Статья 2.4. Тантра как Древняя Магия. (ч.2).

продолжение

«III. Белая и черная магия, или маг как игрушка для духов. Академическая наука дает следующее определение магии: «Магия (от греч. mageia, лат. magia — волшебство) — действия или обряды, призванные сверхъестественным образом воздействовать на явления природы, животных, человека или духов». Магия существовала всегда. Она является естественным следствием оккультизма, его неотъемлемой частью. Согласно магии, мир причинно обусловлен незыблемыми оккультными законами. Вся вселенная подчинена этим законам, кто познал оккультные законы, тот получил возможность ею управлять. Оккультизм учит: «Разница между Магией и Общим Оккультизмом та, что Магия — наука практическая, тогда как Общий Оккультизм излагает теорию, но желать производить магические опыты, не зная Оккультизма, это тоже, что управлять локомотивом, не будучи знакомым с Механикой». Некоторые оккультные школы, приняв во внимание тот факт, что в целом в обществе остается настороженное отношение к магии, пытаются от нее отречься, например Агни-Йога: «…самая высшая магия ничто перед ликом Огненного Мира. Можно убедиться, что магия может состязаться с силами темными, но Огненные Существа нежданны даже для высшей магии…». Но даже Агни-Йога, несмотря на критику магии, сохраняет магическое мировосприятие, изменяя термины, но не суть. И это неудивительно, ведь «для оккультиста магическое искусство имеет более широкое значение; оно служит не только для подтверждения теорий, относящихся к невидимым мирам, но имеет целью утилизировать эти теории для расширения могущества человека.
Действительно, цель, которую предание приписывает магическому искусству, заключается: «В нахождении точек соприкосновения и связи между человеком и существами, стоящими выше человечества; в открытии законов, управляющих человеческим существом, и в обучении его согласованию своих поступков с волею этих высших существ; и, наконец, в призывании помощи этих последних для выполнения земного назначения человека»… Религиозный характер истинного Оккультизма выступает на практике еще более чем в теории; впрочем, он содержится и в самом определении Оккультизма». Агни-Йога тоже ставит своей целью нахождение связи с существами, «стоящими выше человечества», махатмами. <…>.
Рассмотрим еще некоторые определения магии, которые предлагают сами оккультисты: «Магия — есть применение динамизированной человеческой воли к быстрому развитию живых сил природы». Папюс утверждает, что посредством тренированной воли — он называет ее «динамизированной», — маг воздействует на астральный мир: «магия — это изучение астральных сил и управление ими». Так как физический мир есть отражение астрального, то с помощью тренированной мысли, создавая некие образы в астральном мире, маг может через него воздействовать на физический, так как астральные образы воплощаются в физическом мире. Известный оккультист Мэнли Холл добавляет: «Церемониальная магия есть древнее искусство вызывания и контролирования духов…». Сами маги разделяют магию на два вида: белую и черную. <…>.
Многие маги считают, что их действия не нарушают естественных законов природы, а являются их продолжением: «Проявление магических сил есть проявление сил природных, естественных, но высших относительно обычных процессов Природы… Магия — это наука, глубокое знание оккультных сил Природы и законов вселенной без их нарушения и, следовательно, без насилия над Природой». Однако отнюдь не все маги разделяют подобную точку зрения: «космический порядок может быть нарушен нами только в ничтожных размерах». <…>.
Никакого отношения к академической науке магия не имеет. С точки зрения Христианства, «величайшее зло языческого сознания — «сорвать тайны бытия» и человеку стать на место Бога. Магия и есть эта безумная попытка «революции» против Бога». Причем эта попытка «революции» против Бога заканчивается весьма устрашающими для социума последствиями. Кандидат юридических наук майор милиции С.А.Лукьянов отмечает: «…культово-ритуальные преступления совершаются не только членами определенных религиозных объединений или псевдорелигиозных групп, но и изуверами-одиночками. Субъектами преступлений в данном случае, как правило, являются лица, увлекающиеся магией и оккультизмом»».

(Питанов В.Ю. Грани оккультизма от герметизма
до экстрасенсорики. Сайт www.zagovor.ru.)

«Что такое магия? На данный вопрос нельзя дать четкого ответа — понятие «магия» относится к таким явлениям в нашей жизни, которые сложно описать. Счастье, любовь, магия, чувства, красота — в основе этих понятий лежат проявления Божественного Начала, которое движет всем в нашем мире. Описанию данных понятий посвящены тысячи томов книг, сотни фильмов, в том числе и научных. Самое интересное то, что практически все описания верны.
Магия — это понятие, которому есть тысячи правильных определений. Каждый выбирает близкое себе понятие, ибо нельзя в полной мере выразить суть магии, так как в ее основе лежат некоторые тонкие энергии, не имеющие физических аналогов, даже в виде чернил на бумаге.
Магия — это наука о взаимодействиях тонкого мира с физическим, работа с корнем вещей, а не с их последствиями, это управление мыслями, возможность воздействовать на тонкие миры, подчиняя себе тем самым соответственные события будущего в физическом мире. И, наконец, магия — это ключ к счастью каждого человека, ибо на пути любого есть такие препятствия, которые можно преодолеть только с помощью магии, осознанно, или нет.
Пожалуй, нет на свете ничего более таинственного и неоднозначного. Люди веками ломают копья в надежде докопаться до сути, что есть белая магия и черная магия. Но до сих пор никому не удалось найти именно те слова, которые помогли бы нам разобраться, что это такое. Возможно ли, чтоб все зафиксированные в мировой истории чудеса оказались плодом больного воображения, галлюцинациями, следствием психических расстройств? Или же современная наука, стесняясь своего «волшебного» происхождения, просто отрицает само бытие магии, как подросток, считающий себя прогрессивным, не ставит ни во что родительские взгляды?
Гипотез, доказывающих бытие или небытие магии, столько же, сколько людей, которые когда-либо над этим задумывались. Начнем с того, что ни одна сказка не возникла на пустом месте и ни один писатель, пусть и гениальный, не в состоянии измыслить что-либо, не существующее в принципе. В каждой сказке есть доля истины, просто сказка сглаживает острые углы и опускает утомительные подробности промежуточных действий. Кто из нас не помнит хотя одну сказку, в которой задействованы «живая» и «мертвая» вода? Еще недавно люди считали, что вода не может быть ни «живой», ни «мертвой»: H2O — она и в Африке Н2О, химия есть химия. Но сегодня научно доказано, что вода может впитывать информацию и, сообразуясь с нею, воздействовать на окружающий мир. Грубо говоря, если стакан с водой неделю ругать — можно этой водой отравиться, а если неделю хвалить — можно вылечиться от какой-нибудь болезни.
Еще вчера господа ученые снисходительно посмеивались над манипуляциями народных целителей над банками с водой, а сегодня они приглашают этих целителей к сотрудничеству и скрупулезно изучают содержимое тех самых банок. То, что вчера казалось абсурдным, сегодня — научный факт. По большому счету ни одно абсурдное заявление не является таковым. Человек долго не верил, что земля круглая, а теперь принимает этот акт как данность. Такова природа людей — они не умеют верить сразу, нужны доказательства. Ученые уже признали существование некоторых составляющих магического искусства — гипноза, телепатии, телекинеза, разнообразных психотехник и иже с ними, однако категорически не желают верить в магию вообще. Но если наличествует часть — имеется и целое. Получается, что магия существует, только вот наука еще не нашла способ убедительно доказать ее существование.
Если говорить совсем просто, магия — это изменение окружающего мира при помощи невидимых глазу среднего обывателя сил. Эти силы присутствуют повсюду, на них, как вышивка на канве, и держится мир, они связывают вместе частицы, из которых состоит все материальное, ими пропитаны воздух, вода и огонь, они таятся в самой земле.
Для того чтобы привести эти силы в движение, достаточно одной-единственной мысли, но маг тем и отличается от обычного человека, что знает, к чему приводят неосторожные мысли, слова и эмоции. Но знаете, что нас на самом деле спасает? Только то, что мысли наши — поверхностны, если в них есть разрушительное начало, то задевает оно, прежде всего, нас же самих.
Вопреки бытующему мнению, магия не несет в себе никаких качеств, она не может быть чёрной или белой, она нейтральна. Белая или черная магия — это инструмент, который сам по себе не может быть ни плохим, ни хорошим, ни добрым, ни злым. То или иное качество инструменту придают руки, в которые он попадает, и разум, который заставляет эти руки действовать. Кому-то когда-то пришло в голову, что белый — хорошо, а черный — плохо, это стереотип. Магия — коробка с красками, а что ими будет нарисовано — всецело на совести того, в чьих руках кисть.
Традиция — это свод правил, канонов, ритуалов, это определенная система поведения, а вера — основа любой религии, именно на фундаменте веры и строится церковь, храм — в духовном понимании. С незапамятных времен практикующие магическое искусство считали, что стоят на ступеньку ближе к богам, чем прочие люди, — ведь мир-то был создан при помощи магии. И неважно, что за религию выбрал для себя маг. Неважно, какие имена носят его Высшие силы и какова их биография. Неважно, из какой земли они родом и на каком языке вещали их пророки. Важно лишь наличие веры. Как звучат обращения мага к Высшим силам — несущественно: если есть вера, все они будут услышаны.
Мы живем в магическом пространстве — иначе почему многие из нас чувствуют друг друга, находясь на большом расстоянии, угадывают мысли друг друга, видят одни и те же сны? Чем еще объяснить странную связь между злобным визитером и молоком, скисшим после его ухода?
Исследования в области психологии показали, что подобное не только возможно, но и доступно практически всем, кто обладает развитым воображением. И, разумеется, силой воли — без нее ничему не научишься».

(Что такое магия? Сайт www.help-magic.ru.)

«Как говорил Святитель Николай Сербский, «Отрицать чёрную и белую магию — значит отрицать повседневный опыт духовных людей». История магии корнями уходит ко времени появления человека на земле. Именно тогда человек стал задумываться над теми явлениями, которые происходили с ним и вокруг него. Кто-то стремился изучить эти явления, а кто-то только испытывал страх, когда соприкасался с ними. Именно те, кто хотел изучить, вероятнее всего и явились основателями магических практик.
Со временем магия стала неотъемлемой частью жизни человека, который осознавал свою слабость и зависимость от враждебных сил окружающего мира. История человечества показывает, что нет ни одного народа, где не нашлось бы людей, пытающихся проникнуть в область магического для достижения своих целей. Этнические корни магии весьма глубоки и разнообразны, у некоторых народов магия до сих пор считается религией.
Разные страны и народы относились к магии по-разному. Одни пользовались ее возможностями для общественного блага, другие — преследовали. Например, в Китайских провинциях до последнего времени с помощью магических приемов ловили воров, а маньчжурские шаманы умели на расстоянии внушить тому или иному лицу определенные действия, причём их услугами не раз пользовались даже русские князья и офицеры, дабы получить расположение и внимание со стороны царствующих особ. <…>.
Стремились к магическому знанию многие, но далеко не все. Большинство людей полагали, что излишнее знание, требующее связи с потусторонними силами, будет их обременять и даже может оказаться вредным для мирской и будущей потусторонней жизни. В формировании такого образа мыслей, прежде всего, сказывалось отрицательное отношение церкви к такого рода деятельности.
И в наши дни некоторые магические воздействия являются элементом повседневной жизни. Например, обычай здороваться при встрече есть магическое заклинание на здоровье, процедура чаепития, сопровождающаяся беседой, есть заговор на воде, а поглаживание ребёнка по голове служит снятию накопившейся за день возможной порчи («шляпы») в её наиболее лёгкой форме. Особое и весьма значительное место занимает парфюмерия. Само слово «parfumerie» произошло от «per fumium», что означает воскурение благовоний. Не только духи, но даже применение мыла, крема или шампуня, имеющих ярко выраженный запах, подпадает под категорию бытовой ароматической магии. <…>.
Помимо магии запахов, существуют ещё магия света, магия прически, магия одежды и обуви, магия цветов и камней. Сознательно или неосознанно применяя те или иные магические способы взаимодействия с окружающим миром, человек фактически становится магом, а последствия его поступков определяются теми целями, которые он перед собой ставит. При этом нет и не может быть никаких скидок на возраст или на малозначимость действий, и даже такие внешне безобидные приёмы, как приворот с помощью спелых яблок из собственного сада, расцениваются внешним миром как полноценное магическое воздействие. <…>.
Чтобы лучше понять механизм магических воздействий, необходимо ещё больше конкретизировать физическую модель мира, изложенную ранее. Эта модель мира базируется на философской концепции древнегреческого философа Демоктира и в дальнейшем была дополнена Аристотелем, который ввёл понятие эфира, заполняющего межмолекулярное пространство тел и всё безграничное пространство вселенной. Весьма долгое время эфир был научной абстракцией, но в 1913г. французский математик Эли Картан ввел понятие «торсионное поле», а в 90-х годах ХХ в. был обнаружен «носитель» этих полей, получивший название физического вакуума и фактически оказавшийся тем самым эфиром, существование которого предсказано Аристотелем. Очень скоро выяснилось, что торсионное поле без каких-либо помех проходит через любые тела и распространяется на любые расстояния, что торсионное поле может быть правым и в этом случае оно обладает целительным свойством, или левым и в этом случае оно имеет губительные свойства, и что в противоположность магнитному полю, где притягиваются разноимённые полюса, торсионное поле притягивает к себе поле того же вида, то есть в этом случае подобное притягивает подобное, а излучателем обоих видов полей могут быть живые существа и, прежде всего, человек.
А теперь давайте взглянем ещё раз на уже знакомую нам схему процесса мышления. Определённый объём информации из окружающего мира поступает на органы чувств и на другие органы и части тела человека, но некоторое количество информации, преимущественно в виде торсионных полей, поступает непосредственно в подсознание и оказывает своё влияние на человека с учётом своего направления (правое/левое). Такое воздействие может не осознаваться человеком на сознательном уровне, поскольку оно не затрагивает его органы чувств, но оно оказывает весьма существенное влияние на его жизнь и именно это является основой любой магии.
Для осуществления своих замыслов маг самостоятельно или с помощью необходимых ему усиливающих средств передаёт соответствующую информацию в окружающий мир и при этом в зависимости от целей его мозг выступает в качестве излучателя правого или левого торсионного поля, которое поляризует вакуум в районе головы объекта воздействий, вызывая поляризацию элементарных частиц его головного мозга, и таким образом перепрограммирует индивидуальные инструкции человека, заменяя одни разрушительные инструкции на другие, необходимые для достижения поставленной им цели, поэтому, чем меньше разрушительных мыслей в голове объекта магического воздействия, тем он менее подвержен влиянию магии. Разумеется, какое-то количество негатива может присутствовать в подсознании любого человека и поэтому сильный маг может найти, за что ему зацепиться, но уж так устроен мир… <…>.
Как известно, человек, подсознание которого совершенно свободно от разрушительных инструкций, является абсолютно здоровым и вообще не нуждается в медицинской помощи, но при наличии в его подсознании разрушительных инструкций их влияние может привести к возникновению неприятных для человека ситуаций или болезней. Медицинские способы лечения болезни приводят лишь к тому, что болезнь либо принимает хроническую форму и уходит вглубь, либо переходит с одного органа на другой, либо состояние болезни заменяется неприятной жизненной ситуацией, оставляя органы в повреждённом состоянии».

(Магия. История и сущность магии. 30.04.2009г. Сайт www.s5s.ru.)

«Магия и мифология. С точки зрения магии, миф — это не мертвое наследие прошлых веков, существующее в культуре только как некое развлекательное повествование. Это живая сила, постоянно вызывающая все новые явления, окружающая магию все новыми доказательствами ее могущества. Магия движется в славе прошлой традиции, но она всегда окружена атмосферой постоянно самовозрождающегося мифа. Поток мифических преданий о прошлом постоянно сливается с повествованиями, образующими фольклор данного племени.
— Миф — это не собрание первобытных представлений о началах всего сущего, имеющих чисто философскую подоплеку;
— Миф не является итогом созерцания природы или некоторого рода символическим обобщением ее законов;
— Миф выступает как исторически образовавшееся суждение о некотором событии, само существование которого однажды и навсегда свидетельствовало в пользу какого-либо магического действия.
— Иногда миф оказывается фиксацией магического таинства, ведущего начало первого человека, кому это таинство раскрылось в знаменательном происшествии. Миф повествует, каким образом магическая тайна открылась какому-то роду, племени или клану.
— Миф является гарантией магической тайны, ее родословной, хартией ее прав на сознание людей.
— У каждой веры есть своя мифология, ибо нет веры без чудес, а миф главным образом просто пересказывает некое первоначальное чудо, совершившееся благодаря магии.
— Миф связан с любой формой социальной силы или социальных притязаний на власть (к нему прибегают для обоснования особых привилегий, обязанностей, социальных неравенств, ранговых отличий.
— Функция мифа состоит не в том, чтобы объяснять, а в том, чтобы подтверждать, не удовлетворять любопытство, но придавать уверенность в силе, не плести байки, а связывать между собой смыслы различных верований, относя их к непрерывно текущему потоку событий.
Магия и Наука. 1) Направлены к определенным целям, тесно связанным с человеческой природой, потребностями и стремлениями людей. 2)Подчинены ряду принципов, которые, складываясь в определенную систему, диктуют тот способ действий, какой считается наиболее эффективным. 3) Имеют собственное техническое оформление. 4) Человек из-за совершенной ошибки может погубить весь свой замысел, но может и исправить свою ошибку.
Магия основывается на специфическом опыте особых эмоциональных состояний, в которых человек наблюдает не природу, а самого себя, в которых истина постигается не разумом, а раскрывается в игре чувств, охватывающих человека.
Наука базируется на повседневном универсальном опыте человеческой жизни, на тех победах, которые человек одерживает над природой в борьбе за свое существование и безопасность, на наблюдении, результаты которых находят рациональное оформление.
Магия стоит на вере в то, что человеческая надежда не может не сбыться, желание — не исполниться. В теории магии центральное место занимают ассоциации идей под воздействием желаний. Магическое знание — входит в область сакрального, овладение им требует посвящения в таинства обряда и выполнения табу.
Наука стоит на убеждении в универсальной значимости опыта, практических усилий и разума. В теории познания центральное место отводится логике. Рациональное знание доступно непосвященным.
Рациональное и магическое знания относятся к разным культурным традициям, к различным социальным условиям и типам деятельности.
Магия и религия. 1) Возникают в ситуациях эмоционального стресса: житейский кризис, крушение важнейших замыслов, смерть и посвящение в таинства своего племени, несчастная любовь или неутоленная ненависть. 2) Указывают выходы из таких ситуаций и жизненных тупиков, когда действительность не позволяет человеку найти иной путь, кроме обращения сфере сверхъестественного. 3) Опираются на мифологическую традицию, на атмосферу чудесного ожидания раскрытия своей чудотворной силы. 4) Окружены системой табу и обрядов, которая отличает их действия от того, как ведут себя непосвященные.
Магия выступает как некое практическое искусство, служащее для выполнения действий, каждое из которых является средством достижения определенной цели. Практическое искусство магии обладает определенной техникой исполнения: колдовские заклинания, ритуал и личные способности исполнителя образуют постоянное триединство. Крайне простые верования: вера во власть человека достигать желаемой цели с помощью колдовства и ритуала. Магическая мифология выступает в виде бесконечно повторяющихся рассказов о сверхобычных достижениях первобытных людей. Магия передается из поколения в поколение. Является искусством избранных (колдун, маг, чародей) Практический характер магии направлен на непосредственные и измеримые результаты. Функции магии:
— возможность человека использовать природные силы;
— преимущество человека по сравнению с другими живыми существами, продвижение его дальше всех прочих тварей по пути эволюции;
— ритуализация человеческого оптимизма, поддержание веры в победу надежды над отчаянием.
Религия выступает как система действий, выполнение которых само по себе есть некоторая цель. Единство религии заключается в выполняемой функции и в ценностном значении веры и ритуала. Многообразие сверхъестественного мира как объекта веры: пантеон духов и демонов, благотворные силы тотема, духи-хранители рода и племени, души праотцев, картины будущей загробной жизни. Религиозная мифология сложна, разнообразна, проникнута творчеством. Религиозные мифы сосредоточены вокруг различных догматов и развивают их содержание в космогонических и героических повествованиях, в описаниях деяний богов и полубогов. Религия выступает как всеобщее дело людей, каждый из которых принимает в ней активное и равное участие. Религия обращена к роковым, неотвратимым событиям и сверхъестественным силам и существам и не касается проблем, связанных с человеческим воздействием на окружающий мир.
Функции веры:
— придает устойчивость;
— оформляет и усиливает все ценностно-значимые ментальные установки (уважение к традиции, гармоническое мироощущение, личностная доблесть и уверенность в борьбе с житейскими невзгодами;
— раскрывает первобытному человеку истину в самом широком, практически важном смысле слова.
Вывод: нетрудно видеть грубость и несостоятельность магии. Но не следует забывать, что без ее помощи первобытный человек не смог бы справляться с труднейшими проблемами своей жизни и не мог бы продвинуться к более высоким стадиям культурного развития. Отсюда ясна универсальная распространенность магии в первобытных обществах и исключительность ее могущества. Отсюда понятно неизменное присутствие магии в любой значимой деятельности первобытных людей. Магия должна быть понята нами в ее неразрывной связи с величественной безрассудностью надежды, которая всегда была лучшей школой человеческого характера».

(Б.Малиновский о магии, науке и религии. Сайт www.istorik007.livejournal.com.)

«Магия, колдовство — действия и обряды, совершаемые с целью повлиять сверхъестественным путём на явления природы, животных или человека. Существуют различные классификации магии: лечебная магия, вредоносная магия, любовная или половая магия, промысловая магия, аграрная магия. В научной литературе чаще выделяются следующие типы: контактный, имитативный, инициальный, парциальный, вербальный. (Атеистический словарь).
Магия — наука и искусство вызывать изменения в соответствии с волей. (Алистер Кроули).
Магией называется практическое приложение духовных сил, приобретенное при прохождении различных степеней посвящения. (Жерар Эньос (Папюс)).
Магия — познание начал и путей, при помощи которых всеведение и всемогущество духа, и власть над силами природы могут быть приобретены человеком. (Елена Блаватская).
Магия есть возможность, имеющая очень большую власть, полная возвышенных тайн и заключающая в себе глубочайшее знание вещей наиболее секретных их натуры, их силы, их качества, их действия, их различия и их отношения, благодаря чему она производит свои чудесные эффекты, соединяя и применяя различные свойства существ высших и низших; это — подлинная наука, философия наиболее возвышенная и наиболее таинственная. (Генрих Корнелий Агриппа).
Магия — наука и искусство сочетания системы концепций и методов для построения человеческих эмоций, изменяющая электрохимическое равновесие метаболизма, использующая ассоциативную технику и способы концентрировать и фокусировать энергию, таким образом модулируя передачу энергии человеческим телом обычно для того, чтобы воздействовать на энергию других образцов, одушевленных или неодушевленных, но чаще всего для того, чтобы воздействовать на энергетическую модель личности. (Исаак Боневиц).
Магия — это обряды, связанные с верой в способность человека сверхъестественным путем воздействовать на людей, животных, явления природы, а также на воображаемых духов и богов. (Большая советская энциклопедия).
Маги (лат. magus, греч. magos, от др.-перс. магуш) — жрецы и члены жреческой касты в древнем Западном Иране. У Геродота маги — название одного из мидийских племён. С распространением Зороастризма в Западном Иране маги выступают как его жрецы, признававшие Заратуштру своим пророком (принятие магами Зороастризма различные исследователи датируют от VII в. до конца V — начала IV вв. до н.э.). В ранний Зороастризм маги внесли существенные изменения; зороастрийское учение парфянского и Сасанидского периодов в Иране (III в. до н.э. — VII в. н.э.) восходит к магам. Именно маги сохранили дошедшие до нас части Авесты. Магами назывались также жрецы иранских верований, отличавшихся от Зороастризма и распространённых в Закавказье, Малой Азии и некоторых других странах Востока. В эллинистический период и позднее слово «маги» стало означать волшебников, чародеев, астрологов и т.п., отсюда — Магия. (Большая советская энциклопедия).
Магия — это состояние сознания. Магией является способность осознавать нечто такое, что обычному восприятию не подлежит. (Карлос Кастанеда).
Магия сочетает в единую науку то, что наиболее существенно в философии и то, что вечно и неизменно в религии. (Элифас Лей).
Магия (греч. — волшебство) учение и практика сверхъестественного воздействия на предметный мир, других людей и духов. Классификация магических действий очень разнообразна. По характеру воздействия делится на белую (положительную) и чёрную (вредоносную), по количеству участников — на церемониальную (группа) и ритуальную (один маг), по способу воздействия — на подражательную (по сходству, скажем, уничтожение изображения врага) и на заразительную (по смежности, например, использование части тела или одежды врага) и т.п. (Ф.Р.Додельцев).
(Магия — это Высшая Герметическая наука и Искусство, которой свойственно качество Сокровенности. (Константин Ларнев).
Под магией следует понимать систему вхождения в контакт с духами вещей и управления вещами посредством договора с этими духами». (Е.В.Субботинский).
Магия (гр. Mageia) — чародейство, волшебство, колдовство, пережиток представлений, свойственных первобытному человеку, дикарю; с магией связаны всевозможные суеверия: приметы, гадания, заклинания, «чудеса»; магия является составной частью всех религиозных верований. В средние века различали белую магию, делавшие «чудеса» с помощью «божественных сил» и чёрную магию, прибегавшую к помощи «нечистой силы», дьявола. (Словарь иностранных слов).
Магия — не что иное, как сравнение Земли и Неба. Вот самое точное определение магии — это работа, в которой непрестанно сравнивают Землю и Небо. (Микаэль Айнанхов).
Магия — это изменение ситуаций и событий в соответствии с волей человека, невозможное при применении обычных методов. (Антон Ла Вей).
Волшебство, магия — это просто способ существования некоторых людей и других созданий. (Терри Гудкайнд).
Магия (лат. magia) — колдовство, чародейство, волшебство, обряды, призванные сверхъестественным путем воздействовать на мир. (Философский энциклопедический словарь).
Магия — это технология, доведенная до совершенства. (Альберт Эйнштейн)
Под магией я понимаю глубокое и надежное познание тайн природы, так что, когда становятся известными природа, свойства, скрытые силы, симпатии и антипатии отдельных предметов, то можно вызвать такие действия, которые людям, незнакомым с причинами их, кажутся редкостными и даже чудесными. (Каспар Шотт).
Магия есть очищение мироздания, общества, людей от проявлений зла. (Павел Глоба).
Магия — искусство ментального управления тонким миром, используя его законы. (Авессалом Подводный).
Магия есть творческий процесс внутри материала. (Е.Анопова).
Магия — это высшее проявление профессионализма. (А.Л.Семенцов).
Магия — обряды и ритуальные практики, в основе которых лежит вера в возможность воздействия на сверхъестественные силы и убежденность в непосредственной связи ритуалов, обрядов с желаемым результатом. (Глоссарий.ру: словари по общественным наукам).
Магия (Ars magiсa) — мнимое искусство вызывать посредством таинственных сил сверхъестественные явления, ведет свое начало от халдеев. Наибольшего расцвета Магия достигла в Средние века, когда различали белую (действующую с помощью добрых духов) и черную (с помощью адских сил). Многие явления, приписываемые прежде Магии, получили теперь естественное объяснение, например, гипнотизм, внушение, самовнушение и др. (Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона).
Магия — знание и употребление на деле тайных сил природы, невещественных, вообще не признанных естественными науками. Предполагая в делах этих связи человека с духовным миром, различают белую и черную магию: последняя есть чернокнижие, чародейство, волховство, колдовство, волшебство; знахарство может относиться и к тому, и к другому виду. (Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля). <…>.
«Магия» в переводе значит «усиление». Выполняя некий принцип магии, или правила магии, ты усиливаешь свои возможности в области этого, этого, этого, этого. Это как бы выкристаллизованный закон, правила поведения. Действуя так, ты действуешь правильно и усиливаешь результат — результат своего развития, своего взаимодействия с миром, достижения какого-то результата и так далее. Усиление — это как рычаг: ты давишь немножко, а там — давление большое. (Борис Золотов).
Магия — это мысль, наделенная силой. (Комаp Вячеслав)».

(Что такое магия? Составил Анатолий Семенцов.
10.05.2005г. Сайт www.ktp1984.narod.ru.)

«Основные выводы третьей главы диссертации. Сравнительный анализ магии и других явлений культуры показал:
1. Магия относится не к сфере религии, но к более общей сфере мистики, так как в ее основе лежит не идея сверхъестественного, но лишь вера в таинственные, непостижимые, невидимые и неощутимые для обычного человеческого опыта аспекты мира. Магия — это частный случай мистики, ее оперативная форма, и представляет собой попытку человека использовать свои мистические знания на практике.
2. Магия в ее чистом виде (в узком смысле слова) не является формой религии, но представляет собой разновидность эзотерики (практический оккультизм), хотя магия в широком смысле может рассматриваться как религиозно-мистический феномен, так как включает в себя такие формы, как шаманизм, колдовство, теургию, которые имманентно содержат в себе ключевую для религии идею — идею сверхъестественного. Несмотря на то, что магия в узком смысле слова и религия представляют собой существенно различные феномены культуры, характеризовать область магии как нечто в корне противоположное религии — неверно. При всей своей разности магия и религия — это близкие друг другу явления, так как между ними много общего: обе они относятся, к сфере мистики, объединены единым мистическим мировоззрением и представляют собой практики сакрально-культового характера.
3. Несмотря на известное сходство магии и науки — обе ориентируют человека на самостоятельную активность и объединены общим стремлением к преобразованию окружающего мира; представляют собой попытку получения власти над природой, т.е. попытку управлять ее процессами в интересах человека, и, наконец, стремятся постигать законы природы и внутреннюю сущность явлений — их принципиальное отличие друг от друга не вызывает никаких сомнений. В отличие от науки магия не является познанием в собственном смысле слова, но представляет собой форму постижения бытия, основанную на мистическом ведении. В отличие от науки магия не интересуется естественными причинами явлений и объективными законами природы. Магическое познание всецело ориентировано на постижение мистических, т.е. таинственных, невидимых и неощутимых для обычного опыта аспектов мира (мистических связей, отношений, партиципаций, сил, влияний и т.д.). Таким образом, магическое знание не отвечает основным критериям научности — принципам фальсификации и верификации, а следовательно, магия — не наука. Но магия и не псевдонаука, так как вовсе не основана на ошибке мышления. Магия — самостоятельная, полноценная форма постижения бытия, основанная на мистическом (пралогическом, архаическом, фантастическом) способе мышления и на мистическом ведении.
4. Наиболее радикальное отличие, выявленное нами при сравнительном анализе магии и других явлений культуры — это отличие магии от повседневности. Магия — это сакрально-культовый и эзотерический феномен; сокровенное магическое знание предназначено исключительно для посвященных. Напротив, повседневность — это целиком светский феномен, секулярность в ее чистом виде: обыденный мир — это мир общедоступного, профанно-человеческого; в нем нет ничего подлинно священного; экзотерический феномен. Структурный анализ выявил принципиальное отличие магической и обыденной картин мира, магического и обыденного сознания, магического и повседневного образа жизни. И все же, данные феномены культуры столь сложны, неоднозначны и неоднородны, а их образы в культуре столь красочно многолики, что совершенно противопоставлять их нельзя. Во-первых, грань между магией и повседневностью достаточно условна. Во-вторых, существует известное взаимопереплетение этих феноменов: в магии есть своя рутина, своя, пусть даже магическая, повседневность, а в повседневности человек нередко сталкивается с магическими аспектами мира.
Заключение. Идея сверхъестественного воздействия на природу и связанное с ней представление о безличной магической силе, которые лежат в основе колдовства, не являются имманентно присущими магии в ее чистом виде (в узком смысле слова), а значит, не могут быть положены в основу ее определения. Следовательно, необходимо различать понятия магии и колдовства. Причем, единственно надежным критерием для данного различения является различие по характеру воздействия (ритуально-символическое, оккультное в одном случае и сверхъестественное в другом) так как нельзя признать существенными различия по моральному критерию, по методу воздействия (опосредованное, магическое и непосредственное, колдовское), по степени официальности и элитарности и др. Необходимо также отличать магию в узком и широком смысле слова. Магия в узком смысле слова (в ее чистом виде) — это попытка ритуально-символического воздействия на мир на основе познания тайных (occulta) законов и сил природы, т.е. представляет попытку проникнуть (вмешаться) в тайный («внутренний») ход вещей, по существу является тайноведением. Магия в широком смысле — это попытки идеального (немеханического) воздействия на мир, причем если магия в узком смысле слова не является формой религии, но представляет собой оккультно-эзотерический феномен, разновидность мистики, оперативную мистику (практический оккультизм), то магия в широком смысле может рассматриваться как религиозный феномен, так как включает в себя такие формы, как шаманизм, колдовство, теургию, которые имманентно содержат в себе ключевую для религии идею сверхъестественного.
В ходе исследования магия обнаружила двойственную сущность — единство идеального, на первый взгляд «квазицелесообразного» воздействия на природу и реального психологического воздействия на исполнителя (исполнителей) магического ритуала. Понимание двойственной сущности магии позволяет выделить в ней две стороны — субъективно-психологическую, сакрально-культовую и социокультурную, объективно-практическую и преодолеть ограниченность субъективно-психологического и социокультурного способов объяснения магии.
Таким образом, магия — это не только оккультно-эзотерический, сакрально-культовый феномен, но и социокультурный феномен. Как оккультная сакрально-культовая практика, магия обладает самостоятельной ценностью и смысловой полнотой и представляет собой способ бытия человека в мире, в котором правят невидимые силы и законы. Как социокультурная практика, магия обладает лишь инструментальной эффективностью, является средством для достижения внешних по отношению к ней целей. При этом, если до появления специализированных форм деятельности магия имела в первобытных культурах всеобъемлющий характер, по существу была первобытной технологией деятельности, способом существования, являлась ядром первобытной культуры, то после появления таковых она становится практическим искусством и играет уже вспомогательную роль.
Итак, магия отнюдь не сводится лишь к культовой практике колдовства, но это действительно очень сложное, многогранное, универсальное и уникальное явление, оказавшее огромное влияние на всю культуру в целом, и тесно связанное с другими явлениями культуры, прежде всего — с ритуалом, мифом, наукой, искусством, религией, мистикой, повседневностью. Исследование показало, что корни магии следует искать не только в области индивидуальной психологии или сфере коллективных представлений, но прежде всего в общественной практике, гетерогенной природе человеческого мышления, особенностях человеческого восприятия, природе человеческих эмоций. Вот почему магия отнюдь не является эпифеноменом культуры, практикой, основанной на ошибочной ассоциации идей, способом неадекватного каузального объяснения, пережитком, суеверием, неврозом, анти-, псевдо-, лже- или иллюзорной (квазицелесообразной) деятельностью. Напротив, магия — это фундаментальный элемент культуры, человеческой жизни и человеческого восприятия, а магическое поведение является одной из базовых моделей человеческого поведения. В целом магию можно рассматривать как явление, позитивное и плодотворное в культурном отношении. Следует также признать, что в магии заключен огромный и ценный массив человеческого опыта, жизненной мудрости. Многие древние и новые магические практики, техники, приемы и методы, доказавшие свою практическую эффективность, требуют самого серьезного изучения. Они могут быть критически проанализированы, переосмыслены, переработаны и положены в основу современных психологических методик, т.е. использоваться в качестве мощных и эффективных психотехник в области медицины и психотерапии. Следовательно, магия неискоренима из человеческой практики».

(Черняков Д.И. Феномен магии в культуре. Диссертация.
Ростов-на-Дону. 2001г. 190 стр. Сайт www.dissercat.com.)

«Магия — в это понятие каждый размышляющий вкладывает свой смысл, о Магии рассуждают, её порицают, ею пугают, но к ней прибегают с просьбой о помощи. Все недомолвки порождают страхи — это есть простое проявление недопонимания, нежелание узнать, но если вникнуть в суть, постараться выяснить и открыть для себя, всё, что спрятано за людским осуждением и вместе с тем восхищением, то всё встанет на свои места, так давайте разбираться — что же за понятие такое — Магия?
Магия (лат. magia) — колдовство, чародейство, волшебство, обряды, призванные сверхъестественным путем воздействовать на мир — такое объяснение мы найдём в философском словаре (Философский энциклопедический словарь. М. СЭ. 1983г.). Из теософского словаря (Е.П.Блаватская. Теософский словарь. М. Изд-во «Сфера» Российского Теософского Общества. 1994г.) мы можем почерпнуть следующие сведения для определения понятия магия»: «Магия. «Великая Наука». Магия считалась священной наукой, неотделимой от религии, у самых древних и образованных народов. Магия является наукой общения с божественными, Надземными Силами и управления ими, так же как и власти над силами низших сфер; практическим знанием сокровенных тайн природы. В то же время магия есть нечто сверхъестественное. Маги посредством жреческой теургии способны подниматься к более возвышенным и всемирным сущностям, и к тем, кто утвердился над судьбой». <…>.
Маг (от лат Magician или Magus) — это слово произошло от «магх, маг», на санскрите «магха» — значит великий человек, сведущий в эзотерическом знании. Этот термин, бывший некогда обозначением известности и отличия, теперь полностью лишён своего истинного значения. Такое понятие, как Маг — это синоним всего уважаемого и чтимого для человечества. Маг — это человек, обладающий знанием и мудростью, сейчас же — это понятие унижено до эпитета, относимого к тому, кто является фокусником или же к тому, кто «продал душу дьяволу», — согласно взглядам духовенства и массы суеверных глупцов. Люди привыкли думать, им внушают, что маг — это обязательно злой колдун или чародей.
В Библии о магах рассказывается следующее. «Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока, и говорят: Где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему». (Матф. 2:1-2). Переводчики Нового Завета назвали этих пришельцев из далёких стран «мудрецами» (в английском варианте) или «волхвами» (в русском варианте), но в греческом оригинале Матфей прибегает к слову «маги», что можно установить по греческим оригиналам или по проверенному переводу, дающему в примечаниях греческий термин. В свою очередь, греческое слово «маг» было заимствовано из других языков, его наиболее точное значение — «великий человек». В те древние времена звание «маг» было высокочтимым.
Мир бесконечно сложнее того, что мы можем себе вообразить. Бесконечность мира рождает бесконечное число интерпретаций его, истинных только в своих пределах. Множества любых концепций, будь то наука, искусство или религия, являются конечномерными подпространствами, притягивающими человеческое сознание. Подлинное восприятие Бесконечности возможно только при движении между притягивающими подпространствами. Поэтому человеку, оторвавшемуся от научных концепций и открывшему для себя существование иных миров и осознания этого процесса, для продолжения движения в магическом пространстве Бесконечности необходимо удерживаться в неустойчивом состоянии «между». В экзистенциализме, ведущем философском течении XXI в., такое состояние «между» связывается с ситуациями выбора, в которые попадает человек, и утверждается, что именно в таком состоянии человек способен понять сущность себя, мира и Бога.
Состояние Пути, на мой взгляд, и есть состояние «между». Нельзя позволить себя притянуть ни назад, в науку, ни к другим множествам концепций, например, к эзотерике. Сам по себе человек неминуемо притянется к одному из конечномерных подпространств. Следовательно, необходимо постоянное руководство Учителя Бесконечности, помогающего удерживать своё сознание в промежуточном состоянии.
Прямой Путь — есть иллюзия человеческого интеллекта. Для создания этой иллюзии необходимо наличие отправной точки отсчёта и конечной точки движения в Бесконечности. Всё едино. Всё идёт по кругу, точнее — по спирали, замыкаясь на Самое Себя.
Путь Мага представляет собой труд, но не призыв к изменению современной науки или к исправлению существующей религии, а опыт достижения состояния «между», когда магические эксперименты отрывают от привычных дел и представлений, а сознание пытается понять и объяснить проявления Бесконечности в конечных терминах и моделях.
Магический мир невозможно изучить только на основе громадного числа произведений религиозной или эзотерической литературы. В отличие от науки, где необходимо специальное образование, в магии следование описанным в литературе образцам и концепциям препятствует личному открытию себя в магическом мире и движению по своему Пути. Для достижения понимания и возможности действия нужен личный опыт и собственное открытие в ходе магических экспериментов.
Охарактеризуем место магии в системе человеческого знания. Сразу подчеркнём, что в магию нельзя поверить, поэтому она ни в коем случае не является религией. Основой религии является вера, основой магии — знание. Вера даётся Богом и непосредственно ведёт к Нему. Знания даются Учителями и служат средством облегчения Пути и ускорения движения на основе уже накопленного опыта прохождения этого Пути. Таким образом — Магия помогает нам жить, проходить свой путь, не нуждаясь в чей то помощи, а опираясь на свои знания, рассчитывая на себя.
По своим методам и месту в системе человеческого мировоззрения магия подобна науке.
Различие между магией и наукой состоит в том, что непознаваемое находится вне науки, но внутри магии. Кроме того, современная наука по сравнению с магией опирается на более узкую материалистическую парадигму (парадигма — система явно или неявно принятых аксиом и постулатов, лежащих в основе области знаний), а также принципиально разделяет сознание человека и объектный мир.
Практические методы взаимодействия с духовной реальностью и с нереальностью в магии стыкуются с искусством. Практическая магия по сравнению с искусством характеризуется качественно иной силой воздействия и глубиной проникновения во внутренний мир человека.
Человек создан по образу и подобию Бога. Человеку назначено стать Творцом. Силы преобразования мира неподвластны человеку, но управляются магией. Магия — это наука практического творения. Маг есть действующий Мудрец. Выход в магию находится между наукой и религией.
Магия основана на знании, но знании духовном, знании о сверхчувственном. Магические эксперименты, направленные на изучение сверхъестественного, сами по себе носят научный характер, поэтому их изложение относится по жанру к научной литературе. Магия ведёт к науке будущего, где сознание и материя, субъект и объект, внутренний и внешний мир неразрывны, ибо являются лишь разными сторонами единого целого. <…>.
Магия является чем-то гораздо большим, чем то, что может представить о ней человеческий разум, ибо она включает в себя всё то, что лежит за пределами досягаемости человеческого разума. Для одних она — чудеса, для других — глубинное постижение своего «Я», для третьих — выявление тайных закономерностей Вселенских причинных связей, для четвёртых — нечто другое, но магия включает в себя и первое, и второе, и третье, и четвёртое, а также бесконечное множество того, что лежит за миром человеческих пониманий и интуитивных предвидений.
Магия включает человека, как частный случай Бесконечности, ибо Магия принадлежит Бесконечности, а Бесконечность являет себя посредством Магии. Магия — нерушима в своей Абсолютности, однако Бесконечна в переливах отдельных граней — качеств. Видеть «весь Кристалл» целиком не дано даже Учителям, но Учителя познают и управляют отсветами отдельных граней.
Магия сама охраняет свои Тайны и решает, что можно «сообщить» о Себе самой.
Нет ни одного письменного истинного источника, который бы подошёл вплотную к определению и описанию Магии. Магия не делится на составные части, не различается на цвета, ни как — либо ещё. Магия есть, либо её нет. Нет — значит, не смотря на её присутствие «всюду и нигде», её не существует в восприятии взыскующего, ибо его восприятие наполнено лишь искажёнными общими представлениями и больными проекциями собственного подсознания. Магию можно лишь разделить по уровню восприятия Магии».

(Магия — что это, как понятие? Как стать Магом? Сайт www.astromargo.ru.)

«Содержание диссертации.
1 Проблема соотношения магии и религии в истории культуры.
1.1. Концептуальные основания исследования сущности магии.
1.2. Генезис магии как культурно-религиозного феномена.
1.3. Магия и религия: единство и различия.
2. Феномен магии в современной культуре.
2.1. Магия в структуре эзотерической культуры.
2.2. Традиции магии в современной культуре.
2.3. Функционирование магии в культуре современного общества.
Заключение.
Введение к работе. Актуальность исследования. В современную эпоху — эпоху глобализации, технотронного общества и триумфального шествия рационализма — интерес к истокам культуры и феноменам архаической жизнедеятельности не угасает, а, напротив, усиливается. Это связано со значительными социокультурными изменениями: разрушаются прежние системы ценностей, формируется глобальное информационное пространство, растет социальное и политическое напряжение. В связи с этим все больше людей начинают рассматривать свое бытие не только в координатах прагматического мироощущения, они стремятся найти жизненные ориентиры в духовной сфере и даже в виртуальной реальности. Такое мироощущение предполагает существование сил, проявляющихся за пределами физических констант, носящих иррациональный характер, не поддающихся экспериментальной проверке.
Для современного человека, живущего в период глубоких общественных и личных потрясений, проблема реального выживания и обретения внутренней психологической устойчивости в катастрофическом мире становится особенно важной. Традиционные религии, выполняющие креативные функции, не в состоянии полностью удовлетворить потребности людей в духовном спасении, и магия как культурно-религиозный феномен, и как форма эзотерической культуры, отражающая сложные и неоднозначные поиски современного человека в сфере духовной самоидентификации, берет на себя ряд их функций.
В настоящее время научное сообщество проявляет интерес к исследованию магии как к важнейшему элементу современной массовой культуры и, более того, важнейшей составляющей русской национальной культуры. <…>.
Современная магия, опираясь на древние традиции, обращается и к новым научным технологиям. В условиях глубокого духовного кризиса многие элементы культуры оказываются под воздействием магии, изменяя свои духовные основания, вплоть до превращения их в свои противоположности. Обращение к проблеме магии как культурно-религиозному феномену также обусловлено необходимостью осмысления тенденций его эволюции в современном обществе, ценностных оснований, структурных элементов, специфики функционирования, магических практик и их влияния на формирование массового и индивидуального сознания.
Подобные явления актуализируют необходимость исследования магии как культурно-религиозного феномена, выявления его места и роли в современной культуре.
Степень научной разработанности проблемы. Изучение магии имеет достаточно длинную историю. Но если говорить о систематическом исследовании этого феномена, то комплексное научное рассмотрение магии началось сравнительно недавно. Как культурно-религиозный феномен она привлекла внимание западного религиоведения и социальной антропологии в последней четверти XIX в. Исследование магии начинались с накопления эмпирического материала: с описания магических приемов, обрядов и их классификации (Ван Геннеп, Б.Арнольд, Л.Юрбон). Новым аналитическим этапом в изучении магии было выявление ее социальных функций (Э.Дюркгейм, Э.Эванс-Причард). Ближе всех к пониманию социально-культурной значимости функции магии подошел Б.Малиновский. Основная функция магии названа им «культурной». По его мнению, она заключается в формировании человеческого оптимизма, в усилении веры в победу надежды над страхом.
Благодаря усилиям западных этнографов, религиоведов, антропологов и социологов к настоящему времени имеется достаточное количество зарубежных исследований по данной теме. Наибольшую известность получили труды К.Леви-Стросса, Л.Моргана, М.Мосса, Э.Тэйлора, Дж.Фрезера, ныне уже ставшие классическими. В России изучением магии занимались выдающиеся фольклористы, этнографы, историки, философы: А.Н.Афанасьев, В.Басилов, В.Богораз, А.Ветухов, В.Вербицкий, Г.П.Дурасов, ДК.Зеленин, Е.Г.Катаров, И.А.Кремлева, Т.Д.Листова, Л.Н.Майков, Н.Познанский, В.Я.Пропп, Л.В.Черепнин.
Проблему магии с позиций религиоведения рассматривали специалисты в области теории и истории религии (Ю.Ф.Борунков, И.А.Крывелев, Т.И.Касавин, Б.А.Лобовик, Б.И.Пружинин и др.). Ряд трудов посвящен определению границ между религией и магией, и месту магии в структуре мифологии (С.Ф.Анисимов, Ф.Ю.Бородин, С.Н.Давиденков, В.И.Емелях, А.Ф.Лосев, В.А.Руднев и др.). В последние годы интерес к данному феномену проявлен представителями естествознания (В.И.Аршинов, Л.Болдырева, А.П.Дубров, Ю.Л.Климонтович, Ю.В.Сачков).
В настоящее время среди отечественных исследований имеется незначительное количество работ, посвященных анализу сущности магии и ее структуры: «Магия как социокультурный, феномен» СЕ.Гречишникова, «Мистицизм в современной молодежной среде: социально-философский анализ» С.Н.Волкова, «Мистицизм как социальный феномен» Л.А.Бессоновой. Следует отметить работу А.Ю.Григоренко «Разноликая магия». Среди последних исследований феномена магии в культуре — это произведение М.А.Маркова «Магия как бинарная система и ее влияние на процесс формирования мировоззрения современного человека», которое обращено более к гносеологическим аспектам магии.
Значительное место в изучении магии занимают труды, посвященные исследованию религиозного сознания и мистической духовной традиции (Н.С.Капустин, Л.Н.Митрохин, В.Л.Рабинович, С.Л.Рубинштейн, С.А.Токарев), а также работы В.Я.Режабека по мифологическому мышлению. Необходимо отметить также исследования Т.Куна, И.Лакатоса, К.Поппера, П.Фейерабенда, Дж.Холтона. Эти авторы рассматривают проблемы вненаучного знания в историческом контексте науки и указывают на существование многообразных видов знания (одним из них является магия) и различных типов рациональности.
В российской философии эта проблема рассматривается в многочисленных работах таких философов, как Н.И.Автомонова, П.П.Гайденко, Т.Г.Лешкевич, М.К.Мамардашвили, Л.А.Мирская, В.Н.Порус, В.П.Филатов. Представители данного направления, определяя формы вненаучного знания, указывают на ее важнейшую форму — эзотерическую культуру. Структура эзотерической культуры, ее система изучалась по трудам Жерара Анкосса (Папюса), Ю.В.Курносова, В.Кроу, В.Н.Назарова, B.C.Соловьева, Ж.Тондрио, М.И.Шахновича, В.А.Хршановского, Д.Ханта.
Несмотря на определенный прорыв в изучении магии в последние десятилетия, до сих пор существует круг вопросов, остающихся за границами внимания отечественных исследователей. К их числу относится взаимоотношение магии и религии в истории культуры, определение места магии в современной культуре, ее функционирование и своеобразие. В связи с этим возникает необходимость в дальнейшем комплексном изучении вышеназванного феномена в современном социокультурном пространстве.
Предметом исследования является магия как феномен религиозной культуры. Цель исследования состоит в анализе культурно-религиозного феномена магии, определении его места, роли и функционирования в современной культуре. Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих исследовательских задач:
— выявить основные теоретико-методологические подходы в изучении сущности магии;
— раскрыть генезис магии как культурно-религиозного феномена на основе исследования взаимоотношения религии и магии в истории культуры;
— обозначить границы магии в структуре эзотерической культуры;
— проанализировать виды и традиции магии в контексте социокультурного опыта;
— определить специфику магии и ее функционирование в современной
культуре. <…>.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в целостном культурно-философском анализе феномена магии, определении ее специфического функционирования в современной культуре. В связи с этим в диссертации:
— выявлены и структурированы теоретико-методологические подходы к определению магии как культурно-религиозного феномена;
— показано, что магия, возникнув в первобытной культуре, одновременно являясь формой мифологического сознания и древнейшей формой религии, на протяжении всей истории культуры находится с последней в диалектическом взаимодействии;
— доказано, что магия входит в структуру эзотерической культуры и присутствует во всех видах классического оккультизма, а в праксиологическом аспекте присутствует во всех современных религиях;
— проявлены специфические особенности магии и ее функционирования в современной культуре.
Основные положения, выносимые на защиту. 1. В диссертационном исследовании показано, что анализ феномена магии приводит к структурированию ее концепций на основе классификации гуманитарных знаний и выделению соответствующих подходов в культуре при изучении данного феномена: философско-культурологическая школа (психолого-аналитическая, функциональная, структуралистская, философско-антропологическая, диалектико-материалистическая и т.д.); социологическая, психологическая и эзотерическая. Специфика магии как культурно-религиозного феномена наиболее полно может быть представлена на основе комбинации различных подходов и методов анализа.
2. На уровне культурфилософских обобщений магию необходимо определять в рамках более широкого культурно-религиозного контекста. На наш взгляд, магия — исторически обусловленный способ духовно-практического освоения действительности, основанный на вере в возможность сверхъестественного воздействия на объекты окружающего мира со стороны человека, овладевшего эзотерическими знаниями.
Определено, что исторический возраст и повсеместное распространение магии как культурно-религиозного феномена бесспорны: возникнув в условиях синкретизма первобытной культуры, она выступает одновременно древнейшей формой мифологии и религии. Поэтому противостояние религии и магии представляется искусственно усложненным. Оба феномена имели единые гносеологические, социальные и психологические предпосылки возникновения, основывались на вере в существование сверхъестественных сил и признании их главенствующей роли в мировоззрении и жизни людей. С эпохи «осевого времени», по К.Ясперсу, (возникновение великих религиозных систем: Буддизм, Ислам, Христианство) происходит расхождение магии и религии в разные сферы духовной жизни. Далее их взаимоотношения строятся на основе диалектического взаимодействия.
3. В диссертационном исследовании показано, что эзотерическая культура — древнейшая и неотъемлемая часть общей культуры человечества, ее мистическая составляющая, поэтому она выступает как основа вненациональной, духовной традиции. Структурная модель эзотерической культуры включает эзотерические традиции, традиционные формы эзотерического знания (сакральные науки) — астрологию, алхимию, магию и оккультизм как особый тип эзотерического знания, включающий теософию и антропософию.
Магия, относясь к традиционным формам эзотерики, связана с изначальными традициями, а ее элементы присутствуют практически во всех видах классического и современного оккультизма.
Эволюция магии как традиционной формы эзотерического знания постепенно популяризируется и ныне приобретает не только элитарный (сакральный) характер, но и становится частью массовой культуры, основанной, в первую очередь, на психопрактике.
4. В диссертационном исследовании определено, что массовое распространение магии в современной российской культуре связано, во-первых, с ее особой активностью в эпоху кризиса и общественных потрясений, т.к. человеку представляется возможным решение проблем только при помощи сверхъестественных сил; во-вторых, разрушение православного ядра русской национальной культуры позволило магии взять на себя часть ее функций: «утешительную», идеологическую, объяснительную и регулятивную. В-третьих, по-прежнему магические действия лежат в основе культовой практики всех современных религий; в-четвертых, духовный мир человека невозможен без таинственного, сакрального, без традиционных форм эзотеризма, к которым относится магия. Отсюда закономерно, что магия остается не только частью элитарной, эзотерической культуры, но и пронизывает массовую культуру, т.к. последняя, характеризующаяся динамичностью, диверсификацией (стилистическим плюрализмом), конформизмом, вместе с тем является и «питательной средой» для шарлатанов, именуемых себя «магами» и «ясновидящими». <…>.
Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, 6 параграфов, заключения и библиографии.
Концептуальные основания исследования сущности магии. Культура, по мнению отечественного ученого-религиоведа Н.С.Капустина, «включает в себя науку, религию и магию, следовательно, мы обязаны осветить такой феномен, как магия, с оккультной стороны, философской и со стороны научных знаний. Изучение магии позволяет обозначить этот феномен, прежде всего как нечто таинственное, отличающееся от обычного мира идей и форм. При этом сфера тайного не является актом веры, обнаруживающим себя в религии, и не означает нечто недоступное рациональному познанию».
Исследование сущности магии потребует от нас значительной аналитической работы для раскрытия ее сущности на темпоральном уровне. В первую очередь предпримем попытки рассмотреть магию глазами ее адептов. В свое время, Агриппа Неттесхеймский, не только исследовал магию в рамках оккультной традиции, но одним из первых попытался подытожить теоретические сведения о ней. Целью Агриппы было обоснование необходимости превращения магии в науку. На основе синтеза всех оккультно-магических учений этот автор стремился найти те сверхъестественные тайные силы, которые связывают в единое целое все элементы Вселенной. Эти силы Агриппа назвал «симпатии» и «антипатии». Магия, превращенная в подлинную науку, должна была, по замыслу Агриппы, стать средством овладения скрытыми силами природы. «Свойства, получаемые вещами от мировой души, посредством звездных лучей, могут быть найдены лишь путем догадки и опыта. Тот, кто хочет исследовать, должен, прежде всего, знать, что всякая вещь тяготеет к себе подобной и всем своим существом притягивает к себе подобную. Все вещи богаты известными свойствами и качествами, например, теплотой, холодом, смелостью, страхом, печалью, гневом, любовью или какой иной страстью или силой — все эти вещи сильно тяготеют к вещам с подобными же свойствами и вызывают в них подобные же силы». Это взаимное согласование древние греки называли «симпатией». Закон симпатии и антипатии имел значение и в философии неоплатоников. Агриппой он был введен в ранг всеобщего закона природы и более двух столетий служил объяснительной моделью всех явлений. Понимаемая таким образом магия получила название «натуральной философии», в рамках которой человек есть микрокосм, и заключает в себе все числа, меры, веса, движения и элементы. Мир называется макрокосм. Руководящей идеей становится мысль, что все однородное находится в условиях взаимного обмена, высшее господствует над низшим, но и низшее может действовать обратно и привлечь к себе силы высшего. Поэтому магические операции основываются на действии единого всеобъемлющего закона природы, на целесообразном приложении сил природы. Магия основывается уже не на «несанкционированных культурой операциях», исполняемых с помощью духов, но на целенаправленном использовании человеком Закона Подобия. В этом суть учения Агриппы, который хотел, чтобы магов считали не чернокнижниками, а носителями «высочайшей и священнейшей науки». <…>.
Известный эзотерик А.Кроули в своей работе «Магия в теории и на практике» определял ее следующим образом: «магия — это наука и искусство вызывать изменения, совершающиеся в соответствии с желанием». Магия, по мнению А.Кроули, опирается на все существующие знания, а также и на современные научные знания. Это «определенная система описания и взаимодействия с миром, и поэтому магический язык — не более чем удобная система классификации, позволяющая магу фиксировать свой опыт по мере его приобретения». <…>.
Таким образом, магия в понимании А.Кроули — это учение о законах и принципах любого волевого действия. При этом он пытается объяснить, почему современный человек является магом скорее в потенции, чем в действительности. Проблема заключается в неумении реализовывать свое желание. Поэтому, согласно А.Кроули для того, чтобы вызвать какое-либо изменение, т.е. фактически стать магом, необходимо, прежде всего, выяснить количественные и качественные характеристики условий, необходимых для данного изменения».

(Ермолина Ю.В. Магия как культурно-религиозный феномен.
Диссертация. Тульский государственный педагогический университет
им. Л.Н.Толстого. Орел. 2009г. 155 стр. Сайт www.dslib.net.)

* * *

N 36. 01.08.14г.

продолжение см. в статье 2.4. Тантра как Древняя Магия. (ч.3, ч.4, ч.5, ч.6, ч.7, ч.8).