Статья 2.16. Тантрическая Алхимия как предмет Российской Тантрологии. (ч.5).

«Изобилие эротических сцен, часто непристойных, на стенах храмов Кхаджурахо уже давно ставит в тупик исследователей. Но до сих пор удовлетворительного объяснения этому не найдено — изображения любовных пар, известные с глубокой древности, воплощают слияние мужского и женского начал, без которого невозможна жизнь — изображения групповых любовных сцен ставят под сомнение как точку зрения о том, что майтхуна представляет взаимоотношения души и бога, так и предположение об их учебном характере в русле «Кама-Сутры». Идея об их связи с Тантризмом тоже маловероятна» (см. Эротизм или святость? «Кама-Сутра» Кхаджурахо. (Отрывок из книги Марилиа Альбанезе «Индия». 04.09.2010г. форум «Магия Востока»).
«Взгляд теряется в изобилии деталей. Эти храмы оформлены как головоломки: поскольку нельзя выстроить цельное повествование, приходится довольствоваться лишь отдельными его фрагментами. Интерпретаций этих ребусов может быть великое множество, смотря как рассматривать. Может быть поэтому, несмотря на многочисленные раскопки и долгое изучение архитектурного наследия, никто так и не снял завесу тайны с предназначения этого пышного эротического изобилия» (см. Кхаджурахо: «Кама-Сутра» в камне. 17.03.2007г.).
«Храмы Кхаджурахо были храмами Тантры: один из величайших экспериментов, проведенных когда-либо. Они не непристойны, они не порнографичны, они — духовны, — великий эксперимент духовности, великий эксперимент по перемещению человеческой энергии на более высокие уровни. Но сначала энергия должна быть высвобождена с нижнего уровня. И есть только один путь высвободить ее: сделать ее абсолютно сознательной, перенести все фантазии из подсознания в сознание. Когда подсознание полностью освобождено от бремени, вы свободны. Тогда у вас нет никаких препятствий. Тогда вы можете двигаться вовнутрь. Тогда вы можете войти в Храм…» (см. Ошо. Видение Тантры. М. Нирвана. 1996г. 320 стр.).

* * *

(продолжение)

10. ТАЙНА ХРАМОВ КХАДЖУРАХО

«Ганди на вопрос об эротических скульптурах древних храмов ответил: «Будь моя воля, я бы их уничтожил» (2). [(2). Фаликов Б.3. Неоиндуизм и западная культура. М. Наука: Восточная литература 1994г. С. 113]».

(Дворкин А.Л. Сектоведение: тоталитарные секты. Опыт
систематического исследования. Изд. 3-е. Нижний Новгород. 2002г.)

«Кама-Сутра по Пузакову. О сексуальных отношениях в шиваитском Индуизме написано многое. Напомню лишь знаменитый храм Кхаджурахо, чьи барельефы изображают все виды секса со всем на свете. Мужчины, женщины, дети, ослы, аскеты… Об этом храме, кстати, весьма резко высказался махатма Ганди, назвав его национальным позором индийцев. [38] (38. Если быть более точным, Мохандас Ганди ответил на вопрос об эротических скульптурах древних храмов следующим образом: «Будь моя воля, я бы их уничтожил». См Фаликов Б.З. «Неоиндуизм и западная культура». С. 113)».

(Ивакин А.Г. АнтиАнастасия. По ком звенят кедры. 24.02.2012г. Litrus.net.)

«Преодоление какой-то привычки, по убеждению Ошо, никогда не может быть достигнуто посредством отрицания или подавления. По его мысли, дверь к освобождению, или мокше, находится по ту сторону переживания и понимания наших страстей. Бхагаван не раз цитировал Махатму Ганди в качестве примера того, каким ошибочным может быть путь безбрачия и аскетизма: «Ганди отрицал секс и подавлял его всю жизнь… Только в последние годы своей жизни он стал осознавать подавление, потому что его сексуальные фантазии продолжались. Тогда он начал экспериментировать с Тантрой (тантрическим сексом. — авт.), но было уже слишком поздно».

(Грицанов А.А. Раджниш Ошо. Мн. Книжный Дом. 2011г. 384 стр.)

 

10.1. ХРАМЫ КХАДЖУРАХО

«Храмы Кхаджурахо — комплекс храмов (между 954-1050гг.) североиндийского типа с башнями параболических очертаний в Индии (шт. Мадхья-Прадеш). Сохранилось около 20 храмов (в т.ч. Кандарья-Махадео, около 1000г.); пластичность архитектурных форм подчеркнута настенной скульптурой. Богато украшенные скульптурой эротического характера храмы Кхаджурахо известны как «храмы любви», «храмы сладострастия»». 

(Кхаджурахо — город любви. 2007г.)

«Кхаджурахо — крупный комплекс храмов североиндийского типа, с башнями параболических очертаний (между 954-1050гг.), в Индии (шт. Мадхья-Прадеш)). Сохранилось около 20 храмов (в том числе Кандарья-Махадео, около 1000г.). Известен своими изящными скульптурами, изображающими эротические сцены из «Кама-Сутры», а также сцены группового секса и зоофилии. Часто посещаем туристами. Город в период с 950г. по 1050г. был столицей династии Чандела. Во всём комплексе изначально находилось 80 индуистских храмов, весь комплекс рассредоточен на площади 21 кв. км. Храмы Кхаджурахо — объект Всемирного наследия ЮНЕСКО». 

(Википедия. Свободная Энциклопедия.)

«Кхаджурахо — комплекс храмов так называемого северного типа, с башнями параболических очертаний, сооруженный между 954г. и 1050г. в центральной части Индии (штат Мадхья-Прадеш). Из 85 брахманских и джайнских храмов сохранилось около 20 (в том числе Кандарья-Махадео, около 1000г.); они отличаются пластической вылепленностью архитектурных форм, органически сочетающихся с настенной скульптурой эротического характера. Сохранились также остатки буддийского монастыря (первые века н.э.), колоссальная статуя Будды. Лит.: Короцкая А.А. Храмы Кхаджурахо. // Сборник: Искусство Индии. М. 1969г. с. 96-114; Dhama В.Н., Chandra S.С. Khajuraho. New Delhi. 1957». 

(Большая Советская Энциклопедия.)

«Кхаджурахо — селение в Центральной Индии (штат Мадхья-Прадеш), где сохранилась группа храмов, построенных в X-XI вв. при династии Чанделов выдающейся архитектурной школой. В прошлом Кхаджурахо был огромным городом. Сейчас его живописные руины занимают площадь примерно 14 кв. км. Из 85 храмов сохранилось 20. Храмы Кхаджурахо сохраняют стилевую общность с храмами северного, индоарийского типа, но обладают особенностями в композиции, интерьере, пластическом убранстве. Почти все храмы построены из светло-коричневого песчаника на высокой массивной платформе без характерной для индийских храмов ограды. Храмы расположены тремя компактными группами. Лучшими считаются храмы западной группы. Среди них выделяется храм Чаусат-Йогини (храм 64 послушниц) — один из самых древних храмов, посвященных богине Кали. Самый крупный храм в этой же группе — Кхандария Махадэва, посвящен Шиве. Стены храмов сплошь покрыты резьбой. Скульптуры и рельефы изображают различных мифологических героев, животных, музыкантов, танцоров, влюбленных, слившихся в страстных объятиях». 

(Эзотеризм. Энциклопедия. Мн. Интерпрессервис. Книжный Дом. 2002г.)

«Кхаджурахо — город Индии, известный своими уникальными архитектурными памятниками, которые советуют посетить туристам все существующие путеводители по Индии. Кхаджурахо вырос из небольшой бывшей деревни. С 950г. по 1050г. н.э. в Кхаджурахо возводились многочисленные храмы во славу бога Чанделы. Местные жители утверждают, что Чанделе это нужно было для повышения рождаемости, но, возможно, он просто радовался жизни. Это время считается расцветом архитектуры. Было создано 85 храмов! Однако до наших дней сохранилось лишь 22 из них. Уникальность храмов заключается в их настенных каменных скульптурах, изображающих картины из жизни. Скульптурные композиции храмов Кхаджурахо — самые известные в мире. Некоторые скульптурные зарисовки очень пикантны и откровенны. Храмы любви Кхаджурахо нужно обязательно посетить влюбленным парочкам и любознательным путешественникам. Каждый из храмов Кхаджурахо настолько филигранен и тонок по работе, что кажется высеченным из единого каменного монолита чей-то божественной рукой. Чем ближе к ним подходишь, тем большее удивление они вызывают. Фризы фасадов усеяны, заполнены немыслимым количеством изображений зверей, военных сцен, красивых дев и любовных пар. Кхаджурахо, несомненно, притягателен. Именно благодаря замысловатым и прекрасно созданным скульптурным композициям, храмы Кхаджурахо стали всемирно известны». 

(Вся Индия. Города Индии. Кхаджурахо. Сайт Амиртур».)

«Одним из выдающихся проявлений архитектуры Индии является группа храмов Кхаджурахо в центральной Индии. Более тридцати храмов расположены в ста милях к юго-востоку от города Джанси в современном штате Мадхья-Прадеш. В отличие от других храмов в центральной Индии, они были построены за сравнительно короткий промежуток времени: в течение ста лет начиная с 950г. н.э. Можно сказать, что храмы Кхаджурахо представляют собой счастливое и практически уникальное сочетание религиозного чувства, сильного покровительственного отношения, художественного гения и эстетической чувствительности. Храмы Кхаджурахо были построены во время правления династии Чандела. В то время как некоторые храмы несут на себе оттенок шиваитской чувствительности, другие — построены под влиянием Вишнуизма, Джайнизма и Тантризма. Эти храмы сильно отличаются от любой другой группы храмов страны.
Вместо того, чтобы прятаться за привычной огораживающей стеной, каждый храм стоит на высоком прочном каменном основании. В отличие от довольно скудного убранства интерьеров других храмов в центральной Индии, храмы Кхаджурахо богато украшены скульптурами. Кроме многочисленных фигур богов, заполняющих стенные ниши, там также можно увидеть изображения слуг, грациозных дев во всевозможных нескромных позах, танцоров, музыкантов и обнимающихся пар. Многие из этих композиций пропитаны чувственностью и теплом. Некоторые сцены откровенно эротичны, возможно, они иллюстрируют тантрические ритуалы, почитаемые в храмах. Можно с уверенностью сказать, что некоторые позы соответствуют описанным в «Кама-Сутре», древнем индийском учебнике любви». 

(Туристическая Индия. Кхаджурахо. интернет-реклама.)

«Династии северной Индии утверждали свою принадлежность к Чандра-вамша или к Сурья-вамша, т.е. к кланам, происходящим от Луны и Солнца соответственно. Древние надписи в Кхаджурахо свидетельствуют о том, что Чанделы были потомками Чандратейи, сына Атри, мудреца и «лунного» человека. Династии Чанделов удалось создать независимое государство, расцвет которого пришелся на 950-1050гг., и удержать свое превосходство до XIII в., когда войска делийского султана покорили его. За столетие своего процветания Чанделы построили в Кхаджурахо 85 храмов, 20 из которых сохранились и поныне.
Первым удивительную красоту этих храмов описал около 1335г. арабский путешественник Ибн Батута. Потом на протяжении долгого времени название Кхаджурахо нигде не фигурировало. Лишь пять столетий спустя капитан британской армии Т.Берт обнаружил это место. Первым европейцем, составившим подробное описание и детальную карту местности, был другой английский офицер — сэр Александр Каннингем. Произошло это уже во второй половине XIX в.
Построенные на платформах (символ моря и земли, заселенной людьми), храмы представляют собой обиталище богов и возвышаются более чем на 30 м. своими остроконечными искусно украшенными конусовидными башенками, сикхарами. Внешние стены и сикхары двух наиболее впечатляющих храмов — Кандарья-Махадева и Лакшмана — украшены более чем 900 изваяниями божеств, каждое из которых, по меньшей мере, метровой высоты.
Кхаджурахо был заново открыт, когда Британией правила чопорная королева Виктория, и, хотя мастерство и изящество, с которыми выполнены храмы, были неоспоримы, их декор сочли в высшей степени неприличным. Их называли аморальными, оскорбительными, вульгарными и даже отвратительными. Дело в том, что на боковых и задних стенах храмов были изображены эротические сцены. Мнения викторианских академиков разделились. Самые непреклонные из них считали Кхаджурахо символом эпохи упадка Индии, когда мораль настолько обесценилась, что даже в священных местах воспевались самые низменные человеческие инстинкты. Другие утверждали, что храмы были возведены тантрийскими сектами. Бытовало также мнение, что изображения на храмах были чем-то вроде иллюстраций к «Кама-Сутре».
Следует высказать еще одно соображение относительно основного эротического мотива в Кхаджурахо, где аскет выступает в паре с куртизанкой, либо посвящаемой девушкой. Существует множество преданий об аскетах, обладавших необыкновенными силами и целомудрием, которым боги, напуганные утратой своего влияния, посылали сурасундари — опытных соблазнительниц — для их совращения, что служило высвобождению накопленной эротической энергии. Возможно, ритуал майтхуны в Кхаджурахо предназначался для восстановления биологического равновесия, которое могло быть утрачено в результате проявления крайнего аскетизма». 

(Храмы сладострастия. 11.03.2007г. сайт «Мир Индостана».)

«Кхаджурахо известен во всем мире как комплекс храмов с эротическими скульптурами. Построен в X-XI вв. Его посещают туристы всего мира. Первоначально существовало 85 храмов, однако до наших дней сохранилось только 22 храма. Крупнейший из них — храм Кандарии-Махадева. Храмы украшены скульптурными изображениями, некоторые из них эротического содержания. Кхаджурахо — город в центральной Индии, являющийся частью мирового наследия и очень популярный среди туристов. Он знаменит своими храмами, украшенными прекрасными эротическими скульптурами. После празднований, организованных правительством Индии по случаю 1000-летия создания этих уникальных храмов, Кхаджурахо приобрел «новый облик». Сейчас в городе открыт Музей племенного и народного искусства, здесь ежедневно проходит свето-звуковое представление «Сан-ет-Люмьер», рассказывающее об истории храмов, об их строителях — раджпутах династии Чанделов, правивших в центральной Индии в средние века. Они построили в этих местах 85 храмов, принадлежащих различным сектам. Большинство из них было создано в период между 950г. и 1050г. н.э., когда династия Чанделов достигла зенита своей власти. Это было и время сравнительного мира, стабильности и гармонии. Большинство из 85 храмов с течением лет сильно пострадало, но 22 храма остались сравнительно нетронутыми и стали воплощением индийского архитектурного и скульптурного искусства в самом его расцвете. Эти храмы, выстоявшие все капризы погоды и времени, привлекли внимание мира по причине своей элегантности, грациозных контуров и богатой скульптуры. Они идеальны в исполнении и красноречивы в выражении. Кажется, будто жизнь здесь застыла в каждой форме и настрое, включая и эротический аспект.
На стенах этих храмов можно видеть образы различных богов и богинь разных сект и вероучений, стены строений, как изнутри, так и снаружи, богато украшены резьбой и скульптурой, представляющими собой образы божеств, статуи и фризы. Здесь можно встретить фигуры главных богов и других небожителей, крылатых богов, нимф, сцены королевского двора и королевских процессий. Стены храмов орнаментированы фигурами куртизанок, танцовщиц, музыкантов, играющих на своих инструментах. Здесь воссозданы сцены боев, охоты на дичь. Мы видим фигуры диких и домашних животных, львов и слонов, крокодилов и аллигаторов.
Однако самыми прекрасными и захватывающими дух артистическими работами Кхаджурахо являются эротические фризы, украшающие стены храмов. Влюбленные пары застыли в страстном объятии, их пышные тела тесно переплетены в сладострастии — такие сцены можно увидеть в изобилии. Женские фигуры выглядят особенно элегантно и эстетично. Поражают взор их замечательная сбалансированность, грациозные силуэты, точно передающие анатомические формы — полные и гибкие. Эти фигуры изобилуют различными украшениями, для их лиц характерны удлиненные глаза и тонкие с изгибом брови.
Существует мнение о том, что эротические сцены, украшающие Кхаджурахо, представляют собой выполненный в камне тритиз Ватсьяяны о сексуальном поведении — «Кама-Сутру». Следует, однако, указать на то, что эротика составляет лишь небольшую часть скульптурной сокровищницы Кхаджурахо. Кроме того, не все храмы имеют эротические скульптуры. Не ясно, что побудило Чанделов украсить индуистские храмы эротической скульптурой, хотя есть целый ряд объяснений этому мотиву. Самое популярное объяснение основано на трактовке индуистской философии жизни. В соответствии с нею удовлетворение, а не лишение его, ведет к конечному освобождению души. Индийской цивилизации присущи как духовность, так и чувственность, между которыми установлен баланс. Здесь следует отметить, что священные образы богов и богинь не носят никаких следов неприличия. Древние скульпторы Кхаджурахо сохранили святость чувств.
В последние 25 лет в Кхаджурахо ежегодно проходит фестиваль индийских классических и народных танцев, привлекающий много любителей искусства. Храмы Кхаджурахо объявлены ЮНЕСКО «монументами мирового наследия», воспевающими жизнь и принадлежащими всему человечеству. Они действительно являются воплощением сути природы человека и образцом поистине народного искусства. Не зря же говорят, что «даже Бог впадает в сентиментальность, зачарованный красотой скульптур Кхаджурахо!».

(Динкар Шукла. Кхаджурахо. Сайт Йоганагры.)

«Кхаджурахо является божественным в настоящем значении этого слова. Не потому, что это город холмов, непревзойденный по изяществу, замысловатости и красоте, а потому, что он был построен династией Чандела, чей основатель, как считается, принадлежал к семейству Срибрахмандмуни или Брахмы, божественного создателя вселенной.
Известный арабский путешественник XIV в. н.э. Ибн Батута дал фантастическое описание Кхаджурахо в своих мемуарах. Он увидел великую столицу Чанделов в 1335г. н.э., когда посетил ее во время правления Махмуд Шаха Туглака. «Там находится озеро», — писал Батута о том, что он назвал Каджурой, — «около одной мили длиной, а вокруг этого озера находятся храмы, в которых стоят идолы. На этом месте живет племя нищенствующих монахов с длинными и спутанными волосами. Цвет их кожи желтый, что является результатом соблюдения ими строгого поста. Многие мусульмане прислуживают им и учатся у них таинственным вещам».
Самое раннее упоминание этого города, называемого по-разному — Шри Кхаджуравахака, Кхаджурапура и Кхаджинпура, принадлежит Абу Рихану, который сопровождал завоевателя Махмуда Гхазни в Индию в 1022г. н.э. и упомянул его как столицу царства Джиджоти. Правда это или нет, никто не знает. Тем не менее, Кхаджурахо действительно был большим городом, что доказывают его руины, занимающие площадь в 8 кв. миль.
Согласно легенде, главные ворота города были украшены двумя золотыми пальмами, отсюда его название «место финиковой пальмы». Более вероятно, что оно происходит из-за преобладания пальмовых деревьев в этой местности. Большая ежегодная ярмарка проводилась здесь по случаю Маха-Шива-Ратри — дня рождения бога Шивы. Ярмарка является одной из традиций, сохранившихся до наших дней, хотя сейчас очень мало паломников приходят сюда.
Предположение, что здесь когда-то существовал город, немного приподнимает завесу над тайной, почему Чанделы, верные шиваиты, создали невероятное количество витиеватых и эротических храмов Шивы, Вишну и джайнистских в такой непривлекательной местности, совершенно далекой от проторенной дороги. Откуда пришли мастеровые? Кто были их натурщиками? Как был финансирован такой крупномасштабный проект? Сохранилось мало ключей к разгадке.
Сегодня Кхаджурахо — не что иное, как маленький сонный город с 6.000 жителей в 27 милях от Чхатарпура, расположенный на юго-востоке озера Кхаджурахо Сагара или Нимора Тал, о котором писал Ибн Батута. На берегу озера сохранилось всего около 20 сооружений из 85, которые, предположительно существовали когда-то. Хотя многие храмы стали жертвами времени и недостатка средств на их содержание, виновником разрушения остальных в 1494-1495 гг., спустя лишь 500 лет после их сооружения, является султан Шикандер Лоди.
Храмы, построенные все в индоарийском стиле в период с 950г. по 1050г. н.э., скорее указывают на непрекращающееся активное строительство в рамках уже отточенного мастерства, чем на процесс эволюции. Они собраны в три группы — западную, восточную и южную, причем все, за исключением одного, сориентированы с севера на юг. Внутри храмы очень похожи между собой, построены из гранита или из комбинации светлого песчаника (привезенного из карьеров Панны) и гранита. Поскольку многие из скульптур главных богов были уничтожены или разрушены, очень часто трудно определить, какому святому посвящен тот или иной храм.
На фоне жаркого, пыльного и голого пейзажа Кхаджурахо представляется оазисом. Храмы различаются по высоте, большинство из них состоят из группы сооружений, поднимающихся подобно горным хребтам один за другим, нижняя точка которых — портик, а верхняя — святая святых. Постепенный наклон ведет взгляд вверх от входа к крышам закрытого или с колоннами храмового холла и шпилям зданий (шикхара), открывая душу молящегося богу. Впечатление от этой уходящей вверх конструкции усиливается высокой платформой под ними, подобно тому, как красота драгоценного камня подчеркивается оправой, демонстрирующей его в выгодном свете.
Большинство храмов этого района построены в виде креста с одним входом с востока. Алтари (garbha grha) всех этих храмов, в соответствии со стилем Нагара, окружены специальной дорожкой (pradacshind), чтобы можно было их обходить. Вход в святилище осуществляется через вестибюль (antarcda), за которым следует огромный главный зал (mahamandapa). Такого рода планировки могут отличаться специфической формой входной арки или полухолла (ardhmandapa) и холла с колоннами (mandapa), предназначенного для танцев или дополнительных жертвоприношений, что типично для храмов штата Орисса. Некоторые храмы Кхаджурахо представляют собой комплекс из пяти храмов (panchayatana) со специальным храмом, посвященным повозке главного бога.
Поразительной особенностью сооружений является их окно, украшенное резьбой и выдающееся наружу, подобно балкону. Оно обеспечивает доступ света и воздуха к круговой дорожке (pradacshtna) и главному холлу (mahamandapa). Расположенное перпендикулярно к вертикали шпиля (shichara), оно контрастно оттеняет резьбу. Оно также очень напоминает дворцовые окна в штате Раджастхан. Принцесса Раджпутов появлялась как раз на таком балконе.
Украшения, покрывающие внешние части храма и большую его часть внутри, так же тщательно продуманы, как и план самого здания. Ничто не является лишним, каждый созданный этаж соответствует задуманным требованиям и достигает желаемого результата. Целью создания Кхаджурахо представляется желание скульпторов увековечить современную им жизнь и донести память о ней будущим поколениям. Существуют множество экстравагантных теорий об эротической скульптуре Кхаджурахо, но документальные свидетельства об образе жизни того времени, наверное, являются лучшим объяснением: поколения, создавшие эти храмы, были свободны от запретов, появившихся столетиями позже и укоренившихся в индийском обществе». 

(Комплекс храмов Кхаджурахо. Ежегодник «Индия». 2005г.)

«Кхаджурахо — единственная в Индии деревня, куда регулярно летают пассажирские «Боинги», причем за право выполнять эти рейсы местные авиакомпании ведут ожесточенную конкурентную борьбу. Авиаторам есть за что бороться: ежегодно это небольшое селение, расположенное в центральной части страны на северной оконечности Деканского плато, посещают более 150 тысяч индийских и иностранных туристов, принося солидные доходы транспортным компаниям и туристическим фирмам. Люди со всех концов света едут в Кхаджурахо, чтобы полюбоваться скульптурами знаменитых храмов сладострастия, отнесенных ЮНЕСКО к культурно-историческим памятникам мирового значения. Уникальные древние сооружения привлекают внимание не только любителей восточной экзотики, но и серьезных ученых, писателей, журналистов, стремящихся глубже понять культуру, религиозную философию и национальную психологию индийцев.
Храмы Кхаджурахо были «открыты» лишь в середине XIX в. британским инженером Т.С.Бартом. По каким-то своим делам, а может быть, просто из любопытства он бродил по лесистой равнине, где неожиданно наткнулся на небольшое селение, окруженное доселе никому неведомыми храмами. Увиденное настолько поразило путешественника, что он, забыв о еде, в течение нескольких дней рассматривал необычные строения и только потом бросился к ближайшему городу, где находилась английская колониальная администрация, чтобы рассказать о находке. С тех пор молва о Кхаджурахо быстро разнеслась по всему миру. Однако индийцы считают открытие Барта условным, поскольку жители равнины и проживающие в ее окружении племена вот уже более тысячи лет совершают паломничество к храмам, устраивают у их подножий красочные празднества, которые проводятся и в наши дни.
Как установили ученые, все сохранившиеся 20 храмов (когда-то их насчитывалось 85) были построены в период между 950г. и 1050г. Непродолжительное время Кхаджурахо был столицей правившей близлежащими территориями с IX по XIII в. раджпутской династии Чандела, согласно преданию, ведущей свою родословную от бога Луны. К сожалению, в обнаруженных древних индийских фолиантах нет упоминания об этих прекрасных сооружениях и указаний на то, что же подтолкнуло правителей Чандела к строительству грандиозного комплекса. Легенда, передающаяся из уст в уста в течение столетий, гласит, что родоначальник династии приказал построить первый храм в честь своей матери Хемавати, которая после непродолжительной, но страстной любовной связи с богом Луны зачала и воспроизвела его на свет. К работе были привлечены тысячи искусных архитекторов, скульпторов, каменотесов. Затем, видимо, родилась идея основать на этом месте религиозный центр.
Каждый храм — сложное архитектурное сооружение. Все они подняты на высокие каменные платформы, над тщательно разработанным цоколем возведены несколько ярусов скульптурных барельефов. Между ними проложены полосы камня, украшенного орнаментами. На барельефах запечатлены боги индуистского пантеона в своих различных воплощениях и ипостасях, демоны, нимфы, феи и другие мифологические персонажи, сцены из жизни придворной знати и простых людей того времени. Тут и пиршество царской семьи в окружении музыкантов, и старинные формы казни, когда слон давит ногами осужденного на смерть преступника. Языком каменных изваяний рассказывается о военных походах и сражениях, о созидательном труде строителей и скульпторов.
Художественные достоинства и культурно-историческое значение этих скульптур бесспорны и давно оценены по достоинству. Однако чаще всего о Кхаджурахо говорят как об одном из немногих сохранившихся на Земле мест, где широко представлена старинная религиозная эротическая скульптура. Ведь не зря же здешние храмы называют «энциклопедией индийского искусства любви». Действительно, тема сладострастия проходит лейтмотивом во многих скульптурных композициях храмовых барельефов.
Древнее искусство интимных отношений между женщиной и мужчиной представлено здесь во всем многообразии движений и поз, порой, казалось бы, самых невероятных. Возьму на себя смелость утверждать, что любовные сцены, изображенные на барельефах храмов Кхаджурахо, если бы они стали предметом тщательного изучения специалистами, могли бы сослужить неплохую службу в деле сексуального воспитания молодых людей. И не только молодых. Уверяю, что здесь есть чему поучиться и тем, кто считает себя искушенными в любовных делах. К примеру, мужчинам, еще не знающим, как одновременно утолить страсть сразу трех женщин, стоит непременно обратиться к опыту древних индийцев.
Есть здесь сцены и уроков для новичков. На одном барельефе теорию любви учитель демонстрирует на практике перед учениками, стыдливо улыбающимися и прикрывающими глаза. На следующей скульптурной композиции те же ученики уже сами демонстрируют приобретенные знания, причем делают это без стеснения, проявляя завидную изобретательность.
Почти на всех кхаджурахских храмах имеются барельефы с изображением женской страсти. Поднявшись на дыбы и повернув голову назад, лев словно готовится поглотить женщину, сидящую у него на спине. Тем временем другая женщина стоит перед ним на коленях и, изогнув спину, старается поймать руками конец львиного хвоста. Словно кадры кинопленки подобные сцены одна за другой фиксируют движения ее рук: концом львиного хвоста она касается то своей шеи, то обнаженной груди, то живота. Этот художественный образ олицетворяет женскую страсть, которая, по мнению строителей храмов любви, снедает только женщину, в то время, как мужчине свойственно лишь желание.
Значительная часть храмов Кхаджурахо посвящена Шиве. Он — разрушитель. Однако, будучи богом-разрушителем, Шива также олицетворяет собой мужское начало в природе. Именно он дает толчок к зарождению новой жизни. Поэтому ему молятся женщины, жаждущие материнства. Культ мужского начала, разумеется, имеет эротическую окраску, что и нашло отражение в скульптурных композициях на стенах храмов.
Сейчас храмы Кхаджурахо в основном демонстрируются за символическую плату туристам в качестве исторических памятников и только один из них — Матангешвар-Махадев — действует постоянно. В нем всегда много прихожан, особенно женщин: читая нараспев молитвы, они простирают свои тела у ног Шивы, умоляя грозного бога послать в их чрево, быть может, далеко не первый плод. В их иступленном экстазе есть что-то загадочное, мистическое, жуткое… Тантрический культ глубоко укоренился в сознании индийцев и, стремясь к сближению с Богом, многие из них продолжают считать главным делом своей жизни все новые и новые «акты творения», игнорируя отчаянные призывы правительства к ограничению рождаемости в этой давно перенаселенной стране.
Раз в году, обычно в марте, в Кхаджурахо устраивается грандиозный праздник индийских фольклорных танцев, на который съезжаются тысячи людей из различных стран и самой Индии.
Во время нашего посещения некоторые храмы были одеты в строительные леса — они на реставрации. Время властно даже над каменными изваяниями: за многие века многие барельефные скульптуры полностью или частично разрушилась, другие почернели от влаги. Стены двух храмов прорезали глубокие трещины, что, как считают реставраторы, прямо связано с полетами вблизи древних сооружений современных реактивных самолетов. Недавно министерства охраны окружающей среды и туризма Индии добились-таки изменения маршрутов воздушных лайнеров, которые теперь подлетают к Кхаджурахо с противоположной стороны. Одновременно центральным правительством республики была выделена солидная сумма на проведение восстановительных работ в храмовом комплексе. Местные власти намерены сделать все возможное, чтобы уникальные творения старинных мастеров еще долгие века радовали взоры и восхищали потомков». 

(Семененко Н.В. Храмы сладострастия. Запечатленная в камне
«энциклопедия индийского искусства любви». 04.09.2001г.)

«Древнейшие, сохранившиеся до наших дней памятники Индии, — это города Мохенджо-Даро (современный Пакистан), Хараппа, Лотал, Калибанган и некоторые другие, построенные в III тыс. до н.э. Это первая попытка человека создать урбанистические центры. Улицы планировались по сетчатой схеме, существовала определенная система использования земли. Здания были сложены из обожженного и необожженного кирпича, имели строго утилитарное назначение. Создатели древних городов возводили ступенчатые арки, а «большой бассейн» в Мохенджо-Даро свидетельствует о том, что крупные ритуальные сооружения строились уже в то время. Среди них, построенные на рубеже I и II тыс., храмы Кхаджурахо.
Культурное наследие мирового значения в Кхаджурахо, прославившегося своими храмами, украшенными неповторимыми эротическими скульптурами, становится все более притягательным для мирового туризма. И все это в значительной степени благодаря «обновленному виду» Кхаджурахо, которое обрело сегодня многие новые привлекательные черты, после того как правительство Индии решило объявить с марта 1999г. по март 2000г. «Год тысячелетия Кхаджурахо», чтобы отметить 1000-летие существования украшенных роскошной скульптурой индуистских храмов. По исторической случайности, это совпало с завершением II тысячелетия.
Самые красочные, эротические и чувственные картины, которые только были когда-либо известны в мире, находятся именно в Кхаджурахо. Каждая стена фасада, окна, колонны, потолок покрыты изображениями исторических и мистических персонажей, и часто на этих картинах изображены открытые сцены любви.
Легенды говорят, что создатели Каджурахо спустились с Луны. Хемавати, прекрасная дочка Брамина соблазнила бога Луны, когда купалась в реке ночью. От этого союза смертной и бога родился сын, Чандраварман. Преследуемая обществом, незамужняя мать нашла прибежище в глухих лесах Центральной Индии, где она стала и матерью, и гуру для своего сына. Мальчик вырос и стал основателем великой династии Чандела. Когда он был признан правителем, он увидел во сне свою мать, которая умоляла его построить храм, обнажающий человеческие страсти и вызывающий понимание пустотности человеческих желаний. Отсутствие выражения на лицах фигур в разных эротических позах ясно показывает это.
Феодальные правители из династии Чандела были великими ценителями искусства и монументального строительства, под их покровительством было построено 85 храмов различной религиозной направленности в Индуизме. Большинство из них было сооружено между 950г. и 1060г. Это было столетие, когда династия Чандела достигла зенита своей власти и процветания. Эти годы выделялись также как период относительного мира, стабильности и гармонии. В то время как большинство из 85 храмов исчезало под ударами различных негативных явлений и событий, 22 из них сохранились, и они считаются воплощением величия индийского архитектурного и скульптурного искусства Индии, которое достигло настоящих вершин развития на этом этапе. Махараджи Чандела построили эти монументы как сооружения торжествующей жизни и любви. Храмы Кхаджурахо, сумевшие выстоять перед ударами времени и жестокости людей, привлекают сегодня внимание всего мира благодаря своей элегантности, грациозным контурам и богатому скульптурному оформлению. Совершенство исполнения и величие выразительности захватывающих дух скульптурных групп отражает жизнь во всех ее формах и проявлениях, включая самые волнующие эротические сюжеты.
В то время как «святая святых» храмов содержат скульптурные образы различных богов и богинь соответствующих религиозных сект и верований Индуизма, стены строений украшены, как внутри, так и снаружи, элегантно высеченными и вылепленными образами, статуями и фризами, представляющими божества и других небожителей, крылатых богов, нимф, королевских придворных, военных процессий, куртизанок, других танцующих фигур, музыкантов, играющих на различных инструментах, воинов и боевых сражений, сцен охоты, диких и домашних животных, главным образом львов и слонов, крокодилов и аллигаторов и т.п.
Однако, именно эротические группы на бордюрах и фризах стен храмов формируют наиболее прекрасные и привлекательные произведения искусства в Кхаджурахо. В различных местах храмов можно наблюдать влюбленных, застывших в страстных объятиях, их полуобнаженные тела, изображенные в откровенных контурах, демонстрируют апофеоз человеческой страсти. В человеческий рост скульптуры представляют эротическую имитацию ласк, совокупления, достижения пика любовного соития и вожделения. Особенно элегантны в скульптурных работах женские образы. Вообще, если можно сказать, что у храма Кхаджурахо есть тема, то это женщина. Празднование женщины и мириадов ее граней и настроений: она пишет письмо, накладывает краску для век, танцует с радостной страстью, играет с ребенком. Женщина — невинная, кокетливая, улыбающаяся — бесконечно соблазнительная, бесконечно прекрасная. Великолепно сбалансированные силуэты высоких и стройных женских фигур демонстрируют зрелые и гибкие анатомические формы в богатых украшениях, при этом женские фигуры выделяются продолговатыми глазами с высокими бровями. Можно отметить сцены, где женщины прячут свою наготу или отворачивают свои лица от любовных пар. Однако в других местах их можно видеть в качестве активных соучастниц влюбленных, занятых играми плоти.
Совершенно справедливо было замечено, что эротические сцены храмов Кхаджурахо словно демонстрируют «Кама-Сутру» (наставление по сексуальным отношениям) Ачарии (святого) Ватсьяяны, воплощенную в камне. Однако, важно иметь в виду и другое. Эротические образы формируют лишь часть скульптурных сокровищ Кхаджурахо. До сих пор не совсем ясно, что побудило правителей династии Чандела украшать стены индуистского храма эротическими сценами. Было выдвинуто несколько объяснений. Однако наиболее распространенное мнение базируется на понимании индуистской философии жизни, заключающемся в том, что чувственное удовлетворение скорее, чем запрет на него, ведет к окончательному освобождению души. Индийская цивилизация носит как духовный, так и чувственный критерий, делая упор на равновесии между ними. Здесь можно отметить и тот важный факт, что в изображении священных образов и богинь древними индийскими скульпторами нет и намека на какую-либо фривольность…
Гранит и розовый песчаник из ближайших каменоломен стали строительным материалом для храмов. Предполагается, что скульптурные группы первоначально высекались на земле и лишь потом поднимались и устанавливались в соответствующих нишах на стенах храма. Все храмы построены на высоких террасах, за исключением немногих из них. Однако все они обладают впечатляющими храмовыми башнями.
Крупнейшим и самым прекрасным из храмов Кхаджурахо является «Кандарья-Махадева», названный именем индуистского бога Шивы. Храм великолепно сохранился. Его эротические скульптуры поистине радуют глаз. А его величие усиливается башней, поднимающейся на высоту в 100 футов. «Чаунсатх-Йогини» — самый древний из сохранившихся храмов. Он посвящен супруге бога Шивы в ее инкарнации в образе богини Кали. Внутренний алтарь храма «Читрагупта» украшает высокая статуя бога Солнца, который управляет колесницей, запряженной семью лошадьми. Храм «Вайшнав» украшен грациозными женскими фигурами. Его северный вход охраняют львы, а ступени входа с южной стороны подпирают каменные слоны. Храм «Лакшман» поднимается на высоту почти в сто футов. А на своде входа в храм изображена святая троица Индуизма — Брахма, Вишну и Махадев (Шива), индуистские боги творения, сохранения и разрушения.
После того, как правители династии Чандела переселились из Кхаджурахо в поисках более безопасного места, чтобы противостоять участившимся нападениям грозных соперников, строения были оставлены на произвол судьбы. Совершенно заброшенное Кхаджурахо оказалось под покровом наступающих лесов и было полностью забыто. Причем настолько, что мы не находим никакого упоминания о нем даже в «Аийне Акбари», трактате времен правления императора Акбара. Беспризорность в течение веков и вандализм людей привели к значительным разрушениям величественных памятников. И лишь в 1838г. они стали известны ученым, благодаря усилиям предприимчивого путешественника англичанина Т.С.Барта, вновь открывшего скрытые от глаз сокровища Кхаджурахо. Позднее исторические памятники были детально изучены другим англичанином, Александром Каннингхемом. Его исследования, завершившиеся докладами в Археологической службе Индии (1871-1885гг.), позволили представить миру бесценное наследие.
Вплоть до провозглашения независимости Индии Кхаджурахо оставалось небольшим поселением, расположенным вдали от дорог. История того, как оно возродилось и было развито в одно из самых примечательных мест на карте мирового туризма, составляет особую страницу. Теперь сюда ведет целая сеть дорог и шоссе, здесь построены современные аэропорт, комплекс пятизвездочных гостиниц, а также других отелей и мотелей, национальный парк и резервация для тигров (все это в непосредственной близости друг от друга), музей искусства и ремесленных производств, но превыше всего другого посетителей влечет чистая, лишенная загрязнений атмосфера. Кхаджурахо — это место покоя и безмятежности.
По счастливой случайности тысячелетие Кхаджурахо ознаменовалось неожиданным открытием археологами нового храма около восточной и южной групп храмов. Раскопки увенчались находкой четверорукой Сарасвати, индийской богини знаний, играющей на своем любимом инструменте — вине. Празднование 1000-летия Кхаджурахо завершилось в марте 2000г. Древние храмы, провозглашенные ЮНЕСКО «монументами мирового наследия», привлекают сотни тысяч туристов со всей планеты, поскольку при посещении этого места, по мнению поклонников этой истинной сокровищницы искусства, «красота скульптур делает сентиментальными даже самих богов»!». 

(М.Таипов. Кхаджурахо — красота и страсть в древнем камне. сайт СКСТ.РФ)

«О храмах Кхаджурахо на несколько веков забыли все, кроме местных жителей. И только в конце XIX в. их вернули и в культурную, и в религиозную жизнь страны.
Средневековая индийская легенда донесла до нас рассказ о красавице Хемавати и её сыне Чандравармане. Когда-то давно в священном городе Варанаси жила девушка удивительной красоты по имени Хемавати. Она была благородного происхождения, ибо принадлежала к высшей касте брахманов. Как-то ночью при свете Луны она принимала ванну в бассейне у своего дома. Дева была столь прекрасна, что сам Чандра — бог Луны, залюбовавшись на её прелести, спустился на землю и соединился с девушкой в любовном порыве. От этой связи с небожителем Хемавати забеременела. Её ждало всеобщее осуждение за добрачную связь, особенно недопустимую для брахманки. Но Чандра повелел ей уйти из дома и родить сына в глухой деревне. Он пообещал, что её сын со временем станет царем и рассказал, что ему предстоит построить восемьдесят пять храмов, украшенных эротическими изображениями, в лесу финиковых пальм кхаджур и совершить жертвоприношение богам. Чандра пояснил, что только это может искупить нечаянный грех его матери.
Хемавати послушно покинула Варанаси и удалилась в лес. Там в маленькой деревне Кхаджурахо она родила сына и дала ему имя Чандраварман. Мальчик вырос таким же сильным и красивым, как его божественный отец. В 16 лет он мог голыми руками убить тигра. И тогда Хемавати призвала бога Луны. Чандра сделал своего сына царем, а Кхаджурахо стала его столицей. Молодой царь одержал много побед над врагами, построил вокруг Кхаджурахо восемьдесят пять храмов. Совершенные во время строительства ритуалы, включавшие украшение храмов фигурами в эротических позах, освободили его мать от её вины. Так, согласно легенде, появились ныне известные во всем мире индуистские храмы в Кхаджурахо, украшенные эротической скульптурой.
На самом деле история храмов Кхаджурахо и их строителей была совсем иной. В IX-XI вв. в царствах и мелких княжествах Северной Индии власть захватывали воинственные династии раджпутов, переселявшихся из западной части страны — из Раджастана и Гуджарата. В одном сочинении того времени сказано: «Царское достоинство — это не наследственное право. Оно не может быть передано и письменным документом. Им пользуются, когда его приобретают при помощи меча. Землей правят герои».
Однако согласно древней традиции настоящим царем в Индии считался только выходец из варны (касты) кшатриев — прирожденных царей и воинов. Утвердившись у власти, раджпуты старались выдавать себя за кшатриев, подтверждая свои претензии легендами о мифических древних царях Солнечной и Лунной династий, ведущих свое происхождение от самих богов. Но кроме подтверждения кастовой принадлежности новоиспеченному царю для легитимизации своей власти полагалось щедро одарить представителей касты жрецов (брахманов) земельными владениями и индуистскими храмами.
Сильнейшим из раджпутских царств к VIII в. стало царство Гурджара Пратихаров. Временами контролируемые некоторыми членами этой династии территории покрывали половину всей Северной Индии, а их вассалами считались правители большинства мелких княжеств. Среди этих последних были представители раджпутского клана Чандела, взявшие со временем себе второе наименование — Чандратея, то есть «потомки Чандры», бога Луны, объясняя такое переименование уже известной нам легендой. К IX в. они добавили к своим владениям небольшое княжество в Центральной Индии со столицей в Кхаджурахо (на территории современного штата Мадхья-Прадеш). Тогда город назывался Кхаджураватика, что в переводе с Санскрита означает «лес финиковых пальм».
Чанделы были доблестными воинами и верными вассалами. Они помогали Пратихарам отбивать набеги мусульман из долины Инда. Особенно отличился царь Харшдев (прав. ок. 900-925). В 914-915гг. Пратихарам противостояла сильнейшая держава Индии — империя Раштракутов). Двигаясь с юга, армии их царя Индры III (прав. 914-929) одерживали одну победу за другой и даже захватили столицу Пратихаров город Канаудж. Исход войны решило вмешательство армии Харшдева: с его помощью сюзерены вернули свои владения, а он сам сильно укрепил собственное влияние.
Но основателем независимого царства Чанделов стал сын Харшдева Яшоварман (прав. ок. 925-950). Воспользовавшись ослаблением держав Пратихаров и Раштракутов, он объявил себя великим царем (махараджей) и начал захватывать земли ослабевших соседей. В столице он построил величественный храм Лакшмана. Вершины своего могущества царство Чанделов достигло при его сыне Дханге (прав. ок. 950-1002). Резиденция клана переместилась в крепость Калингар, но Кхаджурахо всегда оставался культовым центром Чанделов.
Завоевав в ходе серии победоносных походов значительную часть Центральной и Северной Индии, включая Варанаси, Дхангдев принял титул Махараджадхираджа Калингарадхипати, то есть «великий царь, царь царей, повелитель Калингара». Будучи покровителем искусства и архитектуры, он продолжал храмовое строительство в Кхаджурахо, возведя в частности храм Вишванатха. Новые храмы воздвигались и в XI в. при царе Видхьядхаре (прав. ок. 1025-1035), который успешно оборонял владения Чанделов от набегов армии Махмуда Газневи из Афганистана и Пенджаба. Итак, храмы Кхаджурахо не были построены в одно время, но возводились постепенно в течение X-XI вв. по инициативе царей династии Чандела, бывших не только воителями, но также ценителями и покровителями искусств.
X-XII вв. были временем расцвета индуистской храмовой архитектуры Северной и Центральной Индии перед их завоеванием мусульманами. Храмы Кхаджурахо, без сомнения, самые яркие памятники той эпохи. Среди храмов Кхаджурахо есть и джайнские, посвященные джайнским святым-аскетам. Но наиболее известны индуистские святилища, центры культа главных индуистских богов Шивы и Вишну.
Храмы выстроены на высоких платформах и ориентированы по сторонам света. Материалом для строительства послужил песчаник. В плане индуистские храмы напоминают крест с двумя перекладинами. Крупнейшие из них величественны и монументальны, но внутреннее пространство святилища невелико. Высокие башни-купола храмов (сикхары) должны напоминать о вершинах Гималаев, на которых обитают боги. Некоторые храмы, в частности Лакшмана, окружены четырьмя малыми приделами по углам центрального святилища. В эпоху династии Чанделов сакральные постройки были окружены водоёмами и парками.
Однако храмы Кхаджурахо известны не столько архитектурой, сколько скульптурой, украшающей их. Крупнейшие святилища: храмы Махадева, Вишванатхи (оба храма посвящены Шиве), храм Лакшмана (в честь Лакшманы, верного спутника Рамы, который считается воплощением Вишну) обильно украшены скульптурными барельефами, приближающимися иногда к круглой скульптуре. Изображения богов, небесных нимф, праздничных процессий, аскетов, любовников, фантастических животных покрывают пространство стен храма столь плотно, что его архитектура на глазах оживает. Розоватые прожилки в камне наделяют фигуры мягкими оттенками живой плоти. В течение дня храмы слегка меняют цвет: от теплого розоватого на рассвете к белому в полдень и вновь к розоватому на закате. Помимо барельефов, в Кхаджурахо встречаются примечательные примеры культовой монументальной скульптуры. Наиболее яркий пример — это огромная статуя Варахи в аватаре (воплощении) вепря, то есть Вишну. Именно в этом образе, по преданию, он спасал Землю от великого потопа.
Более всего привлекают посетителей скульптурные изваяния эротического содержания. Иногда храмы Кхаджурахо даже называют храмами «Кама-Сутры». На стенах храмов с интригующей откровенностью показаны «митхуна», пары возлюбленных, и «майтхуна», изображение любовных объятий в самых разнообразных вариациях. Но такие композиции составляют не более десятой части всех скульптурных изображений. Между тем эротизмом проникнуты многие, если не большинство скульптур. Особенно это касается фигур небесных нимф — апсар или сурасундари.
В Индийской мифологии апсары часто появляются как прекрасные небесные девы, искусные танцовщицы и любовницы, соблазняющие святых-аскетов и царей. Их реалистичные и чувственные скульптурные изображения в Кхаджурахо считают шедеврами эротического искусства Индии. Апсары изображены исполненными неги, лениво изгибающимися в различных позах, порой весьма сложных. Это наводит ученых на предположение о том, что скульпторам царей династии Чанделов позировали натурщицы. Некоторые из небесных нимф заняты туалетом: изящно изогнувшись, смотрятся в зеркало или подкрашивают ресницы. Они как будто иллюстрируют слова из «Кама-Сутры»: «женщины нежны как цветы, и предпочитают, чтобы их завоёвывали нежностью».
Тайна сакрального эротизма. Как объяснить эротические сюжеты в скульптуре храмов Кхаджурахо? Прежде всего, храмы в Кхаджурахо не уникальны в этом отношении. Существуют и другие храмовые комплексы X–XIII вв., украшенные эротической скульптурой, например храм в Конараке. Например, Храм Кандарья-Махадева (был обнаружен только в 1906г, и по соображениям этического характера информация о нем долгое время не попадала в путеводители), на его барельефах изображены не только эротические сцены — многие из них посвящены знаменитым боевым слонам воинственного царя Видхъядхара. Очевидно, что распространение эротической скульптуры связано с некими общими культурными традициями той эпохи. Впрочем, некоторые из этих традиций уходят корнями в глубину веков. Изображения обнаженных (точнее, почти обнаженных) фигур митхуна на стенах святилищ встречаются в Индии с древности. Почти обнаженное женское тело не воспринималось как нечто непристойное в стране с жарким и влажным климатом. Фигуры апсар также украшают буддистские памятники Индии, созданные ещё до н.э. Спутницы богов и символы райского блаженства, они одновременно были напоминанием о соблазнах на пути духовного самосовершенствования.
Изображение более откровенных и даже непристойных сцен майтхуна стали появляться на храмах только в X в. Примечательно, что в Кхаджурахо такие сцены встречаются только на наружных стенах храма и в стороне от изображений высших божеств. Изображение майтхуны на стенах храмов довольно трудно интерпретировать. Особенно обращает на себя внимание два обстоятельства: они есть только на внешних стенах храма (внутри храмов вообще нет изображений людей), женщины, присутствующие при них, но не принимающие в них участие, стоят с закрытыми глазами и прикрывают лицо руками. Ученые полагают, что на появление таких сюжетов в храмовой скульптуре повлиял древний культ плодородия и стремление отвести от храма дурное влияние. Вероятно, здесь нашли свое отражение сексуальные обряды, которые, как считалось, способствуют плодородию и вместе с тем предохраняют против сил зла и разрушения.
Позитивные аспекты непристойности проявляются во время сезонных индийских праздников в начале весны, таких, как Холи. Стоит также напомнить, что в средневековых храмах Индии жили девадаси (буквально «рабыни бога»), то есть храмовые проститутки. Они демонстрировали искусство любви в сексуальных ритуалах с участием жрецов или даже царя с целью достичь процветания царства или милости богов. Не случайно основным эротическим мотивом Кхаджурахо является изображение аскета вместе с куртизанкой.
Наконец, в индийской мифологии встречаются рассказы о том, как боги, напуганные целомудрием аскета, сделавшим его слишком могущественным, посылают к нему сурасундари — искусную соблазнительницу, которая нередко достигает своей цели. Существует предположение, что сцены майтхуны призваны были проверить духовную чистоту посетителей храма, которые должны были оставить мысли о плотских утехах, соприкасаясь с божеством.
Появление такой храмовой скульптуры именно в X в. связано с развитием двух религиозных течений в Индуизме: Бхакти и Тантры. Бхакти, наиболее быстро распространявшееся в среде поклонников Вишну, требовало от верующего, прежде всего, любви к Богу в разных её формах, в зависимости от пола, возраста и психического склада адепта. Одной из форм почитания Вишну в его аватаре Кришны было воспевание страстной любви пастушек к юному Кришне, имевшей откровенно эротическую окраску. Согласно преданию, однажды, желая удовлетворить беспредельную страсть к нему 900 тыс. пастушек, он воплотился в такое же количество образов и предался любви с ними, используя двенадцать различных поз. Как повествует «Брахма-вайварта-Пурана»: «От всех этих совокуплений исходил чарующий звук колокольчиков наручных и ножных браслетов. Все женщины стонали от блаженства». Такие аспекты культа Вишну повлияли на усиление эротизма в скульптуре Кхаджурахо.
Тантризм был более популярен среди почитателей Шивы и великой богини Деви, а кроме того он проник из Индии в Тибетский Буддизм. В Тантрической Традиции Шива воспринимается как верховное божество и конечная Реальность, а его творческая энергия — Шакти (часто отождествляемая с Деви) считается его «женой». Шактистский Тантризм, помимо медитации, йоги и чтения священных мантр, включает в себя и сексуальные мистерии. В центре такого ритуала находится женщина, получившая посвящение для того, чтобы стать олицетворением Шакти в ходе обряда. В акте божественной любви с ней соединяется жрец, который во время ритуала должен отождествлять себя с Шивой. В ходе священнодействия воспроизводится изначальное единство Шивы и Шакти как во Вселенной, так и в душе верующего. Майтхуна превращается в ритуал духовного просветления. Тем самым достигается спасение (мукти) через наслаждение (бхукти). Полагают, что тантрические практики были одним из источников вдохновения для скульпторов, украшавших шиваистские храмы Кхаджурахо.
В XII в. храмы Кхаджурахо продолжали процветать под покровительством Чанделов, но сами цари Лунной династии всё чаще терпели поражения в борьбе со старыми и новыми противниками. В начале XIII в. Чанделы вынуждены были признать свою зависимость от мусульманского Делийского султаната в Северной Индии. Судя по сообщениям средневековых географов, храмовый комплекс в «лесу финиковых пальм», изрядно пострадавший от мусульманских вторжений, оставался действующим ещё в XIV в. Князья из династии Чанделов продолжали править в соседних областях несколько столетий, но они уже не претендовали на роль независимых и великих царей, какими были их предки, строители величественных и совершенных храмов.
К XIX в., несмотря на заботу жителей соседних деревень, храмы Кхаджурахо заросли джунглями. Они были обнаружены англичанами в 1830-40-е годы. Реставрационные работы начались только в начале XX в. Сейчас Кхаджурахо — это небольшое по индийским меркам местечко с населением около десяти тысяч человек. Попасть туда можно либо автобусом из Агры, либо на самолете. Из восьмидесяти пяти храмов время сохранило только двадцать четыре. Теперь всемирно известный храмовый комплекс превратился в притягательный объект для туристов и охраняется как памятник мирового наследия ЮНЕСКО. В марте здесь на фоне храмов, всё ещё излучающих живую энергию, проходит фестиваль исполнителей индийского классического танца». 

(Е.Мирзоев. Искупление греха в чувственном наслаждении.
Подлинная история храмов Кхаджурахо неотделима от легендарной. 07.09.2009г.)

«Блистательные индуистские храмы Кхаджурахо, безупречно восстановленные после почти целого тысячелетия заброшенности и забвения, входят в число самых значительных из всех исторических монументов Индии. Широко известные, прежде всего благодаря изысканной чувственности и откровенному эротизму своей скульптуры, они были построены между X в. и XII в. и представляют собой величайшее архитектурное достижение Чандельской (Chandela) династии. Таинственным образом Чанделы, похоже, вскоре позабыли о храмах и потребовалось их «открытие заново», чтобы эти шедевры в полной мере оценили в Индии, не говоря уже обо всем мире. И по сей день все еще продолжаются раскопки одного храма — возможно, самого большого — обнаруженного в 1998г. в зоне Южной Группы.
Если смотреть на карту индийского субконтинента, Кхаджурахо занимает центральное положение, располагаясь в 400 км. на юго-восток от Агры и на таком же расстоянии от Варанаси, но он остается по-прежнему так же удаленным от основного потока жизни Индии, как и в то время, когда храмы были построены. Возможно, это и спасло их от разграбления мародерами, завоевателями и фанатиками-изуверами, которые разорили и уничтожили множество других раннеиндуистских сооружений. Поезда еще не ходят через эту обширную, подверженную наводнениям равнину, раскинувшуюся на фоне зубчатых холмов Дантла (Dantla), и путешественники, если они не прилетают прямо сюда на самолете, вынуждены совершать длительный переезд на автобусе от какой-либо из наиболее ближних железнодорожных станций. В конце 1998г. началось строительство ветки до Махобы (Mahoba), но она откроется не раньше 2003г.
Изысканная сложная и причудливая скульптура самих храмов — среди которых самыми живописными являются Кандария-Махадева (Kandariya Mahadeva), Вишванатха (Vishvanatha) и Лакшмана (Lakshmana), все они относятся к совокупности, известной под названием Западная Группа — оказалась возможной благодаря использованию при строительстве мягкого желтовато-коричневого песчаника. Учитывая, что подобный камень имеет предрасположенность крошиться, храмы выдержали разрушительное воздействие времени замечательно хорошо. Большая часть украшающей стены изумительной скульптуры представляет собой настолько высокие барельефы, что они практически существуют в трех измерениях, а розоватые прожилки в камне наделяют фигуры мягкими оттенками живой плоти. Невероятное мастерство художников очевидно во всем — фризы не менее 10 см. шириной переполнены чрезвычайно натуральными детальными изображениями облачений, ювелирных украшений, причесок, и даже наманикюренных ногтей. Повсюду в огромном количестве присутствуют боги и богини. Дополняя красоту всего ансамбля, храмы слегка меняют цвет в течение дня, совершая переход от теплого розоватого оттенка на восходе солнца к белому под полуденным солнцем и снова теплому розовому на закате. По вечерам, драматичное искусственное освещение прожекторами выхватывает их из темноты ночи, и они сияют ярко белым цветом на фоне серебристой луны.
Великолепие храмов несколько затмевает деревню, которая постоянно растет, быстро пополняясь новыми отелями и сувенирными магазинами, питаемыми ежедневным наплывом туристов. Однако, если вы поживете здесь несколько дней, вы вполне возможно обнаружите, что поселок существует в своем собственном, независимом от лихорадочной суеты вокруг храмов, неторопливом жизненном ритме, особенно по вечерам, когда местный рынок и открытые кафе создают очень приятную и дружелюбную атмосферу.
Все необходимые для гостей учреждения сконцентрированы среди тихих улиц маленького современного городка Кхаджурахо; ворота Западной группы выходят прямо на его главную площадь, вокруг которой расположились недорогие гостиницы и кафетерии. В сувенирных магазинчиках продается абсолютно все — от одежды, фотопленки и ювелирных украшений до тибетских танка, но владельцев этих лавок иногда отличает такая напористость, что следует быть осторожными, покупая что бы то ни было. Новейший Художественный и Культурный Центр Кандария, расположенный в 1 км. на юг от центра, представляет собой крупный торговый центр, в котором продаются товары высокого качества по фиксированным ценам, а также имеется зал, где ежедневно в 18.30 и 20.30 проходят танцевальные шоу (250 рупий).
Археологический Музей (ежедневно кроме Пт. с 10.00 до 17.00; 5 рупий) на южной стороне площади главным образом замечателен своей выдающейся скульптурой танцующего Ганеши с большим круглым животом, хобот которого покачивается, создавая полную иллюзию движения. Среди других экспонатов можно назвать разнообразные фризы, скобы и куски резьбы по камню, такие как, например, панель с изображением транспортировки и разрезания камня, использовавшегося при строительстве храмов. Вездесущий Вишну возлежит на бесконечно длинной змее, Анантха. Из его пупка растет лотос, поддерживающий Брахму, рядом стоит единственная статуя сидящего Будды, найденная в Кхаджурахо; и конечно, эротика.
Большинство местного населения проживает на расстоянии приятной 1,5-км-ой. прогулки или поездки на велосипеде, в более сельском окружении — в Деревне Кхаджурахо, расположенной рядом с Восточной Группой. Три более удаленных храма, достаточно произвольно именуемые Южной Группой, лежат несколько в стороне. Выдающейся чертой ландшафта является обилие воды, с озерами или водными резервуарами Шив Сагар (Shiv Sagar), сразу на юге от Западной Группы, Кхаджур Сагар (Khajur Sagar), на востоке перед деревней, а также Прем Сагар (Prem Sagar), на севере от главной площади, с правой стороны.
Кхаджурахо преображается из довольно сонного места в бурлящий эпицентр во время месяца пхальгун (февраль/март), когда Маха-Шива-Ратри (Maha-Shivratri) привлекает паломников со всего региона, чтобы отпраздновать свадьбу Шивы. В это время здесь проходит также одно из главных танцевальных мероприятий Индии — Кхаджурахский Фестиваль Танца, на котором представлены все виды классического танца, а некоторые концерты устраиваются на великолепном фоне Западной Группы (хотя большая их часть бывает в более прозаичном Культурном Центре Чандела). Точные даты фестиваля обычно определяются достаточно поздно
Подобные флоту каменных кораблей, выброшенному на берег среди нетронутых лугов и цветочных клумб, окаймленных зарослями кустарника бугенвилии, храмы Западной Группы Кхаджурахо кажутся странно оторванными от собственного прошлого. За исключением Матангешвары (Matangesvara), расположенного снаружи основного комплекса, все они сегодня практически лишены религиозной значимости и оживают только во время Шивратри. На территории Западной Группы проходят прекрасные звуко-музыкальные спектакли, в которых используется индийская классическая музыка и потрясающие световые эффекты, создающие особую атмосферу, на фоне которой ведет рассказ об истории храмов «мастер скульптор». Пятиминутное шоу было впервые показано накануне наступления нового тысячелетия, и с тех пор проходит каждый вечер на хинди и на английском языке
Сразу при входе в комплекс стоит маленький открытый павильон мандапа, построенный между X в. и XI в., в котором находится огромная, гладко отполированная песчаниковая статуя Вишну в виде кабана — Варахи. Поверхность его тела украшают барельефы — аккуратные ряды из 674 фигур основных богов и богинь индуистского пантеона. Бог земли, воды и неба, бдительный вепрь возвышается над змеем Шеша в сопровождении того, что, согласно предположению, было когда-то прекрасной статуей Притхви, богини земли, от которой сейчас осталась только пара ступней и рука на шее кабана. Потолок над статуей выполнен в виде резного изображения лотоса. Археологи предполагают, что Вараха принадлежал к более раннему периоду Гупта и был доставлен сюда из другого места, или же просто мастеровые Кхаджурахо настолько восхищались Гуптским стилем, что решили подражать ему.
Безудержная эротика Кхаджурахо с самого «открытия» комплекса в феврале 1838г. всегда гипнотизировала похотливые глаза. Молодой британский офицер Бенгальских Инженерных Войск, Т.С.Берт (T.S.Burt), заинтересованный разговором слуг, которые несли его паланкин, отклонился от официального курса и набрел на старинные храмы, утопающие в джунглях — «Их опаленные солнцем вершины вздымались над огромными деревьями, которые их окружали, со всей гордыней превосходящей высоты и возраста. Но шансы были таковы, что деревья (или скорее джунгли), в конце концов, должны были одержать победу».
Откровенные изображения орального секса, мастурбации, совокупления с животными и других подобных актов, возможно, соответствовали нравам Чандел X в., но вряд ли могли быть одобрены высшими офицерскими чинами королевы Виктории: «Я нашел… семь индуистских храмов, украшенных весьма красивой и изысканной резьбой с точки зрения мастерства, но скульптор временами допускал, что предмет его становился несколько горячее, чем это являлось абсолютно необходимым для его работы; воистину, некоторые из скульптур были чрезвычайно неприличны и оскорбительны, и каковые я был вначале сильно удивлен обнаружить в храмах, которые должны были быть воздвигнуты ради благих целей и во имя религии. Но религия древних индусов никак не могла быть очень целомудренной, коль скоро она побуждала под покровом веры создавать крайне постыдные изображения, оскверняющие духовные сооружения. Однако, носильщики казалось, очень восхищались оными, каковые для них явились очень приятными новинками, о чем они и не преминули заявить всем присутствующим».
На ступенях храма Вишванатха (Vishvanatha) Берт нашел надпись, которая позволила историкам приписать комплекс Чанделам, а также разобраться с их генеалогией, но прошло еще несколько лет, пока генерал-майор сэр Александр Каннингэм (Alexander Cunningham) не начертил подробные планы Кхаджурахо, проведя разграничение между «Западной» и «Восточной» группами, которое применяется и по настоящее время. Для Каннингэма «все (скульптурные изображения) крайне неприличны, а большая их часть отвратительно непотребны.
Эротические образы и поныне остаются предметом огромного количества противоречивых споров и дебатов между академиками, и в равной степени — любопытными туристами. Задача найти правильное объяснение еще усложняется тем фактом, что даже сами Чанделлы едва упоминали эти храмы в своей литературе, и даже название «Кхаджурахо» может быть неправильным и запутывать дело, так как могло быть просто заимствовано от названия соседней деревни.
Среди попыток объяснить эротическое содержание барельефов были предположения, что они связаны с тантрическими культами, в которых секс используется в качестве основного стержня богослужения. Некоторые утверждают, что они были вдохновлены «Кама-Сутрой», а также должны были служить в качестве учебника любви, другие — что эта скульптура была создана для того, чтобы развлекать богов, отвращать их гнев и таким образом защищать храмы от природных бедствий. Кроме того, геометрический характер некоторых изображений выдвигался в качестве доказательства того, что каждое из них представляет собой янтру — живописную форму мантры, которая должна была использоваться при медитации.
Шестнадцать больших панелей, изображающие сексуальную близость, расположенные на северных и южных сторонах трех главных храмов — Кандария-Махадева, Лакшмана и Вишванантха — в основном стремятся показать слияние мужского и женского элементов храма, мандала и гарбха-грихи, «дома-лона». Поэтому не исключено, что они были задуманы как визуальный символ, развитый художественным преувеличением.
Радикально новый подход, который связывает историю и архитектуру с живыми традициями, был предложен Шобитой Пунджа (Shobita Punja) в ее книге «Божественный Экстаз» (Divine Ecstasy — Penguin, 1992). Ссылаясь на исторические упоминания Кхаджурахо под названием Шивпури (Shivpuri — «Город Шивы»), она использует древние тексты на Санскрите, чтобы выдвинуть предположение, что драматические храмы и их небесные орды представляют свадьбу Шивы и Парвати, происходящую на фоне мифического ландшафта на востоке, простирающегося вдоль холмов Виндхья до Калинджара. Так, например, Пунджа уверяет, что на нижней панели южных стен Вишванатха изображен Шива в качестве жениха в сопровождении своего верного быка Нанди, а сплетенные пары на панели выше — двое людей, соединившихся в «митхуна», которым с каждой стороны помогает служанка — показывают осуществление брачного союза.
Кроме Варахи, примыкающий к храму Матангешвара одной стеной, украшенный богатой резьбой, храм Лакшмана, датируемый примерно 950г. н.э., является самым старым в Западной Группе. Он стоит на высоком цоколе, покрытом фризами с изображениями процессий лошадей, слонов и верблюдов, а также солдат, домашних сцен, музыкантов и танцоров. Среди наиболее откровенных эротических образов можно назвать человека, совокупляющегося с лошадью, окруженного шокированными зрительницами. Энергия, излучаемая скульптурой, придает всему храму поразительное ощущение движения и жизни.
В то время как на цоколе изображен мир людей, сам храм, адхистхана, вводит в контакт с небесными сферами. Два яруса резных панелей украшают внешнюю часть храма, на них показаны боги и богини, которых сопровождают апсары — «небесные девы», а также фигуры в сложных позах полового акта — на нижнем ярусе и в нишах. Среди прекрасных детальных изображений можно упомянуть величественного танцующего Ганешу на южной стороне, учителя архитектуры со своими студентами на востоке, а также небесных музыкантов и танцовщиц.
Пирамидальные крыши над мандалой и портиком последовательно поднимаются к башне, составленной из идентичных накладных частей. Маленькие портики с наклонными навесами выступают над мандапой и проходом, украшенные изумительными колоннами, каждый с восемью фигурами, на каждом углу платформы, поддерживаемой превосходно выполненными в форме апсар скобами. Во внутреннее святилище, гарбха-гриху, можно попасть через дверь, на перемычке которой изображена супруга Вишну — Лакшми, в сопровождении Брахмы и Шивы; на фризе показаны Наваграха — девять планет. Внутри главным образом является Вишну в виде трехголового, четверорукого Вайкунты (Vaikunta), которого сопровождают его воплощения в образах кабана и человека-льва.
Стоящий на общей с другими храмами платформе в задней части территории комплекса, величественный храм Кандария-Махадева, построенный между 1025г. и 1050г., является самым большим и величественным из Западной Группы. Идеальное осуществление проекта храма из пяти частей, только намеченное при строительстве Лакшманы и Вишванатхи, этот храм Шивы представляет собой вершину чандельского искусства, его разукрашенные крыши эффектно возносятся до высшей точки в 31 м. над основанием в сикаре, которая состоит из 84 меньших копий.
Кандария-Махадева особенно популярен у посетителей благодаря своим энергичным и провокационным эротическим сценам, которые украшают три его яруса, покрывая почти каждую грань внешней поверхности храма. Восхищенные зрители всегда толпятся перед одним особенно прекрасным изображением пары, соединившейся в майтхуна (любовных объятиях), с помогающими им с каждой стороны служанками. Один из наиболее часто повторяющихся мотивов Кхаджурахо, похоже, он бросает вызов самой природе, так как мужская фигура на нем подвешена вниз головой; только при рассмотрении барельефа как бы сверху, начинаешь разбираться в сложно переплетенных элементах.
Немного на юг от комплекса, в нескольких сотнях метров от Матангешвары, среди разнообразных зданий, перемежающихся полосами пустого пространства, расположен резервуар Шив Сагар. На ступеньках, ведущих к нему, толпятся оживленные паломники, которые купаются или берут воду из этого «Океана Шивы». На первоначальной карте храмов Каннингэма показана полоса воды, бегущей на север и разделяющей Западную Группу на две части; этот поток, пересекающий территорию комплекса, возможно, изображал символический переход от конечной жизни к небесному.
За Шив Сагаром, на юго-западе, лежат останки любопытного храма Чаусат-Йогини — «Шестьдесят Четыре Йогини». Датируемый IX в., Чаусат-Йогини состоит из 35 маленьких гранитных святилищ, группирующихся по сторонам четырехугольника; первоначально их было 64, а в центре находился храм богини. Известно только еще четырнадцать храмов — все они расположены в северной Индии — посвященных этим гневным и кровожадным служанкам богини Кали; историки высказывают предположение, что этот храм использовался эзотерической тантрической группой. Примерно в 1 км дальше на запад, лежат руины Лалгуан Махадев (Lalguan Mahadev), маленького храма, посвященного Шиве».

(Индия. Мадхья-Прадеш. Путешествия. Отдых. интернет-реклама.)

* * *