Статья 2.15. Тантрическая Йога как предмет Российской Тантрологии. (ч.1).

Можно ли рассматривать Тантрическую Йогу как «комплексную» Йогу Тантрической Традиции, как духовный синтез многих направлений Йоги, которые были изначально присущи Тантрической Традиции, или ее следует рассматривать как «разновидность» Традиционной Йоги и тогда о ней можно говорить как о Тантра-Йоге? Свами Шивананда в своей книге «Йога-Самхита» освещает более 60 систем Йоги, среди которых и Тантра-Йога. Можно ли рассматривать Тантра-Йогу как определенный «элемент» определенного тантрического комплекса, но что тогда следует подразумевать под Тантра-Йогой, если на сегодня существует более 500 «определений» Тантры и более 100 «определений» Йоги? Это может стать интересной темой серьезных исследований, поскольку в данном случае речь идет не просто о Йоге, а об особых средствах и методах достижения человеком определенных целей. Возможно, именно поэтому Тантрическая Йога и должна стать предметом Российской Тантрологии.

* * *

1. ПРЕДИСЛОВИЕ.

«Традиция верит, что Тантра-Йога есть Откровение Бога Шивы, которое он сделал по просьбе своей супруги, прекрасной Богини Парвати (Шакти):
-О, господин, скажи мне милостиво, какой есть Путь, по которому могут идти влюбленные с блаженством в сердцах друг друга? О, господин, скажи мне милостиво о средстве, с помощью которого человек может добиться долгой жизни, здоровья, силы, активности, стойкости, мужества, чтобы он был наделен большой смелостью, чистотой помыслов, благородством, любовью, красотой и совершенством».

(Тантра-Йога. Путь к силе, миру и долголетию. М. 1996 г. 222 стр.)

Как известно, существуют разные виды Йоги, например, говорят о Буддийской Йоге, Ведийской Йоге, Брахманистской Йоге, Индуистской Йоге, Джайнской Йоге, Индийской Йоге, Тибетской Йоге, Даосской Йоге, Китайской Йоге, Японской Йоге и т.д. Также говорят и о Тантрической Йоге.
Если сегодня вполне допустимо говорить о существовании, например, тантрического мировоззрения, тантрической философии, тантрических текстов, тантрического посвящения, тантрических ритуалов, тантрических практик, тантрической алхимии, тантрической символике и т.д., т.е. о существовании определенной Тантрической Традиции, следует ли из этого, что о Тантрической Йоге также можно говорить как о перечисленных выше (и не перечисленных) «элементах» Тантрической Традиции? Но можно ли при этом говорить о Тантрической Йоге как об очередной «разновидности» Традиционной Йоги, как допустимо говорить сегодня о других видах Йоги, например, Джняна-Йога, Карма-Йога, Бхакти-Йога, Раджа-Йога, Хатха-Йога, Мантра-Йога, или, например, Кундалини-Йога и т.д.? И следует ли из этого, что о Тантрической Йоге можно говорить как о Тантра-Йоге? Но, тогда возникает закономерный вопрос, что является «направлением», «объектом», «предметом», «средством» Тантра-Йоги? Например, такими «направлениями», «объектами», «предметами», «средствами» других видов Йоги являются:
1. Аватара-Йога — аватара (букв. нисхождение, воплощение и др.) — Йога Красоты
2. Аманаска-Йога — аманаска (букв. безмыслие и др.) — Йога Безмыслия
3. Ананда-Йога — ананда (букв. блаженство) — Йога Блаженства
4. Атма-Йога — атма (букв. собств. «Я» и др.) — Йога Самооткровения
5. Бодхи-Йога – бодхи (букв. пробуждение и др.) — Йога Пробуждения
6. Брахма-Йога — Брахма (имя верховного Бога) — Йога взаимоотношений с Богом
7. Буддхи-Йога — буддхи (букв. сознание и др.) — Йога Сознания
8. Бхакти-Йога — бхакти (букв. преданность и др.) — Йога Преданности
9. Гуру-Йога — гуру (букв. учитель и др.) — Йога взаимоотношений с Учителем
10. Гхата-Йога — гхатам (букв. горшок; особое место и др.) — Йога в особых местах
11. Джапа-Йога — джапа (букв. повторение и др.) — Йога Повторения (мантр)
12. Джняна-Йога — джняна (букв. знание и др.) — Йога Знания
13. Дхьяна-Йога — дхьяна (букв. медитация и др.) — Йога Медитации
14. Ишта-Йога — ишта (букв. избранный и др.) — Йога взаимоотношений с избранным образом Бога
15. Канпхата-Йога — канпхата (букв. рваные уши) — Йога школы Канпхата
16. Карма-Йога — карма (букв. деятельность и др.) — Йога Деятельности
17. Крийя-Йога — крийя (букв. осознанное действие и др.) — Йога осознанного Действия
18. Кундалини-Йога — Кундалини (назв. энергии) — Йога пробуждения Кундалини
19. Лайя-Йога — лайя (букв. растворение и др.) — Йога Растворения (элементов)
20. Мантра-Йога — мантра (букв. звуковая формула и др.) — Йога Звуковых Вибраций
21. Мудра-Йога — мудра (букв. жесты и др.) — Йога Жестов
22. Нада-Йога — нада (букв. (внутренний) звук) — Йога (внутреннего) Звука
23. Ньяса-Йога — ньяса (форма поклонения, ритуалов) — Йога (определенных) Ритуалов
24. Прана(яма)-Йога — прана (букв. жизн. Энергия и др.) — Йога активизации Праны
25. Пранава-Йога — пранава (букв. лучший слог и др.) — Йога растворения в «вечном слоге» ОМ
26. Раджа-Йога — раджа (букв. царская) — Царская Йога
27. Самадхи-Йога — самадхи (букв. осуществление и др.) — Йога Осуществления
28. Сахаджа-Йога — сахаджа (букв. спонтанность и др.) — Йога Спонтанности
29. Свара-Йога — свара (букв. движение (дыхания, праны, звука) и др.) — Йога Управления Потоками
30. Сиддхи-Йога — сиддхи (букв. мистические силы и др.) — Йога Мистических Сил
31. Тарака-Йога — тарака (букв. свет и др.) — Йога Света
32. Хамса-Йога — хамса (букв. лебедь) — Йога растворения в формуле Со-Хам
33. Хатха-Йога — хатха (букв. сочетание полож. и отриц. потоков и др.) — Физическая Йога
34. Шакти-Йога — Шакти (букв. мощь, сила; имя Богини) — Йога взаимоотношений с Шакти
35. Шива-Йога — Шива (имя Бога) — Йога взаимоотношений с Шивой
36. Янтра-Йога — янтра (букв. диаграмма и др.) — Йога Диаграмм

Конечно, это далеко не полный перечень разных видов Йоги и указаны примерные, условные названия этих видов Йоги, поскольку существуют разные значения и толкования как самих терминов, так и названий этих видов Йоги. Свами Шивананда в своей книге «Йога-Самхита» (см. Свами Шивананда. Золотая книга Йоги. Йога-Самхита. Энциклопедия богопознания, самореализации и мудрости. Йога-Бхаван, Энига+. 2001г., Северная столица. 2004г. 354 стр.) освещает более 60 (!) систем Йоги.
Обратим внимание на одну особенность выше перечисленных видов Йоги. Практически все эти виды Йоги имеют прямое (!) отношение к Тантрической Традиции. Например:

«Хамса-Йога или Садхана Сохам высоко оценена в индийских священных писаниях как высшая духовная практика, которая дает естественное единение индивидуального сознания с Брахманом. Несмотря на то, что она является высочайшей, если говорить о ее кульминационных результатах, эта садхана очень проста и не требует аскетической дисциплины и сложных практик Йоги, с которыми связаны другие продвинутые духовные садханы. Медитация на звуках «соа» и «хам», непрерывно производимых уравновешенным дыханием в каждом вдохе-выдохе в процессе пранаямы, практикуется в начальной фазе Хамса-Йоги. Хакара (звук «ха») рассматривается как проявление Господа Шивы в космических энергетических потоках праны, и сакара (звук «са») символизирует бытие вечной силы [Шакти] Высшего Сознания в духовном пробуждении праны.Сурья-свара (Солнечная энергия) пробуждается хакарой, и Чандра-свара (Лунная энергия) — сакарой. Эти свары уравновешиваются высшей ступенью пранаямы, посредством Хамса-Йоги. В этой садхане процесс медитации приводит к тотальному жертвоприношению эго и рассеиванию отождествления с «собой» в Высшем Сознании — Брахмане.
Садхана Сохам позволяет реализовать Нада-Йогу посредством Прана-Йоги. Техника и философия этой садханы обсуждается здесь в специфическом контексте «аджапа-джапа» Гаятри Мантры и садханы Кундалини.
Среди высших уровней пранаям, Сохам Садхана расценивается как величайшая, потому что санкальпа, связанная с ней, дает возможность развить индивидуальное сознание до изначального божественного состояния и соединить личное «я» с Брахманом. Никакой другой вид пранаямы не затрагивает такого уровня эмоциональной самоотдачи и санкальпы, как это происходит в Сохам Садхане. Вероятно, по этой причине ее обычно обозначают особым названием — Хамса-Йога, — и не перечисляют в списке наряду с другими пранаямами. В священных писаниях о духовных садханах Хамса-Йога упоминается так часто, что, если собрать их все воедино, то получилась бы независимый раздел Йога-Шастры». 

(Пандит Шри Рам Шарма Ачарья. Хамса-Йога или
Садхана Сохам: Эликсир самореализации. / Пер. Рохини.)

«Ишта-Йога не рекламирует то, чем она на самом деле является… Санскритское слово «ишта» имеет несколько значений. Оно указывает на бытие в состоянии любви. Ишта означает также систему научных взглядов, феномены состояния сознания. Ишта — древняя система практики асан, пранаямы и медитации. Дословный перевод слова «ишта» — единство с первичным, пре¬дельным и окончательным желанием. Корни, или основа Ишты, уходят в традицию Тантры, Хатха-, Раджа-, Кундалини- и Крийя-Йоги Бабаджи. Ишта-Йога развивает внутреннее энергетическое тело. Ишта — это интеграция науки Хатха- и искусства Тантра-Йоги. Практика Ишты включает мантры, мудры, крийи, янтры. Ишта включает работу с энергией и дыхание для трансформации сознания. Практика Ишты очищает человека, и он становится более чувствительным к проявлению энергии. Сначала кажется, что это Традиция правосторонней Тантры. Но это только так кажется. Или описание составлено так, чтобы «не дразнить гусей», касту брахманов и примерных католиков. Далее в том описании, которое мне дал Род Страйке, сказано: «Если другие школы Йоги подавляют желание, то Ишта учит открыть себя желанию для того, чтобы понять его природу. Ишта учит тому, что желание является мостиком от индивидуальной души к опыту единства с Универсумом. Ишта не видит противоречия между обычной жизнью и духовной практикой».
Я был приятно удивлен, когда после второй инициации Род Страйке, по моему разумению, мастер правосторонней Тантры, стал давать мне практические наставления в сокровенном тантрическом ритуале левосторонней Тантры. Практика Ишты показывает, что, когда человек становится очищенным, желание тоже очищается и видоизменяется. Линия Ишты включает выдающихся учителей XX в. Это Парамаханса Йогананда, Свами Шивананда, Романа Махарши и Бархати». 

(Тетерников Л.И. Учитель и ученик в Тантре. 2006г.)

Можно ли рассматривать Тантра-Йогу по такому же принципу, ведь существует (по крайней мере) 36 буквальных значений термина «тантра» (см. статью 3.13.2. «Этимологический анализ термина «тантра»»). Тогда это будет Йога чего? Возможно, Тантра-Йогу следует рассматривать так, как, например, рассматривают Санкхья-Йогу, или Агни-Йогу или некоторые другие системы Йоги.

«Что такое Санкхья-Йога? Ответ на этот вопрос предполагает, как видно из его формулировки, возможность решения сразу трех других: что такое Санкхья? что такое Йога? и что означает их столь «спаянное» единство, которое позволяет записать оба названия этих известнейших религиозно-философских направлений Индии как одно сложное слово? На второй вопрос Индология дает ответ вполне ясный: Йога — это наиболее древняя, почтенная и строго иерархизированная система психо-соматическо-ментального тренинга, практиковавшаяся во многих индийских школах, но ставшая с IV-V вв., благодаря появлению «Йога-Сутры» Патанджали, отдельной, хотя и тесно связанной с мировоззрением Санкхьи, школой. Ответ на третий вопрос тоже не будет сложным: Санкхья-Йога — это некоторый континуум традиций Санкхьи и Йоги, предшествовавший их только что отмеченному начальному обособлению. Ответ на первый вопрос можно было бы сформулировать так: Санкхья — это одно из главных философских направлений индийской мысли, оказавшее влияние на мировоззрение всех индуистских течений. <…>. Но на вопрос о природе самого феномена Санкхьи Индология дает взаимоисключающие ответы». 

(Шохин В.К. Санкхья-Йога и Традиция Гностицизма. «Вопросы философии». № 7-8 1994г.)

«I. Агни-Йога сегодня. Основные характеристик Провозвестия ХХ в. Агни-Йога не является ни религией, ни наукой в общепринятом, привычном смысле этого слова. Она не является также ни сводом поэтических легенд, окрашенных в восточный колорит, ни сборником житейских предписаний и филантропических рекомендаций, ни безблагодатной морализаторской доктриной, ни прекраснодушной утопией. Ее не следует считать также модернизацией восточных йогических школ или некой обновленческой «живой» церковью. Она не может рассматриваться как философская система в духе европейских классических традиций и экзистенциальных построений.
Агни-Йога есть синтез новых духовных истин с истинами древнего происхождения. Она синтезирует в себе такие пары противоположностей, как наука и религия, мудрость Востока и знания Запада, традиционные религии и нетрадиционные учения, искусство правильного внешнего поведения и методы преображения внутреннего мира, этический принцип добра и эстетический принцип красоты, практику углубленного сосредоточения и систему активной деятельности. Важно отметить, что многосторонний духовный синтез, присутствующий в Агни-Йоге, не есть синтез вторичный и выстроенный в рационалистическом западном плане. Это первичный изначальный синтез, мировое откровение и провозвестие, данное с того уровня высочайших духовных измерений, где все перечисленные выше противоположности растворены в нерасторжимом божественном единстве. Каждое новое провозвестие по своей сути не отменяет предыдущее, но вбирает в себя его духовное ядро. В Агни-Йоге, которую иногда называют Третьим Заветом, звучат голоса многих учений и религий мира. Буддизм, Веданта, египетский эзотеризм, Зороастризм, античные мистерии, Христианство органически присутствуют в ее духовной ткани, с одной стороны, представленные в плане своих первооснов, еще не запятнанных многочисленными позднейшими интерпретациями, а с другой стороны, обращенные в будущее. Известные прошлые традиции соседствуют в Учении с такими неизвестными Европе мистическими доктринами, как сокровенная наука Тибета — Калачакра.
Синтез традиций, присутствующий в Агни-Йоге, имеет несколько измерений, которые можно уподобить кристаллу с разными гранями. Прежде всего, Агни-Йога — это наука самовоспитания и богатейшая энциклопедия приемов практического совершенствования и улучшения человеческой природы. Она не просто провозглашает необходимость улучшения своего характера и души, но и подробно показывает как достичь желаемого совершенства, что нужно сделать, чтобы и внешний и внутренний мир, в конце концов, были преображены… Учение носит название Огненной Йоги, которая направлена на пробуждение в человеке скрытой энергии организма и психики, а также на использование творческих сил сознания и сердца. Являясь изначальной и необыкновенно тонкой, психическая энергия имеет исключительное значение для всех видов деятельности человека и потому может быть сопоставлена с христианской благодатью. Благодаря влиянию этой силы этическое начало из области благих пожеланий переходит в сферу действия».

(С.Ключников. Введение в Агни-Йогу. Беловодье. 1995г.)

Возможно, Тантра-Йогу также можно уподобить кристаллу с разными гранями и рассматривать его как изначальный духовный синтез, многосторонний континуум многих «направлений» Йоги, которые изначально были представлены в Тантрической Традиции. Возможно, поэтому Тантра-Йогу можно рассматривать как Тантрическую Йогу — Комплексную Йогу Тантрической Традиции, как например Интегральную Йогу Шри Ауробиндо.

«Раздел 2. Йога Шри Ауробиндо и другие духовные пути. Эта Йога — интегральная, то есть всеобъемлющая, цельная, эта Йога – синтезированная, она соединяет все пути в один. Принцип любой Йоги — это обращение одной или всех сил нашего человеческого существа в средство достижения Всевышнего Бытия. В других Йогах одна главная сила или группа сил существа сделана средством продвижения, путем. В Xamxa-Йоге инструментом является тело и жизнь. В Раджа-Йоге выбранным инструментом становится ум. Джняна-Йога выбирает познание, рассудок и умственное видение. Карма-Йога вбирает своим инструментом труд и волю исполнителя работ, делает жизнь жертвоприношением Божеству. Бхакти-Йога выбирает преданность, эмоциональные и эстетические силы души. Цели всех этих особенных путей — в единении или отождествлении человеческой души с высшим Духом.
В синтезированной Йоге все силы человека будут объединены и включены в превращающее средство. Такое объединение возможно, потому что любая из сил человека, поднятая путем Йоги из рассеянного и распределенного действия до своей высочайшей степени, начинает проявлять силу души по той самой причине, что душевная сила есть сила всего. Это единство сразу предполагает возможность синтезированной Йоги» (Из «Синтеза Йоги»)».

(Интегральная Йога Шри Ауробиндо. Агар, Литан. 2000г., Профит-Стайл. 2013г.)

Таким образом, можем ли мы говорить о том, что Тантрическая Йога представляет собой «интегральную», то есть всеобъемлющую, Цельную Йогу Тантрической Традиции, которая может быть представлена, например, 36-ю «самостоятельными направлениями», поскольку, согласно Тантрической концепции 36 принципов человека (Таттва-Видья), человек в своем развитии и достижении совершенства должен развить, раскрыть 36 принципов и подняться по 36 «ступеням» Мироздания (см. статью 3.2.8. «Эзотерическая (тантрическая) «карта» человека»). Но ведь кроме 36 таттв есть еще 7 уровней и 5 планов бытия человека (см. статьи 3.2.6. «Вертикальная» многомерность человека»; 3.2.7. «Горизонтальная» многомерность человека»). В Учении Тантры говорится о 8-ми основных чакрах человека, и 8-я чакра имеет 8 лепестков (см. статью 1.6. «Нужна ли нам Российская Тантрология?». п.6. Тайна восьмого лотоса). Таким образом, возможно, следует говорить о 64-х (см. статью 2.13. «Традиция 64» как предмет Российской Тантрологии) «самостоятельных направлениях» Тантрической Йоги — всеобъемлющей, цельной Йоги Тантрической Традиции.
Конечно, ответить, насколько эти предположения обоснованы, и насколько они соответствуют действительности, могут только серьезные исследования, которыми и должна заниматься Российская Тантрология, поскольку в данном случае речь идет не просто о Йоге, а о средствах и методах достижения человеком определенных целей на любом уровне и на любом плане своего развития, своей жизни, своей деятельности, своего существования, своего бытия. Возможно, именно поэтому Тантрическая Йога и должна стать предметом Российской Тантрологии.
 

2. ЧТО ТАКОЕ ТАНТРА-ЙОГА?

2.1. СЛОВАРИ И ЭНЦИКЛОПЕДИИ.

 . . .

 2.2. ПЕЧАТНЫЕ И ЭЛЕКТРОННЫЕ ИЗДАНИЯ

«Тантра-Йога — это изучение природы взаимодействия противоположностей и достижения гармонии посредством сексуальной жизни, в которой достигается ощущение единства со всей Вселенной с помощью контроля чувств, эмоций, действия и мантр».

(Мария Арбатова. Дегустация Индии. М. АСТ. 2006г.)

«Аннотация. Классические культуры Востока внесли свой вклад и в такую интимную сферу человеческой жизни как секс. В Древней Индии и Древнем Китае секс воспринимался как средство духовного совершенствования. В книге рассказывается о двух направлениях восточной сексуальной культуры — индийской, воплощенной в Тантра-Йоге и китайской — Дао Любви». 

(Глазкова Н.А. Восточная культура секса. Дао любви.
Тантра-Йога. Культ-информ-пресс. 1991г. 256 стр.)

«Аннотация. Первая работа по сексологии и фрейдизму в Советском Союзе в период, когда в СССР «секса вообще не было», о которой тогда говорили, что если ее издать миллионным тиражом, то половина России сойдет с ума. Книга была выпущена в самиздате в 1978г. За эту работу автор был сослан в административную ссылку из Москвы в деревню под Саратовом до 1989г.». 

(Аверьянов В. (Гуру Вар Авера). Тантра-Йога в категориях
европейской сексологии. М. Buagir Space Inc. 2001г. 98 стр.)

«Аннотация. Классический европейский массаж, шиацу, Тантра-Йога, сэпун и сексуальная магия. Автор предлагает читателю освоить основные техники и приемы классического европейского массажа, точечного японского массажа шиацу, Тантра-Йоги, сэпун и сексуальной магии. С их помощью вы лучше узнаете своего партнера, наполните ваши отношения любовью и страстью, внесете в повседневную жизнь романтику и разнообразие, научитесь снимать стресс и усталость, разовьете экстрасенсорные способности, познаете язык прикосновений и любовных объятий». 

(Конькова А.С. Руководство по эротическому массажу. Фаир-Пресс. 2008г.)

«Тантра-Йога, Секс-Йога. Что это такое? Тантра-Йога — учение столь же древнее, как и Индуизм, появившееся за 3,5 тысячи лет до н.э. Индусы, как известно, изучали сексуальность педантично и с той же настойчивостью, с какой изучали математику, астрономию. По Тантра-Йоге цель взаимоотношений мужчины и женщины — не исступленное удовольствие и ради этого секс, а то единение, слияние, которое могут испытать мужчина и женщина, если они вместе. Секс не только и не столько ради продолжения рода, а скорее ради ощущения гармонии в себе, в мире, себя — с миром. Для того чтобы пользоваться Тантра-Йогой, необходимо изучить особую систему самоусовершенствования». 

(В.Шахиджанян. 1001 вопрос про это. on-line книга.)

«Аннотация. Тантра-Йога утверждает что, в жизни каждого человека есть четыре цели. Эта Йога дает методы достижения этих целей. Они называются Дхарма, Артха, Кама и Мокша. В данном видео-фильме по Йоге рассказывается о древнейшем воззрении йогов на смысл человеческого бытия. Знаем мы это или нет, но в нашей жизни есть всего четыре цели. Пока эти цели не осознаны и не достигнуты, мы обречены вечно скитаться по этому миру обусловленности (сансаре). Тантра-Йога говорит, что, только лишь осуществив их, мы можем достигнуть высшего счастья, открыть все свои высшие способности. Но чтобы ускорить свой путь в этом, Тантра-Йога предписывает быть честными с самими собой». 

(В.Запорожцев. Тантра-Йога и четыре цели жизни.
Смысл Тантра-Йоги. DVD. Фильм. 68 мин.)

«Аннотация. Духовный опыт Древней Индии предлагает нам уникальный метод развития и совершенствования человека, оригинальное средство для тех, кто стремится к миру, силе и долголетию, кто желает любви, радости и счастья. Индийская Традиция определила его как Тантра-Йога — Йога Любви. Тантра-Йога предлагает самое естественное, самое простое и самое гениальное решение проблемы развития и совершенствования человека, развития его духа, раскрытия и реализации его личности. Человек способен осознать свою истинную природу и суть только через Любовь. Истина заключается в том, что каждый человек обладает способностью любить, но по-разному у него развитой. Цель Тантра-Йоги — достижение гармонии с самим собой и внешним миром, когда Любовь превращает ограниченную личность человека в неограниченную, свободную, «божественную»». 

(Тантра-Йога. Путь к силе, миру и долголетию. М. 1996г. 222 стр.)

«Аннотация. Данная работа Юрия Холина и Сергея Коваля является глубоким исследованием определенных аспектов Тантрической философии и практики, изложенных в Шайва-Тантре. Подобно шести ортодоксальным системам индийской философии — Йога, Ньяя, Вайшешика, Санкхья, Миманса и Веданта — Тантры имеют свою особенную философию, которая может быть определена как модификация Санкхьи и Веданты. «Секреты Тантры» — это еще и уникальное произведение о самом таинственном эзотерическом учении Востока, которое предлагает достижение гармонии через сексуальный экстаз. Впервые публикуемые материалы, высокохудожественные редчайшие иллюстрации, сакральная техника динамической и медитативной Йоги, магия и ритуалы Шиваизма — все это в книге Сергея Коваля и Юрия Холина «Секреты Тантра-Йоги». 

(Коваль С., Холин Ю. Секреты Тантра-Йоги. Феникс. 2004г. 410 стр.)

«Многие традиционные формы и методы медитации, которые в настоящее время существуют под разными названиями, можно разделить на два типа:
1. Формы Тантры, которые преимущественно имеют дело с мантрами, чакрами, видением и Кундалини.
2. Формы Йоги, которые делают упор на один или все аспекты, такие как асаны, очищение ума и контроль, философия, благочестие, этика и т.п.
Например, многие типы медитации по методу Тантры при использовании мантры, требуют его простого повторения без проникновения в ее смысл и без идеализма ее значения. И наоборот принцип медитации по Йоге учит освобождать ум от всяких склонностей и соединять его с Космическим Сознанием, не применяя никаких упражнений.
Тем не менее, как и в первоначальной Тантре, Ананда-Марга признает тонкую, неразделенную связь между всеми аспектами человеческой природы, и поэтому преподаваемая техника медитации содержит и методы Тантры, и методы Йоги. Отсюда термин Тантра-Йога». 

(Кирилл Иванов. Йога. Путь Тантры.)

«Индуистский Тантризм представляет собой сложную и пеструю смесь архаических верований и практик, идей, почерпнутых из Йоги Патанджали, Санкхьи, Веданты (прежде всего в форме Адвайты) и Буддизма. Тантризм, или Тантра, — это по преимуществу практическая дисциплина, садхана. Теоретические спекуляции, за редким исключением, занимают в нем довольно скромное место. Представителями тантрических школ были выработаны самые разные подходы и методы, позволяющие овладеть космической энергией в различных ее воплощениях, пробудить и «поднять» внутреннюю силу — Кундалини. С точки зрения проведения психотехнических практик Тантризм мало чем отличается от неклассической Йоги, в частности от Хатха-Йоги. Иногда для обозначения таких смешанных разновидностей используется термин «Тантра-Йога». И действительно, между Тантризмом и Йогой довольно много общего. Тантра активно использует йогические средства концентрации и созерцания, ведущие к «измененным» состояниям сознания. И там и тут большое значение имеет фигура наставника, наделенного особым, эзотерическим знанием и способного передавать его. И Йога, и Тантризм ставят акцент на практической спиритуальной работе». 

(Пахомов С.В. Индуизм: Йога, Тантризм, Кришнаизм.
Карманный словарь. СПб. Амфора. 2002г. 172 стр.)

«Любому человеку потенциально доступна безграничная информация и неограниченные «физические» и «психические» силы, но каждый получает их в соответствии со своим духовным созреванием. По мере своего созревания, человечество получает ключи к тому, что раньше считало невозможным. Путь к этому высшему состоянию человека лежит через те или иные системы Йоги (религии). Йога — это самый мощный инструмет в руках человека из всех, какие он когда-либо способен создать, это дверь в бесконечное, которая сама открывается перед всеми теми, кто созрел, чтобы шагнуть за нее. Путь к состоянию, более высокому, чем то, в котором сейчас пребывает человек, лежит через практику духовного совершенствования.
Путей к Высшему так много, что у каждого имеется возможность выбирать для себя подходящий. В конце все они сходятся, а в начале могут быть настолько разными, что запрещенное для одного из них оказывается совершенно необходимым для другого. Примером подобного расхождения может служить, например, пара Хатха-Йога — Тантра-Йога. Если в Хатха-Йоге каждый шаг основан на твердой воле, несокрушимой силе и железной дисциплине, то в Тантра-Йоге, наоборот, — на расслаблении, полной самоотдаче, нежности и любви без каких бы то ни было элементов борьбы. Хатха-йогу в его изнурительной борьбе с Природой необходимо много энергии; и он накапливает ее всеми возможными путями, совершенно исключая секс как наиболее энергорассеивающий процесс. В то же время в Тантра-Йоге именно секс как раз и является острием копья, поражающим желанную цель — Освобождение. Тантра — это путь к Богу через собственную слабость, посредством полной самоотдачи, а Хатха — путь через тысячи препятствий, которые сам йог и возводит, чтобы затем их преодолевать, получая, однако, на этом пути наслаждение от той могучей силы, которая идет к нему от Бога, чтобы помочь ему преодолеть возведенные им же самим преграды. Как говорит Патанджали (автор «Йога-Сутры») этот Мир создан только для того, чтобы дать нам опыт для созревания и Освобождения. Только состояние Освобождения дает человеку настоящее счастье, которое никогда не может смениться несчастьем.
Хатха-йоги продлевают жизнь (под руководством своего Духовного Учителя), чтобы успеть достичь Освобождения в этой жизни. Существенное продление жизни возможно только в связи с реализацией той или иной высокой цели. Без подобной цели методы Хатха-Йоги помогут лишь устранить болезни и удлинить жизнь лишь в 1.5-2 раза. Что же касается других систем Йоги, то они не только не ориентируются на методы продления жизни, но скорее наоборот, используют приемы, позволяющие достичь Освобождения ценой потери жизни. Наиболее ярким представителем одной из таких систем (Тантра-Йоги) в XX веке был европеец Гурджиев, решившийся 6 июля 1924г. на автомобильную катастрофу, не оставляющую шансов на жизнь. Лишь чудом врачам удалось собрать из груды поломанных костей аналог его бывшего до катастрофы тела. Но этот смертельный трюк помог ему Освободиться. Прожив после этого 25 лет, он стал одной из самых ярких личностей, оставив после себя оригинальный труд о новом пути к Освобождению и идейные основы психологии здоровой личности». 

(Э.Смоляков. Тайны жизни. Практика умственного
и физического совершенствования. М. Агра. 1993г. 192 стр. )

«Основы сексуальной культуры Востока. Йога рассматривает несколько путей совершенствования и достижения нирваны: Хатха-Йога (психофизическая тренировка), Карма-Йога (тропа праведных поступков), Тантра-Йога (контроль и управление сексуальной энергией). Кришна сказал своим ученикам, что он принимает поклонение в различных видах: аскетическом, тантрическом и смешанном.
Путь аскета требует от человека полного отречения от соблазнов окружающего мира. Йоги-аскеты, как правило, начинают с занятий Хатха-Йогой, добавляя затем элементы Карма-Йоги, Джняна-Йоги и. т.д.
В странах западной цивилизации большее распространение получила Хатха-Йога как более близкая европейцам своими внешними физическими аспектами. К сожалению, увлекаясь физической стороной Хатха-Йоги, люди, зачастую забывают о том, что она в первую очередь направлена на достижение определенного состояния духа посредством овладения собственным телом. И Хатха-Йога, и Тантра-Йога учат, что тело — инструмент для достижения божественного состояния самадхи или нирваны.
Но Тантра-Йога не требует обязательного безбрачия или воздержания. Освобождение в Тантра-Йоге достигается определенным сексуальным поведением, возведенным в ранг божественного поступка, при котором происходит слияние с богиней Шакти — женой верховного божества Шивы. Понятно, что без духовного совершенствования на этом пути не достичь вершин, а Тантра-Йога превратится попросту в разврат.
Тантризм. Освобождаться от гнета желаний можно различными путями: не допускать возникновения этих желаний, бороться с ними или осуществить желания, сделав неинтересными, ненужными. Удовлетворенное желание изживает себя, подавляемое — будет постоянно напоминать о себе. Тантра-Йога доводит эти соображения до логического конца. Можно все! Нет греха, который тантра-йог избегал бы совершить, если у него возникло соответствующее желание. Можно все? Но разве можно из греха сотворить добро, разве Карма (судьба) такого человека станет лучше от беспутного и бесстыдного поведения?
Однако следует всегда помнить об огромном различии между толкованием свободы на Востоке и на Западе. Человек постоянно подвергается определенному воздействию окружающих — близких и посторонних, их моральных и этических принципов. Эти принципы могут воплощаться в 10 библейских заповедях, вере в Карму и т. д. Поступок сам по себе значит не очень много, гораздо важнее, что стоит за ним. Спасти тонущего — благородно, а если за это потом требовать деньги? Убить человека — ужасное преступление, а если это жесточайший преступник перед Богом и людьми? Главное — мотив поступка, а мотив известен лишь тому, кто поступок совершил.
Путь Тантры учит не сдерживать естественных желаний. Подавление их нарушает внутреннюю гармонию, рождает внутреннее противоречие. Однако это не означает вседозволенности. Любое действие, можно оправдать для окружающих и даже для самого себя. Самооправдание обычно нужно человеку, чтобы восстановить психическое и эмоциональное равновесие. Но ведь естественный поступок и не нарушает такого равновесия; значит, потребность в самооправдании сама по себе — признак неестественности, неправильности поступка. Последователь Тантра-Йоги должен уметь четко различать действия естественные и неестественные. Такое умение дается только самопознанием.
Тантра учит, что неестественные склонности следует выявлять и искоренять, а здоровые удовлетворять по мере их осознания. Тогда не будет «пустого места» в сознании и подсознании, а просто на месте неестественного будет естественное. Самодисциплина (а именно она и является выражением самопознания) должна входить в жизнь осознанно и постепенно. Естественно регулярно питаться, но неестественно жевать что-то все время. Поэтому следует удовлетворять первое и искоренять второе. То же и в сексе: естественно удовлетворять свои физиологические потребности и человеческое желание любви, но неестественно жить только этими проблемами.
Тантра-Йога — узкая горная тропа, по которой идут к совершенству над бездонной пропастью падения. В тантрических обрядах надо участвовать, прежде всего, душой, а тело — лишь, дорога, по которой стремятся навстречу друг другу две части единого целого, разделенные при сотворении мира.
Тантра-йог может находиться на одной из трех ступеней: Ученик, Продвинувшийся, Совершенный. Ученик, проходя значительный путь психофизической подготовки в рамках Хатха-Йоги, получает теоретические знания Тантры от гуру. Продвинувшийся участвует в обрядах с йогинями, но только Совершенный может достичь подлинной любви с Освобождением». 

(Прокопенко Ю.П. Cекс. Йога. Любовь. М. Здоровье для всех. 1992г. 48 стр.)

«Тибетский Тантризм. Тибетская Тантра-Йога. Чтобы понять тибетский Тантризм, к которому относится значительная часть содержащихся в этой книге трактатов, следует знать, что главнейшие положения тибетского Тантризма содержатся в Высшем Разделе эзотерического учения, известном под названием Аннутара-Тантра. Это высшее в теоретическом и практическом аспектах учение состоит из двух частей: 1) Путь, не имеющий формы, или Путь Освобождения, называемый по-тибетски Тар Лам, и 2) Путь, имеющий форму, или Осязаемый Путь, называемый Хдсин Лам. Первый описан здесь в Книге II как Нирванический Путь Йоги Великого Символа — Махамудры. Путь, имеющий форму, составляет содержание более простых видов Йоги и представлен здесь «Шестью видами Йоги».
Нельзя понять основополагающего учения, философии и практики Осязаемого Пути без теоретического знания тождественности Энергии и Сознания. Основой этой теории является имеющая особую ценность философская интерпретация главных положений тибетского Тантризма, и очень кратко ее можно изложить следующим образом. Тантризм рассматривает Вселенную как состоящую из противоположностей: нирваны и сансары, ноумена и феномена, потенциального и проявленного, озарения и не различающей перцепции, пустоты и полноты жизни, сознания и праны. Кроме того, Тантризм провозглашает, что, с точки зрения высшей реальности, каждая из этих пар противоположностей, хотя и кажущихся таковыми, является неделимым целым. Следовательно, если ученик придет к полному пониманию одного члена этой пары и овладеет им, он автоматически также овладеет вторым членом. Так, осознав, что истинная природа Сознания есть трансцендентная Мудрость (санскр. Праджня), йог одновременно убеждается в том, что сущность праны является надмирной жизненной субстанцией, то есть жизненной сущностью Будды. Исходя из этого принципа, тибетский Тантризм предлагает два пути, или метода, Йоги. Если йог осуществляет «Умственную Йогу», он автоматически применяет также «Энергетическую Йогу». Если ум дисциплинирован, преобразован, расширен, отточен, озарен, такой же становится жизненная энергия йога.
Цель Буддизма — совершенство и просветление, приводящие к Полному Пробуждению, к Полному Насыщению Энергией, к Состоянию Будды и таким путем к совершенному познанию Тройственного Тела — Трикая. Для достижения этой великой цели обычное человеческое сознание и жизненная энергия должны быть трансмутированы с помощью этой практики в трансцендентную Мудрость и Великую Жизненную Силу. Тибетский буддизм предлагает два способа трансмутации человеческой природы в трансцендентную. Один метод ставит во главу угла «Умственную практику» (Путь, не имеющий формы, или Махамудра), а другой — «Энергетическую практику» (Путь, имеющий форму, представленный «Шестью видами Йоги»). С помощью различных приемов, или подходов, эти методы, или пути, приводят к одной трансцендентной цели.
Эту тантрийскую доктрину «Тождественности ума и праны» нельзя рассматривать просто как теорию или философию, ибо в ней содержится много ценного для практикующих Йогу и для тех, кто стремится к духовному совершенству. Хотя нет необходимости излагать здесь все многочисленные аспекты этого учения, можно коснуться здесь одного из наиболее важных, а именно, взаимосвязанности ума и праны, под которой надо понимать, что определенному состоянию ума или виду умственной деятельности неизменно сопутствует прана соответствующего характера, трансцендентная или земная. Например, определенное настроение, чувство или мысль всегда сопровождается соответствующим состоянием праны, или дыханием с определенным характером и ритмом. Так, гнев вызывает не только бурю в чувствах и мыслях, но также делает дыхание жестким и напряженным. Но когда человек спокойно сосредоточится над решением какой-нибудь умственной задачи, его мысли и дыхание будут такими же спокойными. При углубленном сосредоточении, когда стремятся решить какую-нибудь сложную задачу, дыхание невольно задерживается. Когда человек находится в состоянии гнева, испытывает чувство гордости, зависти, стыда, охвачен высокомерием, чувством любви или находится во власти сексуального влечения и т.д., одновременно возникает «атмосфера» или прана гнева, гордости, зависти, стыда, высокомерия, любви, вожделения и т.д., и эту «атмосферу» человек сразу начинает в себе ощущать. В глубоком самадхи мысли не возникают, и поэтому дыхание незаметно. На начальной стадии просветления, которая есть также полная трансформация обычного сознания, прана подвергается коренной перестройке. Следовательно, любому настроению, мысли и чувству, простому, утонченному или сложному, сопутствует определенная прана.
На более высоких ступенях медитации кровообращение замедляется почти до остановки, дыхание становится незаметным, и йог испытывает озарение той или иной степени, то есть видит свет, в то время как мысли в его уме не возникают. Тогда происходит перестройка не только сознания, но и физиологических функций организма. У полностью просветленного дыхание, импульс, циркуляторная и нервная системы совсем иные, чем у обычных людей. Много свидетельств, подтверждающих этот факт, содержится в индийских, тибетских и китайских источниках». 

(Туманова О.Т. Тибетская Йога и тайные учения. Гранд Фаир. 2001г.)

 

2.3. СТАТЬИ И ПУБЛИКАЦИИ.

«Тантра-Йога — психофизические техники, используемые для очищения подсознания и обеспечения ясности души. Это Йога Белой Тантры».

(Происхождение и разновидности Йоги. 2005г.).

«Тантра Йога — изучение природы взаимодействия противоположностей и достижение гармонии посредством половой жизни, в которой достигается единение с Богом с помощью контроля чувств, эмоций, особых технических приемов и мантр».

(Что такое Йога и кто такие йоги? Международная
ассоциация Йоги. Школа Йоги Гуру Ар Сантэма.)

«Людей может объединить только любовь. Но любовь с годами обычно тускнеет, и для того, чтобы её поддержать, требуется какой-то инструмент. И таким инструментом является Тантра-Йога. Современная Тантра-Йога — это система регулирования сексуальной функции и овладения сексуальной энергией средствами Йоги».

(Тантра как путь к Природе и Красоте. Женский образовательный клуб «Сапфо»)

«В настоящее время существует огромное количество тантрических школ, каждая из которых идет своим Путем. Большинство из этих школ построены на древнеиндийских традициях Тантра-Йоги, философия которой довольно сложна для восприятия европейского человека, не знакомого с мировоззрением и культурой древней Индии».

(Тантра. Тантрический секс — мелодия тела, музыка души. Сайт «Путь с сердцем».)

«Танра-Йога — вершина всей Йоги, это способы контроля и управления сексуальной энергией для подъема ее в высшие духовные сферы человеческого существа и достижения Вселенского Оргазма, т.е. состояния бесконечного беспричинного блаженства. Йогин, овладевший своей сексуальной энергией, достигает бессмертия и власти над миром…».

(Тантрическая Раджа-Йога. 2011г.)

«Видеопрограмма включает класс Кундалини-Йоги, парную практику из серии Йога-Тантра. Занятие также включает изучение нестандартного вида дыхания, так называемого «дыхания огня». Во время занятия очень важен контроль внимания и непрерывного контакта с партнером. Тантра-Йога — путь к установлению более глубокого контакта между партнерами». 

(Тантра-Йога. CD. DVD. 2005г. Документальный фильм.)

«Свадхистхана-Чакра — чакра паха. Этот энергетический центр играет очень важную роль в жизни человека. Начнем с того, что при половом акте происходит обмен энергиями между партнерами и как только поток замыкается, человек испытывает оргазм. На этом полностью построена Тантра-Йога. Все тантрические практики предназначены для обучения управлению этой чакрой». 

(Марк и Мария Субботины. Чакры.)

«Тантра — это наука о личности. «Тантра есть знание, которое расширяет границы разума, тела и сознания» («Кашика-Вритти»), то есть цель Тантры заключается в расширении осознания и освобождении от ограниченности. Тантра предлагает методологию и инструменты для подобной работы над собой. Посредством практики — Тантра-Йоги человек создает внутри себя гармонию и упорядоченность и обретает огромные силы». 

(Тетерников Л.И. Тантра. (Школа Льва Тетерникова.)

«Клубы и школы Тантра-Йоги становятся в Москве прибыльным бизнесом. Официально многие из этих модных заведений — некоммерческие организации. Пока законодатели вели споры о том, не пора ли узаконить проституцию, подкралась новая проблема. Тантра-Йога — древнеиндийское духовное учение о том, как обрести ускоренный путь к Освобождению — обрела в российских реалиях совсем иной смысл: искусство любви за деньги. После того как корреспонденты «МН» побывали в одном из столичных тантрических клубов, стало понятно, почему в Госдуме не намерены давать тантрическому сексу «зеленый свет». 

(Между мистикой и развратом. Газета «Московские Новости». 04.08.06г.)

«Йога рассматривает несколько путей совершенствования и достижения нирваны: Хатха-Йога (психофизическая тренировка), Карма-Йога (тропа праведных поступков), Тантра-Йога (контроль и управление сексуальной энергией). Кришна сказал своим ученикам, что он принимает поклонение в различных видах: аскетическом, тантрическом и смешанном. И Хатха-Йога, и Тантра-Йога учат, что тело — инструмент для достижения божественного состояния, самадхи или нирваны. Но Тантра-Йога не требует обязательного безбрачия или воздержания. Освобождение в Тантра-Йоге достигается определенным сексуальным поведением, возведенным в ранг божественного поступка, при котором происходит слияние с богиней Шакти — женой верховного божества Шивы. Понятно, что без духовного совершенствования на этом пути не достичь вершин, а Тантра-Йога превратится попросту в разврат».

(М.Беркенгейм. Секс, Йога, Любовь. Персональный сайт.)

«Универсальная традиция КАУЛА ТАНТРА-ЙОГИ это:
— ТАНТРА — абсолютная система познания Бога, мира, человека и жизни на основе развития сексуальной энергии человека и синтеза сознания шаманизма, искусства, магии, астрологии, религии, науки, философии и Йоги.
— ЙОГА — синтез методов и мудрости западной и восточной Йоги в совершенствовании тела, души, ума и духа на основе теории 10 чакр и 10 тантрических Божеств (Крийя-Йога Брахмы — Гуру-Йога, Хатха, Раджа, Мантра, Чарья-Йога Вишну — Нидра-Йога, Карма, Бхакти, Янтра-Йога, Кундалини-Йога Шивы и Шакти — Шаткарма-Йога, Сиддха-Йога, Джняна, Лайя-Йога).
— КАУЛА-ТАНТРА — объединение сознания и энергии с Богиней Кали и Шивы, достижения родства, подобия, слияния и растворения в любви Шивы и Шакти». 

(Гуру Шиваисса. Миссия Школы Шакти.)

«Начну с того, что Тантра есть. Существует, несмотря ни на что. И довольно-таки давно. Более 6 тыс. по одним источникам и 12 тыс. лет по другим. Так что было у нее время распространиться по свету, обрасти всевозможными вариациями, толкованиями и слухами. Так же по-разному и переводится само слово «тантра». Одни источники обзывают ее «утком», то бишь основой ткани, другие — «учением о просветлении», третьи — «сексуальной Йогой», короче путаница полная. Все учения и течения, именующиеся тантрическими, имеют одну цель — просветление и освобождение. Но идут к ней разными путями. Одни — жесткой самодисциплиной и аскезой, другие — с помощью диких алкогольно-наркотических оргий. Но это крайности, которые сходятся, ибо представляют две ступени воспитания по индуистской Тантре. Итак, Тантр много. Это Индуистская Тантра, Буддистская Тантра, Тибетский Тантризм, Тантра-Йога, Тантрический Буддизм, Тантра-Ваджраяна и т.д. Но все они подчеркивают свою эзотеричность, тайность знаний и методов». 

(Тантра и Тантрики. Несерьезно о серьезном.
С чем едят Тантру? Сайт «Союз (Любовь и Секс)».)

«Усмирение местных энергий. Йога Секса. Есть три вида Йоги, которые надо знать: Йога Секса, Тантра-Йога и Йога Влюбленности. Йогу Секса нужно знать женщинам, а Йогу Влюбленности надо знать мужчинам. Есть выраженные качества у мужчин и у женщин. Также есть Йоги для тех и других. Нужно ли знать разные Йоги? Если нужно, мужчина узнает, а женщина может и не узнать. Женщины — существа приземленные, и это правильно: им рожать, кормить детей. Природа чувств этот перекос исправляет. Мужчины по природе эфемерны, у них мысли и концепции, и они чувствуют этот перекос, и восполнить его можно, общаясь с женщиной во всех ощущаемых спектрах. Если не ощущать, то жизнь не будет давать удовлетворения. Они увлечены Йогой Секса, но знать об этом надо женщинам. У женщин душа требует идеала, она чувствует энергию, она ее несет. Она ищет чего-то запредельного, принца на белом коне, как символа любви, неизменных, стабильных, возвышенных отношений. И давать ей это будет мужчина. Если умный, то даст, а если нет, то ничего не сможет дать. Все мужчины хотят изучать Йогу Секса, а женщины — Йогу Влюбленности, а надо наоборот». 

(Практики из Тантры (по материалам лекций).
Международный Открытый Йога Университет.)

«Гуру «Тантра-Йоги» Бхагаван Шри Раджниш — одна из самых скандальных фигур ХХ в. Своим баснословным состоянием Раджниш превосходил многих крупнейших магнатов мира. А среди многочисленных гуру-движений, хлынувших на Запад, «Тантра-Йога» выделялась своей откровенно враждебной позицией по отношению к общепринятым нормам и ценностям. Сам Раджниш называл свое учение «Единственной религией». Тантра-Йога — это общее название для ряда медитативных техник, практикующихся в секте. Все они представляют собой последовательность изнурительных упражнений. Само понятие «Тантра-Йога» отсылает к оккультному тантрическому учению о чакрах. Стабильная, хотя не очень шумная деятельность «Тантра-Йоги» говорит о том, что это — явление скорее типичное, чем уникальное, явление, ответившее духовным запросам большинства. «Тантра-Йога» успешно вписалась в ряд оккультных учений, провозгласивших себя наследниками лучших идей человечества, проповедующих полную духовную свободу и практикующих медитативные упражнения. Восточные гуру-движения — одна из составляющих мощного оккультного направления наряду с неоязыческими сектами, движением «New Age» и прочими мистическими синкретическими учениями». 

(Регина Крауклис. Тантра-Йога: по ту сторону добра и зла.)

«Школа «Тантра-Йога» (Москва) выпустила в свет первый номер журнала «Тантра-Йога» в мае 2006г. Журнал посвящен философии, науке, искусству и духовным практикам. Цель издания — популяризация направлений, занимающихся духовным, нравственным и физическим развитием человека. Журнал, в первую очередь, призван помочь разобраться интересующимся в огромном объеме информации, предлагающемся на рынке духовного просвещения. На страницах первого номера можно найти:
— Садху — Святые странники Индии
— Великие учителя. Лахири Махасайя
— Практика. Волшебная сила рук: хасты и мудры
— Джйотиш — Ведическая астрология
— Крийя-Йога — Искусство быть свободным
— Священное таинство любви. Кама-Сутра — Божественная манифестация
— Йогичекие инструменты. Янтра, а также многое другое.
Главный редактор журнала — Нада Баба, ученик Рампури Баба, известного в России по книге «Биография голубоглазого йогина», учитель школы «Тантра-Йога», основанной на древних традициях и знаниях тантриков, сиддхов и йогов». 

(Журнал «Тантра-Йога». Москва. 2006г.)

«Современные ученые трактуют Дух как сгусток психической энергии в виде торсионных полей. Эгрегорами являются объединение энергий одинаковых или близких по вибрациям мыслей. Физик-теоретик Э.Мертон дает такое определение эгрегора: «Эгрегор — тонкая живая сущность, которую в первом приближении можно назвать аурой группы людей, то есть той частью психической энергии, которая относится к группе, как к единому целому. Эгрегор может получать энергию извне, но с распадом группы он прекращает существование».
Точка зрения на эгрегоры Движения за новые принципы Христианства. В общехристианский эгрегор входят все традиционные протестантские церкви, а также Адвентисты седьмого дня, Пятидесятники, баптисты, православные и католики, хотя католическая церковь на протяжении всей своей истории делала все, чтобы Христос отвергнул ее. Кстати, двойная анафема римского папы и константинопольского патриарха 1054г. признана на Небесах несостоятельной, а также таковой является анафема, накладываемая решением I Ватиканского собора. Очень черным видится эгрегор Карлоса Кастанеды. Отходом от Бога является гипноз, спиритизм, оккультизм, Тантра-Йога, черная и белая магия, трансцендентальная медитация, телепатия, теле- и психокинез, шаманство, антропософия. Собственно эгрегоры создают любые группы людей, так, например, есть эгрегор интенсивного изучения английского языка или 25-го кадра. Подключенные к этому эгрегору люди довольно быстро изучают иностранный язык, однако расплачиваются привязанностью к лицу, продвигающему ту или иную методику интенсивного обучения; это подобно гипнозу». 

(Огненная Библия. Завет Новейший Эры Водолея.
Философия Космического Выживания XXI в.)

«Согласно Тантра-Йоге, Вселенная есть продукт двух противоположностей: статического принципа (отдых, власть, Шива) и динамики (движение, энергия, сила, творчество, Шакти). Внешняя часть всего — это креативный аспект, а внутри каждого динамического творчества заключена статика. Игра Шакти не имеет ни начала, ни конца. Шакти — божественная сила, проявляющаяся в уничтожении демонических сил и восстановлении баланса (каждый бог в Индуизме обладает Шакти и без этой энергии он бессилен). Она неутомима, энергия движется по кругу, чередуя периоды движения и отдыха. Энергия претерпевает много изменений, разрушается, а после самовосстанавливается в период отдыха. Этот процесс бесконечен. Тантра-Йога верит, что пока этот феноменальный мир существует, существует и Мать Вселенной, которая создатель, хранитель и разрушитель. Поэтому в Тантра-Йоге она должна быть почитаема, как Божественное. Тантра-Йога утверждает, что желания естественны, и пока мы заключены в своем теле, они у нас будут. Наши органы чувств — это окна, через которые к нам попадают желания. Постоянное наличие желаний пробуждает (вызывает) томление, стремление и любовь к объекту желания. Большая часть наших желаний связана с физическим телом и его комфортом. Люди становятся рабами своих инстинктов, которые формируют низшую часть личности, и делают их жертвами одиночества, недовольства, самовлюбленности и несчастья. Тантра-Йога предлагает практические способы репрограммирования сознания и желаний. Путем физического и ритуального очищения, дыхательных упражнений (пранаям), созерцания, наглядности, повторения мантр, Тантра-Йога помогает раскрыть нашу божественную природу». 

(Тантра. сайт «Надо Знать».)

«Нельзя не упомянуть о так называемой «Тантра-Йоге» или «Тантризме». Вообще, «тантра» означает «метод поднятия Кундалини». Но в средние века это слово целиком и полностью дискредитировали так называемые «тантристы», которые в Индии выполняли ту же «почетную роль», что и сатанисты в Европе: они оскверняли храмы, устраивая там сексуальные оргии, пропагандировали аморальность. Нравственная чистота — тот необходимый фундамент, без которого Кундалини подниматься не будет. Даже методика Сахаджа-Йоги испытывает трудности с аморальными людьми — их Кундалини, поднимаясь, сразу же опускается обратно. Но если безнравственный человек твердо намерен исправиться, измениться, то Кундалини окажет всю возможную помощь.
Слово «йога» пришло к нам из Санскрита, в переводе оно означает «союз», подразумевая связь с Абсолютной энергией. Эту связь осуществляет энергия Кундалини, спящая в основании позвоночника. Таким образом, Йога может подразумевать как подготовительный этап к пробуждению Кундалини, так и процесс восхождения Кундалини по позвоночнику. Подготовительный этап должен проводится под контролем гуру, так как ученик, у которого Кундалини еще не пробуждена, не может сам определить, что мешает его духовному росту.
В то же время «учителем» себя может назвать любой пройдоха, решивший подзаработать на искателях истины. Поэтому вы можете сразу перейти ко второму этапу — пробудить Кундалини можно с помощью протокола, описанного на сайте Сахаджа-Йоги. В наше время это сделать очень просто, не требуется усилий и аскетических практик — тысячелетние духовные усилия человечества принесли, наконец, свои плоды». 

(Йога для начинающих. Сайт «Сахаджа-Йога».)

«В краевом центре уже больше 10 лет существует «Барнаульское общество Йоги». На днях в Барнаул приехал Дада Дьютимая Брахмачарья (или просто Дада), один из ярких представителей международного духовно-социального движения Ананда-Марги, или Путь Блаженства. Дада родом из Исландии, ему 31 год. У себя на родине в Рейкьявике учился в музыкальной школе по классу фортепиано, участвовал в театральных постановках, писал музыку для спектаклей. Он рассказывает, что от бесконечных стрессов и нервного напряжения мучился бессонницей и однажды пришел в местный центр Ананда-Марги. Он научился медитации и практическим упражнениям (асанам), обрел внутреннее спокойствие и равновесие, а в дальнейшем избрал себе путь учителя Йоги и миссионера Ананда-Марги. По-другому это направление можно назвать Тантра-Йога, или Раджадхираджа-Йога. Два с половиной года Дада работал в Дании в качестве координатора некоторых проектов Ананда-Марги, учил людей медитации и асанам. Пять лет проучился в Швеции, в Международной школе социального служения, затем три месяца провел в Индии на специальном обучении, где был инициирован в монахи, а потом почти полгода жил и работал на Тайване. Сейчас несколько месяцев он рассчитывает провести в России, проехаться по городам Сибири и Дальнего Востока, а затем опять уехать на Тайвань.
Вообще классической Йоге уже более семи тысяч лет. Как пишут в словарях, это одна из древнейших философско-практических систем совершенствования человеческого сознания вплоть до практического постижения им сущности мира, его устройства и абсолютного единства мирового бытия. Тех, кто практикует эту духовно-телесную систему, в нашей стране достаточно много. Каждое лето в Горном Алтае проводятся семинары, на которые съезжаются сотни поклонников и знатоков этого учения со всей страны и даже мира».

(Легко ли быть йогом?)

«Тантра-Йога — это не всегда безудержное или контролируемое занятие сексом. Тантра-Йога — это, прежде всего, занятие с энергиями. А так как в человеке примерно 80 процентов не прямо сексуальных энергий, то можно сказать, что Тантра-Йога, прежде всего, направлена на работу с энергиями человека. Нижний уровень Тантра-Йоги действительно подразумевает физические сексуальные практики, а высшая ступень — это, прежде всего, работа с астральным телом человека и секс тут уже будет чисто энергетического характера. Только Тантра-Йога работает с такими понятиями, как энергетические центры человека, то есть чакры.
Порча в понятии Тантра-Йоги, это, прежде всего, измененное состояние чакр, измененное в сторону негатива. Конечно, речь сейчас пойдет не о тех видах порчи, которые человек организовывает себе сам, а о направленном чужеродном воздействии, которое и ведет к изменению правильной работы чакр. Такие изменения могут проходить по семи главным центрам, ответственным за следующее: здоровье, сексуально-эмоциональные отношения, успех в делах, превращения добра во зло, изменения в творческих процессах, изменения мышления и разрушения веры человека. Это значит, что могут быть нарушены многие функции человека, от самых малозначимых до самых жизненно-важных, я уже не говорю про неудачи в делах, потери любимых, возникновение пьянства и других «милых» зависимостей и прочих «радостей» порчи. Испорчены могут быть так же каналы, которые связывают эти центры.
Надо обращаться к хорошему специалисту, это вам не сглаз, который рано или поздно отвалится сам собой. Хороший специалист видит порчу как негативные различные блоки, или как чужеродные элементы в поле человека. И надо обладать немереной силой, что бы ее убрать, редко хорошую порчу удается убрать с первого раза. Но я поспешу уверить читателя, хорошая порча встречается редко, так как не много на сегодня специалистов способных ее поставить, правда и порча, сделанная не сознательно, доставит много хлопот». 

(Барышников А.М. Порча в ключе Тантра-Йоги.)

«Тантра — мелодия тела, музыка души. Практики Тантры. В настоящее время существует огромное количество тантрических школ, каждая из которых идет своим Путем. Большинство из этих школ построены на древнеиндийских традициях Тантра-Йоги, философия которой довольно сложна для восприятия европейского человека, не знакомого с мировоззрением и культурой древней Индии.
В Тантре Вы познаете неизвестные Вам грани сексуальных наслаждений, которые заставят Вас по-новому взглянуть на свою жизнь, открыв те ее стороны, о существовании которых Вы даже и не подозревали. Вы перестанете воспринимать секс как чисто физическое действие с чисто физическим удовольствием. Секс превратится для Вас в мир неги и блаженства, которое может длиться бесконечно. Простое физическое удовольствие никогда не сравнится с истомой Тантры, потому что она задействует те вибрации вашего тела, которые взорвут каждую клеточку, каждый атом, принеся Вам неописуемый восторг от тантрического секса.
Тантра поможет Вам найти себя. Когда тело находится в гармонии с духом, человек обретает счастье, через которое познает себя и окружающий его мир. Мир перестает быть хмурым и чужим. Вы начнете чувствовать и видеть то, что все в нем связано между собой, все находится в любви и гармонии. И чтобы увидеть эту гармонию, ее надо сначала открыть в себе. Человек становится Творцом своей судьбы: он сам строит свой мир, в котором хочет прожить эту жизнь. Вы будете совершенствоваться физически, морально и духовно. Вы станете Свободной.
Тантра поможет Вам обрести здоровье и утраченную молодость. Человеческий организм отнюдь не обязан стареть. Это происходит только от того, что человек не знает, как поддерживать его в правильном энергетическом тонусе. Вы узнаете как управлять своим здоровьем и возрастом. Если человек хочет быть молодым, он им будет. Вы станете самой привлекательной, самой сексуальной, самой молодой, самой счастливой и самой желанной Женщиной в мире». 

(Эзотерический вестник. №2 2006г.)

* * *