Статья 2.4. Тантра как Древняя Магия. (ч.7).

продолжение

9.3. ЧТО ТАКОЕ СИДДХИ?

«Сиддхи — совершенство, достижение, приобретение, психическая или физическая сила».

(М.Поддуев. Краткий словарь Йоги. Сайт www.podduev.narod.ru.)

«Сиддхи — необычные, не поддающиеся объяснению современной наукой, возможности человека».

(Словарь санскритских и других малознакомых терминов. Сайт www.bookitut.ru.)

«Сиддхи — «достижение»; одна из необычных сил, приобретаемых йоговским подвижничеством».

(Мартынов Б.В. Упанишады Йоги и Тантры. Алетейя. 1999г. 256 стр.)

«Сиддхи — йоги, достигшие полубожественного могущества, посредством сверхсознательного знания».

(Йог Рамачарака. Религии и тайные учения Востока. Эксмо. 2002г. 800 стр.)

«Сиддха — человек, достигший сверхобычных сил; человек, достигший Самопостижения; состояние Освобождения. Сиддхи — сверхобычные силы».

(А.Осборн. Рамана Махарши и путь самопознания.
/ Пер. О.М.Могилевера. // Шри Рамана Махарши: Жизнь и Путь.
СПб. Экополис и культура. 1995г. Сайт www.psy.lib.org.ua.)

«Сиддхи — (совершенства). 1) Совершенство в чём бы то ин было. 2) Развитые энергетические и психические способности и возможности».

(Источник неизвестен.)

«Сиддха — адепт, совершенный; тот, кто развил психические и пранические возможности ума и тела. Сиддхи — совершенство; развитые пранические и психические способности и возможности».

(Свами Сатьянанда Сарасвати. Тантрические практики преображения
(Таттва-Шуддхи Садхана). / Пер. с англ. Сурендры Мохана.
Харьков. Алока. 2001г. 168 стр.)

«Сиддхи есть совершенство. Сиддха — тот, кто достиг совершенства или Самореализации. Сиддхи достигаются с помощью Садханы. Слово «сиддхи» буквально означает успех, достижение, выполнение и осуществление (надежд и т.п.) всех видов. Человек может достичь Сиддхи в Речи, Сиддхи в Мантре, Сиддхи в Йоге и т.д.».

(Сиддхи. Развитие и применение, Как практикуют и совершенствуют
мистические способности. 2005г. Интернет-форум. Сайт www.forum.hari-katha.org.)

«Сиддхи («сиддха» — достигший, преуспевший) — разряд полубогов, обитающих в небесных сферах между Луной и Солнцем, название блаженных в мире Индры. В Раджа-Йоге — сверхъестественные способности, приобретаемые адептом как побочный результат практики. Описываются в третьей части «Йога-Сутры» (глава «Вибхутипада»)».

(Виктор Бойко. Йога: искусство коммуникации. Нижний Новгород. Деком. 2008г.)

«В самых древнейших текстах индийской культуры — Ведах — уже содержатся определенные принципы йогических методик. Так, например, «Ригведа» упоминает технику созерцания божественного света, гипнотический транс и экстаз. «Атхарваведа» указывает, что с помощью аскетической практики возможно развитие «сверхъестественных способностей» (сиддхи)».

(Аблеев С.Р. Историческое развитие Йоги:
основные этапы и тенденции. Сайт www.вседуховное.рф.)

«Сиддхи — десять сиддхи. К ним относятся: анима (умение становиться ничтожно малым), лагхима (сверхлегкость, левитация), махима (могущество, умение становиться бесконечно большим), ишатава (власть над другими), вашитва (магнетизм, власть над энергиями), пракамья (способность принимать желаемую форму), бхукти (власть), иччха (воля), прапти (достижение духа) и мукти (способность исполнять любые желания)».

(Хариш Джохари. Инструменты для Тантры. Чакры:
энергетические центры трансформации. София. 2001г.)

«Необходимыми элементами для проявления любых видов сиддхи являются мантра, янтра и тантра. В путешествии к достижению сиддхи мантра является той энергией, которая движет вашей повозкой (янтрой) согласно путевой карте (тантре). Если провести аналогию с промышленностью, то конечный продукт (сиддхи) появляется тогда, когда сырье (мантра) вводится во фрезерный станок (янтру) и обрабатывается согласно определенному замыслу (тантре)».

(Роберт Свобода. Агхора I. По левую руку Бога. София. Саттва. 1998г.)

«Силы «сиддхи» представляют собой громадное искушение и зачастую могут повлечь много страданий. Именно это происходит с большинством учеников в Йоге, которые попадают из огня да в полымя и обратно из полымя в огонь. Действительно, многие люди прибегают к практике Йоги с единственной целью обрести психические силы. Они становятся медиумами, занимаются телепатией и другими вещами. Это хорошо, но Патанджали в «Йога-Сутре» считает, что психические силы являются препятствием на пути постижения Бога, потому что они делают ум беспокойным».

(Свами Сатьянанда Сарасвати. Постижение Бога и современная жизнь.
/ Пер. А.А.Бродова ст. Сайт www.vedanta.ru.)

«Сиддхи (санскр.) — Магия. Волшебство. Сверхъестественные способности, силы, которые могут проявляться спонтанно или в результате духовной практики. Овладевшего сиддхами называют сиддхой. В Тантризме сиддха — учитель высокой степени посвящения. Асиддха — профан, дилетант, несовершенный. Увлечение сиддхами отвлекает адепта от основной цели. В Буддизме считается, что многие будды и бодхисаттвы обладают способностями ясновидения, яснослышания, они могут не гореть в огне, читать мысли других людей, помнить о прошлых рождениях и т.д. Утверждают, что Будда владел всеми сиддхами, но избегал их применения».

(Популярный словарь по Буддизму и близким к нему учениям.
/ Голуб Л.Ю., Другова О.Ю. Хроникер. 2003г.)

«Комментарий-сноска 71. Сиддхи (санскр. мн. ч.; ед. ч. «сиддха» — «совершенный») — в индийской мифологии и религии особые полубожественные существа, обладающие восемью сверхъестественными свойствами: становиться бесконечно малым или бесконечно большим; предельно легким или тяжелым; мгновенно перемещаться в любую точку пространства; достигать желаемого силой мысли; подчинять своей воле предметы и время; добиться верховной власти над миром. Считалось, что мудрец с помощью тантрической, или йогической, или иной аскетической практики может стать сиддхой. Ученые спорят доныне, были ли перечисленные маги реальными аскетами и наставниками (гуру) или чисто легендарными, вымышленными персонажами. Это слово употребляется и в переносном смысле чудеса, чудесные способности».

(М.Элиаде. Азиатская алхимия. Сборник эссе.
/ Пер. с рум., фр., англ. М. Янус-К. 1998г. 604 стр.)

«Сиддхи создаются садханой. Первый из этих терминов, который буквально означает «успех», включает в себя завершение, выполнение, успех и осуществление всевозможных видов. Таким образом, можно достичь сиддхи в речи, сиддхи в мантре и т.д. Сиддха — это тот, кто завершил свое духовное развитие. Разнообразны достижимые силы — именно, анима, махима, лагхима, гарима, вьяпти, пракамья, ишитва, вашитва, то есть силы становления маленьким, большим, легким, тяжелым, всепроникающим, достижения желаемого, контролирования и манипулирования, известные как восемь сиддхи. Тридцать девятая часть «Брахмавайварта-Пураны» упоминает восемнадцать видов, но есть и много других, включая такие незначительные достижения, как накхадарпана-сиддхи. Величайшим сиддхи представляется духовное совершенство. Даже могучие силы «восьми сиддхи» известные как «малые сиддхи», так как могущественнейшим из всех сиддхи является полное освобождение (Маханирвана) от уз феноменальной жизни и воссоединение с Параматмой. Это воссоединение обозначает реализацию высшей из целей (парамартха), достижимой посредством человеческого рождения».

(Артур Авалон. Введение в «Маханирвана-Тантру».
Ключ к полному пониманию всей тантрической
литературы. Старклайт 2002г. 158 стр.)

«Вибхути-пада. Третья глава рассказывает о божественных воздействиях йогической садханы. Говорят, что садхака, пребывающий в этом состоянии, наделен полнотой знания о прошлом, настоящем и будущем, а также о солнечной системе. Он читает в умах других. Он получает восемь сверхъестественных способностей «сиддхи»: способность становиться маленьким и большим, легким и тяжелым, исполнить любое свое желание, добиться верховной власти и господства над предметами.
Эти достижения опасны. Садхаку предупреждают, что он должен отвергнуть их искушения и последовать дальше по духовному пути.
Комментарий сутр мудреца Вьясы приводит примеры тех, кто попал в ловушку этих способностей, и тех, кто остался свободен. Нахуша, принадлежавший миру смертных, стал Владыкой неба, но использовал свою мощь неправильно, отпал от милости и был послан обратно на землю в образе змея. Урваши, знаменитая мифическая нимфа, дочь Нара Нараяна (сына Дхармы и внука Брахмы), превратилась в ползучее растение. Агалья, поддавшись чувственному искушению, был проклят Гаутамой и стал камнем. С другой стороны, Нанди, бык, дошел до Господа Шивы. Матсья, рыба, стал Матсиендранатхом, величайшим хатха-йогом земли.
Если садхака поддастся соблазну сиддх, он уподобится человеку, убегающему от бури, чтобы попасть в смерч. Если он устоит и будет крепок на духовном пути, то испытает кайвалью, неделимое, неопределимое, неразличимое состояние существования».

(О «Йога-Сутре» Патанджали. Из вступительной части книги
Шри Б.К.С.Айенгара «Прояснение «Йога-Сутры» Патанджали». Сайт www.iknigi.net.)

«Сиддхи (санскр. осуществленность, реализованность) — 1. Совершенство, осуществление; цели самодисциплины, достигнутые посредством Йоги. 2. В Индуизме — разряд полубожественных существ, достигших духовного совершенства и обладающих особыми сверхъестественными способностями. 3. Необычные или оккультные силы, их восемь: пракамия, махима, лагхима, ишатва, гарима, вьяпти, вашита, анима. Согласно другим источникам их названия: анима, махима, корима, лахима, прапти, прахамиям, эсатхувам и васитхувам. Сиддхи — паранормальные телесные или психические способности, обретаемые благодаря практике Йоги. Физические сиддхи обретаются через освоение и просветление первостихий, имеющихся в теле, откуда появляется власть над первостихиями во внешнем мире. Психические сиддхи означают прямое видение состояния сознания других людей, связь с иными мирами (адским, небесным и прочими), знание своих и чужих прошлых и будущих жизней, управление процессом перевоплощения и так далее. Во всех традициях, описывающих методы получения сиддхи, подчеркивается, что ими не следует увлекаться, иначе они станут соблазном. Сиддхи являются лишь симптомом духовного прогресса, причем не непременным, а если они становятся чисто техническим умением, то сродни высшему цирковому искусству и духовно опасны. В частности, некоторые парапсихологические способности считаются главнейшими препятствиями для самадхи: ясновидение (адарша-сиддха или дивья-сиддхи), яснослышание (шравана), пророчество (пратибха-сиддхи), сверхчувственность (ведана-сиддхи), сверхвкус (ашвадана-сиддха), сверхобоняние (варта-сиддха). Высшим сиддхи (парасиддхи) является реализация высшего «Я» — Парашивы. Синоним — Риддхи».

(Степанов А.М. Большой словарь эзотерических терминов.
Толковый словарь по оккультизму, эзотерике и парапсихологии. Сайт www.ezoezo.ru.)

«Многие чудесные способности человека определяются уровнем его биополя. Чем он выше, тем больше проявляется способностей (сиддхи). Как мы знаем у святых людей светимость ауры (т.е. биополя) видна невооружённым глазом, а об их способностях ходят просто легенды. Достаточно вспомнить Святого Савву, Сергия Радонежского, Николая Чудотворца и т.д. Увеличение биополя за счёт некоторых йогических упражнений, ведёт к вспоминанию прошлой жизни, ещё больший его рост даёт возможность вспомнить и другие жизни и обрести возможность слушать мысли людей и воздействовать мыслями на окружающую Природу. Однако люди, обладающие этими способностями встречаются крайне редко, а те, кто встречается и пытается продемонстрировать эти способности, тратят на это очень много энергии, приходя подчас в очень сильное волнение, в то время как святые делают это непринуждённо без всякого напряжения. Секрет сиддхи даже не в святости, а в отказе от чрезмерного употребления соли (NaCl). Натрий, как известно, увеличивает проницаемость клеточных мембран, что ведёт к засорению клеток всевозможными веществами, являющихся продуктами распада жизнедеятельности кишечных микроорганизмов и вызывает быстрое старение организма. Кроме химической проницаемости натрий повышает электрическую проводимость клеточных мембран, что приводит к потере клетками биополя, из-за чего собственно и происходит уменьшение всех биоэнергетических способностей человека (телепатии, телекинеза, в том числе и невозможность вспомнить свою предыдущую жизнь и то, что было на том свете).
Африканский юноша помнит свою предыдущую жизнь, как помнит её любой человек, не употребляющий дополнительно в пищу натриевую соль. Слово соль, откуда Солнце, соло — один, определяет основу жизни, поскольку кристалл — это предтеча жизни. В древности соль тоже употреблялась дополнительно, но не натриевая, а любая из макроэлементов, составляющих основу нашей Биосферы и в действительности соли нужно употреблять, но в том соотношении, в каком они входят в состав нашей Биосферы. Применение же натриевой соли в большом количестве нарушает это соотношение, и в итоге выключило человека из биосферного обмена веществ, сделав его как бы вне Земли, поскольку его просоленные экскременты не подлежат немедленному усвоению Биосферой».

(В.Шемшук. Русско-Борейский Пантеон. Боги народов
евроазиатского континента. Пермь. Веды. Сайт www.ModernLib.ru.)

«Развитие энергий чакр. Когда пробужденная Кундалини проходит через все чакры, йоги приобретают особые оккультные способности, которые называются «сиддхами». Последние включают способность делать тело крохотным, как атом, увеличивать вес или размер тела по желанию, создавать то, чего человек хочет, способность побеждать или гипнотизировать других, постигать Бога и видеть Бога по желанию. По словам Мотоямы, японского парапсихолога и йога, «эти способности автоматически приобретают все праведные души, которые могут систематически концентрироваться на силе жизни или Атмане. Эти способности иногда становятся камнем преткновения на пути постижения Я или Бога, особенно если они используются каким-либо образом для достижения личной выгоды».
Существуют предания об адептах Тантры, которые обрели способность проникать в тела мертвецов и оживлять их, или которые могли становиться невидимыми, летать по воздуху и ходить по поверхности воды. Согласно древним текстам, это указывает на овладение планами созидания.
Парапсихологические феномены и йогические силы. Саи Баба, современный индийский гуру, по свидетельствам многих, владеет способностью материализовывать предметы. Также существуют сообщения о том, что некоторые мастера Йоги могли переносить свое тело из одного места в другое или присутствовать в двух разных местах одновременно (Это демонстрирует мастерство владения энергиями тонкого тела.) Хотя существуют секты Тантрической Йоги, которые ставят перед собой цель развития необычных способностей, большая часть литературы не приписывает им важную роль и часто предупреждает, что желание овладеть подобными способностями или увлечение ими уводит от истинной цели пути духовного развития — единения с Богом. Анандамурти писал: «Когда ученик желает овладеть оккультными способностями, он может приобрести их, а может и нет, но чего он точно не приобретет, так это космического сознания и блаженства… Если желаешь обрести оккультные способности, отправляйся за ними наружу дальше и дальше, если ты ищешь Парамапурушу, иди глубже, глубже и еще глубже внутрь». «Оккультные способности, как и все другие способности, преходящи, временны по своей природе…».

(Б.Гринвелл. Энергия трансформации. Путеводитель по Кундалини.
/ Пер. Н.Рубин, Н.Шпет. София. 1996г. 448 стр.)

«Сиддхи — представляют собой набор из восьми оккультных сил — достижений, совершенств, или приобретений, — сил разума, проявляющихся в отношении мира. Патанджали не рекомендует йогу намеренно преследовать эти силы; в противоположность, интерес к ним рассматривается как отклонение от высших целей, на которые должен ориентироваться йог, и как несомненное препятствие на пути к самадхи (созерцанию). Эти силы естественным образом вырабатываются, когда йог достигает определенных уровней в движении к своей основной цели, и адепт способен тогда использовать их при необходимости.
Конкретно, эти силы включают способности по собственной воле становиться очень маленьким (анима), большим (махима), легким (лагхима) или тяжелым (гарима); добираться и дотягиваться до любого предмета (прапти); удовлетворять любое желание (пракамья); обладать и контролировать все, что угодно (ишатва); и власть направления любых событий в нужном направлении (вашитва). Последняя способность является наиболее важной, поскольку все, с чем приходится иметь дело, пребывает в области личности, и будучи хозяином всех процессов в этой области, йог или адепт может не сомневаться в своей неподверженности внешним воздействиям и обладании только внутреннего источника побуждений. Свойства, подобные уменьшению и увеличению, связаны с относительностью и способностью изменять свои собственные пропорции так, чтобы видеть и оперировать большим и малым, вплоть до бескрайних пространств мельчайшего, атомного, и величайшего, астрономического уровня.
Хотя Патанджали описывает сиддхи как благоприобретения саньямы и предоставляет множество соответствующих указаний, он упоминает, что психические силы (необязательно входящие в перечисленные восемь) могут быть выработаны, начиная с рожденья, посредством наркотических веществ, заклинаний (мантр), или аскетизма (тапас). Здесь понятие тапас имеет гораздо более строгий характер, чем тапас, являющийся частью Йоги в повседневной жизни, начальной Йоги, входящий в пять обрядов ниямы. Без практики восьми аспектов Йоги (анга), однако, любая психическая сила, хотя и может быть достигнута, будет функционировать только на низших уровнях. Например, в отсутствие отказа от желаний причинить вред, лгать, воровать, быть чувственным или алчным, требуемого первым аспектом (яма) Йоги, психические силы способны вовлечь человека в практики черной магии. Что касается крайнего аскетизма, он способен значительно утончить характер физического тела, но это еще не подразумевает развития разума».

(Эрнест Вуд. Словарь Йоги. К. София. 1996г.)

«Майя-Шакти — извечная субстанция, верховный принцип мира. Если следовать этой идее, то все существующее, все элементы и явления есть только различные варианты одной и той же силы или субстанции, которую можно восстановить в своей чистоте посредством освобождения и очищения ее от множества качеств, наслоившихся на нее путем дифференциации и последовательной специализации. Поэтому тот, кто преуспеет в проникновении в чистоту ее недифференцированной вечной формы, получит ключ к секрету всей творческой силы, которая зиждется на принципе превращения всех элементов и явлений. Эта идея, всего лишь вчера осмеянная западной наукой как фантасмагория средневековой мысли, сегодня вновь стала приемлемой теорией, рожденной недавними открытиями в области ядерной физики. Отзвук этих открытий уже чувствуется во всех областях современной мысли и привел к новым представлениям о Вселенной.
С самого начала человеческой мысли исследование природы мира шло двумя противоположными путями: с одной стороны шло исследование материи, с другой — человеческой души. С первого взгляда это два совершенно разных процесса, но в действительности они не так уж отличны друг от друга, как это может показаться. Не только человек рассматривался как существо, наделенное душевными силами, но и «мертвая» материя, не говоря уже о растениях и животных. Вера в «психическое» влияние драгоценных и полудрагоценных камней и металлов дошла до наших дней.
Вот почему не так уж важно, где эти силы обретаются: внутри душевной области человека или внутри элементов природы, в которой человек, если выделить его из всего, был только частью. В обоих случаях результат был бы тот же, и он влиял бы на обе стороны. Тот, кто преуспел бы в раскрытии «перво-материи», не только разрешил этим самым тайну природы и получил бы власть над элементами, но нашел бы «эликсир жизни», поскольку, очистив (редуцировав) материю до ее первоисточника, он смог бы затем произвести все, что пожелал бы, посредством модификации или добавления некоторых качеств.
В то время как греки, а затем арабы и средневековые алхимики Европы (которым эта наука была передана арабами) основывали свои теории превращения металлов и других элементов на таком представлении и пытались доказать это экспериментально, группа мистиков Индии прилагала этот же самый принцип к своему собственному духовному развитию; они заявляли, что тот, кто смог бы проникнуть в изначальный и верховный принцип, лежащий внутри каждого из нас, не только преобразовал бы элементы внешнего мира, но и свое собственное существо. И достигнув этого, он получил бы чудесную силу, которая в Буддийском Писании называется сиддхи (пали: иддхи; тиб.: груб-па), силу, равным образом эффективную и в духовном, и в материальном мирах. Поэтому говорят, что высокоразвитые йогины проверяли свои достижения в упражнениях по превращению материальных объектов».

(Анагарика Говинда. Основы тибетского мистицизма
согласно эзотерическому учению великой мантры
Ом Мани Падме Хум. / Пер. Н.Н.Дудко, С.А.Сидорова.
СПБ. Андреев и сыновья. 1993г. 472 стр.)

«Не последнее место в тантрической практике занимают всевозможные виды Йоги. Слово «йога» буквально означает «связь», «соединение», т.к имеется в виду соединение дживы с Шивой с помощью Шакти. В своей совокупности все разновидности Тантрической Йоги составляют мистическую Кундалини-Сиддха-Йогу, практика которой позволяет пробудить удивительную энергию Кундалини (особое проявление Шакти в человеческом теле), пережить ни с чем не сравнимые ощущения сознания и тела и, самое главное, постичь единство микрокосма (человеческого тела) с макрокосмом (Вселенной), достичь полного единства с Шивой и Шакти.
В совершенстве овладевший приемами Кундалини-Сиддха-Йоги тантрист именуется почетным званием сиддха (совершенный). Он обладает целым рядом психофизических и духовных совершенств (сиддхи). Те тантрические сиддха-йогины, которые достигли высочайшей степени йогического мастерства и даже физического бессмертия (т.е. методами Кундалини-сиддха-Йоги трансформировали человеческое тело в божественное), называются махасиддхами («великими совершенными»). Среди них наиболее известны такие высоко почитаемые тантристами (равно как и всеми индуистами) святые подвижники-йогины, как «бессмертный Бабаджи» и Горакшанатха.
Но еще более высшего совершенства, чем сиддхи и бессмертные махасиддхи достигает каула. Каждый истинный тантрист, пройдя все необходимые ступени посвящения, магического очищения, соответствующего обучения и практики, может пробудить в себе удивительную энергию-кундалини, достичь всевозможных сиддхи и, будучи полностью интегрирован в кулу, стать настоящим каулой. Каула — это достигший высочайшего совершенства тантрист, фактически он — сам Шива в человеческом теле и идеальный гуру для всех, постигший сокровенный смысл кула-дхармы и лично воплотивший его в своей жизни. «Маханирвана-Тантра» (10.104-106) так прославляет величие полностью просветленного каулы: «Каула — высшая религия, высшее божество, высочайшая святыня, потому он всегда должен быть почитаем. Тридцать пять миллионов святых мест и все боги, начиная с Брахмы-создателя, пребывают в теле каулы. Существует ли что-либо недостижимое почитанием каулы? Страна, где обитают истинные каулы, прошедшие полное посвящение, богата, достойна почитания, полна изобилия и чтится даже богами».
Согласно «Нитья-Тантре», каула настолько совершенен, что может проявлять себя во всевозможных формах: то как человек, придерживающийся принятых обычаев, то как пренебрегающий ими, то как астральный дух или божество, может выступать в облике святого или пророка любой религии. Поэтому истинный каула самым неожиданным образом может повстречаться на духовном пути любого живого существа, для которого нет тогда большего счастья, чем стать преданным учеником всесовершенного каула-гуру.
Но наиболее быстрым и легким путем становления настоящим каулой является, все же, именно тантрический путь, открытый людям самим Богом Шивой и по которому их ведет сама Божественная Шакти, Великая Мать всех существ».

(Тантрические посвящения, ритуалы, Магия и Йога. Сайт www.daonev.com.)
(Горохов С.А. Тантризм и тантристы. Место Тантризма
в системе Индуизма. Сайт www.shantira.narod.ru.)

«Сиддхи — осуществленность, реализованность; также вибхути, риддхи – паранормальные телесные или психические способности, обретаемые благодаря практике Йоги; манифестация сверхобычной силы, состоящей из 8 выдающихся способностей (например, превращение в сверхмалые и сверхвеликие объемы, утрата веса, достижение любых сверхудаленных предметов, подавление чувственных желаний). Физические сиддхи обретаются через освоение и просветление первостихий, имеющихся в теле, откуда появляется власть над первостихиями во внешнем мире. Так, господство над первостихией огня дает йогу возможность не гореть в огне, переварить все что угодно и прочее; господство над стихией ветра — летать по воздуху. Психические сиддхи означают прямое видение состояния сознания других людей, связь с иными мирами (адским, небесным и прочее), знание своих и чужих прошлых и будущих жизней, управление процессом перевоплощения и т.д. Во всех традициях, описывающих методы получения сиддхи, подчеркивается, что не следует увлекаться ими и демонстрировать их, иначе они станут соблазном. Сиддхи являются лишь симптомом духовного прогресса, причем не непременным; а если они становятся чисто техническим умением, то приравниваются просто к цирковому искусству и духовно опасны. Обычными средствами достижения сиддхи считаются методы Йоги, в том числе Хатха-Йоги и Тантры.
Сиддхи представляют собой набор из восьми оккультных сил — достижений, совершенств, или приобретений, — сил разума, проявляющихся в отношении мира. Патанджали не рекомендует йогу намеренно преследовать эти силы; в противоположность, интерес к ним рассматривается как отклонение от высших целей, на которые должен ориентироваться йог, и как несомненное препятствие на пути к самадхи (созерцанию). Эти силы естественным образом вырабатываются, когда йог достигает определенных уровней в движении к своей основной цели, и адепт способен тогда использовать их при необходимости.
Конкретно, эти силы включают способности по собственной воле становиться очень маленьким (анима), большим (махима), легким (лагхима) или тяжелым (гарима); добираться и дотягиваться до любого предмета (прапти); удовлетворять любое желание (пракамья); обладать и контролировать все, что угодно (ишатва); и власть направления любых событий в нужном направлении (вашитва). Последняя способность является наиболее важной, поскольку все, с чем приходится иметь дело, пребывает в области личности, и, будучи хозяином всех процессов в этой области, йог или адепт может не сомневаться в своей неподверженности внешним воздействиям и обладании только внутреннего источника побуждений. Свойства, подобные уменьшению и увеличению, связаны с относительностью и способностью изменять свои собственные пропорции так, чтобы видеть и оперировать большим и малым, вплоть до бескрайних пространств мельчайшего, атомного, и величайшего, астрономического, уровня.
Хотя Патанджали описывает сиддхи как благоприобретения саньямы и предоставляет множество соответствующих указаний, он упоминает, что психические силы (необязательно входящие в перечисленные восемь) могут быть выработаны, начиная с рожденья, посредством наркотических веществ, заклинаний (мантр) или аскетизма (тапас). Здесь понятие тапас имеет гораздо более строгий характер, чем тапас, являющийся частью Йоги в повседневной жизни, начальной Йоги, входящий в пять обрядов ниямы. Без практики восьми аспектов Йоги (анга), однако, любая психическая сила, хотя и может быть достигнута, будет функционировать только на низших уровнях. Например, в отсутствие отказа от желаний причинить вред, лгать, воровать, быть чувственным или алчным, требуемого первым аспектом (яма) Йоги, психические силы способны вовлечь человека в практики черной магии. Что касается крайнего аскетизма, он способен значительно утончить характер физического тела, но это еще не подразумевает развития разума».

(Словарь Йоги. Международня Федерация Йоги Патанджали. Сайт www.yogatoday.ru.)

«Тантрическая Садхана упирается в Сиддхи («достижения»), точнее, Сиддхи стоят на пути тантрической Садханы. И рассматривая Тантрическую Традицию, Сиддхи обойти нельзя, — каждый раз мы будем натыкаться на них опять и опять. В данном случае мы не будем рассматривать возможные механизмы Сиддх: для нас важно выработать общее отношение к самой их возможности. «Физиологическая тренировка мозга необычных людей, усиленная пониманием включенных в этот процесс основных функций, может дать совершенно неожиданные результаты. Мы так привыкли к посредственности, к «среднему арифметическому» уровню нашего окружения, что вряд ли в состоянии представить себе мощь мозга, работающего с полной отдачей».
«Йогические методы примерно так относятся к обычным психическим процессам, как управление силой пара или электричества, основанное на научном познании, относится к обычному, спонтанном действию пара и электричества в природе; при этом могут быть получены результаты, иным путем недостижимые, — результаты, которые представляются чудесными тем, кто не уяснил путей их достижения. Методы, совокупность которых именуется Йогой, представляют собой особые психологические приемы, нацеленные на обычные психические функции и способности. Достигаемые ими результаты постоянно наличествуют в скрытом состоянии, однако при естественном течении психических процессов обнаруживаются не без труда и не часто».
К числу наиболее известных и наиболее распространенных достижений относятся различные формы экстрасенсорного восприятия. Однако они составляют лишь небольшую часть тех «сил», которые, как говорят, достигаются в ходе тантрической Садханы. Тексты упоминают восемь «великих» Сиддх и тридцать «малых». Великие Сиддхи — это способность становиться меньше атома и больше вселенной, легче воздуха и тяжелее железа, переноситься в любое место и исполнять любое желание, управлять всеми стихиями и всеми созданиями. К малым относятся ясновидение, яснослышание, способность принимать любой облик, читать мысли, понимать язык животных и т.д. и т.п.
Современные «психоэнергетики» утверждают, что Сиддхи, обретаемые в результате подчинения тонкоэнергетических центров тела (чакры), служат проявлением способности оперировать некими полями, сопряженными с этими центрами. Разумеется, традиционное объяснение Сиддх иное. Вот, например, что говорит Лама Анагарика Говинда в «Основах тибетского мистицизма»: «Созерцание внешнего, объективного явления, процесса, вещи и т.п. представляет собой проецирование вовне того, что на самом деле пребывает в глубине нашего сознания. Восприятие пространственно-временных и причинностных характеристик внешнего мира — это привычка, которую мы воспитываем в себе начиная с момента «рождения». Умение управлять внешними силами — это умение управлять проекциями, силами нашего собственного сознания. Созерцая тайные глубины и голубизну небосвода, мы созерцаем глубины нашего собственного внутреннего существа».
Еще святой Августин говорил, что чудо противоречит не природе, а лишь нашим взглядам на нее. Современная научная картина мира — это тоже «взгляд»: не природа во всем своем величии, а лишь ее ответ на наши вопросы. Действительно ли мы уже умеем спрашивать? Современные науки о человеке до сих пор не приняли эстафету тантрической анатомии и физиологии не в последнюю очередь по той причине, что научный анализ заявленного ею предмета осуществляется как правило на основе принципиально ложной методологии: Нади и Чакры, Прана и Кундалини рассматриваются в качестве элементов «фантастических представлений» древних о строении и функционировании человеческого организма, тогда как на самом деле они представляют собой элементы «схемы тела», данной нам исключительно во внутренних ощущениях. «Схема тела», именуемая на языке оккультной традиции «тонким телом», относится, к сфере субъективной, а не объективной реальности.
Управлять силой можно лишь ощутив ее. По мере развития своей способности к внутренним ощущениям, человек узнает, что такое Чакры, и приобщается к скрытым в них силам. Чакры — это в большей степени психологические, нежели физиологические феномены. «Нет ничего сверхъестественного, — пишет Свами Вивекананда, — но существуют явления грубые и явления тонкие; тонкие есть причины, грубые — следствия. Грубые могут быть легко обнаружены чувствами, тонкие нет».

(В.Данченко. Принципиальные вопросы общей теории чакр
и тантрическая концепция тела. Вектор. 2007г. 224 стр.)

«Сиддхи. Говорят, что в процессе йогической практики приобретаются сверхъестественные силы. В этой связи перечисляются следующие восемь сверхъестественных сил: анима (умение уменьшаться), лагхима (умение становиться невесомым), прапти (способность оказаться в любом месте), пракамьям (способность осуществлять любое желание), махима (умение увеличиваться), ишитвам (абсолютный суверинитет), вашитвам (контроль над всем) и камавасайита (самоконтроль).
Учителя Йоги считают эти сверхъестественные способности помехами на пути к основной цели Йоги. Поэтому они запрещают йогинам практиковать и демонстрировать их. Эти способности служат лишь для одной цели: достигая их, йогин может быть уверен, что успешно продвигается по выбранному пути. И только игнорируя их йогин может достигнуть конечной цели высшей реализации.
Действительно ли йогин начинает обладать этими способностями, или ему только кажется, что он обладает ими, будучи в состоянии самадхи — этот ещё нерешённый вопрос. Дейкман (1973) представил психологическую предпосылку мистического опыта, пережитого медитаторами или людьми, принимавшими психоделики. Его показания даются в сравнении с сиддхами, которых, по описанию, достигают йоги, и делаются весьма интересные и информативные выводы.
Подземное Самадхи. Продолжение жизни под землёй даже после погребения — явление, о котором можно часто слышать и даже наблюдать в Индии. Это демонстрируют определённые люди — садху, факиры (аскеты) и йоги, которые таким образом зарабатывают себе на жизнь. В земле выкапывается яма и человек ложится в неё; верх ямы закрывается деревянным настилом и сверху насыпается толстый слой земли. Иногда яма выкладывается кирпичом или цементом. Также человек может сначала лечь в деревянный закрывающийся ящик, который затем помещается в яму. Он пребывает там определённое количество дней, о чём объявляется заранее. Продолжительность зависит от различных факторов, в том числе и от выносливости человека, и от состояния почвы. Среди множества таких подземных самадхи есть весьма интересные.
В 1837г. англичанин, будучи при дворе Махараджа Ранджит Сингха, сделал следующую запись: факир позволил захоронить себя в присутствии правителя. Он был помещён в деревянный ящик размером 3х4 фута, который затем положили в подвал дворца. Подвал обнесли кирпичом и цементным раствором, а дверь замазали глиной и поставили пломбу с личной печатью хозяина. С разных сторон поставили охрану из четырёх солдат, и всё это постоянно контролировали офицеры.
Через шесть недель Ранджит Сингх самолично сломал пломбу и вошёл в подвал. Факир лежал в примерно в трёх футах над уровнем пола в деревянном ящике, который был также опечатан и закрыт на висячий замок. Когда ящик открыли, все увидели тело факира, лежащее в льняном мешке, завязанном у рта. Мешок разрезали и показалось съёженное тело. Факир сложился таким образом, чтобы поместиться в ящике.
Помощник факира имел инструкции по его оживлению. Одеревеневшие конечности окунали в тёплую воду и массировали, возвращая их к жизни. На его голову поместили тёплый пшеничный хлеб. Всё это проделывали снова и снова через короткие промежутки времени. Из ноздрей и ушей удалили воск и вату. Затем с большим трудом между языком и входом в гортань, который блокировал язык, просунули нож. Это удалось со второй или третьей попытки. Его глаза были замазаны гхи (очищенным сливочным маслом). Наконец тело вздрогнуло, ноздри раздулись, глаза приобрели свой естественный цвет и факир стал достаточно ожившим для того, чтобы глубоко вдохнуть и спросить Ранджита Сингха: «Теперь вы мне верите?».
В исследованиях, переданных не так давно из Кайвальядхама, Лонавала, объектом изучения был профессионал, привыкший к подземным погребениям. По его просьбе была вырыта яма размером 6х4х3,75 футов в рыхлой почве в непроветриваемом помещении. Однако полной воздухонепроницаемости там не было. Для того, чтобы сделать яму полностью воздухонепроницаемой, её стены выложили кирпичом, а пол покрасили. Вход также был изолирован с помощью масла. В этой герметичной яме профессионал смог пробыть восемьдесят часов. Это был предел его возможностей. Затем, в эту же яму таким же образом помещалось по очереди пять человек. Трое из них, пребывая в яме, проделывали некоторые йогические практики, а двое нет. Все испытуемые смогли пробыть там от 12 до 14 часов, тогда как профессионал — 80 часов. Если бы разница во времени была 6-8 часов, это можно было бы отнести к результату тренировок».

(Джагги О.П. Йогическая и Тантрическая медицина. / Пер А.Агапкиной. Сайт www.yogin.ru.)

«Сиддхи. Слово сиддхи в прямом переводе означает «успех», «достижение» или «совершенство». Это слово используется, когда говорят об успехе или достижении совершенства в той или иной садхане (практике). Так, например, существует такое понятие, как мантра-сиддхи (успех или совершенство в повторении мантры). Считается, что наивысшее сиддхи (совершенство) — это достижение освобождения (мокша) от пут перерождений и всевозможных страданий. Однако сиддхи — это широкое понятие и кроме наивысшего успеха в духовной практике, оно также означает совершенства, которые могут быть проявлены на материальном плане. Так, если говорить о мантра-сиддхи, то наивысший успех в построении мантр — это достижение освобождения; в то же время, мантра-сиддхи может также означать и достижение сверхестественной силы получать любой желаемый результат с помощью произнесения мантр. Таким образом, мантра-сиддхи — это как совершенство в высшем смысле, так и достижение совершенства в использовании мантр на материальном плане.
Нет ничего ни в этом материальном, ни в иных мирах, чего не мог бы получить тантрик, достигший успеха в своей садхане. Он может иметь любые наслаждения по желанию (камья-сиддхи), обладать необыкновенной силой привлекательности или очарования (акаршана, мохана, вашикарана), а также иметь власть над людьми и другими существами.
Однако все эти совершенства или сверхспособности — ничто по сравнению с высшим совершенством, т.е. с достижением высшего состояния (саччидананда), состояния свободы — вне страданий и ограничений проявленного мира. Поэтому сиддха (совершенный адепт) — это тот, кто достиг этого вечного состояния и стал абсолютно свободным, но не тот человек, который не достиг такого состояния, однако обладает некоторыми из сверхспособностей, которые могут действовать на материальном плане.
В мире часто появляются люди, обладающие теми или иными сверхспособностями. Но само по себе обладание сверхъестественными силами вовсе не говорит о каких-либо реальных успехах в духовной практике, или об истинности того, что объясняют или делают люди, обладающие ими. Более того, в этот век (Кали-юги) неизбежно появляется все больше личностей, которые обладают некоторыми сверхспособностями, однако далеки от достижения высшего совершенства (мокши). Поэтому они не свободны, подвержены круговороту перерождений и страданий, но в то же время, способны проявлять определенные психические силы. Некоторые из этих людей используют или проявляют способности (такие как гипноз или психическое воздействие) явно не во благо, т.е. они оказывают такое психическое воздействие на других людей, которое не способствует освобождению душ, но напротив, может лишь только ввести их в еще большее заблуждение и связанность. Наивно полагать, что такие люди обязательно должны выглядеть как злодеи, черные маги и т.п. или совершать только негативные действия. Напротив, многие такие люди выглядят очень порядочно и могут излечивать болезни тела. Для материалистичного сознания, сводящего все в маленький отрезок существования в несколько десятков лет, излечение болезней тела с помощью сверхестественных сил кажется неоспоримым благом. Однако с точки зрения освобождения индивидуальной души — излечение болезней тела само по себе не является ни положительным, ни отрицательным. Психическое воздействие, оказываемое рядом экстрасенсов, гипнотизеров или «лечащих психиаторов», создает иллюзию временного облегчения, но на самом деле — лишь только застилает берег освобождения еще более густым туманом.
Единственно реальное благо — это то, что способствует освобождению от всех страданий. Те же воздействия, которые излечивают только тело, но не способствуют очищению сознания человека от невежества, иллюзий, беспокойств и страданий, нельзя считать истинным благом. Сильнодействующее лекарство может снять боль на несколько часов, но затем боль возвратится с новой силой. Такое лекарство не лечит, но только создает на несколько часов иллюзию, что человек здоров. Сильное психическое воздействие со стороны активных психотерапевтов, целителей и т.п. — подобно такому лекарству. Кроме того, существуют «побочные эффекты» — как от употребления сильнодействующих лекарств, так и от таких воздействий. Внушаемые люди — только и жаждут такого «исцеления» и по существу вверяют свою индивидуальную волю лицу, обладающему силами воздействия. Тантра учит вверять свою волю Богу, а по мере освобождения от власти иллюзии — постигать свое единство с Ним, свою неотличность от Высшего.
Ряд людей, обладающих психическими сверхспособностями, проводят массовые гипнозы, массовые сеансы психотерапии и лечения или же являют свои силы огромной аудитории. Все это было с древних времен, есть и будет, наша реакция на это зависит от нашего восприятия. Однако чисто с практической точки зрения, если человек отдает свою волю личности, обладающей определенной силой психического воздействия, но далекой от дверей освобождения и поэтому обуреваемой материальными или тщеславными побуждениями — это гарантия того, что, попав в такой нечистый энергетический поток, человек окажется отнесенным этим течением еще дальше в сторону от берега освобождения и высшего состояния. Поэтому разумный человек никогда не вверяет себя в руки «факиров» или «исцеляющих психотерапевтов» и не попадается на соблазнительные приманки — обещание здоровья, молодости и долгой жизни.
Индивидуальная душа (джива) по своей природе свободна, блаженна, не ограничена ничем и обладает полнотой сиддх. Только с помощью собственных усилий, при поддержке и наставлениях гуру и по милости Всевышнего можно вернуться в свое изначальное состояние, достичь раскрытия всех сиддх и получить наивысшее из них — состояние абсолютной свободы (нирвана-мукти), определяемое как вечное разумное блаженство (саччидананда)».

(Димешвар Рам Аватхута. Тантра: Постижение
высшей реальности.
СПб. 1991г., 1992г. 112 стр.)

«Йога принадлежит к числу тех немногих духовных явлений, интерес к которым в современном мире продолжает неуклонно возрастать. Древняя классическая Йога, буддийская Йога, средневековые модификации индуистской Йоги, даосская Йога, интегральная Йога, современная Агни-Йога изучаются не только теоретически как оригинальные философские учения, но и практически как системы специальных методов совершенствования человека. Безусловно, практический аспект Йоги играет не последнюю роль в ее историческом долголетии и высокой конкурентоспособности относительно иных религиозных и философских доктрин.
Практика Йоги ставит перед исследователями и приверженцами йогического пути немало сложных проблем и вопросов. Однако одним из самых загадочных вопросов йогической практики сейчас, как и на протяжении многих столетий, остается вопрос о так называемых сиддхи — паранормальных силах, которые в трактатах классиков йогической философии Патанджали и Вьясы называются «совершенными способностями». Многие обыватели воспринимают Йогу не иначе как через призму таких феноменальных способностей, которые считаются чуть ли не главной целью и важнейшим атрибутом йогической практики. В действительности, как это хорошо известно специалистам, все обстоит несколько иначе.
В древних манускриптах «совершенным способностям» уделялось достаточно существенное внимание. Тем не менее, для признанных авторитетов йогической философии и науки от легендарных Аватара Кришны и риши Патанджали до философов-реформаторов Рамакришны и Вивекананды обладание паранормальными силами никогда не рассматривалось в качестве специальной цели практики Йоги, ради которой и применяется весь арсенал методов духовного саморазвития.
Так, в частности, древние авторы «Йога-Сутры» (Патанджали) и «Йога-бхашьи» (Вьяса) описывают и комментируют в своих трактатах «совершенные способности» лишь постольку, поскольку это необходимо практикующим Йогу и естественным образом, в результате данной практики, сталкивающимся с проявлением неизвестных для них сил и возможностей. Прикладное их использование в классической индийской Йоге регулируется этическими принципами и, в конечном счете, направлено на достижение освобождения как высшей духовной цели йоги или, в крайнем случае, на необходимую помощь живым существам. Демонстрация сиддхи на публику в классической и буддийской Йоге не поощрялась, более того осуждалась. «Не показывайте перед мирянами, — призывал Будда своих последователей-монахов, сверхъестественную власть сиддхи. Те, кто делают это, виновны в злом поступке» (Виная, II, 112). Почему же столь сурово авторитетные мастера Йоги относились к совершенным способностям?
Тому были две основные причины. Во-первых, истинная цель духовного пути есть освобождение духа, которое дает избавление от страданий и власти материи, разрывает замкнутый круг перевоплощений и раскрывает горизонты инобытия — Высшей Реальности или Нирваны. Появление сиддхи в процессе духовной практики вовсе не означает достижение этой суперцели, хотя и указывает на ослабление власти материи. Однако если подвижник прельщается появляющимися совершенными способностями, то он рискует уклониться от духовного пути в сторону различных феноменов. В этом состоит коварство сиддхи — иллюзия превосходства над обычными людьми может увести йога от освобождения на тропу заурядного факирства. Подобные уклонение в истории Йоги хорошо известны.
Вторая причина, вероятно, состояла в возможности приобретения некоторых сиддхи без какого-либо духовного совершенствования в силу определенных (медиумических, психических) особенностей организма или техник искусственной стимуляции чакр. А иногда и через магическую практику. Мастера Йоги хорошо понимали опасность этого пути. Однако в глазах неискушенного обывателя все сиддхи казались одинаковыми. Он видел следствия, но не понимал причин и механизмов психофизических феноменов, равно как и не догадывался о том, к чему может привести насильственное вторжение в сферу тонких психических стихий (расстройство физического здоровья, умопомешательство, одержание, преждевременная смерть). Поэтому прельщение посторонних сиддхами могло привести их на путь магии и низшего психизма, которые в традициях классической Йоги, буддийской Йоги и Агни-Йоги противопоставлялись духовному совершенствованию и высшим целям сакрально-мистической практики преображения человеческой сущности.
В вопросе о природе «совершенных способностей» классическая и современная Йога расходятся с ортодоксальными религиозными учениями в их догматической интерпретации. Например, в католическом Христианстве прочно укоренилась концепция так называемого «сверхъестественного чуда» как промысла Бога. Возможность такого «чуда», то есть паранормального явления, у теологов не подвергается сомнению, ведь жизнеописания Христа, святых и даже простых мирян, а также религиозная историография описывают многочисленные чудесные события (левитации, воскрешения, исцеления, явления Высших Сил, слезотечение икон и др.). Однако человек, по мнению большинства христианских богословов, не способен ни понять, ни объяснить, ни использовать по своему желанию паранормальные силы и явления. Существует убеждение, что они появляются независимо от воли человеческой и выступают сверхъестественными манифестациями божественных или дьявольских сущностей. Проявление таких сущностей и их сил происходит в нарушение природных законов и естественного хода вещей.
Философия Йоги, как правило, оценивает природу паранормальных сил совершенно иначе. Они рассматриваются как естественные, но далеко не всем известные и доступные силы физической и духовной природы. Йогическая практика самосовершенствования раскрывает в человеке могучие дремлющие возможности, которые он вполне может понять, освоить, контролировать и использовать по своему усмотрению. Такая позиция йогической философии, несмотря на изрядный мистицизм Йоги как таковой, без всяких преувеличений может быть приравнена к научному подходу. Не случайно исследователи Йоги, принимая во внимание опытно-экспериментальные методы йогической практики, все чаще называют ее наукой духовного совершенствования.
В общем виде паранормальные способности, которые естественным образом или в результате специальных упражнений развиваются у человека, практикующего Йогу, можно разделить на две основные группы. Первая — способности физического порядка, связанные с проявлением необычных свойств организма, выходящих за рамки традиционных представлений о физических возможностях человека. Вторая — способности психического порядка, связанные с деятельностью сознания или бессознательной сферы психики человека.
К первой группе паранормальных способностей можно отнести, например, долговременное сохранение тела в здоровом состоянии, длительную жизнь, употребление предельно малого количества пищи для поддержания жизнеспособности тела, регулирование физиологических процессов и восстановление здоровья без применения традиционных медикаментов и лекарственных средств западной медицины, способность переносить сильный холод или сильную жару, останавливать дыхание на длительное время, переносить или вовсе не чувствовать боль, изменять массу тела и др. Большая часть подобных физических способностей, по всей видимости, развиваются без специальных упражнений в результате правильного питания, правильного состояния сознания и правильного образа жизни. Другая часть — результат определенных упражнений психофизического характера.
К числу наиболее известных паранормальных психических способностей относятся — восприятие чужой ментальности (телепатия), знание будущего и прошлого, обретение невидимости для внешнего наблюдателя, знание сроков своей или чужой физической смерти, восприятие тонких существ из иных сфер бытия, развитая способность интуитивного познания, перенесение сознания из одного тела в другое, осознанная деятельность в тонком психическом мире, способность волевого управления живыми существами, психическое влияние на природные процессы и некоторые другие. Многие из отмеченных психических способностей отмечаются и комментируются, например, в третьей главе известных трактатов Патанджали и Вьясы, которая называется «О совершенных способностях». Различным аспектам проблемы сиддхи посвящены многочисленные тексты Буддийской и Даосской Традиций. В книгах современной Агни-Йоги сверхфизические возможности человеческого тела и духа так же упоминаются многократно, а иногда и поясняются с точки зрения психофизики.
Как древние, так и современные классики йогической философии не сомневались в возможности развития и использования паранормальных сил. Опираясь на анализ текстов, можно предполагать, что многое из того, о чем писали авторитеты Йоги, им достаточно хорошо было известно на практике. Конечно, для наших современников заявления людей, которые жили в эпоху глубокой древности, или которых почти никто не видел (Махатмы) не всегда кажутся убедительными и заслуживающими доверия. Однако, к счастью, наука накопила достаточное количество свидетельств о проявлениях паранормальных способностей в не столь далеких от нас Х1Х и ХХ столетиях. Современным исследователям эти факты хорошо известны. В качестве небольшой иллюстрации, мы приведем некоторые примеры проявления необычных сил человеческого духа и тела, зафиксированных западными учеными и путешественниками… <…>.
Феномены Йоги заставили многих исследователей усомниться в истинности классической научной антропологии и посмотреть на человека как на существо значительно более сложное и загадочное, нежели это казалось наивным материалистам Х1Х в. и позитивистам ХХ в. Оказалось, что человек это не только «физиологический организм, управляемый мозгом», но и неизведанный мир сознания — особая психическая реальность, которая существует практически независимо от организма и связана с реальностью духовного инобытия — еще более загадочного, чем человеческое сознание. Здесь Йога выступает проводником человеческого сознания в иной мир — внутренний психокосмос, который до сих пор остается недоступен телескопам, микроскопам, компьютерам и иным творениям технического гения науки.
Современные исследователи духовной культуры Востока начинают понимать, что Йога, оказывается, это не просто абстрактная мистическая философия и экзотическая гимнастика для психики и тела, но серьезная практическая наука, открывающая человеку множество неизвестных горизонтов и возможностей. Но, как и всякая другая наука, она не прощает легкомысленности там, где требуется большой опыт и твердая рука специалиста. В частности, самостоятельные эксперименты по развитию паранормальных сил не менее опасны, чем разминирование неизвестного заряда. Строго говоря, Йога сама по себе является достаточно сложной, крутой, а потому опасной тропой к совершенству. Об этом, в частности, определенно предупреждали последователей авторы Агни-Йоги. Глубинное преображение человеческой природы и ассимиляция тонких космических энергий не могут происходить легко и безопасно. Слишком сложен и трудно управляем этот процесс. Однако когда он дополнительно осложняется легкомысленностью в сфере психофизических феноменов, последствия могут быть самыми непредсказуемыми.
Возвращаясь к подлинным целям духовной Йоги во всех ее исторических модификациях, следует отметить, что высшим феноменальным достижением йога, самой совершенной его способностью, конечно, всегда считалось духовное преображение собственной природы и освобождение от власти материального бытия. Авторитеты йогической философии полагали, что человек-животное в результате йогической практики способен стать человеко-богом — сверхчеловеческой сущностью космического порядка. Это есть высшее таинство Йоги, рядом с которым меркнут все низшие сиддхи от телепатии до энергии-тумо.
Классическая Йога трактовала освобождение как достижение полной независимости Высшего Я — то есть Духа от сознания личного эго — то есть Низшего Я. Высшее Я — это Вселенское Сознание или некий трансцендентный Зритель. Понимание различия между ним и личным сознанием дает отделение Духа от мира материальных форм и личных эго. Личное сознание, утверждал Патанджали, существует не для себя, а для Вселенского Сознания — для Его жизненного опыта и для Его освобождения. Когда подвижник в результате йогической практики и духовных размышлений начинает осознавать эту мистическую истину, он перестает думать о себе как о некоем обособленном материальном существе, обладающем телом, чувствами, мыслями и личным сознанием. Он понимает, что субъектом опыта и освобождения является Мировой Дух — Вселенское Сознание, а его личное сознание (Низшее Я) выступает лишь средством или промежуточным звеном в великом космическом бытии Мирового Духа.
Таким образом, освобождение в классической индийской Йоге означает абсолютное существование энергии сознания, возвращающейся к самой себе. Это есть бытие Мирового Духа в неизменном состоянии высшей субъективной реальности вне влияния изменчивого мира материальных форм. Метафизика освобождения духа в современной Агни-Йоге несколько отличается в своих акцентах от метафизики классической Санкхья-Йоги. Но в данном случае эти тонкости несущественны. Философские доктрины различных йогических систем в целом разделяют общий тезис о том, что Дух или Вселенское Сверхсознание — единственный настоящий субъект жизненного опыта в мирах материальных форм. Он же есть единственный космический Зритель величайшей драмы мировой эволюции, в которую вовлечены своей кармой различные живые существа. Чистая энергия Вселенского Сверхсознания вовсе не тождественна содержаниям сознания отдельных существ. Их личные сознания выступают средством, орудием или инструментом получения опыта трансцендентного космического Зрителя. Предметы внешнего мира являются объектами для личного сознания. Однако и само личное сознание со всеми своими содержаниями выступает объектом для истинного космического субъекта — Вселенского Сверхсознания.
Таким образом, личное сознание обладает субъектно-объектной природой — диалектической двойственностью, удивительным свойством двойного духовного зеркала, которое позволяет Вселенскому Сверхсознанию устанавливать связь с природной реальностью и, вместе с тем, не растворяться в ней. Когда разумное существо осознает Тайну сознания и ценой невероятных духовных усилий отделяет сверхличный аспект сознания от личного, — тогда путы материальной зависимости начинают ослабевать, и человеческий дух устремляется к абсолютному инобытию Вселенского Сверхсознания. Это и есть великое освобождение — избавление от замкнутости и узости личной психической сферы, от кармы, от пут и иллюзий изменчивого материального существования. Освобождение в классической и современной Йоге — это мистический путь духа в иную реальность, существующую вне времени и пространства ограниченного природного мира. Это возвращение к истокам трансцендентного духовного бытия».

(Тайны человека. Феномен сиддхи и духовные цели Йоги. Сайт www.gnozis.info.)

* * *