Статья 2.14. Гупта-Видья как предмет Российской Тантрологии (ч.1).

продолжение

«Эзотеризм и религиозность — это во многом пересекающиеся, но не тождественные понятия. По мнению В.М.Розина, «эзотерическая культура (сознание) отличается от религиозной. Религиозное спасение предполагает соборное усилие, обращение к Богу (как бы Он не понимался), признание невозможности кардинального изменения своей души (творит и изменяет душу только Бог). Тогда как эзотерическое спасение мыслится как индивидуальное, обращенное к самому себе» (Розин В.М. Эзотеризм как форма индивидуальной и социальной жизни. // Дискурсы эзотерики (философский анализ). М. 2001г. с.116). Для этого же автора характерно довольно широкое понимание эзотерики: так, любые творческие личности (мыслители, художники) — личности эзотерические. «Эзотерик — это человек, самостоятельно, под свои идеалы, выстроивший целый мир и так себя изменивший (преобразовавший) что может в этом мире жить… Эзотеризм — это одна из форм эволюции социума, опирающаяся на личное творчество, самоактуализацию и психотехническую работу» (там же, с.130). Иной точки зрения придерживается Е.Г.Балагушкин: «Эзотерика — это концептуально-доктринальная форма общественного сознания, продуцирующая прагматические модели объяснения и деятельности» (Балагушкин Е.Г. Эзотерика в новых религиозных движениях // Дискурсы эзотерики (философский анализ). М. 2001г. с.217). На наш взгляд, и эзотерика, и религия предлагают свои картины мира, в основе которых — отношение человека к сакральному (к наиболее значимым ценностям для данного общества). Как и в эзотерике, в большинстве религий также есть представления о передаче древних «тайных знаний», особые ритуалы и духовные практики. Но эзотерика более синкретична и содержит в себе не только религиозные представления, но и философские, научные, художественные, моральные. Именно в этом (а вовсе не в ее «индивидуализме», противостоящем религиозному «коллективизму») состоит ее особенность».

(Ю.Рыжов. Новая религиозность в культуре и искусстве. М. Смысл. 2006г. 328 стр.)

«Смысл оккультизма или, лучше сказать, эзотеризма, по сути, сводится к существующей с незапамятных времен традиции — то есть методам достижения сверх-человеческого (сверх-рассудочного) знания. Традиция также есть учение об этом знании, то есть проекция на человеческий уровень того, что человеком может быть усвоено из сверх-человеческой, божественной сферы. Носителями традиции — как метода и учения — являются те, кто имеет непосредственный контакт с этой сферой, а их учениками становятся те, кто исчерпал свой человеческий потенциал, то есть устал от человеческой жизни и занят поисками чего-то высшего — в результате таких поисков эти люди неизбежно приходят к эзотеризму, что является общим законом (отсюда известная идея о том, что «учитель приходит, когда ученик готов»). Таким образом, «трансляция» эзотеризма всегда происходит от учителя к ученику, а самостоятельно достичь сверх-человеческого уровня не представляется возможным. Это все очень приблизительно и доступно, хотя можно говорить здесь еще много о чем. Главное — это не путать эзотеризм с набором каких-то конкретных концепций и, уж тем более, систем — а-ля «современная наука». Нет, эзотеризм может быть приспособлен под человека, но таковое приспособление (как и любую метафизику) нужно воспринимать как средство, а не как «объективное знание» (между прочим, не существующее, как и объект вне субъекта). Отсюда и совершенно разные модификации эзотеризма — от чисто символических форм, нацеленных на мифологическое мышление, — до предельно рационального Платона или какой-нибудь Веданты. Эзотеризм в традиционных цивилизациях транслируется, как правило, через институт жречества. И вообще наиболее приемлемой представляется ситуация с варновым принципом (как в Индии), к которому так или иначе тяготеют почти все не-западные цивилизации (в социологии это именуется «низкой социальной мобильностью»). Что же касается источника эзотеризма, то большинство авторитетных авторов связывают его с предыдущими цивилизациями, вроде Атлантиды, Гипербореи и т.д., но эти концепции слишком емки, чтобы излагать их здесь — как и причины, почему наука, базирующаяся на экстраполяции действующих сейчас законов природы на все времена, не может обнаружить следов этих цивилизаций.
Чему учит эзотеризм в его рациональной интерпретации? Сразу хочу сказать, что эзотеризм ни от кого не скрывается так же, как не скрывается ни от кого и математический аппарат современной теории «суперструн» и как не скрывается от грешников вездесущий («везде существующий и проявляющийся во всем») Бог. Строго говоря, люди получают лишь то, что они в состоянии усвоить и понять своим ограниченным рассудком. В этом плане современные интерпретации эзотеризма носят рационалистический характер — еще начиная с Платона и Будды. Для этого есть циклические и космические причины, в которые я сейчас не хочу вдаваться. Так вот, множество эзотерических аспектов имеется в том, что мы называем религиями. Хочу сразу заметить, что ни одна религия не является внутренне гомогенной — поэтому здесь возможны разные уровни понимания. При компаративистских исследованиях можно обнаружить то общее, что имеется во всех религиях и сделать на этом особый акцент. На такую методологию и нацелены работы многих интерпретаторов эзотеризма XIX-XX вв. и даже (!) академических религиоведов (например, М.Элиаде и Е.А.Торчинов). Из этих интерпретаторов я бы лично выделил теософское и традиционалистское движения, основателями которых были, соответственно, Е.П.Блаватская и Р.Генон». 

(Источник неизвестен.)

«То, что ныне именуется эзотерикой или эзотеризмом (означает: внутренний), а раньше называлось герменевтикой или герметизмом (означает: закрытый) и оккультизмом (означает: скрытый), имеет три основные и разные определения, которые зависят от трех различных источников: истинного Божьего откровения, сторонников эзотеризма и мнения ученых и прочих мудрецов века сего, не причастных к эзотеризму. Божьи служители разоблачают эзотеризм, как демоническое явление, созданное для уловления людей на погибель. Защитники и сторонники «тайных или сокровенных знаний» уверены в его пользе и божественном происхождении. Ученые сводят его к объективному историческому явлению или категории закрытости (посвященности лишь особых людей) части любого учения, религии и т.п. явлений. В таком случае последователи и ученые ложно воспринимают это весьма опасное явление и, так или иначе, оправдывают его. Этим они служат демонам и соучаствуют в сеянии соблазна и погублении душ человеческих.
Мое отношение к эзотеризму крайне отрицательное и обличительное. Он и его адепты мерзки в очах Божиих. У большинства людей представление об эзотеризме самое расплывчатое. Сегодня, увы, эзотеризм уважается большинством. Стоит кому-то бросить несколько фраз про карму, герметизм или астрологию — и внимание толпы обеспечено. Все слышали и знают о существовании эзотерического «знания», некой «мудрости», превыше которой ничего на свете не может быть, хотя магазины и завалены книгами с этой тайной мудростью.
Эзотеризм несовместим с богооткровенной верой и истиной. Священное Писание ясно подтверждает, что в Христианстве нет и не может быть никакого эзотеризма или герметизма:
От Марка святое благовествование. Глава 4. Стих 22: Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, и ничего не бывает потаенного, что не вышло бы наружу.
От Луки святое благовествование. Глава 8. Стих 17: Ибо нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, ни сокровенного, что не сделалось бы известным и не обнаружилось бы.
От Иоанна святое благовествование. Глава 18. Стих 20: Иисус отвечал ему: Я говорил явно миру; Я всегда учил в синагоге и в храме, где всегда Иудеи сходятся, и тайно не говорил ничего.
От Луки святое благовествование. Глава 12. Стих 2: Нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, чего не узнали бы.
От Матфея святое благовествование. Глава 10. Стих 26: Итак, не бойтесь их, ибо нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, что не было бы узнано.
Книга пророка Амоса. Глава 3. Стих 7: Ибо Господь Бог ничего не делает, не открыв Своей тайны рабам Своим, пророкам.
Но последователи эзотеризма всячески пытаются прикрыть свою демоническую сущность и происхождение ложными ссылками и толкованиями некоторых мест Писания. Ссылаясь, таким образом, на Писание они сочиняют небылицы о христианстве, которое якобы содержит эзотерическое знание для небольшого круга посвященных. Такой ложью они пытаются придать вес и значимость своим бредням и лжеучениям, а также свети через термин «эзотеризм» воедино все мировые религии и философские системы, как части якобы некоего «единого тайного знания». «Знания» оккультистов действительно держатся в тайне, ибо никаких знаний нет, хотя они ложно полагают и уверяют других, что владеют «высшим знанием». На самом деле эзотеризм — это не знание само по себе. Он не отделим от самих его носителей — демонов и обольщенных ими людей, и их внутренних отношений. Это комплексная система лукавства и лжи есть одна из психологических техник управления сознанием людей и учеников через гипнотическое убеждение». 

(Отношение к эзотеризму. Отец Олег Моленко. Церковь Иоанна Богослова. Торонто. Канада.)

«Эзотеризм. Эзотери?зм (др.-греч. внутренний) — философское мировоззрение субъективного познания Природы, по утверждению апологетов и лидеров множества течений, доступное лишь ограниченному кругу лиц.
(NZ-комментарий. Естественно, что не каждый может достичь значительных успехов в эзотерике, поскольку, как и к любому другому типу знания, необходимо иметь соответствующие способности. Более того, адепт, успешный в традиционной эзотерике, может казаться довольно беспомощным в нео-эзотерике, потому что она требует дополнительной подготовки.)
Эзотеризм. Эзотеризм спекулятивно (субъективизм утверждения апологетов) противопоставляется опыту научного познания Природы (Мира). Исходит из сакральных знаний язычества и культивируется во многих культурах как некое тайное знание на уровне Теософии или философии древних и современных культов, но в отличие от канонических (догматизированных, традиционных) культов творчески мистифицируется с адаптацией к многим новым научным познаниям, используя спекулятивные допущения трактовки «научных» обоснований собственных учений.
(NZ-комментарий. Противопоставление эзотерического знания научному довольно искусственно, прежде всего, потому что наука сама возникла в лоне древних магических учений. Хотя эзотерика, конечно, более гибкая форма познания, охватывающая любые тайны, свободно строящая гипотезы и пользующаяся эвристическим мышлением, в отличие от, бережно хранящей статус точного знания, науки. Противопоставление имеет смысл лишь в том, что эзотерическая практика осуществляется, в основном, во внутреннем мире личности и потому познанным считается то, что воплотилось в ее структуре.)
Эзотеризм. Эзотеризм — это внутренний, то есть духовно-психологический путь Познания мистических законов Вселенной (или, как говорят ньюэйджеры, — Абсолюта). Эзотеризм — конус специфических взглядов о глубинной (неочевидной) сути эволюции Мира. В эту сферу входят концепции, учения и доктрины Мистицизма, а также Пути и практики Самопознания (постижения тайного знания о над-персональной природе человека). По утверждению апологетов и учителей (лидеров или авторов учений), ззотерическим мировоззрением (в силу трудности сопоставления критериев реального расширения персонального Сознания) «способны овладеть лишь немногие зрелые и одарённые индивидуумы», за что их называют Посвящёнными, Мастерами, Учителями, Проводниками, Тренерами (коучинг). Однако сами эти «титулы» в наше время «популизма и профанации» теряют свою истинную значимость, становясь весьма условными.
(NZ-комментарий. Эзотерика, действительно, исходит из того, что за видимыми событиями скрывается, где-то в ином плане Реальности, их истинная суть. Хотя это скорее предмет веры. Неоэзотерика рассматривает и тот вариант Реальности, когда за материей более ничего нет, и выстраивает стратегию практики, независящую от философии в том смысле, что учитывает все пространство мировоззрений.)
Эзотеризм. Эзотеризм с ХХ в. также сокращённо называют «Эзотерикой». Эзотерика — учения о скрытой мистической сути (предначертании) судьбы объектов Мира (и человека), закодированной в сверхглубинах индивидуального (и коллективного) бессознательного; область её изучения — процессы, происходящие во Вселенной, синхронно отражающиеся в глубинах человеческой души. «Математикой» Эзотерики, дешифровывающей тайны жизни индивида (как и любого иного процесса или предмета), является Астрология (связывающая Космические и психологические факторы).
(NZ-комментарий. Неоэзотерика не пользуется астрологией, поскольку она не обладает достоверными знаниями, а роль звезд и планет незначительна в глубинных процессах сознания. Они описываются гораздо более глобальными теориями: космологией и эволюцией. А «математика» астрологии и нумерологии давно уже заменена на логику и информатику.)
История эзотеризма. Точных данных нет. История эзотеризма теряется в глубине веков. Кроме того, эзотеризм представляет не одну общую традицию или единую систему взглядов, а (также как и, например, в психологии) множество отдельных школ мысли, групп и движений, некоторые из которых столь своеобразны, что могут весьма сильно отличаться друг от друга.
(NZ-комментарий. Факт существования множества разнообразных эзотерических учений и эзотерических школ объясняется тем, что люди с разным мышлением и традициями ищут собственный путь эволюции себя и человечества. И в негласном соревновании эзотерических теорий и эзотерических практик происходит естественный отбор наиболее эффективных. Критерий же эффективности, как правило, субъективный — личная симпатия, но есть и объективный — достоверность эзотерического знания и ясность практики.)
Древний эзотеризм. Самое известное движение эзотеризма древнего мира — герметизм, который иногда называют «Алхимией Духа» (чтобы отличить его от последующих течений, относящихся уже к эпохе Возрождения). Эзотерические практики древнего Вавилона дали основу для формирования последующих движений Западной астрологии.
Эзотеризм характерен дихотомией между тайными и открытыми каноническими формами, которые присутствуют и во многих религиях (например, в исламе). Но ни внешнее (открытое), ни внутреннее (тайное), при всей своей разностности, не являются взаимоисключающими. На определённом уровне развития внутренняя духовная жизнь может оставаться в гармонии с внешней.
Средние века. Во времена Средневековья такие направления, как астрология, алхимия и магия были почти стандартными предметами учебного плана мистически-образованного адепта того времени. Некоторые религиозно настроенные люди (в соответствии со старым предписанием) полагают, что эзотеризм (точнее оккультизм) настроен против Библии или Христианства. Однако многие философские воззрения эзотеризма совпадают с библейскими или взяты из тех же источников, что и раннее Христианство.
У многих тайных эзотерических течений есть своя история, уходящая в глубину веков на тысячи лет. Большинство из них не существовали как непрерывные традиции, иногда терялись и появлялись вновь. Так, европейский эзотеризм был заново сформулирован в XVII-м столетии Орденом розенкрейцеров и позже вошёл в различные течения, такие как масонство.
(NZ-комментарий. Религия — внешняя школа, предназначенная для духовного просвещения масс, а эзотерика — внутренняя, для отдельных, более глубоких индивидуальностей, способных вести самостоятельные исследования в ней. Но между религией и эзотерикой имеется принципиальная разница: в степени религиозности и догматичности мышления.)».

(Кундин А.В. Эзотерика и Неоэзотерика (NZ).)

«Язычество и эзотеризм. В самом своем принципе и в определенном смысле, вполне возможным является сочетание понятий «эзотеризма» и «язычества». Однако, этот «эзотерический» узел является лишь дополнительным в процессе обретения языческого знания, раскрывающим методы нашего познания, но отнюдь не является основным — скорее, он находится на периферии вышеозначенного процесса.
В сознании людей смешение эзотеризма и язычества происходит из-за того, что действительное язычество мало кто знает и понимает. У большинства людей представление об эзотеризме самое расплывчатое. Эзотеризм уважается среднестатистическим большинством: стоит бросить несколько фраз про карму, герметизм или астрологию — и внимание толпы обеспечено. Все слышали и знают о существовании эзотерического знания, некой мудрости, превыше которой ничего на свете не может быть, хотя магазины и завалены книгами с этой тайной мудростью.
Рассмотрим, что есть эзотеризм, в чем его цели и почему он не совместим с язычеством как природной верой. Наукой понятие эзотеризма не определено (по этому вопросу отсылаем читателя к книге Курносова «Тайные доктрины вчера и сегодня»). Сами же адепты эзотеризма заявляют, что их тайное знание «недоступно науке», и потому, дескать, она не в силах дать определение самому эзотеризму. Они полагают, что владеют «высшим знанием», которое (с их точки зрения) дает им право издеваться над наукой и обвинять ее во всех бедах, постигших человечество.
На самом деле эзотеризм — это не знание само по себе. Эзотеризм не отделим от самих его носителей (личностей) и их внутренних отношений. Это комплексная система. Можно сказать, что эзотеризм есть одна из психологических техник управления сознанием людей и учеников через гипнотическое убеждение их в том, что гуру или учитель обладает знанием, способным оказывать сверхвоздействие на общество или Природу. Это гипнотическое убеждение формирует людей определенного типа сознания. Опытный эзотерик избегает выходить с наукой в «открытый бой», и первейшей его задачей оказывается создание такой атмосферы и таких психологических условий, при которых его критика или прямая проверка была бы не возможна. Тут годятся и гипноз, и насилие, а от критически мыслящих учеников принято избавляться. Таким образом, вместе с некоторыми паранаучными знаниями, эзотеризм совмещает и психологические методы воздействия на человека, в которых его носители действительно знают толк…
Встречаются и другие случаи, которые не позволяют отнести весь эзотеризм к банальному шарлатанству. Есть немало эзотериков, свято верующих в то, что они утверждают — что, впрочем, не является оправданием, ибо объективно их деятельность чаще всего сводится к данной выше картине. Бред всех эзотериков строится из бесконечного набора обрывков логических цепочек, связанных друг с другом инерцией мышления или случайными, ассоциативными, эстетическими связями. Подвижка сознания ученика как раз и происходит при уяснении этих связей, в результате додумывания того, что нельзя логически додумать. В этой самостоятельной работе ученик и подходит к т.н. «точке бифуркации» своего сознания: либо он начинает понимать, что учитель бредит и покидает его, либо он начинает бредить сам — начинает генерировать бессвязные логические цепочки, эмулируя и повторяя в них те же разрывы, что делает и учитель. В этом случае для ученика возникает полная иллюзия понимания всего «мирового духовного процесса». Это происходит не потому, что процесс этот схвачен в единстве своего понимания — в действительности он противоречив и не сводится к единой доктрине. Просто созревающему эзотерику стало «все ясно» в его внутреннем мире, в котором разрушены логические связи (или, говоря компьютерным языком: центральный процессор начинает давать устойчивые сбои при выполнении определенного набора операций из-за кривости логических алгоритмов). Со стороны это всегда хорошо видно: ученик производит впечатление бредящего человека — это, собственно, и есть критерий «наличия эзотерического знания». Данные методы обучения используются как эзотериками, спекулирующими на «сверхзнании», так и тоталитарными сектами, где вместо знания в ранг высшей ценности возведена религиозная догма.
Такова суть «тайного знания» — эзотеризма. Социальная опасность эзотеризма в том, что учителя, преследуя свои эгоистические цели, подчас стремятся оказать воздействие на людей, занимающих ключевые посты в обществе. Поэтому всегда вокруг депутатов или директоров вьется определенное количество мистиков и эзотериков. Иногда такое влияние удается. А когда таким путем у власти оказывается целая эзотерическая организация — жди беды. Типичные тому примеры — это масонство и «Черный Орден» фашистской Германии. Любое «тайное знание» всегда идет рука об руку с тем, что можно назвать грехом или злодейством. Все открытые Л.Н.Гумилевым социальные образования — «антисистемы» имеют в своей основе «эзотерическое учение» — некое отрешенное от жизни «чистое знание», которое носят «избранные».
Из чего складывается тайное знание эзотеризма? Из чего угодно. Это не имеет принципиального значения, лишь бы это было знание, за которым общественная традиция признает актуальность и область действия «тайных сил». Эзотеризм использует и учения древней Индии, и наследие античности, и наработки астрологии, алхимии, каббалы, хиромантии, элементы мировых религий, мистические наработки Пифагора, Платона, Гермеса-Трисмегиста, Парацельса, Нострадамуса, Блаватской, Гурджиева, Успенского, Елены Рерих, и т.д. Разумеется, точно так же может быть использовано и язычество. Поэтому отметим принципиальные различия славянского язычества и эзотеризма.
Во-первых, эзотеризм, как правило, интернационален — он позволяет свободно «плавать» между мировыми религиями и историческими эпохами. Язычество же национально — оно имеет свои корни в народе и в окружающей народ уникальной среде проживания (применительно к нам — это «средняя полоса России»). Язычество призвано решать национальные духовные проблемы народов и их отношений с Природой. Сфера применения язычества не универсальна.
Во-вторых, язычество во всех своих практических приложениях конкретно. Оно есть «система» (по Гумилеву), оно входит с корнями в народную традицию и всегда выводит к практике жизни. Эзотеризм, как «антисистема», уводит в эмпиреи — он не приложим к практике и народной жизни.
В-третьих, эзотерики подчас презирают простой народ, поскольку он не разбирается и не хочет разбираться в их тайном знании. Именно поэтому захват властных сфер и занятие важных социальных постов эзотериками всегда представляет опасность: много всякого наворотить могут, не имея связи с простым народом. Язычество же видит в простом народе бессознательного носителя языческого знания; а для просвещенного язычника самобытность народа всегда вызывает интерес, являясь объектом изучения и почитания.
В-четвертых, эзотеризм по определению есть «тайное мистическое учение». Язычество так же мистично, но оно открыто провозглашает свои цели, и его сила не в скрытом одурачивании людей, а в том, что оно объективно является жизненно важным учением для народа. Язычество служит народным интересам. Эзотеризм — лишь группе посвященных. Мистические начала язычества оказываются доступны ограниченному числу людей не потому, что они держатся в тайне, а потому, что для их постижения надо пройти долгий Путь «духовного созревания», который изначально не закрыт богами ни для кого». 

(Сперанский Н.Н. Книга природной веры. М. 2007г.)

«Одно из самых неадекватных определений таково: эзотеризм включает в себя все, что скрыто, непроявлено и что, даже если и подозревается, все же остается неведомым. Подразумевается, что быть эзотеристом — значит быть среди тех, кто старается проникнуть в самую тайную сферу, куда обычному учащемуся проникать не дозволяется. Если бы дело было в этом, тогда всякий ученый и любой мистик, как ментальный и эмоционально развитый типы людей, были бы свои в мире эзотеризма и скрытых реальностей. Однако это не так. Мистик никогда не бывает подлинным эзотеристом, так как имеет дело в своем сознании не с энергиями и силами, а с неким туманным «Чем-то Другим» под названием Бог, Христос, Возлюбленный, то есть в действительности с тем, что утоляет голод его души. Ученый, который в настоящее время начинает быстро подступать к миру сил и энергий, входить в него, — вот кто подлинный эзотерист, даже если — пытаясь контролировать искомые энергии — он и отрицает их источник. Последнее имеет относительно маловажное значение, в конце концов, он распознает их эманирующий источник.
Базовая установка всех, кто стремится постичь эзотеризм или обучать изучающих, эзотеризм, заключается в том, чтобы ставить акцент на мире энергий и осознавать, что за любыми событиями в мире явлений (а под ним я имею в виду три мира человеческой эволюции) стоит мир энергий; последние в высшей степени многообразны и сложны, но все движутся и действуют по Закону Причины и Следствия. Поэтому мне исключительно важно показать донельзя практическую природу этого определения и приложимость его к жизни индивидуального стремящегося, к общественной жизни и делам в мире или к непосредственным обусловливающим уровням духовных экспериментальных энергий, которые постоянно пытаются соприкоснуться с миром явлений, дать ему толчок. Они это делают под духовным водительством, с тем, чтобы провести план. Это утверждение имеет фундаментальное значение; все прочие определения входят в него — первую важную истину об эзотеризме, которая должна усваиваться и прилагаться каждым стремящимся к тайне и универсальности того, что движет мирами и лежит в основе эволюционного процесса.
Одно надо констатировать: Природа эзотеризма совсем не мистическая и не туманная. Это наука — в сущности наука о душе всего, — разрабатывающая собственную терминологию, эксперименты, выводы и законы. Когда я говорю «душа», я подразумеваю одушевляющее сознание, наличествующее во всей природе. Учащиеся склонны забывать, что любой уровень осведомленности, от наивысшего до наинизшего, является аспектом космического физического плана, а стало быть (под углом эволюционного процесса), материален по природе, конкретно (с точки зрения некоторых божественных Наблюдателей) осязаем и образован из творческой субстанции. Эзотерист неизменно имеет дело с субстанцией, его интересует та живая, вибрирующая субстанция, из которой создаются миры и которая, будучи унаследована от предыдущей солнечной системы, окрашена прошлыми событиями, то есть «уже окрашена кармой». И следует заметить: как столь нам знакомый физический план изучающие эзотеризм не считают принципом, так и космический физический план (с точки зрения Космических Жизней) — «не принцип». Вот вам много пищи для размышления.
Констатируем: эзотерист озабочен открытием и работой с теми принципами, которые энергетизируют каждый уровень космического физического плана и являются в действительности аспектами наделенной качеством жизненной энергии, действующей в непринципиальной субстанции и через нее. Задача его в том, чтобы смещать фокус своего внимания с субстанциальной, формальной стороны существования и получать осведомленность о том, что является источником зарождения формы на любом уровне. Его задача — развивать в себе потребные отзывчивость и чувствительность на качество жизни, владеющее любой формой, пока он, в конце концов, не придет к качеству единой жизни, что оживотворяет планету, и в чьей сфере активности мы живем и движемся и существуем. Для этого он должен, прежде всего, выявлять природу собственных наделенных качеством энергий (здесь-то и выявляется природа управляющих лучей), которые выражаются через три его низших проводника выражения, а позднее через интегрированную личность. Стяжав определенный объем знания и ориентировав себя на наделенный качеством жизненный аспект, он начинает развивать тонкий внутренний механизм, через который может осуществляться контакт с более общими, универсальными аспектами.
Из всего сказанного вы видите, что я стремлюсь устранить неопределенность из слова «эзотеризм» и показать в высшей степени научную и практическую природу того предприятия, в которое вовлечены все эзотеристы. Эзотерический тренинг вкупе с эзотерической жизнью открывает в свое время смысл и, в конце концов, вводит в мир значений. Эзотерист начинает с того, что пытается ответить на вопрос почему; он решает проблему происхождения инцидентов, событий, кризисов и обстоятельств, с тем чтобы уловить смысл, какой они для него имеют; постигая смысл любой специфической проблемы, он использует его как приглашение проникнуть еще глубже в только что открытый мир смысла; затем он учится включать свои маленькие личностные проблемы в проблемы более объемлющего «Я». Истинная эзотерическая точка зрения — всегда точка зрения более объемлющего Целого. Он обнаруживает, что мир смысла мелкой сетью охватывает любую активность, любой аспект феноменального мира. Символом и воплощением этой сети является эфирная ткань, тогда как эфирная ткань, наличествующая между центрами вдоль индивидуального позвоночника, является ее микрокосмическим соответствием; они как две двери вводят в объемлющий мир смысла. Сказанное в действительности относится к истинной Науке Центров (Чакр), на которую я часто ссылаюсь. Последние суть средства (если они развиты и функционируют) сознательного вступления в мир субъективных реальностей и дотоле неведомых областей божественного сознания. Однако эзотеризм не имеет отношения к центрам, эзотеризм — не старание научно пробудить центры, как думают многие учащиеся. Эзотеризм — это тренинг на умение свободно функционировать в мире смысла; он не интересуется каким-бы то ни было аспектом механической формы; он занят исключительно душевным аспектом — аспектом Спасителя, Искупителя и Интерпретатора — и посредствующим принципом между жизнью и субстанцией. Посредствующий принцип — это душа индивидуального стремящегося и ученика (если позволительно употребить столь запутывающее и обособляющее выражение); он есть анима мунди в целом.
Любая настоящая эзотерическая активность приносит свет и просветленность: она приводит к тому, что врожденный свет субстанции интенсифицируется и обретает качество благодаря высшему Свету Души — у сознательно функционирующих людей. Поэтому можно определить эзотеризм и его деятельность в категориях света, но я воздержусь от этого из-за расплывчатой мистической интерпретации, к какой эзотеристы привыкли за прошедшие десятилетия. Если эзотеристы согласятся с утверждением — в его самом простом виде — современной науки о том, что субстанция и свет суть синонимы, и признают, что свет, который они могут заставить влиять на субстанцию (прилагая энергию к силе), тоже по своей природе субстанциален, сможет упрочиться подход, гораздо больше способствующий познанию. Эзотерист имеет дело со светом в трех его аспектах, но сегодня предпочтительней придерживаться иной установки, пока в результате развития, испытаний и экспериментов эзотерист не постигнет этой тройной дифференциации практически, а не просто теоретически и мистически. Нам придется изжить некоторые ошибки прошлого». 

(Тибетец. Скрытый смысл Эзотерики. Эзотеризм. 1948г.)

«Вопрос об эзотеризме религии имеет первостепенное значение для наших современников, не только потому, что книжный рынок захлестнул поток оккультной литературы, претендующей на эзотеризм — некие тайные знания, обычно называемые древней мудростью, но в гораздо большей степени потому, что правильное решение этой проблематики дает возможность глубже, лучше понять, осмыслить и оценить учение Православной Церкви. Все эзотерические учения претендуют на избранность и элитарность. Они противопоставляют аристократов духа — эзотериков, толпе профанов — экзотерикам, которые представляют внешний слой, как бы шелуху общины. Эта концепция, присущая языческим религиям, была четко выражена в гностических учениях, где люди подразделялись на три изолированные друг от друга степени: высшая степень — пневматики, т.е. духовные — люди, обладающие тайными знаниями, недоступными для толпы; средняя степень — психики, т.е. душевные; и низшая — соматики — плотские. Высшая степень соответствовала эзотеризму, две остальные, средняя и низшая — экзотеризму. Для экзотериков гностики считали полезными и даже необходимыми общепринятые нормы морали, а эзотерик — пневматик, должен быть свободен от всех законов, в том числе и евангельских заповедей. Он (эзотерик) стоит над добром и злом. Здесь видно, как учение о двух знаниях: для избранных и толпы, ведет к двойственности и релятивизму морали. «Профан» — подчинен закону, «пневматик» — не ограничен ничем, тайные знания в нравственном плане оборачиваются вседозволенностью.
С учением гностиков переплетается притча Будды о трех лотосах, один из которых скрыт под водой, другой только касается поверхности озера, а третий, распустил лепестки своих цветов над волнами. Будда говорил, что лотос под водой — это люди, не принявшие учение; касающийся поверхности — принявшие, но не понимающие его; а растущие над водой — истинные ученики Будды. Брахманизм относится также к элитарной религии. Мудростью, скрытой от народа, владеют брамины, они эзотерики по праву рождения; остальные касты существуют для того, чтобы служить браминам, им годны только внешние формы религии. Греко-римское язычество было также элитарным. Интеллектуальный элитаризм представляло сословие философов. Кроме того, человек мог получить оккультные знания в мистериях. Здесь два вида тайного гносиса: аполлонический эзотеризм и дионисический эзотеризм.
В масонстве принцип элитаризма и эзотеризма возведен в четкую систему. Масонская ложа разделена на ступени — обычно 33. Находящиеся на низшей ступени обычно не знают, что происходит на высшей ступени, какие новые учения открываются там. Переход с одной ступени на другую происходит как инициация и посвящение в новую оккультную тайну. Здесь принцип элитарности и эзотеризма превращен в организационную конспирацию. Учение теософов также основано на противопоставлении эзотеризма и экзотеризма Теософы пытаются найти квинтэссенцию всех религий, а затем подменить религии необуддийской доктриной. Учение теософов, как и буддистов, начинается с призыва к добру и милосердию, а кончается учением о том, что любовь, как и ненависть, погружает человека в эмоциональную сферу, привязывая к земному бытию, поэтому она должна быть уничтожена и заменена безстрастием и равнодушием, пребыванием по ту сторону добра и зла. В некоторых случаях теософия ведет к дуализму — понятию о вечности и равенстве, тождестве добра и зла: Бог и сатана «дополняют» друг друга, а иногда, как у Елены Блаватской, «меняются местами». Блаватская не раз говорила, что смысл философии — реабилитация Люцифера. Йога Адвайта принадлежит к числу наиболее эзотерических учений. Медиативный самогипноз о том, что «Я» есть «Абсолют», а «бытие» равно «небытию», вводит человека в состояние демонического транса, а отрицание объективного бытия мира освобождает его от этики как отношения к миру.
Как мы видим, в эзотеризме отходит на задний план или совсем игнорируется путь нравственного, духовного совершенства. Его заменяет знание тайн, обладание интеллектуальными талисманами в виде имен, чисел, мантр, заклинаний или нигилистического отрицания морали. В Христианстве не существует секретов, в нем нет тайн о Таинствах, здесь духовное познание ставится в зависимость от нравственности человека, а не от его знаний формул, чисел и тайных знаков. По мере нравственного совершенствования жизни человека увеличивается возможность постижения им духовного мира. Евангелие раскрывается тем, кто Его исполняет. Христос осудил элитарность и эзотеризм в словах: «Благодарю Тебя, Отче, что Ты сокрыл от премудрых и разумных и открыл сие младенцам». Христианский гносис зависит от состояния человеческой души: «Блаженны чистые сердцем — ибо они Бога узрят».
Иудаизм также представляет собой элитарную религию. Его эзотерической книгой служит каббала, из которой последующие поколения оккультистов, включая теософов, антропософов и масонов, черпают свое вдохновение. Нацизм также представляет особое эзотерическое учение. Здесь раса выступает как элита человечества и хранительница древних тайн арийского мира. Палачи «СС» получали особую инициацию при содействии тибетской оккультно-демонической секты «Агарти». Характерно, что у них практиковался один из видов инициации — преодоление боли: палач должен был стоять обнаженным одну минуту перед бросающимися на него разъяренными овчарками, не сходя с места Подобные инициации происходили в Риме при посвящении в жрецы. На одной из уцелевших фресок Помпеи сохранилась мистериальная картина «Посвящение жрицы Дионисия», где девушку подвергают истязаниям, входящих в ритуал инициации.
Уже на первых страницах Библии мы сталкиваемся с фактом оккультного эзотеризма. Религии, как послушанию Богу, сатана противопоставляет обладание внешним предметом — плодом, через который человек захотел стать богом, свободным повелителем своего бытия. Запретный плод кажется Адаму талисманом, который даст ему неведомые и необъятные силы.
В эзотеризме отсутствует покаяние, там грех рассматривается как неведение. Место покаяния занимает обучение. Грех — не потеря душою Бога, а недостаток и оскудение добра, то, что нетрудно восполнить, поэтому эзотерик вполне примиряется с грехом.
Элитаризм проник в католическую церковь, деформировав ее структуру. Это клерикализм, это оторванность клира от народа, епископов от священства. Понятие иерархии предполагает духовное единство, ступени единой лестницы, единое тело, единая жизнь церкви; в противном случае неизбежно разделение Церкви. В католицизме две церкви — одна учащая (клир), а другая учащаяся — народ. Непогрешимость римского папы — это своеобразная вершина эзотеризма и элитаризма. Здесь должность и место, т.е. внешние факторы, делают человека непогрешимым в вере, это становится похожим на магизм. Пророки и апостолы говорили, когда действовал Дух Святый, а здесь хотят принудить Духа Святаго действовать, когда говорит папа. Здесь не папа зависит от Духа Святаго, а скорее, Дух Святый от него.
Эзотеризм проник в Протестантство, здесь элита — ученые, исследователи Библии, интеллектуалы, а в мистических сектах — пиетисты, квакеры, ирвингиане, последователи Сведенборга и т.д. Элитой являются визионеры, люди, легко входящие в транс и экзальтацию.
Православная Церковь ограждена от элитаризма и эзотеризма, т.к. здесь — иерархия и миряне представляют единое живое тело, каждый человек ответственен за чистоту Православия, догматов и обрядов (Послания восточных патриархов — 1848г.). В Православной Церкви спасение — это не познание оккультных тайн, а стяжание Духа Святаго, где все равны: философ и ребенок, мужчина и женщина, иерарх и мирянин; где нет господства, а служение друг другу в любви. Если в Православную Церковь проникает мистика протестантизма или гордыня папизма, то это не учение Православной Церкви, а отторжение от нее». 

(Архимандрит Рафаил (Карелин). Векторы Духовности. М. Лествица. 2003г.)

«Эзотеризм, тж. эзотерика, эзотерический: эти слова происходят от греч. (ezoterik) «внутренний». Термин возник в эпоху эллинизма (IV-III вв. до н.э.). Исторически он обозначал тайноведение, «внутреннюю доктрину» религиозного, философского или иного учения, доступную лишь прошедшим обряды высших посвящений, в отличие от экзотерической, «внешней», изучение которой не только было доступно всем, но и вменялось им в обязанность.
Что же такое эзотеризм? Наука, философия? Кто они эти люди изучающие эзотеризм? Голопузые юнцы, бегающие с книгами на морозе или люди, ушедшие из мiра в поисках Вечного Безмолвия? Самая Великая тайна Тайны в том, что она не Тайна. Эзотеризм — это то, что внутри мiра, внутри человека, внутри каждой вещи и каждого процесса. Лао Цзы определил его, как = ДАО =, как некий процесс Вечного изменения и жизни, который можно постичь только слившись с ним в Едином потоке Жизни. Эзотеризм был всегда и всегда будет пока будет существовать Вселенная, мiр, Космос. Эзотеризм — это не тайные надписи в священных пещерах и не карты для гадания в грязной юбке цыганки. Эзотеризм — это живой организм самой Жизни, поэтому совершенно глупо искать эзотеризм, выраженным в виде какой-то Доктрины. Эзотеризм скрыт, но скрыт только от человеческой «глупости» и «учености». Человек, живущий в эзотеризме мiра живет в самом центре Жизни. Это не молящийся усердно послушник и не йог сидящий на вершине горы, хотя он может быть и в такой ситуации, но временно. Эзотеризм не имеет целей в примитивном понимании этого слова. Эзотеризм — это органическое развитие мiра и Человека в мiре. Он подобен Океану разрушающего скалы логических построений и стройных доктрин. Вкусить эзотеризм можно в тишине мастерской Мастера. В запахе мастерской, во вкусе утреннего кофе и в смехе ребенка, который еще не понимает в какую переделку он попал родившись в мiр. Он чист и беспечен. Он смеется, потому что безразличен к социальному своему весу. Наши социальные маски могут быть похожи на маски Мудреца, Воина, Мыслителя, Хозяина, но это только маски. Маска Святого заполонила все храмы, но есть ли в храмах реальная Святость? Эзотеризм не требует Святости. Как может быть не свята сама Жизнь? Что может противостоять Жизни? Росток, маленький, слабенький зеленый росток, способен разрушить мертвый асфальт этого мира. И это не метафора — это факт. Эзотеризм подобен зеленому ростку. Он пробивается там, где, кажется, его не должно быть. Владимир Шмаков писал свою «Пневматологию Духа» в подвале питаясь мерзлой картошкой. Почитаете эту книгу, и вы поймете, что такое «росток, пробивающийся сквозь асфальт, как не метафора». Эзотеризм не может быть Учением или Философией. Эзотеризм можно впитать в глубине самой Жизни. Он сам есть Жизнь. Настоящая Жизнь, реальная Жизнь в Реальности без шор и оков теорий. Эзотеризм не оставляет следов. Там, где он был проявлен обычно люди в масках Учеников или Учителей образуют общины и школы. А. чему можно учить в таких школах? Только одному, как заработать на «учении». Эзотеризм не может быть доходным делом. Это все равно, что платить воде потому что она мокрая. Мiр проявленный, и та Жизнь, которая колотиться внутри этого мiра совершенно не тождественны. Эзотеризм дает понимание того, что ты не можешь быть один. Ты всегда можешь ощутить поток Единой Жизни в которой колотятся сердца всех Искателей Жизни и это удивительное ощущение…
Эта книга возникла на основе курса лекций, прочитанных автором в 1994-95гг. в Университете истории культур. У автора давно была мысль попытаться связно и объективно изложить историю возникновения того, что ныне принято называть эзотеризмом, потому что такого изложения до сих пор не существовало. Хотя книг, описывающих взгляды наших предков на те или иные эзотерические вопросы, существует довольно много. Однако все они не отвечают принципу, сформулированному еще Ямвлихом: об эзотеризме надо говорить языком эзотеризма, о философии же — языком философии. Эти книги описывают историю и содержание эзотерических учений с точки зрения (или в рамках) истории философии, истории религии или даже «истории суеверий и волшебства», как известная книга Альфреда Лемана. И, хотя эзотеризм соприкасается со всеми этими областями человеческой мысли, он все-таки представляет собой особую отрасль человеческого сознания, для лучшего понимания которой необходим подход именно эзотерический, то есть не столько даже учитывающий термины и категории, принятые эзотериками, сколько свободный от приверженности к тому или иному философскому, религиозному или «суеверно-волшебному» направлению. Потому что эзотериком может быть как философ (Ибн-Араби, Ф.Бэкон) или богослов (Ориген, П.Флоренский), так и поэт или писатель (Г.Честертон, Д.Андреев), и простой сапожник (Гасандлар, Якоб Беме). Кроме того, за века своего существования эзотеризм оброс таким количеством легенд и мифов, что его смысл за ними совершенно затерялся, хотя он прост и практически един во все времена. Поэтому данный курс, в сущности, следовало бы назвать «История и смысл эзотерических учений», но дело не в названии.
Тема эта, конечно, очень обширна и заслуживает не книги даже, а целого многотомного труда наподобие Le monde primitif analyse et compare avec le monde moderne («Первоначальный мир, анализированный и сравненный с миром современным») Антуана Кур де Жеблена. Однако ни Кур де Жеблен, ни иные авторы, бравшие на себя эту непосильную задачу, как известно, не закончили своего труда: вероятно, такой труд вообще невозможно закончить. Поэтому автор ограничился задачей если и не столь благородной, то по крайней мере реальной. Эта книга представляет собой популярное (или, возможно, научно-популярное) изложение действительной истории развития эзотерической мысли, без преклонения перед ее отдельными пророками или направлениями, но и без впадания в излишний критицизм, обусловленный приверженностью к иным направлениям. Поэтому, естественно, изложение получилось кратким и неполным в том смысле, что пришлось опустить многие чрезвычайно интересные подробности (особенно полемические). Автор был вынужден ограничиться лишь тем, что представлялось ему наиболее важным. В какой-то мере это можно считать субъективизмом, потому что другой автор наверняка выделил бы что-то свое, процитировал иных авторов и так далее.
Однако многолетний опыт работы в области философии, богословия и собственно эзотерики дает автору право надеяться, что его субъективизм «менее субъективен», чем субъективизм слушателей, сразу и охотно начавших критиковать его лекции. Причем им, как правило, нравилось все кроме того, что относилось до их специальности: так, китаисты с восторгом слушали об Индии, Греции, Африке, упрекая автора в неполноте изложения о Китае, египтологи благодарили за сведения о розенкрейцерах и масонах, сокрушаясь по поводу недоучета богатств древнеегипетской культуры, буддисты и кришнаиты были недовольны сухостью доклада о взглядах их индийских предшественников, а богословы всех мировых религий, покачивая головами, критиковали автора за «внерелигиозность». Не говоря уже о современных «посвященных», терпеть не могущих ничьих попыток поставить себя над тем учением, которое они считают своим любимым. Автор, считая себя эзотериком по призванию, не возражает.
Автор пытался также по мере возможности унифицировать терминологию, которой пользуются эзотерики разных направлений, потому что это — проблема болезненная, один из тех камней преткновения, о которые спотыкаются попытки взаимопонимания между различными школами. Впрочем, эта проблема актуальна не только для эзотеризма, но и для большинства других, вполне академических наук, и остается только надеяться, что наступающая эра Водолея поможет всем исследователям найти общий язык. В конфуцианской этике существовало понятие «чжэнмин», буквально — «исправление имен», означавшее, что имя должно соответствовать сущности вещи. Проблема единства терминов, а точнее, его отсутствия, давно назрела во всех областях человеческого знания, и эзотеризм здесь не исключение. Поэтому я хотел бы начать с определения понятий. Тем более, что многие из понятий, к которым мы обратимся, несколько раз на протяжении нашей истории обретали новую жизнь.
Люди никогда не сомневались, что наряду с мiром видимым существует и мiр невидимый, как бы его ни называли. На заре человеческой истории эти два мiра вообще не разделялись в человеческом сознании: люди и боги сосуществовали, у каждой вещи была душа. Позже наступила некая дифференциация, но их по-прежнему объединяло представление о единстве законов, управляющих тем и этим мiром. Учение о единстве этих законов и называется сегодня эзотеризмом. Эзотеризм, тж. эзотерика, эзотерический: эти слова происходят от греч. esoterikos, «внутренний». Термин возник в эпоху эллинизма (IV-III вв. до н.э.). Исторически он обозначал тайноведение, «Внутреннюю Доктрину» религиозного, философского или иного учения, доступную лишь прошедшим обряды высших посвящений, в отличие от экзотерической, «внешней» доктрины, изучение которой не только было доступно всем, но и вменялось им в обязанность. Ср. тайное учение и «общеобразовательная программа» Пифагора, батин и захир у исмаилитов, христианские таинства, из которых только в православной церкви и иереям, и мирянам доступны все семь, в католической же это право есть только у священнослужителей, различные ступени посвящения у масонов (от первой до третьей у французов и до тридцать третьей у шотландцев), наконец, тайны Политбюро, доступные лишь очень узкому кругу, с одной стороны, и всеобщие политзанятия, которые многим из нас еще памятны, — с другой. Посвященный в эзотерическое знание был обязан хранить его в тайне — и чувствовал себя, естественно, избранным, принадлежащим к «элите».
Сегодня ЭЗОТЕРИЗМ — это обобщающее название современного учения или, точнее, представления о мире и человеке как единстве макрокосма и микрокосма, не ограничивающегося рассмотрением одних только их материальных характеристик, метод познания «внутренней сущности» всех вещей, мерой которых, как известно, является человек. Кроме того, со времен «великого Кофты» Калиостро (конец XVIII в.), а окончательно — мадам Блаватской (конец XIX в.) и Алистера Кроули (начало XX в.) в основе современного эзотеризма лежит сравнительное изучение учений Востока и Запада, цель которых — помочь человеку познать в первую очередь самого себя, если уж мера всех вещей — он сам, ибо без этого он не сможет познать все остальное. А познание самого себя, как известно, не только древнейшая, но и труднейшая из задач, когда-либо ставившихся человеком, недаром на храме Аполлона в Дельфах было написано: Gnwri se auton — «Познай самого себя». Это название окончательно прижилось после Второй мировой войны на Западе как термин, призванный заменить два аналогичных и, в общем-то, синонимических термина, значение которых к тому времени изменилось: ГЕРМЕТИЗМ и ОККУЛЬТИЗМ.
Если не придираться к частностям, то все три термина обозначают одно и то же: в философском плане — определенный взгляд на мир, предполагающий, что непознанное и даже признанное непознаваемым требует столь же уважительного отношения и строго научного подхода, как уже познанное или признанное познаваемым, в практическом же плане — совокупность дисциплин, изучающих законы, общие для того и другого. В чем же между ними разница?
Слово ГЕРМЕТИЗМ так же, как и слово ЭЗОТЕРИЗМ, придумано греками в эпоху эллинизма или чуть раньше: Геродот (484-425гг. до н.э.) рассказывает о египетских жрецах, обладающих тайным знанием и возводящих это знание к некоему Гермесу Трисмегисту, от имени которого и образовано слово. От того же слова, точнее, от имени, происходит и понятие «герменевтика» — искусство толкования священных текстов, получившее в православной практике название «экзегетика» (толкование Священного Писания), а также всем известное слово «герметический» в смысле «плотно закрытый». В отличие от собственного бога Гермеса — древнего аккадского божества, олицетворявшего силы природы, греки назвали египетского Гермеса Трисмегистом, т.е. «трижды великим».
На рубеже древности и эллинизма сложились и герметические науки, изучающие явления одних планов (уровней) бытия по их проявлениям на других согласно принципу подобия. Этот принцип, иначе называемый законом подобия (или аналогии, симпатии), был, по преданию, открыт самим Гермесом Трисмегистом и выражен в знаменитой формуле: «То, что внизу, подобно тому, что наверху». Эпоха эллинизма вообще представляет собой своего рода водораздел между древним и новым миром. Те, кто жили до этой эпохи, представляются нам людьми довольно дикими или по меньшей мере странными. Чтобы в этом убедиться, достаточно попробовать почитать книги Ветхого Завета, написанные до эпохи Александра или, если уж быть точным, до Ездры и его ученика Неемии (V в. до н.э.). Современный человек не понимает той логики, которой руководствовались авторы этих книг и их герои. Как сказал однажды В.В.Бычков, философ и историк культуры, «все время кажется, что это были инопланетяне». Наша логика начинается с Экклезиаста.
Позже к Гермесу как ученому, обладателю тайного знания, обратились гностики. Климент Александрийский (III в. н.э.) считал его автором целых 42 трудов астролого-космографического и религиозного содержания. В греческих и латинских изложениях до нас дошли: «О природе богов», «Пимандр или о могуществе и мудрости Божией», «Изумрудная скрижаль». (Подробнее см., напр., Агапова З. Гермес — бог познания земли и неба. Альманах «Гермес». М. 1992г.)
Таким образом, под ГЕРМЕТИЗМОМ люди той эпохи понимали учение, возникшее как признание наличия скрытой, непознаваемой сущности вещей, открытой лишь посвященным. Слово же ЭЗОТЕРИЗМ стали примерять к себе христианские иерархи: себя они считали эзотериками, и не без оснований — какое учение может быть эзотеричнее вероучения? — а всех остальных, включая царей, — экзотериками. Герметизм как учение и как термин дожил до рубежа предыдущего и нынешнего тысячелетий, то есть до Великой схизмы 1054г., когда римский папа (Лев IX) и константинопольский Патриарх (Михаил Кируларий) заочно прокляли друг друга. XI в. вообще был периодом окончательного оформления догмы во всех трех мировых религиях — иудаизме, христианстве и мусульманстве. Последствий от этого было много, для нас же важно вот что. Если оформилась догма, значит, оформилось и представление о том, что к ней не относится, понятие догмы и не-догмы. Прежде знание хотя бы основ герметизма считалось признаком образованности, эрудиции. В гороскопы можно было верить или не верить, но составлять их умели — в этом признается, например, замечательный византийский писатель и царедворец Михаил Пселл (1018-1078), современник великой схизмы. Теперь же это знание стало порочным, поганым («языческим», от лат. paganus). Право на связь с миром невидимым было монополизировано церковью, все прочие эзотерики превратились в соперников, конкурентов, расправа с которыми не заставила себя ждать — начиналась эпоха сожжения ведьм. Герметизм вкупе со всем прочим античным наследием был объявлен дьявольщиной и забыт. Возродился он, впрочем, очень скоро, и тоже вместе со всем античным наследием, но уже под другим названием: ОККУЛЬТИЗМ.
Слово «оккультизм» происходит от лат. occultus, «скрытый» и обозначает все то же учение о существовании скрытой взаимосвязи между событиями и явлениями, не объяснимой полностью ни с точки зрения канонического богословия, ни с точки зрения рациональной науки.
В XII в. рабби Авраам бен Давид из Толедо собрал древние тексты, кое-что дописал сам и представил мiру первый свод учения Каббалы. В XIII в. граф Больштедт, он же Альберт Великий, сложил с себя сан епископа и стал учителем оккультных наук. В XIV в. Раймонд Луллий создал свою Ars Magna — «Великое искусство», книгу по магии и алхимии. В XV в. юный граф Пико дела Мирандола понял, что мир видимый и мир невидимый едины, и лучшим средством познания этого назвал Каббалу. В XVI в. солдат по имени Генрих, за храбрость посвященный в рыцари прямо на поле боя под именем Корнелиуса фон Неттесгейм, написал трехтомное сочинение о тайной философии и фактически стал основателем современного эзотеризма (мы его знаем как Агриппу). В XVII в. юный Бенедикт Спиноза… О Спинозе, впрочем, разговор более уместен в курсе истории религии.
Открытие Урана (1784г.) совпало с началом нового периода в истории эзотеризма. В конце XVIII и особенно в XIX в. оккультизм возродился с новой силой в результате философских исканий членов многочисленных тайных обществ (розенкрейцеры, иллюминаты, масоны), практической потребности ученых-естественников, главным образом врачей (Месмер, Галль, Ганеман), и «открытия» европейцами восточных и своих собственных древних учений, переработанных на новом теоретическом уровне (хиромантия, спиритизм, теософия).
Путем многих проб и ошибок оккультисты искали путь к объединению древних, во многом устаревших теорий с данными современной им науки. При этом каждое маленькое общество вырабатывало свой понятийный язык. Различие между этими языками дает о себе знать и сейчас. Так или иначе, к концу XIX в. оккультизм в основном сложился как цельное и вполне научно обоснованное мировоззрение. За весь XIX в. вообще было сделано очень много — во всех областях развития оккультизма. Появилось много новых дисциплин. Однако эпоха fin de siecle («конца века») и последовавшее за ним двадцатилетие войн и революций снова смешали все карты. Сначала оккультизм стал модой, после чего, естественно, появилось множество откровенных обманщиков и шарлатанов, и дело кончилось тем, что оккультизм перестали воспринимать всерьез. Над ними стали насмехаться. Даже Ярослав Гашек в «Похождениях бравого солдата Швейка» вывел повара-оккультиста Юрайду. Увлекаться оккультизмом стало для образованных людей зазорным.
В 20-е — 30-е годы начался новый, на сегодняшний день последний этап в развитии эзотеризма. Слово «оккультизм», ставшее уничижительным, было забыто, и названия подбирались новые. Оправилось от ударов судьбы Теософское общество, созданное Еленой Блаватской. В Швейцарии д-р Рудольф Штайнер основал «храм» антропософии. В Америке возник Институт парапсихологии, в России — целое научное направление по исследованию возможностей человека (Бехтерев). В Англии под именем «Серебряной звезды» возродился орден «Золотой зари», основанный в конце XIX в., и так далее. Самые умные из власть предержащих начали осознавать ценность эзотерической науки. Все исследования, могущие хоть как-то повлиять на расстановку сил в мире или на престиж государства, стали субсидироваться — и засекречиваться. До этих пор вся эзотерика, включая и церковь, на протяжении тысячелетий жила только на свои доходы и на частные, пусть даже королевские, пожертвования.
Сразу после войны это развитие возобновилось и быстро пошло вперед. Появились многочисленные общества и организации, учебные центры, факультеты, издательства и магазины, стало выходить все больше новых книг и переизданий старых. Появление компьютеров позволило создать специальные программы и базы данных. Возникли новые направления и дисциплины, к старым теориям были найдены новые подходы. И ко всему этому как-то прижилось название ЭЗОТЕРИКА как некое объединяющее понятие. Сначала оно, естественно, получило распространение за рубежом, а после крушения социализма — и в России. У нас, правда, эзотерика тогда расцвела махровым цветом, как в начале века. Но это пройдет, да и уже проходит. В целом же, несмотря на очевидное признание, эзотерика до сих пор занимает маргинальное положение, находясь как бы на периферии общественного сознания. Эзотеризм как философия, прежде всего, удобен, потому что помогает объяснить и понять многие вещи, а также прогнозировать их развитие. Прикладные эзотерические дисциплины тем более удобны, потому что помогают найти решение многих практических проблем. Однако тысячелетняя печать «зазорности» еще не стерлась. И хотя короли и президенты, спортивные чемпионы и секретные службы, не говоря уже о простых людях, успешно пользуются услугами целителей и ясновидящих, астрологов и гадалок, признаваться в этом как-то не принято. И дело тут даже не столько в секретности, сколько в позиции академической науки, незаметно сменившей церковь на посту блюстителя нравов.
В истории человечества наступает новый перелом, «водораздел», и очень может быть, что людям какого-нибудь XXIII в. мы будем казаться такими же инопланетянами, какими нам кажутся жители древнего Шумера. Уже в будущем, в XXI в., то есть очень скоро, эзотерические науки займут свое место в программах учебных заведений наряду со всеми другими. Ведь на самом деле и те, и другие тесно связаны между собой. Однако переход от прежней логики к новой, хотя он уже начался, займет несколько столетий. Этот прогноз основывается на особой хронологии, принятой у астрологов и вообще в современном эзотеризме. Я имею в виду выражение: «наступает эра Водолея». Более того, сегодня стоит и другая задача — унифицировать терминологию, которой пользуются эзотерики разных направлений, потому что это — проблема болезненная, один из тех камней преткновения, о которые спотыкаются попытки взаимопонимания между различными школами. Впрочем, эта проблема актуальна не только для эзотеризма, но и для большинства других, вполне академических наук, и остается только надеяться, что наступающая эра Водолея поможет всем исследователям найти общий язык».

(Е.Колесов. 13 врат эзотерики. История эзотерических учений
от Адама до наших дней. Издательство РостГУ. Росткнига. 1999г.)

* * *

N 36. 01.10.13г.

продолжение см. в статье 2.14. Гупта-Видья как предмет Российской Тантрологии (ч.2, ч.3, ч.4, ч.5).