Статья 2.15. Тантрическая Йога как предмет Российской Тантрологии. (ч.2).

«Тантрическая Йога как явление в целом оказалась неким побочным плодом-мутантом на древе исторического развития индийской Йоги, который по своей природе принципиально отличался от всех авторитетных йогических учений, восходящих к Кришне, Патанджали, Будде, Шанкаре, Майтрейе и другим признанным мастерам и теоретикам Йоги… В чем причина такого отношения к Тантризму и Тантрической Йоге? Дело в том, что идеология Тантризма почти всегда оказывала деструктивное влияние на моральный облик ее последователей. А могло ли быть иначе, если ими отвергались многие испытанные краеугольные принципы духовного совершенствования, выдержавшие тысячелетнюю историческую проверку? К тому же Тантризм был пропитан аборигенным шаманизмом и магическими культами далеко не самого духовного свойства… Тантрическая Йога в большинстве своих разновидностей являлась псевдо-Йогой, ее уродливой тенью и кривым отражением. Причины того сейчас ясны и понятны. Духовная традиция Йоги долгое время испытывала мощное давление древней ритуальной магии, шаманизма и неразвитых религиозно-мифологических культов покоренных ариями нецивилизованных, малоразвитых народов Индостана. Такое давление время от времени трансформировало элитарные, духовные виды Йоги и порождало уродливые феномены вроде тантрических религиозных культов с элементами йогической техники» (см. Аблеев С.Р. Средневековая Йога Востока. Этико-философские и психотехнические доминанты йогических учений средневекового Востока: анализ некоторых культурно-исторических тенденций развития. 23.02.07г. Культурно-просветительный сайт «Адамант».).
«Вопрос. Следующий вопрос о «Йога-Сутре» и Тантрической Йоге. Есть мнение, что это две совершенно различные системы — Йога Риши и Муни, близкая к Ведической Традиции, и Тантрическая Йога, которая совсем иная. Как вы думаете, это совершенно различные традиции или просто две точки зрения на одно и то же?
Ответ. Это очень важный вопрос, ответ на который мало кто понимает, потому что мало исследований и мало реальных фактов. В первую очередь, нужно отметить, что современный интерес к «Йога-Сутре» Патанджали в определенном смысле искусственный, и возник из непонимания, что источники современной Йоги нужно искать в Тантрической Йоге… Если искать корни современных практик, это традиция Хатха-Йоги и еще более ранней Тантрической Йоги… У нас существует более ста переводов «Йога-Сутры» на английский язык и практически нет переводов тантрических текстов. Поэтому я думаю, что это историческое понимание нужно донести до людей, чтобы внимание обратилось туда, где содержатся практики, к непереведенным тантрическим источникам» (см. Илья Журавлев. Тантрические корни Хатха-Йоги. Интервью с Харишем (Кристофером Уоллисом). Апрель 2012г.).
«В течение более чем тридцатилетнего изучения санскритских оригиналов ведических и тантрических текстов я обнаружил поразительные связи между обеими традициями. Ведическая и Тантрическая Традиции едины, хотя и обладают разной направленностью… Допустимо называть Ведическую Йогу «Йогой ведического света», а Тантрическую Йогу «Йогой тантрической энергии». Обе они не только связаны исторически, но и взаимо дополнительны в применении мантр и практик… Тантрическая Йога, направленная на уравновешивание Агни и Сомы под видом Шивы и Шакти, — это модификация Ведической Йоги… На уровне практики между Ведой и Тантрой также нет никаких существенных различий. Обе они проводят человека через все уровни практики от земного до трансцендентного». Обе они разделяют общую цель самореализации и множество учений, направленных на прямое осознание Абсолюта» (см. Д-р Д.Фроули (Пандит Вамадева Шастри). Йога ведического света и тантрической энергии. Журнал «Йога» № 17 2007г.).

* * *

(продолжение)

3. ЧТО ТАКОЕ ТАНТРИЧЕСКАЯ ЙОГА?

3.1. СЛОВАРИ И ЭНЦИКЛОПЕДИИ

Информация отсутствует.

3.2. ПЕЧАТНЫЕ И ЭЛЕКТРОННЫЕ ИЗДАНИЯ

«Тантра. (Индия. Тибет). Многие практики Тантры являются сложными упражнениями, направленными на полное изменение всего человека, включая его тело, энергию и сознание (поэтому тексты Тантры называются садхана-шастра, т.е. священные тексты, ориентированные на практику). В связи с этим Тантру иногда называют Тантрийской Йогой; интересно, что почти вся индуистская Йога является ответвлением Тантры. Характерной чертой тантрийских практик является использование сексуальной энергии для её преобразования в энергию духовную». 

(Андрей Герасимов. Тело Света. 2003г.)

«Тантрическая Йога — Тантра-Йога. Человек должен прибегать к Йоге, которая подобна плоду дерева и исполнения желаний. Слово «йога» означает нечто совсем отличное от того, что под ним долго подразумевали в западных культурах, и ныне представители этих культур все больше и больше ищут в духовных и физических упражнениях Йоги чувство удовлетворенности и ухода от удушающей атмосферы современной жизни. С какой бы системой физических упражнений или медитации вы ни встретились, независимо от того, дают ли они быстрые или медленные результаты, великое учение о духовном освобождении везде в своей сущности одно и то же.
Изучение Тантры и тантрического учения убедило меня в том, что знания о действиях, которые могут преобразить тело человека, являются частью науки, которую за неимением лучшего слова назову эзотерической. Тантризм как один из видов Йоги, приспособленный к нашему времени, в различных видоизменениях, но с одной основой, распространился за пределы Индии. И неслучайно удивляется европейский исследователь, встретившись с идентичными мистическими методологическими принципами на Яве, в Монголии, в Индокитае, Японии. Великое духовное течение, которое существует в наше время среди различных религиозных и философских групп мира, одно и то же. Оно отвечает тем же потребностям человеческого духа и, прежде всего, активизирует те же скрытые возможности человека.
Эта наука о человеческом теле не имеет, однако, ничего общего с анатомической наукой Запада. Попытки, например, отождествить чакры с нервными сплетениями, являются ошибочными. Тот, кто сводит все к терминам внешнего грубого физического тела человека, впадает в ошибку. Существует аналогия, но нет полного соответствия. Нервная система, функционирующая в физическом теле, символически аналогична сложной системе каналов и чакр и их работе в тонком теле. Чакры не могут быть отождествлены с частями нервной системы, так как они принадлежат к совершенно другому уровню проявления материи.
Следовательно, как бы ни выражала себя та или иная традиция, процесс пробуждения центров тонкой материи в человеческом теле один и тот же. Четкое упоминание об этих энергетических центрах можно найти в различных философских учениях древних.
Слово «йога» происходит от санскритского корня «йог» (yog) означающего «соединение» или «связь». Йога является, в сущности, наукой воссоединения человеческого существа с Божественным Началом, обитающим внутри него. Она представляет собой синтез физического, психического и умственного процессов, направленных на глубокое преобразование человеческого существа, на пробуждение в нем нового человека, который является трансцендентальным по отношению к обычному человеку и не достигается в его обычном состоянии. Это пробуждение новых видов сознания, новых способностей восприятия, новых сил, использование которых совершенно преображает тот хрупкий объект, которым мы являемся.
Можно сказать, что каждый индивид имеет свою собственную Йогу, свою точную формулу, которая соответствует его темпераменту, его психическому состоянию, его атавизму, его прошлой карме. Великие мистические тексты Индии, такие, как «Бхагавад-Гита», упоминают многие разновидности Йоги, известные и на Западе. Вот они: 1. Хатха-Йога… 2. Раджа-Йога, или Царская Йога… 3. Бхакти-Йога, или Йога почитания… 4. Карма-Йога, или Йога действия… 5. Джнана-Йога, или Йога знания. Упомяну еще и о Тантра-Йоге, которая основана на повторении определенных мистических формул, мантр, оказывающих мощное воздействие на тонкие тела человека. Она дает те же результаты, что и другие виды Йоги. Существует еще и Лайя-Йога… Конечно, такое разделение Йог произвольное. В действительности все Йоги накладываются одна на другую, более того, пронизывают друг друга.
Основы учения Йоги. …Проследим бегло картину мироздания (Макрокосма) и человека в нем (Микрокосма), чтобы понять технические основы Йоги. Основным положением Йоги является существование Верховного Начала, Брахмы, невообразимого, непознаваемого, нерожденного. Его деятельность проявляется в двух аспектах:
— положительном, мужском, как Пуруша, сущность всех вещей, вечный, вездесущий Творец;
— отрицательном, женском, как Пракрити, всеобщее податливое начало, Матерь, Изида, вечная Дева, первоначальная недифференцированная субстанция, корень без оформившегося корневища, то, что находится под всем, что поддерживает или несет на себе все проявленное.
В женском начале действует три силы — гуны:
— восходящая сила — саттва, направленная на совершенствование добродетели. Она проявляется в человеке, когда его индивидуальность выражается в виде доброты;
— нисходящая сила — тамас, проявляющаяся как тьма, инерция, зло, лень;
— открытая активная сила — раджас, проявляющаяся как деятельность, побуждение желания.
Эти три гуны существуют в различном соотношении в каждом человеческом существе. Йога направлена на освобождение от этих трех сил… Человеческое существо, которое наверху находится в прямом контакте с Божеством, внизу стоит ногами на самой «тяжелой» форме проявленного. Такова целостность существа… Божественное присутствие (Пуруша) в человеческом существе остается и должно оставаться неподвижным и постоянным… Божественная формообразующая энергия, Пуруша, всегда присутствует в человеческом, существе, но сознание человека не воспринимает ее, пока оно не освобождено от воздействия Пракрити, которая создает неизбежную иллюзию (Майю) отдельности и индивидуальности. Тантристы называют это женское, пассивное начало Шакти и считают, что оно одновременно участвует в процессе творения и вместе с тем создает препятствие для возвращения к Богу. Это — сознание бытия, сознание в одно и то же время динамическое и статическое. Шакти непременно динамична, имеет тенденцию созидать, совершать, завершать, и эта тенденция определяется скрытым внутри нее Пурушей. Она в то же время и непременно статична, так как имеет вид заученности, ослепленности и устойчивости, что является свойством самой ее природы. Эти различные космические и человеческие силы, как мы уже упоминали, называются гунами, которых три: саттва-гуна, которая пробуждает сознание и осуществляет творческий процесс; тамас-гуна, которая скрывает, вуалирует сознание и является пассивным началом всех вещей; и, наконец, раджас-гуна, которая смягчает крайности обеих тенденций». 

(Востоков В.Ф. Искусство здоровой
сексуальной жизни. АиФ-Принт 2000г. 285 стр.)

«Ваджраяна (Тантрический Буддизм). Говоря о махасиддхах, нельзя хотя бы предельно кратко не упомянуть о шести Йогах Наропы:
1) Йога промежуточного состояния;
2) Йога внутреннего тепла;
3) Йога сновидений;
4) Йога иллюзорного тела;
5) Йога переноса сознания;
6) Йога ясного света.
Хотя все методы этих йогических систем весьма интересны, здесь нам придется ограничиться лишь несколькими словами о перечисленных выше форм Тантрической Йоги .<…>.
Адепты Алмазной Колесницы соотнесли сексуальные образы подсознания с основными положениями махаянской доктрины. Напомним, что, по учению Махаяны, пробужденное сознание рождается (не будучи, между тем, рожденным) из соединения искусного метода бодхисаттвы и его великого сострадания (каруна, ее символ — скипетр-ваджра) и премудрости как непосредственного интуирования пустоты в качестве внутренней природы всех феноменов (праджня, ее символ — колокольчик). Эта интеграция сострадания/метода и мудрости/пустоты (юганаддха) и есть пробуждение (бодхи). Поэтому ничто не мешало Тантрической Традиции соотнести сострадание и метод — с мужским, активным началом, а мудрость — с женским, пассивным и метафорически представить пробуждение, обретение состояния Будды в виде находящейся в соитии мужской и женской фигур божеств-символов. Таким образом, тантрические изображения сизигий (пар) сочетающихся божеств есть не что иное, как метафорические образы единства сострадания-метода и пустоты-мудрости/блаженства, порождающих в экстазе любовного единения и наслаждения (в Тантрах встречается даже каламбур бхога-йога, наслаждение суть йога, психопрактика) пробуждение как высшую целокупность, интегрированность всех психосоматических аспектов личности-микрокосма (в соответствии с тантрическим принципом тождественности, единосущности тела и сознания-ума). <…>.
Имели ли место в тантрической практике реальные ритуалы, предполагавшие физическую близость участвовавших в них мужчины (йогин) и женщины (мудра), отождествлявших себя с каруной и праджней соответственно, или же эти ритуалы всегда имели чисто внутренний, созерцательный характер? В настоящее время совершенно очевидно, что в ранний период развития Ваджраяны йогины, не принимавшие монашеских обетов действительно практиковали сексуальные ритуалы, предполагавшие в качестве необходимого условия их эффективности самоотождествление партнеров с божествами. Иногда сексуальный ритуал являлся частью тантрического посвящения (как в случае с эзотерическими четырьмя высшими посвящениями в практику Калачакра-Тантры) (см. прим. 6.). Более того, утверждалось, что некоторые формы Тантрической Йоги, особенно на стадии завершения практики (утпанна-крама, сатпатти-крама) с необходимостью требуют реального соития с партнером (карма-мудра) (см. прим. 7.), а не его медитативного проигрывания в уме (джняна-мудра) (см. прим. 8.). Эти ритуалы продолжали практиковаться и позднее, в том числе, и в Тибете, однако только йогинами, не принявшими монашеских обетов. Практика подобных ритуалов и йогических методов для монахов была строго запрещена как несовместимая с Винаей, о чем совершенно отчетливо высказывались такие авторитеты тибетской Буддийской Традиции, как Атиша (XI в.) и Цзонкхапа (XIV-XV вв.), никоим образом, однако, не осуждавшие сами методы, если они практиковались йогинами-мирянами. Поэтому в монастырях (практика методов Аннутара-Йога-Тантр в монастырской среде окончательно закрепляется в XI-XII вв.) от сексуальной Йоги полностью отказались, довольствуясь их медитативным воссозданием при помощи практики визуализации и самоотождествления с визуализируемым персонажем (джняна-мудра).
Но, в любом случае, Тантрическая Йога является отнюдь не техникой секса, проповедуемой многочисленными шарлатанами от Тантры, и не способом получения чувственного удовольствия посредством мистического эротизма, а сложнейшей системой работы с психикой, с подсознанием для реализации религиозного идеала махаянского Буддизма — психотехникой, включавшей в себя и своеобразный психоанализ и психотерапию. <…>.
Структура Тантрической Йоги на стадии завершения не определена точно; скорее можно сказать, что каждый текст предлагал свою структуру пути. Так, «Хеваджра-Тантра», «Чандамахарошана-Тантра» и «Калачакра-Тантра» говорят о «шестичленной Йоге» (шаданга-йога):
1. Отвлечение чувств от их объектов и введение пран из боковых каналов в центральный канал (пратьяхара);
2. Созерцание и достижение однонаправленности сознания (дхьяна);
3. Дыхательные упражнения, контроль над дыханием в сочетании с произнесением мантры для очищения боковых каналов и введения праны по среднему каналу в чакру области сердца (пранаяма);
4. Концентрация, или сосредоточение сознания для интеграции всех пран, окончательного искоренения всех аффектов-клеш и их «следов» — васан, а также для достижения переживания чувства блаженства во всех четырех чакрах (дхарана);
5. Практика осознанности-памятования (анусмрити) — на этом этапе практикуется и сексуальная Йога на уровне карма-мудры, джняна-мудры или маха-мудры (см. выше) для осознания пустотности тела, его трансформации в божественную форму йидама и достижения переживания состояния неизменного блаженства;
6. Предельное сосредоточение или йогический транс (самадхи), то есть обретение «тела гносиса» (джняна-деха) и реализация в себе всех четырех Тел Будды, то есть актуализация их в непосредственном психическом опыте.
Те же тексты рекомендуют и занятия Хатха-Йогой (позы-асаны, дыхательные упражнения и т.п.). Считается, что в процессе этой практики йогин не только овладевает своим психофизическим комплексом во всех его аспектах и на всех его уровнях, но и всеми силами и энергиями вселенной в соответствии с принципом точного подобия (или даже тождества) тела и космоса». 

(Торчинов Е.А. Религии мира. Опыт запредельного.
Психотехника и трансперсональные состояния. СПб.
Петеpбypгское Востоковедение. 1998г. 384 стр.)

«Согласно одной из распространенных исторических концепций, период восточного Средневековья начинается примерно в начале I тыс. н.э. и заканчивается в конце XVIII в. Географическое распространение йогических учений в течение этого периода становится значительно шире. Философские доктрины и психотехнические методы Йоги из Индии проникают в Китай, Тибет, Японию, другие регионы Центральной, Юго-Восточной и Юго-Западной Азии, в Южную Европу и Россию.
Изучая историческое развитие Йоги, следует принять во внимание, что в индийской духовной культуре границы Йоги и йогической практики оказались чрезвычайно размытыми. Для народов Индостана понятие «йога» имело почти такое же собирательное, интегральное значение, какое имеет для современного европейца понятие «культура». Сферы и проявления культуры чрезвычайно многообразны. Это и высокая элит-культура, народная культура, массовая культура, субкультура, псевдокультура и так далее. Подобным образом мы должны рассматривать и различные проявления культурного феномена Йоги. Обстоятельные исследования свидетельствуют, что существует великое множество разновидностей Йоги, которые отличаются друг от друга по исходным философским убеждениям, практическим методам, целям духовной практики, этическим особенностям, религиозным основам и принципам. Мирча Элиаде, например, выделял мистические, культовые, эротические и магические разновидности Йоги. Конечно, это лишь одна из условных классификаций, которая не исчерпывает всего многообразия йогических учений. Однако, следует согласиться, что всегда можно выявить определенную форму Йоги там, где люди стремились к мистическим переживаниям, сакральному опыту или совершенному владению своим духом, сознанием или телом. Так, в частности, вся индийская религиозность теснейшим образом связана с Йогой и ее практическими методами. Везде, где мы сталкиваемся с индийскими религиозными доктринами и мистицизмом, мы, вместе с тем, обнаруживаем и элементы или даже целые системы Йоги. Вместе с тем, несомненно и то, что различные модификации Йоги имели далеко не тождественную ценность в философском, моральном и социальном смыслах.
Классификация йогических учений не так проста, как это кажется на первый взгляд. В общем широком потоке йогических и парайогических учений и практик в формальном смысле можно выделить пять основных традиций. Первая — «популярные» (народные) и несистематизированные разновидности брахманистской и индуистской Йоги, следующие религиозной традиции Вед. Вторая — индийская классическая Йога («Санкхья-Йога»), опирающаяся на трактаты Патанджали и Вьясы. Третья — индийская небрахманистская Йога (Джайнистская Йога, Буддийская Йога). Четвертая — различные разновидности индийской мистической, магической, алхимической, эротической Йоги (Тантрическая Йога, Хатха-Йога, Кундалини-Йога, Мантра-Йога, Канпхата-Йога, Сахаджа-Йога и др.). И, наконец, пятая традиция — неиндийские разновидности йогической философии и практики (Даоская Йога, китайская буддийская Йога, тибетская буддийская Йога, японская дзэн-буддийская Йога, исламский суфизм, восточно-христианский Исихазм). Отмеченные традиции Йоги, конечно, появляются не одновременно. Самая древняя из них, вероятно, связана с Ведами и Брахманизмом, а также с арийскими племенами, мигрировавшими с севера (Центральная Азия) в Южную и Юго-Западную Азию (Индостан, Иран и др.).
Развитие Йоги в течение средневекового периода истории Востока происходило по всем пяти вышеуказанным линиям. К древним разновидностям брахманистской, магической и классической Йоги примыкает влиятельная традиция буддийской Йоги, а также усиливается реакция аборигенных культов, что приводит к расцвету Тантризма и созвучных ему течений. Индуистская и буддийская Йоги вместе с Тантризмом начинают активно распространяться в сопредельных регионах — Китае, Тибете, Японии, Центральной и Западной Азии.
Наибольшее значение из популярных видов духовной Йоги имели Раджа-Йога, Бхакти-Йога, Джнани-Йога, Карма-Йога. Главное их отличие — в основополагающем методе йогической практики… Известны и другие модификации индуистской Йоги, в которых, как правило, внимание акцентируется на отдельных элементах йогической практики. Например, Мантра-Йога, Крийя-Йога, Кундалини-Йога. Однако наиболее известна и популярна среди подобных модификаций Йоги была система Хатха-Йога, направленная на развитие тела человека, продление жизни и развитие паранормальных психофизических способностей. Эта особенность Хатха-Йоги не позволяет ее рассматривать в качестве самостоятельной системы Йоги, все истинные разновидности которой обращены к работе с сознанием и имеют куда более возвышенные духовные цели, нежели укрепление физического тела и исполнение факирских феноменов.
Техника Хатха-Йоги при должном подходе являлась подготовительной ступенью в системе Раджа-Йоги и использовалась как вспомогательное средство для развития дисциплины и выносливости физического и астрального тел. В отрыве от высших ступеней Йоги она превращается в простую гимнастику для тела, дыхательной системы и некоторых элементов психики. Именно такая гимнастика в большинстве своем распространена на Западе и по ней многие обыватели выносят свои суждения о Йоге как таковой. Однако, по мнению авторитетных мастеров йогической науки, достижение высших целей духовной Йоги средствами и методами Хатха-Йоги невозможно…
Первоначально термин Хатха-Йога использовался, по всей видимости, для обозначения школы последователей Горакхнатха и связанных с ним идей физической Йоги. Но со временем значение термина расширилось, и к Хатха-Йоге стали относить другие разновидности Йоги, которые могли иметь собственные источники, но которые были созвучны Хатха-Йоге в главном — в стремлении к совершенству физического тела, к телесному бессмертию и развитию различных сиддхи. Поэтому сегодня понятие Хатха-Йога является собирательным и указывает на множество различных йогических учений и практик, имеющих общие цели и противостоящих целям и методам духовной Йоги.
Течение последователей Горакхнатха не могло появиться без определенных культурно-исторических оснований. Оно, как и его теоретические работы, идейно опиралось на Шиваизм, Тантризм, некоторые древние шаманские обряды и аскетические практики. Далеко не всегда это влияние имело высокое духовное свойство. Скорее даже наоборот, ведь нередко шиваистские и тантрические культы были склонны к черной магии, человеческим жертвоприношениям и сексуальным ритуалам.
Итак, Йога в качестве метода духовного или физического развития человека использовалась последователями многих религиозных течений и философских школ древней и средневековой Индии…
К Индуистской Традиции в средневековый период можно отнести следующие влиятельные течения и школы индийской философской и религиозной мысли — философию Адвайта-Веданты Шанкары, теистическое учение Рамануджы, дуалистическую философию Мадхвы, а также Вишнуизм (культ бога Вишну), Шиваизм (культ бога Шивы) и Шактизм (культ богини Шакти). Философские доктрины этих течений (а они имели немало разновидностей) порой существенно расходились с метафизикой Санкхья-Йоги. Тем не менее, их сторонники в своей духовной практике в большей либо меньшей мере использовали элементы практической Йоги…
Последователи Шиваизма и Шактизма практиковали преимущественно Тантрическую Йогу и ее разновидности, известные в настоящее время как Кундалини-Йога, Сахаджа-Йога, Крийя-Йога, Мантра-Йога, Канпхата-Йога и др. Хатха-Йога, как отмечалось выше, формировалась не без участия идей Шиваизма и Тантризма. Поэтому неудивительно, что и она была востребована в кругах поклонников этих религиозных течений. Тантрическая Йога в силу некоторых своих специфических особенностей (ритуальный секс и др.) вызывает у современных гедонистов и искателей восточной экзотики повышенный интерес. Поэтому мы рассмотрим ее чуть подробнее.
Тантризм в качестве влиятельного религиозного течения средневековой Индии появляется на основе древних мифологических культов плодородия и жизни, существовавших, видимо, среди аборигенов еще в доарийскую эпоху. В середине I тыс. н.э. на западе и северо-западе Индии начинается активное возрождение тантрических культов. В этих местах Индуизм имел весьма слабое влияние на коренное население. Поэтому неудивительно, что именно там аборигенные верования начали теснить духовные учения индоариев. В течение второй половины I тыс. н.э. Тантризм широко распространяется по всей Индии и оказывает существенное влияние на Индуизм, Буддизм, Джайнизм и всю индийскую культуру. В лоне Индуизма тантрические идеи особенно глубоко проникли в умы приверженцев Шиваизма и Шактизма. Среди них и начала формироваться Тантрическая Йога, увлечение которой не обошло стороной и буддистов. Таким образом, говоря о Тантрической Йоге, мы не должны забывать, что она в различных модификациях существовала как в индуистской, так и в буддийской религиозных традициях.
Что означает слово «тантра»? Единого мнения на это счет до сих пор не сформировалось. Это слово буквально переводят как «нить ткани», «непрерывность», «развертывание», «нарастание». Однако, может быть, больше ясности дает смысловая интерпретация понятия «тантра» — «то, что расширяет знание». В большинстве случаев орудиями «расширения знаний» служили некие религиозно-мистические тексты, ритуалы и тантрическая садхана (реализация) в виде Йоги.
Чтобы понять идейные истоки Тантрической Йоги, необходимо обратить внимание на основополагающие идеологические и философские положения Тантризма. Они по своим акцентам противостояли религиозной идеологии Вед и Буддизма, в которых освобождение нужно было искать через духовное преображение и отрешение от материального. В Тантризме все наоборот. Его учителя полагали, что религия Вед уже не соответствует текущему историческому этапу — черной эпохе торжества материи и упадка духа (Кали-юга). Следовательно, путь к освобождению должен идти из самой материи, через материю и земную плотскую жизнь. Что же это означает на практике? Прежде всего, отрицание аскетизма как важнейшего элемента духовного пути, характерного для всех классических религиозных доктрин Древней Индии, в том числе и для Йоги.
В Древней Индии и до расцвета Тантризма существовали духовные учения, отвергавшие крайний аскетизм как ненужное истязание плоти. Например, умеренность в аскетизме или Золотой срединный путь духовного совершенствования с самого начала отличали Буддизм от классической Йоги. Однако умеренность в аскетизме не предполагала полного отказа от него и разгула чувственных излишеств. А вот идеология Тантризма перечеркивала исходные принципы как классической, так и ранней буддийской Йоги. Все, чего избегали духовные подвижники и мудрецы прошлого, получает не только одобрение, но и возводится в ранг истинного метода освобождения. Сексуальные обряды, употребление мяса и вина, наркотических средств, как считалось, способствуют «духовному» продвижению и обретению состояния бога Шивы или богини Шакти. Некоторые тантрические тексты подчеркивали, что путь к совершенству лежит через исполнение всех чувственных и иных желаний человека, даже если они противоречат традиционной морали и религиозным нормам («Гухья-Самаджа-Тантра»).
Конечно, в Тантризме существовали разные течения и школы. И далеко не все из них отличались этическим нигилизмом и сексуальной распущенностью. Однако, Тантрическая Йога как явление в целом оказалась неким побочным плодом-мутантом на древе исторического развития индийской Йоги, который по своей природе принципиально отличался от всех авторитетных йогических учений, восходящих к Кришне, Патанджали, Будде, Шанкаре, Майтрейе и другим признанным мастерам и теоретикам Йоги. Путь Тантризма — это путь напряженного чувственного наслаждения, которое используется в йогических целях. Однако ни Аватар Кришна, ни мудрец-йог Патанджали, ни благословенный учитель и реформатор Гаутама Будда не верили в то, что освобождение духа и власть над материей могут быть достигнуты практикой чувственных наслаждений, даже если они и применяются в религиозных целях. Крайне скептическое отношение к Тантризму угадывается и в традиции современной Агни-Йоги, основатели которой сомневались в духовной ценности тантрической садханы как пути к духу через материю.
В чем причина такого отношения к тантризму и тантрической йоге? Дело в том, что идеология Тантризма почти всегда оказывала деструктивное влияние на моральный облик ее последователей. А могло ли быть иначе, если ими отвергались многие испытанные краеугольные принципы духовного совершенствования, выдержавшие тысячелетнюю историческую проверку? К тому же тантризм был пропитан аборигенным шаманизмом и магическими культами далеко не самого духовного свойства.
Современным горячим поклонникам тантрической экзотики полезно было бы принять во внимание, что Тантризм не так безобиден, как это кажется на первый взгляд. Его последователи устраивали человеческие жертвоприношения не только в далекие Средние века, но и в не так отдаленном от нас ХIХ в. Тантрические колдуны любили охотиться за человеческими черепами, устраивать массовые сексуальные оргии и пиршества на кладбищах и местах кремации трупов. Неслучайно одну из сект тантриков-шиваитов называли капаликами — то есть носителями человеческих черепов, которые служили ритуальными сосудами в магических обрядах. Одним словом, далеко нередко приверженцы Тантр заканчивали свой «духовный» путь не освобождением от мира форм, а черной магией, некромантией и самым гнусным колдовством у разрытых могил. Довольно часто вся эта «садхана» дополнялась диким каннибализмом, конечно, опять в ритуальных целях. Секты тантриков-людоедов, некромантов и колдунов были распространены не только в Индии, но и в Непале и Тибете. Так, одной из причин масштабных реформ средневекового тибетского Буддизма явилась деградация буддийской дхармы под влиянием Тантризма. Много столетий буддисты — приверженцы гелуг-па («желтые шапки» — влиятельное течение в реформированном тибетском Буддизме) были вынуждены противостоять колдунам и некромантам различных тантрических буддийских сект и древнего культа Бон-по.
В Индии и Тибете многие из подобных приверженцев Тантризма (агхоры, капалики, канпхаты) считали себя йогами. А многие наивные простолюдины и доверчивые западные путешественники им верили. В действительности все это имело такое же отношение к духовной Йоге, какое имеет вой бродячей собаки к оперному пению. Тантрическая Йога в большинстве своих разновидностей являлась псевдо-Йогой, ее уродливой тенью и кривым отражением. Причины того сейчас ясны и понятны. Духовная традиция Йоги долгое время испытывала мощное давление древней ритуальной магии, шаманизма и неразвитых религиозно-мифологических культов покоренных ариями нецивилизованных, малоразвитых народов Индостана. Такое давление время от времени трансформировало элитарные, духовные виды Йоги и порождало уродливые феномены вроде тантрических религиозных культов с элементами йогической техники. <…>.
В широком смысле всякая духовная Йога по своей сути является сокровенной алхимией, так как использует человеческий микрокосм как естественную лабораторию для преображения человека в высшее совершенное существо. В узком или специальном смысле алхимическими видами Йоги можно назвать Даосскую Йогу, Тантрическую Йогу и некоторые разновидности Хатха-Йоги. Говоря о специальном смысле, мы предполагаем здесь использование определенных веществ и психофизических методов для достижения неких физических результатов. Например, для продления жизни и сохранения молодости. В Даосской духовной практике психоэнергетическая алхимия выступала средством формирования «зародыша бессмертия», по мере роста которого ожидалось преображение человеческой природы…
Как и в Индии, в тибетском Буддизме тантричесая идеология оказала разрушительное воздействие на моральный облик ее приверженцев, превратив многих из них в черных магов и колдунов, использовавших свои оккультные познания в самых корыстных целях. «Желтые шапки» во главе с Далай-ламой и Таши-ламой при поддержке духовно созвучных течений тибетского Буддизма многие столетия были вынуждены противостоять подобным сектам колдунов, шаманов и псевдойогов. В период реформ Цзонхавы многие тысячи последователей ритуального колдовства и темного шаманизма, дискредитировавшие духовные идеалы буддийской дхармы, были высланы за пределы Тибета».

(Аблеев С.Р. Средневековая Йога Востока. Этико-философские
и психотехнические доминанты йогических учений средневекового Востока:
анализ некоторых культурно-исторических тенденций развития.
23.02.07г. Культурно-просветительный сайт «Адамант».)

 

3.3. СТАТЬИ И ПУБЛИКАЦИИ

«Тантрическая Йога не предполагает единой системы — каждый человек должен найти для себя свой индивидуальный путь».

(Тантра-Йога. Сайт «womanadvice.ru)

«Существенное внимание Йоге уделялось и в Тантризме — древнем индийском религиозном культе плодородия и жизни. На идейном стыке Тантризма, Индуизма и Буддизма появилась так называемая Тантрическоя Йога, в которой значительное место занимали сексуальные ритуалы. Сущесвовала специальная подготовка к Тантре, поскольку высшая цель Тантры: поднятие энергии Кундалини. До нас также дошли упоминания о Тайе и ее муже Айе (Египет), которые создали ребенка путем межпространственного соединения через священную Тантру, что привело всех троих: отца, мать и ребенка — к бессмертию (см. Мельхиседек. Древняя Тайна Цветка Жизни»)». 

(Аблеев С.Р. Историческое развитие Йоги:
основные этапы и тенденции. // Делфис. №1(33) 2003г. с.25-30)

«Тантра — это древнее мистическое учение. Благодаря тантрической садхане, садхака может обрести мокшу (духовное освобождение) и раскрыть сиддхи (сверхспособности). Корни Тантры восходят к доведийской Дравидской Цивилизации. В Тантре существует несколько направлений, например, есть индийская Тантра, буддийская, джайнская и мусульманская Тантры; а так же ее различные направления в странах Юго-Восточной Азии и Океании.
Индийская Тантра делится на следующие крупные направления: Тантра Натхов, Шри-Видья-Тантра, Трика или Кашмирский Шиваизм, Кали-Видья, Кула, Вайшнава-Тантра, Саура-Тантра и Ганапатья-Тантра. В целом, все эти направления с их различными ответвлениями подразделяются на Дакшиначару и Вамачару…
Какой бы не была тантрическая садхана, дакшиначарской или вамачарской, она считается предваряющей высшую стадию — дивьячару (следование божественному пути). Этот третий метод относится к практике Йоги Натхов или Сиддха-Йоге, которая возможна только для духовно зрелого человека, утвердившегося в преданности Гуру и йогическому пути. В нашей школе, для желающих постепенно приобщиться к Тантрической Йоге, проводятся лекции по тантрическому учению, а также передача надлежащих посвящений от Гуру, для тех, кто уже готов к той или иной практике. Садхана выбирается в соответствии с астрологическими расчетами и личными качествами человека.
Правильная цель в Тантре — это, в первую очередь, бхакти и богореализация. Дивья-марга означает чистоту мотивации, которая важна как в Йогической, так и в Тантрической садхане». 

(Тантрическая садхана. сайт «Традиция Натхов»)

«Как в Индии, так и в Тибете развивалась продвинутая ветвь Буддизма, которая получила название Тантрическая Йога. Был открыт один очень эффективный метод самореализации и медитации: вместо того, чтобы уходить в пещеры и сидеть там в одиночестве, можно медитировать вместе с другими людьми и таким образом помогать друг другу. Йога тибетских пульсаций формирует современную ветвь этой древней традиции. Если процитировать одного автора по тибетским пульсациям — это «старая традиция… новый стиль». Или, если процитировать другого автора, мы могли бы сказать, что «Шантам Дирадж перевел ритуальные практики тибетских монастырей в современное понимание, которое более легко понимается и усваивается западным умом» — заново открывая мудрость некоторых древних школ Тибетской Тантрической Йоги в революционно новой манере.
Тантра использует сексуальную энергию, но Йога тибетских пульсаций несексуальна. Когда люди обмениваются сессиями тибетских пульсаций, они не снимают с себя никакой одежды и не вовлекаются ни в какую активность сексуального характера. Тантрическая Йога в целом включает в себя подъем нашей энергии Кундалини (сексуальной энергии) вверх по телу для целей медитации и исцеления, вместо того, чтобы выражать ее исключительно через сексуальность. Йога тибетских пульсаций в частности — это подветвь Тантрической Йоги, которая использует систему точек на теле, звука и цвета для того, чтобы помочь человеку войти в более глубокие состояния медитации и позволить трансформации произойти. Медитативное сочетание нашей сексуальной энергии с биением сердца создает мягкую силу, чтобы растворять блоки в биоэлектрическом течении энергии, которое управляет нашей нервной системой. Это позитивное воздействие, примененное через специальное сочетание точек на теле, нейтрализует боль, страдание и гнев через глубокое расслабление. Наши страхи трансформируются в блаженство, удовольствие и радость». 

(Нго Ма. Тибетская Тантрическая Йога. 2013г.)

«Тантра-Йога олицетворяет собой особую практику, приготовленную для рождения в человеке новых жизненных сил. Эта техника способствует наладить и улучшить все процессы, осуществляющиеся в организме. Тем не менее, данный вид Йоги представляется всего лишь одним из путей развития духа и тела. Занятия Тантра-Йогой способствуют приобретению человеком дополнительной уверенности. Они открывают перспективу постигнуть себя и отношения между людьми. Следствием занятий становится обретение душевной свободы и радости. Помимо того, Тантра-Йога также предоставляет возможность продуктивно укрепить состояние здоровья и подтянуть внешний вид.
Можно сказать, что Тантра-Йога символизирует собой путь объединения мужского и женского начала, имеющихся в каждом человеке. Данные практики освобождают от комплексов, ментальных и бессознательных блоков. Посредством них можно раскрепостить свой внутренний потенциал.
Виды Тантрической Йоги. Возникновение Тантризма восходит корнями к старинным индуистским традициям и связано с культом Великой Богини-Матери. Тантристы определяют свое вероучение всесторонней религией всех людей, из которой эволюционировали и черпают свою духовную силу другие религии. За основу утверждается представление о тождестве Микрокосма и Макрокосма, человека и мироздания, потому как все выстраивается к единению двух начал — женского и мужского. В зависимости от того, какое начало выбирается стоящим во главе, Тантра разделяется на «правую» и «левую». Тантра «правой руки» верховенствует в Индии, она объявляет ведущим мужское, активное начало. Тантра «левой руки» первым признаёт женское начало, отражающее женскую мудрость и принятие…
Есть три вида Тантрической Йоги: красная, чёрная и белая. Йога Красной Тантры предполагает физические сексуальные практики. Йога Чёрной Тантры предоставляет возможность человеку контролировать других. Для этого задействуется ментальная сила, которую человек должен неотрывно совершенствовать. Йога Белой Тантры не включает в себя обе эти вариации. Эту Йогу можно практиковать в группах или парах только при условии непосредственного руководства Махан Тантрика. Йога Белой Тантры предполагает управляемое использование групповой и личностной энергии. Данная энергия образуется через мантры, поддержание позы, концентрирование и коммуникацию между участниками и группой. Все это должно реализовываться под защитой ауры Махан Тантрика. Йога Белой Тантры являет собой обретение человеком чистоты подсознания. Достигается эта чистота при помощи близкой синхронизации индивидуальных полярностей с Бесконечностью. Признается, что в этом виде Тантрической Йоги созданная энергия очищает физиологическое и ментальное тела человека».

(Что такое Тантра-Йога. сайт Алексея Шелякова. «Путь Сердца».)

«Тантрическая Йога пришла в нашу жизнь от мудрецов древней Индии. Она представляет собой комплексную систему психических и телесных упражнений, направленных на развитие сознания человека и позволяющих воспринимать окружающий мир в полном объеме без деления на белое и черное.
Тантрическая Йога включает в свой состав три главных элемента: религию, философию и йогу, чем значительно помогает человеку в духовном и физическом оздоровлении организма, в самосовершенствовании и продлении жизни. Позволяет в полной степени раскрыть скрытые способности и возможности самого обыкновенного рядового члена общества.
Название «Тантрическая Йога» имеет несколько трактовок, в зависимости от различных школ учения. Индийский вариант подразумевает единое учение о мужской и женской природе мира в нераздельном союзе. Тибетский вид представляет систему специальных практик, направленных на достижение высшей духовной реализации человеком. Течение Нью-Эйдж делает свой акцент на сексуальной и магической терапии, которая непосредственно воздействуя на гипофиз и гипоталамус, расслабляет и снимает комплексы, а также положительным образом корректирует физическое и интеллектуальное поведение человека.
Вообще, Тантрическую Йогу условно делят на три основных течения:
— Индийская Тантра — состоит в наибольшей степени из философских учений и ритуалов, элементов теологии и почитании различных божеств, без использования йогических практических упражнений;
— Тибетская Тантра — главное внимание уделяет йогической системе практик, направленных на работу человеческого тела и его энергетики;
— Китайская Тантра — тесно сочетает в себе тантрические учения Тибета с религиозными течениями — Даосизмом и Буддизмом.
Все три вышесказанных течения психических и телесных упражнений представляют собой единую систему практик, направленную для активизации в человеке жизненных сил, а также для совершенствования тела и духа. Данный комплекс технических и духовных упражнений способствует налаживанию и улучшению всех процессов жизнедеятельности в человеческом организме.
Тантрическая Йога своими уроками помогает познать в себе уверенность и сущность отношений между людьми. Положительным итогом становится приобретение каждым учеником внутренней радости, свободы и позитивной энергии, что эффективно сказывается на укреплении здоровья и улучшении внешнего вида.
По своей структуре Тантрическая Йога подразделяется на три вида:
— Йога Красной Тантры — данный вид включает физические сексуальные практики, в результате которых образуется позитивная энергия, находящаяся во взаимной и тесной связи с другими видами человеческого потенциала. Как говорят мудрецы: «Если управляешь одной из них, то сразу же управляешь и всеми остальными»;
— Йога Чёрной Тантры — подразумевает способность человеческой возможности контролировать других членов общества с помощью ментальной силы;
— Йога Белой Тантры — представляет собой использование индивидуального и группового потенциала, образованного в результате специальных поддерживающих поз организма, через произношение мантр и связанную систему концентрации энергии между участниками группы». 

(Тантрическая Йога. сайт «Курс Здоровья».)

«Что осталось от древнего учения в сегодняшней практике? С Тантрой западная культура познакомилась в период сексуальной революции 60-70-х годов прошлого века. До сих пор Тантру часто путают с индийским любовным искусством — «Кама-Сутрой». Однако сексуальные практики встречаются только в одной разновидности Тантры — так называемой Школе левой руки. В настоящее время в Индии собрания последователей Тантры левой руки, где практикуются сексуальные ритуалы, преследуются властями.
Древнее учение. Тантра — одна из самых древних духовных практик. Учение Тантры — это поклонение женскому началу в природе и женскому божеству. Тантра в переводе означает «расширять» и еще «книга». Первые тантры — тексты, расширяющие понимание, — появились в начале нашей эры. Историки считают, что учение Тантризма возникло как закономерный ответ на распространенное в ту пору в Индуизме представление о том, что мудрости и высшего блаженства можно достичь только практикой жесткой аскезы, отказом от земных радостей. Тантра была движением низов индийской общественной пирамиды, ее первые приверженцы — рыбаки, охотники, уличные торговцы. Они стремились найти ответ на духовные запросы в мире привычных ритуалов и плотских радостей. Последователи Тантры отказывались принять любой регламентированный путь к мудрости и освобождению. Они признавали спонтанность: «когда мы любим или ненавидим, то это Божественное в нас любит или ненавидит». Все искусственные ограничения, в том числе монашество, с позиции Тантризма только препятствие на пути к достижению цели жизни — слиянию «Я» с божественным началом.
Обряды Тантры. Тантра до сих пор продолжает интриговать непосвященных рискованными обрядами, самый известный из которых ритуал пяти «М». Он означает, что практикующий должен испробовать запретные для индуса удовольствия: вино, мясо, рыбу и пр. (их названия на санскрите начинаются на букву «М»). Последнее испытание в этом ряду — обрядовое соитие. В Тантре правой руки ритуалы пяти «М» понимаются не буквально, а иносказательно. В практике левой руки все, от вкушения вина до обрядового секса, происходит в реальности.
Методы Тантры в ашрамах Индии хранятся в тайне и передаются из поколения в поколение, от учителя к ученику. Так, к ритуальному соитию допускаются лишь подготовленные ученики, вира, то есть герои. Они смогли победить вожделение и смотрят на женщину как на богиню. В противном случае для них велика вероятность скатиться в будущем в низшие перерождения, согласно индийской теории реинкарнации.
Западная Тантра. Что же касается Тантры, распространенной на Западе, то это в лучшем случае симбиоз из представлений Тантры о божественности энергии, рожденной от единения мужского и женского начала, все той же «Кама-Сутры» и даосских сексуальных техник. Подобные занятия проводятся для пар и ставят целью сексуальную терапию отношений, достижение большей близости и лишь отчасти духовный рост, на который изначально нацелена Тантра.
Впрочем, преподаватели такой синтетической западной Тантры уверяют, что Тантра перерождается от века к веку, в зависимости от потребностей людей. И если в результате занятий западной Тантрой участники продвинутся по пути любви и взаимопонимания, это и будет искомое. Подобная практика обычно включает в себя занятия Йогой, в том числе парной, пение мантр и некоторые упражнения более интимного характера.
Как выбрать наставника. И все же большинство учителей Йоги говорят о том, что среди всех востребованных сегодня древних учений именно Тантра искажена в большей степени. Это объяснимо — постижение ее глубинного смысла требует и знания древней философии, и непреклонных духовных устремлений. Куда проще вычленить из учения Тантры фрагмент тантрического секса и проводить семинары сугубо практического характера. Впрочем, есть еще одно объяснение происходящему, лежащее в основе теории Тантры. Древние знания «прячутся», чтобы открыться только тем, кто к ним действительно готов. В Тантре это называется «сокрытие благодати».
В любом случае, собираясь заняться Тантрической Йогой, следует внимательно отнестись к выбору наставника. Профанация Тантры даже в усеченном, западном варианте встречается сегодня все чаще. В Индии по этому поводу говорят так: не выбирай себе в учителя того, у кого уже есть толпы учеников». 

(Е.Климова. Тантрическая Йога. 26.09.2011г. ВитаПортал.)

«Глава V. Новое религиозное сознание. 3. Тантрическая Йога в горах Нью-Мехико. На покрытой травой возвышенности, на высоте 7.500 футов в горах Джемез, на севере штата Нью-Мехико, собралась тысяча молодых американцев (большинство в возрасте от 20 до 25 лет) на 10 дней в период летнего солнцестояния в июне 1973г., чтобы заниматься духовными упражнениями. Каждый день они встают в четыре часа утра и собираются до рассвета (закутавшись в одеяла, так как утром холодно), рассаживаясь рядами перед сценой, построенной снаружи. Все вместе они начинают день с мантры на пенджаби (язык из группы санскрита), чтобы «настроиться» на духовные упражнения, которые им предстоят.
Сначала несколько часов занимаются Кундалини-Йогой — это последовательность трудных физических упражнений, песнопений и медитации, целью которых является достижение сознательного управления телесными и духовными процессами и приготовление к «реализации бога». Затем происходит церемония подъема двух флагов: американского и «флага народа Водолея (Аквариуса)» (этот «народ», как подразумевается, — мирные люди «эры Водолея», или тысячелетия, к которому этот культ готовит людей) в сопровождении гимна «Боже, спаси Америку!» и молитвы за американский народ. После вегетарианской трапезы (что типично почти для всех культов) и лекций на теоретические и практические темы все готовятся к долгим занятиям Тантрической Йогой.
До сих пор в западном мире очень мало слышали и почти не занимались Тантра-Йогой. Все авторитеты сходятся во мнении, что это в высшей степени опасные занятия, всегда производимые вместе мужчиной и женщиной, которые пробуждают чрезвычайно мощную психическую энергию и требуют внимательного контроля и наблюдения. Считается, что на Земле единовременно живет только один учитель Тантра-Йоги; упражнениями на «солнцестоянии» в Нью-Мехико руководил «великий Тантрик» наших дней, Йоги Бхаджан.
Все, одетые в одинаковые белые одежды, рассаживаются длинными прямыми рядами, мужчины против женщин, тесно соприкасаясь плечами с соседями по ряду и спинами — со следующим рядом. От сцены расходятся около десяти прямых рядов, длиной по 75 футов; ассистенты следят за безукоризненной прямизной рядов, чтобы обеспечить правильное «течение» йогического «магнитного поля».
Начинается пение мантр, со специальными строфами, посвященными покойному гуру, который является «личным покровителем» Йоги Бхаджана. Сам Йоги — впечатляющая фигура, ростом под метр девяносто сантиметров, с окладистой черной бородой, облаченная в белые одежды и увенчанная белым тюрбаном, — появляется на сцене и начинает говорить о своей мечте, которая может быть построена путем духовной подготовки людей в наши дни, — о «новом прекрасном творческом народе» Америки; тантрические упражнения — основное звено этой подготовки — поднимают людей от их обычного «индивидуального сознания» до «группового сознания», а затем и до «вселенского сознания».
Начинаются упражнения. Они крайне сложны, связаны с серьезными физическими усилиями и болью и пробуждают сильнейшие эмоции: страх, гнев, любовь и т.д. Все должны делать точно одно и то же совершенно синхронно; трудные позы сохраняются в полнейшей неподвижности длительное время, сложные мантры и упражнения должны выполняться в строгой координации с партнером и со всеми в данном ряду; каждое отдельное упражнение может занимать от 31 до 61 минуты. В этой интенсивной групповой деятельности исчезает самосознание индивидуальности (личности) и наступают сильные сопутствующие эффекты — физическое истощение, иногда даже временный паралич, эмоциональная опустошенность или экзальтация. Кроме того, никто на «солнцестоянии» не имеет права разговаривать с кем бы то ни было, так что нет возможности рационально осмыслить испытанные ощущения, обсудив их с другими, целью является радикальное преображение собственной личности.
После дневных занятий по таким темам, как восточные школы самозащиты, практическая медицина, диетология и устройство ашрамов, начинается вечерняя сессия (после второй трапезы): «Распеваются санскритские мантры на музыку популярных народных и рок-песенок, некая смесь рок-фестиваля и «радостной молитвы» — это входит в приемы Йоги Бхаджана, задавшегося целью сделать свою религию «исконно американской».
Описанная выше практика — не что иное, как современная переделка религии сикхов из Северной Индии, в сочетании с некоторыми практическими школами Йоги. Эта организация, получившая название «3-Эйч-О» (3НО), т.е. «Здоровье — Счастье – Святость», была основана в 1969г. в Лос-Анджелесе Йоги Бхаджаном, который, собственно говоря, приехал в Америку, чтобы стать педагогом, и только случайно сделался основателем религиозного культа — обнаружив, что занятия Йогой пользуются успехом среди «хиппи» Южной Калифорнии. Комбинируя «духовные» искания «хиппи» с собственными познаниями об индийских религиях, он сформировал «американскую» религию, которая отличается от большинства восточных религий тем, что придает особое значение практической мирской жизни (подобно сикхам в Индии, которые в большинстве своем занимаются торговлей); от всех последователей требуется, чтобы они состояли в браке, имели прочную семью, состояли на службе и участвовали в общественной жизни.
Со времени своего основания в 1969г. «3НО» разрослась более чем до 100 ашрамов (общин, которые служат местом сбора для приезжающих последователей) в американских городах; несколько таких ашрамов есть в Европе и в Японии. Несмотря на отчетливое внешнее отличие от других восточных культов, «3НО» объединяет с ними одинаковый успех среди бывших «хиппи», то, что его главной целью является «расширенное» (или «вселенское», или «трансцендентальное») сознание, и то, что они считают сами себя «авангардом», который приблизит новую «духовную эру» (многие группы называют ее астрологическим термином «эра Водолея»).
И хотя этот культ провозглашает относительно нормальную жизнь человека в обществе, он является таким же «знамением времени», как и индуистские культы, насаждающим явный эскапизм (стремление убежать от действительности); он подготавливает к «здоровой, счастливой, святой» Америке, ни словом не обмолвившись о Христе. Когда убежденные и «счастливые» американцы безмятежно разглагольствуют о Боге и о своем религиозном долге, не упоминая о Христе, действительно убеждаешься, что «постхристианская эра» воистину наступила».

(Православие и религия будущего. Сергиев Посад. Информационно-новостной центр.)

* * *