занимают второе место по вреду, наносимому здоровью граждан и первое по материальному ущербу для общества. Польза молитв неоднократно проверялась и можно уверенно сказать: эффекта от молитвы на выздоровление людей нет. Существуют научные исследования, показывающее некоторый обратный эффект: больные люди, знающие, что за них молятся хуже поправляются. Предполагаемый механизм — «эффект ноцебо», противоположный эффекту плацебо гомеопатии. «Если за меня молятся, значит совсем плохо дело» — может подумать пациент, теряя надежду. Таким образом, вера в молитвы — самое опасное заблуждение современного общества.
Некоторые учения не вошли в десятку, но показали интересные результаты. Так ясновидение — это самое известное заблуждение. Также можно упомянуть вред от лженаучных диет, вроде тех, что учат людей питаться в соответствии с их группой крови, «чистки» печени, выведение «шлаков» — это примеры опасных для здоровья заблуждений.
Следует отметить, что данная классификация не является точной, в силу ограниченности выборки людей, на которых проведено исследование. Само исследование также выполнено не без изъянов. Однако хочется надеяться, что эта тема привлечет внимание социологов, которые проведут более тщательный анализ этой проблемы, уже по всем правилам науки. Это позволит получить более надежный список самых опасных предрассудков и заблуждений, а так же привлечь внимание общества к подобным проблемам».

(10 самых опасных заблуждений и лженаук. 26.07.2009г.
Сайт www.scinquisitor.livejournal.com.)

«Лженаука — это совокупность идей, основанных на теории, выдвинутой в качестве научной, в то время как научной она не является. Научные теории характеризуются такими особенностями, как:
— они основываются на эмпирических наблюдениях, а не каком-нибудь священном тексте;
— объясняют ряд эмпирических явлений;
— проверяются специфическим эмпирическим образом, при этом проверяются и предварительные гипотезы, следующие из данной теории;
— они подтверждены, а не опровергнуты эмпирической проверкой или проверка произошла с открытием новых фактов;
— обезличена и, следовательно, проверяема любым человеком, независимо от личных религиозных или метафизических убеждений;
— они динамичны и плодородны, приводят исследователей к новым знаниям и пониманию взаимосвязи природного мира;
— им свойственен скептицизм, а не доверчивость, особенно в отношении паранормальных явлений или сверхъестественных сил;
— они фальсифицируемы и не выдвигаются в качестве непогрешимого или догматичного знания.
Некоторые псевдонаучные теории основаны на авторитетных текстах, а не наблюдениях или эмпирических исследованиях. Креационисты, например, делают наблюдения только для подтверждения своих догматов, а не для открытия для себя правды о мире природы. Такие теории являются статическими и не приводят к новым научным открытиям или расширению наших представлений о мире природы. Основная цель креационизма и теории разумного замысла состоит в защите набора религиозных убеждений.
Научная теория, как теория естественного отбора не основывается на тексте. Креационисты искажают истину, когда они называют эволюцию «Дарвинизм», как будто эта наука были основана на вере в непогрешимости слов, найденных в «Происхождении видов». Естественный отбор является одним из нескольких механизмов, выдвинутых учеными для объяснения факта эволюции. Различные теории эволюции, то есть механизмы, которые объясняют, как эволюция происходит, защищаются не из поклонения текстам, но из эмпирических данных из нескольких областей науки: эмбриологии, гомологии, генетики, биогеографии, малекулярной биологии.
Некоторые псевдонаучные теории объясняют то, что неверующие не могут даже наблюдать. Или, если неверующие делают какие-либо замечания относительно последствий этой предполагаемой энергии, их комментарии отражают психологические механизмы, которые заставляют людей верить в такие химеры.
Мы, конечно, не утверждаем, что наука имеет дело только с тем, что можно наблюдать в настоящий момент. Наука часто имеет дело с тем, что, вероятно, имело место в прошлом на основе выводов из эмпирических данных. Наука также часто исследует причинные события, которые не могут наблюдаться такие как вызывание рака сигаретным дымом. Некоторые креационисты утверждают, что поскольку никто не видел кошку, превратившуюся, скажем, в собаку, эволюции не бывает. То есть, они утверждают, что поскольку никто не замечает эволюции одного вида в другой в настоящее время, то эволюции не было. Каждый, кто сделает такое заявление, просто демонстрирует свое незнание того, на что, в самом деле, претендует эволюция. Еще одним признаком невежества относительно того, что эволюция на самом деле заявляет, является утверждение о том, что люди произошли от обезьян или от современных обезьян. Эволюция утверждает, что люди и современные обезьяны имеют общего предка, а не что мы произошли от современных обезьян.
Некоторые псевдонаучные теории не могут быть проверены, так как они подходят под все мыслимые эмпирические данные, например, теория энграмм Рона Хаббарда. Научные теории не только объясняют эмпирические явления, они также предсказывают эмпирические явления. Как мы знаем, научная теория не годится в том случае, если ее предсказания терпят неудачу. Но предсказания не могут потерпеть неудачу, если теория фальсифицируема. Некоторые псевдонаучные теории не могут быть сфальсифицированы, потому что они согласуются со всеми мыслимыми эмпирическими данными. Карл Поппер отметил, что психоаналитические теории, включая фрейдовскую теорию Эдипова комплекса, является псевдонаучными, потому что они, кажется, все объясняют и не оставляют открытой возможность ошибки. Даже противоречивое поведение обратились в поддержку теории.
Некоторые псевдонаучные теории невозможно проверить, потому что они настолько туманны и податливы, что под них можно подогнать что угодно, лишь бы соответствовало теории, например, энграммы, иридодиагностика, теория раздвоения личности и т.п.
Креационисты часто ошибочно считают, что открытия в различных науках, подтверждающие эволюционные гипотезы, это свидетельство того, что эволюционисты не откажутся от своей теории ни за что. Чепуха! Как отмечалось выше, достаточно найти какие-то окаменелости млекопитающих (кролика или овцы) в докембрийских слоях и эволюция должна быть пересмотрена или даже отменена.
Некоторые теории были проверены опытным путем, от этого они не стали более убедительными, а скорее наводят на мысль либо о фальсификации, либо о необходимости значительного количества ad hoc гипотез, подтверждающих их истинность, например, прикладная кинезиология, астрология, биоритмы. Однако, несмотря на, казалось бы, непреодолимые доводы, противоречащие теории, сторонники не отказываются от них.
Креационисты часто указывают на ошибки, сделанные наукой, реальные или воображаемые, для защиты своих убеждений о том, что эволюция не наука, поскольку она будет защищать вещи, которые не соответствуют действительности, а не откажется от своих основных принципов. Чепуха! <…>.
Многие псевдоученые утверждают, что их теории согласуются с известными фактами или прогнозируемыми последствиями, но они не задумываются над тем, что такая согласованность ничего не доказывает. То, что красивая научная теория согласуется с фактами, представляет собой необходимое, но не достаточное условие ее истинности. Очевидно, что теорию, которая перечеркивается фактами, нельзя назвать стройной научной теорией, но и теория, которая согласуется с фактами, не обязательно верна. Например, «гипотеза, согласно которой болезни наступают по вине злых духов, не может быть названа верной только на основании того, что правильным окажется вывод, согласно которому можно избежать болезни, если находиться в стороне от злых духов» (Beveridge, 1957, p.118)».

(Словарь скептика. www.skepdic.ru.)

«Тема 7. Лженаука. Следует отметить, что когда мы говорим о ненаучных идеях и практиках, то невольно сталкиваемся с областью явлений, которые в силу своей пестроты и многообразия образуют весьма неопределенную и трудно расчленяемую совокупность утверждений и соответствующих услуг. Другими словами, между ними трудно провести четкие границы. Их сложно структурировать, хотя бы потому, что их представители и защитники редко бывают последовательны и строги в своих суждениях и желании ясно сформулировать то, о чем они говорят. Особенно очевидна размытость граней между квазинаукой, паранаукой, псевдонаукой и лженаукой. Тем более что в ряде случаев явно паранормальные, оккультные или мистические вымыслы сознательно маскируются под научные теории или выдаются за открытия. Попробуем разобраться с терминологией.
Эта амбивалентность (двусмысленность) дана уже этимологически. Квази (от лат. quasi — якобы, как будто) означает «мнимый», «ненастоящий» и в то же время «почти», «близко». Квазинаука — это область такого знания, в котором в разной степени и пропорции содержатся ложные и, возможно, истинные утверждения и которая может содержать утверждения как фактуального, так и сфальсифицированного характера. Образно говоря, это что-то близкое к науке, но не наука.
Пара (от греческого par? — возле, мимо, вне) как часть сложных слов означает находящееся рядом, отклоняющееся от нормы или нарушающее что-либо. Как видим, слова «квази» и «пара» близки по своему смыслу. Термин «паранаука» относится к утверждениям или теориям, которые в большей или меньшей степени отклоняются от стандартов науки и содержат в себе как существенно ошибочные, так и, возможно, истинные положения. Близость по смыслу понятий «квазинаука» и «паранаука» позволяет использовать их как синонимы.
Понятия лженауки и псевдонауки семантически более определенны и практически также синонимичны. Псевдо (от греческого ps?udos — ложь) — часть сложных слов, означающих «ложный», «мнимый». Лженаука — это такая теоретическая конструкция (и, не исключено, соответствующая ей практика), содержание которой, как удается установить в ходе независимой научной экспертизы, не соответствует ни нормам научного знания, ни какой-либо области действительности, а ее предмет либо не существует в принципе, либо существенно сфальсифицирован.
Между тем, все идентифицированные выше феномены объединяет одна общая черта — их претензия быть истиной и иметь статус науки. К этому следует добавить, что, если установлена ошибочность того, то первоначально можно было квалифицировать как квазинауку или паранауку, то они переходят в разряд псевдонауки или лженауки.
Отдельная проблема – это антинаука. К антинауке относятся различные доктрины и практики, которые рассматривают науку как зло, источник человеческих несчастий, как угрозу самому человеческому существованию. В современном мире нет сколько-нибудь организованных форм антинауки. Ее идеи разбросаны в концепциях постмодернизма, иррационализма, в различных религиозно-мистических учениях. Однако в ряде случаев антинаучные настроения могут приобретать поддержку малообразованных или отсталых слоев населения, а также в условиях теократических режимов, когда наука и просвещение практически отвергаются, заменяясь законами, например, религии.
Когда мы говорим о квазинауке, паранауке, псевдонауке и лженауке, то при этом важно различать ошибку в научном исследовании и квазинауку или лженауку. Ошибка — естественная и неотъемлемая часть научного исследования, поскольку само оно предстает как процесс проб и ошибок, результатом которого является освобождение от ошибок и установление истины. Квазинаука или лженаука не интересуется научным исследованием или истиной. Она интересуется продвижением своих идей в общественное мнение, а лженаучных продуктов — различного рода аппаратов, технологий, предметов ширпотреба типа циркониевых браслетов или кремлевских таблеток — на рынок с коммерческими целями.
Отдельной проблемой является психологическая сторона квазинауки и паранауки. Это могут быть как корыстные амбиции их авторов, так и искренние заблуждения. В случае с псевдонаукой и лженаукой нередко имеет место или упорное и безотчетное (догматическое) нежелание их авторов признать свою ошибку, потерять лицо, положение и т.д., или же умышленное жульничество. С точки зрения научного скептицизма, являющегося важной компонентой свободного исследования, особенно важно установление типичных признаков и истоков квазинауки и лженауки.
Среди многочисленных факторов, порождающих эти квази- и псевдоценности, можно выделить методологические, мировоззренческие или идеологические, психологические, социологические и экономические или прагматические. Как правило, все они связаны между собой и не проявляются в своем чистом и изолированном виде. <…>.
Столь же типично для квазинауки произвольное использование терминов и их неправомерная экстраполяция на другие области знания. Это слова-призраки, оторванные от своей первоначально объективной базы. Хорошо известно, как произвольно трактуются в околонаучной литературе такие фундаментальные понятия, как «поле», «энергия», «информация», «аура» и многие другие. Любопытна трансформация слова «аура». Его первоначальный смысл — веяние (от греческого ?ura) чего-то ядовитого, тлетворного и смертоносного. Аурой естествоиспытатели называют местности, зараженные, скажем, ядовитыми испарениями или газами. Однако, видимо, по эстетическим причинам («красиво звучит») или в результате стихии моды это слово приобрело особый «романтический» смысл и стало исключительно популярным в квазинаучной или мистической литературе.
Не менее распространены такие псевдонаучные понятия, как «энергоинформационный обмен», «биоэнергия», «биополе», «тонкие поля», «информационно-фазовое состояние материальных систем» и т.д. Иногда на базе одного такого термина строятся теории глобального масштаба, как это сделал заметный представитель современной лженауки И.Язвишин, разработавший специальное учение «информациологию» и создавший весьма сомнительную и по большей части виртуальную Международную академию информатизации.
Произвольное толкование или изобретение терминов-пустышек сочетается с нарушением принципа, так сказать, финитизма научных понятий, т.е. пределов применимости научного термина, которые определяются максимально строго для каждой области научного знания. <…>.
В ряде случаев к особенностям лженауки можно отнести более или менее открытое сочетание научной картины мира с ненаучной. Это делает псевдонауку более уязвимой для критики, но более привлекательной для неосведомленного потребителя.
Чаще всего такое намеренное запутывание ситуации определяется мировоззренческими мотивами. Среди них могут быть попытки «примирить» науку с оккультизмом, магией, религией или стремление создать «синтетическую» доктрину Единого Знания, в которой «гармонично» сочеталось бы научное и мистическое знание и т.д. Эти тенденции являются следствием внутреннего дуализма или эклектики в сознании человека, верующего в Бога или в мировой разум, таинственные или сверхъестественные явления и т.д., но одновременно занимающегося научными исследованиями. Такое сознание тщится преодолеть противоречие между верой и знанием с целью компенсации, преодоления внутреннего раскола и психологического дискомфорта верующего человека, по роду деятельности принадлежащего к ученым. <…>.
Приметой превращения паранауки и псевдонауки в организованную социальную силу является создание многочисленных, так называемых общественных академий и институтов (коих насчитывается около 200), штампующих за определенную плату не только «академиков» и «докторов», но и «дипломированных» астрологов, экстрасенсов, магов и волшебников. Таким образом, у этой области псевдоценностей есть определенные узаконенные государством технологии производства лжеученых и шарлатанов, которые в свою очередь на диком отечественном рынке находят потребителей своих весьма сомнительных услуг. По данным Российской академии наук, за последние два десятилетия лженаука стала заметным рыночным фактором. Годовой оборот фирм и различных «общественных» академий составляет до 1,5 млрд. долларов».

(Теория практического мышления. Российское
гуманистическое общество. Сайт www.humanism.ru.)

* * *