Статья 2.3. Тантра как предмет Российской Тантрологии. (ч.3).

продолжение

2.5. ЗАРУБЕЖНЫЕ ИСТОЧНИКИ.

«Тантра — это Учение Посвященных».

(Ник Дуглас, Пенни Слингер. Тайны пола. Тантра.
Великая культура Востока. Философия, метод, практика.
Алхимия экстаза. Минск. Гудил АО. 1993г. 312 стр.)

«Словарь. Тантра — йогическая система, ведущая начало от великого центрального принципа природы, пракрити».

(Н.Кастури. Сатьям, Шивам, Сундарам. Истина. Добро. Красота.
История жизни Сатья Саи Бабы. Том 2. 1961-1967 гг.
М. Амрита. 2009г. 288 стр.)

«Тантра (тиб. ргйуд) — 1) одно из названий Ваджраяны; 2) различные виды текстов, в частности, коренные тексты Ваджраяны».

(Дже Гамбопа. Драгоценные четки для высшего пути.
/ Пер. с тиб. Б.И.Загумённов. Сайт www.zagumyonnov.nm.ru.)

«Словарь терминов. Тантра — древнейшая наука и философия человечества; процесс освобождения и расширения горизонта ума, энергии и сознания».

(Свами Сатьянанда Сарасвати. Свара-Йога. М. Профит Стайл. 2002г. )

«Тантра — это наука Матери-Земли, не признающая пассивное созерцание, но отдающая предпочтение чувству перед логическим построением и ощущением перед умозрительными спекуляциями».

(Джон Мамфорд. Экстатический путь Тантры. / Пер. Ю.Бондарева. 2000г.)

«Словарь терминов. Тантра — одна из систем религиозной философии, в которой Божественная Мать или Сила является Конечной Реальностью; также писания, относящиеся к этой философии».

(Евангелие Рамакришны. Сайт www.litrus.net/book/.)

«Тантра — это наука Матери-Земли, не признающая пассивное созерцание, но отдающая предпочтение чувству перед логическим построением и ощущением перед умозрительными спекуляциями».

(Джон Мамфорд. Экстатический путь Тантры. / Пер. Ю.Бондарева. 2000г.)

«Словарь терминов. Тантра — путь, целиком принимающий все аспекты физического мира, вера, что все ведет к Божественному; тотальное принятие; зачастую ошибочно сводят к понятию пола, это общий подход».

(Атрейя. Прана. Секрет исцеления Йогой.
Ростов-на-Дону. Феникс. 1997г., 1998г., 2000г.)

«Считаю любые практики тантрического толка подозрительными и сомнительными для западного человека. И я бы не рекомендовал пранаяму, асаны, мудры, мантры или средства подъема Кундалини как совершенно безопасные упражнения».

(Франклин Меррелл-Вольф. Математика, философия и йога. София. 1999г. )

«Тантра — старейшая наука и философия человека, которая расширяет ум и освобождает потенциальную энергию и внутреннее сознание от материи. Также тексты, имеющие отношение к философии и техникам расширения ума и освобождения энергии — всего шестьдесят четыре трактата».

(«Хатха-Йога-Прадипика». Прояснение Хатха-Йоги.
/ Пер. и комм. Свами Сатьянанда Сарасвати
и Свами Муктибодхананды. Ишвара. 2002г.)

«Тантра — искусная наука древних о том, как практически использовать различные материалы и предметы чувств таким образом, чтобы они способствовали йогической осознанности и освобождению. Часто понимается неверно и отождествляется с дурацкими занятиями с сексом и алкоголем. Истинную же форму Тантры можно узнать лишь из изучения книги «Саундарья-Лахари» (Волна красоты), написанной Шанкарачарьей».

(Кришнамачарья К.Э. Духовная психология. 2001г. Амрита-Русь. 2005г.)

«Тантра (санскр.) — букв. «закон или ритуал». Определенные мистические и магические труды, главной особенностью которых является поклонение женской силе, олицетворенной в Шакти. Дэви или Дурга (Кали, супруга Шивы) есть особая энергия, связанная с половыми ритуалами и магическими силами — худшая из форм черной магии и колдовства.
Мантра/Тантра-Шастры — сочинения о заклинаниях, но особенно — о магии».

(Д.Мид. Теософский словарь. / Пер. А.П.Хейдока. Сайт www.theosophy.nm.ru.)

«Аннотация. Тантра — это путь равновесия: секс, соединенный с медитацией; материальное благополучие сопутствует духовному поиску; радость и веселье рядом с размышлениями и тишиной. Это практика, обучение через прямой опыт. Со страниц этой книги вы узнаете, что Тантра — это источник универсального знания об энергии и искусстве жизни. Это приглашение раздвинуть границы сознания простым и динамичным способом».

(Гильермо Феррара. «Кама-Сутра». Тантра.
М. АСТ, Астрель, Харвест. 2008г. 192 стр.)

«Аннотация. Этот труд, посвященный Тантре, древнейшей индуистской эзотерической традиции, написан известным исследователем индийской культуры, автором великолепной «Энциклопедии Йоги» Георгом Ферштайном. Опираясь на тантрические тексты, автор дает толкование основ философии и практики Тантры, подчеркивая, что многие ее грани особенно ценны для тех, кто занимается самопознанием и стремится решить задачу духовной трансформации».

(Георг Ферштайн. Тантра. Фаир-Пресс/Гранд. 2002г. 400 стр.)

«Аннотация. Тантра рассматривается многими как самый быстрый путь к просветлению и в то же время это одна из древнейших оккультных наук. В книге приводится глубокая культурологическая характеристика Тантры как одного из древнейших магических искусств. Тантра многолика, как сама жизнь. Ее нельзя однозначно отнести ни к философии, ни к медитации, ни к упражнениям, ни к ритуалам — она объемлет их все, и в этом смысле она универсальна».

(Тантра. Тантра как путь к просветлению. Тантра
как оккультная наука. Ника-Центр. 2001г. 192стр.)

«Тантра буддийская (санскр.) — часть Великого Пути, важнейшими средствами в которой являются отождествление с Просветлением и поддержание чистого ви`дение. Тантраяна (путь Тантры) — синоним Ваджраяны (Алмазный путь) и Мантраяны (Путь мантры). Цель — состояние Будды — здесь превращается в путь. Это быстрый путь к Просветлению, предпосылками к которому являются доверие к собственному уму и сочувственная мотивация (см. просветленный настрой)».

(Лама Оле Нидал. Каким все является. Сайт www.buddhism.org.ru.)

«Тантра — 1) Эзотерическая Традиция в Индуизме, направленная на слияние с Богом, уделяющая большое внимание динамическому аспекту Бога, его проявлению в многообразии мира и задействующая гораздо больший спектр разнообразных жизненных явлений для достижения Самореализации, нежели классическая Йога, ведическая и многие другие традиции и школы. Основным методом Тантры является трансформация «нечистого» сансарного существования в чистое, божественное; 2) священный текст Тантрической Традиции».

(Бхайравананда Каулавадхута. Трикасамарасья Каула — стратегия и
тактика Тропы Узора Великой Бездны. Изд. Ильина. 2002г. 296 стр.)

«Суть Тантры состоит в очищении Пяти Элементов для пробуждения Кундалини-Шакти, которая есть твоя индивидуальная Шакти (сила, энергия). Какой бы религии это ни касалось, любая духовная практика в своей основе представляет собой тот или иной процесс пробуждения Кундалини, а Кундалини можно пробудить лишь в том случае, если Элементы в твоём теле очистились».
«Словарь. Тантра — ментальная наука, метапсихология, метод для исследования ума и расширения границ человеческого восприятия».

(Роберт Свобода. Агхора II. Кундалини. / Пер. с англ.
А.Журавлева, И.Левушкина. М. Саттва. 2000г., 2003г. )

«3. Аюрведа. Йога. Тантра. Аюрведа, Йога и Тантра являются древнейшими науками о жизни, практикуемыми в Индии на протяжении многих веков. Эти науки упомянуты в Ведах и Упанишадах (индийских священных писаниях). Йога — это наука о соединении с Божеством, с Истиной. Тантра — наиболее прямой метод контроля энергии, которая помогает вернуться к изначальному единению человека с Истиной, а Аюрведа — наука о жизни. Целью каждого из этих методов является помощь в достижении долголетия, омоложения и самоосознания. Цель Йоги и Тантры — освобождение».

(Васант Лад. Аюрведа. Наука самоисцеления.
Древнейшее знание о причинах возникновения болезней
и методах их лечения. СПб. ОВК. 1992г., 1996г. 160 стр.)

«33. Кундалини. По своему отношению к сексу люди делятся на несколько групп. Для одних это табу; такие предпочитают вести пуританский образ жизни. Другие относятся к этому как к здоровому удовлетворению потребностей организма. Некоторые сублимируют эту энергию и используют ее в других целях. Но есть еще и такие, которые относятся к сексу как к космическому соединению энергий, превосходящему рамки простого удовлетворения. На этом основана практика Тантры — наверное самая древняя форма Йоги в Индии. Практика Тантры включает ритуалы, которыми пренебрегать нельзя».

(Андрэ Ван Лизбет. Пранаяма. Путь к тайнам Йоги.
/ Пер. с исп. Янус. 2000г. 150 стр., СПб. Экслибрис. 2003г.)

«Словарь. Тантра — йогическая система, являющаяся по своей природе синтетической, стартующая с великого центрального принципа Природы, с великой динамической силы Природы: в ведических методах Йоги [т.е. тримарге] господом Йоги является Пуруша, Сознание-Душа, но в Тантре это, скорее, Пракрити, Природа-Душа, Энегия, Воля-в-Силе, исполнительная во Вселенной; именно изучением и применением секретов этой Воли-в-Силе, ее метода, ее Тантры, тантрик добивается целей свой дисциплины — господства, совершенства, свободы, блаженства; метод тантрической дисциплины направлен на то, чтобы поднять Природу в человеке в проявленную силу Духа».

(Шри Ауробиндо. Интегральная Йога.
/ Ред. Н.И. Дорофеев. М. Никос. 1992г. 396 стр.)
(Словарь терминов в работах Шри Ауробиндо. Центр эволюционных
исследований сознания человека. Сайт www.soznanie.spb.su.)

«Тантра — система Йоги, которая по своей природе является синтетической и ведет начало от великого центрального принципа Природы, от великой динамической силы Природы: в Ведических методах Йоги (т.е. Тримарга) господином Йоги является Пуруша. Сознательная Душа, но в Тантре это скорее Пракрити, Душа Природы, Энергия, исполнительная Сила Воли в универсуме, именно, благодаря изучению и применению секретов Силы Воли, благодаря ее методу, ее Тантре, тантра-йогин двигался к целям своей дисциплины — мастерству, совершенству, освобождению, блаженству; методом тантрической дисциплины является достижение Природы в человеке в проявлении силы духа».

(Шри Ауробиндо. Интегральная Йога. Словарь. Сайт www.yogalib.ru.)

«Словарь терминов. Тантра — система Йоги, которая по своей природе является синтетической и ведет начало от великого центрального принципа Природы, от великой динамической силы Природы: в Ведических методах Йоги (т.е. Тримарга) господином Йоги является Пуруша, Сознательная Душа, но в Тантре это скорее Пракрити, Душа Природы, Энергия, исполнительная Сила Воли в Универсуме; именно благодаря изучению и применению секретов Силы Воли, благодаря ее методу, ее Тантре, тантра-йогин двигался к целям своей дисциплины — мастерству, совершенству, освобождению, блаженству; методом тантрический дисциплины является достижение Природы в человеке в проявлении силы духа».

(Шри Ауробиндо. Йогическая садхана. К. 1991г.)

«Глоссарий. Тантра (тиб. rgyud). Тантры — это эзотерические учения, представляющие собой путь Ваджраяны, или «секретной мантры», данные Господом Буддой в человеческой или божественной форме своим наиболее продвинутым ученикам. Термин «тантра» означает континуум (тантра) ума-мудрости, находящийся и в обычных существах, и в Буддах и сам по себе делающий возможным опыт просветления. Вpожденный «ум мудрости» — это и основа, и путь, и плод практики Ваджраяны, обрисованной в тантрах. В новых традициях Тантры различаются на четыре восходящих порядка, или уровня Тантры: крийя, чарья, йога и ануттара. Ануттара в свою очередь разделяется на три класса: отцовская, материнская и двойственная».

(Золотая Гирлянда. Ранние учителя Кагью в Индии и Тибете.
/ Пеp. с англ. Б.Еpохина. Общ. pед. В.Рагимова. Сайт www.philosophy.ru.)

«Тантра — «ткань», «методология». 1) В самом общем смысле — синоним слова «шастра» («священное писание»). 2) Синоним агамических текстов, особенно шактистских, класс индуистских писаний, дающих подробные поучения по всем аспектам религии, мистического знания и науки. 3) Специфический метод, техника или духовная практика в традициях Шиваизма и Шактизма. Например, пранаяма является одной из Тантр. Тантра обычно связана с обращением вспять нормального потока энергий. Она исходит из того, что внутреннее «Я» наиболее важно, а внешняя жизнь — вторична. Тантра заставляет жизненную силу течь вверх через Сушумну. Есть много методов для того, чтобы победить непобедимое. Попав в недобрые руки, эти техники становятся черной магией (абхичарой). См. Тантризм».

(Садгуру Шивайя Субрамуниясвами. Танец с Шивой.
Современный катехизис Индуизма. СПб. 1993г.)

«Глоссарий. Тантра. 1. Йогическая система, являющаяся по своей природе синтетической, которая стартует от великого центрального принципа Природы, великой динамической силы Природы: в Ведических методах Йоги — господь Йоги — это Пуруша, Сознание-Душа, но в Тантре это, скорее, Пракрити, Природа-Душа, Энергия, Воля в Силе, исполнительная во Вселенной; именно изучением и применением секретов этой Воли в Силе, ее метода, ее Тантры, тантрик преследовал цели своей дисциплины — власть над собой и своей природой, совершенство, свобода, красота; метод тантрической дисциплины должен поднять Природу в человеке в проявленную силу Духа.
2. Тексты тантрической системы».

(Шри Ауробиндо. Письма о Йоге. Книга 1. Часть 1. Амрита-Русь. 2004г. 192 стр.)

«Введение. Прана-Видья. Цель Прана-Видьи состоит в сознательном манипулировании Праной. Хотя Прана-Видья упоминается в Упанишадах как одна из медитативных практик (видья), в действительности она восходит к Тантрам. Это одна из практик Тантры и Кундалини-Йоги, поскольку она связана с пробуждением энергии. Тантра представляет собой науку или систему, сосредоточивающуюся на том, что называется аспектом Шакти — энергетическим началом. В Тантре считается, что для расширения сознания необходимо сначала пробудить эту энергию, что¬бы осветить Шиву (сознание). С помощью практик Прана-Видьи можно увеличивать количество Праны в теле и уме, чтобы поддерживать опыт сознания. Это чрезвычайно важно».

(Свами Ниранджанананда Сарасвати. Прана. Пранаяма. Прана-Видья.
/ Пер с англ. А.Киселева. М. Северный ковш. 2004г. 404 стр.)

«Санскритское слово «tantra» происходит от глагола «tan», означающего «расширяться», и, таким образом, оно буквально означает то, что может быть натянуто или удлинено подобно нитям на ткацком станке. В своей развитой форме Тантра является комплексом культовых практик, ритуалов, мистицизма и тайных обрядов, которые основываются на философии и глубоком религиозном чувстве, в центре которого находится концепция Высшей Силы. Эта сила, именуемая Шакти, имеет разнообразные проявления. Согласно традиционным представлениям, Тантра, будь ли она связана с Шактизмом или другими сектантскими течениями индийского происхождения, получила развитие в отдаленной древности и была связана со сложной мифологией».

(Джоши М.К. Исторические и иконографические аспекты
шактистского Тантризма. Сборник «The Roots of Tantra».
Albany: State University of New York Press. 2002.
Пер с англ. А.А.Игнатьева. Сайт www.mahadevi.ru.)

«Предисловие автора к английскому изданию 1913г. Индийские Тантры, достаточно многочисленные, составляют Писание (Шастру) Кали-юги, и как таковые представляют собой обширный источник существующего ортодоксального «Индуизма» и его практики. Тантра-Шастра, каково бы ни было ее историческое происхождение, фактически является развитием прикладного раздела Вед (вайдика-кармаканды), приспособленным удовлетворять нуждам нынешней эпохи. Шива говорит: «Ради блага людей Кали-юги, людей, лишенных энергии и зависимых в своем существовании от пищи, которую они едят, о Благая, даровано учение Каула» («Маханирвана-Тантра», гл. IX, стих 12). Под Тантрой, поэтому, мы должны понимать одновременно как Ритуал, Йогу и Садхану всех типов, так и общие принципы, объективным выражением которых служат эти практики».

(Артур Авалон. Введение в «Маханирвана-Тантру».
Ключ к полному пониманию всей тантрической
литературы. Старклайт. 2002г. 158 стр.)

«Трудно представить что-либо более экзотическое, эффектное и сенсационное в традициях Йоги, чем практика Тантры. Еще ни один аспект Йоги так не притягивал к себе современный ум в его поисках эксцентрики, развлечений и тайн. Кажется, что Тантра предлагает как духовный, так и мирской успех, и процветание, причем, наивысшей степени. Она охватывает не только внутреннее взаимодействие с чакрами, локами и божествами, но и многие важные методы лечения тела и ума. И помимо всего перечисленного Тантра дает особые средства для повышения сексуального удовольствия, для зарабатывания денег, достижения успеха и победы над врагами. Можно подумать, она выполняет любые человеческие желания! Есть в ней нечто для каждого, особенно для того, кто не приемлет пути аскетизма или отречения в духовной жизни. И это нечто поднимает Тантру над всеми прочими традициями в Йоге».

(Дэвид Фроули. Тантра. Отделим суть от заблуждений. Сайт www.avnc.ru.)

«Предисловие к русскому изданию. Что касается инструментальной обусловленности движения в Тантре, Артур Авалон в монографии «Гирлянда знаков» предлагает увидеть это в фантастической красоте знаков санскритского алфавита и их интерпретациях. Не будем Вам мешать… Позволим себе только небольшое отступление от сложности текста и трудностей интерпретации.
Тантра — это предельно развитая реальность личностного самосовершенствования во имя освобождения, воплотившая в практику высшие доктрины Буддизма и Брахманизма.
Мы оставили за скобками проблемы, связанные с терминологическими трудностями, полагая, что набор понятий, к которым обращается автор, достаточно определен в изданной и издаваемой литературе по Тантре, а также в вышедших ранее работах А.Авалона «Змеиная сила» и «Введение в «Маханирвана-Тантру»».

(Артур Авалон. Гирлянда знаков (Варнамала). Опыт изучения
тантрических мантр. М. Ситников консалтинг. 2006г. 304 стр.)

«Книга Первая. Тантра-Йога. Глава 1. Тантра-Йога. Система Тантра является составной частью Индуизма. Система Шакти является одной из наиболее важных восточных систем. Тантра-Шастра заслуживает самого тщательного и глубокого изучения. Фундаментальные идеи этой системы находятся в соответствии с разумом. Учения Тантр весьма правильны. Это действительно глубокая и могущественная система».
Тантра — это спасающая мудрость. Это надежный корабль, безопасно переносящий человека к другому берегу бесстрашия, бессмертия, свободы и совершенства.
Как утверждает Камика-Агама Тантра называется так потому, что она объясняет (Таноти) в мельчайших подробностях знание, имеющее отношение к Таттве (истине) и Мантре (мистическим слогам), и поскольку она спасает (Транам). Тантра есть спасительное знание, судно, которое благополучно доставляет душу в порт свободы».

(Шри Свами Шивананда. Тантра-Йога. Нада-Йога. Крийя-Йога.
Сборник. / Пер., прим., ред. А.П.Очаповский. Уфа. 2001г., 2007г.)

«Глава 10. Индийская Тантра и Кундалини-Йога. Тантрическая Традиция, зародившаяся в Индии, является согласно некоторым источникам разработкой древних шаманских практик, нашедших свое отражение как в индуистской, так и в буддистской медитационных системах (Eliade, 1970). Индийская Тантра изменяет сознание с помощью восходящих энергий, которые обычно находятся в латентном состоянии. Некоторые системы медитации, завезенные на Запад, уходят своими корнями в Кундалини-Йогу, Тантрическое Учение. Сущность тантрической практики состоит в использовании чувств с целью превзойти чувственное сознание в самадхи. Хотя чувства являются, конечно, тем, что во всех техниках нужно преодолевать с помощью однонаправленности, Тантризм уникален по разнообразию методов, которые он предлагает для преодоления чувственного сознания. В некоторых из них используются мантры, в других — янтры — объекты для упражнений в визуализации, такие как мандала; концентрация на шабда — сверхтонких внутренних звуках; пранаямы и асаны; майтхуна — пробуждение Шакти (энергии Кундалини) через ритуальные, контролируемые половые сношения».

(Дэниел Гоулмен. Многообразие медитативного опыта.
Нью-Йорк. Даттон. 1977г. Сайт www.psylib.org.ua.)

«Очарование Тантры. Возможно, нет ничего более экзотического, волнующего и сенсационного в Традиции индийской Йоги, чем практика Тантры. Ни один другой подход к Йоге не являл такого очарования для современного ума и его стремления к причудливому, увлекательному и загадочному. Тантра предлагает и духовный, и мирской успех в высшей степени. Она объемлет не только сокровенные йогические знания, но включает в себя много важных практик исцеления тела и духа. В Тантре есть что-нибудь для каждого, в особенности для тех, кого могут отпугивать аскетические, связанные с отречением от мира подходы к духовной жизни, такие, которые, кажется, доминируют в большинстве прочих направлений традиции Йоги. И все же за этим очарованием Тантры находятся очень глубокие учения, включая некоторые из самых живых течений и разработанных практик в традиции Йоги последнего тысячелетия или более. Хотя Тантра имеет много, чтобы предложить каждому, мы должны научиться распознавать между тем, что является настоящей, и тем, что является поверхностной Тантрой, в противном случае любой может пасть жертвой искаженных представлений, наблюдать которых можно много».

(Дэвид Фроули. Тантра и неверные представления о ней:
очищение сущности от заблуждений. Life Pozitive Magazine, Delhi, Jan 2005.
/ Пер. А.А.Игнатьева. Сайт www.wiki.shayvam.org.)

«На Востоке секс не считается чем-то грязным, недостойным. Наоборот, сексуальность рассматривается не только как искусство, но и как наука. Если вы можете внести немного света осмысления в свою сексуальность, этот свет трансформирует ее. Это больше не будет сексуальностью, это будет чем-то абсолютно другим, настолько другим, что у вас даже не найдется для этого слов. На Востоке у нас есть для этого слово «тантра». На Западе этому нет названия. Когда секс соединяется с осмыслением, рождается абсолютно новая энергия. Эта энергия называется Тантрой. Если вы слишком ориентированы на технику, то вы упустите таинство Тантры. Тантра должна быть недеянием, она не может быть техникой. Вы можете изучить технику — вы можете научиться определенному дыханию, так что процесс совокупления станет длиннее. Но вы управляете. Это не будет диким и это не будет невинным. Это также не будет медитацией. Это будет от ума. Настоящая Тантра — это не техника, а любовь. Это не техника, а молитва. Она не ориентирована на ум, это — расслабление в сердце. Много книг было написано по Тантре, все они говорят о технике. Но Тантра ничего общего не имеет с техникой. Настоящую Тантру нельзя описать, настоящую Тантру нужно впитать». 

(Бхагван Шри Раджниш. Как надо относиться к сексу?
Журнал «Путь к себе». М. № 3 1992г.)

«Как правило, западные интеллектуалы говорят и пишут о Тантре весьма неэмоционально и как-то «по-технарски». С точки зрения индуистской тантрической Раса-Видьи (науки о расах, или эстетико-духовных проявлениях различных чувств), это говорит об отсутствии у них бхакти-бхавы. Тантры, как известно, говорят о том, что сама склонность к Пути Тантры появляется в ком-либо только «когда ум склоняется к лотосным стопам Калики (Шакти)». Заметьте, речь не идёт о появлении таких интересов и мотиваций, как сухая интеллектуальная любознательность или интерес к конкретным формам практики (чаще, как правило, сексуальным). Речь идёт о возникновении спонтанного врождённого состояния преданности Шакти (шакта-бхакти-бхаве). Тантризм — в своей основе есть именно Шакти-Йога. Шакти — Его Душа, Путь, Метод и Божество. О каком «понимании» какой бы то ни было Тантры может идти речь в случае тех, кто, говоря о Тантре, говорит о чём угодно, но только не о самом главном в ней — о Шакти!? Шакти, которая соединилась с Шивой для Тантры — Сама Истина, Жизнь и Путь, нечто выше обычного интеллектуального понимания, но чему в то же время вполне можно следовать на практике. И сама эта практика «работала» и продолжает работать. Шива-Шакти для Тантры — Единая Живая Божественность». 

(Ачарья Садашивананданатха Каулавадхута. Типичные ошибки
в западном восприятии Тантры. Сайт www.shantira.narod.ru)

«Тантра — это древнее понятие, корни которого уходят в глубину тысячелетий, в прошлые цивилизации. Вряд ли можно достоверно сказать о принадлежности этого понятия к конкретной культуре, языку или традиции. На Тибете слово «тантра» является общеупотребительным и часто используется в значении, не имеющего прямого отношения к эзотерике или религиозной культуре. В большинстве случаев, «тантрой» на Тибете называют некое письменное наставление медицинского, религиозного, социального и прочего характера…
Тантра отличается от внешних видов поклонения или морально-религиозных кодексов, поведения, распространенных среди широких слоев людей, своим углубленным мистицизмом. Во всех истинно тантрических упражнениях, обрядах или ритуалах, акцент падает именно на медитацию, на постижение внутреннего единства, но не на внешние ритуальные действия.
Основой тантристского мировоззрения является правильный и эффективный образ жизни, сдерживающий крайности. Тремя целями, которым всегда уделялось постоянное внимание, были сохранение здоровья, обретение сил для полноценной жизни и защита общества от агрессии индивидуальной личности. Контроль дыхания обеспечивал достижение первых двух, тогда как контроль инстинктов, в особенности сексуального, заботился о третьей».

(Шри Вашикаран Шиванандана. Тантра.
Предельная реальность. Сайт www.gramotey.com.)

«Следование практикам, направленным на непосредственное переживание «Бога», не является чем-то новым или необычным, но есть, по существу, одним из древнейших явлений, упомянутых в духовной литературе, будучи ведущей идеей древней философии Йоги и Веданты. Это также краеугольный камень шаманских ритуалов во многих культурах. Но такое движение духовного развития является чем-то необычным для любого человека, выросшего под влиянием западной психологии и религии. Множество жителей Запада обладают способностью к серьезным занятиям и активно погружаются в таинства науки и религии, мало сознавая возможные последствия. Некоторые очень интенсивно практикуют ту или иную методику пробуждения Кундалини, веря, что это принесет им покой, блаженство, преображение, мудрость, власть или множество других положительных результатов. Этот опыт меняет ориентацию духовной жизни и занятий человека, и жизнь, измененная таким образом, является еще одной стороной подлинной духовности. Это духовность всей системы «тело-ум-душа», и однажды полностью задействованное, видение себя и мира радикально и необратимо изменяется. При этом, согласно Гопи Кришне, у человека существует потенциальная возможность стать гением, так как он имеет доступ к всеобщей мудрости и вдохновению. Он считает это результатом глубоких биологических изменений в мозге, которые могут произойти за годы действия процесса духовного пробуждения, и в этом Гопи Кришна видит надежду на будущее планеты». 

(Бонни Гринвелл. Энергия трансформации. Путеводитель
по Кундалини. / Пер. Н.Рубин, Н.Шпет. София. 1996г.)

«Аннотация. Буддийская Тантра известна на Западе главным образом как сексуальные практики, выполняя которые партнеры стремятся преобразовать эротическую страсть в высшее духовное состояние и тем самым обрести просветление.
Буддийская Тантра. В контексте буддийской Тантры еще одно требование для получения эзотерических наставлений — получить посвящение. Посвящение имеет три уровня: ритуальное посвящение (абхишека), передача путем чтения текста (агама) и тайное устное наставление (упадеша). Ритуальное посвящение — это погружение телом и душой в процесс, в символическом виде сосредоточивающий в себе ту истину, которую станет переживать посвящаемая на своем будущем духовном пути. Передача путем ритуального чтения дает разрешение изучать, и ее дают, чтобы подготовить ум к обретению знания этой традиции. Я получила ритуальные посвящения по нескольким ключевым учениям и передачу путем чтения — по другим, что дало мне формальное право получить тайные устные наставления. С моей стороны, посвящение укрепило мое уважение к Традиции, решимость обрести адекватное понимание и по достоинству оценить глубину учений Тантры как древней и утонченной религиозной Традиции, которой на протяжении многих веков следовали и которую высоко ценили множество искренних и замечательных людей.
Буддийская Тантра предоставляет четкое понимание женского и мужского начал, а также идеальных, преобразуемых в духовные, взаимоотношений, которые могут быть достигнуты между ними. Авторы классических тантрийских текстов обсуждают эти ключевые вопросы достаточно подробно».

(Миранда Шо. Страстное просветление. Женщины
в тантрическом Буддизме. Добрая книга. 2001г.)

«Главные обряды и образы. Тантра — эзотерический культ, и большая ее часть всегда сохранялась в секрете. К тому же, ее функционирование и образность синхронны и полностью взаимозависимы. Цели можно достичь двумя различными способами: по лестнице Развития, ведущей вниз от первичного непознаваемого источника, либо по лестнице, ведущей наверх, начиная от сотворенного мира и заканчивая причиной. Причина и источник — одно и то же. В этой книге избран путь рядового тантриста — подъем к источнику через садхану — посредством физиологических и телесных усилий и через осознание механизма порождения.
В действительности же все картины Развития сводятся к представлению в обратном порядке интуитивного инсайта первичного источника. А так как такой интуитивный взгляд был первоначально получен мистиками, поднимавшимися по лестнице своих собственных понятий и образных категорий к пределу возможного значения, то, вероятно, более логичным было бы принятие концепции «восхождения». В этом случае высшие абстракции, располагающиеся вблизи причины, сохраняют свое полное богатство содержания, и значительно снимается риск явиться нам «пустыми». Индуизм понимает Развитие как постоянно действующее необходимое условие постоянного существования мира, а не как однократный акт творения. Когда Тантра употребляет термин «первый», «последний» и др., указывающие на следование во времени, она подразумевает лишь отношение порядка в постоянно существующей иерархии и вовсе не насыщает их значение реальными временными характеристиками». 

(Филипп Роусон. Искусство Тантры. Лондон. 1978. Сайт www.shalagram.ru.)

«Словарь терминов. Тантра (Тантризм) — эзотерическая традиция в Индуизме (особенно в Шиваизме и Шактизме), придающая особое значение почитанию и постижению Бога как Божественной Пары — Шивы и Шакти с помощью широкого набора эзотерических практик Йоги, магии, оккультизма и тщательно разработанной мистической философии. Активно использует материальное для достижения духовного. Существуют три главных ветви индийской Тантры: «Тантра правой руки» (Дакшиначара, или Дакшина-марга), не противоречащая традициям обычного Индуизма и сводящаяся, в основном, к ритуализму; «Тантра левой руки» (Вамачара,или Вама-марга), использующая методы и практики, неприемлемые большинством индусов-ортодоксов: ритуальное употребление мяса, вина, сексуальные обряды и др. «нечистые» (с точки зрения ортодоксов) действия и предметы; «Тантра срединного пути» (Мишрачара, или Мишра-марга), отвергающая крайности «правого» и «левого» путей и делающая особый акцент на позитивный духовный опыт, здоровый образ жизни и йогические методы поднятия Кундалини. Иногда «Тантру срединного пути» еще именуют Каула-Тантризмом. Традиционной «Тантры срединного пути» придерживаются последователи духовного общества «Тантра-Сангха» в России и СНГ. Не следует путать с настоящим индийским Тантризмом т.н. «Нью-Эйдж-Тантру» (западный нео-Тантризм), популяризируемую последователями Раджниша и ряда «нью-эйдж групп», периодически проводящих свои пресловутые «семинары Тантры» и сводящих «Тантру» исключительно к психотехническим и сексуальным практикам вне всякой связи с тантрическим почитанием Шивы и Шакти».

(Свами Шивананда. Господь Шива и Его
почитание. М. Золотое сечение. 1999г.)

«Аннотация. Книга знакомит с экстремальной тантрической традицией — Агхорой. Цель этой традиции — полная свобода. Свобода не в смысле распущенности, а в смысле освобождения от ограничений времени, пространства и причинности. Агхора основывается на предельной внутренней чистоте практикующихся. «Много лет посвятил мой учитель, агхори Вималананда, совершенствованию своих познаний в Тантре и ее высшей ступени — Агхоре. Извлекши из своего опыта основную суть, он раскрыл ее передо мной. Своим постижением Тантры я всецело обязан ему как учителю, и мое понимание несет на себе отпечаток его личности. Тантра — это наука о личности. Подобно тому, как Аюрведа проповедовалась древними мудрецами Индии как действительно цельный и интегральный подход к поддержанию здоровья тела, как Аштанга-Йога предназначалась для оптимального раскрытия духовной природы человека, так Тантра представляет собой ментальную науку, метапсихологию, метод для исследования ума и расширения границ человеческого восприятия». (Р.Свобода).
Введение. Тантра — это наука о личности. Подобно тому, как Аюрведа проповедовалась древними мудрецами Индии как действительно цельный и интегральный подход к поддержанию здоровья тела, как аштанга-йога предназначалась для оптимального раскрытия духовной природы человека, так тантра представляет собой ментальную науку, метапсихологию, метод для исследования ума и расширения границ человеческого восприятия.
Тантра — это ритуал наделения янтры силой, создаваемой с помощью мантры.
Словарь терминов. Тантра — ментальная наука, мета-психология, метод для исследования ума и расширения границ человеческого восприятия».

(Роберт Свобода. Агхора I. По левую руку Бога.
София. Саттва. 1998г., 2004г. 352 стр.)

«Термин «тантра» происходит от санскритского «тан» — пространство сознания и «тра» — средство для расширения. Относится к пониманию законов взаимодействия всех аспектов вселенной. Тантра есть также система практик, направленных на изменение тела и духа, ведущее к эволюционному совершенству и просветлению. Многочисленные священные тексты описывают эти ритуалы. В этом смысле Тантра подразумевает использование физического тела как инструмента для достижения духовного совершенства. Тантрические техники присущи как Индуизму, так и Буддизму.
Тантра соотносится со всем пространством жизнедеятельности, также и сексуальности. На Востоке сексуальность используется, как самое мощное средство для достижения личностного и духовного роста. Она изучается и развивается, как искусство и наука. К примеру, в храме Деви Джагадамба в Индии, древние скульптуры изображают сцены божественного сексуального экстаза. Состояние экстаза может быть усилено с помощью специальных техник в соединении с оптимальным расширением сознания. На Западе Тантра часто понимается лишь как средство усиления сексуального удовольствия, но, по сути, Тантра намного глубже. Она включает духовные практики в широчайшем смысле.
Тантра включает в себя духовное единение и осознание. Полярности Высшего и человеческого, мужского и женского, духовного и материального растворяются в Тантре. Мощность достижимой энергии Шакти может быть восхитительной. Возрастающие осознание и пробуждение Духа будут наградой практикующему. А целью служит объятие всей сущности жизненной силы, растворение границ, открытие света невыразимого блаженства».

(Гомер Эдвин Эванс. The Spirit of Tantra. (компакт-диск). Сайт www.putksebe.kz.)

«Йога более широко известна и принята миром, чем Тантра. Несмотря на это, люди должны знать, что Йога — ответвление, часть Тантры. Поэтому традициями, присущими Йоге, мы считаем многие компоненты Тантры. Например, мантра или концентрация на янтре. Определением Йоги является переживание единства между телом, умом и духом. Эти переживания являются частью человеческой эволюции.
Тантра — действительно отец Йоги, но, к несчастью, она неправильно понимается в современной социальной системе и сегодняшней структуре верований. Произошла деградация наших структур верования, также как и всего остального в жизни. Мы не способны понять сущность религий или сущность философий. Мы даже не способны понять нормальные человеческие взаимоотношения. Наша структура верований вращается вокруг человеческого «я». То, во что «я» верю, является истинным, и это все. Ничто иное не принимается, что было бы реальным и универсально применимым. Если я что-либо чувствую, то только оно для меня и существует, ничто иное. Вследствие дисбаланса, дисгармонии и эгоизма, которые мы создаем сами, мы не способны взглянуть на реальность дальше ее видимости.
Это произошло с Тантрой. Многие люди сегодня думают о Тантре, как о практике, допускающей употребление вина, мяса, использующей мантры и янтры для контроля и манипулирования другими людьми. Люди связывают Тантру с магией, хорошо или плохо влияющей на ее пользователей. Однако Тантра имеет три аспекта: саттвический, раджасический и тамасический Тамасическая Тантра может быть использована для манипуляций и власти. Раджасическая Тантра связана с личным проектированием. Саттвическая Тантра единственная является инструментом преобразования человеческой ограниченности. К сожалению, сегодня в мире тамасическая Тантра принимается за Тантру вообще. Саттвическая Тантра — единственная, имеющая смысл, но не многие знают об этом».

(Свами Ниранджанананда Сарасвати.
Йога и Тантра. Ганга Даршан. 31.01.1998 г. Сайт www.yoga.kz.)

«Дорогой Тим (Тимоти Лири), я забыл в своем последнем письме задать тебе вопрос по поводу Тантры. Есть потрясающие книги на эту тему, написанные Артуром Авалоном (сэр Джон Вудрафф), в которых можно найти много интересного. Кроме того, в книге Генриха Зиммера «Философии Индии» есть одна глава об этом. Самый полный научный разбор на эту тему можно найти в разных книгах Мирче Элиаде о Йоге. Смотри также «Буддистские тексты» Конзе. Насколько можно понять, Тантра похожа на странную смесь из суеверий и магии, с возвышенной философией и проницательными философскими инсайтами. В ней бесконечное количество ритуальной и словесной магии. Но ее основной идеал представляется мне высочайшим из возможных — достижение просветления путем постоянного контроля. Это высшая Йога — постоянный контроль сознания, сохранение сознания даже в бессознательном состоянии — на всех уровнях, от психологического до духовного. В этом контексте обрати внимание на список 112 упражнений по самоконтролю, заимствованный из текста «Виджняна-Бхайрава-Тантр» и помещенный в конце книги «Плоть Дзена, кровь Дзена» (недавно вышла и в мягкой обложке. Вся гештальт-терапия отражена в этих упражнениях — и весь мир). Руководство рассчитано на ведантистов и адептов Нирваны буддистской школы Хинаяна. Тантра учит Йоге секса, Йоге приема пищи (включая даже запретную пищу и запретные напитки). Обычная жизнь сакрализуется, так что каждое событие приобретает значение благодаря просветлению, способы достижения которого изучены; и это терапия не для ненормальных, это, прежде всего, терапия для тех равнодушных и бесчувственных людей, состояние сознания которых определяется терминами «нормальность» и «душевное здоровье». ЛСД и грибы следует использовать, как мне кажется, в контексте этой основной тантрической идеи Йоги постоянного контроля, ведущей к просветлению в мире обыденности, который, разумеется, в результате, становится миром чуда, красоты и божественной тайны, если опыт протекает должным образом. Твой Олдос».

(Олдос Хаксли и Джералд Хёрд. Письма. 02.02.1962г. Сайт www.вседуховное.рф.)

«Аннотация. Материалы, которые легли в основу этой книги, знакомящей нас с миром так часто неверно понимаемой буддийской Тантры, были почерпнуты из лекций, прочитанных в период между 1975-м и 1983 годами ныне покойным тибетским монахом Тубтэном Йешей, известным в кругу многочисленных учеников под ласковым именем Лама Йешей. «Ни одному из последователей традиции не удавалось рассказать о сущности тантры так ясно, логично и просто, как это сделал Лама Еше в своей книге» (из журнала «Religious Studies Review»). Один из величайших мастеров Тантры и просветленных учителей современности, Лама Еше неторопливо, обстоятельно, с полным знанием дела проводит читателя через все предварительные стадии тантрического искусства
Тантра — мощная система учений, путь наслаждения жизнью. Существуют учения и практики, известные как буддийская Тантра. В различных тибетских традициях Тантра рассматривается как наиболее глубокое и продвинутое из учений. Тантра — учение, разработанное с целью освоения скрытых внутренних ресурсов и максимального их использования. Тантра является практическим учением, шаг за шагом исследующим состояние человека и ведущим его к самопознанию. Тантра — это путь радости и утверждения. Тантра является быстрым и мощным методом достижения полной реализации нашего гигантского потенциала. Тантра является быстрейшей колесницей осуществления полной самореализации.
Тантра — это нечто намного более глубокое, чем язык или обычаи. То, чему может научить нас Тантра, так это именно способу освобождения от всех условностей, ограничивающих наше представление о том, кто мы есть и кем можем стать. Если наш подход к этой мощной системе учений будет основываться на проницательности и неомраченности нашего ума, а также на твердом и решительном намерении познать ее суть, то мы, несомненно, сможем привнести в нашу жизнь ту целостность и состояние внутренней удовлетворенности, к достижению которых стремимся».
Словарь. Тантра — буквально «нить непрерывности»; тексты буддийских учений тайной мантры; часто используется для обозначения самих учений». 

(Джонатан Лэндоу. Введение в Тантру. Дронтен. 1987г. Сайт www.openyoga.ru.)

«Аннотация. Книга великого Учителя Йоги освещает более 60 систем Йоги, практической духовности, самопознания и служения человечеству. Составленная из бесед и статей Учителя, она выдержала десятки переизданий на многих языках и заняла почетное место в мировом духовном наследии. Каждое слово книги наполнено вдохновением, чистотой и светом, книга открывает врата в пространства свободы, любви и единства. Это книга-энциклопедия, освещающая более шестидесяти систем Йоги, практической духовности и самопознания.
Шестьдесят четвертая мандала. Тантра-Йога. Система Тантры — интегральная часть Индуизма, одна из наиболее важных восточных систем. Писания Тантры требуют внимательного и глубокого изучения. Фундаментальные идеи этой системы находятся в согласии со здравым смыслом. Учение Тантр очень верное. Это действительно глубокая и могущественная система. «Маханирвана-Тантра» и «Куларнава-Тантра» — важные книги Тантра-Шастры, тантрических писаний. «Йога-Кундалини-Упанишада» («Кришна-Яджурведа»), «Йога-Таттва-Упанишада» («Кришна-Яджурведа»), «Джабала-Даршана», «Тришикха-Брахмана» и другие — во всех этих текстах можно получить знание о Кундалини-Шакти, о методах ее пробуждения и направления ее к Сахасрара-Чакре на макушке головы.
Тантры — это не книги о колдовстве, чародействе, магических заклинаниях и мистических формулах. Это удивительные писания. Все люди, независимо от их кастовых, религиозных, национальных различий, могут почерпнуть в них вдохновение и обрести духовную силу, мудрость и вечное блаженство. Это писания, предназначенные для духовной практики. Они указывают путь к освобождению, совершенству и вечному блаженству.
Тантра — это спасительная мудрость. Это волшебная лодка, доставляющая человека целым и невредимым на другой берег бесстрашия, бессмертия, свободы и совершенства. Тантра детально объясняет знание, касающееся таттвы (Истины, или Брахмана) и мантры (мистических слогов). Она спасает (трайяте). Поэтому она и названа «Тантрой». В некоторых своих аспектах Тантра — это тайная доктрина. Это Гупта-Видъя (тайное знание). Вы не сможете постичь ее изучением книг. Вам нужно получить знание и практику от тантрических ачарьев и гуру, владеющих ее ключами».

(Свами Шивананда. Золотая книга Йоги. Йога-Самхита
(Энциклопедия богопознания, самореализации и мудрости).
Йога-Бхаван, Энига+. 2001г., Северная столица. 2004г. 354 стр.)

«Мантра, мандала и мудра. В этой главе мы собираемся исследовать высокоразвитую магическую и мистическую традицию Востока, известную как Тантра. Хотя слова «мантра», «мандала» и «мудра» вполне соответствуют нашим понятиям «заклинание», «пентакль» и «жест», изучение восточных аналогов будет для нас полезнее, чем использование западных терминов. Благодаря санскритскому происхождению, эти слова многое расскажут нам о своём значении; кроме того, мы сможем взглянуть на различные предметы оккультизма с несколько иной, новой для нас точки зрения. Сосредоточившись на восточных системах и время от времени возвращаясь к их западным версиям (а не наоборот, как обычно делается в книгах по оккультизму), привлекая сведения из полудюжины различных наук и искусств, мы обнаружим, что предполагаемые большие различия между восточным и западным оккультизмом на самом деле не так уж велики.
Само происхождение слова «тантра» многое говорит нам об этой преимущественно теургической схеме оккультизма. Это слово происходит от санскритского корня «тан», означавшего «плести», «продолжать», «распространять» и «выдерживать». Полное слово «Тантра» часто переводится как «в основе», «в центре плетения вселенской Сети». Так, благодаря названию системы, мы можем догадаться, что в её основу заложены принципы ассоциации и упорядочения.
Тантра представляет собой наиболее пеструю интернациональную коллекцию оккультных верований, известных человечеству. Если вы ищете универсальности в оккультизме, вам следует изучать Тантру. Тантра придерживается всех основных законов магии. Однако в ней делается специальный акцент на законах Ассоциации, Синтеза, Равновесия и Противоположностей, сформулированных в буддийской терминологии. Официальная цель Тантры теургическая — достижение спасения и просветления. Как вы вскоре заметите, методы, разработанные для теургии, могут с равным успехом применяться и в тавматургии».

(Филип Боневитс. Реальная Магия. Сайт www.вседуховное.рф.)

«Исследование сознания и вечная философия. Современные исследования сознания в целом подтвердили базовые тезисы вечной философии. Они раскрыли перед нами грандиозный замысел, лежащий в основе творения, и показали, что высший разум пронизывает все бытие.
В свете этих новых открытий духовность видится важным и законным стремлением человеческой жизни, поскольку она отражает ключевое измерение человеческой психики и всего миропорядка.
Главное препятствие в изучении трансперсональных переживаний заключается в том, что традиционная психология и психиатрия находятся во власти материалистической философии и не обладают истинным пониманием религии и духовности. В своем подчеркнутом отрицании религии они не проводят различий между верованиями примитивных народов или буквальными фундаменталистскими толкованиями священных писаний, с одной стороны, и сложнейшими мистическими традициями или духовными философскими учениями Востока — с другой. Западная материалистическая наука огульно отрицала любые духовные понятия и виды деятельности, включая и те, что основаны на многовековом систематическом интроспективном исследовании психики. Многие из великих мистических традиций разработали особые методы вызова духовных переживаний и соединения наблюдение и теорию примерно так же, как это делает современная наука.
Крайним примером такого неразличения является то, что западная наука отвергает Тантру — систему, предлагающую необычное духовное видение бытия в контексте всеохватного и сложного научного мировоззрения. Ученые-тантристы разработали глубокую концепцию Вселенной, во многом подтвержденную современной наукой. Она включала сложные модели пространства и времени, понятие «Большого взрыва», а также такие элементы, как гелиоцентрическая система, межпланетное притяжение, сферическая форма Земли и планет и энтропия.
Дополнительные достижения Тантры — продвинутая математика, десятичное счисление и введение нуля. Тантра обладала глубокой теорией психологии и эмпирическим методом, основанным на картах тонкого энергетического тела, где указаны психические центры (чакры) и каналы (нади). В Тантре разработаны изысканное абстрактное и фигуративное духовное искусство, а также сложная система обрядов».

(Станислав Гроф. Космическая игра. М. АСТ. 2004г. 256 стр.)

«О том, что такое Тантра и что такое мантра, словами Кулапати Э.Кришнамачарьи. Отрывок из книги «Оккультная Анатомия», записанной учениками по материалам лекций, проводимых учителем в Индии в 1996г. Перевод на русский Константина Зайцева.
Тантра. Отвечая на вопросы, учитель рассказал кое-что о Тантре и мантре. Обычно Тантрами называют определённый тип литературы. Если вы зададитесь вопросом, сколько Тантр в каждой тантрической книге, то обнаружите, что всего 64 Тантры. Но если вы попытаетесь подсчитать количество книг, то вы придёте в замешательство, потому что сейчас существует уже не менее 6400 книг. Зная секрет, каждый может написать такую тантрическую книгу, учить правильно, и принимать правильно. Но даже если завтра вы напишете такую книгу, объяснив Тантру языком нашего века, в ней вы всё равно сможете упомянуть, что всего Тантр — 64. И в этом нет ничего неправильного — ведь и двадцать авторов книг по астрологии могут написать, что в неделе всего семь дней, однако самих книг будет гораздо больше. Точно так же, Тантры — это не какие-то книги. Они существуют и в нас, и в мироздании. В книгах же содержатся тайные техники.
Буквально и этимологически слово «тантра» означает ткань или устройство чего-либо. Таким образом, это сеть и расположение. «Тану» означает нити. Таким образом, Тантра — это ткань, состоящая из нитей. О ткани этого мироздания и учат нас эти книги. Так что, существует не 64 книги, а 64 тканей. В этом мироздании есть 64 типа ткацких производств.
* (Согласно Теософскому словарю: «Тантра — букв. «закон или ритуал». Определенные мистические и магические труды, главной особенностью которых является поклонение женской силе, олицетворенной в Шакти. Дэви или Дурга (Кали, супруга Шивы) есть особая энергия, связанная с половыми ритуалами и магическими силами — худшая из форм черной магии и колдовства».
Мантра. Поскольку звук является одним из пяти объектов чувств, которым в Тантре даётся правильное использование, одну пятую Тантры составляет Наука Мантр. Здесь даётся несколько замечаний о мантрах, которые и завершат предоставленную здесь информацию.
1. Определение. Мантра означает тайну. Эзотерически это означает то, что защищает и спасает при помощи медитации.
2. Когда звук используется в качестве проводника для достижения желаемого эффекта, он называется мантрой. Когда пять чувств и их объекты используются для достижения желаемого эффекта, этот процесс называется Тантрой. Вот истинное значение слова «тантра». Мы должны быть очень бдительными по отношению к отвратительным и грязным значениям, которые приписываются в наше время этому слову на Западе». 

(О Тантре и Мантре. Сайт www.theosophy.ru.)

«Шри Шайлендра Шарма уже более 20 лет является известнейшим Гуру Крийя-Йоги. Он перевел на английский язык и написал оригинальный комментарий к «Йога-Сутре» Патанджали, «Шива-Сутре» Васугупты, пояснения к «Бхагавад-Гите». Практический контекст его комментариев, основанных на личном опыте реализации, отличает их от широко известных текстов. По записям его бесед с учениками на английском языке обнародован сборник высказываний под названием «Шипы и розы», отличающихся бескомпромиссностью, точностью и остротой суждений. Одному из наших коллег посчастливилось стать первым российским учеником Шайлендры Шармы. Находясь несколько месяцев рядом с Учителем во время даршанов, он задавал ему различные вопросы как относительно практик Йоги, так и не всегда однозначно понятных мест из священных писаний и йога-шастр. Некоторые отрывки из этих бесед Гуру-джи разрешил опубликовать.
Вопрос: Является ли Кундалини-Йога, Крийя-Йога, Хатха-Йога отдельными дисциплинами и существуют ли между ними какие-то различия? В «Гхеранда-Самхите», «Хатха-Йога-Прадипике» упоминается различие между Раджа-Йогой и Хатха-Йогой, — как это отражается на практике?
Ответ: Это не отдельные дисциплины, Крийя-Йога и Кундалини-Йога — одно и то же и все это — высшие формы Хатха-Йоги. Мы называем Хатха-Йогу и прочие формы Йоги — Йога-Видьей. И все это, прежде всего, духовные дисциплины, а не набор психотехник.
Вопрос: На Западе, а теперь и в России широко распространена практика Йоги как, в основном, практика асан. От простых до сложных. Какова их роль и место в Йоге и насколько они помогают человеку приблизиться к истине.
Ответ: На западе Хатха-Йогу понимают как асаны, и еще иногда как очистительные процедуры. Но это не Йога, это не открывает тебе твоей души. Но это кое-что — многие, занимаясь даже такими простыми вещами, как асаны, усваивают с этим некоторые навыки и идеи, начинают интересоваться духовными аспектами своей жизни. В этом плюс. Но изначальная мотивация человека важнее. Западный менталитет не стимулирует выполнение садханы, как духовного усилия, как это веками складывалось у нас. Впрочем, Йога во все времена и везде была редким явлением. Ученик должен был 12 лет прожить рядом с учителем, чтобы научиться хоть что-то понимать из того, чему тот его учит. Ваша же «Йога» — это временное поветрие, мода. Но постепенно все это войдет в свое нормальное русло и займет свое место в социуме. По-настоящему, Йога — это для немногих.
Вопрос: Есть ли разница между Йогой и Тантрой?
Оответ: Нет. Тантра — это высшая форма Йоги и начинается только после того, как освоены все восемь ступеней Аштанга-Йоги. Высшие же ступени Тантры вообще скрыты от всех».

(Шри Шайлендра Шарма. Крийя-Йога. // Ежеквартальный
иллюстрированный журнал «Йога» № 4(8). Декабрь. 2004г.)

«Тантра — одно из самых загадочных и популярных нынче слов. По ТВ транслируется немало передач, посвященной теме эзотерики и тантрическому сексу, однако ни одна из этих передач не отражает истинного смысла слова «тантра». Более того, Тантру приписывают к сексу, коим она совершенно не является. И после просмотра подобных теливизионных передач у зрителей складывается совершенно неверное представление о теме.
Тантра — эзотерическая система, берущая исток из стародревних практик индийской Йоги. Т.е. Тантра — это, в первую очередь, комплекс медитаций, направление Йоги, которую сделал широко популярной на западе великий гуру Ошо. Ошо максимально раскрыл глубину практик Тантры своим ученикам, написал множество книг о Тантре, после чего практика Тантры пошла в массы.
Если описать суть Тантры в нескольких словах, то она заключается в следующем:
— человек кроме физического тела имеет тело энергетическое, в котором существует множество энергетических каналов, по которым течет та или иная энергия. Если сравнить энергетическое тело с физическим, то в физическом теле имеется разветвленная система кровеносных каналов, каждый из которых снабжает тот или иной орган и выполняет свою функцию. Таких кровеносных каналов в теле человека множество. Так и в энергетическом теле есть большое количество каналов энергетических, у каждого из которых своя задача.
Энергетическое тело напрямую влияет на тело физическое, являясь его частью. Управляя энергетическими каналами и энергией, текущим по ним, можно напрямую влиять на физическое тело и его состояние. Тантра учит управлять одной из самых мощных энергий, которая имеется в энергетическом теле человека — Кундалини. В индийской Йоге она изображается в виде свернувшейся в клубок огненной змеи. Йоги особо почитают эту энергию, т.е. она является самой мощной и, при неправильном использовании, разрушительной энергией в теле человека. Кундалини является основой жизненной энергии человека, и если научиться с ней правильно работать, можно не только достичь совершенного здоровья, но и выйти на те стадии Сознания, которые можно назвать Нирваной, Инсайтом или Просветлением. Кундалини является истоком нашей сексуальной энергии и напрямую отвечает за сексуальность и, значит, за Жизнь как в нашем теле, так и в Природе в целом. Кундалини течет по определенным энергетическим каналам, к развитию и расширению которых и стремится Тантра.
На Востоке практики Йоги и других смежных техник не разделяют сексуальность и Кундалини, ибо оно является единым животворящим целым, одной энергетической сутью. К сожалению, современный человек далек от философии и разделяет секс и Кундалини, обращая пристальное внимание только на физический аспект вопроса (сексуальность, секс), и совершенно не понимая и, зачастую, отвергая его истинный глубокий философский и энергетический аспект. Отсюда и появляются передачи о тантрическом сексе, которые не имеют совершенно никакого отношения к истинно Тантре».

(Ошо и Тантра — Кундалини и медитация. Сайт www.osho-book.ru.)

«Аннотация. Автор книги Давид Фроули — выдающийся ученый, который смог органично объединить Ведическую Мудрость с Аюрведой. В своей книге он наглядно показал ошибочность ограниченных представлений о Тантре как о науке сугубо «индийской» и якобы ориентированной на сексуальный аспект. Его работа является великолепным введением в Индуистскую Тантру. Автор обсуждает все основные представления о Тантре и вносит ценные коррективы, позволяющие отличить истину от заблуждений. Он вводит читателя в суть тантрических практик, широко использующих как медитативную технику, так и технику произнесения мантр, направленных на десять Божественных Форм.
Книга предназначена для широкого круга читателей и расширит кругозор всех, кто интересуется культурой Востока, Тантрой, искусством управления энергиями, а также углубит наше понимание подлинно духовной природы, которая опирается на повседневную практику.
Введение. (Кавьякантха Ганапати Муни). Сегодня Тантру воспринимают во всем мире как популярный вариант восточной духовности. Современная нео-Тантра представлена как в Индии, так и на Запале в различных формах. Тантра как универсальная система обладает огромным потенциальным стремлением к свободе, чего так ищет современный ум, жаждущий творческой инициативы, любви к разнообразию, и что так стимулирующе воздействует на широкую публику. И все-таки Тантра по-прежнему остается одной из наиболее сложных йогических дисциплин. Духовную и медитативную сущность Тантры трудно разъяснить западному уму с позиций Индуизма, оплодотворенного многими различными тантрическими учениями. Следовательно, необходимо взглянуть на древнейшую науку Тантры с новых позиций.
Тантра — это духовный путь, использующий такие энергетические техники, как мантра, янтра, ритуал, пранаяма, медитация и многое другое, чтобы приблизиться к служению Богине и Ее повелителю Шиве с чистым сердцем. Эта древнейшая культура направляет нас к самореализации и постижению Абсолюта и представляет комплекс систем или скорее интегральную систему развития сознания для тех, кто действительно стремится к Истине.
Данная книга разъясняет наиболее типичную для всей Индии медитативную и мантрическую сферу Тантры. Книга включает как теорию, так и практику Тантры с акцентом на Аюрведу (Ведическую медицину) и не стремится к академическому исследованию и фундаментальному анализу. Композиционно книга подразделяется на три основных раздела и завершается четвертым — «Приложением». В первой части рассматривается традиционная и современная Тантра, различные уровни тантрических учений и их единство. Вторая часть — сердце книги. Здесь читатель сможет познакомиться с Даша-Махавидья, т.е. с десятью Божественными Формами Мудрости, персонифицированными в десять Богинь. Третья часть посвящена специфическим йогическим практикам, связанными с Аюрведой (традиционной индийской медициной). В ней читатель узнает более подробно о процессе развития сознания и той практике, которая содействует этому. Она будет интересна особенно тем, кто практикует Йогу.
Приложение раскрывает органичную связь между Индуизмом и Буддизмом с точки зрения Тантризма, предлагает словарь санскритских терминов и библиографию».

(Д.Фроули. Тантрическая Йога и Мудрость Богинь.
(Духовные секреты Аюрведы). / Пер. и ред. К.Г.Стрельцова
(Шантам) и Н.П.Русских (Мукти). Ника-Центр. 2013г.)

«Глава 9. Покров концепций тантр-янтр-мантр. Покров Тантры. Тантра на Санскрите означает «ткань, контекст, континуум»). После Вед, Упанишад, Пуран и «Бхагавад-Гиты» Тантра — один из основных элементов Санатана-Дхармы, «Вечной Религии» Индуизма. Ее главный предмет — божественная энергия и творческая сила (Шакти), воплощенная в женском аспекте разнообразных богов; она персонифицирована как Дэви, или Богиня, она изображается как жена — прежде всего жена Шивы. В зависимости от того, какую именно форму принимает Шива, его Шакти может быть Богиней удачи, такой, как Махешвари, Лакшми, Сарасвати, Ума или Гаури, либо устрашающей фигурой, как Кали или Дурга.
Термин «тантра» также относится к ряду текстов и практик, опасных для тех, кто не готов к строгой духовной дисциплине. Существуют две школы Тантры: 1) нечистый, рискованный путь Вамачары («путь левой руки»); его ритуалы безнравственны и связаны с сексуальным распутством; 2) Дакшачара («путь правой руки»); его ритуалам присуща чистота и строгая духовная дисциплина, требующая полного подчинения Божественной Матери в ее многочисленных формах.
В каждом тантрическом тексте должны присутствовать пять тем: 1) сотворение мира; 2) его разрушение или исчезновение; 3) поклонение Богу в его мужском или женском аспекте, т.е. поклонение одному из бесчисленных мужских или женских божеств; 4) обретение сверхъестественных способностей; 5) разнообразные методы достижения единения с Высочайшим с помощью подходящих форм медитации. Среди этих методов – разнообразные высшие учения Йоги, такие, как Карма-Йога, Бхакти-Йога, Кундалини-Йога и другие пути.
Тантрические тексты обычно написаны в форме диалога между Шивой, божественным повелителем, и его Шакти, божественной энергией. Они пытаются поднять человечество на уровень божественного совершенства, обучая человеческие существа, как пробудить спящую космическую силу (Кундалини-Шакти) с помощью определенных ритуалов и медитативных практик». («Энциклопедия восточной философии и религии», стр. 354-355).
Тантру может определить как «расширение сознания». Поэтому все действия, или Тантры, следует выполнять с этим пониманием. В сексуальной Тантре сексуальная энергия используется для того, чтобы слиться и стать единым с СУБСТАНЦИЕЙ, и все действия должны выполняться с этим намерением.
Тантра, неточный смысл которой — набор определенных действий, а более точный — «расширение сознания», — это теория о том, как использовать жизненный опыт для постижения ТОЙ СУБСТАНЦИИ или Сознания.
Путь Тантры. Путь Тантры — это использование повседневного опыта для постижения изначального Сознания или ПУСТОТЫ. В «Тантра-Асане» сказано: «Что-то поднимается, когда что-то опускается». Однако на пути очень легко оказаться в ловушке желания экстатических телесных или сенсорных ощущений или переживаний самих по себе, просто потому, что они восхитительны. Эта иллюзия — признак состояния, которое следует превзойти для «постижения» ПУСТОТЫ. Как все мы знаем, желание «кайфа» часто ведет к «облому». Однако, так как существует только ОДНА СУБСТАНЦИЯ, важно направить внимание на «облом» как на «энергию», без всякого желания изменить его или превратить во что-то другое.
Чтобы лучше продемонстрировать это, скажу, что самое мощное тантрическое сексуальное переживание, когда-либо испытанное «мной», произошло без партнера. В другой раз «я» занимался тантрическим сексом с женщиной, которая действительно занималась этим лишь ради секса. Для нее это было сексуальным экстазом и телесным блаженством, для меня — лишь ПУСТОТОЙ, на пути к которой не было никакого телесного блаженства».

(Стэфан Волински. Тебя нет. За пределами
трех покровов сознания. Сайт www.e-reading.me.).

«Понимание различия между Сутрой и Тантрой. В учении Сутры часто используется термин «дхарма». Коренной смысл этого слова — наше собственное истинное состояние, которое также называется «дхармакайя». Такое же значение придается и слову «тантра», которое тоже обозначает наше истинное состояние. Но в воззрениях Сутры и Тантры имеется различное понимание природы нашего истинного состояния. Опираясь на осознание того, что наша энергия есть часть нашей собственной природы, Тантрийские Учения используют путь преображения. Когда мы говорим о преображении, это означает, что мы понимаем истинную ценность всех вещей. На уровне сансары, или нечистого видения, у нас есть пять омрачений, но в Тантре мы понимаем, что их неотъемлемая природа — энергия, и эта энергия есть наша истинная природа. Но проявляться она может по-разному. То, что проявляется как пять страстей, когда у нас нечистое видение, в чистом видении проявляется как пять мудростей. В центральной сфере, или тиглэ ваджры, обе ее кажущиеся противоположности сходятся воедино, показывая, что чистое и нечистое видение, мудрости и страсти, являются аспектами нашей собственной энергии. На уровне тиглэ нет никакой разницы между этими двумя проявлениями — таково понимание, присущее Тантрийским Учениям.
Так почему же этот уровень учений и практики называется Тантрой? Подлинный смысл слова «тантра» — «непрерывность», то, что длится без перерыва, и именно такой считается наша истинная природа. Но, что же именно длится? И каким образом? И почему оно зовется Тантрой? Мы можем обнаружить его, наблюдая самих себя. Например, если мы будем наблюдать себя, то заметим, что у нас есть мысли. Внимательно наблюдая, где находится мысль, откуда она возникает и куда исчезает, вы можете долго искать, но не найдете ничего конкретного. В конце концов, вы всегда обнаруживаете только пустоту. Почему же именно пустоту? Потому что пустота — основа нашего состояния.
Поэтому, пытаясь найти свои мысли, вы находите эту основу. Но даже если вы ее находите, это не означает, что мысли исчезают навсегда. Через несколько секунд у вас появляется следующая мысль. Вы можете снова наблюдать ее, но ничего не найдете. Можете проводить такое исследование много дней, но результат будет одним и тем же: вы всегда будете обнаруживать пустоту. Одновременно у вас бывает бесконечное множество мыслей, которые возникают и продолжаются: они также составляют часть нашего состояния, то есть наше состояние представляет собой чередование мыслей и пустоты. Пустота — это основа, а мысли — ее проявления. Эти проявления существуют, потому что имеется непрерывность энергии. Но если это так, как же нам пребывать в своей истинной природе? Если вы задумаетесь о том, как возникают мысли, иногда может показаться, что имеется какая-то связь между предыдущей мыслью и последующей. Но в истинном понимании они никак не связаны, между ними всегда есть пустое пространство. Делая такую практику, как шинэ (практика медитации, направленная на развитие состояния покоя), иногда можно обнаружить, что это пустое пространство сохраняется более длительное время, и несколько секунд вы можете оставаться без всяких мыслей. У вас появляется более длительное переживание пустоты, а потом вы замечаете, как мысли возникают снова. Если не делать практику, а только наблюдать как обычно, как мы привыкли размышлять, то зачастую обнаружить это пустое пространство бывает не так легко; но в действительности мысли и пустое пространство всегда непрерывно чередуются, осознаем мы это или нет. Итак, эта непрерывность и есть наша настоящая природа, и именно ее мы называем Тантрой: Тантра — это наше истинное состояние. Когда вы произносите слово «тантра» или говорите о ней, то имеете в виду свою собственную энергию.
Задача тантрийских практик, особенно практик высших тантр, — научиться пребывать в чистом видении. Преображаясь в божество гневного, спокойного или радостного облика в зависимости от своей коренной страсти, и тем самым преображая свое нечистое видение в чистое, вы всегда применяете именно этот метод. Практикуя его в соответствии с воззрением Тантры, вы всегда работаете с чистым видением». 

(Намкай Норбу Ринпоче. Зеркало великого совершенства
(сборник статей и выступлений). / Пер. К.Шилова (1-2)
и Ф.Маликовой (3-6).) Сайт www.bookol.ru)

* * *