Статья 2.3. Тантра как предмет Российской Тантрологии. (ч.4).

«Тантра является наукой, а не философией. Понять философию нетрудно, поскольку для этого требуется только ваш интеллект. Если вы можете понимать язык, если вы можете воспринимать понятия, вы можете понимать философию. Вы не должны меняться, от вас не требуется трансформация. Таким, как вы есть, вы можете понимать философию — но не Тантру. Вам потребуется изменение, даже, скорее, трансформация. Пока вы не станете другим, вы не сможете понять Тантру, поскольку Тантра — это не интеллектуальное суждение, а переживание…» — так говорил Ошо в октябре 1972г. (Бомбей, Индия) в своих беседах, посвященных древнему тантрическому тексту «Виджняна-Бхайрава-Тантра» (который представляет собой главу в «Рудра-Ямала-Тантре», входящей в «Бхайрава-Агаму»), в котором Деви просит Шиву раскрыть суть пути к реализации Высшей Реальности. — «Тантра является Наукой, а Наука не принадлежит расам и религиям. …Говорят, что при жизни А.Эйнштейна «теорию относительности» понимали всего двенадцать человек. Во всем мире только дюжина умов могли понимать ее. Даже А.Эйнштейну было трудно объяснить ее кому-либо, сделать ее понимаемой, поскольку она находилась слишком высоко, она находилась выше обычного разума. Но она может быть понята. Нужны технические и математические знания, нужно обучение — и тогда она может быть понята. Тантра является более трудной для понимания. И помочь в ее понимании может только преобразование, трансформация…» (см. Ошо. Виджняна-Бхайрава-Тантра. Книга тайн. Том 1. 1993г. Часть 2. Глава 1. Мир Тантры).

* * *

2. ЧТО ТАКОЕ ТАНТРА?

3.5. ЗАРУБЕЖНЫЕ ИСТОЧНИКИ.

(продолжение)

«Вступительное слово издателя (Карл Левеллин Веске). На Западе термин «тантра» приобретает все большую известность, хотя и не всегда понимается верно. Большинство из нас познакомились с ним после прочтения вышедшей в 1964г. книги Омара Гэррисона «Тантра: сексуальная Йога» (изд. Джулиан Пресс, Нью-Йорк). Несмотря на то, что сей труд представлял собой лишь поверхностное исследование темы, он давал некоторое, хотя и смутное, представление о сексе как религиозном ритуале. Происходило это на пороге так называемой «сексуальной революции», охватившей западное общество в конце 1960-х — начале 1970-х гг. Следовательно, книга была своевременна.
Гэррисон «осчастливил» читателей некими пикантными подробностями, которые вполне могли повлиять на формирование мировоззрения. Однако, строго говоря, Тантру нельзя отождествлять с Йогой; точно также было бы некорректным рассматривать ее как науку о половых отношениях как таковых.
Многие из нас считают Тантру самым древним — причем, никто не знает истинного возраста учения — и единственным источником знания об энергетическом взаимодействии ума, тела, духа и души. Именно «эта Тантра» заложила основу системы знаний, впоследствии получившей название «Индийской Йоги» и «Даосской Алхимии».
Как Йога, так и Алхимия — не та средневековая псевдо-алхимия, предшественница современной науки, но технология трансформации человеческого в божественное — являются утонченными методиками совершенствования тела и психики и инструментом трансформации сознания. Последующее развитие этих дисциплин распространилось на китайские и японские боевые искусства, как инструмент самопознания, и было органично воспринято великими философскими системами Будды, Конфуция и Лао-цзы. «Психосоматическая Йога» (1962г.) д-р Мамфорд стал первым западным ученым, кто соотнес индийскую систему чакр и ударные точки боевых искусств).
Однако корни их философских построений следует искать именно в Тантре. Современный ученик Йоги, школы боевых искусств или начинающий восточный (западный) философ видят в Тантре лишь привлекательную доктрину, в то время как учение в полной мере можно назвать оккультным (т.е. тайным, несущим скрытый смысл). В качестве сравнения можно привести посещение прекрасного храма: кто-то придет в него для молитвы, кто-то будет восхищаться архитектурными достоинствами строения, а кто-то с восхищением будет наблюдать за отправлением современного религиозного действа. Но, не зная основ доктрины и первоисточников, эти люди не постигнут саму суть учения, ибо для этого требуется прямое, непосредственное общение с божественным.
Сама система тантрических взглядов возникла как отражение нужд, чаяний и культурных традиций людей в конкретный исторический период. Невзирая на то, что система эффективна и поныне, многие термины, понятия и культурные ценности могут показаться архаичными и не актуальными, подобно мечам и кинжалам, взятым на вооружение древними боевыми искусствами. Точно также Йога, Тай-Цзы, Дзэн, оставаясь эффективными системами совершенствования ума и тела, предполагают определенный образ жизни, который не приемлем для большинства современных людей.
Парамаханса Сатьянанда Сарасвати, глава Бихарской школы Йоги, пишет («Панорама Тантра-Йоги», Международное содружество йогов, Раджанангаон, Индия): «…Тантра рассчитана на обычного человека, в то время как Йога, представляющая собой часть Тантрической Традиции, рассчитана на избранных. Тантра не признает религиозных, культурных, племенных или национальных запретов.
Различие, которое я провожу между собой и вами, обусловленное различием в образе жизни, не приемлемо для тантрической традиции. У меня нет желания как-то изменить ваш жизненный уклад, к которому я отношусь с уважением, каким бы он не был. Полагаю, что если в мире и существует наука или религия, относящаяся с полным уважением к человеческим слабостям, то это — Тантра. Без терпимости все религиозные течения и все системы Йоги были бы не в состоянии осмыслить законы… естественной эволюции, которой подвержены вы, которой подвержен я, которой подвержены все мы. В этой связи Тантра утверждает, что к какой бы религии вы не принадлежали, какую бы систему нравственных ценностей не исповедовали, каким бы способом вы не зарабатывали свой кусок хлеба, оставайтесь тем, кто вы есть… Тантра признает, что три миллиарда человек не могут вести один и тот же образ жизни».
Итак, что же такое Тантра? Тантра — это духовная наука, которая, выражаясь словами выше цитируемого мудреца, использует «методы проникновения в глубины подсознания, очищая личность от глубоко укоренившихся комплексов, корректируя поведение и возрождая человека психологически и физиологически». Тантра также включает в себя Кундалини-Йогу, целью которой является «пробуждение в человеке сверхсознания для обретения видения своей божественной природы».
Тантра — это наука, составляющие дисциплины которой подразумевают использование многих техник, включая мантру, янтру, мандалу, Йога-Нидру, асаны, пранаяму и т.д. Иными словами техники подразумевают: произнесение специальных звуков и слов; использование различных графических символов; создание мысленных образов, в том числе священных изображений; медитацию, самогипноз; особые позы и движения; управление дыханием и другие приемы, используемые в религиозных и магических ритуалах. Именно использование этих техник приводит к обретению способности непосредственного общения с божественным и познанию божества.
Как наука Тантра универсальна. Разнообразные практики Йоги, системы умственного и духовного роста, любой религиозный опыт основаны на фундаментальных знаниях, уходящих корнями в глубину тысячелетий. Нередко Тантру отождествляют с «древней религией» Востока, а многие из нас считают некоторые из ее аспектов идентичными тем, что содержат западные учения — Викка и Каббала. В отличие от западных религиозно-мистических традиций Тантру отличает последовательность и преемственность. Начиная с доисторических времен и поныне, связь веков не прервалась, чего нельзя сказать о западных учениях, в которых знания со временем утрачивались, в начале как результат церковных запретов и преследований, а затем вследствие так называемого «научного остракизма».
Тем не менее, многие тантрические знания также были искажены, или вовсе утеряны, чтобы вновь возродиться на пороге Новой Эры — Эры Водолея (есть мнение, что она началась 1 января 1962г., когда Земля вошла в знак Водолея). Это стало своего рода подтверждением тому, что мир на планете не только возможен, но и жизненно необходим, что каждое живое существо самоценно, что жизнь распространяется везде и во всем. Именно с этого периода началось возрождение Тантризма как науки, включая исследования и активную практику Йоги, мистицизма, медитации, боевых искусств, магии, метафизики шаманизма. Все перечисленные техники имеют одну конечную цель, которая соотносится с изначальным призывом Тантризма: «Загляни в себя самого, найди и вырази божественность. Учись пробуждать в себе бога и богиню, учись использовать внутреннюю созидательную силу божества для трансформации тела и души, тем самым обогащая свою повседневную жизнь».
Тантра помогает современным мужчинам и женщинам осознать их роль в новом тысячелетии и указывает пути решения личных и глобальных проблем. Традиция дает ключ к пониманию всех эзотерических, религиозных и философских дисциплин. Она указывает путь к «внутреннему свету» и дает средства к применению «внутренней силы».
Итак, Тантра — это наука о сознании человека, но ее основные постулаты понятны и легко применимы, ибо она оперирует доступным для всех понятием: «ЛЮБОВЬ». Половая жизнь также входит в это понятие, но не как «Сексуальная Йога», которая есть ни что иное как «сексуальная зарядка», а не средство пробуждения могущественных жизненных сил. То же самое можно сказать и про репродуктивную функцию сексуальной энергии, объединяющей мужчину и женщину. Девять десятых Тантризма, равно как и девяносто процентов скрытого человеческого потенциала связаны с могущественными латентными силами, заключенными в сознании.
По выражению Кроули «Любовь — это Закон; Любовь, подчиненная Воле». Любовь является причиной многих современных проблем, но именно связанная с ней энергетика, пробужденная силами «магической любви» и управляемая «Волей», позволяет решать многие задачи.
Любовь, Закон, Воля. Эти три слова имеют особое значение. Однако мы произносим их ежедневно и живем, подчиняясь им. В самом деле, все сущее подчинено «законам природы», а «любовь» является ключом к пониманию этих законов и определяет соответствующий образ жизни. При этом «воля» определяет поведение в соответствии с намеченной целью и помогает «выражать любовь согласно закону».
Тантра дает ключ к пониманию того, что исповедуют все религии и что утверждается в освященных обычаями брачных ритуалах. Это — «святость» брачных уз.
Адепты Тантризма знают, что сексуальная энергия свойственна женскому началу — богине, матери, Матери-Земле. Вся проявленная жизнь обязана своим существованием Ей. Когда мы не живем «в Ней», мы оскорбляем Великую Богиню. «Любовь — это Закон», ибо любовь не может оскорбить Мать. Каждый человек, будь то мужчина или женщина, является «каналом» между богом и богиней — между небом и землей — и, пробуждая внутреннюю божественность и открывая каналы для приливов и отливов божественной энергии, мы способствуем эволюции сознания, исцелению Земли и всего сущего на ней, включая человечество. Таким образом, мы прокладываем путь в Новую Эру.
Что может быть легче того, чтобы обрести бога в мужчине, которого любишь, или богиню в любимой женщине? Выражайте заключенную в вас божественность и разделяйте поклонение этому божеству со своим возлюбленным! Откройте глубины собственного сознания навстречу душе своего любимого, и ваши души сольются в единой молитве этому божеству! Дарите радость своему возлюбленному и учитесь, как это делать! Учитесь любви, занимайтесь любовью и будьте любимы!
Учитесь половой жизни! Говоря современным языком, «подключайтесь» и открывайте «каналы»! Секс — это часть любви, также как Йога — это часть Тантры. Секс пронизывает наше бытие, ибо полярность — это непременное условие существования, а половая жизнь объединяет эти полюса. Секс восстанавливает целостность, Любовь придает ей святость.
Вкратце доктрину Тантризма можно сформулировать так: мы созданы как потенциальные боги или, если вам больше по душе, «по образу и подобию Божьему». Согласно Тантризму, все люди обладают огромным умственным и психико-духовным потенциалом. Если пустить все на «самотек», процесс эволюции и, соответственно, реализации скрытых способностей и возможностей занимает миллионы лет! Тантра предлагает систему, ускоряющую трансформацию сознания с возможностью постижения новых уровней и конечного просветления.
Дословно термин «тан-тра» означает «расширение» и «освобождение». Под «освобождением» подразумевается полная реализация заложенного в человеке потенциала. Развитие следует рассматривать как обязательства, которые на нас накладывает сама жизнь. Именно развитие является необходимым условием счастливой, здоровой и успешной жизни. Способность к личному росту является ключом к жизни, наполненной смыслом.
Конечной целью является воссоединение с божеством. В Индуизме верховным богом считается Шива, а его супругой — Шакти. Однако «Шива» также означает «высшее постижение», которое соотносится с верхней седьмой чакрой, в то время как «Шакти», или «божественная сила» заключена в промежности. Технологически основанная на принципах Тантризма Йога означает единство двух в одном, то есть воссоединение подсознания со сверхсознанием. Секс пробуждает божественную силу, а магическая любовь объединяет Шакти и Шиву.
Другим постулатом Тантры является утверждение того, что наслаждение переживается умственно; следовательно, если предварительные игры затянулись, и напряжение слишком высоко, то сладострастные ощущения можно направлять непосредственно в мозг! Однако какой бы аспект тантрической технологии мы не освещали, принцип остается одним: «любить друг друга»!
Люди, практикующие «магическую любовь», утверждают, что любой любовный союз порождает «магического ребенка». Таким образом, любой союз мужчины и женщины можно считать магическим действом, порождающим совместный результат. Выражайте божественность в своем любовном союзе, и вся ваша жизнь будет озарена прикосновением к божественному. Благословляю вас простыми, но едва ли не лучшими словами: «Любите друг друга!»».

(Джон Мамфорд. (Свами Анандакапила Сарасвати).
Экстатический путь Тантры. / Пер. с англ. Ю. Бондарева. 2000г.)

«Урок 13. Тема 6. Тантра. Эта дискуссия не предназначена быть практической. Она включена для того, чтобы дать вам общее понимание и введение в Тантру. Многие из ее идей могут показаться немного странными вначале, однако, чем больше человек углубляется в Тантру, тем больше он поймет ее стремление к возвышенному. Ее философские понятия направлены к самым возвышенным высотам в усилии выразить невыразимое, однако они не теряют связь с практическим применением. Многие философии теряются в словах и не применимы к обычному человеку. Они формулируют усложненные понятия, которые ни коим образом не имеют отношения к индивидууму и его попыткам достигнуть чего-либо в жизни и понять жизнь. Они редко предпринимают какое-либо усилие, чтобы показать индивидууму как он может испытывать более высокое осознание для себя. Тантра, с другой стороны, является практической системой. Она называется Садхана-Шастра, что означает, что она является практически ориентированным священным писанием. Ее целью является дать каждому индивидуальное духовное просвещение любыми средствами, которые удобны и доступны. Она состоит из огромного числа различных практик, которые подходят для всех типов людей, сочетающихся с более высокими понятиями, которые получены мудрецами Тантры в течение веков в состояниях глубокой медитации. Именно из-за этого сочетания, мы имеем такое высокое уважение к Тантре.
Мы хотим, чтобы вы рассматривали Тантру с открытым умом. Не принимайте слепо ее идеи. Просто усваивайте их. Вы должны доказать себе, являются ли они действительно ценными в течение вашего собственного личного опыта и реализации. Следующее, что нужно помнить, это то, что Тантра является больше наукой, чем что-либо еще. Она не просит вас верить чему-нибудь еще на лицо ценному. Она является тестом и видится системой. Только когда вы имеете опыт, вы можете верить тому, что вы слышите. Сущность Тантры — личный опыт через практику.
Наука бесконечности. Тантра является наукой видения, чувствования и знания бесконечности через конечное. Она ведет человека к опыту бесконечного через ограниченный мир формы. И однажды бесконечность видят в одном объекте, именно тогда остается небольшой шаг до того, чтобы увидеть бесконечность во всем. Тантра учит знанию и опыту макрокосмоса через инструменты микрокосмоса. Она учит знанию неограниченного через средства ограниченного; знанию верховного сознания (суперсознания — параматман) через знание индивидуального сознания (дживатман). Тантра является средством узнать вашу божественную природу, а затем божественную природу всего. Это метод использования материального, чтобы настроиться под нематериальное, используя проявленное, чтобы узнать непроявленное. Это метод поглощенного бесконечностью, втянутого в бесконечность через водоворот материальных объектов и энергий. Мир используется как ступенька к запредельному, к тому, что является неописуемым. Объективная вселенная используется как стартовая площадка в вечность. Тантра нацелена на расширение опыта ежедневной жизни, радости и жизни живого до полноты, как средство к более высокому осознанию. Она включает все аспекты жизни, как в материальном мире, так и являющиеся трансцедентальными (запредельными).
Тантра — универсальная система. Тантра является в самом широком смысле универсальной системой. Она была и до сих пор является путем жизни различных групп людей во всем мире. Хотя существуют местные различия, основной предпосылкой является фундаментально то же самое: существование ради понимания, богослужения и духовных практик, существование делится на два аспекта — непроявленный и проявленный. В самом деле, реальная природа мира и существования является путем, находящимся за пределами даже этого понимания, но это должно быть понято в более высоких состояниях осознания. Для практических целей удобно делать это разделение. В Индийской Тантре, субъект этой темы — два аспекта, названные Шива (сознание) и Шакти (сила или энергия проявления). Ради удобства и символики, Шакти уважается как космическая мать. В современном языке она упоминается как Мать Природы, хотя мало людей, кто использует этот термин, понимает его происхождение и значение.
Это понятие не ограничивается только Индией. В Даосизме Китая существует Дао и Де. Дао соотносится с Шивой (хотя существуют некоторые незначительные сомнения по этому поводу), а Де точно та же самая как Шакти или Мать Вселенной. Древние египтяне поклонялись Осирису (сознание или Шива) и Изиде (мать, Шакти, или космическая сила проявления). В Христианстве существует пресвятая дева Мария — символ Матери Вселенной. Отец, нет необходимости говорить, является сознанием. Первые две карты в пачке Таро — Магус и покрытая Изида, представляющие сознание и силу проявления соответственно. Мы могли бы продолжать давать много примеров и так далее, но здесь не место. То, что мы хотим показать, это то, что понятие космической матери и сопровождающий символ или персонификация сознания, не зависят от времени, места и расы. Понятие является универсальным, оно является глубоко укоренившимся в коллективной психике человечества.
Тантра является системой, которая продолжает традицию, которую практикуют по всему миру с незапамятных времен. Она не является чем-то изобретенным; она является выражением глубоких понятий человека. Система Тантры (универсальная Тантра, не обязательно форма преобладающая в Индии) практикуется по основательным причинам — более очевидная форма существования, на котором это понятие или понимание существования основано, становится правдой как только разумно повышаются уровни осознания. Это разделение Шивы и Шакти подтверждено личным опытом перехода от умеренных состояний осознания к повышенным уровням осознания. Это понятие было найдено действительным мистиками в состояниях медитации. Это выражение мистических опытов бесчисленного количества мудрецов, йогов, святых и т.д. в течение веков. Это было сформулировано исходя из понятий в состояниях медитации. Только на невыразимых уровнях осознания понятие ломается… и это до сих пор обнаруженное Тантрой, потому что Шива и Шакти просто становятся одним и тем же самым. Поэтому появление этого в уме — понятия Шивы и Шакти и всех других похожих персонификаций в течение истории человечества, основываются на мистических опытах.
Другая причина, почему понятие Шивы и Шакти является так глубоко укоренившимся — легко поддается практическому применению. Это адаптировано людьми в течение веков, потому что это облегчало силу духовных практик, которые не мог бы дать индивидууму его собственный опыт. Это понятие обеспечено базисом, исходя из которого практики могут использоваться, чтобы привести к союзу с силой намного большей, чем у индивидуума. Система Шивы и Шакти, система Тантры по всему миру, ведет к более высокому осознанию, знанию и блаженству.
Сущность Тантры является универсальной (вселенской). Она приходит естественно в психику человека в общем. Она не является чем-то, что навязывается как многие другие вещи в жизни. Сущность Тантры пришла естественно к человеку, даже к современному, проживающему в городе человеку, потому что хотя человек может делать поверхностные изменения в своей жизни, существуют определенные вещи, которые касаются самых глубин человеческого существа. Сущность Тантры укоренена в психике каждого человека, как это было в людях прошедших веков.
Значение слова «тантра». Мы сейчас говорим о Тантре, которая существует в Индии. Слово «тантра» состоит из двух слов: «таноти» и «трайяти». Слово «таноти» означает «расширять, растягивать, распространять», тогда как слово «трайяти» означает «освобождать» или «свободный». Следовательно тантра (тан+тра) означает расширять опыт и осознание всего, расширять границы опасения за пределы материального мира, и следовательно достигать духовного знания и освобождения.
Тантра также известна как «Тантрика», «Каула-Дхарма», «Каулика» или «Каула». Слово «каула» произошло от слова «кула», которое означает «семья, общество или община». Таким образом, каула, каулика или каула-дхарма могут переводиться как путь общины, путь семьи, или может быть, путь братства и содружества. Слово «кула» также означает оковы семьи, но это в различных контекстах. Слово «кула» также означает «космическая сила проявления» (Шакти), а «акула» означает «сознание» (Шива). Следовательно, Путь Каулы — союз Шивы и Шакти, космический союз или нирвана. Говорят, что система Каулы подразумевает простоту жизни, связанную с гармонией внутреннего и внешнего окружения, вместе с пониманием и принятием других. Дремлющая космическая сила в человеке часто известна как Кула-Кундалини. Следовательно Каула-Дхарма является системой для предоставления возможностей космическим силам и потенциалу (Кундалини или Шакти) в человеке.
Тантра является системой, предназначенной научить нас как жить полной жизнью. Она является средством успешно прийти к соглашению с жизнью и ее кажущимися сложностями и, в конце концов, стать посвященным.
Масштаб. Тантра в действительности является конспектом (резюме) многих других систем, потому что она включает и охватывает широкий выбор различных аспектов человеческой жизни. Она касается областей: физической, психической, ментальной и духовной. Она связана с работой, игрой, преданностью, мыслью и со многими другими частями человеческой деятельности. Тантрический текст, названный «Варахи-Тантра», дает сложное описание главного предмета Тантры. Они объединяются как следующие:
1. Сознание.
2. Создание и разрушение физической вселенной (шристи и пралайя).
3. Богослужение божествам (деви и дева пуджа).
4. Классификация существ.
5. Небесные тела — астрономия и астрология.
6. Различные уровни осознания (локи).
7. Психические пути и центры человеческой рабочей сетки (нади и чакры).
8. Законы и обязанности в обществе.
9. Тайные обряды (самскары).
10. Освящение форм божеств (мурти).
11. Магические формы (заклинания — мантры).
12. Магические круги (мандалы и янтры).
13. Символические и вызывающие силу жесты (мудры).
14. Духовные практики (садхана).
15. Поклонение (пуджа) как внутреннему, так и внешнему.
16. Освящение домов, колодцев и т.д.
17. Описание святых мест.
18. Магия (йога-майя садхана).
19. Церемонии и инициации (дикша).
20. Йога — включающая асаны, пранайаму, медитативные методы, и т.д.
Медицина многих типов, включая Аюрведу, которая является наукой о травах в сочетании с практиками Йоги.
21. Наука.
К этому списку мы могли бы добавить, что Тантра также включает алхимию, искусство жизни плодотворной и блаженной жизни, и использование сексуальной энергии как средства развертывания более высокого осознания.
Таким образом, можно видеть, что Тантра включает широкий спектр тем. В одно время говорили, что существовало 14 тысяч текстов Тантры. Теперь только несколько текстов осталось, потому что большинство традиционных текстов было потеряно или разрушено.
Масштаб Тантры является широким. Она предназначена покрыть каждый аспект жизни человека с раннего утра до позднего вечера, от рождения до смерти. Она предназначена сделать человеческую жизнь более гармоничной и блаженной в каждом действии ситуации. Она для всех типов людей, от домохозяек до монахов. Она является системой, которая учит нас, как полно знать и использовать мир, в котором мы живем, а также подстроиться к более высокому сознанию.
Практическая Тантра является часто суммой трех главных аспектов: тантра (здесь означает правила, принципы и система), мантра (средство сознания) и мандала или янтра (форма сознания). Это сжатое определение, которое не передает много при первом чтении. Но внутри этих трех аспектов включается все в материальной вселенной. Если, конечно, взять самое полное значение слов, то мы можем сказать, что все вокруг нас составляется мантрой и янтрой. Это включает каждое человеческое существо.
В «Ишвасья-Упанишаде» сказано: «То является полным, это является полным. Из полного полное берется, полное приходит. Если вы возьмете полное из полного, останется только полное». Великий древний мудрец Европы, Плотинус, сказал точно ту же самую вещь: «Одно является каждой вещью и также не каждой вещью. Не каждой вещью, потому что оно является источником каждой вещи. Оно переходит каждую вещь, потому что каждая вещь существует…, или, более точно, еще не существует, но существует, чтобы существовать». Эти две цитаты являются сущностью Тантры и каждой религии. Не беспокойтесь, если вы не понимаете их значений, потому что они стараются передать аргументы интеллектуального размышления».

(Свами Сатьянанда Сарасвати. Древние тантрические
техники Тантры и Крийи. т.2. Продвинутый курс.
Издательство К.Кравчука. 2005г. 688 стр.)

«Введение. Мы хотели бы предупредить, что не собираемся вводить кого-либо в заблуждение относительно значения Тантры. Тантра не означает секс, Тантра означает любовь, которая использует секс как средство вхождения в медитацию. Пусть у нас будет полная ясность относительно этого. Тантра имеет в виду именно это: трансформацию любви в медитацию. И теперь вы можете понять, почему Тантра так много говорит о любви и сексе. Почему? Потому что любовь является ближайшей естественной дверью, через которую вы можете выйти за пределы этого мира, за пределы горизонтального измерения….
Ошо. Прежде всего, мир «Вигьяна Бхайрава Тантры» не является интеллектуальным, он не является философским. Говорить о ней, как о доктрине, бессмысленно. Она связана с методом, с техникой, а совсем не с принципами. Слово «тантра» означает технику, метод, путь. Поэтому она не является философией — запомните это. Она не связана с интеллектуальными проблемами или запросами. Она не связана с «почему» различных вещей, она связана с «как»; не с вопросом «что есть истина», а с вопросом «как можно постичь истину». Тантра означает технику. Так что этот трактат является научным. Наука не связана с вопросом «почему», наука связана с вопросом «как». В этом основное отличие науки от философии. Философия спрашивает: «Почему это существует?» Наука спрашивает: «Как это существует». В тот момент, когда вы задаете вопрос «как», становится важным метод, техника. Теории становятся бессмысленными, цент¬ром всего становится переживание.
Тантра является наукой, а не философией. Понять философию нетрудно, поскольку для этого требуется только ваш интеллект. Если вы можете понимать язык, если вы можете воспринимать понятия, вы можете понимать философию. Вы не должны меняться, от вас не требуется трансформация. Таким, как вы есть, вы можете понимать философию — но не Тантру. Вам потребуется изменение, даже, скорее, трансформация. Пока вы не станете другим, вы не сможете понять Тантру, поскольку Тантра — это не интеллектуальное суждение, а переживание. Оно не придет к вам, пока вы не будете восприимчивыми, готовыми, уязвимыми. Философия связана с умом. Вашей головы для нее достаточно, ваша целостность здесь не требуется. Тантра нуждается в вас во всей вашей целостности. Это более глубокое требование. Вы должны буде¬те находиться в ней целиком. Она не фрагментарна. Для того, чтобы принять ее, требуется другой подход, другая позиция, другой ум.
Слепой человек спрашивает: «Что такое свет?», и философия начнет отвечать ему, что такое свет. Тантра будет знать только одно — если человек спрашивает: «Что такое свет?», то это показывает, что он слеп. Тантра начнет воздействовать на человека, изменять его таким образом, чтобы он мог видеть. Тантра не скажет, что такое свет. Тантра скажет, как достичь понимания, как обрести способность смотреть, как обрести способность видеть. Когда появится способность видеть, появится ответ. Тантра не даст вам ответ, Тантра даст вам метод для получения его.
Наука не принадлежит расам и религиям, а Тантра является наукой. Поэтому запомните — она совсем не является индийской. Эти техники были разработаны индусами, но они не являются индийскими. Вот почему в этих техниках не будут упоминаться никакие религиозные ритуалы. Не нужны никакие храмы. Вам совершенно достаточно такого храма, как вы сами. Вы являетесь лабораторией; весь эксперимент должен проводиться внутри вас. Нет необходимости ни в какой вере. Это не религия, это наука. Запомните следующее: Тантра представляет собой чистую науку. Вы можете быть индусом, мусульманином, последователем парси (религии древних персов) или кем-либо еще — Тантра совсем не интересуется вашей религией. Тантра утверждает, что религия является социальным делом, поэтому вы можете принадлежать любой религии; это не имеет никакого значения. Но вы можете преобразовать себя и это преобразование нуждается в научной методологии.
Тантра известна не очень хорошо. И даже если она известна, она очень плохо понимается. Для этого есть причины. Чем более высокой и более чистой является наука, тем меньше возможность понимания ее массами. Мы только слышали название «теория относительности». Говорят, что при жизни А.Эйнштейна ее понимали всего двенадцать человек. Во всем мире только дюжина умов могли понимать ее. Даже Альберту Эйнштейну было трудно объяснить ее кому-либо, сделать ее понимаемой, поскольку она находилась слишком высоко, она находилась выше вашего разума. Но она может быть понята. Нужны технические и математические знания, нужно обучение — и тогда она может быть понята. Тантра является более трудной для понимания. И помочь в ее понимании может только преобразование, трансформация. И всегда случается так, что если вы не можете понять нечто, вы, как минимум, можете понять это неправильно. Таким образом, Тантра не была понята; Тантра была понята неправильно. Она была такой глубокой, такой высокой, что это было естественным. Более того, поскольку Тантра лежит за пределами дуальности, сама точка зрения является внеморальной.
Поймите, пожалуйста, эти слова: «моральный», «аморальный», «внеморальный». Мы понимаем, что такое моральность, мы понимаем, что такое аморальность, но трудно понять, что такое внеморальность — не моральность и не аморальность, за пределами их обоих. Тантра является внеморальной. Взгляните на нее таким образом. Медицина является внеморальной; она ни моральна, ни аморальна. Если к ней обратится вор — она поможет, если к ней обратится праведник — она поможет. Она не будет видеть никакой разницы между вором и праведником. Медицина не может сказать: «Это вор и я собираюсь убить его, а это праведник и я собираюсь вылечить его». Медицина представляет собой науку. Вор вы или праведник — для нее не имеет значения. Тантра является внеморальной. Тантра утверждает, что никакой морали не нужно, никакой особой морали не требуется. Наоборот, вы являетесь аморальным, поскольку у вас такой расстроенный ум. Поэтому Тантра не может ставить предварительное условие, чтобы сначала вы стали моральным, а затем уже могли практиковать Тантру. Тантра утверждает, что это абсурд. Тантра является внеморальной. Она не спрашивает вас, кто вы такой. То, что вы человек, является достаточным. Где бы вы ни были, кем бы вы ни были, вы принимаетесь. Выберите технику, которая годится для вас, вложите в нее всю свою энергию, и вы больше не будете тем же самым снова. Реальная, аутентичная техника всегда обладает этим свойством.
Тантра утверждает, что вы не можете изменить человека, пока не дадите ему для этого подходящую технику. Одни проповеди ничего не могут изменить. И вы можете видеть это везде, во всем мире. Все, о чем говорит Тантра, написано везде, во всем мире. Так много проповедей, так много морализирования, так много священников и проповедников — весь мир заполнен ими, но все так безобразно и аморально. Проповедники продолжают проповедовать. Они продолжают говорить людям: «Не сердитесь», не давая им никакой техники. И мы слышим эти поучения в течение столь долгого времени, что даже никогда не задаемся вопросом: «Что вы говорите? Я сердит, а вы просто говорите «не сердись». Как это возможно? Когда я сержусь, это означает, что «я» есть гнев, а вы просто говорите мне «не сердись». Так я могу только подавить себя. Но это породит еще больший гнев. Это породит чувство вины — если я пытаюсь изменить себя и не могу этого сделать, это породит чувство неполноценности. Это даст мне ощущение вины в том, что я не в состоянии победить свой гнев. Никто не может победить его! Вы нуждаетесь в некоторых методах, поскольку гнев является лишь индикатором вашего расстроенного ума. Измените расстроенный ум и индикатор тоже изменится. Гнев просто показывает, что находится внутри. Сделайте изменения внутри и внешнее тоже изменится.
Тантра не имеет дела с вашей так называемой моралью, с вашими социальными условностями и т.п. Это не означает, что Тантра призывает быть аморальным — нет! Тантра настолько не имеет отношения к вашей морали, что она не может уговаривать вас быть аморальными. Тантра дает научные методы для изменения ума, и если ум будет другим, то и характер станет другим. Если основа вашей структуры изменится, то изменится и вся ваша система взглядов. Из-за своих внеморальных позиций Тантра не может оказаться терпимой для ваших так называемых праведников, они все идут против нее — поскольку если Тантра будет иметь успех, то весь этот абсурд, который продолжается во имя религии, должен будет исчезнуть.
Тантра предполагает, что ум есть утонченная материя. А раз вы можете иметь другой ум, то вы можете иметь другой мир, поскольку вы смотрите посредством своего ума. Мир, который вы видите, вы видите с помощью своего конкретного ума. Измените ум, и вы будете смотреть на другой мир. Сто двенадцать методов «Вигьяна Бхайрава Тантры» предназначены для всего человечества — для всех веков, которые уже прошли, и для всех веков, которые еще придут. Во все времена не было ни одного человека, кто мог бы сказать: «Все эти сто двенадцать методов бесполезны для меня». Невозможно! Это невозможно! Во внимание был принят каждый тип ума. Каждому возможному типу ума в Тантре дается своя техника. Имеется много техник, для которых еще не существует ни одного человека; они для будущего. Имеется много техник, для которых не существует ни одного человека в настоящее время; они для прошлого. Но не пугайтесь. Имеется много методов, предназначенных и для вас.
Тантра призывает вас воспринимать себя такими, какие вы есть. Это основное характерное свойство — тотальное приятие. Вы сможете расти только через тотальное приятие. Тогда можно использовать каждую энергию, которую вы имеете. Тантра говорит: «Принимайте себя такими, какие вы есть». Вы представляете собой великую мистерию многих многомерных энергий. Примите их и продолжайте движение с каждой энергией с глубокой чувствительностью, с осознанностью, с любовью, с пониманием. Идите дальше с ними! Тогда каждое желание становится средством для выхода за его пределы. Тогда каждая из энергий становится помощником. И тогда сам этот мир становится нирваной, само это тело становится храмом — священным храмом, святым местом.
Есть два пути — путь Йоги и путь Тантры. Тантра не может быть такой привлекательной из-за нашего искалеченного ума. Но для того, у кого внутри здоровье, а не хаос, Тантра является прекрасной. Только он может понять, что такое Тантра. Йога является отрицанием, Тантра является утверждением. Йога рассуждает в терминах двойственности — в этом смысл слова «йога». Оно означает собирание двух вещей в единое целое, соединение (уоkе) двух вещей вместе. Но обе вещи присутствуют, имеет место двойственность. Тантра утверждает, что двойственности не существует. Если имеет место двойственность, то вы не можете объединить две вещи друг с другом. И как бы вы ни старались, они останутся двумя вещами, и борьба будет продолжаться, двойственность останется. Если мирское и божественное являются двумя отдельными понятиями, то они не могут быть объединены в единое целое. Если же они в действительности не являются двумя отдельными сущностями, если они только кажутся такими, то тогда они могут быть единым целым. Если ваше тело и ваша душа являются двумя понятиями, то они не могут быть объединены вместе. Если вы и Бог являетесь двумя различными понятиями, то нет возможности объединить вас вместе. Тогда вы остаетесь двумя различными сущностями. Тантра утверждает, что двойственности нет; она только види¬мость. Как эта видимость двойственности может помочь стать сильнее? Будьте единым целым! Вы стано¬витесь единым целым через приятие, но не через борьбу. Примите окружающий мир, примите ваше тело, примите все, что свойственно им. Просто осознавайте себя.
Тантра не против гнева, Тантра всего лишь против духовной сонливости, духовной бессознательности. Будьте осознающими и будьте сердитыми. И в этом весь секрет метода — если вы осознаете, то гнев трансформируется; он становится состраданием. Поэтому Тантра утверждает, что гнев не является вашим врагом; это сострадание в зачаточной форме. Тот же самый гнев, та же самая энергия превратятся в сострадание. Если вы сражаетесь с гневом, то для сострадания не останется никаких возможностей. Поэтому, если вы преуспеете в борьбе, преуспеете в подавлении, то вы омертвите себя. Не будет больше гнева, потому что вы подавили его, но не будет также и сострадания, поскольку только гнев может трансформироваться в сострадание. Если вы преуспели в подавлении себя, — что на самом деле невозможно, — то не будет секса, но и любви тоже не будет, поскольку при мертвом сексе отсутствует энергия, которая должна была бы перерасти в любовь. Поэтому вы будете без секса, но и без любви тоже. И тогда теряется смысл всего, поскольку без любви нет никакой божественности, без любви нет никакого освобождения, без любви нет никакой свободы.
Тантра утверждает, что трансформироваться должны одни и те же энергии. Это можно сказать и таким образом: если вы против мирского, то не будет и нирваны — потому что сам этот мир должен быть трансформирован в нирвану. Тогда вы против всех основных энергий, которые являются первоисточником всего. Итак, алхимия Тантры призывает вас: не сражайтесь, относитесь дружественно ко всем энергиям, данным вам свыше. Приветствуйте их. Чувствуйте благодарность за то, что вы имеете гнев, что вы имеете секс, что вы имеете алчность. Чувствуйте благодарность, поскольку это скрытые источники, которые могут быть трансформированы, которые могут быть открыты. Когда секс трансформируется, он превращается в любовь, теряется отрава, теряется уродство.
Еще одна вещь, которая кажется очень странной, но которая на самом деле является одним из глубочайших открытий Тантры, заключается в следующем: что бы вы ни воспринимали в качестве своих врагов — алчность, гнев, ненависть, секс и тому подобное — ваше отношение к ним как к врагам делает их врагами. Воспринимайте их как божественные дары и подходите к ним с благодарным сердцем. Подходите к половому акту, как вы подходили бы к храму божественного. Относитесь к половому акту, как к молит¬ве, как к медитации. Почувствуйте его святость. Вот почему в Кхаджурахо, в Пури, в Конараке каждый храм имеет майтхуны, скульптуры людей, находящихся в половом слиянии. Половой акт на стенах храмов кажется неуместным, особенно для христиан, мусульман, джайнов. Он кажется немыслимым, противоречащим всему. Что общего между храмом и изображениями майтхун? На внешних стенах храмов в Кхаджурахо в каменных изваяниях изображены все возможные типы полового акта. Почему? В храме для них нет места, в крайнем случае только в нашем сознании. Христианство не может представить себе стены церквей с изображениями из храма в Кхаджурахо. Это невозможно!
Современные индусы также ощущают чувство вины, поскольку сознание современного индуса сформировано христианством. Они являются «индусо-христианами» — и это плохо, поскольку быть хри¬стианами хорошо, но быть индусо-христианами — это нелепо. Они чувствуют себя виновными. Один индуистский лидер предложил даже разрушить эти храмы, утверждая, что они не принадлежат нам. И на самом деле, все выглядит так, как будто они не принадлежат нам, поскольку Тантра отсутствовала в наших сердцах очень долго, веками. Она не была основным течением жизни. Основным течением была Йога, а для йоги Кхаджурахо является неприемлемым — он должен быть разрушен.
Тантра призывает относиться к половому акту как к вхождению в освященный храм. Вот почему половой акт изображали на стенах священных храмов. Тантра говорит: подходите к сексу так, как будто вы входите в священный храм. Таким образом, когда вы входите в священный храм, секс должен быть здесь же, поскольку в вашем уме эти вещи связаны друг с другом, ассоциированы друг с другом. Тогда вы сможете почувствовать, что мирское и божествен¬ное не являются двумя сражающимися элементами, но являются единым целым. Они не являются взаимоисключающими, они толь¬ко полярности, помогающие друг другу. И они могут существовать только благодаря этой полярности. Если эта полярность теряется, теряется весь мир. Поэтому во всем старайтесь увидеть глубокое единство. Нельзя видеть только полярные противоположности, нужно видеть внутренние процессы, которые делают их единым целым. Для Тантры все является священным. Запомните это — для Тантры все является священным; нет ничего несвященного. Тантра утверждает, что все является священным, вот почему мы не можем понять ее. Это глубочайшая недвойственная точка зрения — если это можно назвать точкой зрения. Это не точка зрения, поскольку каждая точка зрения обязана быть двойственной. Она не против чего-то, поэтому она и не является точкой зрения в обычном понимании. Она есть ощущение целого, живого единства.
Тантра не означает секс, Тантра означает любовь, которая использует секс как средство вхождения в медитацию. Пусть у вас будет полная ясность относительно этого. Тантра имеет в виду именно это: трансформацию любви в медитацию. И теперь вы можете понять, почему Тантра так много говорит о любви и сексе. Почему? Потому что любовь является ближайшей естественной дверью, через которую вы можете выйти за пределы этого мира, за пределы горизонтального измерения. Любовь изменяет ваше измерение. Вы выбрасываетесь из времени и встречаетесь лицом к лицу с вечностью. Любовь может стать глубокой медитацией — глубочайшей медитацией. Любовь для Тантры является величайшими вратами, и для нее секс не есть нечто, подлежащее осуждению. Секс может стать любовью. Если он не становится любовью, это уродство. Осуждайте уродство, а не секс. Любовь должна цвести, секс должен становиться любовью. Если он не становится любовью, это не его вина, это ваша вина. Секс не должен оставаться сексом — так учит Тантра. Он должен быть трансформирован в любовь. И любовь также не должна оставаться любовью. Она должна быть трансформирована в свет, в переживание, в последнюю, предельную мистическую вершину — Сат-Чит-Ананда (существование, осознанность, блаженство)».

(Ошо. Вигьяна Бхайрава Тантра. 1993г.)

«Tантра — это свобода. Свобода от всех конструкций ума, всех игр ума, свобода от всех структур. Тантра — это пространство, чтобы быть. Тантра — это освобождение. Тантра — это не религия в обычном смысле. Религия есть игра ума, религия дает вам определенную модель. Религия насаждает определенный образ жизни, определенную дисциплину. Тантра отбрасывает напрочь всю дисциплину. Когда не существует дисциплины, когда не существует принуждающего порядка, в вас возникает совершенно другой вид порядка. Это то, что Лао Цзы называет Дао, что Будда называет Дхаммой — вот, что возникает в вас. Тантра просто создает пространство, чтобы это произошло. И когда пространство готово, все вливается в него. Тантра говорит: Если вы в порядке, тогда для вас весь мир в порядке. Когда вы в гармонии, тогда для вас все существование находится в гармонии. Когда вы в беспорядке, тогда и весь мир в беспорядке. Тантра говорит: Существует другой вид порядка. Вы не навязываете никакого порядка, вы не навязываете никакой дисциплины, вы просто отбрасываете все структуры, вы просто становитесь естественным и спонтанным. Это самый великий шаг, который человек обязан проделать.
Тантра хочет, чтобы вы были живыми — такими же живыми как деревья, реки, такими же живыми как солнце и луна. Это право, данное вам от рождения. Чтобы жить в мире Тантры необходима смелость, это для смелых. До настоящего времени только немногие люди смогли продвинуться на этом пути. Но будущее вселяет надежду. Тантра будет играть все более и более важную роль. Человек понимает все больше и больше, что такое рабство. Только посмотрите на свою жизнь. Неужели вы свободный человек? Нет. Существуют тысяча и одна рабская зависимости вокруг вас. Вы можете не замечать их, это очень трудно; вы можете не распознать их, это обидно. Но ничто не изменит ситуацию того, что вы — раб. Чтобы продвигаться в измерении Тантры, вы должны распознать свое рабство. Оно пустило очень глубокие корни; оно должно быть отброшено. А осознание этого поможет вам отбросить его.
Что же предлагает Тантра? Что нужно сделать? Тантра говорит: «Нельзя быть удовлетворенным внешним» вы должны двигаться внутрь себя. Будьте естественными, если вы когда-то хотите пойти дальше природы. Будьте естественными, это первое требование. Я не говорю, что кроме природы ничего нет; существует высшая природа — в этом заключается все послание Тантры. Но будьте очень земными, если вы действительно хотите подняться высоко в небо. Тантра — это преображение. Это не отпущение грехов и не угнетение. Это значит идти по тонкому канату, это величайший баланс, который только возможен. Это не так просто, как кажется, это требует очень тонкого понимания. Это величайшая гармония. Для ума очень просто потворствовать. Впасть в противоположное, отвергнуть все, тоже очень просто. Двигаться в крайности для ума очень просто. Удержаться в середине, точно по середине, это наиболее трудная задача для ума, поскольку для него это самоубийство. В середине ум умирает и возникает не-ум. Вот почему Будда назвал это как средний путь. Это очень важно понять, иначе вы не поймете Тантру. Что такое лезвие бритвы? Что это такое быть точно по середине?
Тантра очень научна. Слово «наука» означает понимание. Слово «наука» означает знание. Тантра говорит: Знание освобождает. Если вы в точности знаете, что такое жадность, то вы свободны от жадности; не нужно отвергать ее. Необходимость отвергнуть возникает только тогда, когда вы не понимаете, что такое жадность. От секса можно отказываться лишь тогда, когда вы, не понимаете, что это такое. А общество не позволяет вам понять это. Общество помогает вам не понимать. Веками общество избегало тему смерти и секса. Эти темы не обдумывались, не обсуждались, не исследовались, о них не писали; их избегали. Вследствие этого замалчивания в отношении этих тем существовало огромное невежество. Из-за этого невежества произошло два типа людей: те, кто бросаются в это с головой, другие же очень устают и избегают этого. Тантра говорит, что тот, кто с головой бросается в это, никогда не поймет этого, поскольку для него это станет просто привычкой. И он никогда не увидит в привычке суть проблемы. Он никогда не увидит причину возникновения проблемы. И чем больше он потакает себе, тем более механичным он становится.
Не думайте, что человек, который потакает себе, счастливый человек. Никогда! Он самый несчастный человек в мире. Да и как он может быть счастливым? Он надеется, он хочет быть счастливым, но он никогда не достигает этого. Но помните, говоря об этом, Тантра не предполагает, что вы впадете в другую крайность. Тантра не говорит, что вы должны уйти из этого мира потворства и подавить свои желания, отречься от них. То, что вы подавили будет парить вокруг вас, будет единственным, о чем вы будете думать все время. Тантра говорит: Остерегайтесь. Остерегайтесь потворства и остерегайтесь отречения. Опасайтесь того и другого: то и другое это ловушки. И в любом случае вы будете пойманы вашим умом. Где же выход? Тантра говорит: Осознание — это путь. Потворство механично, подавление механично, и то и другое механистические вещи. Единственный способ уйти от механистических вещей это стать бдительным и осознанным.
Тантра — это встреча с реальностью жизни. В каждом состоянии вашего ума должно быть достигнуто понимание. Где бы вы ни были, не бойтесь. В этом состоит послание Тантры: Где бы вы ни были, не бойтесь. Отбросьте только одно — страх. Не боясь, с огромной храбростью, взгляните на реальность, чем бы она ни была. Где бы вы ни были, взгляните на это. Не избегайте. Взглянув на это, пройдите через это. Если вы можете пройти путь через жадность, через секс, через гнев, с открытыми глазами, вы освободитесь от этого. Таково обещание Тантры: Тантра освобождает. Знание освобождает. Знание — это свобода. Как потворство так и угнетение, и то и другое кончается одинаково, потому что их механизм не различается. Внешне они различны, но их внутреннее качество одинаково. Осознанность привносит новое качество в вашу жизнь. С осознанностью все начинает меняться, серьезно меняться. И не то, чтобы вы меняли их, нет, ни в коем случае. Осознающий человек ничего не меняет, лишь неосознающий человек постоянно пытается все изменить. Но ему никогда не удается ничего изменить, а осознающий человек просто видит, что происходят огромные перемены. Именно осознанность приносит перемены, но не ваше усилие. Почему это происходит через осознанность? — потому что осознанность меняет вас. А когда вы другой, весь мир становится другим. Это не вопрос создания другого мира, это лишь вопрос создания другого в вас. Вы есть мир, поэтому если вы изменитесь, мир изменится. Вы создаете ваш мир. Мир — это ваша проекция. Тантра говорит: Осознанность — это ключ, главный ключ, который открывает все двери жизни.
Тантра — это великое озарение, очень ясное. Тантра верит в опыт; Тантра не рассудочна, она экзистенциальна. Вы должны двигаться вовнутрь. И это очень практично: сначала действие, потом познание, потом время, потом пространство. Величайшая проблема человека в том, что он ничему не учится. Человек кажется почти не способен чему-то научиться. Те, кто учится, лишь они знают. Начните учиться. Будьте немного более бдительными; позвольте каждому опыту дать вам немного знания. Учиться, значит стать религиозным. Слово ученик прекрасно, оно означает того, кто способен к обучению. Оно происходит от корня, который означает «обучение»; тот, кто способен учиться, есть ученик. Станьте учениками. Учениками своей собственной жизни. Жизнь, в самом деле, это ваш мастер. А если вы не можете научиться у жизни, от кого вы еще можете научиться? Если даже такой великий мастер, как жизнь побежден вами и не может научить вас ничему, когда кто будет способен научить вас чему-то? Эта вселенная — университет. Каждое мгновение — это урок, каждое разочарование — это урок. Каждый раз, когда вы терпите неудачу, учитесь чему-то! Постепенно лучи знания входят в вас, постепенно вы становитесь бдительным, постепенно у вас появляется способность не повторять старые ошибки. В то мгновение, когда вы начинаете учиться, вы подходите ближе к Богу.
Не верьте маленьким знаниям, не думайте, что вы пришли. Маленькие знания иногда так удовлетворяют людей, что они останавливаются, перестают двигаться. Это великое путешествие, это бесконечное путешествие. Чем больше вы учитесь, тем больше вы будете способны к обучению. Чем больше вы учитесь, тем больше вы будете осознавать, что еще многое нужно выучить. Чем больше вы знаете, тем более интенсивной становится тайна. Чем больше вы знаете, тем меньше вы чувствуете, что знаете. Со знанием открываются новые двери. Со знанием раскрываются новые тайны. Поэтому не будьте удовлетворены маленькими знаниями. Пока Бог не показал вам себя, никогда не будьте удовлетворенным. Пусть у вас будет великая духовная неудовлетворенность. Лишь те, кто достаточно счастливы, чтобы иметь эту божественную неудовлетворенность в себе, что ничто меньшее чем Бог не удовлетворит их, лишь они достигают. И никто другой.
Любовь очень деликатная вещь. Если она не растет, она становится горькой, она становится отравленной; она становится ненавистью. Она может опуститься даже ниже ненависти — она может стать равнодушием, которое дальше всего отстоит от любви. Любовь — это горячая энергия. Следовательно ненависть тоже горячая. Но равнодушие — холодное, ледяное. Вы можете измерять любовь, ненависть и равнодушие по этой шкале. Если говорить точнее, то между любовью и ненавистью находится нулевая точка — подобно нулевой точке в термометре; ниже нее — холод, выше — тепло. Любовь — это тепло. Ненависть — это нулевая точка; ниже нее, вы становитесь все более и более холодными, вы можете стать холодными как лед — равнодушными. Если ваша любовь не растет, она начинает опускаться вниз. Она должна двигаться. Любовь — это энергия; энергия движется. Если она движется, то вскоре вы обнаружите, что это больше не любовь; она стала медитацией, она стала молитвой. В этом и состоит весь подход Тантры — если любовь растет правильно, если о ней бережно заботятся, она становится молитвой. Она становится в конце концов высшим переживанием Бога. Любовь — это храм Бога. Поэтому люди, которые живут в равнодушии, не могут познать Бога. Равнодушие — это настоящий атеизм. Холодное сердце — это мертвое сердце. Холодное сердце — это мертвое, сухое, каменное сердце. Если любовь не становится выше, она становится ниже, запомните; она не может оставаться в неподвижности, эту особенность нужно понять. Любовь не может оставаться в неподвижности; или она падает вниз или она идет вверх, но она движется. Поэтому, если вы действительно хотите жить жизнью с теплом, помогите любви расти. Чем в большей степени любовь становится молитвой, тем более осознанными становитесь вы, это подобно тени.
Я настаиваю на этом: если случается осознанность, тогда приходит любовь — как тень приходит любовь. Если случается любовь, тогда как тень приходит осознанность. Растете ли вы в любви, или вы растете в медитации, но конечный результат тот же самый. Обе приходят вместе: вы пытаетесь достигнуть одной, и другая приходит. Это зависит от вас. Если вы чувствуете большую сонастроенность с любовью, тогда ваш путь — любовь — путь преданности, Бхакти. Если вы чувствуете большую сонастроенность с осознанностью, тогда ваш путь медитация, Джняна. Существуют только два основных пути; все другие пути являются комбинациями этих двух. Если растет любовь, то вы будете становиться более и более осознанными в каждый момент, когда она случается. Чем выше она поднимается, тем выше будет становиться ваша способность понимать природу вещей. Устремите все свое сознание в это новое озарение, которое растет в вас. В начале эти моменты будут малочисленными и кратковременными. Но даже если один раз наступит такой момент, когда любовь больше не любовь, но стала молитвой, вы войдете в момент Тантры. Тантра говорит: Эта жизнь — не единственная жизнь. Другая жизнь скрыта за этой жизнью. Она не противоположна ей, она не где-то далеко, она в ней. Идите в нее. Это она! Идите в нее и вы найдете другую. Бог сокрыт в мире, это послание Тантры. Великое послание, великолепное, несравнимое. Бог сокрыт в мире. Бог сокрыт в здесь и сейчас. Если вы любите, для вас будет возможным увидеть это.
В Индии особое значение придается трем словам: первое — это Тантра, о которой мы говорим, другое — это Мантра, а третье – Янтра. ТАНТРА означает способы расширения вашего сознания. МАНТРА означает поиск вашего внутреннего звучания, вашего внутреннего ритма, вашей внутренней вибрации. Коль скоро вы нашли свою мантру, это окажет огромную помощь: даже однажды выразив эту мантру, вы попадаете в совершенно иной мир. Это становится ключом, переходом, поскольку однажды выразив эту мантру, вы впадете в свою естественную вибрацию. ЯНТРА означает определенную фигуру, которая может создать в вас определенное состояние. Определенная фигура, если вы смотрите на нее, создает в вас определенное состояние.
Видение Тантры — прямой подход Богу, к реальности, к тому, что есть. К Богу можно подойти только напрямую. Нет виа медиа. Вы не можете подойти посредством кого-то еще, поскольку Бог есть непосредственный контакт, Бог находиться сейчас, здесь, уже окружая вас. Внутри и вне вас есть только Бог. Нет необходимости искать кого-то, чтобы помочь вам найти Бога. Вы уже находитесь в нем, вы никогда не были вдалеке от него. Даже если бы вы и хотели, вы не смогли бы уйти от него. Даже если бы вы приложили все усилия, невозможно было бы удалиться от него. Больше некуда идти. И нельзя быть ничем другим. Тантра — это не религия в обычном смысле, поскольку она не имеет ритуалов, не имеет священнослужителей, она не имеет священного писания. Это индивидуальный подход к реальности.
Тантра верит в ваше тело. Тантра верит в ваши чувства. Тантра верит в вашу энергию. Тантра верит в вас полностью. Тантра ничего не отрицает, но все трансформирует. Прежде всего, вы — это ваше тело. Тело есть ваша основная истина, поэтому никогда не идите против вашего тела. Когда вы идете против вашего тела, вы идете против Бога. Когда вы относитесь к вашему телу неуважительно, вы теряете контакт с реальностью, поскольку ваше тело и есть этот контакт. Ваше тело — это ваш мост. Ваше тело — это ваш храм. Тантра учит благоговению перед телом, любви, уважению к телу, благодарности к телу. Тело великолепно. Оно является одним из величайших таинств. Вас никогда не учили уважать ваше собственное тело, рассматривать его как тайну. Да, оно очень близко, поэтому очень легко забыть о нем. Оно слишком очевидно, поэтому легко пренебречь им. Но это наиболее прекрасное явление. Тантра учит вас возрождать чувство уважения, любви к телу. Тантра учит вас глядеть на тело, как на величайшее создание Бога. Тантра — это религия тела. Конечно, она поднимается выше, но никогда не покидает тела; здесь ее основа. Она является единственной религией, действительно укорененной в земле: она имеет корни. Другие религии — это деревья без корней — мертвые, скучные, умирающие, в них не циркулируют соки. Тантра — действительно живая религия, полная соков.
Начинайте с начала. Тело есть ваше начало. Тело должно быть очищено от многих подавлений. Тантра говорит: Блаженство возможно, только если вы существуете в оптимуме, но не до этого. Блаженство возможно, только если вы живете интенсивно. Как вы можете жить интенсивно, если вы против вашего тела? Тантра говорит: Очистите тело прежде всего от всех подавлений. Дайте возможность энергии тела течь, устраните препятствия. Только Тантра разрешает вам полное существование и полный поток энергии. Тантра дает вам безусловную свободу, кем бы вы ни были. Тантра не ставит вам никаких границ: она не определяет вас, она просто дает вам полную свободу. Надо понять, что вы полностью свободны, тогда многое станет возможным. Первое, чему учит Тантра: будьте любящими по отношению к своему собственному телу, будьте дружелюбными по отношению к собственному телу, преклоняйтесь перед вашим телом, уважайте ваше тело, заботьтесь о вашем теле — это дар божий. Обращайтесь с ним хорошо, и оно раскроет перед вами великие тайны. Все развитие зависит от того, как вы связаны с вашим телом.
Второе, о чем говорит Тантра — это чувства. И снова — религии против чувств. Они пытаются притупить чувства и чувственность. А чувства — это ваши двери к восприятию, чувства — это окна в реальность. Что такое ваш глаз? Что такое ваши уши? Что такое ваш нос? Окна в реальность, окна к Богу. Если вы правильно глядите, вы увидите Бога везде. Поэтому глаза не должны быть закрытыми, они должны быть открытыми правильно; глаза не должны быть разрушенными. Уши не должны быть разрушенными, поскольку все звуки божественны. Тантра может быть понята только тогда, когда живо ваше тело, ваши чувства чувствуют. Пусть это будет молитва, и в вас начнет зарождаться новое сознание. Вы научитесь алхимии Тантры.
Когда будут достигнуты эти три вещи: тело, очищенное от подавлений; чувства, освобожденные от притупления; ум, освобожденный от навязчивого мышления; вам откроется видение, свободное от всех иллюзий — это и есть видение Тантры. Тантра — это путь разума, а не интеллекта. Она не дает ответов на вопросы, она вообще ничего не объясняет; она — не-объяснение. Она не вопрошание, она поиск. Это не вопрос об истине, это проникновение в нее. Она проникает в реальность. Она пытается убрать все облака, окружающее вас, чтобы вы смогли увидеть реальность такой, какая она есть. Тантра выходит за пределы мышления. Если человек действительно хочет узнать, что есть это неведомое, ему нужно отбросить ум, он должен раствориться в существовании. Таков путь Тантры. Тантра — это не философия. Она абсолютно экзистенциальна. И помните, что, когда я говорю, что Тантра экзистенциальна, я не имею в виду экзистенциализм Сартра, Камуса, Марселя и других. Потому что экзистенциализм — это снова философия, философия существования, но не путь Тантры. И разница огромна. Философы-экзистенциалисты на Западе опираются только на негативные явления: муки, депрессии, грусть, тревоги, безнадежность, бессмысленность, бесцельность — все, что негативно. Тантра же опирается на все, что прекрасно, радостно, блаженно. Переживание — это ключ к Тантре. Тантра говорит: Жизнь — это Высшее Блаженство, это Сат-Чит-Ананда (существование, осознанность, блаженство)».

(Ошо. Видение Тантры: Беседы по Царской
Песне Сарахи. Челябинск. Книга. 1996г. 313 стр.
М. Нирвана. 1996г. 320 стр.)

* * *