Статья 2.3. Тантра как предмет Российской Тантрологии. (ч.1).

«Ещё несколько десятилетий назад Тантра (или «Тантризм») была известна как полузабытое, маргинальное религиозное течение, влачащее жалкое существование где-то на задворках mainstream Индуизма. <…>.
Семантически слово «тантра» означает «ткань», т.е. «текст». Термин этот в санскритских памятниках может применяться для обозначения любого комплекса авторитетных учений. <…>.
В более узком и специфическом смысле термин [«тантра»] относится к специальным учениям (комплексам учений, включающим ритуалы, йогические практики, позже философские компендии и проч.) изначально неведического происхождения. <…>.
Изучение данной партикулярной религиоведческой темы, «Тантра на Западе» (читай — и в России), как мне видится, должно вестись с привлечением компетентных религиоведов, философов, христианских богословов, индологов. Тема эта — пограничная между самыми разными науками и мировоззренческими вопросами, что и делает её такой и увлекательной, и непростой…» — так написал в 2012г. широко известный среди своих почитателей, Эдгар Лейтан, бывший россиянин, выпускник факультета католического богословия Венского Государственного Университета (Кафедра сравнительного религиоведения), параллельно обучавшийся и продолжающий своё образование на факультете филологии и истории культуры этого же Университета в области востоковедно-филологических и историко-философских наук, в своей статье «Почему Тантра? Об одной моде элитарно-массового религиозного сознания» (17.02.2012г. Сайт www.edgar-leitan.livejournal.com.).
«Тантра — безусловно, интереснейшая и богатейшая тема для академического исследования, но в первую очередь это живой инструмент, руководство к действию. Это особая пробужденность сознания, которую и следует реализовать в?собственной жизни, а не только в научных докладах и?диссертациях. Именно с этой освобождающей целью и записывались тексты Тантры. Изучать подобные предметы, не применяя их преображающей силы на деле, все равно, что просить милостыню, сидя на ларце с сокровищами» (см. В.Дмитриева. Тантра: пропасть или взлет? 10.01.2011г. Сайт www.anavrita.ru.).

* * *

 1. ИЗУЧЕНИЕ ТАНТРЫ.

В 2012г. С.А.Жаринов написал (см. Семён Жаринов. Тантрология: Наука о Тантризме в России. 06.2012г. философский портал «Арктогея», сайт www.arcto.ru.):

«Данная статья посвящена проблеме изучения индуистской Тантры как одного из направлений Тантрологии. Очерк развития Тантрологии за рубежом дан С.В.Пахомовым в его статье «Становление Тантрологии» (2004), где лишь кратко (в силу скудности тантрологических исследований в России) упомянуты отечественные штудии в этом направлении. За шесть лет ситуация несколько изменилась — появился ряд работ, которые сделали важный вклад в становление Тантрологии в России.
Прежде чем начать обзор отечественной литературы о Тантризме, обозначим, что мы понимаем под индуистской Тантрой. Под индуистским Тантризмом можно понимать комплекс культовых практик, ритуалов, мистицизма и тайных обрядов, которые основываются на определенных религиозно-философских положениях, в центре которых находится концепция Высшей Силы, т.е. Шакти, методом соединения с которой, среди всех прочих, является половое соитие, как на ментальном, так и на физическом уровнях».

Как пишет Густав Гюнтер (см. Гюнтер Г., Турнгпа Ч. Рассвет Тантры. М. Рассвет без заката. 1980г. 105 стр.; Г.Гюнтер, Ч.Трунгпа. Заря Тантры. / Пер. с англ. О.Донат. СПб. Изд. общества духовной и психической культуры. Реверс.1993г. 105 стр., Глава 1. Тантра. Ее происхождение и понятие):

«Термин «тантра» со времени своего первого появления на Западе и вплоть до настоящего времени нередко понимался неверно. Этот термин вошел в английский язык в 1799г., когда тантрические работы были обнаружены миссионерами в Индии. Эти работы не были буддистскими трудами. В то время на Западе фактически едва ли было известно о существовании такого явления, как Тантризм. Термин «тантра» был известен тогда лишь как заголовок этих работ, содержание которых совершенно отличалось от того, что люди ожидали увидеть в книгах по философии и религии. Миссионеров совершенно шокировало то, что другие люди имеют религиозные и философские идеи, так отличающиеся от их собственных. Для них слово «тантра» значило не более чем эти пространные трактаты; однако поскольку в этих трактатах предмет рассмотрения был столь необычен с их точки зрения, термин «тантра» стал приобретать совершенно особое значение, значение, которое не подтверждалось надлежащим изучением этих текстов».

Научное изучение Индии на Западе, ее древней истории и культуры началось лишь в конце XVIII в. Первыми европейскими индологами были аббат Рейналь, автор фундаментального труда «История обеих Индий», и группа ученых, чиновников Ост-Индской компании — У.Джонс, Ч.Уилкинс, У.Колбрук и др. Англичанин У.Джонс (1746-1794гг.), которого называют «отцом Индологии», положил начало научному изучению Санскрита, он одним из первых приступил к систематическому исследованию древнеиндийских литературных памятников на Санскрите и перевел на английский язык «Законы Ману». Первым центром Индологии стало Бенгальское Азиатское общество, которое было основано в 1784г. в Калькутте, и целью которого было изучение индийской культуры. Вскоре появились первые индологические журналы. В 1785г. Ч.Уилкинс издал английский перевод древнеиндийского религиозно-философского трактата «Бхагавад-Гита». Это сочинение с огромным интересом было встречено в научных и литературных кругах Европы.
Однако считается, что начало Индологии восходит к хорезмскому антропологу и историку Абу Райхану аль-Бируни (973-1048). В своих «Исследованиях Индии» он не только записал политическую и военную историю Индии, но и коснулся деталей истории культуры, науки, религии и социальной сферы (см. M.S.Khan (1976). «al-Biruni and the Political History of India». p. 86-115). Аль-Бируни был также первым, кто начал изучать антропологические аспекты в Индии: наблюдал различные индийские группы, обучался их языкам, изучал основные документы, он старался представить свои выводы объективно и нейтрально, используя сравнительную культурологию. (см. Akbar S. Ahmed (1984). «Al-Beruni: The First Anthropologist». р. 9-10).
В самой Индии изучение истории, языка, материальной и духовной культуры ее народов началось еще в колониальный период (сам термин «индология» в Индии употребляется в более узком смысле, главным образом для обозначения научных дисциплин, изучающих древнюю историю, Санскрит, древнюю и средневековую литературу). Раммохан Рай (1772-1833) первым из индийцев начал изучение древнеиндийских памятников. В 1816-1820гг. он опубликовал сокращенное издание ведант с переводом на бенгальский язык. Видными специалистами по Санскриту, ведической и буддийской литературам были Р.Л.Митра и Хара Прасад Шастри; Р.Г.Бхандаркар создал ряд работ по вопросам истории и филологии.
В России интерес к изучению Индии возник в 70-80-х гг. XVIII в. (Н.И.Новиков, А.Н.Радищев, Винков). На конец XVIII в. приходится и период собирания в России отдельных и отрывочных сведений об индийских языках. Позже начинается их планомерное изучение. Большая заслуга в развитии русской Индологии принадлежит Г.С.Лебедеву, который в 1805г. выпустил капитальный этнографический труд «Беспристрастное созерцание систем Восточной Индии Брамгенов, священных обрядов их и народных обычаев». В 1811г. известный петербургский ученый-лингвист Ф.П.Аделунг написал работу «О сходстве санскритского языка с русским», в 1830г. он же выпустил на немецком языке книгу «Опыт литературы санскритского языка», в которой дал описание 350 санскритских сочинений и подробный обзор работ западноевропейских индологов. В это же время Ф.П.Аделунг издал «Bibliotheca sanscrita» — наиболее полный для того времени каталог санскритских рукописей и книг. В 1818г. при Академии Наук был основан Азиатский Музей, ставший центром востоковедческих исследований.
Как пишет С.В.Пахомов (см. Пахомов С.В. Становление Тантрологии. // Журнал «Религиоведение» № 3. 2004г. С.48-57):

«Уже в самом начале развития Индологии — в её английском варианте — появляются спорадические упоминания о Тантре. В 1788г. в первый том «Азиатских исследований» (Asiatic Researches) Уильяма Джонса была включена статья Гердхана Каула «О санскритской литературе индусов». (Caul Gerdhan. On the Literature of the Hindus from the Sanscrit). В этой небольшой статье, занимающей всего десять страниц, в разделе «веды» говорится о «многочисленных тантрах, мантрах, агамах и нигамах, шастрах, которые состоят из заклинаний». (Hartzell J. F. Tantric Yoga. Ph. D. diss. Columbia University, 1997. P. 35). Знаком был с существованием Тантрической Традиции и такой крупный английский индолог, как Генри Кольбрук (1765-1837), который участвовал в собирании некоторых тантрических манускриптов для библиотеки Британского Министерства по делам Индии (India Office). Возможно, именно этот учёный и положил начало негативному восприятию феномена Тантры…
Помимо академически-высокомерного отношения к данному предмету со стороны европейских учёных, определённое влияние на её восприятие оказывали и неспециалисты, непосредственно сталкивавшиеся с Тантрой — например, христианские миссионеры. Так, ещё в конце XVIII в. французский католический миссионер, аббат Дюбуа с отвращением писал об обряде «шакти», свидетелем которого ему довелось стать в одной из южноиндийских деревень…
Судя по всему, неплохо был осведомлён о наличии Тантры и индолог Хорес Хейман Уилсон (1789-1860), писавший о том, что тантристы говорят о своей традиции как о «пятой веде, приписывая ей равную древность…». Впрочем, высокомерный тон присущ и ему. («Тантры ответственны за все самое отвратительное в нынешнем состоянии индуистской религии». Wilson H.H. Essays and Lectures on the Religion of the Hindus. Vol. II. London, 1862. P. 77). Пожалуй, среди всех английских индологов до-авалоновской (об А.Авалоне см. ниже) эпохи наиболее глубоко познакомился с предметом Моньер Моньер-Уильямс (1819-1899), который в своих произведениях неоднократно упоминает и рассматривает феномен Тантризма (в его глазах — Шактизма)…
Одним из первых систематизаторов тантрических текстов был прибывший в Индию ещё в 1782г. полковник Маккензи, который затем проработал в Ост-Индской компании в Мадрасе долгие десятилетия. Он собирал рукописи и заносил в каталог некоторые тантрические произведения, снабжая их кратким описанием содержания — кстати, без презрительных замечаний. С 1871г. систематически занимался собиранием рукописей — в том числе и тантрических — индийский учёный Ранджендралал Митра, регулярно издавая свои Notices of Sanscrit Manuscripts; всего ему удалось собрать более 300 тантрических манускриптов, включая буддийские».

Подлинный прорыв в собирании, изучении и публиковании тантрической литературы в конце XIX в. связано с именем англичанина, судьи Верховного Суда в Калькутте, которого звали сэр Джон Вудрофф (1865-1836). Он был первым европейцем, который серьезно занимался изучением Тантры. Изучив Санскрит, Джон Вудрофф взялся за перевод доступных ему тантрических текстов. Он имел тесное общение с самими тантристами, поэтому смог познакомиться с их жизнью и религиозной практикой. Джон Вудрофф считается известным британским востоковедом, чьи работы пробудили на Западе широкий интерес к индийской религиозной философии и практикам Тантризма. По словам С.В.Пахомова «Джон Вудрофф не просто информировал о Тантре, но и показывал её ценность, её глубокую укорененность во всей индийской духовной культуре, и даже её… ортодоксальность: он полагал, что учение Тантры напрямую вытекает из ведического знания. Закономерно, что в 1950-е гг. Вудрофф был признан величайшим европейским учёным, писавшим на темы Тантризма» (см. Пахомов С.В. Становление Тантрологии. // Журнал «Религиоведение» № 3. 2004г. С.48-57) Практически с момента своего прибытия в Индию в 1890г., Джон Вудрофф начал активно изучать Санскрит и индийскую философию и особо заинтересовался философией Индуистского Тантризма. Он перевёл с Санскрита и опубликовал (под псевдонимом Артур Авалон) на английском языке в серии «Тантрические тексты» около 20-ти тантрических текстов. Он также прочёл значительное количество лекций и опубликовал большое число статей по Йоге и Тантре. Фактически, можно сказать, что Джон Вудрофф был первым из европейцев, кто познакомил Западную Европу с Тантрой как с серьёзным учением — в то время репутация Тантры в самой Индии и на Западе была далеко не однозначной. Это учение воспринималось как сочетание моральной распущенности и вредоносной магии, а не как сложная и интенсивная практика самосовершенствования.
С.В.Лобанов в предисловии к русскому изданию «Введения в Маханирвана-Тантру» (см. Артур Авалон. Введение в «Маханирвана-Тантру». Старклайт. 2002г. 158 стр.) пишет:

«Он [Артур Авалон] был первым, кто познакомил западный мир с важнейшими первоисточниками тантрического мистицизма, опубликовав некоторые из них, в том числе и в собственном переводе. Прежде всего, это «Маханирвана-Тантра», «Куларнава-Тантра», «Каулавали-Нирнайя», «Шат-Чакра-Нирупана» и др. Все они неоднократно переиздавались. Также не одно издание выдержали его «Принципы Тантры», «Змеиная сила», «Шакти и шакта» и еще несколько работ по Тантре. До этого тайные писания тантриков, приверженцев шактистских культов Индии, не были доступны не только людям Запада, но даже большинству ортодоксальных индусов. По счастливой случайности сэр Джон Вудрофф проявил к Тантре неподдельный интерес и погрузился в ее изучение вместе с несколькими помощниками. Вместе с ними он разыскивал уникальные манускрипты, встречался с носителями Традиции, сумел преодолеть отчуждение и закрытость большинства из них, ознакомился с учениями и практикой тантрических школ Бенгалии. Трудно сказать, был ли он сам по-настоящему посвящен в Тантру, то есть прошел ли традиционные процедуры посвящения и личного приобщения к практике. Одни утверждают, что был, другие это отрицают. Сам Артур Авалон не сообщает на этот счет ничего, а тантрики хранят молчание. В любом случае это никак не умаляет его заслуг и не снижает ценности его работ».

В 1971г. Бидия Дандарон (см. Дандарон Б.Д. Махамудра как объединяющий принцип Буддийского Тантризма. Улан-Уде. 1971г., сайт www.abhidharma.ru.) писал:

«Учитывая необычайную сложность проблемы и будучи ограничен рамками журнальной статьи, я решил изложить основные теоретические положения Махамудры так, как их представляют сами буддисты, и воздержаться от каких бы то ни было комментариев — это дело будущего. Во всяком случае, такой подход позволяет даже сейчас сделать существенный вывод: цели и задачи буддийского Тантризма, основой и объединяющим принципом которого является Махамудра, не имеют ничего общего с целями и задачами шиваитского Тантризма. Считать поэтому буддийский Тантризм производным от шиваитского мистицизма, подобно Г.Ц.Цыбикову, А.Уодделю и др., крайне неправильно. Именно подобные взгляды порождали предвзятость, которая была направлена против всего тантрийского. Поэтому многие ученые отказывались от какого-либо изучения его или же к изучению Тантризма относились долгое время с пренебрежением.
Первым осмелился опубликовать серию работ по тантрийским текстам и философии Артур Авалон (Джон Вудрофф), который писал в предисловии к «Шри-чакра-самбхара-Тантре»: «Невежды… дают столько пищи для ложных суждений, что они (суждения) с готовностью подхватываются и именно они большей частью служат материалом для религиозной полемики. Тем не менее, я повторяю, что мы должны привлечь наш разум и чувство справедливости к тому, чтобы постараться понять всякую религию в ее высшем и чистейшем проявлении».

Вот что было написано в одной из публикаций (см. Письменные источники Тантры. Сайт www.yayog.ru.):

«Подавляющее большинство сохранившихся тантрических текстов до сих пор остаются в виде рукописей. Из тех, которые были опубликованы, многие принадлежат обрядовым типам Каула и Самайя. Большинство из них до сих пор остаются не переведенными с Санскрита. Сэр Джон Вудрофф (Артур Авалон) сделал очень многое не только в плане перевода тантрических текстов, но и как интерпретатор изложенных в них концепций. Чинтакаран Чакраварти, Харапрасад Шастри, Бхавтош Бхаттачарья, М.П.Пандит, Капали Шастри, Прабодха Чандра Багчи, М.Элиаде, Дж.Туччи, П.X.Потт, Гопинатх Кавирадж и Хазарипрасад Двиведи — вот некоторые имена ученых, работы которых пролили свет на многие, ранее темные вопросы Тантрической Традиции».

Вот что было написано в аннотации к статье Н.С.Жиртуевой (см. Жиртуева Н.С. Тантризм в контексте теории мистического опыта просветления. // Научный журнал «Культура народов Причерноморья». 2006г. С. 78-81):

«Темой статьи является исследование особенностей тантрического мистицизма, что дает возможность осуществить его сравнительную характеристику с другими типами мистицизма. К данной теме обращались в своих работах А.Авалон, С.Булгаков. Н.Гафурова, Д.Голмен. Рам Дас, А.Сафронов, Е.Торчинов. Однако, сравнительную характеристику Тантризма с другими мистическими учениями указанные авторы осуществляли под углом симпатий или к восточному или к западному типу мистицизма».

Вот что пишет С.В.Пахомов (Пахомов С.В. Становление Тантрологии. // Журнал «Религиоведение» № 3. 2004г. С.48-57):

«Индуистская Тантра (Тантризм) систематически исследуется почти сто лет. Много это или мало? С учётом того, что гуманитарная наука в XX в. развивалась очень интенсивно — это, наверное, большой срок. Тем не менее, несмотря на то, что учёные продвинулись в изучении Тантры достаточно далеко, — как на Западе, так и в самой Индии, — до сих пор в данной области остаётся множество белых пятен. Характерно, что вплоть до 1960-х гг. изучение собственно Тантры (включая и изучение буддийской Тантры) не формировало — по крайней мере, на Западе, — отдельной научной дисциплины. («Серьёзных работ по Тантре мало, они слишком специализированы и не формируют самостоятельного жанра среди других востоковедных исследований». Bharati А. Tantric Tradition. London etc. 1992 (3rd ed.; 1st ed. в 1965 г.). P. 9)».

Вот что пишет Рамачандра Рао (см. Рамачандра Рао. Тантра. Мантра. Янтра. Тантрические традиции Тибета. / Пер. с англ. А.Иванникова. Беловодье. 2002г. 304 стр.):

«Существует два основных препятствия в изучении Тантры: с одной стороны, энтузиасты создают образ в высшей степени эзотеричной и мистической Тантры, что даже ученые не в силах разобраться в ее сложнейших концепциях. С другой стороны, их оппоненты выпячивают различные аморальные и непристойные элементы псевдо-тантрических культов. На самом деле лишь немногие понимают, что взгляд энтузиастов на Тантру не подтвержден, а их оппонентов — необоснован и неоправдан. Некоторые тексты Тантры на самом деле рассматривают в высшей степени абстрактные идеи, используя тщательно разработанный символизм. Верно и также, что некоторые ритуалы Тантры являются необычными, странными и даже отвратительными».

Вот что было написано в одной из публикаций (см. Марио. Тантра-Йога. Сайт www.mario.fatal.ru.):

«Первые европейцы, которые встретились с людьми, практикующими Тантру, были поражены сексуальными практиками и не заметили всего остального. Иногда приходится сталкиваться с мнением, что слово «тантра» — это синоним слова «секс». Тантра — это целостное восприятие окружающего мира. Поскольку в жизни человека секс играет очень важную роль, то Тантра занимается и этим аспектом человеческого бытия».

Вот что пишут С.Завьялов и Е.Петренко (см. Сергей Завьялов, Елена Петренко. Гора Кайлас в Тибете как великий нерукотворный символ Тантрического мировоззрения. 2001г. Сайт www.skoptsov.ru/biblio.):

«Наука Запада до сих пор не имеет возможности изучить Тантризм в полном объеме (имеется в виду изначальный, индуистский его вариант, не менее сложный, чем буддийский, который основан на его фундаменте и легче поддается научному анализу). Таким образом, Тантра до сих пор остается учением малоизученным и таинственным как для Запада, так и для Востока (в первую очередь это касается механизма действия ее практик)».

Вот что писал в своей субботней колонке Эдгар Лейтан в 2009г. (см. Эдгар Лейтан. Чему может научить Индия: романтика, академическая наука и мистика. 21.03.2009г. Сайт www.edgar-leitan.livejournal.com.):

«В поисках источников, выходящих за рамки чистой текстологии и несущих хотя бы дуновение подлинной, живой традиции (без которой, как казалось, по-настоящему понять религиозный гений Индии вовсе невозможно) как-то так получилось обратиться к традиции Кашмирского Шиваизма, которая, прежде всего, традиция тантрическая. Моё лично знакомство с живой традицией Тантры произошло в первый раз в Вене через профессора-религиоведа Беттину Боймер (Bettina B?umer), являющуюся как академическим учёным, живущим с 1960-х годов в Индии, в Бенаресе, так и ученицей последнего великого представителя живой традиции Кашмирского Шиваизма, Свами Лакшманы Джу (умер в 1991г.).
Тут необходима справка для тех, кто не знает: Тантра представляет собой большую, особую группу мистических традиций в Индуизме и Буддизме, практика которых гарантирует очень быстрый духовный рост. Кроме того, индуистская Тантра отвергает священный для ортодоксального Индуизма авторитет ведического Откровения…
Тантрический Кашмирский Шиваизм показался мне интересным в том плане, что он позволяет (хотя бы теоретически) сочетать глубокую философскую образованность во всех школах индийской рефлексирующей мысли с интенсивной духовной практикой. Кстати, эта «духовная практика» вполне доступна для застрявшего в повседневности мирянина, а не предназначена только для отказавшихся от бытовых передряг аскетов…
Философские принципы Тантры с её глубокими интуитивными прозрениями насчёт зеркальных соответствий микро- и макрокосмоса и с богатейшей изобразительной символикой-иконографией, а также приключения индивидуального духовного поиска, конечно же, привлекательны для молодых романтически настроенных богоискателей, несколько утомлённых принудительной ортодоксией, преходящей в идеологию, а особенно мелочностью приходских дрязг церковного Христианства, выдаваемых почему-то за «духовную жизнь».
Когда я только начинал этим заниматься, то считал, что Тантра — традиция очень малоизученная, даже в самой Индии зачастую сомнительного свойства, особенно в индусской ортодоксальной среде, из-за множества с ней связанных странных ассоциаций. Тут и «магия», и «причудливые эзотерические ритуалы», и «сексуальный символизм». Двусмысленную роль тут в своё время сыграли западные потребители индийской религиозности, падкие на всякого рода эксцентричную экзотику. Кашмирский же Шиваизм ассоциируется, помимо всяких общетантрических положений, ещё с глубокой санскритской учёностью носителей этой традиции…
Как-то любопытно получается — всё большее число как молодых индологов, так и просто интересующихся Индией любителей в России, западной Европе и в Америке увлекается разными аспектами Тантры. Недавно я обнаружил в Петербурге, что, оказывается, кашмирский средневековый гений-энциклопедист Абхинавагупта (X в.), малоизвестный у себя на родине, небезызвестен в России. Также и буддисты, и даже буддологи, если уже чем-то интересуются, то опять-таки прежде всего Тантрой.
Я всё пытаюсь на протяжении ряда лет понять данное явление. То есть уже не столько Тантру саму по себе, сколько растущую моду на неё на Западе, в том числе и в России. Что тут играет наибольшую роль: мимотекущая и скоропреходящая мода? Фасцинация, захваченность воображения какими-то огромными, неизведанными доселе возможностями? Тантра как альтернативный выход на собственную «душу», чего для многих более не может исполнять обычная христианская обрядность? Призрак духовной ВЛАСТИ, который в целеполаганиях (сотериологии) тантрических систем, безусловно, присутствует? Просветление быстрого приготовления?..
С академической точки зрения дело представляется мне немного сомнительным хотя бы потому, что исследование тантрических систем представляется невозможным без серьёзной духовной практики, а последняя непредставима без специального посвящения и выучки у опытного наставника. Иначе заниматься Тантрой не рекомендуется — слишком опасно! Но где подобного рода эзотерика, там заканчивается академическая наука и начинается уже что-то совсем другое…».

И вот что пишет Эдгар Лейтан в 2012г. (см. Э.Лейтан. Почему Тантра? Об одной моде элитарно-массового религиозного сознания. 17.02.2012г. Сайт www.edgar-leitan.livejournal.com.):

«Ещё несколько десятилетий назад Тантра (или «Тантризм») была известна как полузабытое, маргинальное религиозное течение, влачащее жалкое существование где-то на задворках mainstream Индуизма. Подозрительное для ортодоксальных хинду (по-старинному «индусов», индуистов) своей переоценкой нравственных ценностей: нормативов социальной жизни, вплоть до питания и отношения к сексуальности. Недаром большие традиционные тантрические общины, как, например, до сравнительно недавнего времени было в Кашмире, всегда настаивали на своей ортодоксальности с точки зрения брахманических идеалов и повседневных нормативов.
Такое двойственное отношение к Тантре — сложное явление, при всём, что самая повседневная индуистская «пуджа» (почитание богов, богослужение) насквозь пронизана тантрическими элементами, образующими в совокупности с ведическими составляющими составной органичный сплав.
Семантически слово «тантра» означает «ткань», т.е. «текст». Термин этот в санскритских памятниках может применяться для обозначения любого комплекса авторитетных учений (например, медицинско-энциклопедический древнеиндийский трактат «Чарака-Самхита» называется «Тантрой Агнивеши», не имея к «Тантризму» никакого отношения). В более узком и специфическом смысле термин относится к специальным учениям (комплексам учений, включающим ритуалы, йогические практики, позже философские компендии и проч.) изначально неведического происхождения, возникшим где-то в первые века — в середине I тыс., где главными «референтами» (и «авторами») выступают уже не безличностные («апаурушея») Веды, но личные боги — Шива (иногда Вишну), персонифицированная в образе различных богинь божественная сила Шивы Шакти (как например различные ипостаси богини Кали и т.д.).
Всё вышесказанное — своего рода простенький «ликбез» для тех из интересующихся религиями, которые специально об этом, однако, ничего не знают. При этом особый разговор о Тантризме буддийском, которого мы здесь касаться не будем. <…>.
Западный интерес к Индуистской Тантре не в последнюю очередь возник благодаря научной и популяризаторской деятельности британского учёного сэра Джона Вудроффа, издавшего на Санскрите и переведшего на английский язык некоторые важные памятники тантрической литературы. До той же поры (рубежа XIX-XX вв.) западная Индология занималась преимущественно Ведами и в какой-то мере индийским санскритским эпосом, считая Тантры и Пураны «вырождением Индуизма».
Постепенно терминология тантр была широко растиражирована Теософией, а вслед за ней подхвачена эзотерикой более позднего разлива, синкретической идеологией Нью-Эйдж и т.п. Кто в наше время, даже очень далёкий от Индии, не слышал санскритские слова «чакра» или «мантра»? Термины эти распространились не в последнюю очередь благодаря популяризации на Западе Тантр, повлекшей их профанацию и искажение. «Тантра» в ньюэйджистском понимании стала как бы синонимом чувственного, а также эротики и просто сексуальности. Нередко приходится читать о предоставлении на рынке услуг «тантрического массажа», а также об особой глубине ощущений при «тантрическом сексе». <…>.
Интересно, что в XX в. в Индии сами представители учёной санскритской элиты решили попытаться общими силами очистить Тантру от негативных наслоений простонародных ортодоксальных предубеждений, а также противодействовать повсеместному вымиранию подлинных традиций, организовав в Бенаресе (Варанаси) в 1965г. тантрическую конференцию, где доклады на Санскрите читали как известные текстоведы-санскритологи, традиционные пандиты, так и многоучёные практики и учителя тантрической садханы. <…>.
За последнее десятилетие я наблюдаю странную вещь — взрывоподобный рост вширь всяких западных (в т.ч. и российских) тантрических «кашмирских шайвов», а также иных менее известных тантрических групп. Расплодились религиозные общинки и группы, где занимаются изучением английских книжек, переводов некоторых трактатов, учений покойного кашмирского Свами Лакшманы, умножились числом и люди, именующие себя «гуру». Даются какие-то религиозные «посвящения», ведутся споры, кто истинный член Традиции, а кто самозванец. Идёт ловкое жонглирование санскритской технической терминологией Тантр, обычно без глубокого её понимания. Размножились соответствующие интернет-сайты, так что человеку, который не «в теме», ориентироваться стало практически невозможно.
Читаются какие-то доклады на конференциях, публикуются какие-то статьи. Впрочем, тут следует строго разграничить действительно серьёзные научные доклады и статьи на высоком уровне (это такие западные индологи, как Сэндерсон, Торелла, Айзаксон и др.) от вторичных попыток, при незнании оригиналов, мировоззренческой интеграции модного материала (называющих себя «практиками»).
Тему эту я только постарался поверхностно затронуть, видя всю её сложность и неоднозначность. Налицо распространение непростым путём вышедшего из Индии и постепенно одомашненного на Западе новомодного религиозного движения, которое укладывается во всеобщее вливание Востока в Запад (это при всём том, что сам Восток неуклонно превращается в Запад: Карл Густав Юнг сумел бы много сказать об этом противобеге, т.н. «энантидромии»), вписывающегося к тому же в свойственную постмодернизму (ср. «фельетонная эпоха» у Германа Гессе) всеядность и ценностный релятивизм. Дальнейшее изучение данной партикулярной религиоведческой темы, «Тантра на Западе» (читай — и в России), как мне видится, должно вестись с привлечением компетентных религиоведов, философов, христианских богословов, индологов.
Тема эта — пограничная между самыми разными науками и мировоззренческими вопросами, что и делает её такой и увлекательной, и непростой. Боюсь, что обычными в нынешней российской как бы «православной» общественности, где пока безраздельно господствуют лишь «бесогоны» и «сектоборцы», примитивными звонкими идеологемами о «загнивании Запада» и «оккультизме» думающий человек отделаться не сможет».

(Э.Лейтан. Почему Тантра? Об одной моде элитарно-массового
религиозного сознания. Сайт www.edgar-leitan.livejournal.com.)

И вот что пишет Виктория Дмитриева, переводчик, индолог (см. В.Дмитриева. Тантра: пропасть или взлет? Сайт www.anavrita.ru.), на персональном сайте которой (www.anavrita.ru) написано:

«Виктория Дмитриева — переводчик, индолог. Закончила английское отделение филфака СПбГУ и получила магистерскую степень университета МакГилл по специальности религиоведение (Монреаль, Канада). С 1996г. часто и подолгу бывает в Индии, где изучает Санскрит, индийскую философию, Йогу, много путешествует и знакомит искренне интересующихся людей с Индией, выбирая малоизвестные, но удачно передающие дух этой страны маршруты и организуя встречи с наиболее интересными его носителями.
Виктория — автор статей об Индии, переводит книги по философии и Йоге, принимает участие в научных проектах и семинарах, и приглашает в Россию интересных людей из Индии, в том числе мастеров Йоги и Аюрведы.
В 2000г. Виктория встретила Б.Н.Пандита — выдающегося знатока уникальной традиции Йоги и философии самого северного штата Индии — Кашмира, известной как Парадвайта — высшая недвойственность. Результатом занятий с Б.Н.Пандитом стал русский перевод его книги «Основы Кашмирского Шиваизма» (в 2010г. вышло второе дополненное издание этой книги под названием «Кашмирский Шиваизм. Наслаждение и Освобождение»), и текста «Спанда-Карики», написанного на Санскрите в VIII в. н.э. и посвященного практикам йоги этой школы. В 2007г. в Петербурге также вышел русский перевод книги Дэвида Кинсли «Образы Божественной Женственности в Тантре», год спустя переизданный под названием «Махавидьи в индийской Тантре». Последние семь лет Виктория, в основном, проводит в Индии, занимаясь научной работой и организуя индивидуальные и групповые путешествия по «нетуристической» Индии».

«Профанируя и торгуя, современный рынок эзотерики продолжает порождать фантастические суррогаты древних учений, и, пожалуй, в наибольшей степени среди них искажена Тантра. Это объясняется тем, что Тантра представляет собой наиболее глубинный, скрытый и сложный слой Индуизма, понимание которого требует знания Санскрита, знакомства с живой, а не книжной Традицией, ясного ума, непреклонных духовных устремлений, нравственной чистоты, и, самое главное, чуткого руководства достойного и сведущего наставника. <…>.
К сожалению, та «Тантра», которую приходится видеть последние лет пятнадцать в большинстве изданий и рекламах семинаров по «тантрическому сексу», не тянет даже на грубую карикатуру или «пособие для чайников». Такое впечатление, что древнее знание прячется, притворяясь чем-то иным, дабы окончательно сбить с толку невежд и испытать искренне ищущих. <…>.
Случилось так, что большинство основополагающих тантрических текстов остаются непереведенными на европейские языки, а вот дурная слава и изуродованное представление о Тантре успели широко распространиться. <…>.
Тантрой в широком смысле называется древнейший, вернее, вневременной свод знаний о законах Вселенной, о гармоничном взаимодействии с ней, о смысле и цели человеческой жизни, а также о методах, ведущих к освобождению из горестного круговорота перерождений. Поскольку Тантра оперирует базовыми онтологическими понятиями, устная ее Традиция уходит корнями в глубочайшую древность, применять к которой какие-либо временные рамки сложно. <…>.
Проблема правильной интерпретации Тантры состоит еще и в том, что в современной Индии этим словом называется чрезвычайно широкий спектр всевозможных оккультных знаний, ритуалов, бытовой магии, чародейства, целительства. На хинди, например, слово «тантра» обозначает, как правило, колдовство, магию, фокусы, а иногда даже безнравственное поведение. Нередко можно встретить настороженное отношение к Тантре, как к чему-то нечистому, в особенности в рафинированной ведической среде брахманов. Разумеется, в данном случае, речь идет о разных Тантрах, точнее, о разных уровнях Тантры: бытовом и трансцендентном. В первом случае, она действительно может иметь отношение к магическим манипуляциям ради стяжания личного блага, успеха и способностей управлять волей других людей. Для йогина же, стремящегося к подлинной свободе духа, подобные сиддхи (сверхъестественные способности, которые могут спонтанно развиваться в результате садханы) лишь игрушки, становящиеся препятствиями на пути, если играть в них всерьез.
Видение целостности мироздания вместе с умением не воспринимать себя ограниченным физическими категориями и выше упомянутыми удавками, дает удачу, силу и, в конечном итоге, бессмертие и свободу, к которым и призвана привести своего адепта Тантра. <…>.
Термин этот интерпретируют по-разному, но самую распространенную трактовку можно сформулировать так: всеобъемлющее учение, расширяющее сознание и помогающее пересечь океан сансары, т.е. освобождающее учение. Несмотря на официальную опалу, Тантра занимает весьма значительное место во многих семьях и ашрамах Индии. Ее методы, как правило, хранятся в тайне, описаны специальным «сумеречным» языком (сандхи бхаша) и используются и передаются из поколения в поколение — от учителя к ученику.
Первым европейцем, приподнявшим вуаль таинственности с Тантрической Традиции, был Сэр Джон Вудрофф (1865-1936), писавший под псевдонимом Артур Авалон. Книги его особенно ценны тем, что Вудрофф был не просто исследователем, а практиком, подолгу живущим в Индии и впервые сумевшим аутентично рассказать о Тантре и развенчать многочисленные предрассудки и заблуждения на ее счет. В последнее время западные ученые уделяют все больше внимания Тантре, и в особенности самой изысканной из ее школ — Кашмирскому Шиваизму, достигшей к X-XI вв. н.э. поразительных философских и йогических высот. Здесь хотелось бы заметить, что Тантра, безусловно, — интереснейшая и богатейшая тема для академического исследования, но в первую очередь, это — живой инструмент, руководство к действию, это особая пробуждённость сознания, которую и следует реализовать в собственной жизни, а не только в научных докладах и диссертациях. Именно с этой освобождающей целью и записывались тексты Тантры. Изучать подобные предметы, не применяя их преображающей силы на деле — все равно, что просить милостыню, сидя на ларце с сокровищами. (10.01.11г. Индия)».

(В.Дмитриева. Тантра: пропасть или взлет? Сайт www.anavrita.ru.)

 

2. ЧТО ТАКОЕ ТАНТРА?

Когда сегодня мы говорим о Тантре, не похожи ли мы на тех «слепых» исследователей, о которых говорится в хорошо известной древнеиндийской притче, часто упоминающейся в подобном контексте, где речь идет о большом слоне, которого исследуют пятеро действительно слепых людей, и каждый из них по очереди пытается описать слона. Один держится за хвост и утверждает, что слон похож на змею, второй, ощупывающий ногу слона, восклицает: «Нет, слон напоминает большой столб». «Вы оба не правы», говорит третий, который держится за ухо: «Слон похож на большое опахало». Четвертый, нащупывая один из бивней, заявляет: «Слон не похож ни на что из названного вами, он напоминает рог». «Все вы сумасшедшие», говорит пятый слепой, держась за хобот, «Слон похож на ствол бананового дерева». Эти пять людей дали «действительные», точные с их точки зрения, хотя и различные (по отношению к объекту) описания объекта, который не меняется и остается одним и тем же с любой точки зрения. Причина этой разницы в том, что все пятеро говорили о разных аспектах одного и того же «объекта».

Вознакает закономерный вопрос — можем ли мы сегодня дать четкое, однозначное определение такому феномену, как Тантра. Например, по словам С.В.Пахомова (см. Пахомов С.В. Представление о тождестве в индуистской тантрической философии. // Журнал «Религиоведение» 2004г. №1. С.134-149):

«Затруднительно даже определить сущность Тантры. Тантра представляет собой довольно сложное для понимания явление индийского духа — и в силу своего эзотерического характера, и потому, что она в ходе своего развития впитывала в себя множество разноплановых элементов, постоянно перетолковывала старые идеи».

Или, например, по словам А.Паду (см. А.Паду. Что мы подразумеваем под Тантризмом. Сборник. The Roots of Tantra. Albany: State University of New York Press. 2002г. пер. с англ. А.Игнатьева. Сайт www.wiki.shayvam.org.):

«…многоликость Тантры, что смущает нас, может быть ничем другим, как некоторым из тех путей, на которых Индуизм или Буддизм понимается и практикуется индийцами, тибетцами и китайцами на протяжении последних двух тысячелетий. Эти разнообразные религиозные формы мы можем решить называть тантрическими, чтобы отличать их от более древних или прочих форм тех же самых религий, но мы не должны пытаться объединить их в особую религиозную целостность, придумав для нее название «тантризм», целостность, которой как таковой никогда не существовало. Таким образом, нам бы следовало избавиться от термина «тантризм», которому весьма трудно дать определение…».

Или, например, по словам авторов введения (Юрген Торвальд, Дзаигоро Есегимицу) к книге Шри Вашикарана Шивананданы «Тантра. Предельная реальность» (см. Сайт www.kniga.com.):

«Считается, что то, что, в конечном итоге, называется Тантрой, есть нечто, опущенное к нам на Землю, на наш уровень существования посредством «расширения сознания» с более высокого уровня. Именно уровень кристаллизации, уровень, на который была спущена Тантра, и определяет ее качества, вид, содержание и прочие характеристики. Или, точнее, чем ниже уровень кристаллизации, на который опускается энергия, тем ниже его внутренняя частота вибраций, тем более материальным и заземленным будет конечный продукт. В большинстве случаев эта энергия носит энерго-информационный характер и в конечном варианте проявляется в виде каких-то универсальных, часто тайных, знаний. Возможно, именно поэтому и существует так много различных Тантр и различных определений Тантры. Поэтому очень трудно обозначить возможные границы и можно лишь перечислить наиболее известные формы и варианты воплощений [Тантры]».

То есть, можно говорить о существовании множества (если подходить традиционно, то возможно набрать 36, или 64, или даже 108) объективных и субъективных причин, не только осложняющих саму возможность сформулировать «адекватное» определение феномена Тантры, но и ограничивающих саму человеческую способность «адекватно» воспринимать и понимать феномен Тантры. Например:
— в силу своего эзотерического характера (С.В.Пахомов);
— в силу впитывания в себя множества разноплановых элементов (С.В.Пахомов);
— в силу постоянного перетолковывания старых идей (С.В.Пахомов);
— в силу своей многоликости (А.Паду);
— в силу наличия разнообразных религиознах форм (А.Паду);
— в силу отсутствия особой религиозной целостности (А.Паду);
— в силу различной степени «расширения сознания» (В.Шиванандана);
— в силу различных уровней «кристализации» [Тантры] (В.Шиванандана);
— в силу различных уровней проявления [Тантры] (В.Шиванандана) и т.д.

Возможно, поэтому стоит обратиь внимание еще на один момент. Мы можем говорить не только об «определениях» феномена Тантры, но и о «толкованиях» феномена Тантры. Например, «Википедия» дает следующее определение слову «определение»: «Определение, дефиниция (лат. definitio — предел, граница) — логическая процедура придания строго фиксированного смысла терминам языка. (Бочаров В.А. Определение. // Новая философская энциклопедия. М. Мысль. 2000г.)» и перечисляет следующие виды определения:
— интенсиональное определение (собирательное и представительное определения)
— реальное определение
— аксиоматическое определение
— номинальное определение
— явное определение
— неявное определение
— генетическое определение
— контекстуальное определение
— индуктивное (рекурсивное) определение
— остенсивное «определение»

Большой энциклопедический словарь дает следующее определение слову «определение»:

«Непредикативное определение — определение, в котором определяющее выражение содержит ссылку на множество всех значений неопределенного имени (переменной), входящего в определяемый термин; при этом может возникнуть круг в определении, ведущий к парадоксу (противоречию).
Определение (дефиниция) — 1) установление смысла незнакомого термина (слова) с помощью терминов (слов) знакомых и уже осмысленных (номинальное определение) или путем включения в контекст знакомых слов (контекстуальное определение), или явного формулирования равенства (явное, или нормальное, определение), в левую часть которого входит определяемый термин, а в правую — определяющее выражение, содержащее только знакомые термины. 2) Уточнение предмета рассмотрения, однозначная его характеристика (реальное определение). 3) Введение в рассмотрение нового предмета (понятия) посредством указания на то, как этот предмет построить (получить) из предметов данных и уже известных. В последнем случае определение принимает вид системы определяющих соотношений (схем, равенств) или «шагов перехода» (шагов индукции) от явно определенного и известного к искомому неизвестному (рекурсивные и индуктивные определения)».

Если говорить упрощенно, то «определение» — это пояснение, обозначающее смысл слова/явления. Если мы посмотрим на «толкование», то это — интеллектуальный процесс, направленный на выявление смысла слова/явления самим толкователем, интерпретатором (т.е. уяснение) и доведение этого смысла до сведения других заинтересованных лиц (т.е. разъяснение). Уяснение и разъяснение — два важнейших результата процесса толкования. Существуют определенные способы толкования — специальные приемы, правила и средства познания смысла слова/явления, используемые сознательно или интуитивно для получения ясности относительно исследуемых объектов. Виды толкования различаются в зависимости от субъекта, объекта, объема и приемов толкования.

«Толкование — 1. см. толковать. 2. Объяснение чего-н., изложение точки зрения на что-н.».

(С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. Толковый словарь
русского языка. Он-лайн версия. Сайт www.ozhegov.info.)

«Толкование — объяснение или интерпретация чего-либо прежде неизвестного путем умозрительного анализа сути явления. Толкование, выступающее первоначально как индивидуальное представление, может в процессе дальнейшего познания и понятийно-терминологического языкового оформления стать общераспространенной нормой. Толкование является одним из методов гуманитарных наук, которые, в отличие от каузально-механической методики естественных наук, используют индивидуальный подход в процессе познания смысла и сути вещей. Некоторые исследователи выделяют специальный раздел толковательных наук, к которым относят в первую очередь психологию, антропологию и графологию. см. Герменевтика».

(Философский энциклопедический словарь. 2010г.)

Конечно, речь не идет о сходствах или различиях определений и толкований феномена Тантры. Речь может идти о том, что каждый специалист, как и неспециалист, видит Тантру по-своему, и поэтому каждая новая (грамотная) точка зрения может сделать восприятие и понимание феномена Тантры более широким, полным и «адекватным». Пожалуй, «формирование» и «формулирование» «определения» феномена Тантры может стать одним из самых увлекательных и захватывающих исследований в Российской Тантрологии.

Сегодня существует множество (более 500) «определений» и «толкований» феномена Тантры. Для удобства и наглядности резделим все источники информации на следующие группы, а цитаты из источников расположим по мере увеличения их объема:
.     1. словари и энциклопедии;
.     2. печатные и электронные издания;
    3. статьи и публикации;
    4. интернет-форумы;
.     5. зарубежные источники.

 

2.1. СЛОВАРИ И ЭНЦИКЛОПЕДИИ.

«Тантра — в Индуизме сборники древних текстов поклонников женской ипостаси Тримурти-Шакти, супруги Шивы».

(Эзотеризм. Энциклопедия. Мн. Интерпрессервис. Книжный Дом. 2002г.)

«Тантра (прядка, ткань) — один из типов текстов (наряду с Ведами, Смрити и Пуранами), на которых основывается Индуистская Традиция».

(Индуизм, Джайнизм, Сикхизм. М. Республика. 1996г. 576 стр.)

«Тантра, -ы; ж. [санскр. tantra — сплетение, тайный, сокровенный текст]. В Индуизме и Буддизме святой текст, которым сопровождается культовый обряд или процесс медитации».

(Большой толковый словарь русского языка. / Сост. С.А.Кузнецов. СПб. Норинт. 1998г.)

Слово «Тантра» имеет широкое смысловое значение. «Тан» обозначает «распространять», «тра» — «спасать». Тантристы считают, что Тантра — это писания, предназначенные для практики».

(Религии и секты в современной России.
Справочник. Сайт www.lib.eparhia-saratov.ru.)

«Тантра (санскр.) — священные тексты шактистских сект в Индуизме. У других направлений Тантризма име¬лись свои сокровенные тексты: в шиваистских сектах — Агамы, в вишнуистских — Пураны. Часто термин «тантра» употребляют как обобщающее название всех этих текстов».

(Атеистический словарь. / Под общ. ред. М.П.Новикова. М. Политиздат. 1986г.)

«Тантра (санскр. ткань, т.е. текст) — буддийская религиозная практика, использующая сексуальные контакты между людьми для достижения Абсолюта. В соответствии с Тантрой секс должен быть трансформирован в любовь, а любовь — в медитацию, через которую достигается предельная мистическая вершина».

(В.Зорин. Евразийская мудрость от А до Я.
Толковый словарь. Алматы. 2002г.)

«Тантра (санскр., дословно «непрерывность», «поток (психики)») — 1. Одно из названий Ваджраяны: 2. Базовые тексты Ваджраяны, которые наряду с сутрами считаются словом Будды. Учение Тантры представляет собой приближенное к культовой практике развитие положений традиционной буддийской философии Йогачара-Мадхьямики».

(Жуковская Н.Л., Корнев В.И. Буддизм как культурно-
исторический феномен. Словарь. Сайт www.вседуховное.рф.)

«Тантра — «система, ритуал, доктрина». Традиционно считается, что это оригинальная философия дравидов Индии, но исторически это не доказано. Скорее всего, Тантра создана кастой арийских воинов в противовес учению брахманов. Приверженцы Тантры считают ее наиболее подходящим учением для текущей эпохи (Кали-юги). В Тантре содержатся глубочайшие философские доктрины и мощнейшие техники психофизической тренировки».

(Словарь Йоги. Твоя Йога. Сайт www.youryoga.org.)

«Тантра — йогическая система Шиваизма и Шактизма, которая по своей природе является синтетической и ведет начало от великого центрального женского принципа природы. Методом тантрической дисциплины является достижение природы пстоты в человеке посредством проявления особой энергии Шакти, связанной с оловыми ритуалами и разного рода магическими силами».

(Большой энциклопедический словарь эзотерики.
Сайт «Тоя Йога». www.youryoga.org.)

«Тантра (Нить для нанизывания чего-либо. Основа. Сущность. Текст. Трактат. Заклинание) — Тантризм, тантрическое Учение, произведение тантрической литературы. Тантризм восходит к глубокой древности, к ритуалам поклонения, воспроизводящему женскому началу, к представлениям о подобии микрокосмоса человека макрокосмосу вселенной. Поддержание гармонии между ними осуществляется через ритуал, символику, звуки и др.».

(Популярный словарь по Буддизму и близким к нему учениям.
/ Голуб Л.Ю., Другова О.Ю. Хроникер. 2003г.)

«Тантра — Йога, которая распределяет духовный прогресс на три стадии: каула, мишра и самая. На стадии каула человек исследует, что из внешнего мира можно использовать как средство для духовного совершенствования. На уровне мишра внешние средства еще используются, но приоритетными уже считаются внутренние медитативные методы. На уровне самая практикующий больше не вовлекается во внешние, ритуальные практики, но углубляет и совершенствует медитацию, продвигаясь к высшей Сахасрара-Чакре».

(Словарь Библиотеки гуманитарной и технической литературы. Сайт www.telenir.net.)
(Тигунайт Пандит Раджмани. Гималайские мудрецы:

вечно живая традиция. Сайт www.litmir.net.)

«Тантра (санскр. «непрерывность», «длительность», «нить»; тиб. rgyud) 1) имеется в виду непрерывность бытия. Основная идея Тантры, как и других учений Буддизма, заключается в достижении состояния совершенства и просветления (или обретения природы будды), но присущее Тантре качество непрерывности продолжается даже за пределами достигнутого состояния просветленности. В этом ее отличие от других буддийских учений; 2) название раздела в Тибетском Каноне, содержащем тантристские тексты».

(Глоссарий основных буддийских терминов и имен.
/ Сост. В.С.Дылыкова-Парфионович.Сайт www.buryatia.asia.)

«Тантра (символ). Тантра — букв. «закон», «ритуал». Класс оккультных трудов, главной отличительной чертой которых является поклонение женской силе, аспекту Шакти. Последователи Тантризма делятся на два вида: «дакшиначарьи» и «вамачарьи», то есть шакты правой и левой руки (белые и черные чародеи). Черные чародеи поклоняются Кали (супруге Шивы). Согласно существующим представлениям, Кали в образе Дурги есть особая энергия, связанная с сексуальными ритуалами и различного рода магическими силами, использование которых — худшая из форм черной магии и колдовства». 

(Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. Электронная
мултимедийная энциклопедия. 2001-2007гг.). Сайт www.megabook.ru.)

«Тантра (санскр. ткань, основа) — текст эзотерического традиционного направления в Индуизме и Буддизме. В основе Тантризма лежат представления о духовном освобождении и единении с божественными силами с помощью магических текстов (мантра), медитации и особых ритуалов. Тантрическая практика в Индуизме, допускающая несоблюдение обычных табу, направлена на пробуждение энергии Шакти. Тантрический Буддизм, или Ваджраяна (алмазная колесница), является важным элементом Тибетского Буддизма. В медитации используются медицинские, оккультные и астрологические тексты, а также мантры, мудры (символические жесты) и мандалы (изображения сакральных символов)».

(Народы и культуры. Оксфордская иллюстрированная энциклопедия.
/ Под ред. Р.Хоггарта. 2002г. Сайт www.voluntary.ru.)

«Тантра (санскр. закон, ритуал) — 1). Само понятие «тантра» означает буквально «сцепление», в переносном смысле — «сокровенное знание». Тантра — это метод, или путь, достижения Просветления, помогающий практикующему обрести состояние будды в течение одной жизни, хотя и с великими усилиями…
2) Это наука о сознании человека, но её основные постулаты понятны и легко применимы, ибо она оперирует доступным для всех понятием. Это пробуждение в человеке сверхсознания, для обретения видения его божественной сути. Тантра — это не религия в обычном смысле, это не техника, это особое медитативное состояние. Это мистическая и магическая доктрина, вдохновляющая любое созидание. Это путь «быть и чувствовать», а не «размышлять, рассчитывать, калькулировать, сравнивать, сопоставлять, представлять, взвешивать».

(Эзотерический словарь. 2009г. Сайт www.samorazwitie.ru.)

«Индуизм и родственные религии. Тантризм. Учение Тантры. Малоизвестное учение Тантры относится к индуистским религиозным течениям. Хотя Тантризм обладает всеми признаками самостоятельной религиозной традиции — вероучением, своеобразной культовой и йогической практикой, священными книгами-тантрами и целым рядом других черт отдельной религии, большинство ученых, да и сами тантристы рассматривают его как особую форму Индуизма. Тантристы считают свое вероучение универсальной религией всех людей, из которой развились и черпают свою духовную силу остальные религии. Согласно представлениям тантристов, некогда на Земле все люди принадлежали к одной общей религии — вечной и естественной Сатья Санатана-Дхарме («истинной вечной религии»), позволявшей всем существам пребывать в гармонии с Богом, природой-матерью и друг с другом. Тантрическая религиозная традиция весьма неоднородна и состоит из большого числа всевозможных течений и сект.
Слово «Тантра» имеет несколько значений: «тайное знание», «магия», практика», «учение», «спасение посредством тела» и даже «процесс ткачества»! Но священные тексты-тантры дают совершенно иную трактовку этого термина: учение «называется Тантрой потому, что раскрывает знание об истинной сути всего — таттвах, и тем самым спасает».

(Энциклопедия для детей. Т.6, ч.1. Религии Мира.
2-е изд. Испр. И доп. М. Аванта+. 1996г.)

«Тантра (ткацкий станок, нить, челнок, продолжение, происхождение, представление церемоний, система, теория, доктрина, научное открытие) — мистическая и магическая доктрина, вдохновляющая любое созидание. Термин «тантра» состоит из двух слов: корень «тан» означает распространять, расширять, развивать; корень «тра» — спасение, расширение, освобождение. Основной целью Тантры является трансформация индивидуального, ограниченного сознания в Божественное Сознание, практическое осуществление единения человеческого существа с Абсолютом, как на духовных уровнях Атман-Параматма, так и на физическом. В задачи Тантры входит интеграция макрокосмоса и микрокосмоса. Тантра является практической стороной Йоги, невозможно представить Йогу без Тантры, как и Тантру без Йоги… Тантра очень многолика и разнообразна в своих практических духовных методах, однако часто ее по ошибке путают с так называемой нео-Тантрой — техниками сексуального удовлетворения или же оккультизмом и народной магией. Тантра также связана с понятием мантры и янтры, считается, что Тантра символизирует союз Шивы и Шакти, что близко к понятию Йоги («йудж» — связь, соединение «ямала». В данном случае янтра — символ Шакти, мантра — символ Шивы, а Тантра — результат (сиддхи), обретенные посредством тантрической садханы».

(Словарь йога. Традиция Натхов. Сайт www.nathas.org/dictionary.)

«Бытует мнение, особенно на Западе, что Тантра есть только сексуальный, а в некоторых случаях, довольно извращенный культ, с ритуальным воспитием вина и продолжительными групповыми оргиями. Как человек много путешествовавший по Индии и Гималаям и общавшийся со многими авторитетными учителями Йоги и Тантры, хочу заявить, что Тантра — это, конечно же, секс! Вопрос лишь в том, какой это секс? И что такое секс, вообще, с точки зрения настоящего тантрического учения.
Тантра и Йога говорят о некоем единении мужского и женского начала, внутри нас. В Индуизме это Шива и Шакти, а в Буддизме и Даосизме — Инь и Янь. Эти две энергии полностью противоположны и дополняют друг друга в природе вещей. Без существования этой пары противоположностей невозможен мир. Тантра есть тайное учение, раскрывающее как соединить эти два начала внутри нас. Если говорить на языке психологов, примирить внутреннего отца и мать, что зачастую, дается довольно сложно и даже болезненно.
Что же такое Тантра? Тантра — это наука о достижении свободы через единение противоположностей, через внутреннее единение внутри нас. В каждом из нас потенциально живет и мужское и женское начало. Вы и мужчина и женщина одновременно, только в настоящий момент в Вас тот или иной аспект доминирует, из за наклонностей вашего физического пола».

(Что такое Тантра в действительности?. 20.08.2011г. Энциклопедия
тайных методик. Х-архив сакральных знаний. Сайт www.omkling.com.)

«Тантра — название разнородных учений и практик, применяемых в Индуизме, Буддизме, Бон, новых религиях и культах Нью-Эйдж, в психотерапии и для развлечения.
Исходное понятие тантра происходит от (санскр. тантра, букв. «непрерывность», «связь», «нить») — система телесных и психических техник, предназначенная для развития осознанности человека и, как следствие, преодоления им барьера восприятия реальности лишь на основе интерпретации информации, поступающей в ум от органов восприятия (чувств).
В тибетской и бонской терминологии Тантра определяется как система практик для достижения высшей реализации, и является особенностью буддизма Ваджраяны (или тантрического Буддизма), который включает в себя тибетский Буддизм и японскую школу Сингон, Тантра является третьей и высшей колесницей учения.
В течениях Нью-Эйдж Тантра ассоциируется с магическими и сексуальными ритуалами, при этом представители разных эзотерических групп апеллируют к их индийскому или псевдобуддийскому происхождению.
Тантрой иногда называют сеансы сексуальной терапии или массовой содомии, организуемые с целью расслабления, снятия комплексов или развлечения.
Разнообразные толкования слова «тантра» различными школами и группировками часто приводит к недоразумениям. Поскольку даже в Индии и в Тибете термином «тантра» обозначают совершенно разные понятия, от обычной магии до пути к просветлению».

(Википедия. Свободная Энциклопедия.)

«С точки зрения современного человека, занимающегося Йогой, Тантра — в лучшем случае склад мантр, медитативных техник и ритуалов непонятного назначения (а обычно — древнеиндийская книжка по сексопатологии). В действительности же Тантра — это древнейшая духовная традиция, накопившая за время своего существования богатейший арсенал практических методов самореализации человека. В ней традиционно различают семь основных путей (ачар). С одной стороны, это система классификации различных духовных направлений и уровня развития учеников, с другой — семь совершенно чётко очерченных и систематизированных школ:
— Ведачара. (Путь Вед)…, она также именуется «тропой действия» — Крийя-Марга.
— Вайшнавачара. (Путь Вишну)…, она также называется «тропой преданности» — Бхакти-Марга».
— Шайвачара. (Путь Шивы)…, она также называется «тропой знания» — Джняна-Марга.
— Дакшиначара. (Благоприятный путь), обычно называемый «Тантрой правой руки»… Она также называется «тропой единства» или «тропой возвращения к истоку» — Нивритти-Марга.
— Вамачара. (Неблагоприятный путь), также именуемый «Тантрой левой руки». Её также называют «тропой любви и блаженства» — Премананда-Марга.
— Сиддхантачара. (Путь сиддхов). Подразделяется на две упа-ачары: Йогачара и Агхорачара, путь Йоги и путь бесстрашия соответственно.
— Каулачара. (Путь семьи) — наименее известный путь. (Источник: С.Агапкин. «Тантра: Семь путей».

(Энциклопедия современной эзотерики. Сайт www.ariom.ru.)

«Аннотация. В современной литературе одни и те же явления в области нетрадиционных взаимодействий обозначаются по-разному или одним и тем же понятиям придаются различные смысловые нагрузки в зависимости от вкусов и пристрастий авторов. Вместе с тем для создания единой базы данных необходимо обобщение понятий и терминов с целью их унифицированного применения. В данном словаре в алфавитном порядке приведены основные понятия и термины, используемые при исследовании паранормальных явлений. В настоящий глоссарий включены более 5500 терминов и определений, которые используются в различных мифах, народных поверьях, учениях, религиях и науках.
А.М.Степанов — ведущий научный сотрудник Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию, ФГУ «Федеральный научный клинико-экспериментальный центр традиционных методов диагностики и лечения», врач-биофизик, доктор медицинских наук, профессор, действительный член РАЕН, Международных Академий Информатизации, Энергоинформационных наук. Почетное звание: почетный член Международной Академии Энергетических Инверсий им. П.К.Ощепкова. Научные публикации: более 200 научных работ, в числе которых 15 научных монографий.
Словарь. Тантра (санскр.):
1. Йогическая система Шиваизма и Шактизма, которая по своей природе является синтетической и ведет начало от великого центрального женского принципа природы. Методом тантрической дисциплины является достижение природы пустоты в человеке посредством проявления особой энергии Шакти, связанной с половыми ритуалами и различного рода магическими силами.
2. Непрерывность, относящаяся, прежде всего, к непрерывности ума или сознания. Наш поток сознания — это основа нашего самовосприятия как личности. Благодаря той же непрерывности сознания в циклах воплощений, мы можем достичь состояния высшего всеведения.
3. Один из типов текстов (наряду с Ведами, Смрити и Пуранами), на которых основывается Индуистская Традиция. Появилась Тантра позже всех прочих и, вероятно, под влиянием текстов буддийских Тантр, принадлежавших Ваджраяне».

(Степанов А.М. Большой словарь эзотерических терминов. Толковый
словарь по оккультизму, эзотерике и парапсихологии. Сайт www.ezoezo.ru.)

* * *