Статья 2.12. Тантрическая Традиция как Пятая Веда (ч.2).

продолжение

4. ЧТО ТАКОЕ КАЛИ-ЮГА?

«Тантризм — это, прежде всего, Шактизм. А Шактизм немыслим без почитания Шакти Дэви, Великой Божественной Матери. Среди бесчисленных почитаемых форм и образов Богини особое место принадлежит загадочной, одновременно манящей и пугающей, всегда будоражущей душу и никого не оставляющей равнодушным к Себе грозной Богине Кали.
Писания Индуизма и Тантры полны восхвалений в адрес Кали, а в традиции «Тантры левой руки» Кали — основной и центральный объект поклонения. В Кулачаре, самой эзотерической из всех тантрических ачар «левой руки», тантрик постигает полностью свое мистическое единство с Кали, а через Ее милость — и с Самим Шивой. Поэтому и преданность Матери Кали естественным образом возникает в тех людях, чья душа уже вполне созрела для практики Кулачары. «В результате благих заслуг, накопленных в течение многих перерождений, практики аскетизма, пожертвований и строгих обетов, сознание садхаки, отринувшего все грехи, склоняется к Кулачаре. Разум того, кто погружен в практику Кулачары, быстро очищается. Тогда возникает спонтанная преданность лотосным стопам Изначальной Кали», — говорится в «Маха-Нирвана-Тантре» (7.99-100). То, что практика Кулачары приводит к состоянию единства с Кали, подтверждается следующими словами «Кали-Тантры»: «В садхаках, достигших истинного знания Кулы, проявляется присутствие Калики».
Имя Кали производно от санскритского слова кала, обозначающего черный цвет. В этом содержится глубокий эзотерический смысл. Подобно тому, как черный цвет поглощает в себя все прочие цвета, Кали поглощает и содержит в Себе все мыслимые формы и проявления Бога — от самых милостивых и благостных до гневных и ужасающих. Люди с поверхностным восприятием Божественной Реальности обычно привязываются лишь к слащаво-благостным формам Божества. Таких людей можно сравнить с восторженными солнцепоклонниками, ликующими при свете дня, когда не видно ничего такого, что могло бы сравниться с солнцем как источником жизни и света. Но с наступлением ночи каждый убеждается, что на фоне безбрежного чернеющего неба таких «солнц» — неисчислимое количество. Так же все почитаемые разными религиями формы Бога — лишь тускло мерцающие «звезды», частичные проявления силы и энергии бесконечно могущественной Кали. Именно в Ней Божественная Реальность может быть почитаема во всей Своей необъятной полноте. Поэтому из всех форм Матери-Богини именно Кали олицетворяет Собой Изначальную Шакти (Адья-Шакти), от которой производны все прочие божественные формы — как женские, так и мужские, ибо, говоря словами «Гандхарва-Тантры», «мужская форма, женская форма, любая форма вообще — все формы, несомненно, — проявления Ее Высшей Формы».
Хотя Божественная Мать едина и не существует чего-либо вне Ее (если не считать Парама-Шиву, от которого Шакти всегда неотделима), ради нужд поклоняющихся Ей и в ходе Своих божественных игр (лил) Она принимает всевозможные бесчисленные формы. Так, «Махакала-Самхита» упоминает девять проявлений Богини Кали: Дакшинакали, Шмашанакали, Бхадракали, Гухьякали, Калакали, Камакалакали, Дханакали, Сиддхакали и Чандикакали. Другие тантры описывают разное число форм Кали в зависимости от того, какие функции те или иные проявления Матери выполняют и что собой символизируют. Ачарья Абхинавагупта из Кашмира в своей «Крама-стотре» перечисляет двенадцать проявлений Кали. Как спасающее Великое Знание (Маха-Ввидья) Кали проявляет Себя в качестве Десяти Великих Форм Знания (Даша Маха-Видья).
Существует прямая связь между Даша Маха-Видья и десятью главными аватарами (воплощениями) Вишну. Так, согласно «Гухьятигухья-Тантре» и «Тодала-Тантре», Кали проявляет Себя в аватаре Кришны, Чхиннамаста — как Нрисимха, Камала (Махалакшми) — как Будда, Шодаши (Трипурасундари) — как Парашурама, Бхуванешвари — как Вамана и т.д.
В Кали-югу именно почитание Кришны становится господствующей формой Вишнуизма, т.к. Кришна — проявление Кали, а из всех Махавидья и других форм Богини-Матери именно Кали почитается как центральный и главный (и часто вообще единственный!) объект Богопочитания в век Кали. «Только Кали должна почитаться в Кали-югу», — говорится в «Шакта-прамоде», известном собрании ритуальных текстов Тантры. Именно из-за своей глубинной эзотерической связи с культом Кали вайшнавское почитание Кришны имеет некоторую силу. Ибо лишь на Тантрическом Пути преданное служение Богу возможно во всей полноте.
То, что шактистские культы тантрического типа некогда были распространены повсеместно на нашей планете, мало у кого вызывает сомнение. Это подтверждается и свидетельствами священных текстов различных религий, и научными данными. Целый ряд любопытных сведений говорит о том, что культ Кали имел в древности свои прямые аналоги в самых разных уголках мира. У древних греков встречалось женское имя Калли и даже существовал город Каллиполис. Древние финны до введения христианства почитали Черную Богиню по имени Кальма (почти что Кали Ма!). У семитских племен, живших на Синае, жрицы богини Луны назывались калу. Древние кельты почитали Богиню Келе, жрицы которой носили титул келлес, от которого, как принято считать, происходит современное английское имя Келли. И в этом есть нечто большее, чем просто сходство в звучании. Кали — не «одно из божеств индуистско-тантрического пантеона», а Великая Матерь всех существ, почитаемая (или некогда почитавшаяся) под разными именами и в разных формах практически повсюду. Первоначальный, «первобытный» Шактизм был, как раз, тем естественным субстратом, той первой на Земле универсальной и самой естественной религией — Сатья Санатана-Дхармой, из которой в дальнейшем развились все исторически известные религии: и древнеарийский Ведизм, и упадхармы (отдельные искусственно созданные людьми религии) неарийских народов. Тантризм же, как вершина развития шактистского культа, в недалеком будущем станет новой всемирной религией, поглотив в себе все упадхармы. Миру суждено вернуться к своей полузабытой естественной религии, продолжающей жить и развиваться в современном Тантризме. Это предсказано провидцами древности и возвещено Самим Шивой в священных Тантрах: «Истинно, истинно говорю Тебе, о Богиня, что когда Кали-юга достигнет полноты своей силы, то не будет больше пашу и все люди на земле станут последователями Пути Кулы» («Маха-Нирвана-Тантра», 4.46). Поскольку Матерь Кали является Изначальной Шакти, то именно Она почитается как собирательный Образ всех иных шакти. Только в культе Кали тантрическое Богопочитание возможно в максимальной своей полноте». 

( Шрипада Садашивачарья. Кали: великая богиня — мать.
// Тантрический Путь. Выпуск 3. 1995-1996гг.)

«Люди оказываются под безраздельной властью Богини Майи, олицетворяющей материальную энергию, и потому майутся. Отсюда главная цель каждого живого существа, оказавшегося в столь противоестественном положении — осознать свою внематериальную природу, вырваться из-под власти иллюзии и вернуться домой, в Мир Запредельный. Осознать это возможно тремя способами: Через знания, через любовь, или через страдания. Возможность в полной мере воспользоваться каждым из этих способов даётся людям Майей — Супругой Бога Шивы, периодически меняющей качества исходящих из Неё материальных энергий и в зависимости от этого, меняющей Своё прозвище. Потоки Её энергий, воздействуя на организм человека, меняют характер многих функций организма. Возбуждая конкретные центры головного мозга, они оказывают непосредственное влияние на сознание людей, а, следовательно, меняют их поведение и весь ход развития человеческого общества. В соответствии с этим, выделяются и поочерёдно сменяют друг друга четыре качественно отличные эпохи: Сатйа-Юга, Трета-Юга, Двапара-Юга и Кали-Юга. Миллионы лет назад, когда Супруга Бога Шивы носила прозвище Сати, во времена Сатйа-юги все люди имели огромную продолжительность жизни в одном воплощении. Имели непостижимую по нынешним понятиям память, рождались со знанием значительного количества необходимой информации, получали мистические знания от Учителей посредством передачи мыслей на расстоянии. Все люди обладали способностями ходить по воде, летать по воздуху, проходить сквозь стены, передавать мысли на расстоянии и многими другими, которыми сегодня владеют лишь отдельные йоги. Они были доброжелательны, бескорыстны, честны. Воистину, на Земле был Рай. В Сатйа-Югу осознать себя и возвратиться в своё естественное состояние было легко через Знание.
Затем началась медленная деградация сознания и физиологии человека. В Трета-Югу продолжительность жизни человека в одном воплощении уменьшилась в 10 раз. В Двапара-Югу одно воплощение человека длилось уже всего тысячу лет. В эти две эпохи уровень Знаний и способность человека правильно оценить их резко уменьшаются. Поэтому, решающим движителем к возвращению человека домой становится любовь к Богу и ко всем живым существам. Это было легко, ибо ещё даже пять с половиной тысячелетий назад перед людьми не стоял вопрос: «Есть ли Бог?». Они имели тонкое зрение и видели прилетавших на Землю Богов материального мира, общались с ними. Но многие живые существа столь сильно привязаны к иллюзорному материальному миру, что неспособны воспользоваться и этой, предоставляемой им возможностью. И тогда Боги дают им возможность прийти в себя и спастись из сетей Майи посредством страданий. Для этого наступает Кали-Юга. В эту эпоху установленная Богами продолжительность жизни человека в одном воплощении равна всего ста годам. Большая продолжительность жизни была бы слишком мучительной для столь жестокой эпохи. Энергии Богини Кали ведут людей к всё большей и большей деградации. Сегодня тонкое зрение утрачено. Господствует злоба, агрессивность, зависть, вожделение, ревность, лживость, невежество и т.п. Все, хотя и в разной степени, подвержены влиянию этих энергий. Никто не может остаться вне процесса деградации. Ибо слова «йу-га» на языке Богов (санскр. букв.) — «попутчик». В эпоху Богини Кали, в Кали-Югу, все мы, хотя и в разной степени, впали в невежество и поэтому, все мы — Её невольные попутчики.
Пять тысяч сто три года назад, как и было научно обоснованно и предсказано в Ведах, под влиянием энергий наступившей эпохи Кали, «концентрирующий свои мысли на обдумывании способов мести, способов сведения счетов, достижения любовных побед, или на мечтах об этом, воспоминаниях, из-за этого испытывает систематическую потребность в этих переживаниях, приходит желание достичь много новых побед, идти, доставать, предавать, покидать, бурно выражать свои эмоции, удовлетворяя свои желания. Эти желания, ярость, гнев, становятся сверхценными. В эпоху Кали материальная энергия Богини Майи наиболее сильно проявляет в человеке все его самые отрицательные качества (враждебность, зависть, ненависть, авантюризм и т.п.). В Ведах изложен и прогноз на очень отдалённое будущее. После окончания десятитысячелетнего Золотого Века, который начнётся примерно в 2020 г. от Р.Х., вновь восторжествуют энергии Кали-Юги. Люди деградируют физически и нравственно до уровня намного низшего, чем животные. Исчезнут все религии. Исчезнет государственная власть и бандиты будут чинить такой произвол, что нормальные люди вынуждены будут прятаться в лесах. Люди будут иметь рост 5О см, продолжительность жизни 2О-25 лет. Угроза, угри на лице, угрюмость возникают там, где начинает действовать Угра. Это одно из прозвищ Бога Шивы и Его Супруги Калики. В переводе «Угра» — «ужасный, страшный, некрасивый».
Эпоха Богини Кали, эпоха Попутчиков, ведущей к временному («Кали-Юга») — эпоха торжества эгоизма, ненависти, вражды, жадности, зависти, ревности и всех прочих негативных качеств. Сознание людей всё более и более загрязнено иллюзорной материальной энергией. Через Знание люди уже неспособны осознать Истину. И тогда основным стимулом для возвращения домой является любовь. Супруга Бога Шивы, выступающая под прозвищем Дурга, даёт человеку возможность выбора: Привлечься любовными взаимоотношениями с Верховной Личностью и уйти в Мир Бога Леля. Привлечься прелестями Рая и совершая добродетельные поступки, уйти на Высшие Райские планеты материального мира. Или, культивируя в своём сознании самые низменные желания и качества, стремиться лишь к собственному наслаждению, попирая чувства и интересы всех остальных живых существ и не останавливаясь ни перед чем для достижения своих целей, и в конечном итоге, пойти в ад. Таким людям Дурга даёт возможность служить третьему Богу, Своему Супругу Шиве, олицетворяющему энергию невежества. А всё потому, что сознание этих людей не позволяет им через Знания и Любовь осознать истинную цель человеческой жизни, здесь, на Земле, и правильно выстроить свои взаимоотношения с Богами материального мира. И тогда становится необходимой эпоха, в которую Супруга Шивы имеет прозвище Богини Кали — эпоха Попутчиков, ведущей к временному.
Богиня Кали (Она же: Дурга, Майа, Парвати, Бхавани, Угра, Сати и др.) ездит на полосатом тигре, раскраска которого символизирует чередование Её энергий и светлых периодов с тёмными. В «Падма-Пуране» (25:9) сам Бог Шива (Рудра) объясняет Своей Супруге Парвати, что в век Кали Он явится на Землю и под разными личинами будет проповедовать извращённое толкование Вед. Люди, введённые этим могущественным Богом в заблуждение, забывают о своих изначальных любовных отношения с Всевышним Господом и начинают поклоняться Богу Шиве, Рудре, утверждая, что нет более могущественного Бога и что из страха перед Ним следует выполнять именно Его волю. Столь оригинальное положение и роль во Вселенской Божественной игре Бога Шивы, одно из прозвищ которого Рудра, объяснены во множестве Ведических текстов. В частности, в «Книге Бога Вйаза». («Шримад-Бхагаватам» 3.6.29) говорится: «Живые существа, составляющие окружение Рудры, обволакивает низшая энергетическая паутина («гуна») материальной природы — энергетическая паутина невежества. Они населяют планеты, расположенные в небе между Земными и Райскими планетами». В «Бхагавад-Гите» (14.14-15) говорится: «Если человек умирает опутанный энергетической паутиной добродетели, он достигает Высших планет, чистых планет возвышенных Мудрецов. Если человек опутан энергетической паутиной страсти, он рождается среди занятых кармической деятельностью, а умирая опутанным энергетической паутиной невежества, он рождается в царстве животных». Такова Истина.
Один из вариантов созданного Богом Шивой лжеучения — это то, что написал и проповедовал Он лично, явившись в Индостан в облике брахмана Шанкарачарийи. Об этом необходимо знать и нашим гражданам, ибо сегодня многие устремились в Индию в поисках Истины. Но там тоже есть учения на все вкусы. Шанкарачарийа создал концепцию Майя-Вади, убеждающую слушающих и читающих её, что Всевышний не может быть Личностью. И хотя на первый взгляд это всего лишь новая версия Буддизма, те, кто слушают, или читают её, неизбежно принимают и следуют ей. Ибо противостоять заложенной в эти тексты иллюзорной энергии столь могущественного Бога как Шива, никто из простых людей не в состоянии. Хотя истинная сущность этого учения раскрыта в самом его названии «май-ва-ди» (санскр. букв.) — это мировоззрение «Прилетевших соединять с Майей». И единственная возможность избежать петли этой иллюзии — не читать и не слушать учение Шанкарачарйи». 

(Данилов В., Черкасова Н. Арийская империя.
Гибель и возрождение. М. Воля России. 1999г.)

 

4.1. СЛОВАРИ И ЭНЦИКЛОПЕДИИ

«Кали-юга — век господства всевозможных страстей, грехов и пороков. Эта нелучшая эпоха началась 3 тыс. лет до н.э. и продолжается до сего момента».

(Словарь религиозных и мифологических терминов.)

«Юга (санскр.) — век мира, которых всего четыре, которые следуют один за другим, а именно: Крита (или Сатья) юга, золотой век; Трета юга; Двапара юга; и наконец Кали юга, черный век — в котором мы пребываем сейчас».

(Энциклопедия религиозно-эзотерических терминов.)

«Пураны различают последовательно четыре мировых периода — юга: 1. Сатья-юга (букв. праведный) — Золотой Век; 2. Трета-юга — Серебряный Век; 3. Двапара-юга (букв. следующий за двумя) — Бронзовый Век; 4. Кали-юга (букв. греховный) — Железный Век».

(Словарь санскритских терминов.)

«Юга — цикл или мировой период. Согласно индусской мифологии, существование мира разделено на четыре юги, а именно: Сатья, Трета, Двапара и Кали. В первой, также известной как Золотой Век, среди людей самое большое преобладание добродетельности, но в каждой последующей юге добродетель убывает, а порок возрастает. В Кали-юге минимум добродетели и большое преобладание порока. Считается, что мир сейчас переживает Кали-югу». 

(Словарь индуистских терминов. (по работам Рамакришны).)

«Кали-юга — по древнейшей восточной концепции мир развивается циклично в «соответствии с дыханием Брамы». Справедли¬вость, любовь и просветление чередуются с жестокостью, глупостью и помутнением сознания. Наше время соответствует вершине развития Кали-юги. По этой же концепции, качество в максимуме своего развития и проявления содержит в себе противоположное начало. Мы живем в это переломное время, время развития духовности, возвращения к истинным человеческим ценностям».

(Тантрический секс.)

«Маха-юга. Маха-юга — в Индуизме цикл развития Вселенной, продолжительностью в 4 320 000 лет. Состоит из четырех малых юг: Крита-юги, Трета-юги, Двапара-юги и Кали-юги, длительность которых стоит в отношении 4:3:2:1. Названия юг заимствованы из игры в кости, так назывались стороны игральной косточки, соответственно содержавшие 4, 3, 2 и 1 метку и считавшиеся все менее благоприятными. В процессе смены юг закон или дхарма, постепенно теряет опору, держится вначале на четырех «столпах», затем на 3, 2 и на 1». 6
Юга. Юга (букв. ярмо, упряжка для скота) — в мифологической хронологии понятие, которое обозначает самую мелкую единицу исчисления времени, основанную на представлении о божественном, в противоположность человеческому времени. 4 юги образуют махаюгу и обозначаются терминами для игры в кости (крита, трета, двапара и кали), что соответствует костям в 4, 3, 2 и 1 очко. Теми же цифрами обозначается сравнительная длительность юг: каждая последующая укорачивается на 1/4 по сравнению с предыдущей. Укорачивание, ускорение времени свидетельствует об ухудшении дхармического состояния Вселенной. Предела падения оно достигает в Кали-югу.
Кали-юга. В настоящее время мы находимся в эпохе Кали-юги, которая началась, по традиции, в 3102г. до н.э. (год войны, описанной в «Махабхарате»). Кали-юга — в мифологической хронологии последняя из 4 юг, «век демона Кали», называемый также «железным веком». Ее продолжительность 1200 (1000-I-100х2 «время сумерек») «божественных» лет или 432 000 человеческих. Это самый плохой век. От первоначальных добродетелей остается лишь 1/4 часть, к тому же быстро убывающая. Люди подвержены собственным пагубным страстям, ими овладевают злоба, страх, глупость, ненависть, лживость и др. пороки». 

(Мистическая энциклопедия.)

«Юга. Юги (санскр. «упряжка», «пара») — эпохи истории мира в индуистской параисторической мифологии, первые упоминания о которых восходят к ведийской литературе и затем обсуждаются в Дхармашастрах, Махабхарате, в Пуранах и близких к ним трактатах. Согласно «Законам Ману», в течение этих четырех эпох «четвероногая дхарма» (ассоциируемая с быком) каждый раз сокращалась на одну четверть: в Крита-югу она была полной и не было никакого стремления к ее нарушению, но постепенно в последующие эпохи — Трету, Двапару и Кали — из-за воровства, лжи и различных ухищрений она деградирует, что сказывается и на продолжительности жизни людей. Содержание дхармы также меняется от юги к юге: в век Крита она была представлена аскетизмом, в Трету — знанием, в Двапару — жертвоприношением, в Кали — щедростью. Позднее юги были «исчислены»: продолжительность Криты равнялась 4800 божественных лет, Треты — 3600, Двапары — 2400, Кали — 1200, и каждый из этих «годов» соответствует 360 обычным годам. Нынешний век Кали — эпоха максимальной деградации дхармы — начался совсем недавно, по подсчетам «специалистов», ровно в полночь с 17 на 18 февраля 3012 до н.э., который считается началом войны потомков Бхараты — пандавов и кауров, описываемой в книгах Махабхараты.
«Кали-юга. Наименьшей единицей индуистского космического цикла является юга, или мировой век. Существуют четыре юги, каждая из которых короче предыдущей, что соответствует убыванию дхармы морального порядка во Вселенной. Крита-юга, эра совершенства, длится 1 728 000 лет; Трета-юга, в которой дхарма уменьшается на четверть, по длительности составляет три четверти предыдущей — 1 296 000 лет; Двапара-юга, где от дхармы остается только половина, длится 864 000 лет; последняя эра, Кали-юга, в которой только четверть начальной дхармы, продолжается 432 000 лет. Нынешняя эра — Кали юга — началась в пятницу 18 февраля 3102 до н.э. Завершение Кали-юги ознаменуется распадом социальных классов, прекращением богопочитания, распространением неуважительного отношения к священному писанию, мудрецам и моральным принципам. Когда эти явления возобладают, настанет конец юги, сопровождаемый наводнением, пожаром и войной, вслед за чем начнется новый цикл из четырех юг, именуемый маха-юга, или великая юга, который продлится следующие 4 320 000 лет». 

(Энциклопедия «Кругосвет».)

 

4.2. ПЕЧАТНЫЕ И ЭЛЕКТРОННЫЕ ИЗДАНИЯ

«Юга — один из четырех нисходящих этапов круговорота существования Вселенной от ее появления до растворения, или «конца юг»: Крита или Сатъя-юга, Трета-юга, Двапара-юга и Кали-юга. В каждой последующей, все более короткой, юге происходит все больший упадок Дхармы и все более короткой и мучительной становится жизнь людей».

(Мартынов Б.В. Упанишады Йоги и Тантры. Алетейя. 1999г. 256 стр.)

«Глава 8. Современный Индуизм и гуруистские секты. Немного о категории времени в Индуизме. Согласно пуранической мифологии, время циклично. Малый цикл называется Маха-юга и состоит из четырех юг: Сагья-юги (или Крита-юги) — золотого века, Трета-юги, Двапара-юги и Кали-юги (железного века господства невежества), которые соотносятся как 4:3:2:1. От Сатья-юги до Кали-юги жизнь постепенно сокращается, дхарма приходит в упадок, появляются беззакония и болезни».

(Дворкин А.Л. Сектоведение: тоталитарные секты.
Опыт систематического исследования. Изд. 3-е. Нижний Новгород. 2002г.)

«Юга («иго») — громадная мифическая эпоха; согласно мировоззрению Упанишад, юги сменяют друг друга по мере все большего отхода людей от истинности и нравственных принципов. Обычно тексты упоминают четыре юги: Крита-юга («совершенная», 4800 лет), Трета-юга («тройная», 3600 лет), Двипара-юга («двойная» — 2400 лет) и Кали-юга («черная», «бедственная» — 1200 лет). Считается, что современное человечество живет в эпоху Кали-юги, наибольшей утраты духовных ценностей. Каждая юга разделяется на время «дня», «ночи» и «сумерек»». 

(Бойко В.С. Йога: искусство коммуникации.
2-е изд. испр. Светочь. 2001г. 630 стр.)

«Согласно индийской космологии, существование вселенной подразделяется на четыре периода, каждый из которых состоит из многих тысячелетий (каждый следующий период короче предыдущего). Сатья-юга – «золотой век», период благоденствия, духовности и справедливости. Истинный Закон (дхарма) стоит в этот период на «четырех ногах». Постепенно происходит отклонение от изначальной Истины и снижение уровня духовности людей. В Трета-юге — Закон стоит на «трех ногах»; в Двалара-юге — на «двух», и, наконец, в Кали-юге — «железном веке», в котором мы живем сейчас. Закон (дхарма) держится лишь только на «одной ноге». Бездуховность, несправедливость, страдания, раздор, жестокость, несчастья, невежество и т.д. доходят до своего апогея. Однако, и в Кали-югу Господь воплощается в Своих различных формах (таких как Кришна, Иисус, Шива и др.) и наставляет людей на путь вечного спасения». 

(Димешвар Рам Аватхута. Тантра:
Постижение высшей реальности. СПб. 1991г.)

 

4.3. СТАТЬИ И ПУБЛИКАЦИИ

«Мы живем в эпоху Кали-юги, и ее фатальное воздействие на Западе выражено с тысячекратной силой, в сравнении с Востоком, отсюда явление легкой добычи для Сил Века Тьмы в этой циклической борьбе, и то множество заблуждений, в сетях которых сейчас запутался мир. Одно из них — это та относительная легкость, с которой, как люди воображают, они могут приблизиться к «Вратам» и переступить порог Сокровенного Учения без какой-либо явной жертвы. Это мечта большинства теософов, мечта, навеянная желанием власти и личным себялюбием, но не такие чувства могут когда-либо привести к заветной цели». 

(Блаватская Е.П. Сокровенное учение и
оккультные науки. Ж. «Люцифер. № 2 Май 1888г.)

«Мудрец: По сути дела, современная наука сама еще не пришла к строгому и однозначному заключению, что же надлежит считать «веком», и потому не признает истинность восточной концепции. А в результате авторы говорят о «Золотом веке», «Железном веке» и так далее, хотя все они вместе составляют лишь часть настоящего века, начавшегося настолько давно, что современные археологи наотрез отказываются верить в реальность подобной датировки.
Ученик: Как же этот век называется на Санскрите; и что означает его название?
Мудрец: На Санскрите он называется «Кали». Добавив к нему слово «юга», получаем полное название «Кали-юга», что означает «темный век». О его приближении знали древние; его характеристики изложены в индийской поэме «Махабхарата». Напомню, что нынешний век охватывает значительную часть героического периода индийской истории, дабы никому не пришло в голову ревниво утверждать, что мы сравниваем сегодняшний день с полумифической периодизацией индийской эволюции». 

(Блаватская Е.П. Беседы об оккультизме. Журнал «Path». 1888г., 1894г., 1895г.)

«Учителя Шамбалы говорят о том, что пришло время широкого распространения и использования тантрических практик — время Водолея. После почти пяти тысяч лет тайного существования этого знания, доступного лишь немногим избранным, оно, наконец, становиться доступным всем желающим. В наш период Времени Железа отделение человека от природы достигло небывалого масштаба. Чтобы жить в мире Тантры необходима смелость, это для смелых. До настоящего времени только немногие люди смогли продвинуться на этом пути. Но будущее вселяет надежду. Тантра будет играть все более и более важную роль. Человек понимает все больше и больше, что такое рабство. Только посмотрите на свою жизнь. Неужели вы свободный человек? Нет. Существуют тысяча и одна рабская зависимости вокруг вас. Вы можете не замечать их, это очень трудно; вы можете не распознать их, это обидно. Но ничто не изменит ситуацию того, что вы — раб. Чтобы продвигаться в измерении Тантры, вы должны распознать свое рабство. Оно пустило очень глубокие корни; оно должно быть отброшено. А осознание этого поможет вам отбросить его.
Началом эпохи материализма, по подсчетам индийских Писаний, был 3102г. до Р.Х. Эта дата является началом последней нисходящей Двапара-Юги, равноденственного цикла, а также Кали-Юги, вселенского цикла. В настоящее время даже последние научные открытия, технологический прогресс, прекрасно организованные социальные, политические и экономические организации не в состоянии разрешить ментальные и духовные проблемы человека. В действительности, чем больше развивается цивилизация, тем больше увеличиваются человеческие страдания. Чем дальше мы проникаем в область материи, тем сильнее наше разочарование. Все большее число людей прибегает к помощи транквилизаторов, быстро растет количество самоубийств и преступлений несовершеннолетних. Человек не в состоянии осознать эти тревожные факты. Откровенно говоря, современная жизнь предъявляет человеку слишком высокие требования: у него не хватает необходимой ментальной энергии и силы. Интеллектуальные запасы человека выросли до огромных размеров, проникая в скрытые сферы знания, и все же он остается практически безграмотным в отношении самого себя. Пришло время направить свои усилия на обретение самопознания.
Из метафизики мы знаем, что на любом уровне главной причиной всех проблем является авидья или невежество. Великие духовные личности, овладевшие техниками проникновения в более глубокие измерения ума, свидетельствуют, что основной причиной недугов человека является невежество». 

(Ю.Андреев. Мужчина и Женщина. СПб. Питер. 2008г.)

«Данные об эволюционных циклах (югах) развития человечества содержатся во многих книгах Махабхараты — древнейшем памятнике литературы Индии — ранние тексты которого датируются VIII-VII вв. до н.э. Это самый древний из дошедших до нас первоисточник, записанный на Санскрите и включающий в себя космогонические воззрения ариев. Сюжетная линия Махабхараты выстроена вокруг битвы на Курукшетре, ознаменовавшей собой приход Кали-юги. По данным археологии арийские скотоводческие племена появились в долине Ганга на рубеже XVI-XV вв. до н.э., образовав несколько самостоятельных царств эпохи бронзы. Быстрое развитие экономики в последующие 300 лет привело к классовому расслоению и образованию военно-племенных союзов. В районе 1220 г. до н.э. произошла битва на Курукшетре. Эта датировка основана на данных расчета солнечных затмений современными индийскими астрономами и с точностью до десятков лет совпала с расчетами нашего Центра (попытки перенести битву на Курукшетре в конец IV тыс. до н.э. — эпоху неолита, когда люди бегали с палками и кидались камнями — лишено здравого смысла). Наступила Кали-юга — «железный век» в прямом смысле этого значения — с I тыс. до н.э. железо постепенно вытесняет бронзу. Но вернемся к эволюционным циклам, чье подробное описание мы обнаруживаем в гл. 231.20-31 «Мокша-Дхармы» в переводе академика Б.Л.Смирнова.
В результате несложных арифметических расчетов получается следующее:
Крита-юга — 4800 лет (12325г. до н.э. — 7525г. до н.э)
Третта-юга — 3600 лет (7525г. до н.э. — 3925г. до н.э.)
Двапара-юга — 2700 лет (3925г. до н.э. — 1225г. до н.э.)
Кали-юга — 2025 лет (1225г. до н.э. 800г. н.э.)
Вся Чатыр-юга — 13125 лет (приблизительно половина цикла прецессии земной оси вокруг созвездия Дракона). Одна Божественная юга – 157 500 000 лет. Сутки Брамы — 315 000 000 000 лет. Вполне очевидно, что все эти цифры следует принимать в некотором приближении к их величинам.
Путаница же в исчислении юг началась от неправильных переводов с Санскрита гл. 231.17 «Мокша-Дхармы»: Божественные день-ночь (сутки) — это год, он также делится на две части: ночь — путь солнца на юг, день — это путь на север. Здесь указывалось лишь на полярное местоположение древней прародины Ариев — где полгода день, а полгода ночь. Как результат — во второй половине I тыс. н.э. появился так называемый год ангелов — дивья-варша, равный 360 земным годам, а 12000 дивья-варша составили одну Чатыр-югу.
О трудностях перевода с Санскрита на местные диалекты неоднократно упоминал Аль-Бируни, в начале XI в. н.э. (1017-1030гг.) на протяжении 13 лет изучавший в Индии философию, математику, астрономию. Так, незадолго до его приезда некто Васукра из Кашмира впервые стал записывать — с целью сохранения — «Ригведу», до этого времени передававшуюся в устной традиции браминами-дравидами, не понимающими Санскрита и искажающими содержание Ее: «Он взял на себя тяжелый труд, от которого все другие воздерживались, опасаясь, что Веды будут забыты, и тогда полностью исчезнут из памяти…».
Подтверждение того, что возобновление Ведической традиции происходит вначале очередной юги, содержат многие первоисточники: «В конце каждой эпохи из четырех юг происходит исчезновение Вед; и это дело Семи Мудрецов (то есть созвездия Большой Медведицы) — сойти на Землю (в начале новой Крита-юги) с небес, чтобы возобновить их» («Вишну-Пурана» 3.2-44)».

(С.Иванов. В какую югу мы живем. 2005г.)

«Согласно древним индийским источникам, весь цикл человеческого мироздания делится на четыре больших периода. Первый из них — Сатья или Крита юга — Золотой век. В Махабхарате, древнем эпосе Индии, Сатья-юга характеризуется как прекраснейшая из юг, эпоха изобилия и максимальных достижений человечества. Люди жили в красивых городах с сотнями дворцов, где каждый город был подобен «городу великого Индры». Их окружали сады, дающие вкусные плоды, парки с гирляндами душистых цветов и поющими птицами». Торговля и земледелие процветали. Города были полны купцов и ремесленников. Все были храбры, добры и счастливы. И не было там грабителей и людей, склонных к беззаконию. «В течение той юги не было ни болезней, ни обмана чувств и зависти, ни плача, ни гордыни и жестокости, не было ссор и нерадивости, вражды, обид, страха, страданий». Это был период наивысшей духовности человечества. Каждый придерживался своей дхармы. Дхарма — установленная Ведами система поведения, которая включала в себя все обязанности человека по отношению к обществу, Богам и самому себе. Дхарма различна у людей разных каст. Строгое следование кастовой дхарме, согласно Ведизму, является главной добродетелью человека и ведет к рождению в более высокой касте в следующем перерождении. В Махабхарате об этом говорится так: «Во время Сатья-юги дхарма — как бык о четырех ногах. Она властвует над людьми безраздельно». Поэтому каждый в то время имел максимальные возможности реализовать себя духовно.
Второй период — Трета-юга — Серебряный век. Он отличался ухудшением жизни и моральных устоев общества. В Трета-югу «дхарма сохраняет лишь три четверти своей силы, четвертая же часть повернута беззаконием». Третий период — Двапара-юга — Медный век, характеризуется дальнейшим ухудшением духовности человечества. Во время Двапара-юги дхарма уже наполовину вытеснена беззаконием. С каждой югой люди больше нарушали законы Космоса. Поэтому уменьшалась продолжительность их жизни, слабело мужество, ум, сила, духовная мощь.
Самым тяжелым, полным испытаний для человечества временем в Махабхарате считается четвертый период — Кали-юга. Железный век, в котором жили мы. Он начался четыре с половиной тысячи лет назад и продолжался до 1982г. Выражаясь словами Махабхараты, во время Кали-юги «корова дхармы стоит только на одной ноге. Несправедливость на три четверти воцаряется в мире, а на долю людской добродетели приходится лишь четвертая часть. Цари, брахманы, вайшью и шудры постепенно станут соблюдать лишь видимость дхармы. Люди станут торговать дхармой, точно мясом. Характерной чертой Кали-юги является то, что человек лишен возможности полностью реализовать себя духовно. Это связано с тем, что число путей духовного развития, равно как и возможности прохождения по каждому из путей, были ограничены.
С точки зрения нашей школы (Школа Йоги Ар Сантема), в 1982г. во время Парада Планет закончилась Кали-юга и начался период становления Сатья-юги, который, по данным Махабхараты, продлится 400 лет. В подтверждение этого мнения можно привести примеры многочисленных изменений, которые произошли в мире с 1982г.: ядерное разоружение, объединение Европы, всплеск движения «Зеленых» и многие другие события, хорошо известные читателю.
Приход новой эпохи открывает новые возможности и новые пути духовного развития, то есть приводит к увеличению количества положительных и отрицательных качеств, которые необходимо проработать в течение жизни. Это в свою очередь связано с увеличением количества созвездий, активно влияющих на Землю. С точки зрения ясновидящих нашей Школы, таких созвездий в наступившую Югу будет 33». 

(Новый Зодиак. Журнал «Филдви». № 2. 1995г.)

 

4.4. ИНТЕРНЕТ-ФОРУМЫ

«Согласно древнеиндийскому Эпосу одна эпоха (маха-юга) включает в себя четыре юги — это Сатья-юга, Трета-юга, Двапара-юга и Кали-юга, в которой мы живем. В каждую последующую югу, начиная от Сатьи (когда был золотой век человечества), влияние духовности постепенно ослабевало на одну четверть и соответственно возрастало безбожие. Кали-юга началась сразу после того, как ушел Кришна, а это было 18 февраля 3102г. до н.э. В мире сейчас наблюдается вырождение истинного знания. Вырождение Истины проявляется в превращении чистого знания в устрашающее множество культов и религий, которые, по сути, являются языческими, вне зависимости от того, что многие из них несут в себе идею Единоцельности Бога. Именно устранение иллюзии, а не строительство новых нагромождений смыслов, уводящих от Истины — является главной задачей на данный момент». 

(Источник неизвестен)

 

4.5. ЗАРУБЕЖНЫЕ ИСТОЧНИКИ

«Кали-юга — заключительная из четырёх юг. Она называется железным веком и является частью ещё больших циклов времени. Её продолжительность — 432000 земных лет».

(Кришнамачарья Э. Духовная психология. 2001г. Амрита-Русь. 2005г.)

«Юга — историческая эпоха. Существует четыре юги: Кали, Двапара, Трета и Сатья, соответствующие греческим представлениям о железном, бронзовом, серебряном и золотом веках. Кали-Юга, или эпоха материализма, закончилась около 1700 г. н.э., и сейчас мы живем в эпоху Апара-Юги, 2400 годичном цикле развития электрической и атомной энергии».

(Бонни Гринвелл. Энергия трансформации. Путеводитель
по Кундалини. / Пер. Н.Рубин, Н.Шпет. София. 1996г.)

«В наше время в умах многих людей царит хаос. Страдая от спутанности мыслей и эмоционального беспорядка, они слабо представляют себе, как выйти из такого положения, или вообще не понимают, в каком положении они находятся…
В это время Кали-юги открыты все состояния сознания. На Земле так или иначе проявляются все четырнадцать чакр. Мы живем в период интенсивного духовного раскрытия людей на планете Земля…». 

(Садгуру Шивайя Субрамуниясвами. Слияние с Шивой. 2006г.)

«Юга — букв. «период; эра», космологический промежуток времени. Существуют 4 юги, циклически сменяющие друг друга: сатья-юга (иначе крита-юга) — эпоха праведности, «золотой век»; трета-юга — время начала упадка устоев дхармы; двапара-юга — время продолжающегося упадка устоев дхармы; кали-юга — «железный век» полной духовной деградации и вырождения человечества. Каждая последующая юга короче предыдущей на одну четверть. В настоящее время мир живет в эпоху кали-юги, которая в общей сложности должна продлиться 432 000 земных лет». 

(Свами Шивананда. Господь Шива и
Его почитание. М. Золотое сечение. 1999г.)

«Юга — век. Согласно индусским (а также греко-романским и средневековым) учениям в манвантаре есть четыре века. Они именуются: Сатья-юга (век Истины или Чистоты), Двапара-юга (второй век), Трета-юга (третий век) и Кали-юга (темный век). Их продолжительность пропорциональна ряду: 4; 3; 2; 1, так что Кали-юга составляет одну десятую длительности всей манвантары.
Кали-юга — «темный век», равнозначный «железному веку» греко-романской традиции, начавшийся в 3101г. до н.э. с битвы при Курукшетре, то есть с началом наставлений Шри Кришны, записанных в «Бхагавад-Гите», и сейчас приближающийся к своему концу». 

(А.Осборн. Рамана Махарши и Путь Самопознания.
// Шри Рамана Махарши: Жизнь и Путь. СПб. Экополис и культура. 1995г.)

«Шри Юктешвар открыл математическое обоснование 24.000-летнего симметричного цикла нашего нынешнего вселенского периода (циклы эти изложены в книге Шри Юктешвара Святая Наука). Этот цикл делится на восходящую и нисходящую арки по 12.000 лет в каждой. Каждая арка в свою очередь имеет четыре юги, или периода: кали, двапара, трета и сатья, подобно идее греков о железном, бронзовом, серебряном и золотом веках. Путем различных расчетов гуру определил, что последняя Кали-юга, или железный век восходящей арки, началась около 500г. до Р.Х. Железный век продолжительностью в 1200 лет — это период материализма, закончившийся около 1700г. от Р.Х. Этот год возвестил начало Двапара-юги — 2400-летнего периода развития электрической и атомной энергии, века телеграфа, радио, самолетов и других аннигиляторов пространства.
3600-летний период Трета-юги начнется в 4100г. от Р.Х., он будет отличаться общим познанием телепатических связей и других аннигиляторов времени. За 4800 лет Сатья-юги, последнего периода восходящей арки, интеллект человека разовьется до высшей степени — он будет трудиться в гармонии с Божественным планом». 

(Шри Парамахамса Йогананда. Автобиография йога.
/ Под ред. Р.Р.Захарбекова. М. Сфера. 1995г. 512 стр.)

«Йогами разработано учение о больших и малых повторяющихся циклах, или югах. Самый большой из всех существующих циклов — это период существования нашей Вселенной — День Брамы. Затем следует более короткие циклы, внутри которых — еще более короткие и т.п. Циклы, о которых сейчас пойдет речь, длятся от 5 до 12 тысяч лет. Это Крита-юга, Трета-юга, Двапара-юга, Кали-юга.
КАЛИ-ЮГА. Это «черная» юга. Дхарма «стоит на одной ноге», то есть общая, глобальная способность распознавания составляет 1/4 от максимальной. В «Махабхарате» утверждается, что в эту мрачную югу Веды, нравы, наставления слабеют. Возрастают напасти, болезни, заблуждения, страх, тоска, происходят несчастные случаи и прочие беды. У людей в Крита-югу бывают одни обязанности, в Трета и Двапара — другие. Совсем иные в Кали-югу по мере укорочения века. При смене юг меняется закон (Дхарма), а со сменой закона меняются люди и даже долгоживущие боги.
Так описываются юги в древних текстах. Мы сейчас живем в интересное время — в «утренних сумерках» очередной Крита-юги, которая началась в 1982г. И сейчас все вокруг перестраивается, меняет свойства. Продукты, лекарства, травы действуют сегодня совсем не так, как раньше. Меняется и сам человек. Точки акупунктуры, которые в предыдущую Кали-югу — то есть немногим более 5000 лет отвечали за определенные органы, ныне «работают» совсем на другие системы организма. Ар Сантэм говорил, что перестройка должна завершиться к 1998г., затем еще некоторое время будут утрясаться социальные вопросы, и, наконец, Крита-юга полностью вступить почти на 10000 лет». 

(Учение о Югах. Лекции по Йоге Ар Сантэма наш или нет
в изложении Ар Пуле. Журнал «Филдви». № 2 1995г.)

«Четыре Юги — это Четыре Века, сквозь которые снова и снова проходит мир. Каждый из них длится много тысяч лет. Кали-юга, наш текущий век, длится 432 000 лет. Это не реальные подсчёты, в основном это нумерология. Джозеф Кэмпбелл обнаружил, что, помимо того, что число 432 (4×108) нумерологически значимо в индийских, скандинавских, вавилонских и иудейских мифах, оно также весьма важно в мире физики. Число 432 получается, если разделить 25 920 лет зодиакального цикла на 60. Сердце, выполняющее 60 ударов в минуту, бьётся 86 400 раз в день (864:2=432), а лёгкие, дышащие пятнадцать раз в минуту, дышат 21 600 раз в день (216×2 = 432). Даже компания Вильсон, после долгих исследований, пришла к выводу, что производимый ими мячик для гольфа должен иметь точно 432 вмятины на поверхности для достижения максимальной дальности полёта.
Четыре Юги это: Сатья-юга, Трета-юга, Двапара-юга и наша эра, Кали-юга. Сейчас мы живём в двадцать восьмой Кали-юге, считая от начала текущей манвантары. Сегодня, во времена Кали-юги, остаётся лишь одна четверть нормальной праведности. Или того меньше, если верить тому, что мы сегодня наблюдаем в мире. Всё ненадёжно и постоянно изменяется, и религиозные ритуалы часто дают обратный результат. Однако, как говорится в Тантрах, Кали-юга — лучшее из всех времён, потому что век, когда каждый, вне зависимости от касты или кармы, может познать Бога. Проблема в том, что большинство людей настолько отягощены Майей, что у них нет желания познать Бога. В Кали-югу всё в мире действительно ужасно, все сточные канавы переполнены мерзостью. Затем Природа вычищает водостоки теми средствами, которые она считает подходящими, и снова начинается Сатья-юга».

(Роберт Э. Свобода. Агхора II. Кундалини. Саттва. 2003г.)

«Маха-юга (великий период) состоит из четырех юг (периодов) — Сатья, Трета, Двапара, Кали, причем, последний период обычно подразумевается как тот, в котором пребывает мир сейчас.
Сатья-юга, согласно индийской религии, — это Золотой век праведности, свободы от греха, отмеченный долголетием, физической силой, красотой и высоким ростом, «Были гиганты в те дни», чья моральная, умственная и физическая силы давали возможность выдерживать длительное воздержание (Брахмачарья) и Тапас (аскезу). Долговечность достигалась длительными духовными упражнениями. Жизнь, таким образом, зависела от сущности и длилась сто тысяч лет, люди умирали по своей воле. Их рост был свыше двадцати локтей. К этому периоду принадлежат Аватары или воплощения Вишну: Матсья, Курма, Вараха, Нрисимха и Вамана.
Трета-юга — второй период, в который праведность (Дхарма) уменьшилась на одну четверть. Рост человека достигал 14 локтей. Греховность мира тогда проявилась одной четвертью, а добродетели осталось три четверти. Люди еще практиковали праведность, благочестие и милосердие, правильные действия, осуществляли покаяние, приносили праведные жертвы и чтили паломничество. В этот период появились такие Аватары, как Парашурама и Рама.
Двапара-юга — третий период, в который праведность уменьшилась на одну вторую. Дальнейшем уменьшением долговечности и силы и возрастанием слабости, болезни отмечен этот период. Рост был 7 локтей. Грех и добродетель были равной силы. Но люди стали беспокойны и, хотя, страстно стремились к приобретению знания, были уже лукавы и следовали как добрым, так и дурным устремлениям. Важнейшим местом паломничества была Курукшетра. К этому периоду принадлежит (согласно Вьясе, Ануштубхачарье и Джаядэве) Аватара Вишну — Баларама, младший брат Кришны; согласно другим источникам Баларама это и есть сам Кришна. Между этой и последующей югой, или в промежуточный период в 1000 лет была возвещена Тантра, что осуществляется перед каждой Кали-югой.
Кали-юга (как уже отмечалось — это суть нынешний период) — четвертый период, в который праведность существует только как четверть полной меры справедливости. Согласно некоторым источникам, этот период начался в 3120г. до рождества Христова с момента возвращения Вишну на небеса после восьмого воплощения. Этот период, согласно Пуранам и Тантре, характеризуется преобладанием порочности, слабости, болезни и общим упадком всего, что является хорошим. Человеческая жизнь длится не более 120 лет, или как некоторые утверждают, 100 лет и зависит в основе своей от пищи. Рост 3,5 локтя. Главное место паломничества — река Ганга. В этот период появилась Аватара Вишну — Будда. Последняя Аватара Вишну — Калки еще не явилась. Он тот, кто разрушит беззаконие и восстановит период праведности».

(Артур Авалон. Введение в «Маханирвана-Тантру». М. Старклайт. 2002г.)

«Предсказано, что в Кали-югу полнота культурной и природной экспрессии души будет утеряна, и величайшим барьером станет разделение между внутренним и внешним. Вскоре человек утратит добродетель и сойдет с верного пути движения разума. Он станет действовать с темными намерениями, и поэтому забудет, как правильно использовать свои силы. В это время начнутся ментальные битвы между людьми, будет применяться темное искусство. Пророки говорят, что знания будут потеряны и утратится способность развивать в человеческом теле божественные качества.
Есть разные теории о протяженности юг и о том, в каком периоде мы сейчас находимся. В индийской классике наиболее распространена точка зрения, датирующая начало Кали-юги 3102г. до н.э. Другие верят, что мы находимся в начале Сат-юги, а некоторые, подобно Шри Юктешвар Гири (ученик Лахири Махашаи и учитель известного на Западе Свами Йогананды, о нем можно прочесть, в частности, в книге Дональда Уолтерса «Путь» (изд. София. 2001г.), рассчитали, что мы пребываем в Двапара-юге. В «Свитках» сказано: «Наши лемурийские расчеты времени непереводимы в календари Кали-юги, поэтому будет путаница с временной продолжительностью каждой из юг. Но приход другой юги будет различим по изменениям, происходящим с населением».
В соответствии с индийскими манускриптами, затрагивающими эти вопросы («Ману-Самхита», «Сурья-Сиддханта» и Пураны), Кали-юга длится 432000 лет. Если мы воспользуемся наиболее широко распространенным датированием, то мы как раз входим в «великую спячку», и Земля не увидит рассвета Сат-юги приблизительно еще 427000 лет. Читая на протяжении последних двадцати пяти лет в наших монастырях «Свитки из Лемурии», мы приняли выраженную в этом священном тексте точку зрения, согласно которой Кали-юга медленно приходит к концу. Таким образом, мы вынуждены признать несоответствие между некоторыми взглядами Индуизма и утверждениями этого текста. И все же, мы решили обнародовать Свитки из Лемурии. Я попросил одного из ачарьев детально изучить материал. Этот скромный пассаж, описывающий «ход времен», является результатом проделанной работы. Мы ни в коем случае не считаем это последним определяющим словом по данному вопросу, но предлагаем его в качестве инструмента лучшего понимания времени, о котором говорится в свитках, скомпилированных в настоящую книгу. Здесь отражены даты, упомянутые в «Свитках из Лемурии», описана протяженность основных временных периодов системы Индуизма, и в то же время приводятся ключевые сведения из современной археологии и других наук.
Мы начинаем с того, что определяем, в какой юге мы сейчас находимся согласно «Свиткам из Лемурии». Параграф 163 утверждает, что рассвет Сат-юги наступит «когда обитатели Земли смогут осветить ночь своими собственными приборами». Это, как говорят нам исторические документы, произошло в 1879г., когда Томас Альва Эдисон изобрел электрическую лампочку накаливания, и через три десятилетия электрическое освещение существовало уже повсеместно. Итак, от 1879г. мы отправляемся назад. Используя традиционную длину Кали-юги (432000 лет), мы рассчитываем, что Кали-юга должна была начаться приблизительно за 430000 лет до н.э…
Наша Кали-юга стала заканчиваться и забрезжил рассвет Сат-Шива-юги когда появилось ночное освещение. Но Кали-юга реально закончится для всех и солнце засияет, выглянув из-за горизонта мирного океана, когда прекратится убийство человека человеком. Тогда воистину воцарится ахимса. Это критерий, точка отсчета, как говорят пророки, истинного сияния Сат-юги». 

(Садгуру Шивайя Субрамуниясвами. Свитки из Лемурии:
Новые откровения о космическом происхождении человека.
/ Пер. с англ. под ред. Д.Бурбы. София. 2008г. 336 стр.)

«Первая стадия, занимающая по времени 1200 лет, за которые Солнце проходит 1/20-ю долю своей частичной орбиты, т.е. орбиты во взаимном обращении со своим двойником, называется Кали-югой. В это время ментальная сила — дхарма — имеет самое низкое значение и составляет лишь одну четверть от максимально возможного; человеческий интеллект при этом не способен понимать что-либо за пределами грубоматериальной части этой постоянно изменяющейся сущности внешнего мира.
Вторая стадия, обнимающая период времени в 2400 лет, называется Двапара-югой. Солнце в этот период проходит 2/20 доли своей частичной орбиты. Дхарма — ментальная сила — претерпевает за этот срок развитие до более высокой ступени и достигает половины возможной величины; человеческий интеллект способен в это время постичь сущность тонкой материи, а именно: сущность различных видов электричества и тех его характеристик, которые лежат в основе строения внешнего мира.
Третья стадия, длящаяся 3600 лет, в течение которых Солнце проходит очередные 3/20 доли своей орбиты, называется Трета-югой. Дхарма в этот отрезок времени достигает ещё более высокого уровня развития: человеческий интеллект становится способным понимать Божественный магнетизм — источник всех электрических сил, от которых зависит существование Вселенной.
Четвертая стадия, охватывающая 4800 лет, в течение которых Солнце проходит еще 4/20 доли своей частичной орбиты, называется Сатья-югой. Дхарма достигает в этот период своего полного, наивысшего развития: человеческий интеллект может при этом постичь все, даже Божественный Дух, находящийся за пределами нашего видимого мира.
Суммарная длительность Крита-юги (она же «Золотой Век мира» или Сатья-юга) составляет 400 + 4000 + 400 = 4800 лет. Следующая — Трета-юга — будет иметь длительность 300 + 3000 + 300 = 3600 лет; Двапара-юга: 200 + 2000 + 200 = 2400 лет; Кали-юга: 100 + 1000 + 100 = 1200 лет.
Общая длительность всех четырех Юг составляет 12000 лет; этот период образует одну Дайва-югу, или, иначе, одну электрическую пару. Две таких пары, то есть период в 24000 лет, составляет полный электрический цикл.
С 11501г. до н.э., когда точка осеннего равноденствия только что вступила в созвездие Овна, Солнце начало удаляться от той точки своей орбиты, которая находилась на наименьшем расстоянии от Великого Центра, и стало двигаться к точке, которой соответствует наибольшее удаление от него; в согласии с этим интеллектуальная сила человека начала убывать.
За время в 4800 лет, которые потребовались Солнцу, чтобы пройти Сатья — часть упомянутой Пары, то есть 4/20 доли своей частичной орбиты, интеллект человека совершенно утратил способность восприятия духовных знаний. В течение следующих 3600 лет, когда Солнце двигалось по нисходящей ветви Трета-юги, интеллект постепенно лишился всех способностей постижения Божественного магнетизма. По мере дальнейшего движения Солнца по нисходящей ветви Двапара-юги, на что потребовалось еще 2400 лет, человеческий интеллект утратил способность понимания электрических сил и явлений. Наконец, в последующие 1200 лет, в период завершения Солнцем нисходящей ветви Кали-Юги, оно достигло точки своей орбиты, наиболее удаленной от Великого Центра, В этот момент точка осеннего равноденствия только что вступила в границы созвездия Весов. Интеллектуальная сила человека упала здесь настолько, что он уже не был в состоянии понимать что-либо за пределами грубой материи. Время около 500г. н.э. было, таким образом, самым темным отрезком как собственно Кали-юги, так и всего цикла, охватывающего 24000 лет. И, действительно, история подтверждает точность этих расчетов, выполненных древними индийскими риши; она отмечает также, что в этот период во всех странах господствовали невероятное невежество и страдания людей.
Положение мира по отношению к нынешнему периоду Двапара-сандхи (1894г.) в индийских календарях указано неправильно. Астрономы и астрологи, составлявшие эти календари, руководствовались указаниями некоторых исследователей, таких как Кулукка Бхатта, живших в темном веке Кали-юги и исследовавших санскритские писания. Современные сторонники этих ученых поддерживают их выводы о том, что продолжительность Кали-юги составляет 432000 лет, из которых к сегодняшнему моменту (1894г. н.э.) уже прошло 4994 года и остается еще 427006 лет. Какой печальный прогноз! Впрочем, к счастью ошибочный…
Впервые эта ошибка вкралась в календари около 700г. до нашей эры — во время царствования раджи Парикшита, как раз в год завершения последней нисходящей Двапара-юги. В те времена великий махараджа Юдхиштхира, зная о приближении начала темной Кали-юги, передал свой трон старшему сыну, радже Парикшиту. Сам же махараджа Юдхиштхира вместе со всеми мудрецами своей свиты удалился в Гималайские горы — настоящий рай на земле.
Вследствие этого получилось так, что в свите оставшегося царствовать раджи Парикшита не оказалось никого, кто смог бы разобраться в принципах правильного летоисчисления и чередования различных юг.
Таким образом, по завершении 2400 лет, составлявших оканчивавшуюся тогда Двапара-югу, никто не отважился возвестить о наступлении темных веков Кали-юги, вычислив год ее начала, точно так же, как никто и не указал точно, когда наступит конец Двапара-юги и сколько еще лет остается до этого конца.
В соответствии с упомянутым выше неправильным методом вычислений, первый год наступившей Кали-юги нумеровался как 2401-й, то есть в нее включалась и вся истекшая Двапара-юга. Когда же в 499г. н.э. 1200 лет истекли, а это — длительность истинной Кали-юги (в нисходящей ветви), т.е. когда Солнце достигло в своем движении самой удаленной от Великого Центра точки своей частичной орбиты (в этот момент точка осеннего равноденствия вступила в границы созвездия Весы), этот год — самый темный период Кали-Юги — согласно таким расчетам считался 3600-м, а не 1200-м, как следовало бы.
С завершением нисходящей Кали-Юги, т.е. после 499г. н.э., Солнце, двигаясь по своей орбите, начало приближаться к Великому Центру — и в соответствии с этим интеллектуальная сила людей стала развиваться и расти. И вскоре ошибка, допущенная, при составлении календарей, стала все чаще подмечаться мудрыми людьми того времени. Эти люди установили, что длительность Кали-юги, вычисленная мудрецами древности, равнялась всего 1200 годам. Однако, поскольку интеллект новых ученых был развит еще недостаточно высоко, то ошибку в календарях они подметили, но устранить ее причину были не в состоянии. Стремясь устранить возникшие противоречия, они предположили, что 1200 лет, составляющие истинную длительность Кали-юги, это не земные годы, а годы богов, то есть, что длительность Кали-юги равна 1200 годам Дайва, причем каждый из этих годов состоит из 12 Дайва-месяцев, каждый из которых, в свою очередь, имеет 30 Дайва-дней. Каждый же Дайва-день равен одному периоду обращения нашей Земли вокруг Солнца, то есть одному земному году. Таким образом, у этих ученых мужей получилось, что 1200 лет Кали-юги должны равняться 432 тысячам земных лет (30х12х1200=432000)». 

(Гйянаватар Свами Шри Юктешвар Гири. Святая Наука. М. 1991г.)

* * *

N 36. 01.06.13г.

продолжение см. в статье 2.12. Тантрическая Традиция как Пятая Веда (ч.3, ч.4, ч.5).