Статья 2.16. Тантрическая Алхимия как предмет Российской Тантрологии. (ч.3).

«Расаяна в Тантрах и в их тибетской интерпретации является предельно многогранной, охватывая медицину, трансмутацию металлов, магические мази, основную химию и тантрические техники, ведущие к просветлению. Это целое непаханое поле для исследования. И это также справедливо для каждой из ее граней. Так что в данном случае я лишь попытался донести приблизительную карту поверхности, надеясь на то, что в следующий раз, когда кто-либо столкнется со словом «расаяна», он отреагирует вопросом: какая именно?» (см. Финнер Э.Т. Расаяна-Сиддхи: Медицина и Алхимия в буддийских Тантрах. Диссертация. / Пер. А.Леонтьева. Сайт surajamrita.com.).
«В Расаяне наиболее значительными моментами являются «Калпана» (лечебная формула и приготовления) и Видхи (сама процедура)… Если говорить о реальном эффекте Расаяны, то это должны быть действия, хорошо подготовленные и проводимые в точности с предписанным методом» (см. В.Васудевана. Расаяна — омоложение по Ведам. // Пер. Е.Миловой специально для проекта ayurvedamarket.ru. 2011г.).
«Раса-Видья — это садхана, посредством которой ты устанавливаешь контроль над «расой» и преобразуешь её внутри себя в маха-расу, в трансцендентальный аромат» (см. Роберт Э. Свобода. Агхора II. Кундалини. Саттва. 2003г. 336стр.).
«Тантрическая Алхимия называется РАСА-ВИДЬЯ (знание истинного вкуса). Раса-Видья — это садхана, в которой ты постигаешь вселенную рас и умеешь управлять своей расой (вкусом любви), формируешь Маха-расу (трансцендентную реальность, порожденную вкусом бытия) или Самарасью (чувство единства, возникающее от майтхуны в Панчататтве). Раса-Видья — это постижение Эликсира Жизни, Нектара, Амриты. Раса-Видья изучает что есть Амрита и как воистину достичь бессмертия… Если исходить, что Женская Тантра — это больше Магия, а Мужская Тантра — это больше Йога, то [Тантрическая] Алхимия — это единство Женской и Мужской Тантры» (см. Гуру Шиваисса. Аюрведа-Тантра. сайт termit.in.ua.).

* * *

(продолжение)

6. ЧТО ТАКОЕ РАСАЯНА?

Сегодня в литературе и сети Интернет можно найти различные значения и толкования термина «расаяна», например:
— алхимия
— ювенология
— особая наука
— особая химия
— фармацевтика
— раздел Аюрведы
— метод просветления
— средство, дающее жизнь
— омолаживающая тера¬пия
— аюрведическая концепция омоложения
— омоложение и продление жизни человека
— искусство улучшения, усовершенствования
— то, что дает здоровье, разум и долголетие
— искусство приготовления чего-либо ценного
— букв. «увеличение расы» — жизненного потока
— лечение болезней гомеопатическими средствами
— травяные и минеральные препараты для омоложения
— древнейшая школа индийской алхимии («Путь Ртути»)
— искусство поддержания и увеличения жизненного потока
— то, что проникает в сущность бытия и дарует новую жизнь
— комплекс омолаживающих, замедляющих старение организма мер
— поддержание циркуляции жизненного потока в тканях организма
— многокомпонентная смесь экстрактов трав и минеральных веществ
— процесс излечения и приобретения новых качеств, физических и духовных
— система приемов «трансмутации души» и методов достижения духовного освобождения
— мистическая техника, примыкающая к Тантризму и другим магико-аскетическим школам

— особая категория травяных сборов для омоложения, долголетия и укрепление иммунной системы человека
— средство, которое вызывает обновление, регенерацию и восста¬новление клеток, тканей и органов тела человека
— препараты, изготавливаемые по древним рецептам, эффективнейшим образом препятствующие преждевременному старению
— и др.

Вот что пишет Эдвард Тодд Финнер в предисловии к своей диссертации «Расаяна-Сиддхи: медицина и алхимия в буддийских Тантрах» (1979г.) в переводе А.Леонтьева:

«Эта диссертация представляет собой попытку описания того, что же такое Расаяна в буддийских Тантрах. Так как это практически непаханое поле, куда западные ученые пока не вступали, существующие представления по данной теме являются искаженными и давно застоявшимися. Таким образом, я понимал, что сначала необходимо вникнуть в некоторые детали касательно современного взгляда на данный вопрос. И только потом я предоставлю свой собственный взгляд. Как будет видно далее, Расаяна на самом деле обширная тема и, возможно, здесь возникает больше вопросов, нежели ответов. Но то, на что я надеялся здесь совершить — это заложить новое основание для дальнейших любых исследований в данной области. Я осветил широкий спектр тем в сравнительно небольшом объеме [текста], больше для того, чтобы [это] держалось в уме будущих исследователей, нежели предоставить окончательные разрешения [вопросов]. Первоначальное вдохновение для данной темы этой диссертации пришло весной 1975г. из лекций, прочитанных профессором Стивом Бэйером /Steve Beyer/, в сущности, на ту же тему. Хотя у меня не было и мысли в то время, что я стану писать диссертацию на тему Расаяны, но его лекции побудили меня впервые прочесть Историю Индусской Химии /History of Hindu Chemistry/ П.Ч.Рэя, и зажгли во мне интерес к истории науки, и [к тому], каким образом она связана с религией».

* * *

«Расаяна — учение о расе (жизненной силе), не имеет аналогов в современной медицине, к ней относится практика омоложения и поддержания иммунитета. Она использует определённые действия с препаратами и снадобьями, изготовленными, как правило, из растений».

(Словарь. Сайт «Традиция Натхов».)

««Расаяна» буквально означает увеличение расы, жизненного потока. Раса укрепляет тело и ткани, обращаясь к правильному питанию и правильному поведению, ментальной гигиене и укреплению иммунитета. Таким образом, Расаяна — искусство поддержания и увеличения жизненного потока».

(Линия омоложения — Расаяна. Аюрведический интернет-магазин.)

«Раса-Шастра — это наука о ртути и других металлах, которые используются в качестве лекарственных средств. Главная цель использования ртути — обретение совершенного здоровья (деха-сиддхи) для того, чтобы без помех выполнять духовные практики в течение достаточно долгого времени.
Расаяна (санскр. «путь сущности») — это процесс омоложения, во время которого йогин может пополнить качество и количество жидкостей тела, т.к. процесс старения ведет к тому, что тело теряет свои соки и жидкости, и, таким образом, вянет.
Терапия Расаяны обеспечивает необходимое питание всех пяти кош (пять уровней человека), а не только физического тела. Для того чтобы убедиться в пригодности обработанной ртути для использования в качестве лекарства, ее испытывают на необработанной ртути и металлах. Если они превращаются в золото, ртуть считается годной для приема внутрь.
В середине XX в. в Индии публично проводилась демонстрация подобного действия ртути с превращением исходных металлов в золото святым Шри Кришна Лала Шармой из Ришикеша, о чем есть документальные свидетельства. Этот способ получения золота с помощью ртути носит название лауха-сиддхи. Естественно, что метод трансмутации, использованный этим святым в ходе эксперимента, держится в строжайшей тайне из опасений злоупотребления им». 

(Дивья Четана. Жизнь и учение сиддха Боганатара.
Монастырь-академия Йоги «Собрание тайн».)

«Расаяна, или сохранение молодости. Не менее уникальны, чем панчакарма, два клинических раздела Аюрведы — Расаяна и Ваджикарана, не имеющие аналогов в привычной нам медицине. Хотя слово «расаяна» часто переводят с Санскрита как «терапия омоложения», средства для возвращения молодости бывают только в сказках. Однако комплекс мер, называемый этим термином, эффективнейшим образом замедляет старение организма, препятствует преждевременному старению и во многих случаях способен восстанавливать поврежденные ткани. В него входят полное очищение организма и последующий прием специальных препаратов омолаживающего действия на фоне особой диеты и режима. Особенно рекомендуется Расаяна детям — она препятствует проявлению патологий, к которым предрасположен организм. Она показана также людям пожилого возраста. Расаяна известна как средство, обеспечивающее долгожительство, но едва ли найдется человек, которому хочется долго жить, страдая от старческих немощей. Речь идет о здоровой, счастливой старости, и здесь роль Расаяны невозможно переоценить.
Расаяна-Чикитса, или омолаживающая терапия. Возвращает упругость коже и телу в целом, усиливает сопротивляемость организма. Включает в себя массаж головы и лица с целебными маслами и кремами, масляный массаж тела, руками и ногами, прием лекарственных средств внутрь, паровую баню, а также ванны с травами. Терапия продолжается от 7 до 14 дней.
Кайякальпа-Чикитса, или лечение, целью которого является усиление иммунитета и долгожительство. Используется для замедления процессов старения. Продолжительность — 28 дней. Включает в себя расаяну (специальные аюрведические лекарства и диета), панчакарму и сведакарму, а также ещё несколько видов терапии (массаж, снехапанам, виречанам, насьям, снехавасти, дхара, пижичил, нджаваракижи и др.) Наиболее эффективно для лиц в возрасте до 60 лет. Это направление занимается вопросами долголетия и омоложения, восстановления организма, не имеет аналогов в привычной для нас медицине». 

(Альтернативная медицина. Аюрведа. 29.12.2008г.)

«На Санскрите омоложение называется Расаяна, что означает «путь сока» — процесс восполнения телесных жидкостей. Старость означает утрату жизненных соков. Расаяна укрепляет здоровье и оджас (внутреннюю силу), укрепляет тело, память и ум, возвращает яность и красоту. Считается, что при правильном использовании омолаживающих трав можно значительно продлить свою жизнь.
Современные ученые доказали истину, которая давно была известна йогам — жизнь продлевает питание на уровне минимальной достаточности и постепенное понижение температуры тела.
Великий древний медик Чарака говорит о двух типах Расаяны — с применением специальных средств и без них. Первый тип — «Расаяна поведения» — это отказ от всех интоксикантов, особенно от алкоголя, устранение всех ментальных конфликтов, и мысленных негативных установок, ежедневное употребление пищи со сладким вкусом (при хорошем уровне агни). Перед началом практики Расаяны проводится полный курс панчакармы.
Начиная омоложение, следует отрегулировать образ жизни — сократить употребление соли, избегать длительных путешествий, изнурительной физической деятельности, избегать громкой речи, желательно уединение. В суетной городской жизни это редко удается. Уединение снимает внутреннее напряжение и настраивает ум и тело на омоложение.
В современной аюрведической медицине изготовление средств Расаяны значительно упростилось. Расаяна употребляется рано утром натощак на очищенный огранизм. К Расаяне относятся: шатавари, ашвагандха, амалаки, Брами, травяной джем Чьяванпраш, шафран и др. К продуктам, продлевающим жизнь относятся: миндальные зерна, семена лотоса, финики, лактичник и молоко, пророщенные зерна.
Главная цель Расаяны — увеличение Оджаса (первичной жизненной энергии) и Саттвы (ясности ума). Поэтому некоторые из тяжелых продуктов (например, мясо), при Расаяне исключаются.
В процессе Расаяны выполняются йогические практики — асаны, пранаямы и мантры. Расаяну лучше проводить в спокойной и уединенной обстановке в течение как минимум месяца». 

(Омоложение (Расаяна). Сайт Махайога (максимум Йоги).)

«Расаяна переводится как наука об омоложении. Это одно из древнейших направлений Аюрведы. Расаяна, которая была дана 25 тысяч лет назад, описывает, каким образом нужно жить, не старея. Человек стареет — от этого не уйти, но он не должен стареть так рано и так быстро. В сегодняшнем обществе люди начинают стареть после тридцати лет, поскольку бесконтрольно расходуют свой оджас.
Оджас — это сущность физического тела. Причем особо подчеркивается, что именно физического, не эфирного, не какого-то другого тонкого тела, не духовного тела, а именно физического тела — этой биологической машины. Физическое тело состоит из клеток, значит Оджас — сущность клетки, а с позиции современной науки сущностью клетки является ДНК, то есть Аюрведа Оджасом называет именно ДНК. Оджас человек получает от отца и матери. С позиций современной медицины от отца и матери человек получает, прежде всего, информацию — ДНК. Значит это еще одно подтверждение, что Аюрведа считает Оджасом именно ДНК.
Аюрведа говорит, что Оджас расходуется, и по мере его расходования запускаются процессы старения. Исследования швейцарских ученых доказали, что ДНК в процессе жизни расходуется, и каждое новое поколение клеток слабее предыдущих — запускаются процессы старения.
Третий момент, на который указывают аюрведические источники, это что Оджас может расходоваться с разной скоростью — быстрее или медленнее. Это значит, что процессом старения физического тела, его скоростью, можно управлять. Таким образом, с позиции Аюрведы, потеря Оджаса является основной причиной старения физического тела.
Омолаживающие методы, восстанавливающие Оджас. Методы омоложения, описанные в древних канонах, не всегда были понятны сразу и потребовали определенной адаптации под современные условия. Например, существует один из важнейших постулатов Аюрведы, что нужно пользоваться для лечения и профилактики теми средствами, которые доступны на той территории, где живет человек. Это же касается и питания. Но современные условия таковы, что человек в течение жизни может много раз переезжать в новые и далекие места. Стали культивироваться растения, которые еще 100-200 лет назад на этой территории не росли. Во все города завозятся экзотические продукты из далеких стран.
И еще один важный момент надо учитывать — некоторые восточные травы очень трудно или вообще невозможно заменить какими-то местными. Например, мускатный орех очень эффективен при лечении сердечно-сосудистых заболеваний, и чтобы его заменить, необходимо собрать сбор из не менее двадцати компонентов, и то это будет не совсем адекватная замена. Поэтому слепое следование этому постулату в современных условиях не будет рациональным. В этой связи для методов омоложения применяются как местные травы и продукты, так и те, которые происходят из Азии». 

(Расаяна. 12.05.2012г. Школа развития способностей человека «Мир Света».)

«Введение. Расаяна («Путь Расы») — универсальный санскритский термин, который используется в древнеиндийских текстах для обозначения слова «алхимия». Классические алхимические тексты датируются не ранее X в. н.э. Однако, несколькими веками ранее термин «расаяна» использовался в Аюрведе — классической индийской медицине — для обозначения «омолаживающей терапии», включающей различные расаяны — эликсиры. Примерно в VIII в. н.э. термины «раса», «расаяна» впервые появляются в буддийских и индуистских тантрических текстах, обозначая сверхъестественные силы (сиддхи), приобретаемые от применения волшебного эликсира.
Рождение Индийской Алхимии, по крайней мере, как идеи, может быть прослежено до этих ранних средневековых источников. Подобное «магическое» использование алхимических препаратов хорошо прослеживается в средневековых источниках, посвященных Тантрической Магии. Самые ранние систематические алхимические тексты, датируемые X в., демонстрируют двойное назначение всей Индийской Алхимии: превращение неблагородных металлов в золото (Дхату-Вада (dh?tuv?da), Алхимия Превращения) и производство эликсиров бессмертия (Деха-Вада (dehav?da), Алхимия Эликсиров). Термином для обозначения ртути — главного алхимического реагента — служило слово «раса», поэтому термин «расаяна» стал специально применяться к любому алхимическому использованию ртутьсодержащих составов.
Классические индийские алхимические тексты были написаны в период с X в. по XIII в. Это были в основном тантрические работы, поскольку заявленные в них цели достижения бессмертного, неуязвимого тела, обладающего сверхъестественными способностями, совпадали со многими целями тантрической практики. Таким образом, период с X в. по XIII в. был периодом «Тантрической Алхимии». С XIII в. ртутные, минеральные, растительные препараты стали более широко использоваться для различного рода медицинских методов лечения, многие из которых были дополнены старыми аюрведическими (Расаяна) методами лечения. Поэтому была введена новая терминология: Рога-Вада (rogav?da) — Медицинская Алхимия, Раса-Чикитса (rasacikits?) — Ртутная Медицина, Раса-Шастра (rasa??stra) — Алхимия.
Другим ответвлением Тантрической Алхимии была так называемая Сиддха-Алхимия. В ряде алхимических работ упоминаются легендарные фигуры, называемые Раса-Сиддхи, которые представлены как основатели алхимических направлений и традиций. Эти направления и традиции были частью более широкого средневекового религиозного течения, которое было связано с появлением нескольких групп святых, которые определяли себя как Сиддхи — совершенные существа, обладающие сверхъестественными споособностями (сиддхи). В этот период возникла богатая мифология Сиддхов, которая изображает этих легендарных святых как тех, кто смог соединить Алхимию с практикой Йоги и тантрическими техниками. Именно эти святые широко внедрили лабораторную Алхимию в йогическую практику…».

(Дэвид Гордон Уайт. Расаяна (Алхимия). Январь. 2011г. Oxford University Press.)

«Истинное знание не может иметь границ, и это особенно заметно в отношении Индийской Тантры, её Садхан, Йоги и Тантрической Философии вцелом, которая по факту исторической принадлежности выступает в качестве ПРА-МАТЕРИ мировых религий и точных наук древнего мира, таких, как химия, физика, математика, геометрия, генетика, архиометрия, и др. Тантрическая Традиция также объединяет в себе одновременно практику Астрологии, Ясновидения, Хиромантию, Физиогномику, Концепцию Мантры и Янтры, Алхимию, науку о дыхании (Сварадайю), Раса-Аюрведу (индийская ртутная медицина), традицию Агхоры (обретение сиддхи в местах кремации), Васту (аналог фен-шуй), Расаяну (наука обретения физического бессмертия), а так же глубокие познания в области Магии и Оккультизма. Эти принципы оказались очень жизнеспособны, и сегодня представляют Тантру даже в большей степени как образ жизни, нежели просто знание.
Таким образом, регулярная практика и серьёзные намерения в отношении этих уникальных наук (дисциплин) наделяют человека всеми видами Божественных полномочий.
Многие, в т.ч. и древние индийские сиддхи (аскеты и отшельники) достигли посредством Тантры Богореализации и полной гармонии с природой, что позволяет им совершать немыслимые духовные подвиги. Некоторые сиддхи уже в глубочайшей древности в подробных деталях описали устройство паровоза, автомобиля, космического летательного аппарата, самолёта, телевидения, парашюта и некоторых медицинских препаратов, многие из которых ещё до сих пор не известны современной науке. Тантрикам так же известна технология изготовления летательных аппаратов (вимана, основанных на использовании жёлтой и красной ртути), способных перемещаться в отдалённые участки Вселенной. Все они использовали возможности и ресурсы Тантры, которые очень широки, если не сказать безграничны.
Тантра — это поистине апофеоз Божественного Сознания на Земле. Однако этот путь нелёгок, так как требует тотальной самоотдачи и большого самопожертвования. Эта наука обладает, пожалуй, самыми глубокими познаниями о Макрокосме (устройстве Мироздания) и Микрокосме, процессах формирования чакр, находящихся в микрокосмической системе человека…
Первые упоминания о Тантрической Традиции обнаружены в архаичных шактистских и некоторых шиваитских источниках, которым насчитывается более 7 тысячелетий. А археологические данные позволяют говорить о существовании древней Традиции ещё до завершения эпохи матриархата (не менее 40.000 лет назад), что оправдывает материнский культ и его невероятную глубину и полноту…
Тантра — это развёрнутая Сила Божества, мгновенно откликающаяся на зов. Это так же сотни тысяч ходов и комбинаций, невероятно мощных и безотказных, независимо от сложности ситуации. В настоящее время Тантрическая Традиция занимает всё более значимое положение в обществе, и это становится особенно актуально, когда каждый человек испытывает острый дефицит свободного времени, не имея возможности уделять достаточно времени на утомительные и малоэффективные духовные процедуры. В обычном мире люди тратят несколько жизненных циклов (инкарнаций) для достижения хотя бы небольших результатов, в то время как Тантра дарует ученику почти молниеносные результаты во всех сферах». 

(Тантра, Мантра, Янтра, Йога. Сайт «Тантра, Мантра, Йога».)

«Аюрведа — это древнеиндийское искусство врачевания. В нём собран огромный опыт, накопленный в течение тысячелетий множеством целителей, йогов и святых. Специалисты по Аюрведе ставят своей целью не просто исцеление больного, но его омоложение и раскрытие в нём скрытых сил, необходимых для быстрого духовного прогресса.
В Аюрведе найдены удивительные комбинации растительных и минеральных компонентов, которые в состоянии пробудить засыпающую, стареющую эндокринную и гормональную систему человеческого организма, придать им новые силы. А если эти системы восстановлены, то и весь организм неминуемо возрождается. При квалифицированном применении этих средств втечение нескольких лет происходит заметное омоложение — пожилой человек легко может сбросить двадцать-тридцать лет.
Такие растительные и минеральные эликсиры называются расаянами, то есть средствами, дающими жизнь.
В аюрведических сборах используются растения, содержащие аналоги человеческих гормонов. Эти вещества не вызывают привыкания и дальнейшего ослабления гормональной системы. Наоборот, происходит её мощная стимуляция и пробуждение.
Кроме того, применяются соли металлов, пережжённых в растительном сырье, благодаря чему необходимые для многих систем организма элементы оказываются встроенными в органические молекулы и поэтому чрезвычайно эффективно усваиваются.
В Аюрведе сокрыто много тайн! Но даже то, что лежит на поверхности, впечатляет. В любом аюрведическом киоске в Индии можно найти совершенно уникальные лекарства, которые действительно лечат весь организм.
Но полное соприкосновение с тайнами Аюрведы возможно лишь в специализированных аюрведических клиниках, которых в Индии огромное множество. Там можно получить личный опыт омоложения. Важно самому убедиться, что омоложение возможно, и что при этом любые болезни как бы затихают, уходят в тень, становятся неважными.
В Аюрведе большое внимание уделяется синергетическому взаимодействию различных лечебных факторов. Применяемые меры поддерживают друг друга и раскрывают путь к наискорейшему исцелению. И многое здесь зависит от самого пациента! Одно дело — дать организму питательные и системно-организующие вещества, другое — обеспечить их полное усвоение и включение в жизненную систему. За первое отвечает целитель, за второе — пациент.
Само слово «расаяна» имеет два значения. Первое — это собственно многокомпонентная смесь экстрактов трав и минеральных веществ. Второе — это процесс излечения и приобретения новых качеств, физических и духовных. Этот процесс предусматривает, помимо принятия лекарств и массажей, выполнение особых физических упражнений, чтение молитв и мантр, концентрации и медитации. И это не просто культовое, ритуальное приложение к медицинским действиям. Это совершенно необходимые компоненты, без которых ценнейшие природные лекарства так и не достигнут своего назначения.
Нервная система пациента должна быть переведена в открытое, восприимчивое, можно сказать, творческое состояние. Нервы должны быть полностью разбужены, и только в этом случае лекарственные вещества могут быть ассимилированы из желудочно-кишечного тракта, тока крови или с поверхности кожи. Это состояние нервной системы называется «солнечный огонь». В присутствии мощных нервных импульсов значительно возрастает интенсивность биохимических реакций, и очищение от шлаков и построение новых телесных структур происходит на порядки быстрее. Этот «маленький» секрет известен народным целителям всех времён и народов — сибирским шаманам, американским индейцам и российским знахарям. Не знают о нём только обладатели дипломов медицинских факультетов.
В этом — главная суть Расаяны: подключение всех возможных средств позитивного воздействия и синхронизация их, приведение в гармоничное взаимодействие. Такое синергетическое воздействие возможно лишь под контролем полной осознанности ситуации, полного в неё медитативного погружения. Никакая профессиональная схема или шаблон не может заменить собой присутствие сознания. Именно такое присутствие и называется Дханвантари, или Будда Медицины, или Архангел Рафаил. Целитель обязательно должен нести в себе такое присутствие, и если пациент ещё не пробудил его в себе, то — помочь ему это сделать.
В Аюрведе уже в течение тысячелетий широко используют то, что мы привыкли называть «пищевыми добавками». Это строительный материал для наших тел, из которого, при наличии правильного управления, в короткие сроки будет построен новый здоровый организм — вместо больного тела. Среди этих веществ особое значение имеют так называемые лохи и басмы — минеральные соли, внедрённые в органические молекулы, чтобы обеспечить их полное усвоение.
Правильные программы для построения здорового организма предоставляют травы, входящие в состав расаян. В такие смеси могут входить от одной до нескольких десятков тщательно подобранных трав, согласованных по своим свойствам. Никакая эмпирическая медицина не могла бы вывести подобные составы методом проб и ошибок. Для этого не хватило бы даже миллионов лет. Только гений истинных целителей, которые силой своего сознания интуитивно прозревали высокоэффективные многокомпонентные лечебные смеси, мог подарить страждущим такие лекарства, как Брахма-расаяна или Чаванпраш.
Как мы уже говорили, эти смеси несут в себе жизненную силу растений, и содержат в себе десятки тысяч биологически активных веществ, из которых большинство неизвестны современной «позитивной» науке. Это, по сути дела, управляющие программы, которые берут на себя координацию всех сил организма и направляют его сначала на работу по избавлению от болезней, затем — на омоложение, и в конце концов — на духовную трансформацию.
Заметим, что эти вещества не подменяют собой наш организм в процессе исцеления! Они вовсе не берут всю инициативу в свои руки, оставляя наше тело в стороне. Наоборот, они полностью пробуждают и используют все возможности организма, действуя через его функции, а не минуя их. Поэтому исцеляющийся организм построит всё того же себя, только в улучшенном варианте, а не ужасного и беспомощного монстра, которого можно ожидать при прямом вмешательстве в жизненные процессы примитивных синтетических ядов, которые продаются в аптеках под названием лекарств.
Жизненную силу растений в Йоге называют сома, или сомараса. Это поток информации, который упорядочивает хаос и восстанавливает работоспособность. И он может трудиться в любом живом теле — если его правильно пригласят. Сома заставляет второй закон термодинамики стыдливо умолкнуть и отойти в сторону. Сома обращает течение времени вспять! И результат её действия — молодость и совершенство». 

(Расаяны Аюрведы. Сайт ayur.ru.)

«Базируясь на всесторонних наблюдениях, Аюрведа может быть разделена на две части — одна из которых Аюрведа-Шастра, а другая — Аюрведа-Тантра. Они обе взаимно сочетаемы и неразделимы. «Шастра» представляет собой философскую сторону Аюрведы, а «Тантра» — её практический аспект. Именно комбинация их обеих представлена в классических трактатах. «Тантра» не была бы плодотворной без опоры на философские принципы «Шастры» и наоборот.
Расаяна-Тантра (Расаяна-Чикитса). Расаяна-Чикитса включена в восемь разделов трактата «Аюрведа-Чикитса-Тантра» (практика или применение). Там сказано, что тот, кто хочет иметь долголетие, хорошую память, здоровье, развитый интеллект, выглядеть по-юношески молодо, лоск в облике, хороший свежий цвет лица, сохранить индивидуальность, приятный голос, полноту ощущений, ораторский талант, живость и приятную внешность должен предпринять Расаяну. Но цель Расаяня-Чикитсы — это не «овладение» контролем над временем или «отсрочка» смерти. Расаяна предпринимается для приведения жизни к состоянию ощущения комфортности согласно возрасту и индивидуальным особенностям организма человека, поскольку во всей Вселенной ни время, ни смерть никому не подвластны.
Под термином «расаяна» подразумевается очищение как дхату (тканей тела — базовых «строительных» компонентов) — начиная от расы и заканчивая шукрой, так и аяны (пути) и асайи (органов), которые находятся в непосредственной связи с ними… Однако результат проведения Расаяны не будет полным только при проведении физического очищения. Чувства, ум, интеллект также должны работать в полную силу. Только в полном очищении залог здоровья, а различные «загрязнения» — путь к болезни. Это одинаково применимо к обоим базовым составляющим — как к телу, так и к уму.
У каждой «Шастры» две задачи. Одна из них «Авашика» (немедленная цель) и другая — «Атьянтика» (глобальная, конечная цель). Согласно Аюрведе «немедленная» задача состоит в сохранении здоровья человека, а глобальная или «конечная» — в выполнении им предначертанной жизненной задачи и успешной реализации усилий в достижении Дхармы (долг, обязанности в обществе), Артхи (труд, польза на общее благо), Камы (получение удовольствий) и Мокши (духовное освобождение).
В высказывании «Аюх Каамаямаанена Дхармаартха Шукха Саадханам» Шукха означает одновременно и материальное (вещественное) и элементарное (базисное) удовлетворение. В данном контексте элементарное удовлетворение подразумевает достижение человеком такого благоприятного состояния здоровья, которое гарантирует ему выживание в условиях среды его обитания. Когда человек освобождается от болезней посредством лечения, и его здоровье полноценно, тогда только он может предпринять усилия для достижения Дхармы. Поэтому, начиная с этого момента и до конца своей жизни, он неразрывно связан с Расаяной на пути реализации всех без исключения этапов социального и духовного развития. Однако упоминание об исполнении человеком его социального и духовного долга в Аюрведе носит только философский, но не практический характер. Для достижения подобных целей существуют другие методы, такие как Йога, например, которые следует практиковать. Расаяна в данном случае только дополняет их. Кроме того, принцип «Махаршиинам Расанаянам» провозглашает, что для тех, кто исповедует целибат, — практика Йоги и применение Расаяны дадут наиболее полный результат. <…>.
Классификация Расаян. В зависимости от преследуемой цели Расаяна-терапия разделяется ещё на три вида — Камья, Наймиттика и Айджашвика. Пранакамья (долголетие) и Медхакамья (укрепление разума) составляют Камью. Наймиттика в свою очередь является лечебной (преследует конкретную цель по избавлению организма от какой-либо проблемы), и Айджашвика — это такая терапия, которая позволяет ощутить пользу Расаяны при её регулярном применении в течение большого промежутка времени. Следовательно, абсолютно очевидно, что все упомянутые виды терапии полезны для человека, который имеет возможность и право на проведение Расаяны. В Аюрведических трактатах описание «Расаяна-Тантры» представлено минимально. Применение «Расаяна-Тантры» возможно только в случае, если существует абсолютно определенный план проведения процедуры, и он составлен в строгом соответствии с научными принципами («Шастры»). Нет никаких сомнений в том, что чёткое понимание этих принципов («Шастр») является фундаментальным фактором в данном процессе, и без соблюдения которых Расаяна-Видхи (процедура), фокусирующаяся только на практическом аспекте, завершится неудачей.
Курс проведения лечения даже в случае аналогичного заболевания для двух разных людей определяется конкретно для каждого пациента индивидуально: принимаются во внимание такие факторы как конституция, состояние здоровья, возраст, стадия заболевания и т.д. С практической точки зрения реализация данного подхода заключается в подборе для пациента подходящей именно для него терапии, правильном выборе процедур курса и их грамотном сочетании на основе принципов, изложенных в трудах по Аюрведе. <…>.
Расаяна-Калпана — лечебная формула Расаяны. … для достижения наилучшего результата необходимо всегда строго следовать «Калпана» — лечебной формуле. Не смотря на то, что в некоторых других формулировках, как, например, в «Нарасимхарасаяна», не содержится инструкции относительно еды, пациент может предпринять процедуру, следуя привычной дня него диете и рекомендациям. В «Нарасимхарасаяне» говорится «Сваручи Бхояна Паана Вичештита». Это следует понимать, как применение при её проведении привычной пищи, питья и следование другим привычкам соответственно. Молоко с рисом — это общепринятая еда даже для Вататапика-Расаяны.
В Расаяне наиболее значительными моментами являются «Калпана» (лечебная формула и приготовления) и Видхи (сама процедура). Изготовление лечебного отвара с Амалаки будет иметь только смягчающий, успокаивающий эффект на заболевание, но он не выступает в роли Расаяны. Если говорить о реальном эффекте Расаяны, то это должны быть действия, хорошо подготовленные и проводимые в точности с предписанным методом. Очистка медикаментозных средств также должна проводиться очень тщательно. Имеется, например, множество опасностей, когда Парадасудхи (очистка ртути) не проводиться должным образом. В этом случае негативный эффект отражается не только на человеке, к которому это средство применяется: вполне вероятно, что его действие распространится и на последующие 2-3 поколения. Китуправешику по-другому ещё называют «Каая-Калпа»: причиной для этого вероятно является именно великая значимость Калпаны, как таковой.
Расаяна-Сиддхи. Расаяны помогают обрасти сиддхи (сверхспособности). Сиддхи обретаются людьми или при рождении, или с помощью применения специальных средств (оушадхи), или с помощью мантр, или по достижении самадхи. В этом ряду упомянутые оушадхи, являющиеся расаянами и особенно, например, такие опасные как парада (ртуть), должны использоваться только после тщательной очистки. Применяются в основном 3 способа очистки ртути. «Муркчана, Маарана, Бандхана», среди которых Муркчана излечивает болезнь, Марана — производит эффект, свойственный Расаяне, а Бандхана как раз даёт все восемь аишвария (сиддхи)…
Одно из высказываний о Расаяна-процедурах говорит о том, что подобные процедуры следует проводить в молодом и среднем возрасте. Из-за слабого пищеварения, общей физической немощи, а также невозможности переносить нагрузку на организм в течение длительного времени процесс проведения лечения для детей и лиц пожилого возраста становится очень проблематичным и трудным, также как и его результат.
В другом высказывании говорится, что только правдивые и незлобливые люди, чей ум сконцентрирован на духовном аспекте, молчаливые, занятые благими деяниями — только они получат все преимущества от проведения Расаяны. Это называется Нитьярасаяна (ежедневное омоложение).
Расаяна обладает свойством освобождать от грехов. Следует обратить особое внимание на утверждение «Шриманирдхутапаапма…» в «Нарасимхарасаяне». Как там говорится, Нарасимхарасаяна разрушает все грехи. В древние времена только Йогины и короли могли себе позволить пройти курс Расаяны. Причем, Йогины подвергались меньшему риску, совершая данную процедуру. Йогины предпринимают Расаяна-терапию с целью увеличения своего потенциала в практикуемых ими аскезах. Их целью является «Атьиянтика» (глобальная, конечная цель), т.е. Освобождение, но никак не «Авашика» (немедленная цель)». 

(В.Васудевана. (Директор «Арша-Йога-Видья-Пиитам-Траст»).
Расаяна — омоложение по Ведам. // Пер. Е.Миловой
специально для проекта ayurvedamarket.ru. 2011г.)

«Часть 1. Глава III. Расаяна: что это? Расаяна является словом, чье использование выходит за пределы значения слова «алхимия». Оно состоит из двух частей: «раса», означающее эссенция, сущность; и айяна, означающее передвижение или путь. Тибетский перевод слова — чуд лен /bcud len/ — модифицирует это отчасти: bcud, означающее эссенцию; и len, означающее извлечение, экстракцию. Расаяна изначально относится к приготовлению препаратов, которые действовали как тоник, как укрепляющее средство, и которые поддерживали здоровье и силу тела, в противоположность препаратам, рассчитанным на борьбу со специфическими болезнями. Так или иначе, в индийской медицине грань между препаратом, который поддерживает здоровье в целом, и тем, что излечивает специфические расстройства, предельно тонка и, как мы увидим позднее, подобные различия зачастую игнорировались. В Тантрах, слово «расаяна» использовано не только с тем, чтобы указать на приготовление какого-то препарата, но также [дабы указать] на процессы Хатха-Йоги, металлургию, и даже на создание благовоний.
С тем, чтобы увидеть, почему это различие было так тонко, и [с тем, чтобы] принять во внимание, как слово «расаяна» приобрело расширение своего изначального значения, давайте [вначале] исследуем индийский взгляд на физиологию и патологию тела. Подобный взгляд не может быть найден в каком-либо одном месте в классике Аюрведы, но может обнаружиться при изучении текстов в различных секциях и строфах.
Здоровье и болезнь рассматривались в первую очередь как тенденции в вопросе баланса. В теле было три основных «сока» [три склонности, три «пульсирующих сущности»] — доша: 1) ветер, 2) желчь и 3) флегма, которые могли, как результат дисбаланса, являться причиной болезни. Все болезни были, таким образом, классифицированы, как являющиеся ветром-рожденными, желчью-рожденными, и флегмой-рожденными, либо их комбинацией-рожденные. Согласно классике Аюрведы, даже такие случаи, как демоническое одержание и проклятие, могут быть рассмотрены под заголовком [трех] склонностей-соков, потому что демоны и т.д. должны были действовать через склонности, чтобы вызвать болезнь. Цель аюрведической медицины, таким образом, заключалась в восстановлении сбалансированного состояния склонностей-соков.
Каждый из трех склонностей-соков имел пять подклассов, и каждый [из подклассов] имел как здоровую, так и патологическую функцию. Флегма была описана как белая, холодная, тяжелая, маслянистая, сладкая, устойчивая, слизистая и мягкая как глина. Что бы ни приводило ее в ненормальное состояние, должно иметь много тех же качеств. Основная функция флегмы включала пищеварительную систему. Один тип флегмы был расположен в горле в основании нёба. Его главным назначением было сохранять язык увлажненным и добавлять ощущение вкуса. Таким образом, [такие] симптомы, как высушивание рта и утрата чувства вкуса были связаны с уменьшением флегмы, тогда как избыточная слюна была связана с перестимуляцией [этой флегмы]. Другой тип флегмы располагался в животе, где он мог смешиваться с пищей и становиться мягкой массой [кашицей]. Три другие типа флегмы находились в груди и шее, в голове и во всех суставах. [Находящаяся] в голове, флегма охлаждалась и омывала различные органы чувств. В суставах она смазывала и объединяла. Кроме этих функций, флегма была связана с характерной телесной наружностью, размером тела и его крепостью.
Основным качеством желчи был жар, хотя другие качества включали остроту, легкость и слабую маслянистость. Основным местоположением желчи был орган, названный грахани, [располагающийся] между животом и кишечником. Функция желчи заключалась в том, чтобы вначале разогреть содержимое живота и, таким образом, «зажарить» его [содержимое], и затем отделить питательный флюид от пищи после того, как пища попала внутрь грахани. Другая желчь находилась в печени и селезенке. Из этих мест она могла окрашивать питательный флюид в кроваво-красный [цвет], тогда как кровь протекала через печень и селезенку из сердца. Третий тип располагался в глазах, за зрачком. Он считался сущностным для зрения. Четвертый тип желчи находился в коже и отвечал за комплекцию. Пятый тип желчи действовал в сердце, где он способствовал мышлению. Необходимо запомнить, что местоположением разума является сердце. Желчь противодействует тяжелому действию грудной флегмы. Тяжесть флегмы, если оставлена без контроля, может «утяжелить» интеллект. Желчь, будучи легкой и горячей, служила как противовес, и таким образом, помогала развеять интеллектуальные потёмки.
Как бы ни были важны флегма и желчь для тела, так или иначе, они не могут сравниться со склонностью-соком ветра. Он находился по всему телу в той или иной форме, и буквально управлял телом. Ветер был важным фактором в мире. Ветер заставлял огонь вспыхивать, и перемещал планеты и звезды по их соответствующим орбитам. Он создавал облака и заставлял облака [изливать] дождь. Он был причиной протекания рек и течений. Когда мировой ветер становился взволнованным, он создавал опустошение, разрушение. Он вырывал с корнем деревья, и заставлял озера и реки вздуваться. Ветер был способен проникать везде. Он был управителем всех деяний и правил. Чарака говорил: «из всех вещей он наиболее тонкий и наиболее грубый. Он вездесущ. Таким образом, он является охватывающим мир. Ветер божественен».
С этими природными аналогиями, становится легко увидеть функцию ветра внутри тела. Ветер часто действовал как пневматическая помпа. Он проталкивал пищу через пищеварительную систему и выделял пот через поры. Он заставлял кровь [двигаться] по венам. Кашель, икота, чихание, мочеиспускание, испражнение, эякуляция и менструация находились все в соответствии с действиями всего лишь двух из пяти различных типов ветра. Вдобавок, к проталкиванию вещей в теле, он также удерживал их; как и воздух удерживал землю в пространстве, так и он [ветер] удерживал вместе органы тела.
Существовало несколько теорий касательно того, почему препараты были эффективными и каков должен быть критерий в их подборе. Некоторые учителя говорили, что субстанция лекарственного препарата являлась наиболее важным фактором. Они думали о препаратах в понятиях того, какие элементы представлялись преобладающими в них. Элементы — земля, вода, огонь, воздух и пространство — каждый имел воздействие на основные соки. Ветер снижался землей, огнем и водой и повышался небом и воздухом. Желчь понижалась землей, водой и воздухом и повышалась огнем. Схожим образом, флегма понижалась пространством, огнем и воздухом и повышалась землей и водой. Другие учителя придерживались того [взгляда], что потенция/действенность препарата была тем, что делало его эффективным. Лекарства были очистительными, рвотными, слабительными и т.д., согласно с [их] действенностью, как то; жар или холод, скользкость или сухость, мягкость или острота. Piper longum, для примера, хотя и острое по вкусу, имело охлаждающую потенцию, таким образом оно могло иметь склонность к смягчению желчи вместо обострения ее. Третья школа говорила, что вкус (раса) лекарства являлся наиболее важным обстоятельством. Эта теория начиналась с того, что один или комбинация шести вкусов — сладкого, кислого, соленого, острого, горького и вяжущего — повышали или понижали «основные соки». Сладкий, кислый и соленый вкусы смягчали/снижали ветер; сладкий, горький и вяжущий вкусы смягчали желчь; и острый, горький и вяжущий вкусы снижали флегму.
По большому счёту, теория вкуса и ее модификации преобладала. Эта теория первая содержала идею субстанции. Сладость была объявлена, как имеющая атрибуты земли и воды; кислота имела атрибуты земли и огня; соленость обладала водой и огнем; острый вкус обладал воздухом и огнем; горькие вкусы имели качества воздуха и пространства; и земля и воздух обнаруживались в вяжущем. Когда лекарства, казалось, вели себя по-другому, нежели кто-то мог ожидать согласно этой теории, давались различные объяснения. На практике, лекарство зачастую выбиралось за его предполагаемую эффективность в лечении определенной проблемы, нежели чем исключительно на основании вышеописанных теорий. Сама «Сушрута» (ее редактор Нагарджуна) излагала, что причины эффективности лекарств были «за пределами всех правил логики», и что врачеватель должен попросту выбрать те лекарства, о которых сказано, что они будут эффективны.
Что касается Расаяны, те препараты, которые классифицированы под этой рубрикой, считались чудодейственными лекарствами. Чарака говорил: «По сути, вторая из этого (т.е. Расаяна) считалась способной излечить практически все болезни». Это указывает на то, что одним значением Расаяны является искусство или наука улучшения состояния тела путем изменения/модифицирования состояния телесных соков. Термин «раса» в Расаяне может теперь рассматриваться как имеющий два различных аспекта. Во-первых, «раса» может быть рассмотрена главным образом в ее значении как питательного флюида, который простирается по всему телу; во-вторых, конкретно как один из вкусов или активных принципов, которые создают этот питательный флюид. Термин айяна в [слове] Расаяна может теперь быть понят как искусство или путь (от айяна — путь) приготовления (или, как тибетцы излагают, извлечения) расы.
Значение термина «расаяна» может быть легко расширенно, дабы включить туда области, находящиеся за пределами того, что является исключительно медициной. Используя термин «раса» в его основном сущностном смысле, термин «расаяна» может рассматриваться как искусство приготовления чего-либо ценного, или, проще говоря, искусство улучшения, усовершенствования. В этом смысле, «расаяна» имеет значение подобное тому, которое Парацельс подразумевал под термином Алхимия. В Индии значение термина, постепенно расширилось, и вскоре включало в себя и такие искусства, как металлургия. Извлечение металла из руды, его последующая обработка, создание различных сплавов и так далее, все подпадало под рубрику Расаяна. Для алхимика этот процесс виделся делом манипулирования качествами. Приняв это простое допущение, любой процесс, который производит качества, схожие с теми, что и у золота, закономерно может быть назван созданием золота. Поэтому Расаяна, которая контролировала «основные соки» (доша) человеческого тела, теперь также контролировала качества металлов. Изначально слово «расаяна» не использовалось [в контексте] металлургии. Скорее, выглядит так, что использование слова «расаяна» было заимствовано из Тантр. «Артха-Шастра», к примеру, которая имеет три главы, посвященные работе с металлом, не использует этот термин. Вместо этого, использованы различные термины, относящиеся к процессам очистки. А наука, относящаяся к рудам в земле и их извлечению, названа Шулбадхату-Шастра, а та, которая относится к плавлению металлов — Расапака (раса — руда).
В Тантрах сфера значений слова «расаяна» достаточно обширна, куда больше того, что было дано Рэем. В [процессе] обзора тантрической литературы для того, чтобы определить, чем же считалась Расаяна, критерий определения был выбран просто: лишь после того, как какой-то аспект изложения был определенным образом опознан как Расаяна, он может быть также распознан в другом тексте, где он не был так назван. Одним из интересных моментов, на которые обращаешь внимание касательно Расаяны в Тантрах, является тот факт, что многочисленные формулы и афоризмы Тантр собраны из классики Аюрведы. Для примера, «Калачакра-Тантра» говорит: «Соленый и кислый вкусы возобладают над ветром (вата); сладкий и вяжущий — враги желчи (пита). Что-либо горькое или острое берет верх над флегмой (капха). Такими являются лекарственные растения и соки. Молоко с тремя специями возобладает над флегмой, молоко буйволицы является врагом желчи. Ветер побеждается молоком верблюда; молоко разрушает три типа болезни и схожим образом действует топленое молоко (буйволицы)».
Подобные афоризмы могут быть найдены в любой классике. Нельзя сказать, что использовались только аюрведические формулы, иногда рекомендовалось использовать мантры, особенно в тех случаях, если традиционные аюрведические формулы были не действенны. Многие другие практики включают техники Хатха-Йоги. Сила самадхи всегда считалась беспредельной.
Комбинация металлургии и медицины, которая, как думал Рэй, составляет Расаяну, — присутствует в Тантрах. В разделе Расаяны в «Вималапрабхе», которая выступает как часть комментария на вторую главу «Калачакра-Тантры», есть лишь одна формула, имеющая какое-либо отношение к металлургии. [Будучи] несвязанной с медициной, она дает инструкции на то, как сделать металлическое изделие в форме серебряного цветка, используемого для украшения. Остаток раздела, достаточно длинного, имеет дело с производством благовоний и описанием аппаратуры, использованной в химических операциях. В главе пятой, Расаяна обсуждается снова, довольно пространно, на этот раз с акцентом на металлургию, и рекомендуется, кончено же, что то, что работает на металлах, также работает и в отношении людей. Большинство этого раздела конкретно посвящено описанию различных минералов, их свойств, и того, как производить на них различные металлургические операции (такие как кальцинация).
Именно из разделов, подобных этому, ртуть получает свою репутацию как лучший из препаратов. В отношении этих пассажей, кто-то готов сделать вывод, что эта фраза касается ртути не только в качестве препарата для людей, но по большому счету как препарата для минералов. Идея препарата для минералов не такая уж неожиданность в алхимических традициях и, фактически, использование слова «эликсир» в химическом контексте относится именно к этому. Любопытно, что идея эликсира возникла среди джабирианских алхимиков из Балха примерно в то же время, когда появляется в [литературе] Калачакры. Ртуть долгое время использовалась с целью извлечения золота и серебра из их руд. С другой точки зрения, она удаляет загрязненности, примеси из металлов, таким же способом, каким лекарство удаляет загрязнения из тела. Это взаимоотношение между металлами и медициной было уникальным. Когда этот тип ртутного эликсира нашел свой путь к медицинским препаратам в Тантрах, его помещает несколько отдельно от иных препаратов и техник. Это, по-видимому, не было распознано индийцами, но было распознано тибетцами. Переводя слово «расаяна» на тибетский, тибетцы использовали два основных термина, которые не были синонимами. Первый термин, чуд лен, означал «извлечение сущности» и является дословным [отражением сути], хотя и не строгим переводом [слова] «расаяна» (раса — сущность и яна — путь). Этот термин относится ко всем аспектам Расаяны. Второй использовавшийся термин является более специфичным. Это — «gser ‘gyur» (создание золота). Этот поздний термин использовался специфично в отношении к металлургическим операциям и препаратам, произведенным оттуда. Дифференциация появляется в первых переводах с Санскрита. Этот термин использовался даже без точного санскритского эквивалента. В тибетской версии Калачакры, для примера, этот термин появляется несколько раз. Санскритский оригинал отнюдь не является таким специфичным. Это было слово gser ‘gyur , которое доктор Рэй и другие взяли для [обозначения] Расаяны в буддийских Тантрах, хотя фактически это является лишь частью [значения]. Среди [значений], использованных [для слова] «расаяна», было — приготовление магических порошков и мазей. Такие примеры [содержатся] в изобилии в йогической литературе. Среди буддийских Тантр одна лишь «Махакала-Тантра» посвящает многие главы подобным описаниям.
В конечном итоге мы приходим к вопросу, поднятому Рэем и другими: ведёт ли Расаяна напрямую к освобождению. Так ли это? Ответом будет и да, и нет. В начале раздела Расаяны в главе второй «Калачакра-Тантры», первая половина строфы 107 гласит: «Прежде всего, мантринам [идущим путем мантраяны] необходимо тщательно поддерживать сильное тело, причину сиддхи. Без тела, нет ни сиддхи, ни возможности обрести наивысшее блаженство в этой жизни». В Буддизме, здоровье тела всегда считалось важным качеством [средством] для просветления, тогда как даже Шакьямуни [мудрец из рода Шакьев] отверг экстремальный аскетизм. В Тантре физическое здоровье приобретает дополнительное значение и важность. Для этого имеется две причины. Одна состоит в том, что целью практикующего является достижение просветления в этой жизни. Чем дольше кто-либо живет, тем, естественно, больше у него шансов. Другая причина состоит в том, что тантрические практики напрямую связаны с тонкими ветрами, или энергиями в теле. Чем больше наносилось вреда здоровью, тем больше это влияло на ветра, и тем более трудным становилось практиковать. Следовательно, важно быть сильным. Это является главной целью медицинской Расаяны, поддерживать тело в настолько хорошей форме, насколько возможно. Это, в свою очередь, предоставляет подходящую основу, от которой [можно было] переходить к практике и стать просветленным. Упражнения, типа Хатха-Йоги, лекарства из трав, ртутные эликсиры, лишь могут снабдить этой основой. Сама «Вималапрабха» говорит об этом недвусмысленно, классифицируя сиддхи ртути, как мирские, но не надмирские сиддхи.
Как бы то ни было, Расаяна есть метод, который может вести напрямую к просветлению. Она также упомянута в «Вималапрабхе» и касается практики rtsa rlung, или практики каналов и ветров. Практика упомянута в связи с поддержанием здоровья и силы тела. Йогин, который может поддерживать ветры в центральном канале, мог рассчитывать оставаться сильным и здоровым в связи с практикой. Если йогин замечал знаки приближения смерти, которые могли возникнуть задолго до какого-либо знака действительной болезни (существуют многочисленные руководства, касающиеся таких знаков), тогда йогин полагался на практику этих техник (если он был на это способен) с тем, чтобы предотвратить смерть. Следовательно, это те же практики, которые вели к просветлению, [которые, как] предполагалось, на определенном этапе мастерства, производили тот же [эффект], что и ожидаемое действие от ртути и других препаратов. Это является Расаяной, которая ведет к просветлению.
Расаяна, таким образом, в Тантрах и в их тибетской интерпретации является предельно многогранной, охватывая медицину, трансмутацию металлов, магические мази, основную химию и тантрические техники, ведущие к просветлению. Это целое непаханное поле для исследования. И это также справедливо для каждой из ее граней. Так что в данном случае я лишь попытался донести приблизительную карту поверхности, надеясь на то, что в следующий раз, когда кто-либо столкнется со словом «расаяна», он отреагирует вопросом: какая именно?
Часть 1. Глава IV. Исторические заметки. Одним из наиболее интересных вопросов, поднятых предыдущими главами, является вопрос о том, когда же эти два течения: медицина и ртутная металлургия соединились. Поскольку Индия имела давнюю макробиотическую традицию, можно предположить, что индийские йоги и риши издавна могли трансмутировать элементы. Но когда эти два течения слились — вот вопрос, который должен быть изучен посредством исследования истории materia medica [прикладной медицины] Расаяны.
Materia medica Расаяны, как записано в трех классических трудах: «Чарака-Самхите», «Сушрута-Самхите» и «Аштангахридайе», так же, как и в других сборниках этого периода, состоит, главным образом, из трав. Ни в «Чараке», ни в «Сушруте» ртуть явным образом не упоминается. Так же не упоминаются и другие металлы, которые часто встречаются в ятрохимических текстах, такие как серный мышьяк или реальгар. Более того, там вообще нет никаких упоминаний о применении техник металлургии [по отношению] к телу, как это имеет место в ятрохимических текстах и в некоторых Тантрах. Так или иначе, в «Аштангахридайе» обнаруживается то, что, вероятно, является первым упоминанием ртути в сохранившейся медицинской литературе. Это обнаруживается в небольшом пассаже в секции Расаяны. Он звучит так: «Тот, кто имеет слабые телесные элементы, должен съедать смесь из мумиё, меда, embelica ribes, топленого масла, железа, chebulic myrobalan, ртути и железного пирита [на протяжении периода] от пятнадцати дней до месяца».
Весьма вероятно, что применение ртутных эликсиров только начиналось в VII в. Некоторые свидетельства указывают на эту возможность. Зачастую, датирование Тантр является плодом необоснованных предположений, однако существует манускрипт «Кубджикаматра», находящийся в библиотеке Азиатского Общества, который написан на позднем рукописном шрифте Гупта. Манускрипт, обнаруженный в Непале, отождествляет ртуть с семенем Шивы, отождествление, которое мы подметили ранее в «Сарва-даршана-самграхе». Это также делает намёк на трансмутацию. Учитывая использование позднего шрифта Гупта, так же как и утверждение в самом тексте о том, что он был составлен за пределами Индии, манускрипт может принадлежать к VII или, вероятно, VI в. Однако в тексте нет упоминания о применении ртути, как лекарственного препарата.
Существует много Тантр, которые содержат ртутные эликсиры, но, как уже упоминалось, их датировка затруднительна. У буддийских Тантр, однако, имеется преимущество. У них возможно определение верхнего предела датировки текстов. Это, кончено же, дата перевода на тибетский, или на какой-то другой язык. Нижний же предел во многих случаях все еще сложно установить. Как бы то ни было, в случае «Калачакра-Тантры» нам повезло, и мы имеем доказательство, которое фактически определяет нижний предел датировки текста.
«Калачакра-Тантра» является одной из значительных существующих коренных Тантр среди найденных в Канджуре. Будучи истинной энциклопедией, она не только даёт инструкции по чисто тантрическими вопросам — ритуалы мандалы, и так далее — но также содержит предметы обсуждения, касающиеся мирских тем. Например, она помогла Тибету в создании календарной и астрологической систем. Она также даёт большое количество информации по Расаяне, как металлургической, так и медицинской.
Согласно информации, представленной в «Синей Летописи», «Калачакра-Тантра» вместе с ее основным комментарием, «Вималапрабха», была принесена в Индию где-то в последней половине IX в. из места, носившего название Шамбала. Автор приводит несколько различных линий передачи тантры, и все линии передач упоминают Калачакрападу I и II, где утверждается, что Калачакрапада I получил тантру напрямую из Шамбалы, а другие [традиции] утверждают, что прямую передачу получили один или два человека до него. Об обоих Калачакрападах, и I и II, сказано как о сверстниках Наропы, что указывает на конец X в. или начало XI в.; Соманатха, который перевел и коренной текст и комментарий на тибетский в начале XI в., был прямым учеником Калачакрапады II.
Все источники соглашаются, что Калачакра пришла в Индию извне, т.е. из Шамбалы. Шамбала могла быть городом или регионом, а возможно и не была. Предположительно она располагалась где-то на севере. Чома дэ Кёрос, (Csoma de Korosi «Note on the Origin of the Kala-Chakra and Adi-Buddha Systems» in Journal of the Asiatic Society of Bengal, Volume II, Feb. 1833, p. 57) по-видимому, на основании первой главы тантры, полагает, что она располагалась между 45 и 50 градусом северной долготы, так как Шамбала располагалась в месте, где прирост продолжительности дня от весеннего равноденствия к летнему солнцестоянию равнялось четырем часам и сорока восьми минутам. Это дает основание поместить Шамбалу на ту же широту, где в наши дни располагается Казахстан.
Допуская, что «Калачакра-Тантра» в самом деле была написана за пределами Индии, следующая строфа становится главным критерием для установки нижнего предела ее датировки, также как и места ее происхождения: «Арддха, Аногха, Варахи (располагаются) в роде змей Дану, а пять других принадлежат к (качеству) тьмы. // Муша и Иша, человек с белым одеянием, Мадхумати и Мадханья будет восьмым. Он будет тёмным. // Рождение седьмого (произойдет) определенно в царстве Макха, в городе Багададхи. // Там, где пребывает мощное подразделение Асур, безжалостных, чьими манифестациями являются Млеччхи. // (Quoted in Helmut Hoffman «Kalacakra Studies I» Central Asian Journal, Volume XIII, February 1969, p. 57).
Строфа является частью последней секции первой главы. Она является частью пророчества касательно финальной разрушительной битвы между силами короля Шамбалы, Рудра Калки и силами тьмы, ведомыми вышеприведенными восемью. Хельмут Хоффман идентифицировал этих восьмерых в следующем порядке: Арддхо — Адам; Аногха — Енох; Варахи — Авраам; Муша — Моисей; Иша — Иисус; человек с белым одеянием вероятно Мани; Мадхумати — Мохаммед; и Матханья является Манди. Его аргументы достаточно надежны, так как идентификация Мадхумати с Мохаммедом кажется очевидной, исходя из того, что он был рожден в «царстве Макха, в городе Багададхи». Это является важным моментом для датировки, так как эта секция должна была быть написана в то время, когда буддисты начали подвергаться угрозам со стороны мусульман.
Мусульмане начали завоевывать другие регионы довольно рано. К 644г. н.э. Персия пала. Вскоре после этого был взят Самарканд. Так как авторы текста придерживались того, что город Багдад являлся столицей Асур, можно сделать заключение, что эта часть была написана после 761г., когда Аббасиды переместили столицу Халифата из Дамаска в Багдад.
Важная хронология Калачакры начинается с «эры Млеччхей». То, что «Млеччхи» здесь относятся к мусульманам, показано начальным годом хронологии, как 624г. н.э., это второй год после Хиджры. Учитывая, что все источники соглашаются с тем, что «Калачакра-Тантра» и ее комментарий появились в Индии в X в., сложно отрицать то, что она была написана где-то в период от двух до трех сотен лет между установлением Багдада как столицы аббасидов и временем Наропы.
Расаяна «Калачакра-Тантры» содержит ртуть и использует техники металлургии [применительно] к медицине. Хотя ртути и другим минералам отведено видное место в медицине Калачакры, они являются лишь возможными вариантами в дополнение к более традиционным аюрведическим препаратам и Хатха-Йоге. Минеральные эликсиры, включающие ртуть, найдены в избытке в пятой главе «Калачакра-Тантры».

(Финнер Э.Т. Расаяна Сиддхи: Медицина и Алхимия в буддийских
Тантрах. Диссертация. / Пер. А.Леонтьева. Сайт surajamrita.com.)

* * *