Статья 2.3. Тантра как предмет Российской Тантрологии. (ч.5).

продолжение

5. ЧЕМУ ПОСВЯЩЕНА ТАНТРА (ПРЕДМЕТ ТАНТРЫ).

«Тантризм оказался весьма восприимчив ко всем направлениям индийской культуры, демонстрируя энциклопедизм: в одном и том же тексте можно встретить сведения из области медицины, ботаники, магии, географии, астрологии, алхимии, права, земледелия, даже музыки; это говорит об универсальном характере Тантры».

(Пахомов С.В. Индуистская Тантрическая Философия (ИТФ).
Диссертация. Монография. СПбГУ. 2001г. Сайт www.yoga-shambhu.ru.)

«Тантра — необъятно-разнообразный комплекс теорий и практик. Тантра покрывает широкий круг различных явлений: от религиозного ритуала до правил регулирования обыденной жизни, от астрологии до аюрведийской медицины, от бхоги, «удовольствия», до йоги, «обуздания», или от бхукти, «наслаждения», до мукти, «освобождения».

(Мартынов Б.В. Упанишады Йоги и Тантры. Алетейя. 1999г. 256 стр.)

«Содержание Шайва-Тантры может быть кратко перечислено следующим образом:
— определение Супрема;
— исследование проблемы создания и разрушения космического порядка;
— тщательная разработка процесса почитания божественного начала;
— аранжировка всего сущего в определенные порядки;
— перечисление различных вариантов земных и потусторонних миров;
— описание центров человеческого тела;
— предписание различных религиозных обязанностей для различных возрастов и этапов человеческой жизни;
— детализация причастия и посвящения верховному идолу;
— разъяснение мистических диаграмм — янтр;
— символические движения пальцев — мудры;
— различные формы духовного почитания и упражнений;
— освящение храмов, источников и реликвий;
— перечисление святых мест;
— описание способов проговаривания про себя мистических и тайных звуков (мантр);
— разработка религиозных правил и церемоний, включая пурашчарану, саткармасадхану и созерцание.
В общем, они дают информацию по всем вопросам знаний и могут быть сопоставлены только с энциклопедией современных знаний».

(Юрий Холин, Сергей Коваль. Секреты Тантра-Йоги. Феникс. 2004г. 416 стр.)

«Понятию «Тантpа» (которое раньше означало «трактат», «экспозиция»), произошедшее из корня «тан» (расширять, распространять, продолжать, развивать), и «Агама» (так обозначались другие тексты той же категории), здесь придается значение «того, что случилось, совершилось»). Под этим подразумевалось, что Тантризм представляет собой «расширение»» или «последнее объяснение» традиционных учений, которые, будучи первоначально даны в Ведах, впоследствии развивались в Бpахманах, Упанишадах и Пуpанах. Именно в этом смысле учение Тантpы иногда называют «пятой Ведой», то есть последним откровением, находящимся за пределом четырех традиционных Вед. С этим следует соотнести и ссылку на доктрину четырех веков («юг»), сменяющих одна другую. В Тантризме, в согласии с этой циклической доктриной, утверждается, что учения, ритуалы и дисциплины, бывшие приемлемыми в «Сатья-юге» (соответствующей «золотому веку» Гесиода), перестают быть таковыми в контексте человечества, живущего в последующие эпохи и особенно в последнем «темном веке», в «Кали-юге», в «железном веке» (в «веке Волка», согласно Эдде). Это человечество, согласно Тантре, может обрести знание, доктрины и ритуалы для эффективного достижения сверхчеловеческого уровня и победы над смертью, «мритум джавате» (а именно это и является главной целью всей индуистской традиции), не в Ведах и не в других сугубо традиционных текстах, а лишь в Тантpах или Агамах. Таким образом, утверждалось, что только тантрические техники, основанные на слиянии с Шакти («Шакти-Садхана»), адекватны и действенны в современном мире; все же другие будут неэффективны, как неэффективен укус змеи, лишенной своего яда». 

(Юлиус Эвола. Йога могущества. // Конец света. Эсхатология и
традиция. М. 1997г. 1998г. Журнал «Милый Ангел». №2 2000г.)

«Аннотация. Полный перевод одной из основных шиваистских тантр. Из глубины веков пришли к нам писания индийских мудрецов, открывающие сокровеннейшие тайны мироздания. Особой таинственностью всегда были окутаны труды, посвященные Тантре, которые долгое время были недоступны даже большинству ортодоксальных индусов, не говоря уже о чужаках-иностранцах. «Маханирвана-Тантра» одно из наиболее сложных и значительных произведений из тантристского кодекса. Она содержит уникальные наставления по медитативным практикам и визуализациям, йогическим упражнениям особого характера, мантрам для концентрации и тренировки ума, шактистским обрядам, рассказывает о системе чакр, или нервных центров, и о месте Тантризма в жизни.
Содержание: Тантра великого освобождения. Предисловие. А.Авалон. Введение. Гора Кайласа. Шива и Шакти. Гунны. Миры. Жители миров. Варны. Ашрамы. Связь между макрокосмом и микрокосмом. Юга. Священные тексты разных эпох. Человеческое тело. Пять оболочек. Аннамайякоша. Пранамайякоша. Маномайякошаю. Виджнянамайякоша. Анандамайякоша. Нади. Чакры. Муладхара. Свадхистхана. Манипура. Анахата. Вишуддха. Аджна. Сахасрара. Три темперамента. Гуру и шишья. Посвящение: Дикша. Абхишека. Садхана. Общие принципы пуджи. Виды ачары. Мантра. Гаятри-мантра. Янтра. Мудра. Сандхья. Пуджа. Яджна. Врата. Тапас. Джапа. Санскары. Пурашчарана. Бхута-шуддхи. Ньяса. Панчататтва. Чакрапуджа. Йога. Шодхана: шаткарма. Дридхата: асана. Стхирата: мудра. Дхайрья: пратьяхара. Лагхава: пранаяма. Пратьякша: дхьяна. Нирлиптатва: самадхи. Виды Самадхи-Йоги. Шатчакрабхеда. Грех и добродетель. Карма. Четыре жизненных цели: Дхарма, Кама, Артха, Мокша. Сиддхи». 

(Маханирвана-Тантра: Тантра великого освобождения.
/ Пер. с англ. Хазановой Е. Сфера. 2003г. 576 стр.)

«Тантры — это непосредственные руководства к действию, и они содержат в себе множество практических методов для реализации. Содержание Тантр охватывает весь спектр жизни человека, не отметая никаких сторон существования. Несмотря на то, что Тантры имеют ту же конечную цель, что и Веданта, некоторые тантрические методы достижения этой цели являются, казалось бы, прямой противоположностью общепризнанным нормам Ведической Традиции…
Весь этот круговорот, в действительности, подобен сну. Пробудившись ото сна иллюзии, душа возвращается в свое истинное состояние и достигает освобождения от всякого страдания (мокша). Это пробуждение есть путь (садхана), который возвращает к осознанию высшего Единства (самарисья).
Тантрический подход к духовному пути — чисто практический. Истинная Тантра лишена каких-либо форм обывательского мышления, условностей или псевдо-морали. Тантра — это садхана-шастра (т.е. писание, предназначенное для практики). Поэтому в Тантрах могут содержаться любые методы, иногда внешне совершенно противоположные друг другу, но все они предназначены для достижения одной цели — постижения Абсолюта.
В Упанишадах постоянно утверждается формула, единая для всей Адванта Веданты: «Сарвам эком брахма» — «Все (сущее) есть Абсолют», так как в действительности не существует ничего, кроме Него. Тантра, находясь в полном согласии с Адвайта Ведантой в философии, воплощает в полной мере этот высший принцип на практике. Нет чистого или нечистого, плохого или хорошего, единственный путь заключается в осознании Бога во всем и всего в Боге.
Прежде всего, надо сказать о том, что Тантра — это наука преобразования, но не подавления или отрицания. Общий дух Тантры носит явно позитивный характер, основывающийся на положительном опыте медитации и духовных упражнений, а не на осознании «греховности всего сущего», своей собственной «греховности» или «ничтожности» и т.п. Как говорил Шри Рамакришна: «Человек, который повторяет день и ночь: «Я грешник, я грешник» — становится на самом деле грешником». «Если вас укусит змея и вы скажете с твердостью: «Во мне нет яда» вы будете исцелены. Точно также тот, кто утверждает с сильным убеждением «я не связан, я свободен», — становится свободным».
Далее, Тантра — это практический путь реализации, отличающийся глубокими эзотерическими знаниями о теле человека, о природе, космосе и всевозможных силах, действующих в них. Поэтому, именно в Тантре наиболее тщательно и полно разработаны и эффективно применяются такие аспекты духовной практики как Кндалини-Йга, биджа-мантры, янтры (символические диаграммы), мудры, ньяса, антарьяга (внутреннее поклонение или созерцание) и т.д.
Согласно Тантрам, человек, не осознавший себя как Божественное, не может истинно поклоняться Божеству. Такое утверждение может показаться «странным» только на первый взгляд, но, поняв его в истинном смысле — приобретают ключ к тайной двери самопознания».

(Димешвар Рам Аватхута. Тантра: Постижение
высшей реальности. СПб. 1991г., 1992г. 112 стр.)

«Предметом изучения Тантры являются жизнь и среда ее существования. Жизнь создана определенными законами и действует по этим законам. Все живые существа сходны по своему составу, хотя и отличаются друг от друга как отдельные единицы. Индивидуальные различия приводят к появлению широкого разнообразия стилей поведения. Различные науки понимают такие отличия по-разному: психолог может описывать поведенческие схемы в понятиях интро-версии, экстраверсии и амбиверсии, аюрведический врач разделяет людей на категории в зависимости от преобладания в их характере вайю, или ваты (ветра), питты (желчи) и капки (слизи).
Тантра представляет собой целостный подход к изучению Универсума с позиции Индивидуума; это исследование макрокосма посредством изучения микрокосма. Чтобы обеспечить практические средства осознания высочайших идеалов философии в повседневной жизни, Тантра пользуется всеми науками: астрономией, астрологией, нумерологией, физиогномикой, парапсихологией, математикой, геометрией и так далее. Вместо того чтобы разделять различные сферы человеческого знания и распределять их по категориям, Тантра, напротив, соединяет их воедино, словно нанизывая бусины на одну нить. Возникающие при этом прекрасные четки становятся уникальным инструментом совершенствования физической, умственной и духовной жизни человека.
Иными словами, Тантра исследует само дерево жизни, не ограничивая себя изучением какой-либо одной из его ветвей. Это дерево, этот макрокосм являет собой беспредельную совокупность разнообразных составляющих, соединенных в единое целое всеобщим законом (дхармой), присущим самой их природе. Тантра стремится постичь этот закон, благодаря которому мир разнообразных явлений упорядочивается и превращается в мир относительного существования (майи); кроме того, целью Тантры является использование этого закона для поощрения эволюции сознания личности. Как сказано в «Кашикавритти», Тантра есть то знание, которое расширяет границы разума, тела и сознания. Таким образом, цель Тантры заключается в расширении осознания во всех состояниях сознания — в бодрствовании, сновидении и сне без сновидений. Для достижения этого необходимо «депрограммирование» и «перепрограммирование» человеческого компьютера. Первичное программирование обеспечивается нашим рождением в определенном месте и в определенное время, а также воздействием наследственности и окружающей среды. Если человек доволен своими достижениями и не испытывает в жизни особых затруднений, он не ощущает и потребности в переменах. Однако если его жизнь становится сложной, если человек пытается найти какой-то выход за пределы ограничивающей его «программы», ему необходим определенный метод изменения себя. Тантра предлагает методологию и инструменты для подобной работы над собой. Она учит человека выявлять различные факторы, оказывающие влияние на его мысли и чувства, и преодолевать преграды, мешающие его развитию. Это преграды, вызванные неведением, нетерпимостью, эгоизмом и привязанностью к своей животной природе. Очищая свои мысли и чувства посредством тантрических практик, человек учится создавать внутри себя покой, гармонию и упорядоченность. Итак, Тантра способствует развитию тех качеств целеустремленности и уравновешенности, которые помогают сознанию освободиться от своей ограниченности». 

(Хариш Джохари. Инструменты для Тантры. Чакры:
энергетические центры трансформации. София. 2001г.)

«Чем больше человек углубляется в Тантру, тем больше он понимает ее стремление к возвышенному. Ее философские понятия направлены к самым возвышенным высотам в усилии выразить невыразимое, однако они не теряют связь с практическим применением. Многие философии теряются в словах и не применимы к обычному человеку. Они формулируют усложненные понятия, которые ни коим образом не имеют отношения к индивидууму и его попыткам достигнуть чего-либо в жизни и понять жизнь. Они редко предпринимают какое-либо усилие, чтобы показать индивидууму как он может испытывать более высокое осознание для себя. Тантра, с другой стороны, является практической системой. Она называется Садхана-Шастра, что означает, что она является практически ориентированным священным писанием. Ее целью является дать каждому индивидуальное духовное просвещение любыми средствами, которые удобны и доступны. Она состоит из огромного числа различных практик, которые подходят для всех типов людей, сочетающихся с более высокими понятиями, которые получены мудрецами Тантры в течение веков в состояниях глубокой медитации. Именно из-за этого сочетания, мы имеем такое высокое уважение к Тантре. Тантра не просит вас верить чему-нибудь. Она является тестом и представляет собой систему. Только когда вы имеете опыт, вы можете верить тому, что вы слышите. Сущность Тантры — личный опыт через практику.
Тантра в действительности является конспектом (резюме) многих других систем, потому что она включает и охватывает широкий выбор различных аспектов человеческой жизни. Она касается областей: физической, психической, ментальной и духовной. Она связана с работой, игрой, преданностью, мыслью и со многими другими частями человеческой деятельности. Тантрический текст «Варахи-Тантра» дает сложное описание главного предмета Тантры. Он объединяет следующие моменты:
1. Сознание.
2. Создание и разрушение физической вселенной (шристи и пралайа).
3. Богослужение божествам (деви и дева пуджа).
4. Классификация существ.
5. Небесные тела — астрономия и астрология.
6. Различные уровни осознания (локи).
7. Психические пути и центры человеческой рабочей сетки (нади и чакры).
8. Законы и обязанности в обществе.
9. Тайные обряды (самскары).
10. Освящение форм божеств (муртис).
11. Магические формы (заклинания — мантры).
12. Магические круги (мандалы и янтры).
13. Символические и вызывающие силу жесты (мудры).
14. Духовные практики (садхана).
15. Поклонение (пуджа) как внутреннему, так и внешнему.
16. Освящение домов, колодцев и т.д.
17. Описание святых мест.
18. Магия (йогамайа садхана).
19. Церемонии и инициации (дикша).
20. Йога — включающая асаны, пранайаму, медитативные методы, и т.д.
21. Наука.
К этому списку мы могли бы добавить, что Тантра также включает: Медицину многих типов, включая Аюрведу, которая является наукой о травах в сочетании с практиками Йоги и Алхимию, искусство жизни плодотворной и блаженной жизни, и использование сексуальной энергии как средства развертывания более высокого осознания». 

(Свами Сатьянанда Сарасвати. Древние тантрические техники Тантры и
Крийи. т.2. Продвинутый курс. Издательство К.Кравчука. 2005г. 688 стр.)

 

6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Если зайти на сайт Мультимедийного фитнес-клуба «Живи» (www.JV.ru) в раздел «Психология», в рубрике «понятия и термины» можно найти статью Игната Истомина «Тантра». Вот что в ней, в частности, говорится:

«Дать единственно верное определение понятию «Тантра» нельзя. В Индии и Тибете этим словом обозначают разные духовные и физические практики. А у современных европейцев Тантра, как известно, ассоциируется исключительно с раскрепощенным во всех смыслах сексом. В действительности Тантра (в переводе с Санскрита — «непрерывность», «связь») — не только и не столько секс. В иерархии телесных и духовных практик это система особенных знаний, с помощью которых человек преодолевает барьер традиционного восприятия действительности. По определению основателя Школы рациональной Йоги Льва Тетерникова, который был первым, кто стал открыто практиковать и преподавать Тантру в России в конце 1990-х, это наиболее древняя дошедшая до нас система самосовершенствования, где энергия желания не подавляется, а сознательно используется для оздоровления, долголетия и духовного развития. «Корень «тан» означает «объяснять», «расцветать», корень «тра» — «инструмент, расширяющий поле сознания для достижения сверхзнания», — писал он в своей книге «Тантра. Искусство любить» (изд. «Старклайт», 2006). То есть это экспериментальный, практический метод, позволяющий расширить способности человека».

Если зайти на портал здоровья корпорации «Тяньши» (www.tiens.by), крупнейшей международной многоотраслевой транснациональной корпорации (главный офис расположен в Китае), основным видом деятельности которой является выпуск продукции hi-tech на базе новейших биотехнологий, в раздел под названием «Искусство Любви», то среди двух десятков статей можно найти достаточно объемную статью под названием «Тантра и тантрический секс». Эту же статью можно найти и на «Портале о здоровье и личностном росте» (www.zdorovja.com.ua), где автором статьи является Анна Шапокляк. Статья опубликована 03.04.2008г. Вот что в ней, в частности, говорится:

«Тантра — мистический предмет, который невозможно четко определить словами. Это древняя индийская философская система и единственная духовная практика, которая называет секс священным и не считает грехом, даже если это интимные отношения вне брака. Тантра рассматривает тело как живой храм. Суть тантрического секса заключена в настоящем интимном единении партнеров — это не столько физическое единение, сколько духовное слияние энергий. Партнеры становятся единым целым — таким образом, энергия каждого из них удваивается, а не ослабевает, как после обычного секса.
Тантра — система, целью занятий которой является достижение духовного экстаза, который увеличивает знания, расширяет сознание, способствует пониманию мира природы. Тантра оттачивает чувства, развивает способности проникновения и чувствования. Средство достижения цели Тантры — сексуальное удовольствие. Тантра способствует омоложению тела и разума партнеров… Настоящая Тантра — это не техника, а любовь. Много книг было написано о Тантре, они все говорят о технике. Но настоящая Тантра не имеет ничего общего с техникой. О настоящей Тантре нельзя написать, настоящую Тантру нужно впитать… Высочайшее творение — это создание себя самого. Высочайшее творение — это создание полного сознания внутри, создание цельного внутри, единства».

Если зайти на сайт клуба «Тантра в Одессе» (www.tantra22.org), то можно найти небольшую публикацию под названием «Отличительные признаки Тантры». Вот что в ней, в частности, говорится:

«Тантра как мистическая религия настолько многолика, что очень трудно дать исчерпывающее определение «Тантры вообще». Даже в Агамах (Тантрах) даются разные определения. Но все они скорее дополняют друг друга.
В целом же смысл Тантры во многом заключён в самом её названии: «тан» указывает на глагольный корень «tan», означающий «растягивать»; «расширять». Это подразумевает расширение сознания, знаний и опыта. Также «тан» указывает на Истину (tattva) и на тело (tanu) как важный инструмент практики в Тантре. Корень «тра» означает «спасать». В обозначении состояния абсолютной свободы (svatantriya) также содержится коренное слово «тантр(а)».
Поэтому, обобщая основные определения Тантры, данные в текстах Тантр, можно сформулировать примерно следующее: Тантра — это распространение (tan-) Учения Истины (tattva-vidya), которое использует разные инструменты практики, включая тело (tanu), и, расширяя познание, опыт и сознание на разных уровнях, даёт реализацию Истины (tattva) ещё при жизни в теле и, соединяя опыт наслаждения (bhoga) и духовной практики освобождения (yoga), спасает от неведения, порабощённости иллюзиями и страданий, принося ничем не ограниченную свободу (svatantriya) и блаженство (Ananda)».

Если зайти на Портал медитации (www.meditation-portal.com), то можно найти публикацию под названием «Тантра» от 02.06.2010г. Вот что в ней, в частности, говорится:

«История Тантры. В последнее время в людях снова возродился интерес к Тантре, и это возрождение сопровождается появлением множества различных определений Тантры и способа ее практики. Для того чтобы разобраться в этих вопросах, необходимо совершить краткий экскурс в историю этой древней и утонченной науки.
Первое письменное свидетельство о Тантре мы встречаем в учении просветленного мастера Шивы, жившего около пяти тысяч лет назад в Индии. Он разработал сто двенадцать способов медитации, посредством которых можно прийти к сверхсознанию. Некоторые из них включают в себя секс как путь к духовному освобождению. Иными словами, путь Шивы не исключает из духовной практики ни любовь, ни секс… В прошлом существовало множество мастеров Тантры, и каждый понимал ее по-своему. Тантра так и не стала религией, и ее нельзя представить в виде организованной религии. Она представляет собой несколько различных течений, каждое из которых движется в особом направлении. Два основных течения Тантры используют медитацию на смерть и секс. Остальные течения возникли уже из этих двух, впитав черты культуры тех стран, где их практиковали.
Значение слова «тантра». Слово «тантра» происходит из Санскрита, и его можно переводить по-разному. Оно означает «путь» или «способы», а в широком смысле — «способы уйти за пределы». Оно может означать «превращение», а в широком смысле — «превращение яда в нектар».
Важно понять, что Тантра не предлагает веру или философию, а просто предлагает способы медитации. Каждый человек сам вправе экспериментировать с этими способами и открывать собственную истину. В настоящее время на Западе Тантра приобрела неоднозначную репутацию за неясные сексуальные практики и странные посвящения, предполагающие что-то темное и загадочное. По великим тантрическим произведениям искусства можно судить о том, что здесь происходит что-то прекрасное, но как это понять? Тантра окутана плотной вуалью веков. Как научные, так и неразумные мирские толкования этой «вуали» вводят людей в заблуждение.
Но истина проста: в настоящее время, как и в прошлом, Тантра также доступна для тех, у кого хватит смелости идти по этому пути. Она означает практику тех методов, которые дают просветленные мастера. Эти методики обманчиво просты. Они используют пять органов чувств (осязание, зрение, слух, вкус и обоняние), чтобы приступить к изучению себя, которое продолжается до тех пор, пока вы не встретитесь со своим сокровенным естеством и космосом. Одни двери чувств открыть легко, тогда как другие — труднее. Начните с первых, а затем постепенно откройте все скрытые возможности каждого чувства. В итоге вы вступите в сверхсознание. Некоторые религии ошибочно полагают, что к сверхсознанию можно придти, убивая внешние проявления чувств, но смерть чувственной сферы на любом уровне ведет к смерти человека в целом. Чем чувствительнее человек, тем больше в нем жизненной силы, активности и ума. (Отрывки из книги Ма Ананда Сарита. Тантрическая любовь. М. Нирвана. 2005г.».

Данный текст был взят из предисловия автора к книге Ма Ананда Сариты и Ошо Раджниша. Тантрическая любовь. М. Нирвана. 2005г. 160 стр. Вот что говорится в аннотации к книге:

«Ma Ананда Сарита стала медиумом всемирно известного мастера Ошо. Она опытный преподаватель и практик тантрической любви и медитации. Ма Ананда Сарита начала изучать Тантру в Индии, в ашраме мастера Ошо. Много лет вместе со своим тантрическим партнером Свами Ананд Гео она путешествует по миру и проводит семинары. Все рекомендованные ею упражнения постоянно практикуются во время сессий медитации. Книга Ма Ананды Сариты «Тантрическая любовь», содержащая медитации, разработанные мастером Ошо, раскрывает тайны дыхания, массажа, медитации, она помогает людям привести в порядок свою половую жизнь и радоваться сексу. Каждая глава посвящена одной конкретной чакре (энергетическому центру) в теле и предлагает простые упражнения, нормализующие потоки энергии и открывающие дверь навстречу экстазу. «Моя книга родилась из экстатической радости в теле, душе и духе. Я поняла, что любовь в своих высших проявлениях доступна каждому человеку. И я надеюсь на то, что моя книга поможет пробудить во влюбленных парах все их способности, открывающиеся в миг соединения мужских и женских энергий»».

Путешествовать таким образом по просторам интернета можно бесконечно, но вопрос остается открытым: возможно ли сегодня сформулировать, дать четкое, полное определение такому явлению, как Тантра. Сегодня в нашем обыденном сознании слово «тантра» ассоциируется с чем угодно, только не с тем, что Тантра представляет собой на самом деле.
В данной статье представлено более 300 цитат разных авторов из разных источников, на основе которых в 4-й части данной статьи представлены краткие «определения» и «толкования», которые характеризуют, определяют такое явление как Тантра. Таких слов и словосочетаний набралось более 500 (!) и это не предел.
В статье 3.13.2 «Этимологический анализ термина «тантра» (ч.1, ч.2)» представлено более 300 цитат разных авторов из разных источников, на основе которых в конце 2-й части указанной статьи представлены слова и словосочетания, которые выражают буквальные, дословные значения слова и термина «тантра». Таких слов и словосочетаний набралось более 200 (!) и это не предел.
Скорее всего, Тантру можно определить как феномен… Как утверждает С.В.Пахомов (С.В.Пахомов. Представление о тождестве в индуистской тантрической философии. Журнал «Религиоведение» 2004 №1 С.134-149): «…можно распознавать Тантру как целостный феномен со своим собственным «лицом»…», феномен, который насчитывает более 500 (?) различных вариантов значения и толкования собственного смысла, но феномен, который имеет свои истоки, свое происхождение, свою природу, свою структуру, свое содержание, свое назначение, свою историю развития, свои возможности изучения и познания. Сегодня, вероятно, можно говорить о Тантре как о многоликом, многогранном социокультурном феномене. В некотором смысле, можно говорить о том, что Тантра в определенной степени становится своеобразным способом человеческой деятельности и человеческого бытия, при этом мы, возможно, только догадываемся, думаем, что знаем, что такое Тантра. Мы можем говорить, что это исторический феномен, что это социальный феномен, что это культурный феномен, что это духовный феномен и т.д. Но Тантра остается для нас пока феноменом — существующим явлением, которое мы пока не в состоянии постичь и определить однозначно.
Обратим внимание на некоторые определения термина «феномен». С одной стороны феномен — это «всего лишь явления», в том смысле, что с их помощью дает о себе знать, «возвещает» о себе подлинная природа (феноменальный мир), с другой стороны феномен — это необычное явление, редкий факт, то, что трудно постичь. Т.е. феномен — это то, что дано нам во времени или пространстве, явление, которое может быть постигнуто в чувственном опыте, что может стать предметом возможного опыта, и что может стать объектом познания и научного исследования.

«Феномен — (от греч. phainomenon — являющееся) — 1) необычное явление, редкий факт. 2) философское понятие, означающее явление, постигаемое в чувственном опыте. Аристотель употреблял термин «феномен» в смысле «видимого», «иллюзорного», Г.В.Лейбниц называл феноменами факты, известные из опыта, выделяя при этом «реальные, хорошо обоснованные феномены». Для Дж.Беркли, Д.Юма и сторонников позитивизма и махизма феномены — данные сознания, элементы опыта (понимаемого субъективно-идеалистически), составляющие единственную Реальность. Согласно И.Канту, феномен — всё, что может быть предметом возможного опыта; феномен противостоит ноумену, или «вещи в себе». В феноменологии Э.Гуссерля феномен — непосредственно-данное в сознании как содержание интенционального акта». 

(БСЭ. 1969-1978гг.)

«Феномен (позднелат. phaenomenon, от греч. ??????????, букв. — являющееся) — явление, в отличие от его основы или сущности как ноумена; предмет, как он воспринимается в чувственном познании. Аристотель применял иногда термин «феномен» в смысле «видимого», «иллюзорного», а также и к тому, что существует согласно общему мнению или авторитету ученых. Лейбниц называл феноменом факты, известные из опыта, выделяя при этом «реальные, хорошо обоснованные феномены». У Беркли, Юма, сторонников позитивизма и махизма феномен — данные сознания, элементы опыта (понимаемого субъективно-идеалистически), составляющие единственную Реальность. Согласно Канту, феномен — все, что может быть предметом возможного опыта, что дано во времени или пространстве и в чем обнаруживаются отношения, определяемые категориями. Он противопоставлял феномен ноумену, или «вещи в себе». 

(Философская Энциклопедия. / Под ред. Ф.В.Константинова. В 5 т. М. СЭ. 1960-1970гг.)

«Феномен (от греч. — являющееся) — философское понятие, означающее 1) явление, постигаемое в чувственном опыте; 2) объект чувств. созерцания, в отличие от его сущностей основы — ноумена (как предмета интеллектуального созерцания). В истории философии понятие феномена интерпретируется в зависимости от истолкования человеческого опыта: как проявление и выражение сущности или идеи (неоплатонизм, Лейбниц, Шеллинг, Гегель); как познаваемая действительность — мир явлений (феноменов), которые упорядочиваются научными методами и априорными схемами трансцендентального субъекта (Кант и неокантианство); как субъективные переживания, комбинации ощущений, психические ассоциации, к которым сводится опыт и вся Реальность (Беркли, Юм, феноменализм). В марксистской философии понятие феномена отождествляется с понятием «явление» — философской категорией, отражающей внешние свойства и отношения предмета, которые раскрывают его сущность». 

(Философский энциклопедический словарь. / Гл. ред. Л.Ф.Ильичёв,
П.Н.Федосеев, С.М.Ковалёв, В.Г.Панов. М. СЭ. 1983г.)

«Феномен (от греч. ?????????? — «являющееся», «явление») — термин, в самом общем смысле означающий явление, данное в чувственном созерцании. В естественной науке под феноменом понимается наблюдаемое явление или событие. В обыденной речи феномен — необычное явление, редкий факт, то, что трудно постичь.
В философии. В античной философии термин встречается у ряда авторов и означает предмет опытного знания. В философии Платона феноменальное противопоставляется миру идей. Феномен поэтому есть лишь отражение идеи. В философии нового времени феномен перестаёт рассматриваться как простое отражение идеи. Заслуживает внимание трактовка феномена у Беркли, Юма, Лейбница. У Канта феномен — объект, конституированный трансцендентальным субъектом. Феномен выступает в качестве предмета возможного опыта в доступных нам априорных формах чувственного созерцания. Феномен противопоставлен у Канта ноумену – непознаваемой вещи-в-себе.
В естественной науке. В естественных науках феномен — наблюдаемое явление или событие. Часто этот термин используется без рассмотрения причин этого события». 

(Википедия. Свободная Энциклопедия.)

«Феномен (от греч. phainomenon — являющееся) — философский термин, имеющий широкий спектр значений, иногда — синоним «явления». Платон считал, что феномен противостоит сущности вещи, являясь слабой и неустойчивой формой Реальности. И.Кант разводил феномен и непознаваемую «вещь в себе», эта позиция была модифицирована в феноменализме (Дж.Беркли, Дж.С.Милль, а также Э.Мах, Р.Карнап и др.): впервые в систематической форме под вопрос были поставлены познаваемость внешнего мира и обыденная уверенность в его существовании. В философии Ф.Брентано феномен есть общее обозначение всего, что может стать объектом научного исследования, особое внимание уделяется нахождению специфики психического, для чего Брентано вводит и обосновывает различение «психических» и «физических» феноменов. Наибольшую известность и разработку термин «феномен» получает благодаря трудам Э.Гуссерля. Естественному, «натуралистическому», пониманию переживаний реального индивида как «психических фактов» Гуссерль противопоставляет «чистые феномены», т.е. феномены, очищенные феноменологической редукцией от всяких характеристик, приписываемых им обыденным сознанием. Феномен выступает как основная, целостная и достоверная единица того, что можно вычленить в сознании. В дальнейшем использование термина «феномен» связано с попытками избавиться от сведения его к области сознания (М.Шелер, М.Хайдеггер). Так, интерпретируя феномен как «себя-в-себе-самом-показывающее», Хайдеггер увязывает возможность такого «показа» с речью и приписывает феномену возможность «сокрытия-себя-самого», что делает возможным введение в феномен временного измерения как «истории сокрытия»; последняя основывается уже не на временности сознания, а на «темпоральности» (изначальной временности) бытия человека в мире. Как для Гуссерля, так и для Хайдеггера именно феномен, а не «явление» (Erscheinung) остается одной из главных категорий их философствования». 

(Философия. Энциклопедический словарь.
/ Под ред. А.А.Ивина. М. Гардарики. 2004г.)

«Феномен (греч. ??????????, от ????????? — являться, быть видимым, также — казаться) — явление, предмет, данный в чувственном созерцании. В античной философии термин встречается у разных авторов для обозначения предмета опытного знания. В школах, признававших критерием истины чувства, феномен рассматривался как истинный предмет познания. Девизом эмпирического знания стала фраза «следовать феноменам», а фраза «спасать феномены» — популярным описанием нестыковки между теорией и эмпирическим наблюдением (напр., в астрономии). Для Платона и платоников феноменальный (видимый) мир становления является лишь отражением ноуменального (мыслимого) мира идей, или бытия, что влечет за собой отрицательную трактовку ценности феномена. Вместе с тем феномен являет именно идею, отсюда — смысл не только «кажимости», но и положительной «явленности», открытости бытия.
В философии Нового времени (особенно у Беркли и Юма), а также в немецкой классической философии феномен, явление перестает быть заслуживающим доверия отражением идеи (бытия, абсолюта и т.п.). Понятие феномена играет важную роль у Брентано: знание о человеке (задача психологии) должно быть получено из наблюдения за психической жизнью, и то, что становится доступным в результате подобного наблюдения, есть «феномен» — в широком смысле, согласно Брентано, вообще все, что может стать объектом научного рассмотрения. В этом смысле становится возможным говорить о «внутренних», психических, и «внешних», физических, феноменах.
Понятие феномена становится ключевым в феноменологии Гуссерля. Обращаясь к античной традиции, Гуссерль выделяет естественно-научное толкование феномена, закрепившееся в философии Нового времени — вещь, взятая так, как она непосредственно предстает в чувственном опыте вместе с ее качествами, связями и отношениями, причем явленность вещей в чувственном созерцании противопоставляется тому, как они есть «сами по себе»: чувственные вещи — это «всего лишь явления» — в том смысле, что с их помощью дает о себе знать, «возвещает» о себе подлинная природа. Называя свою философию «феноменологией», «наукой о чистых феноменах», Гуссерль расширяет традиционное понятие феномена, который обозначает теперь не только определенные аспекты вещи, данные нам в восприятии, но характеризует также «единство, пронизывающее смену созерцаний», т.е. «чистые» содержания, «единства» сознания, которые могут быть изучены вне их возможной связи с реальным физическим миром. 

(Новая философская энциклопедия. В 4 т.
/ Под ред. В.С.Стёпина. М. Мысль. 2001г.)

Обратим внимание на то, что существует, по крайней мере, еще один «феномен», который так же насчитывает более 500 вариантов толкования собственного смысла. Вот что пишет П.Ф.Дик. (см. Дик П.Ф. Основы культурологии. 2006г.):

«Основной проблемой становящейся Культурологии остаётся сложность, многозначность фундаментальной категории «культура». Культура — это мир идей, образов, вещей. Культура — это традиции и нормы, интересы и потребности. Культура — это способы деятельности и соответствующие им системы учреждений и организаций. Культура — это определённый образ жизни людей. Культурология включает десятки базовых определений культуры. Некоторые исследователи насчитывают до 500 вариантов толкования смыслов культуры».

Возможно, такое невероятное количество вариантов толкования феномена Культуры, как и феномена Тантры, существует не только по причине многоликости, сложности этих феноменов, но и по причине разного их понимания, как и разного отношения к ним.

Вот что пишет С.Р.Аблеев (см. Аблеев С.Р. Общество и феномен культуры. Практическое значение одной философской абстракции. 14.01.2013г. Сайт www.вседуховное.рф.):

«В современной, как и в древней философии существует немало абстрактных и, на первый взгляд, далёких от жизни понятий. У некоторых неистовых бунтарей от позитивистской науки, вроде Огюста Конта, периодически возникает желание освободить гуманитарные науки от всяких, как им кажется, пустых, надуманных, «ненаучных» понятий. Подобная тенденция наблюдается и по отношению к такому фундаментальному мировоззренческому понятию, как «культура». Западные социальные теоретики в ХХ в. всё чаще стали писать об «индустриальном» и «постиндустриальном» обществе, о «технократической» цивилизации и «информационном» социуме, в которых есть место для всего — от глобальных информационных систем до власти менеджеров-технократов — но нет места для Культуры.
Такой подход очень опасен. Когда философские умонастроения через определённые концепции социального развития, теории, проекты и законы начнут воплощаться в объективную действительность, процесс примет необратимый характер. В итоге, рано или поздно, общество породит бездушного монстра под названием «технотронная цивилизация». Разумеется, процесс её формирования уже начался. Некоторые страны уже давно успешно движутся в этом направлении. Но всё же пока, хочется верить, современное общество ещё не так далеко продвинулось по этой тупиковой дороге. И, может быть, ещё не упущена возможность вернуться.
Авторы Учения Живой Этики в своих трудах уделяли значительное внимание данной проблеме. Для них феномен Культуры не являлся пустой философской абстракцией, но был наполнен предельно практичным смыслом и значением. Тезисно его суть может быть выражена так: духовная культура есть фундамент человеческого общества и движитель его исторического прогресса. Там, где кончается Культура, исторический прогресс останавливается, начинается социальная и личностная деградация».
Не имея возможности подробно останавливаться на анализе других негативных тенденций в современных технотронных обществах потребления, коротко ещё отметим лишь наиболее важные из них.
— отход человека от целостного, гармоничного космического бытия и его первооснов. Что в социальном плане означает противопоставление общества природе и космосу, нарастание противоречий и нарушений многих жизненно важных связей с окружающей действительностью.
— высшая творческая активность и органичность жизни вытесняются социальными рефлексами и механическим автоматизмом. В научном и массовом сознании надежды на лучшее будущее и прогресс всё чаще связываются не с совершенствованием человека, а с чисто внешними техническими (либо социальными) изменениями. Возникает культ технических средств. Человек соглашается со своей слабостью и, впадая в заблуждение, начинает считать, что создал (создаст) машины более совершенные, чем он сам. Причина этого, с точки зрения Живой Этики, заключается в недопонимании великой истины: человек — самый совершенный аппарат, созданный Природой. Он есть существо, имеющее неограниченный потенциал скрытых духовных сил, о которых современный цивилизованный индивид с университетским дипломом не имеет практически никакого представления.
— вырождение религиозной культуры, как одной из важных составляющих духовной культуры, в задогматизированные, формальные, мёртвые культы. Мысль Е.И.Рерих — «не показная религиозность нужна, но осознание духовного начала» — сегодня особенно актуальна как для западных обществ, так и для России. Ни одна религия, по мнению Махатм, не избежала уклонений от первоначальных основ духовного Учения, заложенных Великими Учителями.
Общество, лишённое духовного фундамента Культуры, неизбежно рискует разрушиться под своим собственным материальным весом. Вся человеческая история свидетельствует, что процветание наступает только там, где начинается поклонение Огню Культуры. Кем окажется человек, если из его сознания исчезнут такие абстрактные и вместе с тем жизненно необходимые понятия, как Любовь, Истина, Красота и, наконец, духовная Культура, объединяющая все лучшие творческие достижения человеческого духа? Пора возжигать Огни Культуры. В их свете заключается большой эволюционный смысл».

Возможно, феномен Тантры следует рассматривать в первую очередь как определенную форму Культуры, как определенный способ человеческого бытия. При этом феномен Тантры не ограничивается лишь своеобразной исторической формой Культуры. Прежде всего, это уникальная духовная форма Культуры. В некотором смысле основа феномена Тантры — «вечна», ибо элементы, понятия и ценности, ее составляющие, присутствуют в каждой национальной культуре, а мистический опыт, присутствующий в феномене Тантры, «укоренен» в основах человеческой психики, человеческого сознания, в душе человека. Поэтому необходимость серьезного изучения феномена Тантры продиктована не только интересами чистой науки, но и возрастающей потребностью человека разобраться в смысловых основах собственного бытия. Более того, исследование феномена Тантры как особой формы Культуры и измерения человеческой души должно занять важное место не только в академической науке, в Религиоведении, но и в Культурологии, которая представляет собой (согласно Википедии), совокупность исследований Культуры как структурной целостности, выявление закономерностей её развития. Как самостоятельное направление, отдельная наука, Культурология сложилась в середине XX в.

В 1992г. в издательстве «Республика» (одно из ведущих издательств России, создано в феврале 1992г. на основе Издательства политической литературы (Политиздат), ведущего свою родословную с 1918г. Ставит своей задачей выпуск литературы по гуманитарным проблемам — философии, социологии, политологии, эстетике, психологии, религиоведению, истории и т.п. Имеет многолетний опыт подготовки и выпуска литературы на высоком профессиональном уровне, в которой представлены разнообразные концепции общественного и идейного развития) вышел из печати «Словарь» под общей редакцией Н.Л.Жуковской, доктора исторических наук, А.Н.Игнатовича, кандидата исторических наук и В.И.Корнева, доктора исторических наук. Полное название Словаря — «Буддизм как культурно-исторический феномен» (см. Буддизм как культурно-исторический феномен. Словарь. М. Республика. / Абаева Л.Л., Андросов В.П., Бакаева Э.П. и др. Под общ. ред. Жуковской Н.Л. и др. М. 1992г. 258 стр.). В подготовке 600 статей Словаря приняло участие более 20 специалистов. Значительно позже был создан интернет-вариант этого словаря. В словаре освещается широкий круг тем, связанных с историей и современным состоянием Буддизма. В нем нашли отражение основные понятия, направления, течения мировой религии, ее нравственные, социально-политические и правовые концепции и идеи. В словаре рассказывается о международных буддийских организациях. Рассчитан на всех интересующихся проблемами религиоведения.
Наталья Львовна Жуковская — советский и российский историк, доктор исторических наук, профессор, заведующий Центром азиатских и тихоокеанских исследований Института этнологии и антропологии РАН. Опубликовала более 250 научных и научно-популярных работ. Вот что говорится во вступительной статье к словарю (авт. Н.Л.Жуковская и В.И.Корнев):

«В зависимости от угла зрения Буддизм можно рассматривать и как религию, и как философию, и как идеологию, и как культурный комплекс, и как образ жизни. Изучение Буддизма является важным звеном в понимании социально-политических, этических и культурных систем восточных обществ, в которых существовали и имеются в нас¬тоящее время буддийские общины…
Попытка понять роль Буддизма в истории, в культуре, в совре¬менной жизни привела к созданию Буддологии — науки, изучающей Буддизм и все проблемы, которые в связи с ним возникают. В рамках этой науки существует огромное количество литературы, написанной на разных языках в разных странах мира: лишь за последние сто лет Буддизму посвящено свыше 100 тыс. исследований, монографий, статей».

Все то же самое можно сказать и о Тантре. Феномен Тантры может быть представлен как культурный комплекс. Более того, феномен Тантры можно рассматривать с точки зрения определенных «категорий», «элементов», «компонентов», которые, в сущности, составляют основу Культуры Человечества, если рассматривать Культуру как «способ деятельности» (В.Давидович, Ю.Жданов), как «технологический контекст деятельности» (З.Файнбург), что придает человеческой активности внутреннюю целостность и особого рода направленность, как «внебиологически выработанный способ человеческой деятельности», то есть не как саму деятельность, а как её способ — «технологию», форму, иначе говоря, как нечто, основывающееся на опыте и регулирующее и определяющее деятельность человека, что позволяет понимать культуру как систему «внебиологически выработанных механизмов, благодаря которым стимулируется, программируется и реализуется активность людей в обществе» (Э.С.Маркарян). Одно из определений понятия «культура» звучит следующим образом:

«Культура — исторически определенный уровень развития общества, выраженный в определенных типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях».

(БСЭ. 1969-1978гг.)

Обратим внимание на некоторые «определенные типы и формы организации жизни и деятельности людей», которые также выступают и как «нормативные элементы» Культуры (слово «норма» происходит от лат. «правило», «образец», «руководящее начало»). Эти «нормативные элементы» неотрывны от существующих в Культуре ценностей, и изменяются вместе с изменением этих ценностей. Это Наука, Религия, Философия и Магия. О каждом из этих «нормативных элементов» в отдельности (как о них говорится в научных, научно-популярных и интернет публикациях) и обо всех них вместе можно сказать следующее, что это:
во-первых,
— способ познания мира
— особая форма осознания мира
— форма духовного освоения мира
— специфическая форма (общественного) сознания
во-вторых,
— (общественное) мировоззрение
— совокупность духовных представлений
— система мышления, мировосприятия, мировоззрения
в-третьих,
— сфера человеческой деятельности
— особая область человеческой деятельности
— элемент (форма) человеческой деятельности
в-четвертых,
— отрасль культуры
— элемент культуры
— компонент культуры
— один из разделов культуры
— историческая категория культуры
— важнейший элемент духовной культуры
— одна из основных форм древней культуры

Обратим внимание на то, что и Наука, и Религия, и Философия, и Магия выступают как формы общественного сознания, под которыми принято понимать различные формы отражения в сознании людей объективного мира и общественного бытия, на основе которого они возникают в процессе практической деятельности. Т.е. все они имеют отношение к форме сознания, системе мышления, восприятия и мировоззрения, форме культуры, и связаны с практической деятельностью людей. И даже, если рассматривать такое понятие, как «духовная культура», то среди основных компонентов духовной культуры мы также видим Науку, Религию, Философию и Магию.

Таким образом, если феномен Тантры может быть представлен как культурный комплекс, то его следует внимательно рассмотреть с точки зрения его отдельных «компонентов», которые, в сущности, составляют основу Культуры. Т.е. Российской Тантрологии следует обратить внимание на Тантру в том числе и как на древнюю Науку, и как на древнюю Религию, и как на древнюю Философию, и как на древнюю Магию, потому что, прежде всего, они представляют собой то конкретное «определенное Знание», которое в совокупности составляет основу того ЗНАНИЯ, которое, согласно «Кашика-Вритти» (VII в.) «расширяет границы разума, тела и сознания», и потому называется ТАНТРОЙ.

«Tanoti vipul?n arth?n tattva-mantra-samanvit?n tr?nam ca kurute yasm?t tantram ityabhidh?yate — так «Камика-Агама» (пурва-камика 1.29) определяет Тантру: «От того, что она распространяет обширные знания вместе с их таттвой и мантрой, а также от того, что она приносит освобождение, она называется Тантрой» (см. Ольшевский А.П. Тантра-Шастра. Журнал «Садхана» № 1 1998г.); или: «Тантрой называется то, что спасает и дает знание о великих предметах, связанных с Высшей Реальностью и мантрой» (см. Woodroff J. Shakti and shakta. Madras. Ganesha&Co. London. Luzac. 1920. 2-nd ed. P.18, см. Пахомов С.В. Индуистские тантрические мантры: значение, разновидности, практическое применение. СПб. РХГА. 2008г.).

Первая шлока «Шат-Чакра-Нирупаны» (XVI в.) говорит о Йоге, «которая может быть достигнута теми, кто следует Тантрам». Поэтому комментатор «Шат-Чакра-Нирупаны», Каликарана, говорит: «Следуйте авторитету Тантр» (см. Артур Авалон. Змеиная Сила. / Пер. А.Ригина. К. Экслибрис. 1994г. 260 стр.).

Шри Ауробиндо (которого Артур Авалон в своей книге «Змеиная сила» (1918) рассматривает как последователя Тантры, см. Величенко А.Е. Тайна Йоги Шри Ауробиндо. Реконструкция безмолвного знания. М. 2007г.) считал, что «Тантра — это особая йогическая система, являющаяся по своей природе синтетической…» (см. Шри Ауробиндо. Письма о Йоге. Книга 1. Часть 1. Амрита-Русь. 2004г. 192 стр.), и что «Тантрическая система является в своем стремлении одной из величайших попыток, когда-либо предпринятых, чтобы охватить всего Бога, проявленного и непроявленного в поклонении, самодисциплине и знании индивидуальной человеческой души». (см. Sri Aurobindo on the Tantra. / Compiled by M.P.Pandit. 2-nd ed. Pondicherry. Sri Aurobindo ashram. 1970).

Свами Шивананда считал, что «Тантра — это спасительная мудрость» (см. Свами Шивананда. Золотая книга Йоги. Йога-Самхита (Энциклопедия богопознания, самореализации и мудрости). Йога-Бхаван, Энига+. 2001г., Северная столица. 2004г. 354 стр. п. Шестьдесят четвертая мандала. Тантра-Йога).

Свами Сатьянанда Сарасвати считал, что «Тантра является наукой видения, чувствования и знания бесконечности через конечное. Тантра является в самом широком смысле универсальной системой» (см. Свами Сатьянанда Сарасвати. Древние тантрические техники Тантры и Крийи. т.2. Продвинутый курс. Издательство К.Кравчука. 2005г. 688 стр. п. Урок 6. Тема 13. Тантра. Наука бесконечности.), а также, что «Тантра является методом расширения ума и освобождения дремлющей потенциальной энергии». (см. Свами Сатьянанда Сарасвати. Тантрические практики преображения (Таттва-Шуддхи Садхана). / Пер. с англ. Сурендры Мохана. Харьков. Алока. 2001г. 168 стр. Глава 1. Тантра — источник методов расширения ума).

Джохари Хариш считал, что «Тантра представляет собой целостный подход к изучению Универсума с позиции Индивидуума; это исследование макрокосма посредством изучения микрокосма. Чтобы обеспечить практические средства осознания высочайших идеалов философии в повседневной жизни, Тантра пользуется всеми науками: астрономией, астрологией, нумерологией, физиогномикой, парапсихологией, математикой, геометрией и так далее. Вместо того чтобы разделять различные сферы человеческого знания и распределять их по категориям, Тантра, напротив, соединяет их воедино, словно нанизывая бусины на одну нить. Возникающие при этом прекрасные четки становятся уникальным инструментом совершенствования физической, умственной и духовной жизни человека» (см. Хариш Джохари. Инструменты для Тантры. Чакры: энергетические центры трансформации. София. 2001г. 261 стр. Глава 1. Что такое Тантра?).

Ошо считал, что «Тантра — это свобода: свобода от всех построений ума, от всех игр ума, свобода от всех структур, свобода от кого-либо другого. Тантра — это пространство бытия. Тантра — это не интеллектуальное суждение, а переживание. Тантра — это проживание Единства. Тантра — это освобождение» (см. Ошо. Видение Тантры. М. Нирвана. 1996г. 320 стр. Глава 1. Карта Тантры).

Артур Авалон считал, что «Тантра-Шастра, каково бы ни было ее историческое происхождение, фактически является развитием прикладного раздела Вед, приспособленным удовлетворять нуждам нынешней эпохи» (см. Артур Авалон. Введение в «Маханирвана-Тантру». Старклайт. 2002г. 158 стр. Предисловие автора к английскому изданию. 1913г.).

Гюнтер Г. вместе со своим тибетским соавтором Турнгпа Ч. считали, что «Тантра — это путь внутреннего роста, преображения. Тантра — это наивысший уровень процесса личной эволюции» (см. Гюнтер Г., Турнгпа Ч. Тантра. М. Рассвет без заката. 1980г. 105 стр.).

Георг Фоерштейн (Georg Feuerstein) считал, что «Тантра — это необычайно сложная традиция» (см. Георг Ферштайн. Тантра. Фаир-Пресс/Гранд. 2002г. 400 стр.)

Карл Левеллин считал, что «Тантра — это духовная наука, Тантра — это наука о сознании человека» (см. Дж.Мамфорд. Свами Анандакапила Сарасвати. Экстатический путь Тантры. / Пер. с англ. Ю.Бондарева. 2000г., Дж.Мамфорд. Тантрический экстаз. М. Фаир-Пресс. 2001г. 240 стр. Предисловие, написанное издателем Карлом Левеллином).

Свами Нострадамус Вирато считал, что «Тантра — это духовный путь, Тантра — это искусство одухотворения» (см. Свами Нострадамус Вирато. Тантрический секс. Духовный путь Экстаза. 1998г.).

Олдос Хаксли считал, что «Тантра похожа на странную смесь из суеверий и магии, с возвышенной философией и проницательными философскими инсайтами» (см. Письма. Олдос Хаксли и Джералд Хёрд. 02.02.1962г. Сайт www.coollib.com.).

Гильермо Феррара считал, что «Тантра — это источник универсального знания» (см. Гильермо Феррара. «Кама-Сутра». Тантра. М. АСТ, Астрель, Харвест. 2008г. 192 стр.).

Джонатан Лэндоу считал, что «Тантра — это мощная система учений, путь наслаждения жизнью» (см. Джонатан Лэндоу. Введение в Тантру. Дронтен. 1987г. Сайт www. openyoga.ru.).

Мирча Элиаде писал, что «Тантра была неким очень даже модным помешательством на всей территории Индии начиная с середины I тыс. н.э.» и считал, что Тантра — это довольно интересный феномен. Мирча Элиаде был первым, кто указал на то, что Тантризм является фактически чем-то обширным, расплывчатым, и едва ли поддающимся удовлетворительному определению (см. Мирча Элиаде. Йога: бессмертие и свобода. / Пер. с англ. С.В.Пахомова. СПб. 2004г. 301стр.).

* * *

N 36. 01.04.13г.