Статья 2.4. Тантра как Древняя Магия. (ч.7).

продолжение

9.4. БОЛЬШИЕ И МАЛЫЕ СИДДХИ.

«В «Расарнаве», цитируемой Мадхавой в его «Сарвадаршанаснаграхе» упоминается йогическая процедура дехаведха, с помощью которой можно «летать по небу». Это широко известная сиддха, характерная как для Йоги, так и для Шаманизма. В Индии существует множество легенд о летающих правителях и магах. Волшебное озеро Анаватапта было досягаемо лишь для тех, кто обладал сверхъестественной способностью к полету; Будда и архаты достигали его в один миг, подобным же образом, по легенде, риши летали по небу в волшебную и таинственную северную страну под названием Шветадвипа».

(М.Элиаде. Йога: бессмертие и свобода. / Пер. с англ. С.В.Пахомова. СПб. 2004г. 301стр.)

«Практика лайя-сиддхи (искусство самъямы) включает:
— овладение ясновидением, божественными способностями зрения и слуха, знания прошлых и будущих жизней;
— технику быстрой ходьбы;
— умение увеличивать или уменьшать вес тела, левитацию (дардри, бхучари сиддхи);
— умение по своему желанию покидать физическое тело и путешествовать в тонком теле по всем вселенным, звездам и планетам (кечари сиддхи) и входить в тело другого (пракая правешана);
— умение сливаться с пятью элементами;
— умение посылать своего двойника и прибывать в разных местах (камачари сиддхи);
— умение менять свой облик и по желанию принимать любой образ (виграха сиддхи) или исчезать, быть невидимым;
— умение обладать сверхсилой».

(Мастера Адвайты. Свами Вишнудевананда Гири. Сайт www.advayta.org.)

«Виды сиддх. В литературе упоминается восемьдесят четыре и более сверхъестественных способностей. Основными считают ясновидение (авадхи, дивья-чакшу), яснослышание (дивья-шротра), способность вызывать к себе симпатию (акристи), уменьшение до исчезающе малых размеров (анима), невидимость (антардхана), власть над силами природы и живыми существами (вашита, вашитва), гениальность (викаранадхармитва), увеличение тяжести тела (гарима), могущество (ишитва) управление своими страстями (камавашайта), изменение формы (камарупитва), всезнание (кевала), переселение души в другое тело (крамана), способность летать (кхекара), уменьшение веса тела (лагхима) телепатию или чтение чужих мыслей (мана-парьяя, парачитта-джняна), расширение (махима), гипноз (мохана), перемещение со скоростью мысли (манодживита), исполнение желаний (пракамья), способность помнить о прошлых рождениях (пурва-ниваса-анусмрити), способность вызывать паралич (стамбхана) у нападающих. К сиддхам относят нестарение, предсказание будущего, исцеление наложением рук, влияние на чужие мысли, хождение по воде, по горячим углям, способность переваривать несъедобные предметы, разгонять тучи, понимать язык животных, оживлять мертвых, останавливать и запускать свое сердце, выживать при затоплении водой, при закапывании в землю, способность входить в состояние анабиоза и т.д.».

(Популярный словарь по Буддизму и близким к нему учениям.
/ Голуб Л.Ю., Другова О.Ю. Хроникер. 2003г.)

«Человек, став Сыном Божиим, разрывает и сбрасывает все путы и оковы Тьмы, Майи, он в результате становится обладателем всех сил и способностей, присущих подвижническому величию — обладателем айшварий. Различают восемь типов этих айшварий:
1. Анима — способность уменьшать размеры своего тела или вообще какой бы то ни было другой вещи до сколь угодно малых размеров, вплоть до размеров атома (ану).
2. Махима — способность увеличивать размеры своего или другого тела или чего бы то ни было еще до любой величины, способность делать любые вещи огромными (махат).
3. Лагхима — способность уменьшать вес человеческого тела или чего угодно другого до сколь угодно малой величины, то есть способность делать любые вещи сколь угодно легкими — лагху.
4. Гарима — способность увеличивать вес чьего-либо тела или вообще чего угодно другого до такой огромной величины — гару, какой он только пожелает.
5. Прапти — способность создания любых вещей, какие он только пожелает. Это «делание» называется апти.
6. Вашитва — способность (ваша) приведения под свой контроль чего угодно.
7. Пракамья — способность удовлетворения любых желаний — кама; эта способность достигается всесокрушающей силой воли.
8. Ишитва — способность превращения в Ишу — Господа Бога над всем и вся, над всей Вселенной.
Сравните эти утверждения с утверждениями Евангелия: «Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит; потому что Я к Отцу Моему иду» (Евангелие от Иоанна. гл. 14 ст. 12)».

(Гйянаватар Свами Шри Юктешвар Гири. Святая Наука. М. 1991г.)

«Сиддхи. В Тантрической Традиции главной целью является достижение высшего совершенства, то есть мокши или нирвана-мукти (абсолютного освобождения). Однако существует и рад других сиддх (совершенств или сверхспособностей), которые могут быть обретены в результате тантрических садхан (практик). Из всех таких сверхспособностеи (сиддхи) самыми известными в Тантрической Традиции являются ашта-сиддхи, или восемь совершенств:
Анима — способность принимать форму меньше меньшего.
Махима — способность принимать форму огромных размеров.
Лагхима — способность становиться легче пылинки.
Гарима — способность становиться необыкновенно тяжелым.
Прапти — способность получать что угодно по желанию.
Пракамья — непоколебимая воля.
Ишитва — превосходство над другими.
Вашитва — способность удерживать других под своим контролем.
Достигнув совершенства (сиддхи) в своей садхане, тантрика становится способным делать свое тонкое тело видимым или действующим на этом материальном плане и совершать чудеса в материальном мире — как в тонком, так и в плотном материальном теле.
Ишитва (превосходство или «господство» над другими) предполагает ряд сверхспособностей. Так, например, обладающий вак-сиддхи (совершенством речи), может произнести те или иные слова — и они обязательно сбудутся. Совершенный адепт (сиддха) также может обладать такими сверхспособностями как ясновидение и знание прошлого, настоящего и будущего. Совершенный тантрика может также покидать свое материальное тело (стхула-шарира) по желанию и странствовать в тонком теле (сукшма-шарира) по различным мирам и уровням вселенной.
Существует также множество менее значительных сиддх, таких как понимание языка птиц и зверей, победа в любых диспутах».

(Димешвар Рам Аватхута. Тантра: Постижение
высшей реальности. СПб. 1991г., 1992г. 112 стр.)

«Мистические силы. В «Каула-джняна-нирнайе» сказано что, когда посредством мантры или медитации пробуждается Шакти, то обретаются различные мистические силы.
1. Пашастобхам, сила подчинять; ниграхануграхам, способность наказывать или даровать благо; краманам, способность проникать в другие тела; харанам, достижение любой цели; пратимаджалпанам, способность делать образы говорящими; гхатапашанаспхотанам, способность разбивать камни и кувшины (силой сознания). Текст утверждает, что эти вещи достигаются через произнесение определенных мантр.
2. Марана, способность убивать; уччатана, способность подчинять умы других; стамбха, способность парализовывать; моха, способность создавать иллюзии, ослеплять; шантика, способность умиротворять враждебно настроенных божеств; пауштика, способность увеличивать размеры тела; акришти, способность очаровывать; вашам, способность подчинять и контролировать других. В основе этих способностей также лежит практика произнесения определенных сочетаний мистических слогов.
3. В процессе йогической практики также обретаются: красноречие, свобода от болезней, поэтический дар, способность слышать на большом расстоянии, способность подниматься над землей, способность привлекать Йогинь, способность останавливать старость, способность перемещаться с огромной скоростью, способность принимать любой образ и прочее.
4. В восьмой главе «Каула-джняна-нирнайя» сказано, что существует восемь особых сочетаний Видьи (мантры), каждую из которых нужно практиковать в определенной чакре, и тогда сиддхи будут реализованы. Среди них способность подчинять, привлекать Йогинь, входить в другие тела, слышать на большом расстоянии и прочие.
5. Обретение долголетия: как мы уже видели, в этом тексте часто упоминаются методы, посредством которых можно остановить распад физического тела и достичь бессмертия. Одним из них является практика высвобождения нектара из высшего лотоса, именно этот нектар останавливает процесс старения и дарует бессмертие. Кроме того, эта практика способствует отстранению ума от мирской активности и погружению в изначальное состояние. К этому результату можно прийти различными методами, практикой мантр, Дхьяна-Йогой и прочими».

(«Каула-джняна-нирнайя». / Ред. и введ. П.С.Багчи. Англ. пер.
М.Мэги, пер. с англ. А.Самсонов. М. Фолиум. 2005г.)

«Сиддхи есть совершенство. Сиддха — тот, кто достиг совершенства или Самореализации. Сиддхи достигаются с помощью Садханы. Сиддхи буквально означает успех, достижение, выполнение и осуществление (надежд и т.п.) всех видов. Человек может достичь Сиддхи в речи, Сиддхи в Мантре, Сиддхи в Йоге и т.д. Восемь больших Сиддх следующие:
— Анима (сила делаться маленьким),
— Махима (сила делаться большим),
— Лягхима (сила становиться лёгким),
— Гарима (сила становиться тяжёлым),
— Прапти (сила достижения всего, сила, позволяющая достичь отдалённых вещей, даже Луны, достичь их кончиком пальца),
— Пракамья (сила, реализующая все желания),
— Ишитва (власть),
— Вашитва (сила, позволяющая руководить всеми или осуществлять совершенный контроль над элементами).
Малые Сиддхи следующие:
— Дура Даршана (ясновидение),
— Дура Шравана (яснослышание),
— Кама Рупа (способность принимать любую форму, какую хочешь),
— Паракая Правеша (вхождение в другое тело или оживление мёртвого тела и вхождение в него с помощью превращения его души),
— Иччха Мритью (смерть по собственной воле),
— Трикаля Джнана (знание прошлого, настоящего и будущего),
— Кая Вьюха (создание стольких тел, сколько Йог пожелает, чтобы исчерпать все свои Кармы в одной жизни). Он приобретает знание о своей прошлой жизни. Он получает знание о группах звёзд (созвездиях) и планетах.
-Ваю Сиддхи: Йог поднимается в воздух и покидает землю.
— Величайшая из всех Сиддх — освобождение или Мокша, свобода от цикла рождений и смертей и союз с Пара Брахмой или высшим Существом.
Ученик не должен гнаться за Сиддхами, иначе он упадёт. У него есть возможность злоупотреблять силами. Он должен пренебречь этим, словно они являются препятствиями на духовном пути, и должен прямо идти к цели».

(Свами Шивананда. Тантра-Йога, Нада-Йога, Крия-Йога. Сборник. Уфа. 2001г. 206 стр.)

«Есть восемь видов сиддхи, способностей, которые обычно развивают сиддха, высшие существа:
а) Анима — способность проникать во все вещи, даже в АНУ, или атом, чтобы видеть его внутреннюю структуру.
б) Лагхима — способность приобретать легкость, чтобы ездить даже на лучах солнца. Это часто используется в левитации и транслевитации, несмотря на законы гравитации.
в) Гарима — способность стать тяжелым, как сталь, и сделать любой объект недвижимым. Это противоположность Лагхима.
г) Махима — способность приобретать обширную и всепроникающую величину, как пространство, и видеть работу всемирного устройства и отдаленные объекты, вроде солнечных систем.
д) Прапти — способность достигать всего, даже Луны. Она наделяет чувством проникновения во все.
е) Пракамьям — способность иметь все желания исполненными.
ж) Васитвам — способность командовать и контролировать все создания и стихийные силы, типа ветра и дождя.
з) Ишитва — способность играть роль творца, хранителя и разрушителя.
Кроме этих, есть много дополнительных достижений, которые получают просто путем процесса самоконтроля и концентрации, тоже называемые Самьям, например:
1) Понимать язык птиц и зверей.
2) Знать свои предыдущие рождения и иметь предвидение смерти.
3) Читать сокровенные мысли других.
4) Знать скрытые и тонкие предметы издалека, такие как планеты и звезды.
5) Предсказывать будущие события.
6) Переноситься в любое место в мире.
7) Исцелять прикосновением.
8) Достигать телесных совершенств в Рупа (форме), Ранга (цвете лица), Бала (силе и мужестве), Санханан (постоянстве), Лаванья (физическом очаровании) и т.д. Необходимо сказать здесь слово предупреждения относительно Риддхи и Сиддхи, или сверхъестественных сил, которые очень часто приобретают в практике йоговской садхны, или йоговской дисциплины. Их нужно тщательно избегать, так как они — настоящие преграды на пути истинного духовного прогресса и достижения самореализации и реализации Бога, которые являются целью и завершением системы Йоги. Деваты очень часто становятся ревнивы к человеческой душе, путешествующей по Духовному Пути».

(Сант Даршан Сингх. Венец жизни. Исследование
по Йоге. Индия. 1959г. Сайт www.khp.npu.edu.ua.)

«Многие индуистские и буддистские тантрические садханы предупреждают практикующих, чтобы они не очаровывались получением сиддх и других сверхъестественных сил. Эти силы настолько привлекательны, что многие практикующие стремятся приобрести эти мирские средства и не заинтересованы в освобождении себя и других. Истинный и искренний практикующий видит в них только средства к достижению цели, а не саму цель. Индусы имеют восемь сиддх, но они отличаются от буддистских. Восемь великих буддистских сиддх:
1) Кхадга — способность быть непобедимым с мечом, наделённым силой с помощью определённых мантр;
2) Анджана — бальзам для глаз, который устраняет невежество;
3) Паделепа — способность быть «быстроногим» или мазь, которая делает человека «скороходом»;
4) Антардхана — способность становиться невидимым;
5) Раса-Расьяна алхимическая способность превращать основные металлы в золото или обладание эликсиром бессмертия;
6) Кечара — способность летать по воздуху;
7) Бхучара — способность мгновенно оказываться в любом месте;
8) Патала — способность посещать нижние миры.
Ниже перечислены индуистские сиддхи:
1) Аниман — способность становится очень маленьким, вплоть до размера атома;
2) Махиман — способность становиться очень большим;
3) Лагиман — способность становиться очень лёгким;
4) Гариман — способность становиться очень тяжелым;
5) Прапи — сила получать всё [желаемое];
6) Пракамья — сила непреодолимой воли;
7) Ишитва — сила превосходства; и
8) Вашитва — сила подчинять всё [сущее].
Сравнивая эти мирские достижения с восемью сиддхами и шестью сверхъестественными силами Буддистов, сходства очевидны. Они включают в себя основной интерес в превосходстве или подчинении, в изменении формы, в контроле над элементами или, по крайней мере, способности выйти из-под власти их воздействия, и, в целом, в управлении одушевлёнными и неодушевлёнными объектами. Хотя не следует стремиться достичь все эти сиддхи и сверхъестественные силы ради обретения силы, их можно использовать для того, чтобы привлечь человека на путь Буддизма или Индуизма».

(Элизабет Анне Бенард. Чиннамаста. Ужасающая Буддистская
и Индуистская Тантрическая Богиня. Сравнительный анализ
буддистской и индуистской Тантры. Сайт www.abhidharma.ru.)

«Восемь сверхъестественных сил, или сиддх:
1. Анима — способность по собственной воле уменьшаться до размеров атома.
2. Махима — способность бесконечно расширяться.
3. Карима — способность становиться тяжелым.
4. Лахима — способность становиться лёгким, как перышко.
5. Прашпи — полное знание о прошлом, настоящем и будущем, способность проникать куда угодно.
6. Прахамиям — способность осуществлять все свои желания, совершенная проницательность ума и чувств.
7. Эсатхувам — полная власть как над живыми, так и над неживыми объектами во всей Вселенной.
8. Васшпхувам — способность управлять всем при помощи мысли и слова.
Согласно легендам, Шива жил около 5-7 тысяч лет назад и был признан всеми авторитетами своего времени как величайший махасиддх (достигший полного совершенства) и аватара (Божественное воплощение). Его супруга Парвати также была великим практиком и вместе с Шивой полностью реализовала свою Божественную природу. Достигнув наивысшей ступени духовной эволюции, возможной в человеческом теле, Шива трансформировал своё физическое тело в состояние бессмертного золотого света (в Даосизме такое достижение называется алмазным телом, а в тибетском Буддизме — радужным телом). В таком бессмертном теле Шива являлся многим выдающимся мастерам Тантры и Йоги, посвящая их в различные тайные практики.
Другими знаменитыми мастерами прошлого были Нанди Девар, Агастьяр, Тирумулар, Боганатар, Матсьяндранат, Горакнат, Патанджали, Васугупта, Шри Канта, Накулиса, женщина Кудамбай, Валмики и другие, «разбившие скипетр смерти и странствующие во Вселенной».
Вот как тантрийские святые описывают реализацию тела золотого света: «Было время, когда я презирал тело, но затем я увидел Бога внутри него. И тогда я осознал, что тело — храм Господа и стал относиться к нему с огромной заботой». «Всевышний Господь, наделивший меня Знанием, вошёл в меня и, проявив Себя в плоти моего тела, навечно поселился во мне». «Посредством воспламенения солнца и луны, находящихся в муладхаре, даже волосы стали мягкими, нежными, сияющими и излучающими свет». «Если человек достигает прочного единства с прекрасной Божественной Шакти, то … морщины на его коже и седина в его волосах исчезают, и он снова становится молодым». «Тот, кто обладает знанием … может достичь бессмертия, обрести преображённое тело, вечно молодое, свободное от старения и дряхлости, являющееся прекрасным воплощением Божественного…» (Тирумулар). «Я молился о лучезарном теле, которое было бы вечно… Он исполнил то, о чём я молился, и теперь у меня такое тело… О люди, ищите убежища в моём Отце — властителе Неописуемого Великолепия, делающего даже материальное тело бессмертным!.. Господи! Вечная Вселенская Любовь наделила меня золотым телом и слилась с моим сердцем. Растворившись во мне, Ты Светом Милости алхимически преобразила моё тело». Последние слова принадлежат Рамалинге Свамигалу, святому из Вадалура (юг Индии), который 30 января 1874 г. в присутствии учеников исчез во вспышке фиолетового света».

(А.Лапин. Тантрические взгляды на устройство Вселенной,
человека и природу любви. Сайт www.avatargroup.ru.)

«На практике можно достичь контроля над каждой чакрой тонкого тела. Как только йогин достигает постепенного влияния на каждую чакру, он обнаружит, что одновременно с психическим навыком он приобретает мистические силы.
Контроль над первой чакрой и ее элементом земли дает способность сделать человеческое тело легким, как воздух, и светиться золотой аурой. Вторая чакра и ее элемент воды дают силу жить долгое время без пищи и воды, жить под водой и делает тело излучающим серебряный свет. Контроль над огнем, элементом третьей чакры, дает способность поглощать огромное количество пищи без неприятных последствий, терпеть сильную жару, заставлять тело излучать красный свет.
Контроль над воздухом и соответствующей чакрой дает возможность летать, как птицы, и понимать их язык. Элемент космического пространства (акаши) обеспечивает йогина фантастической возможностью заглянуть вовнутрь времени и увидеть будущее, а также обрести восемь известных мистических сил (сиддхи): анима — возможность сокращать размер чего угодно до размеров атома; махима — возможность увеличиваться в размерах по желанию; гарима — возможность стать тяжеловесным; лагхима — стать легким и уметь подниматься вверх; прати — передвигать что-либо в пространстве (заставлять двигаться предметы); пракамъя — возможность немедленного исполнения желания; вашитва — сила контролирования всего одушевленного и неодушевленного, господство над всем; ишитва — возможность творения через силу мысли.
Но когда настоящий йогин устанавливает полный контроль над своей нервной системой, тонким телом и его функциями, описанными выше, он не имеет желания использовать эти сиддхи (мистические силы), исключая случаи спонтанного или необходимого их использования ввиду сострадания. Все, что он желает — это соединиться с Истинной Реальностью.
Восемь мистических сил (сиддхи), которыми может владеть йогин — побочный продукт йогической практики. Когда вы уже совершенствуетесь в разных стадиях Йоги и умеете глубже погружаться в медитации, то эти восемь сил приходят к вам. Настоящее овладение этими силами заключается не в том, чтобы дать увлечь себя ими, а чтобы стремиться дальше к конечному (максимальному) просветлению. Однако, некоторые йоги не интересуются максимальным достижением. Их удовлетворяет больше материальная польза, чем духовная. Восемь сиддхи для них — единственная цель.
Первая сиддхи называется анима («подобная атому»). Это та сила, с помощью которой человек может трансформировать свое тело по желанию в наилегчайшее живое существо. Этой силой можно овладеть путем глубокой медитации в центре сердца. Другая сиддхи — прямая противоположность первой и, как говорят, обладает способностью трансформировать тело в самое большое живое существо. Она называется махима и ее можно достичь путем медитации на Космический Разум (махат) — первую трансформацию из первоначального состояния природы (пракрити). Тарима — способность стать грубым и тяжелым, как сама материя. Постоянная медитация на элемент земли, говорят, придает такую силу. Четвертая сиддхи, под названием лагхима, — совершенная противоположность гаримы и дает силу, чтобы тело стало легким, как воздух. Глубокая медитация и слияние с элементом воздуха — источник этой сиддхи. Прати — сила увеличивать все по желанию. Эта сила совершенно проста, мы часто слышим о святых и религиозных людях, которые могут накормить тысячи страждущих одним только горшком риса. Прати достигается медитацией на принцип (источник) первичного эго (ахам-кары). Сиддхи под названием пракамъя дает силу притягивать дальние объекты (предметы). К этой сиддхи ведет медитация на элемент эфира. Ишитва — сила, способная влиять на материальные объекты, а вашитва — влияние на умы. Обе сиддхи достигаются медитацией на творческие силы вселенной. Существует много других второстепенных сиддхи наравне с главными силами. Все они — символы духовного роста, но в то же самое время, могут стать препятствием на духовном пути. Это возникает в том случае, если человек становится способным пользоваться этими сиддхи, он привлекает к себе всеобщее внимание и становится популярным, а популярность и известность ведут к чувству гордости, что и является помехой для внутреннего роста».

(Свами Шиваприянанда. Секретная сила
тантрического дыхания. Старклайт. 2001г. 136 стр.)

«Необычные способности (сиддхи). Большие Сиддхи. Сложившийся пурна-йог на пути Кундалини-Йоги обладает восемью большими Сиддхи: Анима, Махима, Лягхима, Гарима, Прапти, Пракамья, Вашитвам и Ишитвам:
1. Анима: йог может стать таким маленьким, как это ему заблагорассудится.
2. Махима: это противоположность Анимы. Он может стать таким большим, каким пожелает. Он может придать телу огромные размеры. Он может заполнить всю вселенную. Он может принять Вират Сварупу.
3. Лягхима: он может сделать своё тело лёгким, как вата или перо. Ваюстамбханам выполняется с помощью этой Сиддхи. В Джалястамбханам эта сила также развивается, но в очень малой степени. Тело становится лёгким с помощью Плавини-Пранаямы. Йог вызывает уменьшение своей тяжести, совершая большие глотки воздуха. Йог путешествует в небесах с помощью этой Сиддхи. Он может преодолевать тысячи миль в минуту.
4. Гарима: Это противоположность Лягхимы. При этом йог приобретает способность увеличивать свой вес. Он может сделать тело тяжёлым, как гора, проглатывая воздух.
5. Прапти: Йог, стоя на земле, может достать высоко расположенные вещи. Он может коснуться Солнца, Луны или неба. С помощью этой Сиддхи йог приобретает желанные объекты и сверхъестественные силы. Он получает силу предсказания будущих событий, силу ясновидения, яснослышания, телепатию, чтение мыслей и т.д. Он может понимать язык зверей и птиц. Он может понимать также неизвестные языки. Он может лечить все болезни.
6. Пракамья: он может нырнуть в воду и выйти из неё, когда захочет. Последний Трилинга Свами из Бенареса, бывало, находился под водами Ганги около шести месяцев. Это процесс, с помощью которого йог иногда делает себя невидимым. Некоторые авторы описывают это, как способность проникать в тело другого человека (Паракая-Правеш). Шри Шанкара входил в тело Раджа Амаруки из Бенареса. Тирумулар из Южной Индии входил в тело пастуха. Раджа Викрамадитья также делал это. Это является также силой, которая позволяет обладать юношеской внешностью сколько угодно долгое время. Раджа Яяти обладал такой способностью.
7. Вашитвам: это сила приручения диких животных и осуществления контроля над ними. Это сила гипнотизирования людей воздействием воли и делающая их послушными чьим-то желаниям и приказам. Это обуздание страстей и эмоций. Это сила, подчиняющая мужчин, женщин и элементы стихий.
8. Ишитвам: это достижение божественной силы. Йог становится Богом вселенной. Йог, обладающий этой силой, может воскресить жизнь мёртвого. Кабир, Тулси Дас, Свами Акалькот и другие обладали этой силой и возвращали жизнь мёртвым.
Малые Сиддхи. Йог получает следующие малые Сиддхи:
1. Освобождение от голода и жажды.
2. Освобождение от воздействия жары и холода.
3. Свободу от Рага-Двеши.
4. Дура Даршана, ясновидение или Дурадришти.
5. Дура Шраван, яснослышание или Дура Шрути и Дура Правачана.
6. Мано Джая, контроль ума.
7. Кама Рупа: Йог может принять любую форму, какую пожелает.
8. Паракая Правеша: он может войти в другое тело, может оживить мёртвое тело и войти в него, перенося свою душу.
9. Иччха Мритью: смерть по собственной воле.
10. Дэванам Саха Крида и Даршана: игра с Дэвами после видения их.
11. Ятха Санкальпа: возможность получить всё, что желаешь.
12. Трикаля Джнана: знание прошлого, настоящего и будущего.
13. Адвандва: находиться вне пар противоположностей.
14. Вак Сиддхи: что бы йог ни предсказал, всё сбудется с помощью практики Сатьи и Пророчества.
15. Йог может превратить обычный металл в золото.
16. Кая Вьюха: принятие стольких тел, сколько йогу заблагорассудится, чтобы исчерпать все свои Кармы в одной жизни.
17. Дардури Сиддхи: прыгающая сила лягушки.
18. Паталя Сиддхи: Йог становится Властелином желаний, уничтожает горе и болезни.
19. Он обретает знание своей прошлой жизни.
20. Он получает знания о созвездиях и планетах.
21. Он получает силу постижения Сиддх.
22. Он овладевает элементами (Бхута Джая) и Праной (Прана Джая).
23. Камачари: он может перемещаться в любое место, куда пожелает.
24. Он становится всемогущим и всеведущим.
25. Ваю Сиддхи: Йог отрывается от земли и поднимается в воздух.
26. Он может указать место, где спрятаны сокровища.
Йог забывает о теле для концентрации ума на Боге. Он побеждает жару и холод, благодаря контролю над дыханием и нервной системой. Йог образует психический жар в теле с помощью практики Бхастрика-Пранаямы. Он может переносить колебания климата, не испытывая неудобств. Он сидит на снегу и растапливает его с помощью тепла, образующегося в теле. Йог обвёртывает своё тело простынёй, намоченной в очень холодной воде, и сушит её йогическим теплом своего тела. Некоторые адепты высушивали до 30 простыней за одну ночь. Совершенный йог сжигает своё тело в конце жизни с помощью йогического тепла, образованного силой его Йоги».

(Шри Свами Шивананда Сарасвати. Кундалини-Йога.
/ Пер. с англ., прим., ред.: А.П.Очаповский. Уфа. 2002г.)

«Сиддхи — индийское понятие. Сидхами, называют как людей (йогинов) владеющими сверх способностями, так и сами эти сверхспособности. Большие сиддхи следующие:
1. Анима: Йог может стать таким маленьким, как это ему заблагорассудится.
2. Махима: это противоположность Анимы. Он может стать таким большим, каким пожелает. Он может придать телу огромные размеры. Он может заполнить всю вселенную. Он может принять Вират Сварупу.
3. Лягхима: он может сделать своё тело лёгким, как вата или перо. Ваюстамбханам выполняется с помощью этой Сиддхи. В Джалястамбханам эта сила также развивается, но в очень малой степени. Тело становится лёгким с помощью Блинвини Пранаямы. Йог вызывает уменьшение своей тяжести, совершая большие глотки воздуха. Йог путешествует в небесах с помощью этой Сиддхи. Он может преодолевать тысячи миль в минуту.
4. Гарима: Это противоположность Лягхимы. При этом йог приобретает способность увеличивать свой вес. Он может сделать тело тяжёлым, как гора, проглатывая воздух.
5. Прапти: Йог, стоя на земле, может достать высоко расположенные вещи. Он может коснуться Солнца, Луны или неба. С помощью этой Сиддхи йог приобретает желанные объекты и сверхъестественные силы. Он получает силу предсказания будущих событий, силу ясновидения, яснослышания, телепатию, чтение мыслей и т.д. Он может понимать язык зверей и птиц. Он может понимать также неизвестные языки. Он может лечить все болезни.
6. Пракамья: он может нырнуть в воду и выйти из неё, когда захочет. Последний Трилинга Свами из Бенареса, бывало, находился под водами Ганги около шести месяцев. Это процесс, с помощью которого йог иногда делает себя невидимым. Некоторые авторы описывают это, как способность проникать в тело другого человека (Паракая Правеш). Шри Шанкара входил в тело Раджа Амаруки из Бенареса. Тирумуляр из Южной Индии входил в тело пастуха. Раджа Викрамадитья также делал это. Это является также силой, которая позволяет обладать юношеской внешностью сколько угодно долгое время. Раджа Яяти обладал такой способностью.
7. Вашитвам: это сила приручения диких животных и осуществления контроля над ними. Это сила гипнотизирования людей воздействием воли и делающая их послушными чьим-то желаниям и приказам. Это обуздание страстей и эмоций. Это сила, подчиняющая мужчин, женщин и элементы стихий.
8. Ишитвам: это достижение божественной силы. Йог становится Богом вселенной. Йог, обладающий этой силой, может воскресить жизнь мёртвого. Кабир, Тулси Дас, Свами Акалькот и другие обладали этой силой и возвращали жизнь мёртвым.
Малые Сиддхи следующие:
— Дура-Даршана (дурадришти, ясновидение),
— Дура-Шравана (дурашрути и дураправачана, яснослышание),
— Кама-Рупа (способность принимать любую форму, какую хочешь),
— Паракая-Правеша (вхождение в другое тело или оживление мёртвого тела и вхождение в него с помощью превращения его души),
— Иччха-Мритью (смерть по собственной воле),
— Трикаля-Джнана (знание прошлого, настоящего и будущего),
— Кая-Вьюха (создание стольких тел, сколько Йог пожелает, чтобы исчерпать все свои Кармы в одной жизни). Он приобретает знание о своей прошлой жизни. Он получает знание о группах звёзд (созвездиях) и планетах.
— Ваю-Сиддхи: Йог поднимается в воздух и покидает землю. 23
Йог получает также следующие малые Сиддхи:
— освобождение от голода и жажды.
— освобождение от воздействия жары и холода.
— свободу от Рага-Двеши.
— мано-джая, контроль ума.
— дэванам-саха-крида и даршана: игра с Дэвами после видения их.
— ятха-санкальпа: возможность получить всё, что желаешь.
— адвандва: находиться вне пар противоположностей.
— вак-сиддхи: что бы йог ни предсказал, всё сбудется с помощью практики Сатьи и Пророчества.
— йог может превратить обычный металл в золото.
— кая-вьюха: принятие стольких тел, сколько йогу заблагорассудится, чтобы исчерпать все свои кармы в одной жизни.
— дардури-сиддхи: прыгающая сила лягушки.
— паталя-сиддхи: йог становится Властелином желаний, уничтожает горе и болезни.
— йог обретает знание своей прошлой жизни.
— йог получает знания о созвездиях и планетах.
— йог получает силу постижения Сиддх.
— йог овладевает элементами (Бхута Джая) и Праной (Прана Джая).
— камачари: йог может перемещаться в любое место, куда пожелает.
-йог становится всемогущим и всеведущим.
— йог может указать место, где спрятаны сокровища.
— йог забывает о теле для концентрации ума на Боге. Он побеждает жару и холод, благодаря контролю над дыханием и нервной системой.
— йог образует психический жар в теле с помощью практики Бхастрика Пранаямы.
— йог может переносить колебания климата, не испытывая неудобств.
— йог сидит на снегу и растапливает его с помощью тепла, образующегося в теле.
— йог обвёртывает своё тело простынёй, намоченной в очень холодной воде, и сушит её йогическим теплом своего тела. Некоторые адепты высушивали до 30 простыней за одну ночь.
— совершенный йог сжигает своё тело в конце жизни с помощью йогического тепла, образованного силой его Йоги.
Указания по Сиддхи:
1. В процессе Хатха-Йоги, йог приобретает совершенное физическое тело. Совершенство тела заключается в красоте, грации, силе и несокрушимой твёрдости. Способность переносить крайний холод и жару (титикша), способность жить без воды и пищи, и другие силы подходят под категорию кайя-сампат (совершенство тела).
2. Поскольку тело хатха-йога совершенное и крепкое, его ум также устойчив и целеустремлёнен. С помощью практики Дхараны и Дхьяны он достигает высшей ступени йогической лестницы и приобретает Бессмертие с помощью йогического Самадхи. Йог, достигший высшей стадии, обладает 8 большими и всеми малыми Сиддхами.
3. Приобретение сил зависит от количества концентрации на различных Чакрах, Таттвах и пробуждения Кундалини. Практика Мудр, Бандх, Асан и Пранаям также значительно содействует в получении Сиддх.
4. Сиддхи, достигаемые с помощью практики Мудр, могут быть получены практикой Бандх, Асан, Пранаям, а также концентрацией внимания на различных Чакрах. Это зависит от темперамента и способности учеников. Одни могут достичь желанной цели с помощью одного упражнения, а другие — с помощью различных других методов. Поэтому, если человек не в состоянии добиться успеха от какого-то упражнения, он должен перейти к другим упражнениям.
5. Многие из 8 больших Сиддхи вообще невозможно достичь в настоящее время (Кали Юга), когда тело и ум большинства людей недостаточно подготовлены. Но даже сегодня есть несколько йогов, обладающих силой для выполнения некоторых Сиддх. Когда люди обращаются к ним с просьбой выполнить то или другое, они обычно скрывают свои способности и отвечают: «Я этого не знаю». Они особенно не распространяются относительно этих Сиддх. Их задача — пренебрегать ими как нереальными и стремиться к достижению высшего. Только они являются настоящими йогами. Многие люди способны использовать некоторые силы, но они не знают, как это сделать.
6. Некоторые могут читать мысли других людей. Один человек в Лондоне, например, слышит духовные послания мудрецов Индии. Можно встретить людей, удаляющих яд кобры, читая определённые Мантры или просто с помощью прикосновения. С помощью употребления определённого сорта листьев излечиваются неизлечимые болезни. Есть люди, которые очень точно расскажут вам о вашем прошлом, настоящем и будущем. Некоторые способны видеть астральные сущности. Прекращение деятельности сердца и влияние на ум других людей, а также прочие способности приобретаются с помощью йогической практики.
7. Сегодня вы не сможете найти человека, развившего все силы. Когда человек получает определённые силы, он останавливается из-за влияния Майи и ложного Тушти (удовлетворения) и использует эти силы для добывания средств для существования или славы. Поэтому он не способен продвигаться дальше и достичь совершенства. Это не вина йогических Крий. Вы не должны терять веры. Вера, внимание, искренность и преданность приведут вас к успеху».

(Что такое сиддхи? Сайт www.youryoga.org.)

«Глава 77. Плоды практики Обретение сиддхи. «Восемь сиддх:
1. Возможность становиться маленьким как атом;
2. Возможность становиться большим как космос;
3. Возможность становиться тяжелым как гора;
4. Возможность становиться легким как воздух;
5. Возможность принимать любой облик и входить в различные тела живых существ;
6. Возможность становиться невидимым и проходить через различные преграды;
7. Возможность обладать мастерством высшего знания, понимая каждое живое существо, зная о нем все;
8. Возможность пребывать вечно молодым, сияющим как огонь, не зная старения и времени.
Это восемь великих сиддх. Когда достигнуты восемь сиддх теперь он — Мастер, который справился с практикой и получил восемь сиддх, теперь он бог вселенных и миров, и блеск его украшен гирляндой победы. Его дыхание обращено теперь к несравненному Свету» (Риши Тирумулар «Тирумантирам» тантра 3 (649, 693)).
По мере очищения нади, пран и чакр увеличивается контроль над элементами, пранами, и йогин обретает различные сиддхи:
~ анима — способность уменьшаться до размеров атома. С помощью этой силы йогин может уменьшать размер и вес своего тела. Достигается путем самьямы на анахата-чакре;
~ махима — способность увеличивать тело до огромных размеров. Достигается практикой самьямы на космическое сознание (махат) — первичное видоизменение из изначального состояния энергии (пракрити);
~ гарима — способность стать тяжелым и твердым как гора, достигается самьямой на элемент земли;
~ лагхима — дает легкость тела подобно перышку, воздуху и способность парить в воздухе и передвигаться по небу;
~ прапати — сила увеличивать все по желанию, т.е. накормить сотню одной чашкой риса и т.д.; предсказывать будущее, читать мысли, понимать языки других людей, зверей, птиц; исцелять от любых болезней. Исполнение того, что йогин хочет, например, достичь луны и солнца. Достигается медитацией на источник эго (ахамкары);
~ пракамья — сила притягивать удаленные предметы, исполнение любых желаний. Также это способность долго находиться под водой, быть невидимым, входить в тело другого (паракайя-правеша), оставаться молодым как угодно долго. Достигается самьямой на элемент пространства;
~ ишитва — влияние на материальные и нематериальные объекты, господство над весом, обретение божественной силы — йогин может возвращать ушедших из жизни;
~ вашитва — влияние на умы существ, творение силой ума, к примеру, укрощение и управление дикими зверями. Способность подчинять других людей, духов, стихии природы. Достигается самьямой на творческие силы вселенной.
«Сиддхи на стадии седьмого, восьмого и девятого годов. На седьмом году практики йог становится легким как ветер, его ноги могут не касаться земли, и он может парить в небе. Он может читать и предугадывать мысли других существ. На восьмом году практики он обретает молодое тело, которое навсегда лишено седых волос, обвисших мускулов и морщин. На девятом году практики он может принимать любой облик и входить в тела различных существ» (Риши Тирумулар «Тирумантирам» тантра 3 (647)).
Сиддхи бывают двух основных видов: искусственные (кальпита) и естественные (акальпита). Искусственные возникают благодаря магическим камням, употреблению чудодейственных снадобий и эликсиров из трав, тантрическим мантрам, ритуалам, подчиняющих духов и ублажающих богов и т.д. Первый род сиддхи не является подлинной реализацией, хотя может помочь на духовном пути. Естественные сиддхи возникают из познания Всевышней Сущности — недвойственной природы Ума. Такое познание возникает в результате проникновения в естественную сущность «Я» (сахаджа-таттву). Обретение подобных сиддхи приходит как результат интеграции сознания йогина с глобальными вселенскими силами.
Благодаря контролю над элементом земли в теле, йогин обретает огромную силу, равную силе десяти тысяч божественных слонов — земных охранителей.
Благодаря совершенному контролю над элементом воды, йогин обретает способность не гореть в огне.
Благодаря контролю над элементом огонь, йогин достигает способности алхимически трансмутировать и рассеивать, материализовывать и заставлять исчезать любые предметы и субстанции.
Благодаря контролю над элементом ветер достигается легкость тела, подобная вате, способность ходить по воде.
Благодаря контролю элемента пространства достигается способность летать, телепортироваться и проникать сквозь любые препятствия и преграды.
Благодаря наполнению праной левого канала физическое тело йогина становится прозрачным и не отбрасывает никакой тени.
Благодаря наполнению праной правого солнечного канала, материя тела полностью очищается и тело йогина превращается в тело, состоящее из радужного света.
Особым способом нашей традиции является достижение за одну жизнь Радужного тела Света на высших стадиях реализации. Когда такое Радужное тело достигается, йогин через некоторое время спонтанным образом обретает все восемь сиддхи.
«Шакти дарует как сиддхи, так и мукти. Тот, кто выполняет Йогу, сможет реализовать сиддхи, но они не должны быть первостепенной целью, так как свобода (мукти) неизмеримо выше, чем они. В процессе практики они откроются сами собой, так как Трипура Шакти дарует их всем, кто обратится к ней» (Риши Тирумулар «Тирумантирам» тантра 3 (670)).
Само по себе обретение сиддхи не является самоцелью. Оно является проявлением, цветением чистых энергий реализованного йогина и подобно украшению естественного состояния. Многие святые рекомендуют остерегаться погони за сиддхами, чтобы они не заслонили основную цель, об этом говорит Махариши Патанджали в «Йога-сутре» и Бхагаван Шри Рамана Махарши.
Поэтому, практикуя Лайя-Йогу в нашей традиции, мы в первую очередь пытаемся добиться максимального погружения в созерцание естественного состояния. Когда такое созерцание глубоко, оно обретает силу и может двигать ветры в каналах, растворяя элементы в чакрах. Созерцание, соединенное с праной и тончайшими методами Лайя-Йоги, в особенности Джьоти-Йоги, приводят к достижению Радужного тела и всех восьми главных сиддхи.
«Сиддхи на стадии десятых, одиннадцатых и двенадцатых годов. На десятом году практики йог может расширяться до бесконечности и жить в любой точке космоса. На одиннадцатом году практики йог может принимать форму, о которой размышляет. На двенадцатом году практики йог реализует все восемь сиддх, приобретая возможность бродить по всем мирам, его тело излучает огненный Свет, оно больше не стареет и не подвержено любым законам времени. Он может принимать любую форму, становясь Творцом, создавая миры. Сияя как тысяча солнц, он сжигает грехи тех, кому хоть раз посчастливилось увидеть его» (Риши Тирумулар «Тирумантирам» тантра 3 (648)).
Если йогину удалось войти в принцип Единой Сферы и открыть в полной мере «единый вкус», он подчиняет свою внутреннюю энергию, которая очищает все нади и загрязненные капли. Захватывая сознанием тонкие энергии пяти элементов, он вводит их в центральный канал. Благодаря этому он может:
~ одновременно пребывать в нескольких местах,
~ ходить по воде,
~ превращать камни и простые металлы в золото, натирая их своими фекалиями или мочой,
~ в своем физическом теле проходить сквозь стены и горы,
~ останавливать время по своему желанию,
~ силой ума перемещаться в прошлое или будущее,
~ перемещаться в своем физическом теле в любую точку пространства, включая миры богов наверху и миры нагов внизу,
~ летать по небу,
~ материализовывать богатство, драгоценности и золото,
~ покорять людей, богов, духов и демонов силой бинду,
~ останавливать солнце силой контроля элемента огня.
«Путь от незначительных сиддх к Освобождению (мукти). Йог, обладая сиддхами, может принимать размер атома или может входить в тела разных существ, а затем возвращаться в свою естественную форму. Реализовав стадию сиддх, йог продвигается дальше, работая с процессами Нада-йоги и мантрой АУМ. Так он реализовывает Освобождение (мукти)» (Риши Тирумулар «Тирумантирам» тантра 3 (650)).
Сиддх, реализовавший Освобождение, находится в таком глубоком созерцании, что видит весь мир как проявление энергий своего «Я». Сам же он воспринимает себя как единого с центром вселенной. Вместо того чтобы пребывать в отражениях, он входит в источник всех отражений — состояние чистого зеркала.
«Лагхима-сиддхи. Если преуспеешь в поднятии Кундалини из спинной впадины (муладхары) вверх к вершине Меру, то достигнешь лагхима-сиддхи и сможешь становиться легче, чем вата или сухой листок, гонимый ветром, при этом также сможешь без труда подчинить желания и похоть. Все это реализуешь, занимаясь упорно в течение года» (Риши Тирумулар «Тирумантирам» тантра 3 (673)).
Открытие пяти пространств в теле и проявление пяти чистых земель. Когда йогин очистил нади и может собрать пять главных пран в центральном канале, он будет переживать пять признаков:
~ миражи,
~ дым,
~ светлячки,
~ свет лампы,
~ четыре вида пустотного светового пространства.
Если он может объединять созерцательное присутствие с каждым из пяти элементов, он испытает пять пространств в пяти чакрах своего тела. Когда бинду и тонкие праны собираются в каналы, где локализованы элементы в теле, естественным образом переживаются желтая, белая, красная, зеленая, голубая священные страны — это знаки, указывающие на достижение. Для того чтобы открыть пять пространств и пять священных стран, йогин должен достичь совершенства в самадхи смешивания пустотного созерцания с элементами и «покорить» внутренние и внешние элементы. Когда йогин достигает совершенства в управлении пранами, может удерживать ветер, красную и белую капли в центральном канале, он достигает вайю-сиддхи и таких способностей:
~ его тело может становиться невидимым,
~ он может оставлять отпечатки в камнях, концентрируясь на них,
~ его тело становится молодым и полным здоровья,
~ он излучает свет из своего тела,
~ его тело не отбрасывает тени.
«Мастер, достигший самадхи. Тот, кто обладает джняной или обрел понимание двадцати одного принципа солнца, может достичь бессмертия, обрести преображенное тело, вечно молодое, свободное от старения и дряхлости, прекрасное воплощение божественного. Такой йог становиться Мастером, он побеждает смерть и возраст, он присуждает рай мертвым, он по желанию создает другие тела, он принимает божественную форму, он тот, кто овладел наукой дыхания» (Риши Тирумулар «Тирумантирам» тантра 3 (706)).
Начиная свой путь от обычного человека, связанного кармой (пашу), йогин становится Мастером созерцания, способным управлять внутрен ней энергией (садху). Углубляя свое созерцание через работу с праной, йогин становится святым (сиддхом), непрерывно погруженным в великую Сущность. Когда силой созерцания, самьямы, Кундалини-Йоги и Шат-чакра-Йоги он берет под контроль внешние и внутренние элементы, проявляя сверхъестественные возможности, он становится великим святым (махасиддхом). Раскрыв тончайшие уровни звука и света, йогин трансформирует свое физическое тело в Радужное тело чистого Света, становясь божеством. Продолжая углублять свою мудрость, йогин становится Великим божеством, творцом миров и вселенных, полностью сливаясь с Абсолютом».

(Сатгуру Свами Вишну Дэв. Сияние драгоценных тайн
Лайя-Йоги. Шакти-Янтра. Сайт www.advayta.org.)

«Глава XXI. Так называемые психические «силы». Чтобы покончить с магией и тому подобными вещами, мы должны также обратиться к другому вопросу — о так называемых психических «силах»; последний, в свою очередь, приводит нас прямо к тому, что касается инициации или, скорее, заблуждений на ее счет, — ведь, как мы сказали вначале, ей приписывается цель «развития скрытых психических сил» в человеке. Это, по сути, есть не что иное, как способность производить «феномены», более или менее экстраординарные; и фактически большинство псевдоэзотерических или псевдоинициатических школ современного Запада не предлагают ничего другого; это настоящая мания у большинства их членов, которые настолько заблуждаются относительно возможностей упомянутых «сил», что принимают их за признак духовного развития, а подчас за его завершение; однако, даже если эти «силы» не являются просто плодом воображения, то относятся единственно к психической сфере, в действительности не имеющей ничего общего со сферой духовной, и чаще всего представляют препятствие обретению всякой истинной духовности.
Эта иллюзия относительно природы и значения упомянутых «сил» чаще всего связана с чрезмерным интересом к «магии», в основе которой также лежит, как мы уже отметили, страсть к «феноменам», столь характерная для современной западной ментальности; но здесь возникает другая ошибка, которую стоит отметить: дело в том, что не существует «магических сил» — хотя такое выражение встречается на каждом шагу, — и не только у тех, о ком мы упоминаем, но также — в силу курьезного согласия в заблуждении — у тех, кто пытается бороться с этими тенденциями, пребывая в не меньшем неведении, нежели первые, относительно сути вещей. Магию следует трактовать как естественную и экспериментальную науку, каковой она и является в действительности; сколь бы странными или исключительными ни были феномены, которыми она занимается, они не становятся от этого более «трансцендентными», чем другие; маг, вызывая подобные феномены, достигает этого, просто применяя свое знание некоторых естественных законов, — законов тонкого мира, к которому принадлежат «силы», приводимые им в действие. Следовательно, в этом нет никакой исключительной «силы», как нет ее у того, кто, изучив какую-либо науку, применяет ее результаты на практике; скажут ли, например, что врач владеет «силами», если он, зная, какое лекарство подходит при той или иной болезни, исцеляет больного при помощи указанного лекарства? Между магом и обладателем психических «сил» имеется различие, вполне сопоставимое с разницей, существующей на телесном уровне между тем, кто исполняет определенную работу с помощью машины, и тем, кто осуществляет ее единственно благодаря силе или ловкости своего организма; тот и другой действуют в одной области, но разными способами. С другой стороны, идет ли речь о магии или о «силах» — в любом случае, повторяем, в этом нет абсолютно ничего ни духовного, ни инициатического; если мы отмечаем различие между этими двумя вещами, то не потому, что ставим одно выше другого; но всегда необходимо точно знать, о чем идет речь, и рассеивать заблуждение по этому предмету.
«Психические силы» у некоторых индивидов суть нечто совершенно «спонтанное», результат простой естественной предрасположенности, которая развивается сама по себе; вполне очевидно, что в этом случае незачем ею похваляться, — не более, нежели другой какой-либо способностью, — ведь эти «силы» не свидетельствуют ни о какой преднамеренной «реализации»; и даже тот, кто обладает ими, может не подозревать о существовании подобной вещи: если он никогда не слышал об «инициации», ему, разумеется, не придет в голову идея считать себя «инициируемым» только потому, что он видит вещи, которых не видят все остальные, или ему иногда снятся «вещие» сны, или ему удается исцелить больного простым прикосновением, так что он сам не знает, как это вышло. Но бывают также случаи, когда подобные «силы» приобретаются или развиваются искусственно, в результате некоторых особых «тренировок»; это нечто более опасное, так как редко обходится без нарушения равновесия; и в то же время именно в этом случае легче возникает иллюзия: есть люди, убежденные, что обрели определенные «силы», совершенно, впрочем, мнимые, либо просто под влиянием своего желания и своего рода навязчивой идеи, либо под воздействием внушения со стороны кого-то из тех кругов, где обычно практикуются «тренировки» подобного рода. Здесь в особенности невпопад говорят об «инициации», в большей или меньшей степени отождествляя ее с обретением этих пресловутых «сил»; неудивительно поэтому, что слабые или невежественные умы позволяют увлечь себя подобными претензиями, коих, однако, достаточно, чтобы обесценить констатацию существования первого случая, о котором мы говорили; в нем находят «силы», совершенно подобные, если даже не более развитые и подлинные, — и это при отсутствии малейшего следа реальной или предполагаемой инициации. Пожалуй, самое странное и малопонятное состоит в том, что если обладателям таких «спонтанных сил» случается войти в контакт с самими этими псевдоинициатическими кругами, они порой приходят к убеждению в собственной «инициированности»; им следовало, конечно, лучше знать о реальном характере этих способностей, которые встречаются в той или иной степени у многих детей, в остальном вполне обычных, хотя впоследствии чаще всего способности эти рано или поздно исчезают. Все эти иллюзии можно извинить единственно тем, что никто из тех, кто их вызывает и поддерживает у себя или других, не имеет ни малейшего понятия о настоящей инициации; но, разумеется, это отнюдь не уменьшает опасности — ни со стороны психических и даже физиологических расстройств, обычно сопровождающих подобного рода вещи, ни со стороны отдаленных и еще более серьезных последствий беспорядочного развития низших возможностей; последнее, как мы сказали в другом месте, идет в направлении, прямо противоположном духовности.
Особенно важно отметить, что «силы», о которых идет речь, вполне могут сосуществовать с полнейшим доктринальным невежеством, что нетрудно констатировать, например, у большинства «ясновидящих» и «целителей»; одно это достаточно доказывает, что они не имеют ни малейшего отношения к инициации, целью которой может быть лишь чистое знание. В то же время это показывает, что обретение таких «сил» лишено подлинного интереса, поскольку их обладатель не продвинулся в реализации своего собственного существа, — реализации, единой с самим действительным знанием; они являют собой приобретения совершенно вторичные и промежуточные, в точности сопоставимые в этом плане с телесным развитием, которое, впрочем, по крайней мере не несет в себе тех же опасностей; и даже определенные, не менее второстепенные преимущества, каковые может дать их применение, не компенсируют упомянутых неудобств. Разве эти преимущества не состоят зачастую в том, чтобы удивлять наивных и заставлять их восхищаться собой, или в других способах удовлетворения тщеславия, не менее пустых и ребяческих; выставлять эти «силы» напоказ есть уже доказательство ментальности, несопоставимой с любой инициацией, даже на самом начальном уровне; что же сказать тогда о тех, кто пользуется ими, чтобы прослыть за «великих посвященных»? Все это не что иное, как шарлатанство, даже если «силы», о которых идет речь, реальны в своей сфере; в самом деле, здесь представляет интерес не столько реальность феноменов как таковых, сколько значение и ценность, которые им надлежит приписывать.
Несомненно, что даже у тех, чья добросовестность неоспорима, роль внушения в подобных феноменах очень велика; чтобы убедиться в этом, достаточно рассмотреть случай «ясновидящих»; их так называемые «откровения» отнюдь не согласуются между собой, но, напротив, всегда связаны с их собственными идеями либо с идеями их окружения или школы, к которой они принадлежат. Предположим, однако, что речь идет о вещах совершенно реальных, что, впрочем, более вероятно тогда, когда «ясновидение» спонтанно, нежели когда оно было развито искусственно; но даже в этом случае непонятно, почему увиденное или услышанное в психическом мире было бы в целом более интересным и важным, нежели то, что каждый видит и слышит в мире телесном, прогуливаясь по улице: люди, по большей части ему неинтересные или безразличные, инциденты, его не касающиеся, фрагменты бессвязных или даже непонятных разговоров и т.д.; такое сравнение, пожалуй, дает самое верное представление о том, что предстает взору вольного или невольного «ясновидца». Первый более извинителен в своем непонимании — ведь он должен испытывать известные затруднения в признании того, что все его усилия, порой в течение ряда лет, привели в конечном счете к столь ничтожному результату; но спонтанному «ясновидящему» его способность должна казаться вполне естественной, как оно и есть на деле; если бы его не убеждали слишком часто, что она экстраординарна, он, возможно, никогда и не подумал бы ни заниматься тем, что он встречает в психической области, — не более, чем его аналогом в области телесной, — ни искать сверхъестественных или усложненных значений там, где в огромном большинстве случаев этого нет. Собственно говоря, у всего есть причина, даже у самого незначительного и на первый взгляд несущественного, но она для нас столь мало важна, что мы ее никак не учитываем и не испытываем потребности ее искать, по крайней мере когда речь идет о том, что принято называть «повседневной жизнью», т. е. в целом о событиях мира телесного; если бы то же правило соблюдалось в отношении мира психического (который, по сути, не менее ординарен сам по себе, если речь не идет о нашем его восприятии), от скольких заблуждений мы были бы избавлены! Правда, для этого потребовалось бы такое ментальное равновесие, каковым, к сожалению, «ясновидящие», даже спонтанные, одарены весьма редко, а тем более те, кто перенес психические «тренировки», о которых мы говорили выше. Как бы то ни было, эта абсолютная «незаинтересованность» по отношению к феноменам необходима каждому, кто, будучи наделен от природы такими способностями, хочет, несмотря на это, осуществить реализацию духовного порядка; что же касается того, кто их лишен, то, отнюдь не стремясь их обрести, он, напротив, должен считать это весьма ценным преимуществом в плане самой реализации — ибо ему придется, стало быть, преодолевать меньше препятствий; мы вернемся вскоре к этому последнему вопросу.
В целом, само слово «силы», когда его употребляют таким образом, имеет большой недостаток, напоминая об идее превосходства, которую эти вещи отнюдь не содержат; если его все же принять, оно стало бы простым синонимом слова «способности», этимологически почти идентичного по смыслу; это возможности существа, не имеющие, однако, ничего «трансцендентного», поскольку они полностью относятся к индивидуальному уровню, и даже на этом уровне отнюдь не являются высшими и самыми достойными внимания. Что касается придания им какой-либо инициатической ценности — как способностям даже просто вспомогательным или подготовительным, — то это было бы противно истине; а поскольку лишь последняя имеет цену в наших глазах, мы должны видеть вещи такими, каковы они есть, не заботясь о том, нравится это кому-нибудь или не нравится; обладатели психических «сил» напрасно сердились бы на нас — тем самым они подтвердили бы нашу правоту, демонстрируя свое непонимание и недостаток духовности; как, в самом деле, иначе определить это выдвижение на первый план индивидуальных преимуществ или скорее их видимости, заставляющее предпочесть ее знанию и истине?
Глава XXII. Отказ от «сил». Итак, мы показали, сколь мало интереса представляют так называемые психические «силы», а также подчеркнули отсутствие всякой связи между их развитием и духовной или инициатической реализацией; теперь, прежде чем расстаться с этим предметом, остановимся на том факте, что с точки зрения подобной реализации они не только бесполезны и лишены значения, но даже в большинстве случаев вредны. В самом деле, они способствуют «рассеянию» в строго этимологическом смысле этого слова: человек, поглощенный многочисленными формами деятельности мира телесного, никогда не сумеет ни «сконцентрировать» свое сознание на высших реальностях, ни, следовательно, развить в самом себе соответствующие этому возможности; тем более так произойдет и с тем, кто будет блуждать и «расточать» себя во множественности — несравнимо более обширной и разнообразной — психического мира с его неограниченными формами; помимо исключительных случаев, весьма возможно, что он никогда не сумеет освободиться от него, особенно если, сверх того, питает относительно значения этих вещей иллюзии, которых вовсе не предполагает телесная активность.
Вот почему тот, кто имеет вполне определенное намерение следовать инициатическим путем, не только не должен стремиться обрести или развить в себе эти пресловутые «силы», но, напротив, даже если они обнаружатся у него спонтанным и совершенно случайным образом, должен безжалостно устранить их как препятствия, могущие отвратить его от единственной цели, к которой он стремится. Не то чтобы он всегда должен был видеть в этом «искушение» или «дьявольские козни» в литературном смысле — как порой слишком охотно утверждают; но все же есть нечто подобное в том, что мир индивидуального проявления, как на психическом, так и на индивидуальном уровне, по-видимому, пытается всеми способами удержать того, кто стремится от него ускользнуть; в этом проявляется своего рода реакция противоположных сил, которая, как и трудности другого порядка, связана с бессознательной враждебностью среды. Разумеется, поскольку человек не может изолироваться от среды и стать совершенно независимым от нее, покуда он не достиг цели или, по крайней мере, этапа, характеризуемого освобождением от условий индивидуального человеческого существования, совсем не исключено, что эти проявления суть в то же время весьма естественные, хотя и чисто случайные результаты производимой им внутренней работы, внешние отголоски которой порой принимают самые неожиданные формы, далеко выходящие за пределы того, что могут вообразить люди, не имевшие случая познакомиться с этим лично.
С другой стороны, те, кто от природы обладает некоторыми анормальными психическими способностями, ставятся тем самым в невыгодное положение в плане их духовного развития; они должны не только перестать интересоваться этим и придавать этому какое-либо значение, но и свести соответствующие упражнения до минимума, если не прекратить совершенно. В самом деле, если рекомендовалось сократить по возможности использование телесных чувств, по крайней мере, в течение определенных более или менее продолжительных периодов работы, чтобы не отвлекаться, то же в равной степени верно для свойств психических; более того, тогда как человек не сможет жить, если прекратит полностью и надолго работу своих органов чувств, то во втором случае ничего подобного не происходит и никакого серьезного неудобства не может проистечь из этого «запрета»; напротив, существо может лишь выиграть в плане своего органического и умственного равновесия и оказаться впоследствии в лучших условиях, чтобы заняться — не рискуя впасть в более или менее патологическое состояние — развитием своих высших возможностей.
Те, кто демонстрирует экстраординарные «феномены», чаще всего являются существами с довольно низким уровнем интеллектуального и духовного развития, порой даже совершенно искаженного особыми «тренировками», которым они подвергаются; легко понять, что тот, кто посвятил часть своей жизни исключительно воспроизведению какого-либо «феномена», станет с тех пор неспособным на что-либо другое и что возможности иного рода отныне будут для него бесповоротно закрыты. Именно это обычно случается с теми, кто уступает притяжению психической области; даже если они предприняли вначале труд по инициатической реализации, то окажутся остановленными на этом пути и не пойдут дальше, радуясь тому, что еще остались здесь и не дали увлечь себя мало-помалу в направлении, которое, как мы объяснили в другом месте, противоположно духовности и в конечном счете может лишь привести к «распаду» сознательного существа; но оставим в стороне этот крайний случай — ведь даже простая приостановка всего духовного развития есть уже достаточно серьезное следствие, над которым должны бы поразмыслить любители «сил», если они не ослеплены полностью иллюзиями «промежуточного» мира.
Нам, пожалуй, возразят, что есть подлинные инициатические организации, которые сами толкают некоторых индивидов к развитию этих «сил»; но правда состоит в том, что индивиды, о которых здесь идет речь, — это те, кому недостает инициатических «качеств» и кто, напротив, имеет в то же время особые способности в психическом плане, так что в итоге это все, что в действительности возможно с ними сделать. Впрочем, в подобных условиях психическим развитием руководят и контролируют его способом, представляющим минимум неудобств и опасностей; эти существа реально пользуются благами связи, установленной таким образом, пусть и на низшем уровне, с традиционной организацией; последняя, со своей стороны, может использовать их для цели, которой они сами не сознают, — не потому что ее от них намеренно скрывают, но единственно потому, что при ограниченности своих возможностей они были бы совершенно неспособны ее понять.
Само собой разумеется, что опасности, о которых мы только что упомянули, перестают существовать для того, кто достиг определенной ступени инициатической реализации; можно даже сказать, что в последнем случае индивид имплицитно обладает всеми «силами», не имея нужды прибегать к их развитию каким-либо способом, — уже потому, что он господствует «сверху» над силами психического мира; но, как правило, он не упражняет эти способности, поскольку они более не представляют для него никакого интереса. Аналогичным образом тот, кто проник в самую суть некоторых традиционных наук, совершенно перестает интересоваться их применением и никак их не использует; ему довольно чистого знания, и поистине только оно важно для него, а все остальное — лишь простые случайности. Впрочем, любое проявление этих вещей есть неизбежно своего рода «нисхождение», даже если оно в действительности носит лишь внешний характер и реально не затрагивает само существо; и вправду, не следует забывать, что непроявленное превосходит проявленное и, следовательно, факт пребывания в этом «непроявленном» будет, если можно так выразиться, более адекватным выражением состояния, которое существо внутренне реализовало; иные выражают его символически словами: «ночь предпочтительнее дня» — и именно это состояние передается также изображением черепахи, свернувшейся под своим панцирем. Поэтому, если такое существо порой демонстрирует известные «силы», это происходит, как мы уже указывали, в исключительных случаях и по особым причинам, неизбежно ускользающим от оценки, свойственной внешнему миру, — причинам, совершенно отличным, разумеется, от тех, какие могут быть у любителя производить «феномены»; в других же случаях его единственным способом действия будет то, что дальневосточная традиция обозначила как «недеятельную активность», каковая, впрочем, именно благодаря своей непроявленности представляет саму полноту действия.
Мы напомним еще в связи с этим о полнейшей незначительности феноменов самих по себе; бывает, что феномены, внешне совершенно сходные, происходят от причин абсолютно различных и даже не одного и того же порядка; так, легко понять, что существо, находящееся на высокой ступени духовного развития, если и вызовет при случае какой-либо феномен, то не будет при этом действовать тем же способом, что тот, кто приобрел такую способность вследствие психических «тренировок», осуществляемых им в тех или иных формах; сравнение «теургии» и «магии», которое проводить здесь было бы неуместно, подкрепило бы это замечание. Эту истину должны, впрочем, без труда признать те, кто пребывает только в экзотерической области; если многочисленные случаи «левитации» или «биолокации», например, могут быть отнесены к истории святых, то наверняка столько же их отыщется и в истории колдунов; внешняя сторона (т.е. именно феномены как таковые в собственном и этимологическом смысле этого слова) точно та же у тех и у других, но никто не делает отсюда вывод, что и причины также одинаковы. С теологической точки зрения из двух фактов, подобных во всем, один может рассматриваться как чудо, тогда как другой им не считается; чтобы различить их, непременно понадобится прибегнуть к указаниям другого рода, независимым от самих фактов; мы могли бы сказать, естественно разделяя иную точку зрения, что факт будет чудом, если он связан с духовным влиянием, и не будет им, если связан лишь с влиянием психическим. Именно это весьма четко иллюстрирует борьба Моисея с магами фараона; она, кроме того, выражает также борьбу сил инициации и контринициации — в той степени и на той территории, где такая борьба действительно возможна; разумеется, как мы имели случай объяснить в другом месте, контринициация может осуществлять свое действие только в психической области, а все связанное с областью духовной ей абсолютно недоступно.
Мы полагаем, что достаточно сказали по этому предмету, и если мы так долго на нем задержались — даже, быть может, слишком долго, на взгляд некоторых, — то потому, что нередко сталкивались с такой необходимостью; сколь ни мало приятна порой подобная задача, следовало предостеречь тех, к кому это адресовано, от заблуждений, далеко не безобидных, которые они поминутно рискуют встретить на своем пути. В заключение скажем, что инициация никоим образом не имеет целью обретение «сил», которые, как и сам мир, где они используются, принадлежат, в конечном счете, области «большой иллюзии»; для человека на пути духовного совершенствования речь идет не о том, чтобы крепить связь с ней новыми узами, но, напротив, о том, чтобы освободиться от нее полностью; а это освобождение может быть достигнуто только благодаря чистому знанию — при условии, разумеется, что последнее не будет только теоретическим, но, напротив, станет вполне действенным; ведь именно в этом и состоит «реализация» существа на всех его уровнях».

(Р.Генон. Заметки об инициации. // Р.Генон. Символика Креста.
/ Пер. с фр. Т.М.Фадеевой, Ю.Н.Стефанова. М. Прогресс-Традиция. 2003г. 704 стр.)

* * *

N 36. 01.03.15г.

продолжение см. в статье 2.4. Тантра как Древняя Магия. (ч.8).