Статья 2.3. Тантра как предмет Российской Тантрологии. (ч.3).

продолжение

«Аннотация. Этот сборник для тех, кто интересуется практиками Йоги и Тантры. В сборник включены переводы тантрического трактата, важного шиваитского писания, «Шива-свародая» («Наука Шивы о дыхании») и книги современного индийского учителя Свами Шиваприянанды «Секретная сила тантрического дыхания». Обе книги знакомят читателя с наукой о дыхании с точки зрения тантрической традиции. Популярное издание для широкого круга читателей, интересующихся практиками Йоги и Тантры. Два произведения объединены общей темой — Тантрической Йогой, использующей процесс дыхания в оккультных, оздоровительных и духовных целях. Оба произведения прекрасно дополняют друг друга, знакомя читателя с тантрической наукой дыхания.
Предисловие к русскому изданию. Тантра и Йога — не только неотъемлемая практическая часть религии Индии. Их практики выходят далеко за рамки сугубо религиозных и мистических методов, ибо несут в себе также немало рационального и научного. Это позволяет даже далеким от какой бы то ни было религии людям успешно применять многое из этих знаний и практик в целях самопознания, оздоровления, гармонизации энергообмена с окружающей средой и т.п. Поэтому нет ничего удивительного в том, что нередко даже совершенно секулярные люди охотно практикуют Хатха-Йогу, выполняют техники пранаямы и свародайи, придерживаются йогической диеты или осваивают сексуальные практики Тантры.
Интерес западного и отечественного читателя к Тантре, Йоге и восточной духовности в целом огромен. Вплоть до недавнего времени многие отечественные любители Йоги возможно даже и не подозревали о существовании такой практики, как свародайя. Тем более, вплоть до недавнего времени никто в нашей стране практическому методу свародайи никого не обучал, в то время как в йогической и медитационной практике многих тантрических школ Индии практический метод свародайи (равно как и другие эзотерические дыхательные практики) издревле занимает важное место. Эта книга знакомит с основными идеями и подходами метода свародайи и служит прекрасным введением в восхитительный мир тантрических практик — того богатого наследия, что оставили после себя целые поколения тантрических йогинов и учителей, достигших вершин йогического совершенства. Возможно, что кто-то из читателей этой книги проявит непосредственный интерес к более углубленному знакомству с тантрической традицией во всех многообразных ее проявлениях и, прежде всего, к практическому овладению навыками метода свародайи и других техник, связанных с дыханием.
Дыхание — наиболее характерное проявление жизни. Именно через живительную энергию праны Единая Жизнь пульсирует во всем существующем, показывая, что Жизнь неуничтожима, вечна и божественна, что смерти в действительности нет, что каждый из нас един с Целым всегда и потому может и должен реализовать свою неуничтожимую божественную сущность. К такому знанию пришли ведические провидцы-риши, составители Упанишад и Тантр, другие великие Учителя прошлого, и это же время от времени подтверждают на собственном опыте просветленные мастера-йогины настоящего. Пусть каждый, кто ознакомится с наукой дыхания и попробует применить ее методы на практике, сделает свою жизнь более чистой, радостной и духовной! Эта удивительная Наука Жизни дарована, как учат тантрические учителя и йогины, самим Богом Шивой, Отцом всех существ, высшим Учителем Тантры и Йоги. Каждый да примет этот божественный дар с искренней благодарностью и любовью!
Часть III. Тантрические и йогические основы. Принципы Тантры, Йоги, Свародайя-Шастры и других традиционных духовных дисциплин имеют дело почти исключительно с тонким уровнем.
Глоссарий. Тантра — эзотерическая оккультная система в Индуизме и Буддизме, придающая особое значение единению мужского и женского начал с помощью широкого набора практик Йоги, магии, оккультизма и тщательно разработанной мистической философии. Активно использует материальное для достижения духовного. Существуют многочисленные школы Тантры, сильно различающиеся по своим практикам и теоретическим подходом к садхане (букв, «старание, усердие». Религиозная, духовная или йогическая практика), а также по пантеонам почитаемых божеств и учителей».

(Свами Шиваприянанда. Секретная сила
тантрического дыхания. Старклайт. 2001г.)

«Вопрос. «Что такое Тантра? По какой причине ее также называют «Каула»?
Ответ. «Тантра» — это общее обозначение. В первую очередь, Тантра представляет собой методологию, технику. Существуют Раджья-Тантра, Гана-Тантра, Раса-Тантра, имеющие отношение к управлению государством, республике, химии, и т.?д. Если посмотреть на Тантры, в них, как правило, Деви задает вопросы Шиве, а он отвечает. Однако это не прямые ответы. Шива дает техники, говоря при этом: «Испытай это и получишь ответ». Лучший пример этого можно увидеть в «Виджняна-Бхайрава-Тантре».
Слово «тантра» ассоциируется по большей мере с духовными практиками, существующими в совокупности традиций, называемой общим термином «Индуизм». Оно приобрело некоторую «известность» на Западе из-за своей связи с сексуальными практиками. В Тантре, как она практикуется в Индии, сексуальная составляющая по своему объему сравнительно невелика и опциональна.
Каула — это «ачара», практика или направление тантрической практики. В определенных случаях она включает то, что называют Вамачарой — «путем левой руки». Не вся Тантра каулическая — существуют и некаулические тантрические практики.
Вопрос. Как вам видится положение Тантризма в современном мире? И что вы можете сказать о той Тантре, которая распространилась и стала популярной в настоящее время на Западе?
Ответ. Тантра всегда была тайной практикой, поскольку она не вписывалась в социальные условности. Когда мир сжался благодаря авиаперелетам и Интернету, она стала более известной. Однако все равно то, что известно, – лишь небольшая часть. Когда происходит подобное распространение, неизбежно возникают искажения. Это случилось и с Тантрой. Но не стоит тревожиться по этому поводу — все это является частью Санатана-Дхармы, вечной религии. Истинный путь будет продолжать жить.
Вопрос. Остается ли Тантризм эзотерическим учением, доступным лишь элите, или сейчас он открыт всем? В «Маханирвана-Тантре» есть пророчество, гласящее, что на апогее Кали-юги тантрический путь будет явлен открыто — согласны ли вы с этой точкой зрения?
Ответ. Тантра всегда была открытой для подлинных искателей, подходящих для нее. «Правильным людям» она всегда была доступной. Глаза должны быть открыты для правильных вещей — и тогда эти вещи будут восприняты. По моему мнению, Кали-юга закончилась. Почитайте «Святую Науку» Юктешвара Махараджа (см. «Святая Наука». М. 1991г.), где Шри Юктешвар убедительно показывает, что Кали-юга закончилась в 1699 году н.э. И тогда какой смысл говорить о прошлом?
Вопрос: Как известно, даже в Индии в настоящее время тантрических мастеров мало, множество текстов утеряно, манускрипты портятся… Один мой друг, агхори, сказал, что Каула-Дхарма умирает и мы должны сделать что-то, дабы ее спасти. Не могли бы вы прокомментировать это?
Ответ. В Индии достаточно подлинных мастеров! Никакие тексты или учения не были утрачены. Все это существует и доступно тем, кто для этого пригоден. Однако, как я говорил, в чем ценность книжного знания? Для Тантры крайне важна практика техник. Какой смысл собирать все тексты? Практикуйте хотя бы одну из техник — нет никакой нужды знать их сотню тысяч.
Вопрос: Каковы основные традиции Тантризма, существующие в наши дни, и как они соотносятся друг с другом? Могли бы вы указать специфические моменты традиции Шри-Видья? Как она связана с Кашмирским Шиваизмом?
Ответ. Все традиции — Дакшина, Вама, Каула, Агхора — живут и здравствуют. Все они суть различные потоки, ведущие к одному и тому же океану вечного блаженства. Пути отличаются и все они трудны. Каждый из них имеет подходящий для определенного типа людей набор практик.
Вопрос: Какое отношение Тантризм имеет к Индуизму и Буддизму? Представляет ли он из себя нечто независимое и использует названные религии как формы выражения или является логическим развитием их доктрин?
Ответ: Что такое «Индуизм»? Нет такого «изма». Есть лишь Санатана-Дхарма, «Вечная Религия». Она естественна для человека, присуща его природе. Буддизм — одна из ветвей этой Санатана-Дхармы. Нет никаких «независимых» религий, все говорят одно и то же». 

(Что такое Тантра? Интервью с Бхасурананданатхой.
30.12.2010г. Сайт www.olo-hum-olo.livejournal.com.)

«Аннотация. Прабхат Ранджан Саркар, также известный под своим духовным именем Шри Шри Анандамурти — индийский философ, духовный учитель и основатель социально-духовного движения «Ананда Марга» (Путь Блаженства), провозгласивший девиз: «Самореализация и служение всему сущему». В своей книге «Беседы о Тантре» Анандамурти делится своими представлениями о Тантре.
Шри Шри Анандамурти о Тантре. Достоверных фактов для того, чтобы утверждать, что в Ведийский период духовное знание передавалось от наставника к ученику, нет. Насколько мы знаем из истории духовной садханы, Господь Шива был первым, кто распространил её, и дал этому духовному культу название — Тантра.
Тантра — это секрет, стоящий за духовным прогрессом. Определение слова «тантра» в писаниях таково: «Там’ джяд’ья’т та’райет джясту сах тантрах парикирттитах — Тантра — это то, что освобождает человека от оков статичности». Там’ — это акустический корень статичности. Тантра также имеет другое значение. Санскритский глагольный корень «тан» значит «расширять». Таким образом, процесс, который ведет к расширению и, в конечном счете, к освобождению человека, называется Тантра. Таким образом, садхана и Тантра — неразделимы. Значение понятия Тантра — «Освобождение от оков [оков косности или статичности]». Слог та — это зерно [звук] невежества. А глагольный корень «трае» в сочетании с суффиксом «д’а», образующий «тра», это: «то, что освобождает» — итак, духовная практика, которая освобождает искателя от косности или животности статической силы и расширяет [духовную] сущность искателя есть Тантра садхана. Поэтому без Тантры не может быть никакой духовной практики. Тантра — это садхана. Каждая садхана, имеющая целью достижение Высшего, независимо от ее религии, определенно является Тантрой, так как Тантра это не религия. Тантра это просто наука садханы — это принцип.
Духовная практика представляет собой практику, имеющую целью расширение, и это расширение есть не что иное, как освобождение от оков всех видов косности [или статичности]. Человек, который стремится к духовному расширению или делает что-то конкретное, вне зависимости от его касты веры или религии, является тантриком. Тантра сама по себе не является ни религией и ни «-измом». Тантра — это основополагающая духовная наука. Таким образом, везде, где есть какая-либо духовная практика, должно быть принято как данность, что она основываются на тнтрическом культе.
Мы можем увидеть, что Тантра не поддерживается лишь там, где нет духовной практики, где люди молятся Богу об осуществлении узких мирских желаний, где единственным лозунгом людей является «Дай мне это, дай мне то». Таким образом, только те, кто не понимает Тантру или даже после того как поняли Тантру, не хотят выполнять какой-либо духовной практики, противостоят культу Тантры.
Основная характеристика Тантры заключается в том, что она представляет человеческую энергию. Она представляет бескомпромиссную борьбу. Где нет борьбы — нет садханы. И по сему, Тантры не может быть там, где нет садханы, нет борьбы. Без борьбы невозможно преодолеть грубые идеи и заменить их тонкими. Это совершенно невозможно без садханы. Следовательно, Тантра это не только борьба, это всеобъемлющая борьба. Тантра выискивает или создает обстоятельства, специально рассчитанные на то, чтобы вывести на поверхность, а не упрятать внутрь, проблематичные ментальные тенденции.
Таким образом, духовный путь достоин называться Тантрическим лишь в том случае, если он на некоторой его стадии осознанно ищет ужасных, деморализующих или искушающих обстоятельств, чтобы бороться с ними и преодолеть их с помощью космической идеации и веры в гуру. Это не только внешняя или внутренняя борьба, это одновременно обе.
Внутренняя борьба — это практика более тонкой части Тантры. Внешняя борьба — это борьба более грубой части Тантры. А обе борьбы, внешняя и внутренняя, — это борьба в двух направлениях одновременно. Таким образом, практика во всякой и каждой сфере жизни получает должное одобрение в Тантре. Практика поднятия кулакундалини — это внутренняя садхана Тантры, в то время как сбрасывание оков ненависти, сомнения, страха, стеснения, и т.п., через прямое действие — это внешняя садхана Тантры.
Строго говоря, теоретическое знание не может быть названо Тантрой. Тантра — это практическая наука. Поэтому в Тантре, важность книжного знания вторична. Практический процесс Тантры начинается с физического и продвигается сначала до физико-психического, затем до психо-духовного, и, в конечном счете, имеет результатом высшее духовное состояние, утверждение в атме (духе). Этот научный процесс делает ее отличной от других школ.
В каждом и всяком существе есть духовная сила. Практическая интерпретация Тантры состоит в пробуждении этой духовной силы и её расширении, с целью соединения её с Высшей Божественностью…». 

(Шри Шри Анандамурти о Тантре. Сайт www.anandamarga.ru.)

«Аннотация. Может возникнуть естественный вопрос — есть ли смысл переводить, издавать и читать труды Джона Вудроффа сейчас, когда прошло уже почти столетие после написания основных из них? Действительно, за это время издано множество книг о Тантра-Шастре и о Кундалини. Однако знакомство с ними — например, с книгами Гопи Кришны, Свами Муктананды, Аджита Мукерджи или же современных авторов, живущих на Западе показывает, что книги Джона Вудроффа (Артура Авалона) написаны несколько о другом — в них сделан упор на космологические и философские идеи Шакта-Тантр, о которых сейчас почти никто не пишет, — и по-другому, — как переводчик тантрических текстов, Вудрофф в своих книгах приводит выдержки из многочисленных первоисточников, большинство из которых сейчас нам недоступны. И если задача современных авторов — сделать идеи Тантрической Йоги понятными для многих, то задача Джона Вудроффа была в ином — погрузиться как можно глубже в эзотерические тонкости Шакта-Тантр. Поэтому его труды, являясь классическими, вряд ли устареют в обозримом будущем.
1. Введение. Йога называется Тантрической по двум причинам. Было об этом найдено упоминание в «Йога-Упанишаде», которая ссылается на центры или чакры, а также в Пуранах. Трактаты по Хатха-Йоге также имеют дело с этим сюжетом. Мы находим сходные заметки и в других индийских системах, которые, возможно, в некоторых случаях заимствовали от индийских. Сходные заметки содержатся в тайных учениях других общин. Мы должны полагать, что эта доктрина и практика были широко распространены, т.к. это имеет фактическое основание. Однако, эта форма Йоги особенно ассоциировалась с Тантрами и Агамами, во-первых потому, что эти писания исключительно интересовались ею. Фактически, самое методическое и практическое описание, полное деталей, было найдено записанным, главным образом, в работах по Хатха-Йоге и в Тантрах, которые являлись руководством не только по индийскому благочестию, но и по тайноведению. Кроме того, Йога своим действием на низшие центры оказалась характерной для тантрической системы, адепты которой являлись хранителями практического знания, поэтому главные направления их книг могут быть практически приложимы к делу. Система эта имеет тантрический характер также и потому, что производит отбор главного центра сознания. Согласно Тантрам, главные центры сознания находятся в Чакрах и в верхней части мозга (Сахасрара), которые они описывают. Вот по выше упомянутой причине, первый стих переводимой здесь «Шат-Чакра-Нирупана» говорит о Йоге, которая может быть достигнута, согласно Тантрам, и поэтому ее комментатор Каликарана говорит: «Следуйте авторитету Тантры». Недавно некоторое внимание было уделено этому сюжету в западной литературе оккультного характера. Большинство их атворов и другие пытались делать то, что они поняли как индийскую теорию по этому вопросу, но со значительными неточностями.
2. Бестелесное сознание. Основания этой Йоги имеют высоко метафизический и научный характер. Для их понимания требуется полное знакомство с индийской философией, религиозной доктриной и с их ритуалом вообще и в частности с тем представлением об этих трех вещах, которое дается в Шакта-Тантрах, Адвайта-Тантрах и Шайва-Тантрах. Нужен более чем объемистый том, чтобы описать и объяснить детально природу и значение этой Йоги и основания, на которых она покоится…
Какова же природа процесса, описываемого здесь, в философском смысле. Подведем итог: энергия поляризует сама себя на две формы — статическую, потенциальную, и динамическую, проявляющую себя как силы Праны в теле. За всякой активностью есть статическое основание. Этот статический центр в теле человека — изначальная «Змеиная Сила» в Муладхаре. Это статическая основа всего тела и всех его движущихся пранических сил. Этот центр силы — грубая форма Чит, сознания. В сущности это то же самое сознание, принимающее внешне форму силы, самого высшего проявления силы. Так как есть различие между высшим покоящимся сознанием и его активной силой, которые в сущности — одно, то когда сознание проявляется в форме энергии, та обладает двойным аспектом — потенциальной энергии и кинетической.
Для Садхака это путь духа, который постепенно движется через низшие уровни бытия и различным образом отождествляет себя с ними. Так он получает тенденцию к проявлению и действительно проявляется. Шакта-Тантра, практическая часть ведантического учения, представляет мировой процесс как поляризацию в самом сознании. Это поляризованность, существующая внутри нас, устраняется Йогой, которая нарушает равновесие телесного сознания, поддерживаемое этими двумя полюсами. В человеческом теле потенциальный полюс энергии, т.е. высшая Изначальная Сила, взволнована стремлением к действию. От этого динамическая Шакти, движущаяся сила, влечется к нему, и возникающий при этом динамизм устремляется вверх к соединению с покоящимся сознанием в самом высшем лотосе. Это было настолько хорошо изложено моим товарищем и сотрудником, профессором Праматанатха Мукхопадхьяей, что я вряд ли смогу сказать лучше, чем он написал в своем письме ко мне, которое я процитирую.
«Когда вы говорите, что Кундалини-Шакти — это Изначальная Сила в покое, я думаю об аналогиях (и это нечто большее, чем просто аналогия) в современной науке. Космическая энергия в её физическом смысле должна рассматриваться или как статическая, или как динамическая. Первая существует как условие равновесия, а вторая — как условие движения или смены положения. Такова материальная вещь в видимом покое, хотя в действительности абсолютного покоя нет ни в чем кроме Чит (чистого сознания), и может рассматриваться как энергия (Шакти), уравновешенная различными элементами, которые поддерживают друг друга в неподвижности покоя (или как сказал бы математик, алгебраическая сумма всех сил равна нулю). Конечно, это равновесие скорее относительное, чем абсолютное. Важно заметить, что эта поляризация Шакти проявляется в двух формах — статической и динамической.
Энергия, действующая в тканях живого тела (не имеет значения, какова ее природа, так же как безразлично и то, верим ли мы в особую жизненную силу, или нет) поляризуется на две подобные формы — анаболическую и катаболическую. Одна из них имеет тенденцию к изменению, а другая к сохранению ткани в неизменности; настоящее состояние тканей будет просто результатом этих двух сил, существующих совместно либо противодействующих»».

(Артур Авалон. Змеиная сила. Т. 1. (пер. А.Ригина).
М. Грамма. 1994г., Золотой век. 1997г. 260 стр.)

«Аннотация. «Тантра — это постижение Универсума с позиции Индивидуума. Это целостное учение, которое связывает воедино все науки и использует основы каждой из них для создания действенных практических формул. Тантра не изучает какую-то отдельную ветвь Древа Жизни. Она изучает все Дерево». Хариш Джохари — удивительно разносторонняя личность: профессиональный художник, скульптор и композитор, практикующий йог, глубокий знаток Аюрведы, индийской астрологии и нумерологии, магии камней, мантр и янтр, ритуала и медитации и других древних тантрических наук. Его книги не предназначены для тех, кто только начинает интересоваться Йогой и индийской культурой. Они насыщены специальной информацией, которую невозможно найти ни в каких других источниках на западных языках. Хариш Джохари раскрывает принцип действия и важнейшие детали механизма Тантры, относясь, таким образом, к тем духовным учителям, которые считают, что на переломе эпох все секреты мистических традиций должны быть обнародованы для «имеющих уши, чтобы слышать».
Глава 1. Что такое Тантра? Тантра представляет собой целостный подход к изучению Универсума с позиции Индивидуума; это исследование макрокосма посредством изучения микрокосма. Чтобы обеспечить практические средства осознания высочайших идеалов философии в повседневной жизни, Тантра пользуется всеми науками: астрономией, астрологией, нумерологией, физиогномикой, парапсихологией, математикой, геометрией и так далее. Вместо того чтобы разделять различные сферы человеческого знания и распределять их по категориям, Тантра, напротив, соединяет их воедино, словно нанизывая бусины на одну нить. Возникающие при этом прекрасные четки становятся уникальным инструментом совершенствования физической, умственной и духовной жизни человека.
Иными словами, Тантра исследует само дерево жизни, не ограничивая себя изучением какой-либо одной из его ветвей. Это дерево, этот макрокосм являет собой беспредельную совокупность разнообразных составляющих, соединенных в единое целое всеобщим законом (дхармой), присущим самой их природе. Тантра стремится постичь этот закон, благодаря которому мир разнообразных явлений упорядочивается и превращается в мир относительного существования (майи); кроме того, целью Тантры является использование этого закона для поощрения эволюции сознания личности.
Как сказано в «Кашикавритти»: «Тантра есть то знание, которое расширяет границы разума, тела и сознания». Таким образом, цель Тантры заключается в расширении осознания во всех состояниях сознания — в бодрствовании, сновидении и сне без сновидений. Для достижения этого необходимо «депрограммирование» и «перепрограммирование» человеческого компьютера.
Первичное программирование обеспечивается нашим рождением в определенном месте и в определенное время, а также воздействием наследственности и окружающей среды. Если человек доволен своими достижениями и не испытывает в жизни особых затруднений, он не ощущает и потребности в переменах. Однако если его жизнь становится сложной, если человек пытается найти какой-то выход за пределы ограничивающей его «программы», ему необходим определенный метод изменения себя.
Тантра предлагает методологию и инструменты для работы над собой. Она учит человека выявлять различные факторы, оказывающие влияние на его мысли и чувства, и преодолевать преграды, мешающие его развитию. Это преграды, вызванные неведением, нетерпимостью, эгоизмом и привязанностью к своей животной природе. Очищая свои мысли и чувства посредством тантрических практик, человек учится создавать внутри себя покой, гармонию и упорядоченность. Итак, Тантра способствует развитию тех качеств целеустремленности и уравновешенности, которые помогают сознанию освободиться от своей ограниченности.
Тантра представляет собой целостную систему, использующую физические средства для достижения духовных целей. Тантра предполагает, что все сущее является порождением обладающей сознанием энергии (парашакти). Современные научные исследования подтверждают, что материя превращается в сознание именно в коре головного мозга. Слово «материя» означает здесь электромагнитные сигналы, которые возникают при возбуждении органов чувств, регистрируются мозгом как ощущения и воздействуют на сознание. Такое преобразование стало бы невозможным, если бы сознание не было присуще самой материи. В начале начал существовало только сознание. Это сознание не было ни мужским, ни женским — оно представляло собой чистое, лишенное энергии сознание. После этого на сцене возник принцип желания, наполнивший сознание энергией и разделивший его на две части: статичное и динамичное начала. Эта первичная пара противоположностей соединилась во взаимодействии, иллюстрацией которого служит китайский символ Инь и Янь. Так начался спектакль сотворения, или майя. Сотворенное не является результатом чистой случайности; оно подчиняется законам, и феноменальный мир представляет собой порождение космоса, а не хаоса. Естественные науки считают мозг побочным продуктом материи, а духовные учения уверены в том, что разум предшествует материи. И те, и другие постигают одну и ту же истину, хотя и рассматривают ее с различных точек зрения. В феноменальном мире развитие сознания начинается с антиматерии. Разум появляется на сцене этого спектакля только после завершения развития его инструментов — органов чувств. Все приходит в движение благодаря пране, деятельной жизненной силе. Остановка праны — а следовательно, и разума, — означает завершение спектакля, то есть достижение тотального осознания (нирбиджасамадхи). Чистое сознание одновременно является и началом, и концом этой игры. Истина всегда является одной и той же независимо от того, какой она предстает перед естественными науками и ведическими или тантрическими мудрецами.
Тантра представляет собой духовное учение, не зависящее от верований или мнений и неизменно поддающееся практической проверке, поскольку это учение опирается на точную методологию психологических наблюдений и медитативных практик. Тантра создает атмосферу надежности и уверенности, которая позволяет личности установить осмысленные взаимоотношения с собственным внутренним миром и миром вокруг него.
Тантру часто считают «культом Богини Матери». Это не совсем точно, хотя один из аспектов Тантры действительно можно было бы называть Культом Шакти.
Тантра — это Путь Осознанности. Другой важной составляющей Тантры, помимо работы с чакрами, известной как Кундалини-Йога (или Лайя-Йога), является учение о Янтрах и Мантрах. Это учение воплощается в практиках, которые удовлетворяют желания и устанавливают связь между индивидуальным и универсальным. Янтра-Йога и Мантра-Йога способны настроить человека на те упорядочивающие силы, которые сотворили природу во всем многообразии ее форм, включая человеческую душу и мыслительную способность. Тантра представляет собой исследование динамичной природы человеческого существа — наших скрытых потенциальных возможностей. Она является итогом вечной устремленности человека к развитию методологии достижения совершенства. С помощью психофизических методов Тантра обеспечивает человека возможностью исследовать собственную внутреннюю природу и внутреннюю красоту благодаря возникновению наблюдающего сознания, которое разрушает самозабвение, раскрывает человеку тончайшие колебания разума и наделяет его способностью останавливать такие колебания и выработать привычку к сосредоточенности. Без помощи упорядочивающих сил никакие чудеса невозможны. Как и все остальное, сиддхи или особые способности, подчиняются законам природы».

(Хариш Джохари. Инструменты для Тантры. Чакры:
энергетические центры трансформации. София. 2001г. 261 стр.)

«Аннотация. Авторы этой книги — всемирно признанные авторитеты в области буддийской классической философии. В 1972г. они встретились в Беркли (Калифорния), где совместно провели открытый семинар по буддийской Тантре, запись которого стала основой этого издания.
Предисловие. Люди Запада, желающие узнать о Тантре, особенно о буддийской Тантре Тибета, должны работать как в области знания, так и фантазии. Тибет был окутан тайной; любой вид эзотерической фантазии приходилось называть Тантрой. Буддизм оставался или неясным, или недоступным. Академические исследования, будучи в основном поверхностными и неспособными охватить суть предмета, мало помогали. В этой книге читатель встретится с тибетцем, а также с уроженцем Запада, чье понимание буддийской Тантры реально и неоспоримо. Доктор Понтер имеет степени доктора философии университетов Мюнхена и Вены. В 1950г. он прибыл в Индию, чтобы преподавать в университете Лакхнау, а в 1958г. стал руководителем отдела сравнительной философии и буддийских учений в Санскритском университете в Варанаси. С 1964г. он был главой отделения дальневосточных учений в Саскачеванском университете Канады. Благодаря его огромной интеллектуальной энергии и свойственной ученым дисциплине, знание тибетского, санскрита и китайского языков, а также его многолетнего сотрудничества с коренными тибетцами, он является одним из немногих уроженцев Запада, кто достиг глубокого понимания тибетских тантрических текстов. Его книга «Жизнь и учение Наропы» и «Тантрийский взгляд на жизнь» донесли до нас почти единственные точные переводы и комментарии тибетской традиции Буддизма.
Чогьям Трунгпа родился в сердце буддийской традиции Тантры. Как потомка одиннадцати поколений линии Трунгпа-духовных учителей, его в возрасте восемнадцати месяцев возвели в сан настоятеля группы монастырей в восточном Тибете. Начиная с трех лет он прошёл интенсивное обучение интеллектуальным и медитативном дисциплинам Буддизма. К четырнадцати годам он полностью принял на себя свои обязанности, как духовные, так и светские, продолжая постигать мастерство тантрийской буддийской медитации.
Тантра. Ее происхождение и понятие. Термин «тантра» со времени своего первого появления на Западе и вплоть до настоящего времени нередко понимался неверно. Этот термин вошел в английский язык в 1799г., когда тантрические работы были обнаружены миссионерами в Индии. Эти работы не были буддистскими трудами. В то время на Западе фактически едва ли было известно о существовании такого явления, как Буддизм. Термин «тантра» был известен тогда лишь как заголовок этих работ, содержание которых совершенно отличалось от того, что люди ожидали увидеть в книгах по философии и религии. Миссионеров совершенно шокировало то, что другие люди имеют религиозные и философские идеи, так отличающиеся от их собственных. Для них слово «тантра» значило не более чем эти пространные трактаты; однако поскольку в этих трактатах предмет рассмотрения был столь необычен с их точки зрения, термин стал приобретать совершенно особое значение, значение, которое не подтверждалось надлежащим изучением этих текстов. К сожалению, в этом случае, как и во многих подобных, раз уж неправильная концепция была создана, потребовались почти сверхчеловеческие усилия для того, чтобы вырвать с корнем все ложные идеи и лишние дополнительные значения, которые выросли вокруг этого, и возвратить верные. Я намерен попытаться рассказать вам, что значит термин «тантра» в настоящее время в специальном смысле.
Прежде всего, следует различать Тантру Индусской Традиции и Тантру Буддийской Традиции. Обе — коренные традиции Индии, причем, долгое время они использовали один и тот же язык — Санскрит. Но каждая Традиция ставила условия особого использования этих терминов. То, что одна Традиция понимала под определенным термином, не обязательно было тем же самым, что подразумевала под этим другая. При появлении исследователей Буддизма на Западе, что произошло сравнительно недавно, первые исследователи полагали, что поскольку буддисты использовали те же самые санскритские термины, что и индуисты, они должны обозначать ими те же самые вещи. Это было первое из многих неправильно сделанных ими умозаключений.
Договоримся употреблять понятие «тантра», как оно развивалось в Буддийской Традиции. Термин «ОМ», который был использован сначала в тесной связи с термином «тантра», был санскритским «прабандха». Слово «прабандха» означает непрерывность. Это есть непрерывность бытия, которое делится на два основания: мы должны начать что-то и затем идти определенным путем (и, возможно, достигнуть цели). Это путь, которым представлена Тантра. Она относится к непосредственной человеческой ситуации, которая порождается вопросом: как мы намерены б ы т ь.
Тантра рассматривает этот вопрос в терминах взаимоотношений, выявляющих тот факт, что человек всегда связан чем-либо или с кем-либо. Тантра подходит к вопросам бытия различными путями. Таким образом, существует более чем одно понятие Тантры. Первый подход называется Крийя-Тантра… Другой подход Тантры известен как Чарья-Тантра… Тантра, в которой подчеркивается этот [третий] момент, называется Йога-Тантрой… Четвертая область есть сфера Маха-Йога-Тантры…
Это приводит нас к практическому значению Тантры. Тантра, как путь внутреннего роста, делает нас зрячими, так что мы действительно становимся индивидуальностями, а не просто сущностями в аморфном контексте. Однако Тантра идет еще дальше. Она идет за пределы идеи роста или прогресса. Существуют дальнейшие стадии и подразделения внутри Традиции, которые имеют дело с тем фактом, что даже после того, как мы научились надлежащим образом относиться к нашим проблемам, жизнь все еще продолжается. Идея здесь состоит в том, что духовная практика является непрерывным движением. Только с точки зрения дискурсивного мышления мы начинаем действовать, прогрессируем, развиваемся и затем достигаем некоторой цели. Это не значит, что в случае просветления процесс закончен — и все приходит к концу. Скорее дело обстоит так, что мы продолжаем жить и непрерывно готовы начать заново. Тем не менее, на предыдущих стадиях мы установили некоторый путь, путь связи, определенную непрерывность. Эта непрерывность пути связи есть основное значение Тантры. В некотором смысле это является чрезвычайно простым делом. В общем, однако, мы находим, что едва ли существует что-либо более сложное, чем этот тип простоты.
Тантра, как мы знаем, означает «непрерывность» — это нечто большее, чем просто слияние… В Тибете Тантру определяют как нечто, подобное нити, пронизывающей бусы. Она проходит через начало, середину и конец. Речь идет о непрерывности как основе Тантры, о непрерывности как пути Тантры, о непрерывности как плоде Тантры. Так что Тантра имеет отправной точкой начало, продолжается на пути и заканчивается у цели, результата. Но это не точно, что она завершается в этой точке. В терминах практики она заканчивается; в терминах достижения она не имеет конца. Так что Тантра выходит за уровень достижения желанной цели…
Итак, Taнтpa не является магической в смысле волшебства или вовлечении вас в миф. Тантра — это наивысший уровень процесса личной эволюции. Это окончательное развитие логики, которое происходит на протяжении всего буддийского пути».

(Гюнтер Г., Турнгпа Ч. Рассвет Тантры. М. Рассвет без заката. 1980г. 105 стр.)

«Глава 1. Тантра — источник методов расширения ума. Цель Тантры сжато определяется самим словом. «Тантра» происходит от сочетания двух санскритских слов: «таноти», или расширение, и «трайати», или освобождение. Это подразумевает, что Тантра является методом расширения ума и освобождения дремлющей потенциальной энергии. Чтобы понимать Тантру, необходимо прежде получить ясное представление о том, что такое расширение ума и освобождение энергии.
Круг наших знаний о внутреннем и внешнем мире обычно жестко ограничен. Мы можем видеть, слышать, чувствовать, воспринимать вкус и запах только посредством наших физических чувств. Если одно из наших чувств ослаблено, наш опыт и познание, связанные с этим чувством, ограничены и затруднены. Поэтому восприятие и познавательная способность находятся в полной и беспощадной зависимости от чувств. Знание, полученное через чувства, ограничено барьерами времени, пространства и объекта. Время, пространство и объект существуют не только как категории индивидуального ума. При отсутствии индивидуального ума не существует ни времени, ни пространства, ни объекта, и наоборот. Эти три категории ума ограниченны и не могут быть приняты как источник безграничного и непреходящего знания.
До тех пор, пока мы связаны в своих действиях с областью чувств и ума, мы не можем переступить через эти ограничивающие барьеры. Например, чтобы увидеть чудесную красоту цветка, вам необходимо иметь его перед вашими открытыми глазами; чтобы обонять аромат сандала или лаванды, необходимо иметь их в непосредственной близости от своего носа; чтобы почувствовать сладость шоколада или остроту перца, необходимо их съесть. Этот вид опыта называется объективным, так как он зависит от наличия объекта, чувств и связанного с ними ума.
Однако, существует область опыта, когда вы можете видеть с закрытыми глазами, ощущать вкус при отсутствии пищи, слышать звуки музыки без всякого инструмента, который был бы их источником. Это чисто субъективный опыт, не ограниченный категориями конечного ума. Знание, полученное через субъективный опыт, более точно и определенно, так как оно является следствием расширения ума.
Расширение ума есть феномен, дающий индивидууму способность к познанию за пределами чувств, времени, пространства и материи. Вы можете путешествовать в прошлое и будущее и знать, что происходит в тех местах, где вы не присутствуете физически. Вы не связаны пространством и временем. Это известно, как расширение ума, но оно достижимо до тех пор, пока вы ограничены чувственным опытом.
Но расширение ума не случается за одну ночь. Человек проходит долгий путь постижений, мягких и напряженных, приятных и неприятных. Это постепенный рост, который приводит в конечном итоге к абсолютному знанию или «Брахма-Джняне». Ребенок не вырастает во взрослого за одну ночь. Изменение происходит постепенно. Демаркационная линия между ребенком и взрослым так тонка, что никогда невозможно указать, где кончается один и начинается другой. Подобным образом сознание человека развивается все время. Ум расширяется и пересекает новые границы. Чтобы ускорить развитие ума и свою собственную трансформацию, вы должны обратиться к практике Тантры и Йоги. Эта практика предназначается для быстрейшего освобождения энергии от материи и проявления чистого, изначального сознания, которое является источником всякого знания.
Тантра: свободный путь к освобождению ума. Время от времени тантристы экспериментировали с различными методами и путями для достижения этой цели. Они считают, что все люди не могут следовать одному и тому же пути, потому что каждый находится на своем уровне развития. Как говорится, «пища одного человека может быть ядом для другого».
Глава 2. Мантра, янтра и мандала. В теорию и философию Тантры тонким образом вплетается наука мантры, янтры и мандалы. Тантра представляет собой как философию, так и практическую науку, и ее возвышенные теории становятся действенными благодаря использованию мантры, янтры и мандалы.
Мы часто подвергаемся критике со стороны систем и философий, которые говорят об изменении индивидуума и достижении высшего знания и интуиции. Они говорят о нравственности и духовности, которые являются, несомненно, идеальными качествами, но мало кто из людей может надеяться достичь их. Интеллектуального принятия недостаточно для изменения индивидуума. В конце концов, философия без руководства к практическому применению является только занятием интеллекта.
Уникальная особенность Тантры состоит в том, что она не провозглашает громких абстрактных философий без того, чтобы придать им жизненность через систематическое и тщательное объяснение их практического и ежедневного применения. Этого Тантра достигла благодаря высоко развитой науке о мантре, янтре и мандале. Для полного понимания механизма действия этих трех основных инструментов Тантры, которые используются в любой тантрической садхане, включая таттва шуддхи, необходимо понять каждый из них.
Может быть, самой необычной и вызывающей из всех тантрических мандал является крийя майтхуны. Крийя майтхуны образует мандалу, имеющую соответственные янтры и мантры. Эротические скульптуры храма Кхаджурахо и других храмов в Ориссе выполнены на основе убежденности Тантры в том, что майтхуна является актом, посредством которого могут быть вызваны божественные силы. Мужчина олицетворяет Шиву или позитивную противоположность, и женщина олицетворяет Шакти или негативную противоположность. Их экзотерическим и эзотерическим соединением создается поле энергии или энергетический цикл, который представляет собой мандалу. Упомянутые творения искусства не говорят о плотских страстях, но о соединении на высшем эзотерическом уровне, которое аналогично соединению энергии и сознания, Шивы и Шакти.
Линга и йони мандала также символизирует высшее соединение, и поэтому данный символ почитался в Индии на протяжении многих столетий. Линга обозначает то, что является лучезарным, и йони обозначает источник. Поэтому лингу следует понимать как символ чистого сознания, и йони — как источник энергии, которые вместе являются силами, стоящими за творением.
Мужчина и женщина соединяются на физическом плане, чтобы испытать переживание единства, из которого они эволюционировали. Это единство как духовный опыт является внутренним переживанием. Тантра, может быть, является единственной философией, имевшей достаточно смелости говорить об этом.
Сегодня майтхуна, возможно, выродилась в простой экзотерический акт вследствие сильного давления и запретов, навязанных некоторыми религиями. Однако Тантра говорит, что майтхуна не является грехом, но актом поклонения, который может помочь индивидууму превзойти низшее сознание; концепция, которой большинство людей не может поверить из-за своего комплекса вины и стыда. Поэтому данное знание хранилось в секрете и передавалось только от гуру к ученику. Таким образом, установилась традиция вечной мандалы, поскольку традиция гуру и ученика начинается и заканчивается в одной и той же точке, что означает вечную непрерывность.
Словарь. Тантра — древнейшая наука и философия человека; процесс расширения ума и освобождения энергии и сознания от материи».

(Свами Сатьянанда Сарасвати. Тантрические практики
преображения (Таттва-Шуддхи Садхана). / Пер. с англ.
Сурендры Мохана). Харьков. Алока. 2001г. 168 стр.)

«Аннотация. Выход каждого труда Д.Л.Чаттопадхъяя становится заметным событием в ориенталистике, ибо в них поднимаются коренные проблемы истории философской мысли в Индии, связанные с общим направлением ее развития, с характером традиций всего ее духовного наследия, с его ролью в современной идейной жизни страны и его местом среди культуры других народов.
Глава I.п. 22. Резюме. Высказывались предположения, что Локаятой назывались те темные народные, верования и обряды, которые обычно принято называть Тантризмом. На Тантризм впоследствии наслоились спиритуалистические и другие трансцендентальные идеи; однако первоначальный Тантризм, как и его философские взгляды, известные под названием Санкхьи, был атеистическим и материалистическим…
Тантризм отталкивает от себя современное мышление главным образом по причине своего преувеличенного внимания к половым вопросам. Те, кто в более позднее время претендовал на следование ведическим традициям, были полны презрения к Тантризму именно по этой причине. Однако те же самые элементы характеризовали и древние ведические взгляды. Отсюда возникает предположение, что первоначально они имели иное значение, чем то, которое современный ум склонен необоснованно приписывать им.
Глава V. Тантра. Загадочные культы и земледельческие обряды. В индийской культуре существуют два основных течения, одно из которых исходит из учения Вед, а другое чуждо этому учению. Тантризм, придающий первостепенное значение Пракрити, или женскому началу, составляет важнейшую, хотя и не бросающуюся в глаза особенность последнего.
п. 5. Лата-Садхана и янтры. Исходя из принципов современной морали, трудно найти что-либо более противоестественное и до отвратительности неприличное, чем сексуальные обряды и теории Тантризма. Поэтому при изложении древнего учения тантр авторы наших дней поступают двояким образом. Они или подвергают его открытому и резкому осуждению, или пытаются скрыть содержащиеся в нем непристойности, выставляя на первый план мистические наслоения, являющиеся идеологическим продуктом более поздних времен. Однако оба подхода порочны в принципе и не помогают уяснению существа изучаемого вопроса Метафизические тонкости, привлекаемые при обсуждении Тантризма, ничего не дают для понимания его истинной сущности — в конце концов, это всего лишь современные теории, фантастическим образом приписываемые тантрам. Сам Тантризм был прост, даже примитивен, и лишь позднейшие интерпретации его носят хитроумный и утонченный характер.
Тантризм был порожден земледельческим обществом на раннем этапе его развития, когда интенсивность первобытной магии дошла до такой высокой степени, какой она уже никогда более не достигала.
Однако с самого начала объявлять Тантризм лишенным всякого значения из-за его примитивности было бы не меньшей ошибкой. Во всяком случае, это помешало бы правильному пониманию культурной истории нашей страны. Ибо нельзя отрицать того обстоятельства, что Тантризм при всей своей примитивности оказал весьма значительное влияние на развитие индийской культуры. Его воздействие на умы древних индийцев было гораздо более глубоким, чем обычно думают. В течение огромного исторического периода, охватывающего неизвестное нам число столетий, индийцы придавали большое значение тантрическим обрядам и теориям. Сколь бы противоестественными и абсурдными ни представлялись современному уму пережитки Тантризма, это учение оценивалось совершенно иначе в далеком прошлом. Поскольку мы переросли умственный уровень наших предков, было бы бессмысленным делом пытаться найти какой-то рациональный и приемлемый для нас и ныне смысл в былой значимости Тантризма. Тем не менее, нам следует понять его, ибо такое понимание необходимо для того, чтобы уяснить себе, как мы стали теми людьми, которыми являемся в настоящее время.
п.8. Древность и значение тантр. Что означает слово «Тантра»? Когда возник Тантризм? И каково действительное значение различий, существующих между отдельными сектами тантристов?
Некоторые индийские ученые в наши дни весьма пространно обсуждали различные значения слова «тантра». К несчастью, однако, они упускали из виду наиболее простое и понятное значение этого слова из-за предрассудков, распространяемых относительно Тантризма, который, по их мнению представляет собою мистическое учение, дополняемое тщательно разработанным курсом духовных упражнений. Разгадка того, что означает данное слово, не может быть найдена, если мы будем следовать этому пути.
Слово «тантра» происходит от корня «тан», к которому прибавлен суффикс «тран». «Тан» означает «расширяться, распространяться». Но о каком расширении или распространении идет здесь речь? Прежде всего, о расширении семьи, об увеличении числа детей. Иными словами, имеется в виду процесс человеческого воспроизводства. Моньер-Вильямс показал, что в «Хариванше» и «Бхагавата-Пуране» «тан» означало «размножаться». Подтверждением нашей точки зрения служит так же и то, что производные от рассматриваемого корня — «сантана» и «танайя» — означают «дети». Кроме того, как отметил Моньер-Вильямс, образованное от него же слово «танту» в «Катьяяна-Шраута-Сутре», «Апастамба-Дхарма-Сутре» и «Тайттирия-Упанишаде» употребляется в смысле «человек, постоянно увеличивающий свое семейство», а в «Айтарея-Брахмане» — в смысле «линия потомков». Наконец, выражение «танту картри» означает «доставляющий семье потомство». Нередко и само слово «тантра» означает «продление рода». В Махабхарате, например, выражение «куласья тантра» применяется для обозначения «главного действия по поддержанию семьи, или порождению потомства». Нет необходимости удлинять список подобных примеров. Основным значением корня «тан», как мы уже показали, является «размножаться». Поэтому и производное от него слово «тантра» означает «размножение». Именно здесь в действительности и находится центр тяжести тантрического учения.
Слово «тантра» буквально означает «обеспечение расширения, размножения, продолжения рода». Некоторые исследователи считают, что первоначально это слово было названием ритуальной практики земледельческой магии и выражало ее цель (увеличение урожая).
п.9. Тантрические тексты. По словам Багчи: «Тантризм все еще остается для нас загадкой. В этой области проведено слишком мало исследований и чувствуется недостаток серьезных попыток объяснения данного учения. Однако нельзя отрицать того, что о нем существует довольно обширная литература, состоящая в основном из рукописей». Это совершенно справедливо. Тантризм при всей обширности соответствующей литературы действительно все еще остается загадкой для наших ученых. Причины такого положения вещей сложны, а иногда они даже носят весьма неожиданный характер. На некоторых из них мы вкратце остановимся здесь. Прежде всего, как это ни парадоксально, само обилие книг и рукописей о Тантризме препятствует его правильному пониманию. В многочисленных трактатах о нем содержится заманчивое, но лживое обещание раскрыть его подливную сущность. Даже лучшие умы нередко вводились этим в заблуждение.
Сказанное не означает, конечно, что в подобных текстах вовсе не содержится элементов подлинного Тантризма. Они есть, но, кроме них, там находится множество вещей, не имеющих к последнему никакого отношения. Чуждые и даже враждебные Тантризму идеи постоянно вплетались в первоначальную ткань данного учения, причем как масштабы, так и разносторонность этого процесса делают весьма трудным обнаружение скрытой таким образом истины.
Добавочным источником трудностей является также и то, что для современных исследователей мысли, содержащиеся в подобных наслоениях, близки и знакомы, соответствуя их собственным предрассудкам. Поэтому они весьма склонны считать достаточным объяснением Тантризма то, которое можно получить, оставаясь в пределах имеющихся трактатов о нем. С другой стороны, все действительно древнее в исследуемых ими текстах кажется им отвратительным, и они стараются или отодвинуть его на задний план, или скрыто осудить.
Тантризм не является порождением Буддизма или Индуизма: это было, по-видимому, распространенное религиозное течение, первоначально совершенно независимое от каких-либо сложных метафизических конструкций и теряющееся где-то за пределами известной нам до сих пор религиозной истории Индии».

(Чаттопадхьяя Д.Л. Локаята Даршана. История
индийского материализма. / Пер. с англ. М.
Издательство иностранной литературы. 1961г.)

«Аннотация. Тантра — это сложнейший психоэнергетический комплекс внутренней трансформации самых глубинных пластов человеческого сознания и психики, направленный на духовное совершенствование человеческой личности. Тантра — древняя наука управления своим телом и всеми его функциями для достижения полного духовного освобождения.
Вступление. В изучении Тантры существует два основных препятствия: с одной стороны, энтузиасты создают образ в высшей степени эзотеричной и мистической Тантры, что даже ученые не в силах разобраться в ее сложнейших концепциях. С другой стороны, их оппоненты выпячивают различные аморальные и непристойные элементы псевдо-тантрических культов.
На самом деле лишь немногие понимают, что взгляд энтузиастов на Тантру не подтвержден, а их оппонентов — необоснован и неоправдан. В действительности некоторые тексты Тантры рассматривают в высшей степени абстрактные идеи, пользуясь тщательно разработанным символизмом. Верно и также, что некоторые ритуалы Тантры являются необычными, странными и даже отвратительными.
Древнеиндийское учение Тантры своими корнями уходит в глубокое прошлое, питаясь из народной почвы. Элементы абстракции в нем сведены к минимуму. Это учение ставит акцент на проблеме человека и его повседневной жизни. В противоположность социальной направленности ведической традиции в индийской тантрической культуре большое внимание уделяется человеческой индивидуальности и личности. Экстравагантность и значительная эзотеричность в поведении человека никогда не одобрялась. Тантрическая культура скорее связывает себя с идеалом «спокойной созерцательной жизни», чем с идеалом «радостной жизни» в этом и других мирах. Это ясно видно из ведических гимнов.
Ведический темперамент экстатической ритуальной вовлеченности под воздействием Тантры был в значительной степени обуздан. Мы видим это в идеологии Упанишад.
На самом деле Тантра не является какой ее многие стремятся представить — запрещенно-эзотерической или отвратительной и эксцентричной. В действительности она представляет наиболее полноценный подход к проблеме человеческой жизни в мире взаимодействия разнородных энергий и сил.
Происхождение слова «тантра» истолковывается по-разному. Прежде всего, оно обозначает систему мысли, набор практик или собрание книг. Подобно другому родственному слову «йога», слово «тантра» тоже заключает в себе множество как обычных, так и необычных смысловых оттенков.
Первоначально слово «тантра» несет в себе смысл плетения ткани: можно предположить, что оно происходит из профессиональной терминологии. Тантра является плетением, в котором нити «растягиваются» или «вытягиваются», а также обозначает тот образец, который получается в результате плетения.
Также оно обозначает обычное «пояснение» (tattriti dhatoriha dharamarthat). В этом случае под «тантрой» подразумевается книга или глава трактата, в которых различные аргументы и пояснения к ним сведены в одну тему (например, Shashthitantra) или сборник рассказов (Pancatantra). С течением времени это слово стало обозначать любого рода литературу или религиозно-мистические трактаты.
Самым важным представляется следующий факт: слово «тантра» подразумевает под собой процесс расширения или действия в виде растягивания ткани — особые техники, методы и практические приемы. Поэтому оно стало употребляться в качестве общего обозначения мастерства любого рода или определенной компетентности в овладении различными приемами и методами.
Существует интересное определение Тантры, данное известным комментатором Катьяяной: «Тантра — это совместное появление действий». Таким образом, под Тантрой понимается такая организация бихевиоральных (поведенческих) актов, при которой осуществляется непосредственный синтез. В этом смысле оно имеет то же самое значение, что и слово «йога».
Аюрведа использует слово «тантра» для обозначения человеческого тела, а слово «янтра» для определения его механизма и структуры. Тело представляет собой соединение различных органов (angas), является организацией сил (dhatus, doshasи malas) и «паттернов» становления. Даже в расширенном смысле слово «янтра» обозначает геометрическую фигуру (паттерн), определенный синтез линий и букв или тотальное (полноценное) представление о явлении. Аналогичным образом, слово «мантра» представляет собой особую организацию системы звуков в виде букв и слов, которая обладает необычной силой и носит название магической формулы.
В техническом смысле слова под Тантрой подразумевается процесс соотношения необычных моделей или «паттернов» (янтр) с необычными словесными формулами (мантрами). В основе данных необычных моделей и формул находится убеждение, что человеческое тело является местом их функционирования. Янтры являются внешним геометрическим выражением сил, действующих внутри тела человека; мантры представляют собой конкретизацию вибраций, звучащих внутри человека. Таким образом, Тантра напрямую обращается к общему полю, в котором действуют различные силы и вибрации, т.е. собственно к человеческому телу, не столько к физическому, сколько к тонкому, невидимому, обладающему сложной структурой и, несмотря на свою кажущуюся неразличимость, в высшей степени эффективному.
Представление о том, что внутри видимого тела человека находится другое более тонкое тело, имеет древнее происхождение. Оно было свойственно большинству древних цивилизаций. Идеология Тантры смогла развить это представление во внутреннюю динамику или особый вид физической энергетики внутри человека. Таким образом, в Тантрической Традиции особое значение приобретает индивидуальный контекст: живущие внутри каждого человека инстинкты, импульсы, устремления и ограничения необходимо организовать таким образом, чтобы они функционировали наиболее эффективно, целенаправленно и едино. С помощью подобной реорганизации внутренних сил человеческая личность может не только преодолеть естественные ограничения, но и в значительной степени повысить свою природную эффективность.
Действия, вовлеченные в эту организация или реинтеграцию, представляют собой определенные символические и суггестивные ритуалы.
Образ действий, соответствующий образу внутренних силовых полей, и является тем, что мы понимаем под Тантрой. Соединение действий с силовыми полями, функционирующими внутри человека, являются Йогой. Таким образом, Тантра и Йога появились из одного источника и имеют схожий контекст…
Тантру не следует интерпретировать как собрание мистических культов, содержащих довольно необычные идеи. В действительности она представляет собой простую, серьезную, трезвую и реалистичную философию жизни, принимающую во внимание естественные импульсы и устремления человеческой личности.
Санкхья-Йога, Аюрведа и тексты ранних Упанишад дают гораздо более истинное представление о Тантрической Традиции, чем все мистические культы, которые обычно подразумеваются под Тантрой…
По всей видимости, как практическая дисциплина Тантра является более поздней интерпретацией. Например, философская система Санкхья именовала себя «Тантрой» и Шанкара признавал ее за таковую; «Панчаратра» была известна как «Саттвата-Тантра». Каутилья (около III в. до н.э.) использовал это слово в смысле фундаментальных канонов, применяемых для объяснения и изложения системы мысли. Эта интерпретация обрела под собой почву, и слово «тантра» стало конкретно обозначать хорошо организованный корпус мысли, обладающий собственной логикой и рациональной основой. На него даже смотрели как на эквивалент «авторитетности» и «традиции».
Тантра является коллективным выражением. Она состоит из многочисленных племенных (семейных, наследственных) и местных культов, допускающих несколько систем классификации. Интересно отметить, что все они обладали общими рабочими принципами: обязательное присутствие гуру, необходимость инициации (дикша), секретность ритуалов и применение символизма. В определенном смысле, Тантра компетентно определяется как «символическая мудрость, переданная непосредственно через учителя» (sanketavidya guruvaktragamya). Ее символизм представляет собой настоящую трудность для учеников, в особенности западных. Мы не знаем точного времени, когда эта дисциплина позволила записать себя на бумагу. Однако у нас есть большое количество тантрических руководств, систематических сборников, справочников и иллюстраций непосредственно с IV и V вв. н.э. вплоть до последнего времени. Большинство из них написаны на Санскрите (иногда на искаженном Санскрите)».

(Рамачандра Рао. Тантра. Мантра. Янтра.
Тантрические традиции Тибета. Беловодье. 2002г. 304стр.)

«Учитывая всю негативную информацию о сексе, появившуюся на первых полосах газет за последние несколько месяцев, касающуюся многих, начиная со звезд спорта и заканчивая президентом Соединенных Штатов, важно исследовать глубину этого непонятного феномена с новой духовной перспективы.
Мы все приходим в этот мир посредством акта продления жизни, более известного как секс. За исключением редких случаев искусственного зачатия, вы не могли бы попасть сюда, если мужчина и женщина не имели бы сексуальной связи. Пока мы находимся в нашем теле, это удовольствие поддерживает нашу жизнь. Признаете вы это или нет, секс значит очень много для нашего существования.
Большинство из нас потеряли ту особую составляющую его физической притягательности, которая движет нас от просто физического удовольствия к более глубокой и удовлетворяющей целостности. Еще задолго до того, как так называемая цивилизация проникла в нашу культуру, люди культивировали или развивали это удовольствие, чтобы выйти в высшие состояния сознания, лежащие за простым физическим или животным оргазмом. Еще тысячи лет назад люди достигали высоких степеней осознанности, используя алхимическую формулу превращения, имеющую много имен, таких как Ци, витальная сила, душа и которую мы знаем как сексуальную энергию. Их духовная философия рассматривала секс, как священный ритуал и выражение объединения (Йога).
Тантра — путь морального раскрепощения и освобождения, путь избавления от чувства вины, комплексов и стереотипов. Путь Тантры — это путь Дао, а путь Дао — это путь тотального раскрепощения и абсолютного приятия всех своих энергий, частей и качеств. Тантра — это духовный путь, который говорит, что секс священен, это не грех, он не против Бога, не важно в браке вы или нет. Тантра не предлагает вам контролировать сексуальные потребности, чтобы достичь Бога, она скорее говорит обратное. Она поддерживает развитие этой жизненной энергии, чтобы достичь единства с божественным. Сущность Тантры — полное проживание бытия, скорее слияние, чем избежание чего-то. Она является предельной Йогой, что на Санскрите означает единение.
К сожалению, за последнее тысячелетие наша планета стала более мужеподобной и агрессивной, а также потеряла эту глубокую связь с жизненной сексуальной энергией. В то время как сексуальность касается каждой части нашей жизни, печально, что этот дающий наибольшее наслаждение жизнеутверждающий феномен сегодня загрязнен страхом, злоупотреблениями и вообще негативностью. Было время, когда люди с пробужденным сознанием практиковали Тантру, как культуру, опирающуюся на чистое блаженство и гармонию друг с другом и со всей вселенной. Они постоянно жили в состоянии просветления. Тантра, искусство духовной сексуальности представляет из себя практический инструмент, трансформирующий страх и привязанность в любовь и универсальную силу. Как весенний цветок, освобождающийся от снега, Тантра снова возрождается, предлагая Веку Водолея альтернативу, путь обратить вспять негативные энергии планеты, способ освободить себя и достичь трансцендентности.
Иначе говоря, Тантра это тотальное отдавание, отпускание всего ментального, эмоционального и культурного обуславливания, так что вселенская жизненная энергия может снова течь через нас, как река без всякого усилия. Это протекание к вселенской целостности, к вселенской любви. Когда страх уходит, Тантра остается.
История Тантры. Слово «тантра» имеет много значений, и возможно его истинное значение потеряно в древности. Некоторые исследователи утверждают, что это слово происходит от санскритского слова, обозначающего ткань или гобелен, символизируя что-то, что вплетено в нашу жизнь. Другие утверждают что оно произошло от двух санскритских слов — «таноти» и «трайати». Таноти означает расширение сознания, трайати означает освобождение. Таким образом, можно сказать, что Тантра расширяет и освобождает сознание, делая его тканью существования.
Являясь наивысшим из возможных синтезом между любовью и медитацией, Тантра еще является связью между третьим измерением и другими планами существования за пределами материального плана. Также как и религиозная философия, Тантра охватывает глубокое духовное понимание жизни и древнее искусство жизни в гармонии с реальностью. Это поэтическая наука сверхсексуальности, корни которой теряются в тысячелетиях не только в Индии и Тибете, но также на дальнем востоке, Полинезии и туземных культурах во всех частях мира, включая культуру американских индейцев. Она использовалась как средство для достижения состояния космического сознания и соединения с божественным.
Тантра обращается с сексуальной энергией скорее, как с любящим другом, чем с чем-то, что должно быть подавлено или о чем можно говорить только шепотом и по секрету. Она не отрицает секс и не считает секс помехой на пути к просветлению или Божественной Милости. Наоборот Тантра — это духовный путь, который говорит, что секс священен, это не грех, он не против Бога. Тантра — это искусство одухотворения нашей сексуальности.
Существует прекраснейшее слово в Санскрите — Кама, обозначающее секс, что значит секс и любовь вместе, неразделенно и неделимо. В Тантре секс это всегда любовь. Почти каждый знаком с классическим произведением 2-го века под названием Кама-Сутра, тантрическим трактатом о занятии любовью. Кама это также имя индуисткой богини любви. Любовь, это то, на что Тантра вдохновляет — тотальная безусловная любовь, включающая ум, дух и тело. Тантра не предлагает вам контролировать сексуальные потребности, чтобы достичь Бога, она скорее говорит обратное. Она поддерживает развитие этой жизненной энергии, чтобы достичь единства с божественным. Сущность Тантры — полное проживание бытия, скорее слияние, чем избегание чего-то. Она является предельной Йогой, что на Санскрите означает единение, соединение со всей вселенной. Вы становитесь частью первичной энергии всего-всего существующего.
Секс становиться таинственным и священным, когда вы вовлекаетесь в него своим сердцем и телом, нежели умом. Когда энергия приходит из пространства, находящегося глубоко внутри вас она связывает вас с Богом и движет вас в царство духа. По сути, тело является одной из форм невидимой энергии и это может быть осознано, если вы освободите свою сексуальную энергию.
Это путь Тантры. Он утверждает, что жизненная энергия внутри вас тотальна и те, кто движется по этому пути, обнаруживают свою целостность и самодостаточность, с позитивным взглядом на все происходящее.
Тантра меняет наши взгляды на человеческие отношения. На пути Тантры вы еще открываете, что отношения, которые вы ищете, вовне уже существуют внутри вас. Вам просто нужно учиться и культивировать тантрическое видение, духовный наполненный наслаждением подход к сексу, любви и жизни в целом.
Основная разница между непросветленным сексом и Тантрой — то, что Тантра утверждает, что «царство Бога внутри Вас». На Санскрите это звучит — Пинде Со Брахаманде — «физическое тело — храм Бога и тело это отображение всего космоса».
Духовность XXI столетия. Современное общество считает невроз и отклоняющиеся формы поведения нормальными, но наибольшая проблема — всеобщая отчужденность и холодность. Наша настоящая социальная и культурная структура создала всеобщую разделённость, как между людьми так и между нациями. Западная (и сейчас даже Восточная) культура использует секс для манипуляции, сексапильные модели используются для продажи машин, мыла и других продуктов, что подавляет проявления истинной сексуальности. Используя секс, как контролирующую силу мы создали идеальную среду для невроза, сексуального отчуждения и насилия.
Тантра говорит, что мы сможем наслаждаться жизнью, когда идея разделенности исчезнет из нашего тела и ума, позволяя людям встретиться на всех уровнях сознания. Фактически, тантрические партнеры часто считают себя партнерами по духу.
Тантра — искусство одухотворения нашей сексуальности предлагает практический инструмент преобразовать страх и привязанность в любовь и универсальную силу. Ревность, зависимость, вина и другие негативные эмоции, которые истощают нашу жизненную энергию постепенно уходят.
В то время как основные фундаментальные религии, включая Индуизм и Ислам, сфокусированы на отказе от чувственных удовольствий, Тантра базируется на полном выражении телесного удовольствия, считая, что в теле тоже спрятано духовное. Тело — является формой энергии, и это может быть осознано, когда мы высвобождаем нашу сексуальную энергию.
Искусство Тантры не должно быть ошибочно понято, как материальный гедонизм. Возможно, это может быть названо — «духовный гедонизм» — ешь, пей и женись, но с полным осознанием. Оставайся осознанным в момент вступления в сексуальный контакт, прежде чем старые привычки придут и захватят тебя. Просто осознавай энергию.
Просветление — сейчас. Если вы научились осознавать тело и дыхание — вы сможете осознать всю Вселенную. То, что говорил Будда, можно отнести и к Тантре — «Истина Вселенной может быть реализована только в рамках физического тела». Нам необходимо создать собственную реальность — говорит Тантра, и эта реальность может быть здесь и сейчас — в теле».

(Свами Нострадамус Вирато. Тантрический секс.
Духовный путь Экстаза. 1998г. Сайт www.txumen.org.)

 * * *

N 36. 01.04.13г.

продолжение см. в статье 2.3. Тантра как предмет Российской Тантрологии. (ч.4, ч.5).