Статья 2.14. Гупта-Видья как предмет Российской Тантрологии (ч.5).

«Эзотерическая культура — особый пласт культуры, всегда существующий в культуре человека. Опыт устойчивости исследуемого феномена в общечеловеческой культуре указывает на то, что эзотерическая культура обращена к наиболее глубинным слоям индивидуального и массового сознания, выполняя функции социальной и духовной регуляции поведения людей. Построение культурологической наукой моделей функционирования эзотерической культуры в социуме предоставляет возможность выйти на внутренние скрытые уровни мотивации деятельности личности и улучшить понимание многоструктурности общественного сознания. <…>. В индивидуальном сознании эзотерическая культура превращается в мировоззрение, однако более глубоким и устойчивым воплощением эзотерической культуры является не мировоззрение, а миропонимание и мирочувствование, базирующееся на системе ценностей. <…> Категория «культура» включает в себя два корня: КУЛТ (культ) — преклонение, почитание; УР — свет. Таким образом, культура есть почитание света. Сказанное предоставляет возможность трактовать понятие эзотерическая культура следующим тождеством: «esoteros» + культ + ур = почитание скрытого света. Именно категория «свет» проецируется на категорию «знание», обладание которым принадлежит особым по нравственным качествам и способностям людям, достойным обучения методикам получения Божественного Посвящения при достижении Божественного уровня. При адаптированном изменении данное выражение читается как восхождение к тайнознанию, преклонение перед скрытой истиной, сохранение Божественного Знания (Света)…» (см. Белякова О.Б. Эзотерическая культура как аксиоматическая категория культурологи. Диссертация. Тамбов. 2003г. 175 стр.).
«Культура остается культурой до тех пор, пока в ней, так или иначе, присутствуют символ, миф и «живое слово»…» (см. Нежинский И.В. Традиция, культура, эзотеризм. Традиция в пространстве культуры.).

* * *

8. ТАНТРА, ЭЗОТЕРИКА И НАУКА

8.5. НАУЧНЫЕ И ЭЗОТЕРИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

(ВОЗМОЖНА ЛИ ФОРМУЛА ЕДИНОГО ЗНАНИЯ?)

(продолжение)

«Физические модели Мира. В сфере естественных наук и, прежде всего, в физике, более чем в других областях знания, остается бесконечно широкой бездна отчуждения от эзотерики. Как только физик слышит, что говорят о тонких энергиях и огненном мире, он сразу чувствует себя вне сферы понятных ему представлений.
Однако в последние десятилетия в России большим коллективом физиков, представителей ортодоксальной науки, был выполнен комплекс исследований, которые коренным образом изменили ситуацию. Было показано, что в природе, помимо гравитационного поля, порождаемого массами, и электромагнитного, порождаемого зарядами, существует еще одно универсальное поле, известное в физике как торсионное — поле кручения.
Оно порождается спином, или угловым моментом вращения, и является таким же материальным, как и остальные. Было показано, что переносчиком торсионных воздействий является физический вакуум — специфическая материальная среда, заполняющая все пространство Вселенной. Во времена Ньютона эту среду называли эфиром.
Торсионные поля обладают рядом необычных свойств. Одно из них — эффект памяти. Напомню известный всем простой опыт из общего курса физики. Если на лист бумаги насыпать железные опилки, а под лист поднести и затем убрать магнит, то опилки, выстроившись вдоль силовых линий, «запомнят» структуру магнитного поля. Любой источник торсионного поля поляризует физический вакуум, то есть всю среду, которая нас пронизывает. При этом спины оси вращения элементов физического вакуума ориентируются по направлению торсионного поля источника, повторяют его структуру.
Поляризованный таким образом физический вакуум является достаточно стабильным и долго сохраняет образовавшуюся пространственную структуру своего источника. Эта невидимая простым глазом поляризация пространства является тем, что называется в эзотерике фантомом. Так как торсионным полем обладают все тела живой и неживой природы, то фантомы образуются и людьми, и предметами. Такова общая закономерность, которая характерна для всего, что имеет место во Вселенной.
С изложенных позиций старый вопрос в эзотерике, реален ли невидимый мир, имеет однозначный ответ: да, невидимый мир реален. Реален в той же мере, в какой реально материальное и так же невидимое магнитное поле. Как и магнитное, торсионное поле тоже материально.
Полезно обратить внимание еще на одно важное обстоятельство. Люди на протяжении своей жизни запечатлеваются сами в своих фантомах. Это позволяет видеть прошлое тому, кому дано воспринимать торсионные поля. Уже сейчас в ряде организаций Академии естественных наук, в вузах и отраслевых институтах ведутся работы, направленные на то, чтобы создать физические приборы для визуализации торсионных полей.
Другое свойство торсионных излучений — их распространение через природные среды без потерь и без изменения их интенсивности с увеличением или уменьшением расстояния. Традиционно принципиальное возражение против передачи информации и образов от одного человека к другому, тем более сверхдальней передачи, исходило из представления, согласно которому сигналы эти имеют электромагнитную природу, а следовательно, для передачи их требуются большие мощности.
Но если принять во внимание торсионную природу сигналов (ими иногда спонтанно обмениваются люди и пользуются сенситивы), если учесть их свойства, то становится понятным, почему сигнал, переданный сенситивом из Москвы в Астрахань или в далекий Космос, будет иметь ту же интенсивность, что и в Москве. В этом случае нет необходимости в больших мощностях.
Еще одно немаловажное свойство торсионных полей — скорость распространения. Она более чем в миллион раз превосходит скорость света. Теоретические результаты подтверждены ныне предварительными экспериментами, которые были проделаны в ряде академических организаций нашей страны. Часть их опубликована два года назад в «Докладах Академии наук».
Полученные данные позволяют сделать вывод, что торсионные сигналы могли бы стать идеальным средством для общения разбросанных далеко друг от друга во Вселенной цивилизаций. А если учесть физическую сущность фантома, громадную скорость распространения торсионных волн, то становится понятным, почему астральное тело (астральный фантом) может покинуть человека и практически мгновенно оказаться в другой звездной системе.
Вернемся к эффекту запоминания физическим вакуумом полевых торсионных структур. Для наглядности позволю себе использовать упрощенную модель в надежде, что небеса простят мне эту вольность.
Если физический вакуум может обладать памятью, благодаря чему сохраняются наши образы в пространстве, то его элементы могут быть организованы как элементы вычислительной машины. Тогда подобная «вычислительная машина», созданная на основе спиновой поляризации физического вакуума в масштабах Вселенной, и будет тем, что называется Абсолютом или Всемирным Разумом.
Теперь учтем, что, согласно современным представлениям в области биофизики, мозг может рассматриваться как некая спиновая система, упорядоченная и весьма динамичная, то есть одновременно может рассматриваться и как источник торсионного поля, и как его приёмник. Но мы только что констатировали, что физической природой Абсолюта тоже является торсионное поле. В результате оказывается, что Космос позаботился о том, чтобы мы имели физическую возможность достижения прямой связи с Абсолютом без всяких промежуточных устройств.
Напомню, что, согласно ведическим знаниям, каждый человек имеет возможность прямо общаться с Богом. Уточним, что торсионная природа сознания позволяет человеку прямо общаться и с Абсолютом, и с Богом, и с пророками, и с душами умерших, и с другими цивилизациями, что и наблюдается у известной категории людей.
Еще один важный аспект рассматриваемой проблемы. Признавая торсионную природу сознания, мы снимаем извечный вопрос философии: что первично — сознание или материя? Если фундаментальная Доминанта природы сознания — материальное торсионное поле, то такие понятия, как сознание и материя, неотделимы, и вопрос «первичности» оказывается при таком подходе лишенным смысла.
В моих руках находится кусочек меди. Медь эта структурно напоминает собой вещество известной колонны в Индии. Этот кусочек также не хочет окисляться. Разница лишь одна: индийская колонна имеет неизвестное происхождение, а вот этот металл был рожден в лабораториях нашей страны. Хочу подчеркнуть, что торсионные поля — это не просто некая красивая теоретическая конструкция. Это — научная концепция, за которой стоит большая экспериментальная база; часть ее уже имеет выход в промышленные технологии.
Имея перед собой концепцию физического вакуума и теорию торсионных полей, можно взять, например, древние ведические книги и, заменив их терминологию на современную, обнаружить, что содержание ведических источников достаточно точно соответствует современным физическим знаниям. Учитывая большой возраст ведических источников, можно сделать лишь один вывод: знания эти были сознательно привнесены извне. Жаль только, что человечество не смогло ими правильно воспользоваться. Но потеряв не одно тысячелетие, мы снова пришли к ним.
Сформулированные концепции современной теоретической экспериментальной физики не только устраняют бездну отчуждения между Живой Этикой и ортодоксальной наукой, но и стирают границы между вульгарным материализмом и идеализмом. С позиций современных научных представлений то, что в Живой Этике называется психической энергией, по своим проявлениям тождественно совпадает с проявлениями торсионных полей. Специалист в области естествознания теперь может понять, что такое психическая энергия в привычных ему категориях, а сторонник космической парадигмы Живой Этики может понять, что такое психическая энергия на уровне процессов, изучаемых в физике.
В последнее время часто подчеркивается кризисное и, что особенно страшно, необратимое состояние развития человечества. С позиций традиционных научно-технических представлений это, безусловно, так. Однако новые знания фундаментальных физических законов, понимание их органического единства с духовными ведическими знаниями дают достаточно ясное понимание путей выхода из кризиса цивилизации. Мы отнюдь не в тупике, если осознаем духовный путь развития.
Попытаемся проследить эзотерический смысл миссии России в формировании магистральных путей развития нашей цивилизации в XXI в. Новое научное знание, открывающее путь человечеству в космическое сообщество на основе нового понимания Космоса и нового осознания себя, новый взгляд на ведические знания не случайно возродились в России в пик кризиса, когда, казалось бы, думать нужно было о хлебе насущном, а не о сущности мироздания. Пора понять, что не о гибели России идет речь. Погубить Россию невозможно. Исторически России предначертано восхождение, что предвидели и Рерихи, и Блаватская.
В ключе дзен-буддизма кризис есть, но кризиса нет. Кризиса нет в том смысле, что современное учение позволяет построить ясные пути преодоления всех современных бед цивилизации, в том числе и для тупиковых ситуаций. Пессимистические рассуждения по поводу полного краха цивилизации, или апокалипсиса, неконструктивны: сейчас время созидания, время построения фундамента сознания на основе синтеза знаний. Но уж коль скоро это стало понятным, надо сделать все, чтобы пройти путь кармы нации до конца и выполнить ту миссию, которая на нас возложена.
Нам выпало жить на рубеже двух столетий, которые образуют грань сменяющих друг друга тысячелетий. Возможно, это важнейший период в истории нашей цивилизации. Судя по событиям последних двадцати лет, нам помогли избежать апокалипсис, хотя жизнь человечества дает примеры, казалось бы, свидетельствующие о противоположном. Но мало еще людей, которые понимают возможность перемен к лучшему. Еще меньше знающих, как это сделать. И уж совсем мало тех, кто и морально, и духовно готов принять активное участие в построении будущего по великим законам Космоса.
Несколько тысячелетий назад человечество утратило гармонию с собой, утратило гармонию с природой, гармонию с Космосом. Учение Живой Этики указывает путь возврата к гармонии. И если мы осознаем первичность нравственных и духовных начал в развитии нашей цивилизации в третьем тысячелетии, если сумеем отказаться от ложной концепции покорения природы, то сможем вернуться в космическое сообщество, к жизни по великим законам Космоса». 

(Живая Этика, наука, общество. Сборник работ академика РАЕН, директора
Международного института теоретической и прикладной физики А.Е.Акимова.)

«Истоки непривычного знания. Еще совсем недавно синтез научных, религиозных и эзотерических знаний казался многим эклектикой, не имеющей ничего общего ни с наукой, ни с религией, ни с эзотерикой. А между тем, такой синтез сегодня просто необходим, ибо он может удовлетворить интерес интеллектуального читателя к трем источникам и трем составным частям Единого Знания, вернуть читателя к истокам современного научно-философского и эзотерического мышления, а эти истоки прослеживаются начиная с античности на Западе и древнеиндийской гностической традиции на Востоке. Необходимо учесть, что сегодня процессы смены представлений о познании и знании происходят более быстрыми темпами. Более того, Познание перестает отождествляться только с Наукой, а Знание — только с таким, которое получено научным путем, да еще, как правило в естественных науках. Постепенно восстанавливается понимание того, что существуют разные формы познания: научное философское, религиозное, эзотерическое художественное и другие. Сегодня можно говорить и о том, что в разные периоды эволюции познания существовали и разные представления об идеале познания: античный теологический, естественнонаучный, гуманитарный и т.д. Всякий раз, когда мы говорим о Знании, то мы всегда в явной или неявной форме говорим об истоках и границах Познания. И в разные эпохи представления о Знании и Познании существенно отличались. Постепенно складывается убеждение, что классификация Знания на знания научные, религиозные, эзотерические, оккультные, ненаучные практически отражает только одно из пониманий, характерное для определенной философской и научной традиции. Сегодня эта традиция подвергается серьезной критике, ибо немало рационально настроенных ученых и философов, пошли в религию и эзотеризм, занялись поисками смысла жизни и путей дальнейшего развития цивилизации. Сегодня эти процессы набирают силу, перекраивая наши привычные представления о Знании и о Познании. И эти представления начинают непосредственно влиять на процессы мышления человека, на его сознание.
Ныне специалисты почти в каждой области знания (теоретики и практики) настаивают на своем видении действительности. И процессы дифференциации подобного видения множатся, порождая хаос мышления. В наше время это проявляется, например, в том, что уже далеко не всегда удается различить нормального человека и душевнобольного, нащупать критерии, отличающие верующего от эзотерика, эзотерика от сумасшедшего, а их всех, например, от обычного человека со странностями, или от художника-абстракциониста, который живет в символических реальностях и достаточно серьезно их воспринимает. Сегодня нас призывают спасаться в лоне разных конфессий, разных мироощущений. Подобные призывы настойчиво поступают и свыше (контактная информация). Чему верить? Как отличить науку от лженауки? Как отличать духовные знания от лжедуховных? Почему нужно верить православной церкви и не верить восточным учениям, верить Протестантизму и не верить какому-нибудь другому религиозному учению? В этом и состоит суть хаоса мышления. Каждый говорит о спасении и подлинной реальности, но со своей уникальной точки зрения. Одни верят в Бога, другие — в нирвану, третьи — в планеты, определяющие судьбы людей. Одни ориентируются на церковь, другие — на эзотерические общества, или общение с тайными силами… В настоящее время почти все согласны, что мы стоим на пороге новой цивилизации…
Куда же идет человечество? Для понимания происходящих процессов необходимо переосмыслить истоки Знания и Познания. Только тогда мы сможем выработать новое понимания человека и смысла его жизнедеятельности. А это значит, что мы должны вернуться к трем источникам и трем составным частям Знания и Познания. Обратимся, прежде всего, к особенностям эзотерического мышления, в частности к вопросу о том, что такое эзотеризм.
Эзотерическая и религиозная мысль всегда шли рядом, но никогда не были союзниками. Если религиозные учения говорят прежде всего о соборном спасении и Боге, то эзотерические — об индивидуальном пути спасения и других, потусторонних реальностях. Истоки эзотерической мысли теряются в учениях Заратустры, Христа, Будды, Мухаммеда, в таинствах древних египтян, в гностических учениях первых столетий нашей эры, в знаниях древних цивилизаций, дошедших до нас из разных источников. Это значит, что эзотеризм — это не только чисто оккультные знания. Это еще и знания наших предков, которые существовали еще задолго до официального рождения научных знаний и потому они — вненаучные.
Расцвет эзотерической культуры пришелся на начало нашего века (Е.П.Блаватская, Г.И.Гурджиев, Дж. Кришнамурти, Н.К.Рерих). Но об эзотеризме как особом типе культуры, субъективности и индивидуальности можно говорить и более широко. Тогда эзотерик — это любая творческая личность, прокладывающая путь в культуре, это те, кого мы называем гениями, учителями человечества, кому мы стараемся подражать, кого любим, кем восхищаемся. Творцы эзотерических учений исходят из идеи двух реальностей обычной, оцениваемой как майя иллюзия сознания и истинной, эзотерической (каждый гений эзотеризма утверждает свою реальность).
Назначение человека, убеждены творцы эзотеризма — пройти путь, в конце которого находится истинный эзотерический мир, условием этого является кардинальное изменение своего существа, работа над его трансформацией. Но эзотерическая реальность — это не обязательно сверхъестественный или мистический мир. Эзотерической является любая реальность, вводящая в идеальный мир, предполагающая индивидуальный путь, индивидуальное творчество, особые установки и устремления индивида. Приходя в эзотерический мир, личность одновременно творит его, создавая и уясняя эзотерическое учение.
При всей своей неоднозначности эзотеризм в истории Европейской Цивилизации чаще всего выступал как явление плодотворное в культурном отношении. Сама европейская культурная традиция — античная философия и наука — сложилась в лоне эзотеризма. Эзотерическими были и школа Пифагора, и школа элеатов первая в качестве подлинной, истинной реальности утверждала мир чисел, вторая — мир сущего. Эзотерической была и программа построения античной философии и науки Платоном. Для последнего познание и размышление — путь, ведущий душу от мрака и безумия к свету и разуму, который он понимал как благо и божество всякий раз, когда душа устремляется туда, где сияют истина и бытие, она воспринимает их и познает, а это показывает ее разумность. Когда же она уклоняется в область смешения с мраком, возникновения и уничтожения, она тупеет, становится подверженной мнениям, меняет их так и этак, и кажется, что она лишилась ума.
Сегодня наступает новый третий этап переосмысления эзотерических знаний. Сегодня приходит осознание того, что эзотеризм, существуя за пределом научных знаний, является одним из равноправных источников Знания и Познания. Увлечение древними легендами и эзотерическими знаниями, вскрывает все новые и новые пласты древних знаний, свидетельствующих о том, что некогда существовали древние цивилизации, имевшие, более глубокие, чем считает официальная наука, системы знаний. Но как же к этим фактам относятся академические ученые? А очень просто. В соответствии с дуадной диалектической парадигмой истина одна, а все остальное ложь, игнорируется все, что не укладывается в рамки дуадной схемы эволюции. Порой даже идут на прямые фальсификации. Поэтому дуадное мышление всегда предвзятое, некритическое. Проповедуя критичность, как один из принципов развития науки, на практике реализуется противное -приняв какую-либо кажущуюся истину за абсолютную истину, иные истины для них уже ложны, и даже факты уже не являются доказательством. И так будет всегда, пока наука от дуадного мышления не перейдет к многомерному.
Истина одна, но она многомерна. Такое мышление предполагает не на словах, а на деле признать относительность Истины, признать многомерность смыслов. Поэтому наука должна снять с древних знаний пыль забвения, используя новое мышление. Стремительно увеличивается поток фактов о все новых и новых тайнах, описываемых в разных изданиях, поэтому главная цель настоящей страницы заключается не в том, чтобы привести еще какие-либо сенсационные факты из жизни древних, не в том, чтобы компилировать разрозненные факты, приводимые в разных источниках, в новую красивую, но эклектическую схему знаний, заставляя изумляться читателей красотой изложения и гениальностью догадок и гипотез, интригуя людей, которые не находя научных объяснений, начинают изучать их сами, без научного сопровождения. Главная цель — довести до читателей целостную схему древних знаний, в основе которых лежит Единый универсальный закон эволюции двойственного отношения (монады).
Порой складывается мнение, что официальной науке нет никакого дела до самого фундаментального закона Мироздания, что в науке сформировалась дружная и слаженная команда, которой нет никакого дела до многомерной науки. У нее свои ведомственные интересы, укладывающиеся в рамку дуальной схемы. Как здесь не вспомнить извечные философские споры об устройстве мироздания — мир объективен, он существует независимо от меня, мир субъективен, он существует, пока существую я. Может быть такое детское мышление о том, что все Мироздание вращается вокруг науки происходит потому, что План проведения соответствующих научных исследований не утвержден, а потому нет и финансирования, а официальной науки без официального финансирования не существует?
Многие факты из глубокой древности, приведенные на данной странице, на первый взгляд не несут никаких тайн, т.к. наука уже давно дала им свои объяснения, связав их с определенными циклами, и применив к ним определенные формулы. Но существует еще один аспект древних знаний, который необходимо учитывать. Это умышленное искажение фактов. Не зря существуют мнения, что история является самой лживой из наук (да простят меня историки). Даже история современного мира (новой эры) свидетельствует о том, что одни и те же исторические факты в разное время интерпретировались прямо противоположным образом. Это приводило просто к переписыванию истории общества той или иной эпохи заново. И не столь уж важно, по какой причине это происходило. Или по причине идеологических соображений, или по причине личных амбиций того или иного вождя.
Смею утверждать что и сегодня в кладовой истории лежит множество фактов, которые наука не может объяснить, и потому, дабы не вводить людей в заблуждение , о них ничего неизвестно широкой общественности. Это как бы артефакты истории. В нашем подсознании сложилось представление о том, что все, что несут в себе древние легенды, мифы, сказания и т.д. является вымыслом. И отчасти это правда. Вымысел занесли в них люди, по мере передачи знаний от поколения к поколению. Поэтому история древнейших цивилизаций, дошедшая до нас в форме легенд и других форм, не может не быть искажена идеологией той или иной древней эпохи, той или иной древней и древнейшей цивилизации, расы. Поэтому древние знания, дошедшие до нас в форме легенд, мифов, наскальных изображений, информации Посвященных, это правда, но это не вся правда. Помимо информации нам могут давать и умышленно дезинформацию. Необходимо учитывать при этом и кривое зеркало нашего подсознания, умышленно выдающего правду мифов за вымысел». 

(Беляев М.И. Путешествие в страну древних знаний. 13.02.2006г.)

«От Редакции. В современной социологии стали появляться работы, в которых содержатся попытки обратить внимание исследователей на некие эзотерические идеи, без которых, мол, нам не обойтись. Живое Слово, Живая Этика, Высший Разум, Абсолют и другие подобные термины предлагается внедрить в научно-исследовательскую практику. При этом не утруждают себя вопросом, а как это сделать. В результате поле социологии (особенно ее теория и методология) засоряется соображениями, далекими от науки. Статья Л.И.Фесенковой посвящена одному из способов соединения мистики и науки и будет, на наш взгляд, полезной читателям, хотя она затрагивает не столько социологические, сколько философские проблемы. Это важно, так как и в нашей науке не должно быть того, что граничит с ясновидением, пророчеством, просто с шарлатанством. Публикация этой статьи соответствует принципиальной позиции комиссии Президиума РАН в отношении различных версий лженауки. Фесенкова Л.И — кандидат философских наук, старший научный сотрудник Института философии РАН.
Статья. Многолетнее господство натурализма, который в советский период был ориентирован на философию диалектического материализма, породило реакцию — тоску по духовному, жажду веры. Стремление к духовности представляет собой достаточно значимое явление в жизни общества. Его социальные последствия трудно прогнозировать. Неизвестно, во что оно выльется и куда оно может завести. Ясно одно: чем сильнее эта духовная жажда, тем серьезнее могут быть ее последствия для общества, тем страшнее соблазны и угрозы духа, особенно для неискушенного в духовных борениях интеллигента.
Не секрет, что общественное сознание сегодня наполняется разнообразными оккультными и эзотерическими учениями. Представления о Высшем Разуме, Абсолюте, Великих учителях, переселении душ и др. сопровождают нас повсюду. Что же происходит, почему оно стало сегодня столь восприимчиво к этим представлениям? Почему магия и оккультизм так восстребованы сейчас?
Особенное внимание привлекают сегодня точки возможного соприкосновения науки и эзотерики (т.е. те моменты, когда научные данные подтверждают или якобы подтверждают некоторые представления эзотерики). Стремление видеть в отдельных результатах науки (например, квантовой механики) научное подтверждение эзотерических учений маскирует принципиальные различия между эзотерикой и наукой. В сознании нашего современника стираются грани между оккультизмом и научными представлениями о мире: биополя, высший разум, космический магнит и другие представления современного оккультизма приобретают сегодня иллюзию научной доказанности. Тем самым создается устойчивое впечатление, что наука и эзотерика не противоречат, а дополняют друг друга. Этот тезис о дополнительности науки и эзотерики получил сегодня широкое распространение.
В какой мере этот взгляд на соотношение науки и эзотерики является справедливым? На чем основываются предположения о научном обосновании эзотерики и о возможности совмещения эзотерических и научных взглядов в новой мировоззренческой парадигме как единой системе непротиворечивых представлений? Что представляют собой онтологические утверждения эзотерики с точки зрения научной методологии?
Современная эзотерика выступает в наукообразном обличье, часто в сопровождении графиков, формул и математических таблиц. Она апеллирует к науке, провозглашая принцип «единства науки, религии и философии». «Современная Теософия входит в мир через науку» — так утверждает Л.В.Шапошникова, вице-президент Международного центра Рериха. Что же представляет собой этот «синтез науки и религии», каково действительное, а не декларируемое отношение Теософии к научному знанию?
Эзотерика имеет, безусловно, свое собственное мировоззрение. Это мировоззрение — энергетическое: «Мироздание является огромной энергетической системой, а человек — одна из структур этой системы. В огромном поле энергетики происходят самые сложные процессы, в первую очередь связанные с энергетическим обменом. Последний и является главной силой эволюции человечества. Энергетический обмен (горизонтальный, вертикальный и глубинный) идет по разным направлениям… Горизонтальный обмен — это обмен на поверхности планеты, вертикальный — это обмен человека с космическими телами, с созвездиями Зодиака, с Солнцем, с планетами Солнечной системы, с созвездием Ориона, которое играет огромную роль как пространственно-временное помещение Космического Магнита» (Пути восхождения. М. 1995г. с.14). Утверждается основная тенденция мирового развития — движение к Синтезу, в котором глубинный энергетический обмен — обмен с другими мирами, мирами иных измерений — играет решающую роль.
В этой онтологической картине все понимается через энергетику, даже такие, казалось бы, далекие от нее объекты, как культура, Россия, человек. Современные представители эзотерической мысли говорят о существовании некоего энергетического поля культуры и роли России в его формировании. К людям они относятся как к «субъектам» или «объектам» эволюции. Первые выполняют функцию одухотворения энергетической системы мироздания. Вторые — идут по энергетическому каналу эволюции неосознанно. Итак, все вокруг — энергетика; везде усматриваются биополевые структуры, тонкие миры, вибрации — все имеет энергетическую природу. Даже любовь рассматривается как энергетическое притяжение двух людей друг к другу и зависит от степени энергетического потенциала. Возникает и физическая модель семьи как 2-х шариков, испытывающих попеременное притягивание и отталкивание. Соединение двух людей, сложнейшие чувства, их связывающие, идущие от традиций, культуры, морали, долга — все рассматривается энергетически как притяжение и отталкивание шариков. Все очень просто, очень страшно и… забавно.
В «биополевых» картинках мы встречаемся и с мифами о переселении душ, о жизни после смерти, с Шамбалой, Буддой, Христом и святыми. В них Шамбала является энергетическим центром мира, а святые и мудрецы, живущие в ней, являются проводниками энергии между космосом и Землей. Будда и Христос — это вовсе не пророки Буддизма и Христианства. Их действия жестко определены физическими законами.
Имеют ли эти представления реальную почву? Прежде всего, отметим, что научная картина мира кардинально отличается от эзотерической. Это можно проследить по центральным вопросам происхождения мира, жизни, человека. Примеры воскрешения архаики «от имени» науки бесчисленны. Во многих современных эзотерических учениях постулируется наличие энергоинформационного поля Вселенной. Предполагается, что в нем отражена история развития нашей планеты и вся информация, накопленная человечеством. Именно существованием этого поля эзотерики объясняют явления спиритизма, ясновидения, пророчеств, экстрасенсорики: экстрасенс, подключившись к данному полю, получает знания о прошлом и будущем. На концепции информационного суперполя, связывающего все сущее во Вселенной и на Земле, основывается биоэнергоинформатика — «новое научное направление, которое объясняет все аномалии (не признаваемые официальной наукой) с позиций информационно-энергетического обмена».
Победное шествие теософских идей свидетельствует о том, что они отвечают каким-то важным запросам европейского сознания. Учение оказалось воистину неистребимым, несмотря на многочисленные обвинения в неграмотности и шарлатанстве. Какие же тайные склонности, дремлющие в бессознательном человека — как XIX в., так и современного — делают его жизнеспособным и нечувствительным к любой критике?
Широкое распространение позитивизма в европейском обществе и отход образованных слоев общества от религии породили потребность в духовности и сакральности, которые дремали до поры до времени в неосознаваемых слоях общественного сознания. Но потребность в духовности, угнетаемая позитивизмом, отнюдь не отменяет другой столь же характерной для него потребности — в рациональном обосновании своих верований. Сегодня они должны быть, хотя бы по видимости, научно обоснованы. Наукообразное обличие современной эзотерики как раз и дает ей возможность вписаться в систему требований современного менталитета. Очень важной чертой, характеризующей сознание европейца, является его потребность в самоутверждении, укоренении своей индивидуальной, личностной значимости. Теософия резко повышает онтологический статус личности в общей картине мироздания и тем самым удовлетворяет одну из базисных духовных потребностей.
Воздействие на европейское общество магических представлений античности и Египта, иудейской каббалы и других эзотерических учений можно проследить на протяжении всего развития западной культуры. В этих представлениях человек выступает как властелин природы. Магия используется для достижения власти над ее законами в собственных целях, без участия и благодати Бога. Это открытый вызов христианской традиции — подмена христианского учения о Богочеловеке мечтой о человекобоге, который собственным магическим усилием достигает божественного состояния. Эта подмена совершается в эпоху Возрождения в рамках самого христианства и пропагандируется ее авторами как дальнейшее развитие христианской традиции. На деле же это — традиция оккультная. Она имеет гностические истоки, развиваясь в европейской культуре параллельно с Христианством.
Итак, эзотерика генетически связана с европейским типом мышления и отражает глубинные запросы и потребности западного менталитета. Какие изменения в общественном сознании можно ожидать в будущем под влиянием воздействия эзотерических идей? Мы уже видели, что эзотерика возвращает к архаическим представлениям о мире. Но главное не в этом, а в самом ее способе рассмотрения своих объектов. Течения эзотерической мысли подходят к духовным явлениям с мерками естествознания и дают им объяснение через природные процессы. Эти идеи активно вливаются в современное общественное сознание. В результате развитие общественной мысли явно движется в направлении элиминирования духовных явлений и замене их сугубо материальными. Понимание мира становится все более грубо материалистическим, позитивистским. Современная эзотерика обращается преимущественно к естественным наукам, и потому представления гуманитарных наук о человеке и его истории, религии, искусстве — весь сложный комплекс духовных, социальных и культурологических характеристик человека неправомерно упрощается и рассматривается исключительно как энергетический феномен. Научная картина мира заменяется биополевой — псевдофизической картиной. Любовь, добро, красота понимаются в системе биополей разной степени тонкости, вибраций на разных планах бытия, то есть наделяются физическими характеристиками. Мир утяжеляется. Он лишается покрова Божественной Тайны и Тайны Божественного Промысла.
Популяризация такого рода «материалистической» картины мира означает пропаганду непрофессиональных, псевдонаучных представлений. Именно они, а не представления науки, внедряются в массовое сознания и получают статус «научности» в глазах рядового члена общества, не обремененного научным образованием. Этот процесс поддерживается средствами массовой информации, проповедующими астрологию, алхимию и эзотерические учения. Об опасном для общества проникновении псевдонауки во все слои общества предупреждает обращение Президиума Российской Академии Наук к научным работникам, учителям и всем членам российского интеллектуального сообщества, призывающее к активной борьбе с фальсификацией науки магией и оккультизмом.
От понимания подлинной научности мы движемся к усвоению научности мнимой. Наука дискредитируется, а общество становится все более материалистическим и бездуховным. Анализ влияния эзотерики на современный менталитет позволяет выявить и другую тенденцию в эволюции общественного сознания, дальнейшее развитие которой может привести к возникновению непредсказуемых явлений в нашем социуме. Мы говорим о неожиданно открывшемся поразительном факте — тяготении нашего современника к авторитарности и тоталитаризму. Свободолюбивое сознание европейца сегодня с готовностью воспринимает учения, внутренне заряженные крайней несвободой. Парадокс ли?
Возможно, сейчас происходит смена идеологий, в результате которой идеал свободы и гуманизма, заставляющий европейца видеть будущее в розовом свете (как осуществленное общество справедливости и ненасилия), заменится другими идеалами — более страшными. И, может быть, разгул насилия и садизма, который обрушивается на нас по телевизору, со сцен театров и кино, оформится в новый идеал, который и станет новым символом веры? А может быть в нас незримо работают какие-то непонятные законы, аналогичные тем стремлениям, которые заставляют леммингов совершать массовые самоубийства при повышении численности их популяции и очищать территорию для будущих поколений? Может быть, наше сознание таинственно работает в деле подготовки какого-то нового типа общества, способного выжить в ситуации нарастающей экологической катастрофы? Прогнозов нет, но есть симптомы. И симптомы грозные…». 

(Фесенкова Л.И. Сиентизация эзотерики и псевдонаука.
Ж. «Социологические исследования». № 2 2004г. С. 92-98.)

«От Автора. О Высших Знаниях. Понятие «знание» является фундаментальной философской категорией и заслуживает специального исследования. В нашу задачу не входит такое исследование, но отдельные качественные характеристики знания, требующие однозначного толкования, будут рассмотрены по мере необходимости.
Истинным является знание, которое позволяет живому существу совершать оптимальные для решения приоритетной задачи действия. Разные живые существа одно и то же знание могут отображать в своей памяти в совершенно разнородных формах. Это вызвано различием имеющихся у них органов чувств, языковым различием, влиянием факторов внешней среды, сопутствующих восприятию знания. Истинное знание всегда относительно. Его предел, подобный бесконечности, — абсолютное знание. Решение приоритетной задачи любым живым существом имеет множество вариантов. По мере накопления знаний возможности выбора наиболее оптимального варианта возрастают. Так же как бесконечен процесс познания, так бесконечно истинное знание стремится к абсолютному знанию. Уровень знаний отражает качественную характеристику познания наиболее общих закономерностей реального мира. В этом ряду Высшие Знания претендуют на формирование в памяти человека образов, отражающих первопричину и динамику развития реального мира.
Прямой обмен знаниями между живыми существами возможен только в том случае, когда знание выражается в одинаковых зрительных, звуковых или иных образах. Если нам скажут нечто очень важное для нас на неизвестном языке, это знание будет бесполезным, даже если мы запомним его звуковое выражение. Воспринятое знание должно связаться с подобными же образами имеющегося истинного знания, стать составной частью комплекса знаний индивидуума. Только в этом случае новое знание может быть использовано. О том случае, когда знание имеет слишком слабые связи с другим содержанием памяти, говорит пословица «ума — палата, да ключ потерян». Новое знание может привести к изменению образов, в которых подобное знание выражалось ранее. Создание теории Относительности не привело к отказу от физики Ньютона, но позволило выразить физические закономерности в более общем виде. В этом случае знание используется как в старой, так и в новой форме.
Знание в каждый момент времени является фиксированным отображением процесса познания. Новое истинное знание никогда не отвергает ранее накопленных истинных знаний, даже в том случае, когда форма их отображения претерпевает изменения. Новое знание образует связи со старым знанием, используя его в качестве фундамента, и открывает новые, более эффективные пути решения приоритетных задач бытия. Для человека главный смысл восприятия знаний более высокого уровня заключается в том, что он пересматривает приоритеты. По мере роста уровня знаний цель жизни человека от удовлетворения сиюминутных физиологических потребностей смещается вплоть до стремления найти свое место в вечной динамике развития Вселенского Разума. По определению классической Йоги к истинному познанию относятся восприятие, умозаключение и авторитетное свидетельство. В это определение нужно внести уточнение. Восприятие может быть чувственное и сверхчувственное.
Восприятие чувственное дает человеку информацию об объекте познания посредством органов чувств. Инструментальные методы познания также дают чувственное восприятие. К сверхчувственному восприятию относятся экстрасенсорные методы получения информации.
Умозаключение — это установление новых связей между образами объекта познания, содержащимися в памяти человека. Умозаключение может быть основано на информации, полученной чувственными методами, но оно может содержать в своих логических цепочках и образы, полученные сверхчувственными методами. Есть основания полагать, что процесс творчества в значительной мере основан на сверхчувственной информации, направляющей ход мыслей. В отдельных случаях сверхчувственная информация приходит блоком в виде «озарения». Этот вопрос будет рассмотрен более подробно при физическом обосновании методов классической Йоги.
Авторитетное свидетельство основано на источнике знаний, заслуживающем доверия. Такие знания воспринимаются блоком. При их передаче принимаются меры, позволяющие донести знания с минимальными искажениями. Авторитетное свидетельство также может быть основано как на чувственных, так и на сверхчувственных знаниях. Примером сверхчувственных знаний являются «Откровение» Иоанна Богослова, Коран, некоторые знания, полученные методами Йоги.
Научные знания базируются на чувственных восприятиях. Главные критерии научного знания — возможность воспроизвести результаты эксперимента, явившегося причиной чувственных восприятий, и объяснение фактов в системе понятий данной науки.
Из сказанного можно сделать вывод, что сверхчувственные знания в жизни людей играют не меньшую роль, чем чувственные знания. Человек живет в океане сверхчувственной информации и постоянно использует ее. Но сознание людей, как правило, связывает со зрительными, звуковыми и иными образами окружающего их мира только чувственные образы знаний, содержащихся в памяти. Это происходит потому, что знания, полученные чувственными методами, можно многократно по желанию воспроизвести. При этом их рельефность, четкость видения образов знания возрастает. Сверхчувственные знания также можно многократно воспроизвести, если они облечены в чувственную форму (пересказаны, описаны в книге). В этом случае они приобретают характер авторитетного свидетельства. Подавляющее большинство сверхчувственных знаний предназначено для использования в конкретной ситуации бытия. Эти знания не воспроизводятся из памяти по желанию. Но они определяют выбор варианта действий в конкретной ситуации, потому что имеют связь с характерным набором чувственных образов, и только с ним.
Творческие работники, многократно воспроизводящие в уме ту или иную ситуацию решаемой задачи, часто отмечают, что решение ее приходит внезапно. В этих случаях принято говорить об интуиции. Но вызывать по желанию эффект интуитивного прозрения еще никому не удавалось. В наибольшей степени в этом направлении продвинулись экстрасенсы и йоги. Однако здесь речь идет только о создании условий для получения необходимых сверхчувственных знаний, а не об их достижении. Это обстоятельство делает получение сверхчувственной информации невоспроизводимым, несовместимым с требованиями, которые предъявляются к научным знаниям. К тому же сверхчувственная информация зачастую приходит в образной, аллегорической форме и требует расшифровки. Это также является одной из причин, по которым современная наука отвергает сверхчувственные знания.
Возникла парадоксальная ситуация, когда истинные знания, полученные по чувственному и по сверхчувственному каналу, не образуют связей на основе общих образов, взаимно отвергают логику мышления и тем самым тормозят развитие цивилизации. Высшие Знания устраняют эту проблему. На основании известных законов физики Высшие Знания дают объяснение первопричины существования Вселенной, динамики ее развития, объясняют строение вещества реального мира, гравитацию и электромагнетизм, сильные и слабые взаимодействия в веществе, раскрывают многомерность Вселенной, определяют общее и отличительное между Разумом и веществом, объединяют науку и религию системой общих понятий и образов.
Как относиться к Высшим Знаниям? Воспринимать ли их как откровение Высшего Разума, или как гипотезу, требующую детального анализа и проверки во всех аспектах? На эти вопросы нет однозначного ответа по той причине, что знания каждого человека индивидуальны. Информационный блок Высших Знаний каждым читателем будет воспринят по-своему. Даже при одном уровне знаний характер восприятия строго индивидуален, поскольку базируется на уже сформировавшихся индивидуальных образах и понятиях. Отношение читателя к Высшим Знаниям с каждым днем будет изменяться под влиянием сверхчувственной информации, получаемой неосознанно. Сам факт нахождения этой книги в Вашем пользовании изменит энергетику пространства и окажет положительное влияние на поток направляемой Вам сверхчувственной информации. У Вас будет появляться неосознанное желание вновь и вновь перечитать те или иные главы Высших Знаний, сопоставить их с Вашими предшествующими знаниями, сделать новые выводы.
Принципиальные положения Высших Знаний подтверждены расчетами, которые не были опубликованы (ЕТП-1990,91,92,93). Высшие Знания нельзя рассматривать как жесткий каркас будущих научных знаний. Работу над Единой Теорией Поля я начал в 1975г. Наивно полагая, что академическая наука с восторгом примет мои подсказки, я надеялся ограничить мое участие в разработке теории только гипотезой. Академия Наук СССР отвергла мои предположения только потому, что они противоречат понятиям современной науки. В 1989г. я решил построить теоретическую модель вещества, основанную на структурных неоднородностях Вакуума, и вскоре вышел на модель вещества, в которой электромагнетизм, гравитация, сильные и слабые взаимодействия имеют природу одного энергетического поля Вакуума. В этой модели физика Эйнштейна является частным случаем физики Ньютона, а не наоборот, как утверждает современная наука. С этого момента Теория стала жить самостоятельной жизнью. Все известные законы физики непротиворечиво объединялись в этой модели вещества. На любом этапе работы появлялось множество перспективных путей глубоких исследований. Но моей целью была проработка только взаимосвязанных принципиальных вопросов с минимумом обосновывающих вывод расчетов. Главным доказательством истинности Единой Теории Поля является непротиворечивое объединение десятков известных физических закономерностей в предложенной модели вещества.
Фактическим материалом, на который опирались мои дальнейшие теоретические изыскания, стали «Новый Завет», «Йога-Сутра» Патанджали и «Вьяса-бхашья», предсказания Нострадамуса, практика Дзэн-Буддизма. Наука не имеет знаний в этих областях и потому отвергает их существование в принципе. Эзотерические науки на данном этапе представляют разрозненную систему знаний, а их носители так же ревниво оберегают каждый свою область, как и представители академической науки. Они готовы признать, что высказанные соображения не противоречат основам их знания, но не способны признать существование теории, в рамках которой их собственные теоретические исследования теряют значимость.
Я понял, что должен пройти весь путь Высших Знаний и опубликовать их блоком. Только в таком виде они могут быть восприняты сознанием современного человека, деформированным ложным научным знанием, которое не опирается на истинное базовое знание об основах Мироздания и потому очень часто путает причину и следствие. Только таким образом можно обозначить путь, ведущий к истине посредством религии и практики Йоги, выявить созданные разумом людей ложные пути, ведущие в тупик.
5.0. Древние Знания. 5.2. Высшие Знания в «Йога-Сутре» Патанджали. В словаре Русского языка С.И.Ожегова термин «знание» расшифровывается как «постижение действительности сознанием». Большая Советская Энциклопедия расшифровывает этот термин как «проверенный практикой результат познания действительности, верное ее отражение в сознании человека». Совершенно очевидно стремление современной науки к абсолютной истине. Вопрос лишь в том, достижима ли эта цель. Результат познания действительности, согласно БСЭ, следует проверить практикой, отражением действительности того же рода, что и проверяемое знание. Отражение познания действительности в сознании, которое проверено тем же сознанием посредством отражения действительности, составляющей существо практики, не может претендовать на абсолютную достоверность. В данном случае истина может быть только относительной. Степень достоверности определяется как наличием систематической погрешности в отражении действительности сознанием, так и характеристиками действительности, составляющей существо практики.
Физика Ньютона вполне соответствовала практике, поэтому теория Относительности Эйнштейна была воспринята вначале как игра воображения. Но это не помешало ей оставаться знанием, которое позднее позволило решить ряд проблем и найти свое подтверждение практикой. Фридман в 1922г., используя уравнения Теории Относительности, предсказал нестационарность Вселенной, а в 1929г. Хаббл обнаружил красное смещение в спектрах излучения звездных систем, что послужило основанием для вывода о расширении Вселенной. Была создана теория образования Вселенной из сверхплотного вещества в результате реликтового взрыва. «Горячая» модель Вселенной проверена многими наблюдениями. Но все это не гарантирует ее достоверность. Результаты наблюдений можно объяснить, если принять модель Вселенной в виде сферической волны согласно Единой Теории Поля (ЕТП-1990,91,92,93). К тому же обнаружены ряд явлений, которые теорией «горячей» Вселенной не объясняются. Тем не менее, наука не спешит расстаться с моделью «горячей» Вселенной.
Из этих примеров видно, что истинность знания всегда относительна. В формулировке БСЭ знание существовать не может.
В расшифровке С.И.Ожегова «знание» предстает как многовариантная структура, формируемая сознанием человека, которая базируется на всех видах восприятия действительности. Характеристика знания соответствует качеству восприятия, является его производной. В процессе познания предмета сознание фиксирует восприятия органов чувств и иные, сверхчувственные восприятия. Информация, полученная от других лиц, также фиксируется сознанием посредством органов чувств в виде мысленных образов. В процессе познания существенным является умозаключение, установление связи между родственными объектами познания, и мысленное конструирование обобщенного образа объекта познания. В результате процесса познания возникает истинное или ложное знание, но никогда не возникает абсолютное Знание.
Ложное знание, не выдержавшее проверки практикой, может быть отвергнуто только в том случае, когда установлены достоверно причины, породившие ложное знание. Такими причинами могут быть неадекватное отражение действительности сознанием вследствие искажения чувственной информации или ошибочное умозаключение, в основе которого лежит установление связей между объектами познания разного рода. В противном случае знание не может быть признано ложным.
Человек, имеющий дар сверхчувственного восприятия, видит ауру людей. Его знание не может быть проверено практикой людей, не обладающих такими способностями. Тем не менее, это знание остается истинным, хотя и в определенной мере индивидуальным.
Знание, не выдержавшее проверки практикой, ложность которого не установлена достоверно, следует перевести в разряд неактуального знания. При возникновении условий актуализации такое знание будет переведено в разряд истинных и включено в логические цепи формирования новых знаний.
Развитие Земной Цивилизации по своей сути является процессом познания, фиксации и передачи знаний от человека к человеку, от поколения к поколению, от одной общественной формации к другой, от цивилизации одного периода к цивилизации другого периода. Центральным вопросом, на который пытается найти ответ каждый человек, — это вопрос о смысле жизни. Почему рождается человек, в чем состоит сущность его «Я», что представляет собой сознание человека, как связаны между собою духовное и материальное в организме человека, что представляет собой Вселенная и какая роль отведена человеку в ней, что должен делать человек, чтобы избавиться от страданий в жизни, как нужно поступать, видя страдания других людей? История сохранила немало документов религиозно-философского содержания, свидетельствующих о достижениях в этой области знания.
Сложность актуализации знаний о душе и теле заключается в том, что они относятся к взаимодействию материального мира разных измерений и не могут быть проверены средствами чувственного восприятия организма человека даже с использованием известных инструментальных методов. Сверхчувственное восприятие, которым наделен каждый человек, может фиксировать взаимодействие вещества разных измерений. Но эти способности подавлены техногенным образом жизни людей и низким уровнем развития духовного начала, составляющего «Я» человека. Развитие способностей сверхчувственного восприятия может привести к актуализации знаний, которые имеют свои корни в глубокой древности.
Сверхчувственное восприятие лежит в основе многих религиозно-философских систем. Составной частью некоторых из них является Йога, наука о взаимодействии духовного и материального, о взаимодействии Разума разных измерений, существующего в человеке. Наблюдения и эксперименты, проводившиеся многочисленными сторонниками этого направления философской мысли на протяжении тысячелетий, позволили создать ряд стройных систем духовного и физического совершенствования человека. Не имея в своей основе научной базы, которая позволила бы создать научную теорию Йоги, она, тем не менее, дает точные умозрительные объяснения, которые опираются только на наблюдения, включающие сверхчувственное восприятие. По существу можно говорить об эмпирической теории Йоги. Есть основания предполагать, что многие ключевые сведения, составляющие собственно теорию Йоги, были получены сверхчувственными методами посредством ее практики.
История Йоги неразрывно связана с историей Земной Ццивилизации в ее высшем проявлении. Наиболее древняя высокоразвитая цивилизация, сведения о которой дошли до нашего времени, существовала в районе Индийского океана на континенте, именуемом Лемурией. Причины гибели (30-50 тыс. лет назад) цивилизации, находившейся в своем расцвете, неизвестны. Не исключено, что этой причиной был гравитационный удар. Хатха-Йога, направленная на совершенствование физического тела человека и способностей управления им, по некоторым источникам, имеет корни именно в этой цивилизации.
Другая древняя цивилизация Атлантиды, также погибшая по неизвестной причине около 12 тыс. лет назад, дала начало Лайя-Йоге, направленной на совершенствование управления волей человека. До нас дошли сведения о древних священных текстах, Ведах, которые являются основой философии Индуизма, возникшей в Индии, и книге «И Цзин» (Книге перемен), которая является основой философии Даосизма, возникшей в Китае. Написание обоих текстов датируется III тыс. до н.э. Общие корни с Ведами имеет и «Влесова Книга», давшая начало религиозной философии славян. Философские системы Индуизма и Даосизма развивались параллельно в наиболее близких в географическом плане народностях. Их родственность видна уже из того, что они оперируют множеством схожих понятий. Ряд этих понятий можно определенно идентифицировать с понятиями ЕТП.
В Индуизме существует понятие Брахман — безличное духовное начало, из которого возник весь реальный мир. В Даосизме этому понятию соответствует Дао — вечное, бесформенное, недоступное органам чувств, дающее начало и форму всему во Вселенной. Согласно ЕТП — это Вакуум. Понятие Атман в Индуизме ассоциируется с мировой душой и неразрывно связано с понятием Брахман. Согласно ЕТП — это сферическая волна Вакуума нейтрино Вселенной. Мировая душа Вселенной — Параатма, а душа человека, имеющая ту же природу, что и мировая душа — Дживатма. Очевидно, что эти понятия соответствуют понятиям ЕТП — нейтрино измерения LВс и Lb.
Философскую концепцию Даосизма «Дао-дэ-ци» при выполнении принципа «у-вэй» можно расшифровать как накопление жизненной энергии «ци» при сохранении ненарушенным «у-вэй» природного качества «дэ» следовать установленному Дао вселенскому ходу развития. Согласно ЕТП эту философскую мысль можно сформулировать так: развивать Разум L10 (ци) организма, не допуская деятельности (у-вэй), которая может привести к сходу со сформированных ранее во Вселенной (Дао) следов будущего, в результате чего известное будущее существование (дэ) станет неизвестным.
Классическая Йога базируется на «Йога-Сутре» Патанджали, конспективной записи наставлений по теории и практике Йоги. Датировка написания «Йога-Сутры» относится к II в. до н.э. в связи с отождествлением автора с грамматистом Патанджали, жившем в этот период. Источник «Йога-Сутры» неизвестен. Была ли это конспективная запись наставлений Учителя или Патанджали спешил записать собственную сверхчувственную информацию, установить невозможно. И в том и в другом случае информация будет облечена в образы и понятия того времени. Но анализ содержания этой информации позволяет сделать вывод, что она могла быть получена только от Высшего Разума
Конспективная запись «Йога-Сутры» затрудняет понимание ее смысла. В IV в. н.э. Вьясой был написан комментарий к «Йога-Сутре» Патанджали — «Вьяса-бхашья», который позволяет воспринять их глубинный смысл в образах и понятиях автора комментария. По этой причине принято считать базовой философией «Йога-Сутры» Индуизм, а базовым текстом — Упанишады (наставление Учителя), которые имеют корни в священных текстах — Ведах. Дальнейшее развитие теории Йоги происходило также на этих философских традициях. Существенное влияние на формирование практики Йоги оказала мудрость древних, нашедшая литературное воплощение в эпосах Индуизма — Махабхарате и «Бхагавад-Гите».
Аналитическое исследование «Йога-Сутры» Патанджали позволило выявить большое число понятий, которые отсутствуют в научной литературе, но имеют аналоги в ЕТП. Классическая Йога оперирует понятиями, содержащими качественную характеристику. При таком определении понятия возникает неоднозначность формулировок. Проявление тех или иных качеств зависит от ситуации. Поэтому каждое понятие обрастает целым комплексом качеств, затрудняющих представление и восприятие их образов. Комментарий Вьясы не устраняет эту трудность. «Вьяса-бхашья» несет отпечаток субъективного восприятия, которое базируется на образах философских систем того времени. Анализ «Йога-Сутры» и «Вьяса-бхашьи» превращается в очень сложную задачу, решение которой требует не только разъяснить содержание «Йога-Сутры», но и разъяснить содержание «Вьяса-бхашьи». При этом необходимо выявить и установить причины возникновения содержащегося в них ложного знания. Поэтому ограничим нашу задачу только разъяснением знания, содержащегося в «Йога-Сутре», перевод которых с Санскрита выполнен Е.П.Островской и В.И.Рудым (Классическая Йога. М. Наука. 1992г.). Из перевода исключены некоторые смысловые дополнения авторского текста, заключенные в квадратные скобки, искажающие его смысл или не имеющие принципиального значения. В то же время следует отметить, что «Вьяса-бхашья» содержит истинное знание и помогает раскрыть содержание «Йога-Сутры»». 

(Лемякин Б.А. Высшие знания. Волгоград. 1998г.)

* * *