Статья 2.2. Нео-Тантризм как предмет Российской Тантрологии.

продолжение

4. ЧТО ТАКОЕ НЕО-ТАНТРА?

Обратим внимание на то, что кроме понятия «Нео-Тантризм» существует также понятие «Нео-Тантра», которое, как правило, ассоциируется с именем Ошо. «Приближаются дни Тантры. Рано или поздно Тантра, впервые за историю человечества, проникнет в широкие массы, ибо время пришло…», — нет,  это не реклама и не выдержка из многочисленных публикаций о Тантре в сети Интернет. Данное утверждение можно найти в книге, изданной в России в 2001г. Автор — Ошо (Раджниш). Под этим именем на Западе вышло более 600 книг на 30 языках. Эти книги являются записями бесед, которые Ошо проводил с учениками на протяжении 25 лет. Читаем далее — «Тантра должна стать частью достояния человечества. Ее должны изучать во всех школах, колледжах, университетах, в каждом храме, каждой церкви, Тантра должна присутствовать повсеместно! Человека необходимо учить тому, как использовать сексуальную энергию для движения к сверхсознанию. В прошлом подобный подход был весьма затруднителен, поэтому Тантра оставалась тайной наукой, доступной немногим. Постепенно увеличивается вероятность того, что к концу столетия Тантра распространится по всему миру. Впервые человечество готово воспринять ее мудрость. До сих пор лишь немногие адепты были готовы к восприятию Тантры. Тантра придет с Запада. Она не придет с Востока, ибо Восток все еще живет в прошлом — по крайней мере, в прошлом тысячелетии». (см. Ошо. Тантра. Энергия. Экстаз. К. София., М. Гелиос. 2001г. 112 стр.).

Ошо (1931-1990) — одна из самых скандальных фигур ХХ в. В 25 лет (1957г.) Ошо закончил Саугарский Университет (Индия), получив золотую медаль и степень магистра философии, а в 29 лет уже был профессором философии, с 1957г. по 1966г. преподавал философию в двух индийских университетах. А в 1980-х годах состояние Ошо превосходило состояния многих крупнейших магнатов мира. В распоряжении Ошо были четыре самолета, один вертолет и 91 «роллс-ройс». В 1985г. ему был запрещен въезд на территорию 21-й страны. Как пишет Анатолий Михайлов (диакон Михаил Плотников): «История Раджниша (Ошо) и его культа — это история взлета и падения одного из авантюристов нашего времени. В 1966г. Раджниш оставил университет и начал проповедовать собственное учение, представлявшее собой парадоксальную смесь из огрызков Джайнизма, Тантризма, Дзен-Буддизма, Даосизма, Суфизма, Хасидизма, Ницшеанства, Психоанализа, популярных «психо-духовных» терапий и учений Кришнамурти и Гурджиева. Не имея посвящения ни в одну из мистических традиций, он все перетолковывал по-своему, приспосабливая к собственным нуждам». (А.Михайлов. Современный Индуизм и гуруистские секты. // Дворкин А.Л. Сектоведение. Тоталитарные секты. Изд. 3-е. Нижний Новгород. 2002г.).
Сам Ошо называл свой эксперимент по смешению религий и философий уникальным и сравнивал его с составлением букета: «…цветок груб, аромат тонок… Вот что я пытаюсь сделать — свести воедино все цветы Тантры, Йоги, Дао, Суфизма, Дзэна, Хасидизма, Иудаизма, Индуизма, Буддизма, Джайнизма…». Свое учение Ошо называл «Единственной Религией», официально — Нео-Тантрой, поскольку Тантра занимала в этом учении весьма значительное место, и считал свою интерпретацию Тантры адаптацией Тантры к условиям жизни современного человека. Насколько верным можно считать утверждение Ошо о приближении дней Тантры, покажут будущие события и дальнейшие исследования. Однако, обратим внимание на один момент. Согласно Древнеиндийской Традиции, и Тантрической Традиции, в частности, смысл жизни — в движении к обретению освобождения и ощущения полного счастья и благостного чувства в себе, а этого невозможно достичь любым способом. В одной из наиболее авторитетных и почитаемых тантр — «Маха-Нирвана-Тантре» (XVIII в.) — говорится: «Все люди на земле от высокорожденных брахманов до нижайших неприкасаемых — способны следовать Вечному Пути Тантры». «Нет иного пути достижения Освобождения и Счастья в этой жизни помимо Пути к Освобождению и Счастью, указанного Тантрой» (2.20). («Маха-Нирвана-Тантра»).

Чтобы определиться с Нео-Тантрой, рассмотрим несколько цитат по этой теме:

«Учение Раджниша представляет собой смесь Тантризма с откровениями самого Раджниша. Тантра, занимающая в Индуизме особое положение, — это путь вседозволенности. До того, как в Индии распространилось Христианство, Тантризм достиг уровня грубости, жестокости, колдовства и предрассудков, зачастую непостижимых для современного сознания. В своих грубейших формах Тантра включает в себя черную магию, сексуальные оргии и человеческие жертвоприношения». 

(Медведев М.Ю. Пять дней в Орхусе или православный
взгляд на «новую духовность». Пермь. 1995г. 48 с.)

«Можно говорить о свободном принятии Ошо разных элементов других учений, смешении стилей. Так, его утверждение о том, что он учит антидоктринальному, антифилософскому, антиинтеллектуальному опыту походит на сентенции Дзена: «Как быть: просто тому — как быть. Тому как быть здесь и сейчас». Не следует считать, что он дзенец, в разные времена Ошо мог доказывать преимущество Христианства, Суфизма, Хасидизма, Даосизма, Дзэна, Тантризма над всеми другими практиками. Сам он называл свой эксперимент по смешению религий и философий уникальным и сравнивал его с составлением букета: «…цветок груб, аромат тонок… Вот что я пытаюсь сделать — свести воедино все цветы Тантры, Йоги, Дао, Суфизма, Дзэна, Хасидизма, Иудаизма, Индуизма, Буддизма, Джайнизма…». 

(Тимощук. А.С. Постмодернизм и неоиндуизм
как единое пространство пост-культуры.)

«Ошо называл свою интерпретацию Тантры адаптацией Тантры к условиям жизни современного человека. Ошо Раджниш называл свое учение Нео-Тантра и дал ей свое назва¬ние: «Удовольствие от прикосновения». Как утверждает Ван Лизбет в своей книге «Тантра — культ женственности», это совсем не Тантра. Заниматься любовью открыто — это еще не значит практиковать Тантру. Шри Раджнеш использовал техники Тантры для раскрепощения современного человека, живущего в тисках католической морали. Некоторые люди считают Тантру амораль¬ной. Однако реальная Тантра к светской морали вообще отноше¬ния не имеет. Тантра — это не религия. Это дело самих тантриков придерживаться или не придерживаться моральных принци¬пов того общества, в котором живешь, той религии, которой следуешь». 

(А.Фомичев. Тантра. Информация автора семинаров,
которые фигурировали в передаче «Про это».)

«На сегодняшний день, пожалуй, не просто будет найти адептов классической индийской Тантры, учение претерпело значительные изменения и, несомненно, эволюционировало. Тантра, окутанная ореолом запретной сексуальности, превратилась в завлекательный рекламный ход для тренеров Нью-эйдж и гуру от бизнес-просветления. Достойными внимания можно назвать несколько направлений.
Нео-Тантра — метод, созданный Ошо и представляющий собой смесь традиционных медитативных практик классической индийской Йоги и Тантры, адаптированных для европейского менталитета, и методик западной психотерапевтической школы. Нео-Тантра — наиболее распространенная «Тантра» на сегодняшний день и ее цели более терапевтичны, направлены на проработку комплексов и паттернов поведения человека, самораскрытие и навыки контакта».

(Н.Куликова. Тантра Энергии. 24.01.2008г.)

«Нео-Тантра, созданная «популяризаторами», действительно оторвана от религиозных и философских основ, и секс в ней занимает едва ли не центральное место, «воплощаясь» в упрощенных, доступных техниках и ритуалах, к которым добавлены приемы классической психотерапии — от НЛП до гипноза. И заниматься ею идут часто для того, чтобы усовершенствовать технику своего секса.
Тем не менее, как бы ни критиковали нео-Тантру с позиций тысячелетней священной традиции, она обладает своей ценностью и своей правдой. Потому что, пусть даже в осовремененном виде, она использует древние, весьма эффективные тантрические методики и техники, которые могут быть успешно применены для решения многих жизненных проблем, в особенности связанных с общением и сексуальностью. И пусть духовного совершенства на пути нео-Тантры достигнуть трудно, но изменить что-то в своей жизни к лучшему — можно…». 

(Ожидание — самый верный путь к разочарованию. 2007г.)

«Рождение нео-Тантры обычно связывают с именем Бхагавана Шри Раджниша (Ошо), который один из первых на Западе прибегнул к помощи древних сексуальных практик. Созданная Ошо и другими популяризаторами нео-Тантра, освобожденная от «религиозной идеологии» система йогических техник, которую могли принять рациональные американцы и европейцы. Секс в техниках занимает едва ли не центральное место. Поэтому сейчас Тантрой иногда называют сеансы группового секса, организуемые с целью расслабления, снятия комплексов или развлечения. «Подлинные» тантристы считают Нео-Тантру профанацией древнего учения и в этом есть немало правды. Тем не менее, стоит заметить, что даже в измененном и осовремененном варианте тантрические техники могут успешно применяться для решения многих жизненных проблем, особенно связанных с трудностями в общении и сексуальностью. Духовного совершенства на этом пути достигнуть трудно, но сделать психику гибче, и изменить что-то в своей жизни можно». 

(Тантра как путь саморазвития.)

«По мнению ряда сексологов, современный Тантризм, в котором главная цель — раскрепостить партнеров, отличается от исконного. Тантра, — объясняют они, — это древнеиндийская сексуальная Йога, которая дает возможность омолаживаться и приводить человека к различным сиддхам — сверхвозможностям. Подразумевается, что пара, занимающаяся Тантрой, может летать по воздуху, проходить сквозь стены. Они могут визуализировать друг друга на расстоянии, читать мысли друг друга. Как и в любой Йоге, смысл Тантры в достижении атмана — наивысшего результата. Только в Тантре атмана достигают непременно в паре, во время занятий сексом. То есть при правильном выполнении поставленных сексуально-тантрических задач у пары должен получится выход в чувственный атман… Итак, оптимальное тантрическое занятие — микс из сексологии, психологии, психоанализа и Тантры. Проблема в том, что люди зачастую привыкли выполнять некие социальные и сексуальные роли. Это и порождает заторможенность в их интимной жизни».

(А.Владимирова. Знакомьтесь, Тантра.
Зачем заниматься любовью с незнакомцами.)

«Бывший преподаватель философии в Джамбалпурском университете, Раджниш после девяти лет практики пришел к выводу, что все философские построения условны, но, тем не менее, умело использовал отвергнутые теории для создания собственного учения. В результате родилась Тантра-Йога, сочетающая в себе элементы Индуизма (Тантризма), Джайнизма, Буддизма, Даосизма и других восточных религий, а также некоторые идеи западных философов: Фрейда, Сартра, Камю и, как уже было сказано, Ницше… Можно привести и множество других учений, из которых складывается мозаика философии Раджниша.
Стабильная, хотя не очень шумная деятельность «Тантра-Йоги» говорит о том, что это — явление скорее типичное, чем уникальное, явление, ответившее духовным запросам большинства. «Тантра-Йога» успешно вписалась в ряд оккультных учений, провозгласивших себя наследниками лучших идей человечества, проповедующих полную духовную свободу и практикующих медитативные упражнения. Восточные гуру-движения — одна из составляющих мощного оккультного направления наряду с неоязыческими сектами, движением «New Age» и прочими мистическими синкретическими учениями». 

(Регшина Крауклис. Тантра-Йога. По ту сторону добра и зла.)

«Тантра — очень древняя практика, Йога для двоих, основанная на убеждении, что во Вселенной два правящих начала — мужское и женское. Одни ученые считают, что слово «тантра» произошло от санскритского «гобелен» или «ткань», символизируя нечто, намертво вплетенное в наши жизни. Другие склоняются к санскритским терминам «таноти» и «трайати», обозначающим расширение сознания и освобождение.
Главная суть Тантры — если перевести на наш лад восточные тонкости — в освобождении сознания и полете души. Потому и секс в Тантре не просто физиологический акт, а светлое и всепоглощающее «слияние душ и тел»…
Для коммерческого использования заунывное учение [Тантры] пришлось несколько расширить и переиначить. Так появились предвестники современного ассорти, нео-Тантра, зародившаяся в Америке 60-х и немедленно перекочевавшая в Европу, благо сексуальная революция будоражила лучшие умы современности. Тогда-то, в середине ХХ в., новые поколения тантристов-самоучек поспешили внести в первоисточник свои дополнения, особо сконцентрировав внимание на сексуальной практике, благо времена давали зеленый свет телесным услаждениям. В результате философско-религиозная подоплека учения была упразднена за ненадобностью, а на вооружение взят только «тантрический секс». Эротический массаж, дыхательные упражнения и физкультура, сдобренные медитацией — таковы акценты нео-Тантры. Сегодня в большинстве западных школ Тантра-Йоги преподают карецце, особые сексуальные техники, призванные научить партнеров слышать и чувствовать друг друга. Большинство тренингов проходят на природе или в закрытом помещении, когда полностью обнаженные ученики упражняются в ритуальном массаже. Дань моде и стремление к звонкой монете все меньше и меньше оставляет в учении нео-Тантры древней мудрости, превращая семинары в собрание любителей плотских утех, которые готовы платить за возможность получить физиологическое удовлетворение». 

(П.Дукаревич. От тантрического секса к банальной оргии.
Онлайновый журнал «ИМХО». 10.09.06г.)
(Марго Зингер. Тантрический секс. 17.11.2007г.)

«1.6. Что такое «Нео-Тантра»? Начиная с конца 60-х и ранних 70-х, так называемая «сексуальная революция» в культурных нравах, наряду с возросшим интересом к восточным религиям, привела к широкой популяризации духовно-сексуальных техник, пришедших из индийской Тантра-Йоги под немного сбивающим с толку названием «тантрический секс». С того времени по настоящее время гуру и учителя с Запада и Востока продвинули большое разнообразие систем, которые включают в себе в большей или меньшей степени религиозные и культурные принципы и практики индийской Тантра-Йоги, преследуя разнообразные цели от того, что один клеветник зовет «лучший секс», до действительного «мокша» или освобождения (т.е. освобождения от реинкарнации, если реинкарнация включена в космологическую парадигму). Одной из характеристик, которая отличает учителей нео-Тантры от гуру Тантра-Йоги, является то, что в нео-Тантре обычно совершенно очевиден акцент на сексуальности; в Тантра-Йоге, часто совсем наоборот, — некоторые современные гуру настаивают, что Тантра-Йога вовсе не сексуальна, или что она не учит ничему в самом сексе, а цельность практики связана с пением мантр, визуализацией янтр, практикой тапаса и тому подобное.
Рождение нео-Тантры обычно связывают с именем Ошо (Бхагавана Шри Раджниша), который едва ли не первым на Западе (если не считать того же «тантриста» Алистера Коули) прибегнул к помощи древних сексуальных практик. Однако «Нео-Тантра» появилась в Америке раньше Ошо. В шестидесятых годах, после оккупации Китаем Тибета, множество мастеров Тантры были вынуждены искать убежища на Западе, принеся в западный мир знания о древних ритуалах и философии Тантры. Буквально за десятилетие Тантра стала популярна во всем мире — в первую очередь из-за «лакомых» сексуальных ритуалов и практик.
Нео-Тантра, созданная Ошо и другими «популяризаторами» — очищенная от «религиозных наслоений» система йогических техник, которую могли принять рациональные американцы и европейцы. Секс в нео-Тантре занимает едва ли не центральное место, «воплощаясь» в упрощенных, доступных техниках и ритуалах. Позднее нео-Тантра взяла на вооружение приемы классической психотерапии и новейших методик психотренингов — в диапазоне от НЛП до элементов гипноза.
Как правило, «настоящие» тантристы считают нео-Тантру вульгарной профанацией древнего учения — и в этом есть немало правды. Однако нельзя не признать, что даже в таком «осовремененном» виде тантрические методики могут быть весьма успешно применены для решения многих повседневных жизненных проблем. В особенности — связанных с общением и сексуальностью. Духовного совершенства на пути нео-Тантры достигнуть трудно, но изменить что-то в своей жизни — можно. Правда, существуют и чрезмерно упрощенные, вульгаризированные формы нео-Тантры, в которых сексуальные практики превращаются в обыкновенные оргии… Ни о каких результатах, помимо полученного удовольствия, здесь говорить уже не приходится». 

(Вопросы и ответы по Тантре. (отвечает востоковед С.А.Горохов.)

 

5. НЕО-ТАНТРИЗМ КАК ПРЕДМЕТ РОССИЙСКОЙ ТАНТРОЛОГИИ

Вот что было сказано в одной из публикаций (см. Камалакар Мишра о Тантре и Кашмирском Шайвизме):

«Не секрет: многие из нас имеют весьма слабое представление о том, что представляет собой Тантра. Это вполне объяснимо. Огромная масса изданной в последние годы литературы, посвященной данной теме, конечно, впечатляет. Однако качество выпускаемых в свет книг, увы, далеко не всегда соответствует запросам тех, кто искренне стремится к изучению этой Эзотерической Доктрины. Широко тиражируемые «труды» господ Тетерниковых и так называемых Бхайравананд вносят существенный вклад в дело укоренения всеобщего невежества в вопросах тантрического Учения и Практики. Броские и загадочные названия, вроде «Алхимия экстаза», «Тантра в русской бане», «Мир закатного солнца» (?) или «Трика Самарасья Каула», разумеется, привлекают неискушенного читателя. Эти подделки раскупаются с завидной скоростью, принося весомые барыши их авторам. Но не следует забывать древнюю мудрость: «не все то золото, что блестит!». И замечательный афоризм Козьмы Пруткова: «Если на клетке с ослом ты увидишь надпись «Лев» — не верь глазам своим!» сейчас действительно актуален, как никогда.
Формат этой публикации по понятным причинам не предполагает дискуссии с создателями упомянутых выше «шедевров». В качестве противовеса им мы просто предложим вам ознакомиться с фрагментами прекрасной книги Камалакара Мишры «Кашмирский Шайвизм. Центральная философия Тантризма». Речь ниже пойдет об основных направлениях Тантризма, идеологии и философии Тантры, ведущих тантрических школах и тантрической космогонии. Читайте. Это исследование стоит того. С уважением, Ишварананданатха.
Камалакар Мишра. «Кашмирский Шайвизм. Центральная философия Тантры». (Избранные главы из книги). Заблуждение. «…Мы не должны думать, что каждое явление, происходящее под именем тантрической практики, и есть настоящий Тантризм… Мы должны быть очень внимательны и уметь отличать учение Тантры от не-Тантры или псевдо-Тантры. Каков же критерий различия между настоящим и ложным Тантризмом? Я сказал бы, что существует два критерия. Во-первых, мы должны быть благоразумны, чтобы решить, согласуются ли специфические практики с тантрической философией. Во-вторых, мы должны глубоко проанализировать Тантры и выявить из тантрических текстов доказательства «за» или «против» этой специфической практики. Если рассматриваемая тантрическая практика отвечает этим двум критериям, ее нужно принять как тантрическую, в ином случае она должна быть отвергнута»…».

И вот что пишет Рамачандра Рао (см. Рамачандра Рао. Тантра. Мантра. Янтра. Тантрические традиции Тибета. / Пер. с англ. А.Иванникова. Беловодье. 2002г. 304 стр.):

«Вступление. В изучении Тантры существует два основных препятствия: с одной стороны, энтузиасты создают образ в высшей степени эзотеричной и мистической Тантры, что даже ученые не в силах разобраться в ее сложнейших концепциях. С другой стороны, их оппоненты выпячивают различные аморальные и непристойные элементы псевдо-тантрических культов. На самом деле лишь немногие понимают, что взгляд энтузиастов на Тантру не подтвержден, а их оппонентов — необоснован и неоправдан. В действительности некоторые тексты Тантры рассматривают в высшей степени абстрактные идеи, пользуясь тщательно разработанным символизмом…
Важно отметить, что для тантрического наследия характерно частое использование сексуальной символики. Оно сыграло двоякую роль — сделало секс достойным как восхваления, так и отвращения. Сам по себе секс является нейтральным, подобно воздуху, которым мы дышим: он естественен. Самовыражение в сексе зависит от степени зрелости индивидуальной личности, ее мотиваций и ментальных привычек.
Некоторые эротические и оргиаисткие культы, кажущиеся загадочными и соблазнительными для современного индолога, появились на свет из нездоровых мотиваций и антисоциальных тенденций. Однако они ни в коей мере не характеризуют подлинную направленность Тантры…
Тантру не следует интерпретировать как собрание мистических культов, содержащих довольно необычные идеи. В действительности она представляет собой простую, серьезную, трезвую и реалистичную философию жизни, принимающую во внимание естественные импульсы и устремления человеческой личности.
Санкхья-Йога, Аюрведа и тексты ранних Упанишад дают гораздо более истинное представление о Тантрической Традиции, чем все мистические культы, которые обычно подразумеваются под Тантрой.
Основой тантрического мировоззрения является правильный и эффективный образ жизни, сдерживающий крайности. Тремя целями, которым всегда уделялось постоянное внимание, являлись сохранение здоровья, обретение сил для полноценной жизни и защита общества от агрессии индивидуальной личности. Контроль дыхания обеспечивал достижение первых двух, тогда как контроль инстинктов, в особенности сексуального, заботился о третьей…».

Когда-то Альберт Эйнштейн сказал: «Самое прекрасное, что может испытать человек, — это тайна». Если следовать Ошо, можно было бы сказать так — «Самое прекрасное, что может испытать человек — это любовь и истина». Согласно Ошо, истина — это не вера, но переживание. Истина — это не учения и писания, но состояние человека. Вера — это производная от истины, направленная в настоящее. Как говорит Ошо, «настоящие со¬кровища — не в будущем, настоящие сокровища — прямо сейчас, здесь». (см. Ошо. Осознанность. Ключ к жизни в равновесии. М. 2004г. 192 стр.). Вот что говорил Ошо:

«Меня могут понять только новые люди, увидевшие тотальность того, что человек есть единение тела и души, что взросление возможно только посредством опыта…
Тантра не означает секс, Тантра означает любовь, которая использует секс как средство вхождения в медитацию. Пусть у вас будет полная ясность относительно этого. Тантра имеет в виду именно это: трансформацию любви в медитацию. И теперь вы можете понять, почему Тантра так много говорит о любви и сексе. Почему? Потому что любовь является ближайшей естественной дверью, через которую вы можете выйти за пределы этого мира, за пределы горизонтального измерения….
Любовь вдруг изменяет ваше измерение. Вы выбрасываетесь из времени и встречаетесь лицом к лицу с вечностью. Любовь может стать глубокой медитацией — глубочайшей медитацией….
Любовь для Шивы [и Шакти] является величайшими вратами. И для него секс не есть нечто, подлежащее осуждению. Для него секс есть семя, а любовь есть цветение этого семени, и если вы осуждаете семя, то вы осуждаете и цветок. Секс может стать любовью. Если он не становится любовью, это уродство. Осуждайте уродство, а не секс. Любовь должна цвести, секс должен становиться любовью. Если он не становится любовью, это не его вина, это ваша вина. Секс не должен оставаться сексом — так учит Тантра. Он должен быть трансформирован в любовь. И любовь также не должна оставаться любовью. Она должна быть трансформирована в свет, в медитативное переживание, в последнюю, предельную мистическую вершину…»

Вот что было написано в одной из публикаций (см. Р.Никольский. Путь Тантры.):

««Любовь настолько прекрасна, что следует обучаться искусству любви, подобно тому, как следует учиться искусству жизни». (Ошо). Термин «тантра» может означать «расширение сознания». Это слово происходит от санскритского корня «тан», что значит «расширение», следовательно, понятие «тантра» может означать процесс расширения сознания. В любом случае, Тантра — это некий путь самопознания.
Всё то, что окружает человека, также есть путь самопознания. Кому-то интересно познавать науку, кто-то интересуется постижением определённого ремесла, кому-то необходимо совершенствовать своё умение в торговле и т.д. Каждый человек, а нас не мало на планете, желает что-то познать, в чём-то разобраться и этот процесс смело можно назвать — процесс расширения своего сознания. Если следовать данному стилю размышления, то можно предположить, что Тантра — это есть всё то, чем интересуется и живёт человек. И тогда всё, что ни делал бы человек — это «Путь расширения сознания», что с Санскрита и переводится как «Тантра». И поэтому не обязательно вкладывать слишком серьёзный мистический или волшебный смысл в это понятие. Хотя вся наша жизнь — есть некое волшебство и таинство…
Надо отметить, что все люди Земли являются духовно ищущими, только поиск направлен в разные стороны. И раз уж мы с вами живём в дуальных представлениях о мире, то одни ищут свой Дух в теле, а другие ищут свой Дух вне тела. И каждый по-своему занимается Тантрой. Значит, Тантра — это не просто путь пробуждения своей чувственности, пробуждение новой страсти, поиск наслаждения, а нечто ещё такое, о чём нет возможности ничего определённого сказать. Эти состояния необходимо просто индивидуально проживать. Поэтому настолько противоречивые отклики можно слышать со всех сторон о Тантре.
Так что же такое Тантра? Я могу высказать только свою точку зрения. Тантра — это путь. Путь к «Истоку Своего Я» и всё. А всё то, что я вижу, слышу, ощущаю и есть «Я». Значит, Тантра — это всё то, что есть «Я», и то, с чем я ещё не знаком. Тантра не отделима от Тела и от Души. Это путь безграничного познания своего Духа в своём Теле».

Вот что было написано еще в одной публикации (см. Звезда Давида и Тантра.):

«Несомненно, что, прежде всего, слово «тантра» означает действие (разворачивания) или процесс (распространения), преемственность: т.е. техники, методы, практики. И само слово, таким образом, характеризует мастерство или компетентность в использовании и комбинировании этих разного рода искусных средств. Мы имеем интересное определение Тантры, принадлежащее выдающемуся авторитету, имя которого Катьяяна: «Тантра — это гармония действий». Это означает то же, что и организованность поведенческих актов, их проявление в единстве, и точно в том же смысле, что подразумевает Йога. Аюрведа использует слово «тантра» в значении «тело», а другое слово — «янтра» в значении «устройство» этого тела. Тело в Аюрведе представляется как композиция органов (анга), вместилище сил: дхату, доша и мала, претерпевающее процесс становления. Даже в наиболее распространенном варианте слово «янтра» означает геометрический чертеж, единство линий и букв — «семенных слогов», целостную картину.
Подобным образом и магическая формула — «мантра» — представляет собой организованную систему звуковых вибраций, состоящую из отдельных слов и букв, обладающих сверхъестественной силой. В техническом смысле Тантра является процессом объединения магической диаграммы (янтры) и магической формулы (мантры). Ясно, что подобная практика должна основываться на непоколебимой уверенности, что человеческое тело является субстратом, на основе которого диаграмма и формула могут работать во взаимодействии.
Таким образом, янтра является графическим изображением силовых полей и линий, организующих тело человека, в то время как мантра представляет звуковой аспект этих сил — их вибрации. Тантра является набором методов (искусных средств) для работы с этими силами, и, согласно тантрическим представлениям, человеческое тело не просто масса, скопление материи, но имеет также и тонкоматериальную копию (двойника), более сложную, хотя и невидимую, более «энергетичную», хотя в обычном состоянии никак не проявляющуюся. Идея о том, что внутри нашего физического тела находится тело тонкоматериальное, которое невозможно ни увидеть, ни потрогать, то есть, которое недоступно нашим органам чувств, — стара как мир, и в том или ином варианте присутствует в культуре всех народов. В Тантрической Традиции эта идея развита до концептуальных представлений о внутренней энергетической динамике человеческого тела, своего рода внутренней психоэнергетике человека.
Посредством такой реорганизации внутренних сил человек становится способным не только преодолеть естественные ограничения, но и повысить собственную эффективность.
Специальные действия, позволяющие провести подобного рода организацию и реинтеграцию, это не что иное, как глубоко символичные «ритуалы», смысл которых скрыт от посторонних. Организация таких действий находится в соответствии с организацией самих внутренних силовых полей, и потому называется Тантрой; а установление связи с внутренними силами и контроль над ними является Йогой. Два термина — Тантра и Йога — происходят из одного источника и работают в одном и том же смысловом контексте.
Тантрическая Традиция, таким образом, фокусирует свое внимание на личностном аспекте духовности: психической структуре, ментальных механизмах, структуре сознания и внутренних мотивациях. Ведическая Традиция, напротив, свое основное внимание выносит во внешнее пространство, наполненное противоречивыми силами, которые, тем не менее, хотя и с трудом, но все же могут быть укрощены.
Тантра не должна рассматриваться как совокупность мистических культов, основанных на необычных идеях. Тантра — это простая, серьезная, трезвая и реалистичная философия жизни, которая работает на уровне наших нормальных импульсов и устремлений.
Санкхья-Йога, Аюрведа и ранние тексты Упанишад представляют Тантру в более истинном свете, нежели те культовые мистификации, которые присваивают себе право называться тантрическими. Контролируемая, но в то же время эффективная жизнь, воздержание от крайностей — вот базис тантрической идеологии. Забота о здоровье, накопление силы для эффективной жизни и защита людей от произвола отдельных личностей — вот три аспекта, неизменно присутствующие в тантрическом мировоззрении».

И еще одна публикация (см. Использование сексуальной энергии. Тантра. (Проект «Свой Психолог». Выпуск № 59. 08.07.2007г.):

«В учении Тантры и Тантра-Йоге одной из основных методик является аккумуляция и дальнейшее использование сексуальной энергии. Что такое Тантра? Тантра — это система интенсивного духовного развития человека. Она ставит своей целью полную реализацию людьми их Божественной природы. Санскритское слово «тантра» происходит от двух слов: таноти и трайяти. Таноти означает «расширять», а трайяти — «освобождать». Таким образом, слово «тантра» означает освобождение посредством расширения сознания, посредством личностного роста.
Как и любая религиозная система, Индуистская Тантра включает в себя сложные религиозно-философские представления о мире и человеке, а также комплекс различных религиозных ритуалов. Однако значительная часть методов, используемых в Тантре, выходит далеко за рамки обычных представлений о религиозных обрядах. Многие практики Тантры являются сложными упражнениями, направленными на полное изменение всего человека, включая его тело, энергию и сознание. В связи с этим Тантру иногда называют Тантрийской Йогой.
Характерной чертой тантрийских практик является использование сексуальной энергии и её преобразование в энергию духовную. Ещё одна особенность Тантры в том, что она использует абсолютно все доступные средства и качества человека для его духовного роста. Одна и та же техника на разных ступенях Тантры выполняется по-разному. То, что на первых ступенях Тантры может выглядеть как внешний ритуал, на более продвинутом этапе практики становится работой с внутренней энергией, с сознанием. Это происходит естественным образом: по мере продвижения тантриста, его внутренний опыт становится все более глубоким — практикующий начинает реально ощущать самого себя не только телом, но и энергией и сознанием «здесь и сейчас».
В Тантре сексуальное соединение рассматривается как Божественный дар, возвышенная молитва, возможность соприкосновения с Господом. Древние учителя Тантры осознавали, что подобное понимание исходно присуще очень немногим людям, и потому разработали систему посвящений, которая защищает знания от невежественного истолкования. В этом отношении очень интересен символический смысл многих древних тантрийских храмов Индии, например знаменитого комплекса в Кхаджурахо (которому в 1999г. исполнилось 1000 лет). Фасады таких храмов украшены сотнями эротических фигур в самых немыслимых позах. Но внутри храмов нет ничего, кроме одного-единственного символа Божественного Сознания и его творящей Энергии. Если человек остается снаружи храма, то он видит лишь эти бесчисленные эротические фигуры. Войдя же внутрь, он находит Божественное…».

Именно поэтому, в свете выше приведенной информации, выведенная формула «Самое прекрасное, что может испытать человек — это любовь и истина» не является столь уж неожиданной и абстрактной, как может показаться. Именно поэтому Ошо и говорит:

«Приближаются дни Тантры. Рано или поздно Тантра, впервые за историю человечества, проникнет в широкие массы, ибо время пришло…, Тантра должна стать частью достояния человечества. Ее должны изучать во всех школах, колледжах, университетах, в каждом храме, каждой церкви, Тантра должна присутствовать повсеместно! Человека необходимо учить тому, как использовать сексуальную энергию для движения к сверхсознанию… Постепенно увеличивается вероятность того, что к концу столетия Тантра распространится по всему миру. Впервые человечество готово воспринять ее мудрость… Тантра придет с Запада. Она не придет с Востока, ибо Восток все еще живет в прошлом — по крайней мере, в прошлом тысячелетии». (см. Ошо. Тантра. Энергия. Экстаз. К. София., М. Гелиос. 2001г. 112 стр.).

Да, без сомнения, время пришло…, Тантра должна стать частью достояния человечества, ее должны изучать «везде»…. Но, о какой Тантре идет речь, какую Тантру следует изучать в школах, колледжах, университетах, мудрость какой Тантры должно или может воспринять человечество, какая Тантра может прийти с Запада, ведь одна Тантра уже практически пришла с Востока…

Именно поэтому, в свете выше приведенной информации, одним из предметов рассмотрения, изучения, исследования, анализа Российской Тантрологии должна стать не только нео-Тантра, «придуманная» Ошо и его последователями, но и должен стать нео-Тантризм, под которым можно подразумевать:
— новый Тантризм
— молодой Тантризм
— Тантризм по-новому
— упрощенный Тантризм
— современный Тантризм
— возникший вновь Тантризм
— вновь созданный Тантризм
— вновь возрожденный Тантризм
— недавно образованный Тантризм
— созданный взамен «старого» Тантризма
— возобновленный после своего упадка Тантризм
— видоизмененный (в худшую сторону) Тантризм
— феномен «новой религиозности» (С.А.Жаринов)
— ложный двойник классической Тантры (С.В.Пахомов)
— новое явление, имеющее черты «старого» Тантризма
— причудливая трансформация Тантризма (С.А.Жаринов)
— опошление, извращение и упрощение подлинных тантрических традиций
— значительная и причудливая трансформация исконной индийской религиозной традиции (С.В.Пахомов)
— культурно-социальный продукт, лишь отчасти соприкасающийся со своим оригиналом (С.А.Жаринов)
— «Новодел», образованный от Тантризма, представляющего собой (см. выше): — некоторые религиозные течения как в Индуизме, так и в Буддизме; — религиозное подводное течение; — неопределенный конгломерат многочисленных линий духовных передач и т.д. (см. статью 2.1. Тантризм как предмет Российской Тантрологии).

Вот что пишет С.В.Пахомов в своей статье «Неотантризм в современной России» (см. Пахомов. С.В. Неотантризм в современной России. Кафедра философии и культурологии Востока. СПбГУ. 04.07.2007г.) пишет:

«В современной культуре, с ее мозаичностью и эклектичностью, исконные категории индийских религиозных традиций подчас претерпевают значительные и причудливые трансформации. Не миновала эта доля и традицию индуистской Тантры (Тантризма), которая в своих классических формах утвердилась на Индостане больше тысячи лет назад. Уже тогда Тантризм из-за некоторых особенностей своих практических методов вызывал далеко не однозначное впечатление у ортодоксальных религиозных кругов. Неудивительно, что современный Тантризм, — или то, что воспринимается под этим названием, — прежде чем предстать в наши дни на территории стран Запада и России, уже заранее был почти обречен на непонимание, ложное толкование и скандальный имидж».

* * *

N 36. 14.02.13г.