Статья 2.14. Гупта-Видья как предмет Российской Тантрологии (ч.1).

«У каждой традиции есть своя «эзотерика» — не обязательно как искусственно оберегаемая тайна, но всегда как особая углубленность опыта традиции» (см. Современные концепции эстетического воспитания. М. Институт Философии. РАН. 1998г. Глава 7. Трансляция эстетического опыта в традиции индийской культуры).
Считается, что Тантра имеет прямое отношение к Древнеиндийской Эзотерической Традиции, которая традиционно именуется как Гупта-Видья («Тайное Знание»). Поэтому Российской Тантрологии следует обратить особое внимание на особую углубленность опыта Тантры как эзотерической традиции, поскольку «Тантра — это Гупта-Видья» (см. Свами Шивананда. Тантра-Йога, Нада-Йога, Крия-Йога. Сборник. Уфа. 2001г.). «Тантра — эзотерическая оккультная система в Индуизме и Буддизме…» (см. Примечания Рамы Прасада к тексту «Шива-Свародайя» от 1889г.). «Тантра — это сакральная инициатическая традиция, ставящая своей целью реализацию высших трансцендентных аспектов реальности и основывающаяся на строгой эзотерической дисциплине, адекватной лишь в контексте традиционной цивилизации» (см. Дугин А.Г. «Имманентная революция Тантры». Журнал «Милый Ангел» № 2 2000г.).

* * *

«У каждой традиции есть своя «эзотерика» — не обязательно как искусственно оберегаемая тайна, но всегда как особая углубленность опыта традиции».

Данное утверждение можно найти в коллективном труде, посвященном рассмотрению различных теоретических и практических проблем эстетического воспитания, эстетического опыта и эстетической культуры, в книге под названием «Современные концепции эстетического воспитания», в Главе 7. Трансляция эстетического опыта в традиции индийской культуры (см. Современные концепции эстетического воспитания. М. Институт философии. ИФРАН. 1998г.).

Российской Тантрологии следует обратить особое внимание на особую углубленность опыта Тантры, поскольку Тантра, бесспорно, как самостоятельная эзотерическая традиция, имеет самое прямое отношение к Древнеиндийской Эзотерической Традиции, которая традиционно именуется как Гупта-Видья («Тайное Знание»). Но, прежде чем рассматривать очень древнюю, глубокую, неисчерпаемую, уникальную Древнеиндийскую Эзотерическую Традицию, или «Индийский Эзотеризм» (западный термин, которым обозначается эта Традиция), стоит обратить внимание на то, что же подразумевается сегодня под такими понятиями как «эзотерическая традиция», «эзотеризм», «эзотерика».

 

1. ТАНТРА КАК ЭЗОТЕРИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ

1.1. ЧТО ЗНАЧИТ ЭЗОТЕРИЧЕСКАЯ?

В 1985г. вышла книга «Квантовые вопросы: мистические сочинения великих физиков мира». В ней были рассмотрены работы Гейзенберга, Шрёдингера, Эйнштейна, де Бройля, Джинса, Планка, Паули и Эддингтона, «убеждённых в том, что физика и мистицизм — в некотором роде братья-близнецы… Все эти замечательные люди, без исключения, пришли к мистическому или трансцендентальному мировоззрению, в котором мир предстаёт как феномен скорее духовный, нежели материальный» (см. Quantum Questions: Mystical Writings of the World’s Great Physicists. / Под ред. K.Wilber. Boston: Shambhala. 1985. с. 102-4, 108-11).
Как здесь не вспомнить послания великих пророков: «Ваши поиски идут не в том направлении. Решение всех ваших задач содержится внутри вас, но вы его не видите и не понимаете. Ищите духовное…». Из глубокой древности пришло к нам такое четверостишие на Санскрите: «Бог спит в минералах, просыпается в растениях, движется в животных и думает в человеке». Может быть, действительно, заветный ключ, который «открывает двери Мира», находится внутри нас?
Вот что говорилось в одной из интернет-публикаций (см. Джагдиш С.Д. Медитация: постижение внутреннего пространства. 2004г.):

«Следует ясно понять, что означает это слово — «эзотерический», так как в современной интерпретации это понимается, как «скрытое», «тайное». Но это далеко не так. Эзотерическое не есть некая информация, которая содержится в тайне и доступна исключительно посвященному кругу людей. Общеизвестно, что любая информация, какой бы тайной она ни была, рано или поздно попадает во внешнюю среду, и, в конечном итоге, на прилавки магазинов. Но природа мудра. Многие стремятся заполучить информацию эзотерического толка, думая, что, получив эти книги, они смогут ступить на путь, пройти его и достигнуть мастерства. Но внимательно присмотревшись к ситуации в мире, мы не увидим достигших, вернее, увидим таковых лишь в редких единичных случаях. Почему же? Ведь эзотерическая информация становится все доступнее и ближе. Оказывается, здесь необходим духовный опыт, ключ, который раскрывает смысл этих посланий. Не имея же такого сверхсознательного восприятия, знакомиться с эзотерикой в лучшем случае бесполезно. Ведь этот опыт всегда индивидуален. Именно это и следует именовать эзотерическим, то, что может привести человека к трансформации, а не забивание своих и чужих мозгов новой терминологией. Такие знания доходят до нас через людей, ранее прошедших этот путь, которые могут поделиться своими ключами ради нашей самореализации. Поэтому следует понять, что эзотерический опыт — это опыт немногих».

И вот что говорилось в другой интернет-публикации (см. К.Максимов. Заговор конца света. Фантастика и эсхатология. 2002г.):

«Эзотерический подход отличается от научного тем, что вектор постижения в нем направлен не снизу вверх (от простого к сложному), а наоборот, сверху вниз…».

Слово «эзотерический» происходит от греч. esoterikos — букв. «внутренний», «направленный внутрь», «сокровенный». Если обратиться к различным словарям, то можно найти следующие толкования слова «эзотерический»:
— скрытый, тайный;
— сакральный, тайный;
— внутренний, скрытый;
— посвященный в тайны какого-нибудь учения;
— сокровенный, внутренний, скрытый, тайный;
— тайный, понятный только посвященным, скрытый;
— тайный, доступный только узкому кругу посвященных;
— имеющий отношение к «тайному», «сокровенному» знанию;
— тайный, назначенный лишь для посвященных; научный, ученый;
— предназначенный для посвящённых, сведущих в мистических, тайных учениях;
— предназначенный только для посвященных или специалистов; тайный, скрытый;
— предназначенный только для избранных, для специалистов и понятный только им;
— тайный, скрытый, сокровенный, предназначенный исключительно для посвященных;
— термин, относящийся ко всему, что понимают немногие избранные, что вверяется только им;
— тайный, сокровенный, понятный лишь избранным, предназначенный только для посвященных;
— тайный, скрытый, предназначенный исключительно для посвященных (о религиозных обрядах, мистических учениях и т.п.);
— посвященный в тайны какого-либо общества или учения, могущего быть открытым только избранным;

Согласно «Словарю русских синонимов» (интернет), частота употребления слова «эзотерический» составляет 118 раз на ? 300 млн. слов.

«Эзотерический (греч. esoterikos внутренний), тайный, сокровенный, понятный лишь избранным, предназначенный только для посвященных. Экзотерический (греч. exoterikos внешний), понятный всем, предназначенный и для непосвященных, не составляющий тайны».

(Большой Энциклопедический словарь. М. 1998г., 2003г.)

«Эзотеризм, эзотерика, эзотерический (от греч. esoterikos, «внутренний»): первоначально — тайноведение, «внутренняя доктрина» религиозного, философского или иного учения, доступная лишь прошедшим обряды высших посвящений, в отличие от экзотерической, «внешней», изучение которой не только было доступно всем новообращенным, но и вменялось им в обязанность».

(Астрологический словарь.)

«Эзотерический (направленный внутрь) — предназначенный только для избранных, для специалистов и понятный только им. Противоположность — экзотерический; это своеобразное направление духовного самопознания и самореализации, которое объясняет всю природу духовной жизни человека и помогает познать больше.
Эзотерическое учение, тайное учение — учение, доступное только посвящённым, которые не имеют права распространять его дальше. Тайными учениями считаются, например, еврейская Каббала, древнегреческие мистерии, гностические учения. В настоящее время тайными являются учения масонов, теософов, антропософов».

(Словарь эзотерических терминов.)

«…Более точное определение слова «оккультный», соответствующее его современному употреблению, было предложено Эдвардом Тирьякяном в его глубокой, дающей пищу для размышления статье «К социологии эзотерической культуры»…<…>.
Определение «эзотеризма» несколько более затруднительно. Под «эзотерическими» Тирьякян понимает те «религиозно-философские системы представлений, которые лежат в основе оккультных методов и ритуалов; то есть речь идет об отображениях в сознании природы и космоса, эпистемологическом и онтологическом отражениях истинной реальности; эти отображения образуют определенный объем знаний, дающий основание для оккультных процедур»…».

(Мирча Элиаде. Оккультизм, колдовство и моды в культуре.
/ Пер. с англ. Е.В.Сорокиной. К. София. М. Гелиос. 2002г.)

«Характерным признаком эзотерического подхода является взгляд на тонкий объект как на совершенно реальный, но в то же время труднопостижимый. Его гораздо сложнее изучать самого по себе, и (как правило, с трудом) полученная информация всегда заведомо неполна, то есть не дает возможности составить о нем полное представление и ответить на все возникающие вопросы. Информация о тонком объекте идет двумя различными путями, и каждый из них дает свои искажения. Первый — это непосредственное созерцание тонкого объекта путем той или иной мистической (интуитивной, медитативной) настройки на него; при этом объект изучается сам по себе, но с помощью несовершенных средств, заведомо дающих искажения. Второй путь заключается в наблюдении за плотным объектом и особенно за моментами информационно-энергетической связи между ним и тонким объектом. Наблюдения за плотным объектом более точны, но по ним приходится судить о тонком объекте, то есть делать заведомо косвенные выводы. Ситуация осложняется еще и тем, что хотя тонкий и плотный объекты в чем-то похожи («что наверху, то и внизу»), но они во многом и различаются, и в первую очередь тем, что принадлежат принципиально разным планам бытия (тонкому и плотному), для которых характерны существенные различия в материи, энергии и законах эволюции». 

(Корнейц. Йога для Запада. Старклайт. 2003г.)

«Что такое эзотерическая традиция? Эзотерическая традиция — огромный пласт сакральной культуры человечества, переданной человечеству от высшего мира. Согласно преданию, сакральное знание было передано человеку самим Творцом как необходимое средство для выживания в нашем мире. Во многих эзотерических традициях сохранилось предание о том, что после того, как в небесном мире произошел раскол, и часть небожителей отказалась жить по закону Творца. Чтобы уберечь человечество от «опеки» падших ангелов, Творец дал людям Закон, по которому они должны жить. Исполнение этого закона ведет к всеобщему благу человечества и утверждению гармонии в земном мире.
Каждая эзотерическая традиция имеет статус эзотерической школы, но не всякая эзотерическая школа является эзотерической традицией. В этой связи необходимо правильно понимать отличительные особенности традиции от школы. Здесь существует три основных критерия.
1. На основе эзотерических традиций развились наиболее известные религии нашего мира. Из Каббалы вырос Иудаизм, из Йоги — Брахманизм, из Дзэна — Буддизм, из Дао — Даосизм, из Гнозиса — Христианство, из Суфизма — Ислам. Все эти эзотерические традиции когда-то имели лишь статус школы. Сегодня они являются и школой, и традицией в одном лице. Но это совсем не означает, что каждая эзотерическая школа когда-нибудь станет эзотерической традицией.
2. Традицию от школы отличают также и более длительные временные рамки существования. Так, к примеру, самая молодая эзотерическая традиция — Суфизм — существует на земле вот уже более чем 13 веков. С ней может посоперничать только Исихазм — наиболее древняя эзотерическая школа, возникшая в IV-VII вв. Большинство же эзотерических школ было организовано в XIX-XX вв.
3. Все эзотерические школы возникали в русле той или иной эзотерической традиции, но ни одна традиция не возникла из какой-либо эзотерической школы». 

(А.Либиэр. История Эзотерики. Введение. Монография. Ж. «Новая Литература». 14.09.2007г.)

«Эзотеризм. Эзотерическая психопрактика, ныне редко сохранившаяся в рамках некоторых мистических традиций, используется ограниченным числом адептов и носит преимущественно прикладной характер. В качестве примеров такой практики можно назвать Суфизм внутри Ислама, Каббалу внутри Иудаизма, Нейдан внутри Даосизма, Йогу внутри Индуизма, Чань (эзотерический Буддизм, он же Дзогчен, он же Дзен) внутри Буддизма и Исихазм внутри Православия. Эзотерические системы (школы) скрываются в недрах ряда (в основном Восточных) религий, принципиально отличаясь от (часто устарелого христианизированного) Западного Мистицизма (орденов и религий) тем, что их эзо-учения, при всей своей кажущейся «абстрактной миросозерцательности», куда более зрело мудры и жизненно практичны.
(NZ-комментарий. Эзотерические практики в их сути уже хорошо известны, а скрываемые до сих пор детали незначительны. Избыточный мистицизм и оккультность эзотерических знаний сейчас не актуальны, поскольку эзотерические учения и практики остаются малодоступными из-за своей естественной сложности. Уровень же основных эзотерик, будь-то Каббала или Высшая Йога, приблизительно одинаков. Эзотерика теряет свою глубину только, если переходит к популизму, внешнему символизму и показательным церемониям.)
Цели эзотерических систем. Цели эзотерических систем совпадают с религиозными или психологическими — осознанное изменение личности. Эзотерические системы так же предлагают конкретный воспроизводимый набор методов для такого изменения. Базой указанных изменений являются Повышенные Состояния Сознания (расширение сознания), которые отличаются от так называемых «изменённых состояний сознания» (достигаемых последователями многих религий или психокультов) тем, что изменения Личности, к которым стремятся последователи эзо-систем, носят устойчивый характер. В более широком смысле: цель самотрансформации лежит вне зоны личностного саморазвития, то есть «изменение личности» — лишь средство, а целью является итоговое расширение сущностного мировосприятия.
(NZ-комментарий. В целом верное разъяснение эзо-целей, хотя и не полное. Скажем лишь, что целью неоэзотерики является поиск ответов, путем реализации такого пути в собственном сознании, на Базовые Вопросы Бытия. К ним, например, относятся вопросы об Источнике Всего, о Мироздании, о смысле и целях человеческого существования и т.п.)».

(Кундин А.В. Эзотерика и Неоэзотерика (NZ).)

 

1.2. ТАНТРА КАК ЭЗОТЕРИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ

С 2009г. на Кафедре философии и культурологии Востока философского факультета СПбГУ существует «Образовательная профильная программа «Культура Индии»» (рук. С.В.Пахомов), специальность 031401 — культурология, специализация 031401.3 — культуры Востока. В программе учебной дисциплины значится «Индуистский Тантризм» (сост. С.В.Пахомов). Среди тем занятий по данной программе присутствуют и такая тема, как: «Индуистский Тантризм как эзотерическое движение в Индуизме». Согласно А.Л. Дворкину (см. Дворкин А.Л. Сектоведение: тоталитарные секты. Опыт систематического исследования. Изд. 3-е. Нижний Новгород. 2002г.), «Тантризм — это наиболее оккультное направление Индуизма». Согласно же Л.И.Тетерникову (см. Пахомов С.В. Неотантризм в современной России. 04.07.2007г.), «Тантризм есть преимущественно Восточная Традиция и ограничивается территорией Индии, тогда как Тантра синонимична понятию «эзотерика», и в этом смысле она присутствует во всех религиях, например, в египетской».

«Тантра — индусская оккультная традиция».

(Борис Сахаров. Открытие «третьего глаза». София. 2006г. 128 стр.)

«Тантра — это, в основном, магия, религия, наука эзотерического секса»,

(Улисс. Путь Одиссея.)

«Тантра (санскр. «нить», «непрерывность») — тайные, эзотерические учения короткого пути к Освобождению».

(Тексты Учения. Монастырь-Академия Йоги «Гухья-Самаджа».)

«Тантризм — направление в Буддизме и Индуизме. Возникло в первые века н.э. Восприняло методы Йоги и разработало систему эзотерической практики».

(Советский Энциклопедический Словарь. 1979г., 1982г., 1985г.)
(Религиозные термины. Словарь.)

«Тантризм — одна из разновидностей Индуизма, включающая в себя методы Йоги и систему эзотерической (скрытой от непосвященных) практики».

(И.Куликов. Новые религиозные организации России
деструктивного и оккультного характера. Справочник.
2-е изд., переработ, и дополн. Белгород. 1997г.)
(Таевский Д.А., Потебня А. Синкретические религии и секты.
Словарь-справочник. Лабиринт-Пресс. 2001г.)
(Религии и секты в современной России. Справочник. 2001г.)

«Тантра — это практический путь реализации, отличающийся глубокими эзотерическими знаниями о теле человека, о природе, космосе и всевозможных силах, действующих в них».

(Димешвар Рам Авадхута. Тантра:
Постижение высшей реальности. СПб. 1991г.)

«Главные обряды и образы. Тантра — эзотерический культ, и большая ее часть всегда сохранялась в секрете. К тому же, ее функционирование и образность синхронны и полностью взаимозависимы».

(Филипп Роусон. Искусство Тантры. Лондон. 1978г.)

«…Если дело обстоит таким образом, то следует, очевидно, обратиться к изучению указанной системы эзотерических упражнений Йоги, чтобы понять подлинный смысл первоначального учения Тантр».

(Чаттопадхьяя Д.Л. Локаята Даршана. История индийского материализма.
/ Пер. с англ. М. Издательство иностранной литературы. 1961г.)

«Тантризм, будучи мистической сердцевиной всех индуистских и буддистских традиций, во многом близок тайным учениям Ближнего Востока и Запада, играющим аналогичную роль для соответствующих религий».

(Арджуна Ананданатха. Тантризм в писаниях Кеннета Гранта.)

«Словарь предметов и терминов. Тантризм (от tantra «система, пряжа, ткань») — эзотерическая традиция в Индуизме (особенно в Шиваизме и Шактизме, хотя есть и тантристы-вишнуиты), а также в Буддизме и Джайнизме».

(«Деви-Махатмья» («Сказание о величии Богини»).
/ Пер., пред. и комм. А.А.Игнатьева. Калининград. 2003г.)

«Глоссарий. Тантра (тиб. rgyud). Тантры — это эзотерические учения, представляющие собой путь Ваджраяны, или «секретной мантры», данные Господом Буддой в человеческой или божественной форме своим наиболее продвинутым ученикам».

(Золотая Гирлянда. Ранние учителя Кагью в Индии и Тибете.
/ Пеp. с англ. Б.Еpохина. Общ. pед. В.Рагимова.)

«В самом общем виде Тантризм можно определить как религиозно-философскую, эзотерическую традицию, использующую в качестве своих священных текстов Тантры. Эта Традиция получила распространение, прежде всего, в Индуизме и Буддизме».

(Пахомов С.В. Генезис индуистского Тантризма. (Часть Первая).
IX Социологические чтения преподавателей, аспирантов и студентов.
Межвузовский сборник научных трудов. Пенза. ПГПУ. 2007г.)

«Тантра (санскр.) — букв. «закон или ритуал», определенные мистические и магические труды, главной особенностью которых является поклонение женской силе, олицетворенной в Шакти. Тантрика (санскр.) — церемонии, связанные с вышеупомянутым поклонением».

(Блаватская Е.П. Теософский словарь. Лондон. 1892г.)

«Тантра, или Тантризм, — это древнейшая Индуистская Эзотерическая Традиция, сформировавшаяся на рубеже середины I тыс. н.э. Основная идея Тантры, как и других учений Буддизма, заключается в достижении состояния совершенства и просветления».

(Феномен Шамбалы. Калачакра-Тантра.)
(Сергей Волков. Калачакра-Тантра. 1999г.)

«Тантризм является одним из древних эзотерических учений, которое секретно передавалось только посвященным и достойным… <…> Тантризм как древнее эзотерическое учение представляет огромную ценность и дает обильную пищу для размышлений».

(Востоков В.Ф. Искусство здоровой
сексуальной жизни. АиФ-Принт 2000г. 285 стр.)

«Тантра — одно из самых древнейших и популярных эзотерических течений Индуизма». В основе Тантры лежит закон единства человека и природы, которая отождествляется с высшими силами, или с Богом. Каждый человек рассматривается как Божественное создание, которое несет в себе частичку Бога».

(М.Ульянова. Тантра: искусство любви.
Женский on-line журнал «Ameno».)

«Тантризм — возникшая в 1 в. после Р.X. в Брахманизме и Буддизме тайная наука о ритуале, которая излагалась в текстах-тантрах (санскр. — ткань, т.е. текст) и др. книгах, объявленных его сторонниками истинными. Тантризм воспринял методы Йоги и разработал систему экзотерической практики».

(Философский энциклопедический словарь. М. СЭ. 1989г.)
(Философский энциклопедический словарь. /Ред. сост. Е.Ф.Губский и др. 2003г.)

«Тантра — эзотерическая оккультная система в Индуизме и Буддизме, придающая особое значение единению мужского и женского начал с помощью широкого набора практик Йоги, магии, оккультизма и тщательно разработанной мистической философии. Активно использует материальное для достижения духовного».

(Санскрит — значение и перевод слов на Санскрите.)
(Примечания Рамы Прасада к тексту «Шива-Свародайя». 1889г.)
(Свами Шиваприянанда. Секретная сила
тантрического дыхания. Старклайт. 2001г.)

«Затруднительно даже определить сущность Тантры. Тантра представляет собой довольно сложное для понимания явление индийского духа — и в силу своего эзотерического характера, и потому, что она в ходе своего развития впитывала в себя множество разноплановых элементов, постоянно перетолковывала старые идеи».

(Пахомов С.В. Представление о тождестве в индуистской
тантрической философии. Ж. «Религиоведение» 2004г. №1. С.134-149)

«Словарь терминов. Тантра (Тантризм) — эзотерическая традиция в Индуизме (особенно в Шиваизме и Шактизме), придающая особое значение почитанию и постижению Бога как Божественной Пары — Шивы и Шакти с помощью широкого набора эзотерических практик Йоги, магии, оккультизма и тщательно разработанной мистической философии».

(Свами Шивананда. Господь Шива и Его
почитание. М. Золотое сечение. 1999г.)

«Тантра (санскр. нить, последовательность, правило), Тантрика, Тантризм в Индуизме — совокупность эзотерических практик и методов, опирающихся на тантрические тексты. В основе Тантрической Традиции лежит попытка самореализации человека через определённые религиозные ритуалы, основанные на взаимоотношениях богов Шивы и Шакти». 

(Эзотерический форум «Линия Удачи».)

«Аннотация. Данная работа Юрия Холина и Сергея Коваля является глубоким исследованием определенных аспектов Тантрической философии и практики, изложенных в Шайва-Тантре. Секреты Тантры — это уникальное произведение о самом таинственном эзотерическом учении Востока, которое предлагает достижение гармонии через сексуальный экстаз». 

(Ю.Холин, С.Коваль. Секреты Тантра-Йоги. Феникс, 2004 г.)

«Тантра — эзотерическая система, берущая исток из стародревних практик индийской Йоги. Т.е. Тантра — это, в первую очередь, комплекс медитаций, направление Йоги, которую сделал широко популярной на западе великий гуру Ошо. Ошо максимально раскрыл глубину практик Тантры своим ученикам, написал множество книг о Тантре, после чего практика Тантры пошла в массы». 

(Ошо и Тантра — Кундалини и медитация.)

«Тантризм представляет собой именно экспериментально-мистическое учение: все его, казалось бы, чисто теоретические положения, как относительно анатомии и физиологии «тонкого тела», так и относительно космогонии, представляют собой не что иное, как концептуальное оформление мистического опыта. Представляет собой особый тип видения мира и человека в нем». 

(В.Данченко. Принципиальные вопросы общей теории
чакр и тантрическая концепция тела. Вектор. 2007г.)

«В Индии с незапамятных времен существовала система эзотерических упражнений Йоги, которую можно назвать своеобразной подпочвой многих позднее развившихся религиозных течений. Эта практика, одухотворенная теологическими спекуляциями шиваистов и шактистов, буддистов и последователей бенгальского направления Вишнуизма, породила соответственно шиваистский, шактистский и буддистский варианты Тантризма». 

(В.Данченко. Тантрическая Традиция. К. Самиздат. 1980г.)

«Аннотация. Этот труд, посвященный Тантре, древнейшей индуистской эзотерической традиции, написан известным исследователем индийской культуры, автором великолепной «Энциклопедии Йоги» Георгом Ферштайном. Опираясь на тантрические тексты, автор дает толкование основ философии и практики Тантры, подчеркивая, что многие ее грани особенно ценны для тех, кто занимается самопознанием и стремится решить задачу духовной трансформации». 

(Георг Ферштайн. Тантра. Фаир-Пресс/Гранд. 2002г. 400 стр.)

«Аннотация. Тантра рассматривается многими как самый быстрый путь к просветлению и в то же время это одна из древнейших оккультных наук. В книге приводится глубокая культурологическая характеристика Тантры как одного из древнейших магических искусств. Тантра многолика, как сама жизнь. Ее нельзя однозначно отнести ни к философии, ни к медитации, ни к упражнениям, ни к ритуалам — она объемлет их все, и в этом смысле она универсальна». 

(Тантра. Тантра как путь к просветлению. Тантра
как оккультная наука. Ника-Центр. 2001г. 192стр.)

«Тантризм оказался слишком сложным феноменом для Запада, чтобы ему позволили остаться в своей первозданной эзотерической чистоте, как учению, доступному только немногим. Тантрический эзотеризм стал ходким товаром, неплохо продающимся в отпускаемых дозах для любителей «экстремальной экзотики». Будучи, по существу, гибридным продуктом западного интеллекта, такой Тантризм выступает в оболочке нео-Тантризма. Подобные формы Тантры входят в движение «Новый век». 

(Пахомов С.В. Индуизм: Йога, Тантризм, Кришнаизм. СПб. Амфора. 2002г.)

«Тантра — 1) Эзотерическая Традиция в Индуизме, направленная на слияние с Богом, уделяющая большое внимание динамическому аспекту Бога, его проявлению в многообразии мира и задействующая гораздо больший спектр разнообразных жизненных явлений для достижения Самореализации, нежели классическая Йога, ведическая и многие другие традиции и школы. Основным методом Тантры является трансформация «нечистого» сансарного существования в чистое, божественное; 2) священный текст Тантрической Традиции». 

(Бхайравананда Каулавадхута. Трикасамарасья Каула — стратегия и
тактика Тропы Узора Великой Бездны. Изд. Ильина. 2002г. 296 стр.)

«§112. …В основе тантрических текстов лежит собственно Тантра (система, пряжа, прялка, традиция) — духовно-мистическое учение Востока (существует как индийская, так и тибетская Тантра), построенное на почитании женской божественной энергии и предполагающее совместное восхождение мужчины и женщины к духовному совершенству. Тантра связана с поклонением богу Шиве (Шиваизм) и его мистической супруге Шакти (Шактизм), а также с идеей о том, что вся вселенная находится в самом теле тантриста, занимающегося духовной практикой». 

(Ключников С.Ю. Симфония Агни-Йоги.
(Индекс словарь-путеводитель). Книга 2. М. Беловодье. 1997г.)

«Тантра представляет собой наиболее пеструю интернациональную коллекцию оккультных верований, известных человечеству. Если вы ищете универсальности в оккультизме, вам следует изучать Тантру. Тантра придерживается всех основных законов магии. Однако в ней делается специальный акцент на законах Ассоциации, Синтеза, Равновесия и Противоположностей, сформулированных в буддийской терминологии. Официальная цель Тантры теургическая — достижение спасения и просветления. Как вы вскоре заметите, методы, разработанные для теургии, могут с равным успехом применяться и в тавматургии». 

(Филип Боневитс. Реальная Магия.)

«Предисловие автора. Сбор материалов, научные изыскания и написание этой книги заняли у меня долгие годы, сопровождавшиеся эволюцией моих взглядов и представлений о Тантрической Традиции.
Великие мыслители прошлого, до которых мне далеко как до неба, декларировали ставшей банальностью истину, согласно которой отношения между человечеством и Абсолютом аналогичны или являются проекцией сексуально-эмоциональной активности людей. Подтверждение этой концепции можно обнаружить в многочисленных и авторитетных источниках, начиная от «Песни Песней» царя Соломона до психоаналитических отчетов последователей Зигмунда Фрейда.
В заключительной части я попытался подчеркнуть то обстоятельство, что оккультизм (т.е. изучение скрытых возможностей и тайных знаний) дает нам шанс пуститься в самое увлекательное путешествие в своей жизни. На протяжении всей истории человечества произведения художественной и религиозной мысли всегда имели герметические корни, и так будет во веки веков, пока планета Земля не вернется в лоно Солнца, огненная утроба которого даровала нам жизнь». 

(Джон Мамфорд. Экстатический путь Тантры. / Пер. Ю.Бондарева. 2000г.)

«Тантра, или Тантризм, — это древнейшая Индуистская Эзотерическая Традиция, сформировавшаяся на рубеже середины I тыс. н.э. Основная идея Тантры, как и других учений Буддизма, заключается в достижении состояния совершенства и просветления. Считается, что если при практике тантр низшего класса процесс достижения просветления занимает шестнадцать человеческих жизней, то практика тантр высшего класса, к которым принадлежит «Калачакра-Тантра», позволяет обрести природу Будды в течение одной жизни.
Тантра дает представление о потоках тонкой жизненной энергии «праны» и определенных точках в теле человека, так называемых психоэнергетических центрах чакр (теория семи чакр), расположенных вдоль позвоночного столба от его основания до головного мозга человека. Чакры связаны каналами «нади», по которым протекает энергия. Одной из важнейших целей тантриста является открытие центрального энергетического канала и пробуждение дремлющей энергии: «свернувшаяся сила змеи — Кундалини-Шакти». Путем упражнений можно достичь пробуждения и концентрации психической энергии, и заставить ее двигаться последовательно через все чакры. Смысл всех практик сводится к тому, чтобы сконцентрировать и правильно направить эту психическую энергию для последующей трансформации сознания.
Специфическая терминология Тантры снискала ей славу таинственной и сложной для западного человека Традиции. Необходимо значительное усилие, чтобы разобраться в учении Тантры и перевести её на язык адекватных западных понятий и образов. Для посторонних и неподготовленных учение остается малопонятным. Известный исследователь индийской культуры, автор книги «Тантра» Георг Ферштайн определяет Тантру, как необычайно сложную Традицию, в которой особая роль отводится наставлениям учителя и ритуалу посвящения, это — «мудрость, напрямую передаваемая от учителя к ученику посредством символов». В тантрических текстах говорится: «Не может быть просветления без посвящения, и не может быть посвящения без учителя. Тантрическая Традиция передается только непосредственно, через личную передачу от учителя к ученику». В эзотерическом понимании Тантра — это то, что расширяет знание за счет трансформации человеческого сознания и прямого доступа к мудрости всего человечества».

(С.Волков. Калачакра-Тантра.)

 

1.3. ТАНТРА КАК ГУПТА-ВИДЬЯ

(Поскольку термин «гупта-видья» означает (букв.) «тайное знание», «тайная доктрина» и др., дополнительную информацию о Тантре как Тайном Знании см. статью 2.12. «Тантрическая Традиция как Пятая Веда (ч.5)», также см. статью 2.11. Тантрическая Традиция как предмет Российской Тантрологии, п. 4. Названия Тантрической Традиции. 4.3. «Гупта-Видья»).

«В некоторых своих аспектах Тантра — это тайная доктрина. Это Гупта-Видья. Вы не сможете постичь ее изучением книг. Вам нужно получить знание и практику от тантрических ачарьев и гуру, владеющих ее ключами».

(Свами Шивананда. Золотая книга Йоги. Йога-Самхита.
СПб. Северная столица. 2004г.)

«Тантра в некоторых своих аспектах является тайным учением. Это Гупта-Видья. Вы не можете выучить ее, изучая книги. Необходимо получать знание и практику от практикующих тантриков, тантрических ачарьев и гуру, которые держат ключ к ней».

(Свами Шивананда. Тантра-Йога, Нада-Йога, Крия-Йога. Сборник. Уфа. 2001г.)

«В Вира-садхане используются наиболее эффективные (иногда даже опасные) методы и ритуалы (сиддхи-прайога, рахасья-пурашча-рана, гупта-видья и др.), гарантирующие быстрое достижение сиддхи. Во многих Тантрах Вира-ачара предписывается как основная практика для Кали-юги: «В Кали-юге не существует пашу-бхавы, а дивья-бхава труднодостижима, поэтому в Кали-юге предписывается практика вира-садханы». («Найика-Тантра»)». 

(Ольшевский А.П. Традиция тантрического Шактизма. 1994г.)

«Сами Тантры составляют корпус некогда запрещенных учений, которые, по легенде, пошли от самых первых тайных бесед Шивы, творца и разрушителя Космоса, с его возлюбленной супругой, многорукой богиней Шивой, — иногда в облике прекрасной Парвати, но чаще в облике наводящей ужас Кали — во время их бесконечного небесного соития. Исторически древнейшие из сохранившихся Тантр относятся к Буддийской Традиции и датируются приблизительно 600г. н.э. Точное время их написания установить практически невозможно, поскольку они составлены на основе протографов. Тантрическое предание утверждает, что эти беседы, раскрывавшие секреты самоперерождения и магии, в том числе — сексуальной, были якобы подслушаны могущественными йогами-сиддхами или, другими словами, магами, затем выработавшими для человечества систему тантрической инициации. Записанные Тантры раскрывают лишь малую толику Гупта-Видьи (Тайной Доктрины), истинное же приобщение осуществляется от учителя к ученику. Поскольку господствует мнение, что все Священные Писания в нашу эпоху утратили свою силу, Тантры считаются единственным ценным духовным источником в Кали-юге». 

(Николас и Зина Шрек. Полный путеводитель
по сексуальной магии Пути левой руки.)

«Тантра была поведана Садашивой или Адинатхом своей Шакти пятью ртами Шивы или ликами (они могут соответствовать четырем сторонам света и пятое лицо Шивы направлено вверх). Эти лики породили разные уровни знания, которые представляют собой общение в виде диалогов между Шивой и Шакти. Такие диалоги записаны как тантрические тексты. В связи с тем, что союз Шивы и Шакти считается великой тайной (рахасья), то само тантрическое знание имеет мистический характер — Гупта-Видья. Эти пять ликов Шивы, когда он смотрит на Шакти, и лики Шакти, когда она смотрит на Шиву, — имеют трансцендентное значение. Согласно каулической линии Кубджики, есть еще так же шестая амнайя (традиция), созданная Шивой и Шакти, и эти принципы шести амнай повлияли на возникновение такого понятия, как шесть чакр. В дальнейшем учитывают их соответствие разным сторонам света, а также некоторым тантрическим ньясам. Так, например, ришьяди-ньяса, кара-ньяса, хридайя-ньяса имеют шесть аспектов, а также эти шесть аспектов ньяс, сторон света, шести чакр и др., имеют отношение и к практике шести магических действий в «Шаткарма-прайога-Тантре». Cистема шести амнай является фундаментальной для всех теоретических или практических аспектов Тантризма. Однако не всегда все ограничено шестеричным, пятеричным или четверичным делениями, есть также и тройственное, например, в Трике Шри Абхинавагупты. Абхинавагупта из пяти амнай особенно выделил три и разбил их на разные категории агамических текстов: Шива-Агамы, Рудра-Агамы и Бхайрава-Агамы. Он все эти знания увязал с тремя энергиями Шивы — крийя, джняна и иччха; тремя богинями — Апара, Парапара, Пара; солнцем, луной и огнем; с тремя методами «упайя», соответствующими им, для достижения вспоминания «пратьябхиджня» своей природы Шивы. Как бы там ни было, мы можем говорить о том, что есть описание Кундалини, как трех колец, четырех, пяти или больше; все токи энергии или сотворенные элементы есть не что иное, как Кундалини». 

(Гуру Йоги Матсьендранатх Махарадж. Двадашанта.)

 

2. ЧТО ТАКОЕ ЭЗОТЕРИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ?

2.1. ЧТО ТАКОЕ ГЕРМЕТИЗМ?

«Герметизм — эзотерическое религиозно-философское учение древности, создание которого приписывается легендарному Гермесу Трисмегисту (в Эзотерической Традиции считающемуся исторической личностью, одним из Великих Учителей древности). Содержа обширные знания по магии, оккультизму, астрологии, алхимии, медицине, Герметизм выступил в роли общей теоретической основы для целого ряда последующих эзотерических доктрин и учений Запада, в частности, Неоплатонизма и Гностицизма». 

(Словарь эзотерических терминов.)

«Герметизм — религиозно-философское течение эпохи Эллинизма, сочетающее элементы популярной греческой философии, халдейской астрологии, персидской магии, египетской алхимии. Представлен значительным числом сочинений, приписывающихся Гермесу Трисмегисту (т.н. «Герметический корпус», II-III вв. н.э.). В расширенном смысле — это комплекс оккультных наук — Магия, Астрология, Алхимия. Традиция Герметизма получила продолжение в европейском Оренессансе (М.Фичино, Дж.Пико делла Мирандола), у К.Агриппы, Парацельса, Дж.Бруно и И.Ньютона».

(Большой энциклопедический словарь. М. 1998г.)

«Герметизм — система философско-религиозных воззрений, содержащихся в более 40 греческих, арабских и латинских трактатах, восходящих к Гермесу Трисмегисту (возникновение Герметизма датируют III в. до н.э.; складывание — I-IV вв.). Тексты Герметизма содержали изложение взглядов платоников и пифагорейцев, касающиеся возникновения мира, Бога и его эманаций в природе, проблем сотериологии и эсхатологии (основные компоненты — Алхимия и Астрология). Особое влияние на воспоследовавшие эзотеризм и Теософию оказали тексты «Пимандр» и «Изумрудная скрижаль Гермеса».
Герметизм принято подразделять на высокий (теология, философия) и низкий (естественно-научные произведения: Магия, Астрология, Алхимия). Высокий Герметизм — это, во-первых, «Герметический Свод» — трактаты, дошедшие на древнегреческом языке, на котором они, судя по игре слов, и были написаны; во-вторых, диалог «Асклепий» — латинский перевод книги, известной также в коптском варианте; и, наконец, фрагменты учения Гермеса Трисмегиста, дошедшие в цитатах или изложении Стобея, Лактанция и других христианских авторов.
Понятия «герметизм» и «эзотеризм» возникли в эпоху эллинизма или чуть раньше: Геродот (484-425гг. до н.э.) рассказывает о египетских жрецах, обладающих тайным знанием и возводящих это знание к легендарному Гермесу Трисмегисту. От имени Гермеса происходит и понятие «герменевтика» — искусство толкования священных текстов, получившее в православной практике название экзегетика (толкование Священного Писания), а также известное слово «герметический» (или «плотно закрытый»).
На рубеже древности и Эллинизма сложились и герметические науки, изучающие явления одних планов (уровней) бытия по их проявлениям на других согласно принципу подобия. Этот принцип, иначе называемый Доктриной Соответствия или Законом Подобия (аналогии, симпатии), был, по преданию, открыт самим Гермесом Трисмегистом и выражен в знаменитой формуле: «То, что внизу, подобно тому, что наверху». Позже к Гермесу, как ученому, обладателю тайного знания, обратились гностики. Климент Александрийский (III в. н.э.) считал его автором целых 42 трудов астролого-космографического и религиозного содержания.
Таким образом, под Герметизмом люди древних эпох понимали учение, возникшее как признание наличия скрытой, непознаваемой сущности вещей, открытой лишь посвященным. «Герметизм» как учение и как термин дожил до рубежа I и II тыс., то есть до Великой схизмы 1054г., когда римский папа Лев IX и константинопольский патриарх Михаил Кируларий заочно прокляли друг друга. XI в. явился периодом окончательного оформления догмы во всех трех мировых религиях — Иудаизме, Христианстве и Мусульманстве. Поскольку оформилась догма, постольку оформилось и представление о том, что к ней не относится, понятие догмы и не-догмы. До XI в. знание хотя бы основ Герметизма считалось признаком образованности, эрудиции. В гороскопы можно было верить или не верить, но составлять их умели — в этом признавался, например, византийский писатель и царедворец Михаил Пселл (1018-1078). Начиная с XI в. знание из области Герметизма стало порочным, «поганым» («языческим», от лат. paganus). Право на связь с потусторонним миром было монополизировано церковью, все прочие эзотерики превратились в соперников, конкурентов, расправа с которыми не заставила себя ждать — началась эпоха охоты на ведьм. Герметизм вкупе со всем прочим античным наследием был объявлен дьявольщиной и забыт. Возродился Герметизм очень скоро, также одновременно со всем античным наследием, но уже под другим названием: Оккультизм». 

(Эзотеризм. Энциклопедия. Мн. Интерпрессервис. Книжный Дом. 2002г.)

* * *

«Гермес Трисмегист (Трижды Величайший) — основатель египетской эзотерики, который принёс эти знания в Египет из Атлантиды».

(Душа в поисках счастья.)

«Гермес Трисмегист (т.е. трижды величайший) — вымышленный автор теософского учения, излагаемого в нескольких книгах и отрывках египетско-греческого происхождения, известных под его именем. Хотя это имя не случайно взято у греческого бога Гермеса (лат. Меркурия, соответствующего египетскому Тоту, Тауту или Теуту), путеводителя душ и покровителя тайных знаний, тем не менее, в герметических книгах Гермес Трисмегист является не богом, а мудрым мужем, получающим высшее божественное откровение и сообщающим его людям через своих сыновей Тота, Асклепия и Амона.
Учение Гермеса Трисмегиста представляет своеобразное сочетание трех элементов: египетского многобожия, иудейско-христианского монотеизма и греческого философского идеализма. В первом трактате Пэмандра Бог определяется как Ум, в образе Света. И далее «Ум — Бог мужской и женский — жизнь и свет…». Цель человека — посредством совершенного знания соединиться с Божеством и стать Богом. Под знанием разумеется сосредоточенное погружение во всеединую истину, при безмолвии мыслей и желаний, что называется также «разумною жертвой души и сердца». 

(Энциклопедический словарь. Ф.А.Брокгауз и И.А.Ефрон. 1890г.)

«Гермес Трисмегист (греч. «Трижды великий») — имя, данное античными греками Тоту (Дхути) — древнеегипетскому богу мудрости и письма, отождествленному ими с собственным богом Гермесом. Первоначально это (или подобное) имя носил некий маг и ученый эпохи додинастического Египта (середина III тыс. до н.э.), возможно, жрец культа лунного бога, позже сам объявленный богом. Центром лунного культа Гермеса — Тота был г.Гермополь. Позже к Гермесу Трисмегисту, как ученому, обладателю тайного знания, обратились гностики. Климент Александрийский (III в.) считал Гермеса Трисмегиста автором 42 трудов астролого-космографического и религиозного содержания. Гермес Трисмегист считается предтечей гностицизма, герметизма, алхимии, учения тамплиеров, масонства и др. Гермесу Трисмегисту, в частности, приписывается авторство «Кибалиона» — основы мудрости герметизма. Теологические сочинения Гермеса Трисмегиста представлены 17 трактатами Corpus Hermeticum. Теологическая доктрина Гермеса Трисмегиста проиграла в идейном соперничестве с Христианством, но естественнонаучная доктрина под его именем господствовала вплоть до эпохи Просвещения и дожила до XXI в. в виде астрологии и доктрины Соответствий. Сравнительно точно можно датировать лишь самую древнюю известную редакцию астрологической «Книги Гермеса» — по положению большинства звезд из ее каталога: 130-60гг. до н.э., а также первую и вторую книги «Герметического Свода»: соответственно I-III и IV вв. Космогонические и теогонические элементы учения Гермеса Трисмегиста восходят к временам авестийской книги «Дамдад-Наск» (около 500г. до н.э.) или являются еще более древними. Большинство же герметических фрагментов дошло в списках, переводах и пересказах, поэтому их точная датировка не представляется возможной». 

(Эзотеризм. Энциклопедия. Мн. Интерпрессервис. Книжный Дом. 2002г.)

«5.3. Высшие Знания в Изумрудной Скрижали Гермеса Трисмегиста. Гермес Трисмегист (Триждывеличайший) согласно преданию (см. статью Е.Лазарева в журнале «Наука и религия», N10 1993г.) был обожествленным царем Египта за несколько тысячелетий до н.э. Легенда наделяет его образом Тота — «писца богов», посредника между богами и людьми. Предание утверждает, что Гермес Трисмегист обладал тайным учением, которое является наследием цивилизации погибшей Атлантиды. После смерти Гермеса Трисмегиста на его могилу была возложена изумрудная табличка с выгравированным текстом учения Атлантов, Изумрудная Скрижаль.
Согласно легенде во время покорения Египта Александр Македонский нашел Изумрудную Скрижаль на могиле Гермеса Трисмегиста. Текст Скрижали был скопирован и впоследствии многократно комментировался в попытках разгадать содержащееся в нем сокровенное знание. В статье Е.Лазарева опубликован перевод текста на русский язык, выполненный в начале XX в. Д.Страденом.
Даже при беглом ознакомлении с содержанием Скрижали становится ясным, что речь идет об основах Мироздания. Затруднения, которые возникают при расшифровке текста, вызваны тем, что учение изложено в образах и понятиях автора, жившего за много тысяч лет до нас. Базовые понятия физики современная наука может принять только в научных образах и математических формулах, основанных на комплексе современных знаний. В тексте же Скрижали они представлены в виде невыразимых понятий «Единого», «Единой Сущности», которая рождает все вещи, и «приспособления», посредством которого рождаются все вещи. Учение Атлантов не могло быть расшифровано до настоящего времени, потому что наука не вышла на уровень понимания основ Мироздания и не содержит аналогичных понятий. Высшие Знания оперируют аналогичными понятиями и поэтому позволяют расшифровать текст Изумрудной Скрижали.
Расшифровка учения Атлантов по тексту Изумрудной Скрижали Гермеса Трисмегиста. «Истинно — без всякой лжи, достоверно и в высшей степени истинно: то, что находится внизу, аналогично тому, что находится вверху. И то, что вверху, аналогично тому, что находится внизу, чтобы осуществить чудеса единой вещи». Если в Изумрудной Скрижали речь идет о Мироздании, то эти строки следует отнести к ближайшим областям наблюдаемого пространства, находящимся над головой и под ногами. Обе эти области имеют одну природу, природу единой вещи, первоматерии. Качественное различие, которое мы наблюдаем, является чудесным, непознанным людьми свойством первоматерии.
В первых же строках автор заявляет об абсолютной достоверности и истинности излагаемого знания относительно строения Земли. Такая убежденность заставляет предполагать, что автор не просто пересказывает содержание учения, но и имеет факты практического использования знаний, подтверждающие их достоверность. Эти факты не приведены лишь вследствие ограниченных возможностей объема передаваемой информации.
«Эта вещь восходит от земли к небу и снова нисходит на землю, воспринимая силу как высших, так и низших областей мира. Таким образом, ты приобретешь славу всего мира. Поэтому от тебя отойдет всякая темнота». 

(Лемякин Б.А. Высшие знания. Волгоград. 1998г.)

 

2.2. ЧТО ТАКОЕ ОККУЛЬТИЗМ?

«Оккультный — т.е. скрытый, непроявленный».

(Рене Генон. Символика креста. / Пер. с фр. Фадеевой Т.М.,
Стефанова Ю.Н. М. Прогресс-Традиция. 2004г.)

«Оккультизм — знание, относящееся к тому, что пребывает вне восприятия органов тела, то есть обычными способами невидимого и невоспринимаемого, и приложение этого знания к практической жизни».

(Эрнест Вуд. Словарь Йоги. К. София. 1996г.)

«Раздел 2. Интегральная Йога и другие пути. Оккультизм — это знание и правильное использование скрытых сил Природы. Оккультные силы — это силы, которые можно знать, лишь пройдя за вуаль внешнего феномена — особенно силы тонкого физического и супрафизического планов».

(Шри Ауробиндо Гхош. Письма о Йоге. Книга 1. Часть 1. Амрита-Русь. 2004г.)

«Эзотеризм. Оккультизм (от лат. «тайный») общее название для лжедуховных мистических учений и практик, считающих, что существуют тайные (скрытые от профанов) знания, наделяющие силой и властью через соединение с тайными (темными) силами».

(Архимандрит Рафаил (Карелин). Векторы Духовности. Лествица. 2003г.)

«Оккультизм представляет целую стройную философскую систему, имеющую целью синтезировать знания, чтобы установить законы, управляющие всеми явлениями видимого и, главным образом, невидимого мира. Кроме того, оккультизм состоит из целой группы специальных наук и знаний, изучающих невидимый мир и его проявления в видимом мире. Таким образом, главнейшей задачей оккультизма является проникновение и познание сокровенных тайн мироздания, человека, жизни и смерти». 

(Питанов В.Ю. Грани оккультизма: от герметизма
до магии и экстрасенсорики. 2007г.)

«Оккультизм (от лат. оccultus — тайный, сокровенный) — общее название учений, признающих существование скрытых сил в человеке и космосе, доступных лишь для «посвященных», прошедших специальную психическую подготовку. В философском плане ближе всего к гилозоизму и пантеизму. Учения Оккультизма о всеобщих скрытых связях явлений и о человеке как микрокосме сыграли в XIV-XVI вв. видную роль в развитии наблюдательных и экспериментальных методов (натурфилософия эпохи Возрождения и др.). В целом Оккультизм противоположен научному мышлению». 

(Советский энциклопедический словарь. М. 1979г.)

«По мнению Блаватской, «никто не может быть истинным оккультистом, не будучи настоящим теософом». «Под оккультизмом я понимаю ту науку, или, скорее, мудрость, которая даёт верное и точное объяснение действию законов природы вместе с их приложением по всей вселенной»; «… что такое оккультизм? Это слово употребляли в самых необычных значениях, зачастую злоупотребляя им. Е.П.Блаватская однажды определила оккультизм как изучение ума в природе, подразумевая здесь под умом вселенский ум или божественный разум, а, следовательно — изучение трудов Бога во вселенной и исследование всех энергий, которые, исходя из этого духовного центра, действуют в окружающих нас мирах». Итак, как полагают сами теософы, оккультизм, который невозможен без теософии, есть «наука» или, выражаясь точнее, «эзотерическая наука», которая изучает «действие вселенского ума». 

(Питанов В.Ю. Теософия: факты против мифов. М. 2002г.)

«Оккультизм (лат. тайный, сокровенный) — термин, обозначающий учения, которые признают существование в мире сверхъестественных, недоступных научному исследованию, феноменов и сил и разрабатывают «практические» способы взаимодействия с ними (магия, спиритизм). В древности (напр., у халдеев и индусов) и в средние века оккультизм, подобно другим ложным представлениям о природе и человеке, был по большей части следствием низкого социально-экономического и научного развития общества (напр., с оккультизмом мы встречаемся у Р.Бэкона, Луллия, Парацельса и др.). Позднее оккультизм — одно из средств борьбы с материалистическим мировоззрением. В рамках Теософии оккультные идеи особенно активно пропагандировал Р.Штейнер («Как достичь познания высших миров», 1909; «Очерки тайноведения», 1910, и др.), утверждавший, что «тайноведение» — точная, опытная наука. На самом деле оккультизм, хотя и выражает некоторые свои положения на языке естествознания, не содержит в себе ни грана научности». 

(Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. 4-е изд. М. Политиздат. 1981г.)

«Оккультизм представляет собой перенесение на европейскую почву традиций «западного» (египетского и ближневосточного) эзотеризма, тогда как «восточная» (индийская) его традиция заимствована теософами. В то же время в представлениях оккультизма прослеживается общность с религиозной философией Индии. Оккультизм считает: «нет сверхестъественного, есть непознанное» Оккультизм — это «тайное учение для посвященных», «секретная философия», часто излагаемая символически, освоение которой требует помощи учителя — «гуру». Оккультизм предлагает своим последователям путь сложных, длительных и трудоемких упражнений, посредством которых достигается такая степень психического развития, при которой открывается возможность непосредственного личного проникновения в «непознанное». Методы оккультизма — прямое познание, интуиция, проникновение в экстазе. Поэтому отсутствует твердая база для проверки истинности получаемых данных и имеется много оснований опасаться существенной роли самовнушения и галлюцинации. Возможности практического оккультизма, называемого магией, якобы очень велики. Однако, замкнутость оккультизма и крайняя сложность подготовки, которую все руководства требуют авансом от абитуриентов, делают его методы практически трудно доступными — в наше время мало кому по плечу подвигнуться на такой искус». 

(Запорожец В.М. Контуры мироздания.
Тайна смерти: жизнь продолжается! М. Скорина. 1994г.)

«Оккультные науки — науки о тайнах природы — физических и психических, ментальных и духовных, называемые Герметическими и Эзотерическими Науками. На Западе может быть названа Каббала, на Востоке — Мистицизм, Магия и Философия Йоги. Последнюю индийские Чела называют седьмой «Даршаной» (школа философии), в то время как миру непосвященных в Индии известно только шесть Даршан. Эти науки являются, и были в течение веков, сокрытыми от толпы на том веском основании, что они никогда не были бы оценены ни эгоистичными образованными классами, которые могли бы злоупотреблять ими для собственной выгоды, тем самым превращая Божественную науку в черную магию, ни необразованными, которые просто не поняли бы их. Против эзотерической философии Каббалы часто выдвигаются обвинения, что ее литература «полна варварского бессмысленного жаргона», непонятного для среднего ума. Но разве точные науки — медицина, физиология, химия и все остальные — не грешат тем же самым? Разве официальные ученые не облекают факты и свои открытия в новоиспеченную и самую варварскую греко-латинскую терминологию? Как было справедливо замечено нашим покойным братом Кеннетом Маккензи, «так жонглировать словами, когда факты столь просты — вот искусство ученых настоящего времени, что представляет разительный контраст с учеными семнадцатого столетия, называвшими лопаты лопатами, а не «сельскохозяйственными орудиями»». Более того, тогда как их «факты» были бы столь просты и понятны, будучи выраженными на обычном языке, факты оккультной науки так трудны для понимания по своей природе, что в большинстве европейских языков нет слов для их выражения. Кроме того, наш «жаргон» вызван двойной необходимостью — а) ясного описания фактов для сведущего в оккультной терминологии и б) для сокрытия их от профанов». 

(Е.П.Блаватская. Ключ к Теософии. Лондон. 1890г. М. Рипол-Классик. 1998г.)

«Глава 1. Мистика в прошлом и настоящем. Термин «оккультный» (от лат. тайный, сокровенный) в сочетании оссоlta рhilоsорiа впервые был употреблен Агриппой Неттесгеймским в его трехтомном трактате «Dе оссиltа рhilоsорia», написанном в 1510-1512гг. Сами оккультисты определяют свою «науку» как совокупность воззрений, верований и знании о таинственных свойствах и силах природы и человека. По утверждениям оккультистов, их «наука» стоит на грани между материалистической наукой и религией. С наукой оккультизм якобы сближает стремление проникнуть в суть вещей и постигнуть глубочайшие тайны мироздания и человеческой души, а также построить целостное, непротиворечивое мировоззрение. С религией же у оккультизма общим является то, что оккультизмом в качестве исходного пункта всего сущего признается божество. Таким образом, оккультизм в своей основе есть теологическая система и мистика. Вместе с тем, признавая откровение главным источником познания, оккультизм создает видимость, что он не отказывается от общепринятых научных методов познания — эксперимента и логического умозаключения. Охотнее всего оккультисты пользуются методом аналогии, который, как известно, наименее точен и наименее убедителен, но зато предоставляет широчайшие возможности для создания мистических фантасмагорий. Претендуя на научность, оккультисты в то же время утверждают, что если материалистическая наука в состоянии постигнуть лишь внешнюю сторону явлений, то оккультные науки якобы исследуют внутреннюю сущность вещей и явлений, что доступно лишь посвященным и просветленным. Главный же источник познания, согласно оккультистам, — божественное откровение. Они утверждают, что верховное божество «дало откровение основателям мировых религий — Раме, Кришне, Гермесу, Моисею, Орфею, Будде, Зороастру, Пифагору, Платону, Иисусу, Магомету» и что все религии, которые когда-нибудь исповедовались человечеством, по своей внутренней сущности сводятся к некой самой глубокой единой истине и потому представляют одну всемирную общечеловеческую религию». 

(Настольная книга атеиста. / Под общей ред. акад.
С.Д.Сказкина). 9-е изд., испр. и доп. М. Политиздат. 1987г.)

* * *