Статья 2.12. Тантрическая Традиция как Пятая Веда (ч.2).

продолжение

3. ПЯТАЯ ВЕДА ДЛЯ КАЛИ-ЮГИ

 3.1. СЛОВАРИ И ЭНЦИКЛОПЕДИИ

«Тантры (санскр. — «учение», «магический обряд») — один из самых значительных классов средневековой индуистской литературы, включающий в широком смысле эзотерические (точнее, претендующие на эзотеризм) тексты вишнуитов, шиваитов и шактистов, в узком — только последних. Общие характеристики Тантр в широком смысле (вишнуитские Самхиты, шиваитские Агамы и шактистские Тантры) включают положение о том, что Веды были более актуальны для прошедших эпох, а в настоящее время замещаются современными тантрическими текстами, частичный отказ от варново-ашрамной дхармы и «демократизм» — адресатами этих текстов являются не только «дваждырожденные», но также шудры и женщины. Основными составляющими текстов являются тайные обряды и учения, которые могут быть получены только от учителя-гуру после прохождения особой инициации (дикша) и не могут быть переданы никому из «непосвященных». Всем тантрическим текстам в широком смысле нормативно присущи четыре раздела: 1) «знание» (джняна), включающее как учения Веданты и Санкхьи, так и чисто оккультные познания тайных сил сакральных слогов, мантр и диаграмм (янтры); 2) «медитация» (йога) — упражнения по созерцанию и визуализации определенных объектов, предполагающие обретение оккультных сил; 3) «действие» (крийя) — инструкции по изготовлению идолов, а также сооружению и освящению храмов; 4) «поведение» (чарья) — правила, касающиеся выполнения обрядов и обязанностей, а также участия в праздниках.
Самая популярная среди первых — «Махапари-Нирвана-Тантра» (Тантра о великой нирване). В главах I-II акцентируется значение Тантр для настоящего времени — эпохи Кали-юги, следующей за предыдущими, для которых были предназначены Веды, Дхармашастры, Пураны. В нынешнюю эпоху ведийский и прочий традиционный ритуал уже бесполезен — действуют только тантристские мантры и обряды». 

(Энциклопедия «Кругосвет».)

 

3.2. ПЕЧАТНЫЕ И ЭЛЕКТРОННЫЕ ИЗДАНИЯ

«Тантризм утверждает, что в эпоху тёмных времён Кали-юги все предыдущие традиции, включая Веды, неадекватно обеспечивали освобождение, на самом деле его можно достичь только превращением любых повседневных действий, включая сексуальные, в йогический ритуал».

(Бойко В.С. Йога: искусство коммуникации.
2-е изд., испр.). Светочь. 2001г. 630 стр.)

«Книга Первая. Темная волна на Востоке. Вама-марга. Принципы Пути левой руки. Притча о Пути левой руки. Индийская притча о Пути левой руки из тантрического фольклора прекрасно показывает различие между отрицающими мир религиозными практиками и экстатическими методами, необходимыми для освобождения в ходе Кали-юги. В данном рассказе зашифрованы почти все фундаментальные постулаты инициации Пути левой руки. <…>.
Вообще, данный универсальный подход отвечает традиции практики Пути левой руки. Один из постулатов тантрического Пути левой руки утверждает, что это учение годится для всех посвященных Кали-юги в любом культурном контексте, а не ограничено восточными регионами его происхождения.
Но, как следует из нашего опыта, Путь левой руки в его традиционной восточной концепции, как знание, передаваемое по цепи от учителя к ученикам, не вполне приемлемо для невротического психосексуального контекста, в котором зажато западное сознание. Психолог-мистик Карл Юнг, сам тайно практиковавший сексуальную магию, занимался исследованиями вершин и глубин восточных духовных учений. Он пришел к выводу, что если среднестатистический человек западной культуры взялся изучать ориентальные дисциплины по самоперерождению, то он (она) вполне реально рискует оказаться на грани психотического срыва. Хотя мы не собираемся заходить столь далеко, не вызывает сомнений, что методику восточного Пути левой руки действительно следует адаптировать, дабы она оказалась по-настоящему эффективной как способ инициации западного сексуального мага.
Кали-юга. Господствует мнение, что все священные писания в нашу эпоху утратили свою силу, Тантры считаются единственным ценным духовным источником в Кали-юге…
В Тантре — и в Тантре Пути левой руки особенно — проявился столь радикальный разрыв с предыдущими учениями, связанными с посвящением, что Вама-Марга считается формой просветления, достижимой лишь при особых исторических условиях, превалирующих в данный период времени.
А если быть точнее, Путь левой руки «разработан» для конкретных условий сегодняшнего времени мрака и распада — Кали-юги или эры Кали. Согласно «Вишну-Пуране», мир покроет тьма Кали-юги, «когда общество придет к тому, что знатность будет определяться богатством, достаток будет единственным источником добродетели, кроме страсти ничто не будет связывать мужа с женой, обман поможет добиться успеха в жизни, а внешние иллюзии заменят внутреннюю религию». В эзотерическом смысле, если верить текстам, заявленная цель тантрической темной волны состоит в определении методики достижения просветления в Эру хаоса, насилия, повсеместного социального упадка и духовного невежества, в которой нам, как ни крути, довелось жить.
Суровые замечания о жизни в Кали-юге — не продукт свойственного тантристам духа морального осуждения. Это, прежде всего, объективное признание свойств нашей эпохи. В таком жестком контексте, как бы вопрошает тантрист, какие способы инициации работают лучше всего? И отвечает: лишь Тантра и радикальные практики Пути левой руки способны указать верную дорогу к просветлению для живущих в темном веке Кали. Поскольку злая эпидемия требует сильных лекарств; крайние условия означают крайние меры. По этому поводу тантристы часто туманно высказываются насчет того, что только яд победит яд…
Кали-юга мыслится как последняя эра, Железный Век, завершающий цикличную смену четырех Эонов, первым из которых была давно позабытая Сатья-юга, Золотой Век, завершившийся много тысяч лет назад. Для последователей Тантры ниспосланные богами учения о самоограничении, аскетизме и самоотречении, вдохновлявшие Золотой Век, ныне утратили смысл, а священные тексты, некогда направлявшие духовное развитие человечества, превратились в неживые буквы на бумаге. «Маханирвана-Тантра» сообщает, что в нашей Кали-юге все священные книги прошлого «бессильны, словно змея без яда и, если можно так сказать, мертвы». Более того, утонченные духовные учения Золотого Века оказываются бесполезными для людей этого Эона, о которых безжалостно говорится, что они «неспособны сдерживать себя, обезумели от гордыни, навеки погрязли в грехах, развратны, прожорливы, жестоки и бессердечны, несдержанны на язык, лживы, а жизнь их коротка»…
Один из всем известных секретов Кали-юги состоит в том, что посвященные в ее внутренние тайны называют ее не иначе как истинным Золотым веком, постигая скрытое за ее пресловутым «внешним железным покровом» в акте визионерской алхимии. В самом низшем таится наивысшее…
Западные маги, впервые приблизившиеся к Пути левой руки, нередко находят излишне запутанными санскритский понятийный аппарат и культурно чуждую им индийскую Вама-Маргу. И несмотря на сей факт, в любой культуре и во все времена визионеров посещали откровения, доказывающие вселенскую и повсеместную сущность Пути левой руки, хотя те и не имели представления о тантрических концепциях. На Западе, как нам удалось установить, традиции инициации Пути левой руки наиболее верно переносили в новый контекст не оккультисты, а обладающие способностями медиума представители мира искусств. Взгляните на приведенный ниже отрывок из «Бракосочетания Рая и Ада» Уильяма Блейка, написанного в 1790г. Маловероятно, что английский поэт имел хоть малейшее представление о концепции энергии Шакти, которую предлагает традиционный Путь левой руки, и все же он великолепно иллюстрирует суть темной волны, тем самым предлагая читателю настоящую западную Тантру». 

(Николас и Зина Шрек. Полный Путеводитель по сексуальной магии Пути левой руки.)

«Предисловие к русскому изданию (С.Лобанов). «Маханирвана-Тантра» («Тантра Великого Освобождения») представляет собой одну из самых важных шактистских Тантр. Согласно Тантрической Традиции и свидетельству этой Тантры о себе самой, она была возвещена самим Садашивой в Гималаях как Откровение для приверженцев Ведической религии и культуры. Именно к ним, даже и не подозревавшим о том, что с наступлением эпохи Кали-юги (начавшейся пять с лишним тысяч лет тому назад), предписания и практики священных Вед уже утратили свою былую силу, в первую очередь было обращено божественное послание данной Тантры. Тантра претендует на то, чтобы по-новому применить в условиях Кали-юги извечные духовные принципы Вед и Санатана-Дхармы.
Главы «Маханирвана-Тантры» называются улласами, что буквально означает «радостное явление». Напрашивается прямая аналогия с христианской «благой вестью» — Евангелиями. Действительно, по отношению к архаичной религии Вед Тантризм и его писания (Тантры) играют примерно ту же роль, что и Христианство, религия Нового Завета, по отношению к Ветхозаветной религии. Опираясь на учение Тантр, уверенно можно сказать, что Тантры — это настоящий «новый завет» Индуизма в сравнении с «ветхозаветным» древнеарийским Ведизмом. Тогда «Маханирвана-Тантру» смело можно назвать Евангелием индийского шактистского Тантризма.
Сама «Маханирвана-Тантра» (II. 30-31) провозглашает: «Как знающий Тантры — среди людей, как Ганга — среди рек, как Я — среди трех Повелителей богов, так и среди прочих Откровений — эта [Тантра]. К чему Веды, к чему Пураны, к чему иные многочисленные писания, о Благая? Сведущий в этой великой Тантре становится обладателем всех совершенств». Другие Тантры обычно посвящены какому-то одному предмету или описывают какие-либо практики языком, непонятным или малопонятным не посвященным. Часто в них даже содержатся прямые запреты публиковать их или делать доступными для непосвященных. В отличие от них, «Маханирвана-Тантра» понятным и лаконичным языком обращается равно к тантрикам и прочим людям, призывая их принять тантрический путь практики как самый эффективный и даже как единственно возможный в эпоху Кали-юги. В этой Тантре Шива прямо запрещает утаивать ее от ищущих истину и духовное освобождение или давать ей заведомо превратное толкование. В ней говорится о самых различных сторонах тантрического учения и практики (по принципу «обо всем понемногу»)…
В Тантрах высшее Божественное обнаруживает Себя таким, каково Оно есть — учителем и учеником, процессом постижения и конечной целью, единством и множественностью, и т.д. Из сострадания ко всем своим детям — непросветленным живым существам, пребывающим в неведении и забвении своей истинной природы, Не-выразимое Самовыражается: являет Себя как диалектическое единство и гармонию двух своих проявлений — Шивы и Шакти, Отца мира и Матери мира, через диалоги-тантры которых высшая истина (таттва) просто показывается всем, кто хочет и способен ее видеть. Поэтому Тантра, или Пятая Веда, как ее еще иногда называют, является ни чем иным, как истинной сущностью (таттва-сарой) священного Знания (Веды) и, следовательно, ключом к истинному, неискаженному, естественному видению реальности такой, какова она есть в своей чистой «таковости», и путем к обретению состояния ничем не ограниченной полной свободы (парипурна-сватантръя), знания и блаженства, которое и есть то Великое Освобождение (маха-нирвана) о котором говорит эта Тантра.
Писания для различных эпох. Каждая из эпох имеет свою Шастру, или Писание, отвечающее особенностям и потребностям людей, живущих в ней. Индийская Шастра подразделяется на: (1) Шрути, к которому обычно относятся четыре Веды (Ригведа, Самаведа, Яджурведа и Атхарваведа) и Упанишады, учение которых философски истолковано в Веданта-даршане. (2) Смрити — например, «Дхармашастра-Ману» и другие писания, которые содержат предписания для семейных и общественных обязанностей, т.е. описывают правритти-дхарму, подобно тому, как Упанишады раскрывают нивритти-дхарму. (3) Пураны, которых, согласно «Брахмавайварта-Пуране», изначально было четыреста тысяч и из которых восемнадцать в настоящее время приняты как важнейшие. (4) Тантра.
Для каждой из эпох рекомендована подходящая Шастра. Веда — корень всех Шастр (мула-шастра). Все остальные основываются на ней. Тантра провозглашается как Пятая Веда. Знаменитый комментатор «Ману-Смрити» Куллукабхатта говорит, что Шрути бывает двух видов: ведическое и тантрическое (вайдики-тантрики чайеа дви-видха шрутих-кирттита). Различные Шастры, однако, являются различными описаниями Шрути, предназначенными человечеству того периода, для которого они даны. Так Тантра является описанием Шрути, изложенным (касательно ее ритуала) с учетом особенностей и больных мест Кали-юги. Поскольку люди настоящей юги не имеют достаточных возможности, долголетия, нравственной силы, необходимых для успешного применения карма-канды, Тантра предписывает специальную садхану — систему, или практику ее самой для реализации того, что является окончательным и всеобщим завершением всех Шастр. «Куларнава-Тантра» гласит, что в Сатья-, или Крита-югу, Шастрой является Шрути (в смысле Вед и Упанишад); в Трета-югу — Смрити (в смысле Дхармашастры и Шрутидживика, и т.д.); в Двапара-югу — Пураны и в последней, или Кали-юге, — Тантра, которой обязаны следовать все ортодоксальные индуисты. «Маханирвана-Тантра» и другие Тантры и тантрические трактаты указывают на это же правило. О Тантре также говорится как о содержащей самую сокровенную часть, или сердцевину Веды, содержащую знание о возникновении отношения Параматмы и дживатмы». 

(Артур Авалон. Введение в «Маханирвана-Тантру». Старклайт. 2002г.)

 

3.3. СТАТЬИ И ПУБЛИКАЦИИ

«Тантра не опровергает Веды. В основе своей она признаёт Веды и Упанишады, однако Тантрическое Учение опирается на собственные тексты — Тантры. Философия Тантры утверждает, что ведические учения верны, однако на этот период исторического существования (эпоха, именуемая Кали-югой) для духовной реализации наиболее полно подходит Тантра».

(Тантра. Три драгоценности. Школа самосовершенствования.)

«Путь Тантры наиболее эффективен и действенен в наш грубый, «железный век», век Кали-юги, когда несправедливость и насилие на каждом шагу. Устами Бога Шивы, отца Йоги и Тантры в древних писаниях «Маха-Нирвана-Тантры» сказано: «Без пути Тантры в Кали-югу нет иного пути». В век грубости, насилия, привязаннос¬ти к физическому миру нужны особо сильные методы, чтобы пробить стену невежества и вырваться к Духу. Вот как древние тексты Тантры описывали грядущую Кали-югу, наше время, железный век, век бездуховности, жестокости и насилия: «Люди будут поражены завистью. Они будут нетерпеливы, не будут осознавать что творят, их желания будут не верные, их знания приведут в тупик. Главы государств в основном будут низкого происхождения, тираны и диктаторы. Воры станут королями и короли станут ворами… Криминальные структуры будут в городах и деревнях. Ритуал Тантры будет под большим секретом». Узнаете? Не наше ли это время? Куда как точнее предсказаний Нострадамуса!». 

(Тетерников Л.И. Тантра — Культ Женщины:
определение Тантры, ее истоки и основные положения.)
(Тетерников Л.И. Тантра и парадигма духовного развития.)

«Тантра — это учения, не имеющие временных границ. Ее значение для современного мира так же велико, как и для прошедших веков. Современные ученые, работающие в области естественных наук, медицины и психологии, только начинают понимать и подтверждать, что Учение, изложенное в Тантре, ее анализ человеческой души открыли новую страницу в психологии. Многие врачи и специалисты в области здоровья признали, что йоговская практика здоровья и положения Тантры далеко превосходят уровень «ортодоксальной» медицины. Для сегодняшнего мира с его сложностями и неразберихой Тантра является научным ответом на вопросы, которые стоят перед человечеством. Более того, она учит человека объективно смотреть на все в жизни и жить правильно, делать всегда то, что способствует нашей эволюции и продвижение к Всевышнему. Она является путеводной звездой, которая помогает отличить путь к величию от того, который ведет в хаос, темноту и невежество. Тантра — это наука, которая служит людям всего мира каждый день».

(Кирилл Иванович. Йога. Путь Тантры.)

«Обычно тантрические тексты признают высочайший духовный авторитет Ведической Традиции, однако в них подчеркивается, что откровение Веды относится к тем временам, когда люди были гораздо более духовны, чем сейчас, в эпоху Кали-юги, когда глубинный смысл ведического пути оказался утрачен и перестал соответствовать новым историческим условиям. В тантрической иерархии «путей» к освобождению ведический располагается почти в самом низу: он не столько плох, сколько малоэффективен. Любопытно отметить, что в зачастую ожесточенной полемике, которую вели между собой различные тантрические школы, критерием истинности становилась именно принадлежность к Ведизму.
Каждая из юг соотносится в Тантре с соответствующим корпусом литературы: в Сатья-юге провозглашены Веды, в Трета-юге — Упанишады, в Двапара-юге — Пураны, наконец, Кали-юга связывается с распространением Тантры. Косвенно эта классификация служит доказательством позднего (во всяком случае, уже после Пуран) появления Тантр». 

(Индуизм. Тантра.)

«Тантрические представления оказали огромное влияние на культуру Индии. Даже теперь, когда общество современной Индии сугубо патриархально, индийцы в отличие от европейцев-христиан, называющих Бога отцом, воспринимают Бога как материнское начало, говорят о Божественной Матери как о космическом архетипе.
Тантру часто искажают, совершенно не понимая ее смысла. Однако она остается самым мощным и жизнеспособным течением в индийской философии. Если считать Индуизм матерью религий, то Тантра является матерью индийской метафизики. Многие школы современной Йоги считают, что они выкристаллизовывались именно из Тантры как из философской матрицы.
Тантра (дословно — неясные очертания, нить, ритуал, доктрина) считается наиболее сообразной с древней индийской эпохой Кали-юги, так как Тантра однозначно почитает женщину высшей материализацией божества. Именно индийская Тантра может отождествляться с женственностью всего, что проявляет силу и энергию, не является исключительно восточной традицией. Глубоко в подсознании западного человека также коренится представление о силе женственности, то есть о Тантре». 

(Индийская Тантра.)

«Существует единое Божество, Абсолют и множество ведущих к нему путей. Индия обычно ассоциируется с Ведами и Ведантой — путем души к Абсолюту через множество перерождений, в каждом из которых человек совершенствуется, постепенно отказываясь от желаний и привязанностей, порожденных иллюзорным миром, ограничивая себя и становясь чище — до окончательного выхода из круга земного бытия и слияния с Богом. Но Индия знает и другой путь — кратчайший, путь Тантры.
Среди огромного количества индийских религиозных трактатов есть корпус тантрических текстов. Как правило, они построены в виде диалогов между Шивой и его супругой Шакти. Тантрические тексты являются практическим руководством к действию и содержат множество методов самореализации и достижения просветления. Содержание Тантр охватывает весь спектр жизни человека, не исключая никакие стороны существования. Несмотря на то, что Тантры имеют ту же конечную цель, что и Веданта, некоторые тантрические методы достижения этой цели являются, казалось бы, прямой противоположностью общепризнанным нормам Ведической Традиции.
Путь Тантры предписан как особенно эффективный в наш век, в Кали-югу, когда люди забыли о Божественном и настолько погрязли в своих желаниях, заботах и проблемах, что нужны сильнейшие меры, чтобы разрушить стену между человеком и Богом. Это, естественно, не означает, что каждый может следовать таким путём. Тантра всегда считалась опаснейшей практикой и требовала принятия посвящения от Учителя, и строжайшего следования его предписаниям, которые выдавались индивидуально в устной форме. Здесь не может быть единого для всех рецепта просветления — ведь каждый на этом пути сражается с собственными страстями и пороками и преобразует их в духовную силу». 

(Тантра. Семинары А.Шелякова.)

«Тантра — это наука или садхана (духовная практика), построенная на огромном объеме религиозных и оккультных индуистских манускриптов, которые делают акцент на Шакти (энергии божества), обычно называемую Кундалини, которая исходит от божественного начала.
Тантрические писания представляют собой эссенцию знания, собираемого еще с древних времен. Большинство текстов написано на Санскрите, но встречаются также отрывки на пали, пракрити, тибетском, хинди и бенгали. Они считаются энциклопедиями эзотерической мудрости, касаясь таких тем, как творение и разрушение Вселенной, поклонения божеству, духовные практики, ритуалы, оккультные силы и медитация. В тантрах также рассматривается полная анатомия тела, включая чакры (духовные энергетические центры) и пути, соединяющие их, по которым путешествует Кундалини.
Считается, что по своему духу Тантры больше всего соответствуют веку Кали-юги (четвертой эры в индуистском исчислении, нашем времени). Невзирая на то, как разнообразны писания, все же у всех них есть одна общая характеристика — интегральный подход к садхане, с целью оптимального использования внешних и внутренних ресурсов. Тантру можно также воспринимать как уважительный подход к духовной практике.
В отличие от традиционной для нас иудаистско-христиансткой и эстетической восточной концепции, Тантра не говорит о необходимости сублимировать плоть в дух, физическое — в метафизическое. Вместо этого Тантра ищет пути совместить все жизненные аспекты, чтобы преодолеть созданные нами самими же границы, отделенность, разобщенность, чтобы сделать людей едиными со всем живым.
Так как целью Тантры является совместить все аспекты жизни, это практика, где смешивается множество учений: Хатха-Йога, пранайяма, мудры, ритуалы, Кундалини-Йога, Нада-Йога, мантры, янтры, мандалы, алхимия, визуализация божеств, Аюрведа и Астрология — все это вместе взятое подходит под сферу применения Тантры. Но, поскольку такое большое количество разнообразных наук и техник может быть применено, обычно Тантру рекомендуют изучать под руководством компетентного мастера, который сможет провести ученика через весь комплекс идей и процедур».

(Тантра.)

«Несомненно, написано на данную тему может быть весьма и весьма многое, однако сегодня я постараюсь раскрыть ее в сравнительно коротком эссе. Итак, что же это за путь такой Тантра; чем он особенный, что рекомендуется именно в наше время — время Кали-юги; почему, в отличие от других путей, столь немалую роль играют в нем гневные формы Божеств?
Начнем, пожалуй, с того, что главный тантрический текст — «Маханирвана-Тантра» — по сути, о методе и сущности Тантры не дает никакого представления, так как за исключением нескольких глав (впрочем, важность этих глав трудно переоценить!) посвящен исключительно практике. Так же как и менее известные Тантры, которые все посвящены еще более, так сказать, узкоспециализированным практикам, связанным с почитанием гневных форм, и относительно которых существует прямо-таки в воздухе носящаяся красная предупредительная надпись: «Без Гуру не практиковать!» Собственно говоря, мнение, что Тантру невозможно постигнуть без Гуру, происходит непосредственно из отсутствия какого бы то ни было другого источника, способного дать понять теорию Тантры — а плодотворная практика без теории, увы, невозможна, и это следует помнить, — важность Гуру отнюдь не преуменьшена.
Почему только Тантра? В наше время мы имеем только то, что имеем, — именно, почти полное отсутствие материала для сравнения людей разных эпох. У нас есть в разной степени искалеченные временем, переводом и Бог еще знает чем тексты, где описываются люди хотя бы предыдущей эпохи, но, исходя из них, убедительно представить себе подобных существ довольно трудно. В первую очередь потому, что за базу для представляемого человеческого существа мы подсознательно будем брать современный образец — и это уже является залогом косности представления, ибо отличие качественное, а не количественное. На самом деле представить себе человека иной эпохи — все равно что представить инопланетянина; к слову, в данном месте полезно вспомнить о том, что даже основой жизни, согласно текстам, в его случае является не пища, а нечто другое (кровь, прана). Что уж говорить о чувствах, уме и разуме, о побуждениях, стремлениях и намерениях.
Все перечисленное отличается от нашего так же не количественно, но качественно, — и, соответственно, требует качественно иного подхода. Так, к примеру, человек Кали-юги принципиально не может практиковать учение, подразумевающее контроль чувств на уровне человека иной эпохи (то есть может-то он может, однако успеха сие не возымеет). Еще Арджуна пять тысяч лет назад в ответ на предлагаемые Кришной методы совершенствования отвечал, что не чувствует себя способным на это. Что же говорить о современных людях? В сравнении наш ум мелок, непостоянен и ограничен, разум непроявлен, чувства грубы, необузданны и убоги, побуждения эгоистичны, стремления изменчивы, намерения преходящи, а жизнь коротка. Sic — Тантра попросту единственный путь, которым можно эффективно, подчеркиваю, эффективно двигаться при таких начальных условиях, потому она (а не что-либо другое!) прямо и косвенно предписана неоднократно многими Текстами.
Короче говоря, все прочее, вспоминая ту же «Маханирвана-Тантру», ныне подобно лишенным яда змеям и соитию с бесплодной женщиной. Только тантрические формы Божеств (кстати, их гораздо больше, чем принято считать) примут то поклонение и жертвоприношение, которое по природе своей могут поднести люди Кали-юги. Попытки же иной практики, как не соответствующие стандарту, в лучшем случае будут бесплодны, в худшем же приведут практикующего к деградации и аду. Посему практика Тантры пригодна для всех. К примеру, о какой Аштанга-Йоге может идти речь, если практикующий настолько не владеет своими чувствами, что даже не способен побороть страсть к мясной пище? Тантра же доступна существам в том числе и с самыми низкими побуждениями и страстями, недаром говорится, что даже в разгар Кали-юги (напомним, она только началась, и человечество обречено на еще большую, нежели сейчас, деградацию!) Тантра по-прежнему будет иметь силу…
В завершение сего краткого очерка хотелось бы упомянуть о столь важном предмете, как бесконечное разнообразие тантрических практик. Тантрой является отнюдь не только Шактизм, коий распространен в Кали-югу исключительно потому, что современные люди эгоистичны и материалистичны по природе и вообще склонны поклоняться Силе (Шакти), чаще всего Материальной. Собственно, все сравнительно действенные в нашу эпоху практики в той или иной мере являются Тантрой, начиная с некоторых течений Ислама и мистического Христианства и заканчивая Обществом Сознания Кришны. Условно тантрические практики можно подразделить, помимо прочего, на две ветви, между которыми имеются сколько-нибудь существенные различия: практики джнаны и бхакти, использующие разные методы и предназначенные для людей разного склада.
Итак, каков бы ни был человек Кали-юги — Тантра есть единственный предписанный плодотворный Путь, пригодный для каждого. Обладающий разумом да постигнет!».

(Лилананди. Кали-юга: почему Тантра?)

 

3.4. ИНТЕРНЕТ-ФОРУМЫ

Информация отсутствует

 

3.5. ЗАРУБЕЖНЫЕ ИСТОЧНИКИ

«Примечание 2. В «Маханиpвана-Тантpе» говоpится о том, что учением, адекватным пеpвому веку (Сатья-юге), было учение Шpути, то есть Вед; втоpому (Тpета-юге) — учение Смpити; тpетьему (Двапаpа-юге) — учение Пуpан, а для последнего века (Кали-юги) таковым является учение Тантpы и Агамы».

(Юлиус Эвола. Йога могущества. // Конец света.
Эсхатология и традиция. М. 1997г. 1998г.;
Журнал «Милый Ангел». №2 2000г.)

«Тантрическая литература. В соответствии с одной традицией считается, что Тантры — это Пятая Веда; для каждого периода Бог создал своё писание: для Сатья-юги — Веды; для Трета-юги — Смрити; для Двапара-юги — Пураны; для Кали-юги — Тантры. Тантры предназначаются человечеству Кали-юги. В них открывается не относящаяся к этому времени Истина, адаптированная к сильно ослабленным способностям людей этой юги».

(Джагги О.П. Йогическая и Тантрическая медицина. / Пер А.Агапкина.)

«Знаменитый комментатор «Ману-смрити» Куллукабхатта говорит, что Шрути бывает двух видов: ведическая и тантрическая. Различные Шастры, однако, являются различными описаниями Шрути, предназначенными человечеству того периода, для которого они даны. Так Тантра является описанием Шрути, оформленным (касательно ее ритуала) с учетом особенностей и больных мест Кали-юги. Поскольку люди настоящей юги не имеют достаточного могущества, долговечности и нравственной силы, необходимой для успешного применения Вайдика Карма-канды, Тантра предписывает специальную Садхану — систему или практику ее самой для реализации того, что является окончательным и всеобщим завершением всех шастр.
«Куларнава-Тантра» гласит, что в Сатья-югу или Крита-югу Шастрой является Шрути (в смысле Веды и Упанишады); в Трета-югу — Смрити (в смысле Дхарма-шастры и Дживика-шрути), в Двапара-югу — Пураны; и в последней, или Кали-югу, — Тантра, которой обязаны следовать все ортодоксальные индуисты. «Маханирвана-Тантра и др. тантры и тантрические комментарии указывают на это же правило. О Тантре также говорится как о содержащей самую сокровенную часть, или сердцевину Веды, содержащую знание о возникновении отношения Параматмы и Дживатмы. Подобным же образом Каулачара — суть внутренняя жизнь, наполняющая грубое тело, называемое Ведачара, все Ачары которого, следующие вверх одна за другой к Каулачаре, представляют собой все более и более тонкие оболочки». 

(Артур Авалон. Введение в «Маханирвана-Тантру». Старклайт 2002г.)

«Глава 6. Разновидности виман. Сутра 1. Махариши Бхарадваджа: «Три типа в соответствии со сменой Юг» (Jaati tryvidhyam Yugabhedaad Vimaanaanaam).
Бодхананда Вритти: Существует три типа летательных аппаратов, отвечающих особенностям каждой юги. Рассмотрев механизмы, составляющие Виману, мы перейдем к классификации самих Виман. В сутре отмечено, что существуют различные типы летательных аппаратов, и таких типов три.
Муни, или провидцы, лелея в своем сердце Бога Махадеву в облике Дакшинамурти, создали в соответствии с Ведами дхарма-шастры, или этические кодексы, эпосы, хроники, руководства по проведению ритуалов, трактаты по искусству и наукам, кодексы обрядов и жертвоприношений, и распространили их среди людей. Говорят, что среди этих трудов древних провидцев, есть шесть трактатов, посвященных сооружению виман. В них описаны три класса виман, известные как maantrikaa, tantrikaa и kritakaa, способные летать куда угодно.
В «Вимана-чандрике» сказано: «Я скажу в общих чертах о разновидностях виман. В Трета-югу, когда люди были сведущи в мантрах и могущественных гимнах, виманы создавались посредством мантрического знания. В Двапара-югу, когда люди развили в себе значительные тантрические знания, виманы производились посредством тантрического знания. Поскольку в Кали-югу знания мантр и тантр стали недостаточными, то виманы, создававшиеся в ту пору, известны под названием kritakaa, или искусственные. Поэтому древние провидцы, учитывая перемены в дхарме, наблюдаемые на протяжении юг, рассматривали виманы трех юг как виманы трех типов».
В «Вйомаяна-Тантре» также говорится: «Благодаря действию мантр в Трета-югу, виманы того периода относились к типу мантрика. Вследствие преобладания тантр в Двапара-югу, в то время были виманы типа тантрика. А в Кали-югу, вследствие упадка как мантр, так и тантр, виманы были искусственными». Так древние провидцы упоминают в шастрах о трех классах виман.
«Янтра-кальпа» также утверждает: «В соответствии с различиями юг, специалисты подразделяют виманы на три класса. Они определяются как maantrika, taantrika и kritaka». То же самое отражено в «Кхетаяна-Прадипике», а также в «Вйомаяна-аркапракашике».
Таким образом, согласно шастрам, виманы подразделяются на три класса на основе различий в способе их производства». 

(Махарши Бхараваджи. «Виманика-Шастра».
Комментарии Бодхананда Вритти.)

«Тантризм нелегко поддается определению. Из множества значений слова «тантра» (корень «тан», «простираться», «пребывать», «увеличивать») некоторые нас будут интересовать в особенности, а именно «непрерывность», «развертывание», «длящийся процесс». Тантрой является «то, что расширяет знание». Ряд философских систем использовали этот термин в таком значении. Неизвестно, почему и при каких обстоятельствах он стал обозначать мощное религиозно-философское движение, которое, появившись в IV в. н.э., начиная с VI в. приняло масштабы общеиндийской моды. В самом деле, это походило на моду: довольно быстро Тантризм становится чрезвычайно популярен, причем не только в среде философов и теологов, но и у активных религиозных подвижников (аскетов, йогинов и др.); его престиж повышается и в «народных» слоях. В сравнительно короткий срок индийская философия, мистицизм, ритуалистика, этика, иконография и даже «художественная» литература оказываются под влиянием Тантризма. Это было поистине паниндийским движением, т.к. его разделяли все великие индийские религии и все «сектантские» школы. И в Буддизме, и в Индуизме Тантризм занял значительное место. Джайнизм тоже применял некоторые тантрические приемы (за исключением методов «левой руки»). Сильное влияние Тантризма можно заметить в Кашмирском Шиваизме, в великом движении панчаратринов (ок. 550г.), «Бхагавата-Пуране» (ок. 600г.) и в других мистических вишнуитских направлениях. Согласно буддийской традиции, Тантризм был впервые введен Асангой (ок. V в.), выдающимся наставником йогачары, и Нагарджуной (II в.), блестящим представителем Мадхьямики и одним из самых знаменитых и таинственных фигур в средневековом буддизме. Однако проблема исторического происхождения буддийского Тантризма все еще далека от разрешения. Есть основания считать, что Ваджраяна («алмазная колесница»; под этим именем и известен буддийский Тантризм как таковой), появилась в начале IV в. и достигла своего апогея в VIII в. «Гухъясамаджа-Тантра», которую некоторые ученые приписывают Асанге, является, вероятно, самым ранним текстом Ваджраяны и, безусловно, наиболее важным…
Заслуживает внимания тот факт, что Тантризм развивался в двух приграничных районах Индии — на северо-западе, вдоль афганской границы, а также на западе Бенгалии и в Ассаме. С другой стороны, как гласит тибетская традиция, Нагарджуна был уроженцем Андхры (Южная Индия), т.е. он жил в самом сердце дравидийских земель. Из всего этого можно заключить, что Тантризм, особенно вначале, развивался в тех провинциях, которые были не очень индуизированы, где духовное контрнаступление туземных обитателей происходило в полную силу.
Фактически Тантризм служил как бы перевозочным средством, с помощью которого большое количество чуждых, экзотических духовных представлений переправлялись в Индуизм; последний полон имен и мифов, относящихся к периферийным божествам (ассамским, бирманским, гималайским, тибетским и, конечно, дравидийским). Кроме того, в нем отчетливо различимы также иноземные ритуалы и верования. В этом смысле Тантризм продолжает и усиливает процесс индуизации, начавшейся в послеведийский период. В рассматриваемое же нами время ассимиляция охватывает не только чисто автохтонные индийские элементы, она распространяется и в областях за пределами собственно Индии: «тантрическая страна» par excellence — это Камарупа, Ассам…ну ваще!
Тем не менее, следует отметить, что в первый раз за всю историю арийской Индии доминирующее положение занимает Великая Богиня. В начале II в. н.э. два женских божества завоевали прочное место в Буддизме: Праджняпарамита, «творение» метафизиков и аскетов, инкарнация высшей мудрости, и Тара, эпифания Великой Богини архаической Индии. И в Индуизме Шакти, «мировая сила», поднимается до ранга Божественной Матери, которая оберегает не только мироздание со всеми его обитателями, но и многообразные манифестации божеств. Здесь можно узнать «религию Матери», которая господствовала в древнейшие времена на огромной эгейско-афроазиатской территории и которая всегда была основной формой культа среди автохтонных народов Индии. В этом смысле легкость распространения Тантризма говорит также и о новых победах доарийских племен.
Но можно обнаружить в этом почитании Великой Богини еще и своего рода религиозное переоткрытие тайны женщины, ибо, как мы позднее убедимся, каждая женщина является инкарнацией Шакти. Эта тайна, в частности, заключается в мистическом ощущении таинства рождения и плодородия. Кроме того, здесь еще и признание всего глубокого, «трансцендентного», неуязвимого, что есть в женщине; последняя начинает символизировать истоки священного и божественного, непостижимую сущность высшей реальности. Женщина воплощает и мистерию сотворения, и таинство бытия, всего того, что становится, умирает и возрождается.
Похоже, что философия Санкхьи возрождается в Тантризме как на метафизическом, так и на мифологическом уровнях: Дух, «мужское начало», Пуруша, несмотря на Свое величие, является совершенно бессильным; одна только пракрити действует, производит, вскармливает. Когда основаниям Космоса грозит великая опасность, боги призывают Шакти отвратить ее…
Авторитеты индуистского Тантризма рассматривали Веды и Брахманистскую Традицию как неадекватно отвечающие «современной эпохе». Человек, утверждали они, больше не обладает той спонтанностью духа и энергией, которыми он наслаждался в начале временного цикла; он неспособен к прямому восприятию истины («Маханирвана-Тантра», I, 20-29, 37-50); конечно, чтобы обрести спасение, ему тоже необходимо «плыть против течения», однако делать это он уже должен исходя из основных, повседневных переживаний своей «падшей» жизни, т.е. из самых истоков своего существования. Вот почему «ритуал жизни» играет решающую роль в тантрической садхане; вот почему «сердце» и «сексуальность» служат «колесницами» для достижения трансцендентного.
Похожим образом буддисты Ваджраяны переосмыслили и первоначальное учение Будды: их «откровение» применялось к резко сниженным способностям «современного человека». «Калачакра-Тантра» рассказывает, как царь Сучандра пришел к Будде и спросил, может ли Йога спасти людей в эпоху Кали-юги. В ответ Будда провозгласил, что Вселенная содержится в теле каждого человека, объяснил важность сексуальности и научил Сучандру контролировать временные потоки путем овладения ритмами дыхания — тем самым тот смог избежать давящего воздействия времени…
Провозглашенный как единственно надежный путь в эпоху Кали-юги, Тантризм прежде всего, является практикой, деятельностью, реализацией. Но, хотя его послание адресовано всем существам, путь Тантры как таковой начинается с инициации, которую проводит только гуру; отсюда и важность наставника, который один способен сообщить тайную, эзотерическую доктрину, передать ее «от сердца к сердцу». Здесь Тантризм также показывает поразительное сходство с древними мистериями и различными видами гностицизма». 

(Мирча Элиаде. Йога: бессмертие и свобода.
/ Пер. с англ. С.В.Пахомова. СПб. 2004г.)

«Урок 13. Двери Восприятия. Тема 6. Тантра. Тантра — Священное Писание Темных Веков. В тантрических текстах даются детальные описания различных эпох проявленного мира. Утверждается, что Вселенная проявляется в течение одного Дня Брахмы и снова поглощается непроявленным в течение одной ночи Брахмы. Брахма — это персонифицированная форма созидающего начала. День Брахмы именуется кальпой. Этот период делится на махаюги (великие эпохи), которые периодически повторяются снова и снова. Каждая махаюга далее подразделяется на четыре юги (эры):
1. Сатья Юга … золотой век, или эра истины
2. Трета Юга … серебряный век
3. Двапара Юга … медный век
4. Кали Юга … Железный век, или темная эра
Согласно Тантре, а также многих другим системам, мы сейчас живем в темном веке (Кали-Юга). Этот век, как предполагают, начался с 3102г. до н.э. Это период, когда гармония в жизни мира и людей значительно сокращается, когда люди почти полностью теряют баланс с собой и окружением. Говорят, что каждый из четырех веков имеет свой собственный тип священных текстов, чтобы привести людей к более высокому уровню осознания. Священные тексты Тантры рассматриваются как идеальные для настоящей Кали-Юги. В «Куларнава-Тантре» говорится: «В Сатья-юге формой священного писания является откровение (шрути). В Трета-юге следует придерживаться писаний, сохраняемых в памяти (смрити). Писания Двапара-юги — это Пураны (писания в форме мифов), в то время как Агама (Тантра) больше всего подходит для Кали-юги».
В действительности, писание эры Сатья не излагается ни в какой книге… это непосредственный опыт, дающийся человеку в откровении. Книги не нужны ни в Сатья-юге вселенной, ни в Сатья-юге индивидуальной жизни; тот этап жизни человека, когда он начинает настраиваться в лад с высшими сферами, — это Сатья-юга для каждого из нас. В этих обстоятельствах не нужны никакие священные писания, нет нужды полагаться на слова других людей, ибо человек будет непосредственно переживать в личном опыте смысл всех писаний. Таков смысл Шрути — священного писания Эры Истины.
Утверждается, что в Трета-юге люди менее способны постигать, переживать и понимать более высокие сферы знания и осознания. По этой причине необходимо, чтобы переживания провидцев записывались в виде священных писаний и сохранялись в памяти. Они будут служить руководством для всех духовных искателей и для людей в целом. К этим писаниям относятся любые священные тексты, записанные в любой религии. В Индии писания этого типа называются Смрити (запомненное знание). К числу таких текстов следует отнести Коран, Библию, Упанишады, Дхаммападу и многие другие традиционные тексты.
Таким образом, Тантра полностью отдавала себе отчет в том, что разные периоды времени требуют разных методов духовного наставления и практики для достижения просветления. Более того, объяснения и интерпретации конкретных текстов годятся только для отдельной эры, после которой тексты необходимо излагать в другой форме. Разумеется, конечная цель космического постижения остается одной и той же, но техникам и понятиям следует учить таким способом, который приемлем и легче всего понятен в конкретной социальной ситуации, характеризующейся преобладанием тех или иных норм и условий. Тантра никогда не утверждала, что любой из ее текстов представляет собой последнее слово в духовной жизни. Она всегда говорила, что тексты годятся только для определенного времени, после которого они становятся излишними. Насколько нам известно, такого никогда не заявляла ни одна духовная система. Тантристы сознавали, что позиции людей и условия окружающей среды со временем меняются. Поэтому они понимали очевидное: что наставления и методы, содержащиеся в духовных текстах, тоже должны меняться. Именно так они могут помогать человеку, не препятствуя ему. Цель остается одной, но средства меняются.
В течение веков появились новые тантрические тексты, и они будут продолжать появляться по мере дальнейшего протекания нынешней Кали-юги. В этих текстах будут записываться интуитивные прозрения провидцев в соответствии с изменениями нужд человечества.
Подходит ли Тантра для современности? Тантра выросла естественным образом в течение прошедших эпох. Она никогда не была по настоящему строго определена как единое целое, что на самом деле составляет ее преимущество, поскольку позволяет ей приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям, не превращаясь в застывшие и неизменные догмы.
В действительности, как мы уже указывали, Тантра, вероятно, является единственной системой, которая полностью отдает себе отчет в том, что ее письменные тексты с течением времени частично теряют свою актуальность. Меняются вкусы и настроения людей, социальные правила и условия и т.д. Каждое общество имеет свои специфические особенности, к которым человеку приходится приспосабливаться на пути к физическому и психологическому благополучию и более высокому осознанию. Именно по этой причине Тантрическая Традиция говорит, что в будущем появятся и будут записаны новые тантрические тексты, которые автоматически заменят архаические тексты, утратившие свою актуальность. Это не просто идея, ибо это уже произошло — большинство древних традиционных тантрических текстов более не доступны; они были утеряны, скрыты, либо уничтожены. Большинство тантрических текстов, распространенных в настоящее время, являются сравнительно новыми. То есть, они были написаны в последние несколько столетий. Старые тексты, по видимому, исчезли, в соответствии с законами и предсказаниями тантрических традиций.
Можно было бы задаться вопросом, почему Тантра, будучи столь фундаментальной и обогащающей жизнь системой, в настоящее время не имеет широкого распространения в Индии. В действительности, Тантру по прежнему практикуют, но она замаскирована и поглощена Индуизмом — комплексной религией, которая имеет тенденцию включать все в свое лоно. Однако значение Тантры, по большей части, забыто или, хуже того, стало источником массового неправильного понимания и злоупотребления. По этой причине на Тантру стали смотреть с некоторым презрением; она ассоциируется с сумасшедшими колдунами и многочисленными противозаконными действиями. Но эта репутация, по меньшей мере, несправедлива и, как правило, не обоснована. Причины подобной репутации сложны, но одна из главных состоит в том, что многие тантрические тексты написаны на так называемом многозначительном «темном языке». То есть, практики Тантры объясняются в символических терминах, которые можно понять только под личным руководством гуру. Это делалось для того, чтобы защитить содержание тантрических текстов от неправильного истолкования и неподобающего использования. Однако эта уловка не помогла, и Тантра стала полем массовых заблуждений и злоупотреблений. Вы должны помнить, что некоторые из тантрических ритуалов являются очень специализированными и сложными. Именно поэтому их так легко неправильно понять без руководства опытного учителя.
Тантра охватывает все аспекты жизни. Ее философская основа достигает невиданных высот понимания, но в то же время поддается практическому применению. Она имеет разные уровни смысла и значения, которые раскрываются лишь постепенно посредством личного опыта.
Современный человек ищет что то, но не знает, что это. Нам кажется, что Тантра, включая Йогу — это ответ, который вы ищете. Она основана на мудрости и опыте тысяч просветленных мудрецов на протяжении столетий. Она проверена временем.
Без радости и опыта высшего осознания жизнь оказывается унылой, расстраивающей и зачастую бесцельной. Даже мимолетный проблеск трансцендентального опыта способен наполнить новой радостью, новым вдохновением даже самого неэмоционального человека. Тантра обещает именно это: высшее осознание, счастье, знание. Тантра — это метод, который направляет и ведет вас к материальному и духовному самоосуществлению. Космическое осознание может приходить через соучастие в мире. Не обязательно отказываться от жизни и становиться аскетом. Таков путь Тантры.
Тантра — это система для тех, кто не имеет склонности к аскетизму и глубоко увлечен мирскими делами. Поэтому она больше всего подходит для современного человека. Она служит средством устранения подавления и комплексов. Тантра учит, что жизнь должна быть выражением удовольствия, хотя акты удовольствия, разумеется, должны быть дхармическими (гармоничными), а не адхармическими (дисгармоничными). Тантра берет человека за руку и медленно ведет его к высшему осознанию. Тантра говорит: «Зачем испытывать вину за мысли и действия; каждый поступок должен быть формой богослужения, ибо все суть Шакти… которая есть Шива». 

(Свами Сатьянанда Сарасвати. Древние тантрические техники Тантры и
Крийи. т.2. Продвинутый курс. Издательство К.Кравчука. 2005г.)

* * *

Итак. Согласно утверждению некоторых Тантр и некоторых авторов приведенных выше (и не приведенных здесь) источников, вполне вероятно, что Тантрическая Традиция (или Традиция Тантр, или Традиция Агам, или Пятая Веда, хотя это не совсем одно и то же) приобретает (!?) важное значение и актуальность в современную эпоху — Кали-югу. Однако, можно обнаружить, что существует определенная неточность относительно сроков наступления, продолжительности и окончания Кали-юги. Более того, иногда окончание Кали-юги сравнивают с окончанием эры Рыб и приурочивают к началу эры Водолея, согласно прецессионному зодиакальному «календарю», которое происходит уже в настоящее время. Тогда возникает вопрос: в какую же эпоху или эру мы сегодня живем, и какое священное писание сохраняет свою силу и актуальность в настоящий период и в ближайшее время?

«Существует масса астрологических версий и способов исчисления точного начала эры Водолея по разным календарям (1 февраля, 21 марта и т.п.), однако бесспорно, что переход к ней в самом разгаре. Заканчивается эпоха Рыб. Переход из Рыб в Водолей, исторически начавшийся перед первой мировой войной, закончится где-то к 2015г.
Ритм чередования воздействий уходящей Кали-юги и наступающей Сатья-юги будет идти crescendo в сторону Сатья-юги. По этому чередованию можно судить о том, как совершается эта замена. Наступление Нового Века произойдет стремительно.
И если Кали-юга была веком невежества, то Сатья-юга будет веком просвещения, Знания и Света. И знающие о непреложности ее наступления будут готовить сознание свое, его расширяя, чтобы встретить идущую Эпоху Огня и Света во всеоружии понимания Великой Перемены.
Да! Это верно. Много прекрасных слов говорится, и много зла делается. Конец Кали-юги есть конец злого, кровавого Века. Было Сказано: «В Рыбах кровь». Новое сочетание Звездных Лучей изменит пространственные условия. У людей сохранилась память о Золотом Веке. По закону Циклов он снова наступит».

(Звездные знаки новой эпохи Водолея.)

«Эра Водолея — всеобщая благость, тотальная любовь, новые перспективы развития и т.п… Так совсем недавно характеризовали наступающий исторический момент «предвидцы» духовного обновления человечества. Новая Эпоха, Эра Водолея и Кали-Юга — Железный Век — смутные времена розни, распрей, крови и жестоких испытаний. Промежуток времени до предполагаемого окончания Кали-Юги предстоит куда более продолжительный, чем тот, который прошел с начала осознанной истории нынешнего человечества. А момент этого начала теперь никто уже и не вспомнит — он затерялся где-то в неизведанных дебрях древнейшей истории. Чтобы выжить — я имею в виду выживание человека как биологического вида на этой планете вообще — нам необходимо жить с очень высокой скоростью и плотностью функционирования. И при этом все время развивать свои функциональные и адаптивные способности. Такова реальность. Жестокий экологический стресс, перспективы массового «выхода в люди» старых и новых смертельных инфекций, перманентное нагнетание психологического и информационного давления, тяжелейший психоэнергетический прессинг… «Совместить несовместимое и при этом остаться собой…» — предельно компактная и при этом максимально эффективная практика интегральной функциональной оптимизации в ближайшем будущем может оказаться единственной реальной адаптогенной силой. На сегодня такая практика разработана только в Хатха-Йоге. Именно Хатха-Йога в ее современных формах «умудрилась» вобрать в себя наиболее «рабочие» достижения других физкультурных и псхотренинговых интегральных технологий и гармонично сплавить их в мощную единую систему». 

(А.Сидерский. Эра Водолея, Кали-Юга, Хатха-Йога.)

* * *