Статья 2.3. Тантра как предмет Российской Тантрологии. (ч.2).

«Проблема правильной интерпретации Тантры состоит еще и в том, что в современной Индии этим словом называется чрезвычайно широкий спектр всевозможных оккультных знаний, ритуалов, бытовой магии, чародейства, целительства. На хинди, например, слово «тантра» обозначает, как правило, колдовство, магию, фокусы, а иногда даже безнравственное поведение. Нередко можно встретить настороженное отношение к Тантре, как к чему-то нечистому, в особенности в рафинированной ведической среде брахманов. Разумеется, в данном случае, речь идет о разных Тантрах, точнее, о разных уровнях Тантры: бытовом и трансцендентном…» — так написала в 2010г. Виктория Дмитриева, индолог, переводчик (1990г. английское отделение филфака СПбГУ, 1998г. магистерская степень Университета МакГилл по специальности религиоведение (Монреаль, Канада), с 1996г часто и подолгу бывающая в Индии, где изучает Санскрит, индийскую философию, Йогу, автор статей об Индии и переводов книг по философии и Йоге. Последние семь лет В.Дмитриева, в основном, проводит в Индии, занимаясь научной работой, — « Здесь хотелось бы заметить, что Тантра, безусловно, — интереснейшая и богатейшая тема для академического исследования, но в первую очередь, это — живой инструмент, руководство к действию, это особая пробуждённость сознания, которую и следует реализовать в собственной жизни, а не только в научных докладах и диссертациях…» (см. Дмитриева В. Тантра — пропасть или взлет? «Yoga Journal» №39. март, апрель. 2011г. Сайт www.yogajournal.ru.).

* * *

2. ЧТО ТАКОЕ ТАНТРА?

2.3. СТАТЬИ И ПУБЛИКАЦИИ.

(продолжение)

«К сожалению, традиционное восприятие Тантры на Западе поразительно примитивно и поверхностно. Подавляющее большинство видит лишь «экзотическое искусство любви» в сияющем великолепии этого пути достижения Совершенства. Исторически такое мнение сложилось так. За два или три века, которые Запад уже «знает» о Тантре, несчастные европейские миссионеры (с соответствующей интерпретацией миссионеров — а это были первые миссионеры) замечали лишь те её проявления, где использовался секс. Именно такая информация о Тантре и перетекала на Запад. Два-три века назад первые европейцы (ими были христианские миссионеры) впервые столкнулись с проявлениями Тантры. Будучи носителями ханжеской и пуританской морали, они впечатлялись только теми проявлениями Тантры, где как-либо фигурировал секс, и писали и говорили лишь о них…
Как и любая религиозная система, индуистская Тантра включает в себя сложные религиозно-философские представления о мире и человеке, а также комплекс различных религиозных ритуалов. Однако значительная часть методов, используемых в Тантре, выходит далеко за рамки обычных представлений о религиозных обрядах. Тексты Тантры называются Садхана-Шастра, т.е. священные тексты, ориентированные на практику. Многие практики Тантры являются сложными упражнениями, направленными на полное изменение всего человека, включая его тело, энергию и сознание. В связи с этим Тантру иногда называют тантрийской Йогой; интересно, что почти вся индуистская Йога является ответвлением Тантры. Характерной чертой тантрийских практик является использование сексуальной энергии для её преобразования в энергию духовную. Ещё одна особенность Тантры в том, что она использует абсолютно все доступные средства и качества человека для его духовного прогресса. Удивительно, но даже пороки и недостатки становятся мощным средством освобождения!».

(Александр Южанин. Настоящая Тантра. 2002г. Сайт www.denigoleroma.narod.ru.)

«Появление Тантры затеряно в глубине веков. Более 5 тысяч лет индийская цивилизация вынашивала эту мудрость, исследуя человека и окружающее пространство. Слово «тантра» имеет множество значений. Буквальный перевод — «сеть» или «ткань». Другие значения термина «система», «руководство», «ритуал».
Тантра является универсальной наукой. Наукой о пробуждении энергии, расширении сознания, наукой о человеке и о его месте в этом мире.
Тантра не только выдвигает идеи, но дает практические методы как этого достичь. Она охватывает все аспекты жизни человека с утра и до вечера, от бытовых вопросов до религиозных. Она подходит для всех: для людей разных профессий, разных социальных слоев, от странствующего аскета до царя, живущего во дворце.
На Западе Тантра знакома, как Йога Любви, как система эзотерического секса. Именно этот аспект учения, когда-то изрядно, шокировал западных первооткрывателей, впервые увидевших тантрические храмы и каменные статуи божеств, запечатленных в откровенных позах любви.
На самом деле диапазон Тантры значительно шире. Тантра является наукой, весьма парадоксальной наукой. Но эти парадоксы вытекают из естественных принципов существования, и так или иначе, ведут к целостному восприятию мозаики жизни. Используя термины двойственности, Шива и Шакти, мужское и женское, активное и пассивное, Тантра говорит о не-двойственности. Нет необходимости разделять — есть возможность преобразовывать: грубое в тонкое, мирское в духовное, гнев в сострадание, страсть в любовь. Что все наши качества являются проявлением одной и той же божественной энергии и что только с помощью трансформации, а не отсечения и разделения можно выйти на новый духовный уровень развития». 

(Тантра: искусство духовной трансформации. Сайт www.dnevnik.bigmir.net.)

«Тантра: секс как философия. Тантра — звучит так притягательно. Но мало кто знает, что на самом деле это не просто оргии — это мистика, философия, психология, космологическая концепция, слияние секса и медитации, секс в его самом высшем проявлении.
Вообще, Тантра — это слияние противоположностей. Тантра не отвергает плотскую, телесную сторону жизни и не противопоставляет ее духовной. Тантра принимает человека таким, какой он есть, со всеми его чувствами, желаниями, естественными потребностями, инстинктами. Похоже на религию, ради которой хочется перестать быть атеистом?
Вообще, конечно, Тантру нельзя назвать религией в строгом смысле этого слова. Это просто совокупность практических методов, помогающих расширению человеческих способностей, и в первую очередь человеческого сознания. Да и само слово «тантра» образовано от санскритского корня «тан» — расширять. Эти методы — не пустая болтовня, это конкретные техники. И секс — хотя и главная, но не единственная из них. Это дыхательные и гимнастические упражнения, приемы медитации и повторение мантр.
Сексуальный акт важен для Тантры тем, что он может примирить две самые ярко выраженные в мире противоположности — мужчину и женщину. Действия в этом сакральном процессе необходимо выполнять в определенном порядке, тогда все противоречия в сознании практикующего сольются воедино, и потом он сможет вырваться из круга перерождений и развиваться духовно. По крайней мере, так говорят специалисты.
Тантра — это не синоним разврата. Более того, в Тантре есть разделы, где секс запрещен. Воздержание от секса в этом случае играет ту же роль, что и сам секс. Человек продолжает генерировать сексуальную энергию, но не тратит ее на обычные нужды, а трансформирует во что-то возвышенное». 

(Секс как ритуал. Мужской журнал «Обломоff». Сайт www.oblomoff.ru.)

«Тантра — это разнообразная и богатая духовная традиция в Индуизме и Буддизме. В последнее время на Западе Тантра практически исключительно ассоциируется с сексом, а в самой Индии — почти всегда с заклинаниями и черными деяниями, при этом и та, и другая трактовка обедняют суть учения и попросту неверны.
Для тантриста есть лишь одна реальность — неделимое целое, рожденное из союза Шивы и Шакти. Однако, хотя в учении используются имена этих индуистских богов, религией Тантру можно назвать с большой натяжкой: Шива-Шакти — это не более чем условное название для высшего сознания и творческой силы, а сама Тантра, получается, — научно-экспериментальный метод самосовершенствования.
Так почему Тантра — это не религия? Просто потому, что религия дает нам определенную модель. Тантра же отбрасывает прочь эти игры разума. Все религии мира создают разделение на «хорошее» и «плохое», принуждая нас отказываться от последнего. Тантра не верит в такую доктрину, ведь ничто нельзя исключить из бытия, можно только преобразовать, но для начала принять жизнь такой, какая она есть. «Отдаться» — это ключ Тантры; «воля» — это ключ религии. Секрет в том, чтобы не противопоставлять добро злу, а возвыситься над обоими и стать чем-то третьим — свидетелем.
Тантра — это свобода. Она не прилагает усилий к освобождению, так как, совершая усилие, вы укрепляете ваше эго. Она просто учит осознавать тело и дыхание — и таким образом осознать всю Вселенную. В этом смысле Йога очень важна, но, к сожалению, подавляющее большинство людей имеет лишь смутное представление о Йоге как о завязывании тела в узлы, закидывании ног за уши. На самом же деле Йога — это не экзотическая гимнастика, иначе самыми продвинутыми йогами были бы цирковые акробаты; и ни в коем роде не культ, требующий ухода от ваших привычных верований. Было бы также ошибкой полагать, что та техника в яркой упаковке, которая тиражируется у нас в России и на Западе, — истинная Йога». 

(Бхагаван Шри Шанмукха Анантха Натха. Тантра-Йога. 2012г. Сайт www.mmgp.ru.shrikali.ru.)

«В чем суть метода? Тантра — это древнее всеобъемлющее учение, в котором заключены все секреты творения и, как верят в Индии, мироздания. Тантру нельзя ограничить скудными рамками определений, так как ее суть — в избавлении от всякого рода определяющих и ограничивающих сознание факторов, это не наука и тем более не религия. Нет никаких сводов правил или условий для практикующих, необходимо просто намерение и стремление к исследованию себя и своей природы. Суть очень проста: два противоположных начала, соединяясь, создают одно целое. За счет исследования и использования процессов, которые возникают в результате этого соединения, практикующий Тантру получает возможность заглянуть вглубь себя, расширить границы своего сознания, получить опыт, недоступный для одинокого практика. К сожалению, в последнее время под словом «тантра» начали понимать нечто непристойное и ассоциировать это со всякого рода порнографией, это произошло из-за того, что, попав на Запад, были вырваны из контекста практики, включающие в себя непосредственные сексуальные контакты, носящие в традиции Тантры глубоко символичный и ритуальный характер. Таким образом, произошла подмена понятий практик Тантры и банального полового акта, и это понимание распространилось в таком виде в Америке и Европе. Сейчас, услышав слово «тантра», некоторые ехидно улыбаются, прямо ассоциируя его с сексом. Это единственное учение, не имеющее каких-либо предрассудков по поводу природной сексуальности человека.
Тантра — универсальное средство расширения сознания. Что это значит? Наше сознание ограничено множеством факторов: это нормы мышления, нормы представлений о себе и т.д. Современный социальный человек — это набор каких-то норм и правил. И если в какой-то момент у человека возникло ощущение, что ему некомфортно в этом образе «нормального» современного человека в скафандре из ограничений, появляется желание развиваться. Практикуя, можно увидеть эти границы сознания и выйти за их пределы, осознав, что ваши представления о мире и нормы поведения полностью определяют вашу жизнь». 

(И.Годулянов. О Тантре. Практические советы. Сайт www.meditation-portal.com.)

«Тантра — это наука преобразования, но не подавления или отрицания. Общий дух Тантры носит явно позитивный характер, основывающийся на положительном опыте медитации и духовных упражнений, а не на осознании «греховности всего сущего», своей собственной «греховности» или «ничтожности» и т.п. Как говорил Шри Рамакришна: «Человек, который повторяет день и ночь: «Я грешник, я грешник» — становится на самом деле грешником». «Если вас укусит змея, и вы скажете с твердостью: «Во мне нет яда», вы будете исцелены. Точно также тот, кто утверждает с сильным убеждением: «я не связан, я свободен», — становится свободным».
Тантра — это практический путь реализации, отличающийся глубокими эзотерическими знаниями о теле человека, о природе, космосе и всевозможных силах, действующих в них. В прошлые времена, в прошлые юги (эпохи)- люди были способны следовать духовным принципам и предписаниям, изложенным в Ведах, вести чистый образ жизни, находясь в непосредственном контакте с природой и Всевышним. Однако в наше время, когда громадное большинство людей не имеет знания о Высшем, не имеет духовного воспитания, не следует истинным духовным предписаниям и, погрязнув в суете, работе и делах, забывают самих себя, свою истинную сущность, — необходимы особые методы, чтобы «пробить» эту стену невежества и загрязнений. Методы, предписанные для благочестивых людей прошлых юг, в своем неизменном виде не срабатывают для людей, рожденных в наше время. В Тантрах — те же идеи древних Писаний изложены и преподаны в таком виде, что они могут быть реально выполнены на практике, и, таким образом, конечная цель всех Писаний оказывается не заоблачной и утопической, но реально достижимой. Кроме того, характерными чертами настоящего периода времени является «смешение всех каст», ослабление значения семейных, родовых и национальных основ, широкое перемещение людей по планете, обширная информация, всевозможные обмены между культурами и т.д. и т.п. Поэтому Тантра как практический путь реализации, свободный, в отличие от других древних систем, от кастовых или каких-либо иных социальных рамок, как нельзя более подходит именно для нашего времени».

(Что такое Тантра? Сайт www.shakti-shiva.ru.)

«Что такое Тантра? Являясь наивысшим из возможных синтезом между любовью и медитацией, Тантра еще является связью между третьим измерением и другими планами существования за пределами материального плана. Также как и религиозная философия, Тантра охватывает глубокое духовное понимание жизни и древнее искусство жизни в гармонии с реальностью. Это поэтическая наука сверхсексуальности, корни которой теряются в тысячелетиях не только в Индии и Тибете, но также на Дальнем Востоке, Полинезии и туземных культурах во всех частях мира, включая культуру американских индейцев. Она использовалась как средство для достижения состояния космического сознания и соединения с божественным…
Сущность Тантры — полное проживание бытия, скорее слияние, чем избегание чего-то. Она является предельной Йогой, что на Санскрите означает единение…
Тантра — это древнее искусство, когда воедино сливаются страсть и нежность, душа и разум. Когда начинают петь в унисон чувства и тела партнеров, унося обоих в водоворот наслаждения. Это древняя техника управления сексуальной энергией, выводящая чувственность и наслаждение на качественно иной уровень восприятия. И, наконец, это магия управления своим телом и энергией, таинство управления энергией окружающего нас мира, когда человек становится един с природой и Вселенной, создавшей нас. Искусство управления своей сексуальной энергией дает мощный толчок в духовном развитии человека. Когда тело находится в гармонии с духом, телесные ощущения обостряются, и окружающий нас мир начинает раскрываться чудесным бутоном нежного цветка. Мир предстает перед нами во всем своем великолепии и простоте: стираются накопленные за годы жизни засевшие в нас штампы, сужающие наше видение мира до мутного стекла, через которое еле-еле брезжит солнце. С разума спадают оковы цивилизации, загнавшей человека в клетку мнений и ошибок, наша Душа распахивает свои крылья, делает глубокий вдох Свободы и устремляется ввысь — к небесам, к звездам, к Вечности. Это свободный полет Человека, переставшего воспринимать мир сквозь призму общественного мнения, и ставшего просто собой — свободной личностью, чистой Душой, живущей в гармонии со всем сущим». 

(Тантра. 25.02.2007г. Сайт www.ucrazy.ru.)

«…Религиозное сообщество, в свою очередь, может рассматриваться с различных сторон. С одной стороны, оно формируется как «клуб единомышленников», предполагающий достаточно «эклектичный язык», конструируемый представителями «Тантра-Сангхи» посредством усвоения индуистских текстов и изучения тантрической обрядности. Так, лидер «Тантра-Сангхи», характеризуя собственное религиозное мировоззрение 90-х гг., отмечает: «Я воспринял уже из сочинений Раджниша идею шактипата. Мне наиболее близким из всех образов Бога оказался либо образ Божественной Матери — Шакти, либо образ Шивы Кашмирского Шиваизма. А информация об этом была чисто книжная, отрывочная. Выбирая из литературы какие-то фрагменты, я стал практиковать какой-то минимальный шиваистско-тантрический культ. Повторять мантры, посвященные Шиве и формам Деви, заказал себе четки, использовал священный пепел…». Идея клуба единомышленников предполагала, что религия — это нечто естественное, как воздух для человека: «Все люди от рождения естественные тантристы. Это то, с чем они рождаются,даже не зная об этом. А вот уже все остальные, искусственные, как я назвал их для себя на тот момент, религии, надеты на них как одежда».
Представители «Тантра-Сангхи» считают, что «…Тантра является наиболее гармоничной религиозно-мистической системой. Она содержит все плюсы и преимущества всех других систем и в то же время свободна от их ограниченности». Идеал Тантры как естественной религии рассматривается следующим образом: «Тантра для меня выглядела такой интегральной целостной системой — мироощущение, философия, образ жизни, этические подходы и постулаты, эстетика. Это целый комплекс представлений, который содержал мудрость, не только абстрактную, но мудрость еще и изложенную изящным эстетическим языком, интересными образами и символами. И очень практичную, связанную с жизнью. Сам девиз Тантры — через бхукти к мукти — через наслаждение к освобождению, — святость приятных сторон жизни, радость жизни, жизнерадостный подход, терпимый, инклюзивный. Он мне казался более привлекательным, более мудрым, чем христианское «Христос терпел и вам велел…». 

(Кардинская С.В. Организации «Тантра-Сангха» и «Общество
сознания Кришны в России»: дискурсивные практики современных
неоиндуистов. Вестник Удмуртского Университета. 2012г. Выпуск 2.)

«Тантра, Тантра-Рэйки — путь не для всех. Только для тех, кто хочет и готов жить в соответствии со своими истинными потребностями: потребностями Души. Путь Тантры необходим и наиболее эффективен в наш грубый, железный век, получивший название Кали-юги, когда наше сознание приковано к телу, когда несправедливость и насилие существуют на каждом шагу. В век грубости, насилия, привязанности к физическому миру требуется особенно глубокие и соответствующие природе человека методы, позволяющие преодолеть стену невежества и физическое притяжение и выйти к Духу и Душе. Именно Тантра призвана сделать человека свободным и счастливым в этой конкретной жизни, в данное время, здесь и сейчас.
Тантра — это древнейшее духовное учение. Первые тексты Тантры датируются серединой первого тысячелетия до нашей эры, хотя Тантра существует не менее шести тысяч лет. У многих народов есть учения и практики, реализующие принцип Тантры. Основной принцип Тантры, или тантрического видения — принятие всей Вселенной во всех ее измерениях, от земли до небес, от мирского до священного, всего Мира как единого целого, и, прежде всего, себя! Принцип Тантры реализуется через расширение сознания индивидуума, через его восприимчивость к энергии Души и Вселенной.
Слово «тантра» состоит из корня «тан» и суффикса «тра». На Санскрите корень «тан» означает «растягивать», «расширять», «делать прозрачным», а суффикс «тра» означает «средство», «метод», «инструмент». То есть, слово «тантра» означает метод расширения или прояснения (одно из значений слова «тантра» на Санскрите — буквально «ткацкий станок», станок, в который подают отдельные нити, а на выходе — единая ткань!).
В широком и первоначальном смысле Тантра — это учение и техники, помогающие индивидууму пережить расширенное состояние сознания. В более узком смысле Тантра приобрела значение как определенный подход к самореализации индивидуума, связанный с трансформацией сексуальной энергии в духовную. На самом деле это только часть, специальная часть Тантры. В настоящее время Тантра переживает новое рождение, возрождение истинного смысла без вульгарности и упрощенности». 

(Вират Прем. Тантра-Рэйки — путь любви, гармонии и осознанности. Сайт www.tantrareiki.ru.)

«О сути и целях Тантры можно судить, обратив внимание на сутры (наставления Шивы): «Рассматривай свою сущность как лучи света, поднимающиеся от чакры к чакре по позвоночнику, — так поднимается в тебе жизненная сила. Произноси нараспев «аум». Медленно, как звук входит в полнозвучье, так же делай и ты. Милая Дэви, войди в соприкосновение с присутствием эфира, проникающего далеко за пределы твоей формы и вверх и вниз. Доведи сознание до предельной тонкости — сверху, снизу и в своём сердце. Находясь среди мирской суеты, направляй внимание между двумя дыханиями. Практикуя так несколько дней, будешь рождена заново. Сосредоточься на огне, поднимающемся через твою форму от пальцев ног, пока не сгорит дотла тело, – но не ты. С неосязаемым дыханием в центре лба, когда в момент засыпания оно достигнет сердца, обретай власть над сновидениями и самой смертью. В тот момент, когда сон ещё не наступил, а бодрствование исчезло — в этот момент раскрывается истинное бытие. Играй, благословенная. Вселенная — пустая оболочка, где твой разум резвится беспредельно. Возлюбленная, медитируй над знанием и незнанием, существованием и несуществованием. Затем оставь и то и другое в стороне и будь сама собой. Смотри с любовью на какой-нибудь предмет. Не переходи к иному предмету. Здесь, внутри этого предмета, – благословение. Ощущай космос, как прозрачное вечноживущее присутствие. Кода ешь или пьёшь, стань вкусом пищи или питья и будь наполнена этим. Летом, когда ты видишь всё небо бесконечно чистым — войди в эту чистоту. Ходя, спя, мечтая, осознавай себя как свет. Когда какое-либо желание приходит, осознай его, затем внезапно оставь его.
Эта так называемая Вселенная появилась случайно — как фокус. Чтобы быть счастливой, воспринимай её так. Предположи, что ты постепенно лишаешься силы или знания; в момент лишения переступи за пределы себя. Будь той же самой как с другом, так и с чужим, при уважении и при неуважении. Ощущай космос как прозрачное вечноживущее Присутствие. Когда ешь или пьёшь, стань вкусом пищи или питья и будь наполнена этим. Ходя, спя, мечтая, осознавай себя как свет. Будь той же самой как с другом, так и с чужим, при уважении и при неуважении. Я существую. Это моё. Я есть это. О, возлюбленная, в таком знании — беспредельность. Почувствуй сознание каждого человека, как своё собственное. Так, отбрасывая беспокойство за себя, стань каждым существом. Это сознание есть путеводный дух каждого. Будь им…»…». 

(А.Лапин. Индуистская Тантра. Сайт www.avatargroup.ru.)
(А.Лапин. Тантра. Сайт www.touching.ru.)

«Наверное, каждый человек читал или слышал слово «Тантра». Но, что оно обозначает? Может быть, это хитрые восточные практики для мистических «улетов»? Редкие мастера Тантры не спешат делиться секретами, но предпочитают шокировать публику — курят, употребляют алкоголь, демонстрирую отнюдь не «святое» поведение. Зачем и когда возникла Тантра, в чем ее особенности?
Корни Тантры в древней Индии, в верованиях простых людей, близких к природе и далеких от ментальных абстракций. Примерно к V в. н.э. в индийском обществе назрел протест против догматической религиозности браминов и отчасти против кастового деления общества. Требовалось новое учение, близкое и понятное массам. В центральной и южной Индии в различных слоях населения рождались новые подходы к жизни и духовному совершенствованию. «Тантра» — собирательное название, переводимое как «расширение сознания», «прядение нити», «книги для чтения». В Тантре существовало огромное количество направлений и школ. <…>.
В чем уникальность Тантры? В основе тантрических учений лежит единая Реальность, мир, вселенная. Нет придуманного разделения на материальное и идеальное, есть только жизнь. Единое представлено в виде двух начал — Шива (Космическое Сознание, мужской принцип) и Шакти (Творческая Сила, женский принцип). Эти начала взаимосвязаны и являются двумя необходимыми сторонами Единой Реальности. <…>. Только [их] соединение приводит к образованию Вселенной как в макрокосмосе, так и для отдельной личности. И такое соединение венчается блаженной радостью. <…>.
Главное, для чего создавалась Тантра, — это изменение психики человека, гармонизация всех сторон жизни и духовного совершенствования! Последователи Тантры стремятся к единству и равновесию на микро- и макрокосмическом уровне жизни. Человеческое тело совсем не «тюрьма для души», а необходимый инструмент, с помощью которого можно пробудить спящую психическую энергию — Кундалини (аналог Шакти в теле) и соединить с Космическим Сознанием — Шивой. Тогда человек выходит на высший, духовный уровень, преодолевает собственную ограниченность, обретает ясное сознание (просветление). <…>.
Тантру по праву можно назвать «жемчужиной духовности», если под духовностью понимать не устранение из мира и непонятные идеалы, а реальную наполненную всеми проявлениями жизнь!».

(О.Смирнов (инструктор Йоги, Тантры, ясновидящий). Тантра —
жемчужина духовности. / Журнал «Древо Жизни». № 2. 2007г. Центр развития
«Древо Жизни». Нижний Новгород. Сайт www.drevozhizni.com.)

«Что такое Тантра. Понятие «тантра» имеет множество значений. Каждый индийский мыслитель привносил в разнообразие её значений новые уточнения. В зависимости от контекста «тантра» означает нить, ткань, челнок, продолжение, происхождение, представление церемоний, систему, теорию, доктрину, научное открытие, вид творчества. Наконец, Тантра — это мистическая и магическая доктрина, вдохновляющая любое созидание.
Есть мнение, что «тан» происходит от «Тантра» и имеет значение выставлять, объяснять. В этих специальных значениях термин «Тантра» часто употребляется в литературе, не имея при этом никакого отношения к «тантризму».
Тантра означает также «ткач, ткачество». Согласно Тантре, Вселенная воспринимается как бесконечное полотно (ткань), где всё имеет своё место и всё происходит под её кровом. Санскритское слово «тантра» возникло не ранее XI в. Происхождение этого слова можно объяснить также присоединением к корню «тан» (со значением растягивать, распространять) суффикса -тра (означает принадлежность к какому-либо инструменту), то есть в буквальном смысле — расширение поля сознания, прикосновение к высшему сознанию, основе бытия. Цель Тантры — пробуждение «вместилища» непознанных возможностей и их использование.
В эзотерическом понимании Тантра — это то, что расширяет джняну. Этот санскритский термин означает «знание» или «мудрость». Тантра «расширяет» горизонты Реальности за счёт выявления глубинных слоёв мудрости. Таким образом, она представляет собой неразрывное целое, трансцендентальное и имманентное, Реальность и бытность, Бытиё и проявление, Сверхсознание и сознание, Бесконечность и конечность, Дух и материю, Вечное и мирское, а выражаясь в санскритских терминах, нирвану и сансару или брахман и джагат. В данном контексте слова «сансара» и «джагат» обозначают изменчивый мир, воспринимаемый человеком чувственно.
Тантра как духовное учение оформилась в Индии примерно пятнадцать столетий тому назад и принадлежит духовным школам, декларирующим единство духа и материи. Само слово «тантра» также означает табличку, на которой записаны священные тексты. В более широком смысле термин применяется к священным текстам и письменным руководствам. Вообще, говорят о 64 тантрах. Есть свидетельства о гораздо большем числе священных табличек, но большинство из них не сохранилось до наших дней». 

(Тантра. Что такое Тантра. Путь Тантры. Сайт www.psytribe.ru.)

«Вичкрафт — это религиозные верования дохристианской Европы. Это женский культ, отголоски которого сохранились до настоящего времени. Его мистерии и ритуалы используются для того, чтобы пробудить сознание и вывести человека на уровень озарения. Эта религия, как и Тантра, не имеет догм и организованной структуры. Ее приверженцы собираются группами по 20-30 человек. Это похоже на наши «компании» по интересам. Основной символ — Богиня со множеством имен. Она не отделена от мира. Богиня не управляет миром. Она сама есть Мир и проявляется в каждом из нас. Богиня имеет как женский, так и мужской аспект. Она символизирует единство мужского и женского начала. Сексуальная энергия священна. Образ такого божества инспирирует женщин видеть в себе священное начало и святость тела. Мужчина для такой женщины — как ребенок в утробе матери.
Для Вичкрафт так же, как для Тантры, каждый акт любви — не только удовольствие, но и ритуал. Он начинается с образования круга. Участники ритуала наполняют пространство энергией путем чтения мантр, исполнения песен и танцев. Экстаз ведет к трансу.
Сексуальность является прямым выражением жизненной силы и любви мужчины и женщины. Секс священен. Он пробуждает тонкие слои сознания, выходящие за рациональные пределы, дает возможность почувствовать скрытые силы природы, несет объединительное начало сущего.
Что скрывается за словом или термином «Тантра»? Почему Тантра является культом женского начала? Основные положения этой древней религии, сформулированные в наши дни в женской энциклопедии Барбары Волке, таковы:
— женский аспект божества равнозначен мужскому или выше его;
— тело и душа являются одним целым. Одно не может существовать без другого;
— природа священна. Ее нельзя осквернять или «завоевывать»;
— человек имеет собственную свободу воли. На нее никто не может претендовать, даже люди, действующие от имени божества. Жизнь человека и всей природы циклична;
— время повторяется, проходя по кругу;
— женское божество триедино и символизирует рост и разложение;
— на человеке нет первородного греха;
— сексуальность, спонтанность, веселье, игры могут быть объединены в ритуал.
— сексуальное желание — активная сила жизни, а не грех». 

(Вичкрафт. Сайт www.ilovehoro.ru.)

«Тантра характеризуется тем, что она неразрывно связана с жизнью. Она не является некой практикой, оторванной от жизни или требующей каких-либо жертв. Любое действие может быть обуславливающим и наоборот, освобождающим, так как все зависит от состояния сознания в момент действия. Это как известная притча о трех рабочих, строивших храм. Каждому из них задали вопрос «что ты делаешь?». Один ответил: «Камни таскаю», другой: «зарабатываю себе на жизнь», и третий сказал: «строю храм».
Так сложилось, что слово «тантра» в Индии ассоциируется с колдовством, черной магией, а за пределами Индии с сексуальными техниками. И отчасти это верно. Потому что всякое действие может стать практикой Тантры, в том числе и колдовство, и секс, — в зависимости от наклонностей и потребностей практикующего. Что касается секса, то, как сказал Андрей Лапин, «секс — это лестница между небесами и адом. А подниматься по ней или спускаться — каждый решает самостоятельно». Точнее не скажешь. Можно сказать то же самое не только о сексе, но и о любой деятельности, которой занимается человек.
Цель Тантры — привести человека к состоянию целостности, к расширению сознания, к единению с Богом. Обычный человек чаще всего воспринимает мир фрагментарно. Его органы чувств зачастую порабощают его. Но те же самые органы чувств можно задействовать так, что будет происходить противоположный процесс, — освобождение. В тантрическом искусстве человек учится по-новому использовать свои органы чувств. Вернее, это не что-то новое для нас. Это хорошо забытое старое, — тот способ восприятия, который был у каждого из нас с рождения. Мы забыли, что можно не только слышать, но и видеть, чувствовать запах и вкус ушами, видеть звук, слышать картину, целостно чувствовать объект, всеми чувствами сразу, не по отдельности. Изображение и звук здесь тесно взаимосвязаны…
Эффект растворения своего «я» может возникнуть не только при отождествлении себя с божеством. Это может быть любая музыка, если человек в ней растворяется. Это то, что называется «драйв». «Я» исчезает в волнах энергии, которая исходит из музыки.
Это касается не только танца, но всех других видов искусства. Момент Истины — это когда исчезает «Я», когда артист «улавливает» поток, становится потоком, и поток идет сквозь него. Поэтому все хорошие артисты — танцоры, актеры театра и кино, певцы, художники, — иногда сами того не зная, интуитивно выполняют именно Тантру».

(Искусство и Тантра. Сайт www.atmaville.org.)

«О сути и целях этого учения, вы можете судить, обратив внимание на поучения исторического Шивы:
— Рассматривай свою сущность, как лучи света, поднимающиеся от чакры к чакре по позвоночнику, так поднимается в тебе жизненная сила.
— Сосредоточься на огне, поднимающемся через твою форму от пальцев ног, пока не сгорит дотла тело — но не ты.
— Смотри с любовью на какой-нибудь предмет. Не переходи к иному предмету. Здесь, внутри этого предмета — благословение.
— Будь той же самой как с другом, так и с чужим, при уважении и при неуважении.
— Ощущай космос как прозрачное вечноживущее Присутствие. Когда ешь или пьешь, стань вкусом пищи или питья и будь наполнена этим. Ходя, спя, мечтая, осознавай себя как свет.
— Почувствуй сознание каждого человека, как свое собственное. Так, отбрасывая беспокойство за себя, стань каждым существом.
— Это сознание есть путеводный дух каждого. Будь им… (Сутры из «Виджняна-Бхайрава-Тантры»).
Согласно сведениям, представленным в энциклопедии «Религии мира» издательства «Аванта+» — особенность Тантры заключена в том, что абсолютно все доступные средства и качества человека используются для его духовного прогресса. Даже пороки и недостатки становятся мощным орудием освобождения от уз сансары (обусловленного существования)! Для тантриста не остается ни одной стороны жизни, которая не была бы преобразована в духовную практику.
Многие ритуалы и практики Тантры являются сложными упражнениями, направленными на полное изменение всего человека, включая его тело, энергию и сознание.
Еще раз вернемся к тексту энциклопедии: «Тантра ставит своей целью полную реализацию человеком его Божественной природы. Санскритское слово «тантра» происходит от двух слов: таноти и трайяти. Таноти означает «расширять», а трайяти «освобождать». Таким образом, Тантра — это «освобождение посредством расширения», а точнее, «освобождение сознания посредством его расширения». Также слово «тантра» переводят как «активность» или «действие», «практика», посредством которой человек может обнаружить божественный свет, изначальное сияние, сотворившее Мир. Поскольку все в мире — создано Изначальным Светом, эта энергия оживотворяет существование нашего мира, наполняя его собой подобно ветру, наполняющему паруса»…». 

(Иванов Д.В. Тело света. Новая редакция. Сайт www.samlib.ru.)

«Санатана-Дхарма включает в себя систему шести даршан, но эти даршаны не могут вместить в себя всю Санатана-Дхарму. Как говорилось по этому поводу в Пуранах: «Истина превыше воззрений…». Таким образом, нет ничего удивительного в том, что Трика-Даршана, несмотря на целый ряд отличительных особенностей, не относится к классическим философским системам Индии. Эта богатейшая духовная традиция, основанная на агамических (тантрических) источниках, всегда имела весьма ограниченное распространение в эпоху Кали-юги. Главная причина закрытости и изолированности этой системы состоит в том, что воззрение абсолютного теистического монизма или абсолютной недвойственности (санскр. парадвайта) трудно для понимания людей этой эпохи. Несмотря на то, что Господь Шива еще в самом начале Кали-юги передал людям недвойственные тантрические учения через риши Дурвасаса, эти учения не получили широкого распространения. Однако они всегда тщательно сохранялись и передавались по непрерывной линии преемственности (санскр. парампара). На видимом уровне эта парампара стала отчетливо формироваться в Кашмире, начиная с IX в. н.э. после появления таких замечательных мастеров, как Васугупта, Сомананда и др.
Роль агамических текстов в эпоху Кали-юги невероятно высока. Слово «агама» можно перевести как «прибытие», «приближение» или «повторное возникновение». Это общее название определенной группы текстов, которые не были составлены людьми, а были переданы нам непосредственно Господом. Такое высшее знание существовало всегда, во все исторические эпохи, но особую ценность оно приобретает в нынешние времена духовной деградации. Как сказано в «Куларнава-Тантре»: «Шрути — для Крита-юги, смрити — для Трета-юги, пураны — для Двапара-юги. Для Кали-юги — только Агамы». Важно подчеркнуть, что люди, рожденные в Кали-югу, чаще всего не могут длительное время сохранять в чистоте агамические знания. Их ум, находящийся под влиянием гуны тамаса, постепенно теряет соответствующие качества и обращается к грубому двойственному мировосприятию. Хорошо понимая это, Господь периодически «оживляет» знания людей и направляет их в нужное русло. В текстах Трика-даршаны понятия «тантра» и «агама» часто являются синонимичными. Слово «тантра» может иметь множество различных значений. Оно происходит от санскритского глагола «тан» — «распространять». В этом смысле и тантры, и агамы распространяются как божественные откровения. Однако важно понимать, что Тантра — это не философская система и не простой набор слов. Это, прежде всего, непосредственное знание Истины, которое передается лишь тем, кто способен ее воспринять». 

(Ананта Виджняна Даса (Аркадий Щербаков).
Трика Даршана. 2006г. Сайт www.book.ariom.ru.)

«Тантра и Ананда-Марга-Йога. Для того чтобы понять становление медитации в ее современном виде, необходимо сделать небольшой экскурс в ее историю. Медитация — это прием, который развивался свыше тысячи лет, ее самые ранние корни кроются в практике Тантры. Тантра была впервые введена в Индии около 7000 лет назад великим йогом Садашивой. Ее предназначением было служить всесторонней наукой жизни, как личной, так и социальной. Само слово «Тантра» значит «то, что освобождает от невежества», и отсюда ее практика основывалась на систематическом и научном выводе человека из состояния невежества к состоянию духовного прозрения. Ее практика не ограничивалась только медитацией и йогой, она распространялась на область искусств, музыки, литературы, медицины, танца окружающей жизни. С течением лет Тантра дала много ветвей и ответвлений. Упрощенная картина этого приведена на таблице. Из таблицы видно, насколько разнообразной стала Тантра, и что каждый вид Йоги, который имеется в настоящее время, восходит к учению Садашивы. Распад Тантры на различные специализированные части привел к утрате ее действенности и значимости как полный всесторонней философии жизни.
Это напоминает историю о пяти слепцах, которых король попросил описать слона первый, пощупав хвост, сказал, что слон это длинное, тонкое, круглое животное. Второй, потрогав уши, описал слона как крупное, вялое, кривое животное. Каждый описывал слона по-своему. Хотя каждый был прав, описывая определенную часть слона, никто из них не представлял слона полностью. То же произошло и с Тантрой. Различные школы занимались своей областью, но цельность мировоззрения была утрачена.
Тантра — это учения, не имеющие временных границ. Ее значение для современного мира так же велико, как и для прошедших веков. Современные ученые, работающие в области естественных наук, медицины и психологии, только начинают понимать и подтверждать учение, изложенное в Тантре ее анализ человеческой души открыл новую страницу в психологии. Многие врачи и специалисты в области здоровья признали, что йоговская практика здоровья и положения Тантры далеко превосходят уровень «ортодоксальной» медицины. Для сегодняшнего мира и его сложностями и неразберихой Тантра является научным ответом на вопросы, которые стоят перед человечеством. Более того, она учит человека объективно смотреть на все в жизни и жить правильно, делать всегда то, что способствует нашей эволюции и продвижение к Всевышнему. Она является путеводной звездой, которая помогает отличить путь к величию от того, который ведет в хаос, темноту и невежество. Тантра — это наука, которая служит людям всего мира каждый день».

(Путь Тантры. Сайты www.tantrayoga.narod.ru, www.anandamarga.ru.)

«Тантра, по определению, — это партнерская Йога, в практиках которой необходимо участие как мужчины, так и женщины.
Тантра — это не только Йога, но и богатая философская и религиозная система. И, чтобы до конца понять и усвоить философию Тантры, человек должен иметь хотя бы самое общее представление о той атмосфере, в которой родилась Тантра, о культуре, религии или философии Индии, в особенности — о философии Буддизма. Чем больше человек будет знать об этом, тем глубже он сможет проникнуть в суть Тантры.
Даже сегодня Тантру и сатанизм частенько смешивают другом с другом — вольно или умышленно. Хотя между ними существуют кардинальные различия. Во-первых, Тантра никоим образом не призывает поклоняться злу или сатане — более того, в Тантре вообще отсутствует концепция «вселенского зла». Тантра непохожа на дуалистические религии Запада, где Богу-добру обязательно противостоит сатана-однозначное зло. Тантра, как религия Неделения, вообще не стремится навешивать ярлыки на что-либо, называя вещи добрыми или злыми, черными или белыми. Философия Тантры иная — принимать мир, как единое целое, не отбрасывать и не отвергать ни одну его стороны.
Чем отличается Тантра от древних сексуальных обрядов «народной магии?». Сексуальные практики использовала не только Тантра. В древних религиях, пожалуй, всех народов мира существуют сексуальные обряды. В высокой магии сексуальный акт, как правило, был связан с самыми серьезными магическими ритуалами. Кроме того, секс был неотъемлемым элементов «народных» магических ритуалов. Как и в Тантре, в «народной» и высшей магии энергия секса должна трансформироваться по ходу ритуала, благодаря чему и свершается магическое таинство. Однако Тантра, в отличие от магии, более рационалистична и осознанна, она стоит значительно ближе к науке. И трансформация сексуальной энергии внутри человека — явление для Тантры привычное. И совсем не магическое. Тантра не занимается ворожбой и колдовством, а также «тайным» воздействием на людей, зомбированием и т.д. Это — осознанная система практик, во время которых человек по собственному желанию работает с собственным телом и энергетикой. С другой стороны, классическая Тантра — еще и религия, обладающая сложной философией и космогонией, что отличает ее от примитивных магических ритуалов. Каждый тантрический ритуал — это глубоко мистическое, сакральное и осознанное действо.
Кроме того, как мы уже говорили, традиционная Тантра не ставит самоцелью гармонизацию сексуальной жизни: сексуальные техники в Тантре используются для достижения более глобальных результатов. Наконец, нельзя забывать и про философский и религиозный аспект Тантры, которые также практически не изучены». 

(Философия и история Тантры. Сайт www.athaom.narod.ru.)

«Тантра — это наиболее древняя, дошедшая до нас система самосовершенствования, где энергия желания не подавляется, а сознательно используется для оздоровления, долголетия и духовного развития. Тантра — доктрина, практики, инструмент расширения сознания.
На Санскрите «тантра» буквально означает «ткацкий станок». В символическом смысле — это учение, которое сопрягает материальное с идеальным, телесное с духовным, рациональное с иррациональным, мужское с женским, Инь с Янь. Это сопряжение происходит как взаимопереплетение нитей «основы» и «утка» в производстве ткани.
Корень «тан» означает объяснять, излагать, толковать, расширять, распускаться, расцветать, распространять. «Тра» означает инструмент. Отсюда Тантра — инструмент, расширяющий поле сознания, для достижения сверхсознания, для постижения фундаментальных основ бытия. Тантра также означает экспериментальный, практический метод, позволяющий расширить способности человека, выйти за рамки своих возможностей.
В более широком толковании Тантра означает книги или любую литературу, ведущую к расширению сознания, в соответствии с ее доктриной. Другими словами, это не что иное, как просто «книга», практическая книга. Тантра — это то, что содержит информацию, знания, философию и различные техники. Это конспект, трактат или изложение различного рода духовных и оккультных знаний.
Тантра является мощным методом найти себя, реализовать все самое лучшее, что есть в нас. Если мы увидим себя чистыми и прекрасными, то мы, как бы открываемся тем внутренним благодатным силам, которые внутри нас и вокруг нас. В соответствии с тантрической традицией, человек, не осознающий себя как божественную сущность, не может истинно поклоняться божеству. Ключом Тантры является полное освобождение от чувства эго и растворение себя в Боге.
Тантра приемлет все. Это единство всего, это Йога всего. Тантра является инструментом и техникой на пути духовного роста. Тантра — это, прежде всего, путь «быть и чувствовать», а не размышлять, рассчитывать, калькулировать, сравнивать, сопоставлять, представлять, взвешивать, дробить. В Тантре реальная жизнь «здесь и сейчас», всеохватывающая, единая, восторженная и трагичная.
С одной стороны, Тантра — это традиция, система взглядов на мир, на человека, на любовь, с другой стороны, Тантра — это инструмент и техники для достижения понимания этой доктрины.
Дискуссии о том является ли Тантра частью Йоги или Йога является частью Тантры не имеют смысла. В своих истоках Тантра и Йога были единой доктриной и единой практикой. Дравидский чернокожий бог Шива был отцом как Йоги, так и Тантры. Их искусственное разделение началось с приходом ариев и порабощением женщины». 

(Тетерников Л.И. Тантра. Искусство любить. 1996г.
Школа Льва Тетерникова. Сайт www.teternikov.ru.)

«Когда я спросила Атмататтву, что конкретно он подразумевает под словом «тантра», он дал следующее определение: «траяте тат ити тантра» — достижение цели известно как Тантра. Слово «тат» означает «то», также имеет значение «цель». То, что приводит вас к вашей цели, — это Тантра. Тантра — это не религия, не секта, не догма, не какая-либо философия; Тантра — это метод достижения цели, применение какого-либо метода. Причём, цель может быть любой, и метод достижения любой цели — это Тантра. Цель может быть в области материальных ценностей, религии, философии, — любая. В любом случае метод достижения цели — это по определению Тантра. Когда вы успешно получаете деньги в банкомате, — это тоже Тантра. Когда шахматист следует правилам, применяет свою особую тактику и мастерство, чтобы победить, то любые методы достижения победы в игре — это тоже Тантра.
В этом смысле, например, черная магия — это тоже Тантра, потому что является методом достижения определённых целей. Если чёрная магия является Тантрой, это не означает автоматически, что и наоборот, Тантра — это чёрная магия. Магия — это Тантра, но Тантра — это не магия. Потому что, если корректно будет сказать, что черная или белая, любая магия — это метод, способ достижения цели, то нельзя сказать, что любой метод — это магия. Понятия «магия» и «метод» не являются синонимами. Следовательно, хотя магия может быть Тантрой, то есть, методом достижения желаемой цели, всё-таки магия и Тантра — не синонимы. Тантра — это всего лишь метод.
Янтра — это механизм, посредством которого вы достигаете своей цели. Поэтому машину также называют янтрой, потому что на машине можно попасть, куда вам нужно. Если, скажем, вы сидите в машине, но либо машина сломана, либо на дороге пробки, так, что вы не можете никуда двигаться, то в таком случае машина не является янтрой. Например, если целью создания графической диаграммы или трехмерной янтры является присутствие в ней Божества, то, если Божество в янтре отсутствует, каким бы красивым и большим ни было изображение, даже если его начертили уважаемые брахманы, оно не является янтрой, это просто чертеж или рельеф.
Мантра — это то, что освобождает ум. То, что звучит как мантра, но не освобождает ум, является не мантрой, а просто звуковой формой, лишённой того элемента, который делает её мантрой.
Методы и механизмы, служащие для достижения цели, сами по себе не могут быть плохими или хорошими. Один и тот же метод, — например, Тантра «левой руки» или Тантра «правой руки», — может привести к достижению совершенно разных целей, в зависимости от мотивов и намерений практикующего. Все зависит от того, кто, как и для чего их использует. Человек с ножом может быть хирургом, спасающим жизнь или убийцей, — но нож при этом ни хороший, ни плохой. Или, например, оружие само по себе ни хорошо, ни плохо, и обернётся оно для кого-то спасением или гибелью, зависит от человека, который им пользуется». 

(Что такое Тантра? Определение Тантры. Сайт www.atmaville.org/forums/.)

«Тантра — это практический путь реализации, отличающийся глубокими эзотерическими знаниями о теле человека, о природе, о космосе, об устройстве Вселенной и о силах и законах, действующих в ней. Тантра не разделяет разные сферы человеческого знания — астрологию, астрономию, нумерологию, парапсихологию, анатомию и физиологию и другие, а соединяет их воедино, словно нанизывая бусины на одну нить. Возникающие при этом прекрасные четки становятся уникальным инструментом совершенствования физической, умственной и духовной жизни человека. Тантра исследует энергию самой жизни и стремится постичь закон, благодаря которому все в мире существует и взаимодействует. Тантра есть то знание, которое расширяет границы разума, тела и сознания. Именно поэтому в Тантре так полно и тщательно разработаны и эффективно применяются такие аспекты духовной практики, как работа с телом (Кундалини-Йога), Мантра-Йога (повторение священных слогов), Янтра-Йога (концентрация на форме), мудры (изменение качества внутренней энергии), созерцание, медитация и практики поклонения различным божествам, олицетворяющим формы энергии. Во всех тантрических ритуалах основным является постижение внутреннего единства, а не внешняя ритуальная форма, которая служит лишь моментом настройки на соответствующее состояние.
Тантра представляет собой целостную систему, использующую физические средства для достижения духовных целей. С помощью психофизических методов Тантра обеспечивает человека возможностью исследовать собственную внутреннюю природу и внутреннюю красоту благодаря возникновению наблюдающего сознания, которое разрушает самозабвение, раскрывает человеку тончайшие колебания ума и наделяет его способностью останавливать такие колебания, выработать привычку к сосредоточенности. Тантра предлагает методологию и инструменты для подобной работы над собой. Она учит человека выявлять различные факторы, оказывающие влияние на его мысли и чувства, и преодолевать преграды, мешающие его развитию. Это преграды, вызванные неведением, нетерпимостью, эгоизмом и привязанностью к своей животной природе. Очищая свои мысли и чувства посредством тантрических практик, человек учится создавать внутри себя покой, гармонию и упорядоченность.
Тантра открывает возможности человеку установить осмысленные взаимоотношения с собственным внутренним миром и миром вокруг него, а также направляет человека к четвертому состоянию — к расширенному сознанию, которое называют турийя.
Тантра — это духовное учение, не зависящее от верований или мнений и неизменно поддающееся практической проверке, поскольку оно опирается на точную методологию психологических наблюдений и медитативных практик.
В основе тантрического взгляда на мир лежит принцип непрерывности потока энергии во времени и пространстве, понимание, что все существа находятся в одном пространстве взаимодействия в непрерывной взаимосвязи. Это накладывает на нас определенную ответственность за все наши действия, поступки и мысли». 

(Тантрическое Учение. Эзотерический вестник. № 2. 2006г.)

«Существует ошибочное представление о том, что существует некоторое единое учение — Тантра. В действительности, существует довольно много разных направлений как религиозных, так и эзотерических, которые используют слово «тантра» в своем названии. Можно говорить о шиваитской Тантре, о шактистской Тантре, существует даже о кришнаитская Тантра, часто Тантрой называют Ваджраяну — тибетскую разновидность Буддизма и т.д. Кроме того, в индуистской Тантре существуют направления Дакшина-Тантра, Тантра левой руки, Тантра правой руки, по сути говоря, это не единое учение, а довольно большой пласт учений, которые довольно сильно отличаются друг от друга, как школы Йоги отличаются достаточно сильно друг от друга…
По сути говоря, то, что понимают под Тантрой сейчас — это всевозможные техники, связанные с использованием, управлением, канализацией, стимуляцией и т.д. сексуальной энергии. В этом смысле то, что современные духовные искатели называют Тантрой — оно заимствует много разных элементов, в том числе и из классических направлений Тантризма.
Но если рассмотреть Тантру как именно технику работы с сексуальной энергией, то следует понимать, что техники работы с сексуальной энергией не являются прерогативой только Индии или системы Тантризма. Есть системы Тантризма, которые вообще не занимаются сексуальной энергией. По сути говоря, любая достаточно древняя культура так или иначе вырабатывала способы работы с сексуальной энергией. Сексуальная энергия — это все-таки одна из самых сильных энергий человека и не использовать ее в какой-то духовной практике или хотя бы просто не окультуривать тем или иным способом было бы просто нелепо. Поэтому можно перечислять и всевозможные китайские техники работы с сексуальной энергией, большинству современных людей известные по книжкам Мантека Чиа, Дао любви и т.д. Существуют соответствующие системы и славянские и многих других народов. В общем то, эти системы как-то пересекаются между собой. Опять же, почему?
По сути говоря, если брать именно индийские направления Тантризма, может быть наиболее близкие к тому, что сейчас понимают под Тантрой, это способ развития человека через пиковые состояния. Когда человек находится в своем среднем, привычном домашнем состоянии, он обычно не очень развивается, но если поставить его в ситуацию близкую к кризису, это может быть пик желания, пик страха, или пик возбуждения, или пик непонимания. Любое такое пиковое состояние может быть мощным источником для развития чего-либо. Если посмотреть классические тантрические техники, то они именно это и делают…
То, что сейчас называют Тантрой, это, по сути говоря, курсы раскрепощения. Если человек будет более ярок в своих эмоциях, более свободен в своих проявлениях, то это само по себе тоже хорошо. Но нужно понимать, что это только первый этап реальной духовной практики, даже раскрепостившись, человек еще не становится просветленным. Задача намного сложнее в том, чтобы потом окультурить эту энергию, использовать ее в конструктивных целях». 

(А.Сафронов. Тантра классическая и современная. Сайт www.yoga.co.ua.)

* * *