Статья 2.2. Нео-Тантризм как предмет Российской Тантрологии.

«В современной культуре, с ее мозаичностью и эклектичностью, исконные категории индийских религиозных традиций подчас претерпевают значительные и причудливые трансформации. Не миновала эта доля и традицию индуистской Тантры (Тантризма), которая в своих классических формах утвердилась на Индостане больше тысячи лет назад. Уже тогда Тантризм из-за некоторых особенностей своих практических методов вызывал далеко не однозначное впечатление у ортодоксальных религиозных кругов. Неудивительно, что современный Тантризм, — или то, что воспринимается под этим названием, — прежде чем предстать в наши дни на территории стран Запада и России, уже заранее был почти обречен на непонимание, ложное толкование и скандальный имидж» (см. Пахомов. С.В. Неотантризм в современной России. Кафедра философии и культурологии Востока. СПбГУ. 04.07.2007г.).

* * *

1. ПОНЯТИЕ НЕО-ТАНТРИЗМА

В 2012г. С.А.Жаринов (см. Жаринов С.А. Тантрология: Наука о Тантризме в России. Июнь 2012г.) написал:

«Наука о Тантризме» должна включать в свою предметную область еще и нео-Тантризм, что связывает ее с изучением новых религиозных движений и сектоведением. Таким образом, можно сказать, что Тантрология — это область религиоведческого знания, находящаяся на стыке Индологии, Тибетологии и сектоведения, предметом которой является Индуистская, Джайнская, Буддийская Тантры, а также феномен нео-Тантризма…».

Поэтому в данной статье мы обратим внимание на то, что сегодня принято называть «нео-Тантризмом». Вот что написал С.В.Пахомов в 2002г. (см. Пахомов С.В. Индуизм: Йога, Тантризм, Кришнаизм. Карманный словарь. СПб. Амфора. 2002г. 172 стр.):

«Что касается Тантризма, то из-за настороженного отношения к нему со стороны авторитетных ученых и общественных деятелей (как в самой Индии, так и за ее пределами) его долгое время не рассматривали как значительное явление индийской духовной истории. Интерес к нему вспыхнул в западных странах в 1960-х годах на гребне увлечения идеями «сексуальной революции». Индуистская Тантра пришлась ко двору молодежной контркультуре с ее протестом против официоза и косности. В Тантре увидели свободу против любых условностей, запретов, предрассудков, полноту раскрепощения духа. Примерно в таком же стиле проповедовал учение Тантризма небезызвестный Ошо (Раджниш), который подчеркивал в ней «бунтарские» черты. Все это не способствовало тому, чтобы на Западе укрепились какие-либо формы классического Тантризма. В подавляющем большинстве случаев Тантризм предстает скорее как жизнерадостное гедонистическое учение, стремящееся продлить радости изменчивого мира, нежели как упорный и интенсивный труд по преображению плотных форм энергии в тонкие. Тантризм оказался слишком сложным феноменом для Запада, чтобы ему позволили остаться в своей первозданной эзотерической чистоте, как учению, доступному только немногим. Тантрический эзотеризм стал ходким товаром, неплохо продающимся в отпускаемых дозах для любителей «экстремальной экзотики». Будучи, по существу, гибридным продуктом западного интеллекта, такой Тантризм выступает в оболочке нео-Тантризма. Подобные формы Тантры входят в движение «Новый век»…».

И вот что пишет С.В.Пахомов в 2011г. (см. Пахомов С.В. Прыжок в Запредельное. 2011г.):

«Ложный двойник. К сожалению, сложные и порой опасные тантрические практики со временем стали пониматься (даже в самой Индии) совсем неправильно. В наше время классическая Тантра с трудом пробивает себе дорогу. Обычно же торжествует ее ложный двойник — нео-Тантризм, направленный исключительно на посюсторонние цели…».

Вот что пишет С.А.Жаринов в статье «Нео-Тантризм как феномен «новой религиозности» (см. Жаринов С.А. Просветление ниже пояса. Нео-Тантризм как феномен «новой религиозности. Философский портал «Арктогея». Февраль. 2009г.):

«1. Понятие «новой религиозности». Причины появления и условия распространения. Соприкасаясь с непривычными для себя религиозными феноменами и идеями, современное мировоззрение подвергает их колоссальной деформации, формируя совсем новые, небывалые в истории религий религиозные (или псевдорелигиозные) культы и учения. Подобное явление П.С.Гуревич назвал «новой религиозностью», или «нетрадиционной религиозностью», определяя его как «одно из характерных явлений современной духовной жизни. Суть его состоит в распространении вероучений, не связанных с привычными, традиционными религиями». <…>
«2. Тантризм. Общие сведения. Осветив феномен «новой религиозности» в целом, можно далее охарактеризовать нео-Тантризм как одну из форм его проявления. <…>
«Термин «тантризм» восходит к Востоковедению XIX в., представители которого ввели его для обозначения некоторых религиозных течений как в Индуизме (Шактизм, Шиваизм, Вайшнавизм), так и в Буддизме (Ваджраяна), в которых первостепенное место занимают тексты религиозно-психотехнического содержания, называемые тантрами. <…>
Строго идентифицировать Тантру не так просто. Видный исследователь С.Б.Дасгупта считает, что вопрос о происхождении и идентификации Тантризма является более сложным и весьма неопределенным. Он пишет, что «Тантризм не является ни буддистским, ни индуистским по происхождению. Он представляется религиозным подводным течением, исходно независимым от каких бы то ни было труднодоступных для понимания метафизических рассуждений, проистекающим из неопределённого момента в религиозной истории Индии». Сложность идентификации Тантризма связана с тем, что Тантризм «всегда бытовал в виде неопределенного конгломерата многочисленных линий духовных передач от учителей к ученикам»…
3. Проникновение Тантры на Запад. Нечто похожее на Тантру, которая претерпела, как и многие восточные и мистические доктрины, причудливые трансформации, начало развиваться и на Западе. <…>
Ситуация изменилась в 70-х годах [XX в]. В это время начинается массовое увлечение Тантрой, причем без особого разделения на буддийскую и индуистскую. «В русле этого общего интереса классическая традиция была воспринята не в ее чистом виде, а как переработанный с учетом западных запросов «новодел» (Пахомов С.В. Неотантризм в современной России. 2007г.), поэтому можно говорить о появлении специфического культурно-социального продукта, лишь отчасти соприкасающегося со своим оригиналом». <…>
4. Отношение к сексу. Противоположность традиционного и неотантрического подходов. Большинство ученых и подлинных тантриков смотрят на нео-Тантризм как на опошление, извращение и упрощение подлинных тантрических традиций. Они отмечают главную, среди прочих, ошибку неотантриков. Последние вместо ритуализации секса, как в классическом Тантризме, «сексуализируют ритуал». Нео-Тантра, преднамеренно или нет, смешала изначально разделенные в Индуизме «Науку Тантры» (Тантра-Шастра) и «Науку Любви» (Кама-Шастра). Если первая подразумевает использование и преобразование желания для достижения мокши [освобождения], то цель последней — осуществление желания (кама) как одной из целей жизни домохозяина (грихастха)».

В одной из публикаций (см. История религии. Неотантризм.) было написано:

«…на Западе возникло и т.н. «неотантрическое движение», мало чем связанное с классическим Тантризмом Индии. «Неотантризм», равно как и другие псевдотантристские секты и группы, возникшие в США и Европе, представляют собой типично западные т.н. «нетрадиционные религии», или «религии нового века», в практике которых, как правило, отсутствуют такие непременно обязательные для классического Тантризма атрибуты, как: вера в божественный авторитет Тантр, сложная система посвящений и иерархии учителей, принадлежность к каким-либо традиционным тантрическим парампарам (линиям преемственности учителей и эзотерических знаний) и сампрадайям (направлениям) и общий характер чрезвычайно ритуализированной религии, пронизанной магией и всевозможными мистериальными церемониями. «Неотантристы» же сводят обычно свою практику исключительно к различным «медитативным техникам», в которых важное место занимает культивирование сексуальной распущенности и вседозволенности (вполне в духе чисто потребительского отношения к сексуальной жизни, столь распространенного в среде хиппи, панков и других «молодежных движений протеста», а также в некоторых «религиях нового века»), что совершенно немыслимо для адептов традиционного Тантризма.
К «неотантрическому движению» относятся последователи скандально известного «просветленного мастера» Ошо Раджниша, ряд представителей движения «Нью-Эйдж», а также некоторые российские группы и секты (типа т.н. «Русской Тантры»), не имеющие какого-либо признанного властями статуса. Также и классический восточный Тантризм представлен на Западе отдельными духовными обществами.
Таким образом, Тантризм, — эта древнейшая религия мира, — обретает в наше время «второе дыхание», все шире и шире распространяясь по всему миру. Теперь его влияние не ограничивается пределами тантракранты (так тантристы называют Южную Азию — колыбель своей религии), так как последователей Тантризма можно встретить на всех континентах, в каждой более-менее крупной стране мира. Будучи по своему характеру религией надклассовой и наднациональной, современный Тантризм вбирает в себя духовный опыт Востока и Запада, опровергая на практике известный взгляд, что Запад есть Запад, Восток есть Восток и им никогда не сойтись. Быть может, мы сейчас присутствуем при рождении новой мировой религии, религии ХХI в., — сами тантристы в этом нисколько не сомневаются».

Само слово «неотантризм» образовано путем прибавления приставки «нео» к слову «тантризм» (которое введено в Востоковедении в середине XIX в.) и получило распространение в Европе и США в середине XX в. А как известно, приставки, как правило, означают признак соответствующего предмета или явления, который конкретизирует значение производной основы.
Хотя приставка «нео», которая происходит от греческого слова «neos» (букв. новый) переводится как «новый», «вновь», сама приставка является многозначной, т.е. имеющей несколько значений или оттенков значений. С одной стороны, приставка «нео» обычно прибавляется к чему-то новому и (как считается) прогрессивному, например, неоклассицизм, или к чему-то новому и (как считается) упрощенному, например неотантризм. С другой стороны, приставка «нео» часто прибавляется к «хорошо забытому старому», например, неоромантизм. Также, можно встретить слова с приставкой «нео», в которых она обозначает «возрождение», «новое повторение» «былого», т.е. речь идет о явлении, которое в себе сочетает как черты «старого» явления, так и черты чего-то нового, например, неофашизм, неоколониализм. Но, в основном, приставка «нео», как правило, означает новый, т.е. не такой как прежде, т.е. в данном случае, приставка «нео» означает, что современное явление настолько сильно отличается от настоящего (исходного) явления, что его уже нельзя называть по-прежнему, например, неоязычество.
Обратим внимание на то, что в последнее время приставку «нео» стали использовать довольно часто (как к месту так и не к месту): можно встретить огромное количество прежних, устоявшихся, распространенных, популярных слов, но с приставкой «нео» (которая все больше приобретает негативный оттенок). Тенденция такова, что скоро в пору будет говорить о нео-Науке, нео-Культуре, нео-Музыке, нео-Религии и пр.
Вот что говорилось в публикации «Неогеография vs. картография. Ч. 4. Смена парадигмы» (2012г.):

««Что же означает это новое? – Оно означает, что вам пора». (Михаил Булгаков. «Мастер и Маргарита»).
Вместо предисловия. Процесс адаптации новых мировоззренческих и научных парадигм разными субъектами протекает по-разному, во многом определяя степень вовлеченности их в научный и инновационный процесс в последующем. Выбор, аргументация и осознанная фиксация собственной позиции ученым в ситуации смены парадигм интересны сами по себе и все чаще становятся предметом глубокого и широкоохватного научного анализа. Не случайно автор концепции «смены парадигм» Томас Кун наряду с разработкой этой фундаментальной для истории науки темы лично принимал активное участие в формировании архива знаний по истории квантовой механики (AHQP, Archives for the History of Quantum Physics). В наши дни и на наших глазах разворачивается научная революция, затрагивающая фундаментальные основы восприятия человеком и человечеством актуального пространства и времени. На смену опосредованному представлению реального мира в виде «пространства границ», уплощенного и формально члененного на качественно отличающиеся друг от друга области, приходит новая модель мира, предполагающая максимальную «чувственную» (perception) достоверность восприятия. Новый принцип, за которым закрепилось условное обозначение «Неогеография», сходу привлек к себе внимание всего человечества. Количество пользователей уже первого массового сетевого сервиса, в котором была реализована новая парадигма — геоинтерфейса Google Earth — за пять лет вплотную подошло к важному рубежу в 1 млрд. человек. Фактически сегодня каждый десятый житель нашей планеты независимо от пола, этнической и национальной принадлежности, географической локализации и даже возраста, уже является пользователем Google Earth…
Профессор А.М.Берлянт полагает, что Неогеография в терминологическом отношении — «довольно корявый неологизм» (позиция 1), в методическом — способ и средство, позволяющее решать задачи без серьезного знания «географической сущности объектов моделирования» и «сложных правил картографии» (позиция 2), в концептуальном — доступная каждому методика картографирования.
Реплика показательна. Во-первых, как раз в терминологическом отношении данная концепция «неологизмом» не является — еще полвека назад этот термин ввел в научный обиход в СССР декан географического факультета МГУ, академик АН СССР К.К.Марков. Во-вторых, степень «корявости неологизма» — также под вопросом. От термина «география» новый термин отличается разве что приставкой. Но приставка «нео-» сама по себе не является чем-то терминологически недопустимым — в конце концов, употребленный профессором Берлянтом термин «неологизм» сам построен по точно такой же схеме. В-третьих, формулирование новых парадигм и принципов аналогичным образом не только не является чем-то из ряда вон выходящим, но и показывает пример удачного и гибкого выделения нового еще до того, как оно будет зафиксировано в строгом определении. Например, известный советский и российский археолог и культуролог, профессор Л.С.Клейн, анализируя в монографии «Новая Археология» становление одноименной концепции, подчеркивает, что термин вводился на рубеже 1950-1960 гг. по широко распространенному в культурном контексте XX в. и успешному образцу. «Для использования именно этого термина у археологов были образцы по соседству», указывает автор. Так, именно «Новая География» (New Geography), наряду с другими — новыми…, послужила не только образцом для самоназвания новой парадигмы в археологии, но и стала источником идей для перестройки. «Термин не случаен, не безроден и не одинок», — заключает в отношении «Новой Археологии» профессор Клейн. Очевидно, эта констатация в не меньшей степени применима и к термину «Неогеография»…».

Что в действительности означает приставка «нео», и что хотят ею выразить те, кто ее активно использует? Наверное, это тема отдельного исследования, но чтобы определиться в этом вопросе, смотрим словари и энциклопедии:

«Нео [neos (неос) — новый] — приставка, обозначающая новый или молодой».

(Геологический толковый словарь)

«Нео — греческое слово, употребляемое в сложных словах, означает ново…».

(Полный словарь иностранных слов, вошедших
в употребление в русском языке. Попов М. 1907г.)

«Нео — приставка, указывающая на что-либо новое или недавно образованное».

(Психологическая энциклопедия)
(Медицинский словарь)

«Нел (от греч. neos — новый) – часть сложных слов, означающая: «новый», «ново…»».

(Большой Энциклопедический словарь. 2000г.)

«Нео (от греч. neos — новый) — употребляется как приставка, равносильная русскому: ново; см. следующие слова с этой приставкой».

(Словарь иностранных слов, вошедших
в состав русского языка. Чудинов А.Н. 1910г.)

«Нео (от греч. neos — новый) — первая составная часть сложных слов, соответствующая по значению слову «новый»».

(Биологический энциклопедический словарь)

«Нео — начальная часть сложных слов греческого происхождения, вносящая значения: новый, по-новому (неодарвини?зм, неоклассици?зм, неологи?зм и т.п.)».

(Толковый словарь Ефремовой. Т.Ф.Ефремова. 2000г.)

«Нео (греч. neos — молодой, новый) — составная часть сложных слов, означающая «новый», «молодой», «вновь созданный», «созданный взамен чего-либо».

(Малая медицинская энциклопедия. 1991-1996гг.;
Энциклопедический словарь медицинских терминов. 1982-1984гг.)

«Нео (neo — букв. новый (например, неолит)) — приставка может означать возобновление культуры после периода упадка, например неовавилонский, неохеттский».

(Археологический словарь)

«Нео — первая часть сложных слов со значением «новый», например, неоавангардизм, неоглобализм, неореализм, неореалист, неоколониализм, неонацизм, неофашизм».

(С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка.)

«Нео [от греч. neos — молодой, новый] — первая часть сложных слов. Вносит значения: возникший вновь, новый (5 зн.). Неоапартеид, неогегельянство, неокапиталистический, неоколония, неонатурализм, неофутуристический».

(Большой толковый словарь русского языка.
/ С.А.Кузнецов. 1-е изд. СПб. Норинт. 1998г.)

«Нео (от греч. neos — новый) — первая часть составных слов в значении: в новой, видоизмененной и чаще всего ухудшенной форме, например. неовитализм, неодарвинизм, неокантианство, неомальтузианство, неоклассицизм, неоромантизм и т.д.».

(Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940гг.)

«Нео (неоклассицизм, неоэкспрессионизм, неоромантизм). Приставка нео — (новый) означает возрождение направлений или идеалов искусства предшествующих эпох. Например, неоклассицизм — движение, возникшее во второй половине XVIII столетия — стремился вернуть классические ценности и воскресить благородный стиль древних греков и римлян. В живописи и архитектуре он характеризовался повышенным вниманием к линии и рисунку, уравновешенной композицией, а также частым обращением к сюжетам античности. Неоэкспрессионизм — это тенденция в творчестве определенных художников США и Европы, особенно Германии, возникшая в конце 1970-х годов. Художники вновь обратились к выразительным возможностям экспрессионизма, создавая каждый раз глубоко индивидуальный стиль, часто заряженный агрессией и нервным напряжением. Неоромантизм обозначает сильно театрализованное направление в живописи XX в., соединяющее в себе черты романтизма и сюрреализма».

(Живопись. Краткий словарь терминов.)

Таким образом, учитывая выше приведенную информацию, можно сделать следующие предположения относительно понятия «неотантризм». Нео-Тантризм — это:
— новый Тантризм
— молодой Тантризм
— Тантризм по-новому
— упрощенный Тантризм
— современный Тантризм
— возникший вновь Тантризм
— вновь созданный Тантризм
— вновь возрожденный Тантризм
— недавно образованный Тантризм
— созданный взамен «старого» Тантризма
— возобновленный после своего упадка Тантризм
— видоизмененный (в худшую сторону) Тантризм
— феномен «новой религиозности» (С.А.Жаринов)
— ложный двойник классической Тантры (С.В.Пахомов)
— новое явление, имеющее черты «старого» Тантризма
— причудливая трансформация Тантризма (С.А.Жаринов)
— опошление, извращение и упрощение подлинных тантрических традиций
— значительная и причудливая трансформация исконной индийской религиозной радиции (С.В.Пахомов)
— культурно-социальный продукт, лишь отчасти соприкасающийся со своим оригиналом (С.А.Жаринов)
— «Новодел», образованный от Тантризма, представляющего собой (см. выше): — некоторые религиозные течения как в Индуизме, так и в Буддизме; — религиозное подводное течение; — неопределенный конгломерат многочисленных линий духовных передач и т.д. (см. статью 2.1. Тантризм как предмет Российской Тантрологии).

 

2. ЧТО ТАКОЕ НЕО-ТАНТРИЗМ?

Тогда возникают еще вопросы: нео-Тантризм — это то, что получило развитие на Западе благодаря знакомству с тем, что получило развитие на Востоке, а на Западе стали именовать Тантризмом? Или, нео-Тантризм — это то, что когда-то развивалось на Востоке (Тантризм), а теперь развивается на Западе (современный Тантризм)? Если Тантризм, по словам С.В.Пахомова, является живой традицией, а значит, согласно интерпретации слова «традиция», явлением, сохраняющим свои основные традиционные черты и признаки, то можно ли считать нео-Тантризм продолжением, ответвлением, новым направлением этой традиции? И вообще, можно ли такое непонятное и неопределенное, но уникальное и неповторимое, в определенном мере «самостоятельное» и «непредсказуемое» явление, как нео-Тантризм «включать» в Тантрическую Традицию в целом? Тогда чем считать саму Тантрическую Традицию? (см. статью 2.5. Тантрическая Традиция как предмет Российской Тантрологии).

Вот что пишет С.В.Пахомов (см. Пахомов С.В. Нео-Тантризм в современной России. Кафедра философии и культурологии Востока. СПбГУ. 04.07.2007г.):

«Если говорить в целом, нео-Тантризм — достаточно аморфное, синкретическое движение, активно развивающееся в последние 20-30 лет, не имеющее единственного лидера и единой центральной организации. В последнем он, впрочем, внешне схож с традиционными индийскими учениями, в том числе и с Тантризмом, который всегда бытовал в виде неопределенного конгломерата многочисленных линий духовных передач от учителей к ученикам. И, как в классическом Тантризме, в нео-Тантризме выделяется множество различных направлений, школ, центров, которые как правило функционируют вокруг того или иного авторитетного лидера. Тем не менее, Нео-Тантризм существенно отличается от классического средневекового индуистского Тантризма. Итак, нео-Тантризм в контексте своего отношения к Тантризму характеризуется следующими особенностями.

1. Отсутствие бхакти в различных его формах, прежде всего в форме гуру-бхакти, весьма существенного в классической Тантре. В нео-Тантризме наставник не считается воплощением божества и почти никогда не оказывается объектом медитации и визуализации. Это связано с социальной ролью неотантрических наставников, которые обычно не являются монахами, но играют активную роль в обществе и используют свои знания в качестве средства к существованию. Неотантрический учитель par excellence — это не «ловец душ», но просто опытный и хорошо информированный «профессионал», первый среди равных. Кроме того, обычно этот индивид преподает за вполне конкретную сумму, тем самым, определяя свое время, отведенное на занятия с учениками и слушателями, содержимым их кошелька — обстоятельство, немыслимое для классического Тантризма.

2. Отсутствие веры в индуистских божеств и практик поклонения им. Традиционный тантрический пантеон достаточно разветвлен и опирается на развитую индийскую мифологию. Однако современное сознание достаточно плохо воспринимает традиционные мифы (попадая в зависимость от иных, современных, мифов), считая их слишком наивными, не верит в божеств как в реальных существ, которые могут при этом фигурировать и на микрокосмическом уровне. Меж тем в классическом Тантризме поклонение различным божествам и духам занимает очень большое место.

3. Отсутствие традиционной духовной передачи. В классическом Тантризме, — что характерно, впрочем, для любой системы знания в традиционной Индии, — дисциплина передается от зрелого учителя к достойному ученику из поколения в поколение. Поэтому каждый новый ученик встраивается в линию духовной передачи и оказывается членом уходящей вглубь веков традиции, или парампары. Подобная передача почти отсутствует в современном мире, в том числе и потому, что классические школы Тантризма во многих случаях выродились или исчезли, и нынешние наставники даже в самой Индии часто имеют мало общего со своими духовными предками. Но нетрадиционность выражается не только в этом пассивном неприобщении к древним традиционным линиям из-за их исчезновения или вырождения, но и в активном индивидуалистическом духе, самополагании, намеренном отказе от подчинения каким-либо древним авторитетам или системам (если не считать чисто символических кивков в их сторону с целью подтвердить собственную легитимность). Другой крайностью является «коллекционирование» передач отовсюду, из самых разных духовных традиций мира (правда, в основном не слишком давних); в данном случае, видимо, на укрепление «рейтинга» одаренного наставника должна работать многогранность его проявлений.

4. Полное незнание или поверхностное толкование классических тантрических сочинений. Неотантрические мастера обычно не владеют санскритом или другими индийскими языками, на которых написаны классические Тантры, поэтому они не имеют возможности составить впечатление об их оригинальном содержании. Собственно говоря, идеи, которые неотантрические гуру берут из немногих известных им тантрических сочинений (обычно в переводе на английский), используются ими фрагментарно и тенденциозно, чаще всего лишь в качестве поддержки своих учений.

5. Чрезвычайный мировоззренческий эклектизм, сплав разнообразных позиций, от «мистического опыта» Христа до «поднятия Кундалини». По словам некоего безымянного виртуального любителя Нео-Тантры, «современный Тантризм является синтезом классической Тантры, Даосизма, идей Ошо и философии Карлоса Кастанеды».

6. Экзотеризм и радости жизни. Нео-Тантризм не только не скрывается от любопытствующих, в отличие от Тантризма — напротив, он всячески рекламирует себя, идя навстречу всем желающим. Эта его подчеркнутая демократичность и экзотеричность обусловлена коммерческим интересом (и сама обусловливает его), а порой и желанием достичь некоего высокого рейтинга. Нео-Тантризм старается эксплуатировать те элементы, который могут принести непосредственную выгоду, играя на исконной любви человека к власти, богатству, комфорту, удовольствиям. Само понятие «тантра» подвергается постоянному манипулированию в сугубо повседневных целях. Нео-Тантризм позиционирует себя как жизнерадостное, оптимистическое учение. Акцент ставится на посюсторонних радостях и удовольствиях, превалирует естественный и спонтанный жизненный гедонизм. Нарочитое выпячивание сексуальных элементов, вызывающих у человека наиболее сильные чувственные эмоции, наводит на мысль о натиске представлений из области Кама-Шастры, или искусства утонченных чувственных удовольствий.

7. Подмена традиционного понятия мокши идеями «расширения» сознания, «самореализации», освобождения от социальных условностей. В этом отношении нео-Тантризм довольно близок расплывчатым умонастроениям многочисленных движений «Нью-эйджа».

8. Наличие довольно разношерстной, пестрой аудитории, преследующей собственные интересы и довольно редко представляющей собой устойчивое целое. Постоянное появление новых лиц, чрезвычайная текучесть «кадров» препятствует сохранению социально-психологического единства неотантрической группы, единственным центром которой оказывается ее организатор, одновременно выступающий и как главный ее наставник, и как основной регулятор локальных финансовых потоков».

Вот что пишет С.А.Жаринов (см. Жаринов С.А. Просветление ниже пояса. Нео-Тантризм как феномен «новой религиозности. Философский портал «Арктогея». Февраль. 2009г.):

«1. Понятие «новой религиозности». Причины появления и условия распространения. …Соприкасаясь с непривычными для себя религиозными феноменами и идеями, современное мировоззрение подвергает их колоссальной деформации, формируя совсем новые, небывалые в истории религий религиозные (или псевдорелигиозные) культы и учения. Подобное явление П.С.Гуревич назвал «новой религиозностью», или «нетрадиционной религиозностью», определяя его как «одно из характерных явлений современной духовной жизни. Суть его состоит в распространении вероучений, не связанных с привычными, традиционными религиями»… <…> Можно выделить некоторые характерные черты «новой религиозности»:
— [1] Оторванность от традиционных религиозных структур. Эта оторванность часто сопровождается с ироничным и даже уничижительным отношением к последним. С этой же чертой связано отсутствие традиционной духовной передачи, инициаций.
— [2] Мировоззренческий эклектизм. Она представляет собой мешанину из суеверий и мистификации, эклектичного соединения всевозможных доктрин и элементов культа; от «мистического опыта» Христа до «поднятия Кундалини», как заметил индолог С.В.Пахомов. Кроме того, имеет место смешение выводами современной науки и всевозможных психологий.
— [3] Чрезвычайное упрощение традиционных доктрин и культа. Эта черта в западном обществе уходит своими корнями в период Реформации, где произошел разрыв с традиционным Христианством, как в культовом отношении, так и в теологическом. Можно отметить, что протестантское влияние проявилось и в реформаторских движения внутри Индуизма.
— [4] Стремление к «мистическим» переживаниям. Во многих псевдовосточных организациях на первое место ставится психотехника без длительной предварительной подготовки и создания соответствующих условий. Это обусловливает «легкое» и безответственное отношение к измененным состояниям сознания.
— [5] Оптимизм, вера в прогресс и стремление к мирским благам. Эта черта связана с совершенно современным характером новых религиозных движений, зараженностью «животным идеалом» западного «общества потребления» и комфорта.
4. Отношение к сексу. Противоположность традиционного и неотантрического подходов. Большинство ученых и подлинных тантриков смотрят на нео-Тантризм как на опошление, извращение и упрощение подлинных тантрических традиций. Они отмечают главную, среди прочих, ошибку неотантриков. Последние вместо ритуализации секса, как в классическом Тантризме, «сексуализируют ритуал». Нео-Тантра, преднамеренно или нет, смешала изначально разделенные в Индуизме «Науку Тантры» (Тантра-Шастра) и «Науку Любви» (Кама-Шастра). Если первая подразумевает использование и преобразование желания для достижения мокши [освобождения], то цель последней — осуществление желания (кама) как одной из целей жизни домохозяина (грихастха)».
6. Главные черты нео-Тантризма. На основании статьи С.В.Пахомова «Неотантризм в современной России» и осуществленного выше обзора учения Ошо можно выделить следующие характерные черты нео-Тантры:
— (1) Центральное положение понятия «тантрический секс», к которому сводится весь смысл Тантризма;
— (2) Отсутствие бхакти в различных его формах, прежде всего в форме гуру-бхакти. В нео-Тантризме наставник не считается воплощением божества и почти никогда не оказывается объектом медитации и визуализации. Неотантрический учитель — это просто опытный и хорошо информированный «профессионал», первый среди равных;
— [3] Отсутствие веры в индуистских божеств и практик поклонения им. Современное сознание достаточно плохо воспринимает традиционные мифы, считая их слишком наивными, не верит в божеств как в реальных существ.
— [4] Отсутствие традиционной духовной передачи. Подобная передача почти отсутствует в современном мире, в том числе и потому, что классические школы Тантризма во многих случаях выродились или исчезли, и нынешние наставники даже в самой Индии часто имеют мало общего со своими духовными предками. Другой крайностью является «коллекционирование» передач отовсюду, из самых разных духовных традиций мира.
— [5] Мировоззренческий эклектизм, сплав разнообразных позиций заимствованных из других мистических учений и данных современной науки, психологии, психотерапии.
— [6] Незнание или поверхностное толкование классических тантрических сочинений. Как правило, неотантрические мастера обычно не владеют санскритом или другими индийскими языками, поэтому они не имеют возможности составить впечатление об их оригинальном содержании.
— [7] Экзотеризм, оптимизм, стремление к мирским благам. Неотантризм не только не скрывается от любопытствующих, в отличие от Тантризма — напротив, он всячески рекламирует себя. Эта его подчеркнутая демократичность и экзотеричность обусловлена, по-видимому, коммерческим интересом, а порой и желанием достичь некоего высокого рейтинга. Нео-Тантризм старается эксплуатировать те элементы, который могут принести непосредственную выгоду, играя на исконной любви человека к власти, богатству, комфорту, удовольствиям.
— [8] Нео-Тантризм позиционирует себя как жизнерадостное, оптимистическое учение. Акцент ставится на посюсторонних радостях и удовольствиях, превалирует естественный и спонтанный жизненный гедонизм.
— [9] Нарочитое выпячивание сексуальных элементов, вызывающих у человека наиболее сильные чувственные эмоции, наводит на мысль о натиске представлений из области Кама-Шастры.
— [10] Подмена традиционного понятия мокши идеями «расширения» сознания, «самореализации», освобождения от социальных условностей. В этом отношении нео-Тантризм довольно близок расплывчатым умонастроениям многочисленных движений «Нью Эйдж»…»

 

3. НЕО-ТАНТРИЗМ И NEW-AGE

Есть еще один вариант толкования понятия «нео-Тантризм». В данном случае приставка «нео» говорит о причастности такого явления как нео-Тантризм к так называемому движению «New Age».

Вот что пишет С.А.Жаринов (см. Жаринов С.А. Просветление ниже пояса. Нео-Тантризм как феномен «новой религиозности. Философский портал «Арктогея». Февраль. 2009г.):

«В чем суть «New Age»? «New Age» — это эклектичное популярное течение, в котором, как пишет Невилл Друри, «одинаково широко пропагандируется лечение кристаллами, «сбалансированность чакр», поощряется формирование сознания успеха, «продуцируется» нескончаемый поток «духовных учителей», обучающих мудрости или стоящих во главе хорошо организованных ашрамов. Люди, занимающие определенное положение в обществе, для которых расширение сознания, по существу, означает увеличение их доходов, проявляют интерес к «Нью Эйдж» лишь потому, что оно обещает материальное богатство и конец нищете».
Таким образом, это движение представляет собой причудливое смешение осколков «мистической» религиозности, имеющей казалось бы, духовные цели, и т.н. «животного идеала», который сформировался в США и который подразумевает «идеал биологического благосостояния, comfort’а, оптимистической эйфории, где первоочередное значение уделяется всему, связанному со здоровьем, молодостью, физической силой, материальным успехом и безопасностью, примитивным удовлетворением сексуальных потребностей и потребностей желудка, со спортивной жизнью и т.п.».

Вот что говорится в Википедии, Свободной Энциклопедии. (интернет):

«Нью Эйдж (англ. New Age, букв. «новая эра»), религии «нового века» — общее название совокупности различных мистических течений и движений, в основном оккультного, эзотерического и синкретического характера. (Секты и сектанство. Актуальная проблема с непростым решением. Онлайн-конференция. // РИА Новости. 31.01.2006г.). Также называемое движением «Новой эры», «Эрой Водолея» и «Новым веком», движение зародилось и сформировалось в XX в., в процессе развития независимых теософских групп Великобритании и других стран. Достигло наибольшего расцвета на Западе в 1970-е годы.
Название движения связано с его ориентацией на астрологическую эпоху — «Эру Водолея». Начало этой эпохи относят к современности или ближайшему будущему (XX-XXII вв.). В рамках движения предполагается, что на смену современной придёт другая культура, гораздо более совершенная, которая ознаменуется грандиозным эпохальным скачком в духовном и ментальном развитии человечества.
Нью Эйдж отличается от традиционных религиозных течений тем, что он не представлен каким-то одним определённым духовным учением или религиозным воззрением, (сектой, общиной, традицией, школой), а включает в себя множество (иногда на практике очень мало совместимых) различных духовно настроенных оккультных, эзотерических и метафизических учений, практик и концепций.
В Нью Эйдж был осуществлён постепенный переход от общественно-ориентированных к личностно-ориентированным ценностям. Испытав влияние идей традиционных восточных религий и философий, ставших общедоступными, а также под воздействием западного секуляризма и научного материализма, современный Нью Эйдж стал представлять собой вид секуляризованного эзотеризма, во многих своих проявлениях — гибрид традиционного для эзотеризма холистического взгляда на мир, управляемый невидимыми силами, и популярных научных представлений о природе, подчиняющейся естественным законам (New Age Movement / Jones L. (ed.) Encyclopedia of Religion. 2nd ed. vol.10.). Для современного Нью Эйдж характерно отрицание своей религиозности и «социальная мимикрия» под общественно-гуманитарные учения и практики — культурологические, просвещенческие, оздоровительные, спортивные, образовательные и другие. (Новые религиозные движения (обзор) // РАГС при Президенте РФ. Кафедра государственно-конфессиональных отношений)».

Вот что пишет А.Л.Дворкин в своем исследовании (см. Дворкин А.Л. Сектоведение. Тоталитарные секты. Опыт систематического исследования. Изд. 3-е, перераб. и дополн. Нижний Новгород. 2002г.):

«Глава 21. Движение «Нью эйдж». «Сама ситуация в современном мире в ее духовных, социальных и технических аспектах способствует отказу от Христианства и утверждению сознания «Нью эйдж». Еще недавно в оккультной среде господствовал эзотеризм. Сегодня оккультизм зкзотеричен — он открыт для всех. Даже самые одиозные проекты «очищения Матери-Земли» не особо скрываются. Мы являемся свидетелями пронизывающего весь мир «заговора». Это — заговор Водолея». (В.Алексеев, А.Григорьев. Религия Антихриста. Новосибирск. 1997г. С. 222).
1. Старые идеи новой религии. «New Age («Нью Эйдж») — английское выражение, которое переводят по-разному («Новое время», «Новый век»), но, как мне кажется, наиболее точный перевод — «Новая эра». Это самая известная на Западе (а теперь уже и на Востоке) и самая широко рекламируемая современная религия. Сразу отметим, что не существует единой секты под названием «Новая эра» (НЭ); секта всегда характеризуется четко организованной структурой, а «Нью эйдж» — явление широкоохватное, аморфное, в которое вовлечено много сект и организаций. Кроме того, человек может придерживаться общего круга идей НЭ, но при этом не входить ни в одну из организаций.
Собственно, за термином «Нью эйдж» стоят два понятия. В более строгом смысле — это широко распространенное оккультное неоязыческое движение, основанное на определенной довольно свободно сформулированной идеологической базе, которое сформировалось во второй половине шестидесятых годов в Калифорнии. Но можно говорить о НЭ и в расширительном смысле как о социокультурном феномене — идеологической основе современной постхристианской цивилизации. И в этом, втором смысле практически все секты, о которых рассказывается в нашей книге, относятся к этой парадигме, органично включают в себя ту или иную (или сразу несколько) из входящих в нее идей и, соответственно, в свою очередь являются ее составными частями. Поэтому разговор о НЭ мы и ведем в самом конце, подытоживая все вышесказанное.
Дать сколько-нибудь точное определение движения «Нью эйдж» в первом смысле довольно трудно. Можно назвать его конгломератом различных спиритистских и оккультистских групп, культов, школ, сект и учений. Само название его может ввести в заблуждение, потому что в религиозной сути НЭ собственно нового, ничего нет, все это — старые замшелые идеи и старые, траченные молью теории…<…>
Итак, первая и основная характеристика движения «Новой Эры» — это вера в то, что современное человечество живет в переходный период вступления земли в новую эру. До сих пор мы жили в эру Рыб, под астрологическим знаком Рыб. Но сейчас владычество Рыб заканчивается, и наступает эра Водолея, когда все будет новое и другое. Эра Рыб была жидкая и водянистая, а эра Водолея будет яркой и блестящей. Когда именно наступит эра Водолея, никто толком сказать не может, точнее, одни говорят одно, другие — другое, но единого мнения нет…
Отметим, что, когда Россия была закрыта для западного воздействия, влияние движения НЭ в какой-то степени все же просачивалось к нам из-под железного занавеса в виде астрологии, «восточной премудрости», литературы в стиле «фэнтэзи» и т.п. Поэтому, когда границы открылись и все это хлынуло в Россию широким потоком…
Весьма характерна смена ориентиров бывшим официальным глашатаем атеизма — журналом «Наука и религия», ставшим ныне одним из главных рупоров оккультизма…
«Аура», «третий глаз», «энергетика», «космическая энергия», «реинкарнация», «экстрасенсорика», «чакры» и «мантры», «доноры и вампиры» — все это было пущено в широкий оборот благодаря НЭ. От этого просто некуда увернуться: любой человек как о чем-то само собой разумеющемся говорит про энергетику и энергетических вампиров, а когда какой-нибудь политический деятель пытается изречь что-нибудь на духовные темы, то, как правило, опять же выскажется в духе «Нью эйдж». Даже когда постсоветский человек хочет похвалить Церковь, то ничего более оригинального, чем «в храмах хорошая энергетика», он придумать не может.
Если наблюдать за НЭ снаружи, то все это производит впечатление неряшливого и бессистемного конгломерата разных идей, но при более внимательном изучении этого движения вырисовывается поразительное единство всего, что там происходит. Это не то чтобы некая сознательно созданная, продуманная и расклассифицированная система, но внутри движения присутствует достаточно жесткий единый скелет, на который нанизываются все новые элементы. Это единство обеспечивается даже не столько общностью взглядов, сколько особым мистическим отношением к жизни, которое питается контактами со сверхъестественным миром».

* * *