Статья 2.14. Гупта-Видья как предмет Российской Тантрологии (ч.1).

продолжение

«Оккультизм (лат. «скрытый») — общее название учений, признающих существование скрытых сверхъестественных сил в человеке и космосе, недоступных для традиционного человеческого опыта, но постигаемых избранными людьми, прошедших через специальное (ритуальное) посвящение и определенную психическую подготовку. В европейской культуре Оккультизм пришел на смену Герметизму, отвергаемому официальным Христианством как мудрость язычников. Главные вехи формирования Оккультизма, согласно исторической традиции, выглядят следующим образом. В XII в. рабби Авраам бен Давид из Толедо на основе древних текстов создал первый свод учения Каббалы. В XIII в. Альберт Великий сложил с себя сан епископа и стал учителем Оккультизма. В XIV в. Раймонд Луллий создает «Великое искусство», книгу по магии и алхимии. В XV в. граф Пико делла Мирандола приходит к выводу, что мир видимый и мир невидимый едины, и лучшим средством познания этого назвал Каббалу. В XVI в. солдат по имени Генрих был за храбрость посвящен в рыцари прямо на поле боя; впоследствии под именем Корнелиуса фон Неттесхейма он написал трехтомное сочинение о тайной философии «Оккультная философия», и фактически стал основателем современного эзотеризма (известен как Агриппа). Развитие естественных наук в XVI-XVII вв. (изобретение телескопа и микроскопа; открытия Ньютона, питавшего слабость к мистике и сделавшего к концу жизни соответствующие исследования главных направлений своих исследований; гелиоцентрическая система) несколько ослабили интерес к Оккультизму. В конце XVIII в и особенно в XIX в. Оккультитзм возрождается: розенкрейцеры, иллюминаты, масоны, практические поиски врачей (Месмер), «открытия» европейцами восточных и своих собственных древних учений, переработанных на новом теоретическом уровне (Теософия). Оккультизм был ориентирован на объединение древних теорий с данными современной науки. Увлекаться Оккультизмом стало для образованных людей зазорным. Пережив идейный и мировоззренческий кризис в начале XX в. (в результате деятельности избыточного числа шарлатанов), Оккультизм возрождается в рамках Эзотеризма)». 

(Эзотеризм. Энциклопедия. Мн. Интерпрессервис. Книжный Дом. 2002г.)

«Между древним и современным оккультизмом нет разницы. Насколько мне известно, всё истинно «оккультное» основано на тех же принципах, хотя термины, в которых это выражалось, менялись на протяжении веков. Под оккультизмом я понимаю ту науку, или, скорее, мудрость, которая даёт верное и точное объяснение действию законов природы вместе с их приложением по всей вселенной. Поскольку истина одна, её учения неизбежно должны находиться в согласии со всеми фактами, доказанными наукой — древней или современной. Далее, они должны объяснять и все факты истории, или законы, управляющие отношениями людей между собой, все мифологии, а также то отношение, в котором человек состоит с остальной вселенной. Фактически, это наука о происхождении, назначении и силах вселенной, а также всех вещей в ней.
Заметная разница между оккультной и современной наукой состоит в том, что первая работает с силами и материалами природы в их естественном состоянии, в то время как последняя использует их в отдельности и в ограниченном состоянии низшего плана их проявления. Все мифологии — это картинные представления законов и сил природы, также как вероисповедания — лишь частичные выражения универсальной истины, и интуитивным изучением древнейших из них приобретается оккультное знание. Это знание в чистом виде передавалось с незапамятных времён от учителя к ученику и тщательно охранялось от злоупотреблений — в передаче его отказывалось, если претендент на деле показал его непонимание и способность злоупотребления им, ведь очевидно, что попади оно в руки злонамеренного или невежественного человека, его применение повлекло бы неизмеримый вред.
Тайная мудрость — это основа всех древних философий и религий — индийской, египетской, халдейской, зороастрийской, греческой и прочих. Её следы обнаруживаются в каждой стране и эпохе, и не может быть большей ошибки, чем полагать, что реальность её зависит от какого-то единственного авторитета. Её посвящённые и адепты образуют непрерывную цепь преемственности с самого раннего появления человека на этой планете; их организация сегодня практически та же, что была и тысячи лет назад. В нынешнее время она вызывает большее движение в общественной мысли, чем было это на протяжении нескольких веков, и многие воображают, что это нечто новое. Это не так. В некоторые времена года день дольше, чем в другие, так же и божественный свет мудрости в некоторые циклы распространяется шире». 

(Т.Субба Роу. Что такое оккультизм. Журнал «Word» январь 1905г.)

«Оккультизм. Непризнание оккультизма, а порой и враждебность к нему господствующих систем и типов знания (материализм, теология, объективная наука и др.) привели к тому, что энциклопедии и энциклопедические словари почти не содержат сведений об этом типе знания. Не проводя основательной экспертизы оккультизма в целом, нередко выделяют его слабости, болезни. Эти болезни свойственны всякому типу человеческого знания и тем в большей мере, чем дольше оно властвовало.
Оккультизм — системный тип знания о взаимодействиях духовного (тайного, нелогизируемого, мистического) и материального. Парадигмой, познавательной установкой оккультизма является целостность, одушевленность, всесвязность в Природе. Основные методологические принципы, модели: синтез, аналогии, триединство сущности всякой системы и действия. Эзотерическая основа оккультизма — выявление во всех религиях и мифах под их внешними разновидностями фундаментальных начал — первопринципов — Тайны — Сущего. Философская основа оккультизма создавалась такими священными книгами, учениями и трудами, как: Священная Книга Тота; Великие Арканы Таро; неоплатонизм, философия эпохи Возрождения (Агриппа Неттесхеймский, Парацельс, Джамбаттиста дела Порта, Э.Сведенборг и др.). Из современных трудов упомянем: оккультизм, д-р Папюс; Энциклопедия М.П.Холла; Оккультная философия М.Э.Джаунза; Тайная доктрина Е.П.Блаватской, т.1,2.
Русская философско-религиозная школа всеединства. В эпохи Просвещения и научно-технической революции почти никто из крупнейших философов не предсказывал неотвратимости и глобальности возникшего в самом конце ХХ в. и отличающегося почти взрывным характером возрождения глубокого интереса к эзотеризму, ментальности, согласованию взаимодействий мистико-религиозного, научно-философского и иных типов знаний. К чести русской философской школы — школы всеединства, а также Теософии (Е.Блаватская), можно утверждать, что они обосновали необходимость и неизбежность для исцеления культуры подобной гармонизации во взаимодействии систем познания.
Основатель этой школы В.С.Соловьев, опираясь на древние философско-религиозные традиции, утверждает: «…свободная теософия есть органический синтез теологии, философии и опытной науки, и только такой синтез может заключать в себе цельную систему знания…» (Е.Н.Трубецкой «Воспоминания». София. 1921г. с.66). Обосновывая необходимость духовной размерности процесса познания как софийности его, сторонники этой школы пришли к результату, который весьма близок полученному полвека спустя в герменевтике, учении Шри Ауробиндо и в искусственном интеллекте». 

(М. Ктони Эзотерика основ культуры. М. Гуманитарий. АГИ. 1995г.)

«Оккультизм. А. Сущность и метод. Оккультизмом (от лат. слова occultus — тайный, сокровенный) обыкновенно называют совокупность воззрений, верований и знаний по предмету таинственных сил природы и человека, или совершенно игнорируемых современной официальной наукой и философией, или мало ею исследованных, а также некоторых действий и приемов, вытекающих из этих познаний. Впервые термин «philosophia occulta» был употреблен в XVI веке Агриппой Неттесгеймским. В основе Оккультизма лежит двоякое стремление человеческой души — верить и познавать. Оккультизм стоит на границе между религией и теологией и, с одной стороны, наукой и философией, — с другой. С философией Оккультизма сближается как стремление проникнуть в сущность вещей, постигнуть глубочайшие тайны мироздания и человеческой души, так и желание охватить все отрасли человеческого познания в стройной системе, построить одно цельное и законченное во всех частях миросозерцание. С религией его сближает признание главнейшим источником познания, — по крайней мере, в теоретических основах Оккультизма — не свободное исследование фактов, а откровение свыше, равно как и глубоко-теологическая точка зрения, признающая исходным пунктом мироздания Божество. Такая точка зрения не чужда даже наиболее близко стоящим к современной опытной науке исследователям оккультических явлений. Таким образом, Оккультизм в основе своей — теологическая система (или, лучше сказать, совокупность систем, более или менее однородных по характеру), лишь более широкая, чем обычные теологические системы, так как эти последние редко выходят из сферы религиозных и моральных вопросов, тогда как Оккультизм стремится охватить все стороны мироздания. Признавая откровение главным источником познания, Оккультизм не отказывается и от общепринятых научных приемов — умозаключения и опыта, но прибегает к ним главным образом лишь при исследовании материальных сил природы и человека. Охотнее всего он пользуется методом аналогии, т.е. именно тем, который в официальной науке признается наименее точным и убедительным. Очень часто результаты, достигаемые при этом оккультистами, сводятся к более или мене остроумной игре словами и понятиями, а делаемые ими при этом, крайне искусственны и произвольны. Оккультизм — понятие более широкое, чем теософия, спиритизм, магия и т.п., которые вместе с другими тайными науками и искусствами, как-то каббалой, алхимией, астрологией и проч., составляют лишь отдельные отрасли Оккультизма. Наука, по мнению современных оккультистов, исследует лишь феномены, внешнюю сторону фактов: она экзотерична, в противоположность Оккультизму или эзотеризму, занимающемуся исследованием внутренней сущности вещей и высших сфер мироздания, доступных лишь небольшому сравнительно кружку посвященных, которых оккультисты называют адептами или просвещенными (adepti, illuminati, initiati). Иногда Оккультизм называют также Герметизмом, по имени одного из мифических пророков его, Гермеса Трисмегиста. Впрочем, название герметической науки чаще всего применяется к алхимии».

(Энциклопедический словарь. Ф.А.Брокгауз и И.А.Ефрон. 1890г.)

««Магия» — синоним трюкачества; «колдовство» — эквивалент грубейшего невежества; «оккультизм» — жалкое наследие помешанных средневековых философов Огня, Якобов Бёме и Сен Мартенов; — и этих обозначений, по общему убеждению, более чем достаточно, чтобы покрыть все широкое поле «профессионального мошенничества». Это презираемые термины, употребляемые обычно только когда речь заходит о пыльном хламе темного Средневековья и предшествовавших ему веков язычества. Поэтому в английском языке нам не отыскать терминов, которые бы определяли и оттеняли разницу между подобными анормальными силами, или науками, ведущими к обладанию ими, с той точностью, которая возможна в восточных языках, в первую очередь в Санскрите. Какое же представление, например, слова «чудо» и волшебство» (слова, по существу, идентичные по значению, поскольку оба выражают идею чудотворства посредством нарушения законов природы (!, согласно толкованию признанных авторитетов) вызывают в умах тех, кто слышит или произносит их? Оккультизм — это слово, конечно же, вводит в заблуждение, будучи прямым переводом составного термина «Гупта-Видья», «Тайное Знание». Но знание чего? Несколько санскритских терминов могут помочь нам в этом.
Существует четыре (помимо многих других) названия различных видов Эзотерического Знания или Наук, которые даны даже в экзотерических Пуранах. Это — 1. Яджна-Видья, знание оккультных сил, пробуждаемых в природе посредством определенных религиозных ритуалов и обрядов. 2. Маха-Видья, «великое знание», магия каббалистов и тантрического культа, часто колдовство наихудшего сорта. 3. Гухья-Видья, знание мистических сил, прибывающих в Звуке (Эфире), следовательно — в мантрах (напевные мотивы и заклинания), и зависящих от ритма и мелодии, другими словами — магическое действо, основанное на знании Энергий Природы и их взаимодействия. 4. Атма-Видья, термин, переводимый востоковедами просто как «Знание Души», истинная Мудрость, но означающий намного больше.
Последнее есть единственный вид оккультизма, к которому должен стремиться каждый теософ, восхищающийся «Светом на Пути» и желающий стать мудрым и бескорыстным. Остальные же являются ветвями «оккультных наук», т. е. наук, основанных на знании коренной сущности всех вещей в Царствах Природы — минеральном, растительном и животном, — следовательно, вещей, принадлежащих к царству материальной природы, какой бы невидимой эта сущность ни являлась, и как бы ни ускользала до сих пор от взора Науки. Алхимия, Астрология, Оккультная физиология, Хиромантия — все они существуют в природе, и точные Науки — видимо, так называемые «точные», поскольку в этом веке парадоксальных философий они найдены не таковыми — открыли для себя уже не одну из вышеназванных наук. Но ясновидение, символом которого в Индии является «Глаз Шивы» и которое в Японии зовется «Безграничным Видением», не есть Гипнотизм, незаконное дитя Месмеризма, и не приобретается с помощью этих наук. Всем другим можно научиться и достигать результатов — хороших, плохих или нейтральных, но Атма-Видья не придает им никакого значения. Она включает их все и может даже временами, воспользоваться ими, но делает это, очистив их от шлака, только в благородных целях, позаботившись исключить любое своекорыстное побуждение». 

(Е.П.Блаватская. Сокровенное учение и оккультные науки. Журнал «Люцифер. № 2 Май 1888г.)

«От переводчика. Что такое оккультизм. Оккультизм не есть синоним слова мистицизм, предмет которого главным образом заключается в изучении вопросов теологического характера, тогда как оккультизм представляет собой: во-первых — философскую систему, стремящуюся синтезировать знания, добытые науками, с целью установления законов, управляющих всеми явлениями, отвергая случайности; во-вторых — это группа наук, изучающих невидимый мир и его проявления в мире видимом, для чего применяется особый метод — аналогия.
В противоположность материализму, допускающему одно начало — Материю и отрицающему божественный принцип, лежащий в основе теологических воззрений, оккультизм признает три начала, присоединяя к двум первым, как связующее звено, начало духовное, или принцип оживляющий, — астральный мир, изучение которого является одной из главных задач. Это разделение на триады представляется основным методом оккультизма и как «учение о триединстве» применяется в изучении Бога, человека и вселенной, при этом подразумевается, что божественный мир — подобно миру идей у человека — создает концепцию, план, принцип, а астральный мир, как рука скульптора, придает материи, физическому миру форму, воплощая таким образом формирующее начало вселенной.
Познанию человека подлежат три области: Мир божественный, поддающийся исследованию лишь при помощи аналогии; Мир духовный или астральный, доступный наблюдению при особых условиях, и Мир физический, доступный человеческому восприятию.
История свидетельствует, что величайшие мыслители древности, известные Западу, отправлялись завершать свое образование в египетских мистериях. Знание, преподававшееся посредством этих мистерий, известно под различными именами: Тайной науки, Герметизма, Магии, Оккультизма, Эзотеризма и проч. Повсюду тождественный в своих началах, этот свод наставлений составляет основанную на предании науку Магов, то, что мы называем вообще Оккультизмом. Эта наука включает теорию и практику взаимодействия с феноменами, лишь незначительная часть которых представлена в наши дни как область магнетизма, гипнотизма и спиритизма. Опыты, связанные с изучением Психургии, составляют только небольшую часть Оккультной науки, которая подразделяется на Алхимию, Астрологию и Магию. Психургия и Теургия входят в Магию.
Изучение Оккультизма, помимо прочего, позволяет заново взглянуть на прошлое и дает историку возможность оценить древность со стороны еще мало известной. Кроме того, Оккультизм представляет современному исследователю синтетическую систему идей относительно еще мало известных сил Природы и Человека, подлежащих проверке посредством наблюдений. Употребление аналогии, характерного метода Оккультизма, и ее приложение к современным наукам или к нашим представлениям об искусстве и социологии, позволяют осветить совершенно по-новому задачи, по-видимому, наиболее трудные для разгадки. Однако оккультизм не претендует на решение всех вопросов, к которым он обращается. Это орудие труда, способ изучения, и только нелепое тщеславие может внушить его последователю мнение, что он обладает познанием совершенной истины относительно какого бы то ни было предмета.
Оккультизм есть философская система, разрешающая вопросы, чаще всего представляющиеся нашему уму. Являются ли его решения единственно верными, докажет опыт и наблюдение». 

(Папюс. Первоначальные сведения по оккультизму.)

«IV. Оккультизм и современный мир. Прежде всего, я должен сказать, что я намерен обсуждать в этом эссе. Сначала я попытаюсь уточнить смысл терминов «оккультный», «оккультизм» и «эзотеризм». Затем я хочу обратиться к краткой истории оккультизма с середины XIX в. до наших дней. Этот ретроспективный взгляд необходим для того, чтобы оценить коренные изменения, которые наблюдаются в современном западном мире, особенно в Америке. После этого я расскажу о некоторых тайных обрядах, оккультных науках и эзотерических теориях, главным образом о том, как они распространяются в американской молодежной культуре.
Согласно «Оксфордскому словарю», термин «оккультный» впервые появился в 1545г. в значении «непонятый или непостижимый умом; находящийся за пределами понимания или обычного познания». Почти столетие спустя, в 1633г., это слово приобрело дополнительный смысл, а именно, предмет «тех древних и средневековых так называемых наук, касающихся познания и использования сил неизвестной и таинственной природы (таких, как магия, алхимия, астрология, теософия)». Более точное определение слова «оккультный», соответствующее его современному употреблению, было предложено Эдвардом Тирьякяном в его глубокой, дающей пищу для размышления статье «К социологии эзотерической культуры». «Под оккультизмом, — пишет Тирьякян, — я понимаю целенаправленные действия, методы и процедуры, которые: а) привлекают тайные или скрытые силы природы или космоса, не поддающиеся измерению и пониманию средствами современной науки, и б) имеют целью получение результатов, таких, как эмпирическое познание хода событий, или изменение их по отношению к тому, какими они были бы без этого вмешательства… Далее, поскольку субъектом оккультной деятельности является не всякий, но человек, обладающий специальными познаниями и квалификацией, необходимыми для вышеупомянутых методов, а также поскольку эта квалификация приобретается и передается социально (но не общедоступно) организованным, подчиненным определенным нормам, причем ритуализованным образом, мы можем называть эти методы оккультными науками или оккультными искусствами».
Определение «эзотеризма» несколько более затруднительно. Под «эзотерическими» Тирьякян понимает те «религиозно-философские системы представлений, которые лежат в основе оккультных методов и ритуалов; то есть речь идет об отображениях в сознании природы и космоса, эпистемологическом и онтологическом отражениях истинной реальности; эти отображения образуют определенный объем знаний, дающий основание для оккультных процедур».
Однако самый важный и значительный современный представитель эзотеризма, Рене Генон, является решительным противником так называемой оккультной деятельности. Как мы увидим, это различение оккультизма и эзотеризма имеет большое значение; и, кроме того, оно поможет нам понять сходные роли того и другого в настоящее время.
Как известно, все представления, теории и методы, подходящие под определение оккультных и эзотерических, были распространены уже в период поздней античности. Некоторые из них — как, например, магия, астрология, чародейство и некромантия — были изобретены или систематизированы около 2000 лет тому назад в Египте и Месопотамии. Не стоит добавлять, что большая часть этих методов не исчезла окончательно во времена Средневековья. Более того, они приобрели новый авторитет, став весьма почитаемыми и популярными в период итальянского Ренессанса». 

(Мирча Элиаде. Оккультизм, колдовство и моды в культуре.
/ Пер. с англ. Е.В.Сорокиной. К. София. М. Гелиос. 2002г.)

«Многих смущает принятый нами термин «оккультизм». Гораздо предпочтительнее выражение «тайная доктрина», употребляемое Блаватской. Это выражение говорит о тайном учении, которое есть не что иное, как фундаментальный закон жизни. Этот закон может передаваться по традиции, но каждый у нас может открыть его в себе самом, ибо это в то же время фундаментальный закон всей мысли.
Не смешивайте тайноведение с парапсихологическими феноменами Факты, называемые аномальными, происходят вполне естественно, когда человеческая личность — по врожденному предрасположению или вследствие усиленного обучения — живет одновременно на нескольких планах. Попытка получать и объяснять эти факты средствами обычной науки не приведет ни к чему, кроме очередных предположенией, гипотез и заключений.
Человеческая наука — а она ни на что другое не претендует — есть только все более и более продвигающийся вперед анализ феноменов, то есть ощущений. Из этого анализа делают заключения и выводят законы, которые по своей сущности являются математическими. Человеческая наука изучает поверхность чувственного мира, ту поверхность, где мысль, так сказать, отражается от себя самой. Она по самой своей сущности центробежна. Тайноведение же изучает внутреннюю суть, от одного внутреннего плана к другому, все более и более приближаясь к Абсолютному, откуда эманирует вся жизнь и которое является единственной реальностью. Тайноведение позволяет идти кратчайшим путем в медленной эволюции, которая ведет монады обратно в вечность, к абсолютному. Люди Востока называют тайноведение ПРЯМЫМ ПУТЕМ. Этот термин исключительно верно отражает то, что надо сказать и поэтому мы будем часто его употреблять.
Не следует смешивать тайноведение с эрудицией. Я далек от того, чтобы отсоветовать изучать учителей и их комментаторов — обильный источник информации, откуда можно извлечь много поучительного. Но тайноведение не есть дело эрудиции. Тайноведение — это исключительно действие; надо им жить, а не изучать его. Искать источник психического развития надо в себе самом, а не в других. Есть исторические и критические исследования по тайноведению, как есть история философии и критические исследования по литературоведению, но они не составляют тайноведения, как история философии не составляет философии, а литературная критика не составляет самой литературы. Гораздо труднее отличать тайноведение от религии, потому что тайноведение в сущности является эзотеризмом всех религий.
Религиозное или мистическое чувство представляет собой сущность и внутренюю пружину тайноведения. Догмат заменяется для посвященного прямым восприятием высших планов, ритуалы являются лишь механическими способами, предназначеныыми для того, чтобы облегчить концентрацию мысли, а культ — это развитие ума и любви. Религии играли и играют свою роль в эволюции человечества. Но если они позволили и позволяют своим избранникам достигать освобождения, идя по дороге, которая хотя и короче, чем нормальная эволюция, однако, все-таки не пряма, то они в то же самое время фактически представляли и представляют собой для масс одно из самых страшных орудий порабощения человеческого духа. Творить новую религию, как бы совершенна она ни была — значит строить новую тюрьму, чтобы запереть в нее человеческий дух.
Тайная доктрина всякий раз, когда ее пытались трансформировать в особую религию, только деградировала в мертвые догматы. С момента начала истории человечества такова была точка зрения великих учителей, которые ограничивались только частичными откровениями в определенные эпохи и давали людям необходимые импульсы, чтобы направить их эволюцию.
Я полагаю, читатель уже знает, что нужно понимать под словами «экзотеризм» (внешняя, открытая сторона какого-либо учения — прим. ред.) и «эзотеризм» (внутренняя, скрытая и сокровенная сторона какого-либо учения — прим. ред.). Изыскания эзотеризма религий часто, и не без оснований, смешивают с оккультизмом. Критика религии вскрывает их общий эзотеризм; его можно великолепно резюмировать теми словами, которые Бог сказал Моисею, когда тот спросил его: «Кто ты?» — «Я есть тот, кто есть».
С интеллектуальной точки зрения все религии — единая, но неполная и завуалированная истина. С точки зрения чувства, их великой пружиной является мистицизм или божественная любовь. Вот почему учащийся хотя и будет понимать догматы религии, как простые символы, а их мораль — как правила, продиктованные учителями для руководства человечеством в его земной эволюции, должен принять религию, чтобы поддержать себя и помочь себе во время своего психического обучения. Если он уже имеет религию, пусть он сохранит ее, разумеется, отложив в сторону мертвые формулы, чтобы не быть связанным ничем, кроме эзотеризма своей религии. Если же он ее еще не имеет, то пусть он выберет себе религию (конечно, в том же самом смысле, как и в предшествующем случае ). Мы не видим никакой необходимости отдавать предпочтение восточным религиями перед какой-либо западной религией, как обычно принято во многих группировках. Это лишь прибавит новую трудность к вещам, которые сами по себе достаточно болезненны. С другой стороны, верно, что часто человек Запада, слишком просвещенный теологией своей собственной страны, может легко увлечься лишь экзотерической, внешней стороной религии». 

(Корнейц. Йога для Запада. Старклайт. 2003г. 144 стр.)

«Около десяти лет назад, когда я писала «Разоблаченную Изиду», наиболее важной целью работы являлась демонстрация следующего: (а) реальность оккультного в природе; (б) тщательное ознакомление со всеми оккультными сферами у «определенных людей» и мастерством в этой области; (в) недостаточность искусства или науки нашего времени, которые даже не упоминают Веды; (г) что сотни вещей, особенно тайн природы, — in abscondito, как это называли алхимики, — были известны ариям в домахабхаратовский период, и они же неизвестны нам, современным мудрецам XIX в.
Наука бесспорно не способна объяснить этот своеобразный феномен ассоциации света и звука, поскольку ее теория света сама по себе никогда не была целиком доказана и не является до сих пор полностью завершенной. Пусть наши ученые оппоненты еще немного поиграют в жмурки среди феноменов, находясь без каких-либо оснований на своих вечных физиологических позициях. По-видимому, недалеко то время, когда они будут вынуждены изменить свою тактику или признать себя побежденными даже в случае таких элементарных феноменов, как вышеописанные. Но что бы ни сказали или ни сделали физиологи, каковы бы ни были их научные объяснения, гипотезы или заключения в настоящем или в будущем, современные феномены находят свое истинное объяснение при обращении к древним Ведам и другим «Священным книгам Востока». Ибо весьма несложно показать, что ведийские арии были хорошо знакомы со всеми такими тайнами звука и света. Мысленные корреляции между «зрением» и «слухом» были в то время столь же известным фактом, как и в наше время, когда человек смотрит на находящиеся перед ним объективные предметы в полдень широко раскрытыми глазами…
Существует много людей, ищущих практического руководства по оккультизму. Становится необходимым поэтому установить раз и навсегда: 1) существенное различие между теоретическим и практическим Сокровенным Учением, или тем, что известно как Теософия, с одной стороны, — и оккультной наукой с другой. Сокровенное учение не есть магия. Сравнительно легко научиться хитрости заклинаний и методом использования тонких, но все же материальных энергий физической природы; 2) энергии животной души в человеке пробуждаются быстро; 3) силы, которые могут быть вызваны к действию его любовью, ненавистью, страстями, развиваются без труда. Но это черная магия — колдовство. Ибо побуждение, и только побуждение, превращает любое применение силы в черную, зловредную — или белую, благотворную магию. Невозможно применить Духовные энергии тому, на ком осталась хоть малейшая примесь эгоизма, ибо, если намерение не совершенно чистое, духовная энергия — воля превращается в психическую, действует на астральном плане, и может произвести ужасные следствия. Силы и энергии животной природы могут в равной степени быть использованы как эгоистичными и мстительными, так и бескорыстными и всепрощающими натурами; силы же и энергии духа служат только тем, кто в сердце своем совершенно чист, — и это есть БОЖЕСТВЕННАЯ МАГИЯ. На любой ступени, ключ — это сам устремляющийся. Не страх перед Богом является началом мудрости, но познание себя, которое есть сама мудрость. Потому таким великим и истинным изучающему сокровенное знание, начавшему понимать некоторые из вышеизложенных истин, покажется совет, дававшийся дельфийским оракулом всем, кто приходил к нему в поисках Сокровенной мудрости, — слова, вновь и вновь настойчиво повторявшиеся мудрым Сократом, человек, познай самого себя…

Ученик. Что такое оккультизм?
Мудрец. Это область знания, представляющая вселенную в форме яйца. Известная науке клетка представляет собою уменьшенную копию яйца вселенского, ибо законы, управляющие целым, управляют и отдельными частями, сколь бы малыми они ни были. И коль скоро человек также является уменьшенной копией вселенной — микрокосмом, то законы, управляющие вселенной, распространяются и на него; в связи с чем оккультизм учит, что во вселенной и в человеке есть скрытые законы и силы. Силы, действующие во внешнем мире, уже частично известны современному человеку, но еще не настолько, чтобы он смог разглядеть реальную, первоначальную природу, из которой исходит ее внешняя часть, которую он в состоянии видеть и ощущать.
Ученик. Что в целом оккультизм говорит о человеке?
Мудрец. Что он — высочайший продукт эволюции и потому содержит в себе центры, соответствующие абсолютно всем центрам силы во вселенной. И, следовательно, в нем заключено столько силовых центров, сколько их содержится во всем огромном мире — как вне, так и внутри него.
Ученик. Этим огромным потенциалом обладают все люди или только некоторые избранные из их числа?
Мудрец. Я говорю обо всех людях — начиная с самых примитивных и заканчивая наиболее возвышенными, включая сюда и тех, кого мы знаем, и тех, о чьем существовании лишь догадываемся.
Ученик. Является ли оккультизм истинным учением или же ложным; эгоистичен он или бескорыстен; или же в нем перемешаны все эти качества?
Мудрец. Сам по себе оккультизм бесцветен, и только человек, пользуясь им в тех или иных целях, определяет, каким он будет: добрым или злым. Злым оккультизм становится только тогда, когда используется в своекорыстных целях; но и в этом случае он не становится ложным, поскольку суть его при этом не изменяется. У Природы есть две стороны: негативная и позитивная, добрая и злая, светлая и темная, горячая и холодная, духовная и материальная. Черный маг может быть так же искусен в производстве феноменов, как и белый; но, в конечном счете, сама Природа естественным образом предпримет меры к тому, чтобы белый маг был спасен, а черный уничтожен. И все-таки вы должны иметь в виду, что оккультистом может стать как истинный, так и фальшивый человек. И помочь здесь могут разве что слова христианского учителя Иисуса: «По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград или с репейника смоквы?» (Матф., 7, 16.) Оккультизм есть общий, всеобъемлющий термин, поясняемый такими определениями, как «черный» и «белый». Но и в том и в другом случае используются одни и те же силы и те же самые законы, коль скоро законы Природы едины для всех существ, постигающих ее тайны…
Какие бы расхождения ни обнаруживались в различных изложениях эзотерического учения, поскольку в каждую эпоху оно приобретало новое одеяние, отличное от предыдущего и по цвету, и по фактуре, все же в каждом из них мы находим полнейшее согласие по одному вопросу — о дороге к духовному развитию. Единственное незыблемое правило было обязательно для неофита всегда, как и сейчас, — полное подчинение низшей природы высшей. От Вед и Упанишад до недавно опубликованного «Света на Пути», просмотрев священные книги всех рас и культов, мы находим лишь один-единственный путь — трудный, болезненный, мучительный, благодаря которому человек может обрести истинную духовную интуицию. И как же может быть иначе, если все религии и все философии являются лишь вариантами первого учения Единой Мудрости…». 

(Блаватская Е.П. Беседы об оккультизме. Журнал «Path» 1888г., 1894г., 1895г.)

«Что такое оккультизм? Чтобы дать беспристрастную оценку Духовной Науке, мы должны изучать первоисточники и стараться проникнуть в умы великих мистиков и интеллектуалов, чьи произведения свидетельствуют о непосредственном познании сверхчувственных миров.
Существуют состояния сознания, переступающие пределы нормального, и тогда такие состояния преобладают, мы можем распознать формы существования, с которыми, как правило, не соприкасаемся. Все провидцы придерживаются единого мнения по этому вопросу, и мы можем взять его за основу для объяснения происхождения оккультизма. Существуют всемирные предания о сверхлюдях, которые обучали оккультизму наших далеких предков и создавали их цивилизации.
Сверхнормальные способности человеческого разума раскрывают человеку сверхъестественный диапазон опыта. Этот накопленный сверхъестественный опыт поколений, воспринимаемый через посредство сверхнормальных способностей, спорадически развившихся у человечества, составляет предмет оккультизма и доставляет факты для его теорий.
Слово «оккультный» означает «скрытый», а слово «эзотерический», часто употребляемое как его синоним, означает «для избранных». Если соединить оба эти слова, то можно сделать вывод, что оккультизм, — это, фактически, отрасль знания, которая скрыта от многих и предназначается для немногих.
Естествознание основывает свои доказательства на пяти органах чувств нормального человека; оккультизм же апеллирует к «мнению» чувств, которые, как установлено, редко развиваются у людей. Среднему человеку при выражении своего мнения по оккультным вопросам приходится исходить из окружающей очевидности. Оккультизм, подобно классической музыке, предназначен для избранных. Оценить его могут только люди, имеющие природный или приобретенный в результате обучения дар. Обывателю это недоступно, так как у него нет никакой общепринятой отправной точки, от которой можно было бы оттолкнуться.
Некоторые люди приобрели опыт, который заставил их размышлять и задавать вопросы. Эти люди увидели нечто за пределами четырех стен нашей повседневной жизни и их больше не удовлетворяет утверждение, что не существует ничего, кроме видимого нами мира. В своих поисках эти люди могут идти по пути экспериментальных исследований, как это сделали спиритуалисты, раскрывая в ходе своей работы огромную массу феноменов сверхчувственных состояний бытия. Либо, придерживаясь другой линии продвижения, они пользуются заслугами тех, кто обращается к преданиям за разъяснением.
До тех пор, пока не начнешь изучать литературу по этому предмету, не подозреваешь о его обширности. А этот предмет простирается, с одной стороны, от устных преданий и мифологии до произведений высокообразованных философов, чьи размышления выводили их «за наши пределы времени и пространства».
Следует, однако, помнить, что оккультизм — это больше, чем научная философия. Это — огромный опыт, и именно этот огромный опыт теории оккультизма стремятся систематизировать и объяснить.
Не тождествен оккультизм и психологии. Его предмет гораздо шире, поскольку изучает малоизвестные аспекты человеческого разума и разумной стороны Природы. Его выводы, правильно сформулированные и понятые, совпадают с выводами, уже являющимися непреложными в психологии и естествознании. Никаких расхождений в выводах оккультизма и в выводах естественных наук по тем вопросам, которые естественные науки в состоянии проверить, не должно быть. Мы не можем больше довольствоваться фантастическими заявлениями медиумов, не подтвержденных беспристрастными доказательствами.
Но оккультизм — это больше, чем наука, чтобы можно было заниматься им беспристрастно. Кроме всего прочего, он излагает философию жизни, обязанную своим происхождением опыту, и именно этот философский или даже религиозный аспект привлекает большинство тех, кто посвящает ему свою жизнь. Тот, кто ищет, проникает в те планы, откуда приходят откровения, и они имеют для него совершенно иные значение и обоснованность. Он больше не зависит от веры, он приобрел личный опыт и на основании этого опыта склонен сформулировать религиозное верование, которое побуждает его принимать участие в деянии, обычно предназначенном для святых и ангелов как служителей и посланцев Бога. С этой целью с незапамятных времен проводилась подготовка и обучение специально отобранных людей в школах, называемых Школами Мистерий.
Познание более редких форм природных явлений убеждает в том, что они оказывают на жизнь обычного человека неуловимое и малопонятное влияние в гораздо большей степени, чем можно себе представить, особенно во время болезни и ее лечения.
Откровение, или, точнее, понимание, является достижением человеческого сознания. Чтобы откровение имело цену, оно должно сохранять силу и в период духовного кризиса.
Если посмотреть на оккультизм с исторической точки зрения, предстает картина, отнюдь не обнадеживающая. Почему оккультизм породил такую массу шарлатанов и так мало, если вообще породил, интеллектуалов чистой воды?
Нравственное величие его теорий облагораживает человеческую жизнь, дает нам возможность видеть нашу судьбу и действовать в перспективе, связанной с космосом; но является ли этот прекрасный фон межзвездным пространством или просто раскрашенным холстом?
Существует лишь один способ проверки — подойти прямо и посмотреть, под ногами камни Пути или просто убогие закулисные помещения театра. Кто не способен проникнуть за занавес и открыть пустую усыпальницу, кто не знает, что оккультные дисциплины — это алгебраическая система, позволяющая разуму функционировать за пределами мышления, тот не сможет учить оккультизму. Кто считает, что Плоскости, Лучи и Иерархия существуют во времени и пространстве, тот не является посвященным и не может быть посвящающим.
Различие между исследователем оккультизма и оккультистом состоит в том, что первый верит в существование божества внутри усыпальницы, а второй знает, что Бог — в нем. Первый верит в откровение, а второй — в понимание. Первый верит в особое послание ему от Господа, в особый мандат Небес; второй знает, что с Богом мы живем, действуем и строим наше бытие. Первый верит в астральный план как объективную реальность; второй знает, что он — всего лишь плод объективного воображения. Это не значит, однако, что астрального плана не существует. Скорее всего, это значит, что именно психология объективного воображения является истинным предметом изучения оккультиста-практика.
Но возвратимся к вопросу «Стоит ли оккультизм затраченного времени?». Он стоит столь же много и столь же мало, как и математика, точным аналогом которой он является. Математик не печет хлеб и не вспахивает поле, но его наука служит фундаментальной основой знания, и ее терминами пользуются для окончательного и точного выражения явлений и процессов. Оккультизм играет такую же роль для жизни и сознания, какую математика играет для материи и здравого смысла. Без применения его специфических методов нельзя получить каких-либо окончательных выводов и обобщений. Так что вывод ясен — оккультизм стоит затраченного времени.
Но, с другой стороны, некоторые оккультные системы, с которыми приходится сталкиваться, не стоят затраченного времени. Девяносто процентов книг по оккультизму оскорбляют вкус любого образованного человека. Пока оккультные доктрины представлены в таком виде, они не смогут вызвать уважения у тех, чье уважение заслуживает внимания. Масса непроверенных и не поддающихся проверке утверждений и густая, приторная, клейкая каша сентиментального гуманизма — такова смесь, из которой состоят многочисленные изотерические книги, именно из-за них стыдно называться оккультистом.
Оккультизм, правильно понятый, учит нас рассматривать все вещи как состояния сознания, а затем указывает, как добиться контроля над сознанием субъективно. Этот контроль, приобретенный однажды, вскоре находит объективное отражение. Посредством этого сознательного контроля мы можем манипулировать планом человеческого разума. Это та сила, которая не является сама по себе ни добром, ни злом, все зависит от того, кто посвятил себя служению Богу и избрал Правый путь, понимает, что эту способность следует использовать исключительно в целях приведения человеческого сознания к познанию Бога во всем, где его присутствие подразумевается, понимая это в самом широком значении. Он использует свои знания для превращения их в орудие Духа, в отличие от избравшего Левый путь, который делает из них слуг своих страстей. Оккультизм никогда не бывает ни самоцелью, ни простым удовлетворением интеллектуального любопытства, он является мощнейшим оружием в руках умного человека. Стоит ли людям доброй воли тратить время на то, чтобы научиться управлять этим страшным обоюдоострым мечом? Да, стоит, хотя бы потому, что много людей злой воли научились обращаться с ним, а это опасно для человечества. Когда видишь, к чему может привести злоупотребление знанием скрытой стороны вещей, чувствуешь, что никакая жертва не будет слишком большой, никакой риск — слишком опасным.
Что же такое оккультизм? Давайте рассмотрим явления, которые мы справедливо можем описать как оккультные, или скрытые, по их действию и природе Эктоплазма, психометрия, ясновидение во всех его формах, телепатия, различные формы гаданий, которые отнюдь не всегда обман, мистицизм, превращение, транс и экстаз, гипноз, внушение и самовнушение, установка на жизнь после физической смерти и, последнее, но не менее важное, некоторые формы душевных болезней — все это таинственные по своей природе, не поддающиеся обычным научным методам исследования с помощью точных приборов, законным образом область изучения для оккультизма.
Есть, однако, другой аспект оккультных знаний, так же, как и его научной стороны. Это — сфера внутреннего опыта, этапа, которую практическое применение оккультизма как искусства делает доступной. Посредством практического применения его принципов можно найти Врата в Невидимое. И тем, кто сочетает в себе знание, веру и мужество, не надо ходить далеко, чтобы найти их.
Если мы хотим вникнуть в более серьезные проблемы оккультизма, то подходить к нему с позиций интеллектуального любопытства явно недостаточно. Это покажет нам лишь его внешнюю форму. Оккультный путь — не столько предмет изучения, сколько образ жизни. Если не присутствует элемент преданности и жертвенности, ключ не повернется в замке, запирающем двери Мистерий. Если мы подходим к этой Духовной Науке не так, как подходили посвященные прежних времен, то не найдем в ней того, что находили они. Мало стремиться к раскрытию ее тайн подобно тем, кто стремится получить вознаграждение за свою работу. Мы должны жить ради нее так, как люди, живущие ради возвышенной идеи. Лишь одно побуждение благополучно проведет нас через лабиринт астрального опыта — стремление к свету на пути духовного развития, которое завершается Божественным Союзом. Такова была цель Мистерий в их самой благородной форме.
Если мы хотим без риска изучать Мистерии, то должны сначала подойти к ним с их более благородной стороны как к части системы духовного возрождения, и только после того, как мы подчинились их дисциплине и выразили готовность посвятить низшее «я» целям высшего, а наше самопожертвование будет принято, мы можем без риска изучать магические аспекты оккультизма, которые, к сожалению, обычно привлекают невежд.
Оккультизм, верно понятый, служит связующим звеном между психологией и религией; он открывает путь для духовного подхода к науке и научного подхода к духовной жизни. Познания, к которым оккультизм приобщает нас, при правильном их усвоении образуют лестницу, ведущую от рационального умственного сознания, зависящего от пяти физических чувств, к непосредственному пониманию духовной интуиции. Оккультизм никогда не бывает самоцелью, он лишь открывает более широкий горизонт, который всегда удаляется по мере нашего приближения к нему, а мы все еще находимся в пределах видимости. Тем не менее, оккультизм может стать бесценным средством для достижения многочисленных целей. Знание его философии может дать ключ к исследованиям ученого и противовес экстазу мистика. Вполне возможно, что в ритуальной магии мы найдем бесценное лечебное средство, пригодное для применения при некоторых формах душевных болезней. Психоанализ показал, что они не имеют физиологической причины, однако сам он крайне редко может оказать помощь в исцелении. Именно здесь оккультист со своим знанием скрытой стороны вещей может научить психолога очень многому.
Оккультизм — Духовная Наука, и к нему следует подходить с Благоговением. Ясен путь, и узка дорога, ведущая к его святым местам. Мало кто находит ее. Ангел с Пылающим мечом все еще охраняет врата Мистерий, и неблагоразумно подвергать наши души воздействию этой силы, пока мы не очистили их.
Когда мы подойдем к вратам высшего сознания, нас встретит Ангел порога и задаст нам извечный вопрос, на который мы должны ответить прежде, чем сможем продолжать путь. Ответ на этот вопрос — это пароль, обеспечивающий допуск в тайное общество. Самый разумный вопрос, с которым следует обратиться к страннику, стучащему в дверь, — «Чего ты хочешь?». Ответ на него будет зависеть не от знания, а от характера просителя. Если ответ правильный, ему укажут легкий путь для продвижения, а если неправильный, ему предоставят возможность в меру сил искать обратный путь на земной план.
Изучать оккультизм — значит подключаться к огромной энергии в Невидимом. Возможно, не будет получено никаких результатов либо потому, что естество человека сделано из непроводящего материала, либо потому, что сомнение в реальности исследуемых явлений мешает установить психический контакт в полной мере. Знание и Сила образуют два звена цепи, и когда их соединяют, через цепь проходит энергия. Человек, не имеющий силы, может изучать Священную Науку, но каких-либо результатов не добьется, а человек, не имеющий знаний, не сможет использовать свою силу. Но там, где есть и знание, и сила, некая вдохновляющая идея со временем даст внезапный проблеск смысла внутренней жизни, и тогда человек подключится к невидимой энергии для добра и зла. Ибо оккультизм — сам по себе ни добро, ни зло, все зависит от того, как его используют. Поэтому необходимо подходить к нему с чистыми руками, с чистым сердцем, с дисциплинированной волей и преданностью.
Оккультизм — не детская игра, он не может быть понятным всем и каждому. Для занятия им требуется сила и чистота. Но все, кто прикоснулся к его серьезным проблемам, единодушно заявляют, что оккультизм — не блуждающий огонек, а истинный путь к Свету, хотя и узкий, как лезвие бритвы.
Давайте не становиться на ограниченную позицию, согласно которой оккультные учения даны человеку раз и навсегда, поскольку в процессе эволюции должно наступить время, когда рациональное сознание сможет получать больше, чем до этого, и ему будет больше дано. Но следует помнить и о том, что это новое расширение будет всего лишь развитием данного ему ранее и, несомненно, будет согласовываться с ним и не будет вступать в противоречие. Если в качестве руководства брать опыт прошлого с незапамятных времен, то новые факторы или внезапные отклонения также появляться не будут. Природа никогда не действует произвольно — ни в явных, ни в скрытых планах. Принцип оккультизма всегда один и тот же — «Как вверху, так и внизу». Это и есть та нить, держась за которую, мы сможем пройти через все лабиринты.
Руководствуясь принципом «Как вверху, так и внизу», мы обнаруживаем, что вещь, являющаяся истиной для любого из космических планов, истинна для всех аналогий системы Космоса. Например, законы, применимые к солнечной системе, оказываются применимыми также и к атому, и к человеку.
В древних оккультных системах всегда присутствует пантеон богов и богинь, состоящих в определенных родственных отношениях — родителей и потомков, братьев и сестер. Так они и представляются большими разветвленными семьями, об их приключениях рассказывают удивительные истории — истории сумасбродные, как сказки, которыми мы восхищались в юности. И вот после того, как мы прослушали все эти фантастические, иногда и непристойные небылицы, нам сказали «Как наверху, так и внизу», а мы сделали вывод, что если выполним до конца этот символизм, то получим нить Ариадны, которая выведет нас из лабиринта, существующего не только во вселенной, но и в нашей собственной природе. Более того, мы можем обнаружить, что эти многообразные древние пантеоны очень похожи друг на друга, а космологии, стоящие за ними, практически идентичны, и мы можем правомерно считать в тех вещах, где они подтверждают друг друга, окружающий их мир является в основном истинным.
Можно ли считать, что оккультизм сам по себе является заблуждением? У нас имеется достаточно доказательств того, что это не так. Из целого моря легковерия и напрасно потраченных усилий на поверхность выступают отдельные горные вершины. Далеко не все, что существует в небе и на земле, охватывается ортодоксальной философией, и именно это и является сферой деятельности оккультизма. А то, что наиболее древние оккультные учения подтверждаются современными научными данными, показывает, что эта деятельность не была абсолютно бесполезной». 

(Дион Форчун. Тайное без вымыслов. Refl-book. 1994г.)

 

2.3. ЧТО ТАКОЕ ЭЗОТЕРИЗМ?

«Эзотеризм — учение, претендующее на тайность, скрытость содержания, предназначенное только для посвященных».

(Яценко Н.Е. Толковый словарь обществоведческих терминов. СПб. 1999г.)

«Эзотеризм — тайное, сокровенное учение, понятное лишь избранным, предназначенное только для посвященных».

(Большой Энциклопедический словарь. М. 1998г., 2003г.)

«Эзотеризм — сокровенная часть практически всех религиозных учений мира, является хранилищем мистических знаний и опыта, касается строения природы, объясняет законы и тайные процессы, знание которых дает власть над естественными энергиями, делает обладателя этих знаний способным направить их на определенные цели. Предназначается для ограниченного числа людей — «духовной элиты». 

(Российская национальная библиотека. Словарь религиозных терминов.)

«Эзотеризм — философия эволюционного процесса человечества и нижестоящих царств природы. Наука всей мудрости на протяжении тысячелетий. Эзотеризм предлагает систематическое и полное изображение энергетической структуры вселенной и места человека в ней. Он описывает управляющие силы, скрытые за миром явлений, а так же процесс осознания этих сил и постепенного овладения этими силами». 

(Словарь эзотерических терминов.)

«Эзотеризм — в широком общефилософском смысле — вид рациональности в культуре, подвергающийся осознанной концептуализации и рефлексии. Термин зародился в начале XIX в. одновременно с началом кризиса традиционной христианской церкви; его появление было инициировано поиском новых духовных истин. По установившейся традиции, к фундаментальным тезисам эзотеризма относятся критика ценностей обыденной жизни и культуры; вера в существование иной, подлинной, эзотерической реальности; убеждение, что человек способен при жизни интегрироваться в эту реальность путем духовной работы над собой. В более узком смысле эзотеризм рассматривается как тайное, сокровенное учение, понятное лишь избранным, предназначенное только для посвященных».

(Таевский Д.А. История Религии)

«Эзотеризм, эзотерика, эзотерический (от греч. esoterikos, «внутренний»): первоначально — тайноведение, «внутренняя доктрина» религиозного, философского или иного учения, доступная лишь прошедшим обряды высших посвящений, в отличие от экзотерической, «внешней», изучение которой не только было доступно всем новообращенным, но и вменялось им в обязанность. Ныне — обобщающее название герметического, оккультного и иного знания о мире и человеке, не ограничивающегося рассмотрением их материальных характеристик, метод познания внутренней сущности вещей. Кроме того, эзотеризм предполагает сравнительное изучение великих духовных и философских учений Востока и Запада и способствует развитию духовных способностей человека». 

(Астрологический словарь.)

«В этой части книги, озаглавленной «Будущее, которое уже было», путь наших рассуждений таков: «Не исключено, что то, что мы называем эзотеризмом, цементом тайных обществ и религий, является трудными для понимания фрагментами очень древних знаний технического порядка, применяемых к материи и духу». Вероятно, в прошлом технические знания дали людям слишком опасную власть над природой, чтобы можно было позволить их широкое распространение. Необходимость засекречивания могла быть результатом двух причин: — соблюдение предосторожности — ключи не должны попасть в недостойные руки. «Кто знает — не говорит». Подобная информация просто не может быть передана на общедоступном уровне, так как применение таких знаний и их использование требует от человека иной психологической структуры и иного языка». 

(Луи Повель. Жак Бержье. Утро магов. К. София. 1994г.)

«Что нужно понимать под словами «экзотеризм» (внешняя, открытая сторона какого-либо учения) и «эзотеризм» (внутренняя, скрытая и сокровенная сторона какого-либо учения). Где начинается эзотерика? Одним из ее определений может быть такое: эзотерика — это взгляд на мир, разделяющий его на два качественно различных слоя, из которых один считается тонким, высшим, горним, а второй — плотным, низшим, дольним. Высший вид эзотерики это религиозная мистика и религиозная философия. Характерным признаком эзотерического подхода является взгляд на тонкий объект как на совершенно реальный, но в то же время труднопостижимый. Его гораздо сложнее изучать самого по себе, и (как правило, с трудом) полученная информация всегда заведомо неполна, то есть не дает возможности составить о нем полное представление и ответить на все возникающие вопросы». 

(Корнейц. Йога для Запада. Старклайт. 2003г.)

«Теософы постоянно говорят о том, что они являются последователями некоего эзотерического учения, что Библию надо толковать эзотерически. Попытаемся разобраться, что же такое эзотеризм? Что значит эзотерическое толкование? И что представляет собой практика эзотеризма? «Эзотерический (esфterikos греч. — сокровенный, букв. внутренний) — тайный, скрытый, сокровенный предназначенный исключительно для посвященных» (Современный словарь иностранных слов. М., Цитадель-Трейд. 2002. С. 892). Эзотерическим называется то учение, понимание и приобщение к которому возможно только в результате особых «посвящений», в результате долгой духовной работы над собой под руководством «духовного» учителя, уже «посвященного» в «тайное учение». Посвящение — это пробуждение внутренних сил, потенциальных способностей ученика, в результате которого приходит «прозрение», как бы внутреннее озарение, понимание «истины». 

(Питанов В.Ю. Теософия: факты против мифов. М. 2002г.)

«Эзотеризм — тип рациональности в культуре (наряду с религиозным и научным), подвергающийся начиная с XIX в. осознанной концептуализации и рефлексии. Взаимные оценки и взаимоотношения между эзотеризмом, наукой и религией позволительно интерпретировать как вполне изоморфные. С позиций любой из этих духовных традиций, остальные являют собой ее частный случай. С точки зрения эзотеризма, науковедение и богословие суть взаимовлияющие и взаимопроникающие сферы. В контексте религиозных миропредставлений, эзотерические конструкции реальности представляют собой не более чем неадекватное понимание Бога. Соответственно, в эзотеризме — Бог — упрощенная религиозная форма понимания эзотерической реальности. Согласно постулатам науки, религиозные и эзотерические трактовки мира по природе своей — квазинаучные и неотрефлексированные представления. При этом если формулировки науки и религии являются собственностью научного сообщества и соответствующей конфессии, то тезисы эзотеризма — в принципе удел одного человека — того, кто их высказал. Научной доказательности и религиозной основательности эзотеризма предпочитает своего рода очевидность и красоту истолкования». 

(Эзотеризм. Энциклопедия. Мн. Интерпрессервис. Книжный Дом. 2002г.)

«Эзотеризм — это древнее знание, которое было сформулировано и развито Посвященными, находившимися на удивительно высокой ступени понимания человека и мира. И астрология — это не просто вырастающее на наших глазах новое знание, это восстанавливаемая Традиция, возвращающееся к человечеству сокровище. И в полноте своей она чрезвычайно широка, многоуровнева и глубинна. Потому брать на себя смелость профессионального изучения астрологии могут лишь те, кто отчетливо осознает грандиозность и монументальность этой дисциплины. Астрология — это не просто наука, это древняя оккультная дисциплина, овладение которой императивно подразумевает нравственное совершенствование изучающего.
Все скрытое, тайное и загадочное в астрологии открывается лишь тем, кто рассматривает себя как инструмент познания, кто осознает принципиальную невозможность проникновения в глубины Искусства при безответственном отношении к самому себе. Сам же мировоззренческий фундамент астрологии столь радикально отличается от принципов, на которых зиждется современная культура, что фактически речь идет о необходимости трансформации самой платформы мировидения изучающего эту дисциплину, без чего постижение астрологии попросту невозможно». 

(Сельченок К.В. Астрология. Психоритмология. Хронотехнология. Минск. 1997г.)

«Согласно философскому словарю, эзотеризм — это учение, предназначенное для посвященных; учение, направленное внутрь, вглубь явлений; учение, выявляющее внутреннюю, существенную связь явлений. Можно по-разному осмыслять и объяснять окружающий мир. Эзотеризм является одной из альтернативных форм мышления и мироощущения человека. Эзотерическая действительность — это действительность духовная и витальная. Эзотерическая истина адресована, прежде всего, самому человеку; только через него — внешнему миру. Основные характерные черты эзотерического мышления: очевидность и красота объяснения; особое (эзотерическое) отношение к миру; резкая критика всех ценностей культуры; уверенность в существовании истинного мира и реальностей и возможность отдельных людей войти в этот истинный мир. Отличительной особенностью является то, что эзотерическое учение и эзотерическое знание не существует без эзотерической практики, эзотерической жизни. Основные идеи эзотерических учений заключаются в следующем: убежденность в иллюзорности обычной жизни (то, что мы видим, — не подлинное бытие, а всего лишь Майя); соотнесенность микрокосмического плана с макрокосмическим; придание большого значения в жизни человека психическим центрам; а также в особенностях психотехнической работы человека над собой и др.». 

(Эзотеризм. Рукописный журнал Общества ревнителей русской философии «София». № 4. 2002г.)

«Все учения можно разделить на два типа. Первый — это учения общего плана, называемые экзотерическими, второй — тайные учения, называемые эзотерическими. Одно из положений эзотеризма гласит, что, в отличие от экзотеризма, невозможно понять тайное учение, не обладая определенным уровнем интуиции. Экзотеризм, однако же, располагает авторитетным учением и его тексты не несут в себе кажущихся противоречий. Экзотеризм располагает упорядоченной системой учений. Но его практика занимает огромное количество времени. Этот метод предполагает постепенное укрепление основы, что впоследствии позволяет человеку возвыситься до небес. Одно из характерных отличий экзотеризма от эзотеризма — это превосходство техник эзотеризма как методов вхождения в глубокое состояние сознания. Но если в глубокое состояние сознания входит человек, не имеющий заслуг, это будет трагично.
Эзотеризм же можно сравнить с лабиринтом. Многие объявляют себя эзотерическими гуру. Но зачастую они не знают пути от начала до конца. Некоторые гуру доведут вас до стены, через которую вы так и не сумеете пробиться. Понимание некоторых гуру доходит только до середины лабиринта. Дальше они вести вас не могут, потому что не имеют соответствующего опыта, а обладают только лишь беспорядочными представлениями о том, что будет после этого. Некоторые гуру направляют души в противоположную сторону. Однако настоящему гуру известны все стадии учения, и он, учитывая индивидуальные особенности каждого, дает своевременные правильные наставления. Итак, среди эзотерических учений существует множество ложных». 

(Эзотеризм и Экзотеризм.)

«Эзотеризм есть общее название для учений, являющихся достоянием тайных оккультных организаций. Теории оккультизма и внеканонического мистицизма, поскольку они носят открытый, общедоступный характер, следует рассматривать как гностические спекуляции с философской точки зрения и как рабочие гипотезы — с научной. В противоположность им эзотеризм субъективен и замкнут. Популяризация эзотерических учений всегда грешит вымыслами, а общедоступный практический эзотеризм обычно кончает колдовством и психическим расстройством. Сущность подлинного эзотеризма состоит из переживаний и откровений, получаемых посвященными или посвящаемыми в практику тайного общества или союза. Чистый эзотеризм в основе сверхчувствен и часто не имеет эквивалентных понятий в обычном мире для своего выражения. Подлинно эзотерические книги, поэтому, всегда облекают, свое повествование в форме притч и аллегорий.
Подлинный эзотеризм утверждает тайну, которая раскрывается в большей или меньшей степени в сознании в зависимости от духовного подвига, от духовной одаренности, от духовного уровня и стадии духовного пути. Эзотерическое в христианстве ведет к мистическому. Христианские мистики были настоящими эзотериками. Недоступные простым христианам созерцания мистиков не представляют секрета, но чтобы до конца понять мистиков, нужно иметь схожий с ними опыт.
Эзотеризм претендует хранить сокровенную истину и тайну от профанации и непонимания господствующего сознания масс, которые не могут этой истины и этой тайны вместить». 

(Истоки тайноведения. Русский Оккультный Центр. Симферополь. Таврия. 1994г.)

* * *