Статья 2.12. Тантрическая Традиция как Пятая Веда (ч.3).

продолжение

5.6. ТАНТРИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ И ВЕДИЗМ

«В наши дни большинство населения Индии к Тантре относят все не-ведические доктрины и культы. Это указывает на антагонизм арийской, брахмано-ведической культуры и Тантры».

(Тетерников Л.И. Тантра.)

«По мере того как коренные жители Индии все более подпадали под арийское влияние, все шире распространялась индуистская религия. Как высший, дравидский, так и низший, коренной народ содействовали изменению старого ведийского культа жертвоприношений, превратив его в поклонения в храмах и народные празднества. По мере того как новые племена ассимилировались, образовывались новые секты, каждая со своими отличительными знаками (тилака), своей формой посвящения (дикша), своим учителем (гуру), своими заклинаниями (мантры) и своими книгами (шастры). На самом раннем этапе Индуизм развил важные культы Вишнуизма, Шиваизма и Шактизма с их различными книгами — «Панчаратра-Санхитой», «Шайва-Агамой» и «Тантрой». 

(Радхакришнан С. Индийская философия. тт. 1-2. М. 1956-1957; 1993г.)

«Тантризм (от санскр. tantra — система, пряжа, прялка, традиция, текст и пр.) — форма существования и текстового представления Индуизма и Буддизма (в последнем чаще называется Ваджраяна). Индуистский Тантризм по традиционным представлениям и классификации является формой Шактизма, т.е. варианта религии с признанием верховным божеством женского начала, «потенции» (шакти) мира и прочих богов, источника всякой энергии. В индологии иногда Тантризм понимается расширительно, тогда к нему относят и формы Шиваизма, представленные в литературе агам, подобных во многом шактистским тантрам. Тантризм — закономерный итог исторического развития «деятельной» части Вед, т.е. трактующей обряды, культ и освобождение посредством их». 

(Бойко В.С. Йога: искусство коммуникации. 2-е изд., испр. Светочь. 2001г.)

«Тантра всегда существовала для того чтобы помочь расширить тот религиозный опыт, который был обретен посредством вайдика-дхармы (Ведическая религия, религия Вед). Тантра — это не что иное, как упайя (уловка, ухищрение), позволяющая стандартные формы религии делать более завершенными. Тантриком никогда не сможет стать человек, у которого нет общей религиозной чистоты, такие люди не смогут понять предназначение тантрических методов. Поэтому в Индии, если кто-то вам и встретится из честных, грамотных людей, то они честно скажут, что Тантра — это путь для очень и очень немногих людей. Суфии говорят о том же, что если человек не стал религиозным и не научился бескорыстию, доброте, состраданию, то ему нечего делать в Суфизме, ему нужно идти в мечеть и молиться. С Йогой такая же ситуация, если взять ту Йогу, которая у Натхов — в ней есть яма и нияма, или же общие предписания Гуру, предназначенные для неофитов. Так как любые настоящие методы Йоги раскрывают сиддхи, то Гуру передает такого рода практики только прошедшим очищение ученикам. Тот, у кого есть определенная духовная чистота, может в дальнейшем принять садхану Натхов, или выбрать путь тантрической садханы». 

(Источник неизвестен).

«Арийская Цивилизация внесла свой культурный вклад не только в развитие всей Евразии, но и Древней Индии. Изначально Арийская Цивилизация состояла из разрозненных кочевых племен, обосновывающих свои города-государства по всей Евразии. Наибольшее количество поселений древних ариев обнаружены в России, на Южном Урале. Примерно с середины II тыс. до н.э. через горные перевалы на северо-западе Индостана эти степные племена, носители Арийской Цивилизации, проникли в Индию.
Их вторжению предшествовала длительная история переселения народов, говоривших на индоевропейских языках. Причина, вынудившая их покинуть свою древнейшую прародину, остаётся пока до конца не выясненной. Столь же спорным является и вопрос о том, где находилась их прародина. Предположения касаются огромной территории: от Балканского полуострова до приуральских степей и Малой Азии. Наиболее значительные археологические, находки касающиеся истоков древней Арийской Цивилизации, найдены в России, на Южном Урале.
Племена разводили скот и кочевали от пастбища к пастбищу. С появлением боевых колесниц арии стали совершать военные набеги, покорили соседние племена и народы. На захваченных землях они смешивались с местным населением, соответственно менялись уклад жизни, язык и религия. В основном, древние арии кочевали по приуральским и прикаспийским степям. Одна из групп племён приблизительно в III тыс. до н.э. дошла до современного Афганистана, а оттуда позже проникла в Индию. С этого и начинается длительная история индийских ариев.
В долине Инда и его притоков, куда вторглись арии, некогда процветала Хараппская Цивилизация. Ко времени арийского вторжения она пережила свой расцвет (примерно 2700-2100гг. до н.э.) и клонилась к упадку. Вместе с ариями в Индию пришёл совсем иной мир религиозных представлений. Чужеземцы принесли с собой древних богов. Они совершали сложный ритуал жертвоприношения — яджну — и приносили щедрые дары своим богам, главным образом жареное говяжье мясо и пьянящий напиток — сому.
Гимны и молитвы, которые арии возносили богам, составили огромное собрание священных преданий. Они называются Ведами, «священным знанием» (слово «веда» родственно русскому слову «ведать», т.е. «знать»). Веды образовали ядро священного канона. Его создание заняло более тысячи лет. В Ведах запечатлены все знания ариев того времени о самих себе и об окружающем мире. Известны четыре Веды: Ригведа (веда гимнов), Самаведа (веда напевов, священных мелодий), Яджурведа (веда жертвенных формул) и Атхарваведа (веда магических заклинаний). Они называются также самхитами — сборниками.
Постепенно арии осваивали новые территории, селились в новых местах, и ведийская религия распространялась по Индостану, встречаясь с народными неарийскими верованиями, чужими богами, древними культами — змей, деревьев, камней. Религиозные воззрения ведийских ариев, наложившись на древние верования жителей протоиндийских городов, образовали необычайно глубокий и прочный фундамент, на котором зиждется всё здание современного Индуизма, хотя многое в Ведийской Традиции оказалось с течением времени забытым или переосмысленным.
Сильно изменился и характер жертвоприношения, но, всё же, ведийский ритуал с неукоснительным соблюдением всех предписанных в древности процедур можно встретить и сегодня. Многие древние обряды и обычаи пережили тысячелетия и сквозь их толщу «проросли» в современном Индуизме». 

(Цивилизации. Древний Восток. Арийская Цивилизация.)

«Вера ариев. В середине II тыс. до н.э. арийские (буквально «благородные») племена наводнили Индию, принеся с собой свой язык и традиции, которые в огромной мере повлияли на древние религии, верования и обряды, хотя и никоим образом не вытеснили их. В Индии их язык развился в то, что сейчас называется Санскритом, — родственным греческому, латинскому и другим языкам индоевропейской семьи. Их религия тоже, похоже, имела тесные связи с Грецией времен Гомера. Во всяком случае, в пантеон арийских богов входят боги «Илиады» и «Одиссеи» — олицетворение основополагающих сил природы.
В то время как древняя религия долины Инда, по-видимому, включала в себя ритуалы Йоги, самоотречения и очищения — которые до сих пор определяют лицо каждого «святого человека» в Индии, — арии, судя по всему, больше внимания уделяли реальному миру. Первоначально они были кочевниками (возможно даже, что они пришли из Прибалтики).
Арии ценили «открытость» природы — деревья, поля, небо и так далее. Подобно грекам времен Гомера, свои жертвы они приносили богам, представлявшим силы природы. Характерной чертой их ритуальной практики являлось принесение в жертву животных. Если местом религиозных собраний для древних почитателей богов служили берега рек, то арии собирались вокруг огня и там проводили свои церемонии.
К сожалению, археологи не располагают находками периода раннего арийского поселения, но все же существуют литературные памятники (написанные, вероятно, примерно в 800г. до н.э., но отражающие многовековые устные поэтические традиции). Ведические тексты сохранили для потомков свидетельства древних верований арийских племен.
Песни знания: Ригведа. Ригведа («песни знания») является самым древним из подобных свидетельств. Многие из религиозных гимнов этого сборника могли быть созданы, когда ведические племена обосновались в центральной Азии. Но большинство, вероятно, все-таки датируется периодом после заселения Индии. В более поздние времена их стали считать откровениями Брахмы (всеобъемлющего источника всего живого), полученными в форме словесного откровения вдохновенными мудрецами (риши). Считалось, что мудрецам дарована возможность постижения знания, которое считалось бессмертным (отсюда термин санатана(«вечная»)-дхарма) и божественным. Позднее было проведено различие между тем, что было получено в результате откровения (шрути), и тем, что лишь сохранялось в памяти (смрити) и, следовательно, несло в себе не прямое, а опосредованное вдохновение.
Боги. Ригведа состоит из более чем тысячи гимнов. Они обычно адресованы одному конкретному богу, и все вместе охватывают несколько десятков различных богов. Самым популярным является Индра, который изображен в виде воина, победившего силы зла и положившего начало миру. Бог Агни персонифицирует священный огонь и таким образом связывает небо и землю, передавая брошенные жрецами в огонь приношения небесным богам. «Пусть Агни, превозносимый древними и современными оракулами, приведет богов сюда». Божественные родители, Небо и Земля, символизируют безграничность природы. Их союз является свидетельством неразрывной связи двух миров, небесного и земного. Варуна (греческий Уран) командует всеми богами, так как он отвечает за соблюдение правил проведения обрядов (рита) и соблюдение божественных законов (дхарма). Он управляет космическим порядком и следит за соблюдением законности как на небесах, так и на земле.
Веды проводят различие между понятиями Души мира (пуруша) и сущности (пракрити). Первое отождествляется с космической жертвой, которая вызвана необходимостью поддержания порядка в жизни. Без жертвы не может быть жизни, поэтому различные части Мировой Души служат базой для поддержания общественного порядка в человеческом обществе. Ее уста (брамины) отвечают за духовный порядок, руки ее (раджи, позднее получившие название кшатрии) управляют, бедра ее составляют землевладельцы, купцы и банкиры (вайшья), а стопами ее служат рабочие, ремесленники и крестьяне (шудра). (Скорее всего, шудра — это покоренное местное население, попавшее под иго арийских завоевателей)». 

(Раймонд Хаммер. Корни Индуизма.)

«Ямала. Существуют различные предания о том, что многие Агамы и Нигамы первым услышал брахман по имени Васудэва, оказавшийся в уединенном месте у входа в пещеру, где происходили тайные беседы Шивы и Парвати. В «Сарволласа-Тантре» говорится, что «Васудэва, услышав их, рассказал это Ганеше. Сказанное Ганешей в соответствии с Нигамой и Агамой, было изложено в ямалах. Так пронизывающие (вьяпта) друг друга Агама и Нигама появились на Земле. Агама была изложена в 64 писаниях, Нигама — в пяти, Ямала — в четырех». (1.17-18).
Четыре ямалы (согласно «Нараяни-Тантре» и другим текстам) — это «Брахма-ямала-Тантра», «Рудра-ямала-Тантра», «Вишну-ямала-Тантра» и «Шакти-ямала-Тантра». Согласно «Нараяни-Тантре» и некоторым другим тантрическим текстам (традиции Шакта) четыре главные ямалы считаются первоначальным источником четырех Вед. В «Шадамная-Тантре» (1.29-31) говорится, что из «Брахма-ямалы» возникла Ригведа, состоящая из трех качеств (гуна: тамас, раджас и саттва). Ее махавакья (великое изречение) — «Познание — это Брахман» (праджнянам брахма). Из «Вишну-ямалы» возникла Самаведа, соединенная с знанием (джняна) и познанием (виджняна). Ее махавакья — «Ты есть То (Брахман)» (тат твам аси). Ее махавакья — «Этот Атман есть Брахман» (Аям атма брахма). Из «Рудра-ямалы» возникла Яджурведа. Ее махавакья — «Я есть Брахман» (ахам брахмасми). Атхарваведа, вмещающая ритуалы почитания предков и богов, объясняющая знание Шакти, возникла из «Шакти-ямалы».
Агама и Нигама. Другое название Тантры — Агама — происходит от санскритского глагола «гам» (идти, постигать) и означает знание, нисходящее от Высшего Божества. Согласно комментарию Каундиньи к «Пашупата-Сутре (1.1), «Агама есть название шастры, исходящей от Махешвары (Великого Владыки Вселенной, Шивы) через традицию непрерывной последовательности учителей».
Этимология (нирукта) слова «агама» объясняется в «Рудра-ямале»: «Она — вышедшая (агата) из уст Шивы, пришедшая (гата) к Дочери Горы (Гириджа, имя Парвати) и подтвержденная (мата) Шри-Васудэвой (брахманом, услышавшим тайные беседы Шивы и Парвати), поэтому она называется агамой».
Агама также означает садхана-шастру (писание, предназначенное для практики), описывающую высшую цель садханы и путь ее достижения. «Оттого, что она описывает ачару (систему предписаний и практики) и обретение пути (гати) освобождения, а также оттого, что она рассказывает о великой атма-таттве (духовной сущности), она называется агамой». («Куларнава-Тантра» 17.43).
Как разновидность тантрических писаний Агама (согласно «Вишвасара-Тантре») включает в себя семь основных предметов: «Описание творения (сришти) и разрушения (пралая) Вселенной, поклонение божествам согласно предписаниям и практика произнесения их мантр, а также пурашчарана (практика усиленного повторения мантры, выполняемая в особых случаях), шаткарма-садхана (шесть видов магических операций) и Дхьяна-Йога (практика медитации) четырех видов — шастра, имеющая эти семь признаков, известна мудрецам как Агама».
Изначальной действующей причиной нисхождения Тантры (тантра-аватара), побуждающей Шиву обнаружить (сделать открытым) тайное знание, является Шакти. Она известна как Великая Богиня (Маха-Дэви), вечная супруга Шивы и Мать Вселенной, бесчисленные формы которой (Дурга, Кали, Тара, Лакшми, Сарасвати и др.) почитаются во всех мирах (сарва-лока-намаскрита). Тантрическая (школы Шакта) версия происхождения священных текстов выглядит следующим образом: «Из Нигамы возникла Агама, из Агамы — Ямала, из Ямалы возникла Веда, из Веды возникла Пурана, из Пураны рождена Смрити, из Смрити — различные шастры». («Сарволласа-Тантра» 1.21-22).
Тантрическая система практики является конечной стадией развития ведического ритуала и учения древних риши. Все сказанное в Ведах имеет свою аналогию и в Тантрах. Поэтому Тантру (так же как и Пурану) называют Пятой Ведой — агамах панчамо ведах — «Агама есть Пятая Веда». («Нируттара-Тантра» 7.17).
В Тантрической Традиции Веда рассматривается как внешняя (экзотерическая) часть Агамы, соответствующая начальным (предварительным) стадиям тантрической практики. В «Йогини-Тантре» (патала 9) говорится, что «различие между Ведой и Агамой подобно различию между Дживой и Атманом». Поэтому Тантра известна как тайная Веда, сокровенная сущность Веды и эзотерическая часть Вед». 

(Ольшевский А.П. Тантра-Шастра. Журнал «Садхана» №1 1998г.)

«Глава II. Религия как историко-культурный феномен. 1. Проблема многообразия и единства исторических форм религии; Индуизм. Индуизм — религия успокоения в Едином, постижения того, что множественность мира иллюзорна. Основу этой религии составляет мысль о том, что мир — не случайное, хаотичное сочетание вещей и явлений, а упорядоченное целое. Всеобщий и вечный порядок, сохраняющий, удерживающий вселенную как единое целое, называется дхарма (от санскр. «держать»). Дхарма — не символ бога-законодателя, ибо она находится в самих вещах и явлениях. Она воплощает в себе некую безличную закономерность Вселенной как единого целого и лишь затем выступает в качестве закона, который предопределяет судьбу индивида. Благодаря этому устанавливается место каждой частицы в ее отношении к целому.
Из всеобщей вселенской дхармы выводится дхарма каждого отдельно взятого существа и сословия, к которому он принадлежит. Это — совокупность религиозных и общественных обязанностей каждого сословия. Если действие человека соответствует дхарме, в которой воплощена справедливость, оно хорошее и ведет к порядку; если нет, если действие противоречит порядку, оно плохое и ведет к страданию.
Мир представляет собой сочетание радости и страданий. Люди могут достигать счастья, пусть преходящего, получать разрешенные чувственные наслаждения (кама) и пользу (артха), если они действуют в соответствии с дхармой. Но те, кто достиг духовной зрелости, не стремятся к наслаждениям и материальным благам, а ищут вечную жизнь, Абсолютную Реальность, скрытую от глаз обычного смертного покровом иллюзии. Не военачальники, правители и богачи, а святые, аскеты, отшельники почитаются индуистами как действительно великие люди. Смысл существования состоит в том, чтобы понять, что множественность мира — это обман, ибо есть одна Жизнь, одна Сущность, одна Цель. В постижении этого единства индуисты видят величайшее благо, спасение, освобождение и высшее назначение: познать Вселенную в себе самом и себя во всем, обрести любовь, которая дает возможность еще в этом мире жить безграничной жизнью. Совокупность средств, с помощью которых можно постичь реальность и достичь освобождения, называется Йога.
Освободиться — значит познать, что все происходит от объединяющего в себе творения изначального духа, и слиться с ним. Осуществление этого единства достигается в состоянии транса, экстаза, когда человек поднимается с уровня смертного и сливается с океаном чистого бытия, сознания и радости (сат, чит, ананда).
Превращение человеческого сознания в божественное невозможно в течение одной жизни. Индивид в круговороте существования идет через серию повторных рождений и смертей (закон кармы). Каждой группе людей предписана определенная норма поведения, которая соответствует конкретному этапу пути, и следование которой делает возможным переход к более высокому этапу.
Поскольку каждое действие является результатом намерения и желания, душа индивида будет рождаться, воплощаться в мире до тех пор, пока не освободится от всех элементов желания. Это учение о «вечном возвращении»: рождение и смерть означают лишь создание и исчезновение тела, новые рождения являются странствием души, круговоротом жизни (сансара).
Истина доступна на разных уровнях человеческого сознания в разной мере. Мудрецу доступно понимание чистого бытия (адвайта); на более простом уровне сознания абсолют может выступать в качестве личного бога, совершенство сводится к добру, освобождение понимается как жизнь в раю, а мудрость заменяется любовью (бхакти) к индивидуальному, «своему» богу, которого верующий избирает из пантеона богов, следуя своим наклонностям и симпатиям. Если же человеку недоступен и этот уровень, то он просто должен следовать определенным моральным и ритуальным предписаниям, строго их соблюдать. В таком случае индивидуальный бог заменяется его изображением в храме, созерцание и сосредоточение — обрядом, молитвой, произнесением священных формул, любовь — правильным поведением. Особенность Индуизма в том, что он допускает, как видим, разные точки зрения и позиции: для тех, кто уже близок к цели, и для тех, кто еще не нашел пути — даршану (от санскр. «видеть»). И эти различия не нарушают единства учения.
Индуизм означает нечто большее, чем просто название религии. В Индии, где он получил распространение, — это целая совокупность религиозных форм, от простейших обрядовых, политеистических до философско-мистических, монотеистических, и более того — это обозначение индийского образа жизни с кастовым разделением, включая всю сумму жизненных принципов, норм, социальных и этических ценностей, верований и представлений, обрядов и культов, мифов и легенд, будней и праздников и т. д. Это своего рода итог, суммирующий долгую и сложную историю религиозной жизни и исканий народов Индостана.
Основы ее заложены в Ведической Религии, которую принесли арийские племена, вторгшиеся в Индию в середине II тыс. до н.э. Веды — собрания текстов, включающие четыре основных: старейший сборник гимнов — Ригведа, сборники молитвенных заклинаний и обрядов — Самаведа и Яджурведа и книга песнопений и магических заклинаний — Атхарваведа. Религия арийцев была политеистической. В Ведах упоминаются десятки и сотни богов. Один из них — Индра, бог грома и молнии. Две группы богов противостоят друг другу — асуры идэвы. К числу асуров относятся Варуна (в некоторых текстах он верховный бог). Митра (друг) — солнечный бог и защитник людей, Вишну — в Ведах не игравший существенной роли. Большинство ведических богов ушло в прошлое, лишь немногие сохранились в памяти народа, а Вишну стал важнейшим религиозным персонажем в позднейшей индийской религии. Еще один объект поклонения — Сома, священный опьяняющий напиток, который употреблялся в культовых действиях и служил жертвой богам. Впоследствии дэвы стали у индийцев добрыми духами, а асуры — злыми, вместе с ракшасами. Со злыми духами ведут борьбу Индра и другие добрые боги.
В Ведах нет упоминаний о святилищах и храмах, изображениях богов, профессиональном жречестве. Это была одна из «примитивных» родоплеменных религий». 

(Гараджа В.И. Религиоведение. Учебное пособие для студентов
высших учебных заведений и преподавателей средней школы.
2-е изд., дополн. М. Аспект Пресс. 1995. 351 стр.)

«Глава Десятая. Люди, стихии и боги. Индия. 1700-1500гг. до н.э. Нам совершенно неизвестно, как относились арьи к религии коренного населения. Есть только намеки на то, что первоначально они сурово осуждали фаллический культ, процветавший в долине Инда. Тем не менее, около 1500г. до н.э. они сами его восприняли вместе с целым рядом других черт древнеиндийского язычества…
Легко представить себе, по какому пути после всего этого пошла ведическая религия. Вместо простой, возвышенной молитвы, возносимой из глубины души под неподвижной синевой небес, появляется сложная система ритуалов и заклинаний. Все большее распространение получает мысль о том, что боги нуждаются в церемониях и жертвоприношениях и что путем культовой магии их можно принудить служить себе. Нравственно-мистическое отношение человека к Божеству извращается. Для индо-арьев начинается магический этап истории их мировоззрения. Закон Рита переосмысливается в магическом плане. Ритуалы начинают рассматриваться как неотъемлемая составная часть мирового порядка. Отсюда рост авторитета жрецов, тех людей, которые занимаются исполнением обрядов. В этих обрядах налицо все черты первобытного колдовства: и попытка имитацией желаемого события превратить его в действительное, и вытеснение из молитвы морального элемента. Все упование возлагается на знание причинно-магической связи между вещами; строго соблюдая всю сложную церемониальную систему, можно управлять стихиями и богами, как своими слугами. Огненная жертва может вызвать молнию и гром, возлияние молока — дождь.
Эта иллюзорная власть над миром неизбежно приводит к полному порабощению человека. Магические представления сковывают его сознание и постепенно угашают в нем подлинно религиозную мысль. К счастью, индо-арийская культура не задохнулась под гнетом магизма, а стала незаметно пробивать себе дорогу. В ведический период эта дорога разделилась на два направления. С одной стороны, неудовлетворенное религиозное чувство обратилось к космической мистике бытия, огня, жизни. С другой стороны, выход из тупика начали искать через философское мышление.
В чем же конкретно проявились эти два пути? Ведические поэты никогда не утрачивали ощущения внутреннего единства жизни. Они воплотили это чувство в величественном мифе об исполине Пуруше, мировом Всечеловеке. Это тысячеглавое и тысяченогое существо было принесено богам в жертву. Пуруша был связан и заклан, и из его необъятного тела возникло все многообразие Вселенной: животные и духи, боги и звезды, гимны и песнопения. Пуруша — это все, что стало и станет.
Когда миф говорит о сотворении человечества, то проводит между людьми определенные различия. Не из одной части колосса возник людской род: брахманом стали его уста, руки кшатрием, Его бедра стали вайшьей, из ног возник шудра. Это первое упоминание о сословно-религиозном делении в Индии, так называемых «варнах», или кастах.
На чем основывалось подобное деление, уже более трех тысяч лет тяготеющее над Индией? Историки не пришли к единому мнению в попытках ответить на этот вопрос. Излишне доказывать, что дело тут не в социальной расслоенности. Десятки других древних обществ обладали гораздо более резко выраженным сословным разделением, чем Индия около 1500г. до н.э., и, тем не менее, никогда не существовало такой пропасти между сословиями, какая существовала и в известной мере существует доныне между индийскими варнами. Некоторые историки склонны связывать возникновение варн со стремлением арьев соблюсти чистоту крови. Однако очевидно, что варны являются не столько барьером между арьями и неарьями, сколько в первую очередь дробят самих арьев на строго изолированные группы. Скорее всего мы должны искать корни кастовой системы в магических представлениях, воцарившихся у индийских арьев. Мы знаем, как ревниво охраняется в первобытных религиях тайна высших посвящений, какие препятствия должен преодолеть человек, чтобы достичь посвящения. Возможно, принявшие посвящение считались у арьев высшим классом людей, а так как магизм не признавал динамики в развитии, эти ступени должны были оставаться незыблемыми, как часть единого мирового организма. Эта мысль достаточно ясно выражена в мифе о Пуруше.
Но, оставляя в стороне социальный аспект мифа, важно отметить, что Пуруша является великолепным символом органической целостности мироздания. Все, от богов до последней пылинки, соподчиняется в нем, как органы в живом теле.
Другая важная черта мифа — это огромная роль, которая отводится в нем жертвоприношению. Весь космогонический процесс рассматривается как некая премирная жертва, как рассечение единой живой Праматерии. Благодаря мифу о Пуруше ритуал возводится на высоту непреложного всеобщего принципа. Посредником при всех жертвенных обрядах является бог огня Агни. Этот новый обитатель индийского Олимпа незаметно начинает отвоевывать у Индры первенство. Годы войн и захватов с течением времени уходят в прошлое; зиждительное тепло, загадочное и животворящее, привлекает больше внимания, чем простодушный любитель сомы Индра, похваляющийся своей силой. В культе Агни сосредоточивается тот чувственно-созерцательный пантеизм, который всегда составлял отличительную черту индийского мирочувствия. Природа, таинственная жизненная сила, скрытая в ней, сопричастие ликованию стихий становятся для индийца источником духовного наслаждения и мистических радостей. Но эта натуралистическая мистика не способна освободить человека от власти Магизма. Природа, подчиненная неумолимым законам, не может быть светочем духовной свободы. Если для отдельных людей в ней открываются тайны мира и звучит голос Вечности, то большинству тех, кто живет культом природы, не остается ничего иного, как отдать себя во власть косного, вечного и безнадежного круговорота вещей.
В этот период возникает своеобразное индийское богословие, которое идет по пути синкретизма, близкого к египетскому. От смутного, неосознанного «генотеизма» приходят к убеждению, что каждый бог достоит почитания в силу своей тождественности с остальными. «Это, — говорит Макс Мюллер, — не то, что обычно понимают под политеизмом. Однако неправильно было бы назвать это и монотеизмом. Если уж необходимо найти какое-то имя, то следовало бы назвать его катенотеизмом. Это есть сознание того, что многие божества — лишь различные имена одного и того же Бога».
Такого рода «катенотеизм» может показаться шагом к единобожию, но в действительности он оправдывал политеизм, освящая все его формы.
Зачатки философской мысли в Индии были связаны с духовным кризисом, аналогичным подобному же кризису в Египте и Двуречье. Мы узнаем о нем опять-таки из Риг-Веды, из более поздних гимнов сборника. Там звучат уже молитвы, которые свойственны обычно изощренным, утонченным цивилизациям. Живое чувство общения с космосом и духовными силами, его одушевляющими, заменяется рассудочной рефлексией, скепсисом, усталыми, холодными умствованиями.
Если прежде душа человека не испытывала никаких сомнений, а со всей страстностью отдавалась любым богам и любым силам, готовая каждого из них возвести на небесный престол, то теперь путь к этому непосредственному общению с природой и духовным миром оказался для многих закрытым. Людей стали охватывать мучительные раздумья: в чем смысл мироздания? Откуда оно возникло? Грубые мифы перестали удовлетворять; окруженные сонмом богов, их почитатели тщетно ищут среди них Высшего и Единого. Какому Богу нужно поклоняться? — спрашивают себя риши. — Индре? Но кто видел его? Существует ли он? Высшего поклонения заслуживает лишь Творец (Вишвакарман) и Вседержитель (Праджапати), Тот, Кто был источником всего, «Кто двинул по небу эти светила. Кто вдохнул силу в животных и разум в человека. Но есть ли среди людей кто-либо видевший его? Где жизнь, кровь, Я Вселенной? Разве спрашивает что-либо тот, кто знает?». Человек бредет в темноте, и от него скрыт конечный смысл его бытия, от него скрыто начало мира. Он может лишь строить смутные догадки и ставить вопросы, бесконечные вопросы. И разрешимы ли они?
На первых порах арья был слишком увлечен цепью потрясающих картин, развернувшихся перед ним: священными Гималаями, сверкающими шапками на их вершинах, джунглями Арьяварты, величавым Индом. Он слишком страстно молился природе, слишком остро воспринимал ее одухотворенность, слишком Долго отдавался ей, чтобы под конец не наступило охлаждение, перешедшее в своеобразную отчужденность. Это было преддверие спиритуализма брахманов и буддистского мироотрицания. Место Божества у ведических философов все чаще занимает теперь неопределенное Единое (Экам), некая расплывчатая сущность, что-то холодное и безличное. От этого Экама не веет мощью и красотой, как от бога отцов светозарного Дьяушпитара; в нем нет и живого тепла, которое можно ощутить даже в образе громовержца Индры. Это нечто бесстрастное, нечто как бы мертвенное, несмотря на то что это Исток Вселенной. Это «Оно», это Холод и Молчание, молчание без конца…
Индийская мысль, как это часто бывает, из одной крайности неизбежно впала в другую. От экстазов бытия, от упоения жизнью и природой, от эротической мистики и космических прозрений она устремляется в неведомые глубины Сверхбытия, где умолкают все земные звуки и где царит Абсолют. Там, в предвечном Мраке, сокрыты потенции всего, там, в глубине неизглаголанного, — бесформенный лик Единого, у которого нет названия. Труден путь человеческого духа в эти ледяные царства Безмолвия. Великая отвага, несокрушимая воля, жажда истины устремляли его туда.
Но прежде чем вступить на этот небывалый, сверхчеловеческий путь, пророки Индии прошли через горнило разъедающего скептицизма и уныния. Постепенно утратив веру предков, перестав обращаться с молитвой к Богу, они были соблазнены духами стихий, чувственной мистикой Космоса, но, в конце концов, разочаровались в ней, они стояли на распутье, вглядываясь во тьму.
«Какому богу вознесу я мольбу?» — спрашивает риши. Откуда и для чего появился мир? Никто этого не знает. Быть может, человек лишь игрушка неведомых сил, и ему суждено вовеки тщетно разгадывать мировую загадку, сидя у беспредельного океана Истины…
Великая всемирно-историческая заслуга древнеиндийских мыслителей в том, что они преодолели этот кризис и дерзнули, не останавливаясь на полдороге, вступить в темный храм Вечного и Безусловного, в храм Абсолюта.
Но не на этом пути суждено было обрести человечеству утраченное единение Земли и Неба. Не от языческого космизма, не от мистиков, поднявшихся до вершины Сверхбытия, шло спасение. Не здесь, в Индии, а там, на западе, на стыке трех материков, незаметно подготавливалось величайшее Откровение в истории человечества». 

(А.Мень. История религии. В поисках пути, истины и жизни.
Том 2. Магизм и Единобожие. Религиозный путь
человечества до эпохи великих Учителей. М. Слово. 1991г.)

 

5.7. ТАНТРИЗМ И ИНДУИЗМ. ЧТО ЕСТЬ ЧТО?

ТАНТРИЗМ

«Тантризм — это, прежде всего, Шактизм».

(Шрипада Садашивачарья. Кали — Великая Богиня-Мать.
// Тантрический Путь. Выпуск 3. М. «Тантра-Сангха». 1995-1996г. с. 58-72.)

«Тантризм — особое направление в Индуизме».

(Тантризм и революция.)

«Тантризм — одна из разновидностей Индуизма».

(Таевский Д.А., Потебня А. Синкретические религии и секты.
Словарь-справочник. Лабиринт-Пресс. 2001г.)
(Религии и секты в современной России. Справочник. 2001г.)

«Тантризм — направление в Буддизме и Индуизме».

(Толковый словарь русского языка. / Под ред. Т.Ф.Ефремовой. М. 2000г.)
(Современная энциклопедия)
(Религиозные термины. Словарь)

«Тантризм — одно из течений Индуизма (Шиваизма)».

(Тантра и Тантризм в Древней Индии.)

«Тантризм в Индии так же означается как Шактизм».

(Методы азиатских тайных обществ.
// Cборник материалов о магии и колдовстве.)

«Тантризм — вершина развития шактистского культа».

(Основы Тантра-Йоги.)

«Тантризм — наиболее оккультное направление Индуизма».

(К вопросу индуистских учений и гуруизма с позиций национал-
социалистического мировоззрения. Ж. «Солнцеворот». №6 2007г.)

«Тантризм — особый вид религиозной практики в Индуизме».

(Гараджа В.И. Религиоведение. 1995г.)

«Индусский Тантризм — религия, сменившая в Индии Ведизм».

(Александра Давид-Неэль. Мистики и маги Тибета.
/ Пер. с франц. М. ЦДЛ. 1991г., Эксмо-Пресс. 2002г.)

«Тантризм — существенный фактор индуистской идеологии».

(Индуизм. Джайнизм. Сикхизм. Словарь. М. Республика. 1996г.)
(Альбедиль М.Ф. Индуизм. СПб. Петербургское Востоковедение. 2000г.)

«Тантризм — особого вида религиозная практика в Индуизме».

(Васильев Л.С. История религий Востока. М. Высшая школа. 1983г.)

«Тантризм — религиозное направление в Индуизме и Буддизме».

(Большой толковый словарь русского языка.
/ Под ред. С.А.Кузнецова. СПб. Норинт. 1998г.)

«Тантризм — важная составная часть индуистской идеологии».

(Индуизм. интернет-сайт «Открытая Реальность»)

«Тантризм — древнейшая индуистская эзотерическая традиция».

(С.Волков. Калачакра-Тантра. 1999г.)

«Тантризм — в Индуизме течение, тесно связанное с Шактизмом».

(Большая Энциклопедия Кирилла и Мефодия.
Электронная мултимедийная энциклопедия. 2001-2007гг.)

«Тантризм — неортодоксальное внебрахманистское направление Индуизма».

(Новейший философский словарь.
/ Сост. А.А. Грицанов. Мн. Изд. В.М. Скакун. 1998г.)

«Тантризм — мистическая сердцевина всех индуистских и буддистских традиций».

(Арджуна Ананданатха. Тантризм в писаниях Кеннета Гранта.)

«Индуистский Тантризм подразделялся на вайшнавистский и шактистский Тантризм».

(Чаттопадхьяя Д.Л. Локаята Даршана. История индийского материализма.
/ Пер. с англ. М. Издательство иностранной литературы. 1961г. 736 стр.)

«Тантризм — секты и школы в Индуизме, не признающие ортодоксальных доктрин и обрядов».

(Мирча Элиаде. Азиатская алхимия. Сборник эссе.
/ Пер. с рум., фр., англ. М. Янус-К. 1998г. 604 стр.)

«Тантризм — обособленная система магических знаний на стыке двух религий: Буддизма и Индуизма».

(Источник неизвестен)

«Тантризм — древнее знание, особо проявляющееся в школах Шивы (Шиваизм) и Шакти (Шактизм)».

(Бхайравананда Каулавадхута. Трикасамарасья Каула —
стратегия и тактика Тропы Узора Великой Бездны. Изд. Ильина. 2002г.)

«Тантризм — религиозно-философское направление в Индуизме (Шактизм, Шиваизм, Вишнуизм)».

(Толковый словарь обществоведческих терминов.
/ Сост. Н.Е.Яценко. М. Лань. 1999г.)

«Тантризм — сокровенная сущность той группы религий, которую принято называть «Индуизмом»».

(«Каула-Упанишада». Комментарии.)

«Тантризм — общее название различных школ и направлений в Индуизме — Шактизм, Шиваизм, Вишнуизм».

(Исторический словарь.)
(Атеистический словарь. / Под общ. ред.
М.П.Новикова. М. Политиздат. 1986г.)

 «Тантризм — в Индуизме течение, тесно связанное с Шактизмом. Часто оба отождествляются».

(Тантра. интернет-рассылка)
(Д.Ворон (Воротников Д.Н.) Тантризм:
понятие, сущность, основные термины.)

«Индуистский Тантризм по традиционным представлениям и классификации является формой Шактизма».

(Мирча Элиаде. Йога: бессмертие и свобода.
/ Пер. с англ. С.В.Пахомова. СПб. 2004г.)

«Тантризм и Шактизм способствовали pазвитию в индуистской сфеpе сугубо магических пpактик».

(А.Мень. История религии. Т. 3. У врат Молчания.
В поисках пути, истины и жизни. Духовная жизнь Китая и Индии
в середине I тыс. до н.э. Фонд имени Александра Меня. 2002г.)

«Тантризм — вариант Индуизма и высшей формы Шактизма, относящийся к эзотерическому кругу».

(Альбедиль М.Ф. Индуизм: Творящие ритмы. 2 изд.
СПб. Петербургское Востоковедение. 2004г. С. 152-161)

«Почти синонимично Шактизму понятие «Тантризм». Тантризм — наиболее оккультное направление Индуизма».

(Дворкин А.Л. Сектоведение: тоталитарные секты.
Опыт систематического исследования. Изд. 3-е.
Нижний Новгород. 2002г.)

«Тантризм — религиозно-философская эзотерическая традиция, получившая распространение в Индуизме».

(Пахомов С.В. Генезис индуистского Тантризма. (Часть Первая).
IX Социологические чтения преподавателей, аспирантов и студентов.
Межвузовский сборник научных трудов. Пенза. Пенз. Гос. Пед. Ун-т. 2007г.)

«Учение Тантры возникло на юге Индии как синтез индуистской религии и древних шаманских культов, черной магии».

(А.Плешанов. Тантра — разочарование европейцев. 31.08.2001г.)

«Примерно в VI-V вв. до н.э. появляется Тантризм, который получил распространение как одно из течений Индуизма (Шиваизма)».

(Антикварные индийские статуэтки. Индра-Шакти. интернет-реклама.)

«Индуистский Тантризм распадается на множество линий, школ и направлений, самые важные из них принадлежат Шиваизму и Шактизму».

(Пахомов С.В. Понятие Майи и проблема идентификации в Тантризме.
// Путь Востока. Традиции освобождения. Материалы
III Молодежной научной конференции. Выпуск 4. СПб. 2000г. С.28-33)

«В Индуизме присутствуют множественные виды и подвиды разнообразных религиозных культов. Тантризм — культ богинь-матерей».

(источник неизвестен)

«Тантризм — относительно позднее синтетическое явление. Тантризм оказывается неким совмещением Индуизма, Буддизма и древней магии».

(Велимир. Книга природной веры. 2004г.)

«Тантризм — древний индийский религиозный культ плодородия и жизни. В средние века активно развивался в одном из течений Индуизма — в Шиваизме».

(Аблеев С.Р. Историческое развитие Йоги: основные этапы и тенденции.
Научно-философский журнал благотворительного фонда «Делфис». № 2. 2003г.)

«Тантризм — аутентичное индийское учение. Вероятно, Индуизм можно считать истоком всех религий, а Тантризм — основой индийской метафизики».

(Джон Мамфорд. Экстатический путь Тантры. / Пер. Ю.Бондарева. 2000г.)

«По определению современного востоковеда Алана Мориниса, Тантризм есть «эзотерическое течение в философии и культовой практике индусов»».

(Н.Рукавишникова. Тантрик может все? Ж. «Вокруг Света». № 1 1990г.)

«С культом Шивы (Шиваизм) связано и почитание его супруги (Шакти). Почитание Шакти (Шактизм) было связано с Тантризмом — течением в Индуизме».

(Культура Индии VI-XII вв.)

«В рамках Индуизма Шиваизм и Шактизм взаимно дополняют друг друга и представляют собой единую систему индуистского эзотеризма — Тантризм».

(Шрипада Садашивачарья. Род-Рудра: родной Бог ариев.)

«Тантpизм можно рассматривать как своего рода синтез всех основных моментов Индуистской Традиции. Шактизм есть фундаментальный элемент Тантpизма».

(Юлиус Эвола. Йога могущества. // Конец света.
Эсхатология и традиция. М. 1998г.)

«Тантризм — религиозное течение, имеющее шиваиткий, шактисткий, вишнуитский и буддийский варианты, в основе которых лежит система эзотерических упражнений Йоги».

(В.Данченко. Тантрическая Традиция. К. Самиздат. 1980г.)

«На самом раннем этапе Индуизм развил важные культы Вишнуизма, Шиваизма и Шактизма с их различными книгами — «Панчаратра-Санхитой», «Шайва-Агамой» и «Тантрой»».

(Радхакришнан С. Индийская философия. тт. 1-2. М. 1956-1957; 1993г.)

«Тантризм в широком значении этого слова — туманное и тяжело поддающееся определению понятие, фактически, оно такое широкое, что может включить в себя почти весь Индуизм».

(Андре Паду. Что мы подразумеваем под Тантризмом?
// Сборник The Roots of Tantra. State University of New York Press. 2002.
Пер. с англ. Андрея Игнатьева.)

«Тантризм — влиятельное религиозное течение. Тантризм широко распространился по всей Индии и оказал существенное влияние на Индуизм, Буддизм, Джайнизм и всю индийскую культуру».

(Аблеев С.Р. Средневековая Йога Востока:
анализ культурно-исторических тенденций развития. 23.02.07.)

«Тантризм развивался в рамках Шиваизма. Существуют два вида Индуистского Тантризма. Первый — дравидийский тамильский Шиваизм, второй — Кашмирский Шиваизм. Индуистский Тантризм известен также как Шактизм».

(Жиртуева Н.С. Тантризм в контексте теории мистического опыта просветления.
// Научный журнал «Культура народов Причерноморья». 2006. С. 78-81.)

«Тантризм — эзотерическая традиция в Индуизме (особенно в Шиваизме и Шактизме. Индуистский Тантризм по традиционным представлениям есть форма Шактизма. К Тантризму также относят некоторые формы Шиваизма и Вишнуизма».

(«Деви-Махатмья» («Сказание о величии Богини»).
/ Пер. с санскр., пред. и ком. А.А.Игнатьева. Калининград. 2003г.)

«Тантризм — форма существования и текстового представления Индуизма и Буддизма. Индуистский Тантризм по традиционным представлениям и классификации является формой Шактизма. В Индологии иногда Тантризм понимается расширительно, тогда к нему относят и формы Шиваизма».

(Бойко В.С. Йога: искусство коммуникации. Светочь. 2001г.)

«Тантризм. — 1) Тантризм иногда считают параллельным потоком в истории и традиции Индуизма, который сонаправлен и постепенно переплетается с Ведической, Брахманической Традициями. 2) Тантризмом называют традиции, в основном в Шиваизме и Шактизме. 3) Шакта-Тантризм».

(Садгуру Шивайя Субрамуниясвами. Танец с Шивой.
Совре¬менный катехизис Индуизма. СПб. 1993г.)

«Тантризм — одна из древнейших и самых естественных религий человечества. Долгая история Тантризма как направления человеческой мысли неоднозначна, а сами границы этого комплекса идей, тесно связанного с Индуизмом, Буддизмом, древней магией и шаманством, подчас трудноразличимы».

(Смердова И.И. Религии новой России. Курсовая работа.
Белг.Гос.Университет. Кафедра культурологии и религоведенья. 2001г.)

«Сами тантристы рассматривают Тантризм как особую, эзотерическую форму Индуизма. Шактизм, как еще иначе называют Тантризм, является одной из четырех основных форм современного Индуизма наряду с близкородственным Тантризму Шиваизмом, а также Вайшнавизмом и Смартизмом».

(Сундарадевананда Грихавадхута. Место Тантры в системе Индуизма.
// Тантрический Путь. Выпуск 3. Тантра-Сангха. 1995-1996гг. С.47-57)

«Тантризм в своей целокупности отличается по своему характеру от других религиозных традиций Индии, его нельзя отождествить и с какими-то отдельными конфессиями внутри Индуизма, тем более он не совпадает с Индуизмом в целом. Это не отдельная религия, и не совокупность школ, не зависимых от «остального Индуизма»».

(Пахомов. С.В. Проблема идентификации в индуистском Тантризме.
// Путь Востока. Культурная, этническая и религиозная идентичность.
Материалы VII Молодежной научной конференции. Выпуск 33. СПб. 2004г. C.50-54)

«Сам Тантризм не представляет собой какую-то отдельную традицию, и уж тем более отдельную религию. Индуистский Тантризм существует только и исключительно в пределах тех или иных индуистских направлений. Многие исследователи отождествляли понятия Шактизма и Тантризма, но многие и разводили их. Смешивать эти понятия не следует».

(Пахомов. С.В. Проблема определения и
классификации тантрических школ. 06.07.2004г.)

 

ИНДУИЗМ

Исторически Индуизм в I-V вв. н.э. сменил собою Брахманизм (VII в. до н.э. — V в. н.э.), которому предшествовала Ведическая религия или Ведизм (XVI-VII вв. до н.э.). Как сказано в Советском энциклопедическом словаре (1979г., 1982г., 1985г.): «Индуизм является результатом развития Ведической религии и Брахманизма и процесса дальнейшей ассимиляции народных верований». Обратим внимание, что в этом же словаре сказано: «Тантризм — направление в Буддизме и Индуизме. Возникло в первые века н.э.». Или, например, в Новейшем философском словаре (Сост. А.А.Грицанов. Мн. Изд. В.М.Скакун. 1998г.), или в Энциклопедии Эзотеризма (Мн. Интерпрессервис. Книжный Дом. 2002г.) сказано: «Тантризм — неортодоксальное внебрахманистское направление Индуизма». Вспомним, что Тантризм получил развитие в Шактизме, Шиваизме и Вишнуизме, главных направлениях Индуизма. «Идеи Тантризма восприняты Индуизмом, Шиваизмом, Шактизмом и в меньшей степени Вишнуизмом» (Популярный словарь по Буддизму и близким к нему учениям. / Голуб Л.Ю., Другова О.Ю. Хроникер. 2003г.). А теперь обратим внимание на следующие «определения» Индуизма из разных источников, и практически ни в одном из них не упоминается Тантризм, кроме как в Энциклопедическом словаре Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона (СПб. 1890-1897) и в Большой Энциклопедии Кирилла и Мефодия (М. 2002г.)! Также интересно и такое «сочетание», например, в Большом толковом словаре В.Чернышева (2008г.): «Тантризм — тайная наука о ритуале, возникшая в I в. н.э. в Брахманизме и Буддизме. Индуизм — является результатом развития Ведизма и Брахманизма».

«Основные направления Индуизма — Вишнуизм, Шиваизм, Шактизм».

(Философский словарь. / Под ред.
И.Т.Фролова. 4-е изд. М. Политиздат. 1981г.)
(Философский энциклопедический словарь. М.СЭ. 1989г.)

«Индуизм существует в виде двух течений: Вишнуизма и Шиваизма».

(Толковый словарь обществоведческих терминов.
/ Сост. Н.Е.Яценко. М. Лань. 1999г.)

«Индуизм существует в виде двух основных течений: Вишнуизма и Шиваизма».

(Исторический словарь.)

«Современный Индуизм существует в виде 2 течений: Вишнуизма и Шиваизма».

(Большой энциклопедический словарь. М. 1998г.)

«Индуизм распадается на Шиваизм, с культом Шивы и учением о Шакти, и на Вишнуизм».

(Новейший философский словарь. / Сост.
А.А. Грицанов. Минск. Изд. В.М. Скакун. 1998г.)

«Индуизм — семейство религий, имеющее четыре главные ветви: Шиваизм, Шактизм, Вишнуизм и Смартизм».

(Индуизм. интернет-форум)
(Запредельная Индия. Центр интеллектуальных путешествий.)

«Индуизм — религиозная система в Индии. В него входят совокупность культовых и религиозных направлений».

(В.Зорин. Евразийская мудрость от А до Я.
Толковый словарь. Создiк-Словарь. Алматы. 2002г.)

«Индуизм — не религия, а сочетание отдельных, хотя и близких друг другу религий (Шиваизм, Вишнуизм и т.д.)».

(Д.Ворон (Воротников Д.Н.) Тантризм:
понятие, сущность, основные термины.)

«Индуизм трудно считать строго определенным учением, ибо он скорее образует пеструю амальгаму культов».

(А.Мень. История религии. Т. 3. У врат Молчания.
В поисках пути, истины и жизни. Духовная жизнь Китая и Индии
в середине I тыс. до н.э. Фонд имени Александра Меня. 2002г.)

«Индуизм — конгломерат самых разных идей, течений, сект, направлений, существующих в пределах единого целостного образования».

(Кохановский В., Яковлев В. История философии.
Учебник для вузов. 2-е изд. 2002г.)

«Индуизм — религия, объединяющая десятки разных направлений и сформировавшаяся в начале н.э. на основе ведийского Брахманизма».

(Л.Василенко. Краткий религиозно-философский словарь. М. 1996г.)

«В рамках Индуизма существует множество философских и религиозных систем, подчас фундаментально различающихся между собой».

(Философский словарь.)

«Индуизм (или нео-Брахманизм) — пестрая амальгама из ортодоксального Брахманизма, Буддизма и грубых туземных неарийских культов».

(Энциклопедический словарь. Ф.А.Брокгауз-И.А.Ефрон. СПб. 1890г.)

«Особое место в Индуизме занимает Шактизм, который выделяется в качестве отдельного направления. Близок Шактизму Тантризм».

(Журавлева И.А. Религии Востока. / Учебное пособие для студентов I курса
Кафедры истории и культурологи. ТулГУ. Тула. 2007г. Тема 5.
Поздний Брахманизм. Шактизм и Тантризм.)

«Индуизм представляет собой систему местных индийских верований, религиозных течений и сект, общее число которых превышает 250».

(Д.Таевский. История религий. Хинду-самая.)

«Индуизм возник в I тыс. н.э. в результате эволюции идей Ведизма и Брахманизма. Распадается на Шиваизм (и учением о шакти) и на Вишнуизм».

(Новейший философский словарь.
/ Сост. А.А. Грицанов. Мн. Изд. В.М. Скакун. 1998г.)

«Из всего диапазона индусского благочестия проявляются три великие религиозные традиции: Смарта-Брахманизм, Шива-Шактаизм и Вайшнавизм».

(Что такое Индуизм?)

«Индуизм — религия. Сложилась в результате эволюции идей Ведизма и Брахманизма. Индуизм распадается на 2 основных течения — Шиваизм и Вишнуизм».

(Атеистический словарь. / Под общ. ред.
М.П.Новикова. М. Политиздат. 1986г.

«Индуизм — религия, сложившаяся в результате развития Ведической Религии и Брахманизма. Существует в виде двух течений: Вишнуизма и Шиваизма».

(Толковый словарь русского языка. / Под ред. Т.Ф.Ефремовой. М. 2000г.)

«Индуизм — широкое религиозно-культурное течение, распадающееся на ряд относительно независимых культов. Одной из школ Индуизма является Тантризм».

(Индо-буддийский тип культуры. Лекция.
Кафедра Культурологи. Кыргызско-Американский
Факультет Компьютерных технологий и интернета.)

«Основные направления Индуизма: Ведантизм (Веданта), Шиваизм (Шайваизм), Вишнуизм (Вайшнавизм), Кришнаизм и Шактизм. Широко распространены тантрические практики».

(Голуб Л., Другова О., Голуб П. Популярный словарь
по Буддизму и близким к нему учениям. М. Хроникер. 2003г.)

«Индуизм — возрожденный Брахманизм; десятки различных школ и течений. Иногда говорят о существовании в границах Индуизма разных религий. Индуизм — религия, прежде всего, Агам и Пуран».

(Дворкин А.Л. Сектоведение: тоталитарные секты.
Опыт систематического исследования. Изд. 3-е. Нижний Новгород. 2002г.)

«Индуизм — конгломерат самых разнообразных идей, течений, направлений и школ, которые сосуществуют в пределах некоего целостного образования и радикально не противоречат его базовым установкам».

(Альбедиль М.Ф. Индуизм. СПб. Петербургское Востоковедение. 2000г.)

«Индуизм существует в основном в форме двух течений — Шиваизм и Вишнуизм, хотя внутри них или помимо них в Индуизме остаётся и постоянно возникает множество сект, имеющих локальное значение (например, Тантризм, и Шактизм внутри Шиваизма)».

(Большая Советская Энциклопедия в 30 т. М. СЭ. 1969-1978гг.)

«Индуизм — семья бесчисленных религиозных систем, в которой четырьмя основными деноминациями являются: Шиваизм, Вишнуизм, Шактизм и Смартизм. Они придерживаются настолько разных верований, что по праву считаются отдельными и независимыми религиями».

(Садгуру Шивайя Субрамуниясвами. Танец с Шивой.
Современный катехизис Индуизма. СПб. 1993г.)

«Удивительная многоликость Индуизма вынуждает некоторых исследователей утверждать, что Индуизм не религия, а сочетание отдельных, хотя и близких друг другу религий (скажем, Шиваизм, Вишнуизм и т.д.)… Внутри Индуизма возникли и другие учения. Таковыми, например, являются Йога и Тантризм».

(Большая Энциклопедия Кирилла и Мефодия. М. 2002г.)

* * *

N 36. 01.07.13г.

продолжение см. в статье 2.12. Тантрическая Традиция как Пятая Веда (ч.4, ч.5).