Статья 2.3. Тантра как предмет Российской Тантрологии. (ч.2).

продолжение

«Драгоценный камень в лотосе. История тайных языков почти также длинна, как история человечества; цель их — добиться исключения посторонних. К примеру, старинный пароль, предназначенный для прохождения через караул, вероятно, был менее трудным для понимания, чем обычные современные языки специалистов, способных утопить простое понятие в водовороте труднопроизносимого термина. А когда старое комбинирует с новым, результатом становится почти полная невозможность понять смысл.
Именно это произошло с Тантрой. Концепция Тантры не только обладает своими собственными, свойственными только ей оборотами речи, но, согласно одному из современных последователей этого учения, настаивает на том, что книги с общими описаниями наиболее высоких идей Тантризма «должны быть написаны таким образом, чтобы из них нельзя было извлечь практической пользы». Определенные существенные моменты преднамеренно опускаются, а иногда целые отрывки построены настолько беспорядочно, что в них нельзя разобраться без руководства; более того, мистический язык содержания книги позволяет понять смысл только тем, кто получил это учение из первых рук». Целью такой политики, очевидно, является желание обмануть «беспринципных людей», которые обнаружили, что духовные Учения «можно извратить ради достижения земных целей», получив «психическую силу и мощные заклинания, которые «могут быть использованы во зло».
В результате тантрические тексты представляют собой благодатное поле для изобретательных ученых. Как следует понимать, буквально или метафорически, невероятные, порой обескураживающие ритуалы, являющиеся особой принадлежностью Тантры? К сожалению, ответ чаще зависит от крепости нервов исследователя, чем от его здравого смысла. А для читателя Тантра раскрывается в соответствии с глубиной его мышления и предстает как нечто омерзительное, как духовное откровение или как недоступный пониманию вздор.
Неизвестно в какой форме существовал Тантризм, когда он только начинал возникать в первые века нашей эры; исследователи уделяют внимание не столько происхождению этого учения, сколько запутанным и эксцентричным вариациям, созданным на его основе. Но, чтобы привлечь многочисленных последователей, Тантризм должен был изначально быть достаточно понятным, а если учесть его отношения с другими религиозными учениями, можно сделать вывод, что так оно и было.
По существу вся индийская философия была философией отвержения, отказа. В Индуизме индивидуальным вознаграждением за добродетельную жизнь в течении бесчисленных воплощений было окончательное освобождение от мира со всеми его страданиями, причем освобождение не в результате перехода в какой-нибудь приятный и соблазнительный рай, а в несуществование, в блаженство небытия. Целью второй великой веры индусов, Буддизма, было нечто подобное: нирвана была не раем, а прекращением бытия.
Основные верования индусов различались скорее не по своим целям, а по путям их достижений. Хинаяна, или «малая колесница» буддизма, требовала одиночества, самоотречения и умерщвления личности. Махаяна, «большая колесница», была менее изнурительным, более утешительным путем; человек на этом пути поддерживался благосклонными Бодхисаттвами. Самой быстрой из «колесниц» была промежуточная — Ваджраяна, или «громовая колесница», которая стремилась магическим путем разрушить стену, отделявшую человека от нирваны. В Индуизме тоже были свои системы; среди них — Ньяя, считавшая правильным путем достижение ясного логического мышления; Йога с ее психической дисциплиной; и Веданта, приверженцы которой считали, что медитация может помочь индивидуальной душе слиться с пустотой Мировой Души.
Все эти системы отрицали мир, как иллюзию. Они отрицали и все мирские удовольствия, от которых должен был отказаться тот, кто активно стремился к освобождению от круга перерождений. Кто не готов был отречься от всех наслаждений, в качестве компромисса должен был прожить свою жизнь как можно праведно, поддерживая себя фаталистической надеждой на то, что однажды освобождение все же будет даровано ему.
Тантра же предлагала нечто совсем иное. Эта была деятельная система, обещавшая освобождение и блаженство за одну-единственную жизнь тем, кто, наоборот, культивировал наслаждения, мечты, экстаз. Если мир являлся выражением божества, то все, что существует в мире, тоже должно быть божественным, и ему следует поклоняться, а не отвергать его. Это было откровенно гедонистическое учение, и неудивительно, что оно немедленно нашло много приверженцев.
По мнению некоторых исследователей, Тантризм, подобно многим другим революционным верованиям мировой истории, был религиозным выражением политического бунта, протестом против сложившихся социальных отношений. Действительно, многие из практик Тантризма были сознательно направлены на подрыв классово-кастовой системы, а другие и вовсе попирали условности. На более поверхностном уровне Тантризм обладал вседозволенностью, отрицающей авторитеты и законы.
Лишить Тантризм его религиозной образности, его самогипноза, его молитв (в корне различающихся в буддистском и индуистском вариантах) — все равно, что лишить Библию ее поэзии и ее откровений. Не так много религий выглядят привлекательно без своих одеяний. Но, как отмечает один современный европейский ученый, Тантризм — это нечто большее, чем секс и магия. По его словам, индуистские и буддистские критики «постоянно выдвигали предположения, что тантристы используют религию только как маску для сексуального желания и разврата; а тантристы постоянно отвечали, что вся сложная, трудоемкая и исключительно трудная практика, которой следуют тантристы, вовсе не обязательно должна удовлетворять сексуальное желание, целей которого можно достичь гораздо проще и без всяких ухищрений. И это, несомненно, правда».

(Тьями. Тантра — в свете исторических исследований.
2006г. Школа Йоги. Крылья Совершенства. . Сайт www.wop.ru.)

«Тантра — это древнее искусство секса, когда воедино сливаются страсть и нежность, душа и разум. Когда начинают петь в унисон чувства и тела партнеров, унося обоих в водоворот наслаждения и неги. Это древняя техника управления сексуальной энергией, выводящая чувственность и наслаждение на качественно иной уровень восприятия. И, наконец, это магия управления своим телом и энергией, таинство управления энергией окружающего нас мира, когда человек становится един с природой и Вселенной, создавшей нас.
Искусство управления своей сексуальной энергией дает мощный толчок в духовном развитии человека. Когда тело находится в гармонии с духом, телесные ощущения обостряются, и окружающий нас мир начинает раскрываться чудесным бутоном нежного цветка. Мир предстает перед нами во всем своем великолепии и простоте: стираются накопленные за годы жизни засевшие в нас штампы, сужающие наше видение мира до мутного стекла, через которое еле-еле брезжит солнце. С разума спадают оковы цивилизации, загнавшей человека в клетку мнений и ошибок, наша Душа распахивает свои крылья, делает глубокий вдох Свободы и устремляется в высь — к небесам, к звездам, к Вечности. Это свободный полет Человека, переставшего воспринимать мир сквозь призму общественного мнения, и ставшего просто собой — свободной личностью, чистой Душой, живущей в гармонии со всем сущим. Начать изучать и практиковать Тантру — значит сделать первый шаг к свободе от серых будней, от крысиных гонок, которыми занято все человечество. Миром правят аморальные правила, которым должно следовать все человечество, чтобы стать по-настоящему «успешным и уважаемым». Эти правила придумала не Природа, их придумал человек, который решил встать на вершине людской пирамиды. Человек, который захотел отнять данную каждому человеку Свободу, превратив их в покорных слуг, дав им взамен иллюзию свободы — власть и деньги. Когда человек богат, он уважаем и знатен, когда он беден, он презираем и ничтожен в глазах людей. И все стремятся на вершину пирамиды, идя по головам других, забывая о чести и достоинстве, морали и этике — забывая о самом главном и единственном законе природы — законе Гармонии. <…>.
Слово «тантра» имеет много значений, и возможно его истинное значение потеряно в древности. Некоторые исследователи утверждают, что это слово происходит от санскритского слова, обозначающего ткань или гобелен, символизируя что-то, что вплетено в нашу жизнь. Другие утверждают что оно произошло от двух санскритских слов — «таноти» и «трайати». Таноти означает расширение сознания, трайати означает освобождение. Таким образом, можно сказать, что Тантра расширяет и освобождает сознание, делая его тканью существования.
Являясь наивысшим из возможных синтезом между любовью и медитацией, Тантра еще является связью между третьим измерением и другими планами существования за пределами материального плана. Также как и религиозная философия, Тантра охватывает глубокое духовное понимание жизни и древнее искусство жизни в гармонии с реальностью. Это поэтическая наука сверхсексуальности, корни которой теряются в тысячелетиях не только в Индии и Тибете, но также на Дальнем Востоке, Полинезии и туземных культурах во всех частях мира, включая культуру американских индейцев. Она использовалась как средство для достижения состояния космического сознания и соединения с Божественным. <…>.
Само понятие «тантра» означает буквально «сцепление», в переносном смысле — «сокровенное знание». Тантра — это метод, или путь, достижения Просветления, помогающий практикующему обрести состояние Будды в течение одной жизни, хотя и с великими усилиями. При этом стремление к достижению Просветления является скорее альтруистическим, поскольку, согласно учению Махаяны вообще и Ваджраяны в частности, чем ближе сущность к Просветлению, тем более она стремится помогать другим, идущим этим путем.
Корни Тантризма уходят в доарийскую Индию, в культ Богини-Матери, в магию сельской общины, во многом связанную с сексуальными ритуалами. Тантрическое учение выросло из этих верований, взяв за основу представление о тождестве микро- и макрокосма, человека и мироздания, поскольку все возводится к единению двух начал — женского и мужского. В зависимости от того, какое начало признается главенствующим, Тантра разделяется на «правую» и «левую». <…>.
Что же представляет собой Тантра, которую практикуют у нас сегодня? Основная идея современной Тантры состоит в том, что практикующий должен овладеть всеми видами своей энергии, чтобы уметь трансформировать их и направлять на самосовершенствование. Исходя из понимания Тантры как системы, которая включает в себя йогу, философию и религию, как правило, Тантра практикуется в разрезе телесных и психических практик, способствующих высокой осознанности человека и ведущих к расширению восприятия реальности. На занятиях Тантрой посредством традиционных тантрических дыхательных техник, йогических практик и медитаций ведется работа с энергетическими каналами (нади), с энергетическими центрами (чакры). Особое внимание уделяется сердечному центру (Анахата-Чакра), сексуальной энергии и взаимодействию мужского и женского начала (Шива-Шакти), как в одном человеке, так и в паре, именно поэтому в Тантре много парных техник. <…>.
На сегодняшний день существует, так называемая, «нео-Тантра», пришедшая к нам с Запада. Ее отличие от традиционных тантрических практик в том, что сексуально ориентированные упрощенные техники и ритуалы занимают в ней едва ли не центральное место. К тому же «нео-Тантра» активно использует приёмы классической психотерапии и новейших методик психотренингов от НЛП до элементов гипноза. Как правило, истинные тантристы считают «нео-Тантру» вульгарной и называют профанацией древнего учения. <…>.
Тантра — это чистый, чрезвычайно глубокий и многогранный в своих аспектах путь духовного развития человека, путь принятия и познания мира в себе и себя в мире, путь любви в истинной мудрости. (Источник: www.samopoznanie.ru/scools/tantra/.)».

(Тантра. 15.02.2013г. Сайт www.misterymagic.mybb.ru.)

«Для начала я хочу предложить вам несколько разных точек зрения, они разные и в чём-то противоречивые, но каждая из них интересна и своеобразна, а поэтому и полезна. Если вы зададитесь идеей узнать, что такое Тантра из книг — прочтите книгу Андре Ван Лизбета «Тантра, Культ Женственности». (Андре Ван Лизбет. Тантра. Культ женственности. Феникс. 1998г. 256 стр.). В ней вы сможете найти несколько академичных определений:
«…В зависимости от контекста «тантра» означает нить, челнок, продолжение, происхождение, представление церемоний, систему, теорию, доктрину, научное открытие, вид творчества. Наконец, Тантра — это мистическая и магическая доктрина, вдохновляющая любое созидание.
По мнению С.Н.Досгупты, «тан» происходит от «тантра» и имеет значение выставлять, объяснять. Тантра — означает так же соглашение, договор. В этих специальных значениях термин «тантра» часто употребляется в литературе, не имея при этом никакого отношения к Тантризму. Для большинства индийцев Тантра представляет собой доктрину или неведический культ, демонстрирующий весь антагонизм между Тантрой и арийской ведическо-брахманической системой.
В этой книге Тантра представлена как основа доктрин и тысячелетних практик. Тантра — это так же «ткач, ткачество». И, казалось бы, такое определение никак не соприкасается с термином «доктрина». Но согласно Тантре, Вселенная воспринимается как бесконечное полотно (ткань), где всё имеет место и всё происходит под её кровом.
Происхождение слова «Тантра» можно так же объяснить присоединением к корню «тан» (со значением растягивать, распространять) суффикса -тра (который означает принадлежность к какому-либо инструменту), т.е. в буквальном смысле — расширение поля сознания, прикосновение к высшему сознанию, основе бытия; цель Тантры — пробуждение «вместилища» непознанных возможностей и их использование».
Здесь я позволю себе привести выдержки из книги Хориша Джохари «Инструменты для Тантры» (Хариш Джохари. Инструменты для Тантры. Чакры: энергетические центры трансформации. М. София. 2001г. 261 стр.): «Тантра представляет собой целостный подход к изучению Универсума с позиции Индивидуума; это исследование макрокосма посредством микрокосма. Тантра исследует само древо жизни, не ограничивая себя изучением какой-либо одной из его ветвей. Тантра есть то знание, которое расширяет границы разума, тела и сознания».
Следующая цитата взята из предисловия к книге Джона Мамфорда «Тантрический экстаз», написанного издателем Карлом Левеллином (Джон Мамфорд. Тантрический экстаз. М. Фаир-Пресс. 2001г. 240 стр.): «Тантра — это духовная наука, которая, выражаясь словами Парамханса Сатьянанда Сарасвати, использует «методы проникновения в глубины подсознания…, очищая личность от глубоко укоренившихся комплексов, корректируя поведение и возрождая человека психологически и физиологически».
Тантра так же включает в себя Кундалини-Йогу, целью которой является «пробуждение в человеке сверхсознания для обретения видения своей божественной природы».
Тантра — это наука, составляющие дисциплины которой подразумевают использование многих техник, включая мантру, янтру, мандалу, йога-нидру, асаны, пранаяму и т.д.
Тантра — это наука о сознании человека, но её основные постулаты понятны и легко применимы, ибо она оперирует доступным для всех понятием «любовь».
Тантра даёт ключ к пониманию того, что исповедуют все религии и что утверждается в освящённых обычаями брачных уз ритуалах. Это — священность брачных уз.
Дословно термин «тантра» означает «расширение», «освобождение». Под «освобождением» подразумевается полная реализация заложенного в человеке потенциала. Развитие следует рассматривать как обязательства, которые на нас накладывает сама жизнь. Именно развитие является необходимым условием здоровой и успешной жизни.
Какой бы аспект тантрической технологии мы не освещали, принцип остаётся одним: «любить друг друга!».
И ещё одна цитата. На мой взгляд, без неё не обойтись, потому что она написана одним из Учителей: «Прежде всего, мир «Вигьяна-Бхайрава-Тантры» — не интеллектуальный, не философский. Говорить о ней, как о доктрине, бессмысленно. Она связана с методом, с техникой, а совсем не с принципами. Слово «тантра» означает технику, метод, суть. Поэтому она не становится философией, запомните это. Она не связана с «почему», она связана с «как»; не с вопросом «что есть истина», но с тем, как её достичь.
…не важно, индуист вы, мусульманин, христианин или джайн. Подлинный человек за фасадом религии тот же. Отличаются только слова и одежды. Человек, который отправляется в храм, или в мечеть, остаётся одним и тем же. Лишь лица различаются, и они фальшивы, это маски. За маской вы найдёте того же человека — тот же гнев, ту же агрессию, ту же жестокость, ту же жадность, ту же похоть — всё то же самое. Отличается ли сексуальность мусульманина от сексуальности индуиста? Отличается ли жестокость христианина от жестокости индуиста? Они одинаковы. Действительность остаётся одной и той же, меняется только одежда.
Тантра не имеет отношения к вашей одежде, она имеет отношение к вам… Тантра не говорит, что такое свет. Тантра воздействует на человека, изменяя его таким образом, чтобы он мог видеть. Тантра говорит, как достичь озарения, как обрести способность видеть, как достичь видения.
…сами слова «Вигьяна-Бхайрава-Тантры» означают технику выхода за пределы сознания. «Вигьяна» означает сознание, «бхайрава» означает состояние за пределами сознания, а «тантра» означает метод — метод выхода за пределы сознания» (Ошо. Вигьяна-Бхайрава-Тантра. 2000г. том 1. 384 стр., том 2. 384 стр., том 3. 352 стр., том 4. 352 стр., Нирвана. 2005г. 1328 стр.).
А вот Великая мать Х.Х. Шри Матаджи Нирмала Деви придерживается на этот счёт иного мнения: «… Оккультные практики, находящиеся в полной слепоте из-за характера используемых ими знаний, наносят вред этому центру (имеется в виду Муладхара, примеч. П.О.). Некоторые системы используют очень странные средства, которые они ошибочно принимают за духовность, например Тантризм, где даже секс используется в качестве инструмента. Секс нельзя использовать как инструмент, так как эволюция спонтанна. Сосредоточение внимания на сексе даёт некоторое приподнятое или иллюзорное состояние. Но это состояние не длится долго, не влияет на эволюцию».
«Тантра — это путь к просветлению» (Гэвин и Ивона Фрост. Тантрическая Йога: королевский путь к пробуждению Кундалини).
Я предложил вашему вниманию несколько точек зрения и не хочу ни одну из них предлагать, как единственно верную. Её Величества Истины в них нет. Каждый решает сам, каким значением наполнить поступок, слово, состояние. Хирург и Убийца (формально) делают одно и то же — льют кровь, рассекая плоть. Но скальпель Целителя несёт Жизнь, а нож Негодяя — Смерть. Как сказал москвич Андрей Лапин: «Секс — это лестница между раем и адом и каждый сам выбирает куда идти». Для меня Тантра — это путь принятия и любви, ключ к познанию себя и окружающего мира. И именно этим значением я его наполняю».

(П.Остриков. Что такое Тантра? Разные точки
зрения, цитаты. 05.09.02г. Сайт www.tantrist.ru.)

«Для расширения сознания придумано немало способов. Тантру традиционно понимают как путь к просветлению через выстраивание магических отношений между мужчиной и женщиной. Мистика взаимодействия мужского и женского пронизывает все эзотерические системы древности, не исключая даже Христианство. Например, всем известная звезда Соломона — шестиконечная звезда — это символ соития. Треугольник вершиной вверх обозначает пирамиду, обелиск, менгир, фаллос, треугольник вершиной вниз — чашу или женское лоно. Поэтому волшебное кольцо Соломона, скорее всего, означало обручальное кольцо, подразумевающего брак с Шехиной — женской ипостасью божественного присутствия в окружающей нас природе. Александрийские герметики начала эры призывали объединить Солнце и Луну, мужчину и женщину. Европейские алхимики по той же причине называли алхимический процесс соитием или свадьбой. Китайские даосы понимали герметическую аллегорию буквально. А Иисус в Евангелиях называл себя женихом, невестой которого была христианская церковь и вся земная природа.
Объясним магию действия Тантры. В Индуизме женщина представляет собой принцип энергии, а мужчина — принцип информации о том, как эту энергию надо использовать. Не случайно имя богини Шакти в переводе с Санскрита дословно означает «сила», а имя ее мужа Шивы — «благой, приносящий счастье». Образно говоря, лишь при соитии Шивы и Шакти наша деятельность может стать успешной.
В большинстве традиционных культур материальный мир — всегда женская ипостась Божества. Привычная нам реальность — это Богиня Мать, Материя, Маат, Майя, Шехина, Кали, Пракрити, природа. Материя порождает все формы существования, вынашивая их и взращивая, то лаская, то наказывая каждого из нас. Самых нерадивых детей Материя может преждевременно уничтожить, превратившись по отношению к ним в беспощадную Кали.
В Тантре любая земная женщина считается живым алтарем Богини Матери, посредством которого Великую Богиню можно почитать и ублажать. Порадуешь женщину — почтишь Богиню, в распоряжении которой находится весь материальный мир. И если тантрик хочет добиться успеха здесь и сейчас, а не в высших мирах, он обязан почитать женщину, чтобы в материальном мире ему всегда сопутствовала удача.
Однако, важно запомнить, что земная женщина — не Богиня сама по себе, а лишь ее мистическое воплощение. Если женщина становится жадной, эгоистичной, распутной, лживой, теряет достоинство, то она оскорбляет Великую Богиню и перестает быть живым алтарем. Как женщина она продолжает почитаться, но любовь к ней лишена сакрального смысла и не подходит для практики Тантры.
Чтобы служить тантрику алтарем Великой Богини женщина должна быть способной любить его и не лгать ему. Правдивость — обязательное условие для любого человека на духовном пути.
Женская любовь — как сатва, благословение, проявление божественной милости к тантрику. Правдивость — это раджас, энергия, необходимая сила для реализации человеком самого себя. В древности, когда еще не существовало строгих правил морали, от брахмана требовалось лишь одно — правдивость. Ведь тому, кто никогда не обманывает, поневоле приходится стать либо образцом добродетели, либо предельно смелым, сильным и уверенным в своей правоте человеком. Задумайтесь, многие ли из нас сегодня способны на такую доблесть — никогда не лгать? В понимании древних людей Хор, герой или ведический «вира», который имел мужество поставить себя вне морали, должен обладать смелостью и для того, чтобы правдиво сознаться во всем, что совершил. Иначе он фактически не был самим собой, действовал неосознанно. Иначе его страх перед наказанием, осуждением, его привязанность к выгоде или материальным благам исказит все духовные устремления.
Не случайно в русском языке слово «честь» и «честность» сохранили одинаковый корень. Взаимная любовь между мужчиной и женщиной в Тантре не всегда считалась необходимой, однако сама по себе любовь всегда свидетельствовала, что тантрические отношения близки к идеалу. Ведь чтобы творчески почитать, ласкать и радовать женщину, мужчина должен бояться ее потерять, то есть — любить. Аналогично, женщина не будет всецело заинтересована в повышении уровня энергетики того мужчины, который для нее лишь случайный партнер. Тантра вполсилы ведет к таким же половинчатым результатам. Соответственно, тантрики обоих полов должны быть способными вызывать любовь — привлекательно выглядеть, иметь хорошую физическую форму, быть доброжелательными, сексуальными и открытыми, уметь общаться, и т.д.
Вопреки распространенному мнению, Тантра — это не набор женских хитростей и приемов для максимального удовлетворения мужчины. На самом деле все с точностью до наоборот. Классическая Тантра предназначена для наивысшего женского удовлетворения, а не мужского. В древних книгах по Тантре вы нигде не найдете описание того, как возбуждать мужчину, зато повсюду подробно описаны способы удовлетворения женщины. Наверное, прежние мужчины были такими мужественными и страстными, что их не нужно было возбуждать, в отличие от современных мужчин. Женщине достаточно было всего лишь раздеться и разрешить к себе подойти.
С другой стороны, классическая Тантра подразумевала не только сексуальное наслаждение. Женщина Тантры всегда остается алтарем Великой Богини — и одетая и раздетая. Она повсюду должна быть максимально окружена вниманием и заботой. Ей обеспечивают достойную жизнь, дарят подарки, говорят комплименты, развлекают, за ней красиво ухаживают. Куртуазность для тантрика с одной стороны — магический ритуал почитания Великой Богини, а с другой стороны — правильная линия поведения, от которой женская любовь разгорается более сильно. Поэтому бессмысленно рассуждать, не устарел ли старинный этикет, если его положительное влияние очевидно.
Как ни странно, средневековый рыцарский культ «Прекрасной Дамы» тоже восходит к Тантре. Основоположниками этого культа были кельты — арийское племя, пришедшее в Европу с Востока и в древности имеющее много общих обычаев с индийцами. Оказывается, кельтский рыцарь поклонялся избранной даме, часто совершенно недоступной для него по социальному статусу, даже замужней, и совершал подвиги в ее честь не просто ради удовольствия, поскольку секс между ними был иногда невозможен, а ради удачи в бою. Ответная благосклонность дамы как бы гарантировала рыцарю благосклонность и защиту всей окружающей его дикой природы. Дама сердца была для кельтского рыцаря кем-то наподобие живого ангела-хранителя.
Принимая знаки внимания, ласки и подарки, женщина Тантры, предельно раскрывая свою женственность, энергетически трансформирует возлюбленного в настоящего мужчину, запрограммированного на успех. Мужчине такой тип отношений полезен не меньше, чем женщине. Ведь если женщина его любит, то любовь всегда удержит ее от непосильных претензий. Важно понять: женщина принимает мужскую любовь, знаки его внимания и подарки не в угоду своему эгоизму, а ради воспитания и совершенствования любимого мужчины. Ее выгода — в будущих последствиях от максимального развития его мужества, а не в сиюминутных материальных благах. К сожалению, для большинства современных женщин, якобы практикующих Тантру, именно с этим постулатом сложнее всего согласиться. Однако, настоящая женщина Тантры — это воплощенная любовная мудрость Богини-Матери, а не хитрость жадной проститутки.
И лишь напоследок можно напомнить, что женщина Тантры, само собой, должна быть удовлетворена сексуально. Женское наслаждение — главное подношение на живой алтарь ее прекрасного тела. Во время тантрического секса все наши молитвы доходят до Богини Матери, поскольку женский оргазм — это состояние наподобие шаманского транса. Поэтому женщину Тантры нередко украшают гирляндами из цветов, а ее лоно — даже горящей свечой, хотя это вовсе не обязательно, поскольку многих шокирует, напоминая про Черную Мессу. Однако Тантра не имеет ничего общего с сатанизмом, главная цель ритуалов которого заключается в надругательстве над Христианством.
Тантра — самостоятельное мистическое учение, возникшее в глубокой древности, вероятно — в эпоху матриархата. Тантрическая любовь подобна невидимому цветку, который можно осознанно и терпеливо выращивать до огромных размеров, если окружить его заботой и вниманием. Если цветок любви не растет, значит, Вы плохо за ним ухаживаете. Не думайте, что любовь рождается и умирает сама по себе. Если Вам показалась — любовь прошла, то задумайтесь: Вы этого хотите? Если не хотите, то не бросайте уже засеянное поле, подобно глупому земледельцу, которому вечно кажется, будто на соседнем участке его хлеб будет быстрее расти. Не перебегайте понапрасну с участка на участок, так у Вас вообще ничего не вырастет. Ведь однажды, когда бутон тантрической любви наконец распустится, Вы будете достойно вознаграждены его красотой, благоуханием и энергией».

(Трисмегист. Магия Тантры. Сайт www.samlib.ru)
(Мистический эротизм. Сайт www.aria-yoga.narod.ru.)

«Тантра — путь к интеграции сознания через преображение. Тантра — доктрина, практики, инструмент расширения сознания. Тантра — это наиболее древняя, дошедшая до нас система самосовершенствования, где энергия желания не подавляется, а сознательно используется для оздоровления, долголетия и духовного развития. На пути Тантры происходит самотрасформация через познание непрерывности ткани бытия. Путь Тантры способствует трансформации омрачений ума в мудрость. <…>.
Введение. Стремление к свободному волеизъявлению в соответствии с выделенным З.Фрейдом принципом удовольствия, является одним из основных побудителем человеческих поступков. Человеческое существо стремится получить желаемое, но существующие в сознании сдерживающие (ограничивающие) механизмы препятствуют свободе его поступков. Тем не менее, через тысячелетия до нас дошли различные мистические практики, направленные на достижение состояние полной внутренней свободы. Речь идет именно о внутренней свободе, без каких либо психоментальных блоков и ограничений, поскольку полная внешняя свобода для человека, живущего в социуме, невозможна по причине существования в нем (социуме) института контроля над человеческим поведением. Даже если вы начнете совершать поступки, выходящие за рамки принятых в обществе норм поведения, то рано или поздно вы рискуете оказаться в заключении, что по своей сути окажется для вас еще большим ограничением, чем те, которые вы до этого не пожелали соблюдать. <…>.
Со временем у человека, который постоянно подвергается с одной стороны воздействию своих инстинктов, а с другой давлению общественной морали, может возникнуть желание избавиться от постоянно раздирающих его внутренних и внешних противоречий. Он может захотеть выйти за пределы своих ограничений и обрести свободу. Как уже упоминалось, живя в обществе, невозможно быть полностью свободным от него и единственная свобода, которая нам доступна — это внутренняя свобода. При ее достижении возникает состояние полной гармонии и глубокого внутреннего покоя, что само по себе устраняет как внешние, так и внутренние противоречия. Методы, позволяющие достигать подобного состояния, существовали во многих древних духовных традициях.
В разных видах учения и школах существовали техники, рассчитанные на учеников с отличающимися способностями. С абсолютной точки зрения, ни одно учение не является более совершенным или действенным, чем другие. Ценность каждой системы определяется только степенью реализации, которую может достигнуть человек, практикующий ее. Если, следуя по какому либо пути, человек получает от него максимальную пользу в соответствии со своими способностями, то этот путь для него является лучшим. В таком контексте нет смысла оценивать такой путь как более или менее возвышенный по сравнению с другими системами самореализации. <…>.
Три уровня учения в Буддийской Традиции. В рамках данной статьи мы остановимся на уровне учения Тантр, поскольку принципы, лежащие в основе тантрических практик нашли свое отражение во многих современных интенсивных интегративных психотехнологиях (ИИПТ).
Термин Тантра со временем стал часто употребляться для обозначения текста, содержащего тантрическое учение. Существует несколько толкований слова Тантра, но наиболее верным его значение является — «непрерывность», в том смысле, что хотя все проявления психической (энергетической) природы сознания человека в соответствии с воззрением Сутры пусты, тем не менее, они непрерывно проявляются. И если мы обратим свой взор вглубь себя, то заметим, что почти каждое мгновение своего бытия мы постоянно что-то ощущаем, чувствуем или думаем. Эта внутренняя деятельность является отражением трех аспектов нашего существа (Тела, Речи и Ума) и проявляется не только в состоянии бодрствования, но и во сне. По сути это непрерывно проявляющиеся потоки внутренней (психической) энергии. На внешнем уровне эта энергия проявляется в виде разнообразных поступков, которые согласуются или не согласуются с требованиями социума. Свободное выражение наших глубинных побуждений, а в особенности те из них, которые сопровождаются «борьбой мотивов» подчас ведут к сильному душевному конфликту. Такие внутренние побуждения в Буддизме принято называть страстями или омрачениями, которые в Сутре принято рассматривать как препятствия на пути (поэтому от них стараются отречься). В Тантре же напротив эти страсти используются как топливо для продвижения по пути, уводящему за пределы наших внутренних ограничений. Отношение в Тантре к страстям, отвергаемым на уровне Сутры, выражено в тантрическом изречении: «Чем больше дров (страстей), тем больше огонь (реализация)».
Идеология Тантры в тибетском Буддизме и традиции Бон имеет много общего с учением Тантры в Индийской культуре. Традиционно Тантры принято разделять на внешние (низшие) и внутренние (высшие). Оба этих уровня Тантры в качестве основного метода работы с энергией используют визуализацию, но внешние Тантры помимо визуализации применяют еще и различные техники, направленные на очищение ума и действий практикующего. Таким образом, его стараются подготовить к обретению мудрости. На внешнем уровне такая подготовка может проявляться как некие предписанные действия (например, выполнение простираний с чтением различных мантр). <…>.
Индуистская Тантра. Как упоминалось ранее одним из значений слова «тантра» — является «книга» или «текст». Индуистская Традиция указывает на существование шестидесяти четырех Тантр. В них излагаются теории сотворения и развития мира; имена и функции бесчисленного множества различных высших существ, в том числе мужских и женских божеств; различные виды ритуального поклонения; магия; колдовство; структура тонкого тела; пробуждение мистической энергии Кундалини; приемы телесного и умственного очищения; природа просветления (самадхи) и, конечно же, сакральное соитие.
Другое значение слова «тантра» — «расширять». Поэтому Тантру можно определить как текст, который расширяет понимание практикующего до состояния подлинной мудрости. Все последователи тантрического воззрения утверждают, что полное освобождение возможно только при условии озарения человека светом истинной мудрости (видья). Обретаемая мудрость обладает освобождающей силой, способной укрепить практика Тантры в состоянии «неразрывности» ограниченного и бесконечного планов бытия. Традиция индуистской Тантры пытается преодолеть дуализм между конечной Реальностью (т.е. Я) и обусловленной реальностью (т. е. эго), путем утверждения практика в неразрывности мирского существования и процесса освобождения (просветления). В Тантрах говориться, что мир феноменов единосущен с запредельным. Поэтому просветление не связано с жесткой аскезой и подавлением своих естественных побуждений. Напротив низшая Реальность неразрывно связана с высшей и содержится в ней, позволяя последней преобразовывать ее. Краеугольным камнем индуистской Тантры является объединение телесного бытия с духовной Реальностью. Прежде всего — это практика познания, именуемая садханой (практикой). В ней нашли свое место различные практики сакрального соития, как символ неразрывной связи сексуальности и духовности. Однако эти сексуальные практики, буквально воспринимались лишь школами так называемой «левой руки», но символически истолковываются тантриками «правой руки» и представляют только одну сторону практики Тантра-Йоги. Во многом эти тантрические практики предназначались для удовлетворения духовных запросов «темной эпохи» (Кали-юги). Основная же идея Тантры заключается в недвойственном восприятии как своей природы, так и природы бытия.
Тантрическая трансформация. В Буддизме выделяют три основных страсти: гнев, привязанность и омраченности ума, называя их тремя ядами, которые лежат в основе перерождений. В Тантре учатся преображать их в мудрость, применяя три основных метода. Для преодоления гнева преображаются в гневную форму божества, для преодоления привязанности — в радостную форму, а для преодоления омрачений ума — в спокойную. На практике это может выглядеть следующим образом. Испытывая сильный гнев на кого-либо, вы представляете, что преображаетесь в гневное божество и, применяя соответствующую визуализацию с чтением мантры этой формы божества, вы усиливаете свой гнев до такой степени, что он выходит за пределы вашей ограниченной личности и уже не является направленным на конкретного индивида. Таким образом, исчезает разделенность на субъект и объект, и гнев, не имея конкретной мишени, самоосвобождается в виде чистой энергии, которую вы можете использовать по своему усмотрению. В этом случае вы не препятствуете гневу и не размышляете о его причинах, а используя его энергию, трансформируете и направляете в более высокое русло. Вы не подавляете гнев во чтобы то ни стало, тем самым избегаете формирования энергоинформационного блока в своем сознании, который, будучи вытесненным в сферу бессознательного, со временем проявит себя в виде различных невротических реакций или эмоциональных срывов.
Подобный принцип работы с психотравмами лежит и в основе современных интенсивных интегративных психотехнологиях (ИИПТ).
Общность тантрических практик и интенсивных интегративных психотехнологий. Различные теории о сознании человека предлагают свои объяснения о причинах, лежащих в основе той или иной психотравмы. Порой эти объяснения кардинально различаются. На самом деле осознание причины и механизма действия психотравмы не всегда приводит к ее дезактуализации. Если же работать с психотравмой как с энергетическим процессом, который уже содержит в себе потенциальность к самоисцелению, мы можем путем еще большего усиления и поддержания этого процесса привести его к самоосвобождению.
Такой принцип работы с психотравмой лежит в основе различных дыхательных психотехнологий и холотропного дыхания — современных методах интегративной психотерапии, весьма эффективных при лечении различных неврозов, психопатий и психосоматических расстройств. <…>.
Чем большее количество внутренних ограничений и запретов мы снимем, тем больше энергии получим. Исчезновение ментальных блоков дает ощущение прилива душевных сил и состояния внутренней свободы. Таким образом, высвобождая подавленный бессознательный материал, мы способствуем тому, чтобы наша психическая энергия непрерывно проявлялась. Более того, мы стремимся делать этот процесс максимально осознанным и управляемым. Рассмотренный, уже нами принцип Тантры (непрерывности) очень ярко проявляется в современных интенсивных интегративных психотехнологиях (ИИПТ). Чем лучше мы овладеваем своими психическими процессами и чем более осознанными становимся в нашей повседневной жизни, тем меньшее количество психотравм и, как их следствие, систем конденсированного опыта (СКО) формируется в нашем сознании. Практикуя подобным образом мы, с каждым разом, становимся на шаг ближе к своей внутренней свободе».

(Семинар «Тантра: древние традиции и современные
смыслы. 16.07.2010г. Сайт www.terton.ru.)

«Тантра — пропасть или взлет? Тантрические практики кажутся сегодня доступными как никогда. Рассеялся и ореол таинственности, окружавший некогда само понятие Тантры. Однако открытость эта мнимая, а большинство семинаров, обещающих всевозможные духовные блага, по-прежнему имеют мало общего с древним учением.
Всплеск западного интереса к экзотике и эзотерике Востока в шестидесятые создал свою молодую обширную религию, получившую название Нью-Эйдж, или «движение Нового Века». Поскольку западному человеку свойственно «проверять гармонию алгеброй», адепты Нового Века сочли, что древние мистические учения Востока могут быть так же вседоступны, как ЛСД и мескалин, а измененные состояния сознания, вызванные синтетическими и растительными наркотическими веществами, сродни возвышенным состояниям духа, описанным в древних трактатах по Йоге.
Произошла вполне закономерная подмена подлинного духовного стремления и поиска внешними, привлекательными для эго лозунгами «всеобщей любви», «единения», «Бога в себе» и прочими Нью-Эйдж побрякушками, за которыми, по сути, не скрывалось никакого глубинного содержания.
Современный рынок эзотерики продолжает порождать фантастические суррогаты древних учений, и, пожалуй, в наибольшей степени среди них искажена Тантра. Это объясняется тем, что Тантра представляет собой наиболее глубинный, скрытый и сложный слой Индуизма, понимание которого требует знания Санскрита, знакомства с живой, а не с книжной традицией, ясного ума, непреклонных духовных устремлений, нравственной чистоты и самое главное — чуткого руководства достойного и сведущего наставника.
Не случайно путь Тантры предписывается лишь особому классу практикующих — тем, кого называли вирами, или героями, одержавшими победу над внутренними чудовищами жалости, тоски, страха, стеснительности и отвращения — удавками, которые закабаляют человека и низводят его до состояния пашу, или связанного скота.
К сожалению, та Тантра, которую приходится видеть последние лет пятнадцать в большинстве изданий и рекламах семинаров по «тантрическому сексу», не тянет даже на грубую карикатуру или «пособие для чайников». Такое впечатление, что древнее знание прячется, притворяясь чем-то иным, дабы окончательно сбить с толку невежд и испытать искренне ищущих.
В школе недвойственного Кашмирского Шиваизма Трика, достигшей апогея философии и Йоги Тантры, все явления классифицируются как пять действий Шивы, и одно из них – тиродхана, или действие омрачения, сокрытия благодати, в противоположность ануграхе, дарованию благодати и открытию истины, — явно преобладает в современном мире. Поэтому созрела необходимость пояснить значение и истоки Тантры.
К истокам. Тантрой в широком смысле называется древнейший, вернее, вневременной свод знаний о законах вселенной, о гармоничном взаимодействии с ней, о смысле и цели человеческой жизни, а также о методах, ведущих к освобождению из горестного круговорота перерождений.
Поскольку Тантра оперирует базовыми онтологическими понятиями, устная ее традиция уходит корнями в глубочайшую древность, применять к которой какие-либо временные рамки сложно. Археологические раскопки доарийских цивилизаций Мохенджо-Даро и Хараппы, возникших в долине Инда около пяти тысяч лет тому назад, свидетельствуют, что их жители поклонялись Шиве и Шакти: двум главным движущим силам мироздания, творящим, поддерживающим и разрушающим его, силам, составляющим основу Тантры. (Есть серьезные основания полагать, что похожие принципы лежали в основе верований дохристианской языческой Руси, во многом близкой Индии, хотя сегодня и принято считать, что истинную веру, письменность и вообще культуру принесли дремучим язычникам греческие благодетели. На самом деле, это еще одна из историй, написанных победителями, подобных той, в которой культура коренных жителей Индии, дравидов, не существовала для арийских завоевателей).
Все явления макрокосмоса и микрокосмоса проистекают из безначального и бесконечного взаимодействия этих двух аспектов Абсолюта: недвижного Шивы и его собственного динамического аспекта, его энергии, или Шакти. Повсюду в Индии встречаются два символических изображения этого взаимодействия. Первое (напоминающее по форме звезду Давида) — два сплетенных треугольника: верхний — Шива, нижний — Шакти; второе — йони и лингам.
В «Куларнава-Тантре» говорится, что «мир не подобен чакре, лотосу или ваджре, а скорее напоминает лингам-йони, отражая Шиву и Шакти». Пробуждение Кундалини-Шакти, спящей в основании позвоночника, и соединение ее с Шивой в Сахасраре также можно передать через сексуальные образы. Отсюда сексуальная символика Тантры и многих тантрических божеств, например, Маха-Видий. <…>.
Любовь и смерть. Сложная и шокирующая символика любви и смерти, пронизывающая Тантру, объясняется тем, что именно эти два фундаментальных процесса наиболее точно передают природу реальности, безжалостно срывая маски нашего глубинного страха перед ошеломляющей подлинностью бытия.
Творимая Шивой и Шакти Вселенная предстает единым, целостным, одухотворенным организмом, все части которого — от минералов до звезд — органично связаны и воздейст-вуют друг на друга. Человек, в свою очередь, несет в себе всю информацию об этой Вселенной и по сути является ее миниатюрой. Поэтому в отличие от исключающих путей Вед и Йоги Тантрической Традиции свойственны всеохватность и доступность для всех, вне зависимости от пола и касты.
Женщины, которым наряду с низшей кастой шудр запрещается прикасаться к Ведам, в Тантре приветствуются особо, поскольку они есть воплощение Великой Богини. Также считается, что женщине, вставшей на духовный путь, легче достичь цели, чем мужчине. <…>.
Проблема правильной интерпретации Тантры состоит еще и в том, что в современной Индии этим словом называется чрезвычайно широкий спектр всевозможных оккультных знаний, ритуалов, бытовой магии, чародейства, целительства. На хинди, например, слово «тантра» обозначает, как правило, колдовство, магию, фокусы, а иногда даже безнравственное поведение.
Нередко можно встретить настороженное отношение к Тантре как к чему-то нечистому, в особенности в рафинированной ведической среде брахманов. В данном случае речь идет о разных уровнях Тантры: бытовом и трансцендентном. В первом случае она действительно может иметь отношение к магическим манипуляциям ради стяжания личного блага. <…>.
Тайное знание. Видение целостности мироздания вместе с умением не воспринимать себя ограниченными физическими категориями и вышеупомянутыми удавками дает удачу, силу и в конечном итоге бессмертие и свободу, к которым и призвана привести своего адепта Тантра.
Поскольку целостность неделима и божественное начало пронизывает собой все бытие, Тантра не признает противопоставлений зла и добра, скверны и чистоты. Злом может быть лишь то, что препятствует продвижению к неотъемлемому исконному состоянию каждой дживы — к свободе, как, например, одержимость эго, отрицание божественности мира и культивирование закабаляющих удавок в качестве добродетелей и социальных правил.
Считается, что тантрические методы наиболее плодотворны в условиях нашей эпохи — Кали-юги. В «Куларнава-Тантре» говорится: «Шрути предписаны для Крита-юги, Смрити — для Трета-юги, Пураны — для Двапара-юги. Для Кали-юги — только Агамы».
Также Тантрами, или Агамами, называются тексты, записанные на Санскрите около IV в. н.э. и представляющие собой беседы небожителей — божественной четы Шивы и Парвати. Существуют также буддийские и менее известные джайнские Тантры. Слово «тантра» образуется из санскритских глагольных корней «tan» (распространяться, простираться, сиять, ткать) и «tra» (пересекать, переплывать, превосходить, достигать, спасать, освобождать).
Термин этот интерпретируют по-разному, но самую распространенную трактовку можно сформулировать так: всеобъемлющее учение, расширяющее сознание и помогающее пересечь океан сансары, то есть освобождающее учение. Несмотря на официальную опалу, Тантра занимает весьма значительное место во многих семьях и ашрамах Индии. Ее методы, как правило, хранятся в тайне, описаны специальным «сумеречным» языком (сандхи-бхаша), используются и передаются из поколения в поколение — от учителя к ученику.
Объект исследования. Первым европейцем, приподнявшим вуаль таинст¬венности с Тантрической Традиции, был сэр Джон Вудрофф (1865-1936), писавший под псевдонимом Артур Авалон. Книги его особенно ценны тем, что Вудрофф был не просто исследователем, а практиком, подолгу жившим в Индии и впервые сумевшим аутентично рассказать о Тантре и развеять многочисленные предрассудки и заблуждения на ее счет.
В последнее время западные ученые уделяют все больше внимания Тантре, и особенно самой изысканной из ее школ: Кашмирскому Шиваизму, достигшей к X-XI вв. н.э. поразительных философских и йогических высот. Здесь хотелось бы заметить, что Тантра — безусловно, интереснейшая и богатейшая тема для академического исследования, но в первую очередь это живой инструмент, руководство к действию.
Это особая пробужденность сознания, которую и следует реализовать в?собственной жизни, а не только в научных докладах и?диссертациях. Именно с этой освобождающей целью и записывались тексты Тантры. Изучать подобные предметы, не применяя их преображающей силы на?деле, все равно, что просить милостыню, сидя на ларце с сокровищами.
Ловушка для йога. Новый приступ духовной жажды Запада стал стимулом и одновременно лакмусовой бумажкой и для множества восточных, а затем и западных лжегуру. Внутреннее усилие, изучение первоисточников на оригинальных языках, знакомство с живой традицией напрямую, а не с помощью лишь книг, Интернета и сомнительных медиумов, требуют слишком много сил и времени, слишком острого желания выхода из обыденности.
Так создается ловушка номер один, предлагающая, причем недорого, разнообразные практики, техники, тренинги и семинары с просветленными мастерами прямо в вашем городе. И вам не надо тратить деньги на билет до Индии, Непала, Тибета и т.д., не надо дышать пыльным, загазованным воздухом индийских и непальских городов, страдать несварением желудка, горной болезнью, трястись по ухабам и серпантинам дорог.
Однако важно понимать, что все вышеупомянутые малоприятные действия вовсе не гарантируют встречи с настоящим учением и его представителями. Здесь скрывается ловушка номер два. Большинство приезжающих в Индию вполне искренних искателей считают, что они «уже приехали», и начинают видеть махатму в каждом ловко говорящем по-английски или глубокомысленно молчащем на хинди жулике в шафранных одеждах, коих легион растет, так как появление лжегуру — один из признаков Кали-юги.
В Индии есть поговорка: «Не ходи за знанием к тому, у кого ашрам с толпой учеников». Шри Пуньджа как-то остроумно заметил, что «толпа обычно означает какое-то бедствие — пожар, наводнение, аварию».
Подлинности же ничего и ни от кого не нужно: ни рекламы, ни раскрученных ашрамов, некоторые из которых напоминают либо дорогие курорты, либо (другая крайность, и тоже небесплатная) лагеря строгого режима.
Подлинность — это благодать, которая случается, открывается, распускается, как цветок, и благоухает, и только тогда, когда пришло время и написано на роду. И ее не привлечь и не приблизить ни книжными знаниями, ни умением заворачиваться в диковинные асаны, ни хождением на сотни семинаров и тренингов. Она случается. Вне правил и законов, в совершенно свободной, непредсказуемой и грандиозной Игре Абсолютного Сознания. Так же, как и встреча с учением или гуру, преображающим нашу жизнь, совершенно индивидуальна и независима от каких-либо внешних действий, но есть результат неземной удачи, накопленных устремлений вверх, вызревания, выпекания в нас некого тайного магнита, притягивающего правильные события, встречи и откровения.
Само недовольство заточением в обыденность, эдакий священный зуд, стремление всплыть, воспарить и нарастающий интерес к возможностям выхода и перемене считаются благословением и путеводным огнем».

(В.Дмитриева. Тантра: пропасть или взлет? 10.01.11г. Сайт www. anavrita.com.)

«Аркан 3 еще называется Повелительница Сотворения, Божественная Природа. Пенелопа — это и Мать Природа и Тело. Ткание — это процесс, когда из природного, неструктурированного материала- шерсти или льна сначала вытягиваются нити, а затем из нитей ткутся ткани. То же самое делает Живая Природа в целом и каждое Тело в частности. Из неорганической материи, из разрозненных элементов — водорода, углерода, кислорода, азота, фосфора благодаря энергии Солнца, сначала создаются нити ДНК, а потом уже сотворяются различные биологические ткани. Рождается Телемах. Но трагичность ситуации в том, что и Дворец и Царство, где Царицей Пенелопа, могут достаться Чужому. Царь безвестно отсутствует. Смысл всего этого будет ясен позднее. Пенелопа распускает саван по ночам не только для того, чтобы оттянуть ненавистный брак, это и так понятно. Противодействие. Саморазрушение. Беззаконное господство во Дворце-Теле Чужаков неизбежно ведет к саморазрушению Тела.
В «Одиссее» одиннадцать женских персонажей имеющих имена и прямую речь, это, прежде всего, Афина Паллада богиня Мудрости, покровительница Одиссея, его божественный патрон; Левкотея приветноречивая Ино; Елена Аргивская, жена Менелая, с которой знакомится Телемах во время поисков отца; богиня-колдунья Цирцея; нимфа Калипсо; царевна Навсикая; жена царя Алкиноя царица Арета; няня Одиссея Евриклея; мать Одиссея Антиклея; жена Одиссея Пенелопа; Меланфо служанка Пенелопы, повешенная Телемахом, после убийства женихов. Из одиннадцати этих персонажей Одиссей в этой поэме встречается с десятью, с Еленой встречается Телемах. Из этих десяти, лишь Меланфо однозначно враждебна Одиссею, Цирцея — амбивалентна, остальные все помогают Одиссею.
Все эти персонажи персонифицируют различные аспекты Пракрити, женского начала, Шакти. «Шакти» в переводе с Санскрита — «сила». Всего в Тантризме насчитывается 10 аспектов Шакти — Сати, Парвати, Умадэва, Дурга, Кали, Тара, Лакшми, Радха, Сарасвати, Джаганматри. В другой системе — Кали, Багаламукхи, Чхиннамаста, Бхуванешвари, Матанги, Шодаши, Дхумавати, Трипурасундари, Тара и Бхайрави. Существуют различные варианты формирования этих списков, тем более что Кали считается воплощением Дурги, а Парвати, воплощением Сати, в зависимости от школы Тантры, а их бесчисленное множество, и это не столь важно. Суть в том, что каждая из Шакти соответствует каждому из 10 сефиротов каббалистического древа, которое, в свою очередь, есть энергоинформационная, эфирная, схема-конституция, матрица человека. Тантрическая система Чакр и Нади полностью соответствует каббалистическому Древу сефирот. Символом всех аспектов Шакти является Йони, которая, в свою очередь состоит из 10 частей, каждая из которых посвящена отдельной богине. Все эти сведения необходимы для того, чтобы понять, что Путь Одиссея — это, прежде всего, путь познания Пракрити в ее различных аспектах, познание Великой Богини, Magna Mater, во всех ее проявлениях. Мать, няня, жена, божественная покровительница, наставница, любовница. Но это также справедливо и в оккультном аспекте — познание и овладение Шакти каждого из 10 сефирот или Чакр. Кстати, слова «Шакти» и «Шехина» очень похожи, а «Шехина» в Каббале — это есть покров Эйн-Софа, Мулапракрити, как поясняет Е.П.Блаватская.
Таким образом, познание Пракрити — это познание различных аспектов Шакти внутри себя и различных проявлений Шакти вовне. Только пройдя всеми этими путями, возможно вновь слиться в экстатическом единении с Пенелопой. Тот же самый путь был уготован Фаусту Иоганном Вольфгангом Гете, который, как известно, был гроссмейстером масонской ложи «Амалия», был весьма сведущ в оккультизме и очень не любил Христианство.
До появления патриархально-монотеистических, циклоповых религий в древнем мире доминировали матриархальные, пантеистические религиозные системы, в которых господствовали Богини-Матриархи- Рея, Кибела, Белили, Кардея, Афродита, Ио, Деметра, Диона, Астарта, Церера, Миневра, Юнона, Геката, Лето, Лада, Бритомартис, Хатхор, Исида, Кали-Дурга, Тара и др. Посвященные, которые создавали «Одиссею», относились к древней Матриархальной Традиции, которую разделяю и я; согласно этой Традиции, как я упоминал выше, все живое, в том числе и боги, рождаются из Йони Magna Mater, т.е. Пракрити. Приведу для иллюстрации два гимна, посвященных Исиде: «Я — Мать всей Природы, повелительница всех стихий, Я — начало и первоисточник столетий, Я — Верховная Царица всех обитателей небес, Я — Владычица мертвых. Сияющие высоты небес, целительные ветры морские, горестное безмолвие царства мертвых- все это Я, всем этим Я правлю, как хочу и желаю». «Все, что в мире есть крепкого, доброго и одушевленного, сама жизнь и все, что есть в ней, и все, что она рождает, исходит из нее (Исиды)».
Несмотря на то, что в Египте почиталось множество Богов, главным из которых был Ра, а еще ранее — Шу, Пта, в древних текстах есть явное указание на то, что основой всего сущего был не бог мужского пола, а Богиня Исида. Надпись в храме Матери Богов Богини Нейт в Саисе гласила: «Плод, рожденный мной — солнце». Именно Богиня Нейт была Матерью всего сущего. Жена Осириса Исида была воплощением этой Богини. Таким образом, египетская религия, в своей изначальной основе была матриархальной. Даже сам Платон отождествлял Афину с Богиней Нейт, которая царствовала в ту эпоху, когда отцовство еще не признавалось и обществом управляли матриархи. Кроме того, миф о рождении Афины из головы Зевса- есть позднейшая, неуклюжая фальсификация, имеющая целью утвердить главенство патриархата с Зевсом во главе. Согласно более древним представлениям, Афина — партеногенная дочь бессмертной титаниды Метиды, в ведении которой находились вся мудрость и знания. А Роберт Грейвс утверждает, что Сфинкс есть на самом деле герметическое изображение самой Афины. Да и пирамиды есть самый древний символ Тройственной Богини Матери.
В Индии Всеобщая Матерь имела имя Вак: «Я — царица, собирательница благ, мудрая, первая из (божеств) достойная поклонения. Это меня боги распределили по многим местам, (создав меня как) обитательницу многих мест и как путеводительницу повсюду», «Я как ветер; развеваюсь, охватывая все существа. Превыше неба, здесь превыше земли, — столь величавой я стала». Афродита: «Я рождаю отца в его голове; мое рождение — среди вод, в океане; оттуда возвысилась я над всеми существами и касаюсь головой самого неба».
Именно поэтому, в «Одиссее» Дий Кронион, глава позднегреческого патриархального пантеона, не играет особой роли, он пассивен, уступая свои функции управления Афине, которая активно помогает и Одиссею и Телемаху. Кроме того изначально имя «Дий» звучало как «Дия» — «небесная» и было именем Луны — богини, точно также имя Уран, имело первоначальную форму Урана — «богиня- царица гор, леса и ветров». Пафос же путешествия Одиссея — это преодоление злоумышленного противодействия Посейдона, брата Зевса, другого патриархального божества, божества-управителя Дуата. Т.о. «Одиссея» — это гимн Человеку, Матриархату, Пантеизму, послание-призыв к победе над Патриархатом. Это донесенная через века Библия Матери-Природы и ее любимого детища — Человека. Если в монорелигиях центр Вселенной всегда — Бог-Циклоп, а все остальное — это его творение, «твари», периферия, и все это он готов в любой момент уничтожить, то в матриархальных религиях каждое живое существо есть центр, каждое живое существо ценно, есть часть Природы-Матери, которая любит ВСЕ свои творения, у которой нет хороших и плохих, полезных и вредных, и есть единственная телеология — процветание и сохранение Жизни.
Если же обратиться к «Илиаде», то главная идея этого эпоса — не воспевание подвигов героев Троянской войны, как некоторые думают, а как раз наоборот — Гомер подробно живописует все ужасы, жестокость, кровь, подлость, сопутствующие войне, через которую наступивший Патриархат утверждал себя в мире. Собственно говоря, если не брать предысторию Троянской войны, а посмотреть на ситуацию в «чистом виде», то кто сражается у стен Илиона? Войско мужчин без семей и жен, которые приплыли неизвестно откуда во главе с бесчестным и жадным царем Агамемноном. И именно Агамемнон олицетворяет собой всю мерзость и жестокость, которую принес с собой Патриархат. Вполне закономерно, что по возращении домой, он был коварно убит.
Сказочные и мифологические героини часто занимаются прядением или ткачеством , это и три девицы под окном у Пушкина, и богиня Арахна, и сама Пенелопа, и Цирцея. Что же это означает? Отвечаю. Одно из значений слова «сутра» — «нить», а одно из значений слова «тантра» — «ткацкий станок». Т.о. прядение и ткачество в эзотерическом смысле означают оккультные знания как теоретические, так и практические. Тантра, несмотря на то, что для европейского слуха понятие ассоциируется с сексом, не обязательно означает сексуальную культовую практику, потому что Тантра — это просто Метод, Умение, а Методы могут быть разными, в том числе и связанные с сексуальной практикой.
То, что Цирцея превращает спутников Одиссея в животных, означает древнюю магическую ритуальную практику, при которой мужчины, служившие жрице Цирцее одевались в львиные шкуры и назывались львами (leontes), как об этом повествует Геродот, описывая аналогичные ритуалы, посвященные Митре.
Превращение людей в животных имеет еще один аспект. Поскольку Цирцея имеет все черты тантрической богини, а Тантра — это, в основном, магия, религия, наука эзотерического секса, то в данном эпизоде Гомер предупреждает об осторожности в культивировании Тантры, ибо без духовного содержания Тантра превращается в банальный ритуальный разврат, низводящий человека до животного состояния, и «память у них об отчизне пропала». Да и вообще, профаны, пашу, шудры не должны знать и культивировать Тантру, этот путь доступен лишь Вирье — Герою, либо Дивье — Мудрецу.
Даже Одиссей мог бы пропасть, стать навеки прислужником Цирцеи, если бы не помощь Гермеса, а Гермес всегда считался богом тайных знаний, недаром синонимом понятия «оккультный» является понятие «герметический». Гермес дал Одиссею противоядие — растение Моли — с черным корнем и белым, подобным молоку, цветом, растение это людям вырывать из земли опасно, но богам все возможно. Что такое «Моли» я вам точно сказать не могу, может, это означает то, что означает — растение-противоядие, а может магико-теургические знания, заклинания, оберег, талисман, которые помогают нейтрализовать колдовство и овладеть богиней. Самое главное, что Гермес наставляет Одиссея: «Ты не подумай отречься от ложа богини», «Иначе мужество, ею расслабленный, все ты утратишь». Странно, да? Казалось бы, в соответствии с патриархально-монотеистической, христианской логикой, совокупление с богиней-колдуньей и есть самое опасное и губительное, а здесь — все наоборот. Не познаешь Богиню — утратишь мужество.
Мужество — это и мудрость, и сила, и знания, и собственно Фаллос. Недаром христианские фанатики, отрекшиеся от Матери-Природы, от женского начала, зачастую, в крайнем омрачении рассудка, оскопляли себя. И хотя официальные церкви с осуждением относились к подобному экстремизму, но весь дух Христианства — это скопчество: «Ибо есть скопцы, которые из чрева материнского родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит» Мтф. 19. 12. То есть — отсеки окаянный член, и войдешь в царствие, тут и «вмещать» нечего, дело ясное, что дело темное. Христиане скажут что, мол, тут в духовном смысле сказано; но я отлично понимаю ваш «духовный» смысл, я его глубже вас понимаю, и, тем более что не надо лукавить, ведь «православные» богословы настаивают на буквальном прочтении «Священного Писания»; «Возьмем в руку свою топор и срубим у самого корня бесплодное дерево брака» призывал христианский «святой» Иероним. Ну, а для меня важно то, что это проповедь отрицания Природы, Женского Начала, пренебрежение им, а затем — и демонизация, очернение Женского начала, во всех его аспектах, и все это прямой путь к деградации и гибели. Знаете, почему Циклопу нужны скопцы? Потому что оскопленные бараны жирнее!
Доверчивое открывание сердца друг другу — это и есть главная цель Тантры. Поскольку учение Тантры базируется на пантеистических представлениях, что каждая женщина есть воплощение Богини Шакти, так и каждый мужчина есть воплощение Бога Шивы, то в этой системе ценностей нет необходимости заниматься малопродуктивным «познанием бога» где-то на стороне, путем всякого рода изнурительных аскетических упражнений. Поскольку женщина для мужчины — Богиня и мужчина для женщины — Бог, то их слияние и есть познание Бога, причем самым естественным и приятным образом. Во многих эзотерических системах цель адепта — слияние Атмана с неким Брахманом, гарантии, что Адепт после такого слияния останется как самостоятельная сущность, нет никакой.
В Тантре же это слияние достигается «открыванием сердец» экстатическим, оргиастическим слиянием Атмана Женщины и Атмана Мужчины, что достигается пролонгированием оргазма при проведении Майтхуны, причем каждый после этого экстаза остается самим собой. Тантра — это путь одухотворенного секса. Но у Одиссея цель другая, более сложная, и Тантра в этом пути лишь ступень. Тантрическое слияние мужского и женского в Тантре — это модель последующей, окончательной реализации — слияния Атмана с Телом, Одиссея с Пенелопой. Кто понимает, тот понимает. Цирцея — лишь один из аспектов Вечно Женственного, а, вернувшись к Пенелопе, Одиссей овладевает ВСЕМИ аспектами.
И действительно, одухотворенный, тантрический секс не только возвращает человеку здоровье и красоту, но и способствует долголетию, совершенствованию психофизиологии, открытию энергетических каналов. Цирцея уговаривает Одиссея остаться на острове и не затворять сердце веселью, насладиться едой и питьем, покуда в груди не родится то мужество снова, ибо теперь вы пребываете «в бессилии робком, все помышляя о странствии бедственном». Ведь Одиссей сотоварищи вот уже долгие годы странствий не соединялись с женами и потеряли все свое мужество. И соединение с Шакти возвращает и силу, и целеустремленность и мудрость.
Еще один важный аспект Тантризма — это преодоление дихотомии сознания, изживание двойственности, ибо оргиастическая техника Тантры позволяет в течение пролонгированного оргазма слиться в единое целое не только телом, но и сознанием, что в обыденном состоянии психики невозможно, а такое слияние снимает все бинарные оппозиции и дает мощный толчок к Просветлению».

(Улисс. Путь Одиссея. Сайт www.ulis.liveforums.ru.)

* * *

N 36. 08.03.13г.

продолжение см. в статье 2.3. Тантра как предмет Российской Тантрологии. (ч.3, ч.4, ч.5).