Статья 2.3. Тантра как предмет Российской Тантрологии. (ч.4).

продолжение

3. ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ТОЛКОВАНИЯ ТАНТРЫ.

В 1-й, 2-й, 3-й и 4-й частях статьи 2.3. «Тантра как предмет Российской Тантрологии» были собраны и представлены некоторые «определения» и «толкования» того феномена человеческой культуры, которому сегодня присваивают такое название, как «Тантра». Выделим и выпишем из этих «определений» и «толкований» ключевые слова, которые «определяют», характеризуют этот феномен, что позволит хоть как то «обозначить» то, что может стать предметом Российской Тантрологии, если считать Российскую Тантрологию (в том числе и) Наукой о Тантре.
Итак, согласно всем «определениям» и «толкованиям» Тантры, которые были представлены в 1-й, 2-й, 3-й, 4-й частях Статьи 2.3. «Тантра как предмет Российской Тантрологии», можно сделать предположение, что ТАНТРА — это:
— Наука
— Шактизм
— не религия
— путь к себе
— Йога любви
— форма Йоги
— Тантра-Йога
— Шакта-Йога
— высшая Йога
— сеть средств
— крутая магия
— религия секса
— чистая наука
— опасный путь
— Тайная Наука
— Высшая Йога
— система Йоги
— Мир и Любовь
— Каула-Дхарма
— духовный путь
— духовная наука
— одна из религий
— древнее Учение
— древняя религия
— духовное учение
— целостный путь
— трансценденция
— предельная Йога
— искусство любви
— тайная практика
— путь к осознанию
— наука о личности
— философия любви
— тайная практика
— высшее из учений
— настоящая Наука
— путь блаженства
— социальное учение
— Йога с партнером
— искусство любить
— религия Неделения
— учения и практики
— партнерская Йога
— учения Ваджраяны
— тантрийская Йога
— выдающаяся наука
— неведический культ
— духовное движение
— путь осознанности
— сокровенное знание
— жизненный процесс
— тантрическая Йога
— практическая наука
— древний путь к Богу
— учение посвященных
— универсальная наука
— пространство быть
— наука освобождения
— деятельная система
— расширение сознания
— религиозная система
— путь сладострастия
— путь к просветлению
— быстрый метод Йоги
— высшие разделы Йоги
— наука преобразования
— естественная религия
— техника возрождения
— древнейшее искусство
— метод самообновления
— духовный путь экстаза
— синоним Дхармы, Пути
— древняя духовная наука
— философия отношений
— культ женского начала
— универсальная система
— спасительная мудрость
— древнеиндийское учение
— прежде всего Шактизм
— мощная система учений
— особая форма Индуизма
— метод слияния с Шакти
— наука духовного синтеза
— развитие эфирного тела
— путь внутреннего роста
— энциклопедическая наука
— оригинальная философия
— древнейшая религия мира
— великое искусство жизни
— путь духовного развития
— путь истинного познания
— многосторонняя система
— экстремальные практики
— обширная система знания
— наука о сознании человека
— в основном магия, религия
— коренная традиция Индии
— самая древняя форма Йоги
— древнейшая наука о жизни
— путь наслаждения жизнью
— изначальная духовная наука
— древнейшее знание Востока
— древнее философское учение
— путь к интеграции сознания
— одна из индийских традиций
— откровение Высшего Начала
— древняя восточная практика
— одно из названий Ваджраяны
— тайная эзотерическая школа
— личный опыт через практику
— весьма парадоксальная наука
— осознанная система практик
— направление в традиции Йоги
— наука постижения Абсолюта
— путь радости и утверждения
— путь самосовершенствования
— самый быстрый из всех путей
— и Йога и религия, и философия
— система эзотерического секса
— слияние противоположностей
— экзотическое искусство любви
— одно из древнейших вероучений
— практический путь реализации
— древнейшая духовная традиция
— необычайно сложная традиция
— мощнейшая философия древних
— часть Шактистской Традиции
— доктрина божественного секса
— индусская оккультная традиция
— совместное появление действий
— великое учение об освобождении
— возвращение своего истинного Я
— Учение Шамбалы Эпохи Водолея
— своеобразный духовный комплекс
— восточная философская система
— священное писание темных веков
— особое медитативное состояние
— индуистское религиозное течение
— буддийская религиозная практика
— религиозно-философская система
— великий процесс постижения себя
— одна из разновидностей Индуизма
— наука физической трансформации
— искусство духовной сексуальности
— основополагающая духовная наука
— один из видов йогической практики
— основа счастливой семьи будущего
— магические и сексуальные ритуалы
— очень древняя духовная дисциплина
— источник методов расширения ума
— определенные сексуальные техники
— самая древняя форма Йоги в Индии
— одно из древнейших учений на земле
— методы достижения осознанности
— путь очищения, путь преображения
— познание себя через познание других
— расширенный вариант Раджа-Йоги
— учение Тантр (священных текстов)
— история, традиция, нечто исконное
— подлинная наука полноценной жизни
— Йога трансформации и осознавания
— все неведические доктрины и культы
— духовный путь, доступный каждому
— мистическая и магическая доктрина
— долгий путь самосовершенствования
— совокупность практических методов
— учение о связи макрокосма и человека
— освобождение сознания и полет души
— свободный путь к освобождению ума
— не религия. это просто наука садханы
— религия, привнесенная из других миров
— йогический подход к науке и искусству
— сакральная инициатическая традиция
— вера, что все ведет к Божественному
— наивысший синтез любви и медитации
— древняя наука управления своим телом
— поэтическая наука сверхсексуальности
— обширная система духовного развития
— единственное парное направление Йоги
— традиция Йоги, один из аспектов Йоги
— одна из систем религиозной философии
— искусство наслаждения и удовольствия
— практика, обучение через прямой опыт
— особая, эзотерическая форма Индуизма
— оздоровление и омоложение своего тела
— древнейшая философия дравидов Индии

— способ трансформации половой энергии

— древнейшая наука и философия человека
— главное течение в индийской духовности
— искусство одухотворения сексуальности
— самостоятельная религиозная традиция
— искусство одухотворения сексуальности
— разработка древних шаманских практик
— древняя индийская философская система
— всеобъемлющая мистическая дисциплина
— не религия в строгом смысле этого слова
— магия управления своим телом и энергией
— часть Санатана-Дхармы, вечной религии
— классическая традиционная Шакти-Йога
— всеобъемлющая мистическая дисциплина
— оригинальная философия дравидов Индии
— основа доктрин и тысячелетних практик
— наиболее прямой метод контроля энергии
— одна из традиций Йоги, один аспект Йоги
— эксперимен­тальный, практический метод
— наиболее глубокое и продвинутое из учений
— система философско-религиозных взглядов
— магия, религия, наука эзотерического секса
— древняя и серьезная мистическая традиция
— самый короткий, но и самый опасный путь
— наиболее глубокое и продвинутое из учений
— наука о человеке и о его месте в этом мире
— неприличное отклонение от духовного пути
— традиция «свободы», но не «освобождения»
— древнейшая наука и философия человечества
— это писания, предназначенные для практики
— разнообразная и богатая духовная традиция
— путь расширения и трансформации сознания
— метод, или путь, достижения Просветления
— живая и непрерывно обновляющаяся система
— самое древнее учение в истории человечества
— целая система мировоззрения и опыта жизни
— наивысший уровень процесса личной эволюции
— средство усиления сексуального удовольствия
— самый простой и самый первый путь спасения
— совокупность многих культур, культов, учений
— старейшая и первейшая из духовных традиций
— эзотерическая оккультная традиция Индуизма
— искусство одухотворения нашей сексуальности
— путь настоящих мужчин и настоящих женщин
— ин­струмент, расширяющий состояние сознания
— величайшее философское и религиозное течение
— тайная доктрина, Гупта-Видъя (тайное знание)
— умение сущностно сливаться с другим человеком
— инструмент и техника на пути духовного роста
— постижение Универсума с позиции Индивидуума
— путь к интеграции сознания через преображение
— эзотерическое познание тела и тонкостей секса
— исследования своего внутреннего и внешнего мира
— самое ориентированное на секс направление Йоги
— неотъемлемая практическая часть религии Индии
— древнейшая индуистская эзотерическая традиция
— освобождение от оков косности или статичности
— древневосточная мистико-философская концепция
— мистицизм религий Индии, прежде всего Шиваизма
— не подавление сознания, а снисхождение к сознанию
— наука о пробуждении энергии, расширении сознания
— универсальное знание об энергии и искусстве жизни
— древнейшее учение великой алхимии трансформации
— освобождение сознания посредством его расширения
— комплекс традиций, многогранный и многосторонний
— система философско-религиозных взглядов и практик
— комплекс традиций, многогранный и многосторонний
— путь к изобилию, раскрытие всего богатства энергий
— учением, где духовность и сексуальность неразделимы
— система практик для достижения высшей реализации
— необъятно-разнообразный комплекс теорий и практик
— наука преобразования, но не подавления или отрицания
— эзотерические учения и высокоэффективные практики
— путь трансформации, приятия, силы, любви, мудрости
— религия, не имеющая догм и организованной структуры
— наиболее гармоничная религиозно-мистическая система
— доктрина, практики, инструмент расширения сознания
— наука, которая служит людям всего мира каждый день
— путь настоящих людей, любящих сердец и цветущих душ
— метод слияния с Шакти, основанный на Вамачаре и Йоге
— практическая система интенсивного духовного развития
— учения Ваджраяны, данные Буддой в образе Самбхогакаи
— возвращение себе Свободы через наслаждение и страсть
— религия, обладающая сложной философией и космогонией
— практика от грубого к тонкому, от оков к освобождению
— довольно сложное для понимания явление индийского духа
— Путь Осознанности (методы достижения осознанности)
— наследство от предыдущей, неизвестной нам цивилизации
— духовное учение, декларирующее единство духа и материи
— эзотерическая оккультная система в Индуизме и Буддизме
— традиция, система взглядов на мир, на человека, на любовь
— практическая и эзотерическая сторона Санатана-Дхармы
— научно-экспериментальный метод самосовершенствования
— наиболее подходящее учение для текущей эпохи (Кали-юги)
— традиция, система взглядов на мир, на человека, на любовь
— путь, целиком принимающий все аспекты физического мира
— часть Истинного Вечного Закона (Сатья Санатана Дхарма)
— знание, которое расширяет границы разума, тела и сознания
— исследование макрокосма посредством изучения микрокосма
— материалистический идеализм и реалистический мистицизм
— наука видения, ощущения и познания бесконечного в конечном
— практика достижения окончательного результата («плода»)
— система, предназначенная научить, как жить полной жизнью
— быстрейшая колесница осуществления полной самореализации
— источник универсального знания об энергии и искусстве жизни
— самобытная и самодостаточная для цели реализации система
— практика достижения состояния пробуждения, просветления
— простая, серьезная, трезвая и реалистичная философия жизни
— не религия, не секс, но путь к себе через любовь и удовольствие
— не какая-то сексуальная оргия, а очень и очень серьёзный метод
— сакральная традиция, основанная на Тантрах (агамах и нигамах)
— путь любви, самопожертвования, самоотдачи, растворения эго
— то знание, которое расширяет границы разума, тела и сознания
— наивысший из возможных синтез между любовью и медитацией
— ментальная наука, мета-психология, метод для исследования ума
— полное проживание бытия, скорее слияние, чем избегание чего-то
— инструмент и техники для достижения универсального единства
— научный ответ на вопросы, которые стоят перед человечеством
— целостный подход к изучению Универсума с позиции Индивидуума
— главное течение в индийской духовности последнего тысячелетия
— наука физической трансформации и соответствующие практики
— постижение Абсолюта через высвобождение сексуальной энергии
— набор сексуальных техник или упражнений с разными партнерами
— техника секса, методология получения эротического удовольствия
— расширение сознания, принятие мира целиком, во всей его полноте
— путь вседозволенности, занимающий в Индуизме особое положение
— путь принятия и любви, ключ к познанию себя и окружающего мира
— наука видения, чувствования и знания бесконечности через конечное
— символическая мудрость, переданная непосредственно через учителя
— единственная духовная практика, которая называет секс священным
— взаимосвязанные физические и энергетические сексуальные практики
— наиболее древняя, дошедшая до нас система самосовершенствования
— мистическая и религиозная система, удовлетворяющая запросы души
— мистико-философская, психологическая и космологическая концепция
— мистическая и магическая доктрина, вдохновляющая любое созидание
— йогическая система, ведущая начало от принципа природы (пракрити)
— техники и инструмент для расширения сознания, практический метод
— собрание мистических культов, содержащих довольно необычные идеи
— практическая наука, а не философия, и не интеллектуальное суждение
— процесс освобождения и расширения горизонта ума, энергии и сознания
— учение, потакающее всем низменным проявлениям человеческой природы
— мистический предмет, который невозможно четко определить словами
— синтез индуистской религии и древних шаманских культов, черной магии
— процесс расширения ума и освобождения энергии и сознания от материи
— разнообразная и богатая духовная традиция Индийского субконтинента
— склад мантр, медитативных техник и ритуалов непонятного назначения
— сложнейший психоэнергетический комплекс внутренней трансформации
— учение малоизученное и таинственное как для Запада, так и для Востока
— универсальная система, путь жизни различных групп людей во всем мире
— Садхана-Шастра, т.е. практически ориентированное священное писание
— инструмент, расширяющий поле сознания для достижения сверхсознания
— то, что содержит информацию, знания, философию и различные техники
— мощный метод найти себя, реализовать все самое лучшее, что есть в нас
— метод достижения экстатических состояний ради слияния с Абсолютом
— практика раздвижения границ сознания простым и динамичным способом
— основное течение в индийской религиозной жизни последнего тысячелетия
— способ расширения ума и пробуждения дремлющей потенциальной энергии
— техника продления оргазма с целью ощутить Бога, или осознание единства
— главное течение в индийской духовности последнего тысячелетия или более
— культ экстаза, сконцентрированный на видении космической сексуальности
— интегральная часть Индуизма, одна из наиболее важных восточных систем
— господствующая сила не только в индийской, но и в мировой духовной жизни
— песня сердца, плеск горного ручья, жаркое пламя костра, шёпот влюблённых
— часть шактистской традиции, которая посвящена Богине во всех ее формах
— система комплексного развития личности и в духовном плане и в физическом
— не искусство любви, вроде «Кама-Сутры», а религиозно-философское Учение
— инструмент расширения поля сознания и вывода его на уровень сверхсознания
— очищение себя от социальных штампов, убивающих в нас счастливого ребенка
— мудрость, напрямую передаваемая от учителя к ученику посредством символов
— наука или религия, относящаяся с полным уважением к человеческим слабостям
— не только совокупность медитации и методов Йоги, но и особое миропонимание
— путь секса, но секса, понятого сверхчеловечески, онтологически, метафизически
— наиболее искусный способ использования драгоценного человеческого потенциала
— практическая система, Садхана-Шастра, писание, ориентированное на практику
— следование своей природе, преодоление желаний и интересов путем их насыщения
— всеобъемлющая мистическая дисциплина, имеющая научную и религиозную основы
— наука о расширении сознания, о трансформации энергии от грубой к более тонкой
— достижение экстатических состояний ради слияния с божественным Абсолютом
— йогический путь, в котором огромное место отводится медитативным практикам
— не религия в обычном смысле, это не техника, это особое медитативное состояние
— научный вывод человека из состояния невежества к состоянию духовного прозрения
— не техника, это любовь, вид растворения друг в друге, это медитация, это молитва
— быстрый и мощный метод достижения полной реализации гигантского потенциала
— переживание, пространство быть, путь «быть и чувствовать», а не «размышлять»
— отказ от всего ментального, эмоционального, от любых культурных обстоятельств
— целостный путь, в котором человек использует весь свой энергетический потенциал
— процесс, который ведет к расширению и, в конечном счете, к освобождению человека
— наука или система, сосре­доточивающаяся на том, что называется аспектом Шакти
— пробуждение в человеке сверхсознания, для обретения видения его божественной сути
— искусство жить здесь и сейчас, возврат к своей внутренней, божественной сущности
— древнее искусство секса, когда воедино сливаются страсть и нежность, душа и разум
— одна из самых ярких жемчужин в ожерелье духовных практик, доступных нам сегодня
— не религия и не философия, это религия, философия, йога и что-то еще, вместе взятые
— наука о сублимации (трансформации) грубой физической энергии в тонко-материальную
— целостная система, использующая физические средства для достижения духовных целей
— разнородные учения и практики, применяемые в Индуизме, Буддизме, Бон, новых религиях
— древнейшее учение великой алхимии трансформации сексуальной энергии в чувство любви
— путь напряженного чувственного наслаждения, которое используется в йогических целях
— позволение всем барьерам и преградам исчезнуть с тем, чтобы полнее проживать бытие
— глубокое духовное понимание жизни и древнее искусство жизни в гармонии с реальностью
— глубокий, мудрый, высоко духовный и эстетический путь к пониманию осознания вселенной
— сложная традиция со многими сторонами и гранями, лежащими за пределами восприятия
— экспериментальный, практический метод, позволяющий расширить способности человека
— живая и непрерывно обновляющаяся система, постоянно совершенствующая свои методы
— энергия, возникающая в сознании между появлением вопроса и нахождением ответа на него
— невероятно древние методы, которые могут служить практическим руководством для всех
— учение о двуединой природе мира, о нераздельном союзе блаженства мужского и женского начал
— одно из древнейших учений на земле, возникшее много тысячелетий назад на территории Индии
— становление Личности, свободной от желания только потреблять, не отдавая ничего взамен
— нечто, не имеющее никакого отношения к духовности, извращающее древние индийские учения
— Йога лингама и йони, жезла и чаши, стрелы и сердца, свечи и колокольчика, фитиля и пламени
— один из видов йогической практики, целью которой является достижение божественного экстаза
— система телесных и психических техник, предназначенная для развития осознанности человека
— уникальный инструмент совершенствования физической, умственной и духовной жизни человека
— совокупность практических методов, помогающих расширению способностей и сознания человека
— другая разновидность старого влечения к магии, оккультизму и ритуалу, что и  в других культурах
— освобождение от мыслей и состояний, заставляющих испытывать гнев, разочарование, страдание
— культура, опирающаяся на чистое блаженство и гармонию друг с другом и со всей вселенной
— свобода, свобода от любых построений разума, от всех его игр. Свобода от любых структур
— партнерская Йога, в практиках которой необходимо участие как мужчины, так и женщины
— часть возрождения поклонения Богине, которое распространено в языческих и туземных традициях
— путь к истинному здоровью тела и души, гармонии энергий, глубокой внутренней интеграции
— древняя техника управления сексуальной энергией, с качественно иным уровнем восприятия
— быстрый и мощный метод достижения полной реализации нашего гигантского потенциала
— постепенный, многоступенчатый процесс восхождения человеческого «я» к освобождению через экстаз
— научно-экспериментальный метод расширения человеческого сознания и человеческих способностей
— одно из древнейших вероучений, зародившееся задолго до Христианства, в эпоху матриархата
— учение, разработанное с целью освоения скрытых внутренних ресурсов и максимального их использования
— практическое учение, шаг за шагом исследующим состояние человека и ведущим его к самопознанию
— исследование динамичной природы человеческого существа – его скрытых потенциальных возможностей
— учение, создающее мост между материей и разумом, телом и духом, индивидуальным и универсальным
— древняя система самосовершенствования, основанная на глубоком знании человека, как части природы
— йогическая система Шиваизма и Шактизма, которая по своей природе является синтетической
— тотальное отдавание, отпускание всего ментального, эмоционального и культурного обуславливания
— культ женщины, с другой стороны и инструмент и техни­ки для достижения понимания этой доктрины
— древнее искусство сексуального и космического союза между Шивой и Шакти, между мужем и женой
— обуздание и приручение чувственности, и использование её с целью быстрой трансформации
— тайное учение, передающееся лишь от носителя «истинной традиции» «вне слов, от сердца к сердцу»
— фундаментальная духовная традиция, объединяющая и обхватывающая многие другие духовные системы
— сердцевина и суть всех религиозных традиций и систем, она распространяет истинное Знание Реальности
— практический инструмент, трасформирующий страх и привязанность в любовь и универсальную силу
— древняя оздоровительная практика гармонизации энергетической структуры человеческого тела
— наиболее прямой метод контроля энергии, чтобы вернуться к изначальному единению человека с Истиной
— собрание многих систем, охватывающих широкий спектр различных аспектов человеческой жизни
— систематический и научный вывод человека из состояния невежества к состоянию духовного прозрения
— комплекс методов, позволяющих расширить способности человека и выйти за пределы своих возможностей
— практическая система, по своему смыслу сравнимая с Йогой, развивавшаяся в рамках Индуизма и Буддизма
— связь между третьим измерением и др. планами существования за пределами материального плана
— источник «похоти и разврата», учение, потакающее всем низменным проявлениям человеческой природы
— необычайно сложная традиция, в которой особая роль отводится наставлениям учителя и ритуалу посвящения
— духовное учение, не зависящее от верований или мнений и неизменно поддающееся практической проверке
— интенсивные практики усиления и использования утонченных энергий с целью ускорения процесса пробуждения
— практическое и энергетическое применение всего йогического знания о жизни, времени, пространстве и энергии
— практическая система интенсивного духовного развития и реализации человеком его Божественной природы
— практическое и энергетическое применение всего йогического знания о жизни, времени, пространстве и энергии
— древняя наука управления своим телом и всеми его функциями для достижения полного духовного освобождения
— не Йога, не религия и не философия. Это — соединение всех трех этих элементов, но в то же время нечто большее
— искусство достижения физического и духовного совершенства через сексуально-энергетические практики
— ментальная наука, мета-психология, метод для исследования ума и расширения границ человеческого восприятия
— странная смесь из суеверий и магии, с возвышенной философией и проницательными философскими инсайтами
— религия, привнесенная из других миров, направленная на благо человека, приемлющая все и всё, не отрицающая ничего
— наука или духовная практика, построенная на огромном объеме религиозных и оккультных индуистских манускриптов
— буддийская религиозная практика,  использующая сексуальные контакты между людьми для достижения Абсолюта
— последовательность обрядовых действий, направленных на сближение верующего с божественным Абсолютом
— сложная традиция со многими сторонами и гранями, лежащими за пределами распространенных вымыслов
— система практик, направленных на изменение тела и духа, ведущих к эволюционному совершенству и просветлению
— и Йога, и религия, и философия, это система комплексного развития личности и в духовном плане и в физическом
— учения, не имеющие временных границ, но имеющие великое значение и для прошедших веков, и для современного мира
— не религия, не мистическое учение, а эмпирико-экспериментальный метод, который может практиковать каждый
— интегральная целостная система — мироощущение, философия, образ жизни, этические подходы и постулаты, эстетика
— способ освобождения от всех условностей, ограничивающих наше представление о том, кто мы есть и кем можем стать
— высшие разделы Йоги, изучающие наиболее сложные и тонкие аспекты действительности и способы взаимодействия с ними
— практика, которая ведет человека от несовершенства к совершенству, от грубого к тонкому, от оков к освобождению
— разнородные учения и практики, применяемые в Индуизме, Буддизме, Бон, новых религиях и культах Нью-Эйдж, в психотерапии
— мистика, философия, психология, космологическая концепция, слияние секса и медитации, секс в его самом высшем проявлении
— вечно существующая Сатья Санатана Дхарма (Истинный Вечный Закон) — универсальная сакральная Традиция без начала и конца
— традиция, система взглядов на мир, на человека, на любовь; инструмент и техники для достижения понимания этой доктрины
— то, что расширяет знание за счет трансформации человеческого сознания и прямого доступа к мудрости всего человечества
— конспект (резюме) многих других систем, включающий и охватывающий широкий выбор различных аспектов человеческой жизни
— путь духовного роста человека, его преобразования, пробуждения в нём сверхсознания, сверхвозможностей и сверхспособностей
— система, обучающая в полной мере познавать и использовать мир, равно как и настраиваться в лад с высшим сознанием
— комплексная система, которая органическим образом соединяет и сочетает все различные аспекты человеческого существа
— комплекс традиций, многогранный и многосторонний, сильно отличающийся или даже противоречащий популярным заблуждениям
— инструмент, расширяющий поле сознания для достижения сверхсознания, для постижения фундаментальных основ бытия
— как Ритуал, Йога и Садхана всех типов, так и общие принципы, объективным выражением которых служат эти практики
— совокупность многих культур, культов, учений, объединенных общей идеей почитания Силы, Энергии (Шакти) или Матери Природы
— одна из религий, цель которой — осуществление триединой гармонии Бога, Единой Жизненной Силы Бытия и всех живых существ
— система практик и упражнений, направленных, в первую очередь, на работу с энергетикой человека и, во вторую очередь, с его сознанием
— конспект (резюме) многих других систем, который включает и охватывает широкий выбор различных аспектов человеческой жизни
— целостное учение, которое связывает воедино все науки, использует основы каждой из них для создания действенных практических формул
— одна из немногих религиозно-философских систем, которая, связывает религиозное мировоззрение человека с его сексуальной жизнью
— точная система знаний, которая обеспечивает особые результаты и внутреннюю трансформацию в случае ее верного использования
— особая сакральная традиция эзотерического типа, предназначенная для узкого, квалифицированного меньшинства, духовной элиты
— одна из разновидностей Индуизма, включающая в себя методы Йоги и систему эзотерической (скрытой от непосвященных) практики
— то богатое наследие, что оставили после себя целые поколения тантрических йогинов и учителей, достигших вершин йогического совершенства
— древнейшая духовная традиция, накопившая за время своего существования богатейший арсенал практических методов самореализации человека
— совокупность практических методов, помогающих расширению человеческих способностей, и в первую очередь человеческого сознания
— путь к Богу через любовь, восторг, самоотдачу, радость, спонтанность, самореализацию через осознание и ощущения своей божественной сущности
— религиозная система, которая, как и любая религия, состоит из своих представлений о мире и человеке и комплекса различных религиозных ритуалов
— простая, серьезная, трезвая и реалистичная философия жизни, принимающая во внимание естественные импульсы и устремления человеческой личности
— путь «быть и чувствовать» в дополнение к возможности размышлять, рассчи­тывать, сравнивать, сопоставлять, представлять, взвешивать, дро­бить
— сакральная инициатическая традиция реализации высших трансцендентных аспектов реальности, основывающаяся на строгой эзотерической дисциплине
— наука, составляющая дисциплины, которые подразумевают использование многих техник, включая мантру, янтру, мандалу, йога-нидру, асаны, пранаяму и т.д.
— система практик или писаний в некоторых религиозных традициях, которые вследствие многих общих признаков определяются как тантрические (тантрика)
— не догматическая и не неизменная формальная система. Это живая и непрерывно обновляющаяся система, постоянно совершенствующая свои методы
— практический путь реализации, отличающийся глубокими эзотерическими знаниями о теле человека, о природе, космосе и всевозможных силах, действующих в них
— Путь Трансформации, Путь постоянного сознательного преобразования «отрицательных» качеств в «положительные», Путь роста осознания
— хороший инструмент для того, чтобы помочь людям всех традиций вернуть назад поклонение Богине и восстановить соответствующие формы ее почитания
— учение о двуединой природе мира, в котором представлены мужское и женское начала, о нераздельном союзе блаженства и пустоты как мужского так и женского начал
— не только и не столько особый вид секса и способ растянуть удовольствие, а целая жизненная философия, искусство преобразования сексуальной энергии в духовную
— система, целью занятий которой является достижение духовного экстаза, который увеличивает знания, расширяет сознание, способствует пониманию мира природы
— Садхана, т.е. комплекс практик, направленных как на достижение высшей религиозной цели (Освобождение), так и на обретение могущественных магических сил (сиддхи)
— предельно развитая реальность личностного самосовершенствования во имя освобождения, воплотившая в практику высшие доктрины Буддизма и Брахманизма
— самостоятельная религиозная традиция со своим специфическим вероучением, своеобразной культовой и йогической практикой, собственными священными книгами
— путь равновесия: секс, соединенный с медитацией; материальное благополучие сопутствует духовному поиску; радость и веселье рядом с размышлениями и тишиной
— практический путь реализации, отличающийся глубокими эзотерическими знаниями о теле человека, о природе, о космосе, об устройстве Вселенной и о силах и законах, действующих в ней
— учение, где сексуальность и духовность связаны неразрывно, где взаимоотношения Женщины и Мужчины священны, а сексуальная энергия является транспортным средством к Богу
— древняя восточная форма ритуального и стилизованного контакта, при котором все органы чувств мужчины соединяются с такими же воспринимающими органами чувств женщины
— не свод жестких правил, ограничений и предписаний, а философский путь, подразумевающий обучение на собственном опыте и умение жить в гармонии с собой и партнером
— путь расширения и трансформации сознания через любовь, самоотдачу, через сознательное использование энергии желания для оздоровления и духовного совершенствования
— эзотерическое течение в философии и культовой практике индусов, ритуалы которых держатся в тайне, так как некоторые из процедур сомнительны с точки зрения общепринятой морали
— сложнейший психоэнергетический комплекс внутренней трансформации самых глубинных пластов человеческого сознания и психики, направленный на духовное совершенствование человеческой личности
— палка о двух концах, которая, если правильно применена — в итоге отбрасывает средства, помогающие в достижении духовной цели, а неправильно — разрушает все искренние начинания практикующего
— одна из немногих религиозно-философских систем, которая, связывая религиозное мировоззрение человека с его сексуальной жизнью, открывает путь для проявления искреннего сексуального чувства
— духовная наука, которая использует методы проникновения в глубины подсознания, очищая личность от глубоко укоренившихся комплексов, корректируя поведение и возрождая человека психологически и физиологически
— не собрание мистических культов, содержащих довольно необычные идеи, а простая, серьезная, трезвая и реалистичная философия жизни, принимающая во внимание естественные импульсы и устремления человеческой личности
— эзотерическая оккультная система в Индуизме и Буддизме, придающая особое значение единению мужского и женского начал с помощью широкого набора практик Йоги, магии, оккультизма и тщательно разработанной мистической философии
— сакральная инициатическая традиция, ставящая своей целью реализацию высших трансцендентных аспектов реальности и основывающаяся на строгой эзотерической дисциплине, адекватной лишь в контексте традиционной цивилизации
— система, затрагивающая все аспекты человеческой жизни, с раннего утра до поздней ночи, с рождения до смерти, делающая жизнь человека более гармоничной и счастливой в любом действии и любой ситуации, для всех типов людей от домохозяек до монахов.

 

4. НЕПРАВИЛЬНОЕ ПОНИМАНИЕ ТАНТРЫ.

Вот что пишет Виктория Дмитриева (см. В.Дмитриева. Тантра — пропасть или взлет? Журнал «Yoga Journal» №39. Март, апрель. 2011г. Сайт www.yogajournal.ru.):

«Тантрические практики кажутся сегодня доступными как никогда. Рассеялся и ореол таинственности, окружавший некогда само понятие Тантры. Однако открытость эта мнимая, а большинство семинаров, обещающих всевозможные духовные блага, по-прежнему имеют мало общего с древним учением.
Всплеск западного интереса к экзотике и эзотерике Востока в шестидесятые (XX в) создал свою молодую обширную религию, получившую название «Нью-Эйдж», или движение Нового Века. Поскольку западному человеку свойственно «поверять гармонию алгеброй», адепты Нового Века сочли, что древние мистические учения Востока могут быть так же вседоступны, как ЛСД и мескалин, а измененные состояния сознания, вызванные синтетическими и растительными наркотическими веществами, сродни возвышенным состояниям духа, описанным в древних трактатах по Йоге.
Неизменные атрибуты образа жизни хиппи, такие как бродяжничество, отрицание социально принятых норм поведения, интерес к экзистенциализму и эзотерике, наркотики и свободная любовь, получили ореол некой сакральности, принадлежности к избранному клану «святых бродяжек», поправших бренные ценности буржуазного мира и открывших новые горизонты raison d’etre. Произошла вполне закономерная подмена подлинного духовного стремления и поиска внешними, привлекательными для эго лозунгами «всеобщей любви», «единения», «Бога в себе», которого стали называть “better I” или “inner child”, и прочими нью-эйдж побрякушками, за которыми, по сути, не скрывалось никакого глубинного содержания, поскольку, прежде всего, они служили упаковочным материалом для нового продукта на американском рынке: духовного преображения за твердую валюту.
Нью-Эйдж успел глубоко укорениться в сознании американцев и западных европейцев, но привился и в России, подвергшейся, несмотря на свою, казалось бы, прирожденную серьезность и разборчивость, атаке массово-пластмассового американского шаблона, умудрившегося создать, среди прочих, и свой духовный макдональдс, в котором предлагаются «быстрые блюда» разнообразных мировых религиозных практик.
Так, профанируя и торгуя, современный рынок эзотерики продолжает порождать фантастические суррогаты древних учений, и, пожалуй, в наибольшей степени среди них искажена Тантра. Это объясняется тем, что Тантра представляет собой наиболее глубинный, скрытый и сложный слой Индуизма, понимание которого требует знания Санскрита, знакомства с живой, а не книжной традицией, ясного ума, непреклонных духовных устремлений, нравственной чистоты, и, самое главное, чуткого руководства достойного и сведущего наставника. Не случайно путь Тантры предписывается лишь особому классу практикующих — тем, кого называли вирами, или героями, одержавшими победу над внутренними чудовищами жалости, тоски, страха, стеснительности и отвращения — удавками, которые закабаляют человека и низводят его до состояния пашу, или связанного скота.
К сожалению, та «Тантра», которую приходится видеть последние лет пятнадцать в большинстве изданий и рекламах семинаров по «тантрическому сексу», не тянет даже на грубую карикатуру или «пособие для чайников». Такое впечатление, что древнее знание прячется, притворяясь чем-то иным, дабы окончательно сбить с толку невежд и испытать искренне ищущих. Так в Индуизме, практически полностью изгнавшем более позднюю и менее жизнеутверждающую религию Буддизма из Индии, считается, что один из аватаров Вишну в виде Будды, явился с целью вводить в заблуждение. Случилось так, что большинство основополагающих тантрических текстов остаются непереведенными на европейские языки, а вот дурная слава и изуродованное представление о Тантре успели широко распространиться.
В школе недвойственного Кашмирского Шиваизма Трика, достигшей апогея философии и йоги Тантры, все явления классифицируются как пять действий Шивы, и одно из них — тиродхана, или действие омрачения, сокрытия благодати, в противоположность ануграхе, дарованию благодати и открытию истины, — явно преобладает в современном мире. Поэтому созрела необходимость пояснить значение и истоки Тантры и защитить великое древнее учение от затянувшейся агрессивной профанации. Тем же, кого интересует «тантрический секс», лучше честно выкинуть из этого словосочетания слово «тантрический» и обратиться в многочисленные интимные сервисы.
Тантрой в широком смысле называется древнейший, вернее, вневременной свод знаний о законах Вселенной, о гармоничном взаимодействии с ней, о смысле и цели человеческой жизни, а также о методах, ведущих к освобождению из горестного круговорота перерождений. Поскольку Тантра оперирует базовыми онтологическими понятиями, устная ее традиция уходит корнями в глубочайшую древность, применять к которой какие-либо временные рамки сложно.
Археологические раскопки доарийских цивилизаций Мохенджо-даро и Хараппы, возникших в долине Инда около пяти тысяч лет тому назад, свидетельствуют, что их жители поклонялись Шиве и Шакти — двум главным движущим силам мироздания, творящим, поддерживающим и разрушающим его, — силам, составляющим основу Тантры.
Все явления макро- и микрокосмоса проистекают из безначального и бесконечного взаимодействия этих двух аспектов Абсолюта — недвижного Шивы и его собственного динамического аспекта, его энергии, или Шакти. Повсюду в Индии встречаются два символических изображения этого взаимодействия: первый (его ошибочно принимают за Звезду Давида) — два сплетенных треугольника: верхний — Шива и нижний Шакти, и второй символ — это йони и лингам. В «Куларнава-Тантре» говорится, «что мир не подобен чакре, лотосу или ваджре, а скорее напоминает лингам-йони, отражая Шиву и Шакти».
Пробуждение Кундалини-Шакти, спящей в основании позвоночника, и соединение Ее с Шивой в Сахасраре также можно передать сексуальной образностью. Отсюда сексуальная символика Тантры и многих тантрических божеств, например, Маха-Видий. Считается также, что любовный союз в силу своей экстатической взрывной природы максимально близко передает слияние адепта с избранным божеством (ишта-дэвата), достигаемое в процессе тантрической садханы. Тем не менее, подобные практики вовсе не обязательно означают привлечение сексуального акта как такового. Что же касается ритуала панчамакара (пяти «М», состоящих из мяса, рыбы, зерна, вина и ритуального совокупления), то в Тантре Правой Руки все эти ингредиенты находят себе «саттвическую» замену. Тантра же Левой Руки требует такой безупречности, как наставника, так и адепта, что следовать ей могут лишь избранные единицы, рождающиеся раз в тысячу лет, обладающие сверхчеловеческими качествами и героической природой. В противном случае, опасность скатиться в низшие перерождения слишком велика.
Сложная и шокирующая символика любви и смерти, пронизывающая Тантру, объясняется тем, что именно эти два фундаментальных процесса наиболее точно передают природу Реальности, безжалостно срывая маски нашего глубинного страха перед ошеломляющей подлинностью бытия. Творимая Шивой и Шакти Вселенная предстает единым, целостным, одухотворенным организмом, все части которого, от минералов до звезд, органично связаны и воздействуют друг на друга. Человек, в свою очередь, несет в себе всю информацию об этой Вселенной и, по сути, является Ее миниатюрой. Поэтому, в отличие от исключающих путей Вед и Йоги, Тантрической Традиции свойственна всеохватность и доступность для всех, вне зависимости от пола и касты. Женщины, которым наряду с низшей кастой шудр запрещается прикасаться к Ведам, в Тантре, напротив, приветствуются, поскольку они есть воплощение Великой Богини.
Также считается, что женщине, вставшей на духовный путь, легче достичь цели, чем мужчине. Тантра не предписывает, хотя и не исключает, монашество, аскезу и отшельничество, поскольку эти насильственные состояния, во-первых, предполагают иллюзорность и загрязненность мира, что неприемлемо для Тантры, а во-вторых, создают излишний психический стресс, по сути, отвлекающий от практики. К тому же, такие неестественные для человеческой природы подвиги, как уход в монашество, вместо духовного роста, могут раздувать чувство собственной значимости. Один из блестящих мастеров Кашмирского Шиваизма Абхинавагупта, говорит, что вкус к Высшей Реальности прививается мягко и постепенно, спонтанно вытесняя собой все низменные страсти. Можно предположить, что распространение монашеских систем сыграло негативную роль в истории Индии, поскольку ушедшие в поиск себя монахи, переставали деятельно духовно участвовать в жизни страны, результатом чего могли стать многочисленные чужеземные вторжения.
Проблема правильной интерпретации Тантры состоит еще и в том, что в современной Индии этим словом называется чрезвычайно широкий спектр всевозможных оккультных знаний, ритуалов, бытовой магии, чародейства, целительства. На хинди, например, слово «тантра» обозначает, как правило, колдовство, магию, фокусы, а иногда даже безнравственное поведение. Нередко можно встретить настороженное отношение к Тантре, как к чему-то нечистому, в особенности в рафинированной ведической среде брахманов. Разумеется, в данном случае, речь идет о разных Тантрах, точнее, о разных уровнях Тантры: бытовом и трансцендентном. В первом случае, она действительно может иметь отношение к магическим манипуляциям ради стяжания личного блага, успеха и способностей управлять волей других людей. Для йогина же, стремящегося к подлинной свободе духа, подобные сиддхи (сверхъестественные способности, которые могут спонтанно развиваться в результате садханы) лишь игрушки, становящиеся препятствиями на пути, если играть в них всерьез.
В?дение целостности мироздания вместе с умением не воспринимать себя ограниченным физическими категориями и выше упомянутыми удавками, дает удачу, силу и, в конечном итоге, бессмертие и свободу, к которым и призвана привести своего адепта Тантра. Поскольку целостность неделима и божественное начало пронизывает собой все бытие, Тантра не признает противопоставлений зла и добра, скверны и чистоты. Злом может быть лишь то, что препятствует продвижению к неотъемлемому исконному состоянию каждой дживы — к свободе, как, например, одержимость эго, отрицание божественности мира и культивирование закабаляющих удавок в качестве добродетелей и социальных правил. Считается, что тантрические методы наиболее плодотворны в условиях нашей эпохи — Кали-юги. В «Куларнава-Тантре» говорится: Шрути предписаны для Крита-юги, Смрити — для Трета-юги, Пураны — для Двапара-юги. Для Кали-юги — только Агамы.
Также Тантрами, или Агамами, называются тексты, записанные на Санскрите около IV в. н.э. и представляющие собой беседы небожителей — божественной четы Шивы и Парвати. Существуют также буддийские и менее известные джайнские тантры. Слово «тантра» образуется из санскритских глагольных корней tan (распространяться, простираться, сиять, ткать) и tr (пересекать, переплывать, превосходить, достигать, спасать, освобождать). Термин этот интерпретируют по-разному, но самую распространенную трактовку можно сформулировать так: всеобъемлющее учение, расширяющее сознание и помогающее пересечь океан сансары, то есть освобождающее учение.
Несмотря на официальную опалу, Тантра занимает весьма значительное место во многих семьях и ашрамах Индии. Ее методы, как правило, хранятся в тайне, описаны специальным «сумеречным» языком (сандхи-бхаша), и используются и передаются из поколения в поколение — от учителя к ученику.
Первым европейцем, приподнявшим вуаль таинственности с Тантрической Традиции, был Сэр Джон Вудрофф (1865-1936), писавший под псевдонимом Артур Авалон. Книги его особенно ценны тем, что Вудрофф был не просто исследователем, а практиком, подолгу живущим в Индии и впервые сумевшим аутентично рассказать о Тантре и развенчать многочисленные предрассудки и заблуждения на ее счет. В последнее время западные ученые уделяют все больше внимания Тантре, и в особенности самой изысканной из ее школ — Кашмирскому Шиваизму, достигшей к X-XI вв. н.э. поразительных философских и йогических высот. Здесь хотелось бы заметить, что Тантра, безусловно, — интереснейшая и богатейшая тема для академического исследования, но в первую очередь, это — живой инструмент, руководство к действию, это особая пробуждённость сознания, которую и следует реализовать в собственной жизни, а не только в научных докладах и диссертациях. Именно с этой освобождающей целью и записывались тексты Тантры. Изучать подобные предметы, не применяя их преображающей силы на деле — все равно, что просить милостыню, сидя на ларце с сокровищами.
Новый приступ духовной жажды Запада стал стимулом и одновременно лакмусовой бумажкой и для множества восточных, а затем и западных лже-гуру, почуявших сладкий запах легкой наживы на неразборчивых «искателях». Внутреннее усилие, изучение первоисточников на оригинальных языках, знакомство с живой традицией напрямую, а не с помощью лишь книг, интернета и сомнительных медиумов, требуют слишком много сил и времени, слишком острого желания выхода из обыденности. Так создается ловушка номер один и выплывает приторная физиономия Нью-эйдж, предлагая, причем недорого, разнообразные практики, техники, тренинги и семинары с просветленными мастерами прямо в вашем городе. И вам не надо тратить деньги на билет до Индии, Непала, Тибета, и т.д., не надо дышать пыльным загазованным воздухом индийских и непальских городов, страдать несварением желудка, горной болезнью, трястись по ухабам и серпантинам дорог. Однако важно понимать, что все вышеупомянутые малоприятные действия вовсе не гарантируют встречи с настоящим учением и его представителями. Здесь скрывается ловушка номер два. Большинство приезжающих в Индию вполне искренних искателей, считают, что они «уже приехали», и начинают видеть махатму в каждом ловко говорящем по-английски или глубокомысленно молчащем на хинди жулике в шафранных одеждах, коих легион растет, так как появление лже-гуру — один из признаков Кали-юги. В Индии есть поговорка на хинди: «Не ходи за знанием к тому, у кого ашрам с толпой учеников». Шри Пуньджа как-то остроумно заметил, что «толпа обычно означает какое-то бедствие — пожар, наводнение, аварию».
В то время как подлинности ничего и ни от кого не нужно — ни рекламы, ни учеников с их удобной наивностью и кошельками, ни красивых раскрученных ашрамов, некоторые из которых напоминают либо дорогие курорты с оттенком борделя, либо (другая крайность и тоже небесплатная) лагеря строгого режима. Подлинность — это Благодать, которая случается, открывается, распускается как цветок, и благоухает, и только тогда, когда пришло время и написано на роду. И Ее не привлечь и не приблизить ни книжными знаниями, ни умением заворачиваться в диковинные асаны, ни хождением на сотни семинаров и тренингов. Она случается. Вне правил и законов, в совершенно свободной, непредсказуемой и грандиозной Игре Абсолютного Сознания. Так же, как и встреча с учением или гуру, преображающим нашу жизнь, совершенно индивидуальна и не зависима от каких-либо внешних действий, но есть результат неземной удачи, накопленных устремлений вверх, вызревания, выпекания в нас некого тайного магнита, притягивающего правильные события, встречи и откровения. Само недовольство заточением в обыденность, эдакий священный зуд, стремление всплыть, воспарить, и нарастающий интерес к возможностям выхода и перемене, считаются благословением и путеводным огнём».

 

4.1. СЛОВАРИ И ЭНЦИКЛОПЕДИИ.

«Тантрой иногда называют сеансы сексуальной терапии или массовой содомии, организуемые с целью расслабления, снятия комплексов или развлечения».

(Википедия. Свободная энциклопедия.)

 

4.2. ПЕЧАТНЫЕ И ЭЛЕКТРОННЫЕ ИЗДАНИЯ.

«Мистическая физиология Упанишад и Тантр за последние сто с небольшим лет подверглась бесцеремонной теософской вивисекции, чакры теософ Ледбитер окрестил «энергетическими вихрями» или «воронками», традиционная средневековая символика безбожно перетолковывается. На самом деле цель тантрической садханы (пути развития) — объединение в одном теле двух полярных принципов, это уже некий вариант перелицовки Классической Йоги, измышления же нашего времени на эту тему представляют собой полную профанацию и худший вид суеверия».

(Бойко В.С. Йога: искусство коммуникации.
(2-е изд., испр.). Светочь. 2001г. 630 стр.)

«В наше время, когда информация о Тантре становится все более и более общедоступной, доходя до людей в невероятно искаженном или неразъясненном виде, — необходимы книги и комментарии, дающие представление об истинном смысле тантрических методов, в том числе и тайных обрядов, и разъясняющие значение этих практик с точки зрения самой Традиции. Предубеждение, огульное отрицание Тантры, непонимание ее сути, — сильно распространены как в Индии, так, тем более, и за ее пределами. Такое неприятие, страх или ложное представление о тантрической системе основаны, прежде всего, на незнании истинных целей и принципов этой Традиции, а также, конечно, связаны с ограниченным мышлением людей.

(Авадхута Д.Р. Тантра: Постижение высшей реальности. СПб. ОВК. 1992г. 111 стр.)

«Техника Возрождения. Тантра. … О Тантре (которую иногда называют Крийя) сказано в последнее время достаточно много — и плохого, и хорошего. Мудрые утверждают, что нынешний век — это Век Тантры, в том смысле, что каждый, кто поставит перед собой цель трансформации, сможет добиться её.
Некоторые духовные люди считают, что Тантра — это своего рода неприличное отклонение от духовного пути, на котором падшие души под видом духовной практики занимаются сексом, пьют вино и объедаются. Действительно, встречаются секты, в которых их члены именно это и проделывают. Но к Тантре это не имеет отношения. Истинная Тантра означает приручение чувственности и использование её с целью быстрой трансформации…
Этот путь требует определённой зрелости нервной системы. Это не тот путь, по которому могут пойти грубые, невежественные люди. Но практически все современные интеллектуальные люди, развившие в себе культуру чувств и ценящие искусство, могут добиться успеха!».

(Брамари Ананда. Према Шакти Ананда. Бала Янтра.
Манифест Эволюции. Метанаука для йогов,
учёных и программистов. М. Лаборатория Сарасвати. 2003г.)

«Наше знание древней индийской цивилизации несоразмерно мало по сравнению с тем вкладом, или, лучше сказать, кладом, которым одарила Индия человечество. В учебниках и пособиях даже для высшего образования сведения об Индии занимают считанные страницы. Древнейшие и величайшие памятники мировой культуры — Веды, Махабхарата и Рамайана, такие же основные жизненесущие корни человеческой мудрости, как Библия или Коран, переведены до сих пор лишь отрывками и изданы небольшими тиражами. В наших огромных музеях залы Индии либо отсутствуют, либо доступны лишь специалистам. Прокат представляет нам индийское кино неистовыми коммерческими боевиками и мелодрамами, хотя почти четверть индийской кинопродукции составляют религиозные, мифологические и исторические фильмы… И — увы! — так далее, и так далее.
И все же, несмотря на внешнее господство «западных ценностей», высокий идеализм и буйство роскошных материальных форм древней индийской культуры увлекают все больше умов и на Западе, ищущих и находящих в ней ответы на самые важные вопросы бытия и возможность их творческого применения в современной жизни. И одно из величайших завоеваний человеческой мудрости, один из самых узнаваемых признаков индийской культуры — Йога.
О Йоге нынче кое-что известно почти всем, многие «занимаются» ею, но немногие действительно что-то о ней знают. Часто Йогой называют то, что ею отнюдь не является. Объявляют ею какие-то цирковые выверты и трюки, теософские рассуждения или «медитационные» халтуры. Одни считают Йогу праматерью всех религий, другие утверждают, что Йога — не религия, а наука; и те и другие надеются, что она может служить основой всеобщего мировоззрения. Но в их восторженный хор вмешиваются насмешливые или суровые голоса, клеймящие Йогу «индийскими сказками» или «делами тьмы».
Как бы там ни было, Йога, пожалуй, наиболее быстро завоевывающее умы древнее учение. Ведь еще в XIX в. за пределами Индии о ней практически ничего не знали, а теперь Йога в тех или иных формах распространена по всему миру. Издается огромное количество литературы по Йоге, в том числе и на русском, но среди бессчетного числа изданий только малая толика основывается на источниках и может помочь пониманию этого сложного и удивительного явления.
Зачастую, когда говорят, пишут о Йоге или «занимаются» ею, забывают один простой факт: в индийской преемственности та или иная школа Йоги имеет определенный набор древних (или пусть не очень древних) авторитетных текстов, которые из века в век почитаются, читаются, заучиваются, осмысливаются, толкуются. Наряду с передачей знания от учителя к ученику, передача определенного текста и ключа к его пониманию поддерживают непрерывающуюся преемственность индийской культуры.
«Европоцентрированный» же массовый русский читатель представляет Йогу по популярным работам, а в лучшем случае — по зарубежным монографиям. Заметим, что ценных обобщающих исследований по Йоге на русском языке за годы партийнономенклатурной власти издано не было, среди редких и небольших по объему исключений можно отметить лишь работы немногих энтузиастов. Наиболее значимыми долгое время оставались дореволюционные издания Вивекананды. Сейчас на рынок выброшено огромное количество книг по Йоге, однако качество содержания или перевода большинства из них очень низко. Источники издаются крайне редко, да и среди этих изданий зияют странные пробелы. До сих пор нет переводов на русский основополагающих текстов Тантры (неряшливые переводы дилетантами работ А.Авалона не в счет) и связанной с ней Йоги, которые могли бы приоткрыть завесу загадочности, таинственности и нездорового ажиотажа, сотканную незнанием.
Данная книга представляет собой первый опыт перевода на русский язык с Санскрита нескольких так называемых Упанишад Йоги, или, еще точнее, Тантрийской Йоги. Но, оговоримся, такое определение содержания переводимых Упанишад до некоторой степени условно, ибо из-за взаимопроникновения и взаимовлияния различных религиозных и философских учений внутри единой индоарийской культуры в текстах сливается множество мировоззренческих слоев. На русский язык с оригинала Упанишады Йоги и Тантры не переводились, за исключением «Брахмабинду-Упанишады», текстуально близкой к «Амритабинду-Упанишаде», и короткого отрывка из «Йога- таттва-Упанишады». Поэтому, как всякое новое предприятие, тем более столь сложное, как переложение на русский язык религиозных и в какой-то мере эзотерических текстов иной культуры, этот труд, конечно, не будет идеальным, непогрешимым и неоспоримым. Его цель — открыть путь к пониманию, уточнению и истолкованию источников Тантрийской Йоги.

(Мартынов Б.В. Упанишады Йоги и Тантры. Алетейя. 1999г. 256 стр.)

 

4.3. СТАТЬИ И ПУБЛИКАЦИИ.

«К сожалению, традиционное восприятие индуистской Тантры на Западе поразительно примитивно и поверхностно. Подавляющее большинство видит лишь «экзотическое искусство любви» в сияющем великолепии этого пути достижения Божественного Совершенства».

(А.Лапин. Индуистская Тантра. Сайт www.avatargroup.ru.)

«Традиционное восприятие Тантры на Западе поразительно примитивно и поверхностно. Подавляющее большинство видит лишь «экзотическое искусство любви» в сияющем великолепии этого пути достижения Совершенства. До сих пор на Западе Тантру рассматривали только в ее самых вульгарных и низких формах, которые проповедовали недобросовестные люди, приравнивающие секс к сверхсознанию».

(А.Лапин. Тантра. Предмет и история Тантры. Сайт www.touching.ru.)

«2.2. Что такое «карецца»? По мере продвижения, термин «тантра» или «тантрический секс» часто ради удобства ошибочно использовался для западных религиозных или духовных практик, в которых медленный осмысленный сексуальный союз давали путь к переживанию духовного экстаза. Некоторые из этих западных практик возникли в XIX в., по-видимому, в результате спонтанного открытия, и вообще не имеют отношения к Тантра-Йоге»».

(Вопросы и ответы по Тантре. Отвечает
востоковед С.Горохов. Сайт www.athaom.narod.ru.)

«В России — и вообще на Западе — есть ложное убеждение в том, что Тантра — это определенные сексуальные техники, что-то типа Кама-Сутры. Это убеждение нелепо. Оно возникло с тех времен, когда в России начали переводиться и публиковаться первые книги по Тантризму. Многие ложные школы, чтобы привлечь клиентов, стали делать акцент именно на сексе (ведь секс популярен всегда). Мутация этого акцентирования привела к ложному представлению о тантрической школе. Конечно, и в России есть специалисты, знающие о том, что есть Тантризм, однако то, что выдается за него, к Тантре никакого отношения не имеет».

(Источник неизвестен.)

«Та Тантра, которая известна на Западе, скорее всего придуманная нами, Тантра с нашими комментариями и интерпретациями. Истинная Тантра всегда сохранялась в тайне. Поэтому уловить истинную Тантру нелегко. Из-за человеческой склонности все интерпретировать, обычно, узнав лишь малую часть, ее достраивают до целого в силу собственных представлений о нем. В этом одна из причин того, почему Тантра всегда сохранялась в тайне. Древние учителя Тантры осознавали, что подобное понимание исходно присуще очень многим людям, и потому разработали систему посвящений, которая защищает знания от невежественного истолкования».

(А.Лапин. Тантрические взгляды на устройство вселенной,
человека и природу любви. Сайт www.darklight-tantra.narod.ru.)

«Существует множество ярких примеров ложного представления Запада о мировоззрении Индийской Традиции. Современный человек Запада представляет себе Тантру в лучшем случае как склад мантр, медитативных техник и ритуалов непонятного назначения, а обычно — как древнеиндийский текст по сексопатологии. В представлении широкой публики учение Тантры выглядит слишком поверхностным, искаженным, а то и просто отвратительным. В первую очередь это относится к магическим ритуалам и сексуальным практикам, которые часто преподносятся как тантрические. Но даже абсолютно точное описание тантрических практик (при полном раскрытии их внутреннего смысла) не дает представления о Тантре в целом. Это все равно, что, никогда не видя слона, пытаться представить его по одному хоботу. Как хобот не является слоном, так и отдельные части Тантры не содержат в себе сути самой Тантры (в куске, вырванном из контекста, нет никакого смысла)».

(Источник неизвестен.)

«Наука Запада до сих пор не имеет возможности изучить Тантризм в полном объеме (имеется в виду изначальный, вышедший из архаичных культов, индуистский его вариант, не менее сложный, чем буддийский, который основан на его фундаменте и легче поддается научному анализу), а в представлении широкой публики учение Тантры выглядит слишком поверхностным, искаженным, а то и просто отвратительным…
Все книги, передающие якобы тантрический сексуальный опыт, к учению Тантры не имеют никакого отношения. Они ориентированы на общество потребления и преподносят ему своего рода «клубничку», которая будит воображение и является фиговым листком, прикрывающим свойственный всему живому инстинкт размножения, на котором держится весь материальный мир. Их авторы абсолютно чужды тантрическому мировоззрению и преследуют либо коммерческие, либо иные сугубо личные цели. Эта профанация превращает Тантру в некий отстойник, от которого отворачиваются все серьезно настроенные люди».

(С.Завьялов, Е.Петренко. Гора Кайлас в Тибете как великий нерукотворный
символ тантрического мировоззрения. 2001г. Сайт www.skoptsov.ru.)

«Каждый человек на Земле стремится к счастью, но никто не может его достичь, ибо путь к счастью лежит через Тантру, где человек может найти своего тантра-партнёра или слиться со своим идеалом! Через постижение Тантры, внести гармонию в семенные отношения, найти свою вторую половинку! Развить сексуальный центр для обретения магических способностей и личной силы, молодости и привлекательности!
Некоторые люди не совсем верно представляют, что такое Тантра. У многих она записана в голове исключительно как сексуальные отношения с человеком в постели в горизонтальном или других положениях тела — и всё. Но Тантра — это намного больше, глубже, интересней! Это общение с Богом, с миром, им созданным. Это стиль жизни, это образ жизни, это совершенно другое виденье мира. Тантрой человек может заниматься не только с кем-то, но и один на один с самим собой. Тантра — это жизненный процесс, в котором пребывает человек. Это состояние, в котором человек совершает свои действия осознанно: садится на корточки — осознаёт себя, прикрывает глаза — осознаёт себя, и каждое действие — подобная практика. Вся жизнь из таких практик, вся жизнь — Тантра».

(Королевская Тантра-Йога. Сайт www.vk.com.)

«4. Мракобесные веры. О мракобесии инквизиторов Святой Веры известно из истории — она изобилует множеством костров, на которых сжигались противники Святой Веры. Мышление последователей Святой Веры не изменилось и сегодня. Просто изменились методы борьбы с еретиками, вместо костров — отлучение от церкви и т.п. При этом догматы Веры в принципе остались прежними. Они несут в себе печать мракобесия: любая мысль, направленная на осмысление единства законов земли и неба, трактуется как «бесовская», как материалистами, так и идеалистами.
Не на много отстают от своих духовных противников и последователи Веры материалистической, Веры научной. Здесь вместо костров и отлучений от церкви — лишение научных званий, должностей, и т.д. И в борьбе за «чистоту» своих рядов грязными технологиями и двойными стандартами не гнушаются и представители официальной науки.
Достаточно взглянуть на «словарик» П.Образцова, который он приводит в своей книге «АнтиМулдашев. От кого произошел уфимский офтальмолог?» (М. Яуза. Эксмо. 2004г.), чтобы осознать смысл тривиальных этических понятий об этике по П.Образцову. Вот некоторые образчики творческой переработки им эзотерических трудов:
«Тантры — священные трактаты Тантризма, в которых излагаются духовные и психофизические учения. Их основные темы — превращение энергий, освобождение духа, раскрытие собственных возможностей и др. Самые ранние тантрические трактаты относятся к началу н.э., самые поздние датируются XVIII-XIX вв. Некогда считалось, что общее число тантр равняется 64 (Шанкара VIII в.); сегодня нам известно гораздо большее количество текстов. «Нитья-шодашикарнава» утверждает, что число тантр превышает несколько миллионов! В России тоже довольно много тантр — от описания работы аккумулятора (превращение энергии), книги «Старик Хоттабыч» (освобождение духа) до справок о текущем банковском счете (раскрытие собственных возможностей)»…».

(Беляев М.И. 1999-2007гг. О науке и лженауке. 1999г. Сайт www.milogiya2007.ru.)

«Правильное понимание Тантры затруднено по причине двух предвзятых, но широко распространенных установок. Одни энтузиасты стремятся утвердить имидж Тантры, как глубоко эзотерического и таинственного учения, а это неизменно отпугивает ряд исследователей умеренно-интеллектуального склада. Энтузиасты другого рода усердствуют в поисках глубоких противоречий и непристойных элементов в культах, которые настаивают на своем тантрическом происхождении, что также способно вызвать неприязнь у людей определенного склада. Очень немногие исследователи осознают неправомочность как первого, так и второго воззрения. Действительно, авторы многих тантрических текстов оперируют весьма отвлеченными категориями, используя при этом специальные системы символов, иногда очень сложные. Правдой является и то, что ряд тантрических ритуалов при их описании и на практике могут показаться весьма причудливыми и даже отвратительными. Но подобные отклонения и извращения, по большому счету, чужды духу и букве подлинной тантрической идеологии.
Тантра, в своих истоках, — религия народная, и потому элемент абстрактного в ней минимален. Она посвящена простому человеку и решению проблем его повседневной жизни. Несомненно, в тантрической культуре главный акцент ставится на индивидуальное, в противовес ориентации на социальное — характерной черте Традиции Ведической; но при этом такие черты индивидуального поведения как экстравагантность или эксцентричность Тантрической Традицией никогда не одобрялись и не поощрялись. Традиция Тантры больше связана с идеалом «безмятежного созерцания», чем с идеалом «радостной жизнедеятельности», воспеваемом в ведических гимнах. И действительно, экстатический и жизнерадостный темперамент Вед был существенно смягчен влиянием Тантры, что заметно отразилось на идеологии Упанишад. Таким образом, Тантра не является чем-то недоступно эзотерическим или отталкивающе вульгарным. Это скорее просто средство для достижения гармонии и уравновешенности в этом мире, полном разнообразных, зачастую противоборствующих сил».

(О Тантре. Сообщество Йоги. Сайт www.yayog.ru.)

«Чтобы понять идейные истоки Тантрической Йоги, необходимо обратить внимание на основополагающие идеологические и философские положения Тантризма. Они по своим акцентам противостояли религиозной идеологии Вед и Буддизма, в которых освобождение нужно было искать через духовное преображение и отрешение от материального. В Тантризме все наоборот. Его учителя полагали, что религия Вед уже не соответствует текущему историческому этапу — черной эпохе торжества материи и упадка духа (Кали-юга). Следовательно, путь к освобождению должен идти из самой материи, через материю и земную плотскую жизнь. Что же это означает на практике? Прежде всего, отрицание аскетизма как важнейшего элемента духовного пути, характерного для всех классических религиозных доктрин Древней Индии, в том числе и для Йоги…
Конечно, в Тантризме существовали разные течения и школы. И далеко не все из них отличались этическим нигилизмом и сексуальной распущенностью. Однако, Тантрическая Йога как явление в целом оказалась неким побочным плодом-мутантом на древе исторического развития индийской Йоги, который по своей природе принципиально отличался от всех авторитетных йогических учений, восходящих к Кришне, Патанджали, Будде, Шанкаре, Майтрейе и другим признанным мастерам и теоретикам Йоги. Путь Тантризма — это путь напряженного чувственного наслаждения, которое используется в йогических целях. Однако ни Аватар Кришна, ни мудрец-йог Патанджали, ни благословенный учитель и реформатор Гаутама Будда не верили в то, что освобождение духа и власть над материей могут быть достигнуты практикой чувственных наслаждений, даже если они и применяются в религиозных целях. Крайне скептическое отношение к Тантризму угадывается и в традиции современной Агни-Йоги, основатели которой сомневались в духовной ценности тантрической садханы как пути к духу через материю.
В чем причина такого отношения к Тантризму и Тантрической Йоге? Дело в том, что идеология Тантризма почти всегда оказывала деструктивное влияние на моральный облик ее последователей. А могло ли быть иначе, если ими отвергались многие испытанные краеугольные принципы духовного совершенствования, выдержавшие тысячелетнюю историческую проверку? К тому же Тантризм был пропитан аборигенным шаманизмом и магическими культами далеко не самого духовного свойства.
Тантрическая Йога в большинстве своих разновидностей являлась псевдо-Йогой, ее уродливой тенью и кривым отражением. Причины того сейчас ясны и понятны. Духовная традиция Йоги долгое время испытывала мощное давление древней ритуальной магии, шаманизма и неразвитых религиозно-мифологических культов покоренных ариями нецивилизованных, малоразвитых народов Индостана. Такое давление время от времени трансформировало элитарные, духовные виды Йоги и порождало уродливые феномены вроде тантрических религиозных культов с элементами йогической техники».

(С.Аблеев. Этико-философские и психотехнические доминанты
йогических учений средневекового Востока: анализ культурно-
исторических тенденций развития. Сайт www.grani.agni-age.net.)

* * *

N 36. 01.04.13г.

продолжение см. в статье 2.3. Тантра как предмет Российской Тантрологии. (ч.5).