Статья 2.4. Тантра как Древняя Магия. (ч.4).

«Магия — это процесс духовной алхимии, так как она соединяет индивидуальное сознание с высшим сознанием. Она превращает смертное в бессмертное. Человек обнаруживает свою подлинную природу. Именно глядя внутрь, он раскрывает тайны вселенной и высшую тайну. Это — магия» (см. Свами Сатьянанда Сарасвати. Древние тантрические техники Тантры и Крийи. т.2. Продвинутый курс. Издательство К.Кравчука. 2005г. 688 стр.).
«Очарование Тантры не есть нечто новое в человеческой культуре. Тантра — это другая разновидность того же самого старого влечения к магии, оккультизму и ритуалу, которое мы находим в некоторой степени во всех культурах, и оно имело очень важное значение повсеместно в древнем мире. Современные тантрические обряды, как и древние ведические, предназначены для достижения всех целей человеческой жизни, начиная от камы или наслаждения и до победы в битве и мокши или освобождения» (см. Дэвид Фроули. Тантра и неверные представления о ней: очищение сущности от заблуждений. (Life Pozitive Magazine. Delhi. Jan. 2005). Пер. А.Игнатьева. Сайт www.shaktism-kgd.narod.ru.).
«Тантра — это элитная магия, это высшая магия, поскольку вы здесь берете самый высший срез магии — мудрость, и наслаждаетесь им, игнорируя средние и низшие уровни — манипуляции людьми и желаниями. Тантрическая магия — это, прежде всего, сексуальная магия, но на самом деле, Тантра — это и есть универсальная магия, как таковая, поскольку она базируется на магическом сознании. Тут следует четко понять то, что в Тантре магическое сознание доминирует над магической энергией. Тантра — это мистика магии, в ней раскрывается тайна магии» (см. Тантрическая магия. 18.06.2009г. Сайт www.magiytantra.ucoz.ru.).

* * *

(продолжение)

6. ИНДИЙСКАЯ МАГИЯ.

«Тему магии просто невозможно избежать, занимаясь Тантрическим Буддизмом, тантрическим путём к просветлению, особенно имея дело с творческими символами этого пути. Причина кроется в том, что, исследуя Тантрический Буддизм, Тантру, индо-тибетскую Тантрическую Традицию, мы обнаруживаем, что определённые аспекты характерной для них символики уходят корнями в магию, в основном, конечно же, в индийскую магию. Мы довольно скоро обнаруживаем, что в древности в Индии были весьма распространены магические практики всевозможного толка. Можно смело сказать, что они не менее популярны там и в наши дни. Там на каждом шагу можно встретить людей, занимающихся магическими ритуалами или тем, что так или иначе связано с магическими практиками. Следует, впрочем, отметить, что эта популярная индийская магия не отличается какими-либо возвышенными элементами. Она не основана на сколь-либо серьёзной философской или духовной традиции и вообще, можно сказать, имеет мало общего с духовным в общепринятом смысле этого слова. К ней в основном прибегают для достижения чисто мирских целей при помощи сверхъестественных или, по крайней мере, паранормальных средств и методов».

(Индийская магия и Тантрический Буддизм. Сайт www.buddhayana.ru.)

«Индийская магия существовала еще с древних времен. Но и в настоящее время магия является одной из важных основ Индуизма. Самым же древним источником магических оккультных наук в Индии считается книга Атхарваведа, где описаны магические ритуалы, которые канонизировались или наоборот — входили в культ.
Основным в магии Индии по Атхарваведе являются домашние обряды, где центральную часть занимают домашний очаг и быт. В книге собраны лечебные заговоры, заговоры на процветание, а также гимны для различных ритуалов. В подборке заговоров в Атхарваведе просматриваются верования древних племен Индии, а во многих науках — таких как медицина, физиология, астрология и прочее взят именно опыт этой книги.
Помощь колдунов в Индии всегда считалась самым эффективным средством в борьбе с судьбой. И в отличие от христиан, ни один индиец не видит ничего греховного в обращении к магам.
Нет в Индии и такого образа мифологии, как дьявол. Индийская магия и Индуизм проповедуют принцип единства всего живого, и поэтому четкой границы между злом и добром здесь не существует.
Индийские колдуны в своей практике применяют самые разные магические силы. Они могут одинаково навести порчу и даже бить, а также и исцелить человека или одарить его благами. Но здесь даже черные маги не предаются гонениям. Дело в том, что индийцы считают, что наша карма способна расставлять все на свои места. Если говорить другими словами, то они считают, что если маг наводит на кого-то порчу, то этот человек получил наказание за что-то, что натворил в прошлой своей жизни. А колдун при этом является только лишь исполнителем всемогущих богов.
Нет в Индии и разделения на белых и черных магов. Более того — колдуны, или вещуны, живот в каждом селении, а стать магом может стать любой, предварительно овладев знаниями и обретя популярность. Самые же мощные маги — не те, кто получил дар по наследству, а кто сам приобрел его.
Совершая магический обряд, индийский маг никогда не скажет, что это он провел его. Маги обычно говорят, что проводят обряды через свою шакти — энергию. Энергия шакти живет только в условиях асектизма и дарится богом или гуру. Но она может быть достигнута при выполнении специальных обрядов. Но шакти никогда не бывает врожденным даром, ее обязательно добиваются.
Индийские маги утверждают, что сами по себе никакими сверхъестественными способностями не обладают, и получают силу от духов. Вообще, вся история этой страны говорит о том, что она просто пропитана магией. В Индии есть все формы мистического мышления, все виды магии и все обряды и ритуалы.
Даже индийское искусство отличает магический образ — высеченные в камне гротескные фигуры, или нарисованные животные на стенах пещер. Почти все они выражают собой магические представления. Магия в этой стране проявляется сильнее заклинаний примитивных религий. И среди буддистов распространенно мнение, что некоторые слова или звуки при их повторении, позволяют контролировать мир духов. Эти звуки называются известными нам мантрами».

(Индийская магия. Сайт www.dommagii.com.)

«Пока еще ни один ученый не предпринял сравнительного изучения восточных и западных оккультных знаний, однако мы можем сформулировать основные принципы будущего исследования. Прежде всего, поражает удивительное сходство древнегреческой магии, обрядов иудейских каббалистов и тайных наук ведической Индии. Все эти школы культивировали мистическое отношение к чудесам и магии; их объединяют также обряды очищения, церемониальное облачение, заклинания и аскетизм. Двумя другими неотъемлемыми атрибутами данных оккультных дисциплин служат священное имя Бога, которое можно произносить лишь в особых случаях, и три степени посвящения.
Что представляют собой магические школы древней Индии? И каким образом индийские маги достигали своих целей? Во-первых, необходимо иметь в виду, что Индия, как и любая другая восточная страна, кишит шарлатанами, главная цель которых — добыть себе пропитание обыкновенным мошенничеством или фокусами, иногда довольно изобретательными. Тем не менее, большинство населения верит если не в практическую, то хотя бы в теоретическую магию. Подчеркнем, что люди, посвятившие всю свою жизнь изучению и применению оккультных знаний (например, садху и факиры), проходят крайне строгую и даже суровую подготовительную школу.
Совершаемые ими «чудеса» превосходят любые рамки представлений о возможном. В целом, индуистский оккультизм основан на вере в то, что власть над всеми земными явлениями можно получить от добрых духов. Ими могут быть души умерших или же существа, лишенные телесной оболочки и управляющие законами природы. (В этом отношении индийские представления сходны с китайскими.) Если, например, вы хотите «внести поправку» в закон гравитации, вам нужно вызвать духа, охраняющего этот закон, и попросить его о помощи. Этот способ считается самым элементарным. С его помощью садху добиваются столь поразительных результатов, что начинаешь подозревать о существовании пока еще не известного на Западе закона природы, который позволяет людям, умеющим его применять, создавать видимость «чудес».
Следует знать, что некоторые индусские маги в самом деле совершают действия, которые можно с полным правом назвать сверхъестественными. Какова природа их силы и откуда они ее черпают? Приходится согласиться с некоторыми западными исследователями в том, что существует некий общий принцип, который берут на вооружение индийские жрецы-маги. Его вполне можно считать оккультным принципом, поскольку словом «оккультный» мы называем все, чего не в силах понять. Возможно также, что мы имеем дело с силами, не известными современной науке, но имеющими реальное материальное проявление. Та или иная сила перестает быть «оккультной» лишь в том случае, если человеческий разум берет ее под свой контроль. На современном этапе наука (ученые) все больше и больше открывают тайны оккультизма.
Маги Индии утверждают, что они получают силу исключительно от духов и что сами по себе они не обладают никакими сверхъестественными способностями, кроме умения концентрироваться и расслабляться. Но человек считает, что в огне живет дух огня, в воде — дух воды, в воздухе духи воздуха и т.д. и в то же время используют их для своих надобностей. Возможно, принцип или сила, используемая индусскими магами, обладает аналогичной, не совсем понятной природой».

(Магия Индийская. Сайт www.fudim.in.ua.)

«В Индии магия существовала с давних времён. Магические традиции и на сегодняшний день являются одной из самых важных основ Индуизма, связанные с бытовыми потребностями его приверженцев. Самым древним источником оккультной науки является книга магии Атхарваведа. В книге трактуется довольно двойственная позиция по отношению к официальному культу: одни магические ритуалы входили в культ и канонизировались, а другие, порою, и вовсе отвергались.
В Атхарваведе главной сферой действия являются домашние обряды, характеризующие быт и домашний очаг. В этой книге подобраны лечебные заговоры на долгую жизнь и здоровье, направленные на борьбу с болезнями и одержимостью демонами, заговоры на процветание, женские, искупительные и многие другие. Помимо заговоров, в Атхарваведе описаны гимны, которые исполнялись в различных ритуалах с магическими целями.
В подборке заговоров просматривается не только индоевропейская древность, а и архаические верования местных индийских племён. Во многих науках (физиология, медицина, астрология и др.) взяты за основу знания и опыт Атхарваведы.
Черно-белая магия индийцев. Самым действенным средством в борьбе с судьбой у индийцев всегда являлась помощь колдунов. И ни один житель Индии не видит ничего зазорного или греховного в факте обращения к ведунам. Традиции же христианских стран не приемлют сей факт, и считают большим грехом самому ворожить или обращаться к силам магии.
В отличие от христианского Запада, в Индии нет такого мифического образа, как дьявол. В Индуизме существует принцип глубокого единства всего живого, а потому и нет чёткой границы между добром и злом. Блаженство же приходит не за нравственные каноны, а за познание неразрывного единства бытия.
Колдуны применяют различные силы в своей практике. Они с равным успехом могут навести порчу, порою даже убить, либо одарить благами и исцелить человека. Но даже колдуны чёрной магии не предаются гонениям, так как индийцы считают, что лишь карма способна расставить всё на места и рассудить: кто прав, а кто виноват. Иными словами, они считают, что если чёрный маг навёл на кого-то порчу, то значит, этот человек в прошлой жизни совершил нечто такое, за что теперь понёс заслуженное наказание. А колдун — лишь обычный исполнитель в руках всемогущих богов.
Все ритуалы, независимо от того, кто их исполняет: служитель богов, храмовый жрец или колдун, основаны на одной древней Ведической Традиции.
К примеру, чёрные маги разжигают жертвенный костёр в южной стороне (по направлению к царству мёртвых). А, если костёр обращён на северо-восток, то там всем управляет царство богов.
В своих обрядах чёрные маги используют растительное масло, так как коровье топлёное масло использовать нельзя (корова — священное животное). Жрец в религиозных обрядах берёт всё правой рукой, а колдун — всегда левой и т.д.
В Индии считается бессмысленным разделение на «белых» и «чёрных» колдунов. Такие вещуны живут в каждом индийском селении. И стать колдуном может любой, кто овладеет магическими знаниями и обретёт популярность. Самыми мощными колдунами считают тех, кто «приобрел» дар, а не получил его по наследству с генами предков.
Индийский колдун, совершая магический ритуал, никогда не говорит, что это сделал он. Он скажет: «Это было сделано через мою шакти». Шакти — это энергия, живущая в условиях сурового аскетизма, подаренная милостью бога или гуру, либо же достигнутая благодаря выполнению специальных обрядов. И самое главное — шакти не врождённый дар, его тоже нужно добиваться.
В ортодоксальном Индуизме поклоняются только «чистым» божествам: Вишну, Шиве, Ганеше и прочим. А в колдовских обрядах задействован намного больший круг богов. Помимо «чистых», чёрный колдун обращается и к деревенским богиням-«матерям», местным божкам, и к богам «нечистым» — Яме (богу смерти), Мадану (богу кладбищ), Кали (богине разрушения). Индийский маг во время ритуалов просит помощи и у демонических существ — ракшасов (бесов), бхутамов (духов умерших), пидари (ведьм-вампирш).
В Индуизме вообще отсутствует понятие абсолютного зла. Демоны и бесы не считаются злыми персонажами. Устрашающий лишь их внешний облик, порочный образ жизни и порою недобры помыслы, хотя всё это часто свойственно и обычному человеку. Они никогда не выставляются в качестве полной противоположности добрым божествам. По прошествии определённого времени, когда демон отработает свою карму, он вправе обрести новое рождение в образе покорного священнослужителя, либо даже благого божества».

(Магические и оккультные традиции индийцев. Сайт www.poindii.ru.)

«В каждой культуре магия понимается по-разному и базируется на своих символах. Наиболее значимыми есть 9 традиций магии, которые создали свои особые пантеоны богов. Все остальные формы магии в какой-то мере отражают эти девять базовых механизмов ума в достижении своего желания. Магические культы мира отличаются друг от друга разным пониманием 5 элементов, магического животного — тотема, структурой ритуала и пониманием символов. Если вы практикуете магию, то вы должны определиться четко с традицией, на которую вы опираетесь и быть ей верным, другие же традиции просто использовать, как вспомогательные, иначе вы будете терять поток силы. Когда магия практикуется через множественность традиций, она превращается в мистику, в Теософию, теряя свой силовой аспект. Современная магия базируется на синтезе традиций, на синкретизме, но маг все равно выбирает доминанту и отдает приоритет духу одной традиции, наиболее родной и естественной.
Примитивная Магия — это Шаманизм, это взаимодействие с силами природы и управление ими. Магическим животным Шаманизма является медведь. Магическим храмом является священный лес.
Африканская Магия Вуду, сибирский Шаманизм по своей сути являются самыми простыми магическими механизмами и в то же время универсальными, поскольку магия поглощает быт, всю жизнь существа, она охватывает все сферы жизни.
Египетская Магия — это оккультная наука. Здесь магия рассматривается как научный логос сверхъественных явлений. Магическим животным является скорпион или жук-скарбей. Пантеон египетских божеств отражает тот или иной магический механизм. В обычном понимании египетская магия — это черная магия, поскольку она базируется на силах потустороннего мира или мира смерти. Магическим храмом является пирамида и глаз Гора.
Китайская Магия — это боевое искусство. Вся магия направлена на то, как найти единую силу 5 элементов, которая превосходит все остальные силы и победить своего противника. Управление боевой энергией, энергией движения тела превращается в магию. Магическим животным является дракон. Магическим храмом является пагода, дизайн и архитектура которой основаны на законах Фэн-Шуй. По своей светимости магия излучает бело-черный свет.
Индийская Магия (славянская магия) — это мантра, заклинание, филология. Брамины Индии, как и славянские волхвы, поклонялись слову, языку, магической речи, с помощью которой можно было выстроить любой образ желания. Индийская (славянская) Магия называется ведической. Магическим храмом является чакра, хоровод, круг в котором поется гимн Божеству. Магическим животным Индии, которое исполняет все желания, является корова Камадхену, магическим животным славян является жар-птица, золотой петушок или золотая рыбка.
Арабская Магия — это астрология, наблюдение за огненной звездой, рисунок пентаграммы. Маг обретает власть над джинном, над духом природы, маг обретает власть над миром, исполняя желания царя. Магическим животным является лев или тигр. Магическим храмом является круг огня и башня.
Иудейская Магия — это философия магии, победа своего врага и достижение денег. Магия Моисея вышла из Египта, и была направлена на поиск рая на Земле, манны небесной (небесного манаса, ума). Моисей создал каббалистическую магию, которая управляет гениями Земли и побеждает врага в лице египетских духов. Эту магию продолжил Соломон и закончил Иисус Христос. В Христианстве магия рассматривается, как Сатанизм и базируется на каббалистической философии. Магическим животным является козел. Магическим храмом является скиния (переносной алтарь).
Греко-кельтская Магия — это художественное искусство. В Европе магию рассматривали как высшую форму различных форм искусства. Магом становится тот, кто достигает наивысшей формы того или иного искусства — музыки, литературы, скульптуры и т.д. Греческая магия — это управление планетарными духами, а кельтская магия это управление феями, орфеями или же музами. Магическим животным является бык, телец. Магическим храмом является театр, каменные колонны, камень-алатырь.
Магия тольтеков — это осознанное сновидение, управление своей иллюзорной реальностью. Магия заключается в изменении своего восприятия, в изменении своего видения. Это построение наиболее идеальной виртуальной реальности. Магическим животным является орел. Магическим храмом является одежда, покров, ткань энергетических нитей.
Связь с той или иной традицией магии формируется на основе священного языка. Обычно, священный язык — мертвый, он находится в мире смерти, поэтому он обладает магической силой. В зависимости от того, каким языком вы пользуетесь, такая Традиция для вас и есть доминирующей. К священным языкам относятся латинский, древнегреческий, старославянский, санскрит, енохианский (язык черной магии), египетский, еврейский. В Тантре говорят о 4 типах языка, и если вы знаете язык на уровне телепатической речи, то независимо от языка Традиции, вы можете прочитать любой манускрипт как астральную книгу».

(Тантрическая магия. Сайт www.nekata.ru.)

«С давних времен Индия является для Запада экзотической труднодоступной для понимания сказочной страной, такой, как ее изображали в своих описаниях склонные к фантазии путешественники. Западная историография довольно поздно проявила интерес к Индии, поэтому культура и история этого региона еще и сегодня мало известны европейцу.
История Индии, поведение людей и их менталитет свидетельствуют о том, что эта страна в высшей степени пронизана магией. Здесь можно найти все формы магического мышления, все виды колдовства и все магические обряды и ритуалы. Под магией издавна понимают искусство вызывать чрезвычайные и удивительные воздействия, которые недостижимы при помощи известных естественных сил или присущих человеку известных способностей. Чтобы достичь магических феноменов, пытались в основном связываться с духами — добрыми или злыми, и отсюда возникло различие между белой и черной магией.
На индийский менталитет наложил свой отпечаток глубоко укоренившийся страх перед чужими, таинственными и незнакомыми силами. В Индуизме все или почти все звери почитаются как боги.
Индийское искусство — выражение магического образа мыслей: гротескные фигуры, высеченные в камне или нарисованные на стенах пещер животные, выражают магическое представление. Требуемая кровожадным божеством жертва (раньше это были люди, сейчас — животные) имеет магическое происхождение. Жестокий магический закон Табу преследует нарушения жестокими наказаниями и находит свое отражение в кастовой системе. Индус живет в магическом круге, из которого пытается найти выход буддийское учение.
Индийское мышление развилось из древних магических представлений и веры в демонов. Из них сложилась философско-этическая система, которую вполне можно относительно считать совершенной. Магия в Индии проявляется сильнее, чем заклинающая примитивная религия, которая требует особого согласия духа. Ее отличает полное отсутствие критики. Чувства отдельного человека или массы людей доводятся до экстаза или находятся под внушающим воздействием музыки, слов, форм или символов.
Среди определенного круга буддистов и индусов распространена вера, что есть слова или звуки, обладающие силой, которая, если их повторять снова и снова, позволяет человеку осуществлять контроль за миром духов. Они назваются мантрами и состоят из слов, отдельных слогов или коротких стихов со скрытым смыслом, для понимания которых нужна расшифровка. Некоторые мантры сочинены, другие являются результатом медитации или вдохновения, третьи представляют собой сокращенные до сжатой формы высказывания из письменных источников. Мантры могут направляться на определенные части тела, где они, как считается, вызывают определенные колебания. Это представляется особенно важным при исцелении. Индийцы полагают, что звуковые колебания лежат в основе Вселенной, и что пением подходящей мантры могут быть разрешены все проблемы.
Напиток Сома, занимающий прочное положение в культе Луны, является одним из древнейших составляющих для магических действий. Священниками и верующими Сома используется как жертвенное питье. Напиток приводит в состояние экстаза: «Мы выпили Сому и увидели небесное царство».
К магическому комплексу относится также ритуал огня, при котором совершаются все магические действа, при совершении которых большое значение имеют музыка, танцы, заклинания.
Центральной фигурой Индийской мифологии является Индра. Это бог Солнца и бог Войны — победитель всех врагов. Индру сопровождает Варуна, бог Луны. Он управляет событиями и временем, вознаграждает добро и наказывает зло. Важное место в Индийской мифологии занимает Пуруша — первый человек, торжественно принесенный в жертву богам. В этой жертвенной церемонии и возник мир — так во всяком случае полагают индусы.
Дьявольские танцы с отвратительными свирепыми масками и жестами, которые исполняются во время праздников, откладывают свой характерный отпечаток на жизнь народа в Северной Индии и долинах Тибета. Многие танцы выражают глубокую печаль. Это привораживает и оказывает сильное влияние на танцоров и зрителей. В танцах внешне нет эротики.
В Индийской медицине особое место занимает лечение душевнобольных, при котором применяются традиционные правила, психологические наблюдения и психологические воздействия. Людей, которые страдают, например, от галлюцинаций, обычно боятся, иногда почитают. При маниакальных состояниях предпринимаются попытки изгнания злых духов: чтобы вылечить одержимого бесом больного, заклинают демона, способного справиться с бесом.
Лечение физических болезней с помощью психического воздействия, которое только начало входить в нашу жизнь, в Индии уже много столетий является существенной составной частью искусства врачевания. В медицинских рекомендациях можно прочитать, что испытывающая родовые боли женщина должна быть постоянно настроена радостно («мягкие роды»). За людьми, больными туберкулезом, надо ухаживать друзьям и «радовать их музыкой, анекдотами и благоуханиями». При некоторых заболеваниях рекомендуются алкогольные напитки, обычно запрещенные. Существенным фактором индийской магии исцеления является вера — шраддха. Даже точно соблюдая предписания, больной не достигнет желаемого результата исцеления без глубокой веры
Квинтэссенцией индийского мышления является Йога. Слово «йога» в переводе с Санскрита означает «соединение», «связь». Путь Йоги через физические и умственные упражнения ведет душу (Дживатман) и сверхдушу (Паратман) к объединению. Техника Йоги в основе своей является системой медитации, имеющей целью научить людей осуществлять контроль над своим телом и чувствами и умению обращаться внутрь себя — к «источнику силы, значения и цели». «Чем глубже мы проникаем в нашу внутреннюю сущность, тем больше приближаемся к странным силам, которые есть в любом человеке, но которыми только некоторые умеют сознательно пользоваться».
Индолог Генрих Циммер (1890-1943) назвал Йогу «прекращением внешнего наблюдения в пользу внутреннего сознания». Йог (так называют практикующих Йогу), принимая одну из традиционных поз, погружается в свой внутренний мир, концентрируется взглядом и пытается успокоить свои мысли. Это состояние соответствует пассивному колдовству, так как при нем выключено мышление. Внимание и воля концентрируется на одной мысли или чем-то сверхъестественном. Йог способен управлять вегетативной нервной системой и даже добиться остановки пульса.
Цель йогов — приближение через концентрацию и созерцание к установленной и желаемой цели. Есть много методов достижения этой цели.
Карма-Йога — это направление действий и мысли на божественное. Бхакти-Йога учит самоотречению, концентрации на божественном. В высшей форме, Джани-Йоге, душа должна, наконец, идентифицироваться с божеством.
Древние ученые, разработавшие методы Йоги, знали очень многое о функциях центральной нервной системы, в особенности о симпатической и нервной системе желудка и легких. Управляющим центром нервной системы является Кундалини, заведующая всеми жизненными функциями. Она является жизненной энергией и точечным воплощением космической силы, создавшей и сохраняющей Вселенную. Таинственная сила Кундалини покоится, возможно, в подсознании. Она пробуждается при полном подавлении чувств и выключении психической активности, восстанавливая связь человека с космосом.
Метод, которому сегодня обучают во многих школах Йоги, является одним из видов пассивных магических действий, который, в конце концов, ведет к овладению оккультными силами. Самовнушение является высшей духовной формой Йоги. При этом йоги применяют все формы магии. Некоторые авторы даже полагают, что черная магия произошла из индийской магии.
Пример воздействия внутренних сил описан в одной из самых примечательных духовных автобиографий этого столетия: «Автобиография йога». Ее автором является Парамаханса Йогананда.
В возрасте восьми лет Йогананда опасно заболел холерой. Его мать сказала ему, что он должен передвигаться духовно (для физического передвижения он был слишком слаб), чтобы поклониться портрету великого йога, который висел на стене комнаты. Как только он сделал это, ему показалось, что комната озарилась светом, и его температура исчезла. Вскоре после этого он поссорился с сестрой из-за мази, которую та использовала для лечения фурункула. Он сказал сестре, что ее фурункул на следующий день увеличится вдвое в размере, и что у него самого появится фурункул на предплечье. Все так и произошло, как он предсказал, а сестра обвинила его в колдовстве.
В другом месте своей книги Йогананда рассказывает о своем посещении йога по имени Пранабананда. Йог сообщил ему, что его друг находится на пути к нему. Точно в предсказанное время друг появился у Йогананды. Йогананда спросил у него, как получилось, что он пришел. Друг объяснил, что на улице к нему подошел Пранабананда и сообщил ему, что Йогананда ожидает его в своей квартире. Затем йог исчез в толпе. Поразило, однако, Йогананду и его друга то обстоятельство, что Пранабананда весь предыдущий день провел вместе с Йоганандой. Значит, Пранабананда отправил на встречу свое астральное тело — спиритуальное второе тело.
В другой главе своей автобиографии Йогананда описывает свое посещение «святого по запахам» йога, который мог воспроизводить все запахи. По просьбе Йогананды он заставил цветок без запаха благоухать, как жасмин. Когда Йогананда вернулся домой, запах жасмина почувствовала и его сестра, так что подозрение о том, что йог внушил Йогананде запах жасмина, отпадает.
Самым невероятным в книге Йогананды является рассказ о смерти и воскрешении Джактесвара, который предсказал свою смерть и умер в точно указанное им время. После своей смерти он появился у Йогананды в его гостиничном номере в Бомбее, и Йогананда настаивал на том, что тот присутствовал там телесно. Прежде чем исчезнуть, Джактесвар подробно объяснил своему ученику, что с этого момента его задача состоит в том, чтобы служить спасителем мира на астральном уровне, или в другом измерении.
Самое простое было бы обвинить Йогананду в религиозном фантазировании. Но большинство из изложенных в книге проявлений удивительных сил описывается и подтверждается в сообщениях авторитетного «Общества психических исследований». Примеры можно было бы продолжать до бесконечности.
Остается открытым вопрос, не восходит ли идея Йоги и ее практическое воплощение из древних представлений, так как у всех народов вера в магическое временами находилась под господствующим влиянием мистических и метафизических элементов, воздействующих на нее. Народы всех стран во все времена различали «естественное» и «сверхъестественное» как два принципиально различных полюса, существующих в действительности. Сверхъестественному приписываются чудеса, предсказания и чары. Более того, считается, что вообще ничто не является естественным, а природа покоится на сверхъестественном. Поэтому люди хорошо понимают друг друга, когда спрашивают: «Это происходит естественным образом или нет?».

(Наследие Магии Индии. Сайт www.elezarascool.anihub.ru.)
(Индия. История Магии. Сайт www.goroskop.su.)

«12. Магические обряды Атхарвавелы. Содержание Атхарваведы указывает на то, что эта «Тайная Книга» брахманов имеет прямое отношение к магии. Миллионы индусов верят в силу заклинаний, собранных в Атхарваведе; брамины знают их наизусть. Пользоваться ими разрешается только посвященным, прошедшим ритуальное очищение. «Четвертая Веда» изначально называлась Брахма-Ведой («книгой для браминов»); в индусской теологии она занимает гораздо более скромное место, нежели три предыдущих. Это отнюдь не означает, что Атхарваведа является учебником по колдовству. Правда, в ней приводятся тексты некоторых проклятий и заклинаний, которые должны обезопасить брахмана от магического воздействия. В Атхарваведе излагаются основы «белой», или узаконенной брахманами магии. Критерием разграничения двух видов оккультного искусства традиционно служит их отношение ко злу. Древнеиндийский философский трактат затрагивает одну из ключевых магических проблем: если заклинание может принести пользу или вред в зависимости от того, с какой целью его используют, следует ли его отнести к «черной» или к «белой» Магии? По мнению составителей Атхарваведы, магия — вполне законный вид искусства, но заниматься ею могут лишь люди «с чистым сердцем». Вот почему на протяжении многих столетий четвертую Веду имели право читать лишь избранные и посвященные маги. Далее мы приводим ряд интересных отрывков из Атхарваведы, демонстрирующих цели и характер магической деятельности ведических брахманов…
13. Обряды индийских жрецов-магов. Пока еще ни один ученый не предпринял сравнительного изучения восточных и западных оккультных знаний, однако мы можем сформулировать основные принципы будущего исследования. Прежде всего, поражает удивительное сходство древнегреческой магии, обрядов иудейских каббалистов и тайных наук ведической Индии. Все эти школы культивировали мистическое отношение к чудесам и магии; их объединяют также обряды очищения, церемониальное облачение, заклинания и аскетизм. Двумя другими неотъемлемыми атрибутами данных оккультных дисциплин служат священное имя Бога, которое можно произносить лишь в особых случаях, и три степени посвящения. Что представляют собой магические школы древней Индии? И каким образом индийские маги достигали своих целей?
Во-первых, необходимо иметь в виду, что Индия, как и любая другая восточная страна, кишит шарлатанами, главная цель которых — добыть себе пропитание обыкновенным мошенничеством или фокусами, иногда довольно изобретательными. Тем не менее, большинство населения верит если не в практическую, то хотя бы в теоретическую магию. Подчеркнем, что люди, посвятившие всю свою жизнь изучению и применению оккультных знаний (например, садху и факиры), проходят крайне строгую и даже суровую подготовительную школу. Совершаемые ими «чудеса» превосходят любые рамки представлений о возможном. Я сам был их очевидцем и тщетно пытался проверить их научным путем.
В целом, индуистский оккультизм основан на вере в то, что власть над всеми земными явлениями можно получить от добрых духов. Ими могут быть души умерших или же существа, лишенные телесной оболочки и управляющие законами природы. (В этом отношении индийские представления сходны с китайскими.) Если, например, вы хотите «внести поправку» в закон гравитации, вам нужно вызвать духа, охраняющего этот закон, и попросить его о помощи. Этот способ считается самым элементарным. С его помощью садху добиваются столь поразительных результатов, что я начинаю подозревать о существовании пока еще не известного на Западе закона природы, который позволяет людям, умеющим его применять, создавать видимость «чудес». Расскажу вам все по порядку: как-то раз я попросил одного уважаемого индийского мага показать мне парочку фокусов. Когда он пришел вечером ко мне домой, из одежды на нем была лишь узкая набедренная повязка, а в руках он держал маленькую трость с семью кольцами — отличительный знак индусских оккультистов. Я решил провести несколько опытов. Сначала, убедившись в том, что колдун не привел с собой помощника и не принес никаких дополнительных приспособлений, я попросил его поднять в воздух мой стул. Маг нахмурил брови и погрузился в глубокую медитацию; затем, с закрытыми глазами, он протянул обе руки к самому большому стулу на веранде. Ровно через десять секунд (я засек время на секундомере) стул поднялся вверх и, слегка развернувшись, буквально повис в воздухе на высоте около пяти футов. Я подошел к нему и потянул вниз за ножку. Стул опустился на пол; но как только я отпустил ножку, он снова взмыл в воздух. Я спросил у колдуна, может ли он поднять меня вместе со стулом. Индиец кивнул. Я снова опустил стул (который словно бы жил теперь собственной жизнью) на пол, сел на него и поднялся в воздух вместе со стулом. Убежденный в том, что нахожусь под воздействием гипноза, я велел магу поднять вверх всю мебель, стоявшую на веранде. Затем я попросил его принести цветы из ближайшего сада — цветы тотчас оказались у меня в руках.
У меня не было при себе фотокамеры, и я был лишен возможности проверить все эти чудеса с помощью научных приборов. Но я не мог поверить, что за всем этим стоит простое внушение. Во-первых, гипнотическое состояние не наступает так быстро, и во-вторых, я был глубоко убежден в реальности происходящего. Я не испытывал никакой зависимости от мага: список просьб был составлен заранее, и мне оставалось лишь называть их все по очереди. Я окончательно отделался от всех подозрений, когда попросил индуса пересказать содержание двух писем, которые я скоро должен получить, и он в точности их воспроизвел. После этого я велел магу немедленно достать мне ружье. Я знал, что ближайшая винтовка находится у моего соседа, который живет в пяти милях отсюда. Ружье моментально оказалось на веранде. На следующее утро, за завтраком, владелец винтовки зашел ко мне забрать ее. Я пришел в такое замешательство, что утратил дар речи. Сосед сказал, что прошлой ночью ему приснилось, будто бы я одолжил у него на время ружье. Два года спустя, когда мы вернулись в Англию, мы сверили свои дневниковые записи, и мой друг все в точности подтвердил. Помилуйте, какой гипноз может длиться целых два года? Колдун не требовал никакой платы или вознаграждения за свои труды. По его словам, он пришел лишь для того, чтобы «показать, какими способностями овладевает человек, искренне следующий путем добродетели».
Если он пользовался гипнозом, то это был гипноз высшего порядка, включавший в себя внушение на расстоянии, телепатию, вызывание сновидений, погружение незнакомца в состояние гипноза в течение десяти секунд, ну и, конечно, возможность предвидения того, что будет сказано в письме. Я представил отчет лишь об одном из множества экспериментов, которые я и мои коллеги провели в течение трех месяцев в Индии. Эти факты позволяют сделать первые общие выводы о магической деятельности садху. Во-первых, мы вынуждены признать, что некоторые индусские маги в самом деле совершают действия, которые можно с полным правом назвать сверхъестественными. Какова природа их силы и откуда они ее черпают? Приходится согласиться с некоторыми западными исследователями в том, что существует некий общий принцип, который берут на вооружение индийские жрецы-маги. Его вполне можно считать оккультным принципом, поскольку словом «оккультный» мы называем все, чего не в силах понять. Возможно также, что мы имеем дело с силами, родственными магнетизму и электричеству, или с их разновидностями, функции которых современная западная наука еще не изучила. Отметим попутно, что наши сведения о природе электричества и магнетизма крайне скудны. Мы знаем, как ими пользоваться и какое действие они оказывают. Но напомним, что люди сталкивались с аналогичными явлениями задолго до того, как они были открыты наукой. Та или иная сила перестает быть «оккультной» лишь в том случае, если человеческий разум берет ее под свой контроль.
С другой стороны, вполне возможно, что когда-нибудь будут созданы машины, способные управлять этой удивительной силой. Судя по моим личным наблюдениям за оккультистами, основным препятствием для беспристрастного научного исследования этой силы служит отсутствие ученых, которые отважились бы пройти долгий и тернистый путь обучения и стать подлинными адептами. Садху утверждают, что получают силу исключительно от духов и что сами по себе они не обладают никакими сверхъестественными способностями, кроме умения концентрироваться. Но мы прекрасно знаем, что человек может считать огонь духом и в то же время использовать его для своих надобностей. Возможно, принцип или сила, используемая индусскими магами, обладает аналогичной, не совсем понятной природой. Что бы ни лежало в основе подобных явлений, нам остается апеллировать к фактам. Представляем на ваш суд описание церемонии посвящения, какую проходят жрецы-брахманы, а также основы их учения, изложенные в магическом трактате «Агрусадапарикшай».
Магические обряды и заклинания из «Агрусадапарикшай». В первой части этой тайной книги индусского оккультизма речь идет об обрядах, которые должны совершать родители ребенка со времени его рождения вплоть до получения им первой степени посвящения. Обучению магическим способностям посвящена третья часть книги; к ней приступают в возрасте двадцати лет, когда юный брахман расстается со своим гуру («учителем») и принимается за индивидуальную работу. Молодой маг получает титул грихастха и ведет аскетическую жизнь, состоящую из ритуалов и табу, заклинаний и поста, молитв и самоотречения. В книге подробно описаны мельчайшие детали будущей жизни адепта, поскольку малейшее упущение может привести к неминуемой задержке в духовном развитии. Грихастха должен спать на полу, на грубой циновке, и вставать затемно. Проснувшись, он первым делом произносит имя Вишну и просит у него помощи и благословения. Затем адепт негромко читает Верховную Формулу: «Вы, Брахма, Вишну, Шива и Дух Духов Семи Сфер, взываю к вам и прошу, чтобы взошла заря». Затем следует заклинание Брахмы: «Брахма, приди ко мне, войди в меня, о Брахма, ты — мой покой и мое благословение. Брахма внутри меня, и я спокоен»…
В основе индусского оккультизма лежит необычное и малопонятное учение об акаше — «жизнедухе» или «духосиле». Коротко говоря (хотя о таких предметах трудно говорить коротко), акаша — это сила, которой пользуются все духи. Более того, это источник всякой силы. Если верить йогам, существует лишь одна субстанция или сила, из которой происходит все остальное. Законы природы, например, закон тяготения или закон жизненного развития человека или растения, подчиняются другим, высшим законам. Эти законы нельзя рассматривать как отдельные, независимые друг от друга явления; они представляют собой всего лишь различные формы акаши. Индусские маги ставят знак равенства между материей и энергией и считают их просто разными аспектами акаши, из которой, в конечном счете, состоят и та, и другая. Последние научные исследования подтвердили эту гипотезу. На одной из ступеней акаша порождает животную жизнь, на другой — определяет движение планет. Одна форма акаши может быть преобразована в другую. Например, чтобы свести на нет силу гравитации, необходимо «зарядить» конкретный предмет более легкой формой акаши. Если вы хотите поднять в воздух груз весом десять тонн, нужно просто изменить тип акаши, из которой состоит данный груз. Коль скоро вы имеете дело со стальным грузом, вам придется «перебросить» «стальную акашу» в какой-нибудь другой предмет. Сторонники атомной теории согласны с тем, что вся материя состоит из одного первичного материала — электромагнитного поля. Но, в отличие от западных ученых, индусы настаивают на том, что эту первоматерию, или акашу, можно изменять не механическими методами, а силой собственного разума. Это утверждение созвучно с арабским философским тезисом о трансмутации металлов. По мнению арабских алхимиков, золото можно получить посредством концентрации зрелого мистического интеллекта. Золото можно сделать практически из чего угодно, но превратить один металл в другой гораздо легче, чем, скажем, сделать золото из дерева».

(Идрис Шах. Магия Востока. / Пер. В.Нугатова.
М. Локид-Миф. 2000г., Локид-Пресс. 2001г. 304 стр.)

«В одном из кинотеатров Калькутты много лет назад я увидел некоторые иллюзионные трюки в исполнении звёзд Голливуда. Волшебник из «Арабских Ночей» переносился из Багдада в Дамаск на ковре-самолете. Переношусь на сорок лет назад. Я сижу в галерее ведущего театра-варьете Калькутты, где выступали многие знаменитые иллюзионисты. Для юноши, зачитывающегося сказками 1001 Ночи, историями Алладина, это было волшебное зрелище. Все мои мысли на сцене. Я страстно желаю обладать этой волшебной силой, и хочу быть иллюзионистом и поражать своих зрителей сверхъестественными способностями, заставляя девушку парить в воздухе, веревку — стоять вертикально или распиливая живую ассистентку на куски.
Я очень рано познакомился с магией — и это была совсем не та магия, которую я демонстрирую сегодня, не волшебство, основанное на ловкости рук, а настоящая Черная Магия. Я искренне верил в колдуний, в приведения, гоблинов, вампиров и чертей. Чего же ещё можно ожидать от мальчика, окруженного суевериями со всех сторон? Из-за привидений я боялся засыпать вечерами. Через несколько лет я понял, что это только выдумки. А ещё позднее я познакомился с современной магией, основанной на ловкости пальцев. Я перенял опыт Гудини носить в кармане колоду карт и другие мелкие предметы и постоянно тренироваться с ними по дороге в школу. И всё это благодаря книге о фокусах, которая стала для меня своеобразной карманной Библией. Эта книга (книга для начинающих) до сих пор лежит на моем столе. Я. пишу эти строки и смотрю на неё, захватанную руками, потрепанную, на мою первую книгу о волшебстве.
Я родился в семье профессиональных иллюзионистов в Восточной Бенгалии. Мои родители не желали, чтобы магия стала моей профессией. И я был прилежным студентом, и, возможно, через какое-то время стал бы служащим или инженером. Я был силён в математике, и мои педагоги пророчили мне инженерную карьеру. Когда я оставил учёбу и стал профессиональным иллюзионистом в 1933г, это был настоящий удар для моих родителей.
Моих родителей можно понять. Несмотря на то, что Индию считают родиной магии, её исполнителями всегда были нищие бродяги — уличные факиры и цыгане, которые никогда не могли стать кумирами публики. Они могли удивить зрителей своими неизменными трюками, полученными в наследство ещё от дедов, но никогда не могли вызвать уважение и почитание.
Изучение магии не было быстрым и лёгким. Я взялся за это серьёзно и всегда старался вносить в трюки какие-то усовершенствования. Литература по современной магии тогда была редкостью, особенно в Индии. В настоящее время книг по иллюзионизму, магии издается очень много, но каждый, кто читал эти «произведения», должен чувствовать необходимость издания действительно интересных и нужных книг. Мне очень повезло в моих изысканиях в области истории магии. Мне доводилось работать в частных коллекциях книг, афиш, программ и манускриптов, относящихся к магии. Я начал проводить исследования Индийской Магии. Мне хотелось найти секреты Индийской Магии, которые были бы новыми для современного мира и могли бы вызвать восхищение. Мои исследования часто кончались неудачами. Старинные манускрипты, книги по Шастра-Йоге, Атхарва-Веда были написаны столь чопорно и запутанно, что найти в них рациональное зерно чрезвычайно сложно. Мне помогали знатоки Санскрита. Я никогда не забуду помощь старого друга — профессора Шастри, нашедшего в Имперской Библиотеке разгадки совершенно необъяснимых трюков. Я должен признаться, что много секретов мне раскрыли индийские йоги, факиры, заклинатели змей и бродячие фокусники. Я получал любую посильную помощь от простого народа, но мои коллеги-фокусники, к великому сожалению, не помогали мне никогда. Я не держу на них обиды за такое отношение. В конце концов, мне ведь удалось добиться всеобщего признания моих заслуг. Они должны понять теперь, что все мои успехи способствовали славе Индии и только этому.
Но я выражаю самую глубокую признательность зарубежным иллюзионистам — и профессионалам и любителям, за их бескорыстную помощь, которую они мне всегда оказывали, делясь самыми сокровенными секретами. Я счастлив тем, что лично знаком со всеми великими фокусниками нашего времени и во всем мире встречал дружбу и взаимопонимание.
Во время своих многочисленных визитов в Америку я познакомился с искусством Блэкстоуна, Гвинна, Кристофера и Мюльголанда, а они до сих пор считаются крупнейшим иллюзионистами США. Мне всегда приятно вспоминать о наших дружеских встречах. Я был гостем семейства Гвиннов, а он общепризнанный крупнейший иллюзионист водевильного плана. За то время, которое я гостил у него, Гвинн поделился со мной многими секретами своего мастерства. Гарри Блекстоун раскрыл мне секреты многих современных иллюзионистских фокусов. Блекстоун по праву считается королем современных иллюзионистов и величайшим сценическим магом Америки. Многие его объяснения секретов трюков сохранились у меня, написанные его собственной рукой.
Я много раз бывал в доме моего доброго друга Мильбоурна Кристофера — этого «Марко Поло магии», и имел доступ к его огромной библиотеке уникальных книг. Впервые мы познакомились с Мильбоурном в Чикаго на конгрессе ИБМ в 1950г., затем вновь встретились в Англии на Золотом Юбилее открытия Магического Круга в Лондоне в 1953г. В 1957г. я по рекомендации Мильбоурна Кристофера принимал участие в еженедельной телевизионной программе в США.
Несколько слов о Мюльголанде. Это крупнейший историк магии. Он был настолько хорошо информирован во всех магических вопросах, что его мнение было непререкаемым для всех иллюзионистов. Джон Мюльголанд был редактором журнала «Сфинкс», редактором раздела «Магия» Британской Энциклопедии и Энциклопедии Комптона. Он известен по своему оригинальному трюку с исчезающей клеткой. Я также демонстрировал этот фокус, но когда я узнал секрет, применяемый Джоном, я сумел оценить насколько он совершенней всего изобретенного ранее. Джон Мюльголанд просил меня никому не разглашать этот секрет. В своем письме в июне 1950г. он мне писал: «Дорогой Соркар! Как я уже говорил Вам, объясняя мой метод, применяемый для исчезновения птицы и клетки, Вы являетесь единственным фокусником мира, с которым я поделился этим секретом. Я сделал это по двум причинам: во-первых, вы — мой добрый друг, во-вторых, я всегда восхищаюсь Вами, как фокусником и человеком. Я знаю, что мой любимый секрет, раскрытый Вам, будет известен лишь Соркару и Мюльголанду».
Когда я вернулся в Индию, то получил письмо от Мюльголанда и Блекстоуна, в котором они заверяют меня в своей дружбе и приглашают вновь посетить. США. Это письмо — один из моих драгоценных сувениров.
В своей коллекции я храню еще одно письмо Джона Мюльголанда, в котором он пишет: «Я имею возможность познакомиться с выступлениями почти всех знаменитых иллюзионистов нашего столетия самых различных национальностей. Я совершенно уверен в том, что Вы относитесь к великим иллюзионистам современности. Ваше обаяние и профессиональная демонстрация просто замечательны, не говоря уже о волшебных трюках, которые Вы показываете. Для иллюзиониста совсем недостаточно удивить аудиторию. Он должен развлечь и восхитить зрителей, что так Вам удается. Мне очень приятно видеть, что для Вас нет мелких деталей в выступлении. Ваше внимание к мелким деталям и дает эту целостность всему представлению. Всё это дает мне право назвать Вас великим артистом!». В кругу иллюзионистов мнение Мюльголанда имеет большой вес, и я привожу его слова с благодарностью и уважением.
Говоря о национальном духе, хочу привести выдержку из книги Френсиса Ирлэнда: «Рассказы о Соркаре начали передаваться из уст в уста в Чикаго после того, как он выступил на Всемирном Конгрессе иллюзионистов в 1950г. Он сразу же приковал к себе всеобщее внимание своим красочным индийским костюмом. В своих туфлях с загнутыми вверх носками он был настоящим волшебником из Арабских сказок. Жители Чикаго плохо разбираются в тонкостях Востока, но один англичанин задал Соркару каверзный вопрос: «Почему Вы носите костюм индийского принца? Ведь Вы не принадлежите к королевской фамилии». Соркар не растерялся: «Вы правы, ответил он, — но я являюсь Принцем Магии».
Индию всегда посещали знаменитые фокусники. На моей памяти бесчисленное количество иностранных иллюзионистов приезжали в нашу страну. Нас посетили Окито, Чанг, Кефало, Николя, Левант, Миррей, Джек Рвинн, Джон Мюльголанд, Данте, Перси Аббот, Макс Малини, и многие другие. А ещё раньше приезжали Говард Турстен, Чунг Линг Су, Гарри Келлер, Гораций Гольдин со своими всемирно известными магическими шоу. Во время войны в Индию приезжало много фокусников из США, Англии и Австралии. Визиты этих иллюзионистов из разных стран, их опыт помогли сформировать многих индийских иллюзионистов. Мы все обогатились, обмениваясь идеями друг с другом. Правильно заметил Др.Тарбелл в своем знаменитом «Курсе Магии»: «Если Вы дадите мне доллар и я вам доллар, то у каждого из нас будет по доллару. Но если мы обменяемся идеями, то у каждого будет по две идеи». Вот почему столь крепка дружба иллюзионистов. Существует международная организация иллюзионистов с центром в США и филиалами, разбросанными по всему миру. Это — Интернациональное Братство Магов, сокращенно МБМ. У него иного отделений, называемых «Кругами». Например, Круг № 23 — Круг Блэкстоуна, № 48 — Круг Николя, № 72 — Круг Джека Гвинна, а № 83 — Круг Протула Чандра Сонара. ИБМ издает ежемесячный журнал «Соединенные Кольца», пожалуй, самый популярный и полезный из всех магических журналов. В 1950-51гг. я избирался вице-президентом ИБМ.
Во время моего визита в Японию Токийский Магический Круг избрал меня почетным членом не японской национальности. Я также являюсь членом Магических обществ Бельгии, Великобритании, Франции, Германии. В 1950г. в Париже я с завязанными глазами ехал на велосипеде по Елисейским Полям и Плас де Опера, там, где максимальное уличное движение. Сейчас я и сам поражаюсь, как мне это удалось. Фотографии и сообщения об этом достижении публиковали газеты многих стран.
Мой вариант «Распиливание женщины» с помощью электрической циркулярной пилы стал в то время сенсацией. Во всяком случае, заметки об этом трюке появились во многих газетах. В 1955г. фотография моего исполнения этого фокуса в парижском Театре д,Этуаль практически одновременно появилась в газетах разных стран. Тогда моя европейская премьера состоялась в этом театре. Десять тонн реквизита и двадцать ассистентов! Это было сенсационное шоу. «Исчезающий слон» — был гвоздём программы. К сожалению, сцена не смогла выдержать вес слона и этот трюк я не показывал. Но во время всех гастролей перед входом в театр стояли два слона.
Мои противники употребили тогда все средства, чтобы сорвать эти гастроли; во время выступлений они разоблачали в зале секреты трюков, публиковали и распространяли картинки с разоблачением «Распиливания женщины», клакеры пытались освистать мои выступления. Некоторые буквально третировали меня и требовали, чтобы я покинул Европу. Мои противники развили такую активность, что я считал, что максимум через неделю никто не придет на наше выступление и нам придется возвратиться в Индию. Но вместо этого публика охотно шла на нашу программу, мы выступали два месяца подряд в одном театре при полностью заполненном зале, поставив рекорд посещаемости большой сценической магии в Париже. Затем мы гастролировали по другим городам Франции, а также в Бельгии и Англии.
Заканчивая воспоминания, я желаю иллюзионистам всех стран объединиться в одном братском союзе. Я надеюсь, что механистический Запад и духовно богатый Восток должны найти общие точки соприкосновения. Сфера мыслей, идей не имеет географических границ и барьеров. Определённые идеи и идеалы присущи каждой стране, также как определённые растения, и составляют её наследие. Так, например, Восток — идеалистичен, Запад — материалистичен, Восток мыслит философски, Запад — научно. В области магии, на мой взгляд, Восток и Запад могут многое почерпнуть друг у друга и взаимно обогатиться. Восточная магия, и особенно магия Индии, делают акцент на духовное, психологическое, тогда гак Западная больше следует «механистическому» направлению. Восточная магия использует самые простые материалы. Западная имеет склонность к внешней привлекательности.
Весь мир стоит сейчас на распутье — контакты и кооперация, объединение и координация. Изоляция приводит к смерти — таков исторический урок. Так давайте же объединим наши усилия на пути к наибольшему сближению нашего искусства. Надо воплотить в жизнь высказывание Махатмы Ганди: «Я не хочу, чтобы мой дом имел со всех сторон стены и чтобы окна его были закрыты. Я хочу, чтобы культуры разных стран свободно входили в мой дом. Но я не хочу быть сбитым с ног ни одной из них».

(Магия Соркара. Обломки и балласт магии. Сайт www.magicinvention.ru.)

* * *