Статья 2.4. Тантра как Древняя Магия. (ч.6).

продолжение

8.5. ТАНТРИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ РАСКРЫТИЯ МАГИЧЕСКОЙ СИЛЫ.

«Знание Шакти ведёт к спасению. Ишвара говорит Деви: «О Дэви, нельзя достичь Мукти без знания Шакти» С помощью благословения Шакти и с помощью Садханы или самокультуры, индивидуальная душа освобождает себя от всех уз, достигает духовного понимания и растворяется в Высшем».

(Свами Шивананда. Тантра-Йога, Нада-Йога, Крия-Йога.
Сборник. Старклайт. 2002г. 208 стр.)

«Всё является проявлением изначальной энергии, или Шакти. Шакти находится в непрерывном соединении с Шивой, или Высшим Сознанием. Соединиться с этим Божественным Сознанием можно только слившись с Шакти. В арсенале Тантры имеются методы, позволяющие слиться непосредственно с Шакти, например, в форме Кундалини. Есть методы, позволяющие освободить Шакти в одном из её проявлений, которым может быть порок или добродетель. В этом случае Шакти можно распознать, обнаружить во всём — надо лишь «за волнами увидеть саму воду». Для этого надо слиться с самой формой, с проявлением».

(А.Лапин. Тантра. Сайт www.touching.ru.)

«Превращение яда в нектар. Шакти присутствует в каждом человеке как стихийная сила, «кундалини», что буквально переводится так: «та, которая свернута». Эта светоносная жизненная сила, структурирующая тело, в условиях обычного человеческого существования ничем себя не проявляет. Кундалини «спит» в области поясницы, и ее можно пробудить с помощью секретного ритуала, т.е. сексуальной практики. Пробужденная Кундалини разворачивается и поднимается по позвоночнику к голове, где и происходит слияние мужского и женского начал, Шивы и Шакти. В результате наступает «великое преображение»: человек постигает Бога и обретает абсолютную свободу. Каждый мужчина воплощает собой Шиву, а женщина — Шакти. Совокупление несет освобождение, позволяет преодолеть границы собственного «Я». Только посредством сексуального акта можно достичь высшей гармонии».

(А.Плешанов. Тантра — разочарование европейца. 31.08.2001г. Сайт www.cofe.ru.)

«Все происходящее в духовной жизни, все выдающиеся достижения в поэзии, музыке, живописи, литературе, войне, науке, искусстве, философии и так далее связаны с пробуждением Шакти…». (Р.Кумар). Женщины и мужчины несут в себе разные энергии, на Востоке они зовутся так: Инь — женская энергия и Ян — мужская энергия. Но в каждом человеке, независимо от того женщина это или мужчина, эти энергии присутствуют, но в разных количествах. Женственность — преобладание Инь, мужественность — Ян. Но существуют женщины с преобладанием мужской энергии, они напористые, энергичные, часто одеваются в брюки, кроссовки. Бывают и женственные мужчины. Все зависит от преобладания той или иной энергии.
Так как же сбалансировать в себе эти энергии и открыть в себе Богиню? В Древней Индии считали, что каждая женщина может проявить в себе ипостась Шакти. Женская энергия — Шакти символизирует сексуальную энергию в теле. Но не каждая женщина готова открыться навстречу своей сексуальности. Некоторым мешает воспитание, запреты, стыд. Но если вы откроете в себе сексуальную энергию, то будете благословенны в жизни любовью, успехом, богатством и счастьем творчества, т.к Шакти — также творческая энергия.
Мы предлагаем вам медитацию-обращение к Богине Шакти! … ».

(О.Сазонова. Как пробудить в себе женскую сексуальную энергию Шакти?
19.08.2011г. Энциклопедия тайных методик.
Х-архив сакральных знаний. Сайт www.omkling.com.)

«Есть множество способов духовного развития. Одни из них требуют телесной аскезы, другие — неистового поклонения божеству. Тантра-Йога предлагает познать скрытые в человеке животные силы, ибо они — порождения двух великих начал природы: Шивы (мужского начала) и Шакти (женского начала). Ощутить в себе эти две первозданные силы — первейшая задача Тантра-Йоги. Концепция Тантра-Йоги весьма противоречива благодаря большому разнообразию психофизических практик. Самая известная в западном мире практика Тантра-Йоги базируется на освобождении сексуальной энергии с помощью совместных занятий Тантра-Йогой с партнёром. В мире восточном Тантра разделяется на множество школ и учений с различными философскими взглядами.
Тантра-Йога как таковая подразумевает медитативную практику и работу с чакрами, а также классическое для всех видов Йоги высвобождение жизненной силы Кундалини. Благодаря высвобождению скрытых энергий и направления их в нужное русло Тантра-Йога даёт человеку возможность полностью овладеть своим внутренним энергетическим потенциалом и достичь с его помощью духовного и физического совершенства.
В основе онтологии Тантра-Йоги лежит метафора извечного соединения Шива-Шакти — динамической женской и потенциальной мужской энергии. Божественный Мужчина Шива во время слияния порождает в Женщине-Шакти Вселенную. Повсеместно в природе можно увидеть единение этих двух начал. Человек сможет в полной мере ощутить их в себе лишь благодаря совместной йогической практике с женщиной. Пробуждённая таким образом сексуальная энергия поможет перейти практикующему Тантра-Йогу на иной уровень сознания и бытия.
Наиболее интригующая часть Тантра-Йоги, — тантрический секс, присутствует только в Тибетском направлении Тантры, поскольку оно ближе к первичным тантрическим традициям. В древности Тантра-Йогу могли практиковать только семейные пары, ведь для высвобождения сексуальной энергии необходима абсолютная духовная и физическая близость с партнёром. Современный мир осквернил Тантра-Йогу, поставив на неё клеймо экзотической сексуальной практики. Но настоящая Тантра-Йога не имеет и малейшего оттенка развращенности. Просто её методы достижения единства с Абсолютом немного экстравагантны для западного мировоззрения. Так или иначе, человек, вставший на путь Тантра-Йоги, должен будет испытать больше страдания нежели удовольствия, поскольку каждая Йога — это, в первую очередь, дисциплина ума и тела, и Тантра-Йога — не исключение».

(Тантра-Йога. Сайт www.bio-pc.ru/tantra-yoga.)

«Варианты или методы пробуждения Кундалини. Различные школы и направления Йоги используют разные приемы и техники для того, чтобы разбудить дремлющую и столь загадочную и мощную силу. В Бихарской школе Йоги выделяют 10 основных возможных вариантов или методов пробуждения Кундалини: <…>.
8. Тантрическое посвящение. К такому посвящению готовы те, кто стремится обуздать свои чувства, контролирует страсти и понимает суть двух принципов Шивы и Шакти. Гуру помогает пробудить Кундалини. Ученик даже может не заметить, как он спонтанно форсировал путь восхождения к сверхсознанию.
9. Шактипат. Этот метод осуществляет лично Гуру. Ученик мгновенно впадает в самадхи. Он может без предварительного обучения выполнять асаны, ему открыты все мантры и все Священные Писания. Право на шактипат не зависит от социального статуса или поведения. Кто-то может прожить 50 лет в отречении, суровой практике и аскезе и не получить шактипат. А кто-то может жить обычной жизнью и получает благословение Гуру при первой встрече. Это зависит от той точки в развитии сознания, которая дает право Гуру одарить вас Силой. Эту точку видит Гуру. Она не является показателем интеллектуального, эмоционального или религиозного развития и не имеет отношения к образу жизни, питания или мышления.
10. Самоотречение. Это парадоксальный метод пробуждения Кундалини совсем без стремления к пробуждению. «Я не стремлюсь никуда. Природа совершает все сама. Я принимаю все, что приходит ко мне». И если вы действительно верите в это, Кундалини действительно проснется.
Свами Сатьянанда Сарасвати принадлежит к тантрической традиции и естественно отдает предпочтение тантрическому методу пробуждения Кундалини. Он пишет, что не Тантрическая Традиция страдает существенным недостатком: если ум чего-то хочет, то он же и является препятствием на пути к этому. Тантрическая Традиция сама по себе предусматривает тотальное растворение эго, поэтому она и более успешна и безопасна.
Видимо не стоит самоотречение выделять как самостоятельный способ пробуждения Кундалини. Это скорее необходимое условие для ее пробуждения. Если человек будет в состоянии самоотречения, но не будет практиковать крийю или другие техники, то действительно нужно будет ждать очень долго, пока проснется Кундалини. Безусловно, важна помощь мастера, имеющего собственный опыт Кундалини. Мастер может инициировать пробуждение Кундалини иногда только своим присутствием».

(Тетерников Л.И. Тантра. Искусство любить. Старклайт. 2000г. 232 стр.)
(Л.Тетерников. Что такое Кундалини и как ее пробудить?
Форум «Путь любви. Путь с сердцем». Сайт www.waylove.ru.)

«В Магии есть такое понятие как «Личная Сила». Здесь не имеется в виду сила физическая, сила воли или нечто подобное, совсем нет, речь идет совершенно о других вещах. Личная Сила является совершенно особым видом Силы, применяемым только в терминах Магии. Это особый вид внутренней энергии человека, который формируется только при определенном образе жизни, мышления и действий. Маги ведут образ жизни, позволяющий накопить значительную Личную Силу посредством развития и овладения своих внутренних процессов, и потому их уровень влияния на окружающий мир огромен по сравнению со среднестатистическим человеком. Чем больше у мага Личной Силы, тем легче ему получить все, что нужно. <…>.
Накопление личной силы. Сейчас мы как раз разберем что вообще собой представляет личная сила, откуда она берется, и как ее можно заполучить и применить. Здесь не имеется в виду сила физическая, сила воли или нечто подобное, совсем нет, речь идет совершенно о других вещах. Можно сказать, что это сила духа, это не совеем так, но приближенно к этому понятию, поскольку личная сила является совершенно особым видом Силы, применяемым только в терминах Магии.
Можно сказать, что это особый вид внутренней энергии человека, который формируется только при определенном образе жизни, мышления и действий. Вообще, известно, что занимающиеся Магией, это люди действия, поскольку такова сама суть Магии и практик с ней связанных. Хочется еще отметить, что Магией не занимаются и не интересуются, Магия — это вид и образ жизни, иначе и быть не может.
Но, вернемся к предмету обсуждения, и рассмотрим области применения личной силы. Пожалуй, стоит начать с объяснения того, что она есть у каждого человека, но так как ей не уделяют практически никакого внимания, она у людей, не занимающихся магическими практиками ничтожно мала, и они не могут использовать ее для воздействия на окружающий мир и обстоятельства своей жизни.
Базовые способы накопления личной силы. Медитация и занятия йогой являются способами получения личной силы, при этом не так важно чем именно заниматься, главное, заниматься своим духовным развитием и продвижением. <…>.
Как можно накопить Личную Силу? Как можно раскрыть Сознание и соединится с потоками для изменения неблагоприятной судьбы? Именно на эти вопросы мы стараемся ответить на занятиях и дать техники для изменения себя, а значит, раскрытия и реализации своего потенциала. На занятиях мы изучаем:
— Упражнения пранаямы.
— Способы развития Личной Силы.
— Практики на основе методов Раджа-Йоги.
— Древние тантрические техники.
— Алхимию.
— Искусства.
Работая над каждым фактором в отдельности, можно добиться того, что Личная Сила начнет существенно расти, приближая нас к Сверх-Возможностям, а значит, другому уровню жизни!».

(Е.Лес. Тантра, пранаяма и личная сила. Сайт www.vk.com/event25773995.)

«В многочисленных текстах по Йоге, медитации, и западному мистицизму можно найти ссылки на различные виды силы Шакти — Великой Женской Энергии, существующей как внутри, так и вне тела человека. Шакти поддерживает все во вселенной, от планет на их орбитах, до солнечного излучения.
Шакти является термином, используемым для описания управляющей силы космоса, от его малейшего атома до громадной галактики, силы гравитации и мощи скорости света. Любой вид силы или влияния происходит из Шакти, а Шакти является женским началом в природе. В многочисленных оккультных текстах Шакти описывается как змеевидная сила клетки, скрученная три раза, лежащая в основании спины. Эта квантовая сила клетки снабжает нас энергией, которую мы используем как для сознательных, так и для подсознательных действий.
Очищение нашего тела осуществляется во время сна с помощью Шакти, которая активизирует симпатическую, парасимпатическую и автономную нервную систему, которые в свою очередь отправляют сигналы лимфатической системе, гипофизу и множеству других мест. Шакти обеспечивает нас энергией для активности нашего тела, такой как, циркуляция крови по венам и артериям, подача нервных импульсов через синоптический промежуток в мозг, напряжение тела во время бега на стометровку, или обеспечивая нас энергией во время истощения на физическом или химическом уровне. Вся эта деятельность идет без нашего вмешательства, неосознанно с нашей стороны, мы не думаем о ней.
Но не важно, осознаем мы или нет, Шакти лежит в основе всей активности. По мере духовного развития начинают проявляться наивысшие духовные цели этой великой силы. Лежащая в основании спины Шакти, однажды раскроет себя и пошлет свою эссенцию, энергию вверх по спине к макушке головы. По пути она различными тайными способами активизирует чакры, устранит, одну за другой, завесы невежества, находящиеся в виде узлов (на санскрите они называются грантхи), которые расположены вдоль спины для защиты от преждевременного достижения реальности и духовного состояния.
Не имеет значения кто мы, каково состояние нашей жизни, эксперт, видящий подобные вещи как узлы, скажет, что у каждого человека они на одном и том же месте. В конце концов, как только энергия достигнет макушки головы, и мы израсходуем всякую карму в любой реальности, мы станем полностью освобожденными.
Классификация Силы Шакти. Пара-Шакти. Пара-Шакти — это Наивысшая Сила, существующая во всей бесконечно проявленной вселенной. Ученые изучали ее принципиальные свойства, температуру и свет так долго, как мы узнавали о природе космоса. Но из всех исследований современная наука знает лишь немного о свете. Невозможно даже сказать с уверенностью, является ли это частицей или волной. Но мы можем измерить много физических качеств, принадлежащих ей. То же относится и к температуре. Измеряем ли мы температуру на Земле, или на других планетах или в галактике, мы в основном знаем насколько там жарко или холодно. Относительно «духовного» света и температуры мы имеем очень мало научных сведений, потому что нет механических приборов, способных изучить или измерить этот феномен. Говоря оккультным языком, свет ауры является проявлением Пара-Шакти. Подобно этому, тибетская практика генерирования значительной температуры тела, называемая туммо, является Пара-Шакти в действии.
Джняна-Шакти. Джняна-Шакти является силой интеллекта, настоящей мудрости, эта сила бывает двух видов. Первый вид включает в себя отличительные черты ума. Сознательный ум может воспроизвести события посредством памяти. Использование данных полученных через органы чувств относится к богатству понимания. Ум распределяет вещи в когерентные группы, которые анализируются и сохраняются, либо в краткосрочной памяти, либо в долгосрочной. Распознавая себя как отдельную сущность во вселенной, ум рассматривает различия между собой и внешними объектами и условиями. Все это относится к категории женской силы, которая активизирует ум для выполнения этого задания.
Мистики также говорят о нематериальных качествах ума, управляемых Джняна-Шакти. К ним относится способность понимать события, которые, кажется трансцендируют время и пространство. Когда Эдгар Сайк был способен отправлять больного в слабо освещенное помещение, чтобы тот достал там лекарство, спрятанное за пузырьками на полке, напротив, оно оказывалось перед ним, этой нематериальной способностью ума управляет Джняна-Шакти. Любая реальная способность ясновидения или яснослышания, управляется этой Шакти.
Иччха-Шакти. Сила воли, Иччха-Шакти — это то, что мы часто ассоциируем с принятием решений и привязанности к ним. Но на самом деле здесь более глубокий смысл. Когда мы хотим поднять предмет, происходит целый ряд событий. Ум по нервным путям посылает мысленную инструкцию в мышцы, которые, получив команду, начинают действовать так, как им было сказано. Все эти действия требуют энергии. Во-первых, энергия первоначальной мысли, затем энергия для перехода мысли по нервным путям, которые впоследствии приведут к самим мышцам, и, наконец, энергия для выполнения действия мышцами. Этой энергией снабжает Иччха-Шакти. С помощью Иччха-Шакти мы передвигаемся с места на место. Мы манипулируем предметами с помощью рук. С помощью Иччха-Шакти мы используем силу Джняна-Шакти, силу ума, с помощью мышц в горле и голосового аппарата, мы можем общаться и влиять друг на друга через речь и пение. Целители посылают жизненную энергию своим пациентам с помощью Иччха-Шакти через руки, накладывая их на тело либо держа их над телом человека. Иччха-Шакти, как сила воли является силой, отличающейся от чисто познавательных сил Джняна-Шакти.
Крийя-Шакти. Крийя-Шакти — это мистическая сила проявления. С помощью этой силы, действуя вместе с Джняна-Шакти, мы создаем произведения искусства и музыку и можем достичь творческого синтеза в новых направлениях в любой области. Здесь находится тонкая грань между интуицией и функционированием Джняна-Шакти, а также творчеством, что является функцией Крийя-Шакти. Интуиция находится после источника проявления. В настоящем веке силу проявления демонстрировал в Индии Саи Баба и другие. Они напрямую связаны с этим видом Шакти. Для создания новых условий в нашей жизни, таких как, например достаток и хорошее здоровье, мы можем использовать эту Шакти вместе с другими видами Шакти.
Кундалини-Шакти. Кундалини-Шакти является неотъемлемой в природе. Она включает в себя явления электричества и магнетизма. Эта Шакти противопоставляет наше внутреннее состояние внешней реальности, что является главным фактором в определении условий и обстоятельств нашей жизни в соответствии с кармой. Наше внутреннее кармическое состояние всегда подходит обстоятельствам нашего рождения, включая страну и общество, семью в которой мы рождаемся, эта Шакти всегда соответствует изменяющейся природе нашей кармы, день ото дня, жизнь за жизнью.
Внутренняя и внешняя Шакти. Практика Мантр. Чтобы достигнуть наших духовных и материальных устремлений, нам нужно понять взаимоотношения между внутренней Шакти, лежащей в основании спины, и внешним избытком энергии, существующей в состояниях первых пяти видов Шакти. Взаимоотношения между внутренней и внешней силой начинают сближаться. Когда достигается определенный уровень духовного развития, случается что-то удивительное. Ежедневная, ежемесячная и даже ежегодная практика мантры позволяет постоянно накапливать энергию, описанную ранее. Прана, тончайшая жизненная энергия, становится более вибрирующей и мощной. Все чакры работают на создание тонкой и тончайшей энергии во всех частях духовного и физического механизма. В какой-то момент разум Шакти, лежащей в основании спины, начинает осознавать увеличенный потенциал несомой энергии духовного тела. Если наши возможности были, скажем, 10 ваттной лампочки, то теперь 25-ти ваттной. Духовная работа с мантрой постепенно увеличивает доступную и полезную духовную энергию в тончайшем теле. В тоже время, работа с мантрой увеличивает и способность тончайшего тела пользоваться большим количеством «вольт».
Таким образом, высвобождение Шакти увеличивает количество энергии в спине в тонком теле. Наши возможности растут, т.к. Шакти дает нам больше энергии для работы: вторая практичная выгода от духовной энергии. По существу, наша работа по созданию одной выгоды, создала эффект, который вызвал другую выгоду. Это означает, что все ваши практики мантр будут иметь не один результат, но со временем появится еще и второй. Но этот путь, от начальной 10-ти ваттной лампочки, может, со временем вырасти до 50-ти, 100 или даже 500 ваттного духовного заряда. Такие высоко заряженные человеческие лампочки среди нас, это великие духовные учителя, которые собирают вокруг себя организации и движения. Те, чей заряд больше, образуют религии. Но все эти лидеры всегда говорят, то, что достигнуто ими, мы тоже можем достичь. Вот такой реальный и мощный результат возможен с практикой мантры.
Другие методы пробуждения Шакти. Санскритские мантры служат не только для пробуждения нашей Кундалини. Искренняя молитва человека через некоторое время, в зависимости от глубины и искренности, начинает пробуждать одну, или более, Шакти. Хатха-Йога, практикуемая под руководством квалифицированного учителя, создает такие условия в теле, при которых Кундалини становится активна. Музыка является мощным средством для создания экстатического состояния. В результате, появляется активность Кундалини, особенно, если музыка играется первоклассным музыкантом, таким как Равви Шанкар, или великим композитором как, например Моцарт. Различные Йоги — Джняна-Йога, Бхакти-Йога, Раджа-Йога, Карма-Йога, Крийя-Йога, Лайя-Йога, также как и Хатха-Йога, могут создать состояние, способствующее появлению активности Шакти.
Очень продвинутые духовные учителя могут пробудить нашу Кундалини с помощью оккультных средств. Даже если нам повезет встретить такого учителя, это большая редкость. Иногда, наша прошлая хорошая карма проявляется как опыт той или иной Шакти. Но даже в этом случае, люди с большим усердием ищут причину для ее повторного появления.
Санскритские мантры являются легчайшим способом систематического пробуждения и использования Великой Женской Шакти, ожидающей пробуждения и приглашения в нашу жизнь. Парамаханса Йогананда говорил людям, «Позовите Божественную Мать, потому что Мать ближе Отца». С помощью санскритских мантр, мы призываем Мать наиболее понятным ей языком».

(Индуизм. Энергия Шакти. 2007г. Сайт «Дом Солнца». www.sunhome.ru.)

 * * *

Далее обратим внимание на один из тантрических методов раскрытия магической силы — Шакти — в человеке, который носит название шактипат или шактипата, поскольку с эзотерической точки зрения за этим понятием скрывается знание основ приобщения человека к Шакти.

 

8.6. ЧТО ТАКОЕ ШАКТИПАТ?

В статье 3.3.1. «Тантрическая Концепция Кундалини и Кундалини-Йога. (ч.10)» в п.5.4. Методы и средства «пробуждения» и «подъема» Кундалини приводится информация по некоторым методам и средствам «пробуждения» и «подъема» Кундалини, среди которых присутствует и шактипат. Означает ли это, что шактипат можно рассматривать как некий метод, некое средство «пробуждения» и «подъема» Кундалини?

«В некоторых традициях, наиболее явно — в традиции Сиддха-Йоги (Йоги Учителей), Кундалини активизирует гуру… <…>. Некоторые школы Йоги, особенно Сиддха-Йога, считают «шактипат» основным способом пробуждения Кундалини. Этот термин относится к передаче энергии от гуру к его ученику, обычно выполняемой как часть посвящения. Эта передача способствует пробуждению. Некоторые классические тексты Йоги утверждают, что Кундалини может быть пробуждена только таким образом, и если вдруг пробуждение произойдет на первый взгляд спонтанно, то в действительности это случится благодаря существованию отношений с гуру».

(Б.Гринвелл. Энергия трансформации. Путеводитель
по Кундалини. / Пер. Н.Рубин, Н.Шпет. София. 1996г.)

В данном случае шактипат рассматривается как часть посвящения. Означает ли это, что посвящение возможно или невозможно без шактипата? Согласно некоторым источникам (см., например, Шактипат. Сайт www.layayoga.ru; Словарь. Твоя Йога. Сайт youryoga.org.), шактипат — это посвящение. Согласно А.Наркевич (см. А.Наркевич. Развитие сознания. Развитие личности. Сайт www.narkevich.ru.), шактипат считается очень высокой инициацией. Тогда как понимать следующее утверждение, в котором и шактипат и посвящение рассматриваются раздельно, как разные методы пробуждения Кундалини?

«Варианты или методы пробуждения Кундалини. Различные школы и направления Йоги используют разные приемы и техники для того, чтобы разбудить дремлющую и столь загадочную и мощную силу. В Бихарской школе Йоги выделяют 10 основных возможных вариантов или методов пробуждения Кундалини: <…>.
8. Тантрическое посвящение. К такому посвящению готовы те, кто стремится обуздать свои чувства, контролирует страсти и понимает суть двух принципов Шивы и Шакти. Гуру помогает пробудить Кундалини. Ученик даже может не заметить, как он спонтанно форсировал путь восхождения к сверхсознанию.
9. Шактипат. Этот метод осуществляет лично Гуру…»

(Тетерников Л.И. Тантра. Искусство любить. Старклайт. 2000г. 232 стр.)
(Л.Тетерников. Что такое Кундалини и как ее пробудить?
Форум «Путь любви. Путь с сердцем». Сайт www.waylove.ru.)

Таким образом, шактипат рассматривается как причина «пробуждения» и «поднятия» Кундалини. Однако, существует и другое мнение:

«Шактипат становится возможен благодаря самореализации, а не является её причиной. Шактипат не может быть причиной самореализации, и не является ею самой, а лишь следствие пробуждения Кундалини. Самореализация — результат соединения человеческого сознания с божественным…».

(Самореализация и шактипат. Сайт www.brodyazhnichat.ru.)

Считается, что шактипат — это передача определенной энергии от одного человека к другому, как правило, от учителя к ученику, т.е. шактипат — это сакральный акт передачи. «Передаваемая энергия всегда Божественна. Когда средством передачи ее становится человек, тогда мы называем это шактипат». (см. Самореализация и шактипат. Сайт www.brodyazhnichat.ru.). И все же, шактипат — это передача или раскрытие энергии, это «вливание» энергии, или нисхождение благодати?

«Шактипата — нисхождение (проявление) божественной силы в человеке. «Бог ниспослал Вишвамитре шактипату, и мы должны выяснить, что это за слово. Его применяют, когда гуру передает своему ученику за один раз все свои способности, всю силу — шакти. Однако, это неверное значение. Оно несет в себе элемент двойственности, ибо получается, что существует некий гуру и некий ученик, которому передается шакти. Это противоречит утверждению: «Сарвам Брахма Майям» — «Все есть Брахман». Шактипату можно получить, лишь заслужив ее. Без заслуги нет и шактипаты. Эта шакти в скрытой форме существует во всех людях. Гуру только избавляет нас от покрова невежества, который скрывает находящуюся внутри нас силу. Гуру, таким образом, лишь открывает то, что уже существует, и не привносит ничего нового. Сущность Брахмана не может быть передана от одного человека к другому. Но сегодня, под влиянием Кали, это выглядит так, что одни платят, а другие получают плату и продают или передают сущность Брахмана своим ученикам» — Сатья Саи Баба».

(Словарь санскритских терминов. Официальный сайт организации
Шри Сатья саи русскоговорящих стран. www.saiorg.ru.)

Так что же такое шактипат? Этимологически слово «шакти-пат» букв. означает «нисходящая Шакти», т.е. подразумевается «спуск, нисхождение, проявление Шакти». В таком случае, можно ли рассматривать шактипат как один из основных тантрических методов раскрытия магической, божественной силы — Шакти — в человеке?

* * *

«Шактипат — посвящение».

(Шактипат. Сайт www.layayoga.ru.)
(Словарь. Твоя Йога. Сайт www.youryoga.org,)

«Шактипат — духовное посвящение Сиддх, которое пробуждает внутреннюю духовную энергию».

(Свами Муктананда. Кундалини. Секрет жизни. Изд. Сиддха Йога. 1996г.)

«Шактипат («сила благодати») — в Индуизме спасительная милость Божеств и благодатная сила гуру и святых».

(Энциклопедия эзотерики. www.glossword.info.)
(Значение слова «шактипат». Сайт www.insai.ru.)

«Шактипат — процесс посвящения, осуществляемый гуру путем передачи энергии, которая пробуждает энергию посвященного».

(Словарь эзотерических терминов.
Сайты www.sverhrazum.org, www.way-s.ru/ezoterika/.)

«Шактипат (санскр. сила благодати) — индусский термин, обозначающий спасительную милость божества и благодатную силу учителей и святых».

(Степанов А.М. Большой словарь эзотерических терминов. Толковый словарь
по оккультизму, эзотерике и парапсихологии. Сайт www.ezoezo.ru.)

«Шактипат («сила благодати») — в Индуизме спасительная милость Божеств и благодатная сила гуру и святых. (Энциклопедия «Религия»)».

(Пробуждение Кундалини вместе со Шри Матаджи. Сайт www.vk.com.)

«Шактипат — передача силы, духовной энергии от Божества, которому совершалось поклонение, или духовного Учителя, в котором она уже активна, ученику».

(Электронный словарь йогических терминов. Сайт www.forum.dharmanathi.ru.)
(Словарь. Традиция Натхов. Сайт www.nathas.org.)

«Шактипат (санскр. сила благодати) — санскритский термин, обозначающий спасительную милость божества и благодатную силу учителей (похожее значение — гуру) и святых».

(Большой энциклопедический словарь эзотерики. Сайт www.youryoga.org.)

«Шактипат — передача энергии от гуру его ученику либо путем прикосновения, либо всматриваясь в третий глаз ученика, либо при начитывании мантры в правое ухо. Согласно «Куларнава-Тантре», в зависимости от передачи шактипата при посвящении, существует семь видов дикши (посвящения)…».

(Неаполитанский С.М., Матвеев С.А. Энциклопедия Тантры.
Иконография, священные символы, метафизика, принципы и практики,
СПб. Институт метафизики. Амрита-Русь. 2009г., 2010г.,
Всемирное белое братство. 2011г. 864 стр.)

«278. Шактипат (санскр.) — передача силы, духовной энергии от учителя ученику. Элемент обряда посвящения в Тантризме. Передача может происходить через взгляд, касание-дикшу, ментальный посыл, намерение или произнесение мантры. В зависимости от степени подготовки и личных способностей адепт может не получить ничего, испытать желание продолжать самосовершенствование или получить просветление, меняющее всю его дальнейшую жизнь. Большое значение имеет вера адепта в учителя и в ритуал, совместимость учителя и ученика и др.».

(Популярный словарь по Буддизму и близким к нему учениям.
/ Голуб Л.Ю., Другова О.Ю. Хроникер. 2003г.)
(Шактипат. Сайт www.wiki.ru.)

«Шактипат — передача силы, духовной энергии Кундалини от учителя, в котором она уже активна, ученику. Элемент обряда посвящения в Тантризме. Передача может происходить через взгляд, касание, ментальный посыл, произнесение мантры, через вещи (фрукт, цветок, письмо) по телефону или телевизору. В зависимости от степени подготовки и личных способностей адепт может не получить ничего, испытать желание продолжать самосовершенствование или получить просветление, меняющее всю его дальнейшую жизнь. Большое значение имеет вера адепта в учителя и в ритуал, совместимость учителя и ученика и др.».

(Википедия. Свободная Энциклопедия.)

«Шактипат — санскритское слово, произведенное от «шакти» — «(психическая) энергия» и «пат» — «падать», и обозначает в Индуизме передачу духовной энергии от одного человека к другому. Шактипат может передаваться через священные слова или мантры, а также с помощью взгляда, мысли или прикосновения — последнее, как правило, через Аджна-Чакру получателя. Шактипат считается актом благодати со стороны гуру. Его нельзя передать силой или при нежелании ученика. Считается, что шактипат может быть передан, как при личном присутствии, так и на расстоянии через объект, например, с помощью цветка или фрукта или же по телефону или письмом».

(Шактипат. Сайт www.yogamix.info.)

«Шактипат(а). «Нисхождение милости». Гуру-дикша, инициация, получаемая от духовного наставника, в частности первая инициация, которая пробуждает Кундалини и запускает процесс духовного развития. См.: ануграха-шакти, дикша, кундалини.
Абхишека. «Окропление; помазание; возлияние». 1) Ритуальное омовение образа или символа (например, лингама) Божества водой, молоком, медом, гхи, розовой водой и т.п. Специальная форма пуджи, предписанная Агамами. Также совершается при инаугурации духовных и политических правителей и как благословляющий обряд в целом. 2) В тантрических школах означает также сакральный акт передачи благодатной энергии (шактипат) в процессе посвящения. См.: пуджа, дикша, шактипат(а)».

(Садгуру Шивайя Субрамуниясвами. Танец с Шивой.
Современный катехизис Индуизма. СПб. 1993г. 800 стр.
Приложение. Словарь Шабдакоша. Сайт www.achadidi.narod.ru.)

«Шактипат — открытый госпожой Шри Матаджи способ пробуждения и поднятия силы жизни Кундалини, основанный на том приёме, когда человек с пробуждённой Кундалини «роняет» (пат) свою Кундалини на Кундалини искателя и помогает той подняться. Этот способ гораздо легче древнего — Шамбхаво-упайя.
Шамбхаво-упайя — древний метод пробуждения своей потенциально бесконечной силы жизни Кундалини, основанный на предварительном длительном процессе самоанализа и постепенного очищения янтры (тонкого тела). Шамбхаво-упайя был осуществлён Буддой, 26-ю кашапами Дзен-Буддизма, некоторыми суфиями и последователями учения Дао. В настоящее время шактипат гораздо предпочтительней, так как требует гораздо меньше усилий и времени».

(Краткий словарь сахаджа-йога. 13.04.2010г. Сайт www.dinara.maxbb.ru/topic757.html.)

«858. ШАКТИПАТА (санскр. saktipata, букв, «нисхождение силы») — в Шиваизме и Шактизме — божественная благодать, открывающая адепту подлинное знание. Без Шактипаты невозможно ни стремление к реализации «Я», ни тем более свершение ее. В то же время сама Шактипата не зависит ни от каких обстоятельств и усилий и проявляется как непредсказуемое, спонтанное, ничем не обусловленное волеизъявление Абсолюта. В Главе 13 «Тантралоки» Абхинавагупта говорит о трех основных видах Шактипаты: быстром (тивра), умеренном (мадхья) и медленном (манда). В свою очередь, каждый из этих трех видов подразделяется на три, образуя, таким образом, девять видов: 1)тивра-тивра, 2) мадхья-тивра, 3) манда-тивра, 4) тивра-мадхья, 5) мадхья-мадхья, 6) манда-мадхья, 7) тивра-манда, 8) мадхья-манда, 9) манда-манда. Кашмирские шиваиты видят все во Вселенной как проявления пяти божественных действий — созидания, сохранения, разрушения, омрачения и раскрытия. Последнее из них — раскрытие подлинной природы «Я» — осуществляется именно через Шактипату — нисхождение на садхаку (адепта) благодатного озарения. Шактипата может передаваться гуру, например, во время обряда посвящения, или же непосредственно исходить из божественного источника. При этом считается, что Шактипата, посылаемая сверхбогами, оперирующими на уровне Майи, такими как Брахма или Вишну, не ведет к освобождению, а лишь приносит наслаждение (бхога). Степень интенсивности Шактипаты определяется опытным наставником в зависимости от уровня развития ученика. Несмотря на то, что Шактипата может ниспосылаться абсолютно независимо, в посвященном Шиве гимне «Шивастотравали» Утпаладэва говорит о взаимозависимости Шактипаты и бхакти, которое также является своего рода Шактипатой, так как посылается свыше. (Лит.: БейнорюсА. Шактипата: «нисхождение благодати» в Кашмирском Тантризме. // «История философии». №11 2004г., с. 120-133). (В.А.Дмитриева)».

(Индийская философия. Энциклопедия. / Под ред.
М.Т.Степанянц. М. Академический проект. Гаудеамус. 2009г.)

«Mahadev-новичок. 08.05.2007г. Здравствуйте, только что зарегистрировался и сразу же хочу начать новую тему по поводу Шактипата. Прочитав текст «Связанность и освобождение в Традиции Кашмирского Шиваизма», у меня возникло несколько вопросов по поводу шактипата, которые я бы хотел здесь обсудить. В тексте говорится: «Это (шактипат) единственная причина реализации Самости и является независимой от человеческих усилий. Без нее усилия (в отношении индивидуума) не могут привести ни к чему. Она — беспричинная причина реализации души». В связи с этим автор текста говорит, что по поводу данного утверждения могут возникнуть различного рода вопросы, так как получается, что Божественная милость беспричинна и не зависит от личных усилий садхаки, а из этого следует, что индивидуальные усилия не играют в нисхождении шактипата никакой определяющей роли, все они тщетны. А так же это говорит о том, что Божественная милость беспричинно сходит на одних, при этом оставляя без внимания других, что свидетельствует о пристрастности и несправедливости Бога. В данном тексте автор пытается решить противоречие: Божественная милость не обусловлена чем-либо, и в то же время, она должна иметь некую причину. По поводу этого противоречия автор пишет очень интересные и, с моей точки зрения, глубокие вещи: «Тем не менее, мнение, что Божественная милость должна иметь свою причину или условие, является неверным. Наоборот фактом является то, что милость изливается все время и на всех. Очевидно, что различия в нисхождении и получении милости, действительно зависят от восприимчивости индивидуума».
В связи со всем выше сказанным прошу членов форума прокомментировать мое сугубо личное мнение по теме. В тексте говорится, что шактипат изливается все время и на всех, а не выборочно за какие-либо достоинства. Но «получение» божественной милости зависти от восприимчивости конкретного «получателя». Получается, что шактипат постоянно изливается на всех без исключения, но его «качество» и «количество» зависит от уровня восприятия конкретного индивидуума, грубо говоря, чем шире у тебя восприятие, тем больше Божественной милости ты можешь узреть. А из этого, с моей точки зрения, следует, что все пуджи, богопочитания, паломничества, различного роды богослужения, мантры, и т.д.; направлены не на самого по себе Бога (конкретное Божество в зависимости от пристрастия), а на трансформацию сознания самого поклоняюшегося. Различные почитания, богослужения и т.д., нужны не для того чтобы оказать почтение, восхваление Богу, чтобы потом на вас сознательно излилась его Божественная милость, а на трансформацию самих себя, своего собственного сознания, на расширение границ своего восприятия, и как следствием становление более восприимчивым к шактипату. Великая Шакти постоянно одаривает своей милостью всех своих детей, но не все они способны ее воспринять и увидеть. Задача состоит в том, чтобы сделаться более восприимчивым к Божественной мудрости. Хочу сказать, что я ничего категорично не заявляю, это моя личная позиция».

(Шактизм. Теология и метафизика Шактизма. Шактипат. Форум. Сайт www.shaktism.3bb.ru.)

«4 способа, которыми Гуру преднамерено пробуждает Шакти. «Существуют четыре способа, которыми Гуру преднамеренно пробуждает Шакти: прикосновением, словом, взглядом и мыслью. Первый способ — посвящение прикосновением, называется спарша-дикша. Есть три основные точки, которых касается Гуру: одна — пространство между бровями, Аджна-Чакра, другая — это сердце (Анахата-Чакра), и третья точка — Муладхара-Чакра, у основания позвоночника. Именно прикосновением Шри Рамакришна дал Вивекананде мгновенное ощущение своей божественности.
Второй способ посвящения — с помощью слова или мантра-дикша, при котором Шакти Гуру входит в ученика посредством мантры. Гуру, дающий эту мантру, сам долго повторял ее на протяжении всей своей садханы, осознал силу этой мантры и способен зарядить ее живой силой сознания. Все его существо насыщено этой мантрой. Мантра, которую Гуру сделал живой и божественной, известна как чайтанъя или сознательная мантра. Такая мантра совершенна, она приносит освобождение и дарует всевозможные силы. В результате постоянного повторения мантры пробуждается Кундалини. Если Гуру прошепчет мантру ученику прямо в ухо, то Кундалини может пробудиться мгновенно.
Когда человек упражняется в прана-мантре «СО’ХАМ», осознавая слоги ХАМ и СА, которые входят и выходят с дыханием, Шакти пробуждается очень быстро.
Третий способ называется дрик-дикша, посвящение взглядом. Тот, кто дает такое посвящение, должен иметь внутренний взгляд. Если посмотреть на фотографии великих святых, то видно, что их глаза направлены вовнутрь, на внутреннее Высшее Я. Хотя их глаза открыты и, кажется, смотрят вовне, на самом деле их внимание зафиксировано внутри. Так что только тот, кто укоренился во внутреннем взгляде, может дать посвящение через глаза.
Четвертый способ — посвящение мыслью, называемое манаса-дикша, в котором Гуру лишь думает о посвящении, а человек получает его.
Посвящение, при котором происходит мгновенное познание на опыте Высшей Действительности, благодаря прикосновению, слову, взгляду или мысли Гуру, называется шамбхави-дикша. Это великое посвящение. Однако лишь немногие достаточно крепки, чтобы перенести силу воздействия такого посвящения.
Различная мера воздействия Шактипата. Шактипат бывает трех степеней: мягкий, средний и интенсивный. Каждый из них в свою очередь делится на девять подразделений, составляя в общем двадцать семь вариантов получения Шактипата. И все же Шакти одна. Только одна Шакти передается в Шактипате; люди же отличаются возможностями и темпераментом. Каждый получает Шактипат в соответствии со своей природой, со своими действиями и с грузом накопленных грехов и добродетелей.
Кундалини обитает в каждом; поэтому эта энергия может быть пробуждена в каждом, но это всецело зависит от веры, преданности и стремления к пробуждению. Гуру дает Шакти всякому, кто ее приемлет. Не существует такого, чтобы одному давали, а другому отказывали. Если спросить, кому солнце дает тепло, то ответ — всякому, стоящему под ним. Но тот, кто остается в доме, будет продолжать мерзнуть. Так что каждый может получить Шакти от Гуру. Просто одни принимают ее раньше, а к другим она приходит позже…». (Отрывок из книги Свами Муктанады «Кундалини. Секрет Жизни»)».

(Как происходит пробуждение Шакти. Сайт www.vaikuntha.ru.)

«Путь к духовному и личностному развитию лежит через сложную и богатую, полную поисков и возможностей, человеческую жизнь, которая является продуктом совокупного действия многих сил, смешением биологического, социального и духовного начал, переплетением интуиции, мыслей, эмоций и чувств, знаний и опыта. Подъем на более высокий уровень духовного развития тесно связан с трансформацией личности. Принцип развития личности — принцип организации повседневной жизни, при котором происходит наиболее полное раскрытие энергетических центров — чакр, тонких тел человека, развитие сверхспособностей и неповторимых личностных качеств каждого человека. <…>.
На сайте рассматриваются этапы и уровни духовного развития, современные практики духовного развития и расширения сознания, самореализации личности и много полезного материала для использования в вашей повседневной жизни. Глубокий анализ материала и практика позволит читателю подняться на новый виток своего развития и получить более высокий уровень Посвящения.
Одной из важнейших задач человека является максимальное раскрытие своего потенциала в данной жизни. Материалы данного сайта предназначены для людей, интересующихся своим развитием: духовным, личностным, физическим, интеллектуальным, эмоциональным, творческим и др.
Если рассмотреть человека с эзотерической точки зрения, то в упрощенном виде мы имеем четкую структуру: Высшее сознание (Высшее «Я» или В.Я.) или ближайший к нам божественный уровень создает себе личность для проявления в этом мире и подъема на следующий уровень развития. <…>.
Инициация [лат. initi?re — начинать; initi?tio — совершение таинств] — комплекс действий (в основном обрядовых), посредством которых совершается и формально закрепляется смена социального статуса индивида, приобретение им особых знаний, а также функций или полномочий: обряды, сопровождающие переход из одного возрастного класса в др., включение в высшие касты в Древней Индии, посвящение в рыцари в Средневековье, первое причастие, посвящение в сан, коронация и др. (О.Ю.Артемова. Психология развития. Словарь).
Инициация в школах духовного развития — это посвящение в духовную традицию, древний способ передачи энергии и сакральных знаний от одного человека к другому. С незапамятных времен духовные учителя или мастера всего мира прибегают к инициации для передачи энергии, опыта или фундаментальных знаний, которые не могут быть переданы другому человеку с помощью слов. Совершенно очевидно, что передача знаний от человека к человеку — инициация — это более простой путь, требующий меньших усилий. Инициация — это процесс, при котором мы переходим из одного состояния знания и восприятия в другой.
Методика инициаций на наших занятиях подобна шактипату. В «Популярном словаре по Буддизму и близким к нему учениям» шактипат (санскр.) — это передача силы, духовной энергии от учителя ученику. Передача может происходить через взгляд, касание, ментальный посыл или произнесение мантры. Другая формулировка шактипата — это схождение благодатной энергии, которая пробуждает нашу изначальную божественную природу, способствует нашему исцелению и побуждает нас к развитию, духовному росту.
Шактипат считается очень высокой инициацией. Обычно от одной такой передачи света процессы духовного развития могут очень ускориться. В зависимости от степени подготовки и личных способностей получающий может не ощутить ничего, испытать желание продолжать самосовершенствование или получить просветление, меняющее всю его дальнейшую жизнь. При этом не имеет значения, какой школы развития он придерживается».

(А.Наркевич. Развитие сознания. Развитие личности. Сайт www.narkevich.ru.)

«Предисловие. Назвали мое имя. Кажется подошла моя очередь получения Шактипата. Открываю дверь и с трепетом вхожу внутрь. Он, настоящий святой, одет в простой тренировочный костюм. Сидя в йогической позе, он не делает ни малейшего движения. А на его лице мирная, спокойная улыбка. «Ляг на спину головой сюда», — сказал он просто, вежливо и без лишних слов. Он сам подошел ко мне, потому что я из-за стеснения выбрал место немного дальше, чем нужно, приставил большой палец правой руки к моему межбровью и начал вращать…». «Прошло, наверное, минут пять. Копчик начал еле заметно вибрировать, невероятно приятное ощущение поднялось вверх по позвоночнику. В то же время возникло странное ощущение, будто тело выскальзывает вверх, и вдруг я заметил, что сознание уже смотрит сверху вниз, то есть оно как бы остановилось на несколько сантиметров выше, чем было до сих пор. И пока это продолжалось, перед моими глазами неоднократно возникали маленькие вспышки света, подобные фотовспышкам».
«Постепенно поднимается Кундалини. Энергия, посланная мне через лоб, остановилась в Анахате-чакре. Затем она поднялась вверх от Анахата-чакры и достигла макушки головы. И после того как энергия достигла макушки головы, на этот раз она упала до Муладара-чакры. И тогда я почувствовал приятное ощущение, проходящее вдоль спины. «А, это, видимо, канал Сушумна!» — чётко понял я. Перед глазами всё ещё сиял свет и я был сам окутан этим светом, Сознание очень было ясное».
««Ну как, что-нибудь видишь?» — услышал я вопрос, обращённый ко мне. Так как в это время я видел красивую чистую радугу в виде прямой полосы, простирающуюся с правой верхней стороны до нижней левой, я рассказал об этом. В это время эта радуга стала кругом и начала кружиться в области Анахата-чакры».
«Наконец-то я тоже, как и все, увидел свет!», — когда я обрадовался этому в глубине души, видение сменилось на один красный цвет. Преподобный Учитель сказал: «Наверное ты видишь красный цвет. Этот красный цвет — цвет Кундалини». Когда закончилось это видение, меня всего заполнил зеленый цвет. «А сейчас, наверное, ты видишь чистый зеленый. Это цвет Анахата-чакры»…».
«Вселенная, Вселенная», — это слово стало заполнять моё сознание. Полностью устранилась тяжесть моего тела и настало состояние «Небытия». Легкость была такая, словно я плыл в пространстве космоса». «Мне сказали: «Вставай», однако всё мое тело онемело и я совсем не мог двигаться. Когда онемение понемногу спало, я, не понимая что к чему, наполнился чувством радости. Это отличалось и от той радости, когда наконец-то получаешь то, что очень хотел. Это отличалось и от чувства удовольствия во время секса и от радости при выигрыше в лoтepeю. Это было чудесное ощущение, которое, похоже, невозможно испытать в этом мире».
Каково ваше впечатление? Это и есть описания опыта, получаемого при Шактипате, инициации которой нет равных в мире и которой гордится АУМ. Однако то, с чем мы вас познакомили, не больше, чем поверхностное представление о Шактипате. Эта мистическая инициация — то, что дает безграничное благо нам, современным людям, среди повседневной занятости не имеющим времени, чтобы оглянуться на свою жизнь, и испытывающим различные стрессы.
Итак, давайте теперь мы познакомим вас с миром Шактипата. Эта книга, без сомнения, увлечет вас в неизведанный божественный мир. (декабрь 1991г., редакционный отдел АУМ).
Часть 1. Чудо нашего времени. В мир мистики. Наивысший подарок. <…>. Особенность духовной практики АУМ в том, что её может осуществлять каждый и, кроме того, она быстро приносит результат. Рассказы о собственном опыте, с которыми мы вас познакомили во вступлении, — это отнюдь не рассказы специальных людей, накопивших опыт духовной практики за несколько лет. Более того, это рассказы людей, которые в действительности практиковали только три-четыре дня в месяц или неделю. Почему же такое становится возможным? Потому, что в АУМ есть Гуру, Учитель Асахара, достигший Окончательного Освобождения и Просветления, также существует его Учение и проводятся высокие секретные посвящения, называемые «инициациями», одной из которых является Шактипат. <…>.
Король инициаций Шактипат. Кроме вливания энергии Освободившегося есть и другие виды инициаций. По крупному их можно разделить на два типа: непосредственные и косвенные. Непосредственные инициации — это, например, когда Гуру вкладывает свою энергию во фрукты, в воду и другое, а практикующий съедает или выпивает это. Или же Гуру вкладывает энергию в каменные или керамические изделия, а практикующий приобретает их. Непосредственные инициации — это, как понятно из самого слова, означает, что Гуру непосредственно касается тела (головы и т.п.) практикующего или даже если и не касается, то вливает энергию с очень близкого расстояния.
Итак, Шактипат, ставший темой этой книги, находится в первых строчках списка как раз этих непосредственных инициаций. Вкратце познакомимся с этим процессом: тот, кто получает Шактипат, ложится на спину в позу, которая в Йоге называется «шавасаной», где и душа и тело совершенно расслабляются; затем Освободившийся, приставив палец к его Аджня-Чакре (чакре, находящейся в межбровье), вливает в него энергию. Как вы уже узнали из предисловия, помимо душевного и духовного развития, есть и другие замечательные результаты Шактипата. И среди них — пробуждение Кундалини, что нельзя упустить из виду».

(Шактипат. Сайт www.vadjra.narod.ru.)

«Аннотация. Сборник посвящается уникальной духовной традиции Кашмира, утвердившей абсолютно недвойственный взгляд на устройство Вселенной и ее изначальную гармонию. За кажущейся изменчивостью мира кашмирские йогины обнаружили неизменно пронизывающий его нерушимый Свет вечно присутствующего Сознания, как основу бытия и сокрвоенную суть человеческой личности. В самой же этой изменчивости они увидели бьющую через край свободную и животворящую волю иэнергию Абсолютного Сознания. Мир с его меняющимися декорациями радости, боли, надежд и стремлений предстал величественной игрой Шивы, выступающего сценаристом, режиссёром, актёром и зрителем одновременно. В сборник включено второе издание русского перевода книги Б.Н.Пандита «Основы Кашмирского Шиваизма», дополненное материалами о выдающихся святых Кашмира и статьями на индологические темы. Глубина и метафизическая изысканность философии и практики кашмирских йогинов переданы чрезвычайно ясным языком, доступным для понимания современных читателей. Для всех, кто чувствует родство с Индией и хочет поближе познакомиться с ее духовной традицией, богатейшим культурно-философским наследием, а также открыть для себя еще одно, доселе неведомое его измерение. Книга может быть полезна и всем современным ученым, исследующих загадки мироздания.
Содержание
Предисловие переводчика.
Предисловие автора.
Вступление.
Глава 1. Парадвайта. Абсолютная недвойственность.
Глава 2. Теистический Абсолютизм и духовный реализм.
Глава 3. Четыре состояния праны.
Глава 4. Жизнь. Ее природа и семь миров.
Глава 5. Четыре вида речи.
Глава 6. Спанда.
Глава 7. Таттвы в Шиваизме.
Глава 8. Шактипата в Кашмирском Шиваизме.
Глава 9. Йога в системе Трика.
Глава 10. Эстетика в Кашмирском Шиваизме.
Глава 11. Виласа в Нео-Шиваизме.
Глава 8. Шактипата в Кашмирском Шиваизме. Все ведийские школы индийской философии единодушно соглашаются с тем, что присущее людям неведение не имеет начала. Они также утверждают, что неведение это, хотя и существовало вечно, все же может быть устранено с помощью истинного знания. Различные школы Буддизма, Джайнизма, Вишнуизма и дуалистического Шиваизма также придерживаются этой точки зрения. Тем не менее, недвойственная школа Кашмирского Шиваизма предлагает иной взгляд на проблему неведения. Эта школа признает вечной только одну реальность — Абсолют, или Парамашиву. Будучи единственно извечной реальностью, Он один не имеет начала. Конечно, невозможно проследить во времени начало возникновения такого понятия как неведение, но это не означает, что оно безначально. В то время как всякое земное, божественное и сверхбожественное существо само по себе является созданием невечным, каким образом неведение, свойственное ему, может не иметь начала?
Бог представляется последователям Кашмирского Шиваизма бескрайним океаном блаженного Сознания. Они описывают Его волеизъявление как волну блаженства, посредством которой Он обнаруживает Свою природу, или божественную суть. Это проявление божественной природы представлено пятью действиями: созиданием, сохранением, разрушением, омрачением и раскрытием. Все сущее находится в Нем в форме чистого, блаженного Сознания. Следуя Своей воле, Он проявляется в виде материального мира. В момент творения Его неограниченная, независимая, игривая воля непрерывно материализуется, проявляясь в форме вселенной в ее феноменальном аспекте. Во время этого творческого акта Бог не подвержен какой-либо трансформации, но просто проявляется как вселенная, подобно тому, как кристалл приобретает различные оттенки, отраженные в нем. Таким образом, Он выступает как ограниченные субъект и объект в бесчисленном разнообразии форм. В то же время, действуя таким образом, Он скрывает Свою божественную природу. Именно это божественное действие омрачения стоит у истоков неведения отдельной человеческой личности, в форме которой Он проявляется.
Неведение это растет и разворачивается, ведя к бесконечному психическому разнообразию этого мира. Согласно Кашмирскому Шиваизму, возникновение неведения и его последующее превращение в разнообразие мира, является первой ступенью божественной игры. На второй ступени Он посылает людям просветление и открывает им их истинную, божественную природу. Благодаря такому просветлению, эти души осознают свое единство с абсолютным Богом. Они воспринимают свое Я единым со всем и понимают, что все богатейшее разнообразие вселенной на самом деле есть их собственное творение, созданное их собственной волей. Для таких просветленных душ вся вселенная становится игрой, драмой, или же отражением.
Такого рода откровение не может снизойти на людей благодаря только их личному усилию. Усилия и цели людей изначально ограничены, поскольку могут быть направлены лишь на что-то заведомо известное. Поскольку человек не в силах полностью познать природу Бога, это познание никогда не может быть целью чьих-то усилий. Как неведение, так и раскрытие вдохновляются Богом. Это вдохновение божественного знания известно как Его Благодать (ануграха) или нисхождение Его силы (шактипат). Только получившие божественный шактипат, проявляют интерес к истинному знанию.
Шиваитские философы южной Индии и все вишнуитские школы, в особенности школа Вишуддха-Двайты Валлабхи, в целом, соглашаются с шиваитским представлением. Ведантисты также принимают, но не развивают его. Большее значение они придают личному усилию в изучении, понимании и реализации сути Упанишад. Согласно некоторым философам, шактипат зависит от индивидуальных усилий, которые приводят к правильным действиям; уничтожение привязанностей, ложного знания, накопительства, чистота и устойчивость ума, и отречение от всех действий и желаний. Другие говорят, что Бог посылает Свою благодать тем, кто следует путем Бхакти и преданно поклоняется Ему. Некоторые философы считают, что благодать зависит от случая. Иногда этот случай проявляется в форме кармасамья, т.е. одновременного созревания двух противоположных прошлых действий, одно из которых равно другому по силе, и потому не приносит кармических плодов. Также считается, что благодать иногда приходит от контакта с реализованной душой, которая открывает ищущему Абсолютную Истину.
Абхинавагупта опровергает подобные теории в своей работе Малинивиджаяварттика: Говорится, что божественная благодать — следствие следующих причин: преодоление привязанности, уравновешивание прошлых поступков, благочестие и набожность, созревание нечистых действий и помыслов, общение с доброжелателями, преданность Богу, постоянное служение Ему, духовная практика, преодоление склонности к удовольствиям, созревание праведных помыслов, устранение ложного знания, отречение от действий и страстных желаний, и равновесие ума. Однако, все это неверно, поскольку все эти причины (будучи сами по себе следствиями) должны были в свою очередь возникнуть от другой причины вовне. Кроме того, этим (свойствам) присущи другие логические дефекты, такие как анавастха (нескончаемость споров), атипрасанга (необоснованное растягивание), асамбхава (невероятность), абхава (небытие), аньоньяшрая (взаимозависимость), нихшрени (отсутствие классов), чакрака (круговая зависимость), и т.д. (Малинивиджаяварттика I.б86-92). <…>.
Существует еще одно возражение этому принципу независимого шактипата. Если интерес к освобождению и усилие на пути Самореализации зависит только от милостивой воли Бога, зачем людям беспокоиться о том, как они живут? Почему бы нам не есть, пить и веселиться, оставив все дело освобождения Богу? Абхинавагупта отвечает на это в своих объяснениях (виварана) к «Паратришике». Человек не волен делать или же не делать что-либо. Люди неизбежно обречены делать то, что предопределено. Мы вынуждены действовать определенным образом, согласно нашей природе, данной Богом. Абхинавагупта говорит следующее: Если это так, какой смысл заниматься бесполезной деятельностью вроде сбора священных трудов, их чтения, объяснения их смысла, обсуждений и размышлений над ними? Нужно сбросить этот тяжелый груз и погрузиться в молчание. Воля Господа сама вынесет на берег человека, которому предназначено быть вынесенным. Ответ на это возражение таков: Та же милостивая воля Бога приводит нас к таким размышлениям [над шастрами]. Следовательно, мы не должны стремиться к наслаждению яствами и сладким сном без созерцаная себя или же дискуссий с достойными людьми, отмеченными более высокой [чем у нас] благодатью Господа и обладающих мудростью (Паратришикавиварана сс.126,127).
Заключительный довод Господа Кришны, который Он приводит Арджуне в Бхагавадгите, полностью соответствует взгляду Абхинавагупты. Кришна говорит Арджуне:
Своей собственной кармой скован,
Естеством порожденной, сын Кунти,
Ты свершишь, даже против воли,
То, что делать, безумный, не хочешь
(«Бхагавад-Гита» VIII. 60. Пер. В.С.Семенцова).
Когда на садхаку нисходит божественная благодать, он должен продолжать движение на пути к Самореализации и последующему освобождению. Ему суждено достичь той высочайшей вершины реализации, когда благодать Бога и преданность практикующего достигнут полного совершенства.
Как только приходит ясное понимание того, что все взаимодействие состояния связанности и освобожденности — лишь игра Бога, жизнь может быть воспринята как поразительная драма. Если бы Господь проявлял Свою милость и гнев в соответствии с неким ограниченным планом для каждого человека, вселенная напоминала бы бесконечный промышленный комплекс, производящий комплекты людей различных видов, похожих по характеру и природе, подобных фабричным изделиям. Но поскольку вселенная есть божественная игра Абсолюта, у каждого действующего лица — своя индивидуальность, свободная от какого-либо повтора, несвойственного красоте.
Бог создает поразительное разнообразие персонажей этой божественной драмы посредством бесконечных вариаций двух видов своей активности — омрачения (ниграха) и раскрытия (ануграха). Как мы уже говорили, Он осуществляет раскрытие через шактипат, который ниспосылается множеством способов. Так поддерживается эта удивительная нескончаемая драма.
В 13-й Главе «Тантралоки» Абхинавагупта разделяет шактипат на три основных вида: 1) тивра, интенсивный или быстрый, 2) мадхья, умеренный, и 3) манда, медленный. Каждый из этих видов далее подразделяется на подвиды быстрый, умеренный и медленный, что приводит к 9-ти видам шактипата. Ниже приводятся особенности этих 9 видов, согласно их описанию в «Тантралоке» и «Тантрасаре».

(Пандит Б.Н. Кашмирский Шиваизм. Наслаждение и Освобождение. М. Ганга. 2010г. 355 стр.)

* * *