Статья 2.3. Тантра как предмет Российской Тантрологии. (ч.4).

продолжение

«Часть 1. Тантра — это не только сенсация. Трудно представить что-либо более экзотическое, эффектное и сенсационное в традициях Йоги, чем практика Тантры. Ещё ни один аспект Йоги так не притягивал к себе современный ум в поисках эксцентрики, развлечений и тайн. Кажется, что Тантра предлагает как духовный, так и мирской успех и процветание, причём, наивысшей степени. Она охватывает не только внутреннее взаимодействие с чакрами, локами и божествами, но и многие важные методы лечения тела и ума. И помимо всего перечисленного Тантра даёт особые средства для повышения сексуального удовольствия, для зарабатывания денег, достижения успеха и победы над врагами. Можно подумать, она выполняет любые человеческие желания! Есть в ней нечто для каждого, особенно для того, кто не приемлет пути аскетизма или отречения в духовной жизни. И это нечто поднимает Тантру над всеми прочими традициями в Йоге.
Даже индийцы нередко описывают тантриков как великих магов, наделённых особой силой преодолевать трудности и удовлетворять наши желания, призывая на помощь богов посредством драгоценных камней, мантр, янтр и пудж, а также устранять негативные влияния и плохую карму, вставшие на нашем пути к счастью. Такие тантрики зачастую используют очень конкретные науки, особенно, ведическую астрологию, а также Йогу и Аюрведу, заявляя, что являются экспертами в данной области. Однако, ещё чаще встречаются те, кто заявляет, что обладает необычными личными способностями, например, особой силой — сиддхи — и связью с божествами, гуру или даже духами, которые могут для нас сделать что-то и устранить какие-то трудности, нами испытываемые.
Некоторые тантра-гуру считаются настолько могущественными, что их взгляд или прикосновение должны исполнять любое желание. Они помогают быстро и чудесным образом достичь того, чего никак не удавалось достичь собственными усилиями, чего нам не позволяла наша карма, наша судьба. Само собой разумеется, что такие гуру немало берут за свою помощь или же требуют нашей личной преданности и верности в самых разных вопросах. Многие индийские политики запросто обращаются к их услугам во время выборов или для победы над оппонентами. Тантрические чудеса проникают в литературные рассказы и романы, обретая ещё большее очарование.
Даже самых непорочных гуру, не носящих образ мага-тантрика, воспринимают подобным образом, ожидая от них исполнения желаний. Такова жажда человека получить помощь свыше, что сделает его жизнь лучше и соответствующей тому, как он её хочет видеть. Понятно, что попытки использовать Бога, Богиню или гуру для личных целей не вполне духовны, однако же свойственны каждому, особенно с ростом соперничества в современном мире. Заманчивость тантрического волшебства весьма отличается от действительных тантрических практик, где требуются глубокие знания, праведность и личные усилия для достижения блаженной обители за пределами эго и желаний. И всё же волшебство привлекает внимание гораздо больше.
На Западе под учителем Тантры понимают того, кто учит тантрическому сексу: комбинации тантрических сексуальных ритуалов, «Кама-Сутры» и психологии Нью-Эйдж. Как правило, на Западе учителя Тантра-Йоги являются учителями сексуальных аспектов Йоги и, возможно, сексопатологами. Их цель сделать сексуальные переживания человека не только более возвышенными, но и более приятными.
Да, в Тантре мы встретим образ Богини, которая, естественно, будет олицетворять собой секс, особенно в наш век СМИ. Традиционная Тантра связана с богиней Шакти (Шакта — традиция), в которой скрыт главный смысл всего учения. Таким образом, образ Богини превалирует в большей части Тантры. В свою очередь, Западная Тантра — лишь часть обновлённого поклонения Богине, простиравшаяся до язычества и всяких местных традиций.
И всё же Шакти — это не только секс. Секс — только один из аспектов космической энергии, особенно могущественной в наших воплощённых телах. А Шакти — это все виды космических сил. Силы природы, такие как молния, солнечный свет и лунный свет — тоже относятся к Шакти, поскольку представляют силы пяти элементов: воды, земли, огня, воздуха и эфира. Электромагнитные силы физического мира и психики — тоже формы Шакти. Поклонение Шакти — это не поклонение сексу, а понимание вышеупомянутых сил и знание о том, как они действуют. Великие тантрики могли пользоваться всеми видами Шакти как во внешнем, так и во внутреннем мире.
Остальные аспекты Тантры тоже появились на Западе, но и тут не обошлось без недоразумений. Кундалини и чакры — самая распространённая тема Нью-Эйдж, однако представляются они несколько иначе, чем в классической Йоге. Чакры, в отличие от традиционной Тантрической Йоги, рассматриваются не только как центры духовных процессов, сколько как центры физического и эмоционального воздействия в лечебных целях. Лечение чакр широко распространено во многих практиках Нью-Эйдж, включая всевозможные виды массажа, работу с телом и энергиями и лечения праной. Чакры, являющиеся энергетическими центрами тонкого тела, зачастую упрощают до физической формулы. Может быть, подобные занятия и несут благотворное влияние организму, но они не раскрывают глубинных аспектов энергии чакр в практике Йоги, потому, что тут уже требуются крепкая садхана, мантра, пранаяма и медитация.
Западные Тантра-гуру тоже подхватили стиль «сумасшедших гуру», имевших место и в традиционной Тантре. Эти неортодоксальные личности действуют самым непредсказуемым, противоречивым или даже аморальным образом. Они делают всё, что пожелают, причём, в самой странной и идиосинкретической манере. Считается, что можно поставить гуру выше этических норма поведения, но для нас, живущих на Западе и вышедших из культуры раджаса и тамаса, это довольно сложно в любом случае. Комбинация западных фантазий на тему Нью-Эйдж и врождённой потребности индийцев в йоге-волшебнике породила массу иллюзий и заблуждений, если не жульничества и манипуляции. И это же мешает нам понять, что Тантра в более широком смысле слова — это глубокий, мудрый, высоко духовный и эстетический путь к пониманию осознания вселенной, в которой мы живём. Реальная Тантра, как правило, остаётся похороненной за заманчивыми прелестями и преувеличенными заявлениями.
Привлекательность Тантры не нова для человеческих культур. Это лишь ещё одна форма всё того же стремления к магии, оккультизму и обрядам, в той или иной степени присутствовавших во всех культурах и занимавших особо важное положение в древнем мире. Древние ведические ритуалы, во многом как современные танрические, можно аналогичным образом использовать для всех сфер человеческой жизни: от кармы до наслаждения, от победы над соперником до мокши — освобождения. <…>.
Обращение к Богу (независимо от того, в виде бесплотного духа или в форме богов и богинь, святых и гуру) за удовлетворением наших человеческих желаний — один из первых и наиболее распространённых среди людей путей. Естественно, что неразвитое человеческое эго обратится к Богу со своими личными нуждами скорее, чем в поисках знания или из набожности. И в этом случае Тантра предлагает человеку наиболее продуманные способы. Более того, она признаёт ценность такого обращения как первый шаг на духовном пути. Частью её подхода является воспевание мантр для повышения благосостояния, для обретения хорошего супруга или для любой другой личной цели. Нет ничего дурного в подобных вещах. Но не стоит забывать, что они вовсе не представляют высший аспект Тантры или Йоги.
Часть 2. Тантра без иллюзий. Поднимаясь над старыми или новыми иллюзиями, мы должны понять, что Тантра — это комплекс традиций, многогранный и многосторонний, сильно отличающийся или даже противоречащий популярным заблуждениям. Тантра тесно переплетается с духовными учениями Индии, возвращаясь в глубины истории древности. Широко распространённое не только на Западе, но и в современной Индии, представление о Тантре, является отголоском лишь маленькой частички обширной системы знания.
Положение Тантры можно сравнить с положением тесно связанной с ней Йоги. Как и в Тантре, в Йоге делается упор на физическую сторону — практику поз и асан, пусть даже этот аспект является малой частичкой классической Йоги, чья главная задача медитация. Мы живём в материалистическом мире, мире массовой информации, где духовные традиции переделывают и сводят до модели, работающей с физиологией и чувствами. Такой подход может содействовать популяризации, но существенно принижает и искажает истинное значение практик.
Чувственный образ Тантры может спровоцировать кого-то отказаться от Тантры как таковой. По этой причине многие духовные организации на Западе и на Востоке избегают соприкосновения с Тантрой. Тут кроется ещё одна ошибка. Избегая Тантры, они лишают себя позитивных её аспектов: богатого знания и практик, связанных с тонкими аспектами Йоги, поклонения божествам и умения гармонизировать свою материальную деятельность с высшими божественными мирами.
И тут возникает главный вопрос: как отделить глубинные, высшие аспекты Тантры от внешних, поверхностных представлений о ней. Иллюзии, с ней связанные, затмили тот факт, что Тантра — эта выдающаяся наука. Это ценная система знаний, приносящая конкретные результаты, если правильно её применить. Использование мантр, ритуалов, пранаямы и медитации в тантрических техниках, возможно, наиболее продуманное и полноценное из всей традиции Йоги. Тантра объясняет, как для подлинной защиты или лечения организма использовать такие науки, как Ведическая астрология, Васту и Аюрведа.
Именно в Тантре мы встречаем наиболее развёрнутое объяснение сил мантры: каждый слог Санскритского Алфавита описан подробнейшим образом. Бижда-мантры, Шакти-мантры — такие как ХРИМ и ШРИМ — обладают наибольшим могуществом среди мантр. Аналогичным образом Тантра даёт лучшее объяснение использования янтр (геометрических символов, предназначенных для медитации) как ценных инструментов для концентрации и медитации. Например, поклонение Шри-Чакре и Шри-Янтре, возможно, является наиболее важным и обстоятельно представленным во всех учениях Йоги. В Шри-Чакре присутствует вся вселенная и тонкое тело.
Тантра — хороший способ помочь людям любых традиций восстановить поклонение богине и вернуть правильные формы поклонения ей. По мере развития Христианства, общепринятое языческое поклонение Богине, издавна существовавшее на Западе, отвергалось и порицалось. Даже в наши дни Протестантизм не имеет Богини, а единственная Богиня в Католичестве — Мать Мария, которая , в общем-то, и не считается Богиней в Христианской теологии, а является Матерью Иисуса. К западной Тантре были присоединены многие другие формы поклонения Богине, взятые из язычества — от кельтского, греческого, римского, египетского до вавилонского. И всё же эти традиции поклонения — как внешнего, так и внутреннего — в основной своей массе были утеряны. Тантра позволяет восстановить их через осмысление ритуала, медитации и иконографии.
Тантра предлагает широкий выбор образов: Даша-Махавидья, или Десять форм мудрости Богини, или множество форм Кали, Дурги и Сундари. Тантра даёт самую подробную информацию о том, как выглядят эти божества, об их формах, украшении и оружии, а также о том, как пользоваться этим оружием. Тантра заключает в себе священное искусство и иконографию. Она хранит традиции великих праздников Богини, таких как Наваратри и Дурга-Пуджа. Тантрические святые места от Камахьи в Ассаме до Камакши в штате Тамил хранят не только традиции поклонения Богине, но и живую связь с ней в природе.
Пожалуй, Тантру можно назвать основным течением в индийской религиозной жизни последнего тысячелетия и более, и именно она позволяет нам лучше понять направление движения Индуизма. Большая часть Индуизма, Буддизма и Джайнизма является тантрической. Если присмотреться внимательно, крепкая тантрическая составляющая отслеживается и в Сикх-Дхарме. Тибетский Буддизм тоже в целом имеет тантрические формы, взятые из индийской Тантры Бенгалии и Бихара.
Часть 3. Тантрические практики в деталях. Тантра и тело. Тантра утверждает, что тело имеет очень большое значение, поскольку является храмом Божественного начала. Она рассматривает физическое и психическое строение человека, как микрокосмос, посредством которого индивидуальная душа сможет понять устройство всей вселенной. По этой причине Тантру считают «телоутверждающей» формой в Духовной Традиции, в противовес учениям, отвергающим тело. Тем не менее, Тантра не идентифицирует тело в привычном смысле — она рассматривает тело, как мистический символ.
Йога и Веданта нередко подвергающиеся критике за отрицание тела и называемые «идущими против жизни», на самом деле, не отвергают тело, а лишь призывают отказаться от привязанности к нему и от чувства единства с телом (от понимания «я — это тело»). Йога рассматривает тело как храм Божественного начала и как зеркало всей вселенной. С другой стороны, обычные ценности, которые делают тело средством для достижения высшего счастья, в конце концов, злоупотребляют им ради достижения удовольствий, не способных принести настоящего удовлетворения.
Тело — лучший транспорт, которым природа снабдила нас для духовного развития. И это главный символ всевозможных уровней и энергий космоса. Однако тело не является нашей подлинной сутью. Тело подвержено болезням, старению и смерти и не может дать продолжительного счастья, не встречающегося там, где всё кратковременно. Каким бы замечательным не был наш транспорт, сколько познаний не дал бы нам, он не может дать нам большего удовлетворения, чем обыкновенный автомобиль, который подобно телу является средством нашего познания и опыта, но никак не нашей подлинной сутью.
Тело следует почитать и заботиться о нём должным образом, поскольку оно — средство нашего познания и просветления. В лишённом энергии и чувствительности теле мы не сможем продвигаться по духовному пути. Такое понимание, являющееся частью космического знания, открывает себя, когда человек перестаёт использовать тело для удовлетворения личных желаний и обращается к телу, как инструменту для развития высшего сознания. Истина состоит в том, что все мы изначально счастливы и свободны как мыслящие существа, даже тогда, когда мы лишены тела. Высшее счастье покоится в живом существе, которое нельзя считать просто, плотью, которое уже является чистым сознанием. Отсюда и берётся идея, что Тантра, утверждающая тело, может повести по ложному пути. Следует понимать, что Тантра считает тело священной почвой для постижения Божественной Сути.
Тантра и реальность мира. Наряду с представлением, что Тантра утверждает плоть, существует представление, что Тантра утверждает мир и Тантрическая философия допускает реальность, которая не обнаружена в других системах. В соответствии с этой точкой зрения существует неустранимое противоречие между Тантрой и системами, которые отрицают существование мира (и тела), как нереальных. Некоторые тантрические учения действительно придают больше реальности проявленному миру, нежели майвади, их точка зрения заключается в идее иллюзорности. Такова позиция недуалистической (Адвайта) Веданты, которая утверждает, что мир нереален и единственной реальностью является Бог. Типичным в этом отношении является Кашмирский Шайвизм. Однако тантрические системы, которые утверждают реальность мира, на самом деле утверждают его реальность как сознания и стоят далеко от современных материалистических концепций.
Вопреки описанной точке зрения, мы должны понимать, что сейчас преобладающая форма Тантры в Индии — поклонение Богине посредством Шри-Чакры — представлена, в основном, в проекции недуалистической Веданты. Многие великие сторонники Веданты, отрицающей мир, были учителями Тантры. Самым выдающимся является Шанкарачария, величайший из философов-ведантистов, который написал много знаменитых тантрических работ о поклонении Божественной Матери (например «Саундарийя-Лахари»).
Сама по себе традиция Шакта (традиция, которая поклоняется Богине, или Шакти) является, преимущественно, адвайтической или майявадической, и утверждает, что мир не может быть реальным. Это учение представлено в «Деви-Бхагавата-Пуране», одной из наиболее важных тантрических работ о поклонении Богине. Она не схожа с «Шримад-Бхагаватам» из Вайшнавизма (поклонение Вишну), которое придерживается дуалистической (двайта) точки зрения относительно во¬проса творения. Поскольку Вайшнавизм допускает реальность внешнего мира, ясно, что Тантра никогда не считалась исключительной в своей позиции.
Отсюда следует, что Тантра никогда не вступала в противоречия с мироотрицающей точкой зрения, равно как и последняя, по сути, никогда не противоречила ей. Существует не только жёсткая Тантрическая Традиция мироутверждения, но также и строгая Тантрическая Традиция мироотрицания, где Богине поклоняются как Высшей Личности, или Абсолюту, стоящему над всеми проявлениями.
Тантра и эмоции. В настоящее время в кругах психологов широко принято подчёркивать важность выражения эмоций и высвобождения из памяти сильных эмоциональных переживаний или травм. Это противоречит культурной традиции подавлять эмоции и игнорировать чувства. Тантра рассматривает эмоции, как инструмент для духовного роста. А потому её считают утверждающей правомерность эмоций, в отличие от традиционных духовных учений, их отвергающих.
Однако традиционная Тантра поощряет не рядовые выплески эмоций, которые вызывают лишь усиление привязанности к ним, а через эмоции и к внешнему миру. Тантра рассматривает эмоции, как энергию в ловушке и ищет возможности высвободить её так, чтобы эмоция, как волна растаяла в море сознания. Такой процесс возможен, когда мы понимаем, что эмоции — это разнообразные космические энергии, ограниченные и выведенные из равновесия всевозможными аспектами привязанности. Тантра использует образы богов и богинь, как миролюбивых, так и разгневанных, чтобы помочь нам вступить во взаимодействие с космическим значением эмоций, которые являются лишь силами природы. Наблюдая Божественную энергию, или игры сознания, неотрывно связанного с эмоциями, мы обнаруживаем, что эмоции являются способом обращения к Божественному началу внутри нас. Несмотря на то, что Тан¬тра не отвергает эмоции, не следует думать, что она поддерживает обыкновенную эмоциональность, скорее она занимается алхимическим процессом преобразования человеческих эмоций в Божественные энергии при помощи развития преданности. Тантра акцентируется не на выражении личных эмоций, а на понимании их как игр сознания.
Ни классические, ни так называемые аскетические йогические методы не занимаются просто подавлением или отрицанием эмоций или иных сил природы, которые не ведут к освобождению. Не эмоции и не какие-либо ещё аспекты энергии как таковой пытается подавить Йога, а эго — эгоистическое присвоение окружающего мира, и, как следствие, злоупотребление благими энергиями жизни. Йога не призывает подавлять то, что естественно для нас, она пытается раскрыть нашу истинную природу, благодаря кото¬рой сами собой устранятся все привязанности и зависимости.
Тантра и применение одурманивающих средств. Можно услышать, как те, кто используют психоделические, или изменяющие сознание наркотики, ссылаются на родство с Тантрой, где иногда применяются интоксицирующие средства. Как и в сексуальных практиках, тантрические учения относятся к применению интоксикаций как к предварительному шагу, или метафоре. К примеру, вино символизирует внутренний поток блаженства, высвобождаемого практикой йоги. Использование интоксикаций встречается в Тантре, но отнюдь не является её характеристикой. Случается, что и вне тантрических традиций индийские садху применяют марихуану (ганджу), однако, большинство учителей не поддерживают эту практику. Психоделические препараты выводят нас из обычного состояния сознания и способны помочь нам увидеть новые горизонты жизни, и всё же их возможности очень ограничены, а частое применение ведёт к побочным эффектам. Существуют более безопасные пути, ведущие к тому же результату, они более благоприятны и годятся для длительного применения. Это мантры и медитации — базовые методы Йоги.
Тантра и Кундалини. Кундалини, часто переводимая, как «сила змеи», является термином, который приобрёл в настоящее время признание, особенно в йогических и Нью-Эйдж кругах, хотя его редко понимают правильно. Кундалини буквально означает свёрнутую в спираль энергию, которая обитает в пещере (кунда). Для любых возможных пре¬образований энергию необходимо вызвать. Для преобразования сознания, требуется особая и мощная энергия. Это — Кундалини.
Тантра предоставляет целую науку Йоги и Мантры для раскрытия Кундалини. Однако основа этой науки в текстах Вед, Веданты и Йоги, которые говорят о преобразующем слове (вак), энергии сознания (чит-шакти) или силе знания (гъяна-шакти), которые являются синонимами для Кундалини.
Традиционная роль Кундалини отличается от той, которую ей приписывают в настоящее время — роли силы, предназначенной для власти и управления. Кундалини является формой Богини, и ей нужно поклоняться как Её Силе. Она не является некоторой психической энергией, которую необходимо пробудить. Это Божественная энергия, которой надо поклоняться. Попытки управлять Кундалини посредством практики волевых или насильственных методов являются не только опасными, но и не позволяют узнать подлинную сущность Богини и противоречат поклонению ей.
Многие йоги, включая тантрических, могут и не применять особенных практик или пранических манипуляций, чтобы поднять Кундалини. Подъём Кундалини может произойти в результате развития большой преданности или углублённой медитации и не требует особых техник Йоги. Осознание высшего или обращение к знанию могут даже не упоминать термин Кундалини. Энергия всегда следует за сознанием и не должна становиться самостоятельной целью. С другой стороны, если мы преследуем цель получить энергию отдельно от сознания, мы можем при¬обрести силу, но, так как она не находится под управлением сознания, она, вероятнее всего, принесёт нежелательные побочные эффекты.
Когда методы Йоги используются, чтобы поднять Кундалини, и зачастую бывают очень полезными, их следует применять как часть практики предания себя Божественному началу или обращения к Высшей Истине. Без этого их невозможно выполнять правильно. Следовательно, обучающийся Йоге должен, прежде всего, иметь подготовку в медитации, управлении чувствами и понимание деятельности ума, прежде чем приступать к работе с Кундалини.
Тантра и искусство. Тантра связана со всеми видами искусства Индии. Так как Богиня — это Божественное Слово, Тантра тесно связана с поэтической традицией Санскрита, и вся традиция изучения санскрита и литературы на санскрите носит явный тантрический отпечаток. Истории Шивы и Деви (Богини), популярные в тантрических учениях, являются основой индийской музыки и танца. Шива известен, как Натарадж, или Бог Танца. У Богини свой особый нежный танец, называемый ласья. Индийское искусство, включая живопись, скульптуру и архитектуру тоже строится на индуистской мифологии, общей и для Тантры. Многие изображения и статуи, встречающиеся в индуистских храмах, получили свой внешний вид и форму поклонения согласно правилам и предписаниям тантрических текстов.
В настоящее время нам необходимо возродить дхарму — ориентированные художественные традиции и вернуть использование образа, иконы и пути священного искусства. Тантрическое искусство может указать нам, как сделать это. Но художественная сторона Тантры имеет свой порядок. Она не является традицией без правил или чем-то, что утверждает нечто театральное, чувственное, новое или чуждое условности, как искусство. Тантра даёт упорядоченную и последовательную концепцию искусства, основанную на понимании оккультных и духовных законов мироздания».

(По материалам книги Дэвида Фроули «Тантра и
ложные представления о ней». Сайт www.yogatherapy.org.ua.)

«Истинно только то, что происходит с вами. Истинно только то, что цветет в вас. Только то, что растет в вас, является истинным и живым. Запомните навсегда: избегайте заимствованного знания. Заимствованное знание становится обманом ума, оно скрывает невежество, а не разрушает его, И чем больше вы окружены знанием, тем больше незнания и тьмы находится внутри вас, в глубине вашего существа. И человек, обладающий заимствованным знанием, почти полностью замкнут внутри него. К нему нельзя подступиться, невозможно обнаружить его сердце, он сам потерял всякую связь со своим сердцем. Внешнее знание, оно дает вам иллюзию познания. Вам начинает казаться, что вы познали, потому что вы наизусть читаете Веды, можете спорить, потому что обладаете логическим острым умом. Не будьте глупцом. Логика никогда никого не приводила к истине, а рациональный ум — это просто игра. Все аргументы — это просто детская игра. Жизнь существует без доказательств. Истина не требует доказательств, ей нужно только ваше сердце. Не доказательства, а ваша любовь, ваше доверие, готовность к принятию.
Когда сильно любят, то боятся сойти с ума, боятся умереть от любви, боятся того, что случится. Бездна раскрывается перед ними, все существование проваливается, вы внезапно там и вы можете упасть туда. Люди начинают бояться любви, они удовлетворяются сексом и называют свой секс любовью. Любовь — это не секс, он может стать составляющей частью любви, но сам по себе секс — это суррогат любви. Вы пытаетесь избежать любви при помощи секса. Вы создаете у себя впечатление, что вы любите, но этим вы не приближаетесь к любви. Секс, подобно заимствованному знанию, которое даст ощущение знания без истинного понимания, даст иллюзию любви без любви. Вот почему в Тантре, глубокое слияние, высшее блаженство двух любящих тоже называется Махамудрой, а двое любящих в состоянии слияния изображены в тантрических храмах и в тантрических книгах. Без усилия, оставаясь естественным и раскованным — в этом заключается весь метод Тантры. В любви нет усилия. Вы не можете принудить себя любить, если есть принуждение, нет любви. Вы вливаетесь в нее, вы не совершаете усилия, вы просто позволяете этому случиться. Вы не совершаете усилия. Это не действие, это событие. Без усилия. И то же самое в случае с бесконечным. Вы не совершаете усилия, вы просто в него вливаетесь, оставаясь раскованным и естественным. Это путь, это сама основа Тантры. Тантра ведет вас к высочайшей цели.
Что понимает Тантра под естественным и раскованным? Не боритесь с собой, расслабьтесь. Не пытайтесь построить вокруг себя структуру морали и характера. Не дисциплинируйте себя слишком, иначе ваша дисциплина станет оковами. Не заключайте себя в тюрьму, оставайтесь раскованными. Двигайтесь в событиях и реагируйте на ситуацию. Не ограничивайте себя рамками характера или предвзятыми отношениями. Оставайтесь раскованными как вода, а не фиксированными как лед. Без усилия идите туда, куда ведет вас природа. Не противьтесь, не пытайтесь навязать себе что-нибудь. Но все общество учит вас, что необходимо себя ограничивать, — будьте хорошим, будьте моральным, будьте этим, будьте тем. А Тантра совершенно за пределами общества, культуры и цивилизации. Она говорит, что если вы слишком образованы (культивированы), то вы теряете все, что есть в вас естественного и тогда вы превращаетесь в механизм, а не в нечто текучее. Люди действуют по привычке, они продолжают действовать по привычке — это обусловленное состояние, в нем нет свободы, понимание требует свободы. Будьте раскованными, пусть это слово глубоко проникнет в вас. Запомните: будьте раскованными, чтобы в каждой ситуации вы могли течь, свободно как вода.
Не создавайте себе шаблон поведения — все общество пытается создать себе образец, и все религии пытаются создать себе образец. Только немногие люди, просветленные, имели достаточно мужества, чтобы сказать истину, а истина такова — будьте раскованными и естественными. А если вы раскованы — вы, конечно, естественны. Тантра не говорит: «Будьте моральны», Тантра говорит: «Будьте естественны». А это два абсолютно противоположных измерения. Моральный человек никогда не естественен, не может им быть. Если он сердится, то он не может это показать. Если он чувствует любовь, он не может любить, потому что мораль не позволяет этого. Он всегда действует согласно нравственным принципам, но никогда согласно своей природе. Когда же вы осознанны, бдительны, гнев постепенно исчезает. Гнев становится просто бессмысленным, вы не поддаетесь ему не потому, что это плохо, а потому, что это просто глупо; это не грех, а просто глупость. Жадность исчезает, потому что глупо, ревность исчезает, потому что это глупо. Запомните это определение. В нравственности существует хорошее и плохое, в состоянии естественности существует мудрое и глупое, естественный человек мудр, а не хорош. А неестественный человек глуп, а не плох. Нет ничего плохого и ничего хорошего, есть только мудрое и глупое. И если вы глупы, вы вредите себе и окружающим, если вы мудры, вы не приносите никому вреда, ни окружающим, ни себе.
Не существует греха, не существует добродетели — существует только мудрость. Если вы хотите называть ее добродетелью, зовите добродетелью. И есть невежество — если вы хотите назвать его грехом, то это единственный грех. Но как же трансформировать ваше невежество в мудрость? Это единственная трансформация, и вы не можете ее форсировать: она сама происходит, когда вы раскованы, естественны и осознанны. Оставаясь раскованным и естественным, можно разбить оковы и достичь освобождения. И тогда вы станете совершенно свободным. Сначала это будет трудно, потому что старые привычки заставляют вас что-то делать: вам бы рассердиться, но старая привычка заставляет вас только улыбаться. Есть люди, которые, когда улыбаются, наверняка гневаются. Самой своей улыбкой они показывают свой гнев, они что-то прячут и фальшивая улыбка появляется на их лицах — это лицемеры. Лицемер — это неестественный человек: он будет улыбаться, хотя сердится, когда в нем бушует ненависть, он будет делать вид, что любит; он будет притворяться, что сочувствует вам, хотя в душе готов вас убить. Лицемер — это совершенный моралист, абсолютно искусственный как пластмассовый цветок, уродливый, бесполезный, совсем не цветок, а просто претензия.
Тантра — это естественный путь: будьте раскованными и естественными. И помните, что искренний гнев лучше фальшивой улыбки, потому что он естественен, а человек, который не может искренне гневаться, не может быть самим собой. По крайней мере он искренен, правдив, он остается самим собой. Что бы не случилось, вы можете быть уверены, что он искренен. Мой опыт говорит мне, что искренний гнев прекрасен, а фальшивая улыбка — уродлива; в искренней ненависти есть своя красота, так же, как и в искренней любви — потому что красота имеет отношение к истине, она не связана ни с любовью, ни с ненавистью, красота принадлежит истине. Истина прекрасна, какую бы форму она ни принимала. Запомните, что красота от истинности, естественности. Станьте более естественным и вы расцветете. И чем более естественным вы будете становиться, тем скорее вы почувствуете, что многие вещи отпадают сами собой. Вы не совершите для этого никаких усилий, они отпадают сами по себе. И как только вы освоите это, вы станете более раскованным, естественным и подлинным. Освобождение очень близко, оно находится рядом с вами. Как только вы станете подлинным, дверь откроется — но вы такие лжецы, такие притворщики, такие лицемеры, вы глубоко искусственны, вот почему вам кажется, что освобождение очень, очень далеко. Это совсем не так! Для искреннего существа освобождение совершенно нормально. Оно так же естественно, как и все прочее.
Когда Лин-Цзы (ученик Лао-Цзы) спросили: «Что с тобой случилось, говорят, ты стал просветленным?» — он пожал плечами и сказал: «Случилось? Ничего не случилось — я рублю дрова в лесу, ношу воду в ашрам, я ношу воду из колодца и колю дрова, потому что скоро зима». Он пожал плечами — очень многозначительный жест. Он говорит: «Ничего не случилось, какие глупые вопросы вы задаете. Это так естественно — носить воду из колодца, рубить деревья в лесу. Жизнь абсолютно естественна». Лин-цзы говорит: «Когда я хочу спать, я сплю, когда я хочу есть, я ем». Жизнь стала абсолютно естественной. Состояние абсолютной естественности и есть освобождение. Этим не хвастаются, в этом нет ничего необычного, это просто состояние естественности, когда вы становитесь самим собой. Что же для этого делать? Отбросьте напряжение, отбросьте лицемерие, отбросьте все то, что вы нагромоздили вокруг вашего естества. Станьте естественным. В начале это будет очень, очень трудно, но только в начале. Как только вы станете созвучным этому, другие начнут чувствовать, что что-то с вами произошло, потому что подлинное существо это такая сила, такой магнетизм. Отбросив искусственные нагромождения, притворство и маски, мы освободим пространство, в котором начнет струиться наше существо. Для этого нужно место. Будьте пусты, естественны и раскованы, пусть это станет основным принципом вашей жизни.
Помнить себя — вот ключ. Если вы сможете в течение одной минуты помнить себя, я обещаю сделать из вас Будду. Одной минуты, этих 60 секунд будет достаточно. Вы подумаете: «Так просто, так доступно?» — Это не так. Вы не знаете, как глубоко забвение. Вам не удастся думать об этом непрерывно в течение одной минуты без того, чтобы какая-нибудь мысль не нарушила ваше вспоминание себя. Это настоящая тьма. Когда вы помните, вы становитесь светом. Когда вы забываете, вы становитесь тьмою. Ваше истинное рождение еще должно произойти, и это будет то самое рождение; вы трансформируете свою внутреннюю природу из состояния забвения к самовоспоминанию. Быть естественным — значит помнить. И как только вы вспомните, вы начнете смеяться. Что за жизнь была без вспоминания? Вы как пьяный двигались из одного состояния в друге, по течению, неизвестно куда, плывя без направления.
Само бытие — это Тантра. С самого начала нужно понять, что такое тантрическое отношение к жизни. Тантра смотрит на жизнь всеобъемлюще. У нее нет позиции, с которой она смотрела бы на жизнь. У нее нет концепции, она не является философией. Тантра даже не религия, она не имеет теологии. Она не верит ни в слова, ни в теории, ни в доктрины. Она хочет смотреть на жизнь без всякой философии, безо всякой теологии, безо всякой теории. Она хочет видеть жизнь такой, как она есть, не делая ум посредником, потому что иначе произойдет искажение. Ум будет проецировать и все путать — и тогда вы не сможете узнать то, что есть. Тантра исключает ум и встречает жизнь лицом к лицу, не думая: «это хорошо» или «это плохо» просто принимая то, что есть. Поэтому трудно назвать это позицией — в действительности это отсутствие позиции.
Во-вторых, нужно помнить, что Тантра со всем соглашается; она говорит «Да» всему. Тантра любит, любит безоговорочно. Она никогда и ничего не отрицает, потому что все является частью целого, все имеет свое место в этом целом, и целое не может существовать, если отсутствует какая- либо часть. Целое существует как целое, как органическое целое. Целое существует не как механическая совокупность, все между собой тесно связано. Тантра говорит «Да» всему безо всяких оговорок. Не существует ни одного другого мировоззрения, которое говорило бы «Да» безоговорочно — просто «Да», тогда исчезает «Нет». Когда отсутствует «Нет», как можно бороться? Как можно враждовать? Вы просто плывете. Вы просто сливаетесь и растворяетесь. Вы становитесь единым целым. Границ уже не существует. «Нет» создает границы, «Нет» отделяет вас от всего остального. Понаблюдайте, когда вы говорите «Нет», немедленно, что — то закрывается. Когда вы говорите «Да», ваше существо раскрывается.
Настоящим атеистом является тот, кто говорит «Нет» жизни. Его отрицание Бога всего лишь символ. Может вы и верите в Бога, но если вы отрицаете что-нибудь другое, ваша вера ничего не стоит, ваш Бог — это обман, потому что только приятие всего создает истинного Бога, открывает настоящего Бога. Если вы говорите безоговорочно «Да» бытию, все бытие внезапно преображается; исчезают просто камни, деревья, просто люди, реки, горы — внезапно все становится одним, и это единство и есть Бог. Настоящим теистом является тот, кто говорит «Да» всему, не только одному Богу, потому что ум очень хитер. Можно сказать «Да» Богу и «Нет» миру. Такое случается. Миллионы потеряли из-за этого всю свою жизнь. Они говорят «Да» Богу и «Нет» жизни. Они думают, что пока они не скажут «Нет» жизни, нельзя сказать «Да» Богу. Они делают разделение: отрицают мир, чтобы принять Бога. Но приятие, которое базируется на отрицании, не является приятием. Это обман. Как можно принимать Создателя, не принимая его создание? Если вы говорите «Нет» созданию, как вы можете говорить «Да» создателю? Они оба — одно. Создатель и создание не являются чем-то различным: Создатель — это Создание. В действительности нет различия между Создателем и Созданием, есть непрекращающийся процесс творения. С одной стороны процесса созидания — это Создатель, с другой — его творение; но они оба не являются полюсами одного и того же явления. Тантра утверждает, что, если вы говорите «Да», то вы просто говорите «Да», не противопоставляя его какому-нибудь «Нет». А вот все религии говорят «Нет» миру и «Да» Богу; и они принуждают себя говорить «Нет» миру, чтобы их «Да» Богу стало сильнее.
Это приятие отличается от повседневного приятия. Обычно человек принимает ситуацию, когда он чувствует себя беспомощным; это приятие бессилия. Оно никуда нас не приведет; бессилие никуда не может привести. Человек принимает ситуацию, когда он теряет надежду: «Ничего нельзя сделать, остается только принять, чтобы не уронить своего достоинства». Тантрическое приятие не имеет с этим ничего общего. Оно рождается из наполненности, из глубокого удовлетворения — не из безнадежности, разочарования, бессилия. Оно рождается, когда вы говорите «Да», оно внезапно всплывает на поверхность. И все ваше существо превращается в глубокую наполненность. Это приятие имеет особую красоту. Оно не вынуждено; Тантрическое приятие целостно, оно не раздваивает вас. Все религии мира, за исключением Тантры, создают раздвоение личности. Все религии мира, кроме Тантры, порождают шизофрению. Они раздваивают вас. Они делают в вас что-то хорошим, а что-то плохим. И они говорят, что к хорошему надо стремиться, а от плохого отказываться. Они порождают внутри вас борьбу. И вы постоянно чувствуете себя виноватым, потому что как можно уничтожить часть, которая органически неразрывна с вами! Можно назвать ее дурной, но это ничего не изменит. Как можно ее уничтожить? Ведь вы не создавали ее! Вы просто обнаружили ее как данное. Гнев, похоть, жадность — вы их не создавали; они так же принадлежат жизни, как ваши глаза и руки. Их можно порицать, считать их уродливыми или красивыми, но их нельзя уничтожить.
Ничто нельзя исключить из бытия, ничего нельзя уничтожить. Тантра говорит, что возможно преобразование, но не разрушение. А преобразование происходит тогда, когда вы принимаете все свое бытие. Тогда все вокруг становится на свои места, тогда поглощаются гнев и жадность. Тогда, не пытаясь ничего отторгнуть, все ваше существо преобразует себя. Если вы принимаете и говорите «Да», происходит преобразование, и если раньше внутри вас все шумело и бушевало, то теперь родилась мелодия, и гармония вошла в вас. Какая разница между шумом и гармонией? Те же самые звуковые волны, но организованы они по-разному. В шуме нет центра. Когда сумасшедший играет на пианино, он использует те же ноты и те же звуки, но они лишены центра. Если вы дадите шуму центр, он станет музыкой, тогда он сойдется в центре, и все станет органичным. Когда сумасшедший играет на пианино, нога отдельна, есть толпа звуков, но нет мелодии. Когда музыкант играет на пианино теми же самыми пальцами, происходит алхимическое превращение: те же самые ноты вступили в органическое единство, у них появился центр; они уже не толпа, они — семья; незримая любовь объединяет их — теперь они одно. Все искусство заключается в том, чтобы привести ноты к гармонии. Тантра говорит, что таким, какой вы сейчас есть, вы являетесь шумом. В этом нет ничего плохого, просто в вас нет центра. Когда у вас появится центр, все станет на свои места, все станет прекрасно. Помните, что Тантра принимает вас целиком. Но вы должны найти центр. До тех пор, пока Тантра не станет основой всего человеческого ума, человек не станет совершенным, потому что ни одно другое мировоззрение не принимает человека целиком. Но запомните, что приятие происходит от наполненности, а не от бессилия.
Простота требует очень глубокого и сложного опыта. Простак — это человек безо всякого опыта. Он может быть глупцом, но он не может быть мудрецом. Мудрец это тот, кто ничего не отрицал, кто ничего не называл грехом, кто просто принимал то, что происходило, кто позволял этому случаться; это тот, кто не сопротивляясь двигался с каждой волной, кто заблуждался, кто падал в самое пекло ада. Тантра принимает все и все переживает. Вот почему Тантра никогда не могла быть признанной идеологией. Она всегда оставалась пограничной идеологией, где-то на краю, вне общества и цивилизации, потому что цивилизация предпочла быть поверхностной. Цивилизация предпочла отрицать, многому говорить «Нет». Цивилизация недостаточно мужественна, чтобы принимать все то, что приносит жизнь. Величайшим в мире мужеством является приятие всего того, что приносит вам жизнь. Именно в этом я пытаюсь помочь — принимать все, что дает вам жизнь, и принимать смиренно, как дар.
Тантра говорит: «Будьте самим собой» — и это единственное существование, которого вы можете когда-либо достигнуть. И когда внезапно, в какой-то момент случается, что вы принимаете всецело, происходит внезапное Просветление. Оно случается внезапно, безо всякого усилия с вашей стороны. Это — величайший дар, который Бытие может вам преподнести. Самое главное в Тантре то, что она говорит, что вы уже совершенны. Ни одно другое мировоззрение не говорит этого. Вам говорят, что вы должны достигнуть этого, что вы должны идти, бороться, что вам нужно многое сделать, и что путь нелегок; утверждают, что очень редко кто-либо достигает цели, которая очень далека; для того, чтобы достигнуть, нужно прожить миллион жизней; утверждают, что совершенство должно быть достигнуто. Тантра говорит, что именно это является причиной того, что вы ничего не достигаете. Совершенства не нужно достигать. Нужно просто осознавать, что оно уже здесь. Тантра предлагает вам просветление прямо сейчас и здесь — безо всяких отсрочек. Тантра говорит, что если вы отдохнете, сам отдых поможет, потому что своим беспокойством вы порождаете вокруг себя дым, вы так торопитесь, что вам некогда послушать. Если вам скажут: «Отдохните», вы ответите: «Мне некогда отдыхать. Мне нужно достичь цели, которая очень далека. А если я буду отдыхать, я упущу ее». Тантра говорит, что вы упускаете, потому что суетитесь. Тантра говорит, что вы упускаете, потому что вы так спешите. Тантра — это великая надежда. Тантра подобна оазису в мире пустынь.
Тантра говорит, что весь вопрос заключается не в поступках; вы совершали их, потому что были невежественными, они порождены вашим невежеством. Вы совершали все свои поступки в неведении, вы не знали, что вы творили, вы были опьянены невежеством; вы нащупывали путь в темноте, и в темноте что-то случалось. Тантра говорит, что единственное, что нужно — это свет, сознание. Нужно сделать только одно: не оставаться невежественным, осознать! Если вы невежественны, Тантра утверждает, что вы обречены совершать грехи. Даже если вы попытаетесь быть добродетельным, ваша добродетель будет своего рода грехом — потому что как может человек, спящий крепким сном, невежественный, быть добродетельным? Это невозможно! Тогда ваша добродетель — просто маска; за ней находится ваше настоящее лицо, лицо греха. В невежестве грех естественен, в Просветлении добродетель естественна. Вопрос заключается не в том, что вы делаете, вопрос заключается в том, что вы есть. Тантра — это великое учение. Она учит не о поступках, она учит о вашем бытии. Важно то, какой вы — бодрствующий, осознающий или двигающийся в состоянии гипноза? Не лунатик ли вы? Пробуждены ли вы и бдительны во всех ваших поступках? Делаете ли вы все, осознавая себя? Это действие, как бы общество ни называло его — моральным, аморальным, греховным или добродетельным — это действие не имеет значения для Тантры. Тантра смотрит на вас, в самый центр вашего существа, откуда приходит поступок. Из яда вашего невежества не может появиться жизнь, приходит только смерть. Ваш мрак порождает только мрак. И это абсолютно естественно.
Тантра — это естественный путь; целью является свобода и естественность. Вам не нужно бороться с течением; двигайтесь с ним, отдайтесь ему. Река течет в море, зачем же бороться? Двигайтесь с рекой, слейтесь с ней, отдайтесь ей. «Отдаться» — это ключ Тантры; «Воля» — это ключ Йоги. Йога — это путь воли, Тантра — это путь приятия. Вот почему Тантра ~ это путь любви, потому что любовь — это сдача, полная сдача. Это необходимо понять с самого начала, тогда слова Тантры станут кристально ясными. Необходимо понять другое измерение Тантры, вертикальное измерение. Измерение приятия, непротивления, естественности, раскованности. Чжуан-Цзы говорил: «Легкое есть верное». В Йоге трудное является верным; в Тантре легкое является верным. Это — одно из наиболее глубоких озарений Тантры. Тантра говорит, что никто не может достичь просветления в одиночку. Мы являемся частью друг друга, мы являемся единым целым! Один человек может стать вершиной, может стать великой волной, но он остается связанным с маленькими волнами вокруг него. Волна не одинока, она составляет целое с океаном, в котором находятся все остальные волны. Как одна волна может достичь просветления? Мы движемся как одно существо, и Тантра говорит: «Не торопитесь, не отталкивайте друг друга, не пытайтесь быть первыми в очереди — будьте свободными и естественными. Все идет к Просветлению. Оно обязательно произойдет. Не терзайтесь этим». Когда вы сможете понять это, вы приблизитесь к нему и расслабитесь. Тантра поистине прекрасна. Тантра — это высочайшее понимание и величайший принцип.
Тантра существует для всех, а не только для избранных. Она стала путем для избранных, потому что все не могут понять ее, но она не для избранных — она для всех, для каждого, кто готов прыгнуть, отдаться. Есть Вселенная и вы, волна, пульсирующая с океаном — это есть Махамудра. Это и есть блаженство, самое блаженное состояние сознания, какое только возможно. Это похоже на слияние двух любовников, но умноженное в миллион раз — потому что вы любите вселенную. Вот почему Тантра известна как Йога-секса, как Путь Любви.
Тантра — это Великое Учение. Малые учения говорят вам, что делать и чего не делать. Они дают вам «десять заповедей»: «Делайте это, не делайте того» — малые учения. Великое Учение не дает вам никаких заповедей. Его не заботит, что вы делаете. Для него важно, чем вы являетесь — ваше существо, ваш центр, ваше сознание, вот, что единственно важно. Дисциплина, которая приходит извне — это украшение. Она должна прийти изнутри; она должна распространяться от центра к периферии. Она не должна быть навязана от периферии к центру. Вот Великое Учение: Вы уже то, чем вы можете быть, поймите это. Вы уже есть цель, осознайте это. В этот самый момент может осуществиться ваша судьба. Чего же вы ждете? Не верьте в постепенное продвижение — прыгайте, будьте мужественны. Только тот, кто отважен, может следовать великому учению Тантры.
В природе нет ничего плохого или хорошего. Запомните, что Тантра — это путь естественный и свободный. Она хочет привести вас к глубочайшим естественным явлениям жизни, поэтому Тантру многие неправильно понимают. Но только Тантра и ничто другое принесет настоящий порядок, естественный порядок, естественный расцвет внутренней дисциплины. Но это очень глубокий процесс. Пока вы не достигли Сат-Чит-Ананды (существование, осознанность, блаженство) — абсолютной истины, абсолютного сознания, абсолютного блаженства — вы — еще не пришли домой, вы все еще в пути».

(Ошо. Высшее понимание Тантры. 2000г. Сайт www.yogalib.ru.)

 * * *