Статья 2.14. Гупта-Видья как предмет Российской Тантрологии (ч.3).

«В 1964г. Френсис Йейтс выпустила работу «Джордано Бруно и герметическая традиция». В ней британская исследовательница фактически создала первую академическую парадигму изучения эзотерики. <…> …появляются попытки изучения эзотеризма, где его рассматривают как универсальный культурный феномен. Позже возникает целый ряд работ, посвященных осмыслению явления эзотеризма… В результате начинает выступать вперед слегка модифицированный термин — «западный эзотеризм». Существует ли эзотеризм восточный — вопрос, нерешенный до конца. Только в конце 1990-х изучение западного эзотеризма начало восприниматься как поле для серьезных академических исследований» (см. Носачев П.Г. Эзотерика: основные моменты истории термина. Вестник ПСТГУ. I. Богословие. Философия. 2011г. Выпуск. 2 (34). С. 49-60.).
«Следует сразу признать, что «Индийский Эзотеризм» есть идеальный объект, сконструированный нами в эвристических целях по аналогии с западным эзотеризмом, но на материале индийских религиозно-философских систем. <…>. Индийский Эзотеризм встроен в конфессиональные рамки, и вне их его попросту нет, что отличает его от западного аналога, который, начиная с появления Герметизма, фактически образует отдельную традицию в рамках духовной культуры Запада» (см. Пахомов С.В. Индийский Эзотеризм. // Путь Востока. Универсализм и партикуляризм в культуре. Материалы VIII Молодежной научной конференции по проблемам философии, религии, культуры Востока. Серия «Symposium», выпуск 34. СПб. Санкт-Петербургское философское общество. 2005г. С.155-161).

* * *

(продолжение)

 5. ЭЗОТЕРИКА: ТАЙНОЕ ИЛИ ЯВНОЕ ЗНАНИЕ?

Эзотерика — одно из тех слов, которое на протяжении всего своего существования имеет необъяснимое магическое влияние на сознание людей, и с которым всегда ассоциируется что-то тайное, сокровенное, и конечно, в первую очередь, Знание. Термин «эзотерика» существует более тысячи лет. И как это часто случалось в истории, понятие и смысл самого термина «эзотерика» неоднократно дополнялись и даже менялись. Сегодня мы вряд ли сможем найти однозначное определение термина «эзотерика». Общие и специальные словари, энциклопедии и справочники дают самое разное толкование этого слова. Еще более интересная ситуация в «эзотерической» и «академической» литературе. Скорее всего, сегодня можно говорить уже не о термине «эзотерика», а об универсальном понятии «эзотерика», и даже не столько о понятии «эзотерика», сколько о понятии «эзотеризм».
Согласно Советскому Энциклопедическому Словарю (1985г.) «термин — слово, или сочетание слов, обозначающее специальное понятие, употребляемое в науке, технике, искусстве», а согласно Толковому Словарю Русского Языка Д.Н.Ушакова (2005г.), «термин — 1. в формальной логике — понятие, выраженное словом (филос.). 2. слово, являющееся названием строго определенного понятия».
Согласно Энциклопедическому Словарю Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона (1890-1897гг.), «понятие — лигический термин, обозначающий известную ступень в развитии интеллектуальной деятельности человека. Память воспроизводит представление объекта в том виде, в каком объект был воспринят сознанием; рефлективная деятельность ума, разлагая объект на сумму его качеств и подмечая общие объектам качества, создает некоторое общее представление, которое обозначается словом. Общее представление возникает путем отвлечения и ограничения, понятие возникает путем определения и разделения».
Также, согласно Большой Советской Энциклопедии (1969-1978гг.), «переход от чувственной ступени познания к логическому мышлению характеризуется, прежде всего, как переход от восприятий, представлений к отражению в форме понятий. По своему происхождению понятие является результатом длительного процесса развития познания, концентрированным выражением исторически достигнутого знания».

Подводя итог на основе выше приведенной информации (см. статью 2.14. Гупта-Видья как предмет Российской Тантрологии (ч.1) и (ч.2), и забегая вперед (см. настоящую статью п.6. Индийский Эзотеризм, п.7. Тантрический Эзотеризм), можно сказать, что термины «герметизм», «оккультизм», «эзотеризм», «эзотерика», «Гупта-Видья», «индийский эзотеризм», «тантрический эзотеризм» могут иметь следующие значения и толкования:

ГЕРМЕТИЗМ:
— единственный путь к истине
— система религиозно-философских воззрений
— система философско-религиозных воззрений
— комплекс оккультных наук — магии, астрологии, алхимии
— эзотерическое религиозно-философское учение древности
— обширные знания по магии, оккультизму, астрологии, алхимии, медицине
— учение, признающее наличие скрытой, непознаваемой сущности вещей, открытой лишь посвященным
— сочетание элементов популярной греческой философии, халдейской астрологии, персидской магии, египетской алхимии

ОККУЛЬТИЗМ:
— тайное знание
— область знания
— секретная философия
— тайное учение для посвященных
— философская система, синтезирующая знания
— связующее звено между психологией и религией
— изучение скрытых возможностей и тайных знаний
— знание секретов, скрытых природой от человечества
— знание, хранимое в тайне, или знание, содержащее тайну
— знание и правильное использование скрытых сил Природы
— знание того, что пребывает вне восприятия органов тела
— признание существования скрытых сил в человеке и космосе
— больше, чем научная философия, это огромный опыт, это Духовная Наука
— проникновение в и познание сокровенных тайн мироздания, человека, жизни и смерти
— целенаправленные действия, методы для привлечения тайных, скрытых сил природы или космоса
— совокупность воззрений, верований и знаний по предмету таинственных сил природы и человека
— мудрость, объясняющая действие законов природы вместе с их приложением по всей вселенной
— лжедуховные мистические учения о тайных знаниях, наделяющих силой и властью, и практики
— тайное знание (знание, хранимое в тайне), или знание, содержащее тайны (скрытые природой)
— практические способы взаимодействия со сверхъестественными феноменами и силами
— системный тип знания о взаимодействиях духовного (тайного, мистического) и материального

ЭЗОТЕРИЗМ:
— искусство
— знание тайн
— душа религии
— высшее знание
— наука о душе всего
— единое тайное знание
— фрагмент древних знаний
— истинное Божье откровение
— наука мудрости тысячелетий
— живой организм самой Жизни
— закрытая часть любого учения
— вид рациональности в культуре
— тайное учение, для посвященных
— мудрость, скрытая от обывателя
— учение, доступное через посвящение
— сокровенное учение, для посвященных
— хранилище сокровенных истин и тайн
— все скрытое, непроявленное, неведомое
— учение, предназначенное для посвященных
— глубочайшие истины и мистический опыт
— особый вид знания для особого рода людей
— тайное мистическое учение для посвященных
— религиозная мистика и религиозная философия
— не знание само по себе, но комплексная система
— сокровенная часть всех религиозных учений мира
— тайное учение для определенного уровня интуиции
— уникальный опыт постижения свойств тонкого мира
— особые стратегии дешифровки и истолкования сущего
— миропостигающие процедуры и различные психотехники
— хранилище мистических знаний и опыта, для посвященных
— древнее знание, сформулированное и развитое посвященными
— одна из психологических техник управления сознанием людей
— духовные, мистические, скрытые в сердцах людей, процессы
— знание, превосходящее все обычные виды человеческого знания
— знания, доступные через духовный опыт и определенный ключ
— учения, являющиеся достоянием тайных оккультных организаций
— информация и технологии, построенные на внутреннем принципе
— методы достижения сверхчеловеческого (сверх-рассудочного) знания
— внутренний «дворик храма», секретные знания, знания для посвященных
— представление о мире и человеке как единстве макрокосма и микрокосма
— тайные, скрытые знания, вековая мудрость, священные психотехнологии
— передача древних «тайных знаний», особые ритуалы и духовные практики
— то, что внутри мира, внутри человека, внутри каждой вещи и каждого процесса
— не Учение или Философия. Это Жизнь, настоящая Жизнь, реальная Жизнь в Реальности
— основанное на тайных знаниях и интенсивных практиках внутреннее направление всех религий
— специфические системы психопрактик в рамках любых культурных и религиозных традиций
— восприятие древнего знания через мастерство владения восприятием, интеллектом и действием
— тайноведение, «внутренняя доктрина» религиозного, философского, иного учения, для посвященных

ЭЗОТЕРИКА:
— путь к свету
— тайное знание
— вековая мудрость
— тайные, скрытые знания
— познание самого себя как части целого
— понимание самого себя и знание жизни
— тайные знания и интенсивные практики
— то, что из тайного стало общедоступным
— знание фундаментальных законов мироздания
— тайное знание, доступное лишь посвященным
— процесс познания окружающего мира и бытия
— религиозная мистика и религиозная философия
— область знаний об иной реальности и путь развития
— священное тайное знание, организующее жизнь человеческой души
— совокупность знаний, предназначенных только для посвященных людей
— некий свод древних знаний, существующих в культурах народов всего мира
— бесконечные тексты о закрытых «учениях», созданные «просветленными»
— сфера специфических взглядов о глубинно-мистической сути человеческой жизни
— учение о скрытой мистической сути (предначертании) судьбы объектов Мира (и человека)
— то, что веками собиралось и хранилось у разных народов, передавалось из поколения в поколение
— философское знание, философские учения, хранившиеся долгие века в тайне от непосвященных
— тайное знание, которое имеет иррациональную компоненту, уходящую корнями в глубины человеческой психики
— совокупность понятий, учений, верований, основной смысл которых скрыт от обычных людей и доступен лишь посвященным
— род знания, который был частично унаследован из той или иной эзотерической традиции и на котором была основана та или иная религия
— великое философское знание древности, послужившее основанием в том числе и для возникновения на этой основе различных религий
— то, что собиралось, накапливалось, столетиями хранилось, передавалось из поколения в поколение и совершенствовалось в культуре разных народов
— специфические системы психопрактик, существующие в рамках любых культурных и религиозных традиций, носящие преимущественно прикладной характер
— взгляд на мир, разделяющий его на два качественно различных слоя, из которых один считается тонким, высшим, горним, а второй — плотным, низшим, дольним

ГУПТА-ВИДЬЯ (см. статью 3.13.8. Тайна термина «видья»).
— тайная наука
— тайная доктрина
— единый путь жизни
— мистическое знание
— осознаваемое знание
— особое состояние духа
— истинное, верное знание
— наука духовного развития
— непосредственное видение
— духовно-мистический опыт
— духовное и священное знание
— истинное знание Реальности
— наука жизни, искусство жить
— видение мира через осознавание
— тайное знание-видение, мудрость
— источник всех религий и философий
— единое целостное понимание истины
— знание в наивысшем духовном смысле
— высшая точка знания и вершина философии
— эзотерическая или сокровенная наука, знание
— сокровенная восточная наука духовной мудрости
— знание как результат интуитивного постижения
— высшее знание, постигаемое на собственном опыте
— духовное и священное знание, полученное через посвящение
— самая древняя, самая естественная и самая совершенная наука
— наука самоосознания, развития и духовного роста личности человека
— знание Реальности через осознание законов существования человека и Вселенной
— внерациональное, мистическое и магическое знание, обретаемое методами Йоги и/или Тантры
— истинное знание Реальности, достигаемое с помощью различных мистических упражнений
— чистое, трансцендентное знание, благодаря которому обретается духовное освобождение

ИНДИЙСКИЙ ЭЗОТЕРИЗМ (см. далее)
— высшие наставления
— знание Запредельного
— мистическое познание
— внутренняя наука души
— самые сокровенные знания
— особый тип гуманитарного знания
— правильное изучение сакральных знаний
— изучение и понимание высшей Реальности
— знание реальности этого проявленного мира
— постижение живой мудрости тайных учений
— изучение и понимание трансцендентного знания
— непосредственное познание и соединение с Абсолютом
— порождение и продолжение древнейшей аборигенной культуры
— тайные знания и особые методы, ритуалы и мантры, обладающие великой силой
— знание истинного значения терминов священных писаний, полученное в рамках традиции
— комплексное образование, включающее множество компонентов, располагающихся сразу в нескольких «измерениях» (учение, практика и общество)

Обратим внимание на то, что объединяет все эти определения и толкования терминов «герметизм», «оккультизм», «эзотеризм», «эзотерика», «Гупта-Видья». Скорее всего, это такие понятия, как:
— опыт
— наука
— знание
— учение
— тайна
— истина
— познание
— мудрость
— духовность
— осознавание и др.
с оттенком трансцендентного, высшего и еще «тайного» значения, где под словом «тайный» подразумевается не столько недоступный (физически), хранящийся где-то в тайнике, а скорее доступный (психологически) не каждому, доступный только посвященным, просветленным, озаренным, одухотворенным «адептам».

Можно ли отнести Традицию Тантры к этому «многообразию» определений и толкований? Что такое Эзотерическая Традиция на самом деле? И можно ли вообще говорить об Эзотерической Традиции? Что такое Гупта-Видья и можно ли ее считать Эзотерической Традицией? Можно ли считать Тантрическую Традицию Эзотеричской Традицией, или Эзотерической Традицией в полном объеме? Можно ли говорить о том, что Тантрическая Традиция — это Гупта-Видья, или часть Гупта-Видьи как Тантра-Видья? Гупта-Видья — это Тантрическая Традиция или это еще что-то, или это совсем другое? и т.д. Вероятно, ответить на все эти и многие другие вопросы, имеющие отношение к Тантрической Традиции и связанные с Эзотерической Традицией, Гупта-Видьей, должны будущие исследования Российской Тантрологии (см. статью 2.12. «Тантрическая Традиция как Пятая Веда (ч.5)», п.7. Феномен Тайного Высшего Знания, п.8. Тантрическая Традиция как Тайное Высшее Знание, доступное для каждого).

«Будущее открывает перед нами самые грандиозные перспективы. Ибо пробил уже час начала великого цикла возвращения к мистическому мышлению. Со всех сторон нас окружают воды океана универсальной науки — науки вечной жизни, таящие в себе забытые затонувшие сокровища ушедших поколений».

Такой «эпиграф» написала Е.П.Блаватская к своей книге «Тайная Доктрина Теософии» (см. Блаватская Е.П. Тайная Доктрина Теософии. М. Сфера. 2006г.)

«Теософия и теософы. Путеводная звезда неизведанного. В одной древней книге по оккультным наукам написано: «Гупта-Видья (Тайная Наука) — это притягательное, но бурное море, полное подводных скал. Мореплаватель, рискнувший путешествовать в нем, если только он не является мудрым и опытным, будет поглощен им, напоровшись на один из тысяч подводный рифов. Огромные волны цвета сапфира, рубина и изумруда, волны, исполненные красоты и тайны, захватят его, готовые унести странника в направлении других, бесчисленных сигнальных огней маяков, светящих вокруг со всех сторон. Но это ложные огни, блуждающие огоньки, зажженные сынами Калии, чтобы погубить тех, кто жаждет выжить. Блажен тот, кто остается слеп к этим обманчивым огням, но еще более блажен тот, кто никогда не отвращал своего взора от света единственной истинной Путеводной Звезды, чье вечное пламя в одиночестве пылает в глубинах вод Священной Науки. Бесчисленны странники, стремящиеся войти в эти воды; но лишь немногие плавают столь хорошо, что достигают этой Путеводной Звезды. Тот же, кто попадет туда, перестает быть числом и становится всеми числами. Он забывает об иллюзорной обособленности и признает лишь истину коллективной индивидуальности. Он видит ушами, слышит глазами, понимает язык радуги и сосредотачивает шесть своих чувств в седьмом»…
Значение слова «Видья» можно передать лишь греческим термином «Гнозис» — знание скрытых и духовных вещей; иначе говоря, это знание Брахмы, т.е. Бога, объемлющего всех богов…
Гнозис возник намного раньше этой эры, ибо он был прямым продолжением Гупта-Видьи («Тайного Знания», или «Знания Брахмана») древней Индии, передан¬ной через Египет; так же как волшебство филалетов было продолжением египетских мистерий. В любом случае первоисточником этой дьявольской магии является Верховное Божество, а ее апогеем и конечной целью — единение с божественной искрой, связывающей человека с изначальным пламенем, имя которому — Божественное Все. Достижение этой цели есть Ultima Thule для тех теософов, которые посвятили себя без остатка служению человечеству. Прочие же — те, что еще не готовы пожертвовать всем, могут пока заняться изучением трансцендентальных наук, таких, как месмеризм и другие феномены нашего времени во всех их формах. Они имеют на это полное право, согласно тому пункту нашей программы, который провозглашает одной из целей Теософского Общества «исследование неизученных законов природы и психических способно¬стей, скрытых в человеке»…».

(Блаватская Е.П. Тайная Доктрина Теософии. М. Сфера. 2006г.)

В рамках темы настоящей статьи представляется интересным исследовать ту «синонимичность» (или «тождественность»), которую придают многие авторы санскритскому термину «видья» и греческому термину «гнозис».

«Часть 2. Онтология Йоги. Разбор «Йога-Сутры». Цель всех индийских философских школ (даршан) в преодолении страдания. Страдание вызвано неведением «авидьей» (а — «не», «видья» — общий у нас с Санскритом корень «видеть», «ведать»). Преодолевает страдание пробудившийся, познавший свою сущность, свой изначальный принцип (Атман, Пурушу), тот кто сорвал покрывало Майи посредством джняны, или иначе — видьи (по-европейски «гнозис»), и Йоги». 

(Раджа-Йога или восьмизвенная Йога Патанджали.)

«Из статьи «Гнозис в Духовных Учениях как Единой линии Единого Священного Знания, начиная от времен Язычников и кончая Учениями Кастанеды, Теософии и Агни-Йоги». ЗНАНИЕ: греч. Гнозис (??????); санскр. Джняна (j??na); тиб. Еше (Ye-shes); санскр. Видья (vidy?); тиб. Ригпа (Rig-pa); санскр. Виджняна (Vij?eyam); тиб. Намше (rnam-par-shes-pa); евр. Даат (???), Бкиут (??????), Акара (????); арабск. Алимун (??? ), ‘Араф (??? ). Знание-Гнозис — Божественная Внутренняя Сакральная Мудрость, греч. София (?????), санскр. Видья (Vidy? ) — Знание». 

(Словарь Единого Знания. 2011г.)

«§ 136. Способы высшего «пробуждения». Можно сказать, что в Упанишадах индийская религиозная мысль приравнивает освобождение к «просветлению» или к осознанию изначального, но доселе не осознаваемого, состояния Универсума. Невежество, иными словами, незнание своей сущности можно уподобить «забвению своего начального духовного принципа (Атман, Пуруша)». Подавив невежество или сорвав покрывало Майи, гнозис (джняна, видья) рождает освобождение: истинное «знание» эквивалентно «пробуждению», и Будда — образцовый пример «пробудившегося»…». 

(Алекс Боу. Брахманизм и Индуизм: первые философские доктрины и способы спасения. 2012г.)

«Примечание-сноска. Гупта(Гухья)-Видья — в своём основном и высшем смысле означает Эзотерическое Знание, Тайную Науку. Она представляет собой науку Мантр с их истинным ритмом или напевом мистических вызываний и т.д. Вместе с Яджна-Видья, Маха-Видья и Атма-Видья составляет четыре из семи Видья (отраслей Знания ), упомянутых в Пуранах . Лишь Атма-Видья, или истинная духовная и божественная Мудрость, может пролить конечный и абсолютный свет на учения других Видья . Подобно Маха-Видья, великому знанию , выродившемуся в тантрические культы, Гупта-Видья также может быть унижена до уровня чёрной магии (Письма Е.Рерих. Новосибирск. 1992г. т.2. 14.05.1986; Блаватская Е.П. Тайная Доктрина. Рига. Угунс. 1937г. М. Прогресс. 1991г. Т.1. Комментарий к Станце VI. 4). «Тайная Доктрина» сообщает нам, что есть семь отраслей знания, упомянутые в Пуранах (Т.Д. I. 192). Гнозис, Скрытое Знание, — это седьмой Принцип, а шесть школ индийской философии представляют шесть принципов (Т.Д. I. 299). Гнозис, или Скрытое Знание, — то же, что Атма-Видья, или Теософия, и включает в себя остальные шесть». 

(Алиса А.Бейли. «Трактат о Космическом Огне». 1925г.)

«Отдел XXXIV. Преемники мистерий после появления Христианства. …Главной целью было «воссоединение части со всем». Это Все было Единым со множеством названий. Независимо от того, называлось ли оно Дуи, «ярким Владыкою Небес» у арийцев; Иао у халдеев и каббалистов; Иабе у самаритян; Тиу или Туиско у северян; Дув у британцев; Зевс у фракийцев; или Юпитер у римлян — оно было та Сущность, Facit, Единый и Верховный, нерожденный и неисчерпаемый источник каждой эманации, источник жизни и вечного света. Луч которого каждый из нас носит в себе на этой земле. Знание этой Тайны пришло к неоплатоникам из Индии через Пифагора, а еще позднее через Аполлония Тианского, а правила и способы вызывания экстаза пришли из того же учения божественной Видьи, Гнозиса. Ибо Арьяварта, светлое средоточие, в которое в начале времени были излиты пламена Божественной Мудрости, стала центром, откуда излучались «языки пламени» во все части земного шара. Что же было Самадхи, как не тот Возвышенный экстаз, в состоянии которого нам открываются Божественное и тайны Природы, о котором говорит Порфирий». 

(Блаватская Е.П. Тайная Доктрина. Том 3. Эксмо-пресс. 2007г.)

«В связи со всем, намеченным нами выше, для простоты обобщения следует выделить три основные духовные концепции, данные человеку: 1) культ Бытия, т.е. культ Логоса и Космоса, проявленного Света (понятого как экзотерически, а именно как подчеркнутый пантеизм, так и эзотерически, как культ Чистого Духа — что включает дихотомию Света Белого и Света Черного соответственно); 2) культ Небытия, т.е. культ Хаоса, предвечной Ночи, из которой рождается Свет (аналогичным образом понятой как диалектическая «сумма» Тьмы проявленной и непроявленной). Две эти концепции сводятся к общему знаменателю в идее не-двойственности, противостоя друг другу только формально, поскольку, исходя из логики манифестационизма, Свет порожден Тьмой, они связаны генетически, поэтому возврат светового Эфира в лоно Хаоса в инициатическом срезе принципиально возможен, а Видья в этой перспективе предстает как Знание о Единстве Света и Тьмы, об истоковости Единого как неразделенного. Но третья концепция исключает две предыдущие: это 3) Гнозис об Ином Боге, о Божественном Субъекте, Который нетождественен ничему, а потому выступает единственной причиной Всего, не будучи ни Светом, ни Тьмой, ни их Единством, и Который ни с чем генетически не связан (доктрина креационизма), но творит Все (Бытие) из Ничто (Небытия)».

(Против Света Тьмы: к философии Логоса. 2010г.)

«Источники и влияние Шиваизма. …Иерархия 25 таттв в Шиваизме была дополнена еще 11 таттвами. Хотя это количество считается теперь стандартом, ранние тексты приводили другие цифры: от 5 дополнительных таттв в тексте «Раурава-Сутра-Санграха» до 14 таттв в «Мригендра-Тантре». Стандартное количество (11 таттв) встречается, например, в «Свайямбхува-Сутра-Санграхе» «Паракхья-Тантры» гл. 5, «Дикшоттаре» и «Матанга-Парамешваре».
Таким образом, таттвы школы Санкхья помещены в больший список, и шиваитские тексты пытаются доказать, что система Санкхьи охватывает только нижние уровни Вселенной и, следовательно, является неполной. Этот заумный эзотерический теологический прием введения в заблуждение неоднократно используется в шиваитских текстах. Перечень таттв, закрепившихся в качестве стандарта в период после письменных источников Шайва-Сиддханты:
1. Шива — высший Абсолют, иначе Парамашива, Парамешвара и т.д.;
2. Шакти — Его сила, потенция и энергия;
3. Садашива — промежуточная форма;
4. Ишвара — манифестация (сакала) Шивы в качестве действующего лица;
5. Шуддха-Видья — чистое знание, или гнозис, т.е. мантры…». 

(Кристофер Д. Уоллис. (Магистр искусств, магистр философии.
Университет Беркли). Шиваизм как отдельная религия.
Источники Шиваизма. / Пер. Е.Саноцкой. 2012г.)

«Греческое слово «Гнозис» означало «Знание», однако, распространившись по Европе, оно получило более глубокое, мистическое значение. Гнозис подобен скрытому подземному потоку, который пронизывает тысячелетия европейской истории и культуры в различных формах запретного древнего знания: герметизм, алхимия, тайные эзотерические учения, искусства духовного познания — все они стали источником, который освежал и давал успокоение всем мятежным и метущимся душам Европы, стремившимся к единому высшему Знанию…
Мы должны вернуться к тому же пониманию мифов и символов, что и у названных «божественных людей», людей Традиции, т.е. видеть в них выражение сверхрациональной реальности, печать тех метафизических сил, которые действуют в глубине рас, религий, исторических и доисторических цивилизаций. Солнечная раса — высшая и предшествующая всем другим. Солнечная или Олимпийская раса, которая соответствует Гиперборейской Традиции и Крови, имела черты «естественной сверхъестественности»… Символические обозначения «божественной» или «небесной» расы следует понимать так, что они прилагались к людям, которые сами не верили, что они боги, но чувствовали, что принадлежат к земной расе лишь волей случая или по «незнанию» или «во сне». Два термина: «видья» и «авидья» древней индо-арийской религии означали соответственно «знание» (высшей тождественности) и «неведение» — именно в этом смысле их и следует понимать в контексте предыдущего предложения. Впрочем, здесь мы невольно переходим в область другой глобальной темы, обсуждать которую в данном материале не входит в наши планы». 

(КатАрий-Гностик (Ordo Futuris). Введение в эзотерический расизм. 27.марта 2011г.)

«В корпусе Калачакра-Тантры слово «неразрушимое» всегда обозначает высшее, нерушимое блаженство и гнозис этого блаженства. Гнозис также называется «мантрой» в силу того, что он функционирует как защита для ума. А также он называется «духовным знанием» (видья) и совершенством мудрости (праджняпарамита). Это называется «великой печатью» (махамадра), поскольку считается, что нет ничего выше. И точно также это называется дхармадхату, сахаджакаей (присущим (изначальным) телом), джнянакайей (телом знания), или вишуддхакаей (чистым телом). Также он называется союзом Ваджрасаттвы и Маты, который выходит за пределы зависимо возникающих органов чувств.
Для этой и других тантрических систем, в силу определенной диспозиции чувствующих существ, гнозис, блаженство Абсолютной Реальности, проявляется в чувствующих существах рождаясь из чрева, как четыре вида блаженства, а именно, блаженство (?nanda), высшее блаженство (param?nanda), необычайное блаженство (viram?nanda) и присущее блаженство(sahaj?nanda).
Каждая из этих четырех форм блаженства имеет четыре аспекта: телесный, вербальный, ментальный и гностический. И эти 16 аспектов гнозиса есть ни что иное, как тело, речь, ум и гнозис четырех тел Будды, а именно, Сахаджакая, Дхармакая, Самбхогакая и Нирманакая. Считается, что эти 16аспектов проявляются в четырех телах в соответствии с великими пожеланиями (adhimukti) чувствующих существ. 16 аспектов четырех тел возникают, когда прекращаются 16 видов блаженства, которые характеризуют тело индивида. Таким образом 16 видов блаженства индивида являются нечистыми, или же преходящими аспектами 16 аспектов высшего, нерушимого блаженства (mah?kara-sukha) Сахаджакаи. Они становятся очищенными в силу прекращения телесного семени, имеющего 16 частей, которые являются внутренними 16 фазами Луны». 

(Выдержки из книги: The Inner K?lacakratantra (A Buddhist Tantric View of the Individual). Vesna A.
Wallace Oxford. University Press. 2001. Гнозис как всепронизывающий ум и как четыре тела будды.)

А теперь обратим внимание на то, как определяется сам термин «гнозис».

«Гнозис (от греч. gnosis — познавание, знание, учение) — познание предметов, явлений, их значения и смысла».

(Дудьев В.П. Психомоторика: cловарь-справочник. 2008г.)

«Гнозис (греч. gnosis) — познание, узнавание характера раздражения, звука, зрительного образа и т.п., их смысла и символического значения».

(Никифоров А.С. Неврология. Полный толковый словарь. 2010г.)

«Гнозис (от греч. gnosis – знание, учение) — в нейропсихологии и невропатологии – собирательное понятие для процессов перцептивной категоризации (опознания) стимулов разной модальности (напр., зрительный и слуховой гнозис, стереогноз и т.д.)».

(Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004г.)

«Виджняна — свободный духовный или божественный ум; каузальная Идея; Гнозис; Суперразум; всеобъемлющий аспект истинного объединяющего Знания; обширное объемлющее сознание, особо характерная черта супраментальной энергии, которая берет в себя всякую истину, идею и объект знания и видит их все сразу в их сути, тотальности и части, или аспекты». 

(Санскритские термины Йоги Шри Ауробиндо.)

«Гнозис (букв. «знание») — специальный термин, употреблявшийся школами религиозной философии как до, так и во время первых столетий Христианства для обозначения объекта их исследований. Это Духовное и Священное Знание, Гупта-Видья индусов, можно было приобрести лишь при посвящении в Духовные Мистерии, одним аспектом которых являлись церемониальные «мистерии».

(Д.Мид. Теософский словарь. / Пер. А.П.Хейдока.)

«Гнозис (греч. gnosis — знание, учение, познание), гностика, гностицизм — проникновение в мир сверхчувственного путем созерцания Бога. Гностиками называют тех философов или теологов первых столетий после возникновения Христианства, которые познавали скрытые в вере мистерии путем философской спекуляции. Гностики, не принадлежащие церкви, соединяли гностику с древневосточными, в особенности с персидскими и сирийскими религиозными представлениями, с еврейской теологией, с платоновской, стоической и пифагорейской философией, превращая ее в эклектическую мистику. Общим почти для всех гностических систем является дуализм между Богом и материей, преодоление пропасти между ними с помощью ряда опосредствующих сущностей, идея их эманации в нисходящих ступенях бытия и их возвращение к источнику путем спасения». 

(Философский энциклопедический словарь. 2010г.)

«ГНОЗИС. Понятие гнозиса относится ко всему сознанию, основанному на ИСТИНЕ бытия, в отличие от Неведения или Невежества. [19:968]. Гнозис есть действенная суть ДУХА, высшее динамическое проявление духовного бытия. [19:971]. Гнозис истинного супраментального сознания представляет собой силу, превосходящую разум и действующую по своим собственным законам, в основе которых лежит непосредственное тождество с высшим «Я», с его абсолютной самосознательной Истиной, познающей себя через свою собственную силу СВЕТА и лишенной всякой необходимости поиска и устремленности, даже самой высокой и светлой. [12:124]. Высший абсолютно сознательный и всеобъемлющий Интеллект — это то, что мы называем Сверхразумом или Гнозисом. [19:1017]. Гнозис есть светило божественной ВОЛИ-ЗНАНИЯ, сияющее на небесах высшего сознательного БЫТИЯ. По отношению к этому светилу ментальный ИНТЕЛЛЕКТ и ВОЛЯ — не что иное, как рассеянные лучи и отражения, собранные в фокусе. Гнозис обладает божественным ЕДИНСТВОМ и поэтому способен управлять и контролировать многообразие и множественность проявленных форм. Гнозис не ограничен никакими формами НЕВЕДЕНИЯ и пребывает в состоянии самораскрытия с помощью силы божественного ЗНАНИЯ. [21:645-46]». 

(Глоссарий терминов, встречающихся в работах Шри Ауробиндо.)

«Гно?зис (от греч. ?????? — знание) — высшее, эзотерическое, откровенное, мистическое знание. Центральное понятие Гностицизма. В раннем Христианстве эзотерическому знанию гностиков противопоставляется идеал «истинного», христианского гнозиса — высшего проникновенного богопознания. Заметное распространение понятие получает в оккультно-мистических учениях Нового времени и XX в. В классической древнегреческой философии термин «гнозис» употребляется в техническом значении, обозначая знание, исследование, не имея мистических и эзотерических коннотаций. Характер откровенного, мистического знания термин «гнозис» приобретает в эллинистической и раннехристианской традиции под влиянием иудейских и восточных оккультных учений. В таком качестве гнозис становится центральным понятием гностицизма (учения Валентина, Василида, Маркиона и др.) где выступает в качестве оккультного знания о бесконечном, божественном и вечном во всем и вовне всего, в котором раскрываются высшие способности духа, преодолеваются ограничения материального мира и происходит самоутверждение в мире запредельном. Одновременно с мистическим характером, гнозис был знанием эзотерическим, передававшимся последователям гностических учений в тайне от непосвященных.
В XX в. термин «гнозис» приобрел широкую популярность в рамках новых религиозных, духовных и мистических движений». 18

(Википедия. Свободная Энциклопедия.)

«Гнозис (греч. gnosis — познание, знание) — центральная категория Гностицизма — эклектического религиозно-философского течения поздней Античности, выступившего одной из культурных форм связи оформившегося Христианства с мифо-философским эллинистическим фоном и вероучениями Иудаизма, Зороастризма, вавилонских мистериальных культов. Основные источники изучения — гностические сочинения из архива Наг-Хаммади (обнаружены в 1945г.), а также фрагменты гностиков в трудах христианских критиков и текстах раннехристианских и средневековых ересей… Концепция знания (Гнозис) задает основную проблематику Гностицизма: проблема сущности человека и его духовного предназначения. По формулировке Феодота, роль Гнозиса заключается в способности дать ответ на извечные человеческие вопросы: «Кто мы? Кем стали? Где мы? Куда заброшены? Куда стремимся? Как освобождаемся? Что такое рождение и что возрождение?». Однако это ценностно-семантическое ядро гностического учения вытекает из общей космологической проблемы, унаследованной гностицизмом от античной философской классики и — опосредовано — от мифологии, а именно — проблемы бинарной мировой оппозиции, понимаемой как напряженное противостояние и связь материального (земного, материнского) и небесного начал. В космологии мифа их связь понималась как сакральный брак, имеющий креационную семантику. Эта парадигма созидательного взаимопроникновения космических структур сохранена и в античной философии, хотя решена в совершенно новом смысловом ключе. Так, у Платона единство материального и идеального миров обеспечивается двумя каналами: от мира идей к миру вещей (вектор «вниз») — воплощение, и от мира сотворенного к миру совершенства («вверх») — познание. Первый канал («вниз») фактически является креационным, второй («вверх») оформляется Платоном как узнавание («припоминание») абсолютного образца в совершенном творении («любовь к узренной красоте») и последующее восхождение по лестнице любви и красоты «к самому прекрасному вверх» — вплоть до постижения истины в абсолютной идее совершенства… Человек занимает исключительное положение в мире, имея высшее предначертание. Гностицизм задает трихотомию плотских, душевных и духовных людей, т.е. — соответственно — тех, в ком реализуется только плотское начало (материальное порождение Ахамот); тех, в ком реализуется полученная от Демиурга способность к различению и выбору добра и зла; и, наконец, тех, в ком реализуется духовное порождение Ахамот, воплощающее ее порыв к истине. Это духовное начало, вложенное в душу духовного человека, и есть Гнозис — знание, проявляющееся в устремлении, зовущее к избавлению от уз греховной материальности и указующее путь к спасению». 

(Новейший философский словарь. 2009г.)

«Греческое слово «гнозис» означает «знание». Тем не менее, гностическая литература не имеет дела со знаниями. Гнозис — это сверх-знание. Только немногие могут получить это знание; может один из тысячи, один или два из десяти тысяч. Симон Маг начинает свое великое «Откровение» (Апофазис) следующим образом: «Это то, о чем говорится в Откровении Голоса и Имени, которое исходит из Мысли и Великой Бесконечной Энергии; по этой причине, оно будет запечатано, скрыто и хранимо в месте, в котором корень Всего имеет свою основу».
Гнозис, одержимость Посвященных, противостоит примитивной пистис (вере) верующих. Гнозис — не просто «знания», а тайное и загадочное откровение. Гностические секты заявляют, что обладают книгами экзогенного происхождения, то есть от происхождения внешнего или высшего по отношению к миру, в котором мы живем. Такие книги принадлежат уважаемым личностям, истинным посланникам небес. В качестве примера процитируем один абзац из Священной Книги Великого невидимого Духа, произведения, которым пользуются сетианцы: «Это книга, написанная великим Сетом (одним из сыновей Адама). Он поместил эту книгу в высоких горах, на высоту, на которую солнце никогда не поднимается и не сможет подняться. С тех пор у пророков, апостолов и проповедников даже ее имени не было в их сердцах. Никто не слышал о ней. Эта книга была написана великим Сетом, когда ему было сто тридцать лет; он поместил ее на гору, называемую Чаракс, так, чтобы ее нашли в последние времена, и в последние мгновения».
Все гностики-христиане заявляют, что унаследовали (непостижимым образом) секретные учения, данные Иисусом своим ученикам: базилиды, например, утверждают, что получили от апостола Матвея эзотерические доктрины, открытые Спасителем этому апостолу. Гностические группы распространили много апокрифических Евангелий: такие как Евангелие египтян, Евангелие Марии, Апокриф Иоанна (на греческом языке буквальный перевод слова «апокриф» — «секретная книга»), и т.д. Следовательно, Гнозис подразумевает передачу секретных учений, передачу «мистерий», которые хранятся для малого числа «посвященных», для «людей непоколебимой веры».
«…Гнозис — пишет Puech — это внутренний опыт, которому суждено стать инамисибильным состоянием (от латинского inamissibilis, то, что не может быть потеряно)». Это внутреннее состояние приносит просветление (возрождение и обожествление), и мужчина/женщина восстанавливает свою истину, и вспоминает и обретает снова самосознание, то есть человек узнает свои истинные природу и происхождение; через этот опыт человек узнает себя в Боге, человек познает Бога, и человек видит себя как проявление Бога и отделенным от этого мира. Так человек обретает свое «Я» и свое истинное положение; человек получает объяснение своей судьбы и уверенность в своем спасении для вечности. Теодотус, ученик Валентинуса, говорит, что обладать гнозисом, значит знать «чем мы были и что мы есть; где мы были и откуда изгнаны; куда мы идем и откуда мы получим избавление; что такое рождение и что есть воскресение».
Гнозис — это ответ на внутренние страдания индивидуума, озабоченного великими загадками метафизики. Пистис София («Вера и Мудрость»), наиболее известная гностическая работа, которая написана на коптском языке, содержит долгое перечисление знания, получаемого избранными душами: причина, по которой были сотворены свет и тьма, хаос, сокровища света, нечестивые и праведные, проявления света, грех, крещение, гнев, богохульство, вред, измена, чистота, высокомерие, смех, клевета, покорность и смирение, богатство, рабство; причина по которой существуют рептилии, дикие звери, скот, драгоценные камни, золото, серебро, растения, воды, Запад и Восток, звезды и т.д. Таким образом, Гнозис позволяет человеку понять смысл всего, так как Гнозис раскрывает происхождение и предназначение человека.
Такое «знание», такое «просветление» превращает человека в великое существо: Человек — это божественное живое создание, которое можно сравнить не с остальными земными живыми тварями, но с созданиями, которые обитают выше, в небе, теми, которых зовут богами. Или лучше сказать (если мы осмелимся сказать всю правду), тот человек, кто действительно человек, выше всех этих богов, или, по крайней мере, равен им по силе.
Вы знаете знаменитый пассаж св. Павла, который часто цитируют в христианском эзотеризме: Я знаю человека во Христе, который четырнадцать лет назад (в теле или вне тела, я не знаю; Бог знает) был взят на третье небо. Я знаю такого человека и как он был взят в Рай, и слышал непроизносимые слова, которые человеку незаконно произносить.
Гнозис — символизируемый также просветляющим и созидательным огнем — пробуждает душу избранного от глубокого «сна», в который душа погружена: в этом смысл методов духовной тренировки, направленных на создание особых состояний сознания и сверх-сознания. Однако, когда кто-то получает Гнозис, он получает полное и немедленное знание, которым этот индивидуум овладевает целиком; это «знание per se», абсолютное, которое содержит в себе Человеческое Существо, Космос и Божественность. Только через это знание индивидуум может быть спасен, а никак не с помощью своей веры или трудов — несмотря на то, что гностицизм имеет черты религиозной философии, Гнозис отличается этим основным положением, а также экзистенциальным настроением, из которого оно исходит; Гнозис демонстрирует свою отличительную особенность в этом условии живого опыта». 

(Serge Hutin. Гнозис: спасающее знание.)

Таким образом, мы можем (чисто условно) попытаться сравнить два термина — греческий «гнозис» и санскритский «видья» (см. статью 3.13.8. Тайна термина «видья»):

ГНОЗИС ВИДЬЯ
— знание
— учение
— познание
— узнавание
— познавание
— сверх-знание
— исследование
— чистое знание
— высшее знание
— скрытое знание
— духовное знание
— истинное знание
— внутренний опыт
— священное знание
— знание о единстве
— религиозное знание
— откровенное знание
— мистическое знание
— объединяющее знание
— эзотерическое знание
— внутреннее состояние
— интегрирующее знание
— знание абсолютной реальности
— сокровенное знание, сокрытое в человеке
— наука
— знание
— ведение
— изучение
— познание
— мудрость
— осознание
— осознавание
— постижение
— верное знание
— высшее знание
— духовное знание
— истинное знание
— знание Единства
— знание мудрости
— высшая мудрость
— мистическое знание
— осознавание истины
— священная Мудрость
— Божественное Знание
— особое состояние духа
— знание духовной истины
— врожденное осознавание
— трансцендентное знание
— знание истинной природы
— знание Высшей Реальности
— истинная природа человека
— знание не-мирской реальности
— знание мудрости запредельного
— видение мира через осознавание
— знание высшей недвойственности
— знание через личный духовный опыт
— непосредственное видение истинного
— знание в наивысшем духовном смысле
— непосредственное видение истинного
— внерациональное, мистическое знание
— знание, проявившееся из опыта озарения
— знание об истинной природе Реальности
— истинное знание Абсолютной Реальности

* * *