Статья 2.4. Тантра как Древняя Магия. (ч.2).

«Сегодня феномен Магии, пожалуй, один из самых сложных и запутанных. Дать ответы на многие вопросы, поставленные наукой за долгие века познания, при современном уровне знаний, к сожалению не всегда возможно. К нерешенным пока вопросам относится и феномен Магии. <…>. В последние десятилетия во всем мире пробудился повышенный интерес к Магии, магическим ритуалам и приметам. Новые перспективы ее изучения и применения открылись благодаря применению достижений в области физики, химии, биологии, психологии, медицины, а также изучению поведения человека в экстремальный условиях. Рост интереса к вопросам Магии во многом объясняется и новым осмыслением самого феномена Магии, ее аспектов, которые относили к области фантазии, мистики, но которые, тем не менее, существовали в действительности и давали поразительные результаты» (см. В.Малиновский. Магия и Религия. Сайт www.xreferat.ru.).
«Для того чтобы понять, что такое магия, необходимо изучить не только ее происхождение, а также сопоставить ее с другими важными аспектами. <…>. Вопрос существования магии является очень сложным и спорным. <…>. Именно магия легла в основу всех существующих религий. Интерес к магии как культурной традиции, вполне обоснован. <…>. Актуальность темы существует и существовала на протяжений всей человеческой истории, и надо полагать не в связи со сложностью нахождения ответа, а в отсутствии единого верного и правильного мнения» (Кузнецов С.Р. Магия в мировой культуре: история и современность. Сайт www.revolution.allbest.ru.).
«Магия отнюдь не является эпифеноменом культуры, практикой, основанной на ошибочной ассоциации идей, способом неадекватного каузального объяснения, пережитком, суеверием, неврозом, анти-, псевдо-, лже- или иллюзорной (квазицелесообразной) деятельностью. Напротив, магия — это фундаментальный элемент культуры, человеческой жизни и человеческого восприятия, а магическое поведение является одной из базовых моделей человеческого поведения. <…>. В магии заключен огромный и ценный массив человеческого опыта, жизненной мудрости. Многие древние и новые магические практики, техники, приемы и методы, доказавшие свою практическую эффективность, требуют самого серьезного изучения» (см. Черняков Д.И. Феномен магии в культуре. Диссертация. Ростов-на-Дону. 2001г. 190 стр. Сайт www.dissercat.com.)

* * *

4. ЧТО ТАКОЕ МАГИЯ?

Прежде чем рассмотреть различные определения и толкования такого понятия как магия, обратим внимание на некоторые ответы, которые были даны на вопрос на сайте www.otvet.mail.ru, который был сформулирован следующим образом: «Расскажите, кому не лень, всё, что из себя представляет магия? Который год пытаюсь вникнуть, всё ни как».

«1. Магия — это проявление неизвестных пока законов природы, которые наука не может объяснить. Наука занимается периодическими событиями и поэтому объяснить проявление большинства магических способностей не в состоянии и никогда не сможет, если не изменится качественно. Каждая наука произошла от того или иного раздела магии, но часть разделов так и не стала наукой. Поэтому магия гораздо обширнее, чем все науки вместе взятые.
Проявлениями магии является телекинез, телепортация, левитация и т.д. и т.п.
Магия — лишь средство достижения какой-либо цели. Она не имеет цвета. Все зависит от цели и от человека, использующего магию. Сама магия не более опасна, чем обычный нож.
Но так как большинству обязательно нужен цвет — то считайте магию серой. Этот цвет включает все остальные цвета. <…>.
2. Я привыкла называть это не Магией, а Волшебством. Волшебство присуще каждому. <…>.
3. Колдовство.
4. Магия…. это прикольно)).
5. Это вера!!!
6. Магия — грех перед Богом.
7. Я бы ответила одним словом — ВОЛШЕБСТВО!!!!
8. Шарлатанство.
9. Полагаю, магия — это использование неизвестных нам сил в известных нам целях.
Магией можно назвать и кибернетику, поскольку природа электромагнетизма нам досконально не известна, но весь вопрос в степени. <…>.
10. За время существования магии возникло очень много определений магии. Да и сама магия, в свою очередь, бывает очень разной. Одно из самых распространенных определений магии дал Алистер Кроули: «Магия – это наука и искусство вызывать изменения в соответствии с Волей, используя методы, не признаваемые современной наукой». Хотя лично мы считаем это определение не совсем верным. Магия — это своеобразная философия. В магии используются совершенно нормальные физические законы. Некоторое время из магии делали некий культ таинственного и непонятного, недоступного многим. Это породило множество сказок и ложных течений. <…>.
В настоящее время принято мнение, что то, чем называется магия, по ряду причин неизвестна современному большинству людей. Они уверены, что магия — это сверхъестественное колдовство, доступное только людям с паранормальными способностями, или же, что это полнейшая выдумка. <…>.
11. Магия — это путь духовного развития. Позволяет воспринимать мир намного ярче, насыщеннее, полнее.
12. Это сила для избранных.
13. Магия — это природная сущность и она повсюду и везде, а также можно сказать — это образ жизни, высшее духовное развитие и не только. Если рассматривать магию как процесс, то это воздействие посредством мысли.
14. Магия — это магия».

(Что такое магия? Сайт www.otvet.mail.ru.)

«<…>. Для чего я рассказал так подробно о своей жизни в магии? Просто очень сердце болит, когда вижу людей, идущих по этому обманному пути. Весь этот мир состоит из ловушек. Бесы нас окружают постоянно. Как пираньи в ожидании добычи. И как только появляется повод, они набрасываются на человека и губят человеческую душу. Чем больше у людей привязанностей, привычек, тем легче им управлять людьми. Занимаемся пустословием, смотрим телевизор — эти моменты лучше всего для них. Неосознанность нашей жизни дает им власть над нами».

(Магия и колдовство — это безумие. Исповедь бывшего мага. Сайт www.zagovor.ru.)

 

4.1. СЛОВАРИ И ЭНЦИКЛОПЕДИИ.

«Магия (греч. magia — чародейство) представляет собой систему ритуальных действий, призванных реализовать достижение реальных целей сверхъестественными средствами, и основана на вере в наличие сверхъестественной, пронизывающей весь мир сущности, посредством которой возможна трансляция воздействия от части к целому, от изображения к предмету, от имени к носителю и т.п.».

(Новейший философский словарь. / Сост.
А.А.Грицанов. Мн. Изд. В.М.Скакун. 1998г.)

«Магия — искусство волшебных воздействий через обращение к высшим силам. Маг — специалист по магическим (волшебным) воздействиям. Как правило, маги заняты возвращением здоровья и любви. Магия обычно более распространена в ситуации социальной нестабильности, среди людей с невысокой культурой и достаточным досугом, с инфантильными чертами личности. <…>.
Эффективна ли магия? Да, в руках специалиста — эффективна. <…>.
Кто верит в магию? Все люди в своем развитии проходят три стадии: сначала они верят в Деда Мороза, потом они не верят в Деда Мороза, но верят в Бога, а позже сами становятся Дедом Морозом…
Изначально в магию верят обычно те же, кто верит в халяву и надеется на удачу: люди жизненно неустроенные и с инфантильными установками. Дело в том, что добиваться результата (любви, здоровья, успеха) — часто непросто и неинтересно. Быстро заплатить толику денег за тот же эффект — очень соблазнительно.
Повзрослев, поумнев и столкнувшись с дешевым надувательством бытовой магии, люди обычно начинают относиться к ней достаточно негативно: не только не верят категорически сами, но начинают активно заниматься разоблачением мошенников. <…>.
Магия — это прекрасно. Магия — это то, что делает мир волшебным. А мы любим, когда мир — сияющий и волшебный!».

(Энциклопедия практической психологии. Психологос. Сайт www.psychologos.ru.)

«Магия (лат. magia, от греч. mag?ia) — колдовство, чародейство, волшебство, обряды, связанные с верой в способность человека сверхъестественным путём воздействовать на людей, животных, явления природы, а также на воображаемых духов и богов. Магия, как и другие явления первобытной религии, возникла в древнейшую эпоху, когда человек был бессилен в борьбе с природой. Магические обряды, распространённые у всех народов мира, чрезвычайно разнообразны. <…>. Нередко магические обряды сочетают в себе несколько видов магических приёмов, в том числе заклинание (заговор). Происхождение каждого из видов Магии тесно связано с конкретными условиями практической деятельности людей. В классовом обществе магические обряды отступают на второй план перед более сложными формами религии, с молитвами и умилостивительным культом высших богов. Однако и здесь Магия сохраняется как важная составная часть многих обрядов всякой религии, не исключая и самых сложных — Христианства, Ислама, Буддизма и др. <…>.
Магическое восприятие мира, в частности представление о всеобщем подобии и взаимодействии всех вещей, легло в основу древнейших натурфилософских учений и разнообразных «тайных наук», получивших распространение в позднеантичную и средневековую эпоху (например, алхимия, астрология и др.). Зачатки опытного естествознания в это время развивались ещё, в значительной мере, в тесной связи с Магией, что находит отражение во многих работах учёных эпохи Возрождения».

(Большая Советская Энциклопедия. 1969-1978гг.)

«Значение слова «магия» по Ефремовой: Магия — 1. Совокупность приемов и обрядов, связанных с верой в способность человека (колдуна, мага) с помощью сверхъестественных сил воздействовать на природу, людей, животных; колдовство, волшебство, чародейство. 2. перен. Необыкновенная сила воздействия на кого-л. // Притягательная, покоряющая сила; очарование.
Значение слова «магия» по Ожегову: Магия — Совокупность обрядовых действий и слов, якобы обладающих чудодейственными свойствами и способных влиять на сверхъестественные силы.
Значение слова «магия» в Энциклопедическом словаре: Магия — (от греч. mageia) (колдовство, волшебство) — обряды, связанные с верой в сверхъестественную способность человека (колдуна, мага) воздействовать на людей и явления природы. Магия возникла в первобытном обществе и стала элементом обрядов.
Значение слова «магия» по Религиозному словарю: Магия — по одним толкованиям — нефизические, сверхъестественные способы воздействия на людей, предметы и явления природы; по другим, связанным с постметафизическими учениями — непознаваемые на современном уровне развития науки способы такого воздействия. Магия неотделима от образа мага, колдуна. Магия возникла в первобытном обществе и вошла во многие религии и обряды. Существуют культы, делающие основной акцент исключительно на магии. Такие культы объединены общим названием брухерия.
Значение слова «магия» по словарю Ушакова: Магия (греч. mageia) — наиболее грубая, первобытная форма религии, колдовство, система определенных действий и слов, посредством которых, по представлениям древних и народов с примитивной культурой, можно подчинить себе так называемые сверхъестественные силы и с их помощью вызвать чудесные явления.
Значение слова «магия» по словарю Даля: Магия — знание и употребление на деле тайных сил природы, невещественных, вообще не признанных естественными науками. Предполагая в делах этих связи человека с духовным миром, различают белую и черную магию: последняя есть чернокнижие, чародейство, волховство, колдовство, волшебство; знахарство может относиться и к тому, и к другому виду».

(Магия. Сайт www.tolkslovar.ru.)

«Магия (лат. magia, от древнегреч. magos, «маг»: так греки именовали жрецов у мидян и персов. Ср. также санскр. «Майя», означавший мировую иллюзию, иллюзорность всего сущего) — учение о возможности и допустимости сознательного воздействия человека на элементы окружающего его мира, основанное на Законе Подобия (см. Герметизм). По словам А.Кроули, каждое преднамеренное действие уже есть Магия. В древности считалось, что в основе Магии лежат сверхъестественные силы. По мысли Прокла, «древние жрецы, приняв во внимание, что в природных вещах заключено некое сродство и симпатия одной вещи к другой, между вещами и проявленными и оккультными силами, и обнаружив, что все вещи содержатся во всем, создали священную науку на основе этой взаимной симпатии и сходства… и использовали в оккультных целях как небесные, так и земные сущности, с помощью которых, посредством определенного сходства, они низводили божественные силы в это низшее жилище». По мысли Ямвлиха, «маги заявляли, что посредством жреческой теургии способны подниматься к более возвышенным и всемирным Сущностям, и к тем, которые утвердились над судьбой, т.е. к богу и демиургу: не используя материю, не присваивая что-либо помимо нее, кроме наблюдения за ощутимым временем». Со времен Агриппы возобладало представление о естественном характере Магии: все однородное находится в условиях взаимного обмена, высшее господствует над низшим, но и низшее действует обратно. На этом основании все магические явления становятся лишь действиями единого всеобъемлющего закона природы, и Магия основывается уже не на «несанкционированных культурой операциях», исполняемых с помощью духов, но на целенаправленном использовании человеком Закона Подобия. Ритуальные действия, согласно воззрениям приверженцев Магии, способны оказывать воздействие на природу и человека. Магия также выступает ядром большинства религиозных систем. Магия включает в себя: осуществление заклинаний, исполнение магических ритуалов, фундированных состоянием исполнителя магических обрядов. Важным элементом Магии выступают и встроенные в нее материальные объекты — амулеты. Магия представляет собой практику использования сверхъестественных, «надмирных» сил для установления контроля над явлениями и процессами материального мира и воздействия на них. Магия также предполагает общение со сверхъестественными силами и объяснение физических процессов, основанное на вере в эти силы.
В статье, посвященной проблеме соотношения Магии и рациональности (1973г.), известные философы второй половины XX в. И.Ярви и Дж.Агасси писали: «Мы утверждаем, что Магия является ложной научной теорией, не более и не менее. Это делает ее наукой. Поппер часто говорит, что мы можем быть уверены в эмпиричности и научности теории лишь после ее фальсификации. Но раз лучшая наука открыта, ложная наука может быть в лучшем случае относительно сильно рациональной. Превосходство рациональной науки здесь очень сильно сказывается: при указанном понимании магии и науки мы предпочтем науку лишь потому, что она лучше проверяема, объясняет больше и более точно и т.п.».

(Религиозный словарь «Религии Мира». Сайт www.relig.info.)

«Магия (лат. magia, от греч. ??????; также волшебство) — понятие, используемое для описания системы мышления, при которой человек обращается к тайным силам с целью влияния на события, а также реального или кажущегося воздействия на состояние материи; символическое действие или бездействие, направленное на достижение определённой цели сверхъестественным путём. В Западной Традиции такая система мышления отличается от религиозной или научной; однако такие отличия и даже определения магии являются обширным полем дискуссий. Практики, относимые к магическим, включают гадание (прорицание), астрологию, заклинательство, колдовство, алхимию, медиумизм и некромантию.
Определение. Слово «магия» пришло в русский язык через латинский и греческий языки. Оно восходит к шумерскому или туранскому слову imga (emga) («мудрый»), обозначавшего прото-халдейских жрецов. Впоследствии слово magi стало стандартным термином для зороастрийских (персидских) жрецов, от которых восточные оккультные искусства стали известны грекам, у которых слово magos (и родственные magikos, mageia) стало названием человека, обладающего тайными знаниями и силой подобно персидским magus.
В Европе и Северной Америке по мере превращения магии в учение (группу учений) или квазинаучную дисциплину, появилось множество определений, сформулированных практикующими оккультистами. Так, например, Элифас Леви пишет, что магия — это «традиционная наука о секретах природы». По Папюсу магия — это «применение динамизированной человеческой воли к быстрому развитию сил природы». Карлос Кастанеда использовал термин «магия» для описания способа реализации возможностей человека, касающихся природы восприятия. Дж. Фрезер в своём классическом труде «Золотая ветвь» разделяет магию на гомеопатическую и контагиозную, в основе своей имеющих свойства магического мышления первобытного человека.
Гомеопатическая магия (иначе имитативная, хотя сам Фрезер считал данный термин неудачным, ибо предположение сознательно подражающего агента сужает сферу действия магии) руководствуется принципом подобия и сходства, «подобное производит подобное». В качестве примера можно привести известные практики магии Вуду, в которых поражение куклы, символизирующей объект, должно было нанести вред самому объекту.
Контагиозная магия исходит из идеи сохранения связи между предметами, когда-либо соприкасавшимися и возможности воздействия на один посредством другого. Ярким примером этой идеи могут служить верования, регламентирующие методы уничтожения отстриженных волос и ногтей (сожжение, закапывание и т.д.), присутствующие во многих культурах мира.
Фрезер писал: «Гомеопатическая магия основывается на связи идей по сходству; контагиозная магия основывается на связи идей по смежности. Ошибка гомеопатической магии заключается в том, что подобие вещей воспринимается как их идентичность. Контагиозная магия совершает другую ошибку: она исходит из того, что вещи, которые однажды находились в соприкосновении, пребывают в контакте постоянно. На практике оба вида магии часто сочетаются».
Слово «магия» часто используется в переносном смысле, например, любимые литературоведами выражения типа «магия пушкинского слова», «властный жест мага», или научно-технические понятия (магическое число (программирование, магический квадрат) и т.д.
В ранних формах социума магия ещё не была отделена от прочих верований, так же как ещё не существует специальных «должностей» мага, шамана или жреца. Каждый член племени, в меру необходимости и своего понимания занимается собственной магической практикой: просит духов или животное-тотем о помощи на охоте, поклоняется предметам, приносящим удачу и т.п. Важнейшее значение имели групповые действия, необходимые всему племени, в первую очередь связанные с обрядами перехода (роды, инициация, свадьба, похороны) и охотой. Развитие культуры и выделение особой социокультурной роли служителей культа (шаманов, жрецов и колдунов) постепенно приводят к превращению магии из общедоступных практик в «элитарную дисциплину» — что, однако, не мешает сохранению огромного количества простых народных магических обрядов, доступных любому человеку. Это разделение весьма условно, и часто разница между шаманом, колдуном и знахарем весьма условна. Развитие жречества, в свою очередь, тесно связано с развитием политеизма, формированием культов отдельных божеств. В политеистический период, с уходом шаманизма, магические практики становятся одним из основных занятий жречества.
Магия и религия. Магия длительное время рассматривается как архаичное мировоззрение, форма иррациональной веры, лишённой внутренней духовной ценности религии или рациональной логики науки. Религия, согласно мнению известного антрополога Эдуарда Тайлора, включает непосредственные личные отношения между людьми и духовными силами; в наивысшей форме религиозности — это отношения с индивидуальной, самосознающей всемогущей духовной сущностью. Магия, с другой стороны, характеризуется как внешняя, безличная и механистичная, основанная на технических актах волеизъявления. Магия желает манипулировать сверхъестественными силами, в то время как религиозный человек в молитве лишь просит высшие силы; это различие было исследовано Б.Малиновским в его работе о жителях островов Тробриан. Более того, согласно Э.Дюркгейму, религия — общественна, коммунальна, поскольку её последователи, связанные общей верой, формируют религиозную организацию. Магия, напротив, не даёт постоянных взаимоотношений между своими последователями, лишь временно связывая магов с людьми, которым они предоставляют свои услуги. Исследования А.Радклифф-Брауна на Андаманских островах показали, что магия тоже может иметь общественный аспект.
Магия и наука. Хотя магия в некоторых аспектах сходна с наукой и технологией, она «действует» совсем иначе. Магия, подобно религии, связана со сверхъестественными, нематериальными силами, но подобно науке претендует на прямую результативность, эффективность своих действий. В отличие от науки, которая измеряет результат через опыт и эксперимент, магия ссылается на «символичную» причинно-следственную связь. Более того, подобно религии и в отличие от науки магия имеет не только инструментальную, но и эмоциональную, выразительную функцию. Например, магические методики вызова дождя могут «работать» или «не работать», но они служат экспрессивной цели укрепления социальной значимости дождя и земледелия в общине.
В настоящее время Национальный научный фонд (США) относит существование ведьм и магов к одному из наиболее распространённых среди американцев псевдонаучных заблуждений.
Магические практики и традиции: Алхимия, Астрология, Вуду, Енохианская магия, Геотия, мантика, Мартинизм, Некромантия, Спиритизм, Теургия, Церемониальная магия, шаманизм, некоторые направления Нью-Эйдж».

(Википедия. Свободная Энциклопедия)

 

4.2. ПЕЧАТНЫЕ И ЭЛЕКТРОННЫЕ ИЗДАНИЯ.

«Аннотация. Люди нуждаются в помощи, ведь только целостный человек может рассчитывать на духовное бессмертие. Магия — это инструмент объединения, благодаря которому можно научиться слышать свое сердце и окружающий мир и которым надо научиться владеть! Автор книги предлагает ряд инструментов, которыми сможет пользоваться любой человек, стремящийся найти себя и обрести благополучие в жизни. В книге подробно рассказано о том, что такое судьба и человек с точки зрения магии; как влияют на жизнь мысли и поступки человека; о том, как использовать силы природы на свое благо и как по достоинству распорядиться своим даром от Бога; как получить знание и реализовать свою жизненную задачу. Приведены конкретные способы воздействия на человека и его жизнь, формулы модуляторов различных видов, схемы и тексты ритуалов».

(А.Эстрин. Добрая магия: стань партнером своей судьбы!
Практика владения Силой. М. АСТ. Сова. 2011г. 224 стр.)

«Магией издавна занимались как профессионалы (жрецы, колдуны, шаманы), так и обыкновенные люди. Существует несколько видов Магии, различающихся по целям и способам воздействия. Профессиональную Магию издавна подразделяли на белую (теургию) и черную (чародейство, чернокнижие). Различие между ними скорее этическое, чем техническое: если первая направлена на уменьшение зла в мире, то вторая имеет противоположную цель. Натуральная же или «народная» магия просто составляет неотъемлемую часть нашей жизни. «Любое действие, совершаемое намеренно, уже есть Магия», — говорил Алистер Кроули и был прав, ибо осознание человеком своего намерения уже вызывает изменения в окружающем его мире, облегчая осуществление этого намерения, если оно не нарушает космического равновесия, или затрудняя, если нарушает».

(Е.Колесов. 13 врат эзотерики. История эзотерических учений
от Адама до наших дней. Издательство РостГУ. Росткнига. 1999г. 256 стр.)

«Глава XII. Заключение. Магия или, вернее, Мудрость, есть развитое знание сил внутреннего существа человека, — эти силы являются божественными эманациями, — так как интуиция есть восприятие их начала, и посвящение — наше введение в это знание. Мы начинаем с инстинкта, кончаем — всезнанием. Чудес нет. Все, что происходит, есть результат закона — вечного, нерушимого, всегда действующего. Кажущееся чудом есть только действие сил, не имеющих ничего общего с теми, которые д-р У.Б.Карпентер, член Королевского Общества — человек большой учености, но малого знания — называет «хорошо известными законами природы». Подобно многим представителям своего класса, д-р Карпентер игнорирует тот факт, что могут существовать законы, прежде «известные», но теперь неизвестны науке. Природа триедина: существует видимая, объективная природа; невидимая, заключенная внутри, сообщающая энергию природа, точная модель первой и ее жизненный принцип; и над этими двумя — дух, источник всех сил, один только вечный и неразрушимый. Двое низших постоянно изменяются; третий, высший, не изменяется. Магия, как наука, представляет собою знание этих принципов и способа, посредством которого всезнание и всемогущество духа и его власть над силами природы могут быть приобретены человеком, пока он все еще находится в теле. Магия, как искусство, есть применение этого знания на практике. Злоупотребление сокровенным знанием есть колдовство, применение его во благо — истинная Магия или Мудрость. Суммируя все в нескольких словах — Магия есть духовная Мудрость; природа — материальный союзник, ученик и слуга мага. Один общий жизненный принцип насыщает все, и он управляем усовершенствованной человеческой волей».

(Блаватская Е.П. Разоблаченная Изида. Т. II. Сайт www.ru.teopedia.org.)

«Введение. Эти лекции представляют собой компиляцию многочисленных сочинений по окультизму, магии и парапсихологии. Под Магией автор понимает совершенно особый взгляд на мироздание и происходящие в нем процессы. Известная нам физика есть лишь частный случай, описывающий свойства трехмерного, одного из семи миров, обладающих большим числом измерений, которыми оперирует Магия. Только сейчас наша цивилизация подошла к оценке значимости информации в нашем мире, тогда как Магия издавна оперировала понятием «параллельные миры». Таким образом, под Магией автор понимает древнюю систему знаний, включающую в себя известные нам знания, а также многое и многое сверх того.
Лекции имеют чисто описательный характер. Воспользоваться излагаемыми знаниями может только маг. Автор не причисляет себя ни к одной из ныне существующих религиозных конфессий, как и все маги. Не будучи атеистами, маги, тем не менее, являются не верующими, так как Магия — это наука о совершенствовании сознания для достижения мироздания.
Глубоким убеждением автора является опасность Магии для лиц, не готовых духовно к этим занятиям. Согласно традиционному канону взглядов, принятому у магов, духовный рост человека продолжается в течение многих перерождений. Уровень мага является следствием длительного духовного роста в течение ряда жизней. Каждое новое рождение человек вынужден начинать с нуля за исключением тех случаев, когда рождается маг высокого уровня, несущий с собой весь опыт своих предыдущих жизней. Автор должен напомнить об ответственности мага за каждое им произведенное действие, именуемое обычно законом отдачи (дальше я приведу все основные законы Магии). Кроме того, необходимо напомнить, что речь идет, прежде всего, о вашем духовном росте, а не о внешних действиях, ценность которых по шкале магов всегда ничтожна. Любая практика может быть целью лишь как источник вашего личного опыта, который один является для вас критерием истинности любых феноменов».

(Моносов Б.М. Магия для магов. Часть I. СПб. Деловой Петербург. 1996г.)

«I. Экстрасенсы и биоэнерготерапевты — черные маги или колдуны. Что такое «черная магия»? Но что такое магия? В.Даль дает следующее объяснение этого слова: «Магия — это знание и употребление на деле тайных сил природы, невещественных, вообще не признанных естественными науками. Предполагаются в делах этих связи человека с духовным миром…» (В. Даль. Толковый словарь. М. 1956. Т. 26 С.288). Энциклопедический справочник Ф.Брокгауза и И.Ефрона магию объясняет сходным образом: «Магия — мнимое тайное искусство вызывать, с помощью сверхъестественных сил, главным образом при содействии духов, явления, идущие в разрез с современными представлениями о законах и силах природы» (Т. 18. С.307).
Итак, магия — это активное использование связи с миром духов (и, отметим особо, — связи именно с духами злобы, ибо, по слову святых отцов, человек в силу своей греховной испорченности не может иметь общения с миром ангелов). Это искусство вызывания духов зла и управления ими с помощью различных заклинаний. Если маг использует духов для якобы добрых дел, то он называется белым магом, если для злых дел, то называется черным магом. Ну а если для «приворота» любимого человека, то какая это магия — белая или черная? Ведь в так называемом «привороте» маг насилует волю человека и насильно заставляет его «полюбить» другого, может быть, совершенно чужого и ненужного ему человека. А любое насилие, даже с добрыми побуждениями, есть зло. И дело, сделанное во зло, даже с добрыми побуждениями, не может быть уже добрым (беломагийным). Мы хорошо помним, что вся дорога в ад устлана добрыми побуждениями. Уже этот маленький пример показывает нам относительность «доброты» «доброй» белой магии. Нам известно немало трагичных случаев «доброго» любовного приворота, сделанного белыми магами.
Магия как частное проявление экстрасенсорики есть именно сознательная связь с миром духов злобы, то есть бесовским, имеющим, как и светлый ангельский мир, несколько чинов и свою иерархию. В данном случае под экстрасенсорикой мы понимаем именно то определение, которое дали в начале этой главы: экстрасенсорика есть внечувственное восприятие мира и воздействие на него. Другие проявления экстрасенсорики, как-то: телепатия, ясновидение, телекинез, проскопия, некоторые случаи спонтанно возникающей у человека способности к целительству, гипноз и прочее, вероятно, могут быть естественного происхождения — врожденного или приобретенного специальным обучением. Так, по крайней мере, считают некоторые святые отцы Православия (св. преп. Силуан Афонский и другие) и так нам свидетельствуют жизненная практика и современная наука. Известно немало случаев, когда «сверхъестественные» способности проявлялись у человека в экстремальных ситуациях, связанных с угрозой для жизни, после тяжелых черепно-мозговых травм или нейроинфекции». (По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия. Иеромонах Анатолий (Берестов), доктор медицинских наук, профессор, Алевтина Печерская. 1998г.).

(А.Берестов, А.Печерская. «Православные колдуны» — кто они?
Что необходимо знать о современных магах,
экстрасенсах и других служителях оккультизма.
Сретенский монастырь. «Новая книга». «Ковчег». 1998г.)

«Раздел I. Элементы теории культуры. 1.7.7. Магия (волшебство). Магия (волшебство) — действия или деятельность, которая, как верили и/или верят некоторые люди, может мистическим путем обращаться к сверхъестественным силам. В качестве сверхъестественных сил в магическом мировоззрении выступают природные стихии, различные явления природной среды, позднее — различные энергетические процессы, «силы вообще». Сами эти силы, в соответствии с анимистическими представлениями, ведут себя подобно людям, имея сознание (душу) и язык, а значит, способность общаться. Договариваясь с этими силами, направляя их с помощью магии, можно влиять на события в обществе и природе. Магия (волшебство) составляет ядро многих религиозных систем и играет центральную социальную роль во многих бесписьменных культурах.
В свое время магия (волшебство) рассматривалась как сфера полностью отличная от религии, состоящая скорее из внешних манипуляций, чем из молитв и внутренних духовных усилий. Современные антропологи и историки религии считают, что волшебство и религия подобны и связаны. Различие между ними лишь в том, что магия, во-первых, много древнее любой религии, а во-вторых, это обычно более безличное и механическое занятие, с акцентом на технологическую его сторону. Все религиозные ритуалы обязательно имеют неотъемлемый магический аспект.
Магия (волшебство) содержит три главных элемента: произнесение магических формул (заклинаний), непосредственно сам ритуал (обряд), ритуальное состояние исполнителя. Превосходные примеры заклинаний записаны еще в глубокой древности, особенно в греко-египетских папирусах с I по IV вв. н.э. В них содержатся как волшебные рецепты, в которых используются животные и вещества биологического происхождения, так и необходимые для обрядов инструкции, гарантирующие эффективность заклинаний.
Как правило, архаичный и эзотерический (предназначенный только для посвященных) лексикон магии и колдовства представляет в символическом смысле мистическую природу духовной власти; в практическом он ограничивает доступ к ней. Допущенные к магии лица называются жрецами, магами и т.п. Маг — тот, кто практикует магию, волшебник, колдун или ведьма. Название «маг» происходит от имени Магус (древний персидский жрец) и родственно maghdim, халдейскому термину, означавшему мудрость и философию. В некоторых обществах и сегодня маг — обычный общепризнанный персонаж, к чьей помощи прибегают, чтобы достичь цели или отразить зло. Фокусники также иногда называются магами, поскольку фокусы, как считалось в древности и в средние века, делались с привлечением сверхъестественных сил.
Магические методы вообще использовались как средства для достижения определенных конечных целей (например, для обеспечения поражения врага, для вызова дождя). Магия может служить утверждению и обслуживанию формальной культуры и организации общества. Например, ритуал вызывания дождя подчеркивает также важность дождя и сельскохозяйственных действий, связанных с этим. Но даже в обществах, которые характеризуются каждодневным и «естественным» использованием магии, она, тем не менее, рассматривается как потенциально опасная и оскверняющая, наравне с любым иным священным или религиозным объектом или деятельностью. И маг, и сам ритуал (обряд) обычно окружаются соблюдением различных табу, требуют процедур очищения и т.п. Неудача соблюдения таких предосторожностей аннулирует волшебство; охранные процедуры указывают участникам и свидетелям на важность, как самого ритуала, так и желательных конечных целей. <…>.
Теоретически волшебство может быть нравственно нейтральным. Большинство практикующих самозваных прорицателей, гадалок (гадателей), целителей и проч. требуют относиться к магии именно так. Однако в течение всей европейской истории магов обычно боятся из-за их способности вызывать силы зла и управлять ими. Сегодня наследие магии, прежде связанной с еретиками, алхимиками, ведьмами и волшебниками, сохраняется в действиях самозваных сатанистов и прочих им подобных. Термины «ведовство», «ведьмовство», «шаманизм» часто отождествляются с магией и друг с другом на основе очевидного подобия методов. Они имеют общее происхождение (анимизм), однако сегодня такое отождествление ошибочно».

(Лалетин Д.А. Культурология: учебное пособие. Воронеж. ВГПУ. 2008г.)

«Глава II. Магизм и единобожие. Религиозный путь человечества до эпохи великих Учителей. Аксиомой сегодня является тот факт, что любые первобытные общества земного шара характерны наличием в них с незапамятной древности многообразных магических ритуалов. Эти магические действия были различными по форме, имели разную (в зависимости от климатических условий и уровня развития абстрактных представлений) направленность. Известна Магия охотничья, земледельческая и бытовая, связанная с рождением, смертью и текущими взаимоотношениями людей. Что вообще есть Магия, и какие инвариантные черты присущи любому магическому действию вне зависимости от его характера? Магия покоится на принципе, согласно которому посредством получения иллюзии о возможности управления реальностью вы можете на самом деле контролировать ее. В своей начальной стадии она является просто подражанием. Нас интересует в древней Магии не столько соотношение планов бытия и законов мира. По определению одного отечественного автора, «магией называются различные действия, цель которых — повлиять воображаемым сверхъестественным путем на окружающий мир». В этом определении верно одно: Магия действительно имеет целью повлиять на окружающий мир. Но отнюдь не всегда решающую роль играют в ней «сверхъестественные» способы. С того самого момента, как человека озарил свет сознания, он уловил наличие в мире причинных связей. И это же осмысление природной казуальности он применил в Магии. Главной задачей Магии было использовать открытые человеком закономерности для своих повседневных нужд и целей.
Магия была основана на заблуждении. Но это заблуждение не являлось абсолютным. Было правильно понято наличие в мире закономерностей и причинных связей, хотя реальное знание этих законов отсутствовало или находилось в зачатке. Фрэзер очень близок к истине в своей характеристике сущности Магии. «Когда Магия является в своей чистой и неизменной форме, — пишет он, — она предполагает, что в природе явления должны следовать одно за другим неизбежно и неизменно, не нуждаясь во вмешательстве личного или духовного агента. Итак, ее основоположения тождественны с основоположениями современной науки». Здесь он лишь повторяет Тейлора, который указывает на значение таких заблуждений, как астрология и алхимия, для развития естествознания. Цель науки — заставить природу служить человеку. Такова же и цель Магии. Фрэзер даже считал, что Магия предшествовала религии, что первоначально человек прибегал к магическим приемам как к более или менее необходимым действиям в своем труде и жизни. И лишь тогда, когда он постепенно понял, что не властен покорить облака или зверей, он стал обращаться к более могущественным существам — духам.
В Магизме скрыто присутствует та духовная тенденция, которая коренится в первородном грехе человечества: поставить себя в центре мироздания и заставить служить себе его силы. Именно поэтому Магизм явно посюсторонен. Высшим благом для него являются блага земные. Внутренняя направленность Магизма и религии — противоположна. Жрец — прежде всего посредник между людьми и духовным миром. И даже тогда, когда магия стала переплетаться с религией, этот антагонизм оставался. Незыблемость земной власти Магизм обосновывал своей верой в то, что все происходящее на земле соответствует неизменному строю некоего Верховного Порядка. Неизменно совершают свой путь солнце, луна и звезды, неизменно опадает листва, приходит сезон дождей. Все эти видимые движения мира отражают недвижное царство Судьбы. Но человек, как часть этого порядка, обязан постоянно поддерживать его через магию. Религиозный Магизм убежден, что высшую силу можно заставить подчиниться. Нужно лишь найти ключ, слово, действо — и все будет в руках человека. Так постепенно складывалось магическое миросозерцание, замыкавшее всю Вселенную в причинную цепь следствий, в которой огромную роль играли обряды. Если не будут совершаться ритуалы, то может не взойти солнце, не прийти весна.
Человек есть, прежде всего, личностное существо. Самосознающая личность, способная в своем мышлении охватить весь мир, не растворяясь в нем, есть вершина тварного бытия. Именно возрастание личностного начала было условием для движения человечества вперед. Но Магизм затормозил «исполнение времен» на многие тысячелетия. Он извратил и самую религиозность человека, его отношение к Богу, его отношение к Природе и себе подобным. Магизм ждет от Неба только даров, Природу (включая незримые силы) он хочет поработить, в человеческом обществе он воцаряет насилие. В коллективе, подчиненном воле царя-мага, личность должна раствориться среди племенного целого, ибо властителю легче управлять «массой», нежели личностями».

(Александр Мень. История религии. Учебник. Том 1.
Фонд имени Александра Меня. 2004г.)

«Словарь. Магия — «Великая» Наука. Согласно Девериа и другим востоковедам, наиболее древними и самыми цивилизованными и образованными нациями «Магия рассматривалась как сокровенная наука, неотделимая от религии». Например, египтяне были самой искренне религиозной нацией, какой являлись и до сих пор являются индусы. «Магия состоит из и постигается благодаря почитанию богов», как говорит Платон. Тогда могла ли нация, которая, как доказывают неопровержимые свидетельства надписей и папирусов, в течение тысяч лет твердо верила в Магию, быть вводима в заблуждение в течение столь продолжительного времени? И возможно ли что поколения за поколением образованной и благочестивой теократии, в среде которой многие вели жизнь самоистязания, святости и аскетизма, продолжали вводить в заблуждение сами себя и народ (или только последний) ради удовольствия увековечить веру в «чудеса». Фанатики, говорят нам, сделают все, что-бы навязать веру в своего бога или идолов. На это мы возражаем — в таких случаях Брахманы и египетские Рекгет-амены или Иерофанты не популяризировали бы веру в способность человека магической практикой управлять услугами богов, которые на самом деле являются оккультными силами и потенциями Природы, олицетворенными в самих ученых жрецах, которые только почитали в них признаки единого и не имеющего названия Принципа. Так искусно выражает это Прокл Платоник: «Древние жрецы, когда полагали, что существует определенное родство и симпатия у природных вещей по отношению друг к другу и в проявлении вещей по отношению к оккультным силам, и обнаруживали, что все вещи существуют во всем, — они строили священную науку на основании этого взаимного согласия и подобия… и использовали для оккультных целей как небесные, так и земные сущности, посредством которых, через определенное сходство, они вводили божественные сущности в это более низкое жилище». Магия — это наука о связи и управлении божественными и надземными силами, так же как и господство над таковыми в более низких сферах, практическое знание сокровенных таинств природы, известных весьма немногим, ибо ими весьма трудно овладеть, не согрешив против закона. Древние и средневековые мистики подразделяли Магию на три класса — Теургия, Гоэтия и Природная Магия. «Теургию давным-давно считали сферой, принадлежащей исключительно Теософам и Метафизикам», — говорит Кеннет Маккензи. «Гоэтия — это черная магия, а «природная» или белая магия поднялась с целительством на своих крыльях до гордого положения точного и прогрессивного учения». Замечательны комментарии, сделанные нашим покойным ученым братом: «Реалистические устремления нынешних времен содействовали тому, что на магию была навлечена дурная слава и осмеяние… Вера в самого себя в магии является существенным элементом и существовала задолго до других идей, допускающих ее наличие. Говорят, что она из мудрого человека делает глупца, а человеческие мысли усиливаются почти до сумасшествия, т.е. восприимчивость его мозга должна быть расширена далеко за пределы низкого убогого состояния современной цивилизации, прежде, чем он сможет стать истинным магом, ибо заня¬тие этой наукой предполагает определенную степень изоляции и забвения себя». Поистине великой изоляции, достижение которой представляет чудесный феномен, чудо само по себе. В то же время Магия не является чем-то сверхъестественным. Как пояснял Ямвлих, они заявляют, что «благодаря жреческой Теургии способны восходить к более возвышенным и универсальным сущностям, и тем, кто поставлен выше судьбы, т.е. к Богу и демиургу: не используя материю и не присваивая что-либо иное, кроме наблюдения ощутимого времени». Кое-кто уже начинает осознавать существование тонких энергий и воздействий в Природе, в которой раньше они не знали ничего. Но, как верно замечает д-р Картер Блэйк, XIX в. не из тех, что наблюдали возникновение новых, как и кончину старых, методов мышления», к чему м-р Бонвик добавляет, что «если древние знали лишь немного о нашем способе изучения тайн Природы, мы еще менее сведущи в их способе познания».
Магия Белая или, так называемая, «Благотворная Магия» — это божественная Магия, свободная от эгоизма, властолюбия, честолюбия и корысти, направленная исключительно на то, чтобы творить добро миру вообще и своему ближнему в частности. Малейшая попытка использовать свои анормальные силы на удовлетворение себя, превращает эти силы в колдовство или черную Магию».

(Блаватская Е.П. Ключ к Теософии. Лондон. 1890г.
М. Рипол-Классик. 1998г., 2005г. Сайт www.theosophy.ru.)

«Часть 1. Раздел 1. …Невозможно слишком часто повторять — Магия так же стара, как человек. Ее больше нельзя называть шарлатанством или галлюцинациями, когда ее меньшие ветви, такие как месмеризм, ныне неправильно названный «гипнотизмом», «чтением мыслей», «действием под внушением» и еще многим другим, только бы не назвать это его настоящим и законным именем, — в настоящее время подвергаются тщательным исследованиям со стороны наиболее знаменитых биологов и физиологов как в Европе, так и Америке. Магия неразрывно слита с Религией каждой страны и неотделима от ее происхождения. История не в состоянии назвать времена, когда ее не было, также как и эпохи, когда она появилась, если не будут приняты во внимание доктрины, сохраненные Посвященными. Также Наука никогда не разрешит проблему происхождения человека, если она отвергнет свидетельства древнейших записей в мире и откажется от ключа Всеобщей Символогии, имеющегося в руках законных Хранителей тайн Природы. Каждый раз, когда какой-либо писатель пытается связать первое основоположение Магии с какой-либо особой страной или с каким-либо историческим событием или лицом, дальнейшие исследования показывали, что его гипотеза необоснована. По этому пункту у символогов существуют самые прискорбные расхождения. Некоторые хотели бы, чтобы введение применения Магии было приписано скандинавскому жрецу и монарху Одину приблизительно за 70 лет до Р.X., хотя о ней неоднократно говорится в «Библии». Но когда было доказано, что таинственные обряды жриц Валас (Voilers) намного предшествовали веку Одина, тогда взялись за Зороастра, на том основании, что он основатель магианских обрядов; но Аммиан Марцеллин, Плиний и Арнобий совместно с другими историками древности показали, что Зороастр был только реформатор Магии того вида, который практиковался халдеями и египтянами, а вовсе не ее основатель.
Современное общество, основываясь на авторитете некоторых ученых, называет Магию шарлатанством. Но на нашем земном шаре имеется восемьсот миллионов людей, которые верят в нее до сегодняшнего дня; и говорят, что имеется двадцать миллионов совершенно здравомыслящих и часто очень интеллектуальных членов того же общества, мужчин и женщин, которые верят в ее феномены, но под названием Спиритуализма. Весь древний мир со своими учеными и философами, со своими мудрецами и пророками верил в нее. Где та страна, где не практиковали ее? В каком веке она была изгнана хотя бы из нашей собственной страны? В Новом Свете так же, как и на Старой Земле (последняя намного моложе первого) эту Науку Наук знали и применяли со времен самой отдаленной древности.
Добавьте к этому, что Греция, «последняя колыбель искусств и наук», и Индия, колыбель религий, были, а одна еще и теперь, преданы ее изучению и применению — и кто отважится дискредитировать ее достоинство, как предмета изучения, и ее глубину, как науки?
Ни один истинный теософ этого никогда не сделает, ибо, как член нашего великого Восточного объединения, он, несомненно, знает, что Тайная Доктрина Востока содержит в себе Альфу и Омегу Универсальной Науки; что в ее затемненных текстах под пышным, хотя пожалуй слишком разросшимся, аллегорическим Символизмом лежат прикрытыми угловые и ключевые камни всех древних и современных познаний.
Для истинного исследователя Оккультного Учения Белая или Божественная Магия может существовать в Природе без своего противоположения Черной Магии не более, чем день без ночи, будь то 12-часовой длительности или 6-месячной. Для него все в этой Природе имеет оккультную — светлую и темную стороны. Пирамиды и дубы друидов, дольмены и Богодеревья, растения и минералы — все было полно глубокого значения и священных истин мудрости, когда Архи-Друид совершал свои магические исцеления и заклинания, и египетский Иерофант вызывал и водил Хемну, «прекрасного призрака», женского Франкенштейна древности, сотворенного для мучений и испытаний духовной силы кандидата на посвящение, одновременно с последним агонизирующим криком его земной человеческой природы. Верно, Магия потеряла свое имя, и вместе с этим — право на свое признавание. Но она применяется ежедневно, а ее потомство — «магнетическое влияние», «сила красноречия», «неотразимое очарование», «целые аудитории, подчиненные и находящиеся как будто под властью чар», — это термины, признаваемые всеми и всеми употребляемые, как бы бессмысленными они ни стали теперь. Однако, влияние Магии является более определенным и решающим в религиозных обществах, например в таких, как трясуны, негритянские методисты, члены Армии Спасения, которые называют это «действием Святого Духа» и «благодатью».
Действительная истина заключается в том, что Магия все еще находится в полном ходу среди человечества, независимо от того, каким бы слепым человечество не оставалось по отношению к ее молчаливому присутствию и влиянию на его членов; каким бы невежественным общество ни было, и остается, в отношении ее ежедневных и ежечасных благотворных и вредоносных воздействий. Мир полон таких бессознательных магов — в политике так же, как и в каждодневной жизни, в Церкви так же, как в цитадели Свободной Мысли. К несчастью, большинство из этих магов являются «колдунами», не в переносном смысле, а по-настоящему, вследствие присущего им эгоизма, мстительных натур, их зависти и злобы. Истинный исследователь Магии, хорошо осведомленный об этой истине, смотрит на это с сожалением и если он мудр — молчит. Ибо каждое усилие, приложенное им к удалению этой всеобщей слепоты, вызовет только неблагодарность, клевету и часто проклятия, которые, не будучи в состоянии поразить его, обратятся на его зложелателей. Ложь и клеветнические измышления — последние суть прорезывающаяся ложь, добавляющая к пустой безвредной неправде действительные укусы — становятся его уделом, и таким образом доброжелатель вскоре оказывается разорванным на куски в качестве награды за его благое желание просветить.
Полагается, что достаточно сказано, чтобы доказать, что существование Тайной Всеобщей Доктрины, наряду с ее практическими методами Магии, не есть дикая небылица или выдумка. Этот факт был известен всему древнему миру и это знание все еще живет на Востоке, в особенности в Индии. И если есть такая Наука, то, естественно, должны и быть где-то ее профессора, Адепты. Во всяком случае, мало имеет значения, будут ли эти Хранители Священного Учения рассматриваться, как живые, действительно существующие люди, или на них будут смотреть, как на мифы. Именно их философия является тем, что должно выстоять или пасть в зависимости от своих собственных достоинств, независимо от каких-либо Адептов. Ибо, по словам мудрого Гамалиэля, адресованным к Синедриону: «Если это учение ложно, то оно погибнет и падет само; но если оно истинно, то — оно не может быть уничтожено».
Часть 1. Раздел 6. Опасности практической магии. Магия — это двойственная сила; нет ничего легче, как превратить ее в Колдовство, для этого достаточно одной злой мысли. Поэтому в то время как теоретический Оккультизм безвреден и может приносить пользу, практическая Магия или плоды Дерева Жизни и Познания или другими словами, «Наука Добра и Зла», чревата опасностями и риском. Для изучения теоретического Оккультизма имеется, без сомнения, ряд трудов, которые можно читать с пользою, не говоря уже о таких книгах, как «Тончайшие Силы Природы» и т.д., «Зохар», «Сефер Иецира», «Книга Еноха», «Каббала» Франка, и многие герметические трактаты. Они редки на европейских языках, но труды на латинском языке, написанные средневековыми философами, общеизвестными, как алхимики и розенкрейцеры, встречаются в изобилии. Но даже углубление в эти книги может оказаться опасным для изучающего без руководства. Если к ним подходить без правильного ключа и если притом изучающий не годится для Магии вследствие своей ментальной неспособности, и таким образом не в состоянии отличить Правый путь от Левого, то пусть он послушается нашего совета и оставит это изучение; он только навлечет на себя и на свою семью неожиданное горе и печали, ничуть не подозревая, откуда они появились и что такое те силы, которые он разбудил своим умом, обратив на них внимание. Трудов для продвинувшегося ученика много, но они могут быть переданы в распоряжение только присягнувших или «гарантированных» чела (учеников) — тех, которые уже произнесли навсегда связывающую клятву и поэтому пользуются помощью и защитой. Для любых других целей, как бы благонамеренны такие труды ни были, они могут только завести в заблуждение неосторожного и направить неощутимо для него самого к Черной Магии и Колдовству, если ни к чему-нибудь более худшему.
Мистические письмена, алфавиты и цифры, находимые в разделах и подразделах «Великой Каббалы», являются, возможно, наиболее опасными частями в ней, а в особенности цифры. Мы говорим опасные, потому что они наиболее способны к образованию следствий и результатов, и при том с участием или без участия воли экспериментатора, даже помимо его знания об этом. Некоторые ученики будут склонны подвергать сомнению это утверждение просто потому, что после манипуляций с этими цифрами они не замечали каких-либо ужасных физических проявлений или результатов. Такие результаты казались бы меньше всего опасными, потому что только созданные ими моральные причины и различные события, развившиеся и приведшие к непредвиденному кризису, засвидетельствовали бы истинность того, что только что было изложено, если бы только этот светский ученик обладал силою различия.
Разницу между Белой и Черной Магией очень трудно полностью опознать, так как обе должны быть судимы по их мотивам, от которых зависят их окончательные, хотя и не непосредственные следствия, даже если они годами не проявляются. «Между (Магией) правой и левой руки только нить паутины», говорит восточная пословица. Давайте прислушаемся к ее мудрости и подождем, пока не узнаем больше.
Новая Теургия, учрежденная и регулируемая отцами Церкви и теперь известная христианскому миру, как «милость» и «чудеса», была, и все еще есть, когда она случается, только Магия — сознательная или бессознательная. Такие феномены, которые перешли к потомству под названием «божиих чудес», были сотворены посредством сил, приобретенных великою чистотою жизни и экстазом. Молитва и созерцание, добавленные к аскетизму, являются лучшими средствами дисциплины, чтобы стать теургом, когда нет регулярных посвящений. Ибо сильная молитва о совершении чего-либо желаемого есть только сильная воля и желание, имеющие своим результатом бессознательную Магию. В наши дни Георг Мюллер из Бристоля это доказал. Но «божественные чудеса» творятся теми же самыми причинами, которые порождают последствия Колдовства. Разница целиком зависит от добрых или злых целей, какие имеются в виду, и от действующего, который их производит.
Филон говорит: «Было известно, что Мистерии раскрывали сокровенную деятельность Природы. Чудеса, совершенные жрецами теургической магии, настолько хорошо удостоверены, и свидетельства — если человеческие свидетельства вообще чего-либо стоят — настолько неопровержимы, что сэр Дейвид Брустер, чтобы не пришлось признать, что языческие теурги намного превзошли христианских в чудесах, признает за первыми совершеннейшую осведомленность по физике и по всему, что относится к натурфилософии. Наука находится в очень неприятном положении …».
«Магия», — говорит Пселл, — «составляла заключительную часть жреческой науки. Она исследовала природу, силу и качества всего подлунного; элементов и их частей, животных, различных растений и их плодов, камней и трав. Короче говоря, она исследовала сущность и силу всего. Вот откуда она создавала свои результаты. И она создавала статуи (магнетизированные), которые приносили здоровье, и изготовляла всякие различные фигуры и вещи (талисманы), которые равно могли стать как инструментами заболевания, так и здоровья. Также очень часто через магию достигается появление небесного огня, и тогда статуи хохочут, и лампы сами зажигаются».
Это утверждение Пселла, что Магия «создавала статуи, которые приносили здоровье», теперь доказано миру, как не мечта, не пустое хвастовство галлюцинирующего теурга. Как говорит Рювенс, это становится «историей». Ибо это найдено в «Papyrus Magique» Харриса и на уже упомянутом обелиске, исполненном по обету.
Чрезмерная власть, злоупотребление знанием и личное честолюбие очень часто приводили эгоистичных и беспринципных Посвященных к черной Магии, точно так же, как те же самые причины приводили к тому же самому христианских пап и кардиналов; и именно черная Магия была тем, что, в конечном счете, привело к уничтожению Мистерий, а вовсе не Христианство, как очень часто ошибочно считают. Прочтите «Римскую Историю» Моммзена, том I, и вы узнаете, что именно язычники сами положили конец осквернению Божественной науки. Еще в 560г. до Р.X. римляне обнаружили некое оккультное общество, школу черной Магии самого отвратительного типа, оно праздновало мистерии, перенесенные из Этрурии, и вскоре эта нравственная зараза распространилась по всей Италии. Более семи тысяч Посвященных были переданы суду, и большинство их были приговорены к смертной казни. Впоследствии Тит Ливий рассказывает об еще трех тысячах приговоренных Посвященных в течение одного только года за преступление отравления. И несмотря на это, черную Магию все еще высмеивают и отрицают!
Полтье может быть или не быть переполненным энтузиазма, говоря, что Индия кажется ему, как Великий и первоначальный очаг человеческой мысли, который закончился охватом всего древнего мира, но он был прав в своей идее. Эта первоначальная мысль привела к оккультному знанию, которое в нашей Пятой Расе отражено с самых ранних дней египетских фараонов до нашей современности. Едва ли найдется один иератический папирус в числе тех, которые обнаруживаются при туго перебинтованных мумиях царей и верховных жрецов, который не содержал бы в себе какой-либо интересной информации для современного исследователя Оккультизма.
Все это есть, разумеется, осмеянная Магия, результат первоначального знания и откровения, хотя она атлантскими колдунами применялась таким нечестивым образом, что с тех пор возникла необходимость закрыть для последующей Расы плотной завесой эти применения, которые использовались для получения так называемых магических эффектов на психическом и физическом планах. Буквально никто в нашем веке не поверит в эти сообщения, за исключением римских католиков, но они этим деяниям припишут сатанинское происхождение. Тем не менее, Магия настолько перемешалась с мировой историей, что если последняя когда-либо будет написана, то ей придется обосновываться на открытии Археологии, Египтологии, и на иератические писания и надписи; если же будут настаивать, что она должна быть свободна от этого «векового суеверия», то она никогда не увидит света.
Часть 2. Раздел 34. Под названием Магии преподавались все Науки, физические и метафизические, естественные и считающиеся сверхъестественными теми, кто не знает о вездесущности и всеобщности Природы. Божественная Магия делает из человека Бога; человеческая же магия создает нового демона. В «Разоблаченной Изиде» мы писали: «В древнейших документах, которыми теперь обладает Мир — в «Ведах» и в древнейших законах Ману — мы находим много магических обрядов, применяемых на практике и дозволяемых браминами». Тибет, Япония и Китай учат в нынешнем веке тому же, чему учили древнейшие халдеи. Духовенство этих стран, кроме того, доказывает то, чему оно учит, а именно, что практикование нравственной и физической чистоты и определенные воздержания развивают душевную силу самоозарения. Давая человеку контроль над его собственным бессмертным духом, это дает ему истинно магические силы над стихийными духами, которые ниже его самого. На Западе мы находим такую же древнюю магию, как на Востоке. Друиды Великобритании практиковали ее в безмолвных святилищах своих глубоких пещер; и Плиний посвящает много глав «мудрости» вождей кельтов. Семоты — друиды галлов — излагали как физические так и духовные науки. Они учили тайнам Вселенной, гармоническому прогрессу небесных тел, образованию Земли, и превыше всего — бессмертию Души. В своих священных рощах — естественных академиях, построенных рукою Незримого Зодчего — в тихий полуночный час собирались посвященные, чтобы узнавать о том, кем когда-то был человек, и кем он станет. Не нужно им было искусственное освещение, ни жизнь пожирающий газ, чтобы осветить свои храмы, ибо ясная богиня ночи посылала свои самые серебристые лучи на их дубовыми листьями увенчанные головы; и их священные барды в белых одеяниях знали, как беседовать с одинокой царицей звездного свода.
Что удивительного в том, что, будучи знатоками всех возможностей растительного, животного и минерального царств, овладевшими оккультной химией и физикой, являясь в то же время, как психологами, так и физиологами, получившими посвящения мистерий в храмах, адепты могли творить чудеса, которые даже в наше просвещенное время могут казаться сверхъестественными? Клеймить магию и оккультную науку, как обман, является оскорблением человечества. Поверить, что в течение многих тысяч лет одна половина человечества занималась тем, что обманывала другую половину, — равносильно утверждению, что человеческая раса состоит только из обманщиков и неизлечимых идиотов. Где та страна, в которой не занимались магией? И в каком веке она была полностью забыта?
Магии столько же лет, сколько и человечеству. Назвать время, когда появилась магия, так же невозможно, как невозможно назвать день, когда родился первый человек. Каждый раз, когда какой-либо писатель пытался связать идею возникновения магии с какой-либо исторической страной — дальнейшие исследования доказывали беспочвенность такого утверждения.
Всеми признается, что с незапамятных времен Дальний Восток был страною знания. Даже в Египте ботанику и минералогию не изучали так пространно, как их изучали ученые архаической Средней Азии. Шпренгер, несправедливый, с предвзятыми мнениями, каким он оказался во всем остальном, признает это в своей «Истории медицины». И все же, несмотря на все это, каждый раз, когда речь идет о магии, Индийская Магия редко кому приходит в голову, так как о пользовании магией в Индии известно меньше, чем среди других древних народов. У индусов магия была и есть более эзотерична, возможно даже более эзотерична, чем у египетских священнослужителей. Настолько она считалась священной, что ее существование едва допускалось и ею пользовались только при крайней общественной необходимости. Дело магии считалось чем-то большим, чем дело религии, ибо ее считали божественной. Египетские иерофанты, несмотря на их суровую чистую нравственность, ни на миг не могли быть сравнимы с аскетическими гимнософистами ни по святости жизни, ни по чудодейственным силам, развитым в них сверхъестественным удалением от всего земного. Со стороны тех, кто их знали, они пользовались большим уважением, чем халдейские маги. Отказывая себе в простейших удобствах жизни, они обитали в лесах и вели жизнь наиболее уединившихся отшельников, тогда как их египетские братья, по крайней мере, собирались вместе. Несмотря на пятно, бросаемое историей на занимающихся магией и предсказаниями, она провозгласила их обладателями величайших тайн в медицинских познаниях, непревзойденными в их применении на практике. Многочисленны тома, сохранившиеся в индийских монастырях, где приведены доказательства их учености. Попытка сказать о том, были ли гимнософы действительными основоположниками магии в Индии, или же они только пользовались тем, что было им передано, как наследство от самых ранних риши — первых семи мудрецов — будет рассматриваться как простая спекуляция представителей точных наук.
«Забота, какую они проявляли в образовании молодежи, знакомя ее с возвышенными добродетельными мыслями и чувствами, делает им особую честь, а их афоризмы и беседы, насколько они зафиксированы историками, доказывают, что они были знатоки философии, метафизики, астрономии, нравственности и религии», — говорит современный писатель. Они сохраняли свое достоинство под властью самых могущественных принцев, которых они не удостаивали своими посещениями и не беспокоили ни малейшими просьбами. Если последние хотели получить совет или молитвы этих святых людей, то они должны были или пойти к ним сами, или же послать послов. Для этих людей нет скрытой силы растения или минерала, который они бы не знали. Они измерили глубины природы, тогда как психология и физиология были для них открытыми книгами; результатом этого была наука или махагиотия, которую теперь презрительно называют магией.
Цицерон называл магию divina sapientia (божественное знание); Филон Иудей описывал магов, как обладающих наибольшей способностью проникновения в сокровенные тайны природы, а не в унизительном значении, придаваемом этому слову в нашем веке. В его возвышенной концепции маги были святыми людьми, которые, отстранившись от всего на этой земле, размышляли о божественных добродетелях и более глубоко понимали божественную природу богов и духов; они посвящали других в те же тайны, которые состоят в том, что человек на протяжении всей своей жизни может поддерживать непрерывную связь с этими невидимыми существами.
В своем объемистом труде по мистическим проявлениям человеческой природы германский натуралист и философ Максимилиан Перти посвятил целую главу «Современным формам магии». «Проявления магической жизни», — говорит он в своем предисловии, — «частично покоятся на совсем другом порядке существования, нежели та природа, в которой мы знаем время, пространство и причинность. С этими проявлениями мы можем экспериментировать очень мало; их нельзя вызвать по нашему велению; мы можем только наблюдать и тщательно следить за ними, когда они происходят в нашем присутствии; мы только можем группировать их по аналогии на определенные подразделения и выводить оттуда общие принципы и законы».
Корнелий Агриппа говорит нам абсолютно то же самое: «Постоянно изменяющаяся универсальная сила, «мировая душа» может оплодотворять что угодно, вселяя в них свои божественные свойства. Эти предметы приобретают дар передать нам свои качества, если их располагать согласно формуле, преподанной наукой. Достаточно поносить их, чтобы почувствовать их непосредственное влияние на душу, так же как и на тело… Будучи частью той сущности, из которой состоит все созданное, человеческая душа обладает удивительной силой. Кто владеет этой тайной, может достичь в науке и познании таких высот, на какие его воображение способно поднять его; но он сможет сделать это только при наличии тесной связи с этой универсальной силой… Истина, даже будущее могут сделаться тогда вечно предстоящими перед очами его души; и это много раз было доказано имевшими место фактами, так как они были видимы и описывались ранее… время и пространство исчезают перед орлиным глазом бессмертной души… ее мощь становится безграничной… она может проноситься через пространство и окутывать своим присутствием человека, независимо от расстояния; она может входить и проникать и заставить его услышать голос того человека, которому она принадлежит, как будто этот человек находится в этой же комнате». <…>.
В своем духовном, сокровенном значении Магия, Magia, означает «Великая Жизнь» или божественная жизнь в духе. Корень этого слова есть магх, как это видно по санскритскому махат, зендскому ман, греческому мегас и латинскому магнус — все они означают «великий». Это есть Наука Раджа-Йоги — Магия, возвышенная и величественная Наука, Божественная, выше всех других. Это — великое средство для всего…».

(Блаватская Е.П. Тайная Доктрина. Том 3. Сайт www.lib.rus.ec.)

* * *